Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности подростков с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

СДВНС — это заболевание, характеризующиеся расстройством нейрогуморальной регуляции, что является причиной развития более острой реакции на психотравмирующую ситуацию, что может повлечь за собой возникновение различных психосоматических расстройств, к которым относится, например, хронический гастродуоденит (Парцерняк С.А., Юнацкевич П. И., 2002). То есть это заболевание различных органов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Особенности развития в подростковом периоде
    • 1. 2. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
    • 1. 3. Специфика проявлений эмоциональных характеристик личности и механизмов психологической защиты у подростков, и их связь с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы
    • 1. 4. Особенности семейных взаимоотношений и их связь с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы
  • Глава 2. Цель, задачи, объект и методы исследования психологических особенностей подростков, страдающих СДВНС
    • 2. 1. Цель, задачи
    • 2. 2. Объект исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Клинико-психологический метод
      • 2. 3. 2. Экспериментально-психологический метод
  • Глава 3. Результаты исследования эмоциональных особенностей, родительско-детских взаимоотношений и МПЗ подростков с СДВНС и подростков с осложненной другими соматическими заболеваниями СДВНС
    • 3. 1. Результаты исследования эмоциональных проявлений
    • 3. 2. Результаты исследования взаимоотношений подростков с родителями
    • 3. 3. Результаты исследование механизмов психологической защиты
    • 3. 4. Результаты установления взаимосвязи между исследованными признаками

    Глава 4. Обобщение и обсуждение результатов изучения эмоциональных особенностей, родительско-детских взаимоотношений и МПЗ подростков с СДВНС и подростков с осложненной другими соматическими заболеваниями СДВНС,

    4.1.0бобщение результатов исследования подростков контрольной группы.

    4.2.0бобщение результатов исследования группы подростков с СДВНС.

    4.3. Обобщение результатов исследования подростков с СДВНС и сопутствующими соматическими заболеваниями.

Психологические особенности подростков с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и современное состояние вопроса.

Психосоматические расстройства представляют собой значительную часть соматической патологии детского возраста. По данным различных авторов она составляет от 16 до 68%. Такой разброс показателей связан с основной особенностью психосоматических расстройств, происхождение которых обусловлено психической сферой, а проявления преобладают в соматической и в связи с этим выступают на первый план (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю. С., 2002).

Одной из основных проблем психосоматической медицины на современном этапе является научная разработка и раскрытие нервных патогенетических механизмов психосоматических болезней, что будет способствовать организации наиболее эффективной патогенетически обоснованной терапии (Сметанников П.Г. 2006). Подобные заболевания являются результатом взаимодействия организма человека как системы. Данные расстройства не выводятся по отдельности из психического или из соматического свойств индивида, а возникают как иное состояние организма при взаимодействии трех подсистем — биологической, психологической и социальной. Установление связи между тремя этими структурами может дать возможность эффективно влиять на заболевание.

Одним из психосоматических заболеваний является соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (СДВНС). Данный термин приведен в МКБ-10. Согласно предыдущим международным классификациям болезней это расстройство носило другие названия, например, наиболее распространенным является вегетососудистая дистония.

СДВНС — это заболевание, характеризующиеся расстройством нейрогуморальной регуляции, что является причиной развития более острой реакции на психотравмирующую ситуацию, что может повлечь за собой возникновение различных психосоматических расстройств, к которым относится, например, хронический гастродуоденит (Парцерняк С.А., Юнацкевич П. И., 2002). То есть это заболевание различных органов и тканей, возникающее в результате функциональных, динамических нарушений в иннервирующих их вегетативных приборах. Причем не обнаруживается каких-либо макроили микроскопических структурных изменений в образованиях вегетативной нервной системы. (А. Кучанская, 1999; Ужегов Г. Н. 1999; М. А Пальцева, B.C. Паукова, Э. Г. Улумбекова 2002). Внедрение в мировую практику методов измерения артериального давления (АД) дало возможность установить у этих пациентов конкретные соматические изменения в виде стойкой артериальной гипотензии или транзиторной артериальной гипертензии (В. Д. Тополянский, М. В. Струковская, 1986).

Этиологическими обстоятельствами СДВНС являются.

• биологические факторы: конституциональная природа, эндокринная перестройка организма, на сегодняшний день исследования головного мозга выявили тесную связь эмоционального и вегетативного регулирования адаптации ко внешней и внутренней среде (A.M. Вейн, А. Д. Соловьева, О. А. Колосова, 1981; Ковпак Д. В. 2006);

• социальные факторы: экономическая и политическая обстановка, низкие социально-бытовые условия, неправильная организация труда, (А.И. Воложин, Ю. К. Субботин, 1998) неадекватный стиль воспитания (Калитеевская Е.Р., 1986; Б. С. Волков, 2001; Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко, 2002; М.Н. Bayle, J.M. Jenkins, К. Georgiades, J. Cairney, E. Duku, Y. Racine, 2004; A. Kalil, K.M. Ziol-Guest, 2005; K.D. Rudolph, M.S. Caldwell, C.S. Conley, 2005);

• психологические факторы: недостаточность компенсаторных механизмов для преодоления конфликтных ситуаций, психотравмы, преморбидная структура личности (Ивлева Е.И., Щербатых Ю. В., 2001).

Высокая выявляемость данного заболевания характерна для пубертатного периода. Так как сам по себе подростковый возраст является временем особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным отклонениям, и отличается от других возрастных периодов развития дисгармоничностью основных проявлений как на эмоциональном, так и на 5 поведенческом уровне (Кулаков С. А, 1998). Вместе с тем, подростковый возраст в целом остается именно периодом кризиса, для которого характерна неустойчивость эмоций, суждений и поведения. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с нестабильностью психики в пубертате эмоциональные реакции подростка отличаются более сильной выраженностью.

Эмоции являются неотъемлемым компонентом всех видов психических процессов и состояний человека и являются «интегральными реакциями организма на воздействие внешней и внутренней среды, а также результатами собственной деятельности, проявляющимися в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности, специфическими двигательными реакциями и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов» (В .И. Шостак, СЛ. Лытаев, 1999). Сила эмоционального напряжения имеет прямое влияние на процессы, происходящие в симпатической и парасимпатической системах человека. Следовательно, воздействие эмоций способствует большему проявлению симптомов соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы, которая, в свою очередь, оказывает влияние на эмоциональное состояние.

Нейтрализация негативных переживаний достигается использованием механизмов психологической защиты (МПЗ). Развитие этих механизмов осуществляется в процессе онтогенеза. В пубертатном периоде становление МПЗ продолжается. Этот процесс зависит от социального окружения, типологических особенностей личности и от семейных отношений (Березин Ф.Б., 1988).

Во время пубертатного периода большую роль играют отношения подростка с его родителями (Калитеевская Е.Р., 1986, Б. С. Волков, 2001; Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко, 2002; М.Н. Bayle, J.M. Jenkins, К. Georgiades, J. Cairney, E. Duku, Y. Racine, 2004).

Кроме того, современные подростки страдают от широкого спектра соматических заболеваний, что, несомненно, оставляет отпечаток на их 6 личностных особенностях, а следовательно и на формировании СДВНС. В связи с этим представляет интерес изучение особенностей тревожности, агрессии, взаимоотношений с родителями, механизмов психологических защит у подростков с СДВНС и у подростков с СДВНС, осложненной другими соматическими заболеваниями.

Гипотезы:

1. Эмоциональные особенности подростков с СДВНС отличаются от эмоциональных особенностей подростков с СДВНС и с сопутствующими соматическими заболеваниями.

2. Особенности родительско-детских взаимоотношений с подростками с СДВНС и подростками с СДВНС и с сопутствующими соматическими заболеваниями отличаются от группы здоровых подростков.

3. Имеются различные механизмы психологических защит у подростков с СДВНС и подростков с СДВНС с сопутствующими соматическими заболеваниями.

Положения, выносимые на защиту.

1. У подростков с СДВНС в большей степени выражена физическая агрессия.

2. У подростков с осложненной различными соматическими заболеваниями СДВНС в большей степени выражена тревожность.

3. В стиле воспитания больных подростков отмечено усиление контроля со стороны матери и недостаток внимания со стороны отца.

4. У больных подростков повышается необходимость в привлечении неконструктивных защитных механизмов при разрешении конфликтных ситуаций.

Научная новизна работы.

Проведено исследование биологических, социальных и психических особенностей у подростков, страдающих СДВНС и подростков, страдающих СДВНС с сопутствующими соматическими заболевания, включающее изучение агрессии, тревожности, родительско-детских взаимоотношений, механизмов психологических защит (МПЗ).

Исследованы взаимосвязи механизмов психологических защит и особенностей родительского воспитания с учетом эмоциональных особенностей (агрессии и тревожности) подростков с СДВНС и подростков с СДВНС и с сопутствующими соматическими заболеваниями.

Изучены взаимосвязи механизмов психологической защиты и различных видов агрессии у подростков с СДВНС и подростков с СДВНС и с сопутствующими соматическими заболеваниями.

Исследованы взаимосвязи МПЗ и тревожности в различных сферах жизнедеятельности подростков с СДВНС и подростков с СДВНС и с сопутствующими соматическими заболеваниями.

Выявлены эмоциональные особенности, механизмы психологических защит и родительско-детские взаимоотношения современных подростков.

Разработан новый методический подход к определению здоровья и болезни.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении психсоматических заболеваний на примере соматоформной дисфункции ВНС с позиции комплексного подхода, а именно с точки зрения биопсихосоциальных особенностей человека, и разработке патогенетических механизмов возникновения данного вида расстройств.

Практическая значимость работы. Выяснение эмоциональных особенностей подростков с СДВНС способствует увеличению разнообразия характеристик данного заболевания, а, следовательно, помогает расширить возможности психотерапии в отношении этих пациентов. Примененная в работе методика («Уровень детской тревожности») для выявления уровня тревожности у подростков определяет не только степень эмоционального напряжения, но и выделяет ситуации, в которых это напряжение наиболее выражено. Это также важно для психокоррекционной работы.

Результаты исследования особенностей агрессии расширят возможности психологов в отношении коррекционных мероприятий по снижению уровня определенного вида агрессии и улучшению качества общения подростков с другими людьми.

Психотерапия в семье подростков с СДВНС также невозможна без предварительной диагностики особенностей родительско-детских взаимоотношений.

Изучение механизмов психологических защит у исследуемых подростков содействует выявлению особенностей бессознательных мыслительных процессов у этих пациентов, что может быть использовано в процессе психотерапии.

Кроме того, исследование способствует определению механизмов, влияющих на развитие СДВНС и других соматических заболеваний, что помогает определить мишени при проведении психокоррекционных вмешательств с целью улучшения качества жизни больных подростков.

Данное исследование может способствовать проведению дифференциальной диагностики соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы.

Произведена апробация методики «Уровень детской тревожности».

Выводы.

1. Подростки с СДВНС проявляют в большей степени агрессию в отличие от контрольной группы, они склонны к применению физической силы против другого лица.

2. Подростки с СДВНС характеризуются тем же уровнем тревожности, что и контрольная группа. Подростки с осложненной различными соматическими заболеваниями СДВНС в большей степени проявляют тревожность, которая значимо отличается от контрольной группы по показателям вегетативной реактивности, учебной деятельности и общения с окружающими.

3. Родительско-детские взаимоотношения подростков, страдающих соматическими заболеваниями, характеризуются усилением контроля при отсутствии эмоционально-доверительных отношений со стороны матери. Воспитательная линия отца отличается уменьшением внимания к подростку.

4. Подростки, страдающими соматическими заболеваниями, в большей степени, чем подростки контрольной группы, используют протективные механизмы психологической защиты: вытеснение, регрессия, реактивные образования.

5. Анализ взаимодействия исследованных признаков показал, что тревожность влияет на повышение уровня агрессии, это влечет за собой увеличение частоты использования неконструктивных механизмов психологических защит и сказывается на взаимоотношениях подростков с родителями.

6. Полученные данные позволяют осуществлять дифференцированный подход к психокоррекционной работе с подростками с СДВНС и подростками с осложненной различными соматическими заболеваниями СДВНС.

Заключение

.

Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы является заболеванием нарушающим психофизиологическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. Данное расстройство часто проявляется в период подросткового возраста и является причиной возникновения других соматических заболеваний.

Проведенное исследование включило изучение эмоциональных особенностей, родительско-детских взаимоотношений и механизмов психологических защит больных подростков.

Исследование показало различия психологических особенностей в контрольной группе, в группе подростков с СДВНС и подростков с осложненной различными соматическими заболеваниями СДВНС. Подросткам с СДВНС свойственно повышение уровня агрессии, а подросткам осложненной различными соматическими заболеваниями СДВНС в большей степени повышение уровня тревожности в отличие от контрольной группы. Также отмечены нарушения родительско-детских взаимоотношений, которые заключаются в усилении контроля над больным подростком при недостаточности его принятия. Кроме того, обнаружено более частое использование протективных МПЗ.

Проведенное исследование позволяет в большей степени дифференцировать психокоррекционную работу с подростками с СДВНС и с подростками с осложненной СДВНС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии. 1995, № 1.-С. 112−113.
  2. А. Понять природу человека. СПб: гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. С. 27.
  3. Ф. Психосоматическая медицина. М: «ЭКСМО-Пресс», 2002. С. 50.
  4. Ф. Психосоматический подход в медицине // Психосоматика, взаимосвязь психики и здоровья. Сост. Сельченок К. В. Минск: «Хервест», 2003. С. 129−152.
  5. А.А. Психотерапия соматоформных расстройств //Соматоформные расстройства в общемедицинской практике. Под ред. В. И. Мазурова. СПб.: изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева., 2006. С.5−8.
  6. М.В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности. // Вопросы психологии, 2000, № 6. С. 121.
  7. Г. Психосоматическая терапия. СПб: «Речь», 2000. С. 55,58.
  8. .Г. Избранные труды. М.: «Педагогика», 1984. С. 124−179.
  9. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб: «Речь», 2002. С. 57−59.
  10. Ю.Аралова М. П. Мясникова М.Н. Как превратить трудную кризисную ситуацию в живительный источник (переживание жизненного кризиса). // Прикладная психология. 2001, № 3. С. 68. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс».
  11. Е.А. Личностные аспекты саморегуляции у старшеклассников, обучающихся по традиционной системе и по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.//Журнал прикладной психологии. 2004, № 1. С. 22.
  12. В.М. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств. //Прикладная психология. 2002, № 2. С. 32. -М.: Изд-во Международной педагогической академии.
  13. Н.А. Психосоматические теории. М., 2003. С. 9.
  14. М.Байярд Роберт. Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. М: «Просвещение», 1991. С. 27, 81, 99.
  15. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М: «Апрель Пресс», «ЭКСМО -Пресс», 2000. С. 377, 384.
  16. JI.H. Особенности развития интеллекта у учащихся девятиклассников в условиях разных образовательных сред. // Прикладная психология. 2002, № 5−6. М.: Изд. Международной педагогической академии. С. 120−124.
  17. Ф.Б. психическая и психофизиологическая адаптация человека. JI: «Наука», 1988. С. 238.
  18. Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. М: «Олма-Пресс», 2001. С. 22,112.
  19. В.М. Избранные труды по психологии личности. СПб: «Алетейя», 1999. С.151−152, 231−232, 238−241,249.
  20. A.M. Стркутурно-динамические характеристики системы психологической защиты личности.// Журнал прикладной психологии. 2004, № 2. С. 2.
  21. A.M., Портнова А. Г. Связь интенсивности психологической защиты с процессом самореализации в период активного формирования личности. // Мир психологии. 2005, № 1. С. 253 М.Воронеж.
  22. А.А. Психология личности. М.: Изд-во Московского университета, 1988. С. 136.
  23. Л.И. Избранные психологические труды. М: «Международная педагогическая академия», 1995. С. 104−107.
  24. В.В. Энергия эмоций. СПб: «Питер», 2004. С. 117.
  25. Е.С., Соломатина О. Г., Ширеторова Д. И. Вегетососудистая дистония у детей. М., 1989. С. 5.
  26. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М., 1996. С. 55−57.
  27. И.П. Беседы о здоровье школьников. М: «Просвещение», 1992. С. 15.
  28. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. С. 1214.
  29. О.С., Правдина JT.P. Конструктивное проживание экстремальной ситуации как фактор развития личности. // Прикладная психология. 2002, № 3. С. 51. М.: Изд. Международной педагогической академии.
  30. О.С., Филатов Ф. Р. Здоровье как предмет междисциплинарного исследования: подходы и проблемы. // Прикладная психология. 2001, № 5. С. 78. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс».
  31. А.В. Гастродуоденит, язвенная болезнь двенадцати перстной кишки у лиц призывного возраста. Уфа, 2000. С. 23−24.
  32. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. -СПб, 2001.
  33. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка. СПб: «Речь», 2004. С. 21,26−33.
  34. П., Бивин Д., Джексон. Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб: «Речь», 2000. С. 168.
  35. A.M., Рахимджанов А. Р., Гафуров Б. Г. Патология вегетативной нервной системы. Ташкент, 1991. С. 3.
  36. A.M., Соловьева А. Д., Колосова О. А. Вегетососудистая дистония. -М.: «Медицина», 1981. С.68−79,141−152,169.
  37. А.Л., Десятникова Ю. М. Адаптация старшеклассников к новым социальным условиям. // Вопросы психологии. 1995, № 1. С. 25−32.
  38. Д.Д., Чекнев Б. М. Философские и системные аспекты индивидуального и общественного здоровья. // Здоровье и болезнь как состояние человека. / Ред.: Б. Д. Минаев. Ставрополь, 2000. С. 19.
  39. .А. Здоровье как высшая ценность и недостижимая идеальная цель общества //Здоровье и болезнь как состояние человека. /Ред.: Б. Д. Минаев. Ставрополь, 2000. С. 43.
  40. .С. Психология ранней юности. М., 2001. С. 78−79.
  41. А.И., Субботин Ю, К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М.: «Медицина», 1998. С. 324.
  42. Л.С. Собрание сочинений. Т.1. М.: «Педагогика», 1982. С. 83−85.
  43. В.И. Воспитание ребенка. Б.М., Дельта, 1997. С. 319−343.
  44. В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. СПб: «Сотис», 1999. С. 66−67,90,136−143,150−178,188−192.
  45. В.И. Практическая психотерапия. СПб: «Сфера», 1994. С. 57−59.
  46. Н.П., Семке В. Я., Леонов В. П. Методологические проблемы системного анализа психосоматических заболеваний // Психосоматические расстройства: системный подход. Под ред. Завьялова А. В. Курск: «КГМУ», 2001. С. 14.
  47. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Издательство Московского университета, 1987. С. 36−37.
  48. Л.А., Манукян В. Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития.// Вестник СПБУ. Издательство СПБГУ, 2003, № 4. С. 100.
  49. Гражына, Милковска-Олейничак Социально-воспитательные факторы агрессивного поведения учащихся в современных образовательных учреждениях. СПб, 2000. С. 33.
  50. В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации хронической боли. Нижний Новгород: «НГМА», 2004. С. 41−45.
  51. A.JI. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. М, 2002. С. 368−378.
  52. Ю.М., Жузжанов О. Т., Симаненков В. И. Психосоматические аспекты язвенной болезни. Алма-Ата: «Казахстан», 1990. С. 59,83,119−120.
  53. В.В., Романова О. Л., Сиденко O.K. Подросток-наркоман и его окружение. // Вопросы психологии. М.: «Школа-Пресс», 1993, № 2. С. 47−48.
  54. Г. К., Зайцев А. Г., Хаптанова Т. Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью. // Вопросы психологии. 2002, № 3. С. 3.58.3алунина J1.M. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. -СПб: «Питер», 2004. С. 6−15.
  55. В.Б. Физиологичесике аспекты невротической и психосоматической патологии. Л.: «Наука», 1990. С. 9,17.
  56. В.Н. Здоровье и болезнь: факторы риска и профилактика заболеваний. М., 2002. С. 25.
  57. Е.И., Щербатых Ю. В. Стрктура личности больных невротическими расстройствами как фактор риска вегетативной дисфункции. // Психосоматические расстройства: системный подход. Под ред. Завьялова А. В. Курск: «КГМУ», 2001. С. 97−100.
  58. Н.П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни. // Вопросы психологии. 2001, № 3. С. 55.
  59. К.Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 2000. С. 258−263, 311, 320, 324.
  60. Д.Н. Психология больного ребенка. СПб, 1993. С. 17.
  61. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб, 1996. С. 134−141.
  62. Е.Р. Клинико-психологические особенности подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями. JL, 1986. С. 20−21.
  63. .Д. Психотерапия. М: «Медицина», 1985. С. 202.
  64. Карвасарский Б. Д, Простомолотов. В. Ф. Невротические расстройства внутренних органов. Кишинев: «Штиница», 1988. С. 38−66.
  65. К.С., Варлакова Я. В. Остеохондроз позвоночника: вегетативная регуляция в процессе психотерапии.// Психология 21 века. Под ред. В. Б. Чеснокова. СПб, 2006. С. 114−116.
  66. И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации в процессе тендерной социализации. //Вопросы психологии.- М., 2003, № 6. С. 62.
  67. А.В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. JL: «Медицина», 1980. С. 7.
  68. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. // Вопросы психологии. М., 2000, № 4. С. 37.
  69. Клиническая психология и психофизиология. /Под ред.: Г. М. Яковлева, СПб: «Питер», 2003. С. 49.
  70. С.В. Психология современной семьи. М: «Просвещение», 1988. С. 17,22,25.
  71. Д. В. К вопросу о механизмах соматизации психогенныхфакторов //Соматоформные расстройства в общемедицинской123практике. Под ред. В. И. Мазурова. СПб.: изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева., 2006. С. 24.
  72. М.Ю. Особенности психосоциального развития подростков. // Вопросы психологии. 1997, № 3. С. 74−75.
  73. В.Ю. Социальные проблемы психосоматического развития у детей. // Журнал прикладной психологии. Издательский дом «ЭКО», 2004, № 3. С. 46−49.
  74. Конрад Лоренц Агрессия. СПб: «Амфора», 2001. С. 36.
  75. М.В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия. М: «Медицина», 1995. С. 501−503, 507−511.
  76. Т.В., Смирнов С. Д., Григоренко Е. Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков показателях методик стандартизованного интервью и листов наблюдения. // Вопросы психологии. М., 2001, № 1. С. 121.
  77. Е.В., Харитонова Н. К. агрессивные противоправные действия у девушек с психическими нарушениями // Механизмы человеческой агрессии. Под ред. Ю. М. Атоняна, М., 2000. С. 107.
  78. В.Н. Клиническая психология. Тамбов, 2003. С. 28−41.
  79. . Социальная психология агрессии. СПб: «Питер», 2003. С. 188−189.
  80. Г. Ю. психология воспитательных отношений в семье. Тверь, 2004. С. 51.
  81. Ю.Г., Ипатов Ю. П. Вегетативная дисфункция у детей. -Нижний Новгород, 1998. С. 88.
  82. М.В. Влияние различных факторов на изменение механизмов проявления личностной тревожности. Алмааты, 1999. С. 4.
  83. С.А. Основы психосоматики. Спб: «Речь», 2003. С. 14,69,136,155.
  84. Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. М.: «Школа-Пресс», 1997, № 4. С. 48.
  85. А. Вегетососудистая дистония. ЗАО «Весь», 1999. С. 9−22.
  86. ., Понталис Ж.-Б. Защита. //Самосознание и защитные механизмы личности. Ред. Составитель Д. Я. Райгородский. Самара «БАХРАХ — М», 2002. С. 357.
  87. Н.А. Биопсиходинамический ответ лиц, склонных к гипертензивным реакциям, на ситуации психоэмоционального напряжения. // Психосоматические расстройства: системный подход. Под ред. Завьялова А. В., Курск: «КГМУ», 2001. С. 120−124.
  88. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере., М: «Педагогика», 1988. С. 6.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. С. 175 177.
  90. А.Е. Подростковая психиатрия. Л: «Медицина», 1985. С. 12−13.
  91. Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков.// Вопросы психологии. М., 2003, № 6. С. 42.
  92. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: «Наука», 1984. С. 242−246.
  93. В.И. Психосоматическая саморегуляция в модификации «падающая капля». // Прикладная психология. М.: Изд. Международной педагогической академии, 2002, № 4. С. 52.
  94. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Ледерах-Карман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. -СПбНИПИ им. В. М Бехтерева, 2000. С. 15,37,39,40−41.
  95. В. Стресс и гнев. М., 2003. С. 7.
  96. О.П. Причины психосоматической зависимости от родителей в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. М., 2002, № 5. С. 135−143.
  97. P.M. Детская и подростковая агрессия. Уфа: УГНТУ, 2002. С. 11.
  98. В.Ш. Личностная композиция социальных отношений // Современные концепции воспитания. Под ред. Байбородова Л. В., Ярославль, 2000. С. 85.
  99. А. Мотивация и личность. СПб: «Евразия», 1999. С. 355.
  100. В.А., Машина М. Н. Вариабельность сердечного ритма как индикатор психологической релаксации. // Вопросы психологии. -М., 2001, № 1.С. 81.
  101. В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М., 2001. С. 333−335, 349,406, 413−414, 427.
  102. А. Психосоматика. М: ННБФ «Онтопсихология», 2002. С. 16.
  103. В., Лиф М. Психические механизмы. //Самосознание и защитные механизмы личности. Ред. Составитель Д. Я. Райгородский., Самара «БАХРАХ — М», 2002. С. 509−515.
  104. В.М. Психология семейного воспитания. М., Воронеж, 2000. С. 18−66.
  105. А.В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. М., 2002. С. 168.
  106. А.С., Меараго Ш. Л. Психосоматическое состояние в чрезвычайных ситуациях //Соматоформные расстройства в общемедицинской практике. Под ред. В. И. Мазурова. СПб.: изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева., 2006. С. 35.
  107. Ю. Агрессия подростков. СПб, 1998. С. 105.
  108. О.А. Представление младших подростков о трудных жизненных ситуациях.// Журнал прикладной психологии. Издательский дом «ЭКО», 2004, № 4−5. С. 95−98.
  109. В.Н. Психология отношений / Под ред.: А. А. Бодалева, М.: издательство «Институт практической психологии», 1998. С. 4849.
  110. А.А. Психологические защитные механизмы. //Самосознание и защитные механизмы личности. Ред. Составитель Д. Я. Райгородский. Самара «БАХРАХ — М», 2002. С. 395.
  111. Нейроциркуляторная астения в практике терапевта поликлиники / Под. ред.: Н. А. Стадченко. М., 1989. С. 4.
  112. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М., 1995. С. 291.
  113. Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации. М., 2000. С. 16−17.
  114. И.И. Ценностные основания здоровья // Здоровье и болезнь как состояние человека. Ред.: Б. Д. Минаев. Ставрополь, 2000. С. 50.
  115. Ю.М. Вина. М., 1997. С. 9.
  116. Ю.М. Обида. М., 1996. С. 2.
  117. М.А., Паукова B.C., Улумбекова Э. Г. Патология. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2002. с. 142−143.
  118. З.А. Психологическая защита. Новосибирск, 2000. С. 54.
  119. С.А. Стресс. Вегетозы. СПб: АВК, 2002. С. 26.
  120. С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. СПб, 2002. С. 120, 183−184.
  121. С.А., Юнацкевич П. И. Вегетозы: болезни стресса. -СПб, издательский дом «Сентябрь», 2002. С. 17−26.
  122. В.Э. Психопрофилактика и безопасность здоровья детей. // Прикладная психология. М.: Изд. Международной педагогической академии, 2002, № 5−6. С. 88.
  123. В.П., Сержантов В. Д. Проблема человека в теории медицины. Киев, 1984. С. 200.
  124. .В. Здоровье народа достояние общества // Общество и здоровье человека. — М., 1973. С. 4.
  125. Покрасс M. J1. Терапия поведением. Самара: «Бахрах», 1997. С. 14−15,33.
  126. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. М.: «Школа-Пресс», 1996, № 1. С. 28−29.
  127. Практическая психодиагностика./ редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2004. С. 174−179.
  128. Проблемы медицинской психологии в онкологии и психосоматической медицине /Под ред. Т. З. Биктимирова, О. П. Модникова. Ульяновск, 1998. С. 7−8,13.
  129. И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность. // Вопросы психологии. М., 2003, № 6. С. 92.
  130. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. / Под ред. Л. И. Вассермана. СПб НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1999.
  131. Психосоматические заболевания: Полный справочник / Под ред. Елисеева Ю. Ю., М: «Эксмо», 2003. С. 33,57.
  132. Раншбург Й, Поппер П. Секреты личности. М.: Педагогика 1983.
  133. Ролло Мэй Проблема тревоги. М., 2001. С. 90−91, 97, 102−104, 403.
  134. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи, 1996. С. 86.
  135. В.Г. Поведенческая терапия страхов.// Прикладная психология. М.: Изд. Международной педагогической академии, 2002, № 4. С. 72.
  136. С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М.: «Наука», 1997. С. 198−205.
  137. Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. // Самосознание и защитные механизмы личности. Ред. Составитель Д. Я. Райгородский. Самара «БАХРАХ -М», 2002. С. 623.
  138. Н.О. О природе мотивационных состояний.// Вестник СпбУ. Издательство СПБГУ, 2003, № 1. С. 114.
  139. П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: «Знание», 1989. С. 4, 6−7, 9−11.
  140. П.В. Психофизиология эмоций. // Пятые Анохинские чтения 26 января 1990, М., 1990. С. 10−12.
  141. П.В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества., М.: «Наука», 1993. С. 21−37.
  142. В. Возлюби болезнь свою. М: «Центрполиграф», 2003. С 276.
  143. Е.Н. Влияние условий обучения на процесс становления личности в подростковом возрасте. // Журнал прикладной психологии. Издательский дом «ЭКО», 2004, № 4−5. С. 2−6.
  144. П.Г. Современные проблемы психосоматической медицины //Соматоформные расстройства в общемедицинской практике. Под ред. В. И. Мазурова. СПб.: изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева., 2006. С. 49−51.
  145. И.П. Социализация и цивилизация. // Мир психологии. -М.-Воронеж, 2005, № 1. С. 25−26.
  146. О.В. Закономерности познавательных способностей школьников.// Вопросы психологии. М., 2003, № 3. С. 22−34.
  147. А.Д. Норма болезнь и вопросы здравоохранения. М., 1985. С. 31
  148. М. В. Тополянский В. Д. Психосоматические расстройства. М.: Медицина, 1986. С. 123−124.
  149. Л.Ю. Психологические защиты. Ярославль, 2000. С. 12.
  150. Г. Механизмы защиты. //Самосознание и защитные механизмы личности. Ред. Составитель Д. Я. Райгородский. Самара «БАХРАХ — М», 2002. С. 482−486.
  151. В.А. Комплексная терапия соматоформных расстройств //Соматоформные расстройства в общемедицинской практике. Под ред. В. И. Мазурова. СПб.: изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева., 2006. С. 61.
  152. В.В. Современные подходы к диагностике и лечению соматоформных расстройств //Соматоформные расстройства в общемедицинской практике. Под ред. В. И. Мазурова. СПб.: изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева., 2006. С.61−62.
  153. Т.В. К проблеме динамики роли «значимых других» у детей предподросткового и подросткового возраста. // Журнал прикладной психологии. Издательский дом «ЭКО», 2003, № 4−5. С. 91−92.
  154. Т.В. психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПбГУ, 2000. С. 54−55, 67.
  155. М.Б. Предыстория интеллекта. М.: «РОССПЭН», 2000. С. 149−151.
  156. Е.Ю. Зависимость между личностными особенностями и уровнем социализации подростка. // Журнал прикладной психологии. -Издательский дом «ЭКО», 2002, № 1. С. 31.
  157. Г. Н. Болезни сердца и сосудов. СПб: Атон-Фолио-Пресс, 1999. С. 94−97.
  158. И.А. Влияние семейной ситуации на развитие личности ребенка.// Журнал прикладной психологии. Издательский дом «ЭКО», 2002, № 2. С. 63−64.
  159. Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития. // Мир психологии. М. Воронеж, 2005, № 1. С. 19.
  160. P.M. Подростковая гастроэнтерология. М: «Медицина», 1990. С. 62−63.
  161. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. / Под ред. Платоновой Н. М., СПб, 2003. С. 34−40.
  162. А. Защитные механизмы //Самосознание и защитные механизмы личности. Ред. Составитель Д. Я. Райгородский. Самара «БАХРАХ — М», 2002. С. 339.
  163. Фрейд 3. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. Сост. В. М. Астанов. Питер, 2001. С. 19.
  164. JI.M. Психология воспитания. М., 1999. С. 147.
  165. Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья. Минск, 2003. С. 48.
  166. Э. Защитные механизмы. //Самосознание и защитные механизмы личности. Ред. Составитель Д. Я. Райгородский. Самара «БАХРАХ — М», 2002. С. 538.
  167. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. С. 44.
  168. Э. Человеческая ситуация. М.: издательство «Смысл», 1995. С. 15−18.
  169. Э. Психоанализ и этика. М.: Издательство «Республика», 1993. С. 46−53.
  170. Н.В. Здоровье и болезнь. Факторы, формирующие здоровье. М., 1989. С. 4.
  171. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. // Вопросы психологии. М., 1999, № 2. С. 70.
  172. Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты. // Вопросы психологии. М., 2002, № 4. С. 53.
  173. К. Наши внутренние конфликты. М.: «Апрель-Пресс», издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. С. 19−21.
  174. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подросткого-юношеском возрасте. К: «Здоровье», 1993. С. 15.
  175. В.М. Психология неблагополучной семьи. М: «Владос Пресс», 2003. С. 131.
  176. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии. М.: «Школа-Пресс», 1997, № 2. С. 8.
  177. Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. М., 2000, № 2. С. 78.
  178. Л.Б. Психология семейных отношений. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000. С. 322.
  179. Н.М. Внутренняя картина болезни как предмет психологического исследования. Владивосток, 2003. С. 15,17.
  180. В.И., Лытаев С. А. Физиология психической деятельности человека. СПБ, 1999. С. 111−119.
  181. В.А. Защитные механизмы: от личности к группе. // Вопросы психологии. М., 1998, № 4. С. 58.
  182. Н.Б. Творческой потенциал личности школьника. // Вопросы психологии. М.: «Школа-Пресс», 1996, № 3. С. 32−34.
  183. Л.В. Соматоформная вегетативная дисфункция у подростков. СПб, 2002. С. 37.
  184. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. -СПб, 1998. С. 127−131.
  185. .Д. О феноменах переходных форм действия. // Вопросы психологии. М.: «Школа-Пресс», 1994, № 1. С. 47.
  186. Д.Б. Избранные психологические труды./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: «Педагогика», 1989. С. 73.
  187. Г. М., Новиков B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность, стресс, регуляция. Л.: «Наука», 1990. С. 11.
  188. Allen, J., Porter, М., McFarland, F., McElhaney, К. The two faces of adolescent success with peers: adolescent popularity, social adaptation, and deviant behavior// Child development. 2005.Vol. 76. № 3. P.747−760.
  189. Ashrust, P., Hall, Z. Understanding women in distress. London and New York, 1991. P.9.
  190. Bayle, M., Jenkins, J., Giorgiades, K., Cairney, J., Duku, E., Racine, Y. Differential-maternal parenting behavior: estimating within and between — family effects on children. // Child development. 2004.Vol. 75. № 5. P. 1457−1476.
  191. Bongers, I., Koot, H., Van der Ende, J., Verhulst, F. Developmental trajectories of externalizing behaviors in childhood and adolescence.// Child development. 2004.Vol. 75. № 5. P.1523−1537.
  192. Brookmeyer, K., Henrich, C., Schwab-Stone, M. Adolescent who witness community violence: can parent support and prosocial cognitions protect them from committing violence? //Child development. 2005.Vol. 76. № 4. P. 917−929.
  193. Caldwell, M., Rudolf, K., Troop-Gordon, W., Kim, D.-Y. Reciprocal influence among relational self-views, social disengagement and peer stress during early adolescence. // Child development. 2004.Vol. 75. № 4. P. 11 401 154.
  194. Davis, K., D., McHale, S., M. How do parents learn about adolescents experiences? Implications for parental knowledge and adolescent risk behavior. //Child development. 2005.Vol. 76. № 4. P. 869−882.
  195. Dodge, K., Pabiner, D. Returning to roots: on social information processing and moral development.// Child development. 2004.Vol. 75. № 4. P. 1006.
  196. Gazelle, H., Putallar, M., Li, Y., Grimes, C., Kupersmidt, J., Coil, J. Anxious solitude across contexts: girls interactions with familiar and unfamiliar peers. // Child development. 2005. Vol. 76. № 1. P. 227−246.
  197. James, K., Brodersen, M., Eisenberg, J. Workplace affect and workplace creativity: a review and preliminary model. //Human performance. 2004. Volume 17. № 2. P. 169−190.
  198. Jenkins, J., Simpson, A., Dunn, J., Rasbash, J., Connor, T. Mutual influence of marital conflict and children’s behavior problems: shared and nonshared family risks. // Child development. 2005.Vol. 76. № 1. P. 24−39.
  199. Jordan, P., Torth, A. Managing emotions during team problem solving: emotional intelligence and conflict resolution. //Human performance. 2004. Volume 17. № 2. P. 195−215.
  200. Kalil, A., Ziol-Guest, K. Single mothers employment dynamics and adolescent well-being. // Child development. 2005.Vol. 76. № 1. P. 196−211.
  201. Kokkonen., M. Emotion regulation and physical health in adulthood. 2001. P. 12−13.
  202. Luna, В., Garver, K., Urban, Т., Lazar, N., Sweeney, J. Maturation of cognitive process from late childhood and adulthood. // Child development. 2004.Vol. 75. № 5. P. 1357−1372.
  203. McNaeghton, N. Biology and emotion. Cambridge university press, 1989. P. 13.
  204. Rudolph, K., Caldwell, M., Conley, C. Need for approval and children’s well-being // Child development. 2005.Vol. 76. № 2. P. 309−323.
  205. Ryle, A. Cognitive-analytic therapy: active participation in change. New York, 1991. P. 4.
  206. Smetana, J., Campione-Barr, N., Daddis, C. Longitudinal development of family decision making: defining healthy behavioral autonomy for middle class African American adolescents. Child development. 2004.Vol. 75. № 5. P. 1418−1434.
  207. Underwood, M., Scott, В., Galprin, M., Bjornstad, G., Sexton, A. An observational study of social exclusion under varied conditions: gender and developmental differences.// Child development. 2004.Vol. 75. № 5. P. 1538−1555.
Заполнить форму текущей работой