Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационные системы оценки учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что: определена совокупность систем оценки результатов обучения (традиционная система, инновационные рейтинговые системы оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся, система тестирования и система диагностических контрольных работ) и их место в мониторинге эффективности обучениявыявлена область измерения, определена и обоснована… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы мониторинга эффективности обучения
    • 1. 1. Построение системы мониторинга
    • 1. 2. Принципы проведения мониторинга
    • 1. 3. Мониторинг в системе информационного обеспечения управленческой деятельности образовательного учреждения
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Проектирование инновационных систем оценки учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения
    • 2. 1. Традиционная (модифицированная) и инновационные системы оценки в мониторинге эффективности обучения
    • 2. 2. Виды рейтинговых систем оценки в мониторинге эффективности обучения
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Комплексный логико-педагогический анализ результатов исследования
    • 3. 1. Общенаучный анализ результатов исследования

    3.2. Анализ результатов исследования по влиянию инновационных систем оценки учебных достижений учащихся на качество информационного обеспечения, расширение мотивационно-смысловой основы обучения, повышение эффективности обучения

    Выводы по 3 главе

Инновационные системы оценки учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Проблема количественного измерения учебных достижений учащихся относится к числу недостаточно исследованных и актуальна, прежде всего, с позиции выявления механизмов информационного обеспечения управления качеством образования и их воздействия на повышение эффективности обучения.

В условиях перехода человечества от индустриального общества к постиндустриальному и информационному, в процессе информатизации образования, особо значимой является необходимость рассмотрения информационного обеспечения управления образовательным учреждением не только на уровне решения практических задач, но и на уровне теоретического анализа информационного обслуживания. Переосмысление содержания и технологий управленческой деятельности, направленной на повышение эффективности обучения средствами информационного обслуживания, возможно в процессе комплексного логико-педагогического анализа результатов обучения в рамках информационно-управленческого мониторинга. Наши исследования показали, что в педагогической практике применение мониторинга, как информационной системы, позволяющей комплексно, качественно и объективно оценивать результаты обучения, в том числе, результаты учебных достижений учащихся и регулировать управленческую деятельность по повышению эффективности обучения, исследовано недостаточно.

В рамках необходимости разрешения противоречия между современными требованиями к качеству обучения и существующей системой оценивания результатов возникает потребность в обеспечении квалитативности количественных измерений учебных достижений.

С целью преодоления имеющихся противоречий:

• между необходимостью объективной оценки результатов обучения и отсутствием критериев измерения;

• между необходимостью многоаспектного анализа результатов обучения и оперируемыми в педагогической практике понятиями, как «успеваемость» и «качество знаний»;

• между непрерывностью образовательного процесса и эпизодичностью, фрагментарностью, а, следовательно, неполноценностью контроля результатов обучениявозникает потребность в разработке комплексной многофакторной системы мониторинга, обеспечивающей квалитативность системно-целевого подхода в оценке различных аспектов обучения.

Объективными предпосылками разрешения этих противоречий является становление интегративных областей научного знания, развитие тенденции междисциплинарности в таких науках, как общая теория систем (системология), синергетика, кибернетика, информатика, рассматривающих моделирование в рамках других наук.

В данном исследовании представляется возможным осуществить анализ теоретико-методологической основы мониторинга эффективности обучения, как целостной многомерной действующей модели, состоящей из интегративной совокупности квалиметрических систем количественного измерения различных аспектов обученияустановление зависимости между действием систем оценки мониторинга эффективности обучения, и их результатамиа также оценки этих результатов по их эффективности. Это по-новому позволяет оценивать общий суммарный эффект управленческой деятельности, под которым понимается специфичный набор механизмов, оказывающих воздействие на повышение эффективности обучения.

К проблемам, связанным с необходимостью объективного анализа результатов обучения, практического определения уровней обученности, измерения учебных достижений учащихся, большинство авторов научно-исследовательских работ, как правило, подходят с позиции традиционного описания путей повышения эффективности обучения (Ю.К. Бабанский[3], В.В. Давыдов[17,18], Л.Ф. Колесников[32], Г. Д. Кириллова[27], O.E. Лебедев[41], P.A. Лопатников[45], М.И. Махмутов[53,54], И.Т. Огородников[57] и другие). Анализ работ этих авторов показывает, что в них обобщен опыт практики, направленной на повышение успеваемости, обоснованы рекомендации по улучшению качества обучения, приводится описание эффективности приемов, способов и методов обучения, рассматриваются проблемы эффективности урокавместе с тем, вопросы повышения эффективности обучения трактуются авторами в общепедагогическом плане.

Методологические аспекты количественных измерений результатов обучения находят отражение в целом ряде научно-исследовательских работ (В.П. Беспалько[7,8], В.М. Блинов[9], Л.Б. Ительсон[22], В.А. Карелинская[24], И.Т. Огородников[57], В.П. Панасюк[58], Л.М. Панчешникова[24], М.М. Поташник[73], В.У. Родионов[26], В.П. Симонов[66], Л.Т. Турбович[71] и другие). Анализ результатов обучения, основанный на применении количественных критериев, объединяет авторов в том, что, используя математические оценки результатов обучения, что собственно является технологической составляющей наблюдаемых процессов, необходимо, прежде всего, учитывать содержательную основу педагогических явлений.

В этом смысле способ измерения качества усвоения знаний, умений и навыков В.П. Беспалько[8] рассматривается в педагогической практике как наиболее оптимальный вариант психолого-педагогического подхода к нахождению критериев усвоения для каждого уровня: I уровень — знания знакомства, II уровень — знания репродукции, III уровень — знания, умения или навыки, IV уровень — знания трансформации и, соответственно, уровней усвоения учебного материала: I уровень — ученический (деятельность по узнаванию), II уровень — алгоритмический (решение типовых задач), Ш уровень — эвристический (выбор действия), IV уровень — творческий (поиск действия).

Терминологические различия в определениях уровней усвоения учебного материала, обнаруживаемые в научно-исследовательских работах (В.П. Беспалько[8], Б. Блум[106], В.Н. Максимова[46], А.Н. Майоров[48], В.П. Симонов[66], М.Н. Скаткин[67] и другие), скорее говорят о том, что, несмотря на имеющиеся расхождения, речь идет об одних и тех же уровнях усвоения учебного материала. Анализ работ этих авторов, в части измерения различных аспектов обучения и путей повышения эффективности (качества) обучения показывает, что постановка проблемы количественного измерения результатов обучения в таком широком толковании необходима и становится все более актуальной в связи с расширением комплексного многофакторного подхода в оценке учебной деятельности.

Проблема контроля (проверки) и оценки знаний является одной из наиболее актуальных в современной педагогической теории и практике. Фундаментальные исследования функции проверки и оценки знаний в учебном процессе принадлежат известным советским дидактам (Е.А. Лернер[42], И.Т. Огородников[57], М.Н. Скаткин[67] и другие). В работах этих авторов рассматриваются методы проведения различных типов контроля знаний — письменного, устного, графического и практическогоиндивидуального, тематического и фронтального опроса. Анализ эффективности традиционных методов проверки и оценки знаний позволил обнаружить такие особенности:

• наличие субъективности оценки со стороны учителя, в том числе, несовпадение оценки учителя с самооценкой ученика;

• ограниченность ресурса пятибалльной системы;

• отсутствие структурированной информационной системы об уровневом усвоении знаний (узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка и пр.), а также, учебных достижений в целом;

• неопределенность в осознании и определении единых целей обучения, соответственно, ценностных ориентаций контроля, планировании результатов обучения.

В работах авторов в сфере мониторинга в образовании (В.А. Кальней[23,87,88], Г. С. Ковалева, В. Н. Максимова [46], Д.Ш. Матрос[51,52], А.Н. Майоров[48], H.H. Мельникова[51,52], Д.М. Полев[51,52], С.Е. Шишов[23,87,88], К. Ричардс[101], Д. Манн[], Дж. Вилмс[94] и другие) находит отражение потребность усовершенствования традиционных методов, методик и систем контроля и оценки знаний, умений и навыков в соответствие с теми целями и задачами, которые стоят перед современной школой.

В ряде работ по педагогическому менеджменту, в том числе, мониторингу в образовании, (Г.С. Ковалева[30], O.E. Лебедев[41], В.Н. Максимова[46], Д.Ш. Матрос[51,52], H.H. Мельникова[51,52], В.В. Мехедов[56], В.П. Панасюк[59], Д.М. Полев[51,52], М.М. Поташник[73], В.П. Симонов[66], В.Н. Скворцов[56], А.И. Субетто[26,68], Г. П. Чепуренко[82], Т.Н. Шамова[83,84], Е.А. Ямбург[92], В.А. Ясвин[93], К.

Ричардс[101], П. Мортимор[98,99,100], У. Глассер[96], Дж. Вилмс[94] и другие) имеется описание тех, или иных, подходов и принципов проведения мониторинга, или же, систем контроля и оценки знаний, технологий обучения и управления качеством образования. В тоже время, анализ работ этих авторов показывает, что проблема построения мониторинга, связанная с поиском новых, наиболее эффективных технологий, в том числе, в сфере педагогического менеджмента, остается до сих пор весьма актуальной.

Актуальность проблемы качественного анализа количественных измерений результатов обучения, определяет целеполагающие принципы и научную новизну нашего исследования по проектированию и информационному обеспечению инновационных систем оценки учебных достижений учащихся в комплексной многофакторной системе мониторинга эффективности обучения. Выяснение влияния инновационных систем оценки учебных достижений учащихся на качество информационного обеспечения системы управления образовательного учреждения, всех сторон учебно-воспитательного процессарасширение мотивационно-смысловой основы обучения, повышение качества, получаемых в обучении результатов, стало проблемой нашего исследования. Теоретико-практическая значимость и актуальность проблемы обусловили выбор темы диссертации.

Объектом нашего исследования является мониторинг в образовании.

Предмет исследования: разработка инновационных систем оценки учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения.

Цель исследования: разработать инновационные рейтинговые системы оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения, обеспечивающие качество количественных измерений результатов обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы построения системы мониторинга в образовании. Определить концептуальные подходы и парадигму исследования.

2. Выявить область измерения, определить и обосновать совокупность признаков, принципов и подходов, технологических схем построения и проведения мониторинга эффективности обучения.

3. Определить совокупность систем оценки результатов обучения и определить их место в мониторинге эффективности обучения.

4. Разработать инновационные рейтинговые системы оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся, выявить и обосновать их признаки, критерии, показатели (индикаторы) и показатели (стандарты) количественных измерений результатов обучения.

5. Выявить влияние разработанных нами инновационных рейтинговых систем оценки результатов обучения на качество информационного обеспечения системы управления образовательного учреждения, всех сторон учебно-воспитательного процесса, расширение мотивационно-смысловой основы учебной деятельности, повышение качества получаемых в обучении результатов.

6. Разработать матрицу функциональных компетенций должностных лиц и структурных подразделений по работе с информацией в мониторинге эффективности обучения.

Гипотеза исследования:

Повышение качества информационного обеспечения системы управления образовательного учреждения, всех сторон учебно-воспитательного процесса о результатах обучениярасширение мотивационно-смысловой основы обучения, улучшение качества, получаемых в обучении результатов и, как, следствие этого — повышение эффективности обучения возможно, если:

• применяется на практике совокупность систем оценки результатов обучения в мониторинге эффективности обучения;

• в процессе обучения реализуются инновационные рейтинговые системы оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся, обеспечивающие квалитативность количественных измерений результатов обучения, способствующие вовлечению учащихся в различные формы и виды проявления учебной деятельности;

• адаптированы в педагогической среде функциональные компетенции должностных лиц и структурных подразделений по работе с информацией в мониторинге эффективности обучения.

Теоретико-методологической базой исследования являются: теория интеграции образования (А.Я. Данилюк[19]), общие принципы и закономерности управления (А.И. Берг[6], Ф. Котлер[97]), программно-целевое управление (A.C. Большаков[10], K.M. Ушаков[75], В. А. Ясвин[93], М. Вудкок[95], Д. Фрэнсис[95], К. Ричардс[101]), управление образовательными системами, внутришкольное управление (В.Н. Аверкин[2], А.Г. Кармаев[25], Ю.А. Конаржевский[33], В.Ю. Кричевский[35], В.В. Мехедов[56], М.М. Поташник[73], В.П. Симонов[66], В.Н. Скворцов[56], K.M. Ушаков[76], A.M. Цирульников[2], Т.И. Шамова[84]), управление качеством образования (М.М. Поташник[73], Е.А. Ямбург[92], Д.Ш. Матрос[73], A.M. Моисеев[73], ОТ. Хомерики[73],.

И.Н. Щебро[73], И.Б. Сенновский[73], М.В. Левит[73], Д.М. Полев[73], H.H. Мельникова[73], А.Ю. Мурашов[73]), критерии, принципы и показатели эффективности обучения (В.М. Блинов[9], Л.Ф. Колесников[32], И.Т. Огородников[57], П.И. Пидкасистый[60], А.Н. Тихонов[70], В.Н. Турченко[32], П. Мортимор[99]), принципы моделирования как всеобщего метода педагогического исследования (В.П. Беспалько[7,8], P.P. Фокин[78]), таксономия уровней усвоения учебного материала (В.П. Беспалько[8], В.Н. Максимова[46], В.П. Симонов[66], М.Н. Скаткин[67], В. Блум[106]), квалиметрия человека и образования (А.И. Субетто[26,68]), рейтинговая квалиметрия в образовании (Л.Г. Дубицкий[26], В.В. Гузеев[15], A.M. Кушнир[39], В.П. Панасюк[58,59]), процедура освоения новых технологий в образовании (А.Е. Абрамешин[70], В.Н. Аверкин[2], Т.П. Воронина[70], В.В. Гузеев[16], А.Д. Иванников[70], Д.Ш. Матрос[51,52], H.H. Мельникова[51,52], Д.М. Полев[51,52], A.C. Сиденко[ 16,65], H.A. Селезнева[26], Г. К. Селевко[64], А.Н. Тихонов[70], В.Н. Цирульников[2], Г. П. Чепуренко[82]), построение системы мониторинга в образовании и смежных сферах деятельности (И.П. Герасимов[ 12], Ю.А. Израэль[21], В.А. Кальней[23,87,88], Д. Ш. Матрос [51,52], А.Н. Майоров[48,49], H.H. Мельникова[51,52], В.П. Панасюк[59], Д.М. Полев[51,52], С.Е. Шишов[23,87,88], Дж. Вилмс[94], К. Ричардс[101).

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: анализ и синтез научной и специальной литературы — педагогической, методологической, дидактической, психоло-педагогической по проблеме исследованиясравнение, обобщение, абстрагирование, моделирование, проектирование, прогнозирование.

2. Методы эмпирического исследования: опрос, анкетирование, наблюдение, измерение, экспертное оценивание, педагогический эксперимент.

3. Статистические методы обработки материалов исследования: статистический и графический анализ данных с применением компьютерных технологий.

Экспериментальная база исследования:

Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Волховской городской гимназии Ленинградской области. В целом исследованием было охвачено около 600 человек, из них 5 руководителей образовательного учреждения, 35 учителей, 14 классных воспитателей, 342 учащихся, 187 из числа родителей.

Этапы исследования:

Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 1995;го по 2002 год.

На первом, предварительном этапе (1995 — 1997 гг.), изучалось состояние проблемы в теории и практике образования, в междисциплинарном контексте, разрабатывались отдельные фрагменты и процедуры систем оценки результатов обучения, мониторинга эффективности обучения, определялась программа и системно-организационная структура дальнейшего исследования.

На втором, основном этапе (1997 — 2000 гг.), были обозначены и уточнены предмет, объект и задачи исследования, проведена разноплановая опытно-экспериментальная работа на базе Волховской городской гимназии по апробированию, отработке и информационному обеспечению систем оценки результатов обучения в мониторинге эффективности обучения, собран эмпирический материал по проблеме исследования, в том числе, эффективности нововведенийразработана целостная, многомерная, действующая система мониторинга эффективности обучения, разработаны и всесторонне апробированы рейтинговые системы оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся.

На третьем, заключительном этапе (2000 — 2002 гг.), осуществлялась всеобъемлющая обработка, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, в том числе, с использованием статистических методов и компьютерных технологий, корректировка рейтинговых систем оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся, адаптация в педагогической среде функциональных компетенций должностных лиц и структурных подразделений гимназии по проведению мониторинга эффективности обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Научная новизна работы заключается в обосновании теоретико-методологической основы исследования, которая обусловлена комплексным многофакторным характером объекта и предмета исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: определена совокупность систем оценки результатов обучения (традиционная система, инновационные рейтинговые системы оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся, система тестирования и система диагностических контрольных работ) и их место в мониторинге эффективности обучениявыявлена область измерения, определена и обоснована совокупность признаков, принципов и подходов, технологических схем построения и проведения мониторинга эффективности обученияразработаны инновационные рейтинговые системы оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения, определены и обоснованы признаки инновационных рейтинговых систем оценки мониторинга эффективности обучения, критерии, показатели (индикаторы) и показатели (стандарты) количественных измерений результатов обучениявыявлено и экспериментально подтверждено влияние инновационных рейтинговых систем оценки успеваемости и учебных достижений учащихся на качество информационного обеспечения управления образовательным учреждением, всех сторон учебно-воспитательного процессарасширение мотивационно-смысловой основы обучения, повышение результатов обученияопределена сфера функциональных компетенций (уровни работы с информацией) в матрице функциональных компетенций должностных лиц и структурных подразделений по работе с информацией в мониторинге эффективности обучения.

Практическая значимость:

1. Определена совокупность систем оценки мониторинга эффективности обучения, основанная на количественных измерениях результатов обучения и используемая с целью получения разносторонней информации о достижениях личности в процессе обучения.

2. Предложены авторские разработки инновационных рейтинговых систем оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения-, данные системы имеют практическое применение и могут использоваться руководителями школ, гимназий и лицеев комплексно или фрагментарно в зависимости от поставленных целей.

3. Разработана на прикладном уровне и используется на практике информационная технология рейтинговой балльной интегральной системы оценки результатов успеваемости учащихся, которая интенсифицирует процесс комплексного многофакторного анализа результатов обучения, повышает качество и точность измерения различных показателей успеваемости.

Положения, выносимые на защиту:

1. Область измерения, совокупность систем оценки результатов обучения, признаков, принципов и подходов, технологических схем построения и проведения мониторинга эффективности обучения.

2. Инновационные рейтинговые системы оценки результатов успеваемости и учебных достижений учащихся, их признакикритерии, показатели (индикаторы) и показатели (стандарты) количественных измерений результатов обучения.

3. Матрица функциональных компетенций должностных лиц и структурных подразделений по работе с информацией в мониторинге эффективности обучения.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены глубиной теоретико-методологического анализа исследуемых проблем, последовательной реализацией методологической основы исследования, логической непротиворечивостью понятийного аппарата, адекватностью применяемых методов исследования объекту, предмету, цели и гипотезе исследованиясочетанием данных количественного и качественного анализапрактическим подтверждением основных положений исследования в экспериментах, многократной апробацией инновационных систем оценки учебных достижений учащихся.

Апробация результатов исследования проводилась с 1997 / 1998 учебного года по 2001 / 2002 учебный год в Волховской городской гимназии среди учащихся 5−11 классов, а также, осуществлялась через публикации статей, участие в научно-практических семинарах и конференциях по проблемам образования — X Всероссийская научно-методическая конференция «Университетская гимназия — 2000» (СПбГУ,.

2000 г.), III Международная научно-практическая конференция «Личность. Образование. Общество» (Санкт-Петербург, 2000 г.), Межрегиональный научно-практический семинар «Мониторинг качества непрерывного повышения квалификации работников образования» (Санкт-Петербург,.

2001 г.), педагогический форум по проблемам одаренности школьников в рамках федеральной научно-образовательной программы «Юность. Наука. Культура» (Москва — Обнинск, 2002 г.), научно-практическая конференция «Комплексность в развитии образовательных систем» (Санкт-Петербург,.

2002 г.), научно-практическая конференция «Первые Герценовские чтения в Волхове» (Волхов, 2002 г.).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, графиками, диаграммами.

Результаты исследования могут быть использованы руководителями школ, лицеев и гимназий с целью получения качественной своевременной и объективной информации о результатах обученият.к., совокупность систем мониторинга эффективности обучения позволяет квалитативно оценивать результаты обучения, соизмерять фактические, прогнозируемые и желаемые результаты и регулировать управленческую деятельность по повышению эффективности обучения. Практический результат диссертационного исследования также связан с разработкой компьютеризированной информационной технологии, обеспечивающей качество и точность измерения результатов обучения в рейтинговых системах оценки мониторинга эффективности обучениянакопление и хранение систематизированной информации в информационном банке данных о результатах обучения.

Таким образом, поставленные в диссертационном исследовании задачи полностью решены, научные положения, выносимые на защиту, можно считать теоретически обоснованными и экспериментально доказанными.

Выполненное диссертационное исследование позволяет сделать выводы о том, что дальнейшего изучения, по нашему мнению, заслуживает процедура составления понятийного аппарата (эталонного и фактического) о результатах обучения на уровне систем измерения, критериев, показателей индикаторов и стандартов, адекватно и с должной полнотой характеризующих уровень и качество получаемого учащимися и выпускниками школ образования.

Годовая (2−8,10 классы) и итоговая (9,11 классы) аттестация учащихся Волховской городской гимназии.

2000 — 2001 учебный год.

Заключение

.

Содержание первой главы диссертационного исследования’Теоретико-методологические основы мониторинга эффективности обучения" представляет собой анализ теоретико-методологических основ мониторинга в образовании, описание и обоснование мониторинга эффективности обучения, состоящего из совокупности систем количественного измерения результатов обучения, дающих разностороннюю информацию о достижениях личности в процессе обучения.

Анализ теоретико-методологических основ мониторинга в образовании, а также проведенное нами исследование, позволили определить и описать в диссертационной работе концептуальные подходы и парадигму исследования.

В первой главе диссертационной работы, в соответствии с целью и задачами исследования.

• проанализированы теоретико-методологические основы мониторинга в образовании, что позволило определить и обосновать признаки, принципы и подходы, технологические схемы построения и проведения мониторинга эффективности обучения;

• дано определение понятия «мониторинг эффективности обучения», обозначена основополагающая цель мониторинга, направленная на повышение эффективности, или качества, получаемых в обучении результатов;

• определена область измерения — эффективность обучения, совокупность систем оценки в мониторинге эффективности обучения, позволяющая соизмерять фактические, желаемые и прогнозируемые результаты обучениярегулировать управленческую деятельность по повышению эффективности обучения;

• определена и обоснована совокупность критериев и показателей количественных измерений результатов обучения (успеваемость, результативность обучения, учебная эффективность и обученность), позволяющая выявлять как объем, так и качество знаний, а также умения, связанные с применением полученных знаний в различных формах организации и видах проявления учебной деятельности;

• разработана матрица функциональных компетенций должностных лиц и структурных подразделений гимназии по работе с информацией в мониторинге эффективности обучения, в качестве инновационного подхода по выбору сферы компетенций, нами обозначены уровни работы с информацией (поступление, хранение, систематизация, экспертиза и анализ информации, подготовка аналитических материалов, подготовка и принятие оперативных и стратегических управленческих решений), т. к., преобразование информации от поступления до принятия управленческих решений, является специфичным предметом управленческой деятельности.

Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования, в первой главе диссертационного исследования дано описание и теоретическое обоснование комплексной многофакторной модели мониторинга эффективности обучения, как информационной системы, позволяющей комплексно, качественно и объективно оценивать результаты обучения, прогнозировать их состояние на перспективу и регулировать управленческую деятельность по повышению эффективности обучения.

Во второй главе диссертационной работы «Построение инновационных систем оценки учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения», в соответствие с целью, задачами и парадигмой исследования, прослеживаемой в системности использования теоретико-методологической основы построения мониторинга эффективности обучения для проектирования инновационных систем оценки учебных достижений учащихся модифицирована традиционная система анализа успеваемости учащихся, разработаны инновационные системы оценки учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения — рейтинговая система оценки результатов успеваемости, рейтинговая система оценки результатов учебных достиженийдано описание признаков инновационных рейтинговых систем оценкидано описание и обоснование принципов и подходов построения инновационных рейтинговых систем оценки, описание инновационных подходов в процедуре оценивания учебных достижений учащихся в инновационных рейтинговых системах оценки, определено их значение в обеспечении квалитативности количественных измерений результатов обучения, повышении качества информационного обслуживания, расширении мотивационно-смысловой основы обучения, влиянии на эффективность обученияосуществлено информационно-технологическое обеспечение инновационных рейтинговых систем оценки по сбору, накоплению, хранению, систематизации, оценке и распространению информации о результатах обучения.

В третьей главе диссертационной работы «Комплексный логико-педагогический анализ результатов исследования» с целью подтверждения, выдвинутой нами гипотезы исследования, с помощью методов логикопедагогического анализа результатов исследования, полученных в ходе формирующего эксперимента, выявлена положительная динамика наблюдаемых эффектов (показателей результатов обучения), установлено позитивное влияние инновационных систем оценки учебных достижений учащихся на повышение качества информационного обеспечения системы управления, всех сторон учебно-воспитательного процессарасширение мотивационно-смысловой основы обучения, повышение эффективности обучения.

В ходе формирующего эксперимента с целью подтверждения гипотезы исследования, с помощью метода незаконченных предложений, адаптированного к условиям инновационной педагогической деятельности, социологического опроса по данным анкетирования учащихся, классных воспитателей и родителейсравнительного анализа результатов обучения, нами получены результаты, позволяющие утверждать, что рейтинговые системы оценки мониторинга эффективности обучения.

• обеспечивают квалитативность количественных измерений результатов обучения,.

• повышают качество информационного обслуживания,.

• служат стимулом учебной деятельности,.

• являются эффективными, объективными, информационно-мотивационными системами оценки результатов обучения,.

• расширяют мотивационно-смысловую основу обучения,.

• влияют на повышение результатов обучения,.

• выполняют функцию информационно-мотивационного механизма регуляции эффективности обучения.

Практический результат диссертационного исследования связан с разработкой инновационных систем оценки учебных достижений учащихся — рейтинговой системы оценки результатов успеваемости и рейтинговой системы оценки результатов учебных достижений учащихся. Данные системы могут использоваться руководителями школ, лицеев и гимназий с целью повышения качества информационного обеспечения всех сторон учебно-воспитательного процесса о результатах обучения, расширения мотивационно-смысловой основы обучения, повышения эффективности обучения. Практический результат диссертационного исследования также связан с разработкой компьютеризированной информационной технологии, применяемой в течение трех последних лет в гимназии, обеспечивающей качество и точность измерения результатов обучения в рейтинговых системах оценки мониторинга эффективности обучениянакопление и хранение систематизированной информации в информационном банке данных о результатах обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой