Деятельность Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) по оборонно-массовой работе среди населения страны в 1991-1999 гг
В качестве теоретических предложений диссертант считает желательным для исторической науки: а) разработку проблем оборонно-массовой деятельности различных государственных органов и общественных организаций в период последней четверти XIX — 90-х гг. XX вб) в качестве специальных тем для исследования можно предложить такие, как Оборонно-спортивные общества и союзы в период строительства Советского… Читать ещё >
Содержание
Самая массовая общественная оборонная организация, носившая в разные времена наименования: Общество содействия обороне, авиационному и химическомуительству (ОСОАВИАХИМ), Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОС ГО) — внесла неоценимый вклад в укрепление обороноспособности нашего государства. За более чем 70-летнюю историю деятельности Оборонного общества миллионы граждан России получили здесь первоначальную военную и спортивно-техническую подготовку, научились владеть автомобилем, бронемашиной, самолетом, вертолетом, мотоциклом, скутером, прыгать с парашютом, плавать в ластах и с аквалангом, лять из винтовки и пистолета, овладевать многочисленными профессиями военно-прикладного характера, необходимыми в народном хозяйстве. Для многих поколений россиян оборонная организация стала подлинной школой патриотизма и мужества.
В настоящее время Российская оборонная спортивно-техническая организация, ставшая правопреемницей ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ на территории Российской Федерации, обладает значительным потенциалом для решения задач по подготовке военно-обученных специалистов для Вооруженных Сил и других войск РФ, массовому военно-патриотическому воспитанию молодежи, развитию авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, подготовке кадров массовых технических профессий для народного хозяйства.
В условиях перехода на новую организационно-штатную структуру и сокращения численного состава Вооруженных Сил РФ изучение деятельности РОСТО по оборонно-массовой работе среди населения страны имеет важное научно-познавательное и практическое значение.
Введение. 3
Деятельность Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) по оборонно-массовой работе среди населения страны в 1991-1999 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводы по второй главе.
Российская оборонная спортивно-техническая организация за рассматриваемый период сумела обеспечить почти полное выполнение плана подготовки специалистов для Вооруженных Сил РФ и других войск, сохранить структурные подразделения, обеспечить проведение военно-патриотических и организационных мероприятий всероссийского масштаба.
Остро ощущалась проблема недостаточного финансирования со стороны Министерства обороны. Это не позволяло выполнять плановые задания в полном объеме, снижало качество подготовки специалистов.
При анализе архивных документов автор пришел к выводу, что в рассматриваемый период практически отсутствовала связь между школами РОСТО и военными комиссариатами по вопросу подготовки военно-обученных специалистов и дальнейшего их использования по специальности. Заказ на обучение специалистов не всегда имел целевую направленность, что приводило к использованию выпускников школ не по назначению.
Полностью оправдала себя подготовка военно-обученных специалистов по месту жительства в спортивно-технических клубах, имеющих соответствующую учебно-материальную базу.
Одним из серьезных недостатков в деятельности оборонных организаций по подготовке граждан к военной службе было ослабление внимания к военно-патриотическому воспитанию. Общая тенденция к принижению его роли в масштабе государства не замедлила сказаться и на работе оборонных организаций в этом направлении.
На базе РОСТО были созданы условия для широкого вовлечения населения страны в занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Все виды спорта, развитием которых руководили Советы и комитеты РОСТО, были направлены на улучшение подготовки молодежи к службе в.
Вооруженных Силах РФ. Развитие технических и военно-прикладных видов спорта оказывало непосредственное влияние на подготовку резервов для Вооруженных Сил РФ, народного хозяйства и решения социальных проблем, стоящих перед нашей страной. При этом методическими центрами спортивно-технической подготовки являлись спортивные клубы центрального подчинения.
В 1991;1999 гг. особое внимание уделялось развитию авиационных, радио-, автомобильного, мотоциклетного, водного, парашютного и арбалетного видов спорта, пулевой стрельбе, летнему биатлону и военно-прикладному многоборью. Этими и другими видами спорта занималось более 500 тысяч человек, которые получали знания и навыки, соответствующие профилю подготовки по определенным военно-учетным специальностям.
РОСТО получила в наследство целый ряд спортивных сооружений, наличие которых позволяло осуществлять на высоком уровне спортивно-техническую подготовку среди населения страны. Центральным звеном в решении задач спортивно-технической подготовки выступали спортивно-технические клубы, сеть которых к концу 1999 г. составляла 1317. В них техническими и прикладными видами спорта занималось свыше полутора миллиона человек, ежегодно готовилось около 400 тысяч спортсменов-разрядников, культивировалось 25 видов технического спорта.
Российская оборонная спортивно-техническая организация является спортивным объединением, признанным в мировом спорте. Она обладает сертификатом Международного Олимпийского комитета и является коллективным членом Олимпийского комитета России. РОСТО объединяет 12 всероссийских спортивных федераций и союзов по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта, 9 из которых имеют своих представителей в аналогичных международных спортивных объединениях.
Несмотря на это, были и негативные тенденции: продолжало уменьшаться количество молодых людей, занимающихся техническими видами.
172 спорта, сокращалось число спортивных секций, соревнований, спортсменов и команд. Ссылаясь на экономическую нецелесообразность, некоторые Советы и организации РОСТО отказывались от содержания спортивных объектов.
В условиях развития информационного общества одной из актуальных проблем, которую решала РОСТО в союзе с министерствами и ведомствами, другими общественными организациями, было активное содействие самодеятельному техническому творчеству граждан РФ, повышению технических знаний молодежи. Обучением граждан России массовым техническим профессиям в период 1991;1999 гг. занималось более 1436 образовательных учреждений РОСТО. За это время в системе РОСТО было подготовлено более 4 миллионов человек по 57 специальностям.
Свою деятельность по подготовке кадров массовых технических профессий учебные организации строили на основе Законов РФ «Об образовании», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об общественных объединениях».
Острой необходимостью было осуществление переоснащения и создания учебно-материальной базы, отвечающей требованиям научно-технического прогресса и обеспечивающей значительную интенсификацию учебного процесса. В школах и СТК нужны были технические кабинеты, лаборатории и автодромы, оснащенные компьютерами, современными тренажерами и техникой.
В организациях РОСТО в рассматриваемый период не уделялось должного внимания подготовке специалистов для сельского хозяйства. К началу 1999 г. практически была прекращена подготовка механизаторов.
Исследование показало, что финансово-экономическая деятельность оборонной Организации в области подготовки кадров массовых технических профессий требовала пересмотра. Связано это было с ростом цен на обучение той или иной специальности, что соответственно вело к увеличению оттока.
173 населения. В первую очередь это касалось специальностей, имеющих военно-прикладное значение.
В современных условиях Советы, комитеты, первичные организации РОСТО при подготовке кадров массовых технических профессий строили свою работу в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, сложившимися в стране, учитывали реальные потребности в специалистах и на основании этого определяли организационно-штатную структуру своих организаций.
Заключение
.
Прошло не так много времени с тех пор, как 25 сентября 1991 г. была создана Российская оборонная спортивно-техническая организация. На протяжении этого периода РОСТО вносила весомый вклад в решение важнейших для Российского государства задач по военно-патриотическому воспитанию граждан, развитию авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, технического творчества молодежи, подготовке ее к квалифицированному труду и защите Отечества.
На основе проведенного исследования деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации по оборонно-массовой работе среди населения страны в 1991;1999 гг. можно сделать следующие выводы:
1. РОСТО не только сохранила организационную структуру, материально-техническую базу, но и значительно повысила качественные показатели своей практической деятельности. К концу 1999 г. в Оборонной организации насчитывалось около 3,5 миллиона членов, организационно объединенных в 20 республиканских, 6 краевых, 52 областных и им равных, 1505 окружных, городских и районных Советов, а также около 3 тысяч учебно-спортивных организаций и учебных спортивно-технических центров1.
Деятельность Российской оборонной спортивно-технической организации получила широкое признание как на федеральном, так и на региональном уровне. Практически во всех субъектах Российской Федерации приняты специальные решения о поддержке организаций РОСТО, большинство из них реализуется через бюджетное финансирование совместных программ по военно-патриотическому.
1 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 1/6, 2000 г., л.21−22. Протоколы заседаний Правления Совета РОСТО.
175 воспитанию молодежи, подготовке специалистов для Вооруженных Сил и народного хозяйства, развитию технических видов спорта.
Статус РОСТО закреплен целым рядом нормативных актов, таких как Указы Президента Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 1053 и от 9 сентября 1994 г. № 1845, постановление Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1042, принят проект федерального закона «О Российской оборонной спортивно-технической организации"1. Все это позволило заложить прочную правовую основу деятельности Оборонной организации, направленной на решение государственных и уставных задач.
В результате проведенного анализа автор установил, что несмотря на это, уровень работы многих региональных организаций РОСТО еще не в полной мере отвечает современным требованиям. Не полностью использовались имеющиеся возможности и резервы для более широкого привлечения трудящихся, молодежи к непосредственному участию в оборонно-массовой работе.
Не везде обеспечивалось неразрывное единство патриотического воспитания с обучением основам военного дела, приобщением к активным занятиям техническими и военно-прикладными видами спорта. Слабо была поставлена воспитательная работа в некоторых первичных, учебных и спортивных организациях, не всегда учитывались специфические особенности различных групп населения.
1 См.: Указ Президента РФ от 23.07.1993 г. № 1053 «О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации». Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 31. Ст. 2863- Указ Президента РФ от 09.09.1994 г. № 1845 «О Российской оборонной спортивно-технической организации». Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 20. Ст. 2254- Совет Министров — Правительство Российской Федерации. Постановление от 11.10.1993 г. № 1042 «О мерах государственной поддержки деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации». Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 4041.
2. Важным направлением деятельности РОСТО было организационно-уставное укрепление оборонных организаций, усиление воспитательного характера их деятельности. В период 1991;1999 гг. в основном была сохранена структура всех республиканских, краевых и областных организаций. В большинстве из них строго соблюдались уставные нормы в работе органов оперативного руководства, поддерживалась атмосфера деловитости и активности, уставной требовательности, творчества и инициативы.
Была выполнена одна из главных задач организационно-уставной деятельности — сохранено большинство первичных организаций, технических школ, спортивно-технических клубов и секций. В обстановке свертывания оборонно-массовой работы с молодежью в общеобразовательных школах, техникумах и вузах они стали центрами подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, спортивно-технической работы с населением и обучения специалистов для народного хозяйства.
Ключевым звеном была работа с кадрами и общественным активом. В большинстве организаций была создана атмосфера деловитости, коллективного решения вопросов, персональной ответственности кадров за выполнение уставных задач. Велась работа по дальнейшему укреплению руководящими кадрами Советов, учебных и спортивных организаций. В работе с кадрами и общественным активом широко использовались моральные и материальные стимулы их труда.
Осуществлялись мероприятия по развитию связей и сотрудничества РОСТО с оборонными организациями (обществами) других государств, прежде всего таких, как Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина. Это являлось одной из приоритетных задач на международном уровне.
3. Особое внимание уделялось вопросам, связанным с подготовкой военно-обученных специалистов. В рассматриваемый период увеличение их числа.
Ill происходило за счет расширения числа военно-учетных специальностей. Анализ показал, что РОСТО может увеличить подготовку водительских кадров на 20%, морских и радиоспециалистов — на 50%, осуществлять дополнительно подготовку юношей еще по 60 военно-учетным специальностям.
Исследование подтвердило вывод о том, что в условиях сохранения военной опасности, роста технической оснащенности вооруженных сил других государств, возрастают требования к военно-технической и физической подготовке молодежи.
Большинство Советов, комитетов и учебных организаций настойчиво и планомерно осуществляли меры по повышению качества подготовки специалистов для армии и флота.
Вместе с тем не во всех учебных организациях обеспечивалась высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. В результате не все обучаемые получали твердые знания и практические навыки в работе с техникой, не вырабатывали в себе должные морально-психологические и физические качества, необходимые для службы в частях и на кораблях. Нередко встречалась порочная практика упрощенчества и послаблений в обучении, завышения оценок успеваемости курсантов.
Слабо была организована работа по улучшению подбора и воспитания кадров учебных организаций (преподавателей, мастеров производственного, инструкторского состава). Недостаточно внимания уделялось повышению их профессиональной квалификации и педагогического мастерства.
4. Особое место в деятельности РОСТО в 1991;1999 гг. занимало обучение кадров массовых технических профессий, которое способствовало организации массового профессионального обучения граждан страны. Кроме того, данная деятельность позволяла получать дополнительные средства для выполнения задач, связанных с подготовкой молодежи к военной службе, развитием технического творчества и спорта, патриотического воспитания граждан.
Согласно статистическим данным, ежегодно более половины обученных водителей получают права в учебных организациях РОСТО. Все ее структуры, занимающиеся подготовкой кадров массовых технических профессий, имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Однако анализ изученного автором материала показал, что обучению кадров массовых технических профессий для сельского хозяйства было уделено недостаточное внимание, и в конечном итоге это привело к свертыванию данной работы почти во всех учебных организациях. Возможности учебных организаций и спортивно-технических клубов РОСТО использовались не в полной мере. Слабо была организована работа по развитию сети технических курсов при первичных организациях.
5. Важное место в деле подготовки граждан к военной службе отводилось развитию авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Среди них особое внимание уделялось радио-, автомобильному, мотоциклетному, водному, парашютному и арбалетному видам спорта, пулевой стрельбе, летнему биатлону и военно-прикладному многоборью.
ЦС РОСТО активно проводил политику развития технических и военно-прикладных видов спорта непосредственно в первичных организациях, особое внимание сосредоточив при этом на видах спорта, не требующих сложных сооружений и дорогостоящей техники.
Большое внимание уделялось работе по подготовке в школах и клубах РОСТО общественных тренеров, инструкторов, судей по техническим и военно-прикладным видам спорта, расширению сети спортивно-технических клубовбазы распространения технических знаний и развития технических и военно-прикладных видов спорта в городах и районах.
К сожалению, были и негативные тенденции: в ряде регионов уменьшилось количество молодых людей, занимающихся техническими видами спорта,.
179 сократилось число спортивных секций, соревнований, спортсменов и команд. Ссылаясь на экономическую нецелесообразность, некоторые Советы и организации РОСТО отказывались от содержания спортивных объектов.
В период 1991;1999 гг. недостаточно эффективно использовалась спортивная база Оборонной организации: стадионы, бассейны, картодромы, водные станции и другие спортивные сооружения.
6. Активно велась работа по развитию и укреплению материально-технической базы организаций РОСТО. Были построены сотни учебных и производственных зданий, спортивных сооружений, общежитий, подсобных помещений и других объектов.
Для подготовки военно-обученных специалистов для Вооруженных Сил Оборонная организация получила 1200 единиц автомобильной и специальной техники от Министерства обороны РФ.
В то же время потребности региональных организаций не обеспечивались в полной мере. Причем не только из-за недостаточного выделения фондов, но и из-за их нерационального использования: Советы и комитеты РОСТО не всегда эффективно использовали капиталовложения, не с полной нагрузкой использовались помещения, сооружения, техника, не обеспечивался режим строгого соблюдения экономии в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Имели место случаи расхищения собственности первичных организаций и спортивно-технических клубов.
В развитии материальной базы Оборонной организации в период 19 911 999 гг. снизился удельный вес производственной деятельности.
Проведенный исторический анализ деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации позволил определить и сформулировать некоторые уроки, а также рекомендации, носящие практический характер. Их.
180 учет, по мнению автора, будет иметь положительное значение для дальнейшего развития исторической науки, а также для укрепления обороноспособности Российской Федерации в целом.
Урок первый. Значительные перемены, происшедшие в стране за последнее десятилетие, оказали существенное влияние на многие сферы жизни и деятельности государства. Попытки неоднократного реформирования Вооруженных Сил РФ, которые привели к значительному сокращению их численного состава, изменению организационно-штатной структуры и уровня боевой готовности, позволяют говорить сегодня о настоятельной необходимости повышения боевого потенциала армии и укрепления обороноспособности страны в целом.
Создание Российской оборонной спортивно-технической организации, ее деятельность по подготовке военно-обученных специалистов и резервов для Вооруженных Сил и других войск РФ1 в рассматриваемый период подтверждают необходимость ее существования и поддержки со стороны государственных органов.
Урок второй. Установление шефства со стороны видов и родов войск над учебными организациями РОСТО в части оказания методической помощи, совершенствования учебно-материальной базы способствовало повышению качества учебного процесса и уровня подготовленности военно-обученных специалистов. На основе этого активно внедрялся в практику адресный призыв юношей, в подготовке которых принимал участие и был заинтересован прежде всего сам заказчик.
1 За 1992;1999 гг. почти в 500 учебных и 93 авиационных организациях РОСТО на основе договора с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ было подготовлено более 1 миллиона специалистов почти по 50 военно-учетным специальностям для Министерства обороны, МВД, ФСБ, МЧС, ФПС, Железнодорожных войск и ФАПСИ.
Это еще раз доказывает очевидность того, что в условиях сокращения Вооруженных Сил подготовка специалистов вне численности ВС значительно дешевле, наиболее целесообразна и подтверждает необходимость осуществления данной деятельности в дальнейшем.
Урок третий. Система обучения кадров массовых технических профессий в условиях рыночной экономики предполагала не только организацию массового профессионального обучения граждан страны, но и способствовала накоплению мобилизационных ресурсов, исходя из военно-прикладной направленности многих специальностей (водители, радиоспециалисты, электромеханики, специалисты подводно-технических работ и др.)1.
Полезность данной работы для укрепления обороноспособности страны бесспорна и должна быть направлена в дальнейшем на организацию более широкого взаимодействия Советов и комитетов РОСТО с местными органами власти и военными комиссариатами.
Урок четвертый. Российская оборонная спортивно-техническая организация за период 1992;1999 гг. сумела обеспечить почти полное выполнение плана подготовки специалистов для Вооруженных Сил РФ и других войск, сохранить структурные подразделения, обеспечить проведение военно-патриотических и организационных мероприятий всероссийского масштаба.
На базе РОСТО были созданы условия для широкого вовлечения населения страны в занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Все виды спорта, культивируемые Советами и комитетами Оборонной организации, были направлены на улучшение подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ. Развитие технических и военно-прикладных видов спорта оказывало.
1 За восемь лет учебными организациями РОСТО было подготовлено более 4,8 миллиона человек по 57 специальностям. (Подсчитано автором на основе архивных материалов ЦА ЦС РОСТО, текущего архива Управления подготовки специалистов).
182 непосредственное влияние на подготовку резервов для Вооруженных Сил РФ, специалистов народного хозяйства и решения социальных проблем, стоящих перед нашей страной.
Такой многоплановый подход к решению ряда важных задач, стоящих перед Российской оборонной спортивно-технической организацией, позволяет говорить о настоятельной необходимости дальнейшего развития технических и военно-прикладных видов спорта в современных условиях.
Практическая значимость работы определяется интересом современной исторической науки России к вопросам укрепления Вооруженных Сил РФ и обороноспособности страны в целом. Материалы исследования могут быть применены в учебно-воспитательном процессе будущих офицеров и в системе занятий по общественно-государственной подготовке различных категорий личного состава.
На основе анализа проблемы были сформулированы практические рекомендации. По ходу исследования уже высказывался целый ряд предложений и рекомендаций, касающихся деятельности РОСТО. Не повторяя их, автор хотел бы остановиться еще на следующих:
1. В целях повышения качества подготовки кадров в Военном университете МО РФ представляется необходимым подготовить и ввести в программу изучения предмета «История» тему «Оборонно-спортивные общества и союзы на территории нашей страны в 1917;1999 гг.», использовав при этом материалы настоящего исследования.
2. Фактологическая база диссертации может быть использована в рамках общественно-государственной подготовки и информирования военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
3. Для улучшения процесса подготовки военно-обученных специалистов представляется целесообразным решение вопроса на уровне Генерального штаба.
Вооруженных Сил РФ о наращивании их выпуска за счет увеличения числа военно-учетных специальностей. Анализ проведенного исследования показал, что на базе РОСТО может проводиться подготовка (переподготовка) военнослужащих запаса, спортсменов высших разрядов по техническим и военно-прикладным видам спорта, приписываемых военными комиссариатами по соответствующим военно-учетным специальностям.
В связи с планомерным переходом к комплектованию Вооруженных Сил России на профессиональной основе Оборонная организация может осуществлять подготовку граждан к несению военной службы на контрактной основе. Имеющаяся учебно-материальная база школ и авиационных организаций РОСТО позволяет развернуть центры по отбору и комплексной подготовке граждан для прохождения службы по контракту, включая обучение по военно-учетной специальности, парашютно-десантную, общевойсковую, физическую, строевую, огневую, тактическую подготовку.
4. Было бы правильно Главному организационно-мобилизационному управлению (ГОМУ ГШ) решить вопрос о расширении возможности использования сил и средств Оборонной организации в чрезвычайных ситуациях (привлечения к совместной работе оперативной радиосвязи, аквалангистов, клубов служебного собаководства и других спортивно-технических объектов РОСТО).
5. Государственному комитету по делам молодежи при Правительстве РФ было бы целесообразно расширить сотрудничество с Российской оборонной спортивно-технической организацией в области совместного использования имеющейся спортивно-технической базы, укрепления связи организаций РОСТО с образовательными учреждениями и другими государственными и негосударственными организациями, в которых учится и работает значительное.
184 число молодежи, для привлечения ее к занятиям техническими и военно-прикладными видами спорта, подготовки к службе в Вооруженных Силах России.
Дальнейшего улучшения требует совместная деятельность по военно-патриотическому воспитанию в учебных организациях РОСТО. Необходимо шире использовать мероприятия, проводимые в ознаменование памятных дат и событий в жизни государства, пропагандировать современную жизнь армии и флота.
6. По мнению диссертанта, Центральному Совету РОСТО в своей работе следовало бы шире использовать средства массовой информации и коммуникации. На страницах периодической печати необходима широкая дискуссия по вопросам подготовки военно-обученных специалистов и прохождения военной службы молодыми людьми как в мирное, так и военное время. Это позволило бы определить различные подходы к решению этой проблемы и аргументацию авторов в защиту своих точек зрения.
Телестудии Министерства обороны РФ «ВоенТВ» и радиостанции «Славянка» целесообразно было бы в свои программы включать освещение жизни и деятельности различных структур РОСТО, чаще практиковать интервью с ветеранами Организации и молодежью, по возможности освещать вопросы деятельности учебных организаций.
7. В качестве теоретических предложений диссертант считает желательным для исторической науки: а) разработку проблем оборонно-массовой деятельности различных государственных органов и общественных организаций в период последней четверти XIX — 90-х гг. XX вб) в качестве специальных тем для исследования можно предложить такие, как Оборонно-спортивные общества и союзы в период строительства Советского государства. (1917;1937 гг.) — Подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ в 90-е годы: (На материалах государственных и общественных организаций регионов) — Деятельность региональных (республиканских, краевых, областных) Оборонных.
185 спортивно-технических организаций по оборонно-массовой работе среди населения.
Проведенное исследование и сделанные выводы в определенной степени могут способствовать совершенствованию и дальнейшему развитию отечественной исторической науки и ее военной составляющей, так как расширяют знания по истории деятельности общественной организации в интересах укрепления обороноспособности государства.
Можно с уверенностью констатировать, что Российская оборонная спортивно-техническая организация на пороге XXI века достойно продолжает традиции ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ, закладывая фундамент для гармоничного развития молодого поколения россиян, от которого в ближайшее десятилетие будет зависеть могущество и процветание нашего Отечества.
1. Труды по теории и методике проблемы.
2. Анохин А. И. В труде и боях закаленное: (Очерк истории Оборонного общества). М.: «Магистр Лтд.», 1998. 304 с.
3. Анохин А. И. Они были первыми: (Очерк о руководителях Оборонного общества). М.: «Магистр-ПРО», 2000. 240 с.
4. Армия и общество. М.: Прогресс, 1990. 432с.
5. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. 237с.
6. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 162 с.
7. Блок М. Апология истории или ремесло историка. Пер с франц. Изд. 2-е доп. М.: Наука, 1986. 138 с.
8. Военно-патриотическое воспитание молодежи (Проблемы и опыт). М.: Политиздат, 1991, 213с.
9. Волков А. П. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985;1991 гг.). М.: ГА ВС, 1992. 64 с.
10. Историческая наука: вопросы методологии. М.: Мысль, 1986. 227 с.
11. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.287 с. 187.
12. Могильницкий Б. Г.
Введение
в методологию истории. М.: Высшая школа, 1989. 183 с.
13. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Волгоград, 19−20 сентября 1998 г. // Волгоград «Перемена» 1999, 300 с.
14. Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. 219 с.
15. Документы государственных и военных органов и общественныхорганизаций.
16. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. 35с.
17. Федеральный закон РФ № 61-ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 г. Собрание законодательства РФ. 1996 г. № 26. Ст. 2750.
18. Федеральный закон РФ № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998 г. № 13. Ст. 1475.
19. Федеральный закон РФ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 21. Ст. 1930.
20. Федеральный закон РФ № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998 г. № 13. Ст. 1475.
21. Проект федерального Закона РФ «О Российской оборонной спортивно-технической организации"188.
22. Указ Президента РФ № 1098 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 г. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 34. Ст. 2347.
23. Указ Президента РФ № 791 «Об имуществе бывшего ДОСААФ СССР, находящегося на территории Российской Федерации» от 31.05.1993 г. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 23. Ст. 2104.
24. Указ Президента РФ № 1053 «О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации» от 23.07.1993 г. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 31. Ст. 2863.
25. Указ Президента РФ № 1845 «О Российской оборонной спортивно-технической организации» от 09.09.1994 г. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 20. Ст. 2254.
26. Указ Президента РФ № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16.05.1996 г. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1996. № 21. Ст. 2470.
27. Второй съезд народных депутатов РСФСР. О политическом и социально-экономическом положении в РСФСР и мерах по выходу из кризиса // Известия. 1991. 30 марта.
28. Шестой съезд народных депутатов Российской Федерации: Стенографический отчет // Российская газета. 1992. 8−29 апр.189.
29. Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР: Закон СССР//Советская Россия. 1990. 16 марта.
30. О приоритетах военной политики Российской Федерации: Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации // Российская газета. 1992. 8 апр.
31. О допризывной подготовке молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. ст. 16.
32. О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке по контракту: Постановление Правительства Российской Федерации № 918 от 30 ноября 1992 г. //Краснаязвезда. 1992. 3 дек.
33. Директива министра обороны СССР № Д-10 от 8.02.1991 г. Об упорядочении призыва выпускников военно-патриотических объединений, клубов и укомплектовании ими соединений, воинских частей и кораблей.
34. Директива министра обороны РФ № Д-59 от 8.06.1998 г. О дальнейшем совершенствовании военно-патриотической работы среди допризывной и призывной молодежи.
35. О переводе ЦК ДОСААФ союзных республик, краевых и областных комитетов ДОСААФ на полный хозяйственный расчет и самофинансирование (ДОСААФ СССР. Финансово-экономическое управление ЦК ДОСААФ СССР). М., 1989.45 с.
36. О платных услугах, предоставляемых комитетами, предприятиями и организациями ДОСААФ (ДОСААФ СССР. Финансово-экономическое управление ЦК ДОСААФ СССР). М., 1989. 28 с. 190.
37. Обзор итогов производственно-хозяйственной деятельности предприятий ДОСААФ СССР за 1988;1989 гг. М., 1990. 17 с.
38. Об условиях оплаты труда и дополнительных окладах работников аппарата комитетов ДОСААФ (ДОСААФ СССР. Финансово-экономическое управление ЦК ДОСААФ СССР). М., 1990. 40 с.
39. Об улучшении допризывной подготовки юношей-учащихся: Приказ министра обороны СССР и председателя Государственного комитета по народному образованию № 263/408 от 12 июня 1990 г. М., 1990. Зс.
40. Программа допризывной подготовки юношей. М.: Воениздат, 1990. 60с.
41. Положение о порядке использования патриотическими объединениями, клубами элементов материальной базы учебных, спортивных и первичных организаций РОСТО.
42. ДОСААФ СССР. 1Х-Х: от съезда к съезду, 1983;1988. Цифры и факты. М., 1987. 48 с.
43. ДОСААФ СССР. Обзор о работе комитетов в 1989;90 гг.- 1990; 1991 гг. М., 1992. 20 с.
44. Сборник руководящих документов по офицерским курсам ДОСААФ (ДОСААФ СССР. Управление военно-морской радиоподготовки и средств вычислительной техники ДОСААФ СССР). М., 1991. 65 с. (ДСП).
45. Сборник руководящих и методических документов по переводу комитетов и организаций ДОСААФ на новые условия хозяйствования (Финансово-экономическое управление ЦК ДОСААФ СССР). М., 1989. 73 с.
46. Сборник руководящих документов по финансово-экономическим вопросам, бух. учету и отчетности (ДОСААФ СССР. Финансово-экономическое управление ЦК ДОСААФ СССР). М., 1991. 272 с. 191.
47. В помощь председателю первичной организации ДОСААФ: Сборник документов. М.: ДОСААФ, 1984. 342с.
48. Архивные материалы учебно-методического кабинета отдела военно-технической подготовки МГК ДОСААФ. 1981;1991 гг.
49. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Волгоград, 19−20 сентября 1998 г. // Волгоград: «Перемена», 1999. 300 с.
50. Информационный сборник ЦС РОСТО. Вып.З. М., 1994. 60 с.
51. Архивные документы и материалы.
52. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).
53. Фонд 9570 (Документы Центрального Совета союза спортивных организаций СССР).
54. Опись 3, д. 21, 39, 57,58,74, 77, 97,110, 114, 116, 117, 130, 137, 150, 152,169, 170, 184, 186,187.
55. Фонд 9552 (Документы Центрального Комитета ДОСААФ).
56. Центральный архив Центрального Совета Российской оборонной спортивно-технической организации (ЦА ЦС РОСТР).
57. ЦАМК (Центральный автомотоклуб)1991 г., д. 04, 08, 10, 12, 14, 28,291 992 г., д. 03,07, о8, 09, 25, 291 993 г., д. 03,07,09, 10,24, 251 994 г., д. 03,07,09, 10, 24, 251 995 г., д. 03,07,09, 24, 24,251 996 г., д. 03, 07, 08, 09, 10, 24, 25.
58. ЦМК (Центральный морской клуб)1991 г., д. 04,10,12,13,161 992 г., д. 04, 10,12,13,16 1993г., д. 04,09, 11 12,151 994 г., д. 04, 09,11,12,151 995 г., д. 04,09, 11, 12, 151 996 г., д. 04, 09,11,12,15, 16.
59. Центральный радиоклуб им. Э.Т. Кренкеля1 941 990 г., д. 02,07,08,26,271 991 г., д. 02,07,08,261 992 г., д. 02,07,08,261 993 г., д. 02,07,08,17, 181 994 г., д. 02,08, 16, 171 995 г., д. 02,06,15,161 996 г., д. 02,61 997 г., д. 02,06.
60. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации1. ПА МО РФ).
61. Фонд 32 (Документы Главного управления воспитательной работы ВС1. РФ).
62. Опись А-28 090, д. 1, 5,6 Опись А-28 091, д. 2, 3,7 Опись 817 316, д. 4, 19 Опись 822 084, д. 9 Опись 916 422, д. 2,3 Опись 929 989, д. 3 Опись 945 711, д. 1,2 Опись 945 713 д. 4 Опись 956 866, д. 4, 7 Опись 976 542 д. 1.
63. Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО).
64. Опись 2, д. 7,18, 33, 59, 61, 69, 81, 82, 112, 121,122,126, 130,156, 165, 166, 170, 171, 174, 204,205, 207, 216,217, 232,231, 263, 268, 269, 290, 295,299, 316, 317, 326, 344, 348, 349, 357, 366, 367, 371, 374, 386, 391, 400, 411.
65. Текущий архив Волгоградского областного Совета Российской оборонной спортивно-технической организации.
66. Текущий архив Московского городского комитета Российской оборонной спортивно-технической организации.
67. Текущий архив Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи.
68. Текущий архив Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
69. Текущий архив военно-патриотических клубов десантного профиля.
70. Материалы социологических исследований различных категорий молодежи за 1990;1999 гг.
71. Материалы по подготовке военных специалистов для армии и флота, военно-патриотическому воспитанию молодежи196.
72. Материалы по допризывной подготовке и подготовке специалистов для Вооруженных Сил РФ.
73. Монографии, научные работы.
74. Аннотированный каталог литературы издательства ДОСААФ (1945 -1977 гг.) Авт.-сост. В. Ф. Колыбельников, A.A. Квитницкий. М.: ДОСААФ, 1979. 277 с.
75. Аронов А. А. Воспитание патриотов: (Кн. для учителя). М: Просвещение, 1989. 175с.
76. Армии, авиации, флоту: Сборник к 50-летию Оборонного общества. М.: ДОСААФ, 1976. 382 с.
77. Артемов Ж. JI. Военно-патриотическое воспитание молодежи и подготовка юношей к военной службе. М.: Знание, 1982. 64 с.
78. Баграмян И. X. Дорогами славы дорогами отцов. М., 1975. 28 с.
79. Белоусов H.A. Педагогические основы подготовки молодежи к военной службе. М.: ДОСААФ, 1979. 101с.
80. Бойков Б. Э. Ориентир единство слова и дела. М.: Советская Россия, 1990. 60 с.
81. Бублик JI.A., Андрюшенко Е. Г., Ковалев В. И. и др. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи. М.: Воениздат, 1983. 224с.
82. Бухаров С. П., Колодин В. И и др. Московская оборонная. М: ДОСААФ СССР, 1984. 120с.197.
83. Васильев И. Ф., Фролов Г. А. Всесоюзное ордена Ленина и ордена Красного Знамени Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. От VIH к IX съезду, 1977;1983: цифры и факты. М.: ДОСААФ, 1983. 48 с.
84. Васютин Ю. С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. М.: Мысль, 1984. 172 с.
85. Военно-патриотическое воспитание. Гражданская оборона: (Методические рекомендации). Сост. B.C. Левченко, А. И. Клименко, С. С. Соломахина. Вып.4. М., 1986. 61 с.
86. Военная реформа: история и перспективы: Сборник / Сост. Х.В. Дальма-ев, А. Е. Савяшин. / Под ред. H.A. Чалдымова. М., 1991. 171с.
87. Волков А. П. Исторический опыт деятельности государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961;1991 гг.). М.: ГА ВС, 1994. 178 с.
88. Волков А. П., Кожемякин А. Н. Неформальные объединения молодежи. Тула: Знание, 1990. 36 с.
89. Волков А. П. Пацифизм и защита Отечества. М., 1990. 24 с.
90. Вырщиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. М.: Педагогика, 1990. 152с.
91. Иванов В. Н. Некоторые вопросы военно-патриотического воспитания. Калининград, 1993. 38 с.
92. Неформалы: кто они? Куда зовут? / Под общ. ред. В. А. Печенева. / М.: Политиздат, 1990. 334 с. 198.
93. Неформальная Россия: О «неформальных» политизированных движениях и группах в РСФСР. М.: Молодая гвардия, 1990. 382с.
94. Основы военно-патриотического воспитания / Под редакцией Г. В. Средина/. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
95. Попов Т. Т., Субботин Д. Т. К истории советских общественных организаций: (Сборник архивных документов). М.: Высшая школа, 1970. 237 с.
96. Jahre DOSAAF. Berlin, 1976. 48 s.1.ube Kurt Auf den Spuren des Roten October. Berlin, Zentral vor stand der GST, 1967. 197 s.1. Статьи.
97. Агузаров В. В условиях чрезвычайного положения // Военные знания. 1996. № 1. С. 10−12.
98. Акишин А., Жичкин Н. Родилась Российская оборонная // Советский патриот. 1991. № 41. С. 6−7.
99. Андреев А. Будущее в живых и практических делах. (О VII внеочередном съезде ДОСААФ Азербайджанской республики) // Советский патриот. 1991. № 48. С. 6.
100. Анохин А. И. Продиктовано временем // Советский патриот. 1991. № 2.1. С. 2.
101. Анохин А. И. РОСТО растит патриотов // Красная звезда. 1992. 13сент.
102. Анохин А. И. Без команды сверху // Военные знания. 1992. № 1. С. 6−8.199.
103. Анохин А. И. Пойдет ли в рост РОСТО? // Воин. 1995. № 6. С.119−121.
104. Анохин А. И. Право служить Отечеству // Красная звезда. 1997. 25 янв.
105. Анохин А. И. Отечеству во благо И Военные знания. 1997. № 1. С. 2−4.
106. Анохин А. И. Учиться военному делу в РОСТО // Красная звезда. 1998. 28 нояб.
107. Анохин А. И. Оборонный резерв России // Красная звезда. 1999. 25сен.
108. Артемьев В. П. Оптимист с Волги // Патриот. 1993. № 13. С. 6.
109. Аслезов С. Навстречу самостоятельности. Что впереди? // Советский патриот. 1991. № 44. С.6−7.
110. Аслезов С. Уроки и надежды // Патриот. 1993. № 19−20. С. 6.
111. Балабан В. Надо ли укрощать строптивых? У/ Патриот. 1993. № 19−201. С. 6.
112. Балабин В., Гревцев В., Паньков Е. Выстраданное сотрудничество // Патриот. 1995. № 35−38. С.12−16.
113. Велик А. Н. Военные нас благодарят // Военные знания. 1997. № 7. С. 12.13.
114. Белов Е. И. Закон в нем наше завтра // Патриот. 1996. № 43. С. 4.200.
115. Бугай А., Бедула О. А первичные организации РОСТО на Казанском моторостроительном все же творят чудеса // Красная звезда. 1996. 9 июля.
116. Буторин JI. В РОСТО совсем не просто // Красная звезда. 2000. 29фев.
117. Волков A.A. У нас куется щит России // Красная звезда. 1998. 24 окт.
118. Глебский В. А. Без остановки в пути II Патриот. 1995. № 47. С. 4.
119. Гольнев А. Душа обязана трудиться. вместе с головой // Патриот. 1992. № 36. С. 6.
120. Григорьев А. Первичным организациям быть // Красная звезда. 2000. 28 янв.
121. Егоров Г. М. Выжить, чтобы победить // Патриот. 1997. № 52. С. 14.
122. Запоев Ю. К. Не промотать наследия // Патриот. 1993. № 22. С. 6.
123. Иванюк И. Готовность к защите Отечества // Красная звезда. 1997. 1 фев.
124. Иванюк И. Высоты Сергея Соколова // Красная звезда. 1999. 30 нояб.
125. Иванюк И. На земле Башкортостана // Красная звезда. 2000. 30 марта.
126. Кармеев А. За Отечество стоять // Ветеран. 1995. № 11. С. 9. Королев Ю. П. Открывая коммерческую тайну // Патриот. 1994. № 10.1. С. 6.201.
127. Крылов Е. И. Оборонному обществу быть, но каким? // Красная звез да. 1992. 19 марта.
128. Костин В. Ради блага народного // Патриот. 1996. № 31. С. 4.
129. Левченко В. Раздавайся звон медалей // Военные знания. 1993. № 7. С4.5.
130. Мазырин Л. Деловитость // Военные знания. 1997. № 4. С. 8−9. Мазырин Л. Один ум хорошо, а два лучше // Патриот. 1993. № 51−521. С. 6.
131. Мохов В. Время собирать камни // Патриот. 1994. № 26. С. 6.
132. Назымко В. Но сегодня не надо мажорных тонов // Патриот. 1997. № 1−2. С. 4.
133. Наместников В. Н. И все же есть повод для оптимизма // Красная звезда. 1999. 28 декабря.
134. Образцова И. Отсутствие государственной поддержки омрачает юбилей // НВО. 1997. № 3.
135. Прокофьев Н. И. Дом ОСТО: жить все-таки можно // Патриот. 1992 № 34. С. 6.
136. Путилин В. Кто встанет под боевые знамена // Красная звезда. 2000 31 марта.
137. Сверкачев В. Помогает взаимодействие // Патриот. 1994. № 15. С. 6.202.
138. Соколов A.C. Закон о РОСТО востребовала жизнь // Красная звезда. 1997. 4 окт.
139. Солодилов С. Со знанием дела // Красная звезда. 1999. 30 окт.
140. Федоров С. Неравнодушные люди // Красная звезда. 1999. 27 нояб.
141. Федулов C.B. Готовить специалистов, растить патриотов // Красная звезда. 2000. 26 фев.
142. Щекин В. Поверили в свои силы // Патриот. 1994. № 15. С. 6.
143. Яровой О. «Золотые дожди» и финансовые трудности // Военные знания. 1996. № 12. С. 10−11.
144. Диссертационные исследования.
145. Аксенова Н. П. Организационно-педагогические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1970. 245 с.
146. Андрейко А. Ф. Работа местных Советов и профсоюзов по подготовке молодежи, широких масс трудящихся к обороне страны (1966;1970 гг.) (По материалам восточных и южных областей Украины): Дис. .канд. ист. наук. М., 1978. 209 с.
147. Аронов А. А. Морально политическая подготовка учащихся старших классов к защите социалистического Отечества: Дис. .канд. пед. наук. М., 1974. 235 с.
148. Аронов А. А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1990. 395 с. 203.
149. Арутюнян С. Г. Социалистические традиции в системе военно-патриотического воспитания призывной молодежи и подготовки ее к службе в Вооруженных Силах СССР: Дис. .канд. филос. наук. М., 1980. 163 с.
150. Безродный В. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи допризывных и призывных возрастов / По опыту Ленинграда и Ленинградской области: Дис. .канд. ист. наук. Л., 1969. 302 с.
151. Белоусов Н. Д. Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской Армии: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991. 384 с.
152. Бесов А. Г. Деятельность КПСС по военно-патриотическому воспитанию молодежи в условиях перестройки: (На материалах местных партийных организаций и политорганов Московского военного округа, 1985;1889 гг.): Дис. .канд. ист. наук. М., 1990. 226 с.
153. Бирковский В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся при изучении событий Великой Отечественной войны на территории своего края: Дис. .канд. ист. наук. Минск., 1970. 388 с.
154. Босенко Т. В. Активизация патриотического воспитания личности в общественно-политических клубных объединениях: Дис. .канд. пед. наук. М., 1989. 251 с.
155. Волков А. П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины в 1961;1991 гг. :Дис. .д-ра ист. наук. М., 1994. 534 с.
156. Гильманов А. З. Социальные проблемы подготовки городской молодежи к службе в Советских Вооруженных Силах: Дис. .канд. филос. наук. Ростов-на-Дону., 1977. 209 с. 204.
157. Головко В. И. Развитие профессиональной структуры общества и ее влияние на подготовку молодежи к службе в ВС СССР: Автореф. дис.. канд. фи-лос. наук. М., 1991. 20с.
158. Дордус А. Д. Деятельность партийных организаций Дальнего Востока по военно-патриотическому воспитанию трудящихся (1966;1971 гг.): Дис. .канд. ист. наук. М., 1981. 207с.
159. Дробат В. П. Деятельность партийных организаций по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР (1966;1971 гг.): На материалах партийных организаций Западных областей Украинской ССР и ПриВО: Дис. .канд. ист. наук. М., 1974. 233 с.
160. Жарко С. Б. Военно-патриотическое воспитание рабочей молодежи Белорусской ССР (1971;1975 гг.): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Минск, 1986. 20с.
161. Жилкин B.C. Роль общественных организаций в военно-политической подготовке молодежи к защите социалистического Отечества: (Из опыта работы компартии Украины в 80-е годы): Дис. .канд. ист. наук. Харьков, 1989. 266 с.
162. Захаров H.A. Деятельность КПСС по повышению роли ленинского комсомола, ДОСААФ, спортивных и других организаций в военно-патриотическом воспитании молодежи (1966;1975 гг.): Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1976. 26с.
163. Зуев Г. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи северной части Нечерноземной зоны РСФСР 1971;1975 гг.: (По материалам Волгоградской, 205.
164. Ярославской и Костромской областей): Дис. .канд. ист. наук. Ярославль, 1980. 229 с.
165. Зырянов Г. М. Деятельность КПСС по военно-патриотическому воспитанию советского народа 1966;1970 гг.: (На материалах Украины): Дис. .канд. ист. наук. Киев, 1979. 217 с.
166. Кадочников В. Г. Деятельность Коммунистической партии по подготовке допризывной и призывной молодежи Урала в армии и на флоте в 1976;1986 гг.: (На материалах Свердловской, Пермской, Челябинской областей): Дис. .канд, ист. наук. М., 1900. 212 с.
167. Козенко П. В. Формирование в советской молодежи морально-политической готовности к защите Родины в условиях развитого социализма: Дис. .канд. филос. наук. Киев, 1980. 216 с.
168. Калмыков Г. В. Деятельность государственных и общественных организаций г. Москвы по подготовке юношей допризывного и призывного возрастов к военной службе в 1981 1991 годы: Дис. .канд. ист. наук. М., 1993. 225 с.
169. Лепехин С. М. Деятельность Ленинградской партийной организации по воспитанию рабочей молодежи на революционных и трудовых традициях (1959;1965): Дис. .канд. ист. наук. Л., 1967. 285 с.
170. Лолуа А. И. Вопросы воспитания призывной и допризывной молодежи: Дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1964. 202 с.
171. Лутовинов В, И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества: (Философско-социологический анализ): Дис.. канд. филос. наук. М., 1990. 198 с. 206.
172. Офицеров Э. Ф. Деятельность партийных организаций Дальнего Востока по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к службе в Советских Вооруженных Силах в современных условиях (1971 1980 гг.): Дис. .канд. ист. наук М., 1981. 226 с.
173. Параскевич В. К. Деятельность Коммунистической партии по дальнейшему развитию оборонно-массовой работы среди молодежи (1966 -1979 гг.): Дис. .канд. ист. наук. Одесса, 1980. 212 с.
174. Петров С. И. Подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР в 80-е годы: (На материалах государственных и общественно-политических организаций. г. Ленинграда и области): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Ленинград, 1990. 17с.
175. Савчук Б. П. Роль общественных организаций в подготовке молодежи к военной службе. 80-е годы: (На материалах западных областей Украины): Автореф. дис. канд. ист. наук. Ровно, 1991. 17с.
176. Сельский С. П. Деятельность Московской партийной организации по военно-патриотическому воспитанию молодежи в период 1961;1967 гг.: Дис. .канд. ист. наук. М., 1968. 281 с.
177. Слепуха В. А. Деятельность ДОСААФ Литовской ССР по оборонно-массовой работе и военно-патриотическому воспитанию населения республики (1960;1980 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. Вильнюс, 1988. 15с.
178. Шабельников В. И. Деятельность компартии Украины по руководству общественными оборонными и спортивными организациями в 1961;1970 гг.: (На материалах партийных организаций Ворошиловградской и Донецкой областей): Дис. .канд. ист. наук. Донецк, 1974. 220 с.
179. Шеленин Ю. Г. Руководство Компартии Латвии деятельностью государственных и общественных организаций по осуществлению закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967;1980 гг.): Дис. .канд. ист. наук. М., 1984. 260 с.
180. Шинкоренко A.A. Военно-патриотическое воспитание молодежи в 80-е годы: опыт, проблемы: (На примере Московской городской партийной организации): Дис. .канд. ист. наук. М., 1990. 209 с.
181. Военно-исторический журнал1. Военная мысль1. Военные знания1. Воин2081. Патриот.
182. Социологические исследованияб) г, а з е т ы.
183. Аргументы и факты Известия.
184. Комсомольская правда Красная звезда Московский комсомолец Московская правда Независимая газета Независимое военное обозрение Российская газета Сегодня1. Совершенно секретно1. Справочная литература.
185. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1969;1978.
186. Военный энциклопедический словарь. М., 1986. 863 с.
187. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации М., ВУ, 1995. 244 с.
188. Военный энциклопедический словарь. Пред. главн. ред. комиссии Н. В Огарков. М.: Воениздат, 1983. 863 с. 210.