Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими: На основе исследования учащейся молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явилась укрепившаяся в отечественной психологии идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества», лежащая в основе теории феноменологии развития и бытия личности и структуры самосознания B.C. Мухиной. Согласно этой концепции, развитие самосознания личности осуществляется в контексте исторически-обусловленной реальности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы исследования этнического и морального самосознания в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. Проблемы исследования этнического самосознания
    • 2. Проблемы исследования морального самосознания
  • Глава II. Методы исследования этнического и морального самосознания
    • 1. Описание и обоснование методов исследования этнического самосознания
    • 2. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (B.C. Мухина, К.А. Хвостов)
    • 3. Метод изучения морального самосознания молодежи (А.А.Хвостов). Описание и обоснование
  • Глава III. Результаты эмпирического исследования этнического и морального самосознания корейской и русской учащейся молодежи
    • 1. Результаты исследования этнического самосознания корейской и русской молодежи по методикам и анкетным материалам
    • 2. Результаты исследования этнического самосознания корейской и русской молодежи проективным методом депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений
    • 3. Результаты исследования морального самосознания корейской и русской молодежи

Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими: На основе исследования учащейся молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность изучения особенностей этнического самосознания личности в условиях межэтнического взаимодействия обусловлена социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, происходящими в современном обществе.

Реалии и тенденции развития современных межэтнических отношений в России акцентируют этническое самосознание и этническую идентичность не только больших и малых народов, но и переселенческих этнических меньшинствдиаспор.

Приморский край исторически является этническим перекрестком, территорией этнокультурных контактов Востока и Запада. В нем в настоящее время проживает 119 различных этносов. Корейская диаспора в Приморье сегодня одна из самых многочисленных: корейцы после русских и украинцев, занимают третье место. Их численность в Приморском крае в целом достигает (по официальным источникам) 30 тыс. человек и продолжает увеличиваться за счет возрастающей интенсивности миграционных потоков из Средней Азии.

Интерес вызывает специфика этнического самосознания молодежи, так как именно молодые слои населения отличаются высокой сензитивностью к социальным изменениям и готовностью следовать тенденциям современных процессов аккультурации, и, следовательно, они определяют направление развития межэтнических отношений.

В связи с этим особую значимость представляет исследование особенностей этнического самосознания корейской и русской учащейся молодежи, как наиболее просвещенной и сензитивной части общества. Учет и прогнозирование характера взаимодействия между различными этническими группами дают возможность своевременно осуществлять профилактику межэтнической напряженности в конкретном полиэтническом регионе.

Актуально исследовать в общем контексте этнического самосознания особенности морального самосознания корейской и русской молодежи, проживающей в одном геоисторическом пространстве: этническое самосознание, представляя собой сложную структуру ценностных ориентаций, норм и принципов поведения, тесно связано с моральным самосознанием.

Методологической основой исследования явилась укрепившаяся в отечественной психологии идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества», лежащая в основе теории феноменологии развития и бытия личности и структуры самосознания B.C. Мухиной. Согласно этой концепции, развитие самосознания личности осуществляется в контексте исторически-обусловленной реальности существования человека, а именно, в условиях реальности культуры (социального пространства, образно-знаковых систем, предметного мира) и природной реальности. Выделяемые B.C. Мухиной условия развития и бытия человека, определяют содержание структурных звеньев самосознания и позволяют выделить их особенности в зависимости от этнокультурного контекста.

Цель исследования — выявить особенности этнического и морального самосознания корейской учащейся молодежи в условиях межэтнического взаимодействия с русскими.

Предмет исследования — особенности этнического и морального самосознания корейской молодежи в условиях взаимодействия с русскими.

Объект исследования — корейские и русские студенты восточного факультета Уссурийского государственного педагогического института.

Гипотезы исследования:

1. Этническое самосознание корейской учащейся молодежи имеет свою специфику, обусловленную культурно-историческим развитием этноса. В условиях межэтнического взаимодействия с русскими характеризуется слабой выраженностью этнической идентификации, наличием признаков этнической неполноценности.

2. Спецификой этнического самосознания корейской учащейся молодежи является тенденция к межэтнической интеграции, в то время как особенностью этнического самосознания русской молодежи, является тенденция к межэтническому обособлению по отношению к корейской диаспоре.

3. Моральное самосознание корейской учащейся молодежи Приморья микшируется под моральные суждения, свойственные титульному этносу, и не является этнодифференцирующим признаком.

Цель исследования требует постановки и решения следующих частных задач:

1. Проанализировать современное состояние проблемы этнического и морального самосознания в психологической науке. На основе изучения содержания понятий «самосознание», «этническое самосознание», «этническая идентичность», «моральное самосознание», обосновать методологический подход и отработать тезаурус исследования особенностей этнического и морального самосознания корейской молодежи в условиях межэтнического взаимодействия с русскими.

2. Обосновать комплекс методов эмпирического исследования этнического и морального самосознания корейской учащейся молодежи, апробировать адекватность методических приемов получения и обработки данных.

3. Провести сравнительный анализ структуры этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими, проживающих в Приморском крае.

Теоретическое значение и научная новизна исследования. В исследовании впервые анализируются особенности этнического самосознания корейской молодежи через концепцию структуры самосознания B.C. Мухиной, проявляющиеся в условиях межэтнического взаимодействия с русскими на современном этапе истории Приморского края. Получен уникальный сравнительный эмпирический материал на основе исследования конкретных этносов, взаимодействующих в едином геоисторическом пространстве.

Применен комплексный подход к изучению этнического (включая моральное) самосознания, проанализирована специфика содержания структурных звеньев самосознания корейской и русской учащейся молодеживыявлены характерные типы поведения корейцев и русских в условиях межэтнической и внутриэтнической фрустрации. Теоретическое значение имеют выделяемые общие и специфические составляющие этнического и морального самосознания современной корейской и русской молодежи Приморского края.

Практическая значимость исследования связана с возможностью прогнозировать характер взаимодействия между этническими группами и осуществлять профилактику межэтнической напряженности в данном полиэтническом регионе.

Результаты проведенного исследования были использованы преподавателями вузов при чтении лекций, посвященных проблемам межэтнических отношений. Кроме того полученные данные использовались для воспитания межэтнической толерантности у студенческой молодежи.

Полученные эмпирические данные могут найти применение в деятельности учителей, социальных работников, психологов, руководителей, работающих в поликультурных коллективах, для повышения эффективности их деятельности.

Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез применяли следующие методы и методики исследования.

1. Методика Куна-Макпортленда «Кто Я?»;

2. Методика Е. Богардуса «Шкала социально-психологической дистанции»;

3. Методика субъективной рефлексии «Достоинства и недостатки представителей моего и другого этноса» (B.C. Мухина);

4. Специально разработанная диссертантом этнопсихологическая анкета, направленная на выяснение роли различных этнодифференцирующих признаков и структурных компонентов этнической идентичности и этнического самосознания.

5. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (В.С.Мухина, К.А.Хвостов);

6. Метод изучения морального самосознания молодежи (А.А.Хвостов);

В исследовании использовались статистические методы обработки данных: метод контент-анализа, методы количественного описания материала (средние арифметические значения, критерии хи-квадрат, Стьюдента, Манна-Уитни для проверки значимости различий, корреляционный анализ по Спирмену для проверки характера связи).

Общий объем выборки составил 325 человек: проективным методом депривации структурных звеньев самосознания обследовано 105 человек, из них 50 корейцев (26 девушек, 24 юноши) и 55 русских (30 девушек, 25 юношей) — этнопсихологической анкетой и методом изучения морального самосознания обследовано по 110 человек, из них по 55 корейцев (30 девушек, 25 юношей) и по 55 русских (30 девушек, 25 юношей) в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст 19 лет).

На защиту выносятся следующие положения:

I. Особенностью этнического самосознания корейской учащейся молодежи, проживающей в Приморском крае, является наличие слабо выраженной бикультурной идентичности, которая представляет собой следствие этнокультурной адаптации по типу интеграции и ассимиляции.

II. В структуре этнического самосознания корейской и русской учащейся молодежи наряду с преобладанием позитивной идентичности, имеются признаки нарушения этнической самоидентификации.

III. Содержание структурных звеньев самосознания корейской учащейся молодежи определяется идентификацией как с исконной культурой, так и с культурой титульного этноса.

IV. Во взаимоотношениях между корейской и русской учащейся молодежью существуют амбивалентные позиции по отношению друг к другу. У корейской учащейся молодежи в условиях межэтнического взаимодействии с русскими наблюдается стремление к межэтнической интеграции. Данная тенденция проявляется в увеличении толерантных форм социального реагирования на представителей русского этноса. Особенностью этнического самосознания русской учащейся молодежи является тенденция к обособлению от корейской молодежи, выражающаяся в повышении агрессивности и стремлении увеличить социальную дистанцию.

V. Моральное самосознание корейцев Приморья микшируется под моральные суждения, свойственные титульному этносу и не является этнодифференцирующим признаком.

Достоверность результатов исследования обеспечена применением комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету работы, их апробации в пилотажном исследовании и психометрическим обоснованием, а также определением статистической значимости полученных результатов с помощью аппарата математической статистики.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Содержание диссертации изложено на 235 страницах. В приложении представлены историко-этнографические материалы, образцы методик, таблицы с результатами исследования. Библиография состоит из 250 источника, из них 30 на иностранных языках.

сформулировать следующие ВЫВОДЫ:

I. Особенностью этнического самосознания корейской учащейся молодежи Приморья является наличие у них слабо выраженной бикулътурной идентичности, которая представляет собой следствие этнокультурной адаптации по типу ассимиляции и интеграции. Специфика этнического самосознания корейцев проявляется в этнониме «русский кореец». В самосознании корейской молодежи этническая идентичность вытесняется личностной идентичностьюуровень этнополитической мобилизации низкий.

Особенностью этнического самосознания русской учащейся молодежи является средне выраженная этническая идентичность у юношей, слабо выраженная этническая идентичность у девушекпреобладающей является субъективная личностная самоидентификацияуровень этнополитической мобилизации у юношей средний, у девушек низкий.

Поведение корейской и русской молодежи в основном регулируется не национально-групповыми интересами, а индивидуально-личностными стандартами. В то же время выраженность этнической идентичности и этнополитической мобилизации у русских юношей выше, чем у корейских юношей.

И. В структуре этнического самосознания корейской молодежи на фоне преобладания позитивного «Образа-Мы», позволяющего им сохранять свою культурную идентичность, выявлены признаки нарушения этнической самоидентификации, проявляющиеся: в переживании негативных этнических эмоций (стыда, злости) — в напряжении по отношению к своим антропологическим признакам (особенно у девушек) — по отношению к незнанию родного языка.

В структуре этнического самосознания русской молодежи на фоне преобладания позитивного «Образа-Мы», выявлены признаки нарушения этнической самоидентификации, проявляющиеся: в переживании стыда по поводу национальной принадлежности, связанного с низким социально-психологическим статусом своей этнической группы в контексте общечеловеческих взаимоотношений.

III. Содержание структурных звеньев самосознания корейской молодежи представляет собой этнокультурный симбиоз. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания корейцев определяется ценностными ориентациями на культуру титульного этноса, а так же ценностными ориентациями, обусловленными этнокультурными традициями.

IV. Во взаимоотношениях между корейской и русской учащейся молодежью существуют амбивалентные позиции по отношению друг к другу.

Особенностью этнического самосознания корейской молодежи, проявляющейся в условиях межэтнического взаимодействия с русскими, является наличие у корейцев стремления к межэтнической интеграции со сверстниками. Данная тенденция проявляется в увеличении толерантных форм социального реагирования и преобладании позитивных установок на межэтническое взаимодействие с русскими.

Особенностью этнического самосознания русской молодежи является тенденция к обособлению от корейской молодежи, выражающаяся в повышении агрессивности и стремлении увеличить социальную дистанцию.

Тендерные различия в особенностях' реагирования молодежи на фрустрацию проявляются в большей агрессивности юношей обоих этносов и большей толерантности девушек.

V. Моральное самосознание корейской молодежи в целом мало отличается от морального самосознания русской молодежи. Моральное самосознание корейцев микшируется под моральные суждения, свойственные титульному этносу страны проживанияоно не является этнодифференцирующим признаком. Спецификой морального самосознания корейцев является наличие тендерной дифференциации.

VI. Анализ социально-психологической дистанции корейцев и русских выявил, что у представителей обоих этносов дистанция увеличивается в семейно-брачных отношениях и в отношениях «начальник-подчиненный».

VII. Гетеростереотипы корейцев и русских имеют позитивную направленность, что свидетельствует о наличии межэтнической толерантности между представителями исследуемых групп. Однако уровень межэтнического взаимопонимания невысокийимеются отдельные предубеждения, осложняющие межэтническое общение корейцев и русских.

VIII. В иерархии этноконсолидирующих признаков корейской молодежи на первом месте — обычаи и традиции, на втором — внешность, на третьем — язык и черты характера. Родной язык для корейской молодежи (реально не освоенный ими), является важным этноинтегрирующим признаком, символом родства со своим этносом.

В иерархии этноконсолидирующих признаков русской молодежи на первом месте — язык, на втором — обычаи и традиции, на третьем — культура и историческое прошлое.

Особенностью этнического самосознания корейцев является специфика этноконсолидирующих признаков.

Таким образом, результаты проведенного исследования и изложенные выводы подтверждают выдвинутые гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование, ориентированное на научную школу B.C. Мухиной — «феноменология развития и бытия личности», позволило определить наши теоретические позиции и логику построения всего исследования. Проведя теоретический анализ проблем этнического самосознания в зарубежной и отечественной литературе, мы сочли необходимым исследовать и проблему морального самосознания, как компонента самосознания в целом и этнического в частности. Исследование традиционно используемых методов и методик изучения этнического самосознания позволило отобрать и обосновать методы и методики, применяемые в нашем исследовании. Теоретические и эмпирические положения диссертации побудили нас обратиться к обсуждению истории формирования ментальности исследуемого этноса — корейцев, что позволило выделить содержательные стороны качеств и ценностных ориентаций их самосознания.

Выбрав в качестве объекта исследования молодежь корейской и русской национальности, мы исходили из того, что именно молодые люди являются наиболее чувствительными к социальным изменениям и именно от них зависит направление этнических отношений в регионе.

Полученные эмпирические данные были проанализированы методами описательной (среднее арифметическое значение, процентное соотношение) и индуктивной (Т-критерий Стьюдента, Манна-Уитни, хи-квадрат, корреляционный анализ по Спирмену) статистики.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили нам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности: (Пробл. методологии, теории и исслед. реал, личности). — М.: — Воронеж, 1999. — 218 с.
  2. И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопр. психол. -2003. № 3. — С.78−82.
  3. Т.П. Моральное развитие роль взрослого // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 3. — С. 35−44.
  4. В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопр. психол. 1985. — № 3. — С. 135−140.
  5. B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований// Психол. журн. -1988. -Т. 9. № 3. С.35−42.
  6. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?"//Этногр. обозрение. -1996. № 3. — С.13−22.
  7. Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психол. 1991. — № 4. — С.74−82.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 380 с.
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. -М.- Воронеж, 1996. — 383 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов -М.-1996. -375с.
  11. С. Ф. Моральная деятельность // Социальная сущность и функции нравственности / Отв. ред. А. А. Гусейнов М., 1975. — С. 25−34.
  12. С. А. Об условности понятия «этнопсихология» // Сов. этнография. -1983. -№ 2. С.82−84.
  13. А.Г. Психология личности. М. 1990. — 367 с.
  14. Н.Асмолов А. Г. XXI век: психология в век психологии // Вопр. психологии.-1999.- № 1. С.3−12.
  15. Е.В. Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2004. 22 с.
  16. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997. — С.20−34.
  17. Этнические стереотипы поведения./ Под ред. А. К. Байбурина Л. 1985. -32с.
  18. А. А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. —18 с.
  19. С.А., Орлова Н. Г. Особенности формиров ания этнической идентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В. С. Собкина. -М, 1998.-С. 248−263
  20. В. И. Принципы морального выбора. — М., 1974.
  21. С.П. Парк Роберт Эзра // Современная западная социология: Словарь. М., 1990. — С.256−257.
  22. С.И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан: Автореф. канд. психол. наук. — Самара, 1999.- 22 с.
  23. Ю.Н. Корейская семья в России (к вопросу о конструировании этничности)// Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. -Краснодар 2000. — № 1−2. — С. 67 — 69.
  24. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.- - Воронеж- - 2000. — 240 с.
  25. Н.А. Судьба России: Избр. произведения. Ростов на / Д, 1997.444 с.
  26. Р. Что такое «Я» концепция // Психология самосознания. — Самара, 2000. — С.333−383.
  27. А.А. Психология о личности. М., 1988. — 188 с.
  28. Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж, 1997. -С.193−244.
  29. Бок Зи Коу. Сахалинские корейцы: проблемы и перспективы. Южно-Сахалинск, 1989. — 78 с.
  30. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб.- 1994. — 168 с.
  31. Ю.В. Очерки теории этноса. М.- 1983. — 412 с.
  32. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.- 1987.-333 с.
  33. Н.Ф. О выселении корейцев корейцев из Дальневосточного края. Л., 1992.- 156 с.
  34. Н.Ф. Социальная натурализация и этническая мобилизация. (Опыт корейцев России). М., 1998. — 340 с.
  35. Н.Ф. Российские корейцы: новый поворот истории: 90-е годы. -М., 2000. 83 с.
  36. Н.Ф. Российские корейцы и политика «солнечного тепла». М., 2002. -253 с.
  37. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев., 1997. — 125 с.
  38. В.М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психол. журнал. 2002. — № 1. Т. 23. -С. 101−113.
  39. М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 2004. — 27 с.
  40. .Е. Этничность: в поисках парадигмы. изучения // Этногр. обозрение. -1998. -№ 4.-С. 15−26.
  41. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред, и высш. пед. учеб. заведений— М., 1999. 168 с.
  42. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 168 с.
  43. Г. Н. Этнопедагогическая формула гуманистического воспитания личности // Воспитание и развитие личности: Материалы Междунар. науч. -практ. конф., М., 1997. — С.44−45.
  44. А. Китайская и корейская иммиграция на российский Дальний Восток в конце 19 начале 20 вв. // Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 6. -С. 105−113.
  45. В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998. -С.195−308.
  46. JI.C. Проблема культурного развития ребенка // Педология, М., 1928. № 1, — С.58−77.
  47. Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Христоматия. Самара, 1999. — Т. 2. — С. 160−164.
  48. Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1993. — 28 с.
  49. Т.В. Эти непонятные корейцы. М., 2003. — 294 с.
  50. . Приложение Б.: Статистика и обработка данных // Что такое психология: В 2 т. -М., 1992. -Т.2. С.277−317.
  51. A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков: (На материале исслед. старшеклассников рус. и евр. национальностей): Автореф. дис. на соиск.. канд. психол. наук. М., 1996. — 21с.
  52. A.M. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия // Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В. С. Собкина. М., 1998. — С.206−277.
  53. В.В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в России // Психол. журнал.-2000.-№ 1.-С. 78−86.
  54. К.М. Проблемы современной психологической диагностики // Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича М., 1981. — С. 5−23.
  55. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997. — С.324−332.
  56. Р.Ш. Антропонимические процессы у корейцев Средней Азии и Казахстана / Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970. — С. 59−62.
  57. Р.Ш. Основные тенденции этнических процессов корейцев Средней Азии и Казахстана // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М, 1980. — С.57.
  58. Р.Ш. Этническое самосознание корейцев в раннефеодальную эпоху. Автореф. дис. док. ист. наук. — М., 1986. 35 с.
  59. У. Психология. М., 1991. — 369 с.
  60. Дж., Бэсинджер К., Фуллер Д. Моральная зрелость: Диагностика развития социоморальной рефлексии // Развитие личности. -1998. 2. — С. 109−126.
  61. Дорогой горьких испытаний. К 60-летию депортации корейцев России. М., — 1997.-286 с.
  62. Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999. — 208 с.
  63. О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Л., 1982. — С.68.
  64. Л.М., Арутюнян Ю. В., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. — 271 с.
  65. О.Г. Понятие морали. М., 1974. — 367 с.
  66. Е.И. Риск морального выбора // Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко М., 1980. — С. 82−96.
  67. Е.И. Анализ фундаментальных этических идей: Автореф. дис.док. филос. наук. -М., 1989.- 37 с.
  68. И.Г., Хвостов А. А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения // Вопросы психологии- 2000. № 5. С. 87−99.
  69. .А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журн. -1981.- Т.2, № 5. С.43−54.
  70. .А. Психология типов личности, народов и эпох. Екатеринбург, 2001.-736 с.
  71. Ю.В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее. — М., 1982. 124 с.
  72. Ю.В. Шаманство в Корее // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. -М., 1980.- С. 165−256.
  73. А.А. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия (на материале исследования этносов Северного Кавказа): Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 2001.45 с.
  74. З.Н. Особенности этнического самосознания у будущих педагогов ханты и манси (учащихся педучилища): Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1993.- 17 с.
  75. Календарные обряды и обычаи народов Восточной Азии: годовой цикл. — М., 1989.- 237 с.
  76. Кан Г. В. История корейцев Казахстана. Алматы, 1995. — 16 с.
  77. И.И. Особенности формирования этнической идентичности в подростковом возрасте (на материале Молдовы) // Журнал прикладной психологии. 2001. № 2. — с. 34−38.
  78. Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев. Алма-Ата, 1965. 251с.
  79. Ким О. К изучению антропонимии корейцев СССР // Ономастика Востока. -М., 1980.-С. 59−62.
  80. Ким Б. И. Ветры наших судеб. Советские корейцы. История и современность. Ташкент, 1991. — 180 с.
  81. Ким Г. История иммиграции корейцев. Кн.1. II-я пол. XIX в. — 1945 г.-Дайк-пресс, 1991.-315 с.
  82. Ким Г. Н. Антропонимия корейцев // Имена народов Казахстана. Алма-Ата, 1990.-С. 77−90.8 5. Ким Г. Н., Мен Д. В. История и культура корейцев Казахстана. Ал маты, 1995.-346 с.
  83. Ким Г. Н. Корейцы за рубежом: прошлое, настоящее, будущее. — М., -Гардарики 1999. — 202 с.
  84. Ким Г. Н. О «родном» языке корейцев. М., 2001. — 27 с.
  85. Ким Г. Н. История религий Кореи. Алматы, 2001. — 230 с.
  86. Ким В. Н. Свои среди чужих // Российские корейцы. 2000, Январь (№ 5). -С. 13.
  87. А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления // Сов. этнография. 1977.- № 3.- С. 14−22.
  88. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» // Социальная идентификация личности. — Т. 2. Кн.1 / Отв. ред. В .А. Ядов -М., 1994-С. 130−153.
  89. А.С., Кузнецов A.M. Никольск Уссурийский: штрихи к портрету. — Уссурийск, 1997.-224 с.
  90. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. — № 2. — С. 47−57.
  91. Кон И. С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива) М., 1988. — 271с.
  92. Кон И. С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. М.- - Воронеж, 1999.-554с.
  93. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.- 100с.
  94. Корея. Цифры и факты. Сеул, 1993. — 204 с.
  95. Корея и Россия: традиции и современность. М., 2003. — 233 с.
  96. М. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала // Сов. этнография. -1946. -№ 2. С.227−232.
  97. ОО.Костинская А. Г. Феномен идентичности как структурирующий фактор // Мир психологии.-2003.-№ 1.-С. 186−198.
  98. В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Теория и методология.- М., 1992. -С.142.
  99. В.Г. Этническая психология. М., 2002. -320 с. 103 .Крупник Е. П. Психологическая устойчивость этнического самосознания чеченских школьников // Мир психологии. 2001. № 4. — С. 151−162.
  100. Г. В., Максимов JI.B. Природа моральных абсолютов — М., 1996. 156 с.
  101. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология.-Ростов-на-Дону, 2000. С.111−150.
  102. Юб.Кушнир A.M. Особенности ценностных ориентаций и самосознания личности детей народностей Севера: (На материале изучения школьников саами): Дис.. канд.психол.наук. М. 1988. — 182с.
  103. А. Н. Корея: будни и праздники. М., Международные отношения. — 2000. — 480 с.
  104. Н.М. Новые возможности одной известной концепции // Психол. жур. -1989. -Т.10, № 2. С.25−37.
  105. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие М., 1999. — 223 с.
  106. Ю.Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психол. журнал. — 2001. № 3. Т. 22. — С. 26−37.
  107. Ш. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России. // Психол. журнал. 2003. — № 5. Т. 22. -С. 31−45.
  108. Е.Д. Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (на материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей): Автореф. дис. канд. психол. наук. — Самара., 2000.- 23 с.
  109. Г. Психология толп // Психология толп М., 1999. — С. 15−254.
  110. В.П., Панкова Н. Г. Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых//Сов. этнография. — 1973. № 5. — С.123−131.
  111. В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана. // Психол. журнал. — 1996.-№ 6. Т. 17.-С. 72−81.
  112. Пб.Леонтьев А. А. Личность как историко-этническая категория // Сов. этнография. -1981. № 3. — С.35−44.
  113. А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учеб.-справ. пособие. М., 1998. — 311 с.
  114. А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. -Т. 2.- С. 165−196.
  115. Ли Г. Гобонди. Записки наблюдателя о любви корейцев к земле. — Бишкек, 2000.-317 с.
  116. Ли Г. Корейцы в Кыргызстане. Бишкек, 1998. — 298 с.
  117. Ли В. Ф. Белая книга о депортации корейского населения России в 30−40-х годах. М., 1992. — 165 с.
  118. Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. Томск, 2002. — 262 с.
  119. Ло Ен Дон Проблемы российских корейцев: история перспективы решения. М., 1995. — 107 с.
  120. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Эксперим. психол. исслед. — М., 1974. — 172 с.
  121. С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов, — М. 1998.-446с.
  122. С.В. Психологическая антропология. Екатеринбург, 2003. — 624 с.
  123. Г. И. Модель становления идентификации // Журн. практ. психологии. -1996. № 6. — С.3−11.
  124. Ф.М. социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1999.-25 с.
  125. М.О., Дубов И. Г. Различия в нормативной сфере больших групп населения Москвы // Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова — М., 1998.-С. 135−190.
  126. B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. М.- -Воронеж, 1996. — 446 с.
  127. Менталистика: проблемы, решения, перспективы исследований (ментальность поволжского социума в научных проектах). Самара: СНЦ РАН — СамГПУ — 2001. — 64 с.
  128. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения М., 1988. — 429 с.
  129. О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопр. психол. 2000. — № 1. — С.68−86.
  130. И. Н. Психология морального конфликта // Мораль: противоречия и конфликты / Под ред. Н. А. Головко М., 1987. — С. 46−60.
  131. А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 365 с.
  132. Мин Л. В. Семейные обычаи и традиции корейцев, проживающих в Казахстане. Алма-Ата, 1992. — 123 с.
  133. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000. — 456 с.
  134. B.C. Детская психология. М., 1999. — 352 с.
  135. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — 239 с.
  136. B.C. Проблемы генеза личности: Учеб. пособие М., 1985. — 105 с.
  137. B.C. Феноменология развития и бытие личности. М., — Воронеж. 1999.-635 с.
  138. B.C. Фильм «Я и другие». -Киевнаучфильф. ТПО «Артель». 1972.
  139. В.Н. Психология отношений. М.: Воронеж, 1995. — 356.
  140. Нам С. Г. Корейский национальный район. -М., Наука 1991.- 136 с.
  141. Нам С. Г. Российские корейцы: история и культура (1860−1925 гг) М., 1998.- 187 с.
  142. В.Н., Таглин С. А. Методы исследования в этнопсихологии // Введение в этническую психологию. Харьков. 1992. — С.27−62.
  143. С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера (на материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001. — 20 с.
  144. Пак Б. Д. Корейцы в Советской России (1917- конец 30-х годов) — Москва-Иркутск, 1995.-235 с.
  145. Пак Б. Д. Россия и Корея.- М., 2004. 519 с.
  146. Пак Л. Т. Процесс реабилитации корейцев России на рубеже XXI века. -Новороссийск, 2003. 44 с.
  147. Пак Ир. Что в имени твоем, кореец.// Коре Ильбо. 1998, от 28 мая. -С. 10.
  148. Пак М. Н. История и историография Кореи. Избранные труды. М., 2003. -911 с.
  149. Ю.В. Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (на материале исследования призывной молодежи Татарстана): Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 21 с.
  150. А.И. Школьное образование среди корейского населения Дальнего Востока России 1864−1897 гг. 146 с.
  151. А.И. Корейская диаспора в России, 1897−1917 гг. Владивосток, 2001.-399 с.
  152. А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. М. 1996. — С.54−61.
  153. Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. Спб., 1993. — С. 17−24.
  154. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973. — С.2−14.
  155. .Ф. Социальная психология и история, М., 1979. — С. 107.
  156. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. 1990.-С.492.
  157. Н. К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях. // Вопр. психол. 1999. — № 2. — С. 22−27.
  158. О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — С.20.
  159. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. — С.43 7.
  160. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. 2 т. Самара, 1999. — С.232.
  161. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб. 2000. — С.349.
  162. Сидоренко Н. И Моральная норма //Социальная сущность и функции нравственности / Отв. ред. А. А. Гусейнов -М., 1975 С. 46−54.
  163. Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М., 1995.
  164. З.В. Социология и психология национальных отношений. Спб. 1999. -С.99−154.
  165. Сим Хон Енг Корейский этнос в системе межнациональных отношений СССР: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 1998. — 26 с.
  166. И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества//Советская этнография. -1982.- № 1. С.79−88.
  167. И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества (на материалах этносоциологического обследования г. Киева и Киевской области). Автореф. дис. канд. истор.наук. М., 1983. -18 с.
  168. B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности. // Этнос. Идентичность. Образование./ Под.ред. Собкина B.C. М. 1998. -С.103−141.
  169. B.C., Писарский П. В. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ, Москва- Амстердам: (По материалам социол. опроса учителей, учащихся и родителей). М., 1994. -151 с.
  170. B.C. Подросток: виртуальность и социальная реальность: По материалам социол. исслед. / B.C. Собкин, Ю. М. Евстигнеева. М., 2001. -155 с.
  171. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. — 389 с.
  172. B.C. Русская идея. М., 1992. — С. 187−188.
  173. Сон М. Ю. Социолингвистический анализ и функционирования коре мар и русского языка в корейской диаспоре. М., АКД -1999. — 31 с.
  174. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — С. 155−168.
  175. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. -1983. -№ 3. С. 104−111.
  176. Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. — 320 с.
  177. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологических исследований. М., 1993. — С.30−32.
  178. Г. С., Трофимова Н. М. Особенности этнического самосознания студентов педагогического вуза // Педагогика. 2000. — № 3. — С.34−41.
  179. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — С.56−70.
  180. Е.В. Детство в условиях разных культур. // Вопросы психологии. 1979.- № 6. — С. 142−151.
  181. .К. Особенности социального поведения трудных детей от 6 до 8 лет в ситуациях депривации основных потребностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1988. — 17 с.
  182. А.В. Этнофункциональный подход к проблеме возникновения психических расстройств. // Этнографическое обозрение.- 1996.- № 4. -С.31−37.
  183. А.В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерепию. М., 2002. — 240 с.
  184. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Ленинград, 1972. С. 428.
  185. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. — С.573.
  186. К.А. Особенности самосознания детей и подростков в замкнутом геоисторическом пространстве (алеуты и русские о. Беринга) Дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. М. -1996. — С.71−76.
  187. А.И. Специфика и сущность морали- проблемы структуры нравственного сознания // Мораль и этическая теория / Под ред. О. П. Целиковой. М., 1974. — С. 7−49.
  188. А.И. Сущность поступка и его место в структуре моралного выбора // Моральный выбор / Под. Ред. А. А. Гусейнова и др. М., 1980. -С. 97−137.
  189. В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997 -№ 3.- С.9−17.
  190. В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии.- М., 2003. 348 с.
  191. Г. Иммиграция на Дальнем Востоке России // Проблемы Дальнего Востока. 1994, — № 4. — С. 96−101.
  192. Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001 -289 с.
  193. .Т. Язык как фактор этнической идентичности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 26 с.
  194. Ю.В. Эмоционально-образная составляющая этнической идентичности и формирования русского этнонационального сознания // Мир психологии.-2003.- № 1. С. 198−205.
  195. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «ОНО» Труды разных лет. Кн.1, — Тбилиси, 1991. — С. 102−107.
  196. Хан М. М. Язык и этническое самосознание корейцев России. // Кунсткамера. Этнографические тетради. 2002. Вып. 10 — С. 35−60.
  197. В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению этничности в зарубежной и отечественной науке (позиция этнопсихолога) // Мир психологии. 2001.- № 4.- С.135−146.
  198. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002.- 124 с.
  199. А. А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы // Развитие личности. 1998. — № 3−4. -С. 62−82.
  200. А.А. Онтогенез морального сознания: от подростков до студенческой молодежи // Развитие личности. — 2000. № 3−4.- С. 75−100.
  201. А.А. Сравнительный анализ моральных суждений — от подростков до среднего возраста в России и США // Развитие личности 2001. — № 1.
  202. А.А. Типология морального сознания студенческой молодежи // Развитие личности 1999.- № 3. — С. 121−151.
  203. Цой B.C. Современная культура и быт корейцев Казахстана: Автореф. дис. канд. истор. наук. Алма-Ата, 1985. — 20 с.2И.Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. Сочинения. М., 1989. -С.479−574.
  204. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. — Воронеж, 1995. — С.157−201.
  205. Э. Детство и общество. СПб, 2000. — С.99−174.
  206. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. — С.24−333.
  207. Этнопсихологический словарь. / Под ред. В. Г. Крысько. М., 1999. — С.342.
  208. Этномиграционные процессы в Приморье в XX веке. Владивосток, 2002. -225 с.
  209. Этническая психология. Хрестоматия. / Под ред. А. И. Егоровой СПб., 2003.-320 с.
  210. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание (на материалах Северного Кавказа): Автореф. докт. филос.наук. — Ростов-на-Дону, 1999. — 38 с.
  211. Г. А. Советские корейцы: социально-психологический портрет своего поколения. Ташкент, 1990. — 26 с.
  212. Г. А. Общность народов Евразии арьев и суперэтносов как национальная идея: Россия и Корея. — М, 2003. — 285 с.
  213. Benedict R. The Chrusanfemum and the Sword. Boston, 1946. — P.304.
  214. Boixen H. Das Pik Verfahren // Kriminalistik, 1968, ' 4. — Hamborg. — P.345−362.
  215. Breakwell G.M.Cjping with threatened identities. L-N.V. Mithnen. 1986. P.27−49.
  216. Chabot P. The Poto-robot. Its use, its production, its future // International criminal Police Review. April 1953 '97, -Paris. — P.99−109.
  217. Chey, Youn-Cha Shin. Korean Studies in the Soviet Union: A Historical Perspective //Korea Journal.- 1989. Vol. 29, No. 2, pp. 4−15.
  218. Dashefsky F., Shapiro H.M. Etnik Identification Among American Yews. Socialization and Social Structure. Lexington: — Mess. 1974. — P.290.
  219. Erikson E.A. Memorandum of Identity and Negro Youth // a Wayof Looking at Things. Selekted Papers / Ed by S.Schlein. N.V.: W.W.Norton & Company, -1992. — P.8−56.
  220. Foot N. Identification as the Basis ford Theory of Motivation // American Sociological Review 1951 — '4. — P.32−40.
  221. Gabriel I., Ben-Tovin G. The Conceptualization of Race Relations in Sociological Theory // Ethnic and Racial Syudies. 1979 — Vol.2, '2. — P.23 7−349.
  222. Hamilton D. Identy kit // The Police Journal, September — October, 1962, 1 5, -London.
  223. Hansem M.L. The Problem of the Third Generation Immigrant. Rosh Island: 11, Augustana Historical Society, 1937. — P.83.
  224. Hur, Seung-Chul. Aspects of the Linguistic Assimilation of Soviet koreans // The Journal of Slavic Studies, 1988, Vol. 3, Seoul, pp. 123−139.
  225. Katz D., Braly K. Racial prayndice and rarual sterotupres Journal of Abnormal and Social Psychology, 1935. -P.175−193.
  226. Kho, Songmoo. Koreans in the Soviet Union //'Korea and Word Affairs, Spring1990, pp. 137−174/
  227. King J. R. P. Soviet Korean Grammar from 1930 // Korean Language Education, 1991, No. 3.-Seoul.
  228. Kwon Hi Young. A Study on the History of Migration of Koreans to the Russian Territory, Kuksagwan Nonchong, 1993, pp. 152−186.
  229. Lindsmit A.R. Straus A.L. Social Psychology. N.V. 1968. — P.91−123.
  230. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980. — P.38−47.
  231. Mead G.H. Mind, self and S-M. Chicago: Chicago Univ Press, 1975. — P.43−48. 240.0bidinski T. Methodological Considerations in the Definition of Enthnicity //
  232. Enthnicity 1978 — Vol.5., '3. — P.213−228.
  233. Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Jornal of Sociology. Chicago, 1928 — Vol. 33 '6. — P.881−893.
  234. Park R.E. Race and culture. Glencoe, Free press, 1950 (Part 26. Marginal Man. Chapt. Human Migration and the Marginal Man.). P.355−376.
  235. Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. P. 73.
  236. Patterson S. Dark Straigers. F study of West Indians in London Hormandsworth: Peigein, 1965.-P.46.
  237. Stongvist E.V. The Marginal man. Study in personality and culture. New Jork, Russel & Russel. 1961. — XVIII. — P.228.
  238. Tajfel H. Human gronps and social categories: Studies in social psychology.-Cambridge: Univ. Press, 1981. P.255.
  239. Tajfel H. Stereotypes and social groups // Jntergroup behaviur / Ed. By J.C.Turner, H. Giles Oxford: Basil Blackwell, 1981. — P. 144.
  240. Tajfel H. Social Categorization in the Social Psyobroly of Hlogroup Relations. London / Academic Press. 1978. P.79−97.
  241. Terhune K. From National Behavior: A. Reformulation // I. Conft Resole 1970 -Vol.XVI l2. — P.203−263.
  242. Threatened identities (Breakwell G.M.(ed) Chichester. Wielty. 1983. P.56−91. Vetman N.R. Steel C.H. Majority and Minority: The Dynamics of Racial and Ethic Relatuons — Boston: Allen and Bason Inc. 1971. — P.4−16.
Заполнить форму текущей работой