Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование сельского хозяйства с использованием системы налогообложения: На материалах Республики Мордовия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сейчас необходимость формирования собственной, достаточно самостоятельной налоговой системы доходов очевидна. Ориентация на формирование доходов бюджета за счет отчислений от федеральных налогов и трансфертов закладывает определенную степень нестабильности и несостоятельности бюджетных возможностей республики. От того насколько грамотно будет построена система налогообложения для… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты государственного регулирования сельскохозяйственного производства и функционирования системы налогообложения
    • 1. 1. Ретроспективный анализ взаимодействия государства и сельскохозяйственных организаций
    • 1. 2. Методические основы системы налогообложения сельскохозяйственных предприятий в условиях трансформационной экономики
  • 2. Современное состояние государственного регулирования сельскохозяйственного производства через систему 42 налогообложения в Республике Мордовия
    • 2. 1. Характеристика финансово-экономического положения и материально-технического потенциала сельского хозяйства региона, как фактора формирования налоговой базы
    • 2. 2. Оценка организационно-экономической системы налогообложения сельхозпредприятий (на примере Республики Мордовия)
    • 2. 3. Анализ эффективности механизма налогообложения сельхозпроизводителей
  • 3. Концептуальные основы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей через систему налогообложения
    • 3. 1. Оптимизация организационно-экономических условий налогообложения в сельском хозяйстве
    • 3. 2. Развитие механизма налогообложения в сельском хозяйстве

Государственное регулирование сельского хозяйства с использованием системы налогообложения: На материалах Республики Мордовия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

vV.

Я/.

Актуальность темы

Современный этап развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики предполагает усиление регулирующей роли государства. Объективная необходимость поддержки сельского хозяйства обусловлена рядом причин, главными из которых являются медленная адаптация АПК к рыночным условиям хозяйствования, преодоление негативных тенденций в развитии отрасли, неразвитость ее инфраструктуры. Состояние отраслей материального производства зависит от большого количества факторов, в том числе от системы налогообложения. Она продолжает оставаться в числе самых сильных рычагов, с чьей помощью государство регулирует процессы, происходящие как в экономике в целом, так и в отдельных ее отраслях.

В последнее время в сельском хозяйстве России в обстановке снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции остро проявляются проблемы, связанные с наличием значительной доли неэффективно функционирующих хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Актуальность темы

определяется необходимостью государственного регулирования процессов, протекающих в экономике, с целью создания благоприятных условий функционирования и развития стратегически важной отрасли, которой является сельское хозяйство. Одним из наиболее эффективных инструментов данного регулирования остается система налогообложения.

Эффективное функционирование налоговой системы должно быть нацелено на решение задач государственной поддержки сельского хозяйства путем создания условий для инвестирования в сельскохозяйственное производство, а также разработки и реализации национальных проектов. Поиск оптимального размера налоговых изъятий, позволяющего эффективно решать указанные задачи и обеспечивать необходимый уровень поступлений в бюджет, предопределили выбор темы и обозначили актуальность исследования. Я.

Состояние изученности проблемы. Коренная перестройка экономики, начатая в 1990;х гг., послужила толчком к поиску новых принципов, порядков и способов государственного регулирования сельского хозяйства и реформирования налогообложения как одного из его инструментов. Различные аспекты государственного регулирования сельского хозяйства нашли свое отражение в трудах И. Н. Буробкина, JL А. Кошолкиной, В. В. Милосердова, А. В. Петрикова, А. Ф. Серкова, И. Г. Ушачева. Особенностям функционирования системы налогообложения сельскохозяйственных организаций в переходной экономике посвящены работы А. Ю. Зарубиной, Т. П. Карповой, Э. Э. Мамедова, А. Н. Медведева, В. А. Пономарева и других. Изучению и анализу опыта налогообложения Ф сельхозпроизводителей в развитых странах уделено внимание в научных трудах И. Я. Иоффе, О. В. Мещерякова, С. М. Никитина, М. П. Степанова, Д. Г. Черника и других ученых. Вопросы состояния и эффективности функционирования системы налогообложения сельхозтоваропроизводителей рассмотрены Е. С. Вылковой, Н. В. Голубевой, И. В. Горским, Г. Г. Ивановой, В. И. Катаевым, В. А. Кашиным, Д. А. Козловым, А. Н. Костюк, М. Г. Макаровым, В. Г. Пансковым, И. А. Перонко, А. Ю. Рымановым, ^ А. Н. Смирновым.

Имеется значительное число публикаций, отражающих основы государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) и его отраслей. Однако вопросы государственного регулирования сельского хозяйства с использованием системы налогообложения требуют дальнейших исследований. Непрерывно изменяющееся положение в сельском хозяйстве нуждается в постоянной диагностике и подборе оптимального размера и способов налоговых изъятий с целью обеспечения эффективного развития как предприятий, так и территорий. д. Цель диссертационного исследования заключается в разработке.

71 научно обоснованных методических положений и практических ф рекомендаций по развитию системы государственного регулирования сельского хозяйства, в том числе путем изменения порядка его налогообложения.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:

— исследовать теоретические и методические подходы государственного регулирования сельского хозяйства;

— проанализировать российский и зарубежный опыт государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе в области налогообложенияопределить влияние существующей системы налогообложения на ее эффективность;

— рассмотреть механизм государственного регулирования вопросов инвестирования сельского хозяйства путем предоставления налоговых льгот и освобождений с целью развития сельскохозяйственного производства;

— разработать методику определения размера налоговых ставок, позволяющую обеспечить выполнение доходной части бюджетов и стимулирующую осуществление сельскохозяйственными организациями своей финансово-хозяйственной деятельности;

— оценить возможность включения в состав плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС) сельхозтоваропроизводителей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Объектом исследования являются сельскохозяйственные организации Лямбирского района Республики Мордовия и система их налогообложения.

Предметом исследования являются экономические отношения государства и сельскохозяйственных организаций по вопросам налогообложения.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды ведущих ученых страны по проблемам государственного регулирования аграрного производства и его налогообложения. Использованы законы и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок налогообложения сельскохозяйственных организаций. При проведении исследования и изложении его результатов применялись следующие общенаучные методы: абстрактно-логический (при постановке цели и определении задач исследования) — диалектический, системный (при постановке теоретических вопросов осуществления государственного регулирования и развития системы налогообложения сельскохозяйственных организаций) — сравнительного и экономико-статистического анализа данных (при исследовании динамики финансово-экономических показателей работы сельскохозяйственных организаций и структуры налоговых поступлений в бюджетную систему Республики Мордовия).

Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата Российской Федерации и Республики Мордовия, Управления Федеральной налоговой службы РФ по Республике Мордовия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Мордовия, бухгалтерская и финансовая отчетность сельскохозяйственных организаций Республики Мордовия, данные специальных исследований отечественных авторов, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических положений и практических рекомендаций, направленных на развитие системы налогообложения сельскохозяйственных организаций.

Основные результаты научной новизны заключаются в следующем:

— уточнены направления государственного регулирования в сельском хозяйстве, предусматривающие применение косвенных рычагов воздействия, направленных на создание благоприятных условий функционирования путем разработки приоритетных нормативных актов с целью обеспечения государственной поддержки;

— обоснованы способы государственного регулирования налоговых льгот в отношении доходов, полученных от реализации продукции, предназначенной для формирования государственного резерва с целью сокращения расходов бюджета на его проведение за счет снижения размера закупочных цен в результате исключения из них налоговой составляющей;

— рекомендована государственная поддержка сельскохозяйственных организаций в первые годы работы в форме предоставления налоговых освобождений с целью стимулирования производства путем аккумулирования высвободившихся от налогообложения средств и направления их на инвестиции в собственное производство. Аргументирована необходимость продления срока действия налоговых освобождений при выполнении хозяйствующими субъектами требований по уровню развития производства и привлечению инвестиций;

— предложена методика формирования перспективной системы налогообложения, включающая в себя изменения нормативно-законодательной базы по ЕСХН (введение дифференцированной шкалы налоговых ставок в зависимости от вида производимой продукции и уровня ее рентабельности, введение сельхозтоваропроизводителей в состав плательщиков НДС) — мотивацию сотрудников налоговых органов в зависимости от объема средств, аккумулируемых в бюджет для повышения эффективности их контрольной функции;

— разработана методика взимания минимального размера ЕСХН, применяемая в отношении низкорентабельных сельскохозяйственных организаций с высоким уровнем затрат, позволяющая стабилизировать их финансовое состояние, стимулировать осуществление ими финансово-хозяйственной деятельности и обеспечить выполнение доходной части бюджетов.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Предложенный механизм государственного регулирования с использованием налоговой системы может быть использован в рамках действующей налоговой реформы с целью создания благоприятных условий для функционирования и развития сельскохозяйственных организаций.

Результаты и выводы работы, практические рекомендации могут применяться органами исполнительной и законодательной власти Республики Мордовия и других регионов РФ в процессе разработки методологии налогообложения сельхозтоваропроизводителей, а также преподавателями высших учебных заведений при разработке учебных пособий, спецкурсов и общих работ по вопросам государственного регулирования и теории налогообложения.

Апробация результатов исследования. Теоретические и практические положения диссертации докладывались и обсуждались на Огаревских чтениях, проводимых Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева (г. Саранск, 2002), Третьей республиканской научно-практической конференции «Роль науки и инноваций в развитии хозяйственного комплекса региона» (г. Саранск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития экономики России» (г. Пенза, 2003), Четвертой Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права» (г. Москва, 2003), Всероссийской научно-практи-ческой конференции «Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации» (г. Саранск, 2005).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 2,0 п. л.

Структура и объем работы были определены в соответствии с предметом, целями и задачами исследования. Они же определили логику работы, состоящей из введения, трех глав основного текста, содержащих семь параграфов, заключения, библиографического списка, приложений. Содержание диссертация изложено на 184 страницах машинописного текста, включающих 39 таблиц, 12 рисунков. Библиографический список содержит 231 источник.

Результаты исследования свидетельствуют, что уровень развития социальной инфраструктуры в значительной мере влияет на эффективность сельскохозяйственного производства. Создание нормальных жилищных условий, развитие сферы культурно-бытового обслуживания, удовлетворение других социальных потребностей положительно сказываются на росте производства продукции.

Сформировавшаяся на сегодняшний день в сельском хозяйстве республики материально-техническая база оказывает существенное влияние на формирование объектов налогообложения, как одного из ключевых элементов формирования бюджета региона. Поэтому важным направлением в этой сфере считаем дальнейшее развитие и укрепление данной базы как фактора роста производственного и финансового потенциала республики .

2.2 Оценка организационно-экономической системы налогообложения сельхозпредприятий (на примере Республики Мордовия).

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Процесс формирование этих ресурсов напрямую зависит от эффективности деятельности налоговых служб страны и, прежде всего, от деятельности налоговых служб на уровне их низших звеньев, которые являются основой осуществления территориального налогового контроля.

Налоговые органы осуществляют первичный учет поступления налоговых платежей, заполняют на его основе статистические формы налоговой отчетности и проводят по данным этой отчетности экономико-статистический анализ хода мобилизации средств в бюджет. Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации.

Главной задачей Федеральной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Необходимо подчеркнуть, что структурная схема краевой, областной и равной им налоговой инспекции строится с учетом региональных особенностей: размеров территории и его экономического потенциала, количества налогоплательщиков и их социально-демографических характеристик, других обстоятельств. Все различия в организационном построении связаны, в конечном счете, с созданием такой рабочей модели, которая в конкретных условиях будет наиболее эффективно решать стоящие перед государственной налоговой службой задачи.

Районные (городские) налоговые инспекции выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории. Если районная (городская) налоговая инспекция непосредственно контролирует полноту и своевременность внесения налоговых платежей, правильность исчисления налогов, то краевые, областные и равные им структуры решают эти задачи в большей степени путем реализации организационно-методических функций.

К компетенции районных (городских) государственных налоговых инспекций относятся: применение финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;

— возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения.

Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски:

— о ликвидации предприятии любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

— о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях.

Эффективное решение задач, стоящих перед налоговыми органами РФ, зависит от специального правового статуса налогового инспектора, наличия у него реальных возможностей по контролю за исполнением налогового законодательства. Права и обязанности, определяющие правовой статус должностных лиц налоговой инспекции, их ответственность, система социальных и правовых гарантий нашли свое нормативное закрепление в Налоговом кодексе РФ. Будучи производными от прав и обязанностей государственных налоговых инспекций, правомочия сотрудников налоговых органов правомерно поделить на две основные группы. В первую входят правомочия, непосредственно связанные с проведением налоговых проверок, во вторую — все иные права и обязанности, с помощью которых обеспечивается деятельность по контролю за исполнением налогового законодательства.

Задачи и специальный правовой статус сотрудника налоговых органов службы взаимозависимы. Характер и объем задач предопределяют содержание полномочий и других элементов специального правового статуса, а содержание элементов правового статуса налогового инспектора, в свою очередь, должно быть достаточным для решения задач, стоящих перед налоговыми органами. При нарушении этого соотношения эффективность решения задач по контролю за исполнением налогового законодательства будет снижаться.

С 1 апреля 2004 года структура налоговых инспекций претерпела существенные изменения. Если ранее, правом по формированию отделов и распределению функций между ними обладал руководитель, то теперь инспекции приобрели однотипную, строго установленную структуру. Для того, чтобы продемонстрировать ее рассмотрим рисунок 2.3. В своей организационной структуре каждая из инспекций имеет двенадцать отделов.

К обязанностям отдела камеральных проверок относится:

— проведение камеральной проверки налоговой отчетности, обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, оформление ее результатов;

— исчисление физическим лицам имущественных налогов, транспортного и земельного налогов.

Обязанности отдела выездных проверок: планирование выездных налоговых проверок (отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, подготовка плана проведения выездных налоговых проверок) — предпроверочная подготовка к выездной налоговой проверке, проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, оформление их результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с выездной налоговой проверкойучет, оценка и реализация имущества, перешедшего по праву наследования к государствуподготовка и проведение проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, оформление ее результатов.

Руководитель.

Заместители руководителя.

Отдел финансового и общего обеспечения инспекции Юридический отдел.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков Отдел работы с налогоплательщиками.

Отдел информационных технологий Отдел ввода и обработки данных.

Отдел учета, отчетности и анализа Отдел урегулирования задолженности.

Отдел камеральных проверок Отдел выездных проверок.

Отдел оперативного контроля Отдел внутреннего аудита.

Рисунок 2.3 -Типовая структура инспекций Налоговой службы России.

К обязанностям отдела урегулирования задолженности относится:

— мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;

— зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени;

— принудительное взыскание налогов, сборов, платежей, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также пени за счет денежных средств, а также за счет имущества налогоплательщика;

— подготовка пакета документов для инициирования процедуры банкротства должников.

Систематически производится обмен информацией о наличии выявленных налогоплательщиков, зарегистрированных в других административно-территориальных образованиях и находящихся вне зоны контроля налоговой инспекции предприятий негосударственного сектора.

Существенным фактором активизации деятельности районных налоговых инспекций является уменьшение функций налогового инспектора и повышение вместе с тем уровня его квалификации и компетентности. Это связано с тем, что помимо своих основных функций (налоговый контроль) налоговые инспектора зачастую выполняют функции работников районных администраций, пенсионного фонда, правоохранительных органов, государственной торговой инспекции и других контролирующих органов, что естественно приводит к большой нагрузке налоговых инспекций и недовыполнению ими своих прямых обязанностей.

Важным направлением деятельности районных налоговых инспекций должно стать усиление координации и согласованности действий с другими органами. К их числу можно отнести: МВД — правоохранительный орган, который как и налоговая инспекция, осуществляет налоговый контроль и имеет право ареста имуществабюро технической инвентаризации — орган, контролирующий движение имуществакомитет по банкротству — возбуждает дела о банкротстве вследствие задолженности по налогамтаможня — осуществляет контроль за своевременностью и полнотой поступления таможенных пошлин в бюджетпр.

Поспешность, с которой принимался Налоговый кодекс, не могла не отразиться на его качестве. Противоречивость норм, неоднозначность формулировок, обилие лексических и терминологических ошибок предоставляют все возможности недобросовестным налогоплательщикам для произвольного манипулирования положениями Налогового кодекса.

Совершенствование налогового законодательства должно идти не по пути развития подзаконного нормотворчества, а путем совершенствования самих законов о налогах, установления таких механизмов преодоления пробелов в законодательстве, которые позволяли, не прибегая к изданию инструкций, определять правильный вариант поведения на основании самого закона.

За федеральным центром необходимо оставить те налоги, которые соответствуют экономическим функциям центра, в том числе осуществление регулирования экономических процессов, имеющих общегосударственное значение (например, формирование единых стимулов производственной деятельности, связанной с инвестициями). К подобным налогам относят: подоходные личный и корпоративный налог, НДС, ряд акцизов и таможенные сборы.

На местные и региональные органы власти возлагается главное бремя удовлетворения социальных запросов населения: здравоохранение, народное образование, жилищное строительство и т. д. Часть расходов, осуществляемых местными органами, государство признает обязательными на всей территории страны. Таким образом, обеспечивается стандарт государственных услуг всему населению. Эти расходы, как правило, находятся под особым контролем государства, как в плане их обязательности, так и относительно их дополнительного финансирования из центрального бюджета. Местные расходы в некоторой степени.

— V обеспечиваются за счет доходов от местных налогов.

К собственным налоговым источникам региональных бюджетов, прежде всего, относят имущественные налоги — транспортный налог, земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц. Эти формы обложения меньше, чем налоги, на различного рода доходы, подвержены циклическим колебаниям, что особенно важно для бюджетов, несущих основную тяжесть финансирования социальных расходов.

Возможные действия по укреплению собственной доходной базы бюджетов регионов предполагает их финансирование за счет следующих источников:

— поступления от собственных налогов;

— отчисления от федеральных налогов;

— различные неналоговые доходы;

— помощь федерального бюджета в виде трансфертов, субсидий.

Из числа всех хозяйствующих субъектов Мордовии большая часть принадлежит предприятиям сельского хозяйства, финансовое положение которых остается достаточно тяжелым. Поэтому размер налоговых платежей собираемых в целом по республике недостаточен. В структуре доходов налоговые поступления, составляя 66% доходов, не покрывают основную часть расходных статейдоля иных, неналоговых, поступлений также невелики — около 0,7%. При этом трансферты формируют до 33,23% ф доходной части бюджета, что обусловливает зависимость исполнения бюджета от выполнения центром своих обязательств.

Таким образом, напрашивается вывод: тот принцип, что поступления от налогов должны в основном покрывать потребности местных бюджетов справедлив лишь для государств с более-менее равномерным развитием местной экономики. Для России, с большой дифференциацией регионов по социально-экономическому развитию и налоговому потенциалу, этот принцип пока не приемлем. Потребности местных органов экономически Ф слаборазвитых территорий должны покрываться через систему финансовой поддержки из федеральных и региональных бюджетов, в том числе путем финансирования расходов по федеральным программам. Величина трансфертов, как показатель вертикальной несбалансированности бюджетной системы, характеризует степень зависимости территориальных органов власти от более высокого бюджетного уровня. Чем выше в расходах первых доля трансфертных поступлений, тем сильнее контроль за их действиями со стороны последних, и тем меньше свобода регионов в решении бюджетных вопросов на своей территории.

Трансферты подразделяются на общие и целевые. Общие трансферты применяются для коррекции уровня доходов территориальных бюджетов и, как правило, учитывают не только их налоговые мощности, но и финансовые потребности. Общие трансферты используются получателем по его усмотрению и не обусловлены встречным финансированием, что характерно для целевых трансфертов, которые выполняют определенные задачи. Их размер может не зависеть от степени бюджетной обеспеченности отдельных территорий.

Республика Мордовия, обладая статусом субъекта «особо нуждающегося в поддержке», является регионом с высокой степенью зависимости от трансфертных перечислений. Это предполагает покрытие центром недостающих ресурсов в полном объеме. Так как трансфертные платежи не имеют целевого назначения, то не имеется возможности проследить направления их расходов, однако с большой долей вероятности можно заключить, что данные средства используются для «затыкания» текущих бюджетных «дыр».

Формирование финансовых потоков со стороны федерального бюджета — это лишь одна составляющая взаимоотношений с центром. Другая сторона этого процесса — отчисления территорий в федеральный бюджет. Общая сумма мобилизованных в 2004 году финансовых ресурсов согласно данным управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Мордовия составила 33 040,8 млн руб. Доля налоговых поступлений перечисленных в Федеральный бюджет составила 42,58%, в бюджет Республики Мордовия — 45,78%.

Налоговые поступления бюджета республики базируются на трех источниках: отчисления от федеральных налогов, республиканские налоги, местные налоги. Преимущественное формирование налоговых доходов консолидированного бюджета республики происходит за счет отчислений от федеральных налогов.

Согласно данным управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Мордовия, приведенным в отчете «О поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.01.2005 года» в 2004 году в бюджетную систему поступило налога на прибыль организаций — 18 215,58 млн руб. (55,13% от общего поступления налогов). В бюджет РФ перечислено 4757,21 млн руб. или 26,12% от всей суммы налога. Отчисления по акцизным сборам в республиканский бюджет составляют 2505,38 млн руб. (57,5% от общей суммы налога). Акцизы в основном формируются за счет реализации алкогольной продукции и автомобильного бензина.

При этом система местного и республиканского налогообложения, в отличие от некоторых других регионов Российской Федерации, формирует весьма незначительную долю налоговых поступлений. Анализ структуры доходов консолидированного бюджета республики показывает, что в формировании его налоговой доходной части лишь около 2,62% приходится на совокупные поступления от действующих в Мордовии региональных и местных налогов.

В данной ситуации, отмечая особую актуальность бюджетной проблемы, стоящей перед республикой, напрашивается вывод о том, что система регионального и местного налогообложения, призванная обеспечивать соответствующие уровни власти необходимыми автономными системами доходов, еще недостаточно развита, а так же, что в сегодняшней ситуации ее потенциал слишком незначителен.

Сейчас необходимость формирования собственной, достаточно самостоятельной налоговой системы доходов очевидна. Ориентация на формирование доходов бюджета за счет отчислений от федеральных налогов и трансфертов закладывает определенную степень нестабильности и несостоятельности бюджетных возможностей республики. От того насколько грамотно будет построена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит благосостояние региона и, в частности, то в какой доле расходы республики смогут быть покрыты за счет собственных ресурсов. Обладая развитой системой собственного налогообложения, в необходимой мере обеспечивающей бюджет, органы власти республики и местного самоуправления становятся реально более заинтересованными в эффективной налогово-бюджетной политике для регулирования производства, социальной и демографической сферы в регионе, а в целом более действенными звеньями при реализации общей экономической стратегии правительства.

Однако весьма серьезно стоит проблема обеспечения финансовой самостоятельности республики за счет развития системы налогообложения, и в то же время сохранения благоприятного воздействия на развитие экономики.

Сегодня Мордовия, как и большинство других субъектов Федерации, стоит перед дилеммой: снизить налогообложение для стимулирования производства или же повысить его для формирования бюджета и уменьшения его дефицита. Оба положения имеют как обоснование, так и негативные последствия.

Однако важно заранее отметить, что как бы ни остра была проблема бюджетного финансирования, стремление обеспечить необходимые доходы бюджета за счет постоянного расширения налогообложения, в условиях постоянно сокращающейся налогооблагаемой базы, потенциально ограничено. Чрезмерный фискальный прессинг, при сегодняшнем состоянии экономики республики, будет приводить не только к торможению усилий по стабилизации производства, но и еще более усиленному спаду. Во-первыхпроисходит эрозия стимулов к производственной деятельности и еще более сужается платежеспособный спрос основной части населения, во-вторых — не подъемное и запутанное налогообложение, в том числе и местное, способствует оттоку и переориентации инвестиционных ресурсов.

Следовательно, уделяя значительное внимание региональному и местному налогообложению, как инструменту обеспечения определенной самостоятельности местных и республиканского бюджетов, сегодня важно учесть предел его фискальных возможностей. Необходимо создать благоприятную почву для успешного функционирования имеющегося производственного потенциала, особенно сельского хозяйства республики и привлечения нового инвестиционного капитала, посредством осуществления целого комплекса мер, одной из важнейших среди которых, будет являться именно создание благоприятного налогового климата.

В период до 2004 года формирование собственных налоговых доходов консолидированного бюджета республики происходило за счет поступлений от четырех республиканских налогов (налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес) — четырех местных (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение). На сегодняшний день ситуация несколько изменилась — с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, вместо налога на имущество предприятий введен налог на имущество организаций, с 1 января 2005 г. отменен налог на рекламу, с 2006 г. — налог на наследование или дарение.

Совокупные поступления от всех действующих в республике региональных и местных налогов по итогам 2004 года составили около 497,94 млн руб. или 2,62% налоговой доходной части консолидированного бюджета.

Анализ структуры поступлений региональных и местных налогов показывает, что до 2001 года основным источником пополнения бюджетов соответствующего уровня служил налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, он составлял до 38% от всех, ^ поступлений по данным налогам. После его отмены роль главного источника доходов перешла к имущественным налогам, а также налогу с продаж.

Согласно данным УФНС России по Республике Мордовия эти налоги обеспечивали соответственно 47,2% и 22,7% всех налоговых поступлений в бюджеты указанного уровня. Таким образом, данные налоги формировали более 70% поступлений от всех действующих региональных и местных налогов, а остальная же масса налогов играла лишь незначительную роль.

Анализ формирования доходной части бюджета РМ в 2005 году позволяет сделать вывод, что отсутствует гарантия исполнения доходной части республиканского бюджета вследствие:

— сужения налогооблагаемой базы;

— высокой зависимости от федеральных отчислений.

Указанные причины создают серьезную угрозу для выполнения расходных статей бюджета, тем самым, ставя под сомнение всю программу стабилизационных мер.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что сегодняшняя политика пока еще не способна нести в себе достаточного фискального Ф эффекта для обеспечения хотя бы некоторой автономности бюджетов.

Отсутствие у региональных органов власти прав на осуществление корректировки налогооблагаемой базы и уровня налоговых изъятий, лишает их эффективных рычагов воздействия на экономические процессы регионов и возможности участия в регулировании развитии отдельных отраслей и производств.

2.3 Анализ эффективности механизма налогообложения сельхозпроизводителей.

Республика Мордовия как преимущественно аграрный регион с достаточно развитой, но при этом низко загруженной перерабатывающей промышленностью имеет соответствующую этому налоговую базу. Как, показывает практика, преобразования в этом секторе экономики наиболее сложны, идут достаточно медленно и требуют значительных финансовых ресурсов. Поэтому вопрос значительного увеличения налоговой базы в аграрном секторе может ставиться только в стратегическом аспекте. Задачей текущего момента является поддержание этой базы на нынешнем уровне и создание предпосылок для роста.

До 2002 года система налогообложения сельскохозяйственных предприятий мало чем отличалась от налогообложения предприятий других отраслей народного хозяйства. С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 261 Налогового кодекса РФ, которая установила новый порядок уплаты налогов и сборов сельхозпроизводителями. Проанализировав и систематизировав каждый из налогов, действующий при новом режиме налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в период с 2002 по 2003 год нами была составлена таблица 2.10, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать их достоинства и недостатки.

Заключение

.

На долю АПК России приходится 27% работников отраслей ^ материального производства и около 20% основных фондов. Аналогичные показатели по Республике Мордовия имеют еще более высокие значения. Кроме того, здесь производится около четверти всего валового продукта республики, а в сельской местности проживает около 40% населения.

Сельское хозяйство является не только поставщиком продуктов ^ питания в регион, нельзя забывать о его роли как основного потребителя промышленной продукции, который формирует, в конечном счете, прибыль в различных отраслях экономики. Высокий уровень развития ® сельскохозяйственного производства, его постоянная и масштабная потребность в материально-технических ресурсах, являющихся продукцией десятков отраслей, определяет устойчивое развитие всей экономики.

Несмотря на столь огромное стратегическое значение данной области народного хозяйства, его общее финансово-экономическое состояние и материально-техническая база находятся в крайне тяжелом положении. Ситуация усугубляется недостатком внимания к данной проблеме со стороны.

I ' государства.

Специфические особенности сельского хозяйства существенно ф снижают его привлекательность для инвесторов. Сезонный характер сельскохозяйственного производства и высокая фондоемкостьиммобильность материально-технических ресурсов, используемых в аграрной сфересильная зависимость от природно-климатических факторовналичие постоянного риска в получении стабильных доходовценовая неэластичность спроса на многие виды сельскохозяйственной продукциибольшой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции приводят к неконкурентоспособности сельского хозяйства и р 1 обуславливают необходимость постоянного контроля и поддержки со стороны государства. Сельское хозяйство как системообразующий сегмент v экономики способен стать катализатором общего экономического роста, ф.

Вложения в сельское хозяйство могут вызвать увеличение спроса на продукцию в других, связанных с ним отраслях. Необходимые предпосылки для этого имеются.

В данной работе уточнены направления государственного регулирования в сельском хозяйстве, предусматривающие применение ^ непрямых рычагов воздействия, направленных на создание благоприятных условий функционирования отрасли.

Стержневую роль в стимулировании инвестиционных процессов в ® экономике играет система налогообложения, т.к. она определяет величину и соотношение всех источников инвестиций предприятий: собственных, привлеченных и бюджетных. Поэтому налоговая система должна активно использоваться в инвестиционной политике государства и регионов. В диссертационной работе разработан комплекс мероприятий, в области налогообложения, с целью создания благоприятные условия для вновь создаваемых сельскохозяйственных предприятий в первые годы их хозяйственной деятельности — так называемые налоговые освобождения. Предоставление государством подобных освобождений, станут, своего рода ф инвестициями в стратегически важную отрасль народного хозяйства.

Привлеченные инвестиции позволят создать условия для укрепления и стабильного развития находящегося в тяжелейшем финансовом положении сельского хозяйства. Это в свою очередь приведет к созданию новых рабочих мест. Государство сможет рассчитывать на получение соответствующих налоговых поступлений и одновременно решит проблему занятости и ^ сокращения пособий по безработице.

Предложена система предоставления льготы по ЕСХН с доходов полученных сельхозпроизводителями от реализации продукции, структурам, ^ занимающимся формированием государственного резерва, а также при проведении закупочных интервенций.

Введение

в действие указанных льгот не повлечет за собой увеличения бюджетных потерь и позволит сократить его расходы на проведение данных закупок.

В данной работе теоретически обоснована необходимость дифференцированного подхода в области налогообложения в зависимости от ц вида производимой и реализуемой продукции, степени ее доходности и уровня потребности в ней. При этом были учтены отраслевые особенности и экономические последствия налогообложения. ® При этом необходимым условием является предоставление субъектам.

Федерации права на самостоятельное утверждение ставок ЕСХН в зависимости от реализуемой предприятием продукции и уровня ее доходности сложившейся в налоговом периоде в данном регионе. Целью данного нововведения ставится возможность предоставления налоговых послаблений хозяйствующим субъектам, занимающимся производством низко рентабельной, но значимой для региона продукции, без ущерба для поступлений в бюджет РФ. С принятием указанных изменений местные органы власти смогут оказывать влияние на хозяйственные процессы, ф протекающие в данной отрасли народного хозяйства с целью расширения налоговой базы и как следствие — увеличения объема налоговых поступлений. Кроме этого повысится заинтересованность регионов в наращивании собственного доходного потенциала.

В работе введено понятие «минимального размера ЕСХН», а также методика его расчета, целью которых ставится обеспечение гарантированных >/t поступлений в бюджеты различных уровней, в случае, если на рынке г*сельскохозяйственной продукции сложится неблагоприятная конъюнктура.

Кроме этого, в работе обоснована острая необходимость возврата сельскохозяйственных производителей к уплате налога на добавленную стоимость, который даст возможность производителям расширить рынки сбыта своей продукции, а крупным потребители продукции сельского хозяйства, сократить на 10%-18% объем расходов, списываемых на себестоимость конечной продукции. Конечные потребители, благодаря снижению себестоимости, смогут приобретать более дешевые продукты. Бюджеты всех уровней смогут увеличить объем налоговых поступлений за счет увеличения налоговой базы по ЕСХН, объем которого вырастет в результате увеличения объема продаж и снижения уровня себестоимости готовой продукции.

Опираясь на результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что в процессе написания данной диссертации разработаны предложения по использованию системы налогообложения в процессе осуществления государственного регулирования сельского хозяйства. При этом были разработаны способы и методы взимания налогов, учитывающие специфические особенности данной отрасли экономики. Предложены методы осуществления государственной поддержки путем предоставления налоговых льгот и освобождений. Обоснована необходимость внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие порядок налогообложения сельхозтоваропроизводителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.]. — Собрание законодательства РФ.-1998-N 31.- 3824 с.
  2. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.: одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г.]. Собрание законодательстваРФ.-2000-N 32 -3340 с.
  3. Республика Мордовия. Закон. № 66−3 от 27.12.2001 г. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2002 год. — Ведомости ГС PM.-2002.-N 15−17 с. 502.
  4. Республика Мордовия. Закон. № 66−3 от 27.12.2002 г. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2003 год. — Ведомости ГС РМ.-2003.- N 22−24.- с. 740.
  5. Республика Мордовия. Закон. № 63−3 от 08.12.2003 г. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2004 год. Известия Мордовии-2003- спецвыпуск.
  6. Республика Мордовия. Постановление Правительства РМ от 21.04.99 № 232 «Об итогах социально-экономического развития иисполнении бюджета Республики Мордовия в I квартале 1999 года» Текст.
  7. , А. Прогноз АПК до 2003 года / А. Амосов // Экономист.-1998 № 12.-С.14−20.
  8. , К.Л. О реформе налоговой политики / К. Л. Астапов // Финансы. 2000. — № 10 — С.29−34.
  9. , К.Л. Приоритеты налоговой реформы в РФ / К. Л. Астапов // Экономист. 2003 — № 2. — С.54−60.
  10. , С., Какие налоговые реформы выгодны государству? / С. Аукционен, А. Батяева // Вопросы экономики. 2001.- № 9.- С.59−62.
  11. , С.В. Специальные налоговые режимы: теоретические и организационные основы / С. В. Барулин, Г. В. Жирова // Финансы. — 2003.-№ 10.- С.32−38.
  12. , А. Что мешает платить налоги / А. Батяева // Вопросы экономики. 2001. — № 9.- С.72−78.
  13. , В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки / В. А. Белостоцкая // Финансы. 2003. — № 3.- С.36−38.
  14. , А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов междусубъектами РФ / А. Г. Бирюков // Финансы. 2003. — № 11 — С. 1720.
  15. , А.Г. О сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2004 году / А. Г. Бирюков // Финансы. — 2004. — № 2 С.7−10.
  16. , М. Налоговая политика России на современном этапе / М. Бобоев, В. Кашин // Вопросы экономики. 2002. — № 1 — С.54−66.
  17. , О. А. Правовые вопросы совершенствования налоговой системы / О. А. Борзунова // Финансы. 2005. — № 7 — С.33−37.
  18. , Н. Система бюджетного финансирования АПК / Н. Боровских // Экономика сельского хозяйства России. — 2004. — № 3. -С.51−53.
  19. , И. Природная рента как категория рыночной экономики / И. Буздалов // Вопросы экономики-2004. № 3.- С. 24−35.
  20. , И.Н. Оптовые продовольственные рынки: значение, опыт и проблемы развития / И. Н. Буробкин. Уральская ГСХА, 1998. -217с.
  21. , Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу /Е.В. Бушмин // Финансы. 2000. — № 6,-С.4−8.
Заполнить форму текущей работой