Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественный мир А.В. Вампилова — драматурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», Ф «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «Театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, людей, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ художественного мира произведения как метод исследования самосознания автора
  • Глава II. Жанровое своеобразие драматургии А. Вампилова
    • 1. Традиция и новаторство в жанровой структуре и в хронотопе Театра
  • Вампилова
    • 2. Трагикомическое начало в драматургии А. Вампилова
    • 3. Элементы театра абсурда в драматургии А. Вампилова
  • Глава III. Мир героев А. Вампилова
    • 1. Герой Вампилова в поисках истины, в «сраженьях совести и лжи»
  • Ю.Ким)
    • 2. Феномен Зилова
    • 3. Картина «нравственного одичания» в Театре Вампилова: мир зиловщины"
  • Глава IV. Творчество А. Вампилова в Китае
    • 1. Советская драматургия и современная китайская драма
    • 2. Драматургия А. Вампилова в Китае: переводы, критика, сценическая интерпретация

Художественный мир А.В. Вампилова — драматурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Александр Валентинович Вампилов (1937;1972) — талантливый, рано ушедший из жизни драматург, автор четырех больших пьес и трех одноактных. Почти не замеченный при жизни, захваленный после смерти, А. Вампилов является одной из загадочных фигур в истории советской и русской драматургии. Он оказал существенное влияние на развитие современной драмы.

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец — Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность. Мальчика он назвал Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта. До рождения Саши Валентин Никитич писал жене: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и, боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей. <.> Не назвать ли его Львом или Александром? У меня, знаешь, вещие сны"1. Через несколько месяцев после рождения сына Валентин Никитич был арестован по ложному доносу, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован. Нельзя не сказать, что это повлияло на творчество А.Вампилова.

Мать будущего драматурга — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала.

• решающее влияние на формирование личности Александра Вампилова. Саша рос вполне обычным ребенком, никаких выдающихся способностей домашние долгое время не замечали. Мать позднее признавалась: «Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, о своих успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов — трудно ему приходилось."2 ф 'Цит.по: Стрельцова Е. И. Плен утиной охоты.-Иркутск, 1998.-С.12−13.

2Тамже.-С.21.

Вольное, неограниченное детство дало А. Вампилову возможность ознакомиться с бесконечным и вечным миром Природы, осознать себя доброй частью той бесконечности и вечности, которая создала ее. Это и есть зарождение веры и пути, подлинное воспитание, когда самой природой закладывается главное свойство души человека — инстинкт свободы как залог ее свободного развития, счастья, как источник радости бытия.

По окончании школы будущий драматург переехал в Иркутск, где поступил на историко-филологический факультет университета. Уже на первом курсе он стал пробовать силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1956 году Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и молодежное Творческое объединение под эгидой газеты и Союза писателей. С 1958 года его рассказы и очерки охотно печатали в областной молодежной газете. Именно в этот период Вампилов начал поиски своих путей в искусстве театра, находить свои проблемы, конфликты, своего героя.

Короткие рассказы Вампилова, составившие первый (и при жизни — единственный) сборник «Стечение обстоятельств», вышли в свет в 1961 году под псевдонимом А. Санин (А.Санин — еще не Вампилов, однако уже и в ранних рассказах есть и подлинность и юмор, — в санинском «уже просвечивает вампиловское"1). «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» , — писал Вампилов в «Стечении обстоятельств». Именно случай, неожиданность, анекдоты лежат в основе как вампиловских рассказов, так и его пьес. Его произведения дают.

• основание говорить о прозе и драматургии Вампилова, о Театре Вампилова как о самобытном явлении искусства.

Темы рассказов Вампилова незначительны: почти все они о молодой влюбленности, случайных знакомствах на улице, в пути или на садовой скамейке — все это впечатления молодого наблюдателя. По большей части все это наброски, зарисовки, эскизы с характерной для юности смесью лирики и ф 'Василевский А. Коротко о книгах. // Новый мир. — 1980.-№ 7.-С. 269.

2Вампилов А. Я с вами, люди. — М.: Советская Россия, 1988. — С. 10. иронии. Стоматолог Верочка влюбляется в своего пациента, но невыносимые физические муки, причиняемые Верочкой, пресекают ответное чувство в зародыше («Стоматологический роман»). Нервный литконсультант сходит с ума при чтении очередного, переполнившего чашу терпения графоманского четверостишья («Сумочка к ребру»). Но среди этих рассказов попадаются по-чеховски тонкие сценки («Сугробы», «Станция Тайшет»), исполненные уверенной рукой. Для Вампилова это период пробы сил, своего рода «период Чехонте». Автор сам сознавал, что проходит в газетных рассказах литературную учебу, только разведывает свой путь.

Вампилов начинал сочинениями, в которых самый благожелательный критик не нашел бы глубин мысли и общественного содержания. Вампилову просто интересно было живо описать городскую улицу, комнату общежития, парк, вокзал, изображать влюбленных, их встречи, недоразумения, размолвки. Он шел не от общих идей, а от заразительной реальности. Идеи, нравственность, понимание жизни с постепенностью извлекались из материи жизни и переплавлялись в искусство.

Усть-илимские очерки 1963 года, составившие особый раздел посмертного сборника «Белые города» (М., «Современник», 1979), написаны более уверенным пером, чем ранние заметки. Вампилов живо рассказывает о буднях молодых сибирских строителей, шоферов, бульдозеристов, и, что интересно, сибирская деятельность изображается автором не как некая идиллия, наоборот, — изображаемое словно не вызывает у автора особых размышлений. Видимо, было что-то в самом даровании Вампилова, что позволяло ему выразить себя только в драматургии. И как раз пьесы его полны острых коллизий, живых, резко поставленных проблем, далеко выходящих за рамки повседневности. Так, любопытна неожиданная концовка раннего «Листка из альбома», где прорывается собственно вампиловский мотив душевного диссонанса, возникающий при общении, характерный для его будущих пьес:

За обедом он вдруг спросил Таисью Григорьевну:

— Я как-то забываю поинтересоваться. ты счастлива со мною?

Таисья Григорьевна вздрогнула и, глядя на меня и неловко улыбаясь, проговорила:

— Евгений Сергеевич всегда шутит так неожиданно.

— Счастлива, тебя спрашиваю, или нет? — беззастенчиво повторил Потерин. Таисья Григорьевна перестала улыбаться и опустила глаза:

— Разумеется, я счастлива, — сказала она"1.

Вампиловская публицистика — это еще не зрелая художественная проза, а лишь талантливая проба пера пока что не нашедшего себя молодого автора. Но уже в ранней прозе Вампиловым поставлены некоторые проблемы его будущего творчества, намечены многие темы, которые впоследствии пройдут через его пьесы.

В 1962 году редакция «Советской молодежи» отправила талантливого сотрудника в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами». Проучившись в Москве несколько месяцев, Александр вернулся в родной город, и его тут же назначили ответственным секретарем газеты. Но уже в 1964 году Александр покинул «Советскую молодежь» и целиком посвятил себя писательству: принял участие в семинаре молодых драматургов в Комарово, под Ленинградомопубликовал некоторые произведения в двух коллективных сборниках очерков и рассказов иркутских писателей — «Ветер странствий» и «Принцы уходят из сказок», — выпущенных в том же году в Иркутске. В ноябрьском номере журнала «Театр» вышла в свет его первая пьеса «Дом окнами в поле». Вскоре после этого Вампилов вновь отправился в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров недавно написанное «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда не увенчались успехом. ^ 'Вампилов А. Белые города. -М.: Современник, 1979. — С. 31.

В 1963 — 1965 гг. Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А.Твардовским и В. Розовым, ф О. Ефремовым и Г. Товстоноговым). Во время учебы написал комедию.

Ярмарка" (другое название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А. Арбузова и В. Розова. Здесь зимой 1965 года и произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Пьеса «Прощание в июле», которую он вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ «ангела», встреча с которым преображала героя. Поэтому, когда Александр позвонил Арбузову через несколько дней домой, тот пригласил его к себе. Их встреча длилась несколько часов и произвела на молодого автора потрясающее впечатление. Правда, пробить «Прощание.» в столице (даже с помощью Арбузова) ему так и не удалось. Первым его поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драматический театр. По этому поводу в декабре Вампилов дал газете «Советская Клайпеда» интервью, которое оказалось (по злой иронии судьбы) единственным в жизни талантливого драматурга. В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.

Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», Ф «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «Театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, людей, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы — Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Хомутов, Сарафанов, Еремеев и др.), и женские типы. Проблема выбора будет поставлена почти во всех пьесах Вампилова, тема дикости мощно ф прозвучит во второй части «Провинциальных анекдотов» и апогея достигнет в лучшей пьесе драматурга — «Утиной охоте». В ранних рассказах Вампилова возникла тема сыновнего долга и тема отцовства. Драматург вернется к ней в «Старшем сыне», «Провинциальных анекдотах» и «Утиной охоте». Разумеется, не оставлена без внимания тема любви (она почти в каждой пьесе). Наконец, самая важная проблема вампиловского творчества — проблема социально-нравственного человека и его ответственности перед самим собой и перед обществом.

В пьесах «Старший сын» и «Утиная охота», написанных в 1967 году, в полной мере воплотилась трагикомическая составляющая его драматургии. В «Старшем сыне», в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия — преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

Герой пьесы «Утиная охота» Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. «Утиная охота» стала знаковой пьесой, пьесой-символом для драматургии конца 1960;х годов.

В драме «Прошлым летом в Чулимске», написанной 1972 в году, Вампилов создал свой лучший женский образ — юной работницы провинциальной чайной.

Валентины. Драматург последовательно и обстоятельно прослеживает историю ее влюбленности и быстрого взросления, чему способствуют ее чувства к следователю Шаманову. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу ф живую» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. Как отмечал В. Распутин, «вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта. — Вышла на сцену Валентина, и невольно отступило перед ней все низкое и грязное. Слабые, незащищенные и не умеющие защититься перед прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убежденность у них в главных и святых законах человеческого существования."'.

Трагедия произошла 17 августа 1972 года, Александр Вампилов погиб на Байкале за два дня до своего тридцатипятилетия, тогда на его рабочем столе лежала неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище Иркутска. Только 10 лет творчества было отпущено судьбой Александру Вампилову. Но за столь короткий срок драматург создал свой особый театральный мир. У тех, кто читал его пьесы, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Первым театром в судьбе драматурга стал Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова. В 1969 г. режиссер Владимир Симоновский осуществил первую постановку в стране пьесы Вампилова. Это был «Старший сын». Автор работал # с театром в традициях Александра Островского, т. е. присутствовал на репетициях и корректировал текст. Спектакль шел при аншлагах свыше десяти лет. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит имя Вампилова, при жизни Александра так и не поставил ни одного его произведения.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам.

Распутин В. Истины Александра Вампилова. // Сибирь. — 1977. — № 4. — С. 67. иркутского драматурга стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки театр им. Ермоловой, «Прощание в июне» — театр им. Станиславского. В марте в Ленинградском Большом Драматическом театре прошла премьера «Провинциальных анекдотов». Даже кино обратило внимание на произведения Вампилова: «Ленфильм» подписал с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому писателю: он молод, полон творческих сил и планов. Но вдруг трагически рано оборвалась его жизнь.

После смерти начали издаваться его книги (при жизни вышла всего лишь одна), театры ставили его пьесы, режиссеры снимали фильмы по его произведениям. В специальном выпуске газеты «Советская молодежь», посвященном памяти Вампилова, опубликована 1-я сцена его неоконченной комедии «Несравненный Наконечников». В Театре имени К. С. Станиславского режиссер А. Г. Товстоногов первым поставил в Москве вампиловский спектакль — «Прощание в июне». Премьера «Старшего сына» в московском Театре имени М. Н. Ермоловой постановлена Г. Косюковым. Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» была опубликована в шестом декабрьском номере альманаха «Сибирь», спектакль шел в рижском Театре русской драмы, режиссер И.Пеккер.

Имя А. Вампилова носит библиотека в Кутулике. Там же открыт дом-музей А.Вампилова. С 1987 г. Иркутский ТЮЗ носит его имя. В 1996 г. основан областной Фонд А.Вампилова. С 1997 г. проводятся фестивали «Байкальские встречи у Вампилова», а с 2001 г. — Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А. В. Вампилова. Пьесы, написанные А. Вампиловым, не только шли во всех городах России, но и вышли на мировую сцену — от Китая до Соединенных Штатов, и не сходят со сцены до сих пор. А имя Вампилова произносится в одном ряду с именами выдающихся драматургов и деятелей театра.

При всем многообразии воссозданных в пьесах Вампилова ситуаций, разнородном составе действующих лиц, неодинаковой остроте конфликта, они представляют единый цикл пристрастных социально-нравственных исследований современной жизни с высоко гражданских позиций. Можно оспаривать те или иные трактовки его пьес критиками и режиссерами, принимать или не принимать некоторые суждения о его героях, о жанровом # своеобразии его произведений. Однако, расходясь в частностях, критики единодушны в том, что драматургия Вампилова имеет глубокие корни в русской сценической классике. Не часто по отношению к современным драматургам можно услышать, что в таланте автора есть «нечто и от чеховской сценической сложной простоты, нечто от гоголевской сатирической химеры, нечто от Салтыкова-Щедрина <.> Но и отличное от Чехова, от Гоголя, от Салтыкова-Щедрина <.> свое, молодое, современное <.>"'.

А.Вампилов оказал существенное влияние на развитие современной драматургии. Его имя произносится в одном ряду с именами выдающихся драматургов и деятелей театра. Однако сам он и его пьесы остаются недостаточно понятыми театрами и сегодня. А. Вампилов — драматург завтрашнего дня. При жизни его произведения и не принимали, а после смерти столичная театральная общественность к нему повернулась. Начали издаваться его книги (при жизни вышла всего лишь одна), театры ставили его пьесы, наступил «вампиловский сезон», режиссеры снимали фильмы по его произведениям, но далеко не всем всё удалось.

Актуальность и новизна исследования. Незаурядность в литературе — редкость, а в драматургии — чрезвычайная редкость, поэтому требует пристального внимания и изучения. Улеглась волна многочисленных статей, Ф воспоминаний, рецензий об А. В. Вампилове, всколыхнувшаяся после безвременной кончины писателя, мало известного при жизни.

В России создана большая литература о нем, написаны десятки монографий и множество статей, превышающих по объёму его наследие во много раз. И несмотря на это, до сих пор «загадка Вампилова» ещё далеко не разгадана, проблемы его творчества недостаточно изучены, в том числе и в Китае.

Штейн А. Второй антракт. // Театр. — 1975. — № 1. — С. 132.

В XX и XXI веке небывалыми масштабами и темпами развернулся процесс взаимообмена и взаимодействия культур разных стран и наций. В процессе такого обмена национальная культура дополняется, совершенствуется и развивается благодаря творческой ассимиляции достижений мировой культуры. Подобный процесс взаимовлияния и обогащения свойственен и китайской культуре.

Пьесы Вампилова заметно влияют на творчество китайских драматургов и на развитие китайского театра, оставаясь актуальными не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения художественного их мастерства.

Однако до сих пор в Китае нет отдельного специального исследования художественного мира драматурга. Несмотря на популярность А. Вампилова на китайской сцене, в прессе и литературоведении очень мало откликов на спектакли по его пьесам, поставленным китайскими режиссерами.

Объектом данного диссертационного исследования являются содержание и художественные особенности драматических произведений А. Вампилова, созданных в течение десяти летэстетическое своеобразие его Театра, его творческих исканий.

Предметом изучения являются аспекты и уровни, определяющие вампиловский художественный мир, в том числе герои пьес, жанровое своеобразие и художественная структура пьес, и эволюция творчества драматурга.

Настоящее исследование ставит своей целью воссоздание некоторых, основных, по нашему мнению, черт художественного мира А. Вампилова, выявляющих суть его Театра.

В задачи исследования входило:

— изучить жанровую специфику, композиционные особенности, оригинальность традиционных и новаторских форм в его пьесах;

— проанализировать образную систему, нравственные и социальные коллизии, воплощенные в пьесах;

— выявить и проанализировать наиболее характерные художественные средства, использованные автором для создания образов;

— определить основные тенденции влияния советской и российской драматургии на китайскуюохарактеризовать современное отношение к Театру.

Вампилова в Китае.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды А. П. Ауэра, М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана,.

B.Я.Проппа, В. В. Федорова, В. Е. Хализева, А. П. Чудакова, поднимающие вопрос о художественном мире писателя. Изучены работы, посвященные творчеству А. Вампилова как русских, так и китайских вампилововедов: Е. М. Гушанской,.

C.С.Имихеловой, В. Я. Лакшина, Г. Никитина, М, Я. Полякова, К. Рудницкош, Н. С. Тендитник, М. И. Громовой, Е. И. Стрельцовой, А. С. Собенникова, Б. Ф. Сушкова, а также Чжао Динчжэна, Чэнь Шисюна, Шу Лин и др. Большое внимание в работе уделено изучению воспоминаний о писателе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы, сделанные в процессе анализа, способствуют восприятию творчества А. Вампилова как своеобразного и неповторимого явления в драматургии, помогают проникнуть в глубь художественного мира Вампилова. Кроме того, в Китае данная работа может быть использована как в учебных, так и в научных целях: при разработке теоретических курсов лекций по истории театра России, при создании курсов по выбору и спецсеминаров по русскому советскому театру XX века. Диссертация может оказать помощь исследователям, ученым, интересующимся российской драматургией нового периода.

Основные положения, выносимые на защиту:

— традиции русской драматургии (прежде всего А.П.Чехова) продолжены и новаторски интерпретированы в драматургии А. Вампилова;

— галерея вампиловских героев позволяет выявить внутреннюю последовательность и целостность художественного мышления драматурга;

— «феномен Зилова» представляет собою обобщенный, типический характер молодого человека поколения шестидесятников, к которому принадлежал драматург;

— творчество А. Вампилова оказало влияние на развитие китайской современной драматургии.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в четырех публикациях, в докладах на Второй и Третьей Всероссийской научной конференции молодых ученых (Москва, 2003, 2004), на Шешуковских чтениях (Москва, 2004, 2005).

Структура и объём диссертации. Работа состоит из четырёх плав, Введения, Заключения, библиографии и Приложения.

Список литературы

содержит 196 наименований, из которых 169 на русском языке, 27 — на китайском (в переводе автора диссертации). Основной текст работы изложен на 198 страницах.

Заключение

.

Художественный мир как система характерна не только для определенного произведения, но и для творчества писателя в целом. Каждый художественный мир индивидуален. В процессе исследования мы старались не растворить драматургию А. Вампилова в общественно-литературном процессе его времени, не отождествлять его с предшественниками, а показать многомерную и разноплановую картину драматургии А. Вампилова, неповторимость и своеобразие его художественного мира.

В результате исследования творческого наследия А. Вампилова в соответствии с поставленными целями и задачами мы пришли к следующим выводам:

1. А. Вампилов — выдающийся драматург второй половины XX века. Пьесы А. Вампилова, прочно связанные друг с другом и взятые вместе, образуют художественное явление, которое достойно называться «Театром Вампилова». Они представляют собой целостную систему, развивающуюся по собственным внутренним законам, В творчестве А. Вампилова обнаруживаются сложные и острые коллизии, которые переживало общество на рубеже 60−70 годов XX века. Развивая традиции русской литературы, драматург придает своему творчеству национальную окраску и национальный дух времени. Всем своим творчеством Вампилов выступал против нравственных падений, компромиссов с совестью, отступлений от большой жизненной правды. Он утверждал нравственную ценность доброго человеческого сердца, любящего людей.

2. Время и пространство своеобразно организованы в пьесах для того, чтобы адекватно показать зрителю, читателю душевное состояние героя до и после драматического конфликта. А. Вампилов сосредоточен на внутреннем, а не внешнем конфликте, поскольку внутренний конфликт ярче и глубже выражает нравственные качества героев и их духовный мир, помогает живо и полно почувствовать своеобразие какой-либо эпохи или характерные черты поколения.

3. В пьесах А. Вампилова доминирует тема выбора. Герои показаны в острый переломный жизненный момент, который требует решительного целенаправленного действия. Мотив взаимопомощи, доброты и внимания, мотив семьи, мотив верности и предательства, мотив дома определяют организацию сюжета пьесы и поведение героев. Сюжеты Вампилова внешне не отличаются особой сложностью, масштабностью конфликтов, а находятся в сфере повседневной жизни людей, обыденных, рядовых событий. Это помогает драматургу дать моральную оценку поступкам персонажей. Отдельные приемы, комплексно использованные писателем, закономерно становились предметом для подражания, что показано нами на примере китайских авторов-драматургов.

4. Художественный мир А. Вампилова так же оригинален по структуре пьес, как и в использовании художественных приемов. Пьесам А. Вампилова свойственна кольцевая структура, которая придаёт целостность творчеству автора. Тот или иной художественный приём, используемый автором -«диалог-полилог», «диалог-монолог», ремарка — не только является средством развития сюжетной линии пьесы, раскрытия внутреннего мира героев, но и служит предметом исследования соотношения композиционно-речевых элементов в истории развития драматургии. Часто на основании анализа одной или нескольких пьес трудно делать какие-либо хронологические обобщения, тем не менее нельзя не заметить, что традиционно-структурные элементы драматургического произведения (диалог-полилог, диалог-монолог, ремарка) у Вампилова взаимодополняют и взаимодействуют друг с другом. Благодаря диалогу и монологу реализуется сценическая речь, благодаря ремарке не только обрисовывается декорация, но и уточняется взаимоотношения персонажей. Все это способствует наиболее полному воплощению художественного замысла драматурга.

5. Нельзя однозначно определить жанр пьес А. Вампилова как комедию или трагедию. Они являют собой синтез комедии и трагедии. Драматург использует комедийные элементы для того, чтобы создать серьезный спектакль. Хотя сам автор называет свои пьесы «комедиями» («Прощание в июне», «Старший сын»), драмой" («Прошлым летом в Чулимске»), или просто «пьесой в трех действиях» («Утиная охота»), мы можем проанализировать отличительные черты каждого элемента (комического и трагического) и их тесную связь друг с другом в каждой пьесе, основываясь на «сложном жанровом синтезе, в котором доминирует над всем психологическая драма» (Т. Журчева). Благодаря этому жанровому синтезу А. Вампилов стал ярким представителем подобной драматической формы. Сделанные нами наблюдения могут стать основой теоретического и практического исследования «поствампиловского направления» для русских и иностранных учащихся.

6. А. Вампилов не драматург-абсурдист, но в его театре в меру сочетаются элементы театра абсурда с бытовым реализмом, что делает его творчество новаторским и неповторимым. Поэтому вампиловские пьесы исследованы в качестве русского варианта новой европейской драмы XX века. Это говорит не только о художественном мастерстве драматурга, но и о скрытом потенциале его творчества, который может быть изучен и использован.

7. А. В. Вампилов обладает особым чувствам театра, позволяющим ему описать героев своего поколения. Вслед за такими старшими драматургами, как А. Арбузов, В. Розов, А. Володин А.Вампилов продолжал исследовать непростое становление героя-современника в «годах странствий», «в поисках радости», в «жестоких играх», «в дороге» .

8. «Загадка Вампилова» заключается в его героях, а образ Зилова является ключом объяснения загадки. Трагедия Зилова заключается в противоречиях.

• между личностью и обществом, в душевном конфликте самой личности человека. Зилов не хочет жить так, как живут другие. Мы проанализировали характер образа, его поведение, нравственный поиск. Анализ характера Зилова и «зиловщины» как общественного недуга, помогает отсчета понимания читателями и режиссерами, в том числе китайскими, глубже понять Театр Вампилова;

9. Второстепенные персонажи изображены в пьесах как сложные и ф разнообразные характеры. Заслуга Вампилова состоит не только в том, он создал образа Зилова, но и в создании таких, малозначительных, на первый взгляд, героев, которые помогают передать социально-нравственную атмосферу общества, «зиловщину» как болезнь не только 60−70-х гг. Вместе с тем, второстепенные персонажи не статичны и имеют огромный ресурс для внутреннего развития и совершенствования главных героев.

10. Неоднозначный герой, не хороший и не плохой, условность и открытость финала пьесы, множество неожиданных поворотов в развитии сюжета — это особенности структуры вампиловской драмы. Пьесы Вампилова на много лет вперед определи пути дальнейшего развития драматургии, новую и интересную тенденцию в литературе для театра, о чем свидетельствует творчество драматургов «новой волны», «поствампиловского» призыва: Л. Петрушевской, В. Арро, В. Славкина, А. Соколовой, Л. Разумовской, А. Казанцева и др., — развивающее традиции русской социально-психологической драмы, обогащая прежние открытия новыми находками.

Китайским читателям и режиссерам знакомы произведения Вампилова более 20 лет. Но А. Вампилов изучен недостаточно.

В данной диссертационной работе, мы, опираясь на исследования российских ученых о А. Вампилове, проанализировали оригинальные творческие подходы автора с точки зрения жанрового своеобразия, художественных приемов, поэтики, даже связей драматурга с русской литературной классикой. Надеемся, что это работа станет основой для широкого распространения и восприятия в Китае как отдельного произведения, так и творчества А. Вампилова в целом, поможет будущему актеру и режиссеру глубже понять тексты Вампилова и правильно прочесть их на сцене.

Ценно уже и то, что художественный мир Театра Вампилова близок современникам, вызывает интерес не только в России, но и за рубежом, приглашает к спору о том, как «человеку человеком быть», в сегодняшнем непростом и жестком мире, преодолевать физическую и духовную депрессию, качающееся коромысло в душе" .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Художественные произведения'.
  2. А.В. Избранное. Послесл. А.Демидова. М.: Искусство, 1975. -496 с.
  3. А.В. Прощание в июне. Пьесы. М.: Советский писатель, 1977. — 252 с.
  4. А.В. Белые города: Рассказы, публицистика. М.: Современник, 1979.-288 с.
  5. А.В. Билет на Усть-Илим: Публицистика. М.: Сов. Россия, 1979. -87 с.
  6. А.В. Дом окнами в поле: Пьесы. Очерки и статьи. Фельетоны. Рассказы и сцены. (Предисл. В. Лакшина, ст. и восп. В. Распутина, О. Ефремова, В. Розова, Г. Товстоногова и др.) Иркутск, 1981. — 640 с.
  7. А.В. Избранное. М., 1984. — 589 с.
  8. А.В. Воронья роща. // Современная драматургия. 1986. — № 1. -С. 200−216.
  9. А.В. Успех. // Современная драматургия. 1986. — № 1. — С. 217−220.
  10. А.В. Сто рублей новыми деньгами. // Театральная жизнь. 1987. -№ 17.-С. 30−32.
  11. Ю.Вампилов А. В. Я с вами, люди. М.: Сов. Россия, 1988. — 444 с.
  12. А.В. Записные книжки. Иркутск, 1997.- 110 с.
  13. А.В. Финский нож и персидская сирень: Очерки и рассказы. — Иркутск, 1997.-187 с.
  14. А.В. Утиная охота: Пьеса в 3-х действиях. Иркутск, 1997. — 160 с.
  15. А.В. Избранное (сост. О. М. Вампиловой, предисл. В. Г. Распутина, вст.ст. ВЛ. Лакшина) М., 1999. — 776 с.
  16. А.В. Драматургическое наследие. Вступ.ст. А. Калягина и Г. Товстоногова. Иркутск: Издание ОАО «Иркутская областная типография1», 2002.-884 с.
  17. Н.В. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. М.: Гослитиздат, 1959. — 463 с.
  18. Ким Ю. Творческий вечер. — М.: Изд-во «Книжная плата», 1990.-288 с.
  19. А. П. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 9. М.: Гослитиздат, 1956. — 499 с.
  20. М. М. Эпос и роман. СПБ.: Азбука, 2000. — 304 с.
  21. В.Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 1. М.: Худож. лит. 1976. — 375 с.
  22. С.Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985. — 296 с.
  23. . С. Проблема развития русской современной драматургии на современной этапе (60−70 годы) М., 1980. — 159 с.
  24. . С. Русская советская драматургия. 1960−1970-е годы. М., 1981. -286 с.
  25. Венок Вампилову: Стихи, из воспоминаний, письма: Сборник /Сост. Л. В. Иоффе. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1997. — 93 с.
  26. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 3. -М. 1969. 621 с.
  27. .Г. читайте ремарку! От информации — к образу. М.: ГИТИС, 2004. — 88 с.
  28. М.И. Русская драма на современном этапе (80−90-е гг.) М., 1994. -116с.
  29. М.И. Русская современная драматургия. М.: Флита: Наука, 1999. -160 с.
  30. М.И. Русская драма конца XX начала XXI века. — М.: Флита: Наука, 2005. — 368 с.
  31. Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. — Л.: Сов. писатель,• 1990.-320 с.
  32. С.С. «Авторская» проза и драматургия 1960−1989-х годов: своеобразие художественного метода. Улан- Удэ. 1996. — 88 с.
  33. С.С. Поэтика русской прозы (1960−1980-е годы). Улан-Удэ, 1999. -115 с.
  34. С.С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов. Новосибирск, 1983. — 125 с.
  35. С.С., Юрченко О. О. Художественный мир А.Вампилова. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2001. — 105 с.
  36. Р. Исследования по эстетике. Пер. с. польск. А. Ермилова и Б.Федорова. Предисл. В.Разумного. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. — 572 с.
  37. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. Ответственный редактор Н. С. Пивоварова М.: «ГИТИС», 2004. — 736 с.
  38. Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство. 1970. -383 с.
  39. В. Жизнь. Актер. Образ: искусство советского актера 60−80-х годов. М.: Знание. 1984. — 126 с.
  40. М.С. Феномен Александра Вампилова (Монография). М.: Ред.-издат.центр МГОПУ, 1999. — 193 с.• 45. Михайлова А. А. О художественной условности. Изд. 2-е, переработ. М.:1. Мысль, 1970.-300 с.
  41. Н.А. Филологический анализ текста. М.: Academia, 2003. — 254 с.
  42. Патрис Павис. Словарь театра М.: Изд-во «ГИТИС», 2003. — 516 с.
  43. М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. — М.: Международное агентство «А. Д. и Театр» (A. D. & Т.), 2000. 384 с.
  44. А.А. Теоретическая поэтика / Сост., вступ.ст., коммент. А. Б. Муратова. М.: Высш. шк. 1990. — 342 с.
  45. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  46. В.Я. Морфология сказки. -М., 1969. 168 с.
  47. В .Я. Проблемы комизма и смеха. СПб. 1997. — 282 с.
  48. Русские писатели 20 века: биографический словарь.- М.: научное изд-во «Большая российская энциклопедия», изд-во «Рандеву-ам», 2000. 808 с.
  49. С.А. Пекинская музыкальная драма (середина XIX 40-е годы XX века). -М.: «Наука», 1970. — 195 с.
  50. Е.И. Плен утиной охоты. Иркутск: Издание ГП «Иркутская областная типография № 1», 1998. — 376 с,
  51. .Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. — М., 1989.-164 с. 61 .Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978.
  52. Н.С. Александр Вампилов. Новосибирск. 1976. — 71 с.
  53. Н.С. Перед лицом правды (очерк жизни и творчества Александра
  54. Вампилова) Иркутск, 1997. — 140 с.
  55. Г. А. Сцена и время. -М.: Знание, 1975. 143 с.
  56. В.В. О природе поэтической реальност. М.: Сов. писатель, 1984. -184 с.
  57. Художественный мир Э.Т. А. Гофмана / Под ред. А. В. Михайлова. М.: Наука, 1982.-292 с.
  58. А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. 379 с. 69. Чудаков А. П. Слово — вещь — мир. От Пушкина до Толстого. — М.:
  59. Современный писатель. 1992.-317 с. 70. Шиллер Ф. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6. М., 1957. — 790 с. 71. Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. — М.: Искусство, 1955. — 504 с.
  60. А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. -Томск: Изд-во ТГУ, 1985. 285 с. 1. Статьи
  61. М.Г. Поэтика драмы абсурда. В кн.: Гуманитарные науки в творческом вузе. Сборник статей. Выпуск 1. — М.: Изд-во «ГИТИС», 2005. С. 144−162.
  62. И. Слишком простая история. // Культура. 2005. — № 11. -24−30марта.
  63. И. Драма на дне. В кн.: Анненский И. Книги отражений. — М.: Наука, 1979. — С.71−81.
  64. Л. Предисловие к пьесе «Успех» А.Вампилова. // Советскийтеатр.- 1987.-№ 4.-С. 18−19.
  65. Н.П. Герой сопротивляется канонам («Утиная охота» Александра Вампилова). — В кн.: Антипьев Н. П. Наедине с совестью: Критический очерк о творчестве иркутских писателей. Иркутск, 1981. — С. 120−144.
  66. Е. Диалектика искусства и нравственности в эпоху развитого социализма. //Музыкальная жизнь. 1978. -№ 3. — С.2−8.
  67. С. Естественность и театральность. Драматургия Вампилова. // Наш современник. 1978.-№ 3.-С. 162−177.
  68. Л. Время в пьесах молодых. //Театр. 1972. -№ 5. — С. 91−102.
  69. М. Б. «Утиная охота» А.Вампилова: попытка экзистенциалистского прочтения. В кн.: Драма и театр II (соб. научных трудов). — Тверь, 2001. -С.105−114.
  70. А. Коротко о книгах. // Новый мир. 1980. — № 7. — С. 269.
  71. Г. Д. Космос Достоевского. В кн.: Гачев Г. Д. Национальные образы мира. — М.: Сов. Писатель, 1988. — С. 379−396.
  72. Е. Драматургия Александра Вампилова // Звезда. -1981. -№ 12. -С. 180−189.
  73. Е. Александр Вампилов : время и человек времени // Звезда. -1982. -№ 11. С.160−163.
  74. Е. Самоосознание по Вампилову // Звезда. 1989. -№ 10. — С.• 189−194.
  75. А. Заметки о драматургии А.Вампилова.//Театр. 1974. — № 3. -С.63−73.
  76. А. О творчестве А.Вампилова В кн.: Александр Вампилова Избранное. — М.: Искусство, 1975. — С.461−492.
  77. Ему было нынче пятьдесят. // Новый мир. 1987. — № 9. — С.215−219.
  78. О. О Вампилове. В кн.: Вампилов А. Дом окнами в поле. — Иркутск, 1981. — С. 622−626.
  79. В. Незабытая драма: Воспоминания. Иркутск, 1997. — 78 с.
  80. Т. Родился гением: Об А.Вампилове. Воспоминания.// Грани. -1994. -№ 172. -С.163−208.
  81. Т.В. Художественная структура и сценическая история пьесы А.Вампилова «Утиная охота». В кн.: Поэтика реализма. — Куйбышев, 1982.1. С.133−158.
  82. Н. Масштабами времени. // Театральная жизнь. -1974. № 15. -С. 12−14.
  83. С.С. Становление художника: от рассказов к драматургии. -В кн.: Вестник бурятского университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского• госуниверситета, 1999. С. 149−156.
  84. К 40-летию со дня рождения Александра Вампилова. Памяти драматурга.
  85. Статьи (Товтоногов Г. Чувство театра- Соломеин Ю. В юные годы). // Театр. -1977.-№ 12.-С. 76−77.
  86. В. Философия Александра Вампилова: Творч. порт.драматурга. //Байкал. 1989. — № 5. — С.79−80.
  87. М.Ш. Трагикомедия как жанр драматургии, генезис и особенность развития: Автореф.дис. канд.филол.наук. Киев, 1990. — 22 с.
  88. Н.Н. Случайность в структуре действия пьес А.Вампилова. В кн.: Проблема метода и жанра. Сб.статей. Вып. 19 — Томск, 1997. — С.266.
  89. В. Жажда добра: Заметки о творчестве А.Вампилова. // Наш современник. 1983. — № 6. — С. 163−169.
  90. Н. Испытание на самостоятельность. //Молодая гвардия. 1972.-№ 5. С. 312−316.
  91. О. Исследование жизни. // Комсомольская правда. 1974. — 30марта.
  92. Кучкина О, Чем жив человек. // Комс.правда. 1977. — 23 июля. — С. 4.
  93. В. Душа живая // Октябрь. 1981. — № 3. — С. 204−211.
  94. Ю.В. Жанр трагикомедии в драматургии Я.М. Р. Ленца: Автореф.дис. канд.филол.наук. М., 1992. — 17 с.
  95. Ю. М. Поэтический мир Тючева. — В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 3. Таллин. 1993. — С. 565−594.
  96. М.С. Драматургия А.Вампилова. Традиции и новаторство: Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филол.наук. М., 1991. — 16 с.
  97. Г. Обзязателыю повторимся: из воспоминаний о драматурге А.Вампилове. // Байкал. 1987. — № 5. — С. 107−117.
  98. М. Г. Театр Л.Леонова и А. Вампилова (опыт сревнительного анализа). В кн.: Верность человеческому: Нравственно-эстетическая и философская позиция Л.Леонова. — М.: Наследие, 1992. — С.102−116.
  99. .Ф. Творчество Александра Вампилова и русская драматургия 80−90-х годов XX века: Автореф.дис. канд.филол.наук. М., 2002. — 18 с.
  100. Г. Опыт Вампилова (заметки драматурга). // Москва. -1989. -№ 4.-С. 184−192.
  101. Г. Вампилов. // Звезда. 1980. -№ 6. — С. 185−192.
  102. А. Драматическая сага: Пьесы АЛЗампилова. // Молодая гвардия. 1985. — № 6. — С. 248−257.
  103. Н.В. Театр Александра Вампилова: Культурологический аспект: Автореф.дис. канд.искусстведения. М., 1994. — 30 с.
  104. Г. За что любить героя. //Театр. 1977. — № 4. — С. 73−80.
  105. . С верой в доброту. // Труд. — 1974. 28 февраля.
  106. В. Истины Александра Вампилова.//Сибирь. 1977. — № 4. -С.67.
  107. И. Встречи и поединки в типовом доме. //Север. 1980. -№ 9. — С. 107−122.
  108. В. Памяти Александра Вампилова. //Театр. -1972. -№ 10. — С. 122.
  109. А.Г. Студенческие годы Александра Вампилова. // Москва. — 1993.-№ 8.-С. 150−166.
  110. В. Над книгой драматурга.//Звезда. -1976, -№ 4. С.213−215.
  111. В. И. Театр Вампилова. //Наш современник. 1976. — № 3.1. С. 179−184.
  112. Ю. Обновление конфликта. //Новый мир. 1976. -~№ 4. — С. 234−251.
  113. С. За строкой драмы: О текстологии пьес А.Вампилова. //
  114. В. Праведники и грешники Вампилова. //Аврора. -1975. —№ 1.-С. 61−63.
  115. Ю. В юные годы. //Театр.-1977.-№ 12.-С.77.
  116. Е. Вампиловские дни в Иркутске: О II Всерос. Вампилов. фестивале, 1992. //Драматург. 1993. -№ 1. — С. 186−187.
  117. Т.М. Станиславский и Брехт (К вопросу соотношении их творческих систем). Автореф.дис. канд. искусствоведения.- М., 1975. — 21 с.
  118. Н. В битве за человеческие сердца. // Сибирь. 1972. — № 6. -С. 101−102.
  119. Н. истины старые, но вечные. В кн.: Тендитник Н. мастера. — Иркутск, 1981.-С. 125−210.
  120. Г. Чувство театра. //Театр. — 1974. № 12. — С.76.
  121. М. Вампилов и его критики. //Сибирь.-1976.-№ 1. С. 102−115.
  122. Л. Прощание и встреча. //Комсомольская правда. 1972. — 3 ноября.
  123. Френели Фарбер, Татьяна Свербилова. Пьесы А. Вампилова в контекстеамериканский культуры (элементы «театра абсурда») // Современная драматургия. -1992. -№ 2. С. 158−164.
  124. И. Четыре варианта одной проблемы. // Сибирские огни. 1974. -№ 3. — С.137−150.
  125. И. Черты современника. // Москва. 1976. — № 8. — С.207−209.
  126. JI.B. Социальное и индивидуальное в драматургии А.П.Чехова и
  127. А. Второй антракт. // Театр. 1975. -№ 1. — С. 124−135.
  128. О. О. Ирония в художественном мире А.Вампилова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Красноярск. 2000. — 16 с.
  129. А.В. Прощание в июне (в переводе Чжао Динчжэня, Тун Даомина, Бай Чуньжэна). Аньхуй: Аньхуйское народное издательство, 1980.-470 с. 1. Ш. ШШШ&-. Ш: 1980.470Ж
  130. ЙЙ1Й#?^.2003.№ 4. 103−116 Ж
  131. Гао Синцзянь. Стремление к одному современному театру. Пекин: Китайское театральное издательство, 1988. — 114 с.• Ш: ФШШШШ, 1988. 114Ж.
  132. Г. Н. Высказывание о системе Станиславского. (На китайском языке) Пекин, 1957. — 504 с.
  133. ШИ-5Ш СЮ. ШМШШМ. Ш, 1957.504^.
  134. Гэ Ихун. История китайской драматургии. Пекин: Издательство культуры и искусства, 1997.-459 с.
  135. Й. ФШШзЬ Ш: ШЪШШ. 1997. 459 ЗХ.
  136. Гэ Ихун. Тридцать лет 1919−1949 гг. распространения русско-советского театра в Китае // Сизюй Луньтань. — 1957. — № 4. С. 34−55.
  137. Я-Й:. шш, штш^ттм}^^ с 1919—1949)1957. № 4. 34−55 JaL.
  138. Ли Ибо. О трагикомической пьесе А. Вампилова «История с Метранпажем». // Драматургия Хэ Нань. 1983. — № 5. — С. 34−35.ййЯШШ. ЯШ, 1983.5. 34−35 Ж.
  139. Оуан Юйцянь. Сборник театральных статей. Шанхай: Издательство культуры и искусства, 1994. — 486 с. 1. ЕШ^Шйтт Ш: 1994. 486 ж.
  140. Тун Даомин. Сборник «Ташань». Пекин: Китайское театральное издательство, 1983.-408 с.
  141. ЦЩ. illj®. Ш: ФШЯШЖШЬ 1983.408 Ж.
  142. Тянь Хань. Сборник, В 16 т. Т. 3. Пекин: Китайское театральноеиздательство, 1986. 603 с,
  143. ШйШИЯПбф. Ш-. ФШХШЖШЬ 1986.603 ^.
  144. Тянь Бэйсян. Драма в новое время. Пекин: Издательство культуры и искусства, 1996. — 347 с.тш. шштя. ш-. хкшмш. 1996.347 ж.
  145. Ху Вэйминь. Самопревосхождение режиссера. Пекин: Китайское театральное издательство, 1988. — 156 с. 1. Шй. ШШй. Ш: 1988.365 ЗГ.
  146. Хуан Цзолинь. Моя концепция о сущностном театре. Пекин: Китайское театральное издательство, 1990. — 576 с.шт. Ш: ФШШШЖй. 1990.576ж.
  147. Цзяо Цзюйинь. О театре. Шанхай: Издательство культуры и искусства, 1979.-452 с.
  148. ИМИ. ±-Ш: ±ШС2ЖШ±, 1979. 452 3L
  149. Чжан Цихун. Художественный замысел режиссера. Пекин, 1988. — 269 с. 1. Ш, 1988. 269 ж.
  150. Чэнь Гуминь. Собрание сочнений. Пекин: Китайское театральное издательство, 1989. — 311 с. 1. РМЮ. Шг 1989.311 ж.
  151. Чэнь Шисюн. Современная советская драматургия. Сямэнь, 1989. — 376с.шт. жп-. жпл^жшь 1989.376
  152. Чэнь Шисюн. Трехсторонний диалог: Станиславский, Брехт и китайский театр. — Сямынь, 2003. 524 с.шш. шштт^ шшщътш. шъ ж1. Ш±-, 2003. 524 Ж.
  153. Юн. Моя художественная сцена. -Пекин: Китайское театральное издательство, 1999. 502 с.тт. шъшь. ш-. 1999.502 м.
  154. ШЯШШШ. ШШШХ^. 1980. № 2.134−137 К
  155. ШШ. 75ШШШШ. Щ&. 1987.Ш.109−114М.
Заполнить форму текущей работой