Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий уровень — профессионально — репродуктивный в стандартных ситуациях: низкая направленность на будущую профессию, доминирование внешних мотивов учебной деятельности над внутренними (аксиологическая подсистема) — уровень информированности ниже среднего, уровень образовательный, недостаточный для выполнения сложных, требующих хорошей теоретической и практической подготовки заданий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе как предмет теоретического исследования
    • 1. 2. Проектирование формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе
    • 1. 3. Педагогические условия формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Общая характеристика осуществления опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Методика формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе
    • 2. 3. Оценка результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития образовательного пространства, характеризующегося интеграционными процессами, доминированием гуманистической парадигмы в педагогической теории и практике, повышающейся социальной и академической мобильностью субъектов образования, узкопрофессиональная подготовка уже не отвечает требованиям времени, и, как следствие, важным компонентом высшего профессионального образования становится личная культура выпускника. Высшее образование ставит своей задачей не только профессиональную подготовку специалиста, но и повышение общего уровня культуры выпускника вуза. Процессы глобальной интеграции в сфере образования диктуют новые требования к выпускнику вуза, который должен быть готов решать не только профессиональные задачи, но и быть способным вести эффективный диалог, продуктивно взаимодействовать в поликультурном, полилингвальном обществе.

Основное противоречие между сложившейся системой образования и возникшим социальным заказом заключается в том, что не определены пути, методы и средства перехода образования как суммы информации к образованию как особой культурной деятельности, т. е. перехода от гносеологического потенциала образования к его культуротворческому потенциалу.

В законе РФ «Об Образовании» целью высшего образования определяется «формирование человека и гражданина, духовно-нравственной личности» (статья 14.2). Культура признается решающим фактором развития профессионально-личностных качеств, духовно-нравственного облика специалиста любого профиля, а содержание образования должно обеспечить «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры» (статья 14.1). Особую актуальность приобретают вопросы формирования психолого-педагогической культуры специалиста как подсистемы его общей и профессиональной культуры. Данную проблему решали многие ученые.

А.В.Барабанщиков, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и другие учёные изучали сущность психолого-педагогической культуры.

З.Ф.Абросимова, Б. С. Гершунский, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, A.A. Деркач, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. А. Петровский изучали проблемы взаимосвязи общей, профессионально-педагогической и психолого-педагогической культур.

E.H. Гришина, Т. Е. Егорова, JI.C. Колмогорова, О. И. Мотков, Ф. Ш. Мухаметзянова, H.H. Обозов, Т. Н. Селезнева и другие рассматривали психологическую культуру с различных методологических подходов и точек зрения на ее компонентный состав.

К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Бодалевым, А. А. Деркачом, Е. А. Климовым и др. разработана концепция психологической культуры как базовой составляющей профессионально-педагогической культуры будущего специалиста.

Педагогическую культуру исследовали В. И. Андреев, С. И. Архангельский, A.B. Барабанщиков, В. Б. Бенин, E.H. Богданов, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в основном исследования и работы в данном направлении посвящены проблемам психолого-педагогической культуры специалиста в сфере образования.

К сожалению, следует отметить недостаточность разработанности проблемы психолого-педагогической культуры студентов в высшем учебном заведении как задачи повышения качества высшего профессионального образования, которое проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников на рынке труда.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов, определяющих требования к содержанию высшего образования были выявлены следующие противоречия между: — социальным заказом общества на специалистов с высоким уровнем психолого-педагогической культуры как важной составляющей профессиональной культуры и реальным уровнем психолого-педагогической культуры студентовобъективной потребностью формирования психолого-педагогической культуры студентов, большим потенциалом процесса ее формирования в вузе и недостаточной разработанностью методологических, содержательных и технологических основ развития исследуемого процессапостоянно растущим потенциалом педагогических технологий, направленных на повышение качества высшего профессионального образования, и их ограниченным применением для формирования высокого уровня психолого-педагогической культуры в системе профессиональной культуры будущего специалиста.

Выявленные противоречия определили выбор темы диссертационного исследования: формирование психолого-педагогической культуры студентов в вузе.

Цель исследования состоит в обосновании, разработке и экспериментальной проверке, модели формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в вузе.

Предмет исследования: содержание и процесс формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута гипотеза: процесс формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе будет эффективным если: определены сущность и структура психолого-педагогической культуры студентовразработана и реализована модель формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузевыявлены и апробированы педагогические условия, способствующие оптимальному развитию психолого-педагогической культуры у студентов в вузе;

— разработана методика формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе;

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования психолого-педагогической культуры в профессиональной школе.

2. Определить сущность и структуру психолого-педагогической культуры студентов в вузе с позиций различных методологических подходов.

3. Разработать, научно обосновать и апробировать модель формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе.

4. Определить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе.

5. Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность предлагаемой модели формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический, методологический анализ и синтез научных источников, позволяющий системно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в профессиональном образованиисравнительный историко-педагогический анализ отечественной и зарубежной научной, методической литературы, позволяющий выявить тенденции современного образованиясистемно-структурный метод, метод моделирования, используемые при создании модели формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузепедагогическое проектирование, применяемое при разработке моделиметод экспертных оценокнаблюдение, анкетирование, тестирование, применяемые для диагностики уровня сформированности психолого-педагогической культуры у студентовэмпирические методы, включающие в себя констатирующий, формирующий эксперименты, педагогический мониторинг.

Теоретике — методологическую основу исследования составили научные труды в области психологии и педагогики: теоретические основы профессионального образования и профессиональной подготовки (Ю.К. Бабанский, Э. Ф. Зеер, С. М. Маркова, К.Я. Ва-зина, К. А. Романова и др.) — психологическая теория деятельности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) — теории образования и обучения, оптимизации учебного процесса и применения педагогических технологий (В.П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, Л. Я. Зорина, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Н.Ф. Талызина) — ведущие идеи системного подхода (A.A. Богданов, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Ф. Ф. Королев, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.) — синергетического подхода (Г. Хакен, E.H. Князева, С.П.Курдюмов) — культурологического подхода (B.C. Библер, Е.В. Бондарев-ская, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, М. С. Каган, В. В. Сериков, И.С.Якиманская) — компететностного подхода (Б.Г. Ананьев, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, A.B. Хуторской, В. Д. Шадриков идр.) — партиси-пативного подхода (Е.Ю. Никитина, К. А. Романова и др.) — деятельностного подхода (Л.Я. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — концепция моделирования и проектирования педагогических процессов (A.C. Белкин, Л. И. Гурье, С. М. Маркова, В. В. Краевский, В.А. Штофф).

Этапы исследования охватывают период 2004;2010 гг., включают изучение проблемы формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе.

На первом этапе (2004;2005 гг.) — происходило целенаправленное изучение и анализ зарубежной и отечественной литературы по методологии и теории педагогических исследований, изучался опыт профессионального образования. Определялись исходные положения исследования, формировалась методология опытно-экспериментальной работы, проводились пилотные исследования, осознавался их результат.

На втором этапе (2006;2007 гг.) — разрабатывалась модель формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе. Определялись сущность и содержание профессионального образования студентов, выявлялись его системообразующие компоненты. Обосновывались принципы педагогического моделирования формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе. Уточнялась гипотеза, корректировались задачи исследования.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) — проверялась эффективность модели формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе, обосновывался и разрабатывался критериальный аппарат исследования. Отрабатывались технологическая организация процесса обучения и комплект его методического обеспечения.

На четвертом этапе (2008;2010 гг.) — продолжалась опытно-экспериментальная работа по внедрению и коррекции модели формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе, подводились итоги исследования, оформлялась диссертация.

Базой исследования являлись ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» и ГОУ ВПО «Нижегородский филиал государственного университета Высшая школа экономики».

Научная новизна исследования:

1. Раскрыта сущность психолого-педагогической культуры студентов в вузе, рассматриваемая как значимое в социальном плане новообразование, характеризующееся сформированностью психолого-педагогического сознания, овладением суммой психолого-педагогических знаний, позволяющих целенаправленно осуществлять целеполагание, планирование, исполнение, контроль, анализ, коррекцию и прогнозирование профессиональной деятельности.

2. Разработана модель формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе, включающая три взаимосвязанных блока: аксиологический (определяющий компоненты формируемой культуры), онтологический (определяющий теоретические подходы, принципы, этапы отбора содержания) и технологический (определяющий алгоритм организации учебного процесса), обеспечивающие высокий уровень сформированности психолого-педагогической культуры.

3. Определены педагогические условия реализации модели формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе: мотивация студентов и готовность преподавателей на формирование психолого-педагогической культурыучет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентовпрофессиональная направленность психолого-педагогических знанийтехнологизация учебного процессасубъектсубъектное взаимодействие педагога и студентовмониторинг сформированности психолого-педагогической культуры.

Теоретическая значимость исследования: 1. Определена структура психолого-педагогической культуры, включающая аксиологический, когнитивный, профессионально-образовательный, коммуникативный, технологический и регулятивный компоненты.

2. Определены теоретические подходы (системный, культурологический, партисипативный), принципы (системность, витагенность, вариативность) и блоки (аксиологический, онтологический, технологический) модели формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе, что позволяет проектировать цели и результат педагогического управления, обеспечивая качественное изменение уровня сформированное&tradeпсихолого-педагогической культуры студентов в вузе.

3. Обоснована эффективность применения витагенной технологии в процессе формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе.

4. Определены этапы формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе: диагностический, мотивационно-целевой, информационнопознавательный, организационно-исполнительный, творческий, рефлексивный, обеспечивающие формирование отдельных компонентов психолого-педагогической культуры: аксиологического, когнитивного, профессионально-образовательного, технологического, коммуникативного и регулятивного.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические и практические положения и выводы, а также научно обоснованная модель формирования психолого-педагогической культуры студента способствуют совершенствованию профессиональной подготовки студентов в вузе.

Разработанная модель и методика формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе реализована в процессе подготовки будущих специалистов в области менеджмента и экономики в Волжском государственном инженерно-педагогическом университете, Нижегородском филиале государственного университета Высшая школа экономики.

Разработан и внедрен в учебный процесс учебно-методический комплекс, одной из основных целей которого является достижение заданного уровня сформированное&tradeпсихолого-педагогической культуры и включающий модульное содержание, учебные пособия преподавателей, понятийно-терминологический словарь, технологическую карту организации учебного процесса, тестовый инструментарий для мониторинга и рекомендуемую литературу для самостоятельного изучения.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы вузов, способствуя повышению качества и развитию профессионального образования.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается источниковой базой, включающей в себя философские, психолого-педагогические работы и нормативно-правовые материалы в области профессионального образованияприменением методологии педагогических исследований и использованием методов, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием количественных и качественных методов анализа. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью (около пяти лет) и неоднократной повторяемостью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ уровня сформированное&tradeпсихолого-педагогической культурырепрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных данных, массовой апробацией и внедрением основных положений исследования в ряде вузов России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психолого-педагогическая культура будущих специалистов рассматривается как значимое в социальном плане новообразование, характеризующееся сформированностью психолого-педагогического сознания, овладением суммой психолого-педагогических знаний, позволяющих целенаправленно осуществлять целеполагание, планирование, исполнение, контроль, анализ, коррекцию и прогнозирование профессиональной деятельности, состоящее из аксиологического, когнитивного, профессионально-образовательного, технологического, коммуникативного, регулятивного компонентов.

2. Модель формирования, психолого-педагогической культуры у студентов в вузе включает аксиологический (формирование ценностных ориента-ций), онтологический (овладение психолого-педагогической культурой) и технологический (алгоритм организации учебного процесса) блоки, которые соподчинены друг другу, находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости. Реализация модели включает диагностический, мотивационноцелевой, информационно-познавательный, организационно-исполнительный, творческий и рефлексивный этапы.

3. Педагогические условия, обеспечивающие функционирование модели формирования психолого — педагогической культуры у студентов в' вузе, нами предлагаются следующие: готовность преподавателей к формированию психолого-педагогической культуры с учетом требований государственного образовательного стандарта и требований рынка трудамотивация студентов на формирование психолого-педагогической культурыучет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентовпрофессиональная направленность психолого-педагогических знанийтехнологизация учебного процессасубъектсубъектное взаимодействие педагога и студентовмониторинг сформированности психолого-педагогической культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования отражены в 1 монографии, 3 учебных пособиях, 2 статьях, рекомендованных в журналах ВАК и 8 статьях. Всего опубликовано работ 14.

Внедрение результатов исследования было осуществлено при обучении студентов в ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» и ГОУ ВПО «Нижегородский филиал государственного университета Высшая школа экономики».

Основные положения и результаты экспериментальной работы докладывались и обсуждались на заседании кафедры профессиональной педагогики ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» (2004;2008 гг.), на Международной научно-практической конферен-5 ции г. Пенза (2010г.), Всероссийской научно-практической конференции в г.

Оренбурге (2009г.), межрегиональной научной конференции в ГОУ ВПО

Волго-Вятская академия государственной службы" (2006г.), межвузовских конференциях ГОУ ВПО «Высшая школа экономики» (2003;201 Ог.г.) и ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет».

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка используемой и цитируемой литературы, содержащего 267 наименований, из них 13 на иностранном языке. Текст диссертации сопровожден 7 таблицами, 5 рисунками, 7 диаграммами.

Выводы по второй главе

1. Проведенное исследование доказало, что формирование психолого-педагогической культуры студентов протекает более успешно в рамках специально разработанных теоретической и дидактической моделей, эффективно реализующихся в определенных педагогических условиях.

2. В разработанной нами модели формирования психолого-педагогической культуры студентов, в известной мере, разрешается противоречие между насущной необходимостью формировать психолого-педагогическую культуру студентов в вузе, диктуемой социальным заказом, и большим потенциалом психолого-педагогических технологий, активных методов работы, зачастую незадействованных в традиционном подходе к организации учебного процесса в вузе.

3. Предлагаемая методика формирования психолого-педагогической культуры в вузе является не только средством повышения ценностно-мотивационного отношения студентов к будущей профессии, но и может быть использована как средство формирования психолого-педагогической культуры в вузе, и как результат повышения качества профессионального образования

4. Формированию психолого-педагогической культуры студентов в вузе способствуют как теоретические курсы, практикумы, деловые игры, самостоятельные работы, тематические встречи с учеными, практиками, руководителями, «круглые столы», а также активизация большого потенциала имитационных технологий, психолого-педагогических тренингов, партисипативного подхода, принципа витагенного образования с опорой на личностно — индивидуальный опыт.

5. В процессе исследования нами выделены три уровня сформированное&tradeу студентов психолого-педагогической культуры: Первый уровень — направленность, мотивационно-ценностное отношение, творческий подход к будущей профессиональной деятельности (аксиологическая подсистема) — высокий образовательный уровень, эрудиция, информированность (профессионально-образовательная подсистема) — развитое гибкое мышление, критичность, креативность (когнитивная подсистема) — умение эффективно общаться в различных ситуациях профессиоанльного и межличностного общения (коммуникативная подсистема) — умение эффективно применять психолого-педагогические знания и умения в имитационных ситуациях, характерных для профессиональной деятельности (технологическая подсистема) — высокий уровень самоорганизации и саморегуляции (регулятивная и рефлексивная подсистемы).

Второй уровень — профессионально — продуктивный в стандартных и нестандартных ситуациях: направленность на будущую профессию проявляется несильно (аксиологическая подсистема) — средний уровень образованности, недостаточная информированность (профессионально-образовательная подсистема) — неактуализирован потенциал интеллектуальных возможностей в силу индивидуальных особенностей личности (когнитивная подсистема) — умение эффективно применять приобретенные знания, навыки в только в хорошо известных стандартных ситуациях, редко в нестандартных, не всегда проявляется способность генерировать идеи и творчески подходить в поставленной задаче (технологическая подсистема) — реальное «я» недостаточно оценено самой личностью, завышенная самооценка (рефлексивная подсистема) — неярко выраженная степень хорошей самоорганизации (регулятивная подсистема).

Третий уровень — профессионально — репродуктивный в стандартных ситуациях: низкая направленность на будущую профессию, доминирование внешних мотивов учебной деятельности над внутренними (аксиологическая подсистема) — уровень информированности ниже среднего, уровень образовательный, недостаточный для выполнения сложных, требующих хорошей теоретической и практической подготовки заданий (профессионально-образовательная и технологическая подсистемы) — недостаточная лабильность мышления (когнитивная подсистема) — слаборазвитые коммуникативные навыки и умения, хотя в стандартных ситуация способность применять общеизвестные клишированные фразы (коммуникативная подсистема) — слабо сформированные способности к самоорганизации, самооценке, самоанализуслабо развито стремление к самообразованию и самовоспитаниюнеспособность предвидеть последствия своих поступков и нести за них ответственность (регулятивная и рефлексивная подсистемы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Образование в настоящее время становится важнейшей функцией культуры, обеспечивающей ее сохранение и развитие. В настоящее время возникает и широко обсуждается новая система ценностей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного развития. В связи с этим возникла необходимость изучения процесса формирования профессиональной культуры выпускника вуза. Вопросы формирования высокого уровня психолого-педагогической культуры как подсистемы профессиональной будущего специалиста приобретают особую актуальность в период модернизации системы профессионального образования.

2. Разработанная теоретическая модель, методологической основой которой является логический структурный подход, состоит из трех функционально связанных блоков: аксиологического (формирование ценностных ориентаций), онтологического (овладение психолого-педагогической культурой в системе вузовского образования), технологического (алгоритм организации учебного процесса). Реализация модели включает диагностический, мотивационно-целевой, информационно-познавательный, организационно-исполнительный, творческий и рефлексивный этапы.

3. Разработанная дидактическая модель формирования психолого-педагогической культуры студентов в системе высшего профессионального образования может быть использована в системе профессионального образования в целом, так как обеспечивает целостность, многоуровневость, непрерывность, преемственность профессионального образования студентов. Принципы системности, вариативности и витагенности, на которых построена модель, позволяют применять её на любой ступени системы образования.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе являются: готовность преподавателей к формированию психолого-педагогической культуры с учетом требований государственного образовательного стандарта и требований рынка трудамотивация студентов на формирование психолого-педагогической культурыучет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентовпрофессиональная направленность психолого-педагогических знанийсубъект-субъектное взаимодействиепедагога и студентовтехнологизация учебного процессамониторинг сформированности психолого-педагогической культуры.

Разработанные и проверенные на практике педагогические условия формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе позволяют реализовать гуманистический принцип в профессиональной подготовке студентов, осуществить развитие психолого-педагогической культуры способом педагогического проектирования как вида1 инновационной деятельности.

5. Предлагаемые методические рекомендации по формированию психолого-педагогической культуры студентов в вузе могут быть использованы как в инновационном профессиональном комплексе, так и в обширном пространстве базового профессионального образования. Результаты опытноэкспериментального исследования свидетельствуют, что предлагаемые принципы и методы организации учебной деятельности помогают формированию специалиста высокой психолого-педагогической культуры, что характеризует, в конечном итоге, его профессиональную культуру. Высокий уровень профессиональной культуры является целью высшего профессионального образования как отражения потребностей общества, социального заказа.

6. В процессе исследования нами выделены три уровня сформированности психолого-педагогической культуры у студентов в вузе: первый уровень-профессионально-инновационныйвторой уровень — профессионально-продуктивный в стандартных и нестандартных ситуацияхтретий уровень-профессиональнорепродуктивный в стандартных ситуациях.

7. Исследованием формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе в известной мере разрешается противоречие между насущной необходимостью формировать высокий уровень психолого-педагогической культуры студентов в вузе, диктуемой социальным заказом, большим потенциалом процесса ее формирования в вузе и недостаточной разработанностью методологических, содержательных и технологических основ развития исследуемого процесса.

Проведенная работа подтвердила выдвинутую в исследовании гипотезу. Поставленная цель достигнута, задачи решены. Однако проблема формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе остается актуальной в связи со всё возрастающими требованиями к квалификационной характеристике выпускника вузабудущего специалиста, потребностью реформирующейся образовательной среды, которая требует коренных изменений.

В настоящем исследовании предпринята попытка формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе. Это один из возможных, но не единственный путь.

Вместе с тем, разработанная нами модель открывает ряд возможностей для продолжения исследований в рассматриваемом проблемном пространстве. Исследовательский интерес может быть направлен на применение других методологических подходов к рассмотрению формирования психолого-педагогической культуры в вузеиспользование других моделей для рассмотрения структурного состава данного системного образованияразработку программ комплексного непрерывного повышения уровня психолого-педагогической культуры как подсистемы профессиональной культуры специалиста и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. — М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  2. З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: автореферат диссертации канд. пед. наук. — Челябинск, 1994. — 17с.
  3. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.
  4. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.-263 с.
  5. Ю.П. Мастерство воспитателя. — М.: Просвещение, 1971. — 126 с.
  6. ЕА. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЭКМОС, 2000. — 352 с.
  7. В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся. — М.: Высшая школа, 1989. — 72 с.
  8. Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск: Карелия, 1980. — 224 с.
  9. C.B. Формирование управленческих умений и навыков руководителя предприятия : автореферат диссертации канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1986. — 20 с.
  10. А.Н. Диагностика педагогических способностей. — Воронеж: МОДЭК, 1997. 80с.
  11. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 254 с.
  12. В.Г., Бодалев A.A., Ломов Б. Ф. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  13. В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкуретноспособности. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
  14. С. А., Гордеева Т. П., Деркач A.A. Методы акмеологических исследований. Кострома: Упр. образов., 1994. -102с.
  15. Л.И. Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1989.-342 с.
  16. Е.И., Узиков Н. И. Духовная культура педагога // Педагогическое образование и наука. — 2005. — № 5. — С. 30−32.
  17. С.И. Некоторые методологические вопросы введения в теорию обучения высшей школы // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. В. 2-х ч.- Ч.П. М., Знание, 1976. — 218 с.
  18. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Педагогика, 2002. — 468 с.
  19. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-78 с.
  20. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 55с.
  21. И.В., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / под. ред. A.A. Деркача, Э. А. Манушина. М.: РАГС, 1997.-122 с.
  22. Э.А., Злобин Н. С. Культура. Творчество. Человек. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 50 с.
  23. A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов: к вопросу о сущности педагогической культуры // Советская педагогика. 1984. — № 1. — С. 71−78.
  24. A.C. Витагенное образование: голографический подход.-Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. 136 с.
  25. Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. — 1992. — № 1−2. С. 61 — 65.
  26. В.Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов: на примере преподавания педагогики и психологии на технолого- экономическом факультете: диссертация канд. пед. наук. -Йошкар- Ола, 2003. 157 с.
  27. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. — Минск: Высшая школа, 1983. 224 с.
  28. B.JI. Педагогическая культура: филосософско-социологический анализ. — Уфа: БЕПИ, 1997. —133 с.
  29. H.A. О назначении человека // Мир философии: Книга для чтения. — М.: Политиздат, 1991. Ч. II. — 256 с.
  30. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: ВГУ, 1977.-304с.
  31. В.П. Слагаемые педагогических технологий. — М.: Педагогика, 1989. 192с.
  32. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
  33. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода-М.: Наука, 1993. 408 с.
  34. В.М. Эффективность обучения (Методологический анализ этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. —192 с.
  35. JI.A. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к воспитательной деятельности :tдиссертация канд. пед. наук. Москва, 1992 235 с.
  36. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию: учеб.пособие. -Калуга: ЬСГПУ, 2000. -97с.
  37. E.H. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. — М.: РАУ, 1994. — 218 с.
  38. Е.В. Культура и общество: вопросы истории и теории. М.: Моск. ун-т., 1978. -232 с.
  39. A.A. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. — М.: Наука, 1998. — 168 с.
  40. A.A. О предмете акмеологии // Психологический журнал. -1993. Т.14, № 5. — С. 73−79.
  41. Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов н/Д: РГПУ, 1995. 215 с.
  42. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4: — С. 29- 36.
  43. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. — 352 с.
  44. Е.В., Белоусова Т. Ф., Власова Т. И. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие. Ростов н/ Дону: РГПУ. — 1995.- 172 с.
  45. С.К., Колесов Д.В1 Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 280 с.
  46. А.Н. Социальная психология для менеджеров: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 352 с.
  47. Н.М., Моложавенко A.B., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2009. — 320 с.
  48. .С. Нравственное сознание личности: Психологические исследования. — М.: Знание, 1985. — 64 с.
  49. A.A. Психологическая герменевтика. — М.: Лабиринт, 1998.-335 с.
  50. A.B. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990. С. 97−103.
  51. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М.: Новое тысячелетие, 1996. — С. 76−90.
  52. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт. Челябинск: Глав, управление профтехобразования Челяб. обл., 1997. — 242 с.
  53. К.Я. Модель саморазвития человека. — Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ин-та, 1999. 280 с.
  54. , Н.О. Теоретические основы витагенного образования для взрослых: монография. — Екатеринбург: Изд- во Урал. гос. пед. унта., 2001.- 377 с.
  55. Е.Е. Менеджмент: учебное пособие / Допущено Министерством образования Республики Беларусь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2000. — 283 с.
  56. В.Н. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей, родителей. Чебоксары: Клио, 1998. — 200 с.
  57. О. С. Стратегическое управление: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 292 с.
  58. , Н.В., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 66 -70.
  59. И. Е. Захаров Д.К. Кибанов А. Я. Конфликтология: учебник для высших учебных заведений / под ред. Кибанова А. Я. -изд. 2-е, перераб., доп. М.: Инфра, 2000. — 302 с.
  60. . A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М.: Знание, 1987.- С. 19.
  61. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. — М.: Прогресс, 1996. -Вып.6. С. 22−31.
  62. Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Академия, 2005. — 336 с.
  63. В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
  64. .Г. Психологическая компетентность будущего специалиста : автореф. дис.. канд. психол. наук. — Казань, 1999. -16с.
  65. Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя (на материале педагогических дисциплин): автореф. дис.. канд. пед. наук. —Киев, 1990. — 17 с.
  66. .С. Философия образования для 21 века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. — М.: ИнтерДиалект, 1997.-697 с.
  67. С.И. Основы педагогики, введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 2005. 448 с.
  68. С.М., Козлова О. Н. Экологическая культура // Зеленый мир. 1998.-№ 15.- С. 8−12.
  69. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование и планирование. Теория проектирования экспериментов. М.: Крылья, 1997. — 400 с.
  70. О.С. Общая педагогика: Курс лекций. — Калининград: Изд-во Калинигр. ун-та., 1996. 241 с.
  71. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  72. E.H. Методологические проблемы профессиональной и психологической культуры государственных служащих // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих / под ред. Е. А. Суслова. М.: РАГС, 2000. — С. 5−10.
  73. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  74. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31−37.
  75. Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та., 2004. — 212 с.
  76. A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика. -М.: РАГС, 2000. 392 с.
  77. В.В. Виды обобщения в обучении. — М., Знание, 1972. -424 с.
  78. В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
  79. Давидович В. Е, Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов н/Дону: РнДГУ, 1979. 263 с.
  80. В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. — М.: Эксмо, 2009. 736 с.
  81. М.А., Малинин В. В. Системно-структурные исследования педагогических явлений и процессов // Советская педагогика. — 1971. — № 1. С. 73−95.
  82. Л.Д., Лужбина H.A. Психологическая культура личности: проблема становления и развития // Сибирский социологический вестник. 2003. -№ 1.- С. 153−160.
  83. A.A. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2004. 750 с.
  84. A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 1996. — 129 с.
  85. A.A., Огнев A.C. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. -Воронеж: Воронеж. Гос пед. ун- т., 1998. — 297 с.
  86. A.A., Семенов И. Н., Бадаева А. Ф. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности: учебно- методическое пособие. — М.: РАГС, 2005.-196 с.
  87. А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
  88. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.- 368 с.
  89. И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. — 1998.- № 2.-С. 5−9.
  90. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / пер. с англ. -М.: Дело, 1996. С. 32−39.
  91. В.К. Коллективный способ в обучении: дидактика в диалогах. -М: Народное образование, 2004.-352 с.
  92. Т.Е. Психологическая культура руководителя. — Н. Новгород: ВВАГС, 2003. 164 с.
  93. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. JL: Изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с.
  94. О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия: Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья госслужащих». -М.: РАГС, 1999. 76 с.
  95. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов вузов. — изд. 4-е., стереотипное. — М.: Академия, 2007. 192 с.
  96. В.Г. Психология проницательности. М.: РАГС, 2001. -128 с.
  97. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ПРИОР, 2002.-49 с.
  98. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. -С. 8−11.
  99. Е.Ю. Педагогическая культура и культурно -образовательная ситуация // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 69−73.
  100. A.A. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. — М.: Наука, 1964. 157 с.
  101. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  102. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М.: Мысль, 1966. — Т.2.-С. 187−207.
  103. Э.Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2009. 239 с.
  104. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  105. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 2000.-№ 5.- С. 3−16.
  106. Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. — № 4- С. 105−109.
  107. И. А., Кривонос И. Ф., Тарасевич H.H. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. -302с.
  108. С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков: ПГПИ, 1999. — 563 с.
  109. T.B. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): диссертация канд. пед. наук. — Луганск, 1991. — 232 с.
  110. Е.П. Психология воли. Спб.: Питер, 2000. — 228 с.
  111. Т.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Просвещение, 1984. — 230 с.
  112. Т.В. Системное исследование учебного процесса средней школы с включение технических средств обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Москва, 1980. 17 с.
  113. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. М.: Педагогика, 1993. -219 с.
  114. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателей: учебное пособие. — М.: Академия, 2004. — 208с.
  115. С.З. Совершенствование личностно деловых качеств депутатов в ходе парламентской деятельности: автореф. дис.. канд. псих. наук. — М., 2001. — 20 с.
  116. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991.-384 с.
  117. М.С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. -1989.- № 5. С. 78−81.
  118. Ф.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. -Ереван: Айастан, 1985. С. 35−36.
  119. H.A. Психолого- педагогические особенности формирования личностных компетенций учителей- музыкантов в вузах культуры и искусства // Высшее образование сегодня. 2008. — № 4. -С. 20−22.
  120. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  121. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. —239 с.
  122. A.B. Психология принятия управленческих решений / под. ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристь, 1998. — 428 с.
  123. В.Ж. Интеллектуальная и духовная культуры // Вопросы философии. 2005. — № Ю. — С. 38 -54.
  124. JI.E. История культуры стран Европы и Америки (18 701 917): учеб. пособ. для вузов. — М.: Высшая школа, 1987. — 304 с.
  125. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989. — 80 с.
  126. Е.А. Психология профессионала. М.: ИПП- Воронеж: МОДЭК, 1996.-400 с.
  127. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Дону: Феникс, 1996 — 512 с.
  128. E.H., Курдюмов С.П: Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. -№ 3. — С. 62−79.
  129. Т.Ф. Приобщение студентов к психологической культуре в высшем учебном заведении : автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1999.- 23 с.
  130. И.В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя // Известия Уральского государственного университета. 2008. — № 24. — С. 163−167.
  131. JI.C. Становление психологической культуры школьника// Вопросы психологии. 1999. -№ 1. — С. 83 — 91.
  132. Кон И. С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. -1981.-Т.2. -№ 3.- С. 25−38.
  133. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 133 с.
  134. В.Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Психологический словарь. Ростов н/ Д: Феникс, 2004. — 640 с.
  135. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания / под ред. Л. П. Буева, Л. И. Новикова, Г. Н. Филонова. — М.: Педагогика, 1974. — 260 с.
  136. В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. — 400 с.
  137. Краткий очерк истории философии / под. ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. М.: Мысль, 1971. — 790 с.
  138. Крылова Н: В. Социокультурный контекст образования // Новые ценности-образования: — Mi, 1995. — № 2. — С. 67−103.
  139. А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. — Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.- 152 с.
  140. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. С. 20−26.
  141. Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук: Проблемы развития акмеологичексих наук / под ред. Н. В. Кузьминой, А. М. Зимичева. СПб.: Снкт. петербургская акмеологическая академия, 1996. — С. 7- 39.
  142. Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. — 165 с.
  143. И.В. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы : автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1996.- 25 с.
  144. Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 5−14.
  145. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды. — СПб.: Тускарора, 1996. -176 с.
  146. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. М.: ACT, 2003.-365 с.
  147. Э. Век бифуркации: постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. — № 1. — С. 3−129.
  148. А. О воспитательной системе школы // Системный подход в воспитании / под ред. Л. И. Новикова, А. Т. Куракина. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979.-78 с.
  149. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высш.шк., 1991. — 224 с.
  150. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  151. И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. — 1989. -№ 11. С. 10−17.
  152. И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ: монография. М.: Сфера, 2004. — 320 с.
  153. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — С. 93−98.
  154. М.С., Полякова Е. А. Учебное пособие по развитию навыков аудирования для студентов II курса. Н. Новгород, НФГУ ВШЭ, 2004.-30 с.
  155. М.С. Учебно-методическое пособие по развитию навыков восприятия и понимания научного текста (для студентов 1 курса экономического факультета). НФГУ ВШЭ, 2005. — 50 с
  156. В.Я. Формирование учебной деятельности студента. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 239 с.
  157. В.H. Акмеология: новое качество образования: Книги для педагога. СПб.: РГПУ, 2002. — 99 с.
  158. П.В. Идейно-теоретические и методологические основы организационно-управленческих игр // Управленческие нововведения и игропрактика. — М.: Институт социологии АН СССР, 1990. С. 75−102.
  159. М.К. Возможный человек // Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- С. 6−18.
  160. A.C. Системность живого и соотношение биологического и физико-химического // Вопросы философии. — 1964. — № 6. — С. 118 126.
  161. Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления : автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1995. — 19 с.
  162. Э.С. Теория культуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983.-284 с.
  163. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−59.
  164. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  165. С.М. Теоретические основы проектированияобразовательных систем в условиях многоуровневого непрерывногопрофессионального образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 2002.-49 с.
  166. H.A., Ляшенко М. С. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов I курса заочного отделения.-Н.Новгород, НФГУ ВШЭ, 2004. 44 с.
  167. А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. — М.: Смысл, 1999. 424 с.
  168. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  169. JI.A. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя : диссертация канд. пед. наук. — М., 1999. — 155с.
  170. O.P. Формирование рефлексивного компонента нравственной и психологической культуры старших дошкольников в условиях реализации структурно функциональной модели : автореф. дис.. канд. пед. наук. — Барнаул, 2003. — 20 с.
  171. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. — JL: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  172. Мещеряков Б. Г, Мещерякова И. А. Введение в человекознание. — М.: РГГУ, 1994.-320 с.
  173. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  174. Л.М. Формирование профессионального, самосознания учителя // Советская педагогика. -1989.-№ 12.- С. 52−57.
  175. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта, 1998. 200 с.
  176. В.Г. Акмеологические основы профессионального становленгия офицерских кадров: монография. М.: РАГС, 1995. -260с.
  177. О.И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. 1999. — № 15. — С. 8−9.
  178. A.B. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
  179. Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя : дис.. канд. пед. наук. Казань, 1995.- 192 с.
  180. Найн А. Я. Инновации в образовании.-Челябинск:ЧГПУ, 1995. 288с.
  181. H.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
  182. Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 109 с.
  183. Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы. М.: МАНПО, 2006.-154 с.
  184. H.H. Становление культуры профессионально личностного самоопределения учителя: монография. — М.: Прометей, 2003−316 с.
  185. H.H. Психологическая культура отношений: методическое пособие. СПб.: Школа практической психологии,.1995. — 33 с.
  186. П.И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. — 317 с.
  187. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−46.
  188. A.A. Как учить не уча. СПб.: Питер Пресс, 1996. — 448 с.
  189. A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика.- 1999.-№ 6.- С. 63−67.
  190. А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров : дис.. д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2005. — 392 с.
  191. Петровский А. В, Брушлинский A.B., Зинченко В. П. Общая психология: учебник для студ. пед ин-тов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  192. JI.A. Единство системности, организованности и самодвижения. — М.: Мысль, 1975. 286 с.
  193. В.И. Теория организации: учебное пособие. М.: Бизнес-пресса. — 2006. — 336 с.
  194. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика: Книга для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Народная асвета, 1986. -240 с.
  195. Л.С. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2008. — 224 с.
  196. В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики //Педагогика. — 1997. — № 1- С. 14−19.
  197. В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2008. 224 с.
  198. Построение модели личностно ориентированного обучения / под ред. И. С. Якиманской. М., 2001. — 128 с.
  199. А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Общая теория систем. — М.: Мир, 1996. 230 с.
  200. A.A., Коломинский Л. Я. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
  201. Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С. 20.
  202. К.А. Витагенная модель профессионально-экологического образования: (концепция, опыт): монография. Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005.-360 с.
  203. Руденко В. Н Культурологические основания целостности содержания высшего образования // Педагогика. — 2004. № 4. — С. 4248.
  204. Н.Т. Психологическая культура руководителя: методология, теория, исследования: монография. — Красноярск, 2008. -228 с.
  205. В.В. Психологическая культура в образовании человека. — СПб.: СОЮЗ, 2002. 156 с.
  206. Ю.В. Гуманитарное направлении педагогического стиля мышления // Педагогика. —1999. —№ 6. С. 45−50.
  207. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.
  208. Д.С. Управление производительностью: планирование, изменение, оценка, контроль, повышение / пер. с англ. / под. ред. В.И. Данилова- Данильяна. — М.: Прогресс, 1989. 522 с.
  209. М.Н. Проблемы современной дидактики. -2-изд. М.: Педагогика, 1984. — 96с.
  210. В. А. Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. —1991. -№ Ю. С. 79−84.
  211. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  212. Советский энциклопедический словарь— М.: Советская энциклопедия, 198.- С. 1391.
  213. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
  214. В.Д. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -286 с.
  215. Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 672 с.
  216. А.Д. Целостность естественно-научного образования // Высшее образование в России. —1994. — № 5. — С.49−53.
  217. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-141 с.
  218. JI.A. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки: дис.. канд. пед. наук. М., 1996.-186 с.
  219. O.K. Психология мышления. — М.: Академия, 2005. -288 с.
  220. В.П. Философия сознания: современные вопросы. — М.: Мысль, 1971.- 198 с.
  221. М.Б. Философские основания культурологи. М.: РОССПЭН, 1997.-437 с.
  222. М.С., Андреева Г. А. Развитие творческого мышления // Вестник высшей школы. -1987. № 10. — С. 34−39.
  223. B.C., Василенко Л. И. Особенности противоречий в познании сложных систем // Противоречия в процессе познания. — Горький: ГГУ, 1985. 161 с.
  224. А.И. Логические основы метода моделирования. — М.: Мысль, 1978.-272 с.
  225. А.Д. Общенаучный статус и функции системного подхода // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1977. — 264 с.
  226. К.Д. Пед. сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. -Т.5. — 492 с.
  227. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  228. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2000. -576 с.
  229. Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2007. — 240 с.
  230. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / под ред. A.B. Егоровой, И. М. Каманова, М. В. Поповой. М.: Просвещение. — 94 с.
  231. Г. П. Культура // Философская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., — 1964.-Т. З.-С. 118−121.
  232. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. -М.: Политиздат, 1983. 350 с.
  233. Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / пер. с англ. М.: Мир, 1985.-419 с.
  234. И.В. Педагогическое взаимодействие как средство развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2006. — 22 с.
  235. А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. М.: Педагогика, 1997. — 356 с.
  236. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М.: Высш. шк., 1988. -166 с.
  237. О.Г. Стремление к самосовершенствованию как компонент психологической культуры младшего школьника // Сибирский психологический журнал. 2004. — № 19. — С. 85−87.
  238. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  239. А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
  240. Н.З. Культура и ценности // Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. — С. 31−72.
  241. М.С., Липский И. А. Информатизация непрерывной подготовки специалистов: методология, теория- практика: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — С. 5−94.
  242. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981. 96 с.
  243. В.Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994. -315 с.
  244. Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системных исследований и разработок. // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1981. — 384 с.
  245. В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения : дис.. д-ра пед. наук. — Уфа, 2000. 347 с.
  246. В.А. Моделирование и философия. — М.: Прогресс, 1996. -С. 19−20.
  247. В.З. Теоретические основы социально педагогического проектирования образования в региональных системах образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Ярославль, 1999. — 47 с.
  248. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. —1995. — № 2. — С. 31−42.
  249. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. — 639 с.
  250. Carrol J.B. A model of school teaching // Teachers College Record. — 1963, May. -pp.723−730.
  251. Child D. Psychology and the Teacher. 7th ed. — London — New York: Continuum, 2004. — XVIII, — 509 p.
  252. Cotton D., Robbins S. Business Class-England, Addison Wesley Longman, 1996. 184 p.
  253. Deming W.E. The New Economics for Industry, Government, Education.2nd ed. Cambridge, MA: MIT, Center for Advanced Engineering Study, 1995.-247 p.
  254. Guest D. Human resource management: its implications for industrial relations and trade unions // New perspectives on human resource management. -L., 1989. -P. 40−54.
  255. Kramsch C. Context and Culture in Language Teaching. Oxford — New York: Oxford University Press, 2004. — 295 p.
  256. Ladousse G. Porter. Resource Books for Teachers: Role play. Oxford University press. — P. 199- 192.
  257. Meyers, David G. Psychology. New York: Worth Publ., 1986. — 693 p.
  258. Nuttin J.R. The future time perspective in human motivation and learning // Acta Psicologica. 1964. -№ 23. — P. 60 — 82.
  259. Scharle Agota. Learner Autonomy. A Guide to Developing Learner Responsibility. Cambridge- New York: Cambridge University Press, 2000.- 112 p.
  260. Stones E. Psychopedagogy. Psychological Theory and the Practice of Teaching New York, New York, U.S.A. Methuen, 1979. — 212 p.
  261. Wilkins A. L. Developing corporate character: how to successfully change an organization without destroying it. San Francisco: Jossey-Bass, 1989.-328 p.
  262. Wren D. A. The Evolution of Management Thought. — New York: John Wiley and Sons, 1987. -598 p.
  263. Условия формирования 111 IK в вузе в соответствии с ФГОС ВПО (2009г)
Заполнить форму текущей работой