Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта
Результаты опроса специалистов по физической культуре и спорту свидетельствуют, что условиями, необходимыми для успешного управления развитием социально значимых качеств являются: совершенствование подбора, обучения и расстановки преподавателей по физической культуре и спорту (сумма баллов 37) — стимулирование роста разностороннего физического развития студентов (51) — подбор наиболее эффективных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений как научная проблема
- 1. 2. Высшее учебное заведение как педагогическая система, формирующая социально значимые качества у студентов
- 1. 3. Методические подходы к развитию социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта
- 1. 4. Цель, гипотеза и задачи исследования
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО
- V. ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
- 3. 1. Факторы, влияющие на развитие социально значимых качеству студентов вузов
- 3. 2. Условия, необходимые для эффективного управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов
- 3. 3. Обоснование технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта
- V. ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
- 4. 1. Разработка критериев оценки эффективности деятельности преподавателей по развитию социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта
- 4. 2. Организация педагогического эксперимента
- 4. 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Важной и неотъемлемой составной частью государственной социально-экономической политики являются обучение и воспитание студенческой молодежи. Многолетний опыт функционирования физической культуры и спорта в вузах свидетельствует о том, что физкуль-турно-спортивная деятельность при соответствующей ее организации и проведении может служить эффективным средством воспитания студентов, развития у них социально значимых качеств (И.П.Волков, 1967, 1968; В. У. Агеевец, 1970, 1978; В. В. Белорусова, 1974; Н. И. Пономарев, 1975; Б. Г. Ананьев, 1976, 1977; Д. Я. Богданова, 1977; Д. Б. Манукян, В. Н. Кармен, 1977; Ю. А. Коломейцев, 1984; Р. Л. Кричевский, М. М. Рыжак, 1985; А.А.Дер-кач, А. А. Исаев, 1986; Г. М. Андреева, 1988; Е. В. Пеньковский, 1999; Ю. Д. Железняк, П. К. Петров, 2001 и др.).
В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди студентов вузов. По данным Правительства Российской Федерации, самая острая проблема, требующая срочного решения — это низкое физическое развитие студенческой молодежи, наличие в ее среде таких пагубных явлений, как наркомания, алкоголизм, курение, нарушение законности и правопорядка.
Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 2003 году их стало 1 млн. 400 тыс. человек, что на 5% больше, чем в 2002 году.
Отечественный и зарубежный опыт убедительно свидетельствует о том, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди студенческой молодежи, исключительно высока.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», подписанном Президентом России 29 апреля 1999 года, отмечается необходимость дальнейшего совершенствования системы управления отдельными звеньями физкультурно-спортивного движения в стране, особенно в сфере воспитания молодежи, развития у нее социально значимых качеств. Все вышеизложенное и обусловило актуальность научного исследования.
Объект исследования — процесс развития социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.
Предмет исследования — управление развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.
Научная новизна работы заключается в обосновании и разработке поэтапной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием специально подобранных средств физической культуры и спорта.
Выявлены факторы, влияющие на развитие социально значимых качеств у студентов вузов: уровень профессиональной подготовленности преподавателей по физической культуре и спортуналичие физкультурно-спортивного опытаточное обоснование педагогических целей и задач по воспитанию студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельностиучет индивидуально-психологических особенностей студентов, их личностного развития, физкультурных интересов и запросовуровень сплоченности студенческого коллектива и тенденции его развития, конфликтность в учебной группе.
Определены условия, необходимые для эффективного управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта: совершенствование подбора, обучения и расстановки преподавателей по физической культуре и спортустимулирование роста разностороннего физического развития студентоввсестороннее методическое и материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре и спортуформирование здорового морально-психологического климата в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности студентовсогласование усилий всех должностных лиц вуза и кафедры физического воспитания и спорта при решении воспитательных задачулучшение условий труда и отдыха преподавателей по физической культуре и спорту.
Разработаны критерии оценки эффективности деятельности преподавателей по развитию социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.
Установлено положительное влияние разработанной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием специально подобранных средств физической культуры и спорта.
Практическая значимость работы определяется тем, что в ней представлен комплекс научно обоснованных и экспериментально проверенных рекомендаций по управлению развитием социально значимых качеств у студентов вузов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основными направлениями работы по эффективному управлению развитием социально значимых качеств у студентов вузов в процессе физ-культурно-спортивной деятельности являются: четкое определение педагогических целей и вытекающих из них воспитательных задач на занятиях по физической культуре и спортуготовность всех руководителей вуза и преподавателей кафедры физического воспитания и спорта к высокопрофессиональному осуществлению педагогической деятельностиполное использование педагогического потенциала различных сфер физкультурно-спортивной деятельности студентов: учебной, спортивной, физкультурно-оздоровительной, соревновательной, внутриколлективной и сферы взаимоотношений с преподавателяминаучная организация управления процессом физической культуры и спорта.
2. Создание оптимальных условий для управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов включает: совершенствование системы подбора, обучения и расстановки преподавательского состава кафедры физического воспитания и спортастимулирование разностороннего физического развития студентоввсестороннее методическое и материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре и спортуформирование здорового морально-психологического климата в процессе физкультурно-спортивной деятельности у студентовулучшение условий труда и отдыха преподавателей по физической культуре и спорту.
3. Технология управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов, а также подбор средств физической культуры и спорта строятся на основе поэтапного учета факторов, влияющих на эффективность их формирования.
ВЫВОДЫ.
1. В результате проведенного исследования установлено, что развитие социально значимых качеств у студентов вузов имеет свои особенности: оно происходит, как правило, в составе учебной группыв рамках социально-позитивной совместной учебной деятельностипоэтапно, с учетом закономерностей развития коллективана основе фиксации отношения каждого студента учебной группы к целям и задачам групповой деятельностив условиях межличностного взаимодействия студентов в процессе совместной учебыв ходе формирования межличностных отношений, строящихся на непосредственных эмоциональных контактах.
2. Результаты проведенного исследования по ранжированию факторов, влияющих на развитие социально значимых качеств в процессе физ-культурно-спортивной деятельности, свидетельствуют, что наиболее важным из них является высокий уровень профессиональной подготовленности преподавателей по физической культуре и спорту (сумма рангов 41), далее следуют такие, как: наличие физкультурно-спортивного опыта у студентов (59) — точное обоснование педагогических целей и задач по воспитанию в процессе физкультурно-спортивной деятельности (73) — учет индивидуально-психологических особенностей студентов, их личностного развития, физкультурных интересов и запросов (89) — уровень сплоченности студенческого коллектива и тенденции его развития (116) — конфликтность в учебной группе (132).
3. Изучение наличия физкультурно-спортивного опыта как одного из ведущих факторов, влияющих на развитие социально значимых качеств, свидетельствует, что студенты хорошо физически подготовленные превосходили своих сокурсников по показателям эмоциональной экспансивности, группового единства и сплоченности, устойчивости межличностных отношений на всех этапах предварительного обследования, в течение первого курса обучения в вузе.
Так, в начале обучения в вузе социометрический статус по деловому критерию в группе «лучших» равнялся 42,1%, а в группе «худших» -32,2%- эмоциональная экспансивность — 49,8% и 33,5%- групповое единство — 42,1% и 27,2%- групповая сплоченность 41,7% и 21,2%- устойчивость межличностных отношений 56,5% и 31,5% соответственно.
В группе «лучших» студентов более выраженно, чем у остальных, наблюдалось проявление таких качеств, как: ответственностьисполнительностьуверенность в своих силахинициатива и настойчивостьволяжелание помочь сокурсникам и др. Достоверность различий по большинству перечисленных качеств исследуемых находится на 95-процентном уровне.
4. Результаты опроса специалистов по физической культуре и спорту свидетельствуют, что условиями, необходимыми для успешного управления развитием социально значимых качеств являются: совершенствование подбора, обучения и расстановки преподавателей по физической культуре и спорту (сумма баллов 37) — стимулирование роста разностороннего физического развития студентов (51) — подбор наиболее эффективных средств физической культуры и спорта для развития социально значимых качеств (65) — всестороннее методическое и материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре и спорту (77) — формирование здорового морально-психологического климата в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов (89) — согласование усилий всех должностных лиц вуза и кафедры физического воспитания и спорта при решении воспитательных задач (96) — улучшение условий труда и отдыха преподавателей по физической культуре и спорту (112).
5. Как показали проведенные исследования, в улучшении эффективности управления развитием социально значимых качеств у студентов важное место принадлежит подбору соответствующих средств физической культуры и спорта.
Результаты проведенного анкетирования преподавательского состава и студентов показали, что спортивные игры (39,1%) и командные соревнования (28,3%) имеют наибольшую значимость по сравнению с легкой атлетикой и лыжным спортом (15,3%), а также другими видами спорта (17,3%). Вариабельность ответов указывает на целесообразность применения спортивных игр и групповых физических упражнений, которые оказывают положительное влияние на формирование социально значимых качеств у студентов.
6. Проведенное исследование позволило разработать технологию управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта, включающую четыре этапа: «целевой», «предписывающий», «исполнительный» и «обобщающий».
На первом этапе («целевом») необходимо: изучить уровень развития социально значимых качеств у студентовопределить цели по развитию этих качеств, исходя из уровня развития коллективаобучить преподавателей использованию средств физической культуры и спорта для эффективного их развития.
На втором этапе («предписывающем») следует: выработать, принять решение и спланировать действия руководства вуза и преподавателей кафедры физического воспитания и спорта для развития социально значимых качеств у студентовпровести работу, связанную с материально-техническим и методическим обеспечением занятий по физической культуре и спорту.
На третьем этапе («исполнительном») необходимо решать задачи по: развитию внутриколлективного взаимодействия на основе применения спортивных игр, эстафет, массовых гимнастических упражнений, расширению межличностного общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности на основе совместного посещения спортивных секций, соревнований, выполнения упражнений одинаковой направленностиформированию морально-волевых и психологических качеств на основе использования специальных упражненийразвитию социально значимых качеств в процессе соревновательной деятельности (командные соревнования, эстафеты, игровые виды спорта).
На четвертом этапе («обобщающем») следует: организовать контроль за ростом социально значимых качеств в процессе физкультурно-спортивной деятельностисравнить полученные результаты с планируемымиопределить малоэффективные средства физической культуры и спортавнести изменения в программу действий и устранить причины недостаточно высокой эффективности управления развитием социально значимых качеств у студентов.
7. В результате проведенного педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы (ЭГ) продемонстрировали достоверно лучшие результаты по сравнению с контрольной группой (КГ) по показателям развития социально значимых качеств, физической подготовленности, функционального состояния, нравственного развития, самовоспитанию и состоянию общегрупповой атмосферы.
Способность к межличностной коммуникации в конце педагогического эксперимента в ЭГ составила 7,9±0,02 балла, а в КГ — 7,3±0,05 балласоциальная активность 7,6±0,03 и 7,0±0,05- уверенность в своих силах 8,2±0,03 и 7,6±0,04- настойчивость и упорство в достижении поставленной цели 7,9±0,02 и 7,0±0,05- выдержка и самообладание 7,8±0,02 и 7,2±0,03- личностный статус 8,4±0,03 и 8,0±0,04- дисциплинированность 6,9±0,02 и 6,8±0,03 балла соответственно.
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в России, требуют от педагогической науки поиска новых подходов к решению воспитательных задач студенческой молодежи. Среди молодого поколения значительно снизился общий культурно-образовательный уровень. В последние годы в воспитании молодых людей образовался вакуум, который пытаются заполнить своим влиянием организации экстремистского толка с жесткой системой управления, произошла переориентировка моральных устоев. Это привело к тому, что в студенческой среде все больше появляется людей, употребляющих спиртные напитки, наркотики и другие психотропные средства.
Задача развенчать эти устои, стереотипы, сформировать здоровую морально-правовую атмосферу в студенческих коллективах, основанную на развитии социально значимых качеств у студентов, становится приоритетной в деятельности управленческого звена и преподавательского состава вузов.
В работах А. Г. Макарова (1984), В. Л. Марищука (1985), Ф. Н. Сокова (1990), В. А. Щеголева (1991), С. В. Николаева (1993), А. Н. Аверина (1995), Н. В. Романенко (1996), В. П. Панасюка (1997), А. В. Зюкина (1999), Ю. Н. Щедрина (2003), В. К. Юсуфи (2003) и многих других авторов отмечается, что социально значимые психологические, нравственные и моральные качества можно успешно формировать в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Однако, несмотря на обилие работ по данной проблематике, нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению вопроса об эффективном управлении развитием социально значимых качеств у студентов с использованием средств физической культуры и спорта.
Все вышеизложенное определило цель, гипотезу и задачи исследования.
Для решения первой задачи исследования были изучены литературные источники отечественных и зарубежных авторов, руководящие документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства образования России, а также Программа обучения студентов по физической культуре и спорту.
В процессе решения этой задачи изучались особенности развития социально значимых качеств у студентов вузов и выявлялись факторы, влияющие на их формирование в процессе физкультурно-спортивной деятельности. В результате проведенного литературного анализа было выявлено, что социально значимые качества студентов развиваются в условиях межличностного взаимодействия в процессе совместной учебы. При этом их формирование происходит поэтапно, с учетом закономерностей развития коллективав составе учебной группына основе фиксации отношения каждого студента учебной группы к целям и задачам ее деятельности. Развитие социально значимых качеств происходит в процессе непосредственных эмоциональных контактов студентов.
Деятельность каждого студента вуза социальна. Формы его социального поведения в различных ситуациях существования коллектива разнообразны. Л. А. Кандыбович (1985), Б. Ф. Ломов (1991) отмечают, что социальное поведение человека определяет, прежде всего, его адаптирован-ность к условиям среды.
Широкая сфера влияния межличностных отношений остро ставит проблему изучения факторов, определяющих закономерности возникновения и динамики взаимных контактов между людьми, тенденции развития социально значимых качеств. Для определения и оценки факторов, влияющих на развитие социально значимых качеств у студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности, был проведен опрос специалистов по физической культуре и спорту. В результате проведенного опроса было выявлено, что наиболее важными факторами, влияющими на характер развития социально значимых качеств у студентов, являются уровень профессиональной подготовленности преподавателей по физической культуре и спортуналичие физкультурно-спортивного опыта у студентовточное обоснование педагогических целей и задач по воспитанию в процессе физкультурно-спортивной деятельностиучет индивидуально-психологических особенностей студентов, их личностного развития, физкультурных интересов и запросовуровень сплоченности студенческого коллектива и тенденции его развития, а также конфликтность в учебной группе.
Более детальное изучение такого фактора, как наличие физкультурно-спортивного опыта у студентов показало, что спортивная деятельность для них личностно значима. В литературе имеются данные, указывающие на то, что высокий и разносторонний уровень физкультурно-спортивной подготовленности в значительной степени способствует нейтрализации негативных изменений, происходящих в психике студентов, и тем самым влияет на более эффективное развитие социально значимых качеств. Характер проявления тех или иных социально значимых качеств у студентов изучался на основе экспертного опроса и самооценки испытуемых. Результаты исследования, в котором приняло участие 87 студентов первого курса Камского государственного политехнического института города Набережные Челны, свидетельствуют, что по большинству показателей, характеризующих проявление различных социально значимых качеств, преимущество имеют студенты с более высоким уровнем физической подготовленности.
Анализ специальной литературы (В.Л.Марищук, 1979; В. П. Каширин, 1984; А. А. Сидоров, 1986; В. А. Щеголев, 1991; В. И. Хальзов, 1993; В.Я.Сле-пов, 1996 и др.) свидетельствует, что эти авторы особое внимание обращают на проявление социальной активности как важнейшей характеристики человека. Поэтому нами было проведено специальное исследование по изучению этого качества у студентов с различными показателями их физкультурно-спортивного опыта. Социальная активность изучалась на примере участия студентов в общественной работе, направленной на регулирование различных сторон жизни коллектива. Исследование показало, что среди студентов, регулярно занимающихся спортом, больше выполняющих постоянные общественные поручения и находящихся на выборной общественной работе.
С помощью комплексного критерия, объединяющего в себя такие показатели, как сам факт участия в социальной деятельности, мотивы участия в ней, были выделены несколько групп студентов. Группы подразделялись не только по типу поведения в сфере социальной деятельности, но и по степени активности. Студенты с высоким уровнем активности были объединены в первую группу, со средним — во вторую, с низким — в третью. Четвертая группа включала в себя лиц с уровнем практической пассивности. Как показало проведенное исследование, активность в физкуль-турно-спортивной сфере довольно тесно связана с активностью в тех или иных сферах социальной деятельности.
Комплексный подход к изучению социальной активности студентов, с одной стороны, свидетельствует о том, что среди лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, активность в общественной сфере выше. С другой стороны, социальная активность как одно из важнейших социально значимых качеств студента заметно влияет на его активность в физкультурно-спортивной деятельности. Эта диалектическая взаимосвязь указывает на большие возможности средств физической культуры и спорта в повышении социальной активности студентов.
Изучив особенности развития социально значимых качеств у студентов и выявив факторы, влияющие на их формирование в процессе физкультурно-спортивной деятельности, мы приступили к решению второй задачи исследования. В ходе решения этой задачи определялись условия, необходимые для эффективного управления развитием социально значимых качеств. Проведенное исследование по ранжированию условий позволило выявить наиболее важные из них. К ним относятся: совершенствование подбора, обучения и расстановки преподавателей по физической культуре и спортустимулирование роста разностороннего физического развития студентовподбор наиболее эффективных средств физической культуры и спорта для развития социально значимых качестввсестороннее методическое и материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре и спортуформирование здорового морально-психологического климата в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности студентовсогласование усилий всех должностных лиц вуза и кафедры физического воспитания и спорта при решении воспитательных задач.
Определив условия, необходимые для эффективного управления развитием социально значимых качеств, мы приступили к решению третьей задачи исследования. В ходе ее решения разрабатывалась технология управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта, а затем экспериментально проверялась ее эффективность.
Практика свидетельствует, что развитие социально значимых качеств у студентов вузов осуществляется тем успешнее, чем совершеннее процесс управления им. При этом анализ управленческой деятельности по развитию социально значимых качеств свидетельствует, что она имеет свою внутреннюю логику и определенные закономерности (Н.И.Герчико-ва, 1994; Л. М. Куликов, 1995; В. А. Черепов, 1998; И. А. Потапов, 1999; А.Э.Бо-лотин, 2001 и др.).
Специальное изучение данного вопроса показало, что управление развитием социально значимых качеств в процессе занятий спортом представляет собой специально осуществляемую руководством вуза и преподавателями по физической культуре деятельность, направленную на всестороннее воспитание студентов. Данная деятельность входит составной частью в общий контур управления, который включает в себя: субъект управления (руководство вуза и преподавательский состав кафедры физического воспитания и спорта), являющийся носителем управленческой деятельностиобъект управления (студенты) — каналы информации между ними (канал передающей информации от субъекта к объекту и канал обратной связи от объекта к субъекту). Сама деятельность по управлению развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта имеет сложную структуру и реализуется поэтапно. На каждом из этапов решаются свои специфические задачи.
Эффективность разработанной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов была проверена в ходе педагогического эксперимента. Организация и проведение педагогического эксперимента осуществлялись на базе Камского государственного политехнического института г. Набережные Челны. В педагогическом эксперименте приняли участие 186 студентов. В процессе эксперимента педагогической коррекции подверглись: организация, содержание и методика проведения всех форм физической культуры студентов.
Экспериментальная программа отличалась от общепринятой тем, что в ней организация занимающихся и методика проведения с ними различных форм физической культуры носили выраженную воспитательную направленность, способствующую развитию социально значимых качеств у студентов, а также укреплению межличностных отношений. При этом развитие социально значимых качеств строилось с учетом разработанной технологии управления этим процессом.
Эффективность экспериментальной технологии управления оценивалась по нескольким группам показателей: физической подготовленностифункциональному состоянию и уровню развития социально значимых качеств у студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп.
Анализ полученных показателей свидетельствует о положительных изменениях, произошедших в физической подготовленности, функциональном состоянии и уровне развития социально значимых качеств всех испытуемых, однако в экспериментальной группе эти изменения носили более выраженный характер, что может говорить об эффективности разработанной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов.
Объективным показателем эффективности разработанной технологии управления явился сравнительный анализ отзывов на выпускников вузов. По всем средним показателям, характеризующим знания, умения и личностные качества выпускников, проявляемые в профессиональной деятельности, в лучшую сторону выделяются специалисты из экспериментальной группы. Эти специалисты достоверно отличались от остальных, прежде всего, по уровню социальной активности и проявлению инициативы в профессиональной деятельности, умению принимать правильные решения и нести за них ответственность, настойчивости в выполнении профессиональных задач. Все это, как правило, позволяло названным выпускникам приобретать заслуженный деловой авторитет в своих коллективах.
Таким образом, в ходе проведенной работы была подтверждена выдвинутая рабочая гипотеза, полностью решены поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Список литературы
- Аверин А.Н. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. СПб., 1995.148 с.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. -М., 1976.- 165 с.
- Аверьянов А.Н. Системный подход в исследованиях. М.: Наука, 1976.-324 с.
- Агеевец В.У. Физическая культура и гармоническое развитие личности в социальном обществе: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Л., 1970.-С. 15.
- Агеевец В.У. О взаимосвязи физического и нравственного воспитания студентов // Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — С. 89−90.
- Агеевец В.У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности // Спорт в современном обществе. М.: ФиС, 1980. — С. 117−118.
- Агеевец В.У. Методологические и организационно-педагогические факторы совершенствования управления физической культурой в современном социалистическом обществе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1986.-55 с.
- Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1972.-203 с.
- Аккоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.168 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — 336 с.
- Ананьев Б.Г. Проблема «человеческого фактора» в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С. 41−63.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 127 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 323 с.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. — 284 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность познания и управления. -М.: Политиздат, 1980. 432 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. — 137 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — 24 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1981. 228 с.
- Балаховский A.A. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис.. докт. философ, наук. М., 1989. — 379 с.
- Барабанщиков A.B., Демин В. Г. О закономерностях психологического процесса. М.: ВПА, 1967. — 67 с.
- Барабанщиков A.B. Развитие творческого мышления у слушателей // Развитие творческого мышления у слушателей в ходе учебного процесса. М.: ВПА, 1973.-С. 10−11.
- Барабанщиков A.B., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф. и др. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. — С. 301.
- Барабанщиков A.B., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. и др. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. — 269 с.
- Белорусова В.В. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания советских спортсменов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1969. — 46 с.
- Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М.: ФиС, 1974. — 116 с.
- Берталанфи JI. Общая теория систем (критический обзор исследований об общей теории систем). М., 1969. — 512 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социология. М., 1972. — 96 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 198 с.
- Блонский П.П. Очерк научной психологии // Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1964. — С. 33−132.
- Блонский П.П. Физическое воспитание в школе первой ступени // Мои воспоминания. М.: Просвещение, 1971. — С. 49.
- Богданова Д.Я. Социометрическое обследование учебных групп в ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта // Тез. докл. 6-й метод, конф. 16−18 марта 1970 г. Л.: ГДОИФК, 1970. — С. 25−26.
- Богданова Д.Я. Характер межличностных взаимоотношений и их динамика в студенческих группах // Основы спортивной этики и нравственного воспитания спортсменов. Л.: ГДОИФК, 1977. — С. 19−26.
- Бодалев A.A. Необходимое условие творческой деятельности учителя // Советская педагогика. 1987. — № 4. — 49−52 с.
- Болотин А.Э., Букачев A.M. Военно-педагогические основы обучения управленческой деятельности специалистов по физической подготовке и спорту: Учебно-методическое пособие. СПб.: ВИФК, 1998. — 87 с.
- Болотин А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту: Дис.. докт. пед. наук. СПб., 2001. — 287 с.
- Варжеленко И.И. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1978. -213 с.
- Варфоломеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры: Автореф. дис.. докт. психол. наук. СПб., 1999.-40 с.
- Вейднер-Дубровин Л.А., Шейченко В. А. Сущность и структура системы физической подготовки войск // Теория и организация физической подготовки войск. СПб.: ВДКИФК, 1992. — С. 109−110.
- Волков И.П. Социально-психологические исследования в спорте // Теория и практика физической культуры. 1967. — № 8. — С. 39−42.
- Волков И.П. Изучение особенностей групповой психологии в спортивных играх // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — С. 241 247.
- Волков И.П. О количественном измерении организованности межличностных отношений в спорте // Теория и практика физической культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — № 9. — С. 7−10.
- Волков И.П. Исследование лидерства как функции задачи // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 94 с.
- Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 8, 14, 21.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. — С. 221.
- Волков Ю.Г. Личность и гуманизм: Социологический аспект. -Челябинск, 1995.-С. 61.
- Гагаева Г. М. Психология футбола. М.: ФиС, 1969. — 216 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 1994. — С. 61−74.
- Глоточкин А.Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1972.-С. 43.
- Гончаров А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991.-38 с.
- Гончаров В.Д. Лидерство как фактор групповой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1971.-21 с.
- Гончаров В.Д. Лидерство как один из способов организации групповой спортивной деятельности // Руководство и лидерство. Л., 1973.-С. 43−47.
- Гончаров В.Д. Лидерство как феномен организации межличностного общения и групповой спортивной деятельности // Личность и спорт. -М., 1975.-С. 63−79.
- Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Л., 1966. — Вып. 4. — С. 12.
- Горелов A.A. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб., 1994.547 с.
- Горелов A.A., Черепов В. А., Кадыров P.M. Социально-психологические основы организаторской деятельности в спорте. СПб.: ВИФК, 1997.- 183 с.
- Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990. — 128 с.
- Давыдов В.Ф. Воспитание курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в процессе обучения. М.: ВПА, 1973. — 191 с.
- Данилов A.A. Организация работы с кадрами в аппарате управления физкультурным движением: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1981.-С. 5−16.
- Демьяненко Ю.К., Петрушевский И. И. Рекомендации по организации и проведению экспериментальных исследований физической подготовленности военнослужащих. Л.: ВДКИФК, 1974.- 135 с.
- Демьяненко Ю.К. Дис.. докт. пед. наук на спецтему (в форме научного доклада). СПб., 1995. — 55 с.
- Деркач A.A., Исаев A.A. Творчество тренера. М.: ФиС, 1986.1. С. 52.
- Джамгаров Т.Т. Воспитание волевых качеств (решительности, смелости) у советских воинов средствами физической подготовки спорта: Дис.. канд. пед. наук.-Л., 1954.-С. 54−76.
- Джамгаров Т.Т. Физическая подготовленность личного состава как важный фактор боеспособности Сухопутных войск // Тез. докл. научно-исследовательского совета управления физической подготовкой и спортом. Л.: КВИФФКиС, 1959.-С. 10−13.
- Джамгаров Т.Т. О значении различных видов спортивной деятельности для формирования и совершенствования некоторых профессионально важных качеств // Тез. 3-го Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1968. — Т. 3. — С. 45−47.
- Джамгаров Т.Т. Физическая подготовка в Вооруженных Силах СССР // Советская система физического воспитания. М., 1975. — С. 299 329.
- Джамгаров Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М.: ФиС, 1983.-80 с.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 128 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы и исследования: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МГУ, 1984. -208 с.
- Дорофеев В.А. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1983.273 с.
- Дюркгейм Э. Социология и теория познания. М., 1980. — 122 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Лениздат, 1985. — 148 с.
- Ендальцев Б.В. Дис.. докт. биол. наук на спецтему.-Л., 1986.348 с.
- Железняк Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия физической культуры, 2001.-260 с.
- Жмарев Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте. -Киев: Здоров’я, 1986. 144 с.
- Жолдак В.И. Социально-педагогические основы производственной культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1991. — 50 с.
- Зотова О.И. Социально-психологическое исследование деятельности соревнующихся коллективов // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 197−208.
- Зыков A.B. Физическая подготовка как фактор социально-психологической адаптации курсантов ввуза в период общевойсковой подготовки. — СПб.: ВИФК, 1998. — 156 с.
- Зюкин A.B. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб., 1999.368 с.
- Иванов А.Ф. Проблема активности творческой деятельности учителей сельской школы в системе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 229 с.
- Кадыров P.M. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. JI., 1991.314 с.
- Кандыбович JI.A. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. — 98 с.
- Каширин В.П. Самоутверждение курсантов. М.: ВПА, 1984.57 с.
- Кикоть В.Я. Психология, педагогика высшего образования. -СПб., 1996.-320 с.
- Китов А.И. Психология управления. М., 1979. — 345 с.
- Кожевникова Н.В. Взаимоотношения в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 8. — С. 61−63.
- Коломейцев Ю.А. Возможность влияния на статус спортсмена в команде с целыо повышения его мастерства // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 9. — С. 64−67.
- Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. -М.:ФиС, 1984.-С. 127.
- Комаров И.И., Воронова К. А., Данилов А. А. Деловая оценка работников аппарата управления в физкультурном движении // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 10. — С. 53−55.
- Краснов Н.В. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1986.235 с.
- Кричевский Р.Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. 1973. -№ 3. -С. 19.
- Кричевский Р.Л. Проблемы межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. 1979. — № 5. -С. 20.
- Кричевский Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — С. 223.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладные аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 203 с.
- Кузнецов В.Г. Дис.. кан. пед. наук на спецтему. СПб., 1993.176 с.
- Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности // Социальная психология личности. Л.: ЛГУ, 1974. — С. 139.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 160 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М., 1980. -368 с.
- Куликов Л.М. Резервы повышения практической выучки курсантов: Научно-методический сборник. М.: ГУВУЗ МО СССР, 1995. — № 23. — С. 23−28.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. -М., 1980.-С. 303−324.
- Лисовская В.А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педагогическом вузе: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984.- 170 с.
- Лобанов C.B. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. СПб., 1995.-284 с.
- Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — Вып. 6. — С. 24−27.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 295 с.
- Луценко С.А. Основные причины, влияющие на принятие управленческих решений по физической подготовке // Матер, итог. науч. конф. СПб.: ВИФК, 1996. — С. 90−92.
- Макаренко A.C. Методика воспитательной работы // Избранные педагогические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Политиздат, 1977. -162 с.
- Макаров А.Г. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1984.216 с.
- Макаров А.Г. Об исследовании проблемы спортивной этики и нравственного воспитания курсантов-спортсменов. // Тез. докл. итог. науч. конф. адъюнктов и соискателей института за 1983 г. Л.: ВДКИФК, 1984. -С. 32.
- Макаров А.Г. Взаимосвязь занятий спортом с успеваемостью и общественной активностью курсантов. // Тез. докл. итог. науч. конф. за 1987 г. Л.: ВДКИФК, 1988. — С. 117.
- Мангутов И.О. Некоторые вопросы измерения социально-психологических структур формальных коллективов // Проблемы повышения эффективности научно-исследовательской работы. Новосибирск, 1969.1. С. 3−8.
- Манукян Д.Б., Кармен В. Н. Коммуникативные связи в процессе спортивной деятельности // 3-я Всесоюзная конференция по социологическим проблемам физкультуры и спорта. М., 1977. — С. 129−130.
- Марищук В.Л. Самовоспитание военнослужащих, самовоспитание спортсменов. Л.: ВДКИФК, 1979. — 46 с.
- Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. докт. психол. наук. Л.: Изд-воЛГУ, 1982.-51 с.
- Марищук В.Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. М.: ФиС, 1983. — 111 с.
- Марищук В.Л. Принципы и методы воспитания. СПб.: ВИФК, 1992.-40 с.
- Марищук В.Л., Щуревич Г. А. Принципы и методы обучения в военной педагогике и физической подготовке. СПб.: ВИФК, 1992. — 59 с.
- Марищук В.Л., Романенко Н. В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военно-учебного заведения (на примере военно-физкультурного ВУЗа). СПб.: ВИФК, 1996. — 299 с.
- Марков М.Т. Теория социального управления. М., 1978.267 с.
- Массалова К.В. Изучение и формирование взаимоотношений школьников в процессе деятельности на уроках физической культуры и внеклассных занятиях спортом: Дис. канд. пед. наук. М., 1968. — 190 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991. — 543 с.
- Миронов В.В. Дис. докт. пед. наук на спецтему. Л., 1991.375 с.
- Митин H.A., Борщ В. Н. Коррекция социально-психологических показателей один из путей оптимизации тренировочного прогресса волейболистов. // Тез. докл. итог. науч. конф. за 1982 г. — Л.: ВДКИФК, 1983.-С. 158.
- Михайловский В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 232 с.
- Морено Я. Социометрия. М.: Мир, 1958. — 244 с.
- Мустафова Ю. Г. Сплоченность как фактор успешной деятельности малой группы: Дис. канд. пед. наук. Л., 1971. — 184 с.
- Неверкович С.Д. Совершенствовать методы подготовки кадров управления // Теория и практика физической культуры. № 8. — 1982. -С. 7−9.
- Неверкович С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1988. -31 с.
- Нестеров A.A. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1972. — 190 с.
- Нестеров A.A., Щеголев В. А. Некоторые социально-психологические механизмы сплочения воинского коллектива в процессе совместной игровой деятельности // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка. Л.: ВДКИФК, 1983. — С. 54−58.
- Нестеров A.A. Демьяненко Ю. К., Щеголев В. А. Состояние и перспективы научного обоснования системы руководящих документов по физической подготовке и спорту в CA и ВМФ: Учебное пособие. Л.: ВИФК, 1983.-67 с.
- Нестеров A.A., Щеголев В. А. Физическая подготовка и спорт как средство сплочения воинских коллективов. Л.: ВДКИФК, 1985. — 84 с.
- Николаев C.B. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. СПб., 1993.- 180 с.
- Николаев C.B. Педагогические основы социализации военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2002. — 50 с.
- Паляница Б.Н., Хуббиев Ш. З. Влияние физической подготовки на боеспособность военнослужащих // Матер, учебно-методического сбора начальников кафедр ФП и СП ВУЗов в МО СССР. Л.: ВДКИФК, 1988. -С. 26−38.
- Панасюк В.П. Дис. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1991.281 с.
- Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы.-М., 1977.- 120 с.
- Пашута В.Л., Романенко Н. В., Романенко А. Н. Психолого-педагогические основы укрепления воинской дисциплины курсантов военно-физкультурного вуза. СПб.: ВИФК, 1998. — 116 с.
- Пеньковский Е.В. Воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом. М.: ВУ, 1999. — 178 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петрушенко Л.Л. Общая теория систем. М.: Наука, 1975.128 с.
- Платонов К.К. О процессе самоуправления коллектива / Коллектив и личность / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — 127 с.
- Платонов К.К. Общие проблемы теории коллектива и групп // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 227 с.
- Плахтиенко В.А. Теоретические и методические основы моделирования в спорте // Моделирование системы физической подготовки и спорта. Л.: ВДКИФК, 1987. — С. 5−16.
- Подоляк Я.В. Личность и коллектив. // Психология военного управления. М.: Воениздат, 1989. — 351 с.
- Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта.-М.: ФиС, 1974.-С. 35.
- Пономарев Н.И. Идейное воспитание в процессе физического воспитания // Идейно-политическое воспитание физкультурников и спортсменов. M., 1975.-С. 47.
- Пономарев H.И. О системном подходе в исследованиях физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. -1976.-№ 6.-С. 6−9.
- Потапов H.A. Организационно-управленческая деятельность преподавателя кафедры физической подготовки военно-учебного заведения: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 104 с.
- Прохорова М.В. Нравственное воспитание студентов вузов // Теория и практика педагогики вузов. Л.: ИФК им. Лесгафта, 1987. — 2125 с.
- Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетенции специалистов по физической культуре и спорту: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 1993. — 43 с.
- Пуни А.И. Моральный облик советского спортсмена. Л., 1954.-23 с.
- Пуни А.И. К психологической теории спортивной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1973. — № 12. — С. 10−14.
- Пуни А.И. О теоретическом подходе к психологической характеристике личности спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1976.-№ 3. — С. 58−61.
- Радушкевич Л.Я. Особенности творчества преподавателя высшей школы в конструировании учебной информации: Дис.. канд. пед. наук.-Л., 1978.-210 с.
- Романенко Н.В. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. — СПб., 1996.-483 с.
- Румянцева В.И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1975.-24 с.
- Румянцева В.И. Лидер: Опыт изучения психологии неформального лидерства. СПб.: СПб ГТУ, 1996. — С. 137−156.
- Рябчиков А.И. Классификация типов взаимодействия и взаимоотношений в групповых и парных: видах спорта // Теория и практика физической культуры. —1988. — № 7. С. 3.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.354 с.
- Сафонов A.A. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1978.201 с.
- Сидоров A.A. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. JI., 1986.447 с.
- Слепов В.Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий (На опыте ВОВ и «горячих точек»). СПб.: ВВКУ МВД РФ, 1996. — 16 с.
- Слепов В.Я. История отечественной военной педагогики. -СПб.: ВВКУ МВД РФ, 1997. 220 с.
- Соков Ф.Н. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. JI., 1990.266 с.
- Солоницын В.А. Становление молодого преподавателя военного училища: Дис. канд. пед. наук. M., 1982. — 238 с.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Студенческие коллективы и спорт. М.: ГЦАФК, 2000. — 73 с.
- Терещенко С.Г. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1979. -269 с.
- Тимофеев Ю.Н. Влияние физической культуры и спорта на социально-психологические характеристики личности и группы: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1976. — 27 с.
- Тищенко Г. Г. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1985.227 с.
- Трапезников В.Г. Теория управления: развитие и проблемы. -М., 1974.-223 с.
- Утехина Ю.Н. Исследование социально-психологических структур личности спортсмена и спортивных коллективов: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1973.-С. 10−15.
- Утлик Э.П. Политико-моральное состояние воинского коллектива. М.: ВПА, 1982. — С. 43.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. J1.-M., 1924. — 123 с.
- Филиппов A.B., Ковалев C.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1984. — Т. 7. — Вып. 1. -С. 32−35.
- Филиппов A.B. Анализ управленческих ситуаций // Психологический журнал. 1986. — Т. 9. — Вып. 2. — С. 18−20.
- Хальзов В.И. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения.-JI., 1998.-90 с.
- Ханин Ю.Л. Внутригрупповое общение и условия взаимной деятельности (на мат. иссл. спорт, игр): Автореф. дис.. канд. психол. наук.-Л., 1970.-18 с.
- Ханин Ю.Л. К методологии изучения состояния личности в группе // Матер. 3-й Всесоюзной конференции по социологическим проблемам физической культуры и спорта. М., 1977. — С. 11−15.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980.223 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности: Дис.. докт. психол. наук. Л., 1985. — С. 94−101.
- Холодов И.П. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1985.251 с.
- Хуббиев Ш. З. О необходимости разработки критериев оценки деятельности начальника физической подготовки и спорта воинской части //Тез. докл. итог. науч. конф. за 1986 год. Л.: ВДКИФК, 1987. — С. 80−81.
- Хуббиев Ш. З. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб., 1996.-395 с.
- Черепкова С.А. Акмеологические предпосылки совершенствования руководящей деятельности заведующего кафедрой физического воспитания вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1999. — 23 с.
- Черепов В.А. Проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта: Хрестоматия. СПб: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998.-245 с.
- Чернышев A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М.: ИП АН СССР, 1980. 18 с.
- Шабанов Г. А. Развитие творчества преподавателей высших военных учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. M., 1992. — 218 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 425 с.
- Шашкин Г. А. Организационно-педагогические аспекты системы подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 46 с.
- Щеголев В.А. Укрепление межличностных отношений в воинском коллективе средствами и методами физической подготовки // Тез. докл. итог. науч. конф. ин-та за 1981 год. Л.: ВДКИФК, 1982. — С. 31−34.
- Щеголев В.А., Барчуков И. С. Психолого-педагогические особенности национального и интернационального воспитания курсантов и слушателей в процессе занятий физической подготовкой и спортом. Л.: ВДКИФК, 1983.-С. 58−61.
- Щеголев В.А., Демьяненко Ю. К., Орлова В. В. Физические упражнения в системе военно-профессионального отбора: Учебное пособие. -Л.: ВДКИФК, 1984.-71 с.
- Щеголев В.А., Соков Ф. Н. Исследование зависимости характера межличностных взаимоотношений военнослужащих от мотивов занятий спортом // Тез. докл. итог. науч. конф. за 1984 г. JI.: ВДКИФК, 1985. — С. 8485.
- Щеголев В.А., Соков Ф. Н. Влияние мотивов занятий спортом на развитие межличностного взаимодействия курсантов. JI.: ВДКИФК, 1986.-С. 34−36.
- Щеголев В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической подготовки. JL: МО СССР, 1990. — 169 с.
- Щеголев В.А. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб., 1991.-418с.
- Щеголев В.А. Педагогика управления физической культурой и спортом. СПб.: СПГУ — ВИФК, 2000. — 119 с.
- Щедрин Ю.Н. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб.: ВИФК, 2003.-498 с.
- Щуревич Г. А., Марищук B.J1. Принципы и методы воспитания в военной педагогике и физической подготовке. СПб.: ВИФК, 1992. -40 с.
- Щуревич Г. А. Организация учебно-воспитательного процесса военно-физкультурного ВУЗА в условиях военной реформы. СПб.: ВИФК, 1997.-144 с.
- Юсуфи В.К. Развитие позитивных межличностных отношений у курсантов вузов средствами физической подготовки и спорта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2003. — 24 с.
- Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. -Л.: ЛГУ, 1994.- 115 с.
- Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998. — 376 с.
- Bouet M. Integrational functions of sport in the height of research, based on questionnalies // IROSS. 1969. — № 4.
- Homans G.G. Fundamental social process. // In NJ Smelser Sociology: N.Y., 1973.
- Martens R., Peterson I. Group «cohesiveness» as a determinant of success and member satisfactions in team performance // IROSS. 1971. — № 6. — P. 27−29.
- Niva T.A. Methodological study on the group cohesiveness of sport group based on sociometry // IROSS. 1968. — № 3.
- Thompson K.R., Kson Th.L. The Greation of Certain, 1983. P. 437 450.
- Wohl A. Spolecrne problems culture fizyoznei worzaws, 1968. -P. 123.
- Wohl A., Padeihicwier E. The theoretical and methological assup-tions of research on the progress of informent in sport and sport socializations // IROSS. 1973.- № 7.-P. 14.