Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Процессы государственного строительства в республиках Среднего Поволжья в конце XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое внимание заслуживают сборники документов и архивных материалов «Деятельность Государственного Совета Чувашской республики первого созыва за 1994;1998 гг. Законы и постановления» и «Высший законодательный и представительный орган государственной власти Марийской АССР — Республики Марий Эл"2. В них содержится документально поддержанная и подробная информация о деятельности Верховных Советов… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
    • 1. 1. Политика федеративной власти в отношении процессов государственного строительства в республиках Среднего Поволжья в начале 1990−2000 г
    • 1. 2. Влияние социально-экономического развития на модели республиканского государственного устройства
    • 1. 2. Этно-конфессиональный фактор и внутриполитические процессы, повлиявшие на государственное строительство республик РФ
  • Марий Эл, Татарстан, Чувашия
  • ГЛАВА II. ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИК СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 90-е гг. XX ВЕКА
    • 2. 1. Государственное строительство в условиях провозглашенного республиканского суверенитета (1990−1993 гг.)
    • 2. 2. Развитие государственного устройства республик в условиях модернизации российского федерализма (1993−2000 гг.)

Процессы государственного строительства в республиках Среднего Поволжья в конце XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политические реформы, проводимые в стране в настоящее время, делают чрезвычайно актуальным сравнительное исследование сложившихся моделей государственного устройства в субъектах федерации. В этом ключе особое звучание приобретает вопрос изучения процессов государственного строительства в трех республиках Среднего Поволжья: Марий Эл, Чувашия и Татарстан. Несмотря на территориальную близость друг к другу и общий для всех бывших национальных автономий выбор президентской модели, государственное устройство в каждой из республик имеет свои особенности и отличия. Эти особенности возникли и оформились в силу предшествующего исторического развития республик, а также под влиянием политики федеративного центра, социально-экономических условий развития и этно-конфессионального фактора, отразившего полиэтнический состав населения республик.

Инициированные во второй половине 1980;х гг. в СССР реформы привели к серьезным изменениям всех характеристик существовавшей общественной системы. Этапы, методы и формы политического реформирования, тесно связанные со сменой общественной системы, оказали свое влияние и на процессы государственного строительства в бывших автономных республиках.

Государственное строительство является сложным политическим процессом, опирающимся на особенности экономического, культурного, национального положения в том или ином регионе. В то же времягосударственное строительство это важнейший механизм реформирования экономики и демократизации общества. Выявление взаимосвязи между трансформацией СССР, РСФСР и государственным строительством на территории бывших автономных республик Среднего Поволжья (на примере Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Республики Чувашия), является с нашей точки зрения, необходимым для понимания хода исторического процесса на постсоветском пространстве и влияния этих изменений на процессы глобального общественного развития.

Осмысление и оценка опыта государственного строительства в национальных республиках Российской Федерации, расширение представления о становлении и развитии региональных представительных институтов власти, представляют собой уникальный источник для изучения многих аспектов механизма взаимодействия центра и регионов не только на современном этапе, но и в перспективе на будущее.

Так как вопросы о правовой, политической и экономической моделях Российской Федерации остаются дискуссионными до настоящего времени, учет местных особенностей в регионах, опыт государственного строительства последнего десятилетия XX века дает возможность предвидеть основные направления в развитии российского федерализма. Сложившиеся государственные модели республик-субъектов РФ важный показатель эффективности управления центральных органов власти.

Изучение процессов государственного строительства республик-субъектов в составе РФ позволяет наиболее полно выявить и оценить отдельные факторы, повлиявшие на эволюцию национально-государственных моделей бывших автономных республик.

Потребность в обобщении опыта самостоятельного решения республиками вопросов в области государственного строительства в настоящее время возрастает и диктует необходимость подобного рода исследований.

Процесс складывания новых моделей республиканского государственного устройства имел целый ряд этапов, связанных как с общеполитической ситуацией в стране, так и конкретными региональными особенностями.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г. по 2001 г. Нижняя граница — 1991 г. выбран как поворотный момент в истории страны, когда коренным образом изменился правовой статус автономных республик в составе РСФСР — обретение ими суверенитета. Несмотря на политический характер данного события, оно оказало большое влияние на последующий ход развития национальной государственности республик в условиях становления всех структур обновленной федерации.

В качестве верхней хронологической границы исследования определен 2000 год, поскольку в связи с избранием нового Президента РФ произошла не только смена политического курса федерального центра по отношению к регионам, но и корректировка государственного устройства республик, связанная с устранением из их законодательства противоречий федеральным законам.

В настоящее время проблема изучения процессов государственного строительства как в России в целом, так и в регионах в частности, находится в стадии становления. О необходимости изучения вопросов, связанных с историей и предпосылками изменений органов государственной власти на местах в последнее десятилетие XX века свидетельствует состояние научной разработки проблемы.

Исследователями создано значительное количество работ, в которых присутствует анализ различных аспектов государственного строительства в Российской Федерации в целом. Но, вопросы государственного строительства в регионах представлены слабо. Более углубленный подход к данному вопросу предопределил тему предполагаемого научного исследования: «Процессы государственного строительства в республиках Среднего Поволжья в конце XX века».

Официальная историческая мысль в начале 90-х XX века оставалась всецело подчиненной схемам и установкам прошлого, сохранялось влияние стереотипов мышления предыдущей эпохи, когда историческое событие оценивалось либо явно положительно, либо отрицательно, в зависимости от того укладывалось ли оно в концепцию партийно-государственного строительства или нет. В советской общественной науке отразилась стройная схема федеративной и союзной вертикали власти, когда низшие органы подчинены высшим органам, и аналогичная структура существовала во всех государственно-территориальных образованиях: союзных и автономных республиках. Но определенные изменения в историографической сфере все же произошли.

Первыми откликнулись историки, занимающиеся проблемами Российского государства, рассматривая возникновение и развитие российского федерализма как способа решения, прежде всего национального вопроса. Несмотря на формальность провозглашенной национальной государственности автономных республик в составе РСФСР, система государственного устройства в целом развивалась в сторону реальной федерализации, а прошедшие процессы в конце 1980;х гг. подготовили почву для их «суверенизации». Национальный аспект стал важнейшим катализатором новой «волны» государственного переустройства республик. На концепции национально-государственного развития республик оказало влияние решение национального вопроса и национальной политики Российской Федерации1.

В работах данного периода рассматриваются важнейшие события периода демократических реформ, такие как: провозглашение в 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете РСФСР», деклараций о государственном суверенитете республик и их развитие2, проблемы подписания автономными республиками нового Союзного и Федеративного.

Кулешов С. В. Судьбы национальной государственности в России. Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993; Абдулатипов Р. Г. О федеративной и национальной политике Российского государства. М., 1995; Вопросы межнациональных и федеративных отношений. М.: РАГС, 1995; История российской государственности. — М., 1995; Тишков В. А. О нации и национализме. Свободная мысль, 1996, № 3- Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. Федерализм, 1997, № 3.

2Крылов Б. Что такое суверенитет? Народный депутат, 1991. № 3. С. 11−17- Сабиров М. Этапы государственного суверенитета. Народный депутат, 1992, С. 13−19- Персонов Ю. Вперед? Вправо? Назад? Размышления о суверенитете. // Чебоксарские новости, 1992, 15 января- № 15 Милютин В. Проблемы суверенитета Чувашской республики в современных условиях, Региональная экономика при переходе к рынку. Всероссийская научно-практическая конференция. Чебоксары, 1994. С.68−69- Кибеч А. Без суверенитета у народа нет будущего. // Советская Чувашия, 1995,25 октябряАнтонов И. Суверенитету уже пять лет. // Советская Чувашия, 1995,25 октября. договоров, Конституции РФ 1993 г. 1, начало договорного процесса с л.

Республикой Татарстан .

До конца 1990 гг., в работах, посвященных процессам государственного строительства в республиках в составе РФ, важное место продолжают занимать правовой, экономический, исторический аспекты национально-государственного суверенитета, как факторы обоснования национальноо государственного устройства. Суверенитет республик в составе РФ определялся как верховенство и независимость государственной власти, проявляющееся в соответствующих формах. В статьях подробно рассматривается сущность суверенитета как характеристики государства.

В историографии делаются попытки сравнить, вывести общие закономерности и обозначить особенности складывающихся моделей регионального развития. В работах данной проблематики рассматриваются этапы формирования моделей государственного устройства республик, исследуются теоретические вопросы истории возникновения принципов национально-государственного устройства, дается сравнительный анализ процессов государственного строительства, современное формирование и развитие государственности через исторический опыт4.

Особенность всех трех республик Среднего Поволжья: Республики Марий Эл, Республики Татарстан и Республики Чувашия состояла в том, что.

Кудрявцев В., Топорнин Б. К новой Конституции СССР. // Народный депутат. 1990, № 1. С. 30−49- Новый союзный договор: поиски решений. М.: Институт государства и права, 1990; Хазбулатов Р. Сдвиг к центру. Народный депутат, 1992, № 9. с. 7−21.

2Мухаметшин Ф. Особый путь Татарстана: проявление сепаратизма или поиск оптимального варианта отношений? // Народный депутат, 1992, № 13. С. 15−19- Татарстан: на перекрестке мнений. Казань, 1993.

3Шуверова В. Д. Государственный суверенитет и право народов на самоопределение. М., 1997; Лоскутов С. Проблемы национальной государственности и новый Российский Федерализм. //Вестник Марий Эл, 1999, № 2. С. 39−43- Макаров Е. Суверенитет один и неделим. // Марийская правда, 2000, 21 октябряЕгоров В. Суверенитет по вертикали. // Добрые соседи, 2000, 18 октябряВасильев В. 10-летие суверенитета республики: не жалею, не зову, не плачу. Из истории государственного устройства ЧР. // Советская Чувашия, 2000, 24 октября.

4Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. // Государство и право, 1994, № 89- Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996; Карапетян Л. М. К вопросу о «моделях» федерализма. Государство и право, 1996, № 12- Гаврилов Н. Республика Марий Эл. Модель национальной политики. // Вестник Марий Эл, 1999, № 1. С. 17−19- Шабыков В. И. Принципы национально-государственного устройства России. См.: Диалог культур и культурная политика государства в полиэтническом регионе. Йошкар-Ола, 1997. С.22−44- Крайнов Г. Вопросы национально-государственного строительства РМЭ: история и современность. // Вестник Марий Эл, 1999, № 1−2. с.44−49- Лоскутов С. В. Формирование и развитие государственности народа мари (исторический опыт и современность). Дисс. на соискание уч.ст.к.и.н. M., 1996. государственное строительство здесь было связано со становлением Российской Федерации. К началу 1990;х гг. республики оказались перед сложной задачей сохранения предыдущего опыта национально-государственного строительства в условиях несогласованных политических и экономических реформ, «навязанных» им как субъектам Российской Федерации. Выбор модели государственного устройства, во многом носил стихийный характер, что в свою очередь повлияло на политические процессы как в каждой из республик в отдельности, так и в регионе в целом1.

В конце 1990;х гг. в историографии по вопросу государственного строительства в регионах стал складываться определенный взгляд на характер и оценку проведенных в стране реформ, и их отражение на местном уровне. Возникновение самостоятельных суверенных национальных государств в составе России поставило на повестку дня задачу определения сущности российского федерализма, теоретических основ, понятий и принципов федеративного устройства в России в конце XX века, что оказывало влияние на положение республик-субъектов РФ. Объединяющим элементом исследований такого характера являлась идея неразрывности процессов преобразований в субъектах федерации и общероссийского. Процессы, лежащие в основе трансформации государственного устройства Союза ССР и РСФСР, оказали существенное влияние на особенности государственного строительства в республиках Среднего Поволжья.

Существуют исследования, где через анализ различных аспектов государственного строительства в Российской Федерации определяется сущность российского федерализма и положение бывших автономных.

См.: Абдулатипов Р. Г. Федерализм в истории России. М., 1993, кн.2- Златопольский Д. Л. Разрушение СССР. М., 1998; Исаков В. Б. «Расчлененка»: кто и как разваливал Советский Союз. М., 1997; Станкевич З. А. История разрушения СССР: политико-правовые аспекты. М, 2001 и др.

2Медведев В. Опрокинутая пирамида или особенности российского федерализма. Российская Федерация, 1997, № 15. С.35−38- Pro et Contra. Лето, 1999: Три века отечественных реформ. М, 1999; Кодин М. И. Россия в сумерках трансформаций. М., 2001. Реформирование России: от мифов к реальности. М, 2001; Реформирование России М., 2001; Вайнштейн Г. И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций. Политические институты на рубеже тысячелетий. XX — XXI в. Дубна, 2001. С. 141−165- Мухаметшин Ф. Принципы формирования федерации нового типа. // Федерализм. -2000. N2- Золотарева М. В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М., 1999; Эффективность осуществления государственного управления в России. Период президентства Б. Н. Ельцина. М., 2002. республик Среднего Поволжья, итоги проведенных общероссийских реформ в период с 1991 по 1999 гг., а также вопросы взаимодействия исполнительной и законодательной властей, федеральной и региональной власти. Причины торможения в процессе реформ, оцениваются положительно, однако предыдущий период не позволил полностью избавиться от бюрократических механизмов в отношениях Центра и регионов. Следствием данной политики явился зародившийся в годы президентства Б. Н. Ельцина и успешно развивающийся в настоящее время институт полномочных представителей Президента1.

В республиках возникают публикации, претендующие на объективную реконструкцию политического процесса за счет документально-хроникальных приемов, которые обеспечили систематизацию источников информации и восстановление последовательности событий.2 Основанная на широком круге исторических источников и материалах текущего архива Президента Республики Татарстан, монография И. Р. Тагирова раскрывает историю государственности татарского народа. Автор подробно освещает особенности процесса государственного строительства в республике в начале 1990;х гг. О реализации моделей федерализма в Российской Федерации, о суверенитете в практике государственного строительства, национальном вопросе и федеральном устройстве говорится в работах Егорова В. А., Исанбаева С.Н.3.

Институт президентского правления — сравнительно новая область в политической жизни суверенных субъектов Российской Федерации. Личность президента республики и региональных лидеров оказывает.

Васильев Н. Представитель Президента России — персона нон грата для чувашской прессы. // Молодежный курьер, 1999, 10 февраляАфанасьев М. Н. Институт представителей Президента Российской Федерации в регионах России. Эффективность осуществления государственного управления в России. Период президентства Б. Н. Ельцина. М., 2002. С. 270−273.

2Шабунин Д. Политическая трансформация региона: изменение государственных институтов и конституционный процесс в Чувашской республике. Чебоксары, 1999; Тагиров И. Р. История государственности Татарстана XX век. Казань, 2005; Чувашская республика: проблемы национально-государственного строительства (история и современность). Чебоксары. 2005.

3Золотарева М. В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М., 1999; Егоров В. А. Суверенитет по вертикали. // Добрые соседи. 2000, 18 октябряИсанбаев С. Н. Суверенитет РМЭ и его реальность. (По данным социологических исследований). См.: Диалог культур и культурная политика государства в полиэтническом регионе. Йошкар-Ола, 1997. С 44−49. существенное влияние на формирование концепции национально-государственного строительства, на взаимоотношения центра и регионов1.

Конституционно-правовые основания выборов президентов, характеристика кандидатов, экономические и политические предпосылки политических режимов — те вопросы, которые являются предметом анализа и обобщения в контексте вопроса государственного строительства2.

Большой массив составляют исследования историко-правового характера, где рассматриваются вопросы формирования и развития государственности субъектов РФ в новых политических условиях. Глубоким исследованием теории государственного устройства и российской практики государственного строительства в субъектах федерации является монография Иванова В. В.3 Несоответствие республиканского и федеративного законодательства по вопросам государственного строительства, возникшее в процессе суверенизации, а также отсутствие общей концепции федерализма, породило проблему совершенствования правового статуса субъекта Российской Федерации. Особое звучание эта проблема приобрела в конце 1990;х — начале 2000;х гг. в связи с приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации моделей республиканского государственного устройства.

Серьезной работой по определению статуса и законодательной деятельности субъекта федерации является монография С. JI. Сергевнина4. Среди исследований подобного характера можно назвать работы Карапетяна и Т. Н. Михеевой, сборники статей5. С точки зрения особенностей и тенденций внутригосударственного становления российского федерализма,.

Мустафин Р. А. Хасанов A. X Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Казань, 1995 г.- Захаров.

Д.А. Института президентства в Чувашии (1991;2000). Чебоксары: ЧГПУ, 2004. Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. M., 2001.

3 Иванов В. В. Автономные округа в составе края, области — феномен «сложносоставных субъектов РФ». М.: Изд-во МГУ, 2002.

4Сергевнин С. Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. Санкт-Петербург: Издательствово Юридического института, 1999.

5Карапетян Л. М. Федеративное государство и правовой статус народов. Дисс на соиск. уч. степ, д.ю.н. М., 1996; Михеева Т. Н. О некоторых проблемах совершенствования правового статуса субъекта РФ. См.: Субъект Федерации на рубеже веков. 4.1. М., 1998. С Л 46−151- Она же: Правовой статус РМЭ: генезис и тенденции развития. M., 1999. Правовой статус Республики Татарстан. Казань, 1996. исследование специфики правового статуса репсублик-субъектов РФ применима для использования в процессе дальнейшего реформирования Российского государства. Совершенствование взаимоотношений федерального Центра с регионами, а также определение и наиболее оптимального механизма разграничений полномочий между федеральными и региональными уровнями власти, поможет решению проблемы государственного строительства на местах. О динамике институтов российского федерализма с точки зрения передачи полномочий от центра к регионам — статья Л.И.Полищук1.

С определением правового статуса республик тесно связаны и вопросы правотворчества. О конституционном процессе в РМЭ с 1990 по 1995 гг., до момента принятия Основного Закона республики дает представление статья А. С. Давыдова, сборники статей «Законотворчество Чувашской Республики в области конституционного права» и «Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации» .

Заслуживают внимания издания, содержащие анализ политико-правовой о системы республик, феноменов республиканских политических элит. В данных публикациях политическое развитие Республики Татарстан рассматривается с двух сторон: политико-правового нормативизма и фиксации внимания на поведении политических элит. В центре аналитического внимания оказывается то, что получило статусное закрепление посредством официальных номинаций. В этом контексте ключевая роль отводится таким крупным вехам как Декларация о суверенитете РТ (1990), Мартовский референдум (1992), принятие.

Полищук Л. И. Российская модель «переговорного федерализма»: политико-экономический анализ. Политика и экономика в региональном измерении. М., Санкт-Петербург, 2000. С. 88−108.

2Давыдов А. С. Конституция РМЭ — правовой источник республики. Источники и проблемы источниковедения Марий Эл. Йошкар-Ола, 1997. с. 16−20- Законотворчество Чувашской Республики в области конституционного права. Чебоксары. 1999; Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. М., 1998.

3Файзрахманов Г. история творится на наших глазах. // Татарстан, 1997, № 7. С. 4−12- Лихачев В. Н. Политико-правовые аспекты демократического федерализма на примере взаимоотношений Республики Татарстан и РФ. // Татарстан, 1997, № 11. С. 7−12- Мухарямов Н. М., Мухарямова Л. М. Татарстан в условиях рецентрализации по-путински. В кн.: Феномен Владимира Путина и российские регионы. М., 2004. С. 312 366.

Конституции РТ (1993), Договор между РТ и Москвой (1994). Особое место занимают работы, обосновывающие суверенитет РТ1. В исследованиях вопрос государственного строительства рассматривается с точки зрения «модели Республики Татарстан».

Политическая и экономическая зависимость бывших автономных, а затем суверенных республик Среднего Поволжья от Федерации, породила проблему взаимоотношения центра и регионов. Реформирование экономики, привело к возникновению политической и экономической асимметрии и политике регионализма. Проблема регионализма — суть ответ на несбалансированность структурных изменений в Центре, отразившихся на местах2.

С 2001 года наибольшее внимание исследователей проблемы государственного строительства привлекают конституционно-правовые и законодательные вопросы, определяющие современный характер и уровень демократизации страны3. На данном этапе можно говорить об итогах институционализации новых структур государственной власти в России4, о наличии и функционировании целой системы региональных парламентов5.

Чкбашев Р., Орлов С. Экономика под оком государства. // Татарстан, 1997, № 11. С. 20−25- Мухаметшин Ф. Ориентиры нового века. // Российская Федерация, 1999, № 17. С. 26−29- Бухараев Р. Модель Татарстана. // Дружба народов, 2001. № 5. С. 169−189- Шахрай С. «Федерализм по-татарски». // Независимая газета, 2001. 27 февраляСафиуллин Ф. Распад России, процесс пошел? Российская Федерация, 2001, № 23, С.43−44.

2Адухов А. Реформирование экономики и взаимоотношения центра и регионов РФ. // Вопросы экономики, 1996. № 6. С. 113−118- Асимметричность Федерации. Сборник статей. М., 1997; Перспективы и проблемы становления поволжского регионализма. М., 1999; Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. М, 2000; Атаманчук Г. В. Государственно-правовая природа федерализма. // Вестник Марий Эл, 2000, № 7. С.61−68.

Становление конституционной демократии в России на современном этапе. Аналитический доклад. М., 2002.

4Попов А. И. Региональная политика в России: проблемы государственного управления. М., 1999; Безруков А. В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // Журнал российского права, 2001, № 12- Кирпичников В., Барганджия Б. Формирование эффективной системы власти и управления в рамках действующей конституции России. Федерализм, 2001, № 1.

5Гранкин И. В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. М., 1998; Гошуляк В, В. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. М., 1999; Автономов А. С., Захаров А. А., Орлова Е. М. Региональные парламенты в современной России. М., 2000; Тихонов О. Н. Марий Эл: на пути к реформированию представительной власти. // Марийский археографический вестник, 2000, № 10. С.7−13- Шарапов А. А. Конституционный принцип разделения властей и его реализация в республике-субъекте РФ (на примере Чувашской Республики). Авт. дис. на соиск. уч. степ, к.ю.н. М., 2001; Шлычков И. С. Становление и развитие органов представительной и законодательной власти Марийского края. См.: Информационный вестник Государственного Собрания РМЭ. Йошкар-Ола, 2002, № 2 С.5−19- Высший законодательный и представительный орган государственной власти Марийской АССР — республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2003; Государственный Совет Чувашской Республики в системе органов государственной власти ЧР, его роль в социально-экономическом развитии республики. Чебоксары, 2004.

За годы демократизации и политических изменений провинция вышла на арену политического процесса. Показателем усиления связи между центром и регионами служит важная роль региональных политиков в общероссийской общественной жизни. Объектом внимания и изучения становится политическая структура современной российской провинции, где как считается, формируется открытое гражданское общество, способное через организации и союзы влиять на политику местных властей1.

Среди работ обобщающего характера большим шагом вперед явилось издание энциклопедии «Федерализм"2, предлагающей унификацию понятий, связанных с процессом государственного строительства в стране и развитием федеративных отношений, что необходимо для формирования методологической основы. С точки зрения изучения процессов государственного строительства в республиках Среднего Поволжья, где существенную роль играет национальный компонент, наполнение смыслом и определение таких понятий как «федерализм», «суверенитет», «национальное государство», носит не только теоретический, но и практический характер.

В развитии историографии процессов государственного строительства в Среднем Поволжье и Приволжском Федеральном округе прослеживается тенденция консолидации и сотрудничества представителей различных общественных наук. Потребность в обобщении, анализе текущих политических и государственных процессов породила создание сборников научных трудов, где рассматриваются похожие проблемы в различных субъектах округа, объединенные общей темой. Таковыми являются сборники статей «Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье», «Полномочия функции и предметы ведения в стратегической.

Варзилов С.И., Чернышов А. Г. Политическая структура современной российской провинции. М., 1997; Реформирование России: реальность и перспективы. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2001. М., 2003.

Федерализм. Энциклопедия. М., Изд. МГУ, 2000. перспективе развития государственности"1. В подобных изданиях представлен взгляд «изнутри», при разработке федеральной региональной политики в контексте тенденции регионализации России.

Обзор исследований по проблеме показывает эволюцию взглядов ученых и политиков. Их мнения формировались в результате постепенного осознания итогов реформирования общественно-политической системы. Изменение контекста, в котором изучались процессы государственного строительства в России и субъектах федерации, связано с определением периодов взаимоотношений республик и федерального центра: 1991;1993 гг. -противостояние центра и регионовс 1994 г. — устранение крайностей «суверенизации» и поиск оптимальной модели управления Федерацией на основе конституционной демократии, с конца 1990;х гг. — осмысление первых итогов проведенных реформ и поиск новых путей развития российской государственности.

Вопрос об особенностях национально-государственного устройства республик Среднего Поволжья остается актуальным. Его исследование требует проведения сравнительного анализа моделей государственного устройства в регионах. В историографии практически отсутствуют работы подобной тематики, недостаточно изучены факторы, определившие модели республиканского государственного устройства.

Цель настоящей диссертации заключается в исследовании процессов государственного строительства республик Марий Эл, Чувашия, Татарстан в конце XX века.

Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи исследования:

— Выявление основных факторов, повлиявших на формирование республиканских государственных моделей.

Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. Рабочие материалы IIIконгресса по политической регионологии Б. Болдино. М.: Центр Карнеги, 2001; Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности. Н. Новгород, 2002; Государство, общество, личность в России в условиях трансформации и смены парадигм социального развития в XX веке. Всероссийская научная конференция «Власть и общество». Чебоксары, 2003.

— Анализ политики федеральной власти по отношению к процессам государственного строительства в республиках Среднего Поволжья.

— Исследование влияния социально-экономического развития республик на формирование моделей их государственного устройства.

— Анализ роли этно-конфессионального фактора в республиканском государственном строительстве.

— Определение существенных характеристик этапов государственного строительства в республиках Среднего Поволжья.

— Сравнительный анализ процессов государственного строительства в республиках Марий Эл, Чувашия и Татарстан.

В задачи диссертации входит исследование истории и предпосылок изменений органов государственной власти на местах в обозначенный период. Выявление основных факторов, оказавших существенное влияние на формирование республиканских государственных моделей. Подробное изучение особенностей формирования и функционирования института президентского управления в республиках, становление новых представительных и законодательных органов власти — парламентов.

Объектом исследования является система государственного управления Российской Федерации.

Предметом исследования выступают процессы государственного строительства в республиках Среднего Поволжья: Татарстан. Марий Эл, Чувашия, которые на волне перестройки обрели не только формальный, но и практический опыт развития в условиях демократизации общества и проведения правительством РФ экономических, институциональных реформ. Сложившиеся государственные модели республик — это тот инструмент, с помощью которого осуществлялось управление всеми процессами внутри субъекта федерации. Основными процессами государственного строительства республик в период с 1990;2000г. были следующие: провозглашение республиканского суверенитета, формирование, закрепление, совершенствование статуса субъекта РФформирование новых демократических государственных моделей.

Теоретическими и методологическими основами исследования являются принципы объективности, историзма, научности, комплексности и всесторонности, а также принцип сравнительного анализа, и системный подход, позволяющий рассматривать процесс изменений в государственных моделях республик как часть общероссийского процесса.

Источниковая база исследования. Источники, позволяющие решить проблему сравнения процессов государственного строительства в Республиках Среднего Поволжья, различны по происхождению, составу, объему интересующего материала, по степени достоверности и адекватного отражения событий. Они с различных точек зрения и в равной степени отражают процесс смены государственной власти и строительство новых систем государственного управления. Источниковая база исследования делится на две группы: источники опубликованные и архивные материалы.

Опубликованные документы и материалы, используемые в работе можно классифицировать следующим образом.

1) Правовые и законодательные акты СССР, РСФСР, РФ и республиканское законодательство- 2) Материалы, отражающие деятельность Президентовзаконодательных органов власти — парламентов: Государственного Собрания РМЭ, Государственного Совета РТ, Государственного Совета ЧРорганов управления: Совета Министров РМЭ, Совета Министров РТ, Кабинета Министров ЧР- 3) Периодическая печать- 4) Статистические и справочные материалы- 5) Мемуары и работы политиков.

Одним из главных источников явились правовые акты федерального и республиканского уровня. В первую очередь — это Конституция (Основной закон) Российской Федерации, определивший не только систему федерального устройства России, но и правовое положение ее субъектов.1.

Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Тексты конституций республик опубликованы как в специальных изданиях1, так и в отдельных брошюрах. По изданиям Конституций можно проследить правовую историю данного субъекта. Например, да на основу Конституции РМЭ от 1978 г. в течение 15 лет произошло одиннадцать поправок2.

Понять и проследить динамику законотворчества субъектов помогают сборники текущего законодательства России: «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР» и «Ведомости Верховного Совета РСФСР» выходившие до 1990 г., а с 1990 по 1993 — «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР». С 1993 г. российское законодательство отражено в периодическом издании «Собрание законодательства Российской Федерации». Подобные издания есть на местах3.

Важным видом источников по названной теме являются материалы, отражающие деятельность Президента и Правительства, а также представительного и законодательного органа государственной власти в республике. О деятельности правительства РМЭ до 1991 г. — Совета Министров, информация содержится в «Вестнике СМ», где публиковались положения и постановления. С 1992 г. — это «Вестник Правительства РМЭ», а с 1999 г. — «Вестник Марий Эл», информационно-аналитический сборник, где публикуются выступления и послания Президента. Указы первого Президента Чувашии представлены в трех сборниках4.

Государственное Собрание РМЭ имеет собственное информационное издание, которое отражает деятельность высшего законодательного и представительного органа государственной власти республики с 2001 г. 5. До.

1993 г. это издание называлось «Ведомости Верховного Совета РМЭ», а.

1994 г. — «Ведомости Государственного Собрания РМЭ». Госсовет.

Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 2000. конституция Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1993.

3Собрание законодательства РМЭ. Йошкар-Ола. 1995;2003 гг.- Собрание законодательства ЧР. Чебоксары, 1997;2000.

4Чувашская Республика. Президент Н. В. Федоров. Сборник Указов Президента ЧР за 1994;1995 гг. Вып.1, ч.1,2. Чебоксары, 1995; Чувашская Республика. Президент Н. В. Федоров. Сборник Указов Президента ЧР за 1994;1995 гг. Вып.2, ч.З. Чебоксары, 1996. Информационный вестник. Йошкар-Ола.

Чувашской республики представлен изданием «Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики"1.

Особое внимание заслуживают сборники документов и архивных материалов «Деятельность Государственного Совета Чувашской республики первого созыва за 1994;1998 гг. Законы и постановления» и «Высший законодательный и представительный орган государственной власти Марийской АССР — Республики Марий Эл"2. В них содержится документально поддержанная и подробная информация о деятельности Верховных Советов республик. Сборник «Высший законодательный и представительный орган государственной власти Марийской АССРРеспублики Марий Эл», раскрывает идейную основу каждого из периодов деятельности высшего представительного органа РМЭ — Государственного Собрания в 1994;2003 гг. Особенностью функционирования Государственного Собрания РМЭ называются условия конституционного разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и конструктивное взаимодействие всех органов власти в республике. В сборнике «Белая книга Татарстана» собраны в хронологической последовательности наиболее важные и значимые официальные документы, отражающие ход двусторонних переговоров и консультаций делегаций о.

Российской Федерации и Республики Татарстан .

Местная периодическая печать — важный источник, хронологически отражающий деятельность высших органов государственной власти республик. Публикации Законов, принятых представительными и законодательными органами власти республик — парламентами, Постановлений правительств, Указов Президентов позволяют увидеть нюансы взаимодействия различных ветвей власти и расширить понимание процессов государственного строительства.

Ведомости Госсовета Чувашской Республики". Чебоксары, 1994;2000.

Деятельность Государственного Совета Чувашской республики первого созыва за 1994;1998. Законы и постановления. Чебоксары, 1998; Высший законодательный и представительный орган государственной власти Марийской АССР — Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2003.

3Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету. (Сборник официальных документов). 1990;1995. Казань, 1996.

В материалах газет прослеживается эволюция массового сознания на проводимые в стране и республиках конституционно-политические реформы. Кроме того, периодическая печать — это трибуна для выступления политиков. Здесь публикуются интервью с руководителями государства, дается политический обзор текущей ситуации1.

Отдельный тип источников представляют данные социологических исследований, проводившихся в республиках, а так же исследований, связанных с экономическим положением в регионе. Информация эта встречается в печати и материалах научно-исследовательских институтов республик. Дополнительная информация о социально-экономическом положении в регионе и республиках в частности содержится в справочных изданиях3, социологических исследованиях по проблемам этнической и региональной идентичности4. Проблема суверенитета и его оценка стали предметом исследования местных социологов. В них независимость рассматривается как важная составляющая национально-государственного устройства республик, их политической системы.

К концу первого срока президентства Б. Н. Ельцина появились первые работы политиков, где встречаются попытки понять, осмыслить и обобщить пройденный этап демократических преобразований. Характерная черта этих работ — тяготение к хронологически последовательному изложению событий. По своей сути это дневники-воспоминания, содержащие в себе и фактические материалы, и оценку автора. Первый президент России Б. Н.

1 Общественно-политические издания: «Марийская правда», «Советская Татария», «Советская Чувашия».

2 МарНИИ 70 лет. Йошкар-Ола, 2001.

3 Политический альманах России: 1997. T.l. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. Регионы России в 1999. M., 1999; Регионы Справочные сведения о субъектах Российской Федерации. M., 1999; Лагутенко Б. Т. Справочник по экономической географии России. M., 2001; Гохберг М. Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М., 2002.

4 Беляев В. С Кораном в одной руке и «капиталом» в другой. Политический менталитет населения PT. // Татарстан, 1997, № 1. С.5−11- Шнирельман В. Идентичность и образы предков: татары перед выбором. // Вестник Евразии, 2002, № 4. С. 128−147.

Ельцин в книге «Записки президента» определил характер проводимых в стране реформ, как демократический1.

Экономический аспект теории и практики национально-государственного строительства рассматривается в работах В. А. Кислицина В. и Н. В. Федорова — президентов республик Марий Эл и Чувашия2. В них дается оценка итогов реформ 90-х гг. XX в. и тенденции развития государственности республик, а также намечаются новые подходы к концепции государственной национальной политики.

Многогранность вопроса, освещающего этапы формирования государственности в регионах Среднего Поволжья, потребовала комплексного использования источников. Важным источником настоящей диссертации послужили архивные материалы трех архивов: Государственного архива республики Марий Эл (ГА РМЭ), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) и Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР).

В настоящем исследовании использованы фонды ГА РМЭ: Фонд Р-471 -Верховный Совет МАССР и его Президиум 1990;1993гг.- Фонд Р-542 -Совет Министров Марийской АССР 1990;1991 гг.- Фонд Р-1090 -Центральная республиканская комиссия по проведению референдумов СССР, РСФСР и МССР 17 марта 1990 г.- Фонд П-1 — Марийский республиканский комитет КП РСФСР 1990;1991 гг.

Состав фондов разнообразен, но раскрытию темы исследования способствовали следующие виды документов. В фондах Верховных Совета МАССР и его Президиума: стенографические отчеты сессий, протоколы заседаний Президиума, протоколы заседаний комиссии по разработке.

1 Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994; Исаков В. Госпереворот. Парламентские дневники. 19 921 993гг. М., 1995; Ельцин Б. Н. Президентский марафон. М., 2000; Владимиров А. И. О национальной государственной идее в России. М., 2000; Зюганов Г. Н. На рубеже тысячелетий. М., 2001.

2 Кислицын В. А., Кураков Л. П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл. M., 1997; Кислицын В. А. Экономика Республики Марий Эл: состояние и перспективы. Чебоксары, 1999; Кислицын В. А. Проблемы национальной государственности на пороге нового тысячелетия. // Вестник Марий Эл, 2000, № 6. С.3−7- Кураков Л. П., Федоров Н. В. Состояние и перспективы развития экономики Чувашии. М., 1997; Федоров Н. В. Взаимодействие ветвей власти (законодательной и исполнительной) как основа развития федерализма и укрепления российской государственности. Конституционное взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти. Чебоксары, 1999. С. 3−16. проекта новой Конституции МАССР, протоколы заседаний комиссии для работы по реализации Федеративного договора. В фонде Совет министров Марийской АССР: постановления и протоколы заседаний Совета Министров и его Президиума. Фонд Центральной республиканской комиссия по проведению референдумов СССР, РСФСР и МССР содержит разнообразные материалы: протоколы центральной избирательной комиссии по выборам президента МССР районных и городских избирательных комиссий, окружной комиссии Всероссийского референдума и его результаты. Фонд Марийского республиканского комитета КП РСФСР: протоколы партийных конференций, пленумов, заседаний бюро.

Большой интерес представляют предвыборная программа Республиканского комитета КП, протоколы партийной группы в Верховном Совете МАССР, справка об итогах учредительного съезда общественного движения «Марий Ушем», раскрывающие тесную связь высшего законодательного и партийного органов республики1.

Материалы НА РМЭ позволили через основную деятельность высших органов государственной власти республики и комиссий в их составе представить процессы государственного строительства в отдельной республике, их особенности и общее, что было характерно для других республик.

В Национальном Архиве Республики Татарстан основные фондообразователи процесса государственного строительства — Верховный Совет — Государственный Совет РТ, Совет Министров — Комитет Министров РТ — представлены документами только до августа 1990 г.- момента принятия Декларации о государственном суверенитете республики. Материалы периода 1990;2000гг. находятся в текущем архиве администрации Президента РТ и имеют ограниченный доступ. В написании диссертации использованы документы фонда Р-66 — Центральная избирательная комиссия.

Фонд П-1 — Марийский республиканский комитет КП РСФСР 1990;1991 гг. по выборам народных депутатов Татарской ССР при Президиуме Верховного Совета Татарской ССР за 1991;1993 гг.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики были исследованы фонды Президиума Верховного Совета ЧАССР, Совета Министров Чувашской АССР, Избирательная комиссия по выборам Президента ЧССР (сентябрь-декабрь 1991 г.), Чебоксарской окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 1995;1996 гг.

Списки кандидатов в президенты, материалы по подготовке и проведению референдумов, выборных кампаний по выдвижению кандидатов в народные депутаты, содержатся в фондах республиканских избирательных комиссий1.

Материалы архивов позволили через основную деятельность высших органов государственной власти республик и комиссий в их составе представить особенности процессов государственного строительства в республиках.

Теоретическими и методологическими основами исследования являются принципы объективности, историзма, научности, комплексности и всесторонности, а также принцип сравнительного анализа. В ходе исследования использовался системный подход, позволяющие рассматривать процесс изменений в государственных моделях республик как часть общероссийского процесса.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в новейшей отечественной истории комплексно исследованы процессы государственного строительства в трёх республиках Среднего Поволжья. Это позволяет выделить общие черты и особенности процессов государственного строительства в этих субъектах Российской Федерации. Компаративистское исследование субъектов Российской Федерации является новым в исторической науке, базирующемся на использовании достижений различных дисциплин. В диссертационном.

ГА РМЭ, Фонд Р-1090 — Центральная республиканская комиссия по проведению референдумов СССР, РСФСР и МССР 17 марта 1990 г.- HA РТ, Фонд Р-66 — Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Татарской ССР при Президиуме Верховного Совета Татарской ССР 1991;1993 гг.- ГИА РЧ, Фонд Р-2546 — Избирательная комиссия по выборам Президента ЧССР сентябрь — декабрь 1991 г., Фонд Р-2577-Чебоксарская окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 1995;1996 гг. исследовании анализируется степень влияния и взаимосвязь различных социальных, политических и экономических факторов на процессы государственного строительства. Кроме того, в диссертационном исследовании впервые в научный оборот вводятся неопубликованные материалы местных архивов.

Практическая значимость диссертации. Обобщенный и систематизированный материал диссертации, сделанные на его основе выводы, с учетом всех аспектов исторического опыта государственного строительства в трех республиках Среднего Поволжья (Марий Эл, Татарстан и Чувашия) могут быть использованы государственными органами и общественными организациями в их практической работе по выработке научно-обоснованной политики. Документы и выводы исследования применимы при создании обобщающих трудов по истории государственного строительства в России. Материалы диссертации могут быть полезны при подготовке учебных курсов по проблемам региональной политики и истории Отечества.

Апробация работы. Основные положения диссертации получили отражение в двух статьях по теме исследования, а также в выступлениях автора на заседаниях кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Конец XX века в истории страны — период формирования новой политической и государственной системы Российской Федерации. Радикальные изменения в СССР в середине 1980;х гг., начинавшиеся как «перестройка», привели к трансформации всех характеристик советского государства. В конце XX века государственное строительство в субъектах РФ обозначилось не только как сложный политический процесс, но и важнейший механизм реформирования экономики и демократизации общества.

Предпринятое исследование процессов государственного строительства в республиках Среднего Поволжья Марий Эл, Татарстан, Чувашия в конце XX века позволяет прийти к следующим основным выводам.

1. К числу факторов, оказавших наиболее существенное влияние на процессы государственного строительства в республиках Марий Эл, Чувашия и Татарстан следует отнести политику федерального центра, социально-экономическое развитие республик, особенности их этно-конфессиональной структуры. Основные факторы формирования моделей республик Среднего Поволжья обозначились в связи с изменением условий существования их государственности — трансформацией политической системы страны и одновременным проведением широкомасштабных экономических преобразований. Влияние данных факторов предопределило различия и особенности в общей идее президентской республики, активизировав внутренний, до того скрытый национальный аспект.

2. В течение 1990;х гг. политика союзного и федеративного центров в отношении государственного реформирования автономных республик изменялась в соответствии с условиями текущего момента — завоевание, удержание, перерождение власти. В начале десятилетия политика центра носила противоречивый, непоследовательный характер, отличалась заигрыванием с региональной элитой в связи с противостоянием руководства союза и федерации. С декабря 1993 г., федеративная политика в отношении республик сводилась к контролю над проведением республиканских конституционных реформ, сохранению политического равновесия, практике дифференцированного подхода к каждой из будущих республик-субъектов РФ. Во второй половине 1990;х годов в политике федеративного центра наблюдалось стремление преодолеть крайности суверенизации республик, выдвигались требования приведения действующих конституций республик и их законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Но практическое воплощение в жизнь этих устремлений проводилось чрезвычайно медленно, тормозилось сопротивлением республиканских элит. Отношение федеральной власти к процессам государственного строительства республик Марий Эл, Татарстан, Чувашия складывалось из трех компонентов: правового организационного и идеологического (идея федерализма).

3. Тенденции в социально — экономическом развитии республик Среднего Поволжья в 1990;е гг. повлияли на позиции республиканских элит по вопросам выбора модели государственного устройства. Политическая активность региональных элит во многом определялась «стартовым» потенциалом (размер территории, численность населения, уровень урбанизации, место, занимаемое в системе общероссийского производства) и скоростью проведения рыночных реформ. Точка зрения республиканского руководства по отношению к заключению и реализации положений союзного и федеративного договоров, проведению приватизации, экономическому кризису выявила республику-лидера процесса государственной самоидентификации — Татарстан, и республикиаутсайдеры Чувашию и Марий Эл. Взаимодействие среднего класса собственников, способствующего реальному функционированию демократических институтов и новой экономической элиты, тесно связанной с республиканским руководством способствовало сохранению и развитию сложившихся моделей государственного устройства.

В процессе перехода к рыночным отношениям в республиках произошла недооценка роли государства. В моделях государственного устройства республик несбалансированность политической и экономической составляющих привела к усилению исполнительной ветви власти и формированию президентских республик с разной социальной программой.

4. В практике государственного строительства республик исторические традиции играли важную роль. Особенности национального менталитета, тесно связанные с религией, оформились в идеологию национальных движений, создававших внутриполитический климат республик. Оставаясь номинально национальными, по составу населения республики являлись полиэтническими, представляя собой многонациональные сообщества, где кроме представителей титульной нации проживали десятки других национальностей. Политизацию этнического сознания населения автономных республик Среднего Поволжья в начале 1990;х гг. определяли две основы государственности — национальная и территориальная. Социально-политическую специфику республик также определяла проблема двух государственных языков.

Этно-конфессиональный фактор в практике государственного строительства республик обозначился в связи с переходом от монопартийной системы к плюралистической модели. Национальные движения в республиках составили этнические элиты, сложившиеся из представителей интеллигенции, религиозных, экономических лидеров, предпринимавших действия с целью повлиять на взаимоотношения между государством и обществом. Активность национальных движений обуславливалась желанием местного сообщества оформить национальную идеологию, консолидировать национально-политические силы и внедрить их в политическую систему республик, для решения, прежде всего, вопросов развития государственности и культуры титульной нации и, в конечном счете, перераспределения власти.

Роль национальных движений определялась влиянием на процессы государственного строительства республик через политическую организацию населения. Позиция этнических элит не всегда совпадала с позицией республиканской администрации. Претензии на власть внутри региона реализовывались различными способами, на различных политических площадках". Это влияние проявилось в трех моментах: формулировке требований к личности лидера — президента, осознании места неонациональных движений республик в общеполитическом процессе (оформление их статуса), сохранении через государственность культурной идентичности региона в целом и коренного народа в частности (участие в формировании национальной политики).

Отношение властей к национальным движениям обусловливалось, прежде всего, функциями контроля, использованием национальной идеи в политических целях, внедрением национальных аспектов в государственную символику.

Влияние действовавших на основе этнических и конфессиональных принципов организаций на процесс государственного строительства в республиках Среднего Поволжья не приобрело определяющий характер. Республиканские модели государственности сохранили светский характер и базировались на принципах равенства прав граждан, независимо от национальной или религиозной принадлежности.

5. Государственное строительство в автономных республиках Марий Эл, Татарстан и Чувашия с начала 1990 г. приобретает качества процесса, так как в нем можно выделить определенные этапы, особенности, направления. Первый этап берет начало в 1990 г. и завершается в 1993 г., от начала «перестройки» до принятия Конституции (Основного Закона) РФ, связан со становлением новых государственных моделей с учетом провозглашения республиканского суверенитета. Характерными чертами этого периода являются: вытеснение элементов советской политической системы и формирование новых властных структур, разрушение вертикали власти на региональном уровне. По инициативе республиканского руководства в период в 1990;1993 годы были проведены такие важные преобразования в государственном строительстве как создание основ республиканского института президентства и реорганизация органов исполнительной власти. Во второй половине 1990;х гг. происходит эволюция моделей в русле российского федерализма, преобразование высших законодательных органов, создание вновь ветви судебной власти. Главная особенность процесса государственного строительства в республиках Среднего Поволжья состояла в том, что в условиях советской политической системы изменения высших органов государственной власти инициировались «сверху», но в эпоху суверенитетов и демократии они получили мощный импульс «снизу».

6. Республики как национально-государственные образования развивались в системе общегосударственного управления Российской Федерации. Государственные модели республик складывались как президентско-парламентские, с тенденцией к усилению исполнительной ветви власти к концу XX столетия. В начале 1990;х годов Республика Татарстан выступала лидером преобразований в сфере государственного строительства. К концу века наблюдается складывание однотипных республиканских моделей. Наличие многочисленных противоречий региональных законодательств с федеральным законодательством, разрушающих единое правовое пространство страны, вызвало к жизни потребность в новом этапе реформирования государственного устройства республик Среднего Поволжья.

Совершенствуя практику государственного строительства, приобретая более широкие полномочия, развивая демократические институты, республики Среднего Поволжья способствовали структурным изменениям в государственной модели федерации.

На основании сделанных обобщений и выводов, из исследованного материала можно извлечь исторические уроки:

Опыт государственного строительства республик Марий Эл, Татарстан, Чувашия, в последнее десятилетие XX века свидетельствует, насколько важно правильно определить пределы самостоятельности субъектов в рамках федерации, продуманно и обоснованно подходить к реализации теоретических положений на практике, экспериментам, особенно там, где существуют скрытые акценты (в частности, национальный фактор).

Исторический опыт позволяет вывести важный урок о том, что разработка и применение республиканского законодательства должны осуществляться гибко, в соответствии социально-экономическими особенностями регионов. Решение социально-экономических вопросов через реализацию договорного права не только не выровняло, но и еще более усилило разностатусность республик-субъектов РФ: политическую и правовую. Такое положение создавало опасное противоречие в российском государственном устройстве, так как у субъектов складывались разные права и разный характер отношений с федеральной властью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЬАрхивные материалы
  2. Государственного архива Республики Марий Эл (ГА РМЭ) фонды, описи:
  3. Ф. Р-471 Верховный Совет МАССР и его Президиум в 1990—1993 гг. Оп. 4, дд. 1085−1091,1184−1199, 1228−1233, 1338, 1339, 1346,1349, 1359−1364, 1488,1449,1525−1531,1672,1704-
  4. Ф. Р-542 Совет Министров Марийской АССР 1990−1991 гг.
  5. Оп.11, дд. 655, 660−664, 702−704, 764, 766, 767, 778, 779, 782, 793.
  6. Ф. Р-1090- Центральная республиканская комиссия по проведениюреферендумов СССР, РСФСР и МССР 17 марта 1990 г.
  7. Оп.1, дд.1, 2, 6- Оп.2, д. З- Оп. З, д.4- Оп.4, д. З-
  8. Ф. П-1 Марийский республиканский комитет КП РСФСР 1990−1991 гг. Оп.77, дд. 854, 867, 868, 870, 872−875, 962—964, 966, 968, 1047−1949, 1110, 1184,1198,1211,1212,1221, 1246-
  9. Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) фонды, описи: Ф. Р-66 — Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Татарской ССР при Президиуме Верховного Совета Татарской ССР в1991−1993 гг. Оп.5, дд.956, 963−970.
  10. Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР) фонды, описи:
  11. Ф. Р-1041 Президиум Верховного Совета ЧАССР 1990 г. Оп.6, д. 1896- Оп. 6а, дд. 188,191,199−203, 214, 220−237, 252, 254.
  12. Федерации по одномандатному округу № 33 г. Чебоксары 1995−1996 гг. Оп. 1, дд. 6,38.1. Официальные документы
  13. Конституция (Основной Закон) СССР и Конституции (Основные Законы) Союзных советских социалистических республик. М., 1985.
  14. Конституция (Основной Закон) РФ. М., 1993.
  15. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.-М., 1989−1990.
  16. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -М, 1993.
  17. Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. М., 1995−2002.
  18. Собрание законодательства Российской Федерации. -М., 1994−2002.
  19. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: Сборник нормативных актов. -М., 1997.
  20. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. М., 1997.
  21. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Стенограмма парламентских слушаний.-М.: Изд. Государственной Думы, 1996.
  22. Конституция (Основной Закон) МАССР. Йошкар-Ола, 1978.
  23. Конституция (Основной Закон) Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1993.
  24. Конституция (Основной Закон) Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1995.
  25. Конституция (Основной Закон) Республики Татарстан. Казань, 2002.
  26. Конституция (Основной Закон) Республики Чувашия. Чебоксары, 1997.
  27. Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 2000.
  28. Ведомости Верховного Совета РМЭ. Йошкар-Ола, 1993−1994.
  29. Вестник Марий Эл. Йошкар-Ола, 1999−2003.
  30. Информационный вестник Государственного Собрания РМЭ. -Йошкар-Ола, 2001−2003.
  31. Вестник Совета Министров МАССР. Йошкар-Ола, 1991.
  32. Вестник Правительства Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1992−1999.
  33. Собрание законодательства РМЭ. Йошкар-Ола, 1995−2003.
  34. Белая книга Татарстана: Путь к суверенитету: Сборник официальных документов (1990−1995). Казань, 1996.
  35. Высший законодательный и представительный орган государственной власти Марийской АССР Республики Марий Эл. — Йошкар-Ола, 2003.1.I. Мемуары, воспоминания
  36. А.И. О национальной государственной идее в России. -М., 2000.
  37. .Н. Записки президента. М., 1994.
  38. .Н. Президентский марафон. М., 2000.
  39. Г. Н. На рубеже тысячелетий. М., 2001.
  40. В. Госпереворот. Парламентские дневники. 1992−1993 гг. -М., 1995.1. Справочно-библиографические и информационные материалы
  41. Кто есть кто в Марий Эл: Биографический справочник. Йошкар-Ола, 2002.
  42. .Т. Справочник по экономической географии России. -М., 2001.
  43. Регионы России в 1999. М.: Центр Карнеги, 1999.
  44. Федерализм. Энциклопедия. -М.: Изд-во МГУ, 2000.
  45. Российский статистический ежегодник. -М., 1994.
  46. Российский статистический ежегодник. М., 1997.
  47. Российский статистический ежегодник. М., 2002.
  48. Реформирование России: реальность и перспективы. Социальная и социально-экономическая ситуация в России в 2001 г. -М., 2003.
  49. Теория государства и права, Курс лекций под ред. М. Н. Марченко. -М., 1996.
  50. ЗЛО. Вакс А. Б. Основы экономической теории. Йошкар-Ола, 1996. IV. Научные труды и публикации исследователей
  51. Р.Г. О федедеративной и национальной политике Российского государства. -М., 1995.
  52. А.С., Захаров А. А., Орлова Е. М. Региональные парламенты в современной России. Московский общественный научный фонд. М., 2000.
  53. Анализ и основные направления развития и размещения производительных сил Республики Татарстан. Казань, 1996.
  54. А.Н., Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. -М., 1999.
  55. Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. -М., 2000.
  56. Асимметричность Федерации: Сборник статей. М., 1997.
  57. С.И., Чернышов А. Г. Политическая структура современной российской провинции. М.: 1997.
  58. А.Б. Основы экономической теории. Йошкар-Ола, 1996.
  59. Вопросы межнациональных и федеративных отношений. М.: РАГС, 1995.
  60. Р. Международная правосубъектность Республики Татарстан. В сб.: Субъект федерации на рубеже веков. Йошкар-Ола, 1998. С. 167−169.
  61. А.А., Красин Ю. А. Россия на перепутье: Авторитаризм или демократия: варианты развития. М.: Весь мир, 1998.
  62. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: Анализ и перспективы развития. М., 2002.
  63. В.В. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. -М., 1999.
  64. И.В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. М., 1998.
  65. Законодательные органы субъектов РФ. М., 2001.
  66. В.В. Автономные округа в составе края, области феномен «сложносоставных субъектов РФ». — М.: Изд-во МГУ, 2002.
  67. В.А., Кураков Л. П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл. М., 1997.
  68. В.А. Экономика Республики Марий Эл: состояние и перспективы. Чебоксары, 1999.
  69. В.В. Федеральные округа: важный шаг в укреплении государства. М., 2000.
  70. Л.П., Федоров Н. В. Состояние и перспективы развития экономики Чувашии. -М., 1997.
  71. Л.П. Концепция социально-экономического развития Чувашской республики: В 2-х тт. М., 1997.
  72. Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения проф. В. Ф. Пашукова. Йошкар-Ола, 1998.
  73. Т.Н. Правовой статус РМЭ: генезис и тенденции развития. -Москва Йошкар-Ола, 1999.
  74. Р.А. Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. -Казань, 1995.
  75. Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993.
  76. Новый союзный договор: поиски решений. М.: Институт государства и права, 1990.
  77. Обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. М., 2003.
  78. Основы национальных и федеративных отношений: Учебное пособие. -М, 2001.
  79. Перспективы и проблемы становления Поволжского регионализма. Материалы международного семинара в г. Астрахань. М., 1999.
  80. Политические институты на рубеже тысячелетий. XX XXI в. — Дубна, 2001.
  81. Политика и экономика в региональном измерении. М. — СПб., 2000.
  82. Политический альманах России: 1997. T. l, Т.2 (кн.1). М.: Центр Карнеги, 1998.
  83. Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности. Нижний Новгород, 2002.
  84. А.И. Региональная политика в России: проблемы государственного управления. М.: РАГС, 1999.
  85. Г. Х. Демократическая альтернатива Ельцину. М., 2001.
  86. Проблемы реформирования и развития экономики РМЭ. Йошкар-Ола, 1998.
  87. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. -М., 1998.
  88. Pro et Contra. Осень, 1996: Властители России. -М., 1996.
  89. Pro et Contra. Лето, 1999: Три века отечественных реформ. М., 1999.
  90. Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. Рабочие материалы III конгресса по политической регионологии в Б. Болдино. М.: Центр Карнеги, 2001.
  91. Реформирование России. -М., 2001.
  92. Реформирование России: от мифов к реальности. М., 2000.
  93. Россия на рубеже XXI века. М., 2000.
  94. Российский Федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность. М., 2000.
  95. C.JI. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. СПб.: Изд-во юрид. ин-та, 1999.
  96. Становление конституционной демократии в России на современном этапе. Институт права и публичной политики. Аналитический доклад. М., 2002.
  97. JI.A. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие. М., 2002.
  98. Субъект Федерации на рубеже веков. Москва — Йошкар-Ола: МОСУ, 1998. Ч. 1.
  99. И.Р. История государственности Татарстана. Казань, 2005.
  100. Татарстан: на перекрестке мнений. Казань, 1993.
  101. Федеративное начало организации государственной власти в России. -М., 1996.
  102. Федерация в России: проблемы и перспективы. М.: Пробел, 1999.
  103. А.В. Образование и развитие советской автономии: 19 171 929 гг. Йошкар-Ола, 1970.
  104. А.В. Развитие советской автономии Марийского народа (1929−1936).-Йошкар-Ола, 1976.
  105. JI. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.
  106. Эффективность осуществления государственного управления в России (период президентства Б.Н.Ельцина). М., 2002.
  107. V. Диссертации и авторефераты
  108. JI.M. Федеративное государство и правовой статус народов. Дис. на соиск. уч. степ, д.ю.н. М., 1996.
  109. С.В. Формирование и развитие государственности народа мари (исторический опыт и современность). Дис. на соиск. уч. степ. к. и. н. М., 1996.
  110. А.А. Конституционный принцип разделения властей и его реализация в республике субъекте РФ (на примере Чувашской Республики). Автореферат дисс. канд. юрид. наук. — М., 2001.
  111. VI. Периодические издания и статьи из журналов
  112. Народный депутат (Обществ.-политич. журнал Верховного Совета СССР). 1990. №№ 1−12- 1991. №№ 1−18- 1993. №№ 1−18.
  113. Российская Федерация сегодня (Общественно-политический журнал Совета народных депутатов РФ). 1993. №№ 1−11- 1994. № 3 1−24- 1995. №№ 1−24- 1996. №№ 1−24- 1997. №№ 1−24- .1998, №№ 1−24- 1999, №№ 1−24- 2000, №№ 1−24- 2001, №№ 1−24- 2002, №№ 1−24.
  114. Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1995−2002 гг.
  115. Жизнь национальностей. 1993. №№ 1−6.
  116. Выбор (Общественно-политическая газета). Йошкар-Ола, 2000, № 3 1−3- 2001, № 1.
  117. Голос демократа. Независимая демократическая газета. Йошкар-Ола, 1990−2002.
  118. Голос правды: Газета коммунистов РМЭ. Йошкар-Ола, 1994−2002.
  119. Добрые соседи: Ежемесячная республиканская газета. Йошкар-Ола, 2000−2002.
  120. Коммунист Татарии. 1990−1995 гг.
  121. Местное время РМЭ: Еженедельная региональная газета. Йошкар-Ола, 1998−2001.
  122. Йошкар-Ола: Городская еженедельная газета городского Совета народных депутатов. Йошкар-Ола, 1990−2002 гг.
  123. Народная газета: Ежемесячная региональная общественно-политическая газета IfflCP.-Йошкар-Ола, 1999−2001 гг.
  124. Республика: Еженедельная газета Верховного Совета и Совета Министров Марийской ССР. Йошкар-Ола, 1991−1993 гг.
  125. Марийская правда. Йошкар-Ола, 1990−2000 гг.
  126. Советская Чувашия. Чебоксары, 1990−1999 гг.
  127. Коммунист Татарии: Ежемесячный теоретический и политический журнал.-Казань, 1990−1997.
  128. Советская Татария: Общественно-политический орган Президиума Верховного Совета, Правительства Республики Татарстан. Казань, 1990−1993.
  129. Известия Татарстана. Газета Советов народных депутатов Республики Татарстан.-1991−1995.
  130. А. Реформирование экономики и взаимоотношения центра и регионов РФ. // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 113−118.
  131. Р., Орлов С. Экономика под оком государства. // Татарстан. -1997.№ 11.-С. 20−25.
  132. Анализ тенденций развития регионов России в 1992—1995 гг. // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 42−77.
  133. М.Н. Институт представителей президента РФ в регионах России. Документальное описание. // Эффективность осуществления государственного управления в России (период президентства Б.Н.Ельцина). -М., 2002. С. 270−273.
  134. С.И., Барябина Е. Н. Социально-экономические и политические основания структуризации поволжского региона. // Перспективы и проблемы становления поволжского регионализма. М., 1999. С. 334.
  135. Е. Республика Марий Эл: образец действенности «вертикали власти». // Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. М., 2001. — С. 31−35.
  136. В. С Кораном в одной руке и «Капиталом» в другой: Политический портрет населения РТ. // Татарстан. 1997. — № 1. — С. 5−11.
  137. P.M. Интеграционный и дезинтеграционный потенциалы регионализма. // Перспективы и проблемы становления Поволжского регионализма. М., 1999.
  138. Р. Модель Татарстана. // Дружба народов. 2001. -№ 5. — С. 169 189.
  139. Г. И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций. // Политические институты на рубеже тысячелетий. XX—XXI вв.-Дубна, 2001.-С. 141−165.
  140. В.Г., Сухин В. И. Из истории высшего представительного и законодательного органа государственной власти Марийской АССР -Республики Марий Эл. // Информационный вестник государственного собрания РМЭ. 2003. — № 7. — С. 6−28.
  141. А.С. Конституция РМЭ правовой источник истории республики. // Источники и проблемы источниковедения Марий Эл. -Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 1997. — С. 16−20.
  142. В.А. Политико-правовая оценка выборов президента РМЭ в 2000. // Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. -М., 2001. С. 14−30.
  143. В.А. Суверенитет по вертикали. //Добрые соседи. -2000. -18 октября.
  144. С.Н. Суверенитет РМЭ и его реальность. (По данным социологических исследований). // Диалог культур и культурная политикас/государства в полиэтническом регионе. Йошкар-Ола, 1997. — С 44−49.
  145. В.А. Проблемы национальной государственности на пороге нового тысячелетия. // Вестник Марий Эл. № 6. — 2000. — С. 3−7.
  146. В.А. Республика Коми в путине Российского федерализма. // Феномен Владимира Путина и российские регионы. М., 2004.-С. 195−267.
  147. Г. Вопросы национально-государственного строительства РМЭ: история и современность. // Вестник Марий Эл. 1999. -№ 1−2. — С. 44−49.
  148. М.А., Сатаров Г. А. Конституционные реформы и реформа политической системы. // Эффективность осуществления государственного управления в России (период президентства Б.Н.Ельцина). М., 2002. — С. 7−28.
  149. В., Топорнин Б. К новой Конституции СССР. //Народный депутат. 1990. — № 1. — С. 30−49.
  150. С. Проблемы национальной государственности и новый Российский Федерализм. // Вестник Марий Эл. 1999. — № 2. — С. 39−43.
  151. Е. От декрета к государственности. // Марийская правда. -1998 — 4 ноября.
  152. Е. Суверенитет один и неделим. // Марийская правда. 2000. -21 октября.
  153. Г. Выборы по-татарски: игра по правилам. // Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. М., 2001. С.45−49.
  154. May В. Экономическая реформа и политический цикл в современной России. // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 25−41.
  155. Т.Н. О некоторых проблемах совершенствования правового статуса субъекта Российской Федерации. // Субъект Федерации на рубеже веков. 4.1. МОСУ. Йошкар-Ола, 1998. С. 146−151.
  156. Н.М., Мухарямова Л. М. Татарстан в условиях рецентрализации по-путински. // Феномен Владимира Путина и российские регионы. М., 2004. -С.312−366.
  157. Ориентиры нового века: Интервью с Председателем Государственного Совета РТ Ф.Мухаметшиным. // Российская Федерация. 1999. — № 17. -С. 26−29.
  158. Г. А. Механизм взаимодействия между Президентом и Федеральным Собранием в 1994—1995 гг.. // Эффективность осуществления государственного управления в России. М., 2002. С. 29−41.
  159. А.Ф. Государственность древних мари. //Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1995. — № 1. — С. 67−73.
  160. О.Н. На пути реформирования представительной власти. // Марийский археографический вестник. 2000. — № 10. — С. 7−13.
  161. Г. История творится на наших глазах. // Татарстан. -1997.-№ 7.-С.4−12.
  162. М. Татарстан: альтернативные выборы без альтернативы. // Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. М., 2001. — С.36−44.
  163. В. Чувашия: национальная кухня с привкусом самоопределения. // Российская Федерация. 1997. — № 9. — С. 17−18.
  164. А.Г. Поволжье: мобилизация интересов регионов или интересы «мобилизационного общества». // Перспективы и проблемы становления Поволжского регионализма. М., 1999.
  165. В.И. Принципы национально-государственного устройства России (теоретический аспект и задачи социологической науки). // Диалог культур и культурная политика государства в полиэтническом регионе. -Йошкар-Ола, 1997. С 22−44.
  166. Д. Президентские выборы в Чувашии. // Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Поволжье. М., 2001. — С. 80−90.
  167. С. Федерализм по-казански: Уроки татарской модели отношений с центром. // Независимая газета. 2001. — 27 февраля. — С. 10−16.
  168. И.С. Становление и развитие органов представительной и законодательной власти Марийского края. // Информационный вестник Государственного Собрания РМЭ. 2002. — № 3. — С. 5−19.
  169. В. Идентичность и образы предков: татары перед выбором. // Вестник Евразии. 2002. — № 4. — С. 128−147.
Заполнить форму текущей работой