Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации доказывается, что процесс подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами специального курса представляет собой целенаправленно организованное взаимодействие преподавателей и учащихся по воспитанию общей, психологической, информационной культуры, развитию социальной мобильности, поведенческой гибкости, умения находить смысл в учебно-профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ * ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Теоретический анализ ситуации выбора в процессе личностного и профессионального самоопределения
    • 1. 2. Сравнительно-исторический обзор концептуальных подходов к профессиональному самоопределению учащихся на разных этапах развития общества
    • 1. 3. Анализ опыта преподавания специальных курсов по основам выбора профессии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ t ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ
    • 2. 1. Педагогические основания и принципы проектирования образовательной программы курса «Культура профессионального выбора»
    • 2. 2. Актуализация субъектного опыта в процессе профессионального самоопределения
    • 2. 3. Обучение профессиональному выбору как исследовательская, учебно-игровая и коммуникативно-диалоговая деятельность
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необратимые и глубокие социальные перемены в обществе, из которых проистекают новые образовательные потребности, в том числе, связанные с изменениями в области профессиональной деятельности: переключение ее в сферу услуг и посредничества, изменение способов добывания средств, массовая безработица, особенно среди молодежи — ставят человека в тяжелые условия выбора, морального и профессионального.

Сегодня во всем мире изменения в профессиональной деятельности происходят очень быстро. Подрастающему человеку часто трудно сориентироваться в ситуациях, требующих не только научных знаний, но и развитого индивидуального самосознания, самостоятельности выборов, согласования целей и способов их достижений с потребностями и интересами других, раскрытия собственных сил и потенциалов. В таких условиях возрастает роль индивидуального опыта человека, его личной позиции, понимания исходной ситуации в процессе профессионального самоопределения, приобщения к общечеловеческим ценностям.

В законе Российской Федерации «Об образовании» так определяются основные требования к содержанию образования: оно должно обеспечить «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества», «интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (102, с. 14). Изменение социально-экономических условий, повышение степени свободы вызвали потребность осмысления культурных оснований воспитания: плюрализма и вариативности воспитательной практики, демократизации субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственности государства за воспитание детей и молодежи, стержнем которого является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов и гражданской позиции обучающихся. Это отражено в программе развития воспитания в системе образования в России на 1999;2001 годы (118). Среди стратегических целей государственной политики России в области образования выделяются следующие:

1. Расширение зоны самоопределения личности и сферы ее саморазвития;

2. Внедрение принципов развивающего образования и методологии деятельностного подхода, превращение образования в сферу освоения способов мышления и деятельности (112).

Основой воспитания подрастающих поколений является приобщение к культуре, формирование человека культуры, то есть человека будущего, способного сделать правильный выбор и тем самым определить вектор общественного развития.

Сказанное выше предопределило исследовательские установки и замысел данной работы. Необходимость воспитания культуры профессионального выбора подтолкнули нас к проведению данного педагогического исследования.

Особая сложность решения проблемы профессионального самоопределения в современных условиях определяется, с одной стороны, совокупностью экономических, социальных и психологических проблем, с другой, недостаточной подготовленностью личности осуществлять профессиональный и личностный выбор не только в процессе обучения в школе, но и всей жизни.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом профессиональное самоопределение является одним из основных ф составляющих образованности, общей методологической культуры, компетентности, показателем функциональной грамотности, самостоятельности, умения ориентироваться в любой нестандартной учебной, социальной ситуации, выборе форм и средств саморазвития в культуре (39, 40).

Личностное и профессиональное самоопределение рассматривают Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон,.

A.В.Петровский., С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков.

Вопросы развития учащихся как субъектов профессиональной деятельности раскрываются в концептуальных исследованиях и методических разработках по проблемам индивидуальной профконсультации и профотбору (Е.А.Климов, Н. С. Пряжников, Б.А.Федоришин).

Вопросы профессионального развития личности изучают С. А. Днепров, К. М. Левитан, Л. М. Митина и А. К. Осницкий.

Анализ оснований субъектного подхода к изучению активности человека — представлен в работах К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. С. Белкина, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Педагогические технологии, обращенные к личности школьника в образовательном процессе, активно разрабатываются А. С. Белкиным,.

B.П.Беспалько, Н. В. Борисовой, М. В. Клариным, Н. В. Самоукиной,.

Г. И.Щедровицким.

Методологические проблемы дидактики и методические принципы личностно ориентированного обучения раскрыты Л. А. Беляевой, В. И. Загвязинским, И. А. Зимней, В. В. Сериковым, И. С. Якиманской.

Для нашего исследования существенное значение имеют диссертационные работы последних лет, посвященные изучению социальных и личностных факторов, обуславливающих процесс профессионального самоопределения (В.П.Бондарев, С. И. Вершинин, Н. Ф. Гейжан, Н. Э. Касаткина, Л. А. Колосова, Н. С. Пряжников, М.С.Савина), а также опубликованные работы по содержанию и методике преподавания курса «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи» (С.Н.Чистякова, АЛ. Журкина), «Технологическая культура» (В.Д.Симоненко).

Исследования психологов, социологов, педагогов свидетельствуют о том, что в последнее время резко обострились противоречия между слабовыраженными профессиональными планами молодежи и неготовностью школы как социального института оказывать необходимую помощь обучающимся в выборе будущей профессии (94, 127), а также противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задач о выборе профессии и достижении успеха в профессиональной деятельности и настоятельной необходимостью, потребностью выбирать, «самоопределиться» (69). Указанные противоречия подчеркивают необходимость определения педагогических условий подготовки учащихся к профессиональному выбору с учетом их жизненного опыта и культурно-исторической и экономической ситуации в стране.

Вместе с тем анализ современной теории и практики подготовки к профессиональному самоопределению также показал, что не преодолено противоречие между требованиями к содержанию и организации образовательного процесса подготовки старшеклассников к личностному и профессиональному самоопределению в современной социально-экономической и культурно-исторической ситуации, с одной стороны, и его научно-методическим обеспечением, с другой.

Социальная значимость проблемы, потребность практики в подготовке учащихся к профессиональному выбору, неразработанность ее технологий обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора ««.

Цель исследования — обосновать педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению, способствующие воспитанию культуры профессионального выбора.

Объект исследования — профессиональное самоопределение личности.

Предмет исследования — подготовка старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора».

Междисциплинарный подход, объединяющий педагогические, философские и психологические представления о профессиональном самоопределении, позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой успешность подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора» определяется:

• целенаправленно организованным взаимодействием преподавателей и учащихся по воспитанию общей, психологической, информационной культуры, развитию социальной мобильности, поведенческой гибкости;

• интеграцией знаний и различных видов деятельности на основе знания об организации информации, приемах ее использования, правилах преобразования, а также и актуализацией субъектного опыта;

• применением методов активного обучения, способствующих воспитанию культуры профессионального выбора.

Задачи исследования:

1. Провести историко-теоретический анализ подходов к решению проблемы профессионального самоопределения личности на разных этапах развития общества, изучить состояние обозначенной проблемы в современных условиях, охарактеризовать региональный опыт обучения учащихся основам выбора профессии.

2. Определить особенности организации и содержания подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения специального курса.

3. Спроектировать образовательную программу и учебно-методическое сопровождение ее реализации, соответствующие целям, задачам и содержанию курса.

4. Составить методические рекомендации в помощь преподавателям курса.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились общенаучные принципы системного и личностно ориентированного подходов при исследовании процессов воспитания и обучения, а также следующие идеи и теории:

• психологическая теория личности и исследования ее смысловых образований (А.Г.Асмолов, Б. С. Братусь, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл);

• общетеоретические подходы к изучению проблем взаимодействия личности и общества, социальной обусловленности образования и воспитания (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Б.М.Бим-Бад,.

A.С.Белкин, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В. Петровский, В.Д.Семенов);

• теория личностно-профессионального развития человека (В.В.Давыдов, Г. Е. Зборовский, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, К. М. Левитан, Л.М.Митина);

• теория педагогического проектирования (В.П.Беспалько, М. В. Кларин,.

B.С.Леднев, А. Я. Найн.);

• теория личностно ориентированного обучения (И.А.Зимняя, В. В. Сериков, И.С.Якиманская).

Методы исследования. Для решения задач исследования и проверки гипотезы использован комплекс методов: сравнительно-исторический анализ, позволивший проследить тенденции развития проблемы подготовки к профессиональному самоопределению и ее зависимость от социально-экономических условийизучение и анализ литературных источников. В качестве эмпирических методов исследования использовались: системный анализ изучаемой проблемыметод педагогического проектированияметод прямого и косвенного наблюденияанализ затруднений в работе преподавателей по организации процесса обучения профессиональному самоопределениюобобщение педагогического опытаметоды индивидуальной беседы, опроса, тестирования учащихся и педагоговстатистические методы обработки данных. Проведена источниковедческая работа в Государственном архиве Свердловской области.

Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Свердловского областного педагогического колледжа № 1, Екатеринбургского торгово-экономического техникума, учебно-производственного комбината Ленинского района Екатеринбурга, Центра психолого-педагогической помощи «Семья и школа» Верх-Исетского района, школы «Юность» Чкаловского района.

Этапы исследования. Работа осуществлялась с 1996 по 2000 г. и включала три этапа.

На первом этапе (1996;1997) определялись исходные позиции исследования: изучалась психолого-педагогическая, философская, социально-экономическая литературауточнялись методологическая и теоретическая основы исследования, противоречия, проблемаформулировалась цель, определялись объект и предмет исследования. Был проведен анализ состояния проблемы в теории педагогики, выявлена потребность практики в ее разработке. Была составлена и апробирована программа «Введение в профессию» для студентов 1 -го курса педагогического колледжа.

На втором этапе (1997;1998) создавались и апробировались учебные программы курсов «Основы профессиональной деятельности» для учащихся.

10−11-х классов общеобразовательной школы и студентов Екатеринбургского торгово-экономического техникума. В ходе изучения данных курсов процессе практических занятий выявлялись пути активизации профессионального самоопределения, варианты содержания в зависимости от типа образовательного учреждения, готовности учащихся к профессиональному выбору. Осуществлялось педагогическое проектирование образовательной программы «Культура профессионального выбора».

На третьем этапе (1999;2000) систематизировались и обобщались полученные материалы, обрабатывались и анализировались результаты опытно-поисковой работы, проверялись и внедрялись в практику результаты исследования, проводилась работа по текстовому оформлению диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Определены теоретические предпосылки и педагогические условия позитивного решения проблемы подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами образовательной программы «Культура профессионального выбора»: интегрированный характер содержания программы на основе знания об организации информации, приемах ее использования, правилах преобразованиярасширение воспитательных и познавательных возможностей программы за счет организации образовательного процесса, основанной на привлечении субъектного опыта обучающихся, доминирования целей личностного, интеллектуального и деятельностного развития.

2. Обоснован выбор активных методов обучения применительно к программе «Культура профессионального выбора».

Теоретическая значимость исследования состоит в определении содержания понятия «подготовка к профессиональному самоопределению" — в психолого-педагогическом обосновании роли курса «Культура профессионального выбора» как одного из педагогических условий подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современной социально-экономической и культурно-исторической ситуации.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный и апробированный комплекс методов и приемов, направленный на активизацию процесса профессионального самоопределения, может быть использован в практике преподавания курсов по основам профессиональной деятельности, выбора профессии, профессиональной культуры, в работе классного руководителя, педагога-психолога. Принципы проектирования образовательной программы «Культура профессионального выбора» могут быть применены в педагогической практике специалистами образовательных учреждений. Разработаны обучающе-развивающие игры с моделированием ситуации выбора.

Достоверность исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, общим методологическим подходом к разработке личностно ориентированной образовательной программы «Культура профессионального выбора».

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику.

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях «Профессиональная компетентность педагога и инновационные процессы в образовании» (Екатеринбург, 1999), «Культурологический подход в образовании» (Екатеринбург, 2000) и педагогических чтениях «Образование и образованность в культуре современного общества» (Екатеринбург, 2000). Промежуточные результаты освещались на лекциях и семинарах для социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей, преподавателей курсов по основам профессиональной деятельности образовательных учреждений. и.

Учебная программа «Культура профессионального выбора» (инвариантный курс для учащихся 10−11-х классов учреждений среднего общего образования) сертифицирована, опубликована в сборнике учебных программ «Технология: профессиональное самоопределение», вошла в электронное учебно-справочное пособие «Основы профессионального самоопределения учащихся. Карьера», который рекомендован для использования в школах Свердловской области. Разработаны методические рекомендации «Профессиональное самоопределение», «Обучающе-развивающие упражнения и игры для подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению» для преподавателей специальных курсов педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, «Психолого-педагогические особенности и принципы проектирования образовательных программ» для педагогов, руководителей образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению средствами специального курса определяется в исследовании как целенаправленный образовательный процесс, в котором предусматривается взаимодействие педагогов и учащихся по воспитанию психологической, информационной культуры, развитию социальной мобильности, поведенческой гибкости, умения находить смысл в учебно-профессиональной деятельности. Готовность к профессиональному выбору выступает в качестве его регулятора.

2. Теоретическими и научно-методическими предпосылками, обеспечивающими успешность подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению средствами специальной образовательной программы «Культура профессионального выбора» являются:

• интеграция знаний и различных видов деятельности учащихся в процессе изучения курса на основе знания об организации информации, приемах ее использования, правилах преобразования, а также актуализации субъектного опыта;

• повышение воспитательного потенциала учебной деятельности за счет доминирования целей личностного, интеллектуального и деятельностного развития обучающихся, использования активных методов обучения.

Выводы по второй главе.

1. Проведенная нами опытно-поисковая работа позволила педагогически обосновать необходимость процесса проектирования образовательной программы подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению и доказать, что целенаправленно организованное обучение способствует воспитанию культуры профессионального выбора и формирует готовность к нему. Под готовностью мы понимаем активно действенное состояние личности, определяемое совокупностью нравственных психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности и свое отношение к выбираемой деятельности, и рассматриваем ее как регулятор выбора.

2. В результате нами были выявлены принципы проектирования образовательной программы как личностно ориентированной: принцип вариативности, принцип гуманного прагматизма и принцип саморазвития.

3. Определены педагогические основания проектирования содержания образовательной программы «Культура профессионального выбора» в соответствии с учебными программами, планами, требованиями к образованности учащихся, Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (национально-региональный компонент) и анализом ситуации выбора, которые предполагают необходимость переноса акцента с изложения результатов познания на процесс осуществления деятельности как индивидуальной деятельности учения. Главным источником становления и развития познавательной активности является организованное обучение, основой которого является содержание образовательной программы, за учеником закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных условиях.

4. В ходе исследования спроектирована гибкая структура модели личностно ориентированной образовательной программы как основы индивидуализации воспитания и обучения учащихся, предполагающей особую организационную модель содержания, состоящую из трех блоков: образование и самообразование, самопознание, самореализация, ее компоненты имеют связи и отношения, допускающие возможность перестраивания в соответствии с внешними и внутренними условиями, в которых происходит профессиональное самоопределение субъекта выбора.

5. Выявлены также педагогические условия подготовки к профессиональному самоопределению средствами специальной образовательной программы" Культура профессионального выбора", которые обеспечиваются: интеграцией знаний и различных видов деятельности на основе знаний об организации информации, приемах ее использования, правил преобразования, а также актуализацией субъектного опыта обучающихся;

6. Доказано, что повышение воспитательного потенциала курса происходит за счет использования методов активного обучения, способствующих формированию культуры профессионального выбора (исследовательская, учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая деятельность).

7. В ходе опытно-поисковой работы созданы и апробированы различные игры, которые дают возможность моделировать реальные условия профессионального выбора, способствовать формированию самостоятельности мышления и приближению школьников к жизни.

8. Проведена оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору на начальном и завершающем этапе изучения курса «Культура профессионального выбора».

Заключение

.

Новое осмысление содержания подготовки к профессиональному самоопределению вызвано постоянно меняющейся ситуацией в образовании, экономике и в стране в целом. В условиях нестабильного рынка труда, массовой безработицы среди молодежи, изменения ценностно-нравственных ориентиров в обществе проблема профессионального самоопределения личности приобретает особую актуальность.

Возникает необходимость подготовки учащихся к более раннему осознанному и самостоятельному профессиональному выбору, так как выпускникам образовательных учреждений придется не только совершенствоваться в выбранной профессии, но и быть готовыми к иному виду профессиональной деятельности, к новым требованиям социально-экономической и кадровой ситуации, проявлять при этом активность и умение самореализовываться.

Успех профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях значительной мере обеспечит специально разработанный курс по их подготовке к профессиональному выбору.

Проведенное исследование и результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутые гипотезу и положения на защиту и позволили сделать выводы, одни из которых имеют теоретический характер, другие практическую направленность.

Теоретический анализ ситуации профессионального выбора, сравнительно-исторический обзор подходов к решению проблемы профессионального самоопределения, обобщение регионального опыта доказали культурно-историческую и социально-экономическую обусловленность возникновения и развития системы подготовки учащихся к выбору профессии, а также необходимость создания специальной образовательной программы подготовки к профессиональному самоопределению и ее научно-методического обеспечения.

В диссертации доказывается, что процесс подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами специального курса представляет собой целенаправленно организованное взаимодействие преподавателей и учащихся по воспитанию общей, психологической, информационной культуры, развитию социальной мобильности, поведенческой гибкости, умения находить смысл в учебно-профессиональной деятельности. Основной целью подготовки является содействие в активизации их профессионального самоопределения, результатом — готовность к профессиональному выбору. Готовность к профессиональному выбору — это сложное активно-действенное состояние личности, позволяющее ей осознать свои возможности и отношение к выбираемой деятельности. Она выступает в качестве его регулятора.

В целом в результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что успешность подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: а) интегрированным характером содержания образовательной программы на основе знания об организации информации, приемах ее использования, правилах преобразованияб) организованным взаимодействием педагогов и учащихся на основе привлечения субъектного опытав) применением методов активного обучения, способствующих воспитанию культуры профессионального выбора (исследовательская, учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая деятельность).

Таким образом, есть основание рассматривать возможности повышения воспитательного потенциала учебной деятельности за счет доминирования целей личностного, интеллектуального и деятельностного развития обучающихся.

Проведенный анализ подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора» дает основания для вывода о необходимости дальнейшего исследования поставленной проблемы. С нашей точки зрения, нуждается в дальнейшей разработке проблема подготовки педагогов к осуществлению работы по воспитанию культуры профессионального самоопределения учащихся в новых социально-экономических условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — С. 110−134.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С.88−98.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-381 с.
  5. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М. гЭкономика, 1991.-416с.
  6. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С.6−13.
  7. П.Р. Всесторонне развитие и профессиональная подготовка учащихся // Советская педагогика. -1987. № 3. — С. 36−41.
  8. В.В., Кирикова 3.3., Крохина Н. В., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. 166 с.
  9. А.С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург, 1999. — 136 с.
  10. Ю.Белкин А. С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999. 272 с.
  11. П.Белкин А. С., Бараковская Н. И., Брагина Т. А. и др. Основы педагогических технологий: крат, толков, слов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. инта, 1995.-27с.
  12. Л.А. Философия воспитания как основа педагогическойдеятельности — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1993. 125 с.
  13. Н., Патринос Г. Э. Образование и экономика меняющегося мира. Настоятельная необходимость реформы // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. Т. XXVII. — 1998. № 2 — С.46−48.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  15. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  16. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. -№ 1. С. 3−5.
  17. А.А. Личность и общение: Избр. тр. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  19. Болыыая советская энциклопедия в 30 т.т. / Под ред. А. М. Прохорова. -3-е. изд. -М.: Советская энциклопедия, 1977. Т.24. Кн.2. СССР. С. 406.- Т.П. — С.492.
  20. .С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. -М.: Менеджер, Роспредагенство, 1994. 60 с.
  21. А.В. Проблема психологии субъекта. -М.: Наука, 1994.
  22. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996. Т. 17. — № 6. — С. 30−37.
  23. T.M., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 44−55.
  24. Т.А. Формирование профессиональных намерений школьников с учетом потребностей конкретного экономического района: Пособие для учителя. М., 1982. — 83 с.
  25. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 18.
  26. С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе. Дис. д-ра пед. наук. М., 1997.
  27. В.В. Билет в будущее. -М.: Знание, 1990. 80 с.
  28. Г. Г. Твоя информационная культура. — М.: Молодая гвардия, 1988.-330 с. 31 .Воронин Г. Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. -1994. — № 3. — С.97.
  29. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-пресс, 1991.-536 с.
  30. Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Л., 1984. — 17 с.
  31. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 54 с.
  32. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  33. В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства//Педагогика. — 1997. — № 3.- С.10−15.
  34. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 1994. -№ 3. — С.43−52
  35. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профориентации. — М.: Педагогика, 1979. -160 с.
  36. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (национально-региональный компонент) Екатеринбург, Изд-во ИРРО, 1997. — 120с.
  37. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего образования Свердловской области. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1999. -126 с.
  38. Д. Учебные программы и социальные проблемы // Перспективы: Вопросы образования. — 1991. № 1. — С.13.
  39. Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. — № 5. — С.39−46.
  40. С.А. Педагогический словарь-самоучитель. Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1996. — 270 с.
  41. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Белар. ун-та, 1976. — 175 с.
  42. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск: Изд-во Хэлтон, 1998. — 399 с.
  43. И.А. Культура общения (опыт философско-методологического анализа). Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — 168 с.
  44. А.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983. 12 с.
  45. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  46. У. Профориентация и рынок труда // Перспективы: вопросы образования. 1989. -№ 4. — С.44−56.
  47. Карнозова J1.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.75−82.
  48. ., Ван Урс Б. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С.20−26.
  49. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дисс. д-рапед. наук. -М., 1995.
  50. Кац М. Профориентация с помощью ЭВМ // Перспективы: вопросы образования. 1989. — № 4. — С.82−94.
  51. Р. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Психология, 1986.-212 с.
  52. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта) М.: Знание, 1989. — 78 с.
  53. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии (Анализ зарубежного опыта).- Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  54. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Изд-во Арена, 1994. — 75 с.
  55. Е.А. Образ мира в разнообразных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-222 с.
  56. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, Изд-во Феникс, 1996. — 512 с.
  57. JI.C. Теория и история культуры // Уральский исторический вестник. № 2. Екатеринбург: УРО РАН. Институт истории и археологии. 1995.-С.4−14.
  58. Н. Пауэр. Обучение средство или цель? Освещение доклада Делора и его значение в деле обновления образования // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1998. Т. XXVII. -№ 2. — С.7−20.
  59. JI.A. Семейные династии как фактор формирования профессиональных интересов и намерений учащихся: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — М., 1987. — 20 с.
  60. Кон И. С. Психология старшеклассников. М: Просвещение, 1980. — 242 с.
  61. Концепция информатизации // Информатика и образование. 1990. — № 1.
  62. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. 1999. — № 1. -С.5−12.
  63. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. -Вильнюс: Мокслас, 1981. — 196 с.
  64. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Метод, пособие / Под ред. Журкиной А. Я., Чистяковой С. Н. М.: Филология. Ин-т общего сред, образ. РАО, 1997. -80 с.
  65. И. Методология научно-исследовательских программ //Вопросы философии. -1995. № 4.- С.135−148.
  66. В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: Вопросы образования. 1988. -№ 1. -С.34.
  67. К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург, Изд-во Деловая книга, 1999. — 272 с.
  68. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, 2-е изд. перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 192 с.
  69. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-314 с. 83 .Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  70. А.С. Собр.соч. в 7 томах. М., 1958. Т.5. — 394 с.
  71. А.К. Стратегия формирования мотивации учения //Перспективы: Вопросы образования. 1991. -№ 3. — С. 23−31.
  72. А. Самоактуализация//Психология личности. Тексты. М., 1982.
  73. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997.
  74. Методика курса «Основы производства. Выбор профессии»: Пособие для учителя / С. У. Калюга, М. Л. Кондюрина, И. С. Сасова, С. Н. Чистякова, И. Д. Чечель. Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987.-96 с.
  75. Методы преподавания курса «Основы производства. Выбор профессии» (Методические рекомендации для преподавателя курса). — Свердловск, 1988.-32 с.
  76. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  77. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  78. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии. 1997.-№ 4.-028−38.
  79. Ф 93. Моисеев Н. Н. Цивилизация XXI века и система «учитель» // Звезда. —1995. —№ 5. С. 147−153.
  80. Молодежь и профессиональная карьера (Учебно-методический комплект) / Под ред. Чистяковой С. Н., Журкиной, А .Я. М., Ин-т профессионального самоопределения молодежи. Лаборатория основ профессионального самоопределения РАН, 1993. — 30 с.
  81. А.В. Возможности факультативных занятий по формированию профессиональных интересов школьников (Методические рекомендации). М.: АПН СССР, 1990. 44с.
  82. М. К интеграции профессионального и общего образования // Перспективы: вопросы образования. 1989. -№ 4. — С.72−81.
  83. Моя профессиональная карьера (Пособие для учащихся) // Под ред.
  84. А.Я., Чистяковой С. Н. М., Ин-т профессионального самоопределения молодежи. Лаборатория основ профессионального самоопределения РАН., 1993. — 80 с.
  85. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  86. Народонаселение. Энциклопедический словарь/ Под ред.Г. Г. Меликьяна. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 640 с.
  87. В.Г. Зарубежный опыт. Образование взрослых и социальные перемены. // Информационный бюллетень № 1. Проблемы непрерывного образования взрослых. — Псков: РАО. Институт образования взрослых, 1994. 44 с.
  88. Отчет о научно-исследовательской работе. Разработка модели профессиограммы для учебных заведений профессионального образования (промежуточный) Екатеринбург, 1995. — 86 с.
  89. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  90. А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии 1998. — № 3. — С. 130 148.
  91. А.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С.92−104.
  92. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (вторая половина XIX века). М.: Наука, 1976. С. 525.
  93. Е.И., Рыбакова Л. Н., Мороз Е. С. Взаимоотношения «учитель — ученик» (по материалам исследований Центра социальной адаптации подростков) // Педагогика. 1993. — № 6. — С.49−33.
  94. Педагогическая наука реформе школы / Под ред. Э. А. Фарапонтовой. М.: Педагогика, 1988. — 168с.
  95. . Эффективность служб профориентации // Перспективы: вопросы образования. 1989. — № 4. — С. 105−112.
  96. А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, Изд-во Феникс, 1996. 224 с.
  97. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 3−9.
  98. К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., перераб. — М.: Медицина, 1970. -264 с.
  99. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на 2-ом Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и Информатика», Москва, 1−5 июля 1996., — М., 1996. -34 с.
  100. Положение о профориентации и психологической поддержке населения в РФ. Приложение к постановлению министерства труда и социального развития РФ № 1. М., 1996. — 8 с.
  101. Практическая психология для преподавателей М.: ИИД «Филинъ», 1997.-328с.
  102. Примерная программа «Основы технологической культуры» (10−11 ф классы) // Школа и производство. — 1999. № 2. — С. 10−13.
  103. Примерные программы основного общего образования по образовательной области «Технология» // Школа и производство. 1998. — № 6. -С.6−38.
  104. Программа 2 развития образования в Свердловской области на 19 962 000 годы (образование в период детства, общее, начальное и среднее профессиональное образование). Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
  105. Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999−2001 годы // Вестник образования. 1999. — № 12. — С. 16−49.
  106. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  107. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. — 1993.5. С. 33−37.
  108. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (Методика для преподавателя и профконсультанта) / Под ред.
  109. А .Я., Чистяковой С. Н. — М., Ин-т профессионального самоопределения молодежи. Лаборатория основ профессионального самоопределения РАН., 1993. 92 с.
  110. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б. А. Федоришина. Киев: Радянска школа, 1980. — 160 с.
  111. Профориентационная диагностика и методика ее проведения (Методические рекомендации учителям к курсу «Основы производства. Выбор профессии»). Новгород, 1989. — 54 с.
  112. Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство 1993. — № 4. — С.20−22.
  113. Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии 1987. -№ 4. — С.92−99.
  114. Н.С. Профконсультация: виды и условия проведения // школа и производство. 1989-а. — № 10. — С.13−16.
  115. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО1. МОДЕК", 1996.-256 с.
  116. Н.С., Ященко В. А. Профориентационные игры: «Ветеран», «Остров», «Продавцы-покупатели». Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1987.-16 с.
  117. Психологические основы трудового воспитания школьников: (Педагогическая наука реформе школы) / Под ред. Э. А. Фарапонтовой. — М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
  118. Психология. Словарь / Под.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  119. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во гос проф.-пед.ун-та, 1996. — 148 с.
  120. А.И. Будущее России общество высоких технологий // Проблемы информатизации. — 1994, — № 1. — С.3−4.
  121. И.Н. Образование на российском рынке. — Екатеринбург, 1994.-50 с.
  122. К. Профориентация: новые цели //Перспективы: Вопросы образования. 1989. — № 4. — С. 57−70.
  123. Р.А. Теория и практика воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 40 с.
  124. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т.т. / Под ред.
  125. B.В.Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия. Т.1, 1995. — 608 с.
  126. С.Я. Основы общей психологии: в 2-х т.т. М.: Педагогика, 1989.
  127. И.В. Свободное время как фактор социально-педагогической коррекции поведения подростков. Дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 142 с.
  128. М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования. 1998. — № 12 — С. 67.
  129. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся. Автореферат дисс. д-ра пед. наук. М., 1993. — 32 с.
  130. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Народное образование, 1996. 112 с.
  131. Свердловская область: регионально-образовательное пространство. Информационно-аналитический отчет по материалам социологических исследований. Екатеринбург, 1994. — 230 с.
  132. Свод законов Российской Империи. К. IV, т. XI.
  133. В.Д. Школа. Выбор пути. Екатеринбург: Полиграфист, 1993.1. C. 17.
  134. В.Д. Трава на асфальте: Избранные педагогические труды. -Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. С. 188.
  135. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  136. А.В. К новой модели обучения: социокультурный подход // Социологические исследования. 1994. -№ 3. — С.88−92.
  137. В.Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В., Волохова Е. Л. Профессиональное самоопределение школьников: Учеб. пособие -Брянск: Изд-во БГПИ, 1995. 100 с.
  138. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. — 752 с.
  139. В.М. Экономическая психология (спецкурс). Лекция 7. Психология трудовой деятельности // Российский экономический журнал.-1998.-№ 9.-С. 105−109.
  140. Технология игрового обучения. — Рига: Учебно-методический кабинет высшего образования Мин-ва образ Латвийской ССР, 1990. 68 с.
  141. .А. Система профессиональной информации в старших классах средней школы. Киев. Радянска школа, 1985. — 70 с.
  142. Философский энциклопедический словарь. -М.: Инфра-М, 1997. -576 с.
  143. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. -№ 2. — С. 88−93.
  144. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс., 1990. — 368 с.
  145. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  146. С. Теоретические основы профессиональной ориентации. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 108 с.
  147. Хейзинга Й.-Х. Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культуры //. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. — С.5−240.
  148. Ф. Образование и практическая деятельность: диалог двух миров // Перспективы: вопросы образования. — 1998. — № 1. — С.7−21.
  149. И.Д., Чистякова С. Н. Задачи курса «Основы производства, Выбор профессии» // Школа и производство. 1986. — № 8. — С. 10
  150. С.Ю. Концептуальные вопросы воспитания и обучения //Образование и рынок. № 2. — 1998. — С.61−66.
  151. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  152. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Изд-во фирмы «Логос», 1993. — 181 с.
  153. Э. Основные идеальные типы индивидуальности. Психология личности. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, АА.Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. С.55−59.
  154. Шулешко Е.Е.,.Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. — Красноярск, 1990. — 145 с.
  155. А.Г. Профориентация в школе: состояние и тенденции // Перспективы: вопросы образования. 1989. -№ 4. — С.33−43.
  156. Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  157. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999. -№ 3. -С.39−47.
  158. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.31−41.
  159. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−76.
  160. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  161. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С.3−9.
  162. Handy С. The age of unreason. London: Arrow Books. 1995. p.10.
  163. Hargreaves F. Changing Teachers: changing times. New York: Mac Millan, 1994.
  164. Higher Education Digest/ Quality Support Center. The Open University London, Spring, 1997, issue 27, p.6.
  165. Shaw S. Development of Core Skills training in the Partner Countries Final Report for the ETF Advisory Forum Sub-Group D, European Training Foundation, June, 1998.
  166. UNESCO. International Conferences on Public Education. Recommendations 1934−1968. Paris, / UNESCO IBE, 1970. 268 p.
Заполнить форму текущей работой