Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институционально-правовой анализ российского избирательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной российской политико-правовой литературе при рассмотрении российской многопартийности как политико-правового института избирательного процесса выделяются два основополагающих подхода. Количественный подход, последовательно изложенный в трудах ряда российских ученых (Г.Н. Голосов, А. Н. Щербак, А. Б. Воронцова, Б.В. Звоновский), основывается на исходном тезисе о том, что любое… Читать ещё >

Содержание

  • f/ ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРККТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (теоретико-методологический анализ)
    • 1. Понятие избирательного процесса, его политико-правовое измерение
    • 2. Политико-правовые институты избирательного процесса
    • 3. Политико-правовые технологии избирательного процесса
  • Глава II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 1. Российская избирательная система как способ политико-правовой легитимации властных отношений
    • 2. Российская многопартийность как политико-правовой институт избирательного процесса
    • 3. Избирательное право в контексте политической трансформации российского гражданского общества

Институционально-правовой анализ российского избирательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Оптимизация всех форм избирательного процесса является магистральным направлением государственной политики в ходе политико-правовой реформы, инициированной Президентом России в 2004;2005 гг.

Необходимость масштабной модернизации избирательно-партийной системы диктуется многочисленными коллизиями, возникающими из-за несовершенства федерального законодательства в ходе проведения избирательных кампаний различного уровня: широкое и безответственное применение «административного ресурса», фрагментация политико-партийного пространства, активное развязывание «информационных войн», неэффективный механизм юридической ответственности.

Политическая ситуация в России осложняется тем, что текущее избирательное законодательство несбалансировано, формирование гражданского общества происходит в регионах неоднородно, правосознание большинства населения находится на низком уровне, что облегчает использование различного рода сомнительных и откровенно «черных» избирательных технологий по манипулированию общественным сознанием и групповым поведением.

В этой связи российское государство и общество еще не имеют нормальных защитных механизмов политико-правовой реализации избирательного процесса, а широкое применение незаконных технологий ставит под сомнение легитимность федеральных и региональных выборов, снижает и без того низкий уровень доверия общества к праву и демократическим институтам, сокращает участие граждан в осуществлении народовластия.

Все это делает актуальным исследование вопросов институционального правового и политического оформления избирательного процесса. Только имея ясное представление об особенностях российского опыта институцио-нализации избирательного процесса, можно эффективно осуществлять меры по его реформированию в контексте становления адекватной российской партийной системы.

Степень научной разработанности темы.

Активный интерес к вопросам выборов и избирательному праву зародился в отечественном правоведении еще в середине XIX — начале XX вв. Подтверждением этого служат труды В. В. Водовозова, В. М. Гессена, Н. М. Коркунова, Б. Н. Чичерина.

В советский период вопросы правового обеспечения избирательного процесса в силу ряда идеологических причин не привлекали к себе должного внимания со стороны ученых-юристов. Вместе с тем следует отметить, что законодательство о выборах и практику его применения успешно анализировали С. М. Бродович, В. И. Игнатьев, Д. И. Курский, П. И. Стучка.

Современное состояние юридической науки характеризуется все более возрастающим интересом к проблемам правовой трансформации и эволюции избирательного процесса.

Высокий уровень политического и правового обобщения опыта формирования избирательных систем в России и других странах был продемонстрирован в монографических исследованиях А. П. Мясникова, Ю. В. Гудина, А. Е. Любарева, Г. В. Пушкарева, В. Е. Чиркина и других.

Историко-правовые аспекты различных стадий избирательного процесса анализировали Ю. А. Новиков, Н. П. Рязанцев и др.

Согласно положениям современного институционализма, деятельность всех субъектов политической власти — акторов происходит на разных полях или аренах общественных действий. При этом принципиальную значимость имеет исходная посылка о соблюдении ими «правил игры» избирательного процесса, утверждении избирательной системы, признании результатов ее функционирования легитимными и легальными. В этом контексте заслуживают внимания достижения современной институциональной теории, объединяющей представителей политической (Оуэн Б. Роуз Р., Макки Т.), правовой (Д. Норт, О. Уильямсон, Г. Симон) и социологической наук (Р. Ди Мад-жио, Н. Флигстайн).

В современной российской политико-правовой литературе при рассмотрении российской многопартийности как политико-правового института избирательного процесса выделяются два основополагающих подхода. Количественный подход, последовательно изложенный в трудах ряда российских ученых (Г.Н. Голосов, А. Н. Щербак, А. Б. Воронцова, Б.В. Звоновский), основывается на исходном тезисе о том, что любое голосование, исход которого существенно структурируется партийной принадлежностью избранных лиц, создает партийную систему, соответственно многопартийность институционализируется с момента приобретения партиями ведущей роли в формировании политического лица хотя бы одной из ветвей власти.

Приверженцы альтернативного кратологического подхода (Ю.Г. Коргунюк, А. И. Ковлер, В.И. Лысенко), напротив, исходят из необходимости анализа качественных характеристик партийной системы при формальном внимании к исследованию ее количественных параметров. Стержнем любой партийной системы ими предлагается считать механизм, в рамках которого правящая партия и оппозиция периодически меняются местами.

Таким образом, российский избирательный процесс в отдельных политических и правовых аспектах изучен на высоком уровне. Однако целенаправленного, комплексного и целостного изучения вектора развития избирательной системы России с позиций политической и юридической науки не проводилось, следовательно, остается довольно широкий круг вопросов, которые еще требуют дополнительных исследовательских усилий.

Объектом исследования является современный российский политический процесс в его правовом измерении.

Предметом исследования выступают формы юридической и политической институционализации избирательного процесса на федеральном и региональном уровнях.

Цель диссертационного исследования состоит в институционально-правовом анализе российского избирательного процесса, легализующего властные претензии различных политических субъектов.

Задачи диссертационного исследования. В соответствии с поставленной целью автором сформулирован следующий круг взаимосвязанных задач:

— изучить основные подходы к интерпретации избирательного процесса как особой политико-правовой категории и на основе полученных результатов выявить общие закономерности его развертывания;

— раскрыть сущность и содержание политико-правовых институтов избирательного процесса (избирательная система, избирательная кампания, политическая партия), в том числе определить их юридически значимые признаки и политические модификации;

— обозначить теоретико-методологические подходы исследования политико-правовых технологий избирательного процесса в ходе транзита современной российской политико-правовой системы;

— выявить типы правового регулирования современного российского избирательного процесса, установить их институциональное отношение;

— определить правовые формы конституирования российской избирательной системы как способа политико-правовой легитимации властных отношений;

— исследовать практику реализации норм федерального и регионального избирательного законодательства в контексте формирования современной российский многопартийности;

— проанализировать правовые тренды инволюции российского избирательного права с учетом политической трансформации гражданского общества.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Методологическая база исследования включает в себя общенаучные методы: диалектический, сравнения, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, принципы системного и структурно-функционального подходов, формально-логический, сравнительно-правовой, метод синтеза политических решений (децизионизм), герменевтический метод и метод моделирования партийных стратегий.

Теоретической основой исследования послужили монографические труды российских ученых в области теории избирательного права и процесса: С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, В. В. Лазарева, Р. З. Лившица, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Ю. А. Веденеева, А. А. Вешнякова, С. Д. Князева, В. И. Лысенко, А. А. Югова и др.

Исследование поднимаемых проблем потребовало изучения специальной литературы по правоведению, политологии, философии, истории, социальной психологии. Это позволило комплексно подойти к осмыслению избирательного процесса, в том числе отграничить его юридическое измерение от иных факторов, оказывающих влияние на развитие законодательства и практику его применения.

Нормативно-правовую базу исследования составили: международные нормативно-правовые акты, прежде всего рамочный Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, посвященный принципам избирательного процессазаконодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, а также постановления, методические рекомендации и инструкции Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Автор использовал ключевые политические источники, определяющие ход и направления реформирования политико-партийной системы: Послания Президента России Федеральному Собранию, официальные декларации и соглашения участников избирательного процесса, независимые экспертные оценки. При подготовке к написанию диссертации автор проанализировал ряд источников избирательного права некоторых иностранных государств, в том числе членов Содружества Независимых Государств (США, Франции, Мексики, Германии, Италии, Украины, Казахстана, Молдовы и т. д.).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем делается попытка комплексного анализа избирательного процесса как сложного политико-правового феномена, представляющего собой особый вид политической, социальной и юридической деятельности, а также политико-правовой институт формирующейся российской многопартийности.

Автором диссертации актуализированы основные подходы к интерпретации политико-правовых институтов избирательного процесса (избирательная система, избирательная кампания, политическая партия), определены их юридически значимые признаки и политические модификации.

В работе критически проанализированы основные теоретико-методологические подходы исследования политико-правовых технологий избирательного процесса в ходе транзита современной российской правовой системы, классифицированы типы правового регулирования современного российского избирательного процесса, определены правовые формы консти-туирования российской избирательной системы как способа политико-правовой легитимации властных отношений.

Автором разработаны и соотнесены понятия «форма» и метод" избирательного права, исследованы теоретические аспекты отношения этих феноменов, а также проанализирована их взаимосвязь с целями, субъектами и стадиями избирательного процесса в контексте формирования российского гражданского общества.

В диссертации впервые в отечественной юридической науке критически оценены принципы реализации новейшей системы пропорционального представительства политических партий в Государственной Думе Российской Федерации, правовые тренды инволюции российского избирательного права, а также обозначены основные направления совершенствования избирательного законодательства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Системный подход к избирательному процессу предполагает выделение трех основных измерений: институционального, отражающего наиболее характерные для данного общества способы артикуляции и агрегирования социальных интересовтип формирования политических партий и групп интересовнабор институтов, структур и организаций, участвующих в конкурентной борьбе за властьрегулятивного, характеризующего устоявшийся тип принятия политических решенийтехнологии контроля общественности за властьюособенности функций избирательных системсимволического, демонстрирующего принятый в обществе тип общегражданской коммуникациитрадиции, обычаи, используемые для обеспечения избирательного процессапринципы и нормы избирательной этики.

Эти измерения избирательного процесса в совокупности конституируют внутреннюю матрицу политико-правовой жизни, упорядочивающую все основные проявления политической активности электората.

2. Российский избирательный процесс отличается системой организационно взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности отношений, выступающих в качестве необходимого условия осуществления участниками избирательных кампаний принадлежащих им электоральных правомочий в целях обеспечения соответствия процедурных аспектов организации и проведения выборов задачам демократического и справедливого формирования представительных основ народовластия.

Избирательный процесс оформляется в законодательстве как порядок последовательно сменяющих друг друга стадий выборного политико-правового транзита, представленного преемственностью электоральных ситуаций, через которые проходит в своем движении государственно-политическая система, ее отдельные политико-правовые институты и компоненты.

3. Институционально-правовое оформление избирательного процесса в современной России политико-правовыми акторами: избирательной системы как способом политико-правовой легитимации властных отношенийизбирательной компанией как совокупностью политико-правовых процедур, ограничивающих электоральное соревновательное полеполитической партией как важнейшим субъектом избирательного процесса, действующим в определенном правовом поле.

Обозначенные факторы обеспечивают целостность и преемственность реинституционализации политической сферы общества посредством выборов, которые выражают внутреннюю связь между компонентами избирательной правовой политики и тем самым представляют ее как интегрированное образование с определенными правовыми и политическими рамками.

4. Политико-правовые технологии избирательного процесса дифференцируются согласно принципам и методам организации и проведения выборов как последовательность формальных и неформальных процедур, определяющих порядок осуществления различных электоральных действий, обеспечивающих в установленной последовательности динамику избирательной кампании, и классифицируются по критерию их легальной «включенности», институционализированности в избирательном процессе с оценкой влияния на конечный результат в ходе избирательной кампании.

Среди них выделяются: государственно-правовые технологии, устанавливающие исходные юридические условия организации избирательного процесса (субъект — органы государственной власти) — научные технологии институционально-политического анализа электоральной ситуации (субъекты — органы государственной власти, научные и общественные институты) — прикладные избирательные технологии, обслуживающие политико-правовые интересы противоборствующих сторон избирательной кампании (самый широкий спектр участников, включая органы государственной власти) — «грязные», «черные» избирательные технологии, призванные денонсировать легальные и легитимные конвенциональные коммуникации всех субъектов избирательного процесса.

5. Российская избирательная система как способ политико-правовой легитимации властных отношений представляет собой упорядоченную совокупность государственно-правовых механизмов, обеспечивающих динамику электоральных прав российских граждан, складывающихся на основе реализации юридических процедур, закрепленных в законодательстве о выборах. Эволюция российской избирательной системы имеет следующую направленность: от квотирования избирательного корпуса к полностью мажоритарной системе, далее к смешанно-симметричной мажоритарно-пропорциональной и наконец к полностью пропорциональной системе в настоящее время.

Юридическое реформирование избирательной системы оказывает существенное влияние на российскую политическую систему и конфигурацию института многопартийности, которое выражается в усилении наметившихся ранее тенденций развития «полуторапартийной» системы, инициирующей дефрагментацию политического пространства и укрепление роли и влияния крупных политических партий.

6. Современное избирательное законодательство отличается набором специфических отраслевых признаков: особой предметной областью, методами регулирования, набором юридических категорий, понятий и институтов.

В этой связи избирательное законодательство отвечает всем требованиям, предъявляемым к отрасли права (состоит из комплекса нормативно-правовых актов, отражающих порядок легитимной смены власти в странестроится на ряде основополагающих конституционных и отраслевых принциповвключает нормы материального права, устанавливающие объем предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам организации избирательного процессадопускает применение мер ответственности к участникам избирательных правоотношений), что позволяет в целях оптимизации регулирования избирательного процесса выделить избирательное право в самостоятельную отрасль российского права.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные автором результаты могут быть использованы в целях дальнейшего совершенствования федерального и регионального законодательства о выборах.

Систематизированный в диссертации материал может найти применение в научных исследованиях избирательного процесса, а также в практике преподавания государственно-правовых дисциплин, при чтении специальных курсов, посвященных политическому и избирательному процессам в их правовом измерении.

Апробация результатов исследования. На основе результатов исследования автором подготовлен ряд научных публикаций. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях на пяти международных и всероссийских научно-практических конференциях. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На наш взгляд, итоги и результаты проведенного диссертационного анализа институциональных форм избирательного процесса можно представить в виде системы тезисов, аргументации которых были посвящены отдельные параграфы исследования.

Стержнем политической и правовой институционализации избирательного процесса в Российской Федерации стало обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать представителей в органы власти. В этой связи избирательный процесс является формальным, а нормы избирательного права лишены правозащитной силы, если у гражданина нет возможности сделать реальный выбор между различными кандидатами, между различными политическими силами, которые по-разному рассматривают приоритеты развития страны и государства, задачи этого развития в увязке с формами их разрешения.

Системный подход к избирательному процессу предполагает выделение трех основораскрывающих измерений: институционального, отражающего наиболее характерные для данного общества способы артикуляции и агрегирования социальных интересовтип формирования политических партий и групп интересовнабор институтов, структур и организаций, участвующих в конкурентной борьбе за властьрегулятивного, характеризующего устоявшийся в обществе тип принятия политических решенийтехнологии контроля общественности за властьюособенности функций избирательных системсимволического, демонстрирующего принятый в обществе тип общегражданской коммуникациитрадиции, обычаи, используемые для обеспечения избирательного процессапринципы и нормы избирательной этики.

Эти измерения избирательного процесса в совокупности конституируют внутреннюю матрицу политико-правовой жизни, упорядочивающую все основные проявления политической активности электората.

Следовательно, избирательный процесс — система организационно взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности отно.

145 шений, выступающих в качестве необходимого условия осуществления участниками избирательных кампаний принадлежащих им электоральных правомочий в целях обеспечения соответствия процедурных аспектов организации и проведения выборов задачам демократического и справедливого формирования представительных основ народовластия.

Избирательный процесс оформляется в законодательстве как порядок последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов. В этом контексте электоральная ситуация — новое, по сравнению с предшествующим, состояние развертывания избирательного процесса, представляющее этап в его движении. Избирательный процесс может быть представлен как смена различных электоральных ситуаций, через которые проходит в своем движении государственно-политическая система, ее отдельные институты и компоненты.

Центральными институтами избирательного процесса являются три важнейших политико-правовых элемента: избирательная система как механизм инсталляции соответствующих общественных отношенийизбирательная кампания как совокупность политико-правовых процедур, оформляющих электоральное соревновательное полеполитическая партия как основной, ключевой участник избирательного процесса.

Элементы избирательного процесса — факторы, обеспечивающие целостность и преемственность реинституционализации политической сферы общества посредством выборов.

Пределы правовых и политических границ находятся в определенной корреляции со спецификой арсенала избирательных технологий, используемых в соответствующей государственно-правовой системе.

Избирательные технологии — это политико-правовые методы организации и проведения выборов, состоящие из совокупности формальных и неформальных процедур, представляющих определенный порядок осуществления различных электоральных действий, обеспечивающих в установленной последовательности динамику избирательной кампании.

Политико-правовые технологии избирательного процесса могут быть органично классифицированы по критерию их легальной «включенности», институционализированности в избирательном процессе с оценкой их влияния на конечный результат в ходе избирательной кампании.

Таким образом, в диссертации выделяются: государственно-правовые технологии, регулирующие алгоритмоустанавливающие, исходные юридические условия организации избирательного процесса (субъект — органы государственной власти) — научные технологии институционально-политического анализа электоральной ситуации (субъекты — органы государственной власти, научные и общественные институты) — - прикладные избирательные технологии, обслуживающие интересы противоборствующих сторон избирательной кампании (самый широкий спектр участников, включая органы государственной власти) — «грязные», «черные» избирательные технологии, призванные денонсировать легальные и легитимные конвенциональные коммуникации всех субъектов избирательного процесса в рамках избирательной системы.

Российская избирательная система представляет собой упорядоченную совокупность государственно-правовых механизмов, обеспечивающих динамику электоральных прав российских граждан, складывающихся на основе реализации юридических процедур, закрепленных в законодательстве о выборах. Эволюция российской избирательной системы прошла в несколько этапов: от квотирования избирательного корпуса к полностью мажоритарной системе, далее к смешанно-симметричной мажоритарно-пропорциональной и, наконец, к полностью пропорциональной в настоящее время.

Таким образом, реформирование избирательной системы оказывает приоритетное влияние на российскую политическую систему и конфигурацию многопартийности, причем преимущественно оно выражается в усилении наметившихся ранее тенденций развития «полуторапартийной» системы, инициирующей дефрагментацию политического пространства, укрепление роли и влияния крупных политических партий.

Юридические особенности избирательного законодательства как особой правовой общности заключаются в существовании системы принципов, специфических приемов регулирования, обособленных правовых категориях, понятиях и институтах, что позволяет констатировать наличие в избирательном праве специфических отраслевых признаков.

В этой связи, по мнению автора, избирательное право отвечает всем требованиям, предъявляемым к отрасли права: состоит из комплекса нормативно-правовых актов, отражающих порядок легитимной смены власти в странестроится на ряде основополагающих конституционных и отраслевых принциповвключает нормы материального права, устанавливающие объем предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам организации избирательного процессадопускает применение мер ответственности к участникам избирательных правоотношений.

Именно поэтому в целях совершенствования регулирования избирательных правоотношений целесообразно, на наш взгляд, выделить избирательное право в самостоятельную комплексную отрасль российского права.

Таким образом, в целом в диссертации обосновывается вывод, о том что избирательное право России на современном этапе развивается на основе признанных мировым сообществом критериев проведения свободных демократических выборов, которые наиболее полно определены в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, согласно им «.воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства» 120.

Успешное проведение выборов в России и признание российским обществом их результатов — важный признак способности российского государства и общества решать стоящие перед ним проблемы правовой деструкции конвенциональными политическими средствами.

120 Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ // Советское государство и право. 1990. № 7. С. 11.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Федеральный закон «Об политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 21.
  3. Федеральный закон от 17 мая 1995 г. № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1924.
  4. Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4869.
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3178.
  6. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // Российская газета. 1999. 8 декабря.
  7. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 1. Ст. 11.
  8. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  9. Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.
  10. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  11. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  12. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.
  13. Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1924.
  14. Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2398.
  15. Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
  16. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.
  17. Закон СССР от 1 декабря 1988 года № 9855-XI «О выборах народных депутатов СССР» // Ведомости Верхового Совета СССР. 1988. № 49. Ст. 729.
  18. Закон РСФСР от 27 октября 1989 года «О выборах народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верхового Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1305.
  19. Закон РСФСР от 27 октября 1989 года «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верхового Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1306.
  20. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1096−1 «О выборах Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510.
  21. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
  22. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 года № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3994.
  23. Указ Президента РФ от 20 декабря 1993 года № 2227 «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5060.
  24. О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ. 2004. С. 47−90.1. Книги
  25. В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции проблемы, общественные потребности. М., 1997.
  26. С.А. Крестик в бюллетене // Российская Федерация сегодня. 2000. № 23.
  27. М., Дмитриев Ю. Современные избирательные системы // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 7−8.
  28. А.С. Основные категории и институты избирательного права // Избирательная кампания. М., 1995.
  29. А.С., Захаров А. А., Орлова Е. М. Региональные парламенты в современной России. М., 2000.
  30. Азбука процесса выдвижения кандидатов в президенты США в 1996 г. М., 1996.
  31. М.С., Леванский В. А., Лысенко В. И., Новикова Т. В. Обновление избирательного законодательства в России // Государство и право. 1993. № 8.
  32. И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001.
  33. С.С. Теория государства и права. М., 2002. С. 56.
  34. Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М.: Академия, 1995.
  35. Л. По принципу федерализма // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 1. С. 32−35.
  36. Л.Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства // Журн. рос. права. 1999. № 9. С. 9−15.
  37. Л.Г. Соотношение и взаимодействие федерального и регионального избирательного законодательства // Адвокат. 2001. № 1. С. 6568.
  38. М.М. Современные избирательные технологии: сущность и этнокультурные особенности применения (на примере Республики Кабардино-Балкарии): Автореф. дис. .канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2000.
  39. П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999.
  40. М. Как будем выбирать Государственную Думу? // Власть. 1995. № 1.С. 18−21.
  41. А.С. Некоторые проблемы исследования электората политических партий и движений в современной России // Вестник МГУ. Сер. 12. 1995. № 1.
  42. Е.М. Прикладная социология. Минск, 2000.
  43. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.
  44. Н.В. Выборы органов представительной власти и роль избирательной системы // Гуманит. науки. 1997. № 2. С. 16−22.
  45. . Принципы польского избирательного права // Проблемы конституционализма. Минск, 2000.
  46. Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969.
  47. А. Основы политологии. М., 1990.
  48. П. Социология политики. М., 1993.
  49. Т.Н. Выборы депутатов региональных парламентов: разговор о главном // Журнал о выборах. 2002. № 1. С. 27−30.
  50. Т.Н. Выдвижение и регистрация кандидатов на региональных выборах в 2000 году // Журнал о выборах. 2001. № 2. С. 18−23.
  51. И.С. Интересы электората и партийные программы // Вестник МГУ. Серия 12.1995. № 1.
  52. В.И., Постников А. Е. Выборы в Государственную Думу: правовые проблемы. М., 1995.
  53. В.И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. М., 1995.
  54. Ю.А. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М., 1995.
  55. Ю.А., Богодарова Н. А. Очерки по истории выборов и избирательного права. Калуга-М., 1997.
  56. Ю.А., Васильев А. В. Сравнительный анализ избирательных систем России и Германии // Журнал о выборах. 2001. № 4. С. 22−26.
  57. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999. № 5.
  58. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 2004.
  59. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997.
  60. А.А. Традиции и новеллы избирательного процесса в России // Журнал о выборах. 2004. № 4.
  61. Взаимодействие элит в социально-политическом пространстве современной России. Ростов н/Д, 2001.
  62. А.Б., Звоновский Б. В. Административный ресурс как феноменроссийского избирательного процесса // Политические исследования. 2003. № 6.
  63. Выборы в Российской Федерации. 2002. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 2003.
  64. Выборы. Федеральное законодательство. М., 2004.
  65. В. Институциональный дизайн: «создавая правила игры» // Первый электоральный цикл в России 1993−1996 гг. М., 2000.
  66. В., Сенатова О. Политические партии в регионах России: динамика и тенденции // Власть. 1995. № 5.
  67. А.Ю., Кынев А. В. Опыт смешанных выборов в российских регионах // Политические исследования. 2003. № 2. С. 124−142.
  68. Е.К., Кобаренкова Е. Ю., Леванский В. А., Лысенко В. И. Избирательные системы в СССР: поиск оптимальной модели // Советское государство и право. 1991. № 7. С. 28−35.
  69. Г. В. Измерения российских избирательных систем // Политические исследования. 2001. № 4. С. 71−84.
  70. Г. В. Партийные системы России и стран Восточной Европы. М., 2001.
  71. Г. В. Пределы электоральной инженерии: «смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях // Политические исследования. 1997. № 3. С. 102−113.
  72. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность. Ростов н/Д, 1998.
  73. Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика // Политические исследования. 2003. № 1.
  74. Р. Политический анализ. М., 1992.
  75. Депутат парламента в зарубежных государствах. М., 1995.
  76. Г. Пейзаж после битвы. Политические итоги выборов // Власть. 1992. № 8.
  77. М. Эволюция экономических программ ведущих политическихпартий и блоков России // Вопросы экономики. 2000. № 1.
  78. Ю. Бюрократии в поддержку // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 11. С. 28−30.
  79. Ю.А., Исраелян В. Б., Чудина С. Ю. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Иркутск, 2001.
  80. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ // Советское государство и право. 1990. № 7.
  81. М. Политические партии. М., 2002.
  82. .П., Заславский С. Е., Шутов А. Ю. Законодательство субъектов Российской Федерации о выборах глав администраций // Институт губернатора в России: традиции и современные реалии. М., 1997.
  83. И.А., Дмитриев Ю. А. Правовое регулирование выборов депутатов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 1999.
  84. И. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг. М., 1994.
  85. А. Учесть особенности // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 1.С. 28−31.
  86. С. Формирование многопартийности и реформа избирательной системы. М., 2003.
  87. С. Электоральный федерализм // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 11. С. 5−8.
  88. O.K. О некоторых проблемах в избирательных кампаниях последних лет // Избирательная кампания: взгляд изнутри. М., 2002.
  89. С. Выборы в Государственную Думу: долгий путь к закону // Российская Федерация. 1995. № 13. С. 12−15.
  90. А.В. Избирательная система России нуждается в радикальной реформе // Изв. высш. учеб. заведений. Правоведение. 1994. № 3.
  91. А.В. Основы конституционного права. СПб., 2002.
  92. А.В., Поляшова И. С. Избирательная система России (теория, практика и перспективы). СПб., 2003.
  93. А. Очередные льготы для думских партий? // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 9−10.
  94. А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М., 2004.
  95. А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999.
  96. В.В., Ищенко Е. П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. М., 1999.
  97. В.В., Штурнев А. Е. Законодательство о выборах и референдумах. Основные понятия и термины. Иркутск, 2003.
  98. В.В., Штурнев А. Е. Словарь по избирательному праву. М., 2000.
  99. Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы. М., 2003.
  100. Избирательное право в вопросах и ответах. М., 2004.
  101. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. 1993−2004. Опыт библиогр. указ. М., 2004.
  102. Избирательное право и избирательный процесс. М., 1999.
  103. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995−2000). Т. 1.М., 2001.
  104. Избирательный закон: Материалы к обсуждению. М., 1993.
  105. Ф. Политический маркетинг. М., 2000.
  106. Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии — 2000+»). Аналитический доклад по результатам проекта. М., 2001.
  107. Д. Категории системного анализа политики // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
  108. Н.М. Определение результатов выборов // Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002.
  109. Д.Б. Кодификация избирательного права в Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ. 1998. № 3.
  110. Д.Б., Корчиго Е. В. Избирательное право. М., 2001.
  111. О.М. Незримая логика избирательных законов. М., 1997.12.3. Кириченко JI.A. Избирательная система для общества переходного периода // Два опыта избирательной системы. М., 1993.
  112. А. Приоритет — одномандатникам // Выборы. Законодательство и технологии. 2002. № 2.
  113. С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999.
  114. С.Д. Предмет современного российского избирательного права // Государство и право. 2000. № 5.
  115. С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, 1999.
  116. А.И. Избирательные права российских граждан: нормы права и политическая практика (проблемы реализации избирательных прав граждан) // Права человека и политическое реформирование. М., 1997.
  117. А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
  118. К.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Юрист. М., 1996.
  119. А.Н. Проблемы законодательного регулирования выборов в Российской Федерации // Выборы и референдумы. 2001. № 1 (6).
  120. В.М. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. М., 1993.
  121. B.C., Смирнов В. В. Политика, политология, политическое управление. М., 1995.
  122. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2004.
  123. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». М., 1995.
  124. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным за* коном от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ. М., 1999.
  125. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М., 1999.
  126. Ю.Г. Избирательные кампании и становление партийной системы в РФ с точки зрения социального представительства // Выборы в посткоммунистических обществах. М., 2000.
  127. Е. Избирательные системы современности и Россия // Право и жизнь. 1997. № 12.
  128. А.П. Политические партии и партийные системы. М., 1993.
  129. В. Достойно подражания // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 6.
  130. В.В. Кодификация избирательного законодательства вконтексте создания общего кодекса права Российской Федерации // Журнал о выборах. 2002. № 4.
  131. О.П., Шипилов Г. А. Диалектика выборов. М., 1997.
  132. М.И., Югов А. А. Понятие и структура избирательного процесса // Выборы и референдумы. Екатеринбург, 1998. № 1.
  133. А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России. М., 1997.
  134. А. Российская многопартийность: модель догоняющей политиче-^ ской модернизации? Иркутск, 2000.
  135. А. Партии уходят в провинцию // Политический журнал. 2004. № 2 (5).
  136. А.В., Любарев В. У. Новые региональные законы о выборах: проблемы введения смешанной избирательной системы. М., 2004.
  137. В. Нужен референдум по избирательной системе // Власть. 1997. № 12.
  138. В.В. Политическая партия: понятие и цели // Журнал российского права. М., 2002. № 1.
  139. В.В. Российская многопартийность: итоги и перспективы // Выборы. 2000. № 4.
  140. Н., Чирикова А., Стратегия региональных элит: экономика, модели власти, политический выбор. М., 2000.
  141. В. Слово предостережения в защиту многопартийности // Диалог. 1991. № 9.
  142. Д.А. Основные элементы электорального права и их применение в российском законодательстве // Кентавр. 1994. № 5.
  143. Э., Ламберт Д. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958.
  144. А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительноеисследование. М., 1997.
  145. В.А. Парадоксы избирательного законодательства // Свободная мысль. 1996. № 1.
  146. Л. Механизм выборов президента республики в составе Российской Федерации // Право и жизнь. 2002. № 47.
  147. Л. Порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации // Право и жизнь. 2002. № 48.
  148. Л., Косак А. Вопросы правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации // Право и жизнь. 2001. № 38.
  149. С.Ф. Политическая реклама. М., 2000.• 162. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000.
  150. М.Л. Введение пропорциональной избирательной системы в региональное законодательство о выборах // Журнал о выборах. 2003. № 4.
  151. В.И. Выборы и представительные органы в новой Европе: политологический опыт и тенденции 80-х 90-х годов. М., 1994.
  152. В.И. Некоторые вопросы развития избирательной политики и права в Российской Федерации в 90-е годы // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994.
  153. В.И. Представительные начала и избирательные системы в контексте правового регулирования избирательного процесса // Вестник ЦИК РФ. 1997. № 3.
  154. В.В. Российское избирательное право: от империи до федерации. Воронеж, 1998.
  155. Любарев А. Е Конституционно-правовые основы многообразия избирательных систем в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  156. А.Е. Избирательные системы и российское электоральное законодательство // Политические исследования. 2003. № 4.
  157. В.В. Избирательное право стран членов европейских сообществ: Справочник. М., 1992.
  158. А.В. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). М., 1999.
  159. О.Ю. Партийные идеологии в России: атрибуты или антураж? // Политические исследования. 2001. № 5.
  160. Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М., 2003.
  161. Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.
  162. М.В. Правовое регулирование избирательного процесса в субъектах Российской Федерации // Регионология. 1999. № 1.
  163. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 1999.
  164. С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспектива правового регулирования. Воронеж, 1999.
  165. С.С., Фасеев И. Ф., Надеев Р. К. Комментарий к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». М., 1997.
  166. Г. М. Особенности избирательных систем // Журнал о выборах. 2003. № 1.
  167. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 2005.
  168. С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Право и политика. 2003. № 12.
  169. А. Выбор избирательных систем // Политические исследования. 1993. № 3.
  170. К. Увеличение представительства в Государственной Думе: возможности сокращения «потерянных голосов» // Вестник ЦИК РФ. 1998. № 4.
  171. Дж. 100 советов по организации избирательной кампании. М., 2003.
  172. Дж. Электоральная игра. М., 2002.
  173. В.И. Избирательное законодательство России: этапы становления. М., 1998.
  174. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М., 2003.
  175. А.Ф. Правоведение. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.
  176. В.А., Колмаков С. А. Закон о выборах: Оптимальная модель для России // Российский монитор. 1993. Вып. 3.
  177. Ю.А. Избирательная система России: 90 лет истории. М., 1996.
  178. Э.Л. Системный анализ как программа научных последствий // Системные исследования. М., 1980.
  179. . Избирательные системы в новых демократических государствах и сравнение результатов их применения // Проблемы конституционализма. Минск, 2000.
  180. Г. М. О гарантиях прав участников избирательного процесса при совмещении выборов // Вестник ЦИК РФ. 1997. № 3.
  181. С.М. Как делается президент. М., 1985.
  182. Политическая история России СССР — Российской Федерации. М., 2004.
  183. Политические технологии // Россия: партия, выборы. М., 2004.
  184. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2003.
  185. А. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: плюсы и минусы // Народный депутат. 1993. № 12.
  186. А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 12−22.
  187. А.Е. Избирательное право России. М., 2003.
  188. Г. В. Паблик рилейшнз. М., 1998.
  189. В.И. Проблемы теории права и государства. М., 1999.
  190. Г. В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Политические исследования. 2003. № 3.
  191. А. Демократия и рынок: политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 1999.
  192. В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. СПб., 2003.
  193. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М., 2004.
  194. Реформирование России: мифы и реальность. М., 2004.
  195. Российский федерализм и проблемы развития гражданского общества. М&bdquo- 2000.
  196. Российское избирательное законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
  197. Т.Г. Открытые партийные списки: легко ли быть первыми //
  198. Журнал о выборах. 2003. № 3.
  199. В.Н. Системный подход и общая теория систем // Системные исследования. М., 1987.
  200. А. Выборы 1995−1996 гг. и трансформация политического режима в Российской Федерации // Политические исследования. 1997. № 1.
  201. Т.Н. Сравнительный анализ многопартийной системы в современной и дореволюционной России // Вестник московского университета. Сер. 12. 1993. № 6.
  202. Сборник законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. М., 2003.
  203. А. Оправдаются ли надежды? // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 6.
  204. Д.Б. Избирательные системы в субъектах Российской Федерации: конституционно-правовые коллизии // Право и политика. 2002. № 11.
  205. К.Р. О многопартийной системе в современной России // Вестник МГУ. Серия 12.1995. № 1.
  206. Е.Е. Некоторые особенности применения пропорциональных избирательных систем // О выборах. 2004. № 4.
  207. В. Политическая система России на пороге XXI века // Власть. 2000. № 2.
  208. А.А., Суховольский В. Г. Итоги выборов 12 декабря 1993 г. и будущий федеральный закон о выборах // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1994. № 1.
  209. А.С. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.
  210. В.А. Политические и управленческие процессы: проблема соответствия: Автореф. дис. канд. соц. наук. Ростов н/Д, 1997.
  211. Технологии политической власти. Киев, 1994.
  212. Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
  213. А. Демократия в Америке. М., 2000.
  214. П. Постоянное взаимодействие с обществом важнейшая функция партии // Власть. 2000. № 12.
  215. А. Социальные конфликты и политические партии. М., 1993.
  216. А.И. Системный анализ и общая теория систем. М., 1992.
  217. Федерализм и региональные отношения М., 1999.
  218. В.Ф., Халипова Е. В., Шишкин А. Н. Выборы и власть. М., 1999.
  219. Характеристики политического процесса // Политология на российском фоне. М., 2001.
  220. А. Законодательство о выборах: уроки региональных кампаний // Власть. 1999. № 3.
  221. Е.Н. Стадии избирательного процесса. Теоретико-методологическое исследование. М., 2000.
  222. Р.Д. Политическая субъектность. Ростов н/Д, 1994.
  223. A.M. Пришествие избирателя: Из истории выборных кампаний Карелии: 1989−1996. Петрозаводск: Карелия, 1998.
  224. С.А. Как нам выбирать власть? // Гуманитарные науки. 1997. № 2. С. 14−16.
  225. В.Е. Какая избирательная система нужна России? // Общественные науки и современность. 2000. № 2.
  226. В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт//Общественные науки и современность. 1999. № 4.
  227. В. Окно для новых решений // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 6.
  228. B.JI. Стране нужен избирательный кодекс // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  229. Н.В. Избирательные процедуры и права граждан. М., 1995.
  230. Н.В. Организация и порядок голосования // Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы М., 1993.
  231. Т.В. Мир политических партий // Политические исследования. 1992. № 1,2.
  232. А.Н. Коалиционная политика и дефрагментация партийной системы. Сравнительный анализ (на примере Польши, России, Украины) // Общественные науки и современность. 2003. № 4.
  233. А.А. Избирательный процесс по законодательству Российской Федерации и ее субъектов // Проблемы науки конституционного права. Екатеринбург, 1998.
  234. Ю.А. Парламентские выборы 1993 года и проблемы развития избирательного законодательства // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994.
  235. Easton D. A Framework for Politikal Analysis. N.Y., 1965.
  236. Bawn К. The logic of institutional preferences: German electoral law as a social choice outcome. American journal of political science. Austin. 1993. Vol. 37. № 4.
Заполнить форму текущей работой