Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена новыми социально-экономическими условиями, усложняющими профессиональную подготовку специалистов. Изменения, коснувшиеся профессиональной сферы на современном этапе отличаются высокой динамичностью, связанной с возникновением новых профессий, усложнением содержания деятельности, распадом привычной системы ценностей, изменением стереотипов построения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению феномена профессиональной направленности личности в психологической науке
    • 1. 1. Профессиональная направленность личности как объект психологического анализа
    • 1. 2. Сущность и структура профессиональной направленности личности
    • 1. 3. Особенности проявления профессиональной направленности личности в процессе обучения в вузе
  • Глава 2. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности в период обучения в вузе
    • 2. 1. Теоретические модели профессиональной направленности личности
    • 2. 2. Характеристика структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов гуманитарных и технических профессий
    • 2. 3. Психологические условия динамики профессиональной направленности личности в период обучения в вузе
  • Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей структурных компонентов и динамики профессиональной направленности личности студентов в процессе обучения в вузе
    • 3. 1. Методы и организация исследования
    • 3. 2. Исследование особенностей структурных компонентов и динамики профессиональной направленности личности студентов-психологов в зависимости от этапа обучения в вузе
    • 3. 3. Особенности структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов гуманитарных и технических профессий на последнем этапе обучения в вузе и в зависимости от пола

Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена новыми социально-экономическими условиями, усложняющими профессиональную подготовку специалистов. Изменения, коснувшиеся профессиональной сферы на современном этапе отличаются высокой динамичностью, связанной с возникновением новых профессий, усложнением содержания деятельности, распадом привычной системы ценностей, изменением стереотипов построения профессиональной карьеры и профессионального развития и, в связи с этим, с утратой основ многих профессиональных ментальностей. Не последнюю роль играет здесь и экономическая составляющая престижа той или иной профессии. Таким образом, с одной стороны профессиональный мир испытывает потребность в мобильных специалистах, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся условиях, а, с другой — реальным состоянием профессиональной системы подготовки кадров, запросами самой личности к современным условиям профессионального становления и к будущей профессиональной деятельности. Особую значимость представляет создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности субъекта к будущей профессиональной деятельности, его способности к активному жизненному и профессиональному целеполаганию, ориентации на саморазвитие средствами профессии. Именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция, изучаются индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения, что и определяет профессиональное становление студентов вуза.

Значимая роль исследований в области профессиональной подготовки специалистов психологического профиля определяется востребованностью услуг психологов в различных областях общественной жизни, увеличением количества вузов, готовящих специалистов данного профиля, и превращением профессии психолога в массовую. Потребность практики в высококвалифицированных специалистах ставит перед высшей школой задачи поиска эффективных путей обеспечения качественной профессиональной подготовки психологов. Массовая подготовка специалистов психологического профиля без сформированной профессиональной направленности приводит к тому, что процент поступающих на психологические факультеты отличается от процента работающих по специальности.

В последние годы достаточно активно исследуются проблемы профессиональной деятельности психолога. В работах А. Г. Асмолова (2002), Н. А. Амиинова (1992), А. И. Донцова (1999), Н. Р. Битяновой (1998), Ю. М. Забродина (1989), А. А. Реан (1988) и др. рассматриваются вопросы развития и формирования профессиональной психологической деятельности.

Высокие требования к эффективности подготовки психологов в системе профессионального образования зачастую не акцентируют внимания на уровне развития профессиональной направленности, которая способствует гармонизации отношений между субъектом и профессией, детерминирует активность личности и обеспечивает успешность процесса профессионализации.

Анализ психолого-педагогических исследований изучения направленности личности позволяет выделить основные представления о направленности: как проявлении склонностей личности (Р. Кеттелл, В. Штерн, 1918) — определение направленности через систему ее отношений (А.Ф. Лазурский, 1916; Н. Д. Левитов, 1969; В. Н. Мясищев, 1962) — через теорию установки (Д.Н. Узнадзе, 1925; В. А. Ядов, 1979). Концепции трактующие, направленность личности через систему побудителей активности: потребностей и мотивов (Л.И. Божович, М. С. Неймарк, 1968; Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский, 1989; Р. С. Немов, 1997) — целей (А.Н. Леонтьев, 1977; К. К. Платонов, Г. Г. Голубеев, 1977; Б. И. Додонов, 1985) — ценностей (В.А. Ядов, 1979; Н. В. Кузьмина и Я. А. Коломенский,.

1990) — описывающие направленность как сложную, динамическую систему личностных свойств (Г.Г. Голубеев, К. К. Платонов, 1977; C.JI. Рубинштейн, 1963).

Первые теоретические модели направленности личности предложены в 60-е годы XX века (Г.Г. Голубеев, К. К. Платонов, Н.Д. Левитов). В этот же период была проведена типологизация направленности личности (Л.И. Божович, Г. Г. Голубеев, К. К. Платонов, М.С. Неймарк), в которой выделена профессиональная направленность личности.

Особенностям профессионально-педагогической направленности личности посвятили свои исследования Ф. Н. Гоноболин (1975), В. И. Додонов (1985), Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский (1989), Н. В. Кузьмина (1970), В. А. Крутецкий (1963), Б. Ф. Ломов (1997), А. К. Маркова (1996), Ю. П. Платонов (1986), В. А. Сластенин (1999), В. И. Слободчиков (1995), В. А. Якунин (1994) и другие.

Изучением особенностей формирования профессиональной направленности личности старшеклассников в разные годы занимались Л. И. Божович (1968), И. С. Кон (1989), В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин (1963), B.C. Мухина (1999), Е. М. Борисова (1991), С. И. Вершинин (1988), Н. В. Самоукина (1990), В. И. Степанский (1988), В. П. Парамзин (1987) и другие.

Теоретические модели профессиональной направленности были предложены такими исследователями, как Е. К. Климов (1996), А. П. Сейтешев (1990), Л. М. Митина (1992), Ю. А. Афонькина (2001), А. А. Подлеснов (2004), Э. Ф. Зеер (2005) и другие.

Однако, несмотря на множество исследований данного вопроса, проблема профессиональной направленности личности в процессе профессионализации требует дальнейшего изучения, так как уровень психологических знаний о природе исследуемого личностного образования не в полной мере соответствует актуальным запросам психолого-педагогической практики подготовки психолога в вузе. Этим обусловлена необходимость обобщения теоретико-методологических подходов к раскрытию сущности разработанных к настоящему времени моделей профессиональной направленности личности, которые не в полной мере отражают специфику изучаемой профессии. Требует особого внимания изучение таких аспектов профессиональной направленности психолога, как ее структурные компоненты и динамика. Разрешение поставленных проблем будет способствовать совершенствованию процесса психологического образования и повышению качества вузовской подготовки психолога.

Очевидным становится противоречие между необходимостью формирования высокого уровня профессиональной направленности обучаемых, учитывающего потребности и мотивы, которые личность удовлетворяет в профессии, жизненные ценности и смыслы, которые вкладывает в свою профессию, цели, к которым личность стремится, реализуя себя в профессиональной сфере, и недостаточной научной обоснованностью структурных компонентов и динамики развития профессиональной направленности студентов-психологов в период обучения в вузе. Профессиональная направленность личности выступает как критерий успешности профессионализации, как цель обучения в вузе.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему данного исследования.

В теоретическом плане — это определение сущности и обоснование структурных компонентов, выявление динамики проявлений профессиональной направленности личности в процессе обучения в вузеразработка теоретико-динамической модели профессиональной направленности личности студентов на основе субъектно-деятельностного и системного подходовопределение особенностей структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов гуманитарного и технического профилей.

В практическом плане — определение структурно-функциональной модели профессиональной направленности личности студентов в зависимости от пола, профиля, этапа обучения, и динамики профессиональной направленности.

Все вышесказанное определило выбор темы настоящего исследования: «Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности (на примере студенческой выборки)».

Объект исследования: профессиональная направленность личности.

Предмет исследования: особенности структурных компонентов и динамика проявлений профессиональной направленности личности.

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование структурных компонентов и динамики профессиональной направленности личности (на примере студенческой выборки).

Гипотеза исследования.

1. Структура профессиональной направленности личности студентов образована динамически и иерархически взаимосвязанными компонентами, включающими в себя различные содержательные характеристики, динамика которых изменяется от 1-го к 5-му курсу обучения в вузе.

2. Динамика профессиональной направленности личности гетерохронна, полоспецифична и проявляется в изменении уровней ее развития.

3. Существуют различия в содержательных характеристиках структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов гуманитарного и технического профиля.

Цель работы определяет основные задачи исследования:

1. Охарактеризовать профессиональную направленность личности как составляющую личностной сферы, проанализировать её сущность.

2. Описать содержание и структуру профессиональной направленности личности.

3. Определить структурные компоненты и представить структурно-функциональную модель профессиональной направленности личности в зависимости от этапа обучения в вузе, выявить уровни ее развития.

4. Исследовать взаимосвязи структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов с целью выявления системообразующих.

5. Проанализировать особенности проявлений динамики развития профессиональной направленности личности студентов.

6. Провести сравнительный анализ структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов гуманитарных и технических профессий и выявить ее половую специфику.

Методологическую основу исследования составили положения исследований профессиональной направленности, профессионального самоопределения, становления профессионального самосознания, профессионализма (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, Е. А. Климов, А.К. Маркова) — исследования формирования профессиональной Я-концепции (Т.И. Буякас, Э. Ф. Зеер, Pascarella, Terentini, Ritzer) и другихтеоретические положения и основные принципы, сформулированные ведущими психологами:

— субъектно-деятельностная методология (К.А. Абульханова-Славская, 1991; Б. Г. Ананьев, 1967, 1968, 1977, 1998; А. В. Брушлинский, 1994, 2000; А. Н. Леонтьев, 1972, 1977; С. Л. Рубинштейн, 1957, 1973, 1989 и др.), согласно которой профессиональная направленность личности рассматривается как субъектная характеристика, отражающая вектор и интенсивность активности личности в учебно-профессиональной деятельности, в которой сама же и развивается;

— системный подход к анализу профессиональной направленности (Б.Г. Ананьев, 1980; Б. Ф. Ломов, 1969; К. К. Платонов, 1986 и др.), позволяющий утверждать, что профессиональная направленность имеет сложную психологическую структуру;

— принцип детерминации (В.П. Зинченко, 1994; А. А. Ухтомский, 1947; С. Л. Рубинштейн, 1957), устанавливающий зависимость формирования профессиональной направленности от предыдущих или последующих событий в жизни личности студентов;

— принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, 1977; С. Л. Рубинштейн, 1973), с позиций которого о сознании личности мы судим по тому, как она взаимодействует с предметным миром и формирует свой индивидуальный стиль деятельности;

— принцип развития (А.Г. Асмолов, 2002; А. Н. Леонтьев, 1983; В. П. Зинченко, 1994), позволивший исследовать развитие личности и динамику развития профессиональной направленности в условиях получения высшего образования.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Конкретизировано понятие «профессиональная направленность» личности (проявление общей направленности личности, сложный многоплановый процесс, ориентирующий деятельность человека в профессиональном пространстве, придающий этой деятельности устойчивость к внешним факторам, отражающий и обусловливающий мотивы деятельности, цели и отношение к действительности, опосредованное процессом профессионализации). Сущность профессиональной направленности личности проявляется в интересе к профессиональной сфере, отношении к профессиональной деятельности в целом и к конкретной профессии, а также к акту профессионализации, характеру и содержанию профессиональных представлений.

2. Предложена, обоснована и экспериментально подтверждена структура профессиональной направленности личности студентов гуманитарного профиля, состоящая из семи компонентов и предполагающая уровневое развитие: преобразующий (низкий уровень) включаетэмоциональный, когнитивный, поведенческий компонентысоциальный (средний уровень) — мотивационно-потребностный и перспективно-целевойсубъектный уровень (высший) — ценностно-смысловой и духовный компоненты.

3. Проведен анализ структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов гуманитарных профессий. Представлена структурно-функциональная модель профессиональной направленности личности в зависимости от этапа обучения в вузе. Выявлена зависимость динамики уровня профессиональной направленности личности от этапа обучения в вузе, протекающая неравномерно и в каждый отдельный момент гетерохронно.

4. Описаны взаимосвязи структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов-психологов, позволяющие выявить в качестве системообразующего ценностно-смысловой компонент (не зависимо от этапа обучения в вузе).

5. Прослежена динамика профессиональной направленности личности и выявлены особенности ее становления у студентов — психологов различных курсов: на уровне эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов — это образ профессии и Я-профессионалана уровне мотивационно-потребностного и перспективно-целевого компонентов — это цели и способность к целеполаганиюна высшем уровне ценностно-смыслового и духовного компонентов — ценностное отношение к профессии.

6. Определены особенности структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов гуманитарного и технического профилей, проявляющиеся в нацеленности на утилитарные ценности у студентов технического профиля, которые они реализовывают в рамках приобретаемой профессии. Установлено, что профессиональная направленность личности полонеспецифична.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2001 по 2008 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2001;2002 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблемеуточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования, составлялся план эмпирического исследования.

На втором этапе (2002—2007 гг.) организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению структурных компонентов и динамики профессиональной направленности личностипроверялись экспериментальные гипотезыпроводился количественный и качественный анализ результатов и их интерпретация.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования. Этот период был связан с оформлением диссертации, её обсуждением, определением перспективных направлений дальнейшего исследования проблемы.

Базой исследования явился Новосибирский государственный педагогический университет. Выборка представлена студентами факультета психологии и факультета психологии, педагогики детства в период обучения на 1-м- 3-м и 5-м курсах — всего 122 студента (педагоги-психологи) и студентами факультета технологии и предпринимательства в период обучения на 5-м курсе (всего обследовано 189 человек: 107 девушек и 82 юноши).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: 1) теоретические методы, включающие анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблеме, концептуальный анализ ранее проведенных исследований (сравнение, обобщение и интерпретация научных данных) — 2) эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование, лонгитюдный метод) — 3) математические методы статистической обработки данных: корреляционный анализ rsСпирмена, факторный анализ (varimax-raw), оценка сдвига показателей Gкритерий знаков, оценка достоверности различий показателей критерий UМанна-Уитниматематическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием компьютерной программы Statistica 6.0.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты углубляют и расширяют знания о структурных компонентах и динамике профессиональной направленности личности в студенческом возрасте, а также об особенностях становления профессиональной направленности личности, связанной с двумя тенденциями. Во-первых, вхождение в профессиональную общность способствует конструированию у субъекта труда особенностей, которые являются общезначимыми для выполнения данной профессии, а, во-вторых, -происходит процесс индивидуализации профессиональной направленности личности, характерный для конкретного субъекта профессиональной деятельности.

Проанализированы описанные в литературе подходы к становлению профессиональной направленности личности. Выделен наиболее перспективный, с точки зрения автора, подход, выделяющий в основе процесса становления профессиональной направленности личности тенденции на осмысление своей будущей профессии и себя в ней, возникновение определенного отношения к своему труду, готовности к активной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере и стремление к совершенствованию в ней.

В работе расширяются знания об условиях, влияющих на становление профессиональной направленности, и категориях, лежащих в основе ее динамики и оценки, что существенно обогащает данные о процессе становления профессиональной направленности в студенческом возрасте.

Данные о различиях в содержании структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов на разных этапах обучения и у представителей разных профессий вносят существенный вклад в общую психологию и психологию личности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в деятельности непосредственно связанной с совершенствованием профессиональной подготовки будущих психологов. Полученные экспериментальные данные об особенностях структурных компонентов и динамике профессиональной направленности личности студентов — психологов на разных этапах обучения в вузе применяются в организации учебно — воспитательного процесса в вузе, при разработке семинаров, спецкурсов и практических занятий. Результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, могут быть использованы в целях более эффективного становления профессиональной направленности личности студентов. Предложенная теоретико-динамическая модель профессиональной направленности личности студентов может быть использована для создания системы личностно-ориентированной подготовки психологов всех специальностей, для проведения профотбора по кафедре специализации. Данные о статусе профессиональной направленности студентов могут существенно помочь психологам, педагогам и родителям в создании условий для её положительной динамики и коррекции трудностей в отношении выбранной профессии.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, организацией исследования, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам исследования, значительной опытно-экспериментальной базой, использованием математического аппарата для анализа полученных эмпирических данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах и заседании кафедры психологии личности и специальной психологии НГПУ, научно-практических конференциях: на V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании» (17—18 ноября 2005 г.) в г. Новосибирскена VI Международной научной конференции (2−3 марта 2006 г.): «Наука и образование» в г. Беловона конференции в рамках Всекузбасской выставки-ярмарки «Современное образование. Карьера. Занятость" — «Медико-психологические и социальные проблемы здоровья школьников и студенческой молодежи» (11−12 апреля 2006 г.) в г. Новокузнецкена Международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (25−27 октября 2006 г.) в г. Новосибирскена II Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современной молодежи» (18−22 апреля 2007) в г. Новосибирскена III Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» (22−26 апреля 2008) в г. Новосибирске.

Результаты исследования освещены в 11 публикациях и активно используются в работе со студентами Новосибирского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная направленность как проявление общей направленности личности представляет собой сложный многоплановый процесс, в котором она выступает системообразующим свойством, ориентирующим деятельность человека в профессиональном пространстве, придающим этой деятельности устойчивость к внешним факторам, отражающим и обусловливающим мотивы деятельности, цели и отношение к действительности, опосредованное процессом профессионализации.

2. В структуру профессиональной направленности личности студентов входят эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационно-потребностный, перспективно-целевой, духовный и ценностно-смысловой (как системообразующий) компоненты. Профессиональная направленность личности студентов имеет три иерархических уровня: к преобразующему (низшему) относятся эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонентык социальному (среднему) — мотивационно-потребностный и перспективно-целевойк субъектному (высшему) — ценностно-смысловой и духовный компоненты.

3. Структурно-функциональная модель профессиональной направленности личности студентов-психологов обладает качественными особенностями: системообразующее ядро, оказывает максимальное влияние на уровень ее развития и включает в себя профессиональную и общественную жизнь, творческое саморазвитие, достижение социального статуса, индивидуальность, обеспечивающие высокий уровень развития объекта профессионализации (изучаемой специальности).

4. Динамика профессиональной направленности личности студентов проявляется в изменении содержательных характеристик структурных компонентовимеет гетерохронный характеропределяется эмоциональным предвосхищением результатов будущего и удовлетворенностью вузовской подготовкой.

5. Наиболее интенсивным периодом становления профессиональной направленности личности студентов является пятый год обучения в вузе. Именно в этот период происходит формирование субъективной модели профессиональной направленности, представленной четкой структурой взаимосвязей системообразующего — ценностно-смыслового ядра с периферическими (духовным, перспективно-целевым, эмоциональным и мотивационно-потребностным) компонентами.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения. Библиография включает 205 наименований литературных источников. Общий объём диссертации составляет 213 страниц. Работа содержит 18 таблиц, 4 диаграммы, 16 графиков, 42 рисунка, 36 приложений.

Выводы по третьей главе:

1. Определены и описаны особенности структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов-психологов, обследованных на различных этапах обучения в вузе (1-м, 3-м и 5-м курсах). Выделены центральные элементы структуры профессиональной направленности личности на каждом этапе профессионализации, отражающие эмоциональную увлеченность профессиональной деятельностью студентов первого курса, переходящую в оформление основных знаний о себе и профессиональной деятельности у студентов третьего года обучения. У студентов пятикурсников происходит переосмысление отношения к профессии за счет оформления основных мотивационно-потребностных образований, связанных с получаемой профессией.

2. Установлено, что наиболее важным этапом формирования структуры профессиональной направленности личности является пятый курс обучения.

Многомерная структура профессиональной направленности личности содержит структурные компоненты более высокого уровня развития, состоящие из системообразующего — ценностно-смыслового и периферических (духовного, перспективно-целевого, мотивационно-потребностного и эмоционального) компонентов. В связи с этим, психологические образования, локализованные в «ядре» субъективной модели профессиональной направленности, являются основной мишенью личностно-ориентированного процесса обучения.

3. Структурно-функциональная модель профессиональной направленности личности пятикурсников является устойчивой, относящейся к высокому уровню развития, в связи с присутствием в ней мотивационно-потребностного компонента, способствующего формированию саморазвития средствами профессиональной деятельности. Системообразующим f компонентом выступает ценностно-смысловой, представленный наибольшим числом составляющих, которые отражают место профессии в иерархии жизненных смыслов и ценностей человека. Перспективно-целевой компонент в данной модели характеризует осмысление субъектом профессионализации результатов образования и перспектив дальнейшей профессионализации. Духовный компонент отражает способность субъекта профессионализации осознавать содержание своей профессиональной деятельности преобразовывать деятельность и себя в ней, искать свой индивидуальный путь в профессии, формировать ценностное отношение к профессии.

4. Содержание и динамика структурных компонентов профессиональной направленности личности студентов могут быть проанализированы, исходя из состава содержательных характеристик, отражающих устойчивую направленность на профессиональное саморазвитие, достижение в профессиональной и общественной жизни, творческую активность, установление тесных социальных контактов. Динамика профессиональной направленности может быть охарактеризована как движение от эмоциональной увлеченности профессией к четким знаниям о себе и профессиональной деятельности через оформление основных мотивационно-потребностных образований, связанных с изучаемой профессией к формированию ценностно-смыслового ядра, связанного с престижем профессии, профессиональным саморазвитием, достижениями в профессиональной и общественной жизни.

5. Существуют значимые различия в динамике профессиональной направленности студентов 1-го, 3-го и 5-го курсов. В период с 1-го по 3-й курс снижаются показатели, характеризующие компоненты профессиональной направленности на данном этапе обучения. Романтическое отношение к профессии сменяется акцентом на реальную оценку будущей деятельности, что приводит к снижению направленности на данную профессию. На этапе обучения с 3-го по 5-й курс повышается значимость внутренней мотивации, усиливается побуждение к самореализации и формируется личностное отношение к профессии, что способствует положительной динамике профессиональной направленности личности.

6. Специфика профессионализации студентов технического профиля, в отличие от студентов-психологов, заключается в нацеленности на утилитарные ценности, которые они могут реализовать в рамках приобретаемой профессии.

7. Выявлено, что профессиональная направленность полонеспецифична, значимых различий составляющих ценностно-смыслового компонента, который является системообразующим в структуре профессиональной направленности студентов мужского и женского пола не выявлено, что подтверждено критерием U — Манна-Уитни. Значимые различия по показателям составляющих были получены только в эмоциональном компоненте, что является естественным для девушек и юношей. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование особенностей структурных компонентов и динамики профессиональной направленности личности студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе продиктовано запросами современного образования, испытывающего определенные трудности в подготовке специалистов данного профиля.

Целью нашей работы явилось выявление и теоретическое обоснование структурных компонентов и динамики профессиональной направленности личности. В качестве объекта исследования выступила профессиональная направленность личности, предметом — особенности структурных компонентов и динамика проявлений профессиональной направленности личности.

Проведенный анализ имеющейся литературы по рассматриваемой проблематике обнаружил недостаточную разработанность теоретических моделей профессиональной направленности личности с позиций субъектнодеятельностного и системного подходов. Существующие модели профессиональной направленности личности, на наш взгляд, не отражают ряд важных проблем, в том числе управления профессиональным становлением личности, создания условий, обеспечивающих активность субъекта профессионализации, в связи, с чем мы поставили задачу разработать теоретико-динамическую модель профессиональной направленности личности, пригодную для операционализации в практике высшего профессионального образования.

Переход к профессиональному обучению становится этапом оформления профессиональной направленности как личностного новообразования. Становление профессиональной направленности в данный период связано с тем, что создаются условия для усвоения специфического профессионального содержания деятельностипродуктивного общения с профессионаламиосуществления реальных действий в профессиональном пространствеединство репродукции и творчества, экстериоризации и интериоризации. Адекватная профессиональная направленность является условием успешной профессионализации и ее результатом.

Таким образом, результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ позволил уточнить определение профессиональной направленности как проявления общей направленности личности, сложного многопланового процесса, ориентирующего деятельность личности в профессиональном пространстве, придающий этой деятельности устойчивость к внешним факторам, отражающий и обусловливающий мотивы деятельности, цели и отношение к действительности, опосредованное процессом профессионализации.

2. Определены структурно-уровневые характеристики профессиональной направленности личности. Структура профессиональной направленности состоит из семи компонентов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи: эмоционального, когнитивного, поведенческого, мотивационно-потребностного, перспективно-целевого, ценностно-смыслового и духовного. Особенности уровневых характеристик проявляются в том, что преобразующий (низкий уровень) включает в себя эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонентысоциальный (средний уровень) — мотивационно-потребностный и перспективно-целевойсубъектный уровень (высший) — ценностно-смысловой и духовный компоненты.

3. Специфика и уровень развития разработанной в исследовании структурно-функциональной модели профессиональной направленности личности зависит от включения в неё субординационно более значимых компонентов при системообразующей роли ценностно-смыслового.

4. Установлены интеркорреляционные зависимости составляющих структурные компоненты профессиональной направленности личности, позволяющие выделить ценностно-смысловой компонент как системообразующий в структуре профессиональной направленности, представленный максимальным числом взаимосвязей.

5. Выявлена специфика проявлений профессиональной направленности личности в зависимости от возраста.

6. Доказана полонеспецифичность профессиональной направленности студентов.

7. Динамика профессиональной направленности личности заключается в актуализации профессиональной направленности посредством изменения ее уровня и содержательных характеристик каждого компонента ее структуры.

8. Динамика профессиональной направленности личности определяется фактором возраста и характеризуется неравномерностью и гетерохронностью, проявляющейся в том, что с переходом на новый уровень развития личности изменяется иерархия и степень выраженности структурно-содержательных характеристик профессиональной направленности.

Разработанная нами структура профессиональной направленности личности нашла свое экспериментальное подтверждение в ходе реализации эмпирической части исследования. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение частично, так как в ходе экспериментальной части исследования было выявлено, что профессиональная направленность полонеспецифична. Подтвердилась гипотеза о структуре профессиональной направленности, ее динамике, различиях в содержательных характеристиках структурных компонентов в зависимости от этапа и профиля обучения в вузе. Вывод о сущности профессиональной направленности личности психолога можно сформулировать следующим образом: высокий уровень профессиональной направленности личности обеспечивается при условии отношения субъекта к профессии не как к средству, а как ценности, а так же при стремлении к творческому саморазвитию и проявлению индивидуальности.

Полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования результаты могут быть использованы в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов на всех этапах обучения. Так, на этапе поступления в вуз с целью предупреждения учебной дезадаптации целесообразно проводить психологическую диагностику особенностей профессиональной направленности личности абитуриентов по предложенным в данной работе методикам. Полученные результаты могут быть включены в мониторинг процесса профессионализации студентов, который следует проводить на протяжении всего периода обучения в вузе. Полученные в ходе мониторинга данные об особенностях профессиональной направленности студентов позволят влиять на ее становление, уменьшить отсев студентов и повысить их академическую успеваемость.

Разработанная нами теоретико-динамическая модель профессиональной направленности студентов может быть использована как личностная составляющая общей модели специалиста психолога.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в изучение интегральных личностных компонентов профессионализации личности.

Перспективами направлениями научных исследований могут стать выявление и систематизация психо-социальных факторов, влияющих на формирование профессиональной направленности личности, исследование возможностей эффективного сопровождения личности в процессе становления профессиональной направленности, разработка технологий и способов ее формирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта / К.А. Абульханова-Славская. — Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. — 108с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская М.: Мысль, 1991. — 299с.
  3. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности жизни / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1983.-Т.4-№ 1.-С. 14−29
  4. , Н.А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С.74−83.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т./ Б.Г. Ананьев-М.: Педагогика, 1980. Т.2. — 282с.
  6. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев М.: Педагогика, 1977. — 349с.
  7. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416с.
  8. , Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю. А Афонькина. Мурманск: МГПИ, 2001.-280с.
  9. Д.П. Учебные и профессиональные интересы восьмиклассников с различными особенностями познавательных процессов // Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С.61−67
  10. , Дж. Карьера: способности и выбор: Тесты. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 208с.
  11. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Просвещение. 1979. -408с.
  12. , И.Э. Структура личности (методологический анализ) / И.Э. Бекешева-Киев: «Наука думка», 1986. — 132с.
  13. , А.Н. Биомеханика и физиология движения / А. Н. Бернштейн. — М.: Наука, 1977. 127с.
  14. , P.M. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. (Практическая психология в образовании). Издание второе исправленное. М.: Совершенство, 1998. — 298с.
  15. , Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь / М.: «Менеджер», Роспедагенство. 1994. — 60с.
  16. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия ее достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинта, 1998. — 168с.
  17. , В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 511с.
  18. , Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. -М.: «Педагогика», 1972. 352с.
  19. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. — 400с.
  20. , Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности // Методологические проблемы формирования и развития личности. М.: Педагогика, 1981. — С.45−51
  21. Большой психологический словарь. Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1997. 800с.
  22. , Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1991.-303с.
  23. , Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестник МГУ, Серия 14, Психология. 2000. № 1. С.56−62
  24. , А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. — 108с.
  25. , С.И. Роль самооценки личности в обоснованном выборе профессии // Школа и производство. 1988. — № 4. — С. 17—18
  26. В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение / В. И. Верхонин. М.: ТЦ Сфера, 1992. — 70с.
  27. , В.К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. 142с.
  28. , А.Н., Опросник профессиональных предпочтений. Руководство / А. Н. Воробьев, И. Г Сенин, В. И. Чирков Ярославль, 1993. -52с.
  29. Выготский, J1.C. Психология искусства / JTC. Выготский. М.: Педагогика, 1987.-341с.
  30. О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации деятельности студентов в системе многоуровневого образования: Автореф. дис. канд. псих. наук. Казань, 2000. — 23с.
  31. , М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г. Г. Горелова, J1.M. Орлова — М.: педагог, общество России, 1999. 272с.
  32. , Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1996. — 336с.
  33. JI.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. д-ра психол.н. СПб., 1996. -46с.
  34. Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−113.
  35. , Д.А. Мотивация выбора профессии психолога: дис.канд. психол. наук. — Краснодар, 2003. 218с.
  36. , В.В. Личности надо «выделяться» / В. В. Давыдов // С чего начинается личность. — М.: Педагогика, 1979. С. 111.
  37. М.В. Педагогическая психология / М. В. Демиденко А.И. Клюева. М.: ЧеРо, 2004. — 144с.
  38. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А. А. Деркач. М.: РАГС, 2000. — 536с.
  39. , А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. М.: Изд. Московского психолого — социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752с.
  40. А. О соотношении интересов учащихся с особенностями их памяти и мышления // Новые исследования в психологии. 1978.-№ 2.-С. 19−23
  41. .И. Структура и динамика мотивов деятельности.// Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С.126−130
  42. , Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии, 1985, № 5. С.36−45
  43. , Б.И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов. М.: Просвещение, 1978. — 213с.
  44. , А.И., Профессиональные представления студентов психологов / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова, // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42−49.
  45. , Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 1972.-№ 2. С.25−37
  46. , Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студента / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование, 2004. № 2.-С.82−85.
  47. , М.И., Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Мн.: Изд-во БГУ, 1976. — 176с.
  48. , Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ / Н. В. Елфимова // Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 162−168
  49. , Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 1998. № 4. -С.80−87
  50. , Е.Г. Особенности формирования самосознания на различных стадиях профессионального обучения: Автореф. дис.канд.псих.н. Томск, 2000. — 20с.
  51. , Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский //Вопросы психологии, 1989. № 6. С. 100−108
  52. , Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни / Д. Н. Завалишина // Психолого-педагогические аспекты смысла жизни / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М., 1997. — С.72−81
  53. , А.В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец: В 2 т. Т 1. М.: Наука, 1986. 330с.
  54. , Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд., перераб., доп./ Э. Ф. Зеер — М.: Академический Проспект- Фонд «Мир», 2006. 336с.
  55. , Э.Ф. Психология профессиональный диструкций: Учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. -240с.
  56. , А. Модели группового поведения в системе «человек-машина» с учетом психосоциальных и производственных факторов/ А. Зигель, Дж.Вольф. М.: Наука, 1973. — 234с.
  57. , В.П. Человек развивающийся: Очерки русской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304с.
  58. , С.П. Психология художественного действия субъекта / С. П. Иванов. М.: Издательство Мосовского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 640с.
  59. , Е.М. Психология изучения человека в трудовой деятельности / Е. М. Иванова. М.: ЧеРо, 1992. — 94с.
  60. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПБ.: Питер, 2004. — 509с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  61. , С.Б. Мотивация труда / С. Б. Каверин. М.: ЧеРо, 1998. — 224с.
  62. , В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие / В. Н. Карандашев. СПб.: Питер, 2006. — 250с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  63. , В.Г. Педагогические основы самосознания учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук Казань, 1996. — 32с.
  64. , Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 199с.
  65. , Е.А. Введение в психологию труда. Учебник / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт- ЮНИТИ. — 1998. — 193с.
  66. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1996. — 512с.
  67. , Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304с.
  68. , Е.А. Психология: учебник для средней школы / Е. А. Климов М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 287с.
  69. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев — М.: «Просвещение», 1969.-391с.
  70. , А.Г. Психологические особенности человека / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. В 2-х т. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1960. — Т. 2. Способности. — 304с.
  71. , Г. Ю. Формирование диагностических умений будущих педагогов специального образования в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 26с.
  72. , Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Дисс.канд. психол.наук. Л.: ЛГУ, 1983. — 265с.
  73. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Наука, 1989.-256с.
  74. , Л.Л. Психологические вопросы профессиональной ориентации // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 158−164
  75. , Ц.П. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, Е. Н. Загоруйко. -Новосибирск: Издательство НГПУ, 2007. 472с.
  76. , М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде / М. А. Котик // Вопросы психологии. 1988. № 6.-С.81 -92.
  77. , Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас, — М.: Академический проект, 1999. 240с.
  78. , В.А. Очерки психологии старшего школьника / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. М.: Просвещение, 1963. — 198с.
  79. , Т.В., Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю Шегурова.// Вопросы психологии, 1983. № 2. С.51−59.
  80. , И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения. Дис.канд.психол.наук. — М. — 2000.- 141с.
  81. , Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности, Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 138с.
  82. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк. 1990.- 119с.
  83. , О.Г. К вопросу профессиональных качеств личности психолога-практика / Под ред. Кукосяна О. Г. Вып.З. Краснодар, 1997. 205с.
  84. , Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности (на примере студентов-психологов). — Дис.канд.психол.наук. Новосибирск, 2005. — 243с.
  85. , Т.Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис.канд.психол. наук: 19.00.07 /Т.Б. Курбацкая. Казань. 1997. -18с.
  86. , А.Ф. Избранные труды по общей психологии / А. Ф. Лазурский. СПб., Алетейя, 2001. — 192 с.
  87. , Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: «Просвещение», 1963.-424с.
  88. , Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. М.: «Просвещение», 1969. — 434с.
  89. , Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Ю. Г. Рычкова и И.В. Равич-Щербо. М.: Издательская группа «Прогресс». — 208с.
  90. , Н.С. К проблеме сензитивных периодов в психологическом развитии человека / Н. С. Лейтес // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 196−211
  91. , Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. -М.: «Смысл». 1993. — 378с.
  92. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Д. А. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  93. , А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / А. Н. Леонтьев // Избр. психол. произв.: В 2 т. М.: Политиздат, 1983. — Т.1. -218с.
  94. , А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / А. Н. Леонтьев. М.: «Смысл», 1994. — 288с.
  95. , Д.А. Тест смысложихненных ориентаций (СЖО) / -М.: «Смысл», 1992. 16с.
  96. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: «Смысл», 2003, 2-е испр. изд. — 487с.
  97. , Л.А. Направленность //Психология личности: Словарь-справочник / Под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. К.: «Рута», 2001.-320с.
  98. , Б.Ф. Личность в системе общественных отношений / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1997. — 300с.
  99. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350с.
  100. , В.В. Образ Я как детерминанта профессионального роста студентов: Автореф. дис.канд. психол. наук. — Ставрополь, 2000. -25с.
  101. , В.Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. 5-е издание СПб.: Лидер, 2007. — 192с.
  102. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312с.
  103. , B.C. Личность как предмет психологического исследования / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1988. — 79с.
  104. , Б.Г. Направленность личности // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672с.
  105. , В.Э. Диагностика мотивационной структуры личности / Фетискин, Н.П., Козлов В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490с.
  106. Р.К. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. — 1990. № 1. — С.77−86
  107. , Т.Л. Самосознание профессионала / Т. Л. Миронова. -Улан-Удэ, 1999.-200с.
  108. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. № 4. — С.28−39
  109. , Л.М. Психологические аспекты труда учителя / Л. М. Митина. Тула, 1991. — 178с.
  110. , Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости труда учителя / Л. М. Митина. М.: Наука, 1992. — 72с.
  111. , Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя / Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова // Вопросы психологии. 1998. № 3. — С.3−16.
  112. , Л.М. Формирование профессионального самосознания педагога / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1990. № 3. — С.58−64.
  113. , В.М. Человек, мораль, воспитание / В. М. Момов. — М.: Наука, 1975.- 120с.
  114. , А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1977. — 64с.
  115. , Р.В. Метод «веера профессий» в профориентации // Вопросы психологии, 1985, № 5. С. 73−74.
  116. , B.C. Детская психология / B.C. Мухина. М.: Академия — 1985.-352с.
  117. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: Академия. — 1999. — 456с.
  118. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения, как проблеме общей и специальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: Тезисы симп. — JL, 1970. 9с.
  119. , В.Н. О связи склонностей и способностей / Склонности и способности. Под ред. В. Н. Мясищева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1962.- 125с.
  120. , В.Н. Структура личности и отношения человека и действительности. / В. Н. Мясищев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. — 10с.
  121. , Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.
  122. , Е.М. Направленность личности и методы её исследования / Е. М. Никиреев Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.- 192с.
  123. , Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. Л., ЛГУ, 1989. — 192с.
  124. , М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков: Изучение мотивации поведения детей и подростков / М. С. Неймарк // Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: «Педагогика», 1972. — 352с. — С. 112−146.
  125. , Р.В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. М.: «Академия», 2003. — 446с.
  126. А.Б. Развитие склонности и «временная перспектива» личности / А. Б. Орлов // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Наука. — 1978. — 284с.
  127. , В.П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы / В. П. Парамзин. — Новосибирск, НГПИ, 1987.- 153с.
  128. , А.В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошеский М.: ИНФРА-М, 1998. — 516с.
  129. , А.В. Категориальная система психологии / А. В. Петровский, В. А Петровский // Вопросы психологии. М.: 2000. № 5. -С.13−17
  130. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Просвящение, 1986. 254с.
  131. , К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. М.: «Мысль», 1972. — 127с.
  132. , К.К. Психология человека / К. К. Платонов. СПб.: Питер, 2000.- 140с.
  133. Платонов, К.К.,. Психология. Учеб. Пособие / К. К. Платонов, Г. Г. Голубеев. — М.: «Высшая школа», 1977. -247с.
  134. , А.А. Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств: Автореф. дис.канд. педагог, наук: 13.00.08 /А.А. Подлеснов. Краснодар, 2004. — 24с.
  135. , В.А. Психология духовности профессионала / В. А. Пономаренко. М.: ЧеРо, 1997. — 289с.
  136. , И.М. Сознание и трудовая деятельность (ценностный аспект сознания, вербальное и практическое поведение в сфере труда) / И. М. Попова. Киев- Одесса- РУТА, 1985. — 188с.
  137. , JI.B. Развитие мотивационно-смысловой сферы студентов педвуза в процессе педагогической практики: Автореф. дисс.канд. психол. наук. -М., 1995. -23с.
  138. Практическая психодиагностика / Ред. и сост. Д. Я. Райгородский Самара: БАХРАХ-М, 2000. 627с.
  139. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -480с.
  140. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998.- 181с.
  141. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 585с.
  142. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М. 1987. — 240с.
  143. , П.И. Интересы младших школьников / П. И. Размыслов // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. -М: Наука, 1960.-41с.
  144. Разорила, Л. М. Соотношение мотивации и представлений студентов университета о будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 43с.
  145. , К.А. О психологии ученого и, в частности, ученого психолога / К. А. Рамуль // Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 126−135
  146. , А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией / А. А. Реан // Вопросы психологии. -№ 1.- 1988.-С.83−88.
  147. , Н.И. Психология личности / Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во Университета дружбы народов. — 1987. — 198с.
  148. , К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К. Роджерс. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.-464с.
  149. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М.: Прогресс — Универс., 1994. — 235с.
  150. , C.JI. Бытие и сознание / C.JI. Рубинштейн. М: Просвещение, 1957.-348с.
  151. , C.JI. Основы Общей психологии / C.JI. Рубинштейн. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. 720с. (Серия «Мастера психологии»).
  152. , C.JI. Проблемы общей психологии. В 2-х т. Т 2 / C.JI. Рубинштейн-М.: «Педагогика», 1989. 239с.
  153. , C.JI. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн -М.: Наука, 1998.- 142с.
  154. , Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении / Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 1990. № 1. — С. 63−77.
  155. , В.И. Психологический аспект самоопределения личности / В. И. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. 1984. -Т5. № 1. — 65−73с.
  156. , А.П. Профессиональная направленность личности: (Теория и практика воспитания) / А. П. Сетешев. Алма-Ата: Наука, 1990. -336с.
  157. , И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) / И. Г. Сенин Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. — 19с.
  158. , А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф. дис.канд. психол. наук. Иркутск, 1996. -25с.
  159. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350с.
  160. , В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, — М.: Школа-пресс, 1995. 365с.
  161. , А.А. Психология ребенка и подростка / А. А. Смирнов // Избр. психол. труды.: В 2тт. М.: Мысль, 1987. — Т1. -278с.
  162. , А.А. О психологической подготовке к труду / А. А. Смирнов // Избр. псих, труды.: В 2тт. М.: Мысль, 1987. — Т.1 — 172с.
  163. , С.А. Философия. Образование. Культура./ С. А. Смирнов. Новосибирск: НГПИ- МПО «Потенциал» образовательный центр, 1990. — 166с.
  164. , JI.H. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе / Л. Н. Собчик СПб.: Речь, 2002 — 72с.
  165. , Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. М.: Российское педагогическое агенство. — 1997. — 34с.
  166. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. Ред. С. Т. Посоховой. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 671с.
  167. В.И. Профориентация: вопросы теории и практики // Школа и производство. 1988. № 10. — С. 10−14
  168. , Б.М. Избранные труды / Б. М. Тегаюв: — М.: Наука, 1985, в 2 т.-Т 2.-328с.
  169. , И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практического психолога на этапе обучения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 2000. — 26с.
  170. , O.K. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: «Наука», 1977. — 259с.
  171. , Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное образование юношеского возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1983.- 16с.
  172. , Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей / Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. — 1984. № 3. — 52с.
  173. , Н.Н. Юношеский возраст / Н. Н. Толстых // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, -СПб.:прайм ЕВРОЗНАК, 2003. — 672с.
  174. Д.Н. Основы экспериментальной психологии / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1925. — 468с.
  175. З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социального общества // Личности и ее ценностные ориентации: Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР. 1969. № 25/40. -85с.
  176. , Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. — М., Воронеж, 1994. 147с.
  177. , Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т. А. Флоренская. М.: Владос, 2001. — 234с.
  178. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: «Прогресс», 1990, — 368с.
  179. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989. — 448с.
  180. , В.Л. Активность (характеристики и активность) / В. Л. Хайкин М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. — 448с.
  181. Т.Л. Методика преподавания психологии: технология интенсивного образования: Учебное пособие / Т. Л. Чепель. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 425с.
  182. , Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности / Э. С. Чугунова // Психологический журнал, 1985, том 6, № 4. С.73−86.
  183. , В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В. Э Чудновский // Психологический журнал, 1993, том 14, № 5.-С. 3−12.
  184. , В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / Чудновский, В. Э // Вопросы психологии, 2003, № 3. С. 314.
  185. , П.А. Психология профессионального самоопределения / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 96с.
  186. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Мысль, 1982. -280с.
  187. , А.О. Развитие профессионального самосознания практических психологов образования в процессе обучения в вузе: Автор. Дис. Канд. псих. Наук. Ставрополь, 2000. — 25с.
  188. , Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтор, А. А. Пузырея. М.: 1982.-232с.
  189. , Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. М.: Наука, 1979. — 152с.
  190. , Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Изд-во НПО «МОДЭК». — 1985. — 411с.
  191. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: ИГ «Прогресс», 1996. — 352с.
  192. , A.M. Психология практическая и академическая: Расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания / A.M. Эткинд // Вопросы психологии, 1987. № 6. С.20−30
  193. Юнг, К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. М. ИГ «Прогресс», 1994.-255с.
  194. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. Л.: НПРО, 1979. — 47с.
  195. , В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие / В. А. Якунин М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд. корпорация «Логос», 1994. — 156с.
  196. , М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. дис.канд. психол. наук. Иркутск, 1995. — 25с.
  197. Borkenau, P. Traits as ideal-based and goal derived categories / P. Borkenau // Journal of personality and social psychology. — 1990. — 58p.
  198. Pascarella, E.T. How college Affects: A Third Decade of Research, Volume 2 / E.T. Pascarella Wiley, 2005. — 848p.
  199. Pascarella, E.T. Student’s affective development within the college environment / E.T. Pascarella // Journal of higher education. 1985. — Vel. 56. — p. 640−663.
  200. Ritzer, G. Contemporaru sociological theory and its classical roots: the basics / G. Ritzer. Graw — Hill, 2006. — 336p.
  201. Wylie, R. The Self-concept / R. Wylie. V. l-2. Lincoln, 1979.434p.
  202. Walsh, W.D. Handbook of Vocational Psychology / W.D. Walsh. S.H. Osipow (Eds.). -N. Jersey- L. 1983. V. 1.
Заполнить форму текущей работой