Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Закономерности трансформаций и факторы развития сферы услуг в региональной экономике: на материалах федеральных округов РФ и регионов ЮФО

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время сфера услуг является не только самой динамичной, но и базисной областью экономического развития, ибо в ней создаются рабочие места вне зависимости от географии и степени экономической развитости стран. Объекты сферы услуг последовательно связывают как отдельные населенные пункты, так и целые континенты, обслуживают интересы людей и государств, влияют на развитие отраслей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Услуги и сфера услуг: содержание и эволюция развития
  • Глава 1. Услуги в системе распределения и обмена: сущность, социально-экономические функции, классификация и значение
    • 1. 1. Услуги в системе распределительно-обменного механизма
    • 1. 2. Трансформация услуг и формирование соответствующей сферы
  • Глава 2. Эволюция развития сферы услуг и формирования сервисной экономики
    • 2. 1. Сфера услуг и сервисная экономика
    • 2. 2. Сфера услуг в системе факторов развития экономики
  • Глава 3. Закономерности развития сферы услуг в мировой, национальной и региональной экономике,
    • 3. 1. Закономерности трансформаций сферы услуг и формирования постиндустриального общества
    • 3. 2. Сущность и структура региональной экономики
    • 3. 3. Сфера услуг в региональной экономике
    • 2. Закономерности трансформаций и развития потребительских рынков и отраслей сферы услуг в региональной экономике
  • Глава 4. Региональные потребительские рынки: сущность, индикаторы, закономер-ности трансформаций
    • 4. 1. Сущность и структуризация региональных потребительских рынков
    • 4. 2. Региональные потребительские рынки: закономерности формирования и факторы развития
  • Глава 5. Закономерности и факторы развития интегрированных подсистем сферы услуг в регионах
    • 5. 1. Индикаторы и факторы развития жилищно-коммунального хозяйства в региональной экономике
    • 5. 2. Потребительская кооперация в сфере услуг региональной экономики
  • Глава 6. Закономерности и факторы развития здравоохранения в социальном комплексе сферы услуг регионов
    • 6. 1. Система индикаторов и показателей регионального здравоохранения
    • 6. 2. Алкоголь как фактор смертности населения
    • 6. 3. Социально-экономическая эффективность здравоохранения в региональной экономике
  • Глава 7. Императивы и направления социально-экономического развития сферы услуг в региональной экономике
    • 7. 1. Императивы и направления развития потребительского рынка
    • 7. 2. Организационно-экономические императивы и направления развития регионального здравоохранения и образования

Закономерности трансформаций и факторы развития сферы услуг в региональной экономике: на материалах федеральных округов РФ и регионов ЮФО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход России к рыночной модели экономического развития связан не только с трансформациями социально-экономических отношений и собственности, но с и формированием сферы услуг, как неотъемлемой и важной части общественного производства. В 90-х, начале 2000;х гг. сфера услуг из инфраструктурного, обслуживающего элемента превратилась в превалирующий производственный сегмент национальной экономики с тенденцией дальнейшего роста и закономерностью перехода страны к постиндустриальному развитию.

Постиндустриальное общество характеризуется доминирующей ролью сферы услуг во всем мире. Темпы роста мирового рынка услуг в полтора раза превышают темпы роста торговли товарами. На долю услуг в развитых странах приходится порядка 75% валового внутреннего продукта, около 70% занятых трудятся в этой сфере.

Многие страны достигли высокого уровня жизни, который влечет за собой значительные перемены в образе жизни населения: рост численности и доли городских жителей, более высокий спрос на отдых, развлечения, квалифицированную медицинскую помощь и другие услуги. В сфере бизнеса, в условиях ужесточающейся конкуренции, увеличивается спрос на информационные, консультационные, юридические, инвестиционные услуги. Вследствие технологического прогресса возникает потребность в обучении, техническом обслуживании и многих других услугах. Возрастающее благосостояние населения во многих странах позволяет приобретать услуги, которые прежде выполнялись самими людьми.

Особую роль в увеличении объёмов торговли услугами имеет прогресс в компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Это воздействие 4 обширно, оно пронизывает, как область обмена информацией, так и товарами, увеличивая объёмы инвестиций в услуги. Развитие международной торговли порождает увеличение спроса на транспортировку, коммуникации, страхование, банковские и юридические услуги и сервисные услуги.

В настоящее время сфера услуг является не только самой динамичной, но и базисной областью экономического развития, ибо в ней создаются рабочие места вне зависимости от географии и степени экономической развитости стран. Объекты сферы услуг последовательно связывают как отдельные населенные пункты, так и целые континенты, обслуживают интересы людей и государств, влияют на развитие отраслей материального производства и социальной инфраструктуры, непосредственно связаны с удовлетворением различных потребностей населения.

В современных условиях развитие сферы услуг рассматривается во взаимосвязи с экономической и социальной безопасностью, является фактором стабильности, влияющим на снижение безработицы и создание новых рабочих мест, обеспечивающим общественный прогресс.

Обеспечить высокие темпы стабильного социально-экономического развития страны и её регионов возможно на основе инновационной парадигмы и соблюдения необходимых пропорций общественного воспроизводства, превалирующего развития сферы услуг, применения современных технологий производства и обслуживания населения.

Степень изученности проблемы. В последние годы в экономической литературе активно исследуются вопросы сущности и свойств услуг, формирования и развития соответствующей сферы в национальных экономиках, в том числе, в работах Бабича А., Балалова Б., Башмачниковой Е., Бурденковой Е., Випперман К., Витерс Дж., Гайдук С., Жильцова Е., Захаровой Е., Ерохиной Л., Комарова В., Котлера Ф., Кузнецова Н., Легорнева С., Марковой В., Мирошник Г., Муратовой Л., Панкрухина А., 5.

Песоцкой Е., Рахаева Б., Рендер Б., Стаханова В., Уколова В., Улановской В., Федько В., Хаксевер К., Энеевой М. и др.

Проблематика российского федерализма, взаимоотношений центра и регионов, социально-экономического развития субъектов Федерации изучается многими исследователями, среди которых выделяются работы Альбекова А., Бабкова Г., Валентея С., Введенского В., Гапоненко А., Гранберга А., Джаримова А., Ивченко С., Климанова В., Комаровой А., Либоракиной М., Мищенко В., Морозовой Т., Побединой М., Поляка Г., Полянского В., Сиваевой Т., Татуева А., Тяглова С., Шнипера Р., Штульберга Б. и др.

Вместе с тем, недостаточно изучены вопросы на стыке этих проблем, с позиций формирования и развития сферы услуг в региональной экономике. В последние годы интенсивно формируется сервисная экономика, исследование которой осуществляется, по существу, в только теоретическом плане. Практически отсутствуют комплексные исследования функционирования отраслей сферы услуг на региональном уровне. Всё это определяет необходимость и значимость дальнейших исследований.

Цель, основные идеи и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование закономерностей трансформаций и функционирования сферы услуг в региональной экономике, факторов и направлений её дальнейшего развития.

Цель исследования предопределила необходимость постановки ряда идей и решения соответствующих задач:

— исследования проблемы сущности, свойств и критериев услуг в системе распределительно-обменного механизма;

— обоснования принципов, функций и этапов формирования сервисной деятельности и сферы услуг в транзитивной экономике;

— изучения закономерностей трансформаций сферы услуг и формирования постиндустриального общества- 6.

— исследования роли и значимости сферы услуг в системе факторов развития национальной экономики;

— оценки роли и значимости сферы услуг в региональной экономике;

— ситуационного анализа региональных потребительских рынков, с выявлением закономерностей трансформаций и факторов развития;

— обоснования системы индикаторов и факторов развития жилищно-коммунального хозяйства в региональной экономикеисследования закономерностей трансформаций и развития потребительской кооперации в сфере услуг региональной экономики;

— обоснования системы индикаторов и показателей экономики регионального здравоохранения;

— разработки и реализации методики оценки факторов смертности населенияформирования механизма оценки социально-экономической эффективности здравоохранения в региональной экономике;

— обоснования императивов и направлений развития сферы услуг в региональной экономике.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с формированием и функционированием сферы услуг в региональной экономике. Объектом исследования являются федеральные округа Российской Федерации и регионы ЮФО.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.

Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных учёных-экономистов по проблемам формирования и функционирования сферы услуг и региональной экономики.

Информационно-документальной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, данные Росстата и федеральных 7 служб государственной статистики регионов ЮФО, результаты исследования автора.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках п. 5.6. «Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействие», п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем», п. 5.18. «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах», п. 5.19. «Эффективность использования факторов производстваисследование проблем производственной, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах», п. 15.104. «Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективности его использования», п. 15.109. «Механизм повышения эффективности и качества услуг», п. 15.111. «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг», п. 15.115. «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг» паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономикаэкономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг)».

Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приёмы экономического исследования: монографический, сравнительный, графический, индексный, группировок, корреляционно-регрессионный, расчётно-конструктивный, экспериментальный.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции формирования и развития сферы услуг в региональной экономике. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— на основе обобщения предшествующего знания и авторского подхода, уточнено определение услуги (которая понимается, как сложное 8 явление, в виде благ, ценностей, и как процесс предоставления её потребителям), выявлены свойства, критерии и этапы эволюции, позволяющие систематизировать причины, тенденции и особенности формирования и развития сферы услуг.

— обоснованы принципы и функции формирования сервисной экономики, выявлены трансформации потребительского спроса, позволяющие обосновать понятие сервисной деятельности, как специализированной области обслуживания потребителей, формирующей в современных условиях сектор национальной экономики, нацеленный на создание системы обеспечения личных, коллективных и общественных потребностей.

— обобщены динамические и пространственные закономерности формирования сферы услуг в мировой экономике и проведено моделирование зависимости объёмов ВВП стран мира (соизмеренного по паритету покупательной способности) от системы наиболее существенных признаков (с приоритетным влиянием удельного энергопотребления и доли занятых в сфере услуг), позволяющее осуществить оценку факторов формирования постиндустриального общества.

— предложен методический подход к оценке и прогнозированию численности и структуры занятых в Российской Федерации, расчётам сопоставимых характеристик и структуры валового внутреннего продукта, основных фондов и инвестиций в основной капитал, позволяющий осуществить обоснование сценариев развития национальной экономики, с учётом превалирующей роли развития сферы услуг.

— на основе обобщения предшествующего знания и авторского подхода, уточнено понятие региональной экономики, сформирована система критериальных признаков разграничения регионов РФ (по производственной специализации, экономическому состоянию и развитию, характеру 9 экономических проблем), позволяющих осуществлять классификацию и группировки субъектов Российской Федерации.

— разработан и реализован методический подход, характеризующий закономерности трансформаций экономического развития регионов Южного федерального округа и зависимость объёмов валовых региональных продуктов анализируемых субъектов Федерации от сферы услуг, позволяющий осуществить оценку эффективности функционирования региональных экономик.

— предложена методика оценки базисных факторов развития региональной сферы услуг и закономерностей её трансформаций (на материалах регионов Южного федерального округа), позволяющая осуществить рейтинговое ранжирование анализируемых субъектов Федерации по эффективности функционирования сферы услуг с обоснованием резервов дальнейшего роста.

— на основе обобщения предшествующего знания и авторского подхода, уточнено понятие потребительского рынка, сформирована система индикаторов и определены его параметры по регионам Южного федерального округа, позволяющие выявить структуру, оценить дифференцированную эластичность потребления товаров и услуг в зависимости от доходов и расходов населения, а также потребительских цен.

— предложена методика трансформационного анализа торговли и общественного питания регионов ЮФО, сущность которой в оценке факторов формирования объёмов оборота, валовой прибыли, сальдированного финансового результата, валовой добавленной стоимости, позволяющая ранжировать изучаемые регионы по эффективности использования имеющихся ресурсов и возможностей отрасли.

— сформированы системы индикаторов и регрессионных моделей функционирования жилищно-коммунального хозяйства с дифференцированной оценкой рыночных и нерыночных услуг (по валовому.

10 выпуску, промежуточному потреблению и валовой добавленной стоимости), позволяющих выявить закономерности современного состояния и трансформаций отрасли с обоснованием императивов и направлений дальнейшего роста.

— обоснована система индикаторов регионального здравоохранения, включающая потенциал (мощность поликлинического и больничного секторов, численность персонала, материально-техническая база с инвестициями, расходы консолидированного бюджета) и условия жизнедеятельности населения, социальные и экономические итоги функционирования, позволяющая выявить закономерности современного состояния и трансформаций отрасли по регионам ЮФО, определить факторы дальнейшего развития.

— на основе авторской технологии, осуществлена интегральная оценка потенциала регионального здравоохранения и экологических условий (выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сброса сточных вод в поверхностные водные источники) с учётом значимости социально-экономических показателей, позволяющая ранжировать регионы ЮФО по итоговым балльным характеристикам.

— разработана и реализована методика изучения закономерностей трансформаций и факторов смертности населения (на основе сравнительного и динамического анализа, группировок, индексного и корреляционно-регрессионного методов), позволяющая выявить превалирующее значение смертности трудоспособного населения, прежде всего, мужчин, с оценкой главных факторов — алкоголя, экологических условий и урбанизированности территорий. предложена технология измерения социально-экономической эффективности регионального здравоохранения (включающая расчёты социального эффекта или ущерба от неоправданной смертности и экономического эффекта функционирования отрасли по валовой.

11 добавленной стоимости), позволяющая осуществить интегральную оценку с расчётом её удельного веса в ВРП регионов ЮФО.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов заключается в обосновании системы организационно-экономических императивов и направлений развития и повышения эффективности функционирования сферы услуг в региональной экономике.

Разработанные в диссертации методики, конкретные рекомендации и предложения могут быть использованы при разработке концепции формирования и развития сферы услуг в регионах Южного федерального округа.

Результаты исследования использованы в учебном процессе при разработке программ и учебных курсов по стратегическому менеджменту, теории организации, маркетингу сферы услуг.

Апробация и внедрение результатов исследования. Разработанные в диссертации рекомендации и предложения использованы Министерствами ??? Кабардино-Балкарской и .?? республик, ?? при разработке программ развития отраслей сферы услуг и региональной экономики.

Основные положения и результаты исследования докладывались автором на международных и всероссийских научно-практических конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Брянск, Киров, Кисловодск, Красноярск, Набережные Челны, Нальчик, Пенза, Пятигорск, Ставрополь) в 1998;2007гг.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 55 публикациях общим объёмом 74,3 п.л. (в т.ч. автора 55,1 пл.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов, включающих семь глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, приложений.

1. Аборнева О. И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 3.

2. Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие (методологические аспекты статистического анализа)// Вопросы статистики. 1998. — № 10.

3. Аванесов Ю. А., Клочко А. Н., Васькин Е. В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. М.: Люкс-арт. — 1995.

4. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 1997. -№ 6.

5. Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Предпринимательство в России. -М.: ИСАП, 1997.

6. Автономов В. Практика глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в России. М.: ИСАП. — 1997.

7. Автономов В. С, Алешина И. В. и др. 50 лекций по микроэкономике, в 2-х томах Спб.: Экономическая школа — 2000.

8. Аджиева А. И. Структуризация экономики региона и механизм её реализации (на материалах КЧР). Автореф. дис. канд. эк. наук. -Кисловодск: КИЭП. 2004.

9. Алимова Т. А., Буев В. В., Голикова В. В., Долгопятова Т. Г. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики. -1994.-№ 11.Ю.Анисимов А. П. Организация и планирование автотранспортных предприятий. М.: Транспорт. — 1982.449.

10. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер. — 1999.

11. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика. — 1989.

12. Аппоев Р. К. Модернизация регионального туристско-рекреационного комплекса в условиях рыночных преобразований (на материалах КЧР). Автореф. дис. канд. эк. наук. Кисловодск: КИЭП. — 2004.

13. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М. — 1999.

14. Бабич А. М. и др. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: Экономика. — 1993.

15. Бабков А. Г. Индикативное управление воспроизводственным развитием региональных экономических систем. Нальчик: Полиграфсервис и Т. — 2004.

16. Бабков А. Г. Информационные технологии в системном анализе и управлении экономическими процессами. Ростов н/Д: Росиздат. -2001.

17. Бабков Г. А., Муратова Л. И., Татуев A.A. Закономерности трансформаций и социально-экономического развития в региональной экономики. Нальчик: КБНЦ РАН. — 2004.

18. Баранов A.A. Особенности формирования и направления развития регионального продовольственного рынка (на материалах Ставропольского края). Дис. канд. эк. наук. Кисловодск: КИЭП. -2005.

19. Басовский Л. Е, Протасьев В. Б. Управление качеством. М.: Инфра-М. -2001.

20. Батчиков С., Авдеева Л. Реформа образования: разрушительный потенциал «егэизации» // Российский экономический журнал. 2004. -№ 8.

21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia. -2004.450.

22. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. -1980.

23. Большой экономический словарь. М.: Правовая культура. — 1999.

24. Борисова Е. Отрада для бизнеса// Эксперт. 2005. — № 40.

25. Бреев Б. Д., Галецкий В. Ф. Развитие сферы услуг и экономический рост // Российский экономический журнал. 2000. — № 10.

26. Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве // Предпринимательство в России. М.: ИСАП. — 1997.

27. Бурденкова Е. Об основных направлениях совершенствования организации статистического наблюдения за услугами// Вопросы статистики. 1998. — № 5.

28. Бурденкова Е. О перспективах статистики платных услуг// Вопросы статистики. 1996. — № 2.

29. Бытовое обслуживание М.: Приор. — 2002.31 .Бытовое обслуживание населения (экономика и организация услуг). -Вып. 1.-М.- 1993.

30. Бытовое обслуживание населения: Правовое регулирование. Правила. Учет. Екатеринбург: АМБ. — 1998.

31. Вилевский A.B. Малый, средний бизнес и государство: опыт Японии // Проблемы прогнозирования. 1993. — № 3.

32. Виленский A.B., Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в России: состояние и перспективы // Мир России. 1994. — № 2.

33. Випперман К., Витерс Дж. Как продать свои услуги (руководство по маркетингу с сфере услуг для малых предприятий). СПб.: Знание. -1992.

34. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарика. — 1998.

35. Власть крупного капитала. М.: Мысль. — 1987.451.

36. Волков A.M. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль. -1991.

37. Ворачек X. О состоянии «теории маркетинга услуг» //Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 1.

38. Воронин А. Г., Лапин В. А, Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Дело. — 1998.

39. Вычислительная техника и её применение // Знание. 1990. — № 2, № 5.

40. Гайдук C.B. Направления и основные результаты исследований рынка потребительсктих услуг // Современные аспекту экономики. 2002. -№ 10.

41. Гайдук C.B., Кузнецов Н. Г, Мирошник Г. В., Федько В. П. Услуги населению: система обеспечения стандартов, оценки и мониторинга. -Ростов-на-Дону: РГЭУ. 2004.

42. Гапоненко А. Л., Полянский В. Г., Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Перспектива. — 1999.

43. Гвищиани Д., Михалевич В., Ракитов А., Семенихин В. Стратегия прорыва // Правда. 1988.-21 июня.

44. Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ. — 2001.

45. Гизатулин X., Павлов И. В. О выборе оптимальной структуры форм хозяйствования в переходный период // Общество и экономика. 1993. — № 6.

46. Глазьев С. Ю. Теория технико-экономического развития, М.: Вла Дар. — 1993.

47. Глинкина С. Малый бизнес в России // Правила игры. 1993. — № 2.

48. Глоссарий.ру: экономические и финансовые словари http://encycl.yandex.ru/cgiin/art.51 .Глухарев Л. И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. -М.: Международные отношения. 1990.452.

49. Гофман К., Федоренко Н. Экономическая защита природы // Коммунист. 1989. — № 5.

50. Голуб A.A., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект Пресс. — 1995.

51. Голубков Е. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 5.

52. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / C.B. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева. -М. 2003.

53. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой // Маркетинг. -1995. № 4.

54. Гохберг Л. Интеллектуальная деятельность основа экономики информационного общества//Человек и труд. — 2001. — № 2.

55. Грейсон Д. мл., О. Дел К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика. — 1991.

56. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ. -2003.

57. Громов А., Привалов А. Водочные эпидемии//Эксперт. 2006. № 42.

58. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. М.: Инфра-М. — 2003.

59. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс. — 1979.

60. Давыдов С. Формирование сервисной концепции управления инвестиционными процессами// Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 5.

61. Джаримов A.A. Регион в едином рыночном пространстве России. -Ростов-н/Д: Дон. 1995.

62. Довгань В. В. Франчайзинг: Пути к расширению бизнеса. Тольятти: Дока-Пресс. — 1994.453.

63. Долгопятова Т. Т., Евсеева И. Н., Широнин В. М. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России // Вопросы экономики. 1994. — № 11.

64. Драчев П. Какой климат нужен капиталу: развитие малого и среднего бизнеса в России и иностранные инвестиции // Российские вести. -1993. 15 июня.

65. Драчев П. Малый российский бизнес и большой западный капитал // Деловая жизнь: экономика, политика. 1993. -№ 10.

66. Друкер П. Управление нацеленное на результаты. М. — 1994.

67. Дулыциков Ю. С. Организационная структура управления регионом в новых условиях хозяйствования. М.: АОН. — 1989.

68. Дьяченко A.B. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Волгоград.: ВолГУ. — 1999.

69. Европейский обзор малых и средних предприятий. Первый годовой отчет. -М. 1994.

70. Егоров Е. В. Малому бизнесу большое плавание // Экономика и жизнь.- 1994.-№ 12.

71. Еделев Д. А. Эколого-экономическая безопасность и устойчивое развитие Кавказских Минеральных Вод. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ.- 2004.

72. Елисеев В. А. Научные основы управления промышленным предприятием. Донецк. — 1971.

73. Елисеева И. И., Силаева С. А., Щирина А. Н. Практикум по макроэкономической статистике. М.: Проспект. — 2004.

74. Ерохина Л. И., Башмачникова Е. В. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса. М.: КНОРУС. — 2004.

75. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. -М.: Росстат. 2004.454.

76. Жильцов E.H. Основы формирования государственного механизма в сфере услуг. М.: МГУ. — 1991.

77. Жильцов E.H. Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики //Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1991. — № 5.

78. Журавлев А. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России // Психологический журнал. 1993. — № 6.82.3айнашева 3. Совершенствование территориального управления сферой услуг // Проблемы теории и практики управления. 2004. -№ 4.

79. Закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» .

80. Закономерности трансформаций и социально-экономического развития сферы услуг в региональной и муниципальной экономике/ Бабков Г. А., Муратова Л. И., Мустафаева З. А., Татуев A.A. и др. -Нальчик: КБНЦ РАН. 2005.

81. Захаров Н. И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. М.: РАГС. — 2000.

82. Захарова Е. Ю. Бытовые услуги: реформы и реалии. Новосибирск: НГАЭиУ. — 1998.

83. Зверев А. Липецких «объЕГЭрили» // Народное образование. 2003. -№ 9.

84. Здравоохранение в России. М.: Росстат. — 2005.89.3евелев В. Малый бизнес: проблемы государственной поддержки // Проблемы прогнозирования. 1994. -№ 5.

85. Илларионов А. Парадоксы статистики.//Аргументы и факты. 1990. -№ 3.

86. Инвестиции в России. М. — 2000. — № 12.455.

87. Иноземцев В.JI. За пределами экономического общества. М.: Academia — Наука. — 1998.

88. Институциональная экономика / Под ред. А. Олейника. М.: Инфра. -2005.

89. Иоффе Я. А. Мы и планета.- М.?Политиздат. 1988.

90. Исследование относительной кредитоспособности субъектов РФ // http://www.akm.ru.

91. Кабардино-Балкария в цифрах. Статистический сборник. Нальчик. -2003.

92. Казакова Н. В. Управление инновациями в малом бизнесе: Учеб. пособие. Саратов: СГТУ. — 1999.

93. Казначеев В. П., Яншина Ф. Т. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы и экология человека. М.: Знание. — 1986.

94. Капиталистическое управление, уроки 80-х / Под ред. A.A. Дынкина. -М.: Экономика. 1994.ЮО.Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика. — 1992.

95. Касымов Ш. С., Кравченко A.B., Мустафаева З. А., Якубова Э. В. Сфера услуг: сущность и социально-экономические функции. Нальчик: КБГУ. — 2004.

96. Кириллова С. Эксперименту приказано быть успешным // Народное образование. 2003. — № 9.

97. Кларк Дж.Б. Распределение богатства / Под ред Куракова Л. П. М.: Гелиос АРВ. — 2000.

98. Климанов В. В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М.: Эдиториал УРСС. — 2000.456.

99. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика. — 1998.

100. Колоколова Л. А. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства юридических лиц. — Екатеринбург: АМБ. — 1999.

101. Комаров В., Улановская В. Социально-экономическая эффективность сферы услуг. М.: Наука. — 1980.

102. Ю. Комлев Е. Б. Основы малого и среднего бизнеса. М. — 1997.111 .Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2002/2004 годах //Экономика и жизнь. 2004. — № 2.

103. Котилко В. В., Санин И. И. Стратегия развития сферы услуг. М. -2002.

104. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. М. — 1999.

105. Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм. М. — 1998.

106. Коротаев А., Халтурина Д. Русский водочный крест// Эксперт. 2006. -№ 17.

107. Кузнецов В. Методологические основы экономических оценок и досчетов статистических показателей платных услуг населению// Вопросы статистики. 1995. — № 8.

108. Кулибанова В. В. Маркетинг сервисных услуг. СПб.: Вектор. — 2006.

109. Кушлин В. Становление «сервисной» экономики // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 1.457.

110. Кушхов Г. К. Императивы стратегического развития сферы продовольственного обеспечения в регионах Южного федерального округа. Кисловодск: КИЭП. — 2006.

111. Лапу ста М. Механизм поддержки и регулирования предпринимательской деятельности // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 6.

112. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М.- 1997.

113. Лебедев А. Жилищно-коммунальный шантаж// Эксперт. 2005. -№ 44.123 .Лебедева И. Н. и др. Япония: смена модели экономического роста. -М.: Наука. 1990.

114. Легорнев С. Ф. Служба быта и рынок. М.: Зание. — 1991.

115. Лексин В., Швецов А. Приоритеты региональной политики. Вопросы методологии, анализа и оценок. // Российский экономический журнал.-1995. № 2.

116. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС. — 1999.

117. Леонова Л. А. Совершенствование системы управления курортно-рекреационным потенциалом региона (на материалах Ставропольского края)/Дис. канд. эк. наук Ставрополь: Сев-КавГТУ. — 2005.

118. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. М.: Высшая школа.-2003.

119. Макконелл. К., Брю. С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика. — 1992.

120. Малое предпринимательство: задачи и перспективы // Деньги и кредит. 1996. — № 5.458.

121. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 11йр://епсус1.уапёех.ги/уапё8еагс11?епсаЬс=%С0&гр1=епсус&11о1^=епса Ьсгеу&епсра§ е=Ьгокштог.

122. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. М. — 2002.

123. Маркетинг сферы услуг. Стаханов В. Н., Стаханов Д. В. М.: Экспертное бюро. — 2001.

124. Маркс К. Капитал. т. 1.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — т.23.

125. Масленников В. В. Предпринимательские сети в бизнесе. М.: Центр экономик и маркетинга. — 1997.

126. Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. Политическая экономия. М.: Политиздат. — 1988.

127. Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой. М.: Инфра-М. — 1996.

128. Мескон М. Х., Альберт М. Ю., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело. 1994.

129. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития/ В. Н. Лазарев, Н. Г. Полякова, П. А. Юдин, Л. М. Эррера. -Новомосковск: НИ РХТУ. 1998.

130. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. М.: ИСАиП. — 2002.143 .Миронова Н. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4.459.

131. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э., Касенов А. Г. Логистика: обслуживание потребителей. М.: ИНФРА-М. — 2002.

132. Мирошник Г. В., Федько В. П. Инфраструктура рынка бытовых услуг: проблемы, противоречия, методология построения и оценки (на примере рынка бытовых услуг Ростовской области). Ростов-н/Д: Фолиант. — 2002.

133. Мишин В. М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции. М.: ГАУ. — 1993.

134. Мишин В. М. Управление качеством. М.: Юнити-Дана. — 2002.

135. Мищенко В. В. Экономика регионов. Барнаул: АГУ. — 2002.

136. Морозова Т. Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика. М.: Банки и биржи. — 1998.

137. Муниципальный менеджмент / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. — 1997.

138. Муратова Л. И. Информационные технологии в анализе и прогнозировании сельскохозяйственного производства / Дис. докт. эк. наук. Кишинёв: КСХИ. — 1990.

139. Мустафаева 3., Кравченко А. Сущность и структура региональной экономики// Вестник КБГУ. Гуманитарные науки. 2005. — № 10.

140. Мустафаева З. А. Потребительская кооперация в сфере услуг федеральных округов Российской Федерации. Нальчик: КБГУ. -2004.

141. Мустафаева З. А., Татуев A.A. Вопросы функционирования и развития сферы услуг. Нальчик: КБГУ. — 2004.

142. Народное хозяйство стран-членов СЭВ в 1988 г. М.: СЭВ. — 1989.

143. Национальные счета России в 1997;2004 годах. М.: Росстат. — 2005.

144. Национальные счета России в 1998;2005 годах. М.: Росстат. — 2006.460.

145. Нуреев P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М. — 2001.

146. Новаторов В. Маркетинг культурных услуг. Омск. — 1997.

147. Немцов A.B. Алкогольный урон регионов России. М. — 2003.

148. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. B.JI. Иноземцева. -М.: Academia, 1999.

149. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон. Принят Государственной Думой 15 мая 1995 г.

150. О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Федеральный закон. Принят Государственной Думой 7 июля 1995 г.

151. О защите прав потребителей Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ.

152. О сертификации продукции и услуг: Федеральный закон от 10 июня 1993 г. № 5151−1.

153. Оценки социальных и экономических последствий присоединения России к ВТО. Управление Уполномоченного461Минэкономразвития России по Поволжскому району http://www.volgaeconomy.ru/index.

154. Панкратьев Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики. 1998. — № 4.

155. Панкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М. — 1996.

156. Параскевов А. Организационно-экономическая система: её характеристики, цели, свойства // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1999. — № 4.

157. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер. — 2000.

158. Платонова Н. Бытовое обслуживание как фактор благосостояния населения // Экономист. 1995. — № 12.

159. Плешакова М. В., Шилин A.B., Зеляковский Е. В. Отраслевая сфера услуг. М: Высшая школа. — 2004.

160. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. — 1993.

161. Постановление Госкомстата РФ от 04.10.94 г. № 192 «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий» .

162. Постановление Правительства РФ от 28.10.95 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» .

163. Постановление Правительства РФ от 29.04.94 г. № 409 «Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994;1995 гг.» .

164. Практикум по общей теории статистики и сельскохозяйственной статистике / Под ред. А. П. Зинченко. М.: Финансы и статистика.1988.

165. Практикум по социальной статистике /Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика. — 2004.

166. Приказ Государственной налоговой службы от 24.01.96 г. № ВГ-3−02.5 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства» .

167. Производительность труда «белых воротничков». М.: Прогресс.1989.

168. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш, Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. — 2005.

169. Рахаев Б. М., Энеева М. Н. Рынок услуг в транзитивных экономиках: особенности становления. Нальчик: СКАЛАР, 1999.463.

170. Региональная статистика/ Под ред. В. М. Рябцева, Г. И. Чудилина. -М: МИД. 2001.

171. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Госкомстат. — 2001.

172. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Госкомстат РФ. — 2002.

173. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Госкомстат РФ. — 2003.

174. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Росстат. — 2004.

175. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Росстат. -2005.

176. Рубинштейн М. Ф., Фирстенберг А. Р. Интеллектуальные организации. М.: ИНФРА-М. — 2003.

177. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ. — 2000.

178. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ. — 2001.

179. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ. — 2002.

180. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ. — 2003.203 .Российский статистический ежегодник. М.: Росстат. — 2004.

181. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат. — 2005.

182. Россия и страны мира. М.: Госкомстат РФ. — 2002.

183. Россия и страны мира. М.: Росстат. — 2004.

184. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием /Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia. — 1999.

185. Седлак М. Тенденции развития секторальной структуры экономики // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4.

186. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. М.: Росстат. -2004.464.

187. Сергейчев Н. Ю. Малое предпринимательство: история развития, зарубежный опыт и проблемы его становления в России. Н. Новгород. — 1998.

188. Сертификация продукции и услуг. М.: Ось-89. — 1999.

189. Слезингер Г. Э. Социальная экономика. М.: Дело и сервис. — 2001.

190. Скопина И. В. Развитие региональных потребительских рынков: организационно-экономическое и инструментальное обеспечение/ Автореф. дис. докт. эк. наук. Кисловодск: КИЭП. — 2004.

191. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. — 1992.

192. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. — 1980.

193. Соревнование двух систем: современное состояние, факторы, перспективы. -М.: Наука. 1988.

194. Софина Т. Н. Сфера услуг: трансформация в рыночной экономике. -СПб.: СПГУЭФ.- 1999.

195. Социальное инвестирование: взаимодействие бизнеса и государства". М.: Ассоциация менеджеров. — 2002.

196. Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Росстат. -2005.

197. Социально-экономическое положение потребительской кооперации РФ. М.: Центросоюз ПО РФ. — 2004.

198. Социальные инвестиции: взаимодействие бизнеса и государства. М.: Ассоциация менеджеров. — 2002.

199. Социальный портрет российской компании. М.: Ассоциация менеджеров. — 2003.

200. СССР и зарубежные страны. -М.: Финансы и статистика. 1988.

201. Стандартизация и сертификация в сфере услуг / Под ред. А. Ракова. -М.. 2002.465.

202. Статистика рынка товаров и услуг/ Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика. — 1997.

203. Статистические методы повышения качества. М.: Финансы и статистика. — 1990.

204. Статистический ежегодник стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи. М.: Финансы и статистика. — 1988.

205. Стаханов В. Маркетинг сферы услуг. М. — 2001.

206. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации/Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia. — 1999.

207. Суринов А. Е. Уровень жизни населения России: 1992;2002гг. М.: Статистика России. — 2003.

208. Сфера услуг в США: новые явления и структурные сдвиги. М.: Наука. — 1985.

209. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. М.: Экономика. — 1990,.

210. Тамбиев А. Х., Кетова Н. П., Мамбетов М. А. Региональный потребительский рынок: механизмы становления и развития. Ростов-н/Д: РГУ. 1999.

211. Татуев A.A. Организационно-экономические основы привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства. М.: ЭФ МГУ: ТЕИС.- 2001.

212. Тейлор Фредерик У. Принципы научного менеджмента .-М.: Контроллинг. -1991.

213. Теория маркетинга / Под ред. М. Бейкера. СПб. — 2002.

214. Томилов В. В. Культура организации международных коммуникаций. -СПб. 1999.466.

215. Томпсон-мл. A.A., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. —М.: Вильяме. 2002.

216. Торговля в России. М.: Росстат. — 2005.

217. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT. — 2004.

218. Транспортная стратегия Российской Федерации. WWW.

219. Туризм, гостеприимство, сервис. М.: Аспект пресс. — 2002.243 .У. Джек Дункан. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело. — 1996.

220. Указ Президента РФ от 04.04.96 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» .

221. Указ Президента РФ от 06.06.95 г. № 563 «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» .

222. Указ Президента РФ от 30.11.92 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» .

223. Уколов В. Ф., Масс A.M., Быстряков. Теория управления. М.: Экономика. — 2004.

224. Управление качеством продукции. / Под ред. Бойцова В. В., Гличева A.B. М.: Издательство стандартов. — 1985.

225. Управление качеством / Под ред. Ильенковой С. Д. М.: Юнити. -1998.

226. Управление по результатам / Общ. ред. Я. А. Ленйманна. М.: Универс. — 1993.

227. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса. /Под ред. В. Н. Соловьева, Д. В. Шопенко. СПб.: Гидрометеоиздат. -1995.467.

228. Уткин Э. А. Управление фирмой. М.: Акалис. — 1996.

229. Участие малых предприятий в государственных заказах. Информационное бюро ТАСИС, Европейская комиссия. М. — 1998.

230. Фатхутдинов P.A. Стратегический менеджмент. М.: Интел-синтез. -1997.

231. Федько В. Н., Федько Н. Г. Основы маркетинга. Ростов-на-Дону. -МарТ. — 2002.

232. Федько В. П., Альбеков А. У., Комарова А. И. Инфраструктура муниципальных образований: логистический аспект. Ростов-н/Д: РГЭА.- 1999.

233. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: ACT. — 2004.

234. Хаксевер К., Рендер Б. и др. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. СПб.: Питер. — 2002.

235. Харрамов И. К. Основы сетевой экономики. М.: Луч. — 2002.

236. Хачетлов С. Х. Формирование системы государственного регулирования торговли в условиях становления рыночных отношений (на примере Кабардино-Балкарской республики) / дис. канд. эк. наук. -Нальчик. 2000.

237. Хохлов B.C. Общие закономерности и региональные особенности развития непроизводственной сферы. Кишинёв: Штиинца. — 1978.

238. Черкасов H.A. Евразийское экономическое сообщество: становление, перспективы развития. Проблемы интеграции //Проблемы современной экономики. 2002. — № 1.

239. Чернышев Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 1.

240. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права М.: СПАРК. — 1994.

241. Шнипер Р. И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: Знание, — 1996.468.

242. Шнипер Р. И. Регион: экономические методы управления. -Новосибирск: Наука. 1991.

243. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ. — 2000.

244. Шумпетер Д. Теория экономического развития. М., 1982.

245. Экономика бытового обслуживания / Под ред. В. Д. Балалова. М.: Легкая и пищевая промышленность. — 1993.

246. Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.: МГТУ. — 1993. 271. Экономика сферы платных услуг / Под. ред. E.H. Жильцова. — Казань.- 1996.

247. Экономика / Под ред. A.C. Булатова. М.: Экономистъ,. — 2005. 273. Экономическая статистика / Под ред. Иванова Ю. Н. — М.: ИНФРА-М.- 1999.

248. Экономическая энциклопедия. в 4 т. — М.: Советская энциклопедия.- 1972;1981.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой