Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города
В конце XX — начале XXI века в городах-мегаполисах формируется принципиально новая среда обитания — информационная. Все сферы деловой активности непосредственно связаны с использованием и хранением информации. Это меняет условия жизни, культуру, стереотипы поведения. Как следствие, информация, особенно в ее медийной форме, становится одним из важнейших средств воздействия на общественное сознание… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Архитектура информационного пространства исторического города
- 1. 1. Роль городской культуры и урбанизированных цивилизаций в формировании информационного пространства исторического города
- 1. 2. Анализ взаимодействия текста и знаков с поверхностью архитектурного объекта в историческом городе
- 1. 3. Знаки навигации в архитектурном пространстве исторического города
- 1. 4. Визуальные коммуникации в историческом городе
- 1. 5. Идеологическая составляющая информационной роли архитектуры в историческом городе
- 1. 6. Промышленная революция и предпосылки трансформации исторического города
- Выводы
- Глава 2. Становление визуального информационно-коммуникативного поля индустриального города
- 2. 1. Архитектурно-художественные приемы русского авангарда и новая типология архитектурных объектов в городской среде революционного города (1917−30 г. г., Россия)
- 2. 2. Информационная роль монументальных знаковых архитектурных сооружений в тоталитарном городе (1930−50 г. г., СССР, Германия)
- 2. 3. Мегатекстура архитектурного объекта в коммерческом городе
- 1930−70гг., США)
- Выводы
- Глава 3. Постиндустриальный город: архитектура медиаполя
- 3. 1. Предпосылки появления нового архитектурного пространства постиндустриального города
- 3. 2. Медиафасад как часть постиндустриальной культуры
- 3. 3. Новые художественные и социальные практики
- 3. 4. Граффити как способ визуальной самоидентификации горожан в современном урбанистическом окружении
- 3. 5. Новые подходы в развитии современных урбанистических систем навигации и ориентации
- Выводы
Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние десятилетия стремительно меняется внешний облик городов мира, открывая себя влиянию новейших технологий, новых стилистических поисков, градостроительных концепций. Эти влияния, отражая характерные черты эпохи, ее идеи и эмоции, находят непосредственное отражение и материальное воплощение в архитектуре, которая комплексно и наиболее устойчиво характеризует состояние культуры общества, уровень его сущностных сил. Из сфер искусства, культуры, науки и технологий в архитектурное пространство городов выходят предметные результаты новой творческой деятельности людей, создавая совершенно новые пространственные и структурные единства, обладающие качеством динамики, преобразующие облик города и формирующие подвижные смысловые «поля» городской среды. Индустриальный модернистский город превращается в постиндустриальный мегаполис.
В конце XX — начале XXI века в городах-мегаполисах формируется принципиально новая среда обитания — информационная. Все сферы деловой активности непосредственно связаны с использованием и хранением информации. Это меняет условия жизни, культуру, стереотипы поведения. Как следствие, информация, особенно в ее медийной форме, становится одним из важнейших средств воздействия на общественное сознание и общественное поведение, то есть инструментом управления. Особенно значимым этот инструмент становится в региональном и муниципальном пространстве. Современная жизнь становится все более и более зависима от количества и качества социальной информации, которой обладают жители того или иного региона. От ее эффективного использования, достойного архитектурно-дизайнерского воплощения зависит не только развитие образования и культуры, но и экономическая, и властная составляющие развития российских регионов. В управлении социальными общностями информация может оказать стабилизирующее и мобилизующее действие, создать благоприятную, социально однородную толерантную среду обитания, стимулировать социальноэкономическую активность. А может воздействовать прямо противоположно — создавать среду конфликтную, агрессивную, угнетающую.
Итак, научное исследование начинается с констатации научной проблемы. Для ее констатации достаточно будет вывести само определение медиакоммуникации. Медиа — коммуникация — это несамостоятельный идеологический реальный интеллектуальный комплектор, деятельность которого — разнообразно структурированный феномен, имеющий возможность постоянно накапливаться и обновляться. Из самого определения медиа — коммуникации следует, что как идеальный продукт она не имеет отношения к реальности, а рассматривается лишь один из методов достижения ее, формирование которой существует в ряду различных картин мира общества. Картина мира, в свою очередь — это некая общая характеристика реальности, модель. Внешний мир — предметная реальность не дана человеку сама по себе, а только через посредство субъективных форм чувственности и деятельности. Всякое знание человеку дается в его чувственном образном восприятии.
Изучению и выявлению закономерностей формирования нового облика города в контексте влияния информационно-медийного феномена (поля) и посвящено данное исследование. Архитектурные и средовые объекты, принадлежащие к этим структурно-пространственным полям, объединяются общим признаком — в той или иной форме они содержат текстовую или иную визуальную информацию, которая транслируется в той или иной форме городскому социуму для ориентации в сложноорганизованной среде городского мегаполиса. Темпы распространения новой среды и новой архитектуры в городском пространстве усиливаются, меняя облик городов. Среди архитекторов и городских дизайнеров, позиционирующих себя как новаторы, работающие с новыми технологиями, известны такие архитекторы как Р. Коолхас, С. Холл, З. Хадид, Ж. Нувель, Ф. Мойзер, Д. Погаде и ряд других за рубежом и в Россииархитектурные бюро ОМА, дизайнерские фирмы ag4, Meuser Architektur und Kommunikations-Design. В том числе и российские архитекторы и дизайнерыА. Асадов, И. Воскресенский, Д. Савельев, другие. Все это свидетельствует о том, что явление использования информационной среды города как инструмента архитектурного и средового формообразования становится все более распространенным в России, а в мире • - и общепринятым. Следовательно, актуальность предпринятого автором исследования является достаточно высокой, очевидной. .
Постановка проблемы исследования. Современная архитектурная наука представляют обширное знание архитектуры города с древнейших времен до.современности. В то же время реализуемые, на Западе новые технологии в архитектурном формообразовании: создают впечатление чего-то абсолютно нового^ не связанного с прошедшими эпохами развития городов и информационной ролью архитектуры. Автор по мере сил постарался доказать, что это не так. На многочисленных примерах истории: архитектуры, градостроительства и дизайна. в диссертации доказывается., что облик современного города, его высокотехнологичной архитектуры — продукт эволюционного исторического развития феномена — визуального информационно-коммуникативного поля городов. 1.
Теоретическая база исследования. Информационная роль архитектурного объекта в городе освещалась в трактатах и трудах таких ученых архитекторов и градостроителей, как Витрувий, Л: Б-Альберти, Л. да ВинчиА. Палладио, Ф. Блондель, К. дю Кенси,. Дж. Рескин, Г. Вёльфлин, Г. Земпер, К. Зитге, Э.Э.Виоле-ле-Дюк, Ь. Шуази, З. Гидион, ГЪАуд, К. Линч, Н. Певзнер, Л. Кан, У. Харди, Ч. Дженкс, К. Фремптон, Б. Чуми, А. Латур, другие. Ее затрагивают и отечественные ученые, исследующие современные проблемы архитектуры и градостроительства в эволюции их развития, — И. Азизян, С. Айдаров, Г. Айдарова, И. Бондаренко, Ю. Бочаров, А. Вайтенс, В. Владимиров, Ю-Волчок, А. Гельфонд, В. Глазычев, Э. Данилова, И1Добрицына, М. Золотарева, А. Иконников, Т. Каракова, Ю. Косенкова, Л. Коган, А. Кудрявцев, И. Лежава, В. Нефёдов, С. Норенков, О. Орельская, А. Раппопорт, Т. Ребайн, Г. Ревзин, Т. Славина, И. Страутманис, В. Хайт, С. Хан-Магомедов, Н. Шукурова, Д. Швидковский,. С. Шумилкин, 3-Яргина и другие.
Вопросы взаимодействия архитектуры и информационных технологий исследуются в работах таких авторов, как Р. Курал, К. Курокава, Р. Вентури и Д. Скотт-Браун, А.-С. Шульц, Р. Клокер, Д. Кулиш, И. Воскресенский, А. Ефимов, А. Вергунов, Н. Лекарева, Е. Смоленская, ВТекутьев, ряда других.
Информационное поле города как проявление законов синархии и управления массовым сознанием рассматривается в исследованиях философов, культурологов и социологов — М. Хайдеггера, М. Фуко, М. Кагана, Г. Померанца, Ю. Борева, В. Бычкова, Д. Земляного, Е. Крашенинниковой, С. В. Норенкова, других.
Автор также опирался на труды ученых-инженеров, архитекторов, светодизайнеров, изучающих новые технологии в области создания комфорта городской среды — В. Келера, В. Лукхардта, Х. Божкова, Г. Папагалова, Л. Орловой, В. Филина, Н. Щепеткова и других ученых.
Цель исследования: выявить особенности исторической эволюции визуального информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде города на основе его типологических, ментальных и архитектурно-пространственных характеристик.
Задачи исследования заключаются в следующем:
— изучить историческую эволюцию текста и знака в архитектуре как средства передачи информации и средства художественной выразительности;
— обосновать исторические этапы формирования визуального информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города в зависимости от этапов социально-экономического развития общества;
— выявить особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде города на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному городу в контексте развития информационных технологий в архитектурном формообразовании объекта.
Объект исследования: визуальное информационно-коммуникативное поле современного города как архитектурно-пространственный феномен.
Предмет исследования: исторические архитектурные закономерности формирования и трансформации информационного поля города и его типологические, ментальные (сущностные) и архитектурно-пространственные характеристи ки.
Границы исследования: процесс зарождения и развития информационного поля городской среды рассмотрен на примерах древнего, европейского, русского и американского городов в соответствии с хронологией развития фаз информационного обмена — от устно-письменной фазы (2 700 лет до н.э.) до электронной (начало XXI века).
Гипотеза исследования заключается в том, что информационная функция изображений, знаков и текста в структуре архитектурного объекта с древности влияет на формирование облика города и, отражая социальные, идеологические, навигационные, коммерческие задачи развития сообщества, активно участвует в изменении как собственно архитектурного объекта, так и самого облика (образа) города, на современном этапе выходя в открытое городское пространство и формируя новый архитектурно-пространственный феномен — визуальное информационно-коммуникативное поле города.
Методологическая основа работы — системный подход и историко-эволюционный метод выявления закономерностей трансформации визуального информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города в сочетании с графоаналитическим методом моделирования его архитектурно-пространственных характеристик.
Методика исследования основана на комплексном изучении текстового, графического, иллюстративного материала в отечественных и зарубежных архитектурно-строительных изданиях, включая периодическую печать. В исследовании также используются визуальные и фотометрические методы изучения архитектурной среды, сравнительный анализ внутренней структуры и конструктивных особенностей объектов визуального информационно-коммуникативного поля на основе фотоизображений, чертежей и 3-Д моделей архитектурной среды города.
Научная новизна исследования в том, что в нем впервые на многочисленных зарубежных и российских примерах показано становление и трансформация визуального информационно-коммуникативного поля города в его архитектурно-пространственных параметрах и элементахвыявлена роль текстового и знакового слоя в формообразовании архитектурного объекта и городского пространстваопределены тенденции изменения визуального поля городов в контексте развития информационных технологий в постиндустриальном обществе на современном этапе.
Научное и практическое значение работы. Проведенное исследование расширяет научное знание о новых направлениях развития современной высокотехнологичной архитектурыпоказывает значение информационной роли архитектурного объекта на пути трансформации его в визуальное информационно-коммуникативное поле городской архитектурной среды. Вводится и расшифровывается новая терминология, формирующая словарь новейшей высокотехнологичной архитектуры. Полученные результаты позволяют выявить значение формообразующей роли информационных технологий в новейшей архитектуре XXI века. Отдельные фрагменты исследования могут найти применение в учебных лекционных курсах.
Для теории впервые вводится понятие визуальное информационно-коммуникативное поле города как архитектурно-пространственный феномен, определяемый взаимодействием сложнодифференцированных потоков социальной, идеологической, навигационной, коммерческой информации, визуально выражающий в городской архитектурной среде уровень развития сущностных сил общества.
На защиту выносятся результаты исследования, раскрывающие теоретическое содержание эволюции текста, знаков и изображений в архитектуре на историческом пути их трансформации в визуальное информационно-коммуникативное поле городской среды:
1. Закономерности проявления взаимодействия текста и знака в архитектуре на каждом этапе исторического развития;
2. Исторические этапы формирования информационно-коммуникативного поля города в связи с социально-экономическим развитием общества;
3. Типы художественных образов города на основе эволюции его визуального информационно-коммуникативного поля;
4. Особенности современного визуального информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде во взаимосвязи с развитием высокотехнологичного архитектурного объекта в городе-мегаполисе.
Апробация и внедрение результатов исследования выполнены в научных публикациях (всего 11, из них 2 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ), а также путем участия в 7 научно-технических конференциях — в СГАСУ в 2006, 2007, 2008 годахво Всероссийской научно-практической конференции ««Конкурсы в профессии архитектора», Самара, 2007; международной конференции «Инновационные методы в архитектурном образовании», Самара, 2008; международной конференции «Архитектура и туризм-2008», Самара, 2008; XI международной конференции «Архитектор. Город. Время» Санкт-Петербург, 2009. Результаты апробированы в учебном процессе по специальности «архитектура» и «дизайн».
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает текстовую часть (150 стр.) — введение, три главы, общие выводы, библиографический список (122 наименования, в том числе — 18 зарубежных и 15 сайтов Интернет) — второй том включает 58 графоаналитических таблиц и приложения.
1. Визуальное информационно-коммуникативное поле постиндустриального города определяется развитием информационных технологий, трансформацией мирового рынка и перераспределения потоков капитала, обусловленных современным процессом глобализации. Медиагород ;
это город, который сегодня только формируется. Многие его признаки существуют в разных странах, и сегодня можно увидеть фрагменты этого будущего города в Америке, Европе и Азии. Процесс медиализации городского пространства развивается с высокой скоростью, что позволяет говорить о том, что медиаполе, становление которого происходит на пересечении виртуального и реального пространства, становится все более глобальным.2. Среди факторов, влияющих на трансформацию визуального облика города можно выделить следующие: • изменение проектных и строительных-практик в-контексте развития — новых информационных технологий, определяющие появление медиафасадов. как новых элементов городской среды, формирующих медиатекстуру городской ткани- • развитие новых художественных и социальных практик, активно применяющих информационные технологии для создания коммуникативного пространствауход от монументальности в общественном искусстве и появление разнообразных видов паблик арт — нового городского искусства- • появление и развитие новых элементов городской среды, формирование которых обусловлено новыми информационными технологиями- • распространение граффити, городского искусства, как способа самоидентификации и коммуникации жителей города- • содержательная и типологическая трансформация навигационных систем, целью которых является содействие ориентации в урбанизированном пространстве и создание безбарьерной среды.3. Новое медиаполе урбанистического окружения изменяет природу архитектуры, делая ее динамичной, изменяя ее традиционную характеристику ;
статику. Архитектура зданий становится все более связанной с городской средой, обеспечивая взаимодействие открытого и закрытого пространства. Информационная функция архитектурного объекта становится не менее значимой, чем его функциональная программа и объемно-пространственная композиция. Общие выводы и результаты исследования:
1. Город и письменность, как способ передачи информации, — два важнейших фактора, которые породили цивилизацию в ее историческом развитии от времен устно-письменной фазы (2 700 лет до н.э.) до настоящего времени ;
эпохи цифровых технологий и медиакоммуникаций. Информационная функция города, развивалась в историческом городе в тесной взаимосвязи с развитием властной потестарной функции, влияя на формирование городской среды. В исследовании установлено, что развитие информационного поля города, сформированного текстами, знаками и изображениями, представленными на различных уровнях взаимодействия с городской средой, привело не только к изменению урбанистического пространства, но и к трансформации самой архитектуры. Процесс трансформации визуального поля в урбанистическом пространстве характеризуется количественным и качественным развитием систем навигации, ориентации и коммуникации. Количественное развитие элементов визуального поля определяет насыщенность городской ткани, а их качественное развитие обеспечивает появление новых свойств архитектурного объекта.2. Исследуя трансформацию исторических текстовых и знаковых изображений в их связи с архитектурой можно выделить четыре аспекта развития: в контексте масштаба, в контексте формообразования, в контексте времени, в контексте содержания. В контексте масштаба взаимодействие текста и поверхности архитектурного объекта выявлено распространение текста на уровне элемента архитектурного объекта, детали, объекта и города. Анализ взаимодействия текста и архитектурного объекта в контексте формообразования выявляет стадии трансформации от плоскости в пространство, через рельеф и объем. В контексте времени происходит развитие текстов от статики к динамике. В контексте содержания роль текста изменяется от функции памяти к функциям образа и информации. На всех этапах исторической эволюции шрифт является средством художественной выразительности в архитектурном объекте.3. В исследовании выявлены основные этапы трансформации визуального информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города. Первый этап, oпpJeдeляeмый развитием классической ордерной системы, характеризуется единством приемов формообразования элементов визуального информационно 143 коммуникативного поля города и архитектуры. На втором этапе, связанном с индустриальным развитием общества, формируются различные модели визуального поля, что обусловлено противоречиями и контрастами процесса индустриализации в разных странах. На современном этапе трансформация визуального информационно-коммуникативного поля определяется развитием цифровых технологий, постиндустриального общества, что приводит к появлению новой модели урбанистического пространства — медиагорода, отдельные фрагменты которого существуют во всех современных развитых районах.4. Визуальное информационно-коммуникативное поле города складывается на основе систем ориентации, навигации, информации и коммуникации. Преобладание или отсутствие тех или иных компонентов определяет характер урбанистической среды, разнообразие информационных потоков, возможности ориентации и навигации в пространстве города. Для исторического города характерно эволюционное развитие всех компонентов визуального поля, их органичное взаимодействие с архитектурной средой. Визуальное поле революционного города не связанно с урбанистическим окружением, и представляет собой поверхностный слой, вступающий в конфликтные отношения с историческим городом и определяющий пространство для формальных экспериментов. Тоталитарные режимы, вне зависимости от временного и географического фактора, обращаются к классической традиции, жесткому регулированию информационного поля, что приводит к стерильности урбанистического пространства, усиливая знаковое значение архитектуры. Визуальное поле коммерческого города формируется рекламой и рекламными носителями, которые, и характеризуется новым свойством городской ткани ;
мегатекстурой. Для большинства городов наблюдается сосуществование различных моделей визуального поля в едином урбанистическом пространстве.5. В исследовании выявлены следующие тенденции трансформации визуального информационно-коммуникационного поля города в контексте постиндустриального развития на современном этапе: • медиафасады, структурные элементы архитектурного объекта, определяют новое качество архитектуры — медиатектуру, которое, в свою очередь, оказывает влияние на трансформацию визуальных и содержательных характеристик современного образа города- • взаимодействие информационных технологий, архитектуры и искусства приводит к появлению их новых форм и последующему развитию различных художественных и социальных коммуникативных систем в общественных местах города- • ориентация в сложной урбанизированной среде обеспечивается навигационными системами в виртуальном и реальном пространстве архитектурных объектов и городской среды, создавая единую информационную систему. Исследование показало, что в постиндустриальных городах сегодня формируется глобальное урбанистическое медиаполе, изменяющее пространство города и, в конечном, счете, саму архитектуру.
Список литературы
- Гидион, 3. Пространство, время, архитектура / З.Гидион. — М.: Стройиздат, 1984.-454с.-Изд. 3.
- Глинтерник, Э. Реклама в России XVIII — первой половины XX века / Э.Глинтерник. — СПб.: Аврора, 2007. — 359с.
- Гнедич, П.П. Всемирная история искусств с древнейших времен/ П. П. Гнедич. — М.: Современник, 1997. — 493 с: ил.
- Данилова, Э.В. Формообразующие методы в живописи и скульптуре начала XX века: учебное пособие/ Э. В. Данилова. — Самара, 2004.
- Димитрис, П. Дион. Археологический музей и заповедник/ П. Димитрис. — Адам, 1997.
- Жилкин, Ф. Стратегическое городское планирование / Ф. Жилкин, В. П. Андриенвская, А. П. Эстрин, Е. А. Ахмедова, Т. В. Каракова, В. А. Шабанов. -Самара: Сам ГАСА, 2001. — 264с.: ил.
- Земляной, Д.И. Образ города в Европейской культуре /: автореф. … дис. канд. арх. 09. 00.13/Д.И. Земляной. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Зимин, М. В. Эффективность медиатизированной массовой коммуникации в избирательном процессе: теоретические модели и электоральная пра1сгика / М. В. Зимин.-М., 2005.
- Ильф, И. Петров, Е. Одноэтажная Америка/ И. Ильф, Е. Петров — М.: Текст, 2004−511 стр.
- Иконников, А.В. Архитектура и Градостроительство: энциклопедия/ А. В. Иконников. — М.: Стройиздат, 2001. — 688с.: ил.
- Иконников, А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Том П/А.В. Иконников. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 667с.
- Казанская, В.Г. Психология и педагогика: краткий курс/ В. Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2008. — 240с.: ил.
- Каракова, Т.В. Основы районной планировки: учебное пособие/ Т. В. Каракова. —1987.
- Каракова, Т.В. Миграционная составляющая в методологии градостроительных исследований и проектировании/ Т. В. Каракова. -Самара, 2004. — 136 с: ил.
- Кауфман, А. Всеобщая история архитектуры/ А. Кауфман, И. С. Николаев, А. Г. Цирес, — М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1948.-438с.: ил.
- Князева, Е.Н. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С П. Курдюмов. — М.: Дом Книга, 2007.- 272с.
- Коробко, В.И. Золотая пропорция и человек / В. И. Коробко, Г. Н. Коробко. — М.: Издательство Международной ассоциации строительных вузов, 2002. -394с.: ил.
- Кошкин, Д.Ф. Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды/ Д. Ф. Кошкин. — Казань, 2000.
- Крашенинникова, Е.С. Социокультурная антропоморфология городского ансамбля: монография/ Е. С. Крашенинникова. — Нижний Новгород, 2008. -318с.
- Кузнецова, М.Ф. Российский город как феномен архитектурной коммуникации (на примере Санкт — Петербурга 1760 — 1840гг.) /: автореф. … дне. канд. арх: 18.00.01/ М. Ф. Кузнецова. — Новосибирск, 2002.
- Кульпин, Э.С. Путь России: Генезис кризис природы и общества в России / Э. С. Кульпин. — М.: ЛКИ, 2008. — 232с.: ил. — Изд. 2.
- Куракин, И. Конкуренты Гуттенберга / И. Куракин // Культура. — 2008. — № 47.
- Курбатов, Ю. И. Охрана природного ландшафта и архитектура/ Ю. И. Курбатов. -1979.
- Лаврентьев, А.Н. Ракурсы Родченко /А.Н. Лаврентьев. — М.: Искусство, 1992. — 220с.
- Лапшин, В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году/ В. П. Лапшин. — М.: Советский худолшик, 1983. — 494с.
- Мастера советской архитектуры об архитектуре / М.: Искусство, 1975. — 640с.
- Маджи, Д. Коллекции / Д. Маджи // Весь Париж. — 2005. — 38 — 39.: ил.
- Мельников, К.С. Мир художника. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / К. С. Мельников. — М.: Искусство, 1985. -101с.
- Митчелл, В. Располагающие слова / В. Митчелл. — Проект interanational № 17
- Михайлов, СМ. История дизайна. — Том 2/ С М. Михайлов — М., 2004.
- Мур, М. Г. Выбор и конвергенция технологий и медиа. Различие между технологическими задачами, отдельными технологиями, и медиа / М. Г. Мур -М., 2005.
- Некрасов А.И. Теория архитектуры /А.И.Некрасов. — М.: Стройиздат, 1994. — 477с.
- Нечаев, СП. Бионический метод в архитектуре и градостроительстве: учебное пособие / СП. Нечаев. — Новосибирск: НАрхИ, 1993. — 73с.
- Новые тенденции в высшем образовании в области искусства, архитектуры и дизайна: Архитектурный словарь 20-го века / под ред. Э. В. Данилова. -Самара, 2003.
- Норенков, С В. Архитектоника и синархия / В. Норенков. — Нижний Новгород, 2005.-297с.
- Норенков, СВ. Опыт комплексного развития архитектонических искусств/ С В. Норенков. — Горький, 1990. — 60с.
- Орельская, О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде / О. В. Орельская. — Нижний Новгород: Промграфика, 2005. -192с.: ил.
- Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства/ Э. Панофский. — СПб.: Академический проект, 1999. — 394с.: ил.
- Померанц, Г. С Дороги духа и зигзаги истории / Г. С Померанц. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. — 384с. 56. — Райхардг, Г. Древние греки / Г. Райхардт. — М.: Слово, 1979. — 48с.: ил.-
- Райхардт, Г. Семь чудес света / Г. Райхардт. — М.: Слово, 1987. — 48с.: ил.
- Ребайн, Т.Я. Город в пространстве расселения / Т. Я. Ребайн. — Самарский университет, 1993.- 214с.
- Саваренская, Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII—XIX вв.еков / Т. Ф. Саваренская. — М.: Стройиздат, 1987.- 191с.: ил.
- Саваренская, Т.Ф. Градостроительство Англии XVII—XVIII вв.еков. Город и природа / Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 140с.
- Сарабьянов, Д.В. Казимир Малевич Живопись Теория / Д. В. Сарабьянов, А. Б. Шатских. — М.: Искусство, 1993. — 415с.: ил.
- Смирнов, СИ. Шрифт и шрифтовой плакат/ СИ. Смирнов / М.: Плакат, 1978. — 144с.: ил. — Изд. 2.
- Трифт, Э. Внятность повседневного города / Э. Трифт //Логос. — 2002. — № 3 (34).
- Философский словарь/ под ред. Т. Фролов / М.: Политиздат, 1987. — 590с. — Изд. 5.
- Футуризм радикальная революция. Италия — Россия/ науч. ред. Е. Бобринская/ М.: Красная площадь, 2008.
- Хан-Магомедов, С О. Александр Веснин и конструктивизм / С О. Хан- Магомедов. — М.: Архитектура-С, 2007. — 235с.
- Хан-Магомедов, СО. Архитектура советского авангарда / С О. Хан- Магомедов. — М.: Стройиздат, 2001. — 712с.: ил.
- Хан-Магомедов, СО. Пионеры Советского Дизайна /СО. Хан-Магомедов. — М.:Галарт, 1995.- 423с.
- Хан-Магомедов, СО. Илья Голосов /СО. Хан-Магомедов. — М.: Стройиздат, 1988.-231с.
- Харди, У. Ар Нуво / У. Харди. — М.: Радуга, 1999. — 128с.: ил.
- Хмельницкий, Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль/ Д, Хмельницкий. — М.: Прогресс — Традиция, 2007. — 376с.
- Черняк, И.З. Уроки старых мастеров / И. З. Черняк. — М.: Стройиздат, 1989. — 240с.: ил.
- Чернихов, Я. Архитекгурные фантазии. 101 композиция/ Я.Чернихов. — М.: 0 0 0 Аватар, 2008. — 404с.
- Чумиков, А.Н. Бочаров, М. П. Связи с общественностью. Теория и практика: учебное пособие// издание 3-е. — М.: Дело, 2006. — 552с.
- Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. — М.: Перспектива, 2004 — 246с.
- Bart Lootsma. Superdutch. New architecture in the Netherlands/ Bart Lootsma /- 1. ondon: Thames & Hudson, 2003.-264p.
- Brian K. Davison. Tintagel castle/ Brian K. Davison.
- Carsten-Peter Warncke. De Stijl 1917−1931/ Carsten-Peter Warncke.- Koln: Taschen, 1991.- 216p.
- Gelb I. A Study of Writing/ Gelb 1. — Chicago, 1952.
- Hajo Duchting. Paul Cezanne/ Hajo Duchting. — Taschen, 2003. — 224p.
- Hasan-Uddin Khan. International style. Modernist Architecture from 1925 to 1965/ Hasan-Uddin Khan.-Italy: Taschen, 2001. — 237p.
- Henry Stierlin. Greece. From Mycenae to the Parthenon/ Henry Stierlin. — Koln: Taschen, 2001.- 430p.
- Jessica Cargill Thompson. 40 architects under 40/ Jessica Cargill Thompson.- Italy: Taschen, 2002. — 559p.
- Magdalena Droste. Bauhaus 1919−1933/ Magdalena Dostre.-Koln: Taschen, 2002.- 256p.
- Passuth Krisztina. Moholy-Nagy/ Passuth ICrisztina.-1982.
- Philip Jodidio. Architecture NOW!/Vol.2/ Philip Jodidio.- Koln: Taschen, 2002.- 575p.
- Philip Jodidio. Architecture NOW!/Vol.2/ Philip Jodidio.-Italy: Taschen, 2001.- 576p.
- Philip Jodidio. Building a new millennium/ Philip Jodidio.-Italy: Taschen, 1999.- 553p.
- Phillip Meuser, Daniela Pogade. Raumzeichen. Architektur und Komraunikations- Desing/ Phillip Meuser, Daniela Pogade.-Germany: DOM publishers, 2005.- 432p.
- Peter Gossel, Gabriel Lenthauser. Architecture in the Twentieth Century/ Peter Gossel, Gabriel Lenthauser.-Koln: Benedikt Taschen, 1991.- 447p.
- Reiser + Umemoto. Atlas of Novel Tectonics/ Princeton Architectural Press, New York.- 2006.
- Schultz, A.-C. Clocker, R. Engineering Architecture: Development of Global Style// Architecture and Engineering: The Teaching of Architecture for Multidisciplinary Practice, 17 th EAAE International Conference, Plymouth, 1999.
- Sitta d^arte in Italia/ printed in Italy
- Tony McAleavy. Life in a medieval/ Tony McAleavy.
- Venturi, R. & Scott Brown, D. Architecture as signs and systems/ Venturi, R. & Scott Brown, D. — England: London, Cambridge Massachusetts, The Belknap press of Harvard University Press, 2004.
- Архитектура древних городов
- Первые системы письменности: Египет, Азия
- Первые системы письменности: Древняя Греция
- Первые системы письменности: греческое и римское письмо
- Первые системы письменности: становление типологии шрифта
- Текстовые надписи в системе архитектурного объекта
- Шрифтовые и изобразительные системы в архитектуре романской эпохи
- Шрифтовые и изобразительные системы в архитектуре Готики
- Единство системы построения архитектуры и шрифта в эпоху Возрождения
- Единство стиле- и формообразования в архитектуре и искусстве модерна в Западной Европе
- Развитие рекламы в пространстве российского города конца 19 в.
- Шрифт как средство художественной выразительности в произведениях кубистов и футуристов
- Шрифт как средство художественной выразительности в произведениях русских кубофутуристов
- Изобретение новых шрифтов и развитие типографики. Российский авангард
- Шрифт как средство художественной выразительности в произведениях Я. Чернихова
- Шрифт как средство художественной выразительности в архитектуре российского авангарда
- Типографика и архитектура Л. Лисицкого
- Типографика и архитектура Л. Лисицкого
- Текстовые надписи в архитектуре и городском пространстве в проектной графике мастеров российского авангарда
- Новые приемы оформления архитектурных объектов, транспортных средств на улицах революционного города
- Текстовые надписи в малых городских формах
- Оформление павильонов и первых советских выставок
- Текстовые надписи в архитектурных проектах мастеров российского авангарда
- Агитационно-массовые и театральные установки
- Г.Клуцис: Изобретение новых типов малых городских форм и установок
- Плакат в творчестве мастеров российского авангарда
- Новый текстово-изобразительный слой в пространстве города
- Текст как средство художественной выразительности в архитектуре модернизма. Модернистская типографика
- Текстовые надписи в архитектуре и городском пространстве в тоталитарном городе. СССР •
- Монументальное искусство в пространстве тоталитарного города. СССР
- Текстовые надписи в архитектуре и городском пространстве тоталитарного городе. Германия
- Системы ориентации и навигации в тоталитарном городе. Германия
- Искусство и пропаганда. Германия
- Текстовые надписи в архитектуре и городском пространстве тотал1Тгарного города. Северная Корея
- Архитектура и городское пространство современного тоталитарного города. Китай. Туркмения
- Монументальная пропаганда, архитектура и городское пространство современного тоталитарного города. Туркмения
- Архитектура и городская среда коммерческого города. США
- Развитие визуального поля американских городов в середине XX века
- Рекламная и журнальная графика 50−60-е гг. в США
- Искусство и развитие массовой культуры в США
- Визуальное поле советских городов 60−80-е гг.
- Формы монументальной пропаганды и массовой агитации в СССР
- Шрифт как средство художественной выразительности в современной архитектуре
- Алфавргг как архитектурная метафора
- Взаимодействие шрифта и архитектуры
- Шрифтовая графика в пространстве современного города /
- Типы визуальных коммуникаций и информационных систем в современном урбанистическом пространстве
- Шрифт в проектных работах современных архитекторов
- Паблик Арт- новое городское искусство. Коммуникации и интерактивность
- Новые типы искусства в общественных пространствах города
- Медиафасады в современном урбанистическом пространстве
- Медиафасады в современном урбанистическом пространстве
- Становление медиатектуры как нового свойства архитектурного объекта
- Становление медиатектуры как нового свойства архитектурного объекта
- Медиализация пространства города
- Медиализация пространства города
- Программы медиализации архитектурных объектов
- Шрифт как часть композиционного замысла архитектурного объекта
- Медиатектура как новое средство выразительности поверхности архитектурного объекта
- Цветовые и световые решения медиафасадов архитектурных объектов
- Трансформирующееся пространства современного города
- Взаимодействие внутреннего пространства и внешнего окружения в современной архитектуре
- Программа медиализации архитектурных объектов и городской среды
- Новые художественные практики в контексте развития медиафасадов
- Новые художественные практики в контексте развития медиафасадов
- Медиатектура поверхности пространства города
- Медиатектура поверхности пространства города
- Медиатектура поверхности пространства города
- Проекты медиализации архитектурных объектов
- Развитие визуальных коммуникаций в современной архитектуре зданий и сооружений
- Визуальные коммуникации в современной архитектуре
- Система навигации и ориентации в современных архитектурных объектах
- Система навигации и ориентации в современных архитектурных объектах
- Граффити в урбанистическом пространстве
- Медиаполе в современном урбанистическом пространстве
- Типы художественных образов города на основе эволюции визуального информационно-коммуникативного поля. Исторический город
- Типы художественных образов города на основе эволюции визуального информационно-коммуникативного поля. Индустриальный город
- Типы художественных образов города на основе эволюции визуального информационно-коммуникативного поля. Индустриальный город
- Типы художественных образов города на основе эволюции визуального информационно-коммуникативного поля. Постиндустриальный город
- Историческое развитие медиакоммуникаций и архитектуры в контексте трансформации урбанистического пространства
- Сравнительный анализ взаимодействия визуальных коммуникаций и архитектурного объекта в контексте визуального информационно-коммуникативного поля города
- Эволюция элементов визуального информационно-коммуникативного поля