Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен виртуальности обыденного сознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как и любое другое сознание, виртуальное не только отражает, но и творит мир. Объективным критерием этого творения является интеллектуальная, нравственная, духовная реализация человека и общества. Отделение созидательной силы виртуального сознания от разрушительной предполагаем обозначение пределов виртуализации сознания. Сам по себе процесс виртуализации реальности и виртуализации сознания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ВИРТУАЛЬНОСТИ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ
    • 1. Методологические основы анализа информационно-компьютерной реальности
    • 2. Проблема обыденного сознания в развитии мировой философской мысли
    • 3. Исследование виртуализации и виртуальности в философской, социологической, психологической литературе
  • ГЛАВА II. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА
    • 1. Виртуальная реальность: понятие, виды
    • 2. Виртуальное сознание и его взаимодействие с виртуальной реальностью
  • ГЛАВА III. ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Объективные условия и субъективные факторы процесса виртуализации обыденного сознания
    • 2. Пределы виртуализации обыденного сознания и пути его девиртуализации

Феномен виртуальности обыденного сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблемы, связанные с философским пониманием обыденного сознания, имеют важнейшее значение для всей системы социальных наук, а также способствуют решению задач эффективного конструирования социальной реальности. Сегодня мир находится в состоянии, когда все чаще проявляет себя кризис, приобретающий глобальный характер, когда всё настойчивее обнаруживает себя тенденция потери индивидуумами и общностями их социальной и культурной идентичности. Человек в современном обществе вынужден заниматься самоопределением в быстроменяющихся социальных структурах, социуме в целом, который уже не так стабилен и жестко институционально закреплен, как прежде. Так как одной из основ социального познания и самопознания человека является включенность его в устойчивые системы общественных отношений, в том числе и определяющих ментальное бытие, его изменения (например, развитие новых информационных технологий), с необходимостью выдвигают перед исследователями ряд задач, касающихся общественного и индивидуального обыденного сознания, детерминированного этими технологиями.

Для современного общества характерно возникновение потребности в формировании новых прогрессивных гуманистическому развитию общества коммуникационных структур, адекватных условиям информационно-компьютерной реальности, для которой характерно интенсивное развитие различного рода виртуальных технологий — широко доступных масскоммуникативных сред, таких как телевидение и глобальная сеть Интернет.

Исследования в области компьютерного представления в кибернетическом пространстве процессов мультисенсорного интерфейса индивидуального пользователя с субъектами и явлениями этого пространства, принятия решений и реализации поведения ведутся с начала.

90-х годов. Бурные темпы развития одной из самых перспективных информационных технологий XXI века — технологии виртуальной реальности привели к появлению новых методологических и практических результатов, повышению внимания к этой проблематике и, что самое главное, расширению сфер приложения и возникновению новых взглядов на нее1.

Мощность информационных технологий, используемых сегодня электронными средствами массовых коммуникаций, настолько перекрывает соответствующие возможности индивида, что фактически лишает его собственных информационных оснований. При этом отдельный человек через виртуализацию сознания лишается оснований не только для критической оценки информации, получаемой по каналам СМК, но часто и самой возможности формировать самостоятельное, основанное на объективных фактах содержание своих представлений (во всяком случае, представлений о целом ряде важных аспектов реальности).

Перед средствами массовой коммуникации открываются практически неограниченные возможности манипулирования сознанием индивида, так что под вопросом оказывается не только свобода выбора, но и сама личность, ее духовно-нравственные качества. Поэтому возникает необходимость понять и объяснить смысл происходящих процессов виртуализации и их негативных тенденций. Тем более, что уже имеются западные постмодернистские философские исследования социокультурных процессов конца XX — начала XXI вв., детерминируемых такими факторами как виртуальная реальность и виртуальное сознание общества и индивида.

Исследование обыденного виртуального сознания как отражения виртуальной реальности внешнего мира и превращение ее в субъективную реальность личности и обратно не просто актуально как теоретическая проблема, но настоятельно необходима как проблема практическая. Нельзя допустить разрушения ближайших социокультурных оснований общества и.

1 Шапиро Д. И. Основы технологии виртуальной реальности. — М.: Технология ЦЦ, 2003. — с. 4. бытия личности. К тому же важно использовать то новое, вносимое современными информационными технологиями, что обогащает и гуманистически развивает социокультурную среду, а также раскрывает всё то, что поможет устранять разрушительные импульсы, исходящие от новых информационных технологий.

Степень научной разработанности проблемы. Социально-философские исследования различных аспектов информационно-компьютерной реальности как информационного общества и сетевой информационно-микроэлектронной системы имеют достаточно наработанную базу. Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, И. Валерстайн, А. Гоулднер, Д. К. Гэлбрейт, Г. Кан, С. М. Липсет, Н. Луман, Й. Масуда, Э. Месфин, Н. Понятовский, П. Серван-Шрайбер, П. Сорокин, У. Ростоу, А. Тоффлер, А. Турен, В. Феркисс, Ж. Фурастье, Ю. Хабермас, Й. Хубер и другие, начиная с 50-х годов XX века, анализируют развитие средств массовых коммуникаций, их воздействие на человека, культуру, общество в целом. Ими подмечены такие тенденции, как преодоление информационного провинциализма и отсталости на основе «интеллектуальных технологий» (термин Д. Белла), постиндустриализма, демократизации и либерализации.

Исследования фундаментальных положений теорий постиндустриального и информационного общества, осуществленные отечественными философами: Э. А. Араб-Оглы, Б. Н. Бессоновым, Н. П. Ващекиным, Г. Н. Волковым, Г. Е. Глезерманом, В. М. Глушковым, К. А. Зуевым, Г. И. Иконниковой, И. А. Козиковым, Н. Н. Моисеевым, X. Н. Момджяном, Л. Н. Москвичевым, А. И. Ракитовым, Г. Л. Смоляном, И. В. Соколовой, А. П. Сухановым, Г. Д. Чесноковым, А. Д. Урсулом являются вкладом в методологию рассматриваемой проблемы. В 90-е годы XX века — начале XXI столетия информационное общество и информационные технологии рассматриваются как глобальный процесс, формы реализации которого существенно зависят от политических и социально-экономических условий, национальных и социокультурных исторических традиций, что отражено в работах О. Н. Вертинской, В. Н. Захарова, М. Б. Игнатьева, В. JI. Иноземцева, В. Н. Михайловского, В. Г. Федотовой, В. Н. Костюка, Ю. В. Яковца1. Так К. А. Зуев в работе «Компьютер и общество» исследует проблемы создания в информационном обществе «программного продукта», соотношение информационных технологий и демократии.

Анализирует влияние информатизационного подхода на мировоззрение и целостное миропонимание человека и общества К. К. Колин. Он видит в приоритетной роли информации стратегический ресурс развития общества. Выход из глобального кризиса он усматривает на пути формирования л ноосферного сознания и высокой нравственности людей .

Новый этап взаимодействия сознания субъекта и технологий в период перехода человечества к информатизационной цивилизации анализируется И. Г. Корсунцевым в докторской диссертации «Субъект деятельности и информационные технологии» и последующих работах. Им обоснованы новые представления о сознании субъекта как развивающейся информационной структуре, существующей в режиме выживания, а также тезис о всеобщей виртуальной реальности, которая выступает формой существования индивидов и обществапоказаны неразделимость знания и знаков: реальность, сознание, знание имеют знаковую форму.

Уделяя серьезное внимание коммуникативным функциям психики человека, проблемам общения, управления, психологии личности в условиях информационного взаимодействия с технологическими устройствами, Б. Ф. Ломов указывает на необходимость поиска средств оптимальной нейтрализации воздействия технологий на сознание и психику человека. Захаров B.H., Игнатьев М. Б., Шейнин Ю. Е. Информационное общество. // Системы и средства информатики. Вып. 9, М., 1999; Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. M., 1998; Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб., 1994; Федотова В. Г. Социальное конструирование общества, приемлемого для жизни. // Вопросы философии, № 1, 2003; Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии, № 1, 1997.

2 Колин К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.-Екатеринбург, 2000.

Особый интерес представляет разработанная им концепция вербального кодирования в познавательных процессах.

Еще в 1984 году Ю. М. Лотман разработал понятие «семиосфера», для выражения границ семиотического пространства, его структурной неоднородности, проявляющей в постоянной диалогичности, связанной с новыми информационными технологиями, гуманизирующимся миром, богатейшей мировой культурой1.

Философским проблемам информатизации общества и военного дела, информационной безопасности, информационно-психологического противоборства посвящены работы А. И. Позднякова, в которых значительное место принадлежит концепции системы общих закономерностей информационного прогресса и места в ней обыденного сознания.

Очерчивая концепцию «информационной эпистемологии» как нетрадиционного раздела эпистемологии, А. И. Ракитов в книге «Философия компьютерной революции» анализирует все способы и механизмы превращения информации в высшую форму — знания, построенные с помощью технических систем. Информатизацию общества он понимает как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино!2.

Анализ реальных и возможных последствий процесса информатизации российского общества, в том числе развития российского сектора глобальной сети Интернет осуществила И. В. Соколова3.

Г. Л. Смолян анализирует в своих работах особенности формирования информационного общества в России, воздействие новых информационных и коммуникационных технологий (прежде всего Интернета) на духовную.

1 Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999.

2 См.: Ракитов А. П. Философия компьютерной революции [в соавт.]. М., 1991.

3 См.: Соколова И. В. Интернет в системе массовых коммуникаций: социальные аспекты // Проблемы общественного развития. № 3,4,1998. жизнь общества и личности. Им формируется концепция информационно-психологической безопасности и факторов риска1.

Разработка и использование понятий «виртуальность», «виртуальная реальность», «виртуальные миры» принадлежит французским философам Ж. Бодрийару, Ж. Делёзу, Ж. Деррида, Ж.-Л. Нанси, немецким философам А. Бюлю и М. Паэтау, канадским философам А. Крокеру, М. Вэйнстейну, отечественным исследователям И. А. Акчурину, О. Е. Баксанскому, Д. В. Иванову, С. Н. Коняеву, Н. А. Носову, В. М. Розину и др.

В работах философов-постмодернистов обращается внимание на процессы виртуализации реальности в условиях новых информационных технологий, дается определение виртуальных реальностей, ее видов2.

Отечественные исследователи обращаются преимущественно к раскрытию понятия «виртуальная реальность» в аспекте моделирования, социально-технологического конструирования. Так, П. А. Солопов в диссертации на тему «Философские проблемы виртуалистики» рассматривает виртуальную реальность в аспекте философской методологии моделирования. Данная концепция построена на основе материалистической теории познания: предполагает активность процесса отражения и осмысления феномена виртуальной реальности, исходя из него.

Проблемы виртуализации обсуждаются философами на «круглых столах», конференциях, симпозиумах. Им был посвящен «круглый стол» «Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре» в журнале «Вопросы философии», 2003 год, № 12, на котором выступили: Б. И. Пружинин, Д. И. Дубровский, В. Н. Порус, Н. В. Громыко, Э. И. Ломидзе, Н. С. Автономова, В. М. Розин, В. А. Кутырев, А. Ж. Кусжанова, Л. А. Микешина. Названные отечественные философы в своих работах обращаются к проблемам: 1. Интернет — возможности и.

1 См.: Смолян Г. Л. Пятая информационная революция. // Мир связей. Connect. № 7,8,1997.

2 Бодрийар Ж. Прозрачность зла. — М.: Добросвет, 2000. — 258 е.- его же В тени молчаливого большинства, или конец социального. — ЕкатеринбургУГУ, 2000. — 98 е.- его же Америка. — СПб.: Владимир Даль, 2000. -204 с.- Делёз Ж. Различие и повторение. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 384 е.- Бланшо М. Неописуемое общество. — М.: МФФ, 1998. — 244 е.- Бадью А., Делез Ж. Шум бытия. — М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». Изд.: «Логос-Альтера», 2004. — 184 с. 9 опасности- 2. Распространение информации и критическое мышление- 3. «Журнализм» как способ отображения, имитации и фабрикации реальности- 4. Реальное и виртуальное Я — Возможность конфликта- 5. Новые возможности манипуляции сознанием как угроза ценностям либерализма и демократии, «пиар» и современная политика, имеет ли демократия будущее в эпоху новых информационных технологий- 6. Научная экспертиза и магизм в современной культуре- 7. Новые информационные технологии и постмодернизм.

Новизна научного исследования определяется тем, что в предметном поле социальной философии обоснована концепция основных детерминационных процессов виртуализации обыденного сознания личности и общества.

В рамках этой концепции рассмотрено постиндустриальное, информационное общество как одна из основ процесса виртуализации, появление новых видов виртуальной реальности, прежде всего, компьютерной.

Настоящая работа посвящена исследованию феномена обыденного виртуального сознания, так как в научной и философской литературе пока преимущественно речь ведется только о виртуальной реальности, которая зачастую отождествляется с виртуальным сознанием, а это не одно и то же.

• Для обоснования концепции основных детерминационных процессов виртуализации обыденного сознания рассматривается понятие «информационно-компьютерная реальностькоторая представляет собой внешний и внутренний миры человека, детерминированные новейшими электронными технологиями и коммуникациями, компьютеризацией всей общественной жизни.

• Различается виртуальная реальность и виртуальное сознание: перваясубъективная реальность, внутренний жизненный мир «Я», второерефлексия виртуальной реальности, с одной стороны, и с другойрезультат самих свойств обыденного сознания. То есть, обыденное виртуальное сознание представляет собой часть сознания, которая является рефлексией виртуальной реальности, формой адаптации к ней.

Раскрыта природа, сущность виртуального сознания с выделением двух его уровней: обыденного и теоретического. Особое внимание уделено виртуальному обыденному сознанию.

Проанализированы объективные условия и субъективные факторы (внешнего и внутреннего мира человека), детерминирующие процесс виртуализации обыденного сознания.

Показано, что знаковая форма является гносеологическим основанием виртуализации и виртуальной взаимодетерминации реальности, сознания, знания.

Исследованы пределы виртуализации обыденного сознания, которые имеют биологическое, психологическое, социокультурное, экзистенциальное и другие измерениявиртуализация в рамках этих пределов не будет иметь негативных последствий для индивида и общества.

Для установления пределов виртуализации сознания проанализированы ориентиры, имеющие объективные основания. К ним относятся: о информация как стратегический ресурсо интеллектуальная, культурная, социальная и национальная безопасность обществао роль лингвистических факторов в сохранении и развитии социокультурного интеллекта. Показана альтернатива негативным тенденциям виртуализации сознания: человеческая ответственность (гражданская и личностная), формируемая посредством особых моделей развития образования, науки, культуры.

Впервые исследовано как диалектическое единство виртуальное сознание и виртуальная реальность в условиях электронных СМИ.

• Рассмотрены последствия виртуализации реальности и сознания, а также предложен термин «девиртуапизация» для обозначения процесса перехода от образных виртуальных конструктов к реальным и снятия противоречий, вызванных виртуализацией сознания как на индивидуальном, групповом, так и глобальном уровне.

Объект исследования — виртуальное сознание человека и общества. Предмет исследования — природа, сущность обыденного виртуального сознания, а также формы, способы его виртуализации.

Цель исследования — разработка концепции виртуальности обыденного сознания.

Достижение данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

• Рассмотреть различия феномена виртуальности и процессов виртуализации реальности и виртуализации обыденного сознания.

• Осуществить анализ процесса виртуализации и феномена виртуальности в философской, социологической, психологической литературе.

• Раскрыть природу, сущности виртуального сознания, а также таких его видов как технологическое, экономическое, религиозное, политическое, эстетическое и этическое.

• Проанализировать объективные условия и субъективные факторы процесса виртуализации обыденного сознания на его общественном и индивидуальном уровнях.

• Определить объективные критерии пределов виртуализации обыденного сознания, при которых сохраняется равновесие социальной системы. Обосновать, что виртуализация различных сфер жизни общества имеет различные последствия: позитивные, нейтральные и негативные, а также необходимость девиртуализации (термин автора диссертации) обыденного сознания.

• Рассмотреть основные факторы гуманизации общества и повышения информационной культуры, определить пути сдерживания и ликвидации негативных тенденций виртуализации обыденного сознания (девиртуализация). Выделить наиболее опасные формы виртуализации сознания и предположить пути решения противоречий, возникающих в процессе виртуализации сознания. Теоретико-методологическая база исследования. В работе используется методология материалистического понимания историидеятельностный, системно-структурный, аксиологический подходыдиалектико-материалистический методплодотворные идеи философов и социологических феноменологов, а также экзистенциалистов, теоретиков концепций «социальных изменений», постиндустриального и информационного общества. Природа и сущность общественного и индивидуального сознания исследовалась на основе работ B.C. Барулина, П. Бергера, Б. А. Грушина, Э. Дюркгейма, В. Ж. Келле, Н. Н. Козловой, Т. Лумана, К. Н. Уледова, А. Шюца и других. Активно использовались международные и российские информационные ресурсы глобальной сети Интернет.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловливается определенным вкладом соискателя в развитие таких важнейших проблем философии как социальная онтология и социальное познание.

Предложенная концепция феномена виртуальности обыденного сознания, его природы, сущности, структуры, детерминационных процессов позволяет по-новому, на основе современных исследований происходящих процессов во всех сферах человеческой деятельности анализировать такие феномены как социальная реальность, обыденное общественное и индивидуальное сознание, культура, проблемы глобалистики.

Исследование разрушительных для культуры процессов, связанных с виртуализацией массового сознания средствами массовой информации,.

Интернетом имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение.

Концепция осмысления виртуальной реальности и виртуального обыденного сознания, их места и роли в жизненном мире человека, пределов виртуализации и путей девиртуализации может быть использована при разработке программ развития российского общества, его различных институтов: воспитания, образования, науки, здравоохранения, социальной защиты. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах социальной и общей философии, социологии, психологии, педагогике, культурологи, философии права, этике и эстетике.

Апробация диссертационной работы.

Основные положения диссертации апробированы соискателем в докладах и выступлениях на Вторых Годичных научных чтениях Гуманитарной академии МГСУ «Гуманитарно-социальные знания и технологии в современном обществе» (28 февраля — 2 марта 2003 г.), III Всероссийском научно-педагогическом конгрессе «Воспитательная работа в современном вузе: проблемы, направления, пути совершенствования» (6−7 июня 2003 г.), Третьих годичных чтениях Гуманитарного факультета МГСУ «Актуальные проблемы гуманизации современного социального образования» (24−25 января 2004 г.), III Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира» (Москва, Институт культурологи РАН, 2004 г.), а также в учебном процессе со студентами РГСУопубликованных статьях:

Коробицын С. А. Виртуальная реальность и виртуальное сознание: философский аспект. // Актуальные проблемы гуманизации современного социального образования. / материалы Третьих годичных чтений Гуманитарного факультета МГСУ 24−25 января 2004 года. — М.: РИЦ ООО «ЦентрАрт»., 2004. — с. 113−114.

Коробицын С. А. Электронные технологии и виртуальная реальность в культуре // Электронная культура и экранное творчество / Федерал, агентство по культуре и кинематографии. Рос. ин-т культурологи. Нац. акад. кинематограф, искусств и наук РоссииАвт. вступ. ст., сост. и науч. ред. К. Э. Разлогов. — М., 2005 — с. 78−86.

Коробицын С.А. СМК — формы и методы влияния. / Материалы Вторых Годичных научных чтениях Гуманитарной академии МГСУ «Гуманитарно-социальные знания и технологии в современном обществе» (28 февраля — 2 марта 2003 г.) (в печати).

Структура работы включает: введение, три главы, семь параграфов, заключение, список использованной литературы, состоящий из 256 источников.

Заключение

.

Настоящее диссертационное исследование является социально-философским, так как в нём впервые проанализирован феномен виртуальности обыденного сознания, как общественного, так и индивидуального.

Для этой цели мы решили ряд теоретико-методологических задач, а именно, рассмотрели особую реальность — информационно-компьютерную. В результате исследования механизмов формирования информационно-компьютерной реальности, она определена как внешний и внутренний миры человека, детерминированные новейшими электронными технологиями и коммуникациями, компьютеризацией всей общественной жизни. Выявлены следующие виды информационно-компьютерной реальности:

1. мега-реальность — информационное общество;

2. макро-реальность — сетевая система электронных технологий, коммуникаций, информационных терминалов;

3. микро-реальность — субъективная реальность, содержащая манипулирование знаками, символами, образами, симулякрами в системе «самомознание — «компьютерное сознание» «.

Выделение видов информационно-компьютерной реальности осуществлено на основе анализа феноменов информации, кибернетики, компьютеризации общественных и межличностных отношений, отношений «Я» и «Другого».

В условиях информационно-компьютерной реальности, когда практически любая информация, транслируемая средствами массовой коммуникации, содействует созданию образов, возникают не только технологические, но психологические и гносеологические условия появления любой виртуальной реальности: экономической, политической, социальной, повседневной, ситуационной и т. п. Именно информационно-компьютерная реальность с ее связями и взаимодействиями с разнообразными объектами является той основой, которая детерминирует и интегрирует виртуальные явления.

Проведя исследование проблемы обыденного сознания в развитии мировой философской мысли, в настоящей работе мы исходим из того, что общественное и индивидуальное сознание — это формы бытия человеческого сознания. Общественное сознание есть система идей, воззрений, учений, концепций, теорий, понятий, представлений, социальных чувств, нравов, традиций, отражающих общественную жизнь людей. Индивидуальное сознание — это совокупность понятий, представлений, идей, концепций, картин мира, социальных чувств индивида. Сознание представляет собой информационное поле, в рамках которого происходит понимание одним человеком другого, а также существование двух точек этого поля, дающих дополнительный эффект сознания.

Любое сознание — это субъективный образ объективного мира, способность отражать и творить мир, причем сознание обладает разной отражательной способностью, которая детерминирована как самим человеческим сознанием, его субъективными возможностями, так и социумом. Теоретическое и обыденное сознание есть степени развитости общественного и индивидуального сознания, обусловленные этой познавательной способностью. Таким образом, уровням познания соответствуют виды сознания: теоретическому уровню — теоретическое сознание, эмпирическому уровню — обыденное сознание.

Обыденное сознание понимается как система представлений, в которую интегрируются отдельные научные и идеологические понятия, идеи, концепции. Оно подвержено идеологизации и переходу к теоретическому научному сознанию. Его формы разнообразны: здравый смысл, ненаучные знания, вненаучные знания. Как правило, обыденное сознание опирается на житейский эмпирический опыт и здравый смысл, а его развитость измеряется связью с практической деятельностью человека, ее результатами и последствиями.

Обыденное сознание обусловлено жизненным миром человека, а одной из подсистем жизненного мира является «человек и его «Я» «или самосознание, то есть внутренняя реальность человека, или идеальная реальность. Самосознание как форма сознания обладает способностью «вовлекать» в сотворенный им внутренний мир (идеальную реальность) любой другой мир, в том числе и материальный, но дообъективированный, распредмеченный им. В числе этих «миров» важнейшее место занимает экзистенциальный мир, мир переживаний «Я» в отношении к «Другому».

Обыденное сознание представляет собой формально-логическое сознание, в котором, вместе с тем, много заблуждений, фантазий и предрассудков. Это сознание отражает определенные жизненные ситуации и решает практические задачи из повседневной реальности, в то же время, оно отторгает диалектику, ибо мир в нём не постигается в понятиях, а берется лишь в представлениях. Обыденное сознание находится не в сфере разума, а в сфере рассудка и наглядности.

Механизмы формирования и развития обыденного сознания — это воля, чувства, желания. В содержании обыденного сознания преобладает субъективность, но есть и объективная общезначимость. Обыденное сознание всем явлениям дает образы и смыслы. Оно обладает своим собственным способом деятельности.

Рассмотрев в настоящем диссертационном исследовании проблемы виртуализации и виртуальности в философской, социологической и психологической литературе, мы можем заключить, что следует различать процесс виртуализации и феномен виртуальности. Если первый есть становление, формирование, возникновение, развитие виртуального явления, то второй — само явление.

Виртуальные явления имеют разные формы и разное содержание, но общую природу: они есть субъективная реальность. По своей природе явления виртуальной реальности — психологическо-материальные, по характеру — объективно-субъектные. Виртуальное сознание по природеидеально, по характеру — субъектно-объектно.

Виртуальные миры находятся в тесной взаимосвязи с информационно-компьютерной реальностью. Они являются и сознанием, и внутренней реальностью человека, детерминируемой общественным или индивидуальным сознанием, а также тем и другим вместе взятыми.

В философской литературе феномен виртуальности рассматривается, во-первых, как модель технической виртуальной реальности (то есть отмечается, что разработка технологий виртуальной реальности ведется по пути совершенствования компьютерных систем взаимодействия человека и машины). Во-вторых, отмечается, что сфера применения виртуальных реальностей может выходить далеко за рамки технических, естественнонаучных знаний и стать предметом философского анализа.

Проведенный анализ виртуальности и процесса виртуализации позволяет обратить внимание на ряд социально-философских проблем: формирование индивидуальных миров телевидением, сетью Интернеттелевизионное сознание, сознание в посткультуре, где границы идеального и реального зачастую размыты.

В социологической литературе понятие виртуализации выступает в качестве одной из альтернативных моделей общества. В ряду отличительных особенностей виртуальности отмечаются три ее основные свойства: нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность. В историческом контексте виртуализация сфер жизни общества рассматривается как до появления информационно-компьютерных реальностей, так и после. Во втором случае виртуализация представляется инициированным и опосредованным компьютеризацией процессом замещения реально существующих структур виртуальными аналогами.

В исследовании отмечается, что развитие информационных технологий в качестве технологий производства и распространения знания формирует информационное общество. Развитие коммуникационных технологий как технологий передачи информации определяет формирование «сетевого общества». Развитие технологий виртуальной реальности в качестве технологий производства и распространения «образов» вызывает становление виртуального общества.

В психологической литературе отмечается, что, во-первых, механизм возникновения виртуальной реальности опирается на чувственные формы познания человеком мира, построение на их основе образа объективной (константной) реальности. То есть под воздействием разного рода искусственных стимулов мозг воспринимает непривычные и нетипичные образы, которые в совокупности составляют виртуальную реальность. Во-вторых, в грядущем информационном обществе в качестве одного из основных типов объектов будут существовать информационные объекты. В информационном пространстве объекты имеют виртуальный статус существования и очень схожи с психическими объектами.

Проведя исследование понятия и видов виртуальной реальности, мы отмечаем, что хотя понятие «виртуальная реальность» находится в тесной взаимосвязи с понятиями «возможный», «потенциальный», оно приобретает отчетливое самостоятельное значение.

Виртуальная реальность как абстракция противопоставляется физической реальностиактуальность объекта в настоящем противопоставляется его виртуальности в прошлом. Виртуальным статусом обладают описательные языковые или символические конструкциивиртуальные реальности являются порожденными, а значит находящимися в прямой зависимости от других видов реальности. Виртуальная реальность есть символическая реальность, возникающая в результате взаимодействия человека с образами (порождаемыми, в том числе, компьютерами, СМИ).

Классификация видов виртуальной реальности может быть осуществлена на основе формы общественных отношений (экономических, политических, социальных, идеологических, этических, экологических, технологических и др.), соответственно и виртуальная реальность в обществе выступает в этих же формах. Изучение проблемы взаимодействия виртуального сознания с виртуальной реальностью основывается на раскрытии особенностей обыденного общественного сознания. Природа и сущность виртуальных реальностей понимается лишь в результате анализа процессов взаимодействия обыденного сознания и каждой из форм общественных отношений.

Проанализировав виртуальное сознание и его взаимодействие с виртуальной реальностью, следует отметить, что один из аспектов понимания информации — это коммуникация или операция трансляции символов, побуждающих к действию. Последнее есть условие формирования виртуальной реальности и виртуального сознания. Так как сознание непосредственно связанно с реальностью и в нем рефлексируются структуры этой реальностивиртуальная реальность — это воспроизведение некоторых образов объективной реальности в сознании, которые воспринимаются как самостоятельная реальность, но не являются ею. То есть, виртуальное сознание — это часть сознания, которая является рефлексией виртуальной реальности, формой адаптации к ней.

Гносеологически: виртуальное сознание есть «отражение отражения». Субъективный образ виртуальной реальности. Онтологически: наиболее виртуализируемое сознание — это обыденное сознание (как индивидуальное и общественное). Оно обладает такими свойствами как интенциональность, очевидность, отсутствие теоретичности в смыслообразовании. Хотя теоретическое сознание также виртуализируется, но лишь в границах постижения сущности явлений, вещей. Психологически: виртуальное сознание — это ощущения, восприятия, представления, чувства, вызванные виртуальной реальностью. Социально-психологически: виртуальное сознание — это чувства, возникающие в связи с погружением в политическую, экономическую, социальную, нравственную, религиозную и т. п. виртуальную реальность. Физиологически: виртуальное сознание — это способность мозга и нервной системы создавать искусственные миры и ориентироваться в них. Феноменологически', виртуальное сознание — это конструирование объектов во внутреннем времени субъектов, которое не увлекает объекты за собой. Они пребывают в субъекте не только как отражение их реального существования, но, прежде всего, как виртуальные. Социокультурно', виртуальное сознание есть такой субъективный образ виртуальной реальности, который всегда наполнен конкретно-историческим содержанием, несет в себе особенности эпохи, ее технологии, обусловливающие взаимодействие виртуального сознания и виртуальной реальности.

Трансформация сознания человека в современном мире обусловлена влиянием трех взаимосвязанных факторов: условий жизни, культуры обществакоммуникативных отношений и знаковых систем. Важный механизм взаимодействия виртуального сознания с виртуальной реальностью представляют собой коммуникативные средства: изменение типа коммуникации приводит к изменению не только характера, но и природы обыденного сознания. Электронные технологии обусловили виртуализацию обыденного сознания по пути его «содержательной объективности», тождественной мифологизации, интенциональности и очевидности.

Исследовав процесс виртуализации обыденного сознания мы можем выделить в качестве основных его парадигм (которые раскрывают в разных аспектах его механизмы — от объективных процессов до субъективных): материалистическое понимание историифеноменологиюсоциологию социальных измененийучение о «локальности» и «глобальности» социальной организацииидеи стирания границ между «возможным» и «невозможным», «дозволенным» и «недозволенным» в постмодернизметеории глобалистики. В качестве моделей процесса виртуализации обыденного сознания предлагаются: технологическо-детерминистская, социоцентристская, эгоцентристская.

Виртуализация сознания происходит как на обыденном, так и на теоретическом уровне, но надличностное обыденное сознание рассматривается как основной фактор виртуализации реальности. Хотя виртуализация — это естественное свойство мышления в процессе познания, мера степени его виртуализации требует изучения. Существуют исторические формы виртуализации сознания: мифы, мистика, религия, информационно-компьютерная виртуалистика.

Информационно-компьютерные реальности при определенных объективных и субъективных условиях виртуализируются не только технологически, но и экзистенциально, психологически, трансцендентно. А сама виртуализация сознания обусловлена потребностями, интересами, ценностями (особенно не удовлетворенными в настоящей реальности). Таким образом, процесс виртуализации реальности представляет собой конструирование субъективной реальности с целью удовлетворения неудовлетворенных потребностей в настоящей реальности посредством образов, знаков, симулякров.

Раскрывая диалектику объективных условий и субъективных факторов, можно сделать следующий вывод: способность виртуализации сознания находится в самом сознании, его противоречивой реакции на окружающий мир. Объективная основа виртуализации сознания — это его раздвоение — как обращение к реальному миру и погружение «Я» в свою идею. Условие ухода «Я» во внутренний мир субъекта представляется в отделении самосознания от сознания.

Виртуализация сознания обусловлена не только определенной виртуальной реальностью, но и степенью свободы человека, она есть одновременно и результат развития отчуждения сознания, и его преодоления. В первом случае основы объективные, во втором — и объективные, и субъективные. Виртуализация сознания обусловлена также конструированием социальных процессов и явлений, процессом формирования «массового» человека (особое место в этом занимают средства массовой информации в силу широты охвата аудитории и высокой интенсивности воздействия). В информационном обществе проецирование на обыденное массовое сознание продуктов деятельности СМИ имеет информационное, эпистемологическое, аксиологическое, экзистенциальное измерение. Сознание индивида, в том числе и виртуальное, формируется через информативность, достоверность, значимость, распространенность в пространстве и времени, переживаемости «Я», соотнесенности его жизненного мира с жизненным миром «Другого». Виртуальное сознание представляет собой не только диалог «Я» с «Другим» через религию, искусство, литературу и т. п., но и вхождение в виртуальную реальность с ее экзистенциальным временем.

Виртуализация реальности и сознания имеет свои пределы, которые определяются степенью «погруженности» в масскоммуникативное пространство, социальным и психологическим восприятием информации. Если реальный мир подчиняется законам природы или общества, то виртуальная реальность зачастую выходит за границы этих законов и тем самым снимает все ограничения с виртуального сознания. Иными словами, в виртуальном сознании снимаются грани возможного и невозможного, а вместе с ними, к сожалению, и грани прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного и др.

Как и любое другое сознание, виртуальное не только отражает, но и творит мир. Объективным критерием этого творения является интеллектуальная, нравственная, духовная реализация человека и общества. Отделение созидательной силы виртуального сознания от разрушительной предполагаем обозначение пределов виртуализации сознания. Сам по себе процесс виртуализации реальности и виртуализации сознания не может быть однозначно признан ни негативным, ни позитивным. Последствия виртуализации сознания могут быть адекватно оценены только с учетом степени виртуализации сознания на индивидуальном и общественном уровне, а также ее направленности. В настоящей работе наряду с изучением различных аспектов виртуализации реальности и сознания, предлагается термин «девиртуализация», который обозначает процесс перехода от образных виртуальных конструктов к реальным. Девиртуализация сознания необходима для сохранения устойчивого развития общества, а также снятия противоречий, вызванных виртуализацией сознания как на индивидуальном, групповом, так и глобальном уровне.

Виртуализация различных форм сознания имеет неодинаковые социальные последствия. Наиболее опасна виртуализация духовной сферы. Виртуализация обыденного сознания с помощью СМИ осуществляется в двух основных направлениях: мифологизации и стереотипизации сознания. Поиск эффективных способов противодействия манипуляции должен быть связан с глубоким пониманием процессов виртуализации реальности и виртуализации сознания. Для снижения негативных последствий этих процессов и требуется девиртуализация. Девиртуализация проявляется в гуманизации объективной реальности, демифологизации, дестереотипизации обыденного сознания.

Очевидно, что в настоящей работе затронута лишь часть социально-философских проблем, касающихся виртуализации реальности, виртуализации и девиртуализации сознания. Но мы постарались обобщить ранее накопленный опыт и акцентировать внимание на менее изученных феноменах виртуальности. Оценивая направление развития научной мысли, в том числе философской, можно, с некоторой долей уверенности говорить, что изучение различных аспектов виртуальности может открыть совершенно новые грани повседневной реальности. На эти и другие вопросы еще предстоит ответить исследователям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлемого для жизни общества / РАН. Ин-т философии- Отв. ред. В. Г. Федотова. -М.: ИФ РАН, 2003. 182 с.
  2. Н.С. Выступление на «круглом столе» «Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре». // «Вопросы философии». № 12 за 2003 г. с. 24−29.
  3. Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология / Под ред. Портнова А. Н. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1997.- 154 с.
  4. И. А. Виртуальные миры и человеческое познание. // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.-с. 9−29.
  5. И.А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика. // Вопросы философии. 2003, № 9. с. 30−39.
  6. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI. А. Современная когнитивная психология на Западе. Теоретические ориентации, М., 1978.-271 с.
  7. Т.В., Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. // Вопросы философии. 1986. -№ 11.с. 72−81.
  8. О.С. Дух и духовность: рефлексивно-виртуальная версия неогегельянца// Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 14.1. М.: Путь, 2001.-с. 114.
  9. X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с.
  10. B.C. Обобщенная схема системы виртуальной реальности. // Виртуальная реальность кА феномен науки, техники, культуры. / Под. ред. д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалова. СПб., 1996. — с. 28−38.
  11. А., Делез Ж. Шум бытия. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». Изд.: «Логос-Альтера», 2004. 184 с.
  12. О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности. // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.-с. 292−304.
  13. B.C. Социальная философия. Учебник. М.: ФАИР, 1999. -560 с.
  14. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Перевод: Е. Руткевич М.: «Медиум», 1995.-323с.
  15. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. -397 с.
  16. . В. Теория смысла в работах Готлоба Фреге // Применение логики в науке и технике. М.: Из-во Академии наук СССР, 1960. -с. 502−555.
  17. М. Неописуемое общество. М.: МФФ, 1998. — 244 с.
  18. Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988.-78 с.
  19. . Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000. — 204 с.
  20. . В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. — 98 с.
  21. . Прозрачность зла. / Пер. с франц. Л. Любарской и Е.Марковской. М.: Добросвет. 2000 г. — 258 с.
  22. С.А. Метафизика виртуальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 8. М.: Путь, 2000. — 49 с.
  23. В.П. Природа виртуальной реальности и ее социальные последствия. // Виртуальная реальность кА феномен науки, техники, культуры. / Под. ред. д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалова. СПб., 1996. -с. 40−44.
  24. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  25. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. -М.: Класс, 2000. 144 с.
  26. B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. -М.: Политиздат, 1987. 208 с.
  27. B.JI. Формальная феноменология. М.: Наука, 1999. — 223 с.
  28. Н.П. Информатизация общества и устойчивое развитие / Н. П. Ващекин, Е. Н. Пасхин, А.Д. Урсул- Моск. гос. ун-т коммерции, Междунар. акад. ноосферы, Междунар. гуманитар.-экол. ин-т.1. М.: 2000.-268 с.
  29. М., Ясперс К. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. -702 с.
  30. В. Дух и история. Избранное. М.: Юрист, 1995. — 687 с.
  31. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11−13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 219 с.
  32. Виртуальные реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Под. ред. Р. Г. Яновского и Н. А. Носова. М.: Ин-т человека РАН, 1998. -212 с.
  33. Виртуальные реальности и современный мир // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. Под. ред. Н. А. Носова. М.: Ин-т человека РАН, 1997.-85 с.
  34. JI. Философские работы. / Пер. с англ. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.-320 с.
  35. А.Е. Феномен зависимости от Интернета. // Гуманитарные исследования в Интернете. -М.: Можайск-Терра, 2000. -с. 100−131.
  36. Е.Н. Будущее автоматизация всех людей плюс гуманизация всех компьютеров? Размышления над книгой Р. Чалдини «Влияние: наука и практика» // Журнал практического психолога. 1999. № 7. -с. 112−121.
  37. JI.C. Психология М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  38. Г. В. Феноменология духа. М.: Наука, 1978. — 495 с.
  39. Ф.И. Антропологические исследования: Кант и Гегель // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 17. М.: Путь, 2001. — 82 с.
  40. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. Сборник. / Под ред.: Воробьева Ю. Л., М.: УРСС, 1998. 320 с.
  41. . Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. I. -583 с.
  42. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 347 с.
  43. Г. В., Мельник И. К. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах: Сб. ст. / Ред. А. В. Брушлинский, В. Е. Лепский. М.: Инкватро, 1996. — 345 с.
  44. С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М.: СИНТЕГ, 1999. — 232 с.
  45. Н.В. Выступление на «круглом столе» «Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре». // «Вопросы философии». № 12, 2003 г. с. 14−19.
  46. .А. Логические принципы исследования массового сознания // Вопросы философии. 1970. № 8. с. 95−112.
  47. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — 327 с.183
  48. С.С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение: Структура и способы организации / РАН. Санкт-Петерубрг. кафедра философии- Под ред. Ю. И. Ефимова. Спб.: Наука, 1994. — 86 с.
  49. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллект, книги, 1999. — 336 с.
  50. Э. Логические исследования- Картезианские размышления- Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология- Кризис европейского человечества и философия- Философия как строгая наука. М.: ACT, 2000. — 743 с.
  51. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: РИГ Логос, 1994. — 162 с.
  52. Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Мысль, 1968. -266 с.
  53. Р. Избранные произведения. М.: Мысль, 1950. — 394 с.
  54. . Актуальное и виртуальное // Цифровой жук. № 2. М., 1998, -с. 95−97.
  55. . Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. -384 с.
  56. Д. Онтологическая проблема сознания // Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М.: ДИК-«Прогресс-Традиция». 1998. с. 360−375.
  57. В. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Дом интеллект, кн., 2000. T.III. 367 с.
  58. До донов Р. А. Теория ментальности: учение о детерминантах мыслительных автоматизмов. Запорожье: р/а «Тандем-У», 1999. -264 с.
  59. Д. Структура реальности. / Пер. с англ. Зубченко, под общей редакцией акад. РАН В. А. Садовничего. РХД. М-Ижевск, 2001. 540 с.
  60. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ.-128 с.
  61. X., Дрейфус. С. Создание сознания vs. моделирование мозга: искусственный интеллект вернулся на точку ветвления // Аналитическая философия: становление и развитие. М.: ДИК-«Прогресс-Традиция», 1998. — с. 401−432.
  62. Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. -М., 2001.-№ 8.-С. 42−55.
  63. С.А. О теории информационной экономики. // Общество и экономика, N3,1995, с. 28−39.
  64. Ю.А. Манипуляция личностью. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995.-263 с.
  65. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. Под ред. И. Т. Касавина. М.: Политиздат, 1990 г. — 464 с.
  66. В.Н., Игнатьев М. Б., Шейнин Ю. Е. Информационное общество. // Системы и средства информатики / РАН. Ин-т проблем информатики. М.: Наука, Физматлит, 1999. Вып. 9. — 304 с.
  67. Золотухина-Аболина Е. В. Постмодернизм распад сознания. // Общественные науки и современность. 1997, № 4. — с. 158−192.
  68. Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 224 с.
  69. Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2002. -212 с.
  70. М.Б. Мир как модель внутри сверхмашины // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под. ред. Н. А. Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. — с. 7−12.
  71. B.JI. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация. // Вопросы философии, 2004. № 4. с. 58−70.
  72. B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. — 528 с.
  73. Информатизация общества и социализация информатики / Под общ. ред. В. Ф. Халипова. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998. — 200 с.
  74. И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского // Кант И. Сочинения: В 8 т.: Т. 3. М.: Чоро, 1994. — 741 с.
  75. . И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998. — 654 с.
  76. К.М. О глобальном кризисе истории в социально-культурном измерении.//Полис, 1996, № 3. с. 135−146.
  77. О.И., Макаревич Э. Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. Калининград: ФГУИПП Янтарный сказ, 2001. — 547 с.
  78. Е.Н. «Массовая культура» в США и проблема личности. -М.: Мысль, 1974. 377 с.
  79. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  80. В.Ж. Культура и социальность. // Постижение культуры. Ежегодник. Вып. 7. М.: РИК, 1998. с. 254−270.
  81. С.А., Уразметов В. INTERNET. Среда обитания информационного общества. Протвино: РЦФТИ, 1995. — 324 с.
  82. Н.Н. Витальность как социально-философская проблема. // Общественные науки и современность. 1998. № 2. с. 95−107.
  83. Н.Н. К анализу обыденного сознания. / «Философские науки», 1984, N4,-с. 26.
  84. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 350 с.
  85. Компьютерная революция и информатизация общества. Сборник. М.: Философское общество СССР, 1990. — 301 с.
  86. С. Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров. // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.-с. 30−56.
  87. В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985. — 225 с.
  88. И.Г. Виртуальные финансы // Независимая газета «НГ-политэкономия» № 16 от 2 ноября 1999 г, — с. 7.
  89. Краткий словарь иностранных слов. / Под ред. Ф. Н. Петрова. 3-е изд. -М.:ГИС, 1943.-472 с.
  90. С. Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. Вып. XVIII. — с. 194−241.
  91. Е.И. Массовое сознание как объект идеологического воздействия // Вестник МГУ. 1987. № 2. с. 14−32.
  92. Культура: Политика модернизации / Сост. Е. Л. Иванова и Г. А. Бояркова. Псков — Пушкинские горы: Ин-т «Открытое об-во», Ком. по культуре Псков. Обл.,-1999. 119 с.
  93. В.А. Оправдание бытия: Явление нигитологии и его критика // Вопросы философии 2000. — № 5. — с. 15−32.
  94. Н. И., Беляева Л. А., Наумова Н. Ф., Здравомыслов А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Едиториал УРСС, 1996. — 224 с.
  95. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. -М.: Институт философии РАН, 2000. 194 с.
  96. Л.В., Налитов С. Д., Тарасов В. Б. Технологии виртуальной реальности: состояние, применения, перспективы. // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. / Под ред. Н. А. Носова. -М.: ИТАР-ТАСС, 1996. с. 87−106.
  97. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -384 с.
  98. X. Размышление о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996.- 184 с.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  100. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко -М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. -160 с.
  101. Дж. Об управлении разумом // Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1985. -Т.2: Пер. с англ. — 560 с.
  102. .Ф., Беляева А. В., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: Наука, 1986 — 126 с.
  103. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  104. Ю.М. О семиосфере // Труды по знаковым системам, вып. XYII. Тарту, 1984. — с. 5−23.
  105. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. / Пер. с англ. В. Г. Николаева -М.- Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
  106. Г. Одномерный человек. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 331 с.
  107. А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  108. . И.С. Информационное общество: проблемы, тенденции, перспективы. М.: Издательство МГУ, 1999. — 208 с.
  109. JI.A. Философия познания. Полемические главы. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
  110. JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. — 240 с.
  111. . Может ли вымышленный персонаж существовать на самом деле? / Пер. с англ. С. Кузнецова // Логос. 1999. — № 3. — с. 103−112.
  112. С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999. -320 с.
  113. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990. 222 с.
  114. В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб.: 1994. — 54 с.
  115. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. — 480 с.
  116. На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Международной Кондратьевской конференции. М.: ИЭ РАН, 1996, -278 с.
  117. Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. -М., 1997.-310 с.
  118. И.А. На путях к информационному обществу / Дон. гос. техн. ун-т. Ростов н/Д, 1999. — 246 с.
  119. Новая парадигма устойчивого развития России (комплексные исследования проблем устойчивого развития) / Л. И. Абалкин и др.- Под ред. В. А. Коптюга и др., 2. изд. М.: Academia, 2000. — 458 с.
  120. Н.А. Виртуальная психология // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 6. М.: Аграф, 2000. — 432 с.
  121. Н.А. Виртуальное убийство // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 5. М.: Путь, 1999. — 50 с.
  122. Н.А. Идея виртуальности. // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 3. М.: Ин-т человека РАН, 1998, — с. 7−32.
  123. Н.А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. М.: Путь, 2001. — 17 с.
  124. Н.А. Не-виртуалистика (Современная философия психологии) // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 12. М.: Гуманитарий, 2001. -56 с.
  125. Н.А. Психологические виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1994. — 196 с.
  126. Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7. М.: Путь, 2000. — 69 с.
  127. Н.А., Михайлов А. Н. Диагностика виртуальной образности. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 10. М.: Путь, 2000. — 55 с.
  128. Н.А., Яценко Ю. Т. Параллельные миры. Виртуальная психология алкоголизма // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 2. М.: Ин-т человека РАН, 1996 128 с.
  129. Т.В. Феномен соположения реальностей // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 11.- М.: Путь, 2000. 62 с.
  130. М.Ю., Виртуальная реальность: онто-диалогический подход. -Автореф. докт.философ.н., М., 1997.
  131. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. A.M. Руткевича. 2-е изд. — М.: Весь мир, 2000.701с.
  132. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-586 с.
  133. Е.Д. Сознание, его определение и понимание JI.C. Выготским // Мир психологии. № 2, 2003. с.104−109.
  134. Е.Д. Социально-политический миф как механизм манипулирования массовым сознанием // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 1. с. 164−169.
  135. А.С. Искушение глобализмом. М.: Русский Национальный Фонд, 2000. — 380 с.
  136. Е.Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: Филос.-методол. анализ. М.: РАГС, 1999. — 219 с.
  137. Т.А. О механизмах понимания текста // Понимание и рефлексия. Тверь: Изд. ТГУ, 1992. — с. 76−77.
  138. А.И. Информационная безопасность: концептуальные основы, современные проблемы, перспективы // Безопасность информационных технологий. 1996. — Вып. 4. — с. 34−42.
  139. К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. -605 с.
  140. Проблемы теоретической социологии: Сб. ст. / Под ред. Бороноева А. О. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1996. -Вып. 2.-316 с.
  141. Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. — 416 с.
  142. Г. Понятие сознания / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.-408 с.
  143. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: ИНИОН РАН, 1998. — 104 с.
  144. А.И. Прогноз развития науки и технологий в России на период до 2025 года // Вестн. Рос. акад. наук. 1998. — Т. 68, № 8. — с. 746−753.
  145. А.И. Творчество и компьютерная революция. // Научно-технический прогресс и творчество: I Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1987. — с. 23−24.
  146. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-286 с.
  147. . История западной философии. Т. 1,2.- М.: Миф, 1993. -510 и 446 с.
  148. . Человеческое познание. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 560 с.
  149. С.П. Философия информационной войны. М.: Вуз. кн., 2001.-468 с.
  150. Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001. — 704 с.
  151. В.М. Выступление на «круглом столе» «Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре». // «Вопросы философии» -№ 12 2003 г. — с. 29−36.
  152. М.А. Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности. Новосибирск: Изд-во «Наука». Сибирское отделение, 1987. — с. 5−27.
  153. Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства. // Журнал Социологические Исследования, 2000 г., № 1, с. 16−23.
  154. В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. М.: «Аграф», 2000, — 432с.
  155. А. В. Internet и нейрокомпьютеры как социотехнологические стратегии искусственного мира. // Философские науки, 2004, № 6,с. 100−113
  156. А. В. К вопросу о причинах происхождения философии нейрокомпьютеризации сознания. // РАН, Философские науки, 2002, № 1 (12)-с. 51−62.
  157. В.В. От постмодернизма к «новой архаике» // Символы в культуре / Отв. ред. В. В. Савчук. СПб: Изд-во СПбГУ. 1992. -с. 142−144
  158. .М. Культурология телевидения. Основы истории мировой культуры. М.: Айына, 2002. — 300 с.
  159. Семантика модальных и интенсиональных логик / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Прогресс, 1981. — 424с.
  160. О.Ю. Эффект стереотипизации: теоретическое обоснование манипулирования сознанием в социологии США // Социологические исследования. 1985. № 1. с. 23−31.
  161. Д. Сознание, мозг и программы // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998. — с. 376−399.
  162. Сокулер 3. И. Проблема обоснования знания у Поппера и Витгенштейна. М.: Наука, 1988. — 175 с.
  163. П. Е. Философские проблемы виртуалистики. Автореф. канд. дисс. М. 2000. 22 с.
  164. B.C. Теоретическое знание: структура историческая эволюция. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000. — 743 с.
  165. Тайны сознания и бессознательного. Хрестоматия. / Сост. К. В. Сельчёнок. Минск: Харвест, 1998. — 496 с.
  166. В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // ОНС: Обществ, науки и современность. М., 2000. № 5. -с. 111−120.
  167. Телевизионная мозаика / Под ред. Шевелева Г. А. М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. — 148 с.
  168. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под. ред. Н. А. Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. — 160 с.
  169. А. Б. Философские науки перед онтологическим выбором. // Онтологическая проблема и современная методология сознания. М. 1990, с. 4−17.
  170. А. Третья волна. М., ООО «Изд-во ACT», 2002, -784 с.
  171. Традиционная и современная технология: (филос.-методол. анализ) / РАН. Ин-т философии- Отв. ред. В. М. Розин. М.: ИФРАН, 1999. -216 с.
  172. , В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. — 200 с.
  173. А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. -356 с.
  174. .Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // «Новое в ливгвистике». М., 1960. — Вып. 1- перепечатка «Зарубежная лингвистика. I, М.: Прогресс, 1999. — с.58−92.
  175. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / Под ред. Ю. М. Забродина и Н. А. Носова. М.: Магистр, 1997. — 216 с.
  176. А. Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. — 231 с.
  177. А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику: Учеб. пособие. М.: Акад. обществ, наук, 1990. — 191 с.
  178. Е.К. Измененные состояния сознания. М.: Инкватро, 1993. -243 с.
  179. B.C. Роль информатизации в современной рыночной экономике. // Проблемы информатизации, N2, 1992, с. 73−74.
  180. Фома Аквинский. Онтология и теория познания. М.:ИФРАН, 2001. -204 с
  181. Ю.В. Анализ влияния игрового опыта на индивидуально-психологические особенности личности играющих в компьютерные игры: Автореф. дис. канд. психол. н. М, 1993. — 24 с.
  182. Ю.В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. № 3. с. 27−39.
  183. Форман Н, Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психол. журнал. 1996. Том 17. № 2. с. 64−79.
  184. М. История безумия в классическую эпоху. СПб: Универ. Книга, 1997,-576 с.
  185. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
  186. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001,-352 с.
  187. Д.И. Основы технологии виртуальной реальности. // Технология ЦД, 2003. 267 с.
  188. С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Том 20. № 1.с. 86−102.
  189. О. Закат Европы. Т.2. М.: Мысль, 1998. — 606 с.
  190. Р. К генезису мирового общества. Инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 2. № 3. СПб., 1999, с. 65−75.
  191. М.В. Виртуальная герменевтика // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 13. М.: Ин-т человека РАН, 2001. — 69 с.
  192. Г. П. Виртуальный человек в экстремальных условиях // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 9. М.: Ин-т человека РАН, 2000. -61с.
  193. Г. П., Юрьева Н. А. Виртуальная медицина: теория и практика триалектической аретеи // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 16. -М.: Путь, 2001,-102 с.
  194. Ю.В. Истоки и перспективы формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения. М.: ИЭ РАН 1996, -19 с.
  195. Analyzing Media: Communication Technologies as symbolic and Cognitive Systems /James W. Chesebro- Terry Haute- Dale A. Bertelsen Guilford Press, 1996, USA.
  196. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft: Okonomie, Politik und Kultur im Ziechen des Cyberspace. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997.
  197. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I-III. Oxford, 1996−1998. Castells Manuel. The Rise of Network Society. Oxford: Blackwell, 1996.
  198. Castells, Manuel. The Rise of the Network Society. London, Blakwell Publishers, 1996
  199. Communities in cyberspace / Ed. by M.A. Smith, P. Kollock. L.- N.Y.: Routledge, 1998.
  200. Foundations of Distance Education /Desmond Keegan, 3-rd ed., Routledge, 1996, UK.2031 in the Sky: Visions of the Information Future. Edited by Alison Scammell. Aslib, 1999
  201. Information Insights: Case Studies in Information Management. Edited by Sylvia Simmons. Aslib, 1999
  202. Internet Society (ISOC). All about the Internet: History of the Internet online. Reston (VA): ISOC.ORG, 1993−2000.
  203. Kalawsky R.S. The Science of Virtual Reality and Virtual Environments. Workingham.UK: Addison-Wesley, 1993.
  204. Knowledge as Culture: The New Sociology of Knowledge /E.Doyle McCarthy, Routledge, L.-NY., 1999.
  205. Kripke S. Naming and Necessity // Semantics of natural Language / Ed. Gilbert Harman and Donald Davidson. Dordrecht: Reidel, 1972.
  206. Kroker A., Weinstein M. Datenmull: Die Teorie der virtuellen Klasse. Wien: Passagen Verlag, 1997.
  207. Lacan J. Ecrits. P., 1996.
  208. Lewis. D. Truth in fiction I I David Lewis. Philosophical papers. N. Y.: Oxford UP, 1983.
  209. McLuhan M. & Fiore Q. The medium is the massage. London, 1967.
  210. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man, 1964. 1st MIT Press ed., 1994.
  211. McLuhan M. The Gutenberg galaxy: the making of typographic man. London, 1962.
  212. Nisbet R. Social Change. Oxford: Blackwell, 1972
  213. Professional Competence and Higher education: The Asset Programme /Richard Winter, Maire Maisch Falmer Press, UK, 1996.
  214. Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. Reading, MA: Addison Wesley, 1993.
  215. Rheingold H. Virtual Reality. London: Seeker and Warburg, 1991.
  216. Scott D. Existence and description in formal logic // Bertrand Russell: Philosopher of the Century / Ed. R. Schoenman. London: Allen and Unwin, 1967.
  217. Stalnaker R. Assertions // Syntax and Semantics / Ed. Peter Cole. New York: Academic Press, 1978.
  218. The Internet: its Impact and Evaluation. Edited by David Nicholas and Ian Rowlands. Aslib, 2000.
  219. Wellman B. et al. Computer networks as social networks: Collaborative works, telework, and virtual community // Annual review of sociology. 1996. Vol. 22. P. 213−238.
  220. Т. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию // http://business.fortunecity.com/geffen/407/ogl.htm
  221. И. Возникновение идеологии информационного общества //
  222. Информационное общество. Вып. 1. М., 1999 // http://www.iis.ru/events/19 981 130/alexeeva.ru.html
  223. Р., Камерон Э. Калифорнийская идеология. Пер. М.Немцова. //www.spintongues.vladivostok.com/calif.htm
  224. О. Постиндустриальное общество, или куда мы движемся. //http://www.sks.ru/sibinfoshop/2/isociety.htm
  225. В.А. Гипертекст и постгутенберговая эра // http://emline.narod.m/hipertext.htm
  226. Д. Идея информационного общества и Internet // МОСТ. 1999. № 31 (декабрь). // http://www.soc.pu.m:8101/persons/dvi/intemet.html
  227. Д., Костинский А. Информационное общество. http://svoboda.org/programs/SC/1999/SC0727.shtml
  228. М.С., Авилов Г. М. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности. // Сборник «Сибирская психология сегодня». Кемеровский государственный университет. 2004. http://www.spf.kemsu.ru/portal/psy2002/1.6.shtml
  229. Исследования по философии современного понимания мира. М., 1995. Выпуск I. http://0.viv.ru/cont/pwvr/l.html
  230. А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. //http://www.dvc.tvworld.ru/Other/Kapterev/Listofpublications.files/Mmediabook/Content.htm
  231. К. Отделенная реальность // http://www.library.nstu.ru/mashkov/diskl/KASTANEA/index.html
  232. М. Философия Маршалла Маюноэна и коммуникационные стратегии Интернет. // http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc
  233. В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика). // http://www.philosophy.ru/library/kutyrev/opravdanie.html
  234. А.В. Информационные технологии и гуманитарное знание. // Форум «Трансформация сознания в эпоху Интернет». -http://www.futurerussia.ru/conf/forumtransformlebedev.html
  235. М.С. Иванов, Г. М. Авилов. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности. / Сборник «Сибирская психология сегодня». Кемеровский государственный университет. 2004. http://www.spf.kemsu.ru/portal/psy2002/1.6.shtml
  236. В.В., Хлипун В. В. Конструирование и виртуальность как принципы онтологии реальности // Форум «Трансформация сознания в ЭПОХу интернета» // http://www.futurerussia.ru/conf/forumtransformmakarovhlipun.html
  237. М. Средство само есть содержание. // http://dll.botik.ru/libr/cit/rnaclu.koi8.html
  238. Музей будущего: информационные технологии и культурное наследие. // Авт. сценария и науч. ред. А. В. Лебедев. 2000−2001. //http://www.future.museum.ru
  239. Н. Русский Интернет как открытое фольклорное сообщество. //http://www.rik.ru/vculture/folklor/index.html
  240. Проблема виртуальной реальности на II Российском философском конгрессе // http://ich.iph.ras.ru/koi/philcong.html
  241. К. Футурософия интернета // http://www.aquarun.ru/aquarius/futurenet/default.htm
  242. Современная энциклопедия. // www.dic.academic.ru
  243. Э., Тоффлер X. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны // Центральная Азия и культура мира. 1998. № 2−3 (5−6). Бишкек, 1998. // http://www.freenet.bishkek.su/jornal/n5/JRNAL511.htm
  244. Форум «Трансформация сознания в эпоху интернета» //http://www.futurerussia.ru/conf/forumtransform.html
  245. М. Метафизика виртуальной реальности. //http://www.relis.ru/MEDIA/news/pwvr/vmlhime.html
  246. Ф. Виртуальная реальность (Дайджест книги) // http://astu.secna.ru/nissian/students/personal/22ksv/litl.html
  247. Черенков A. Internet и маркетинговые исследования. // http://mr.gfk.ru/pubIic/ARTICLES^TML/INETANDMR/inetandmr.htm
  248. А. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу // Информационное общество. Вып. 2. М., 1999 //http://rvIes.ieie.nsc.ni/parinov/arternl.htrn
  249. X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. Том II. N 2. СПб., 1998 // http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/1998/2/6schrad.html
  250. Hammet F. Virtual reality. N. Y., 1993. Пер. M. А. Дзюбенко. /http://web.archive.org/web/1999(M27164538/http://ww^
  251. Kroker and М. Weinstein. The Theory of the Virtual Class. http://www.uoc.edu/in3/hermeneia/saladeIectura/thetheoryofthevirtualcIass.htrn
  252. J. Киберпрострастранственная аддикция? //http://www 1.rider.edu/~suler/psycyber/cibaddict.html
Заполнить форму текущей работой