Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные в отечественной психологии, использованном комплексе методов получения эмпирических данных, позволяющих сопоставлять полученные результаты посредством разных методовэкспериментальной проверкой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки к пониманию сущности внутриличностных конфликтов курсангов
    • 1. Внутриличностный конфликт в концепциях зарубежных авторов
    • 2. Проблема внутриличностных конфликтов в работах отечественных психологов
    • 3. Теоретические основы внутриличностных конфликтов курсантов. Критерии их оценки
  • Глава 2. Исследование внутриличностных конфликтов курсантов
    • 1. Методический замысел исследования внутриличностных конфликтов курсантов
    • 2. Психологические факторы, влияющие на протекание внутриличностных конфликтов курсантов
    • 3. Особенности протекания внутриличностных конфликтов курсантов
    • 4. Психологический анализ факторов, негативно влияющих на психическое состояние курсантов в военном училище
  • Глава 3. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса
    • 1. Основные направления предупреждения внутриличностных конфликтов курсантов
    • 2. Разрешение внутриличностных конфликтов курсантов в ходе рациональной психотерапии

Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Внутриличностный конфликт относится к так называемым трудным ситуациям в жизни человека. Внутриличностный конфликт оказывает сильное влияние на деятельность и настроение переживающей его личности. Позитивное разрешение конфликта позволяет личности подняться на новый уровень своего развития, углубление же противоречий, лежащих в основе данного явления, может приводить к негативным для индивида последствиям, вплоть до развития личностного кризиса.

Реформирование Вооруженных Сил России, высшего военного образования требует более пристального внимания к личности будущего офицера, создания более эффективной системы личностного и профессионального развития, отвечающей требованиям современного дня. Одним из важных элементов подобной системы должно стать создание условий по предупреждению негативных явлений в жизни и деятельности будущего офицера, своевременному разрешению внутриличностных противоречий и конфликтов, возникающих у курсантов. Все это объективно актуализирует исследование по проблемам внутриличностного конфликта курсанта.

Проблема внутриличностных конфликтов, их источников, путей разрешения впервые сформулирована в работах З. Фрейда (1915), К. Хорни (1937). Значительный вклад в ее разработку внесли В. Е. Василюк (1984), Е. А. Донченко, и Т. М. Титаренко (1987), E.G. Калмыкова (1986), А. Н. Леонтьев (1975), А. Р. Лурия (1930), В. Н. Мясищев (1960), В. Франкл (1967) и др.

Отдельных аспектов конфликта и его разрешения касались Ю. А, Александровский (1993), А. И. Захаров (1988), В. В. Столин (1983), Е, В. Фанталова (1992) и др.

Некоторые аспекты внутриличностных конфликтов военнослужащих рассмотрены в исследованиях военных ученых: А. И. Китова (1972), Н. Ф. Феденко, В. П. Галицкого (1981), О.Х.-А. Рахимова (1989), А. И. Ши-пилова (1989), Ю. В. Шеремета (1990), П. А. Корчемного (1991), А. Я. Ан-цупова (1993), Ю. И. Мягкова (1995), В. И. Буянова (1996), Н. И. Конюхова (1996), А. И. Харитонова (1996) и др.

Однако к настоящему моменту проблема внутриличностных конфликтов курсантов и их разрешения в качестве специальной темы не ставилась, изучались лишь отдельные ее аспекты в контексте других проблем. По существу остается неразработанной единая концепция внутриличных конфликтов, не исследованы в полной мере сущность этого явления, его источники, пути и способы разрешения, между тем сложность современного этапа реформы Вооруженных Сил России, возрастание требований к уровню подготовки курсантов военных училищ требуют глубокого осмысления данного явления. у.

Кроме того, актуальность диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, исследование проблемы внутриличностного конфликта курсанта обусловлено потребностями развития системы военного образования, задачей качественной подготовки специалистов для Вооруженных Сил России, созданием системы психологического сопровождения и обучения курсантов.

Во-вторых, изучение проблемы внутриличностного конфликта курсанта, выработка подхода к ней, имеет не абстрактное и оторванное от практики значение при организации работы с личностью будущего офицера, а отражается на вопросах определения этого состояния курсанта, оказании ему психологической и психотерапевтической помощи, а также в проведении мероприятий психогигиенической работы.

В-третьих, исследование поставленной проблемы тесно связано с необходимостью разрешать возникающие конфликты как самому курсанту, так и его непосредственным командирам. Около 25−30% курсантов за время обучения испытывают на себе внутриличностные конфликты.

Таким образом, исследование проблемы сущности внутриличностно-го конфликта курсанта, его источников, путей разрешения и предупреждения данного явления, может составить определенную базу для совершенствования деятельности должностных лиц В ВУЗов МО России в организации системы обучения и воспитания курсантов, проведении мероприятий психогигиенической и психопрофилактической работы, с будущими офицерами.

Актуальность проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища.

Предметом исследования являются особенности проявления и разрешения внутриличностных конфликтов курсантов высшего военного училища.

Цель работы состоит в изучении сущности внутриличностных конфликтов курсантов, особенностей возникновения и проявления этого явления в процессе жизнедеятельности личности будущего офицера, а также в исследовании необходимых путей конструктивного их разрешения и условий предупреждения.

8 соответствии с поставленной целью в исследовании необходимо решить следующие задачи: проанализировать теоретический подход зарубежных и отечественных психологов на проблему внутриличностных конфликтовэкспериментально исследовать особенности проявления внутриличностных конфликтов у курсантов высших военных училищосуществить разработку и апробацию конкретных методических приемов выявления, предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов курсантов,.

В качестве рабочей гипотезы были выдвинуты следующие положение.

— в основе внутриличностных конфликтов курсантов высшего военного училища лежит личностно-значимое противоречие мещу различными потребностями, мотивами индивида находящее свое проявление в когниглиной. эмоциональной и поведенческой сферах личности ;

— состояние внутриличностного конфликта курсанта можно рассматривать как временную дезадаптацию личности:

— особенности протекания, вид. а также способы и пути разрешения конфликтов зависят от лежащих в их основе противоречий.

Методология, замысел и методы исследования Источниками специальной методологии явились: а) положения С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. Н. Дьяченко, Н. Ф. Феденко о единстве личности, сознания и деятельности, активно разрабатываемые в отечественной и военной психологии, причем за основу был взят деятельный подход к личности • А"И.Леонтьева (1975), который позволяет, на наш взгляд, наиболее целесообразно решить поставленные задачи исследованияшпри разработке методического обеспечения выявления внутриличностных конфликтов использовались идеи о влиянии внутриличностного конфликта на «Я — концепцию» личности, разработанные в гуманистической психологии (К Роджерс, 1962), идеи об ортогональной системе признаков личности, выдвинутой Л И. Собчик (1990) — в) при организации психологической помощи личности по разрешению конфликта опирались на идеи, развитые Дюбуа в области рациональной психотерапии и нашедшие широкое применение в современной отечественной психотерапевтической практике.

Основой методического замысла являлось изучение реальных внут-риличностных конфликтов у курсантов высшего военного училища, вы-лонспил па сущности и особенностей протекания, путем сравнения результатов, полученных, посредством применения разных методов при проведении констатирующего эксперимента При этом использовались методы: включенного и невключенного наблюдения, диагностической беседы. анализа документов и результатов деятельности, а также методика Т.Лири.

Кроме того, в целях получения информации об особенностях протекания конфликтов у курсантов, факторов, способствующих появлению данного состояния у них, применялись методики- «шкала ценностей М. Рокича, «шкала депрессий «Опросник влияния негативных факторов''.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные в отечественной психологии, использованном комплексе методов получения эмпирических данных, позволяющих сопоставлять полученные результаты посредством разных методовэкспериментальной проверкой выявленных в исследовании данных в ходе констатирующего эксперимента, в котором участвовали 209 курсантов, чем обеспечивалась репрезентативность экспериментальной выборкиприменение методов математической статистики и электронно-вычислительной техники для анализа результатов.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые:

— на основе анализа представлений, существующих в отечественной и зарубежной литературе проведенных экспериментальных исследований уточнена теоретическая модель внутриличностного конфликта;

— проанализированы и экспериментально доказаны основные проявления внутриличностного конфликта курсанта в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности;

— сформулировано определение внутриличностных конфликтов у курсантов их классификация в зависимости от основного противоречия, лежащего в их основевыявлены и проанализированы внешние и внутренние условия, способствующие разрешению внутриличностных конфликтов курсантов. Положения, выносимые на защиту:

1) Внутриличностный конфликт курсантаэто такое состояние личности. при котором существует ярко выраженное противоречие между лично.

Ч стнозначимыми мотйвами, целями, ценностями, обоюдная реализация которых в данный момент невозможна. В зависимости от лежащего в его основе противоречия внутриличностный конфликт может выступать в следующих видах: «потери смысла «2-х ведущих мотивов», «завышенных требований к себе», «влечений», «ролевого», «комплекса неполноценности» .

2) Внутриличностный конфликт курсанта находит свое отражение в ког нитивной, эмоциональной и поведенческих сферах личности: в когнитивной — снижении самооценки личности, противоречивости образа «Я актуальное» индивида, а также в большой рассогласованности между образами «Я актуальное» и «Я идеальное» — в эмоциональной — преобладании негативного фона настроения, тревожностив поведенческой — снижении ч. интенсивности и эффективности коммуникационных связей, а также объективных и субъективных показателей в учебной и служебной деятельности.

3) Разрешение внутриличностного конфликта курсанта зависит от его вида и осуществляется путем оптимизации лежащего в его основе ведущего противоречия.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы в определенной мере расширяют понимание сущности и особенностей проявления внутриличностных конфликтов, служат основой совершенствования работы должностных лиц училища по предупреждению и разрешению этого состояния у обучаемых, способствуют реализации задачи всестороннего гармоничного развития личности будущего офице-^ ра, а также дают возможность уяснить и обозначить ряд направлений дальнейшего исследования вопросов повышения качества подготовки специалистов в условиях реформирования Вооруженных Сил России.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы военными кадрами для I изучения внутриличностных конфликтов курсантов, совершенствования системы работы с будущими офицерами, организации деятельности должностных лиц по предупреждению возможных конфликтов у курсантов.

Обоснованные В исследовании выводы и рекомендации могут найти свое применение в интересах совершенствования организационной и воспитательной работы должностных лиц ВВУЗов Министерства Обороны, ^ при проведении психологической и психокоррекционной работы с курсантами, а также в ходе мероприятий по поддержанию психического здоровья обучаемых.

Апробация исследования: основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ряде межвузовских научно-методических конференций 24−25 ноября 1993 и 19−20 мая 1994 года, состоявшихся в г. Санкт-Петербурге в СПбВУРЭ ПВО, IX межвузовской военно-научной конференции 24−25 ноября 1994 года, Достоявшейся в г. Череповце. Основные выводы и результаты исследования использовались в системе командирской подготовки с офицерским составом училища, в ходе занятий с курсантами по военной психологии, докладывались на заседании кафедры психологии Военного Университета.

Внедрение результатов исследования осуществлялось при оказании автором психологической помощи курсантам ЧВВИУРЭ, переживающим состояние внутриличностнсго конфликта.

Выводы и положения диссертации нашли свое отражение в учебно-методическом пособии «Внутриличностный конфликт курсанта: сущность. источники, динамика». По теме диссертационного исследования в ЧВ8ИУРЗ была проведена в течение 1993;1995 годов научно-исследовательская работа «Конфликт», результаты шторой были внедрены в процессе обучения и воспитания курсантов.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на страницах машинописного текста, а также содержит 25 таблиц.

Список литературы

включает в себя 198 наименований.

Выводы по третьей главе.

1) В ходе рассмотрения проблемы предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов курсантов была решена задача исследования разработки и апробации методических приёмов и подходов предупреждения и разрешения данного состояния у будущих офицеров. Нашло своё подтверждение выдвинутая гипотеза о зависимости спосоч" бов и путей разрешения конфликтов от лежащих в их основе противо.

3) В основе предупреждения внутриличностных конфликтов должен быть положен принял развития курсанта как личности и как будущего.

4) Важное место в предупреждении конфликтов принадлежит психологу училища, а также должностным лицам, работающим с будущими психологического сопровождения курсантов, которая выступает важным.

Как мы уже отмечали, явление внутриличностного конфликта курсанта относится к числу сложных и пока недостаточно проработанных в научном плане проблем. Проведенное исследование представляет собой лишь попытку рассмотрения отдельных аспектов этого явления. В то же время полученные в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования результаты позволяют нам сделать некоторые выводы.

1) Внутриличностный конфликт курсанта — это такое состояние личности, при котором существует ярко выраженное противоречие между различными мотивами, целями, ценностями или другими противополож.

2) Критериями оценки наличия внутриличностного курсанта выступают в когнитивной сфере — снижение самооценки, внутренняя рассогласованность между образами «Я актуальное» и «Я идеальное», противоречивость «образа Я» — в эмоциональной — преобладание негативного.

0НЗ НЗСТрОвНИЯ^ ТРСВОЖНСЮТЬ) В ПОВбДвНМССКОЙ" СНИ?1ШНИ© ИНТ011СИВ™ ности и эффективности коммуникационных связей снижение мотива и эффективности учебной и служебной деятельности Кроме того коитечЛ^чАгчи?"" 1 I ш «V V * VI ЧА* „У #§-**гЧМ'? В^^И V“ I В Вам*» IV %г «9 I • I I в 6 § V в ^ ¦ Ъ^Р» I I рием конфликта выступает также, и нарушение оптимального уровня адаптации личности.

Среди личностных черт, отличающих индивида в состоянии внутриличностного конфликта от других личностей, выявлены следующие: ригидность, импрессивность, эгоистичность, скептичность, неустойчи.

3) В зависимости от лежащих в основе конфликтов противоречий, они могут проявляться в таких видах, как «потеря смысла», «ролевой», «завышенных требований к себе» ," двух ведущих мотивов" ,.

4) На характер протекания внутриличностных конфликтов влияют особенности жизнедеятельности курсантов. В их числе' одновоеменвгЧяг «Г ¦ W ¦ * Щ т w WM ¦ W* • Ч^рш^ W ¦ WmPW Ш ¦ Wв я «У Яг Vid ¦ • ¦ Wr ЩЯГ «штг W 1# V V V. ЧапаУ Я a WM1 I ЧГ Нг1||Г%г||| ЧуГ с 1 ность прохождения воинской службы и обучениявозрастная однородностьоднородность курсантских коллективов по половому признаку. курсантов, являются их предназначенность и особенности мотивацион-но-ценностной сферы, их «образа Я:

5) Состояние внутриличностного конфликта личностью воспринирод ту к, 9 poro индивид временно пока не видит выхода. Состоянию внутриличностного конфликта обычно предшествуют не достигшие эффективности действия личности по преодолению трудной для нее ситуации.

6) Среди Факторов, оказывающих наиболее негативное влияние на.

Г f 1 i «я в VIVI M irifil ««V ¦ психическое состояние курсантов выявлены: равнодушие должностных лиц к нуждам и запросам курсантовчастый отрыв на хозяйственные работы, уборку территории и т. дневозможность планирования своей личной учебной деятельности из-за большого количества случайных факторов, недостаточные условия для развития у курсантов училища в интеллектуальной эстетической и других сфер f И If wjl 94 I J WtJ ribtf-t 1 Vf I у • 'V ¦ W • «V4rl"Vf I P* J 9 w 91ГЩ ^ГЧв^Ч*"^ ¦ влияние Факторов по курсам обучения различно. Одни факторы имеют большее негзтивное влияние ня младших Kypo3Xj другие, нзобо* рот, на старших.

7) В основе предупреждения возникновения внутриличностных шнфликтов у курсантов должен быть положен пришрп развития курсанта как личности, как будущего специалиста, своевременного разрешения возникающих в ходе этого развития противоречий различного уровня. Реализация принципа развития курсантов требует управления этим процессом, котором важное место принадлежит должностным лицам училища, преподавателям, офицерам, работающим с курсантами. Одним из направлений предупреждения конфликтов является система психологического сопровождения курсантов.

8) Разрешение внутриличностных конфликтов курсантов зависит от вида конфликта и осуществляется путем оптимизации лежащего в его основе ведущего противоречия Наиболее эффективным методом психотерапии при разрешении внутриличностного конфликта курсанта по.

Опираясь на полученные результаты, хотелось бы отметить также некоторые рекомендации, которые могли, на наш взгляд, способствовать более качественной подготовке будущих офицеров, помочь курсантам в позитивном разрешении внутриличностных противоречий и конфликтов, а должностным лицам военно-учебных заведений в создании системы поедупоежления и своевременного разрешения возникающих трудных ситуаций у обучаемых.

К числу подобных рекомендаций можно отнести.

1) Рекомендовать Главному управлению Вузов МО внести изменения в тематический план изучения курсантами дисциплины «Военная психология и педагогика», включив темы: «Внутриличностный конфликт. Причины и условия его возникновения», «Способы и условия позитивного разрешения внутриличностных конфликтов подчиненных» .

2) Рекомендовать Управлению боевой подготовки Сухопутных войск внести в программу командирской подготовки офицеров вузов специальный курс «Внутриличностные противоречия и конфликты. Пути их предупреждения и разрешения у подчиненных» .

3) Распространить накопленный в диссертации опыт по созданию групп психологической помощи и организации во внеучебное время их работы с курсантами, имеющими те или иные внутриличностные проблемы, используя принцип добровольного их участия.

4) В цепях активизации работы по психологическому просвещению и консультированию обучаемых рекомендовать командованию ВВУЗов включить в начальный период обучения курсантов-первокурсников специальный курс «Основы интеллектуальной деятельности», способствующий более быстрой адаптации будущих офицеров к условиям обучения в ВВУЗах. На ученых советах ВВУЗов по мере необходимости рассматривать вопрос «О мерах по предупреждению возникновения у курсантов енутриличностных конфликтов» .

5) Психологам ВВУЗов планировать и проводить занятия с офицерами курсантских подразделений по раскрытию сущности внутрилично-сгных конфликтов, особенностей их протекания и критериев проявления, а также методик выявления, предупреждения и разрешения этого состояния у будущих офицеров, разработанных и апробированных автором в ходе исследования.

6) В целях предупреждения возникновения внутриличностных конфликтов «потери смысла» в ВВУЗах МО РФ активизировать работу по пропаганде значимости военной службы, традиций офицерского корпуса, при этом особое внимание в этой деятельности обращать на курсантов первого и выпускного курсов.

7) Для предупреждения возникновения «ролевого конфликта» особое внимание в ВВУЗах уделять проблемам становления младших командиров, контролю и помощи в осуществлении ими командирских функций, своевременному разрешению противоречий, возникающих в их личностном и профессиональном развитии.

Сделанные нами выводы, логически вытекающие из проведенной теоретико-эмпирической работы, разумеется, нуждаются в более строгом обосновании, уточнении, что составляет предполагаемую перспективу дальнейших исследований. К их числу можно отнести: исследование возникновения внутреннего противоречия и динамики перехода (патологического и непатологического} в конфликт, вопросы совершенствование метода личностного и методического обеспечения выявления, анализа, предупреждения внутриличностных конфликтов курсантов должностными лицами, изучение различных подсистем адаптации при возникновении и развитии внутриличностного конфликта у курсанта, взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов. V.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.-Казань:Издательство Казанского ун-та, 1987.-204с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336с.
  3. Абдульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал.-1983.-Т.4.-№ 1.-С.14−29.
  4. Абдульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / В кн.: Психология формирования и развития личности / Отв.ред. Л. И. Анциферова.-М.:Наука, 1981.-С.19−44.
  5. .А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. Дисс. канд. псих. наук. Гуманитарная Академия ВС РФ. М., 1994.-146с.
  6. Адаптация человека. Сб. статей / Ответственный редактор З. И. Баржева и И. И. Лихницкая.-Л.:Наука, 1972.-267с.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. 5-е изд.-М.:Научно-практическое объединение «Прагма», 1993,-174с.
  8. А.И., Петров В. П. Психологические особенности воспитательной работы с курсантами первого курса.-Л.:Лен.ВВПУ ПВО 1984.-67с.
  9. П.И. Психологические состояния курсантов и их учёт в учебно-воспитательном процессе ВВУЗа: Автореф.дисс.канд.псих.наук,-М.ВПА им. Ленина, 1986.-19с.
  10. Ю.А. Пограничные психические расстройства (руководство для врачей).-М. Медицина, 1993.-400с.
  11. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация (Пограничные нервно-психические расстройства).-М.: Наука, 1976.-272С.
  12. И.К. Психологические характеристики адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф.дисс.канд.псих.наук.-Л.: Ленинградский гос. ун-тет, 1982.-15с.
  13. А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / Предисловие К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.-М.:Педагогика, 1982. Кн. 1. 318с.
  14. .Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1 .-М.:Педагогика, 1980.-232с.
  15. Г. М., Богомолова Н. И., Петровская H.A. Современная социальная психология на Западе. М.: Издательство Московского Унта, 1978.-271С.
  16. Г. М. Социальная психология.-М.:МГУ, 1980.-С.334−352.
  17. А .Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях среди офицеров.-Дис.д-ра псих.наук.-Гуманитарная Академия ВС РФ, 1993.-428с.
  18. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысление преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.-1994.-Т.15.-№ 1.-С.5−11.
  19. Л.И. Методологические признаки проблемы психологии // Психологический журнал.-1992.~Т.З.-№ 2.-С.З-17.
  20. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях.-М.: Наука, 1990,-С.62−78.
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.:Мысль, 1976.-198с.
  22. А. Г. Психология личности Принципы общепсихологического анализа: Учебное пособие для ВУЗов.-М.:Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  23. Р. Психосинтез : теория и практика.-М.Прогресс, 1994.
  24. В.М. Функциональный подход к изучению тревоги // Психологический журнал. 1992-Т. 13,-№ 5.-С. 111 -120.
  25. В.М. О критериях разрешенности конфликтов // Вопросы идейно-политического и нравственного воспитания учащихся.-М.: НИИ ОП АПН СССР, 1975.-С.15−18.
  26. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии.-1989.№ 1 .-С.92−100.
  27. A.B. и др. Основы военной психологии и педагогики.: Учебное пособие для ВУЗов.-М.просвещение, 1988.-271 с.
  28. Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфликты в подразделении. Дис.канд.псих.наук /Воен.ун-т.-М., 1995.-201с.
  29. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал.-1988.Т.9.-№ 3.-С.78−86.
  30. Х.М. Подготовка педагога к разрешению конфликтных ситуаций в группе учащихся : Диссерт.канд.психол.наук / Институт среднего специального образования РАО.-145с.
  31. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Российская Академия Управления, Институт социологии и психологии управления. Авто-реф.д ис. канд .псих. наук. -М., 1994. -24с.
  32. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ.ред. М. С. Мацковского. СПб: Лениздат, 1992,-400с.
  33. К., Шебек М. Я твой ученик, ты мой учитель. Книга для учителей: Пер. с чеш.-М:Просвещение, 1991.-143с.
  34. И. В. Садовский И.В., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии.-1978.-№ 8.-С.39−52.
  35. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М. .Наука, 1979.-312с.
  36. В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР (Психологические исследования). Дисс.канд.псих.наук.-М., ВПА, 1988.-288с.
  37. Л.И. К развитию эффектно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.-М., 1978с.
  38. В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. -М.: Мысль, 1983.-280с.
  39. В.В., Ковалев А. Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения // Психологический журнал.-1983.-Т.4.-№ 3.-51−60.
  40. .С. Аномалии личности.-М.:Мысль, 1968.-304с.
  41. .П. Человек : деятельность и общение.-М.:Мысль, 1978,-316с.
  42. В.И. Психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров к условиям службы в воинской части . Дисс.канд.псих.наук.-М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996.-254с.
  43. М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителей и родителей. -2-е изд.-М.просвещение, 1992.-255с.
  44. Василюк Ф. Е. Психология переживания.-: МГУ, 1984.-200с.
  45. В. И. Герасимов В.И. Педагогические основы перевоспитания военнослужащих срочной службы.-М.:ВПА, 1991.-61 с.
  46. Е.Е. Психологические проблемы управления.-М.: Экономика, 1969.
  47. Н.В. Особенности психологических конфликтов и копинг-поведения у лиц, обратившихся за психологической консультативной помощью и больных неврозами Автореф. Дис. канд. псих, наук,-СПб, Психоневрол. Ин-т им. В. М. Бехтерева.-16с.
  48. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М.: МГУ, 1990.-283с.
  49. Г. М. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревоги. Автореф.дисс.канд.псих.наук .|М., АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии, 1990, — 19с.
  50. Гарбузов В. И К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей / В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов ,-М., 1986.-С.39−41.
  51. Гарбузов В.И.| Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб: Сфера, 1994.-159с.
  52. . Что такое психология . -В 2-х томах. Т.2.: пер. с фр. -Мир, 1992.-375с.
  53. Гомелаури М Л. Ролевой конфликт и вопрос мотивационного значения соиальных ожиданий // Социологические исследования Тбилиси, 1971,-С.4146.
  54. Р. Основы психологического эксперимента. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1982.-464Ь.
  55. Л.П. Общение с собой : начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
  56. Гришина Н. В Я и другие: общение в трудовом коллективе, — Лен-издат, 1990. 171с.
  57. Давыдов Г. А обучения курсантов в
  58. Психологические основы повышения эффективности оенных училищ. -М.: ВПА, 1974.-44с.ность. (Психофизиог 59. Диагностика
  59. Диянова З. В^Щеголева Т. М. Самосознание личности: учебное пособие. Иркутск- Издательство иркутского университета, 1993.-54с.
  60. Е.А., Титаренко Т. М. Личность. Конфликт. Гармония. 2-е изд., доп. К.: Политиздат Украины, 1989. — 175с.
  61. Г. С. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров (на материале войск МВД России). Автореф. дисс. канд. псих. наук. -СПб: СПб Гос. Университет, 1995.-20с.
  62. Дьяченко М.И., Кандыбович ЛДПономаренко в.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект.-Минск: Университетское, 1985. 206с.
  63. Дьяченко М. И Изд-во БГУ, 1981. 38
  64. Л.А. Психология высшей школы. -Минск :53с.
  65. А.Г. Социальная адаптация молодёжи в воинских коллективах //Сб. научных статей. М.: ВПА, 1974.-№ 1.-С.100−119.
  66. Ю.А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высших ВУЗах (на материалах ВУЗов сух. войск).Дисс.канд.псих.наук. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1991.-242с.
  67. Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен. Автореф.дисс.канд.псих.наук. М.:Рос. акад. управления, 1993.-22с.
  68. Железняк Л. сти советского оф экспериментальное г
  69. Ф. Военно-профессиональная направленность лично-ицера, её формирование и развитие (опытно-сихологическое исследование на материалах воинских частей сухопутных вс|йск). Дисс. доктора псих.наук.-М.: ВПА, 1982. 499с.
  70. Н.Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983.-Т.4.-№ 6,-С.92−105.
  71. Зайганов РЖ Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Спб.Рос.гос.пед.ун-т, 1992.-41 с.
  72. Захарова А. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989.-№ 1-С.5−14.
  73. А.И. Неврозы у детей и подростков : Анамнез, этиология и патогенез. Л. Медицина, 1988.-248с.
  74. Захаров А.И.!Психологические факторы формирования неврозов у детей. Научн. доклад по материлам публикаций, представленных на соискание учёной степени д-ра псих. наук. / Ленингр. НИИ психоневрологии им.
  75. B.И.Бехтерева. Л., 1991 .-36.
  76. .В. Теория личности в зарубежной психологии.-М.:Изд-воМГУ, 1982.-128с.
  77. .В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981.-118с.
  78. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989.-Т. 10.-№ 2.1. C. 122−132.
  79. Зобков B. Ai Психология отношения к личности учащегося.-Казань.:Изд-во Казанского ун-та, 1992.-155с.
  80. Информационно-методический сборник № 3.-М.:Центр социальных, правовых и социологических исследований РА, 1993.-С.17−19.
  81. М. М. Личко А. Е. .Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и корреляции в клинике. Л. Медицина, 1983.-312с.
  82. Как построить своё «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.-133с.
  83. Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения. Дисс. канд, псих.наук.-М., 1986.-203с.
  84. Е.С. Исследования психотерапии за рубежом некоторые методологические проблемы // Психологический журнал, 1992.-Т. 13.-№ 6.-С.54−64.
  85. Ю.А. Социально-психологические условия возникновения и предупреждения внутриколлективных конфликтов в подразделениях войск радиационной, химической и биологической защиты. -Дисс.канд.псих.наук.
  86. Военная академия 85. Каширин В. П
  87. Хим.защиты им. А. К. Тимошенко.-М, 1995.-233с.. Самоутверждение курсантов.-М.:ВПА, 1983.-32с.
  88. Коллектив.Ли понятий / Под ред. Е90. Кон И.С.
  89. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.-М.:Наука, 1983.-367с.
  90. А.И. Психологические основы предупреждения нарушений воинской дисциплины .Дисс,.канд.псих.наук.-М.:ВПА, 1967.-286с.
  91. А.И. Социальная психология и управление.-М.:ВПА, 1972.чность.Общение:Словарь социально-психологических С. Кузьмина, В. Е. Семёнова.-Л. :Лениздат, 1987.-144. В поисках себя: Личность и её самосознание.1. М. Политиздат, 1984.-335с.
  92. Кон И. С. Открытие «Я».-М.Политиздат, 1978. 367с.
  93. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия.-Навука I тэх-ника, 1993.
  94. Конюхов Н. И, Словарь-справочник по психологии.-М., 1996.-160с.
  95. Ц. П. Фролова Г. В. Вселенная внутри тебя (эмоции, поведение, адаптация) Новосибирск: Изд-во Наука, Сибир.отд., 1979.95. Королюк А.1/шения успешности учебной деятельности курсантов и слушателей ВУЗов.
  96. Дисс.канд.псих.наук. 96. Корчемный Г
  97. Психологическая саморегуляция как средство повы
  98. П. Социально-психологические аспекты предупрежде-конфликтов в первичных военно-строительных коллек-х.наук-М.:ВПА, 1987. сти деятельности Дисс. Д""рд. псих. наук.
  99. Крапивин М ния межличностных тивах. Дисс.канд.псиства. М. Медицина,'
  100. О. Н. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиноче972.-335с.
  101. Лабиринть! одиночества: Сб. статей / Пер. с английского.
  102. М.:Прогресс, 1989.-62 101. Лазарус Р.1. Зс. еория стресса и психофизиологические исследования:
  103. В книге: Эмоциональный стресс.-Л.:Медицина, 1970.-С. 178−209.
  104. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-303с.
  105. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.-172с.
  106. Н.Д. Психические состояния, беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969.-№ 1.-С. 131−138.
  107. Лейбин В. М Психоанализ и теория неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977,-246с.
  108. Леонгард ¡-К. Акцентурированные личности.-Киев: Вища школа, 1981.-389с.
  109. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. М.:23с.
  110. И. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. А. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во Моск. Ун1. Изд-во Ун-та, 1993.-1108. Леонтьев А.
  111. А. та, 1978.-38с.
  112. Литвинова Е Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (на материале смены профессии). Ав-тореф. Дис. канд. псих. наук. -М., МГУ, 1992. -18с.
  113. Личность в норме и патологии: Сборник / под ред. В. А. Иванникова. -М. Изд-во МГУ, 1993.-15с.
  114. Методологические и теоретические проблемы психоло-¦444с.
  115. О системной детерминации психических явлений в поведении. В кн.: Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990.-С. 10−18.-
  116. Ломов Б. Ф гии. М.: Наука, 1984.113. Ломов Б. Ф
  117. Лоскутов В ВС РФ. Автореф. ди
  118. Барьеры общения. конфликты, стресс. -Минск: Вэй
  119. B.C. Изменение условно-рефлекторной деятельности в психологическом конфликте типа фрустрации / Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда.-Пермь, 1964.
  120. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986.-256с.
  121. Е.Л. Особенности эмоционалыно-волевой регуляции в условиях внутриличностного конфликта (на примерах наркозависимости). Автореф.дисс. канд. псих. наук. -Киев, Гос. ун-тет, 1991 .-16с.
  122. М.Я. Я это Я, или как стать счастливым / Пер с англ. / Общ.ред. и предисловие В. П. Зинченко.-М:Прогресс, Культура: Изд-во аген-ства «Яхтсмен», 1994.-191 с.
  123. В.Н. Личность и неврозы.-Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1960,-425с.122. Наенко Н.И.123. Наэм Дж.298с.
  124. Психическая напряженность ,-М.:МГУ, 1976.-112с. Психология и психиатрия в США.-М.:Прогресс, 1984.
  125. Т.Д. Состояние нервно-психического напряжения.-Л: Изд-во Лен. ун-та, 1983.-167с.
  126. Немчин Т. А-, Цьщарев С. В. Личность и алкоголизм.-Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1989.-192с.
  127. АС. Эмоции в нашей жизни .- 2-е изд.271с.1. М.:Сов.Россия, 1 978 127. Никифоров128. Павлов И. П. Л., 1951.
  128. Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотера
  129. Г. С Самоконтроль человека.-Л.:ЛГУ, 1989.-192с. Ответ физиолога психологам. ПСС. -Т.14., Кн.2.-М.: М, пия. / Пер. с1. М.:Прогресс, 1992.-240с130. Переваловнем. / Общ.ред. А.В.БрушлинскогоДЗ.Шапиро.
  130. В.Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров круководству. Дисс-.д -ра псих.наук.-М.:Воен.ун-тет, 11 995.-351с.
  131. Песоцкий В.?Москвин С. Состояние и перспективы развития военного образования в ВС РФ Сб. центра соц., псих, и правовых исследований № 1(4), 1993.
  132. Ь.А. О понятийной сфере социально-психологического анализа конфликта /1 Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1977.-С.126−143.
  133. В.П. Колыбель неврозов (заметки врачей-психоневрологов).-М.:Знание, 1988.-192с.
  134. В.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления. //Вопросы психологии, 1994.-N21 .-С. 128−130.
  135. Принцип системности в психологических исследованиях // Под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова.-М.:Наука, 1994.-183с.
  136. А.О. Теоретические и практические аспекты проблем психических состояний личности: Учебное пособие для студентов и преподавателей.:Самар. Гбс.пед.инст. им. В.В.КуйбышеЕза.-Самара, ГПИ, 1991,-113с.
  137. Психогигиена и психопрофилактика в Советской Армии и ВМФ,-М.:МО СССР, 1985.-28с.
  138. Психодиагностика: теория и практика. / Пер. с нем,-М.:Прогресс, 1986.-207с.
  139. Психологичёская поддержка в ВУЗе (круглый стол). // Психологический журнал, 1994. Т.15.-№ 5.-С.102−116.
  140. Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ерошевского.-2-е изд., испр. и доп.-М.Политиздат, 1994.-494с.
  141. Рахимов О.Х.-А. Моральные конфликты: сущность, особенности их проявления и разрешения в воинских коллективах.-М.:ВПА, 1989.
  142. В.И. Психология личности : монография .-М.:Изд-во унта Дружбы народов, 1987.-196с.
  143. К. с англ. / Общ. ред. тет, 1994.
  144. Взгляд на психотерапию, становление человека./Пер. предисловие Е. И. Исениной.-М.:Изд. гр. «Прогресс», Ун
  145. И.В. Гражданское самоопределение и моральный выбор личности военного профессионала.// В кн. Гуманизация взаимоотношений военнослужащих, разрешение конфликтов и психотерапия.-М.Боен. Ун-тет, 1992.
  146. С.Л. Основы общей психологии.-М.:УчпедГиз, 1946.-704с.
  147. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. I Пер. с англ. / Общ. ред. и вступительная статья Л. П. Петровской. -2-е изд. М.: Прогресс, 1993.-368с.
  148. Руководство по психотерапии / Под общ. ред. В. Е. Рожкова.-Ташкент, Медицина, 1979.-620с.
  149. Т. ях. Автореф.дисс. ка149. Свядощ А. М
  150. Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуаци-1нд.псих.наук.-м., Ин-тут психологии, 1993.-19с. Неврозы.-М.:Медицина, 1982.-368с.
  151. .Т. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе . Дисс.канд.псих.наук.-М.:ВПА, 1989.-264с.
  152. Г. Стресс без дистресса.-М.:Прогресс, 1982.-123с.
  153. Семке 8-Я. Истерические состояния / АМН СССР-М.Медицина, 1988.-2ё4с.
  154. А.И. Моральный климат как фактор повышения эффективности деятельности военно-научного коллектива (социально-философский анализ). Автореф. на соиск. учёной степени канд.филос.наук, М. ГАВС, 1995.-20с.
  155. Скрипников развития личности ку
  156. А.П. Общение в курсантских коллективах как условие рсанта. Дисс.канд.псих.наук.-М.:ВПА, 1984.-232с.
  157. Ю.В. Развитие личности и задачи психологии в ВВУЗе. / В кн. Совершенствование преподавания военной психологии в условиях реформы ВС. М.:ГАВС, 1992.-С.63−66.
  158. Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант Интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство ,-М., 1990.-48с.
  159. Совершенствование преподавания военной психологии в условиях реформы ВС (Материалы 4-го и 5-го Всеармейских конференций преподавателей военной психологии и организационно-деятельностной игры).-М.:ГАВС, 1992.158. Соколов В. А
  160. Соколова Е тии личности. Дисс. д
  161. Соколова Е сти. -М.:МГУ, 1989.-21
  162. Психология проступка.-М.:ВПА, 1971.-37с. Т. Особенности самооценки при невротическом развира псих.наук.-М.МГУ, 1991.
  163. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично5с.
  164. С.Л. Эмоциональные состояния больных психосоматическими заболеваниями Дисс. канд. псих. наук. Л.: Лен. НИ психоневроло-гич. ин-тут, 1991.
  165. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структур Моск.пед.ун-тет, 1992е личности. Автореф. дисс. д-ра псих. наук.-М.:-30с.
  166. Социальная психология Краткий очерк / Под общ.ред. Г. М. Предвечного, Ю. А. Шерковина М.:Политиздат, 1975.-320с.
  167. Социальнопсихологический, диагностико-коррекционный инструментарий / Под ред. С. А. Бекичева.-М.:Изд-во консорциума «Социальное здоровье России», Т$ИС, 1993.-116с.165. Столин В. В166. Суворова
  168. Самосознание личности.-М.:МГУ, 1983.-284с. В В. Психофизиология стресса .-М.:Педагогика, 1975,208с.
  169. Творогова! Н. Д. Психология управления общением личности.Автореф. дисс. канд. псих. наук.-М.:Моск.пед.ун-тет, 1992.-31 с.
  170. В.И. Социально-психологические исследования когнитивных процессов.-Л. Изд-во Лен. ун-та, 1980.-144с.
  171. М. Исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. // Вопросы психологии, 1987.-№ 1.-С.27−33.
  172. Урсано Р., 30ннеберг С., Лазар Н. Психодинамическая психотерапия: краткое руководство / Пер. с англ. Л. И. Герцика.-Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.-158с.
  173. Ё.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал, 1992.-Т. 13.-№ 1.-С. 107−117.
  174. Н.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах.-М.ВПА, 1981.-115с.
  175. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // В кн. Психология личности. Тексты / Прд ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A.Пузыря. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  176. В. Человек в поисках смысла.-М.:Прогресс, 1990.-337с.
  177. А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ,-М.:Педагогика-Пресс, 1993. -142с.
  178. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / авторы очерка
  179. М.Г.Я рошевский.-М.:Наука, 1991.-455с.
  180. Психология бессознательного.-М.:Просвешение, 1989,3.Фрейда, Ф. Б. Басик v177. Фрейд 3. 448с.178. Фромм Э.
  181. Бегство от свободы / Пер. с англ. Общ. ред.
  182. П.С.Гуревича.-М.: Издат. группа «Прогресс», 1995.
  183. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте// Вопросы психоло-гии, 1978.-№ 6.-С.94−1 Q0.
  184. Ю.Л. Межличностная и внутриличностная тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии, 1991.-№ 5,-С56−64.
  185. Чеснокова И. И, Проблема самоанализа в психологии.-М.:Наука, 1977.-144с. !
  186. Шадура А. Ф^ Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Авто-реф.дисс.канд.псих.наук. М.: НИИ общей и пед. психологи и, 1991 .-17с.
  187. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов (Психол. исслед.). Дисс.канд.псих.наук,-М.:ВПА, 1990.-219с.
  188. Т. Социальная психология.-М.:Прогресс, 1969,535с.
  189. Экспериментально-психологическая методика изучения фруст-ральных реакций. Методические рекомендации / Сост. Н. В. Тарабрина. -Л.:Лен.НИИ им. В. М. Бехтерева, 1984.-23с.
  190. Юнг К. Г. Аналитическая психология / Пер., ред. В. В. Зеренского.-СПб.:МЦКН и т."Кентавр", ин-тут личности и ПТПалантир", 1994.-136с.
  191. Юнг К. Г. Психологические типы.-М., 1967.-97с.
  192. Юрлов Ю. Н точники, динамика. Ч192. Юферова Т
  193. Внутриличностный конфликт курсанта: сущность, ис-ереповец. ЧВВИУРЭ, 1993.
  194. И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях // Вопросы писхологии, 1975.-№ 2.-С.113−123.
  195. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной И общественной деятельности в условиях ВВУЗа. Дисс. канд. псих. наук. М: ВПА, 1982.-227с.
  196. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В кн. Методические проблемы социальной психологии.-С.89−105.
  197. Ядов В.А., Палей И. М., Магун B.C. Социальная психология личности
  198. Социальная психо. 196. Laing R.Dnornfl. J1, 1978. «he divided Self.-1970.-176p.
  199. Maslow. Sortie Busic Proposition of a Gerowth and Self. Actualization psychology in Call, 316.198. Miller N, Dol1. ndecy, G (Ed) theories of Personality, NY, 1965, p.307-ard J. Social learning and imitation. New Haven, 1941,232 p.
Заполнить форму текущей работой