Переходная форма дифференциации обучения
Сторонники этой организационной модели утверждали, что при таком варианте легко исправлять ошибки, допущенные на этапах отбора учащихся. Переход из одного класса в другой в рамках одной школы значительно проще осуществить, чем переход, например, из школы для одаренных в обычную школу и тем более — наоборот. Формально это так. Правда, практика показывает, что в реальной жизни все далеко не так… Читать ещё >
Переходная форма дифференциации обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Форма дифференциации обучения, обозначенная нами как переходная, предполагает существование в одной школе классов для разных категорий учащихся. Во многих школах наряду с обычными классами функционируют классы для одаренных детей (лицейские, гимназические и др.) и классы для детей с проблемами в обучении и развитии (коррекционные). Не менее распространены в рамках этой формы и различные варианты профильной дифференциации, например, в одной школе параллельно действуют классы математические, гуманитарные, естественнонаучные и т. п.
Переходная форма дифференциации обучения имеет давнюю историю. Ее широкое внедрение в образовательную практику стартовало в начале XX века. Этот процесс связывают с именем известного немецкого педагога Й. А. Зиккенгера из города Мангейма, поэтому она иногда именуется «мангеймской системой».
Мангеймская система
По проекту Й. А. Зиккенгера было создано четыре типа классов:
- — основные классы — для детей, имеющих средние способности;
- — классы для учащихся малоспособных, которые обычно не заканчивают школу;
- — вспомогательные классы — для умственно отсталых детей;
- — классы иностранных языков, или «переходные классы», — для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях.
По замыслу Й. А. Зиккенгера, комплектовались эти классы на основе психометрических обследований и характеристик учителей. Естественно, что содержание обучения в каждом ряду классов было различным. В практике мангеймских народных школ различной была даже продолжительность обучения в каждом из классов.
Сторонники этой организационной модели утверждали, что при таком варианте легко исправлять ошибки, допущенные на этапах отбора учащихся. Переход из одного класса в другой в рамках одной школы значительно проще осуществить, чем переход, например, из школы для одаренных в обычную школу и тем более — наоборот. Формально это так. Правда, практика показывает, что в реальной жизни все далеко не так просто.
Например, уже в опытах самого Й. А. Зиккенгера переходы из класса в класс оказались невозможны из-за огромной разницы в содержании образовательных программ. Существенные трудности в этом плане возникают и в современных условиях. Например, ребенку перейти в класс для одаренных из обычного практически невозможно. Все из-за той же разницы в содержании программ. Обратный переход из класса для одаренных в обычный класс тоже не так прост. Как правило, он рассматривается детьми и их родителями как социальное поражение и связан с вполне понятными проблемами социально-педагогического свойства.