Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты опроса специалистов по физической культуре и спорту свидетельствуют, что условиями, необходимыми для успешного управления развитием социально значимых качеств являются: совершенствование подбора, обучения и расстановки преподавателей по физической культуре и спорту (сумма баллов 37) — стимулирование роста разностороннего физического развития студентов (51) — подбор наиболее эффективных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений как научная проблема
    • 1. 2. Высшее учебное заведение как педагогическая система, формирующая социально значимые качества у студентов
    • 1. 3. Методические подходы к развитию социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта
    • 1. 4. Цель, гипотеза и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО
    • V. ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
      • 3. 1. Факторы, влияющие на развитие социально значимых качеству студентов вузов
      • 3. 2. Условия, необходимые для эффективного управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов
      • 3. 3. Обоснование технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
    • 4. 1. Разработка критериев оценки эффективности деятельности преподавателей по развитию социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта
    • 4. 2. Организация педагогического эксперимента
    • 4. 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Важной и неотъемлемой составной частью государственной социально-экономической политики являются обучение и воспитание студенческой молодежи. Многолетний опыт функционирования физической культуры и спорта в вузах свидетельствует о том, что физкуль-турно-спортивная деятельность при соответствующей ее организации и проведении может служить эффективным средством воспитания студентов, развития у них социально значимых качеств (И.П.Волков, 1967, 1968; В. У. Агеевец, 1970, 1978; В. В. Белорусова, 1974; Н. И. Пономарев, 1975; Б. Г. Ананьев, 1976, 1977; Д. Я. Богданова, 1977; Д. Б. Манукян, В. Н. Кармен, 1977; Ю. А. Коломейцев, 1984; Р. Л. Кричевский, М. М. Рыжак, 1985; А.А.Дер-кач, А. А. Исаев, 1986; Г. М. Андреева, 1988; Е. В. Пеньковский, 1999; Ю. Д. Железняк, П. К. Петров, 2001 и др.).

В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди студентов вузов. По данным Правительства Российской Федерации, самая острая проблема, требующая срочного решения — это низкое физическое развитие студенческой молодежи, наличие в ее среде таких пагубных явлений, как наркомания, алкоголизм, курение, нарушение законности и правопорядка.

Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 2003 году их стало 1 млн. 400 тыс. человек, что на 5% больше, чем в 2002 году.

Отечественный и зарубежный опыт убедительно свидетельствует о том, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди студенческой молодежи, исключительно высока.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», подписанном Президентом России 29 апреля 1999 года, отмечается необходимость дальнейшего совершенствования системы управления отдельными звеньями физкультурно-спортивного движения в стране, особенно в сфере воспитания молодежи, развития у нее социально значимых качеств. Все вышеизложенное и обусловило актуальность научного исследования.

Объект исследования — процесс развития социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.

Предмет исследования — управление развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.

Научная новизна работы заключается в обосновании и разработке поэтапной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием специально подобранных средств физической культуры и спорта.

Выявлены факторы, влияющие на развитие социально значимых качеств у студентов вузов: уровень профессиональной подготовленности преподавателей по физической культуре и спортуналичие физкультурно-спортивного опытаточное обоснование педагогических целей и задач по воспитанию студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельностиучет индивидуально-психологических особенностей студентов, их личностного развития, физкультурных интересов и запросовуровень сплоченности студенческого коллектива и тенденции его развития, конфликтность в учебной группе.

Определены условия, необходимые для эффективного управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта: совершенствование подбора, обучения и расстановки преподавателей по физической культуре и спортустимулирование роста разностороннего физического развития студентоввсестороннее методическое и материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре и спортуформирование здорового морально-психологического климата в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности студентовсогласование усилий всех должностных лиц вуза и кафедры физического воспитания и спорта при решении воспитательных задачулучшение условий труда и отдыха преподавателей по физической культуре и спорту.

Разработаны критерии оценки эффективности деятельности преподавателей по развитию социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.

Установлено положительное влияние разработанной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием специально подобранных средств физической культуры и спорта.

Практическая значимость работы определяется тем, что в ней представлен комплекс научно обоснованных и экспериментально проверенных рекомендаций по управлению развитием социально значимых качеств у студентов вузов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными направлениями работы по эффективному управлению развитием социально значимых качеств у студентов вузов в процессе физ-культурно-спортивной деятельности являются: четкое определение педагогических целей и вытекающих из них воспитательных задач на занятиях по физической культуре и спортуготовность всех руководителей вуза и преподавателей кафедры физического воспитания и спорта к высокопрофессиональному осуществлению педагогической деятельностиполное использование педагогического потенциала различных сфер физкультурно-спортивной деятельности студентов: учебной, спортивной, физкультурно-оздоровительной, соревновательной, внутриколлективной и сферы взаимоотношений с преподавателяминаучная организация управления процессом физической культуры и спорта.

2. Создание оптимальных условий для управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов включает: совершенствование системы подбора, обучения и расстановки преподавательского состава кафедры физического воспитания и спортастимулирование разностороннего физического развития студентоввсестороннее методическое и материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре и спортуформирование здорового морально-психологического климата в процессе физкультурно-спортивной деятельности у студентовулучшение условий труда и отдыха преподавателей по физической культуре и спорту.

3. Технология управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов, а также подбор средств физической культуры и спорта строятся на основе поэтапного учета факторов, влияющих на эффективность их формирования.

ВЫВОДЫ.

1. В результате проведенного исследования установлено, что развитие социально значимых качеств у студентов вузов имеет свои особенности: оно происходит, как правило, в составе учебной группыв рамках социально-позитивной совместной учебной деятельностипоэтапно, с учетом закономерностей развития коллективана основе фиксации отношения каждого студента учебной группы к целям и задачам групповой деятельностив условиях межличностного взаимодействия студентов в процессе совместной учебыв ходе формирования межличностных отношений, строящихся на непосредственных эмоциональных контактах.

2. Результаты проведенного исследования по ранжированию факторов, влияющих на развитие социально значимых качеств в процессе физ-культурно-спортивной деятельности, свидетельствуют, что наиболее важным из них является высокий уровень профессиональной подготовленности преподавателей по физической культуре и спорту (сумма рангов 41), далее следуют такие, как: наличие физкультурно-спортивного опыта у студентов (59) — точное обоснование педагогических целей и задач по воспитанию в процессе физкультурно-спортивной деятельности (73) — учет индивидуально-психологических особенностей студентов, их личностного развития, физкультурных интересов и запросов (89) — уровень сплоченности студенческого коллектива и тенденции его развития (116) — конфликтность в учебной группе (132).

3. Изучение наличия физкультурно-спортивного опыта как одного из ведущих факторов, влияющих на развитие социально значимых качеств, свидетельствует, что студенты хорошо физически подготовленные превосходили своих сокурсников по показателям эмоциональной экспансивности, группового единства и сплоченности, устойчивости межличностных отношений на всех этапах предварительного обследования, в течение первого курса обучения в вузе.

Так, в начале обучения в вузе социометрический статус по деловому критерию в группе «лучших» равнялся 42,1%, а в группе «худших» -32,2%- эмоциональная экспансивность — 49,8% и 33,5%- групповое единство — 42,1% и 27,2%- групповая сплоченность 41,7% и 21,2%- устойчивость межличностных отношений 56,5% и 31,5% соответственно.

В группе «лучших» студентов более выраженно, чем у остальных, наблюдалось проявление таких качеств, как: ответственностьисполнительностьуверенность в своих силахинициатива и настойчивостьволяжелание помочь сокурсникам и др. Достоверность различий по большинству перечисленных качеств исследуемых находится на 95-процентном уровне.

4. Результаты опроса специалистов по физической культуре и спорту свидетельствуют, что условиями, необходимыми для успешного управления развитием социально значимых качеств являются: совершенствование подбора, обучения и расстановки преподавателей по физической культуре и спорту (сумма баллов 37) — стимулирование роста разностороннего физического развития студентов (51) — подбор наиболее эффективных средств физической культуры и спорта для развития социально значимых качеств (65) — всестороннее методическое и материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре и спорту (77) — формирование здорового морально-психологического климата в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов (89) — согласование усилий всех должностных лиц вуза и кафедры физического воспитания и спорта при решении воспитательных задач (96) — улучшение условий труда и отдыха преподавателей по физической культуре и спорту (112).

5. Как показали проведенные исследования, в улучшении эффективности управления развитием социально значимых качеств у студентов важное место принадлежит подбору соответствующих средств физической культуры и спорта.

Результаты проведенного анкетирования преподавательского состава и студентов показали, что спортивные игры (39,1%) и командные соревнования (28,3%) имеют наибольшую значимость по сравнению с легкой атлетикой и лыжным спортом (15,3%), а также другими видами спорта (17,3%). Вариабельность ответов указывает на целесообразность применения спортивных игр и групповых физических упражнений, которые оказывают положительное влияние на формирование социально значимых качеств у студентов.

6. Проведенное исследование позволило разработать технологию управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта, включающую четыре этапа: «целевой», «предписывающий», «исполнительный» и «обобщающий».

На первом этапе («целевом») необходимо: изучить уровень развития социально значимых качеств у студентовопределить цели по развитию этих качеств, исходя из уровня развития коллективаобучить преподавателей использованию средств физической культуры и спорта для эффективного их развития.

На втором этапе («предписывающем») следует: выработать, принять решение и спланировать действия руководства вуза и преподавателей кафедры физического воспитания и спорта для развития социально значимых качеств у студентовпровести работу, связанную с материально-техническим и методическим обеспечением занятий по физической культуре и спорту.

На третьем этапе («исполнительном») необходимо решать задачи по: развитию внутриколлективного взаимодействия на основе применения спортивных игр, эстафет, массовых гимнастических упражнений, расширению межличностного общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности на основе совместного посещения спортивных секций, соревнований, выполнения упражнений одинаковой направленностиформированию морально-волевых и психологических качеств на основе использования специальных упражненийразвитию социально значимых качеств в процессе соревновательной деятельности (командные соревнования, эстафеты, игровые виды спорта).

На четвертом этапе («обобщающем») следует: организовать контроль за ростом социально значимых качеств в процессе физкультурно-спортивной деятельностисравнить полученные результаты с планируемымиопределить малоэффективные средства физической культуры и спортавнести изменения в программу действий и устранить причины недостаточно высокой эффективности управления развитием социально значимых качеств у студентов.

7. В результате проведенного педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы (ЭГ) продемонстрировали достоверно лучшие результаты по сравнению с контрольной группой (КГ) по показателям развития социально значимых качеств, физической подготовленности, функционального состояния, нравственного развития, самовоспитанию и состоянию общегрупповой атмосферы.

Способность к межличностной коммуникации в конце педагогического эксперимента в ЭГ составила 7,9±0,02 балла, а в КГ — 7,3±0,05 балласоциальная активность 7,6±0,03 и 7,0±0,05- уверенность в своих силах 8,2±0,03 и 7,6±0,04- настойчивость и упорство в достижении поставленной цели 7,9±0,02 и 7,0±0,05- выдержка и самообладание 7,8±0,02 и 7,2±0,03- личностный статус 8,4±0,03 и 8,0±0,04- дисциплинированность 6,9±0,02 и 6,8±0,03 балла соответственно.

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в России, требуют от педагогической науки поиска новых подходов к решению воспитательных задач студенческой молодежи. Среди молодого поколения значительно снизился общий культурно-образовательный уровень. В последние годы в воспитании молодых людей образовался вакуум, который пытаются заполнить своим влиянием организации экстремистского толка с жесткой системой управления, произошла переориентировка моральных устоев. Это привело к тому, что в студенческой среде все больше появляется людей, употребляющих спиртные напитки, наркотики и другие психотропные средства.

Задача развенчать эти устои, стереотипы, сформировать здоровую морально-правовую атмосферу в студенческих коллективах, основанную на развитии социально значимых качеств у студентов, становится приоритетной в деятельности управленческого звена и преподавательского состава вузов.

В работах А. Г. Макарова (1984), В. Л. Марищука (1985), Ф. Н. Сокова (1990), В. А. Щеголева (1991), С. В. Николаева (1993), А. Н. Аверина (1995), Н. В. Романенко (1996), В. П. Панасюка (1997), А. В. Зюкина (1999), Ю. Н. Щедрина (2003), В. К. Юсуфи (2003) и многих других авторов отмечается, что социально значимые психологические, нравственные и моральные качества можно успешно формировать в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Однако, несмотря на обилие работ по данной проблематике, нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению вопроса об эффективном управлении развитием социально значимых качеств у студентов с использованием средств физической культуры и спорта.

Все вышеизложенное определило цель, гипотезу и задачи исследования.

Для решения первой задачи исследования были изучены литературные источники отечественных и зарубежных авторов, руководящие документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства образования России, а также Программа обучения студентов по физической культуре и спорту.

В процессе решения этой задачи изучались особенности развития социально значимых качеств у студентов вузов и выявлялись факторы, влияющие на их формирование в процессе физкультурно-спортивной деятельности. В результате проведенного литературного анализа было выявлено, что социально значимые качества студентов развиваются в условиях межличностного взаимодействия в процессе совместной учебы. При этом их формирование происходит поэтапно, с учетом закономерностей развития коллективав составе учебной группына основе фиксации отношения каждого студента учебной группы к целям и задачам ее деятельности. Развитие социально значимых качеств происходит в процессе непосредственных эмоциональных контактов студентов.

Деятельность каждого студента вуза социальна. Формы его социального поведения в различных ситуациях существования коллектива разнообразны. Л. А. Кандыбович (1985), Б. Ф. Ломов (1991) отмечают, что социальное поведение человека определяет, прежде всего, его адаптирован-ность к условиям среды.

Широкая сфера влияния межличностных отношений остро ставит проблему изучения факторов, определяющих закономерности возникновения и динамики взаимных контактов между людьми, тенденции развития социально значимых качеств. Для определения и оценки факторов, влияющих на развитие социально значимых качеств у студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности, был проведен опрос специалистов по физической культуре и спорту. В результате проведенного опроса было выявлено, что наиболее важными факторами, влияющими на характер развития социально значимых качеств у студентов, являются уровень профессиональной подготовленности преподавателей по физической культуре и спортуналичие физкультурно-спортивного опыта у студентовточное обоснование педагогических целей и задач по воспитанию в процессе физкультурно-спортивной деятельностиучет индивидуально-психологических особенностей студентов, их личностного развития, физкультурных интересов и запросовуровень сплоченности студенческого коллектива и тенденции его развития, а также конфликтность в учебной группе.

Более детальное изучение такого фактора, как наличие физкультурно-спортивного опыта у студентов показало, что спортивная деятельность для них личностно значима. В литературе имеются данные, указывающие на то, что высокий и разносторонний уровень физкультурно-спортивной подготовленности в значительной степени способствует нейтрализации негативных изменений, происходящих в психике студентов, и тем самым влияет на более эффективное развитие социально значимых качеств. Характер проявления тех или иных социально значимых качеств у студентов изучался на основе экспертного опроса и самооценки испытуемых. Результаты исследования, в котором приняло участие 87 студентов первого курса Камского государственного политехнического института города Набережные Челны, свидетельствуют, что по большинству показателей, характеризующих проявление различных социально значимых качеств, преимущество имеют студенты с более высоким уровнем физической подготовленности.

Анализ специальной литературы (В.Л.Марищук, 1979; В. П. Каширин, 1984; А. А. Сидоров, 1986; В. А. Щеголев, 1991; В. И. Хальзов, 1993; В.Я.Сле-пов, 1996 и др.) свидетельствует, что эти авторы особое внимание обращают на проявление социальной активности как важнейшей характеристики человека. Поэтому нами было проведено специальное исследование по изучению этого качества у студентов с различными показателями их физкультурно-спортивного опыта. Социальная активность изучалась на примере участия студентов в общественной работе, направленной на регулирование различных сторон жизни коллектива. Исследование показало, что среди студентов, регулярно занимающихся спортом, больше выполняющих постоянные общественные поручения и находящихся на выборной общественной работе.

С помощью комплексного критерия, объединяющего в себя такие показатели, как сам факт участия в социальной деятельности, мотивы участия в ней, были выделены несколько групп студентов. Группы подразделялись не только по типу поведения в сфере социальной деятельности, но и по степени активности. Студенты с высоким уровнем активности были объединены в первую группу, со средним — во вторую, с низким — в третью. Четвертая группа включала в себя лиц с уровнем практической пассивности. Как показало проведенное исследование, активность в физкуль-турно-спортивной сфере довольно тесно связана с активностью в тех или иных сферах социальной деятельности.

Комплексный подход к изучению социальной активности студентов, с одной стороны, свидетельствует о том, что среди лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, активность в общественной сфере выше. С другой стороны, социальная активность как одно из важнейших социально значимых качеств студента заметно влияет на его активность в физкультурно-спортивной деятельности. Эта диалектическая взаимосвязь указывает на большие возможности средств физической культуры и спорта в повышении социальной активности студентов.

Изучив особенности развития социально значимых качеств у студентов и выявив факторы, влияющие на их формирование в процессе физкультурно-спортивной деятельности, мы приступили к решению второй задачи исследования. В ходе решения этой задачи определялись условия, необходимые для эффективного управления развитием социально значимых качеств. Проведенное исследование по ранжированию условий позволило выявить наиболее важные из них. К ним относятся: совершенствование подбора, обучения и расстановки преподавателей по физической культуре и спортустимулирование роста разностороннего физического развития студентовподбор наиболее эффективных средств физической культуры и спорта для развития социально значимых качестввсестороннее методическое и материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре и спортуформирование здорового морально-психологического климата в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности студентовсогласование усилий всех должностных лиц вуза и кафедры физического воспитания и спорта при решении воспитательных задач.

Определив условия, необходимые для эффективного управления развитием социально значимых качеств, мы приступили к решению третьей задачи исследования. В ходе ее решения разрабатывалась технология управления развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта, а затем экспериментально проверялась ее эффективность.

Практика свидетельствует, что развитие социально значимых качеств у студентов вузов осуществляется тем успешнее, чем совершеннее процесс управления им. При этом анализ управленческой деятельности по развитию социально значимых качеств свидетельствует, что она имеет свою внутреннюю логику и определенные закономерности (Н.И.Герчико-ва, 1994; Л. М. Куликов, 1995; В. А. Черепов, 1998; И. А. Потапов, 1999; А.Э.Бо-лотин, 2001 и др.).

Специальное изучение данного вопроса показало, что управление развитием социально значимых качеств в процессе занятий спортом представляет собой специально осуществляемую руководством вуза и преподавателями по физической культуре деятельность, направленную на всестороннее воспитание студентов. Данная деятельность входит составной частью в общий контур управления, который включает в себя: субъект управления (руководство вуза и преподавательский состав кафедры физического воспитания и спорта), являющийся носителем управленческой деятельностиобъект управления (студенты) — каналы информации между ними (канал передающей информации от субъекта к объекту и канал обратной связи от объекта к субъекту). Сама деятельность по управлению развитием социально значимых качеств у студентов вузов с использованием средств физической культуры и спорта имеет сложную структуру и реализуется поэтапно. На каждом из этапов решаются свои специфические задачи.

Эффективность разработанной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов была проверена в ходе педагогического эксперимента. Организация и проведение педагогического эксперимента осуществлялись на базе Камского государственного политехнического института г. Набережные Челны. В педагогическом эксперименте приняли участие 186 студентов. В процессе эксперимента педагогической коррекции подверглись: организация, содержание и методика проведения всех форм физической культуры студентов.

Экспериментальная программа отличалась от общепринятой тем, что в ней организация занимающихся и методика проведения с ними различных форм физической культуры носили выраженную воспитательную направленность, способствующую развитию социально значимых качеств у студентов, а также укреплению межличностных отношений. При этом развитие социально значимых качеств строилось с учетом разработанной технологии управления этим процессом.

Эффективность экспериментальной технологии управления оценивалась по нескольким группам показателей: физической подготовленностифункциональному состоянию и уровню развития социально значимых качеств у студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп.

Анализ полученных показателей свидетельствует о положительных изменениях, произошедших в физической подготовленности, функциональном состоянии и уровне развития социально значимых качеств всех испытуемых, однако в экспериментальной группе эти изменения носили более выраженный характер, что может говорить об эффективности разработанной технологии управления развитием социально значимых качеств у студентов.

Объективным показателем эффективности разработанной технологии управления явился сравнительный анализ отзывов на выпускников вузов. По всем средним показателям, характеризующим знания, умения и личностные качества выпускников, проявляемые в профессиональной деятельности, в лучшую сторону выделяются специалисты из экспериментальной группы. Эти специалисты достоверно отличались от остальных, прежде всего, по уровню социальной активности и проявлению инициативы в профессиональной деятельности, умению принимать правильные решения и нести за них ответственность, настойчивости в выполнении профессиональных задач. Все это, как правило, позволяло названным выпускникам приобретать заслуженный деловой авторитет в своих коллективах.

Таким образом, в ходе проведенной работы была подтверждена выдвинутая рабочая гипотеза, полностью решены поставленные задачи и достигнута цель исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. СПб., 1995.148 с.
  2. А.Н. Система: философская категория и реальность. -М., 1976.- 165 с.
  3. А.Н. Системный подход в исследованиях. М.: Наука, 1976.-324 с.
  4. В.У. Физическая культура и гармоническое развитие личности в социальном обществе: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Л., 1970.-С. 15.
  5. В.У. О взаимосвязи физического и нравственного воспитания студентов // Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — С. 89−90.
  6. В.У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности // Спорт в современном обществе. М.: ФиС, 1980. — С. 117−118.
  7. В.У. Методологические и организационно-педагогические факторы совершенствования управления физической культурой в современном социалистическом обществе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1986.-55 с.
  8. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1972.-203 с.
  9. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.168 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — 336 с.
  11. .Г. Проблема «человеческого фактора» в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С. 41−63.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 127 с.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 323 с.
  14. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. — 284 с.
  15. В.Г. Общество: системность познания и управления. -М.: Политиздат, 1980. 432 с.
  16. В.Г. Системность и общество. М., 1980. — 137 с.
  17. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — 24 с.
  18. .А. Теория и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1981. 228 с.
  19. A.A. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис.. докт. философ, наук. М., 1989. — 379 с.
  20. A.B., Демин В. Г. О закономерностях психологического процесса. М.: ВПА, 1967. — 67 с.
  21. A.B. Развитие творческого мышления у слушателей // Развитие творческого мышления у слушателей в ходе учебного процесса. М.: ВПА, 1973.-С. 10−11.
  22. A.B., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф. и др. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. — С. 301.
  23. A.B., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. и др. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. — 269 с.
  24. В.В. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания советских спортсменов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1969. — 46 с.
  25. В.В. Воспитание в спорте. М.: ФиС, 1974. — 116 с.
  26. JI. Общая теория систем (критический обзор исследований об общей теории систем). М., 1969. — 512 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  28. П. Исследование формальных организаций // Американская социология. М., 1972. — 96 с.
  29. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 198 с.
  30. П.П. Очерк научной психологии // Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1964. — С. 33−132.
  31. П.П. Физическое воспитание в школе первой ступени // Мои воспоминания. М.: Просвещение, 1971. — С. 49.
  32. Д.Я. Социометрическое обследование учебных групп в ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта // Тез. докл. 6-й метод, конф. 16−18 марта 1970 г. Л.: ГДОИФК, 1970. — С. 25−26.
  33. Д.Я. Характер межличностных взаимоотношений и их динамика в студенческих группах // Основы спортивной этики и нравственного воспитания спортсменов. Л.: ГДОИФК, 1977. — С. 19−26.
  34. A.A. Необходимое условие творческой деятельности учителя // Советская педагогика. 1987. — № 4. — 49−52 с.
  35. А.Э., Букачев A.M. Военно-педагогические основы обучения управленческой деятельности специалистов по физической подготовке и спорту: Учебно-методическое пособие. СПб.: ВИФК, 1998. — 87 с.
  36. А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту: Дис.. докт. пед. наук. СПб., 2001. — 287 с.
  37. И.И. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1978. -213 с.
  38. Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры: Автореф. дис.. докт. психол. наук. СПб., 1999.-40 с.
  39. Вейднер-Дубровин Л.А., Шейченко В. А. Сущность и структура системы физической подготовки войск // Теория и организация физической подготовки войск. СПб.: ВДКИФК, 1992. — С. 109−110.
  40. И.П. Социально-психологические исследования в спорте // Теория и практика физической культуры. 1967. — № 8. — С. 39−42.
  41. И.П. Изучение особенностей групповой психологии в спортивных играх // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — С. 241 247.
  42. И.П. О количественном измерении организованности межличностных отношений в спорте // Теория и практика физической культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — № 9. — С. 7−10.
  43. И.П. Исследование лидерства как функции задачи // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 94 с.
  44. И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 8, 14, 21.
  45. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. — С. 221.
  46. Ю.Г. Личность и гуманизм: Социологический аспект. -Челябинск, 1995.-С. 61.
  47. Г. М. Психология футбола. М.: ФиС, 1969. — 216 с.
  48. И.Н. Менеджмент. М., 1994. — С. 61−74.
  49. А.Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1972.-С. 43.
  50. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991.-38 с.
  51. В.Д. Лидерство как фактор групповой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1971.-21 с.
  52. В.Д. Лидерство как один из способов организации групповой спортивной деятельности // Руководство и лидерство. Л., 1973.-С. 43−47.
  53. В.Д. Лидерство как феномен организации межличностного общения и групповой спортивной деятельности // Личность и спорт. -М., 1975.-С. 63−79.
  54. Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Л., 1966. — Вып. 4. — С. 12.
  55. A.A. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб., 1994.547 с.
  56. A.A., Черепов В. А., Кадыров P.M. Социально-психологические основы организаторской деятельности в спорте. СПб.: ВИФК, 1997.- 183 с.
  57. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990. — 128 с.
  58. В.Ф. Воспитание курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в процессе обучения. М.: ВПА, 1973. — 191 с.
  59. A.A. Организация работы с кадрами в аппарате управления физкультурным движением: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1981.-С. 5−16.
  60. Ю.К., Петрушевский И. И. Рекомендации по организации и проведению экспериментальных исследований физической подготовленности военнослужащих. Л.: ВДКИФК, 1974.- 135 с.
  61. Ю.К. Дис.. докт. пед. наук на спецтему (в форме научного доклада). СПб., 1995. — 55 с.
  62. A.A., Исаев A.A. Творчество тренера. М.: ФиС, 1986.1. С. 52.
  63. Т.Т. Воспитание волевых качеств (решительности, смелости) у советских воинов средствами физической подготовки спорта: Дис.. канд. пед. наук.-Л., 1954.-С. 54−76.
  64. Т.Т. Физическая подготовленность личного состава как важный фактор боеспособности Сухопутных войск // Тез. докл. научно-исследовательского совета управления физической подготовкой и спортом. Л.: КВИФФКиС, 1959.-С. 10−13.
  65. Т.Т. О значении различных видов спортивной деятельности для формирования и совершенствования некоторых профессионально важных качеств // Тез. 3-го Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1968. — Т. 3. — С. 45−47.
  66. Т.Т. Физическая подготовка в Вооруженных Силах СССР // Советская система физического воспитания. М., 1975. — С. 299 329.
  67. Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М.: ФиС, 1983.-80 с.
  68. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 128 с.
  69. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы и исследования: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МГУ, 1984. -208 с.
  70. В.А. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1983.273 с.
  71. Э. Социология и теория познания. М., 1980. — 122 с.
  72. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Лениздат, 1985. — 148 с.
  73. .В. Дис.. докт. биол. наук на спецтему.-Л., 1986.348 с.
  74. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия физической культуры, 2001.-260 с.
  75. Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте. -Киев: Здоров’я, 1986. 144 с.
  76. В.И. Социально-педагогические основы производственной культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1991. — 50 с.
  77. О.И. Социально-психологическое исследование деятельности соревнующихся коллективов // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 197−208.
  78. A.B. Физическая подготовка как фактор социально-психологической адаптации курсантов ввуза в период общевойсковой подготовки. — СПб.: ВИФК, 1998. — 156 с.
  79. A.B. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб., 1999.368 с.
  80. А.Ф. Проблема активности творческой деятельности учителей сельской школы в системе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 229 с.
  81. P.M. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. JI., 1991.314 с.
  82. JI.A. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. — 98 с.
  83. В.П. Самоутверждение курсантов. М.: ВПА, 1984.57 с.
  84. В.Я. Психология, педагогика высшего образования. -СПб., 1996.-320 с.
  85. А.И. Психология управления. М., 1979. — 345 с.
  86. Н.В. Взаимоотношения в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 8. — С. 61−63.
  87. Ю.А. Возможность влияния на статус спортсмена в команде с целыо повышения его мастерства // Теория и практика физической культуры. 1974. — № 9. — С. 64−67.
  88. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. -М.:ФиС, 1984.-С. 127.
  89. И.И., Воронова К. А., Данилов А. А. Деловая оценка работников аппарата управления в физкультурном движении // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 10. — С. 53−55.
  90. Н.В. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1986.235 с.
  91. Р.Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. 1973. -№ 3. -С. 19.
  92. Р.Л. Проблемы межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. 1979. — № 5. -С. 20.
  93. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — С. 223.
  94. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладные аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 203 с.
  95. В.Г. Дис.. кан. пед. наук на спецтему. СПб., 1993.176 с.
  96. Е.С. Социально-психологические особенности личности // Социальная психология личности. Л.: ЛГУ, 1974. — С. 139.
  97. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 160 с.
  98. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М., 1980. -368 с.
  99. Л.М. Резервы повышения практической выучки курсантов: Научно-методический сборник. М.: ГУВУЗ МО СССР, 1995. — № 23. — С. 23−28.
  100. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. -М., 1980.-С. 303−324.
  101. В.А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педагогическом вузе: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984.- 170 с.
  102. C.B. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. СПб., 1995.-284 с.
  103. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — Вып. 6. — С. 24−27.
  104. .Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 295 с.
  105. С.А. Основные причины, влияющие на принятие управленческих решений по физической подготовке // Матер, итог. науч. конф. СПб.: ВИФК, 1996. — С. 90−92.
  106. A.C. Методика воспитательной работы // Избранные педагогические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Политиздат, 1977. -162 с.
  107. А.Г. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1984.216 с.
  108. А.Г. Об исследовании проблемы спортивной этики и нравственного воспитания курсантов-спортсменов. // Тез. докл. итог. науч. конф. адъюнктов и соискателей института за 1983 г. Л.: ВДКИФК, 1984. -С. 32.
  109. А.Г. Взаимосвязь занятий спортом с успеваемостью и общественной активностью курсантов. // Тез. докл. итог. науч. конф. за 1987 г. Л.: ВДКИФК, 1988. — С. 117.
  110. И.О. Некоторые вопросы измерения социально-психологических структур формальных коллективов // Проблемы повышения эффективности научно-исследовательской работы. Новосибирск, 1969.1. С. 3−8.
  111. Д.Б., Кармен В. Н. Коммуникативные связи в процессе спортивной деятельности // 3-я Всесоюзная конференция по социологическим проблемам физкультуры и спорта. М., 1977. — С. 129−130.
  112. В.Л. Самовоспитание военнослужащих, самовоспитание спортсменов. Л.: ВДКИФК, 1979. — 46 с.
  113. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. докт. психол. наук. Л.: Изд-воЛГУ, 1982.-51 с.
  114. В.Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. М.: ФиС, 1983. — 111 с.
  115. В.Л. Принципы и методы воспитания. СПб.: ВИФК, 1992.-40 с.
  116. В.Л., Щуревич Г. А. Принципы и методы обучения в военной педагогике и физической подготовке. СПб.: ВИФК, 1992. — 59 с.
  117. В.Л., Романенко Н. В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военно-учебного заведения (на примере военно-физкультурного ВУЗа). СПб.: ВИФК, 1996. — 299 с.
  118. М.Т. Теория социального управления. М., 1978.267 с.
  119. К.В. Изучение и формирование взаимоотношений школьников в процессе деятельности на уроках физической культуры и внеклассных занятиях спортом: Дис. канд. пед. наук. М., 1968. — 190 с.
  120. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991. — 543 с.
  121. В.В. Дис. докт. пед. наук на спецтему. Л., 1991.375 с.
  122. H.A., Борщ В. Н. Коррекция социально-психологических показателей один из путей оптимизации тренировочного прогресса волейболистов. // Тез. докл. итог. науч. конф. за 1982 г. — Л.: ВДКИФК, 1983.-С. 158.
  123. В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 232 с.
  124. Я. Социометрия. М.: Мир, 1958. — 244 с.
  125. Ю. Г. Сплоченность как фактор успешной деятельности малой группы: Дис. канд. пед. наук. Л., 1971. — 184 с.
  126. С.Д. Совершенствовать методы подготовки кадров управления // Теория и практика физической культуры. № 8. — 1982. -С. 7−9.
  127. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1988. -31 с.
  128. A.A. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1972. — 190 с.
  129. A.A., Щеголев В. А. Некоторые социально-психологические механизмы сплочения воинского коллектива в процессе совместной игровой деятельности // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка. Л.: ВДКИФК, 1983. — С. 54−58.
  130. A.A. Демьяненко Ю. К., Щеголев В. А. Состояние и перспективы научного обоснования системы руководящих документов по физической подготовке и спорту в CA и ВМФ: Учебное пособие. Л.: ВИФК, 1983.-67 с.
  131. A.A., Щеголев В. А. Физическая подготовка и спорт как средство сплочения воинских коллективов. Л.: ВДКИФК, 1985. — 84 с.
  132. C.B. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. СПб., 1993.- 180 с.
  133. C.B. Педагогические основы социализации военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2002. — 50 с.
  134. .Н., Хуббиев Ш. З. Влияние физической подготовки на боеспособность военнослужащих // Матер, учебно-методического сбора начальников кафедр ФП и СП ВУЗов в МО СССР. Л.: ВДКИФК, 1988. -С. 26−38.
  135. В.П. Дис. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1991.281 с.
  136. В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы.-М., 1977.- 120 с.
  137. В.Л., Романенко Н. В., Романенко А. Н. Психолого-педагогические основы укрепления воинской дисциплины курсантов военно-физкультурного вуза. СПб.: ВИФК, 1998. — 116 с.
  138. Е.В. Воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом. М.: ВУ, 1999. — 178 с.
  139. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  140. Л.Л. Общая теория систем. М.: Наука, 1975.128 с.
  141. К.К. О процессе самоуправления коллектива / Коллектив и личность / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — 127 с.
  142. К.К. Общие проблемы теории коллектива и групп // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 227 с.
  143. В.А. Теоретические и методические основы моделирования в спорте // Моделирование системы физической подготовки и спорта. Л.: ВДКИФК, 1987. — С. 5−16.
  144. Я.В. Личность и коллектив. // Психология военного управления. М.: Воениздат, 1989. — 351 с.
  145. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта.-М.: ФиС, 1974.-С. 35.
  146. Н.И. Идейное воспитание в процессе физического воспитания // Идейно-политическое воспитание физкультурников и спортсменов. M., 1975.-С. 47.
  147. H.И. О системном подходе в исследованиях физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. -1976.-№ 6.-С. 6−9.
  148. H.A. Организационно-управленческая деятельность преподавателя кафедры физической подготовки военно-учебного заведения: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 104 с.
  149. М.В. Нравственное воспитание студентов вузов // Теория и практика педагогики вузов. Л.: ИФК им. Лесгафта, 1987. — 2125 с.
  150. М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетенции специалистов по физической культуре и спорту: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 1993. — 43 с.
  151. А.И. Моральный облик советского спортсмена. Л., 1954.-23 с.
  152. А.И. К психологической теории спортивной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1973. — № 12. — С. 10−14.
  153. А.И. О теоретическом подходе к психологической характеристике личности спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1976.-№ 3. — С. 58−61.
  154. Л.Я. Особенности творчества преподавателя высшей школы в конструировании учебной информации: Дис.. канд. пед. наук.-Л., 1978.-210 с.
  155. Н.В. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. — СПб., 1996.-483 с.
  156. В.И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1975.-24 с.
  157. В.И. Лидер: Опыт изучения психологии неформального лидерства. СПб.: СПб ГТУ, 1996. — С. 137−156.
  158. А.И. Классификация типов взаимодействия и взаимоотношений в групповых и парных: видах спорта // Теория и практика физической культуры. —1988. — № 7. С. 3.
  159. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.354 с.
  160. A.A. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1978.201 с.
  161. A.A. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. JI., 1986.447 с.
  162. В.Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий (На опыте ВОВ и «горячих точек»). СПб.: ВВКУ МВД РФ, 1996. — 16 с.
  163. В.Я. История отечественной военной педагогики. -СПб.: ВВКУ МВД РФ, 1997. 220 с.
  164. Ф.Н. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. JI., 1990.266 с.
  165. В.А. Становление молодого преподавателя военного училища: Дис. канд. пед. наук. M., 1982. — 238 с.
  166. Л.Д., Самыгин С. И. Студенческие коллективы и спорт. М.: ГЦАФК, 2000. — 73 с.
  167. С.Г. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1979. -269 с.
  168. Ю.Н. Влияние физической культуры и спорта на социально-психологические характеристики личности и группы: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1976. — 27 с.
  169. Г. Г. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1985.227 с.
  170. В.Г. Теория управления: развитие и проблемы. -М., 1974.-223 с.
  171. Ю.Н. Исследование социально-психологических структур личности спортсмена и спортивных коллективов: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1973.-С. 10−15.
  172. Э.П. Политико-моральное состояние воинского коллектива. М.: ВПА, 1982. — С. 43.
  173. А. Общее и промышленное управление. J1.-M., 1924. — 123 с.
  174. A.B., Ковалев C.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1984. — Т. 7. — Вып. 1. -С. 32−35.
  175. A.B. Анализ управленческих ситуаций // Психологический журнал. 1986. — Т. 9. — Вып. 2. — С. 18−20.
  176. В.И. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения.-JI., 1998.-90 с.
  177. Ю.Л. Внутригрупповое общение и условия взаимной деятельности (на мат. иссл. спорт, игр): Автореф. дис.. канд. психол. наук.-Л., 1970.-18 с.
  178. Ю.Л. К методологии изучения состояния личности в группе // Матер. 3-й Всесоюзной конференции по социологическим проблемам физической культуры и спорта. М., 1977. — С. 11−15.
  179. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980.223 с.
  180. Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности: Дис.. докт. психол. наук. Л., 1985. — С. 94−101.
  181. И.П. Дис.. канд. пед. наук на спецтему. Л., 1985.251 с.
  182. Ш. З. О необходимости разработки критериев оценки деятельности начальника физической подготовки и спорта воинской части //Тез. докл. итог. науч. конф. за 1986 год. Л.: ВДКИФК, 1987. — С. 80−81.
  183. Ш. З. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб., 1996.-395 с.
  184. С.А. Акмеологические предпосылки совершенствования руководящей деятельности заведующего кафедрой физического воспитания вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1999. — 23 с.
  185. В.А. Проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта: Хрестоматия. СПб: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998.-245 с.
  186. A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М.: ИП АН СССР, 1980. 18 с.
  187. Г. А. Развитие творчества преподавателей высших военных учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. M., 1992. — 218 с.
  188. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 425 с.
  189. Г. А. Организационно-педагогические аспекты системы подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 46 с.
  190. В.А. Укрепление межличностных отношений в воинском коллективе средствами и методами физической подготовки // Тез. докл. итог. науч. конф. ин-та за 1981 год. Л.: ВДКИФК, 1982. — С. 31−34.
  191. В.А., Барчуков И. С. Психолого-педагогические особенности национального и интернационального воспитания курсантов и слушателей в процессе занятий физической подготовкой и спортом. Л.: ВДКИФК, 1983.-С. 58−61.
  192. В.А., Демьяненко Ю. К., Орлова В. В. Физические упражнения в системе военно-профессионального отбора: Учебное пособие. -Л.: ВДКИФК, 1984.-71 с.
  193. В.А., Соков Ф. Н. Исследование зависимости характера межличностных взаимоотношений военнослужащих от мотивов занятий спортом // Тез. докл. итог. науч. конф. за 1984 г. JI.: ВДКИФК, 1985. — С. 8485.
  194. В.А., Соков Ф. Н. Влияние мотивов занятий спортом на развитие межличностного взаимодействия курсантов. JI.: ВДКИФК, 1986.-С. 34−36.
  195. В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической подготовки. JL: МО СССР, 1990. — 169 с.
  196. В.А. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб., 1991.-418с.
  197. В.А. Педагогика управления физической культурой и спортом. СПб.: СПГУ — ВИФК, 2000. — 119 с.
  198. Ю.Н. Дис.. докт. пед. наук на спецтему. СПб.: ВИФК, 2003.-498 с.
  199. Г. А., Марищук B.J1. Принципы и методы воспитания в военной педагогике и физической подготовке. СПб.: ВИФК, 1992. -40 с.
  200. Г. А. Организация учебно-воспитательного процесса военно-физкультурного ВУЗА в условиях военной реформы. СПб.: ВИФК, 1997.-144 с.
  201. В.К. Развитие позитивных межличностных отношений у курсантов вузов средствами физической подготовки и спорта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2003. — 24 с.
  202. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. -Л.: ЛГУ, 1994.- 115 с.
  203. В.А. История психологии. СПб., 1998. — 376 с.
  204. Bouet M. Integrational functions of sport in the height of research, based on questionnalies // IROSS. 1969. — № 4.
  205. Homans G.G. Fundamental social process. // In NJ Smelser Sociology: N.Y., 1973.
  206. Martens R., Peterson I. Group «cohesiveness» as a determinant of success and member satisfactions in team performance // IROSS. 1971. — № 6. — P. 27−29.
  207. Niva T.A. Methodological study on the group cohesiveness of sport group based on sociometry // IROSS. 1968. — № 3.
  208. Thompson K.R., Kson Th.L. The Greation of Certain, 1983. P. 437 450.
  209. Wohl A. Spolecrne problems culture fizyoznei worzaws, 1968. -P. 123.
  210. Wohl A., Padeihicwier E. The theoretical and methological assup-tions of research on the progress of informent in sport and sport socializations // IROSS. 1973.- № 7.-P. 14.
Заполнить форму текущей работой