Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Непроизводственная инфраструктура сельских территорий как фактор развития АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованы методические рекомендации для реализации информационно-ресурсного потенциала органов ЗАГС в управлении рисками сохранения структуры совокупного работника на основе комплексного использования принципов пропорциональности и достаточной информационной обеспеченности, что позволяет реализовать программно-целевой метод в развитии непроизводственной инфраструктуры. Рекомендации содержат… Читать ещё >

Содержание

  • Гпава I. Управление непроизводственной инфраструктурой сельских территорий в современной России: методологический аспект
    • 1. 1. Место и роль непроизводственной инфраструктуры сельских поселений в развитии АПК
    • 1. 2. Формы и методы развития сельской непроизводственной инфраструктуры
    • 1. 3. Информационное обеспечение развития сельской непроизводственной инфраструктуры в РФ
  • Выводы
  • Глава II. Управление непроизводственной инфраструктурой сельской местности: использование возможностей органов ЗАГС
    • 2. 1. Организационно-методическая основа деятельности органов ЗАГС
    • 2. 2. Формы и методы социальной поддержки населения средствами органов ЗАГС
    • 2. 3. Формы и методы реализации информационно-аналитической функции органов ЗАГС
  • Выводы
  • Гпава III. Методический аспект управления рисками развития АПК на основе учета фактора эффективного функционирования непроизводственной инфраструктуры
    • 3. 1. Сущность информационно-аналитической функции органов ЗАГС как инструмента управления рисками развития сельских территорий
    • 3. 2. Модель управления рисками развития АПК с учетом факторов динамики квалификационной структуры трудовых ресурсов сельских поселений
    • 3. 3. Методические рекомендации для реализации информационно-ресурсного потенциала органов ЗАГС в управлении рисками развития отраслей АПК
  • Выводы

Непроизводственная инфраструктура сельских территорий как фактор развития АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы агропромышленный комплекс РФ демонстрирует заметную позитивную динамику. В 2008 году в сельском хозяйстве страны достигнут наиболее высокий за последние годы рост производства продукции — 110,8%, что на 7% больше целевого показателя Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы.

Одновременно с развитием производства непроизводственная инфраструктура на селе, как отметил Д. А. Медведев, остается «захудалой и рассчитанной на прошлый век».1 Это не позволяет создать условия для полноценного труда и отдыха, закрепления молодежи на селе, являясь сдерживающим фактором развития агропромышленного комплекса (АПК), и увеличивает вероятность возникновения рисков.

Для восстановления и развития сельской непроизводственной инфраструктуры приоритетное значение имеет численность и половозрастная структура населения конкретной территории. А поскольку объекты непроизводственной инфраструктуры создаются, как правило, два-три года, то необходимо рассчитывать прогнозы динамики численности населения, учитывая факторы браков и разводов, миграции и заболеваемости населения и т. д. Отсутствие соответствующих прогнозов неизменно сказывается на создании объектов непроизводственной сферы и ведет к возрастающей миграции населения из сельских территорий и, следовательно, к изменениям в структуре совокупного работника конкретного поселения.

Рискам развития АПК не уделяется достаточного внимания в современных условиях. В настоящее время функции прогнозирования и планирования осуществляют отраслевые подразделения — исполнительных органов власти регионов и муниципальных образований, опирающиеся на.

1 Д. А. Медведев. Выступление на Всероссийском сельском сходе / www. medvedev2008.ru. 13.02.2008. 3 данные органов статистики. Это, в частности, обусловливает определенную задержку во времени между анализом ситуации, выработкой управленческого решения и его реализацией.

Однако существуют государственные органы власти, где эта информация аккумулируется ежедневно. К такого рода органам относится целый ряд территориальных подразделений Федеральных органов власти, а также органы, выполняющие конституционные федеральные полномочия по регистрации движения населения. К таким органам относятся органы ЗАГС.

Достигаемая органами ЗАГС комплексность формируемых баз данных позволяет эффективно снижать риски в развитии АПК за счет минимизации факторов неопределенности в расчете численности населения, в том числе детей. А это позволит обеспечить опережающее планирование создания объектов непроизводственной сферы. По нашему мнению, важно поставить и решить вопрос о расширении компетенции органов ЗАГС до уровня полноправного субъекта системы мониторинга, прогнозирования, планирования и нормирования социально-экономического развития территории (а не только источника данных). Это повысит эффективность системы управления рисками в развитии АПК с учетом факторов непроизводственной сферы.

Таким образом, тема данной диссертации представляется актуальной и ориентированной на формирование концептуальных подходов к развитию непроизводственной инфраструктуры сельских территорий и учет этого фактора при оценке рисков в развитии АПК как на федеральном, региональном, а также муниципальном уровнях.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблемами инфраструктуры занимаются многие ученые: экономисты, градостроители, социологи и т. д.. Основы изучения инфраструктуры как важнейшей составляющей жизнедеятельности населения и функционирования региональной экономики сформировали И. Д. Афанасенко, М. Э. Буянова, Н. Н. Лебедева, Е. Г. Русскова, Б. С. Хорев, Е. Г. Ясин и другие." .

Различным аспектам развития сельских территорий посвящены труды.

A.В. Гордеева, А. П. Задкова, В. Н. Лексина, В. В. Милосердова,.

B.В. Пациорковского, А. Н. Швецова и других.3.

Вопросы развития инфраструктуры АПК, представлены в работах Л. Н. Бондаренко, В. Д. Гончарова, О. В. Иншакова, В. Ф. Стукача, Г. В. Тимофеева и других.4.

Анализ трудов современных ученых показал, что ряд вопросов теоретического и методологического характера вызывает необходимость дальнейшего уточнения. Недостаточной представляется систематизация факторов рисков развития АПК, критериев их оценки, принципов управления непроизводственной инфраструктурой села в современных условиях. Фактически не определены возможности развития сельской непроизводственной инфраструктуры, основанные на информационно-аналитическом обеспечении, что делает крайне ограниченным использование ресурсного потенциала ряда учреждений, в частности, органов ЗАГС.

2 Афанасенко И. Д. Хозяйство с неоднородной экономической структурой // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2008. № 3- Буянова М. Э. Риски развития макрорегионапьного хозяйства: выявление и регулирование. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2007 — 540с.- Лебедева Н. Н. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2008. — 318с.- Русскова Е. Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. — 296с.- Хорев Б. С. Территориальная организация общества (актуальные проблемы регионального управления и планирования и СССР). М.: Мысль, 1981. -320с.- Ясин Е. Г. Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004, — 1692с.

3 Гордеев А. ВПродовольственное обеспечение России (Проблемы и механизмы их решения). Дис.. д-ра экон. наук. М., 2000. — 323сЗадков А. П. Фактор риска в сельском хозяйстве. Новосибирск: Сиб. науч.-исслед. ин-т экономики сел. хоз-ва, 2008. — 264с.- Милосердов В. В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. М: ГУП «Агропресс», 1999. — 562с.- Пациорковский В. В. Сельская Россия: 1991;2001. М: Финансы и статистика-. 2003. — 368сЛексин В.Н., Шведов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). В 4 т. М.: Едиториал УРСС, 2001. —4500с.

4 Бондаренко Л. Н. Страхование в условиях трансформации агропромышленного производства России (Исследование современной концепции, методологии и организации страхования сельхозкультур): Дис.. д-ра экон. наук СПб., 2000. — 301с.- Гончаров В. Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176с.

Иншаков О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. — 450с.- Стукач В. Ф. Инновационная инфраструктура регионального АПК. Омск: ООО ИПЦ «Сфера», 2007. 224с.- Тимофеева Г. В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. —384с. «.

Выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью преодоления подобных недостатков анализа социально-экономического развития АПК.

Цель диссертационного исследования — разработка методологических подходов, обоснование форм и методических рекомендаций для прогнозирования и планирования развития сельской непроизводственной инфраструктуры как фактора, минимизирующего риски в развитии АПК.

Задачи исследования. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

• разработать и теоретически обосновать методологический подход к анализу развития АПК на основе учета факторов риска, зависящих от уровня развития непроизводственной инфраструктуры;

• обосновать подход к определению интегрального показателя оценки рисков отраслей АПК в зависимости от уровня развития непроизводственной инфраструктуры;

• сформировать экономико-математическую модель управления рисками отраслей АПК за счет создания объектов непроизводственной инфраструктуры;

• обосновать методические рекомендации для реализации информационно-ресурсного потенциала органов ЗАГС в управлении рисками в целях сохранения структуры совокупного работника;

• сформировать систему мониторинга рисков развития АПК на основе учета факторов непроизводственной инфраструктуры, динамики численности населения, и других показателей, аккумулируемых органами ЗАГС.

Объект исследования. Объектом исследования в работе является непроизводственная инфраструктура сельских территорий РФ, исследуемая на основе данных по Северо-Западному Федеральному округу.

Предмет исследования. Предметом исследования является система отношений, которая возникает при развитии объектов и учреждений 6 непроизводственной сферы, таких как органы ЗАГС, которые выступают условием, предпосылкой и фактором ускоренного развития АПК.

Соответствие диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК РФ (экономические науки). Содержание работы соответствует пункту 15.42 «Стратегическое управление агропромышленными комплексами, предприятиями и отраслями сельского хозяйства» специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследования явились положения экономической теории по управлению развитием непроизводственной инфраструктуры села, современные методы исследования, публикации в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций.

При написании диссертации были использованы следующие методы: системного анализа, статистический, экономический, методы риск-анализа, а также ряд других.

Информационную базу исследования составили официальные данные государственных органов, данные региональной статистики, данные авторитетных научных центров, а также ведущих исследователей данной проблематики, информация из периодической печати и Интернет-сайтов.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и практических рекомендаций подтверждается: изучением и обобщением научных положений, выработанных ученымирезультатами анализа информации по управлению развитием непроизводственной инфраструктуры селаиспользованием современных методов исследованияположительной апробацией научно-методических положений и научных рекомендаций.

Научная новизна результатов исследования. Разработаны методологический подход, обоснованы формы и методические положения по развитию и управлению объектами непроизводственной инфраструктуры сельских территорий на основе системного анализа, мониторинга и прогнозирования минимизации рисков в развитии АПК в зависимости от 7 факторов непроизводственной инфраструктуры. Конкретное приращение научных знаний содержится в следующих научных результатах:

1. Обоснован новый методологический подход к анализу развития АПК на основе комплексной оценки факторов риска, возникающих в зависимости от уровня развития непроизводственной инфраструктуры. Суть его в том, что сельское население должно пользоваться услугами непроизводственной инфраструктуры на нормативном уровне. Неразвитая непроизводственная инфраструктура при прочих равных условиях может привести к миграции населения, что негативно отразится на структуре совокупного работника отраслей АПК. Неполная укомплектованность работниками предприятий АПК приведет к снижению экономического роста, а иногда и к прекращению деятельности соответствующих хозяйств. Подход позволяет выявить наиболее уязвимые отрасли непроизводственной сферы с точки зрения их соответствия нормативам и ориентирам.

2. Определен и теоретически обоснован инновационный подход к разработке стратегической программы управления рисками развития отраслей.

АПК в зависимости от уровня развития непроизводственной инфраструктуры, сохранения или ухудшения структуры совокупного работника. Особо выделена роль такого субъекта управления непроизводственной инфраструктурой как органы ЗАГС, которые, за счет уникальности их информационно-ресурсного потенциала, могут своевременно и обоснованно выявлять наиболее важные проблемы, связанные с управлением рисками развития АПК — отслеживание, оценка и прогнозирование ситуаций реализации рисков, которые приводят к ухудшению структуры совокупного работника. Предложенный подход позволяет выделить риски двух видов: а) динамика структуры совокупного работника по отраслям АПК, не отвечающая потребностям производстваб) Качество жизни населениясельских территорий, не соответствующее требуемому уровню. Определено, что риски первого вида обусловливаются общими демографическими тенденциями, такими как половозрастная структура, естественный прирост населения и т. д.- риски второго вида — 8 развитием производственной и непроизводственной инфраструктуры, обеспечивающим закрепление трудовых ресурсов на сельских территориях. Также данный подход позволяет обосновать экономическую функцию органов ЗАГС, в то время как традиционно деятельность данного учреждения рассматривалась исключительно в правовом поле.

3. Сформирована экономико-математическая модель управления рисками отраслей АПК, заключающаяся в минимизации интегрального показателя оценки рисков в развитии АПК в зависимости, во-первых, от уровня развития непроизводственной инфраструктуры, и, во-вторых, от сохранения или ухудшения структуры совокупного работника.

4. Обоснованы методические рекомендации для реализации информационно-ресурсного потенциала органов ЗАГС в управлении рисками сохранения структуры совокупного работника на основе комплексного использования принципов пропорциональности и достаточной информационной обеспеченности, что позволяет реализовать программно-целевой метод в развитии непроизводственной инфраструктуры. Рекомендации содержат инновационные подходы к решению вопросов, актуальных для основных субъектов АПК: государства (своевременное выявление проблемных компонентов инфраструктуры) — инвесторов (определение перспективных направлений для вложений) — населения сельских территорий (оперативное реагирование на риски развития АПК).

5. Сформирован механизм мониторинга рисков развития АПК на основе деятельности органов ЗАГС, включающий в себя следующие элементы:

1) нормативы и ориентиры создания объектов непроизводственной инфраструктуры сельских территорий, вырабатываемые в соответствии с динамикой численности населения и прогнозами ее влияния на результативность АПК- 2) налоговые льготы, и преференции, предоставляемые органами власти частным хозяйствующим субъектам АПК для поощрения их участия в развитии непроизводственной инфраструктуры сельских территорий и опирающиеся на перспективные для инвестирования направления, 9 определяемые органами ЗАГС- 3) организационные структуры для взаимодействия органов ЗАГС и хозяйствующих субъектов АПК — службы мониторинга, формируемые на основе органов ЗАГС, способствующие выявлению и минимизации рисков изменения структуры населения и совокупного работника в отраслях АПК.

Практическая значимость работы, внедрение и апробация результатов исследования. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанной модели оценки рисков не только для прогнозирования развития непроизводственной инфраструктуры, но также для анализа результативности производственных отраслей, что обеспечивается универсальностью ее инструментария. Основные положения и выводы данного исследования могут быть использованы в практической работе органов ЗАГС, иных субъектов государственной и муниципальной службы РФ, принимающих участие в развитии непроизводственной инфраструктуры села, а также в учебном процессе при преподавании дисциплин, необходимых для подготовки специалистов по направлению «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами АПК». Расчеты по экономико-математической модели осуществлены для субъектов Северо-Западного Федерального округа.

Основные материалы диссертационной работы докладывались в ходе научных конференций: XIV научно-методической конференции, посвященной 55-летию МГУТУ (13−14.10.2008г., г. Москва), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2009» (1318.04.2009г., секция «Экономика», г. Москва), Международной научно-практической конференции МГУТУ «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России» (22−23.10.2009г., г. Москва).

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, которые выносятся на защиту: 1) классификация основных факторов и показателей рисков развития АПК, позволяющая комплексно оценить уровень человеческого потенциала- 2) методологический подход к.

10 анализу реализации информационно-ресурсного потенциала органов ЗАГС для анализа рисков развития АПК- 3) механизм развития непроизводственной инфраструктуры сельских территорий на основе информационно-аналитической деятельности органов ЗАГС- 4) экономико-математическая модель управления рисками АПК за счет изменения непроизводственной инфраструктуры.

Публикации. Основное содержание диссертационной работы изложено в 6 опубликованных научных работах, которые в полной мере отражают научные и практические результаты исследования, в том числе одна монография. Общий объем публикаций составляет 7,7 п.л. Четыре статьи и монография опубликованы в издательствах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературных источников из 131 наименования, содержит 35 таблиц и 2 рисунка. Структура работы соответствует поставленной цели и реализованным задачам исследования.

Выводы.

Все аспекты народосбережения имеют общую основу — улучшение качества жизни населения. Целесообразно в методики расчета показателей, характеризующих человеческий капитал (потенциал), включать не только количественные и экономические составляющие, но и качественные измерители, отражающие бедность и безработицу, благосостояние и комфортность жизни населения.

Система показателей должна отражать процессы воспроизводства населения, их возможности (способности) в удовлетворении потребностей при сложившихся условиях жизнедеятельности, с учетом уровня здоровья населения, безопасности и состояния окружающей среды.

В качестве критерия оценки эффективности управления, непроизводственной инфраструктурой АПК рекомендовано применять показатели качества жизни, которые являются интегральными показателями, всесторонне характеризующими степень комфортности среды обитания сельского населения.

Выявлены основные проблемы изучения населения сельских территорий: публикация данных переписей, текущего учета событий, административного учета хотя бы по очень сокращенному спискумалочисленность событийособые событиясоблюдение конфиденциальности.

Стремление преодолеть эти трудности стимулировало в развитых странах развитие новых методов сбора, хранения, разработки и анализа информации (индивидуальные данные, кластерный анализ, пространственная регрессия, геоинформационные системы и др.).

В современных условиях значительное место отводится внедрению новых технологий. Создание единой системы регистрации актов гражданского состояния позволяет значительно облегчить хранение данных, поиск и изготовление дубликатов записей, ускорить передачу данных из отдела регистрации актов гражданского состояния в органы статистики, что принципиально в контексте создания механизма развития непроизводственной инфраструктуры АПК на основе информационно-аналитической функции органов ЗАГС.

Заключение

.

Развитие непроизводственной инфраструктуры — важный этап социально-экономической политики, в рамках которого решаются вопросы развития объектов АПК с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Можно отметить неоднозначность процессов, происходящих в сельской местности СЗФО. Складывается парадоксальная, на первый взгляд, картина: численность сельского населения сокращается, а число сельских населенных пунктов растет. Это связано с тем, что сюда включены безлюдные поселения, которых на момент переписи 2002 г. насчитывалось 13 086, или 8,4% от общего числа сельских населенных пунктов.

Описанный процесс приводит к усилению концентрации сельского населения в крупнейших населенных пунктах, которая, согласно материалам предыдущих переписей, является долговременной тенденцией сельского расселения. В большом числе малолюдных деревень сосредоточена лишь незначительная часть сельского населения (к тому же, как правило, старших возрастов), а в небольшом числе крупных — основная его часть. Это актуализирует проблему развития непроизводственной инфраструктуры для повышения привлекательности проживания в сельской местности и, как следствие, решение проблемы воспроизводства трудовых ресурсов АПК.

Снижение потенциала человеческих ресурсов сельских территорий ведет к возможности возникновения рисков развития АПК, в особенности, если решение принимается в условиях неполной или неверной информированности. Следовательно, устойчивое перспективное развитие АПК возможно только при, системном использовании принципов пропорциональности и достаточной информационной обеспеченности для реализации программно-целевого метода в развитии непроизводственной инфраструктуры.

Автором обосновано, что значительную часть данных проблем можно решить с помощью ресурсного потенциала органов ЗАГС. Для этого подробно раскрываются основные направления деятельности органов ЗАГС в контексте социальной поддержки населения. Именно орган ЗАГС как субъект государственно-правовых отношений может помочь существенно сократить переходный период в жизни страны, быстрее подойти к цивилизованным, современным и эффективным формам взаимодействия участников процесса.

Все общефедеральные программы социально-экономического развития сельских территорий, в которых должны определяться меры, имеющие отношение к деятельности органов ЗАГС, для решения вышеуказанных проблем, необходимо разрабатывать с учетом специфики сельской территории регионов РФ. Необходимо развивать на региональном уровне самостоятельную разработку программ с подробным обоснованием и анализом эффективности в контексте социально-экономического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах / Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (www.ohchr.org).1. Книги, монографии
  3. Г. С. Организационно экономический механизм рыночных преобразований в аграрной сфере депрессивных территорий. Дисс.. докт. эконом, наук. Ставрополь, 2005.
  4. .И. Национальное счетоводство. М., 2005.
  5. Н.С. Развитие внешнеторговой деятельности предприятий агропромышленного комплекса при формировании продовольственного рынка: на материалах Алтайского края. Дисс.. канд. эконом, наук. Барнаул, 2009.
  6. О.В. Место и роль социальной инфраструктуры ввоспроизводстве трудового потенциала. Дисс.канд. эконом, наук.1. Курск, 2005.
  7. Ю.П., Каткова И. М., Ермаков С. М., Андрюшина Е. В. Современные проблемы охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав женщин. М., 2002.
  8. JI.H. Страхование в условиях трансформации агропромышленного производства России (Исследование современной концепции, методологии и организации страхования сельхозкультур): Дис.. д-ра экон. наук. СПб., 2000. — 301с.
  9. БуяноваМ.Э. Риски развития макрорегионального хозяйства: выявление и регулирование. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2007 — 540с.
  10. Ю.Величковский В. Г. Реформы и здоровье населения страны. Пути преодоления негативных последствий. М., 2001.
  11. П.ВендинаО. Перспективы полицентрического развития пространства России / Россия и ее регионы в XX в.: территория расселение миграции. М., 2005.
  12. В.А. Перспективные направления развития социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса. Дисс.. канд. эконом, наук. Волгоград, 2007.
  13. Л.Б. Развитие организационно-экономических отношений в агропромышленном производстве (теория, методология, практика). Дисс.. докт. эконом, наук. М., 2009.
  14. Е.Г. Развитие кооперации в системе агропромышленного комплекса. Дисс.. канд. эконом, наук. Саранск, 2009
  15. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1997.
  16. Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики. М., 2004.
  17. В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176с.
  18. А.В. Продовольственное обеспечение России (Проблемы и механизмы их решения). Дис. д-ра экон. наук. М., 2000. 323с.
  19. А.И., Шайтан Б. И., Медведев А. В. Формирование резерва руководителей сельскохозяйственных организаций. М.: Рос. акад. кадров, обеспечения АПК&bdquo-2001. 124 с.
  20. Демографическая модернизация России, 1900−2000 / под ред. Вишневского А. М., 2006.
  21. Демографический ежегодник России. 2005: стат. сб. 2005 / Федер. службагос. статистики (Росстат). М., 2005.125
  22. Демографический ежегодник России. 2006: стат. сб. 2006 / Федер. служба гос. статистики (Росстат). М., 2007.
  23. Демографический ежегодник России. 2007: стат. сб. 2007 / Федер. служба гос. статистики (Росстат). М., 2007.
  24. Демографический ежегодник России. 2008: стат. сб. 2008 / Федер. служба гос. статистики (Росстат). М., 2008.
  25. Демографическое будущее России. Под ред. JI.JI. Рыбаковского, Г. Н. Кареловой. М., 2001.
  26. Доклад о развитии человека за 1995 год. Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити пресс. 1995.
  27. Н.К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства (Вопросы теории и практики). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001.-304с.
  28. Н.К., Ковалев В. А., Скирдонов В. А., Яковлев В. Б. Мониторинг социально-трудовой сферы хозяйств АПК: этапы и результаты. М.: РосНИИкадры, 1999. 24 с.
  29. Н.К., Чураков В. Я. Демографический потенциал российского села (Научно-методические основы и опыт прогноза). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — 308 с.
  30. Дружининский А. Н Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993. — 190с.
  31. Ю.Б. Современные методы, формы и организационные структуры управления сельскохозяйственным производством. Саратов, 1988.-76с.
  32. В.Г., Жуков Л. И., Смекалов П. В., Семин А. Н., Новоселов А. Ф., Филиппов Н. Н. Экономика аграрного рынка. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.-480 с.
  33. А.П. Фактор риска в сельском хозяйстве. Новосибирск: Сиб. науч.-исслед. ин~т экономики сел. хоз-ва, 2008. 264с.
  34. В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне. М.: Финансы и статистика, 2002. 192с.
  35. ИвановаВ.Н., Иванов B.C. ГЧП в инновационном развитии региона и предприятий. СПб, Знание. 2009. 150с.
  36. В.Н., Беглова Н. В. Риски в АПК: факторы непроизводственной инфраструктуры. М., Финансы и статистика, 2009. 6 п.л.
  37. Е.В. Административно правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами. Дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
  38. A.M., Лаврентьева И. В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России. М., 2004.
  39. О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. — 450с.
  40. Качество населения. Под ред. Н. М. Римашевской, В. Г. Копниной. М., 1993.
  41. Дж.М. Общая теория занятости, процентов и денег. М., 1978.
  42. В.А. Договорные отношения в производственно-экономических связях АПК М.: 2000. — 344 с.
  43. М.М. Финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса. М.: ТЕИС, МАИС Пресс, 252 с.
  44. И.В. Стратегия управления экономическими рисками напредприятиях пищевой промышленности. Дисс.канд. экон. наук. М., 2007.
  45. В.М. Трудовые ресурсы сельского хозяйства в рыночной экономике. М.: ГУЛ «Агропресс», 2003. 212 с.
  46. Ф. Основы маркетинга. М., 1995.
  47. Н.Д., Сивелькин В. А. Информационные источники экономического развития региона (монография). Оренбург, 2000.
  48. .Н., Яковец Ю. В. Стратегия инновационного прорыва России на основе долгосрочного прогноза инновационно-технологического развития (научный доклад). М., 2004.
  49. Н.В. Демографические риски при страховании жизни. Автореферат дисс.. канд. экон. наук. М., 2008.
  50. Н.Н. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2008. 318с.
  51. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). В 4 т. М.: Едиториал УРСС, 2001. 4500с.
  52. Е.Г., Рыжков С. Д., Гарист А. В., Егоров Е. А., Воронцова Т. А. Организационно-методические основы планирования, координации научных исследований и инновационной деятельности в АПК. М: РАСХН, 2001.- 153 с.
  53. А.К. Социально-экономические, кадровые проблемы в АПК и пути их решения Белгород: Крестьянское дело. 2000. 96 с.
  54. А.В., Рак Н.Г., Козодаева З. И. Методика комплексной оценки управленческого персонала АПК. М.: Рос. акад. кадров, обеспечен. АПК, 2000.-118 с.
  55. В.В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: ГУЛ «Агропресс», 1999. 562с.
  56. Модель региональной программы кадрового обеспечения агропромышленного производства на 2000−2005 гг. М.: Изд-во «Агро-Вестник» АМБ-агро, 2000. 91 с.
  57. Н.А. Философский анализ современной демографической проблемы в России. Дисс.. канд. филос. наук. М., 2007.
  58. Население России на рубеже XX—XXI вв.еков. Проблемы и перспективы. Под ред. В. Ионова, А. Саградова. М., 2002.
  59. Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях. Под ред. И. Г. Ушачева. М.: Колос, 1983.-304 с.
  60. О.А. Организационно экономическое обеспечение развития пищевой промышленности в региональной экономической системе. Дисс.. канд. эконом, наук. М., 2007.
  61. В.В. Сельская Россия: 1991−2001. М: Финансы и статистика, 2003. 368с.
  62. Проблемы совершенствования кадрового обеспечения Агропромышленного комплекса. М: Рос. акад. менеджмента и агробизнеса, 2001. — 172 с.
  63. Полякова Н. А. Разграничение предметов ведения и полномочий
  64. Российской Федерации и ее субъектов в сфере юстиции. Дисс.канд.юрид. наук. М., 2005.
  65. Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М., 2003.
  66. В. М. Вавилова Ю.Я., Гончаренко Л. И. и др. Финансы. М.: Финансы и статистика, 1995.
  67. Российский статистический ежегодник. 2005. М., 2006.
  68. А.А. Влияние имущественного комплекса агропромышленных организаций на развитие сельских муниципальных образований. Дисс.. канд. эконом, наук. Ижевск, 2009
  69. Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. 296с.
  70. JI.JI., Захарова О. Д., Тарасова Н. В., Гришанова А. Г. Демографическое будущее России. Саранск, 2000.
  71. В.М. Формирование программно целевого управления региональным АПК. Дисс.. докт. эконом, наук. Орел, 2007.
  72. Система национальных счетов. Нью-Йорк, 1993.
  73. Социальный капитал и социальное расслоение в современной России. Под ред. Д. Твигг, К. Шептер. М., 2003.
  74. О.Г. Формирование информационной инфраструктуры управляющих социально экономических подсистем. Дисс.. докт. эконом, наук. Оренбург, 2004.
  75. И.В. Статистический анализ демографических процессов в Орловской области на фоне депопуляции населения России. Дисс.. канд. эконом, наук. М., 2007.
  76. В.Ф. Инновационная инфраструктура регионального АПК. Омск: ООО ИПЦ «Сфера», 2007. 224с.
  77. А.Е. Официальная статистика в России: проблемы реформирования. М., 2002.81 .Табаксоев И. А. Социологический анализ управления региональным демографическим процессом (на примере Ставропольского края). Дисс.. канд. соц. наук. Пятигорск, 2008.
  78. Г. В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. 384с.
  79. Д.И. Программно-целевое моделирование социально-экономического развития сельского хозяйства России (теория, методология, практика). Дисс.. докт. экон. наук. Саратов, 2006.
  80. Трудовой потенциал региона: состояние и развитие. Вологда, 2004.
  81. М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М.: Изд. ИСЭПН, 2000.
  82. И.Г. Управление сельскохозяйственным производством (включая АСУ). М.: Экономика, 1978. 327 с.
  83. И.Г., Репп Х. О. Управление сельскохозяйственным производством. М.: Колос, 1980. — 304 с.
  84. Н.Н. Воспроизводство квалификационных кадров в АПК. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. 228 с.
  85. Финансовый бизнес-план. Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2005.
  86. ХолинН.Н. Нужна ли коммерция вузу? / Вуз и рынок: В 3 кн. Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. — М., 1992.
  87. ХоревБ.С. Территориальная организация общества (актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). М.: Мысль, 1981.-320с.
  88. Ю., Райш Э., Угаров А. А. Экономика сельскохозяйственных предприятий. М.: Изд-во МСХА, 1999. 400 с.
  89. Шафранов-Куцев Г. Ф. Инновации в вузовском управлении в условиях реформы (Тюменский государственный университет) // Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. — М.: Изд-во МГУП, 1999.
  90. Экономические проблемы воспроизводства в АПК России. М.: «Энциклопедия российских деревень», 2003. 455 с.
  91. С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. СПб: СПбГУЭФ, 2005.
  92. ЯсинЕ.Г. Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. 1692с.
  93. Е.Ю. Воспроизводство квалифицированных кадров сельского хозяйства в условиях трансформации аграрного сектора экономики:
  94. Автореф. дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург. 2001. — 24 с.131
  95. И.Д. Хозяйство с неоднородной экономической структурой // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2008. № 3.
  96. Н.В. Актуальные меры для совершенствования демографической политики в сельской местности // Сегодня и завтра российской экономики. 2009. № 29.
  97. Н.В. Актуальные направления совершенствования деятельности органов ЗАГС в условиях современной демографической ситуации в РФ// Сегодня и завтра российской экономики. 2009. № 25.
  98. Н.В. Значение информационно-аналитической функции органов ЗАГС в контексте оптимизации демографической политики в РФ // Экономические науки. 2008. № 59.
  99. О.Н., Иванов В. Н., Розенфельд Б. А., Суворов А. В. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.
  100. И.И. Планирование семьи в условиях низкой рождаемости // Народонаселение. 2004. № 3.
  101. М. Формирование демографической политики в современной России: социологический анализ// Социологические исследования. 2003. № 12.
  102. В .И., Фролова О. Г. Репродуктивное здоровье в РФ // Народонаселение. 2004. № 3.
  103. В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России // Российский-экономический журнал. 2003. № 9−10.
  104. Д.А. Россия 2020. Главные задачи развития страны // Выступление на Пятом Красноярском экономическом форуме 15 февраля". 2008 года. М.: Издательство «Европа», 2008.
  105. Развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений в 2008 г. // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 10.
  106. Российская аграрная социальная политика: пути развития // Финансы и кредит. 2006. № 9.
  107. JI.JI. Демографическая безопасность: геополитические аспекты//Народонаселение. 2004. № 1.
  108. Сельская социальная инфраструктура в Поволжье // Экономика сельского хозяйства России. 2002. № 10.
  109. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 25 (277).
  110. Социальная безопасность России: региональный аспект статистической оценки // Вопросы статистики. 2007. № 2.
  111. Социальные преобразования в комплексном развитии сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России. 2005. № 6.
  112. А.Н. К вопросу о планировании самого сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. 2001. № 6.
  113. ЮткинаИ.П. Государственная поддержка сельского хозяйства региона в контексте реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Регионология. 2008. № 4.
  114. Becker G.S. Investment in Human Capital: Theoretical Analysis// Journal of Political Economy. 1962. October.
  115. Schuiz T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68.
  116. Sen A. Development as Freedom. Oxford, 1999. Источники из сети Интернет
  117. Агропромышленный комплекс России в 2007 году // Министерство сельского хозяйства / http://www.mcx.ru/documents/document/show/7782.164.htm.
  118. В. А. О необходимости смены концепции демографической политики // Интернет-журнал «Золотой лев». 2004. № 35. / http://semya.org.ru/demography/bashlachev/ conceptionchange.html.
  119. Владимир Путин: приоритетное финансирование нацпроектов будет обеспечено // Приоритетные национальные проекты. 26.01.09. / http ://www.rost.ru/themes/2009/02/26 173 616 175 .shtml.
  120. Д.А. Медведев. Выступление на Всероссийском сельском сходе / www. medvedev2008.ru. 13.02.2008. / http://www.medvedev2008.ru/livepress1302.htm.
  121. Круглый стол «Помощь детям-сиротам в России» в Горбачев-фонде. 30.01.2004. / http://www.gorby.ru/rubrs.asp?rubrid=400.
  122. Д.А. Вступительное слово на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. / Официальный сайт Президента России. 24.12.08. / http://www.ki-emlin.ru/text/appears/2008/12/210 944.shtml.
  123. Татьяна Голикова: Сейчас не хотелось бы никого расхолаживать // Приоритетные национальные проекты. 04.03.2009. / http://www.rost.ru/press/2009/03/4 0000l 6192.shtml.
  124. Ю. Материальное стимулирование рождаемости начнется с января 2007 года // Время новостей. 13.10.2006. / http ://demoscope.ru/weekly/2006/0261 /gazetaO 1 .php.
  125. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики / http ://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi# 1 .
Заполнить форму текущей работой