Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сущность и перспективы политического образования в современном российском политическом процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политический мир непрерывно меняется, а политическое сознание как потенциальный совокупный носитель консервативного начала в обществе по-прежнему отдает предпочтение отражению традиционных политических институтов и политических процессов. Старая система образования, бюрократический стиль управления государством порождают неадекватность личности и общества новой эпохе. Наблюдается отставание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические и теоретические проблемы изучения политических процессов
    • 1. Политические процессы — методологический аспект (понятие, содержание и типология)
    • 2. Особенности протекания модернизационных политических процессов в
  • России. v*
  • Глава 2. Политическое образование и его место в современном российском ф политическом процессе
    • 1. Научные подходы к изучению образования
    • 2. Современный образовательный процесс и политическое образование
    • 3. Политическое образование и политическая элита
    • 4. Политическое образование в условиях российского региона (на примере
  • Астраханской области)

Сущность и перспективы политического образования в современном российском политическом процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях структурных изменений в социально-политических процессах и фундаментальных трансформаций, происходящих в нашей стране и мире, заметно возрастает интерес ученых к их изучению. Данное положение обусловливается потребностями поиска наиболее оптимальных путей и средств демократических преобразований и развития гражданского общества как важнейшего фактора продвижения по демократическому пути развития.

Модернизация политической сферы переходного российского общества, определение динамики протекания политического процесса теснейшим образом связаны с политической культурой, политическим образованием, политической социализацией, направленной на формирование нарастающей массовой гражданской поддержки, а также на создание институтов, содействующих расширению политического участия граждан.

Актуальность разработки данного направления в науке обусловлена тем, что в современных условиях встает естественный вопрос о создании и реализации адекватных политических технологий, подготовке специалистов нового типа в политике, о принципиально новом содержании политического образования, адекватного формирующемуся информационному обществу и новым геополитическим вызовам. В связи с этим образовательная политика, ее формирование, реализация и влияние на политический процесс выдвигаются на первый план политики государства. Разработанные правительством РФ по поручению Президента РФ В. В. Путина Национальные проекты являются ярким тому подтверждением1.

В рамках данной теории предлагается изучить такой феномен политической реальности, как политическое образование. В предшествующий пе.

1 См.: Тропкина О. Национальным проектам дали Совет // Российская газета. 2005. 22 окт. № 238 (3907). СЛ.- Волкова М. Джахан Поллыева: Образование — это судьба // Российская газета. 2005. 3 нояб. № 248 (3917). С. 1, 9. Кузьмин В. Особенности Национального проекта // Российская газета. 2005. 30 нояб. № 269 (3938). С. 1,3. риод истории политической науки политическое образование фактически никогда не выступало в качестве специального предмета изучения1. В широком смысле оно трактовалось как составляющая демократической политической культуры, но чаще упоминалось в более узком смысле — как составная у.

часть образования и воспитания молодежи. По известным причинам в России до начала 90-х гг. XX в. политическое образование в его современном понимании отсутствовало как таковое. Оно сводилось к изучению и пропаганде марксистско-ленинской идеологии, опыта строительства социализма и контрпропаганде (критике буржуазной критики). Подобный подход исключал рассмотрение политического образования в качестве самостоятельного субъекта политической сферы общества, посредством которого возможно осуществлять измерение современных политических процессов.

В рамках данного исследования нами была предпринята попытка рассмотрения политического образования с точки зрения не его исторического развития, а его современного состояния и перспектив развития на ближайшее будущее. В работе анализируется функционирование динамичной российской политической системы как процесса. В связи с этим необходимо обосновать новое понимание политического образования, его сущности и роли в условиях модернизационных политических процессов современности.

Обращение к проблемам политического образования напрямую связано с демократизацией современного российского общества, с необходимостью транзита либеральных ценностей, дефицита гражданских знаний и навыков активного политического участия, необходимых для адекватного включения России в параметры постиндустриализма. Определение тенденций развития политического образования будет способствовать более глубокому осмыслению и выявлению закономерностей политического процесса — как во всероссийском, так и в локальном, в частности, региональном масштабе.

Данное положение основывается на анализе специальной, учебной, научно-исследовательской литературы и Интернет-ресурсов: http://diss.rsl.ru/.

2 Политическая энциклопедия: В 2 т. / Пред. совета Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. Т. 2. С. 218.

Актуальность работы заключается также в необходимости решения ряда теоретических и методологических проблем современной политической науки и общества: 1) уточнение и углубление понимания природы, масштаба, границ и вектора динамики политического процесса и политического образования в современной России- 2) потребность в определении основных тенденций и факторов, обусловливающих характер и формы системного воздействия политического образования на модернизационные политические процессы- 3) общественная значимость определения способов повышения уровня качества политического образования как предпосылка и условие социально-политической стабильности развития демократических процессов и гражданского общества в Российской Федерации.

Степень разработанности проблемы.

Традиция анализа динамики политической жизни сложились в далеком прошлом. В парадигме динамического измерения общества возникали научные направления, создавались теории изменения, трансформации, развития, модернизации, зависимости. Особенно это было характерно для второй половины XX в1. Здесь следует назвать общеметодологические труды Д. Гэл-брайта, Т. Парсонса, У. Ростоу, Р. Дарендорфа и др. Начало современного этапа эволюции концепции политического процесса связывается с разработкой и апробированием микротеорий А. Бентли, В. Парето и Д. Трумэна2. Методологически важным для нашего исследования является появление идеи смены равновесия на дисбаланс в ходе политического процесса и положение о стабильности как устойчивом типе группового взаимодействия. Политический процесс приобретает пространственно-временные характеристики, где групповая динамика предстает как волнообразный цикл перехода от неста.

1 Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998. С. 9.

2 См.: История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: ИНФА-М НОРМА, 2001. бильности к относительному равновесию. В связи с этим дальнейшие разработки теории политического процесса были направлены на создание некой универсальной модели трактовки с учетом как целостных макрорезультатов развития социума, так и формирующих их микропроцессов (Д. Истон, Г. Ал-монд, С. Верба, Г. Лассуэлл, Н. Луман, П. Бурдье и др.)1- При анализе политического процесса диссертант опирался на теоретические разработки таких ученых, как Р. Арон, Р. А. Даль, Т. Парсонс, У. Ростоу, Э. Дюркгейм, М. Be-бер, Ю. Хабермас, А. Гидденс, Л. Пай и др.

В значительной степени проблематика данных работ связана с современными демократическими процессами, что отражает общую тенденцию развития мировой цивилизации и интерес к ней отечественной политологии. Различные аспекты данного направления исследования рассматривались в работах российских ученых: А. А. Дегтярева, Т. А. Гаджиева, И. М. Клямкина, П. Сорокина, Г. К. Ашина, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозаннского, A.M. Салмина, А. Ю. Мельвиля, М. В. Ильина и др.3 В то же время было положено начало изучению взаимосвязи политического процесса и политического воспитания (образования). Научная разработка вопросов образования и его влияния на формирования самосознания и самопознания личности ведется достаточно.

1 Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2- Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4- Луман Н. От полицейского государства к правовому государству // Антология политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2- Бурдьё П. Социология политики. М., 1993.

Даль Р. О демократии. М., 2000; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997; Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Современная социальная теория: Бурдье, Гидцепс, Хабермас: Учебное пособие. Новосибирск, 1995; Пай Л. Незападный политический процесс // Политическая наука. 2003. № 2.

3 Дегтярев А. А. Основы политической теории. М., 1998; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993; Ашин Г. К., Кравченко С. А., Лозаннский Э. Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М.: Экзамен, 2001; Салмин A.M. Политический процесс и демократия // Социально-политические науки. 1991. № 6- Политология / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004; Ильин М. В. О понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии // Полис. 1992. № 2. давно. Система образования исторически является традиционным объектом исследования представителей разных отраслей знаний, как фундаментальных, так и прикладных дисциплин. В разные времена проблемы образования исследовали Платон, Аристотель, Эразм Роттердамский, С. И. Гессен, Э. Дюркгейм, C. J1. Рубинштейн, А. В. Петровский и др.1.

Исследование теоретико-методологических проблем образования, поиск путей оптимизации его развития в современных условиях реформирования общества, определение приоритетов развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях опирается на широкий спектр научных мнений отечественных специалистов по педагогике, социологии и психологии, истории: В. Я. Нечаева, Н. П. Литвиновой, Н. И. Шевардина, И.В. Бестужева-Лады, И. С. Болотина, O.K. Козловой, П. П. Медведицкова и др.2.

Необходимость анализа самых разных сторон и ипостасей образования, рассматриваемых и как система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и как социальный институт, привела к появлению и развитию философии образования (А.П. Валицкая, К. Х. Делокаров, Г. А. Комиссарова, Б. С. Гершунский, Ф. Т. Михайлов и др.) .

1 Платон. Государство // Соч. Т. 3. Ч. I. 473d, 501 е, 502аМеньшиков В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М., 1996; Гессен С. И. Основы педагогики.

Введение

в прикладную философию. М., 1995; Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996; Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984.

2 Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В 3 т. / Под ред. 3. Рявкина. М., 1994; Литвинова Н. П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика, 1989; Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании. М.: Вла-дос, 1995; Мостовой Л., Барзыкин Ю., Кириченко С. Образование — катализатор развития города // Народное образование. 2002. № 2- Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») // Социс. 2003. № 5- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. М., 1988; Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ / Ред.-сост. Д. Л. Константиновский, Л. П. Веревкии. М.: ДСП, 2003; Болотин И. С., Козлова O.K. Социология и образование // Социс. 1997. № 3- Медведицков П. П. История образования. Омск, 1995.

3 См.: Философские проблемы образования. М., РАГС, 1996; Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3- Делокаров К. Х., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. М., 1997; Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

Рассмотрение образования как одного из важнейших социально-экономических ресурсов развития общества и личности с точки зрения экономической науки стало очень популярно в XX в. (ВЛ. Иноземцев, С. Г. Струмилин, В. И. Ерошин, В. П. Щетинин и др.)1.

Как уже было сказано выше, из-за ряда объективных причин самостоятельных исследований в области теоретического осмысления собственно понятия современного политического образования в отечественной науке крайне мало. Так, ряд исследователей рассматривают политическое образование в контексте исторического, считая, что переориентация общественного сознания на демократические, национальные ценности ставит особые задачи перед системой образования вообще и, в частности, является главной проблемой исторического образования2.

Однако с 1990 г. российское научное сообщество все чаще обращается к проблемам политического образования. В 1992 г. редакция «Полиса» начала на страницах журнала дискуссию о политическом образовании в новой России. А в 1993 г. в МГУ прошла конференция, посвященная вопросам политического образования. Годы преобразований в России — со снятием идеологических запретов, с постепенным развитием самой политики в виде обособленной сферы жизнедеятельности человека — дали мощный импульс становлению политического знания и анализу динамично меняющейся общественной реальности. В 1998 г. в рамках Первого Всероссийского конгресса политологов осуществляла работу секция «Политическое образование в современной России, проблемы преподавания политологии». На Втором Всероссийском конгрессе политологов, проходившем в г. Москве 21−23 апреля 2000 г., отечественные ученые Е. А. Ануфриев и А. И. Лобачев обозначили проблему становления и развития политического образования в ракурсе политических вызовов XXI в. Они заявили о необходимости разработки новой.

1 Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества: Науч. изд. М.: Academia-HayKa, 1998; Щетинин В. П. Научные подходы к экономике образования // Педагогика. 1996. № 1.

2 Сагомонян А. А. Историческое образование как фактор формирования гражданина // Россия. Политические вызовы XXI века. М., 2002. С. 745−747. самостоятельной отрасли знаний, науки о политическом образовании, воспитании, социализации личности1. Постановочные задачи собственно политического образования в современной России освещены в статьях Ю.А. Ва-сильчука, Л. Г. Олеха, Д. А. Фадеева, А. И. Щербинина. Также проблемам политического образования как фактора становления современных политических элитных групп посвящен ряд работ отечественных ученых: Г. К. Ашина, А. Н. Самарина, С. А. Кравченко, И. А. Бутенко, П. Л. Карабущенко и др.3 Кроме этого следует указать на ряд диссертационных исследований, в которых так или иначе поднимались и анализировались рассматриваемые нами проблемы4.

Тем не менее, в области политического образования остается еще много проблем, исследованных в недостаточной степени. В то же время в зарубежной науке велись систематические исследования в этой области. Ведущими теоретиками политического образования являются такие представители европейской науки, как Б. Крик, А. Портер, Т. Бреннон5. Во многих западных странах массовой политической грамотности граждан уделяют пристальное внимание. Например, в Германии существуют специальные комите.

1 Ануфриев Е. А., Лобачев А. И. Политическая педагогика: необходимость, реальность, проблемы становления и развития // Россия. Политические вызовы XXI века. М., 2002. С. 535.

2 См. напр.: Васильчук Ю. А. Отношения и права собственности в эпоху НТР: масштабы перемен // Полис. 1991. № 2- Щербииин А. И. Политическое образование: теория, история, практика. Томск: Водолей, 1997; Щербинин А. И. Политическое образование как фактор политического процесса, Автореф. дис.. д-ра. полит, наук. М., 2000.

3 См.: Ашин Г. К., Бережнова JI.H., Карабущенко П. Л., Резаков Р. Г. Теоретические основы элитологии образования: Монография. М., 1998; Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО / Под ред. проф. Г. К Ашина и С. А. Кравченко. М.: МГИМО (У) МИД России, 2002; Карабущенко П. Л. Политическое образование для становления элит // Полис. 2000. № 4- Карабущенко П. Л. Элитарное политическое образование: к истории вопроса // Россия. Политические вызовы XXI века. М., 2002.

4 См.: Колесников В. Н. Социальные проблемы воспроизводства кадров с высшим образованием в условиях рынка труда (на материалах Западной Сибири): Автореф. дис.канд. соц. наук. Барнаул, 2003; Суровов С. Б. Политические системы и образование: типы взаимодействия и тенденции их трансформации в современном мире (социологический аспект): Автореф. дис. д-ра соц. наук. Саратов, 1999; Чухно А. Г. Творческая личность в сфере образования: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2003.

5 См.: Crick В., Porter A. Political Education and Political Literacy. L., 1968; Brennan T. Political Education and Democracy. Cambridge, 1981. ты и организации, которые занимаются системным развитием политического образования1. Сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизационного проживания людей в государстве и политического образования как её части является заботой всего общества, важным условие его благополучия. Так, руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер отмечает: «Там, где политическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание, однако ненужным оно не будет никогда» .

Таким образом, нельзя не обратить внимание на то, что в опубликованных трудах по образованию отсутствует четко выраженный политический подход, а в самом политическом образовании рассматриваются лишь отдельные структурные элементы и стороны проблемы, как правило, связанные с развитием и получением политического образования конкретными социальными группами, а также с преподаванием отдельных политологических дисциплин. В отечественных исследованиях не дано теоретического обоснования места и роли политического образования в политических процессах современной России, не определены основные тенденции его развития. Последнее является объективным основанием для разработки темы диссертации.

Цель данной работы состоит в выявлении сущности, места и роли политического образования в современном политическом процессе, а также его влияния на устойчивое развитие гражданского общества в формирующемся новом информационном пространстве России.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач.

1 См.: Андреева Е. А. Современные концепции политического образования в Германии: Дис. канд. полит, наук. СПб., 2005.

2 Meyer Т. Wie entbehrlich ist Politische Bildung? // Friedrich-Ebert-Stiftung-Info. 1994. № 1. S.2.

1. Выявить и обобщить теоретические и методологические подходы к изучению политического процесса.

2. Определить особенности протекания модернизационных политических процессов в России на современном этапе.

3. Охарактеризовать состояние и динамику трансформации политического образования в условиях российской модернизации.

4. Определить место и роль политического образования как фактора формирования гражданского самосознания и становления гражданского общества в России.

5. Выявить основные тенденции развития политического образования и его влияния на степень ригидности политической элиты в России.

6. Выяснить факторы, обусловливающие качественные, ценностные изменения в политических предпочтениях индивидов, способствующие установлению и воспроизводству либерально-демократических приоритетов.

7. Разработать научно-практические рекомендации в сфере развития политического образования в регионе (на примере Астраханской области).

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют современные социологические и политологические концепции, теории и подходы к изучению политического процесса:

1) концептуальные положения теории политического процесса (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, П. Бурдьё, П. Сорокин, Э. Дюркгейм, М. Ве-бер, JL Пай);

2) концептуальные положения теории постиндустриального, информационного общества (М. Янг, Д. Белл, А. Турен, У. Дайзард, К. Ясперс, А. Этциони, B. JL Иноземцев);

3) концепции политической модернизации и модели изменений, ведущие к становлению современных демократических понятий (С. Блэк, У. Ростоу, С. Хантингтон, Д. Лернер, С. М. Липсет и др.);

4) системный подход как традиционное направление методологии научного познания политических процессов и институтов (У. Липпман, Д. Истон, У. Блум, А. Брич, А. Каплан, У. Дж. М. Маккинзи и др.);

5) структурно-функциональный подход (Р. Мертон, Р. Холт, Г. А. Ал-монд, Р. Янг);

6) онтологический подход, отражающий современную гуманистическую парадигму образования (А.К. Маркова, А. Маслоу, X. Ортега-и-Гассет, А. В. Петровский и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих и взаи-мопроверяемых методов исследования: метод теоретического анализа, метод системного анализа, который включает в себя два аспекта — структурный и функциональный. Первый из аспектов, позволяет формализовать фактический материал и использовать количественные методы исследования. Функциональный подход в рамках системного исследования дает возможность представить качественные характеристики историко-политологического материала. Результаты эмпирических исследований использует бихевиораль-ный метод, включающий изучение политического поведения на основе анализа документов и статистических данных. Также применялись различные формы социологического опроса: метод экспертных, групповых оценок, анкетирование. Диссертантом был проведен контент-анализ публикаций в СМИ.

Эмпирическую базу исследования составил анализ источников по политическому образованию, официальных документов и публикаций в прессе. Также обширный эмпирический материал был получен в результате социологических исследований по проблемам образования, которые проводились на базе Астраханского государственного университета, Астраханского государственного технического университета, Астраханской медицинской академии, политехнического колледжа г. Астрахани с октября 2002 г. по май 2003 г.- в исследовании приняли участие 1114 человек. В работе также была использована вторичная интерпретация социологической информации, включение которой позволило расширить эмпирическую базу исследования. Научная новизна исследования.

1. В диссертационной работе предпринята попытка синтеза и согласования различных подходов ведущих исследователей к проблемам политического процесса, выявления роли и влияния политического образования на его динамику и качественные характеристики.

2. Сформулированы особенности протекания политических модерниза-ционных процессов в современной России.

3. Сконструирована модель трансформации общественной системы от индустриальной парадигмы развития к информационной на основе анализа политического образования как базисного фактора формирующейся гражданской культуры и гражданского общества.

4. Выявлены основные тенденции развития политического образования в России, а также факторы, обусловившие качественные, ценностные изменения в политических предпочтениях индивидов, способствующие установлению и воспроизводству либерально-демократических приоритетов.

5. Важное значение для понимания закономерностей становления и развития подлинно демократического государства с открытой политической системой имеют выводы автора о роли политического образования в подготовке и функционировании управленческих кадров и политической элиты в целом, повышении политической культуры граждан России.

6. Определено и обосновано авторское понимание политического образования и его сущности как уникального феномена политической реальности, выступающего как объектом, так и субъектом российской модернизации, и как следствие, необходимой предпосылкой и условием социально-политической стабильности развития гражданского общества и демократических процессов в РФ.

7. В работе выделены и описаны принципы и структурные элементы рос-^ сийского и регионального политического образования, а также сформулированы рекомендации, ориентированные на развитие системы по-Ф литического образования в Астраханском регионе.

Объектом исследования являются политические процессы современного российского общества.

Соответственно, предметом исследования выступает политическое образование в российском государстве и его воздействие на современный политический процесс.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. На основе деятельностного и системного подходов, а также модер-низационной теории политического процесса был осуществлен анализ российского политического образования, который позволил вскрыть новые, недостаточно исследованные аспекты этого сложного социально-политического феномена:

• качество политического образования выступает средством измерения открытости / закрытости политической системы;

• политическое образование способствует становлению субъектов российской модернизации — компетентной политической элиты и участвующего гражданина;

• политическое образование является необходимым условием осуществления самоидентификации российского социума.

2. В соответствии с поставленными задачами в работе предлагается авторское понимание политического образования. Политическое образование представляет собой сложную систему, интегрирующую в результате целенаправленной деятельности те элементы политической культуры (когнитивные, нормативно-оценочные, эмоционально-психологические, установоч-но-поведенческие), которые оказывают определяющее влияние на политическую социализацию и прогресс формирования определенного типа политического поведения, сознания, свойственного данному обществу и политической системе. В связи с этим политическое образование выступает одновременно объектом и субъектом российской модернизации, а целенаправленная образовательная деятельность создает необходимые условия и предпосылки для стабильного социально-политического развития гражданского общества и демократии в России.

3. В диссертации выделяются уровни политического образования: обыденный, теоретический и институциональный — и приводится авторское описание структурных элементов последнего как на российском, так и на региональном уровняхего развитие и оптимизация обусловят формирование в России устойчивой демократической традиции и будут способствовать установлению цивилизованных отношений между обществом и властью, в конечном же итоге — откроют путь к структурированию гражданского общества.

4. Политическое образование можно рассматривать как прогнозируемую, организационную и институционализированную составляющую непрерывного процесса политического познания как отдельного индивида, так и общества в целом, что позволяет сделать вывод о его дискретности и взаимозависимости эффективности политического процесса от уровня освоения гражданами политических знаний и навыков политического участия.

5. Для стабилизации современного российского политического процесса требуется преемственность в политике, квалифицированный кадровый состав и адекватная политическая элита. Получение политической элитой системного профессионального политического образования будет способствовать преодолению стратификационной ригидности, приведет к консолидации, повысит ее компетентность и оптимизирует соотношение аскриптивных факторов, которые обеспечивают преемственность, стабилизируют общество, и факторов ресептивных, способствующих проникновению инноваций.

6. Политическое образование выступает защитным инструментом общества от воздействия манипулятивных технологий власти. Политические знания поддерживают структурированное видение мира, конструируют социально-политические отношения как ответственные и толерантные, а поведение делают плюралистичным и осмысленным. Данное обстоятельство обеспечивает снижение уровня социального напряжения в обществе, выступает средством политического согласия, формирует интеллектуальную основу гражданской консолидации российского социума.

7. В контексте современного российского политического процесса проанализированы состояние, содержание и сущность политического образования и сделан вывод о его несоответствии объективному ходу истории в направлении возникновения общества, основанного на знаниях, что становится отличительной чертой XXI столетия.

8. Разработаны научно-практические рекомендации в области развития политического образования в Астраханском регионе. Предлагается продолжить обновление содержания политического образования, регулярно проводить мониторинг общественного мнения о деятельности органов власти и управления образованием Астраханской областиактивизировать разработку и выполнение региональных научно-политических, инновационных программ, направленных на решение проблем, связанных с повышением квалификации и переподготовкой политически грамотных управленческих кадров. С целью популяризации политических знаний и укрепления связей между средней и высшей школой провести работу по созданию на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования научных политических обществ учащихся, научно-исследовательских лабораторий и центров любителей политики. Активизировать работу совместных с региональными органами власти и управления образованием семинаров, круглых столов, конференций в качестве площадок общения и обучения детей и молодежи более широкому спектру навыков, востребованных и адекватных современным политическим реалиям.

Практическая значимость исследования определяется актуальностью темы, возможностью использовать полученные выводы при разработке концепций дальнейшего развития демократической политической системы Российской Федерации, построения в стране гражданского общества, способного влиять на институты власти. Новый взгляд на политическое образование и его функциональную роль в жизни людей позволит определить возможный путь эволюционного вхождения России в сообщество постиндустриальных государств. В свою очередь, переход к модели устойчивого развития, степень познания и моделирования будущего в образовательном процессе могут служить критериями реализации ноосферно-интегративного опережающего образования как нового механизма выживания цивилизации в целом1. Материалы диссертации также могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, пособий по политологии, политической истории, политической социологии, социологии образования.

Апробация результатов исследования.

1. Основные результаты многолетних исследований были положены в основу разработки учебных программ и преподавания по курсам: «Политология» и «Политическая культура в полиэтническом регионе».

2. На базе факультета социальных коммуникаций АГУ создан образовательно-просветительский проект «Школа молодого политолога». Цель проекта: просвещение социально активной и ответственной молодежи, содействие становлению ее активной гражданской позиции, способности на практике реализовывать либеральные ценности граж.

•л данского общества и отстаивать демократические идеалы .

3. Материалы исследования нашли отражение в статьях, а также обсуждались на: Международной научно-практической конференции: «Современные проблемы элитного и элитарного образования» (28−29 октября 1998 г.), г. АстраханьМеждународной научно-практической конференции «Геополитика Прикаспийского региона: взгляд в XXI век» (20−21 ноября 2002 г.), г. АстраханьМежрегиональной научной.

1 См.: Урсул А. Переход России к устойчивому развитию: Ноосферная стратегия. М., 1998.

•у.

См.: Приложение № 4. конференции «Россия и регион: политические, правовые и гуманитарные проблемы» (май 2004 г.), г. АстраханьМеждународной научно-практической конференции «Россия и Восток. Феномен сознания: ин-тегративное видение» (сентябрь 2004 г.), г. АстраханьМеждународной научно-практической конференции «Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона» (21−22 апреля 2005 г.), г. Астрахань.

Структура диссертации подчинена решению основных целей и задач данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итогом проведенного диссертационного исследования могут стать некоторые выводы, имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение для определения перспектив развития России в XXI в.

Последнее десятилетие XX в. было отмечено значительными переменами и формированием новых глобальных тенденций. Все очевидней становится, что человечество в постиндустриальном историческом пространстве продолжит двигаться опираясь, в качестве осевого, на принцип плюралистичное&tradeкак в политической, так и в социокультурной сфере1. Его жизнь усложняется необходимостью выработки ответов глобального масштаба на главные «вызовы истории», что требует овладения политической наукой регулирования процессов мирового и локального политического развития.

Известно, что достижение позитивного результата преобразований возможно при наличии ряда социально-политических предпосылок, среди которых наиболее важными являются: возможности для поступательного развития сфер гражданского обществавысокий ресурсный потенциал государственных структур для проведения модернизации и обеспечения контроля над ее ходомсуществование ясной стратегии реформ и иерархия модерниза-ционных целей (краткосрочных, промежуточных, стратегических) — наличие адекватных направлению общественной трансформации общезначимых социокультурных ценностей 3.

Разумеется, эти тенденции улавливаются политическим образованием, однако во избежание схематизма и формализма новому политическому обра.

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 456.

2 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 496.

3 Рыбаков А., Татаров А. Новый общественно-институциональный порядок в России: прблемы формирования и оптимизации // Власть. 2001. № 7. С. 10. зованию необходима тщательная проработка проблем, прежде всего политической наукой, а затем через политическую дидактику — реализация сделанных выводов на практике с учетом новых реалий и направлений развития.

Политический мир непрерывно меняется, а политическое сознание как потенциальный совокупный носитель консервативного начала в обществе по-прежнему отдает предпочтение отражению традиционных политических институтов и политических процессов. Старая система образования, бюрократический стиль управления государством порождают неадекватность личности и общества новой эпохе. Наблюдается отставание уровня общественного интеллекта от стремительно развивающейся энергетической мощи общества. Технократический тип цивилизованного развития превратился в непосредственную угрозу существованию человечества1. Одним из вариантов выхода из глобального кризиса является создание принципиально новой системы политического образования и воспитания, переход от информационного общества к информационно-образовательному. Быстро меняющийся мир все настойчивей требует лидеров-менеджеров, граждан, готовых к позитивному восприятию конфликтов, способных к самостоятельному и ответственному принятию стратегических решений.

Политического образования, безусловно, выступает созидающим ресурсом, порождает новые социально-политические механизмы, реально участвует в формировании хрупкой ткани гражданского общества. Данная возможность в современных условиях становится основополагающей с точки зрения формирования нового качества социума и политической системы, так как именно политическое образование как глобальное культурно-цивилизационное явление способно участвовать в проектировании и созидании будущего. Политическое образование выступает в данном аспекте универсальным модернизационным фактором, обладающим возможностями воз.

1 Мунтян М. А. Постиндустриально-информационное общество как концепция новой глобальной цивилизации // Безопасность Евразии. 2001. Апрель-июнь. № 2. С. 456−467. воздействия на все формы организации макросоциальной системы, на все структурные элементы и, соответственно, на все уровни общества.

Смена общественно-политической организации, базирующейся на всеохватывающем принуждении и контроле, на другую систему, построенную на демократических принципах, на основе значительной экономической саморегуляции и институтах общественного согласия1, требует, на наш взгляд, сознательного воздействия на модернизационный процесс, соответствующих властных инструментов и образовательных конструкций. Нужна «социальная инженерия», под воздействием которой будет протекать процесс формирования цивилизованного гражданского общества и демократии.

Реального демократического общества в России никогда не будет без наличия соответствующего уровня гражданской культуры, то есть определенных политико-правовых, нравственных, этических и других ценностей, лежащих в основе осознания человеком своих гражданских прав и обязанностей перед обществом и государством. От степени зрелости гражданской культуры во многом зависит нравственное восприятие гражданами существующего механизма государственной власти, правосознание, социокультурные ценности, ориентиры экономического характера, составляющие, наряду с другими чертами, единый культурный облик гражданина. Отражая зрелость общественных отношений, гражданская культура объективно способствует политико-культурной консолидации граждан, является важным фактором социальной устойчивости общества.

Для того чтобы общество стабильно функционировало на основе демократических принципов, недостаточно ввести внешние атрибуты демократии: гласность, свободу слова, печати, собраний, выборов, создания политических и гражданских организаций. Главное — создать систему управления обществом, решающую роль в которой играют его граждане. Только такая система способна ограничить всевластие бюрократического, государственно.

1 См.: Луман Н. От полицейского государства к правовому государству // Антология политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2.

2 Богомолов О. Политическая культура и демократия в России // Власть. 2001. № 2. С. 4. го аппарата и подчинить его демократически формируемому, подконтрольному, по воле граждан сменяемому механизму народовластия1. Кроме того, в действительно демократическом обществе в основе государственной власти лежат принципы народовластия, равенства и свободы, независимые институты гражданского общества. Права и свободы граждан надежно гарантированы всей государственно-правовой системой, а государственная власть является легитимной2.

В диссертации в целом были решены следующие важные для современной политической науки задачи: (1) определены и обобщены теоретические и методологические подходы к изучению политических процессов, осуществляемых в настоящее время в России- (2) выделены особенности протекания модернизационных политических процессов в России на современном этапе- (3) дана характеристика состояния и динамика трансформации политического образования в условиях российской модернизации- (4) определено место и роль политического образования как фактора формирования гражданского самосознания и становления гражданского общества в России- (5) выявлены основные тенденции развития политического образования и его влияния на степень регидности политической элиты в России- (6) установлены факторы, обусловливающие качественные, ценностные изменения в политических предпочтениях индивидов, способствующие установлению и воспроизводству либерально-демократических приоритетов- (7) разработаны научно-практические рекомендации в области развития политического образования в конкретном peraofife ^шинрш1дарва:ф1Ер0}ашн"1ж ибонедв^ания автором была предпринята попытка рассмотрения политического образования прежде всего с точки зрения его современного состояния и перспектив развития на ближайшее будущее. В связи с этим перед исследователем возникла необходимость нового.

1 Куличенко А. В. Современные проблемы модернизации в России и российская специфика // Власть. 2002. № 1. С. 4819.

2 Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 26 апреля. 2005. № 86 (3755). С. понимания политического образования и его роли в условиях модернизаци-ц онных политических процессов современности и с учетом перспектив перехода к постиндустриальному обществу. ® Автор пришел к выводу о том, что Россия в общем и целом на сегодняшний день не готова принять вызов XXI в. и стать конкурентоспособной. Причин этому несколько, и самые важные из них — это отсутствие развитого гражданского общества, низкий интеллектуальный, моральный уровень и некомпетентность (непрофессионализм) политических элит по целому ряду стратегических вопросов1. При этом следует напомнить, что сами элиты и их лидеры неоднократно заявляли об этом публично.

Мы исходим из того, что сами политические элиты должны, наконец, ф осознать необходимость проведения взвешенной и всесторонне продуманной кампании политического образования, что имеет первостепенное значение как для гражданского сообщества в целом, так и самих элит в частности. XX век с его все еще во многом стихийным политическим образованием прошел. Эта «стихийность» была оправданна в условиях развитого индустриализма, однако на фоне надвигающегося на мир постиндустриализма она уже будет ошибочной. Необходимо продумать содержание и методику, тщательным образом выстроить структурные компоненты, сформировать эффективный W механизм политического образования для XXI в. Игнорирование государством этого важного направления в образовательной политике уже сейчас оказывает негативное влияние на политический процесс в нашей стране. В связи ^ с этим диссертант выражает надежду, что будущему поколению российской политической элиты удастся избежать трагических ошибок своих предшественников и ограничить произвол клиентелизма в процессе кадровой политил ки (рекрутирования элит) .

1 Богомолов О. Политическая культура и демократия в России // Власть. 2001. № 2. С. 5−6.

2 См. более подробно: Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 1997.

Наше обращение к проблемам политического образования напрямую связано с демократизацией современного российского общества, с потребностью транзита либеральных ценностей, а также наличием дефицита гражданских знаний и навыков активного политического участия, необходимых для адекватного включения России в параметры постиндустриализма. Новый виток модернизации России (который приведет ее к «вратам постиндустриализма») должен начаться именно с реформирования системы и качества (содержания) политического образования.

Дальнейшая интеграция политической и образовательной сфер должна осуществляться посредством формирования каналов и институтов гражданского общества. Широкое внедрение и развитие политического образования будет активно способствовать формированию гражданского сознания, ценностей, норм и мотивов поведения, что существенным образом повлияет на повышение уровня политической культуры, политического участия и ответственности граждан, а значит и стабильности российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и официальные документы
  2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы Текст. М.: МГФ «Знание»., 1998. Часть 1. — 184 с.
  3. Госкомстат России. Астраханский областной комитет государственной статистики. Образование в Астраханской области. Статистический сборник Текст. Астрахань, 2003. — 31 с.
  4. Закон Астраханской области о государственной молодежной политике / В редакции Закона от 11.02.2002 г. № 9/2002 03 // Сборник нормативно-правовых актов Астраханской области Текст. — Астрахань, 2002.- 52 с.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании Текст. 2002, № 4.
  6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. М., 2000. — 29 с.
  7. Послание президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации (извлечения) Текст. // Официальные документы в образовании. М., 2001. — № 14.
  8. Монографии и учебные пособия
  9. , Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций Текст. / Г. Алмонд // Антология политической мысли. М., 1997. — 326 с.
  10. , А. Россия: критика исторического опыта Текст. / А. Ахие-зер.-М., 1991. -411 с.
  11. , Г. К. Курс элитологии Текст. / Г. К. Ашин, Е. В. Охотский. -М.: ЗАО «Спортакадемпресс», 1999. 368с. — ISBN 5−8134−0007−9.
  12. , Г. К. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий Текст. / Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозаннский. М.: Экзамен, 2001. — 608с. — ISBN 5−82 120 233−7.
  13. , Г. К. Теоретические основы элитологии образования Текст.: Монография / Г. К. Ашин, Л. Н. Бережнова, П. Л. Карабущенко, Р. Г. Резаков — под ред. П. Л. Карабущенко. Изд-во МОСУ. — М., 1998. -432 с. — ISBN 5−89 774−010−0.
  14. , Г. Элитное образование Текст. / Г. Ашин // Общая и прикладная политология. М., 1997. — 56 с.
  15. , О. Н. Глобализация и образование в современном мире Текст. / О. Н. Барабанов, М. М. Лебедева // Глобализация: человеческое измерение. М., 2002. — 320 с.
  16. , Е. А. Структурные сдвиги в российском высшем образовании Текст.: преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад / Е. А. Безгласная — под ред. А. Г. Иони-на.-М., 2001.-31 с.
  17. , Н. А. Философия свободного духа Текст. / Н. А. Бердяев. -М., 1994.-174 с.
  18. Бестужев-Лада, И. В. К школе XXI века: размышления социолога
  19. Ч Текст. / И. В. Бестужев-Лада. М., 1988. — 215 с. ф 21. Боярчук, Ю. В. Общеобразовательная школа современной Японии
  20. Текст. / Ю. В. Боярчук. Пущино, 1996. — 180 с.
  21. , П. Социология политики Текст. / П. Бурдьё. М., 1993. — 353 с.
  22. , Ф. М. Современный Левиафан Текст. / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. М., 1985. — 195 с.
  23. , И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия Текст. / И. А. Василенко. М., 2000. — 345 с.
  24. Введение в политологию: словарь-справочник Текст. / сост. Г. Л. Купряшин, Т. П. Лебедев, Г. И. Марченко и др.- под. ред. В. П. Пугачева. -М.: Аспект Пресс, 1996. 172 с.
  25. , М. Избранное. Образ общества Текст. / М. Вебер. М., 1994. -315 с.
  26. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер- пер. с нем. — сост. общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова — предисл. П. П. Гайденко. р М., 1990. 805 с.
  27. , Е. Т. Государство и эволюция Текст. / Е. Т. Гайдар. М., 1995.-287 с.
  28. Гаман-Голутвина, О. В. Политическая элита России. Вехи исторической эволюции Текст. / О. В. Гаман-Голутвина. М.: Интеллект, 1998.- 416 с. ISBN 5−87 047−055−2.
  29. , Э. Нации и национализм Текст. / Э. Геллнер. М., 1991. -432 с.
  30. , Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б. С. Гершунский. М., 1997. — 697с. — ISBN 5−89 520−001-Х.
  31. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с. — ISBN 5−88 527−082−1.
  32. , Э. Последствия модернити Текст. / Э. Гидденс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. — 452 с.
  33. Гражданская культура в современной России Текст.: Сборник научных работ грантополучателей МОНФ / отв. ред. Е. Б. Шестопал. М.: МОНФ, 1999.- 542 с.
  34. , Д. Мировоззрение Текст.: для чего мы живем и каково наше место в мире / Д. Гудинг, Дж. Леннокс — пер. с англ.- общ. ред. Т. В. Барчуновой. Ярославль.: Изд-во «ДИА-пресс», 2000. — 432 с. — ISBN 1−874 584−66−4.
  35. , Р. О демократии Текст. / Р. Даль. М., 2000. — 303 с.
  36. , А. А. Основы политической теории Текст. / А. А. Дегтярев.-М., 1998.- 623 с.
  37. , К. X. Философия образования в период социальных трансформаций Текст. / К. X. Делокаров, Г. А. Комисарова. М., 1997.- 512 с.
  38. , М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) Текст.: Хрестоматия / М. Дойч — сост. М. А. Василик. М., 2000.- 381 с.
  39. , О. В. Очерки по философии образования Текст. / О. В. Долженко. М., 1995. — 352 с.
  40. , Н. И. О буржуазных теориях конфликта Текст.: критический анализ методологии исследования / Н. И. Доронина. М., 1981. -415 с.
  41. , Э. О разделении общественного труда Текст. / Э. Дюрк-гейм. М.: Канон, 1996. — 395 с.
  42. , Э. Социология образования Текст. / Э. Дюркгейм М., 1996.- 221 с.
  43. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение Текст. / Э. Дюркгейм. М., 1995. — 532 с.
  44. , А. А. Лига дела, или идущие сами Текст. / А. А. Ермолин. -М., 2003.- 144 с.
  45. , В. В. О судьбах России Текст. / В. В. Жириновский. -М., 1993.- 173 с.
  46. , В. И. Университетское образование: история, социология, политика Текст. / В. И. Жуков. М.: Академический Проект, 2003. -384с. — ISBN 5−8291−0195−5.
  47. , Э. А. Демократия. Власть. Элита. Теория, методология и практика регионального развития Текст.: Монография / Э. А. Зелетдинова. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2001. — 172 с. — ISBN 5−89 154−0630.
  48. , Ф. Г. Социальные проблемы образования Текст. / Ф. Г. Зиятдинова. М., 1999. — 194 с.
  49. , Г. Держава Текст. / Г. Зюганов. М., 1994. — 340 с.
  50. , В. JI. За пределами экономического общества Текст.: науч. изд. / В. JI. Иноземцев. М.: «Academia"-"HayKa», 1998. — 576 с.
  51. , В. JI. Расколотая цивилизация Текст.: научное издание / В. Л. Иноземцев. М., 1999. — 438 с.
  52. , А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию Текст. / А. Н. Иоффе. М.: «Новый учебник», 2003. — 240 с. -ISBN 5−8393−0145−0.
  53. , Д. Категории системного анализа политики Текст. / Д. Истон // Антология политической мысли. М., 1997. — 326 с.
  54. История социологии в Западной Европе и США Текст. / отв. ред. Г. В. Осипов. -М.: ИНФА-МНОРМА, 2001.-421 с.
  55. , П. JI. Антропологическая элитология Текст.: монография / П. JI. Карабущенко. М.-Астрахань: изд-во АстрФ МОСУ, 1999.-231 е. — ISBN 5−89 774−020−8.
  56. , П. JI. Триады политического сознания: массы элиты -лидеры Текст.: монография / П. JI. Карабущенко. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. — 316 с. — ISBN 588 200−786−0.
  57. О. Дух позитивной философии Текст. / О. Конт. СПб., 1910. -210 с.
  58. Краткий политический словарь Текст. / В. П. Абареков, А. Г. Аверкин, Ю. А. Агешин и др.- сост. и общ. ред. JL А. Оникова, Н. В. Шишлина. 5-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 478с. — ISBN 5250−127−0.
  59. , Г. JI. Государственное управление Текст. / Г. JI. Купря-шин, А. И. Соловьев. М., 1996. — 315 с.
  60. , С. П. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы Текст. / С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. — М., 1983.-427 с.
  61. , М. М. Мировая политика Текст. / М. М. Лебедева. М.: Аспект Пресс, 2003. — 332 с.
  62. , Н. П. Образование в условиях интенсификации экономики Текст. / Н. П. Литвинова. М.: Педагогика, 1989. — 315 с.
  63. , Г. В. Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала Текст. / Г. В. Мальцев. — М., 1984.- 415 с.
  64. , К. Немецкая идеология Текст.: соч. в 39 т. Т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс. М., — 430 с.
  65. , П. П. История образования Текст. / П. П. Медведиц-ков. Омск, 1995. — 526 с.
  66. , А. Ю. Демократический транзит в России сущностная неопределенность процесса и его результата Текст. / А. Ю. Мельвиль // Космополис. Альманах. — М., 1997. — 227 с.
  67. , В. А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность Текст. / В. А. Мельянцев. — М.: Изд-во МГУ, 1996.- 375 с.
  68. , В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса Текст. / В. М. Меньшиков. М., 1996.- 403 с.
  69. , Н. Н. Быть или не быть человечеству? Текст. / Н. Н. Моисеев.- М., 1999.- 283 с.
  70. Мой выбор. Текст.: методические материалы — общ. ред. П. Г. Поло-жевец. М.: Изд-во «Ижица», 2003. — 124 с.
  71. , С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс Текст. / С. Московичи. М., 1996. — 437 с.
  72. , Ф. По ту сторону добра и зла Текст. / Ф. Ницше. М., 1990. — 302 с.-ISBN 5−211−1 926−1.
  73. , Д. А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем Текст.: концептуальные положения / Д. А. Новиков. М., 2001. — 376 с.
  74. О перестройке и кадровой политике партии Текст.: материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27−28 января 1987 г. М., 1987. -394 с.
  75. Образование и наука в процессе реформ Текст.: социологический анализ / ред. -сост. Д. Л. Константиновский, Л. П. Веревкин. М.: ЦСП, 2003.- 412 с.
  76. Общая и прикладная политология Текст.: учебное пособие / под ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. -М.: МГСУ, Изд-во «Союз», 1997. 408 с.4
  77. , М. Я. Демократия и политические партии Текст. / М. Я. Острогорский. М., 1997. — 302 с.
  78. , Т. Система современных обществ Текст. / Т. Парсонс. — М.: Аспект пресс, 1997. 425 с.
  79. , А. В. Вопросы истории и теории психологии Текст.: избранные труды / А. В. Петровский. М., 1984. — 448 с.
  80. Платон. Собрание сочинений Текст.: в 4 т. Т. 1 / Платон — общ. ред. А. Ф. Лосева и др.- авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев — примеч. А. А. Та-хо-Годи — пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1990. — 860 с. — ISBN 5−24 400 385−2.
  81. Пока еще не поздно. Доклад Национальной комиссии Соединенных Штатов Америки по преподаванию математики и естественных наук в XXI в. Текст. / под. ред. В. А. Садовничего // Образование, которое мы можем потерять: Сб. М.: МГУ, 2002. — 337 с.
  82. Политическая энциклопедия Текст.: нац. обществ.- науч. фонд / рук. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. — 731 с.
  83. Политические институты Текст. / Политическая наука: новые направления. М., 1999. — 377 с.
  84. Политический процесс: вопросы теории Текст. М.: Луч, 1994. -385 с.
  85. Политология Текст.: учебное пособие / А. Ю. Мельвиль [и др.]. М.: МГИМО (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 624 с. — ISBN 5−98 032−645−6.
  86. , К. Р. Открытое общество и его враги Текст.: в 2 т. Т. 1. Чары Платона / К. Р. Поппер — пер. с англ. — под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с. — ISBN 5−85 042−064−9.
  87. Проблема человека в трудах китайских ученых Текст. М., 1983. -412 с.
  88. , Дж. Западная философия от истоков до наших дней Текст.: в 4 т. Т. 3. Новое время / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 336 с.
  89. Регионоведение Текст.: учебное пособие / отв. ред. проф. Ю. Г. Волков. 2-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с. — ISBN 5−222−4 815−2.
  90. , Р. Г. Формирование интеллектуальной элиты в системе непрерывного образования Текст.: Монография / Р. Г. Резаков. М.: Прометей. МПГУ, 2001. — 267 с. — ISBN 5−94 845−008−2.
  91. Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов. 21−23 апреля 2000 г. Текст. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 960 с. — ISBN 5−8243 0226-Х.
  92. , Н. Социология Текст. / Н. Смелзер — пер с англ. М., Феникс, 1994. — 688 с. — ISBN 5−7113−0106−3.
  93. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас Текст.: Учебное пособие. Новосибирск, 1995. — 417 с.
  94. Современное Поволжье. Региональное развитие в ситуации социокультурного пограничья Текст. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999.-381 с.
  95. Современные проблемы истории образования и педагогической науки Текст.: в 3 т. / Под ред. 3. Рявкина. М., 1994. — 370 с.
  96. , П. А. Социальная стратификация и мобильность Текст.: Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин — общ. ред., сост. и пре-дисл. А. Ю. Согомонова- пер. с англ. М., 1992.-452 с.
  97. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. Сорокин — общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова- пер. с англ. М., 1992.-452 с.
  98. , П. Главные тенденции нашего времени Текст. / П. Сорокин. -М, 1993.-396 с.
  99. Социальные проблемы и решения Текст. // Администрация Астраханской области. — Астрахань, 2000. 173 с.
  100. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты Текст. / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Ианников, О. П. Молчанова. М., 1998. — 274 с.
  101. , А. Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс Текст. / А. Д. Урсул // Философские проблемы образования. М.: РАГС, 1996.-438 с.
  102. , А. Д. Переход России к устойчивому развитию: Ноосферная стратегия Текст. / А. Д. Урсул. М., 1998. — 385 с.
  103. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. — 445 с. — ISBN 0−30−1 000 000.
  104. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы Текст. / пер. с анг. М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. -232 с. — ISBN 5−7777−0266-Х.
  105. Фрейд, 3. Введение в психоанализ Текст.: Лекции / 3. Фрейд. М.: Наука, 1995.- 448 с.
  106. , В. Ф. Кратология наука о власти Текст.: Концепция / В. Ф. Халипов. — М., 2002. — 367 с. — ISBN 5−282−2 202−8.
  107. , С. Будущее демократических перемен: от экспансии к консолидации Текст. / С. Хантингтон. М.: МЭиМО. 1995. — 593 с.
  108. , Ф. Теория государственного управления Текст. / Ф. • Шахмалов. -М., 2002. -395 с.
  109. , Н. И. Социальная психология в образовании Текст.: If учеб. пособие / Н. И. Шевандрин — ч. 1. Концептуальные и прикладные ф основы социальной психологии. М.: Владос, 1995. — 544 с. — ISBN 587 065−066−6.
  110. , П. Социология социальных изменений Текст. / П. Штомпка. М., 1996. — 345 с.
  111. , А. И. Политическое образование: теория, история, практика Текст. / А. И. Щербинин. Томск: Водолей, 1997. — 445 с.
  112. Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО Текст. / под ред. проф. Г. К Ашина и С. А. Кравченко. М.: МГИМО (У) МИД Рос* сии, 2002. — 223 с. — ISBN 5−9228−0077−9.
  113. Этимологический словарь Текст. / сост. М. Э. Рут. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 432 с. — ISBN 5−94 799−158−6.
  114. , К. Смысл и назначение истории Текст.: мыслители XX в. / ^ К. Ясперс — пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. — 527 с. — ISBN 5−25 001 357−0.
  115. Авторефераты и диссертации
  116. , Е. А. Современные концепции политического образова-ф ния в Германии Текст.: дис.. канд. полит, наук / Е. А. Андреева. —1. СПб., 2005.-218 с.
  117. , С. Е. Региональное лидерство в современном политическом процессе России Текст.: дис.. канд. полит, наук / С. Е. Гржейщак.-М., 1999.- 195 с.
  118. , Н. В. Политическое пространство как объект теоретических и прикладных политических исследований Текст.: автореф. дис.канд. полит, наук / Н. В. Гришин. Волгоград, 2001. — 26 с.
  119. , В. Н. Социальные проблемы воспроизводства кадров с высшим образованием в условиях рынка труда (на материалах Западной Сибири) Текст.: автореф. дис.. канд. соц. наук / В. Н. Колесников. Барнаул, 2003. — 24 с.
  120. , А. К. Региональные элиты и региональные идеологии в современной России: сравнительный анализ (на примере республик и областей Поволжья) Текст.: дис.. д-ра полит, наук / А. К. Магомедов. Казань, 1999. — 365 с.
  121. , С. Б. Политические системы и образование: типы взаимодействия и тенденции их трансформации в современном мире (социологический аспект) Текст.: автореф. дис.. д-ра соц. наук / С. Б. Суровов. Саратов, 1999. — 54 с.
  122. , А. Г. Творческая личность в сфере образования Текст.: автореф. дис.. д-ра философ, наук / Чухно А. Г. Ростов н/Дону. 2003.-50 с.
  123. , Н. М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики Текст.: дис. д-ра пед. наук / Н. М. Шведов.-М., 2000.-364 с.
  124. , А. И. Политическое образование как фактор политического процесса Текст.: автореф. дис. д-ра полит, наук / А. И. Щербинин.-М., 2000.-54 с. 1. Научные статьи
  125. , Г. А. Культурно ориентированная модернизация России Текст. / Г. А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. 2000. -№ 4.
  126. , С. С. Политическое сознание и политическое поведение Текст. / С. С. Андреев // Социально-политический журнал. 1992. — № 8.
  127. , Г. К. Формы рекрутирования политических элит Текст. / Г. К. Ашин // ОНС. 1998. — № 3.
  128. , Г. К. Элита и образование Текст. / Г. К. Ашин // Власть. -2001.-№ 3.
  129. , Г. Финансовое состояние образовательной отрасли в новом году: бюджет, зарплата, налоги Текст. / Г. Балыхин // Российское образование. 2004. — № 4.
  130. , Э. Я. Типология политических отношений Текст. / Э. Я. Баталов // Полис. 1995. -№ 2. — ISSN 0321−2017.
  131. , О. Политическая культура и демократия в России Текст. / О. Богомолов // Власть. 2001. — № 2.
  132. , И. С. Социология и образование Текст. / И. С. Болотин, О. К. Козлова // Социс. 1997. — № 3.
  133. , Ю. М. Анализ рынка образовательных услуг в отношении подготовки специалистов с высшим образованием (на примере Астраханской области) Текст. / Ю. М. Брумштейн // Астраполис. 2002. -№ 2.
  134. , П. Социальное пространство и символическая власть Текст. / П. Бурдьё // Альманах THESIS. Весна, 1993. — Т. 1. — Вып. 2.
  135. , А. П. Философские основания современной парадигмы образования Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3.
  136. , Ю. А. Отношения и права собственности в эпоху НТР: масштабы перемен Текст. / Ю. А. Васильчук // Полис. 1991. № 2. -ISSN 0321−2017.
  137. , М. Основные понятия стратификации Текст. / М. Вебер // Социс. -1994.- № 5.
  138. , А. Современное образование: политика выживания или развития? Текст. / А. Владимирова, Н. Акинфиева // Alma mater. -2001.-№ ю.
  139. , Г. Ю. Власть, общество и проблемы модернизации российского образования Текст. / Г. Ю. Голуб, А. Н. Поздняков // Власть. -2004.-№ 8.
  140. , П. К. Национальная доктрина возрождения и оптимальная модель политической системы как концептуальная основа реформирования России Текст. / П. К. Гончаров // Вестник Московского университета.-Сер. 18.-Социология и политология.-2000.-№ 3.
  141. , Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России Текст. / Э. Д. Днепров // Педагогика. 1996. -№ 5.
  142. , Т. Патерналистские традиции российской политической культуры Текст. / Т. Ермоленко // Власть. 2001. — № 1.
  143. , Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию Текст. / Г. Е. Зборовский // Социс. 2000. — № 6.
  144. , А. В. О феномене современного гражданского образования Текст. / А. В Зеленцова // Журнал Евроазиатских Исследований. -Winter2002.-Vol.1.-No. l.-ISSN 1538−0378.
  145. , В. Региональные аспекты укрепления российской государственности Текст. / В. Игнатов // Власть. 2003. — № 6.
  146. , В. Образование в XXI веке Текст. / В. Ильин//Высшее образование в России. 2004. — № 1.
  147. , М. В. О понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии Текст. / М. В. Ильин // Полис. 1992. — № 2. — ISSN 0321−2017.
  148. , Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества Текст. / Р. Инглхарт // Полис. 1997. — № 4. — ISSN 3 212 017.
  149. , В. JI. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии Текст. / В. JI. Иноземцев // Полис. 2000. — № 6. -ISSN 0321−2017.
  150. , Б. Г. Либеральные ценности в сознании россиян Текст. / Б. Г. Капустин, И. М. Клямкин // Полис. 1994. — № 1−2. — ISSN 3 212 017.
  151. , П. JI. Политическое образование для становления элит Текст. / П. Л. Карабущенко // Полис. 2000. — № 4. — ISSN 3 212 017.
  152. , И. М. Дифференциация ориентации в российском обществе: факторы влияния Текст. / И. М. Клямкин, В. В. Лапкин // Полис. -1994. № 6. — ISSN 0321−2017.
  153. , К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция Текст. / К. Колин // Alma mater. 2002. — № 8.
  154. , К. Человеческий потенциал и социальные технологии в XXI в. Текст. / К. Колин // Alma mater. 2003. — № 6.
  155. , А. В. Современные проблемы модернизации в России и российская специфика Текст. / А. В. Куличенко // Власть. 2002. — № 1.
  156. , Н.Ю. Региональная власть и реформа российского федерализма: сценарии политического будущего Текст. / Н. Ю. Лапина, А. Е. Чирикова // Социс. 2001. — № 4.
  157. , С. А. Российская модернизация: авторитарная или демократическая? Текст. / С. А. Магарил // Вестник Фонда развития политического центризма. 2001. — № 12.
  158. , У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна Текст. / У. Матц // Полис. 1992. — № 1−2. — ISSN 0321−2017.
  159. , Г. Правящий класс Текст. / Г. Моска // Социс. 1994. — № 10.
  160. , Л. Образование катализатор развития города Текст. / Л. Мостовой, Ю. Барзыкин, С. Кириченко // Народное образование. -2002.- № 2.
  161. , В. Я. Новые подходы в социологии образования Текст. / В. Я. Нечаев // Социс. 1999. -№ 11.
  162. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») Текст. // Социс. 2003. — № 5.
  163. Пай, JI. Незападный политический процесс Текст. / J1. Пай // Политическая наука. 2003. — № 2.
  164. , В. И. Волны политической модернизации в истории России Текст. / В. И. Пантин, В. В. Лапкин // Полис. 1998. — № 2. — ISSN 0321−2017.
  165. , Н. О концепции политической культуры или об основной ошибке советологии Текст. / Н. Петро // Полис. 1998. — № 1. — ISSN 0321−2017.
  166. , С. Сверхэксплуатация преподавателей главная угроза высшей школе и развитию России в XXI в. Текст. / С. Плаксий // Alma mater. — 2004. — № 3.
  167. , Я. А. Политическая власть в России в поисках новой идентичности Текст. / Я. А. Пляйс // Власть. 2001. — № 10.
  168. Политология и политологи в современном мире: Материалы «круглого стола» аспирантов и студентов-политологов РУДН Текст. // Вестник РУДН. Серия: Политология. 1999. — № 1.
  169. , В. Методология исследования российской модернизации Текст. / В. Поляков // Полис. 1997. — № 3. — ISSN 0321−2017.
  170. , В. Дело государственной важности Текст. / В. Путин // Высшее образование. 2003. — № 1.
  171. , Н. М. Модернизация России и политическая элита Текст. / Н. М. Ракитянский // Власть. 2002. — № 1.
  172. , Н. М. Россия и вызовы глобализации Текст. / Н. М. Ракитянский // Социс. 2002. — № 4.
  173. Российская модернизация: проблемы и перспективы (Материалы «Круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 1993. — № 7.
  174. , А. Новый общественно-институциональный порядок в России: проблемы формирования и оптимизации Текст. / А. Рыбаков, А. Татаров // Власть. 2001. — № 7.
  175. , А. М. Политический процесс и демократия Текст. / А. М. Салмин // Социально-политические науки. 1991. -№ 6.
  176. , О. Финансирование образования: Уровень и механизмы Текст. / О. Смолин // Российское образование. 2004. — № 1.
  177. , А. И. Внутренние дилеммы демократии источник парадоксальности российской власти Текст. / А. И. Соловьев // Власть. -2001.-№ 2.
  178. , Н. Д. Проблема взаимосвязи образования и социальной дифференциации в зарубежной социологии Текст. / Н. Д. Сорокина // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. -2001. -№ 2.
  179. , Г. Грехи законодателей Текст. / Г. Спенсер // Социс. -1992. № 2.
  180. , Н. Что происходит с финансированием образования Текст. / Н. Типенко // Управление школой. 2001. — 1−7 сентября. — № 33.
  181. , Н. Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России Текст. / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность. 1996. — № 4.
  182. , Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе Текст. / Г. Ушамирская // Alma mater. 2003. -№ 1.
  183. , М. Развитие человеческих ресурсов в Сингапуре Текст. / М. Хонг // Школа духовности. 2001. — № 6.
  184. , Е. Итоги 1996: произошла ли смена политического стиля? Текст. / Е. Шестопал // Власть. 1997. — № 3.
  185. , В. П. Научные подходы к экономике образования Текст. / В. П. Щетинин // Педагогика. 1996. — № 1.
  186. , А. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту Текст. / А. Юревич // Высшее образование в России. 2004. — № 5.1. Периодическая печать
  187. , М. Джахан Поллыева: Образование это судьба Текст. / М. Волкова // Российская газета. — 2005. — 3 нояб. — № 248 (3917). — С. 1,9.
  188. , Р. Россия: выбор маршрута Текст. / Р. Гусейнов, Ю. Строганов // Труд. 2005. — 29 апреля. — С. 2.
  189. , В. JI. Что нам важнее: демократия или свобода? Текст. / В. J1. Иноземцев // Аргументы и факты. 2005. — № 5 (1266). — С. 6.
  190. , В. Послание Федеральному собранию. Новое кимоно президента Текст. / В. Костиков // Аргументы и факты. 2005. — № 17 (1278).-С. 2.
  191. , В. Ходоки на приеме у Путина Текст. / В. Костиков // Аргументы и факты. 2005. — № 8 (1269). — С. 2.
  192. , О. Национальным проектам дали Совет Текст. / О. Тропкина // Российская газета. 2005. — 22 окт. — № 238 (3907). — С. 1.
  193. Almond, G. Comparative politics today: A world view Text. / G. Almond [et al]. 7th ed. — N.Y., 2000.
  194. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society Text. / D. Bell. N.Y., -1973.
  195. Boudon, R. L’inegalite des Chances. La mobilite social dans les societes industrials Text. / R. Boudon. P., 1973.
  196. Brennan, T. Political Education and Democracy Text. / T. Brennan. -Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
  197. Crick, B. Political Education and Political Literacy Text. / B. Crick, A. Porter. L., 1968.
  198. Druker, P. The New Realities Text. / P. Druker. Oxford, 1996.
  199. Endruweit, G. Elit und Entwicklung Text. / G. Endruweit. Frankfurt a M., 1986.
  200. Eulau, H. Elite Recrutment in Democratic Politics Text. / H. Eulau, M. Czudnovski. N.Y., 1996.2I6' Giddens, A. Modernity and Self-Identity Text. / A. Giddens. Stanford: Stanford University Press, 1991.
  201. Keller, S. Beyond the Ruling Class. Strategic Elites in Modern Society. Text. / S. Keller. New Brunswick, 1991.
  202. Lerne, R. American Elites Text. / R. Lerne, A. Nagai, S. Rothman. -Yale Univ., New Haven, 1996.
  203. Meyer, T. Wie entbehrlich ist Politische Bildung? Text. / T. Meyer // Friedrich-Ebert-Stiftung-Info. 1994. -№ 1.
  204. Parsons, T. Ympact de la’tecnuologie sur la’culture. Revul internationalle des sciences socials Text. / T. Parsons. P., 1970. Vol. 22. № 4.
  205. Putman, R. The Comparative Study of Political Elites Text. / R. Putman. -N. J., 1976.
  206. Touraine, A. Modernity and Cultural Specificities Text. / A. Touraine // International Social Science Journal. 1988. -№ 18.
  207. Touraine, A. The Post-Industrial Society. Tomorrow’s Social Histoiy: Classes, Cjnflicts and Culture in the Progravvtd Society Text. / A. Touraine. L., 1974.
  208. Weber, M. Politics as a Vocation Text. / M. Weber // From Max Weber. Essays in Sociology. N.Y., 1946.
  209. Weber, M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism Text. / M. Weber N.Y., 1958.
Заполнить форму текущей работой