Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность терапевтического обучения больных, основанного на мотивационной технологии, в профилактике и лечении артериальной гипертонии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Терапевтическое обучение по предложенной программе, в отличие от других форм обучения, способствует через год исследования уменьшению у больных показателей нагрузки давлением, нормалнзащш нарушенного циркадного ритма АД, сохранению целевых значений АД: целевые показатели САД и ДАД в дневные часы определялись в группе I у 100% и 94,1% больных соответственно, в группе II у 31,5% и 26,3% больных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Распространенность, клиническое и социальное значение артериальной гипертонии
    • 1. 2. Роль факторов рнска в развитии артериальной гипертонии 13 [ 3 Влияние популяционныч профилактических программ, а лечении и профилактике артериальной гипертонии. IS
    • 1. 4. Применение терапевтического обучения в лечении артериальной гипертонии
    • 1. 5. Современные подходы к разработке программ обучения для больных с артериальной гипертонией .
    • 1. Факторы, влияющие на эффективность обучения
      • 1. 6. Комшайнс к лечению артериальной гипертонии как кркгеркй эффективности работы «Школы артериальной гипертонии»
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика обследуем ыч больных
    • 2. 1. Л. Дизайн исследования, группы больных
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Статистическая обработка материала
    • 2. 4. Традиционная программа обучения
    • 2. 5. Обоснование разработки npoi-рамчы терапевтического обучения, формирующей у бальных устойчивую мотивацию к изменению образа жизни и лечению
  • Глава 3. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В «ШКОЛЕ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ», ОСНОВАННАЯ НА МЕТОДИКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МОТИВИРОВАНИЯ БОЛЬНЫХ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗА ЖИЗВИ И ЛЕЧЕЕШЮ
    • 3. 1 3lai 1ы программы обучения
      • 3. 2. Обеспечение пациентов информацией, необходимой для изменения образа жюнн
    • 3. 3 Формирование индивидуальных мотиваций по коррекции факторов рнска
    • 3. 4 Разработка и реалнэдцня индивидуальной программы изменения образа жн и hi, отработка н закрепление навыков по коррек" пин факторов риска во время обучения
      • 3. 5. Диггельное мониторное наблюдение пациентов у нрача «Школы артериальной гипертонии».~
  • Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 4. 1. Динамика уровня знаний больных об артериальной гипертоник
    • 4. 2. Динамика пищевых привычек и корригируемых факторов риска артериальной гипертонии.,
    • 4. 3 Динамика приверженности больных к лечению артериальной гипертонии
      • 4. 4. Динамика офисного артериального давления ] 08 4,5. Динамика показателей суточного профиля артериатьного давления
        • 4. 5. 1. Динамика суточных показателей САД и ДАД J
        • 4. 5. 2. Динамика числа пациентов с целевыми значениями САД I! 1 и ДАД, а дневной и ночной период времени
        • 4. 5. 3. Динамика индекса времени и индекса площади гнпсртснэин в дневной и ночной период времени
    • 4. Динамика суточного ритма артериального давления
      • 4. 6. Психологическая характеристика больных (гсучаемых групп в течение года наблюдения
        • 4. 6. 1. Психологическая характеристика бальных группы экспсрнментального обучения
      • 4. 6. 2, Психологическая характеристика больных группы тралн
    • 1. тонного обучения
    • 4. 6 3 Психологическая характеристика бальных группы контраля
      • 4. 7. Динамика тина отношения к болезни
      • 4. 7. I Тип реакции на болезнь у больных до наблюдения 137 4. 7.2. Динамика типа отношения к болезни в изучаемых группах в течение гола исследования
    • 4. 8 Психологическая характеристика и тип отношения к болезни у больных с наличием и отсутствием комнлайнса к лечению артериальной гипертонии
      • 4. 9. Динамика показателей качества жилки
      • 4. 10. Динамика медика — социальны ч показателей здоровья 165 4, П. Риск развития сердечно — сосудистых осложнений в изучаемых группах через год наблюдения

Эффективность терапевтического обучения больных, основанного на мотивационной технологии, в профилактике и лечении артериальной гипертонии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В настоящее время в экономически развитых странах артериальная гипертония (АГ) является одним из самых распространенных сердечнососудистых заболеваний f25.71.77,90.^3,96,99,140,145,155,185,206] В России 42 млн человек имеют повышенное артериальное давление (АД), что позволяет констатировать АГ у 40% взрослого населения [31,76, 77, 90.93, 99, 125, 140, 145] Согласно данным проспективных исследований «вклад» АГ в смертность от сердечно — сосудистых заболеваний составляет 40%, в смертность от инсульта — 70 — 80% [24,25,31, 71,90,93. 96, 140.145,196).

В мировой медицинской практике признано, что одним in самых про-ipeccHBtibix подходов к лечению АГ является терапевтическое обучение пациентов (9,17,18,50,51,52,55,83,92,102,143,163,181,187,221 ] Доказано, что участие в образовательных программах, формирует у больных правильное представление о заболевании, повышает приверженность к выполнению рекомендации по медикамеотозной и немедикаментозной терапии, улучшает качество жшни. медико — социальные показатели здоровья [9,! 3,17,19,51,52,69,83.102.133,136J 51,191,204,215t221,25 4].

Однако, данные многочисленных исследований указывают на недол-шяремеиность положительных результатов обучения — уже через полгода после занятий наблюдается «ускользание» эффекта образовательных программ [ 18,39,64,65,177,222,251,261].

Также в ряде работ отмечено, что образовательные программы статистически достоверно повышают уровень знаний больных о заболевании и приверженность к самоконтролю АД, но не создают у пациентов достаточной мотивации дня модификации факторов риска [ 18,64 Л 77,222,247,251].

По мнению большинства специалистов в области терапевтического обучения, причиной недостаточной эффективности образовательных программ всегда являются неправильный выбор методологии преподавания и/или ошибки программы обучения, которые не позволяют сформировал" во время занятий у больных устойчивую мотивацию к изменению образа жизни и лечению 118,40,133,139,218,221,232.254,261].

Но мнению специалистов Европейского бюро ВОЗ, работники здравоохранения до сих пор нуждаются в эффективных учебных программах по долговременном)' ведению хронических больных, так как существующие в настоящее время программы обычно не включают методик психологической поддержки пациентов, а рекомендованные в литературе методики обучения не всегда четко сформулированы, что создает трудности для их практического применения (133] Необходимо отмстить, что в доступной нам литературе мы не встретили описание обучающих методик, рекомендованных для использования на занятиях в «Школе для больных с АГ».

Вместе с тем, в рамках реализации целевой Федеральной программы «Профилактика и лечение АГ в Российской Федерации» происходи! широкое внедрение терапевтического обучения пациентов с АГ в лечебнопрофилактические учреждения первичного звена здравоохранения Это создаст предпосылки для разработки амбулаторной образовательной программы для больных с АГ, содержащей четко сформулированную, простую в исполнении, эффективную методику обучения Решению данного вопроса и посвящено настоящее исследование.

Цель работы — повысить эффективность терапевтического обучения больных с АГ.

Задачи:

I, Разработать амбулаторную программу терапевтического обучения пациентов с АГ, основанную па методике информащюююго мошвнрова-иня и позволяющую формировать у больных устойчивую мотивацию к изменению образа жизни н лечению.

2- Изучить влияние традиционной и разработанной программ терапевтического обучения, а также традиционного диспансерного наблюдения бальных с AT на приверженность пациентов к медикаментозному лечению, модификации факторов риска, поведенческих привычек.

3. Исследовать влияние амбулаторных поведенческих образовательных программ и традиционного диспансерного наблюдения на медико — социальные показатели здоровья и индивидуальный риск развития сердечнососудистых осложнений у пациентов с АГ.

4- Изучить влияние разных амбулаторных реабилитационных программ для больных с АГ на наиболее значимые показатели суточного профиля артериального давления.

5. Исследовать влияние традиционной и разработанной программ терапевтического обучения н традиционного диспансерного наблюдения на качество жшк". тип отношения к болезни и психологический статус пациентов с АГ.

6. Изучить факторы, влияющие на формирование у больных приверженности к лечению заболевания во время обучения в «Школе АГ».

Научная новизна.

Разработана и теоретически обоснована амбулаюрная программа терапевтического обучения пациентов с АГ, основанная на методике информационного мотивирования больных к изменению образа жизни и лечению, обеспечивающая долговременную эффективность обучения Впервые описана технология информационного мотивирования больных на занятиях «Школы АГ'». Впервые показано, что длительная методологическая работа с папистами после обучения в «Школе АГ» является одним га необходимых условий для формирования у больных устойчивой мотивации к изменению образа жизни и лечению, для достижения долговременной эффективности обучения.

Впервые изучено влияние терапевтическое обучения в «Школе, А Г» и традиционного диспансерного наблюдения на Tim отношения к болезни у больных с АГ.

Впервые выделены психологические предикторы формирования приверженности к лечению АГ у больных во время обучения в «Школе АГ».

Практическая значимость.

Терапевтическое обучение в настоящее время является неотъемлемой частью лечения больных с АГ Нами предложена амбулаторная программа терапевтического обучения пациентов с АГ, формирующая у больных долговременную приверженность к изменению образа жизни и лечению. Также предложена методика информационного монтирован ия больных на занятиях «Школы АГ», опросник по оценке уровня знаний больных об АГ.

Доказана высокая эффективность разработанной программы обучения на формирование у больных приверженности к медикаментозному и немедикаментозному лечению АГ, на улучшение меди ко — социальных показателей здоровья, показателей качества жизни, психологического статуса, на снижение у больных индивидуального риска развития сердечно — сосудистых осложнений, что является основанием для широкого внедрения данной программы обучения в лечебную практику амбулаторно — поликлинических учрежлишй здравоохранения.

Научно обоснована необходимость применения диагностических психологических тестов (теста СМОЛ, В. П Зайцев, 1981, теста «Тип отношения к болезни». А Е. Личко и Н Я Иванов, 1983) для выделения группы нацистов с разной степенью формирования приверженности к лечению АГ во время обучения в «Школе АГ».

Положения, выносимые на защиту.

I Разработанная методика информационного мотивирования больных к изменению образа жизни и лечению позволяет повысить эффективность терапевтического обучения пациентов с АГ.

2, Терапевтическое обучение по разработанной программе статистически достоверно повышает приверженность больных к медикаментозной и немедикаментозной терапии, улучшает качество жизни, психологический сгатус пациентов и позволяет с охра ишь достигнутые результаты через год наблюдения.

3 Обучение паииентон по программе, содержащей мотннаннонноинформационные технологии, приводит к достоверному уменьшению частоты и выраженности факторов риска сердечно — сосудистых заболеваний, что сопровождается снижением у больных индивидуального рнска развития еерлечно — сосудистых осложнений, улучшением медико — социальных показателей здоровья.

4. Психологический статус и тип отношения к болезни оказывают существенное влияние на формирование у пациентов приверженности к лечению, А Г во время обучения в «Школе АГ».

Апробации н внедрение, а практику результатов исследовании.

Основные положения диссертации доложены на V научно — практической конференции молодых ученых «Молодежь — Барнаулу» (Барнаул, 2003), Российском национальном конгрессе кардиологов (Томск, 2004), заседании Алтайского краевого научного общества кардиологов (Барнаул, 2005), международном конгрессе «Гнпсртеизня — от Короткова до сегодняшнего дня» (Санкт — Петербург, 2005) — на научно — практической конференции «АГ, а практике врача кардиолога, терапевта, невролога» (Москва, 2006), заседании проблемной комиссии «Клиническая кардиология» в Алтайском государственном медицинском университете (Барнаул, 2006),.

По теме диссертации опубликовано 14 работ, их них 9 я центральной печати.

Результаты исследования внедрены в практику работы Алтайского краевого кардиологического диспансера, городской больницы К 2, а также в практику больниц районов Алтайского края. Результаты исследования используются при обучении студентов старших курсов лечебного факультета и курсантов факультета усовершенствования врачей Алтайского государственного меди ни некого университета. Подготовлены н изданы методические рекомендации.

Структура н объем лнегертаинн.

Диссертация изложена на 220 страницах машинописного текста, иллюстрирована 46 таблицами, 48 рисунками и 2 схемами Состоит из введения, обзора литературы* описания характеристики больных и методов исследования, двух глав, посвященных собственным результатам исследования, заключения с обсуждением полученных результатов, выводов, приложения и практических рекомендаций Указатель литературы включает (52 отечественных и 110 иностранных источников.

Выводы:

I Терапевтическое обучение, но программе, содержащей методику информационного мотивирования к изменению образа жизни и лечению, достоверно повышает приверженность больных к медикаментозной тера-гтнн, модификации факторов риска н позволяет сохранить достигнутые результаты чере* год наблюдения Традиционная образовательная про! рамма достоверно меньше повышает компдаеттгность пациентов к коррекции поведенческих факторов риска и не обеспечивает долговременное сохранение результатов обучения. Традиционное диспансерное наблюдение не оказывает статистически значимого влияния на приверженность больных к медикаментозному и немедикаментозному лечению АГ.

2. Терапевтическое обучение по предложенной программе, в отличие от других форм обучения, способствует через год исследования уменьшению у больных показателей нагрузки давлением, нормалнзащш нарушенного циркадного ритма АД, сохранению целевых значений АД: целевые показатели САД и ДАД в дневные часы определялись в группе I у 100% и 94,1% больных соответственно, в группе II у 31,5% и 26,3% больных, в группе IJX — у 18,4% и 18,4% больных соответственно Целевые показатели САД н ДАД в ночные часы наблюдались у 79% больных в группе I, у 44,7% н 34,2% больных соответственно в группе II, у 50,0% н 26,3% больных в группе ИГ.

3. Проведение терапевтического обучения по разработанной программе. в отличие от других вариантов обучения, достоверно увеличивает число пациентов с гармоничным типом отношения к болезни, улучшает показатели психологического статуса и обеспечивает сохранение достигнутых результатов через год исследования.

4 Психологический статус оказывает существенное влияние на формирование у больных приверженности к лечению заболевания во время обучения в «Шкале АГ». Наличие у больного изменений астено — депрессивного характера, диффузного типа отношения к болезни, сочетающего в себе дезадаптнвные типы реагирования на болезнь являются предикторами низкой вероятности формирования приверженности к лечению во время обучения в «Школе АГ».

5. Пациенты, обученные, но разработанной образовательной программе, через год наблюдения нмедн достоверно лучшие медико-социальные показатели здоровья и меньший десятилетний риск развития сердечно — сосудистых осложнений, чем больные в группе традиционного обучения и контроля.

Практические рекомендации,.

1 Терапевтическое обучение пациентов с АГ в амбулаторных условиях необходимо проводить по программе, содержащей методику информационного мотивирования больных, что позволит сформировать у слушателей устойчивую мотивацию к изменению образа жнзии и лечению.

2. Для обеспечения долговременной эффективности терапевтического обучения рекомендовано длительное наблюдение больных после занятий в «Школе» (не менее года) в виде повторяющихся индивидуальных профилактических консультаций по вопросам модификации факторов риска, контролю за АГ.

3. Врачам амбулаторно — поликлинического звена для оценки эффективности профилактической работы с больными АГ необходимо использовать не только клинические параметры (ИМТ, вес, общий ХС, ХС ЛПНП, ХС ЛПВП и др.) и медико-сопиальные показатели здоровья, но и ряд диагностических опросников, опросник по оценке приверженности больных к лечению АГ. анкету по мониторированию поведенческих факторов риска неннфекционных заболевший, опросник качества жюнн, опросник «Тип отношения к болезни».

А Для выделения группы пациентов с низкой вероятностью формирования приверженности к лечению АГ во время терапевтическою обучения, необходимо до обучения оценивать у больных психологический статус (методика СМОЛ, В. П. Зайцев, 1981) и тип реакции на болезнь (тест «Тип отношения к болезни», А. Е Личко и Н. Я. Иванов, 1983). При выявлении у больного диффузного типа отношения к болезни, сочетающего де-задапгивнме типы рсакшш на болезнь, и психопатологических изменений истсно — депрессивного характера необходимо перед обучением направлять больного к медицинскому психологу или психотерапевту для исихо-коррекционной работы с целыо повышения готовности больных к выполнению рекомендаций врача.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.А. Клнннхо-пснхологичсскис соотношения при гипертонической болезни в связи с особенностями ее течения и терапии автореф, дне.. канд. мед. иаук. /ТА Айвалян. М., 1980. -20 с.
  2. . Т.А. Основные принципы психокоррекции при гипертонической болезни Электронный ресурс. М., 2006. — Режим доступа http7/ tvMrwfflgflnQ&varM
  3. Айвазян. Т, А. Психофизиологические соотношения и особенности реактивности у больных гипертонической болезнью / Т, А Айвазян, В, П, Зайцев, В В Храмелашвилн и др Н Кардиология. 1998. — № 12- - С. 10−12.
  4. , Ф. Психосоматическая медицина / Ф Александер М.: Геррус, 2003. -350 с,
  5. Александровский, ЮА. Погракичные психические расстройства рук-во для врачей / Ю-А. Александровский. М. Медицина — 1993. — 400 с,
  6. , К. Р. Оценка уровня знаний в области медицинской профилактики / К P Амлаев, В Н Муравьева // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2005- - № 4 — С. 30−32.
  7. , И.Н. Обучение пшертоническнх больных самокотролю заболевания в специализированных школах на базе амбулаторно-поликлнническнх учреждений / И. Н, Антипова // Современная медицина -2003 -^5 -С 14−15.
  8. Аронов. Д. М Методика оценки качества жизни больных с сердечно — сосудистыми заболеваниями /ДМ Аронов, В. П Зайцев // Кардиология -2002 5- -С 92−94. П. Аронов, ДМ. Функциональные пробы в кардиологии / Д. М. Аронов,
  9. B, П. Лупанов. М — ME/lrtpecc — ннформ, 2002. — 269 с.
  10. , Г. П. Курение как фактор риска у пациентов с сердечно -сосудистыми заболеваштями. Что делать практикующему врачу сегодня и как формировать стандарт на завтра / Г. П Арутюнов // Сердце 2005. — № 4 (22).-2005 -С. 176−186.
  11. Бакшеев, В И «Гипертоник» на курорте: обучение больных с артериальной гипертонией в период санаторного лечения / В. И Бакшсев, Н. М. Коломоец // Физиотерапия, Бальнеология, Реабилитация 2004, — № 2.1. C. 33−40
  12. Бакшеев, В, И Клиническая и экономическая эффективность работы шкаты больного гипертонической болезнью / В И. Бакшеев, Н М Коломоец, Ю. А. Даттнлов // Клиннч медицина. 2003. — № 6. — С. 59−61.
  13. Бакшеев, В И Обучение пациентов с артериальной гипертонией Состояние проблемы и перспективы. / В. И Бакшеев, Н-М. Коломоец. Ю. А. Дашиюв // Клиннч медицина 2004. — № 2. — С. 55−61
  14. Балкаров, И М Некоторые подходы к повышению качества лечения паштетов с артериальной гипертонией опыт «Школы паписта с артериальной гипертонией». /ИМ Балкаров, Д Г Шокнчсв, В Г Козлова н др // Тер архив -2000 -№ 1,-С. 47−51
  15. Банщиков, ГТ Опыт работы «Школы артериальной гипертонии» // Здравоохранение -2002.-№ 6.- С. XVI
  16. Ьритов, А Н. Котроль артериальной гипертонии в профилактике инсультов / А, Н, Бригов, М М Бысгрова, А, А Орлов // Клнннч. медицина -2002, б, -С 53−57
  17. Бригов, А Н. Профилактика артериальной гипертонии на популяцн-онном уровне: возможности и актуальные задачи / А Н- Брнтов // Рус. мед. жури, 1997, — № (9), — С, 571−576.
  18. Бригов, А. Н Тактика ведения больных артериальной гипертонией. Роль участкового терапевта / А Н Брнтов // Качество жизни Медицина. -2003 -№ 2 -С31−36
  19. Брюханов, А «Школа гипертоника» в поликлинике / А, Брюханов, П, Лукьянеиок"Л Петрова// Врач 1998 10.-С. 19−20
  20. , Н.В. Актуальные проблемы кардноневрологин / Н. В. Верещагин, Т С Гулевсхая, Ю К Мнловидов И Клнннч медицина 1991 -Т. 69, № 3 -С, З-б.
  21. Внутренние болезни по Тинсян Р Харрисону / под рсд Э. Браунвачь-да, К Иссельбахсра, Дж Унисона, и др.- пер с англ. -М.: Практика, 2005. — 418 с.
  22. . B.C. Контроль артериальной гипертонии среди населения состояние проблемы по результатам эпидемиологического исследования. / В С Волков, Д. Ю Платонов Н Кардиология 2001 — № 9 — С 22−25
  23. Гельцер, БИ Современные подходы к опенке качества жизни кардиологических больных / Б. И Гельцер, М. В Фрисман П Кардиология -2002 -№ 9 -С.4−9
  24. , ГЕ. Методика исследования качества жюни у больных хронической недостаточностью кровообращения / Г, Е, Генллик, Е, В Сам-сонова, О. В Бухала и др. И Сердечная недостаточность. 2000, 4, — С, 1−12.
  25. , С.Р. Изучение качества жизни с хронической сердечной недостаточностью: современное состояние проблемы / С. Р. Гилеревскнй, В, А Орлов, Н Г Бенлелиана и др. // Рус кардиолоптч журнач 2001 — № 3.- С. 58−72.
  26. Гиляревскнй., С. Р. Эффективность применения современных технологий обучения больных с сердечной недостаточностью / С. Р. Гиляревскнй Н Сердечная недостаточность Специальный выпуск., 2005. — С. 7-М
  27. , А.П. Оценка качества жизни больных с сердечнососудистыми заболеваниями / А. П. Гладков, B II Зайцев, Д. М. Аронов и др. // Кардиология 1982 -Хг2, — С, 100−103.
  28. Горбунов. В М Значение самостоятельного измерения артериального давления болы ими с артериальной гипертонией / В. М. Горбунов // Кардиология. 2002 ~№Г — С 58−66
  29. Гоштаутас, А Отношение к вопросам здоровья у мужчин и женщин, участвующих в профилактических исследованиях / А. Гоштаутае, В Внр-балене, И Мисявнчсне // Тер архив 1985 — № 2. — С 91−94
  30. , О. М Факторы эффективности обучения больных сахарным диабетом / О. М Двойнишникова, Е. В. Суркова, М Ю. Дробнжев и др. П Пробл Эндокринологии 2003. — Т. 49, — № 5 — С- 51−55
  31. Дедов, И. И Обучение больных сахарным диабетом / И. И. Дедов, МБ. Анциферов, Г Р, Галсгян и др М, 1999 — 303 с,
  32. Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза. Российские рекомендации Секция атеросклероза ВНОК it Кардноваскулярная терапия и профилактика. Приложение) 2004 — № 2 -35 с.
  33. , Г. Ю. Эпидемиология поведенческих факторов риска развития хронических нсинфскшюнных заболеваний во взрослой популяции / Г. Ю, Евегнфеева, С, Е Лебслькова, Н, И Чсхонадская // Профилактика ие-ннфекинонных заболеваний. 2003, — № I —С 13—17
  34. , РА. Информированность врачей первичного звена здравоохранения в области гфофилактики артериальной гипертонии и ее факторов риска / РА. Еганян, ЕВ Ошепкова, И Н Шатерникова и др. И Профилактика заболеваний и укрепление здоровья -2003. 3 -С, 6−11
  35. . Р.А. Информированность и отношение к здоровью лиц с мягкой и умеренной артериальной гипертонией / Р. А. Еганян, A.M. Калшшна, Е Ю Лахман и лр, Н Профилактика заболеваний н укрепление здоровья, -2006.1-С. 12−17.
  36. Еганян, Р. А Характер питания лиц с артериальной гипертонией по данным по пуля иконных исследований в г Москве / Р, А. Еганян. И. Н. Шатерникова, О. В. Измайлова и др // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2004 — № Г — С. 3<М0
  37. Заболевания сердца и реабилитация / под ред. М Л Поллока, Д. X Шмидта Киев Олимпийская литерату ра, 2000. -407 с
  38. Зайцев, В. П Вариант психологического теста Mini Mult. / В. Н. Зайцев И Психологический жу рнал — 1981. — № 3 — С. 118−123.
  39. , В.П. Диагностические возможности психологического теста СМОЛ при гипертонической болезни / В. П Зайцев. ТА Айвазян // Кардиология 1990.-№ 4.-С 83−87
  40. Ильин, Е. П Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб. Питер, 2003. -512 с.
  41. Калинина, А М. Новые подходы к укреплению здоровья и профилактики заболеваний в первичном звене здравоохранения / А. М Калинина, П. Аарва. Л. Е. Сырцова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья -2000- № 3.~С. 19−23
  42. Калинина. А М Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией /А.М Калинина // Качество жизни. Медицина. 2003 — № 2, -С. 78−82
  43. , A.M. Обучение пациентов как фактор эффективности контроля артериальной гипертонии программа НОКТЮРН / А. М Калинина. Р. Г. Оганов, Д. В Нсбисридзс // Кардиоваскулярная терапия и профттлак-тика. — 2006. — № 5 (3). — С. 5−14
  44. Кагжнская, А Школы для пациентов с хроническими заболеваниями / А. Калниская // Врач 2004 — № 3. — С. 34−35.
  45. , Р.С. Популяцнонныс аспекты сердечно сосудистых заболеваний у взрослого населения Томска / P C Карпов, И А. Трубачева, О. А. Перминова И Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2004. — № 3, ч.1.-С 15−23.
  46. Картанзов, В Т, Организация работы Школы больного гипертонической болезнью / ВТ Карташов, В. И Бакшеев, Н. М Коломоец//Качество жшни Медицина 2005 — № 3 (10). — С. 54−55.
  47. Кобол ава, Ж Д Артериальное давление в исследовательской н клинической практике / Ж. Д. Кобалава, Ю. В. Котовская, В. П Хирманов. М., 2004 — 384 с.
  48. К об алана. Ж Д Артериальная гипертония Основные положения современных руководств / Ж. Д. Кобалава, Ю. В. Котовская M. t 2005 — 136с.
  49. Кобалава. Ж Д, Гнперхолссгсринсмия и артериальная гипертония / Ж Д Кобалава, В В Толкачева Н Сердце 2006 -Т. 4, J&5 — С. 172−176.
  50. , Ж.Д. Монитор нрованне артериального давления методические аспекты и клиническое значение / Ж. Д. Кобалава, Ю. В. Котовская. -М., 1999.-234 с.
  51. , Ж.Д. Особенности качества жизни у пожилых больных с изолированной систолической артериальной гипертонией / Ж. Д. Кобалава, Е. Э Школьникова, В С Моисеев // Кардиология 1999 10. -С.27−31 с,
  52. Коломоец, ИМ Гипертоническая болезнь и ишемнческая болезнь сердца / Н. М. Коломоец, В. И Вакшсев. М. Медицина, 2003. — 336 с.
  53. Колпакова, Е В Качество жизни и артериальная гипертония: роль Оценки качества жизни в клинических исследованиях и практической деятельности врача I Е. В. Колпакова //Тср. архив. 2000 — № 4. — С. 71−74.
  54. Конрада" А, О, Недостаточная приверженность к лечению артериальной гипертензин причины и пути коррекции / А О Конрадн. Е.В. Полукн-чева И Артериальная гипертензия. 2005.- Т. 10, № 3. — С. 137−143.
  55. Кои, ЯП Качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями / Я И Кои, РА Лнбнс // Кардиология -1993.- С 66−72.
  56. , В.М. Психиатрические расстройства в общемедицинской практике / В. М Краснов Н Рос мед журнал 2002 — № 25. — С. 1187−1191
  57. Крылов, А. А Психосоматические особенности у больных пнтертонн-ческой болезнью / А. А Крылов, Г, С Крылова // Клин, медицина. 2001, -№ 6 -С 56−57
  58. Крюков, Н, Н Школа артериальной гипертонии: критический анализ качества жизни пациентов и эффективности обучения / Н. Н. Крюков, Д, С Садреева // Атмосфера Кардтюлогия. 2005. — № 4. — С 42−44.
  59. С. Гипертснзня и се последствия состояние проблемы в мире/С. Леифант // Артериальная гипсртешия 2005 — Т 11, № 2. — С. 8689
  60. Лсшанская, О, А Современные подходы к питанию бальных с агеро-геиными дислипидемнями! О. А Лешанская, МЛ' Бубнова Н В Петрова // Профнлактттка заболеваний и укрепление здоровья. 2004. — № 4. — С. 3137.
  61. Л ибис, Р. А Показатели качест ва жизни у больных с хронической сердечной недостаточностью / Р. А. Либис, Я. И Коц // Кардиология -1995 11.-С 13−17
  62. Лукьяненок. П-И. Руководство для гипертоника / П. И Лукьяненок. -Томск, 1995. 135 с.
  63. Мазур, В В Клиннко-пснхологнческне соотношения при гипертонической болезни и нх связь с особенностями суточное профиля ар сериального давления автореф лиос. кайл мед наук / ВВ. Мазур. Тверь, 1998 -20 с.
  64. Маквин, Д. В Профилактика хронических заболеваний и укрепление здоровья оценка поведенческих факторов риска в целях профилактики / Д. В Маквин, К, А Дуглас // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 1998. • № 3. — С.32−35
  65. Мамедов М, Н. Артериальная гипертония в клинической практике арача современная стратегия диагностики и лечения // Качество жизни Медицина -2005 -ЖЗ -С. 10−11
  66. Манук, С Психологические факторы при гипертонической болезни I С. Манук, Р Моррисон, А Белах // Кардиология 1986 — С 92−100
  67. Масленникова, Г Я Влияние курения на здоровье населения: место России в Европе / Г. Я Масленникова, Р. Г. Оганов Н Профилактика заболе-ваннй и укрепление здоровья. 2002 — № 6. — С. 17−20.
  68. , А.В. Психопатологический анализ аффективных расстройств при гипертонической болезни Депрессии в амбулаторной и общесоматической практике / А. В Матвеев. М., 1984. — C.6I-66.
  69. , Е.В. Обучение пациентов в практике семейного врача / Е В Мсркушсва, К, А Похис СПб. МАПО, 1998 -28 с
  70. , И.С. Осведомленность врачей в вопросах первичной профилактики сердечно сосудистых и других хронических неинфекцн-онных заболеваний / И. С. Мнсявичене, А. В. Баубснене, В. И. Грабаускас И Тер архив — 1997 — № 9 — С- 90−93
  71. , И.В. Школа здоровья для патента важнейший фактор качества медицинской помощи /Н.В. Михайлова, AM Калинина, В. Г. Олейникова и др. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2004.2 -С. 3−10.
  72. , Н.В. Изучсште качества жизни у больных артериальной гипертонией и влияние гипотензивной терапии / Н. В. Мясоедова, M B. Леонова // Качество жизни Медицина. 2003. — № 2, — С. 48−52.
  73. Ннкандров, В В Метод тестирования в психологии / В В Ннкандров, В. В. Новочалов. СПб.: Речь, 2006 — 48 с.
  74. Николаева, Л Ф Школа для больных инфарктом миокарда / Л. Ф. Николаева, В П Зайцев М Медицина, 1998 — 228 с
  75. Новик, А А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А А. Новик, ТЛ Попова М. «ОЛМА — ПРЕСС Звездный мир», 2002 -314 с.
  76. Об организации школ для больных гипертонической болезнью: приказ от 06. 09. 2002 Комитета по делам здравоохранения г Барнаула № 229 (Электронный ресурс. // БД Консультант! 1люс МсднцинаФармацевтика
  77. А. Г Ожирение и сердечно сосудистая система / А. Г Овчинникова if Сердце — 2005 — Т 23. № 5 (23). — С 243−253
  78. , Р. Г. Значение сердечно сосудистых и других хронических неннфекционных заболеваний для здоровья населения России / Р. Г. Оганов, Г. Я Масленникова С. А Шальнова И Профилактика заболеваний и укрепление здоровья — 2002, — № 2. — С. 3−7
  79. Огонов, Р. Г'. Организация Школ Здоровья для пациентов с артернать-иой гипертонией в первичном звене здравоохранения Организационно -методическое письмо Минздрава РФ ! Р. Г Оганов, A M Калинина, Ю. М Поздняков и др М., 2002. — 30 с.
  80. Оганов, Р. Г Профилактика сердечно сосудистых и других неннфекционных заболеваний — основа улучшения демографической ситуации в России / Р. Г. Оганов, Г. Я. Масленникова // Кардноваскулярная терапия н профилактика -2005. — № 4 (3), ч. 1. — С. 4−9
  81. Оганов, Р. Г Психоэмоциональные расстройства у больных сердечно сосудистыми заболеваниями масштабы проблемы, вопросы диагностики / Р. Г. Оганов, Г. В Погосова, Г М, Дюкова, и др, // Кардиоваскулярная терапия и профилактика — 2005 — № 4 (6) — - С 82−88
  82. , P.P. Развитие профилактической кардиологии в России / Р. Г. Оганов, Г. Я Масленникова И Кардиоваскулярная терапия и профилактика -2004 .-№ 3(3).-С 10−14.
  83. Оганов, Р Г Смертность от сердечно сосудистых и других хронических неинфекцнонных заболеваний среди трудоспособного населения России / Р. Г Оганов, Г. Я Масленникова И Кардиоваскулярная терапия и профилактика — 2002 — № 3. — С 4−8
  84. Оганов, Р. Г Стратегия преодоления стресса в современных условиях / Р. Г Оганов, Г. Я Масленникова /I Кардиология. 2002 — № 44 (7). — С. 72−76.
  85. Оганов^ Р. Г, Факторы риска и профилактика сердечно сосудистых заболеваний / Р. Г Оганов // Качество жизни Медицина. — 2003- - № 2. -С 10−15.
  86. Оганов, Р Г. Эпидемиология АГ в России и возможности профилактики /Р.Г, Оганов //Тер архив 1997 -Т. 68, № 8 -С 66−69
  87. , ЛИ. Мониторированне артериального давления в кардиологии / Л. И Ольбинская, А. И. Мартынов, Б. А Хапасв. М Медицина, 1998 -99с.
  88. , Е.В. О федеральной программе «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» / Е. В. Ощспкова Н Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2004 — № 1, — С 3−7
  89. Петричко, Т, А Эффективность структурированной обучающей программы в профилактике осложнений артериальной гипертонии авторсф дне канд мед наук/Т, А Пстрнчко Хабаровск, 2002, — 19с.
  90. Поздняков, Ю, М Опыт организации школ для больных артериальной гипертонией в Московской области. / Ю. М Поздняков, М, А, Гуревич. Н. Н Наумчева, и др. Н Профилактика заболеваний и укрепление здоровья -2000 -№ 1.-С 38−39
  91. Поздняков, Ю М Профилактика заболеваний сердечно сосудистой системы ! ЮМ Поздняков, В С Волков — М, 1997. — 254 с.
  92. , Р.А. Изучение вопросов физической активности в России / Р. А. Потемкина, И, С. Глазунова, И С Пструхин И Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2002 — № 3, — С, 20−23
  93. , Р.А. Опыт и перспективы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний н их факторов рнска в рамках шггсгрировашюй программы профилактики (CINDI) в России /РА Потемкина, Н. В Варта-пстова, Т В. Камарлина П Кардиология 1996 3, — С, 35−39
  94. Потемкина, Р, А Моштторироватше поведенческих факторов риска нсинфскинонных заболеваний среди населения Часть 1 / Р. А. Потемкина, И С Глазунов, РГ Оганов и др // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2005. — № 4 — С. 3−17.
  95. , Р.А. Оценка существующей в России практики в области профилактики сердечно сосудистых заболеваний /Р.А. Потемкина И Профилактика заболеваний и укрепление здоровья — 1998. — № 2, — С. 1115,
  96. Потемкина, P A Подходы коптимизации коррекции физической активности среди населения / Р. А. Потемкина Н Профилактика заболеваний и ухрегшсннс здоровья 2002. — № 3 — С. 20−23
  97. Профилактика сердечно сосудистых заболеваний в клинической практике. Европейские рекомендации // Кардиоваскулярная терапия и профилактика — 2004. — Т. 4, Ш. — С 99−112
  98. Профилактика диагностика н лечение артериальной гипертензин: Рос рекомендации ВНОК {второй пересмотр. М., 2004. — 20 с,
  99. Профилакпгка диагностика и лечение первичной артериальной гипертонии в Российской Федерации первый Доклад экспертов ВОЗ, МОГ, ВНОК. // Клкн фармакология и терапия 2000, — № 3. — С, 5−30
  100. Пьянкова Е Ю. Эффективность обучения больных сахарным диабетом второго типа в амбулаторно-поликлинических условиях авторсф. дне каид. мед. наук / Е, Ю Пьянкова Хабаровск, 2002 — 22 с
  101. Пятков, Ю. С, Психологические особенности личности у больных гипертонической болезнью и их родственников / Ю.С. 1ятков // Кардиология 1990 1 -С, 77−78
  102. Раков, АЛ, Опыт организации кардношколы в санатории / АЛ. Раков Н Военно-мсдниинский журнал. 2004 — № 4 — С. 80−81
  103. , Н. Психотерапевтические подходы в практике школы артериальной гипертензин, ожирения и подагры при клинике им. Е.М. Та-реева / Н. Рашидов // Врач. 2004. — № 10. — С. 27.
  104. О.Ю. Статистический анализ медицинских данных / О. Ю Реброва М Медиа Сфера, 20О2 — 305 с
  105. , Р.В. Психологические характеристики, связанные с артериальной гипертонией и курением: на материале популяционного исследования I Р. В, Рожанец, О С, Копнна. Н. Ю. Заржепкая, и др. // Кардиология 1987 8.-С 37−43.
  106. Романова, ИМ О роли поваренной соли в ранил нл артериальной г ипертонии / Н. П Романова, В С Волков // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2001 — № 5 -С, 20−23.
  107. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / под ред. В. С Лазарева -М, 1995
  108. Рухманов, А, А Личностные аспекты психосоматических соотношений при птертонической болезни / А А, Рухманов // Жури невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова 1985 -№ 6. — С, 915−925.
  109. Савельева, Л В. Особенности питания при сердечно сосудистых заболеваниях / ЛВ Савельева //' Качество жизни Медицина. — 2003 — № 2. -С 64−68
  110. С’амородская, И В. Сердечно сосудистая заболеваемость и факторы риска сердечно — сосудистых событий в Российской Федерации / И В. Самородская Н Карлноваскулярная терапия и профилактика — 2005 — № 4 (3). ч, 2.-С. 94−99
  111. Семенова, Н. И Образовательная программа «школа здорового образа жизни» в Великом Новгороде / Н И. Семенова Н Социальная профилактика и здоровье 2003. — № б. — С. 69−70.
  112. Собчик, Л. Н Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л. Н, Собчнк СПб.: Речь, 2006. -216 с.
  113. Соколов, ?. И. Психологический тип личности как фактор риска в патогенезе ишемнческой болезни сердца t Е. И. Соколов, А. Л. Заев, В. М. Фомина и др. //Кардиология — 1991 —Т. 31, № 7 —С. 102−105.
  114. Ш. Стародубова, А В. Прирост массы тела и ожирение у женщин / А В. Стародубова, О. А Кнсляк, Г. И. Сторожаков // Сердце. 2005 — № 5 (23), — С. 254−258.
  115. Е.В. Роль про 1 «раммы обучения больных сахарным диабетом 2 типа / Е. В. Суркова М.Б. Анциферов // Проблемы эндокринологии — 1995 -№ 5 -С4−6
  116. , О.С. Физические тренировки в лечении больных артериальной гипертонией / О-С. Таирова, М Мнкеллн. А. Лазари // Сердце. -2006. Т. 5, № 4.- С 200−203
  117. Таравкова И. А Психологические предикторы участия больных с начальными стадиями гипертонической болезни в немедикаментозной терапии: автореф. дне. канд. мед наук / И. А. Таравкова. М, 1992. — 22 с.
  118. Терапевтическое обучение больных. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Отчет рабочей группы ВОЗ. М., 1995. — 96 С.
  119. . Ю. С. Психологические особенности личности у больных пшсртоштчсской болезнью и их родственников / Ю. С. Типсов, А.Ю. Про-хватнлов // Кардиология — 1990, —Т 30, № — С, 77−78
  120. Ушакова С Е. Эффект терапевтического обучения пациентов с артериальной гипертонией на приверженности к лечению / С. Е. Ушакова А.В. Концевая, О. В Княжсвская // Кардноваскулярная терапия и профилактика 2005. 4(1),-С. 32−36,
  121. , А. Личность и социальное поведение / А Фернхейм, П. Хейвен СПб.: Питер. 2001 — 360 с
  122. Флстчер, Р Клиническая эпидемиология Основы доказательной мс-дииикы пер, с англ. М: «Медиа Сфера», 2002. — 345 с,
  123. Фролова Е В. Принщшы обучения пациента / Е. В. Фролова // Российский семейный врач 2000 — Т. 4, № 2. — С. 60−63
  124. МОХобаннан, А. В. Седьмой отчет Совместной национальной комиссии по предупреждению, выявлению, оценке и лечению высокого АД / А. В Хобаниан, Д. Л Бакрис, Н. А. Л ах и др. // Сердце. 2004. — № 5 — С. 224 266
  125. Хохлов, А Л Артериальная гипертония и тревожно депрессивные расстройства клиннко-экономические аспекты соматотропной терапии f A. JL Хохлов, Ю, Е Мельникова // Качественная клиническая практика -2004 — № 3. — C.32−3S.
  126. , А.Е. «Внутренняя картинка заболевания» у лиц с пограничной тнпсртензисй и больных гипертонической болезнью /А.Е. Цнкулнн Н Кардиология 1987 — № 8 — С 27−29
  127. , Е.К. Эффективность обучающей программы как немедикаментозного метода лечения больных ожирением / Е. К. Шаварова, Е. А. Никитина, Е В. Смирнова и др, // Артериальная гнпертекзия 2003. — № 2. -С, 54−58
  128. , С. А. Оценка и управление суммарным риском сердечно -сосудистых заболеваний у населения России / С. А. Шальнова, Р. Г Оганов, А Д Деев // Кардиоваскуляркая терапия и профилактика 2004 — № 3 (4). — С, 4−11
  129. Шальнова, С. А Распространенность артериальной гипертонии и России Информированность, лечение, контроль / С. А. Шальнова, А Д. Деев. О. В. Вихрена Н Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2001 -№ 2 С, 3−7
  130. , С.А. Распространенность курения в России. Результаты обследования представительной национальной выборки населения ! С. А. Шальнова, Р. Г Оганов, А Д Деев // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья t998 -№ 6 — С. 9−12.
  131. Шатершткова, И И Потребности трудоспособного населения в мс-дищшскнх профилактических услугах / И. Н. Шзтерникова, А Д. Деев, О.В.
  132. Измайлова и др // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья -2005. № 4. — С. 23−29.
  133. Школа гипертоника / под ред. В. И. Подзол нова М ГЭОТАР -МЕД, 2003. -89 с
  134. Шутсмова, Е. А Кл ниико-з ко н омнч ее кое обоснование обучения в школе дня больных артериальной гипертонией / Е. А. Шутсмова, А. В. Концевая. С Е- Ушакова и др // Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2004 -Т 23, № 2. — С. 4−7
  135. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность / под ред, А Карелина М — ООО «Издательство ACT», 1997. — 300 с.
  136. A design for testing interventions to improve adherence wtthin a hypertension clinical trial ii Control Clin Trials 2000 — № 21 (I) — P 62−72,
  137. Anderson, J. W Eitlucal Aspects of Recommending Lifestyle Interventions to Patients—Reply / J- W. Anderson И JAMA. 2003. — № 290 (20). — P. 2660−2661
  138. Antikainen. R. L. Trends in the prevalence, awareness, treatment and control of hypertension the WHO MONICA Project / L. R. Antikainen. V.A. Moltcanov, С. С Sr el al H Europ. J Cardiovasc Prev and Rcabilii 2006 -№ I.-P.I3−29.
  139. Arthur, H. M. The role of complementary and attemauve therapies in cardiac rehabilitation: a systematic evaluation / H.M. Arthur, С Patterson, A. Stone U Europ J Cardk>vasc Prev and Reabilit 2006 I — P.3−9
  140. Bachman, RM Better compliance: Physicians making it happen ./ R.M. Bachman // Am Fam Phys 1993 — № 48 — P. 717−718
  141. Baksheev, V I Clinical and economic effectiveness of the activity of a hypertensive patient school / V I Baksheev, N.M. Kolomocls // Klin Med. -2003 -№ 81(6),-P 59−61
  142. , А. В Self еШсасу toward a unifying theory of behavioral change / А В Bandura // Psychol Rev — 1987 — № 84 — P. 191−215.
  143. Barengo, N, C, Different forms of physical activity and cardiovascular risk factors among 24 64 year — old men and women in Finland / N. C. Barengo, M. К as tar men, T Lakka et al. I/ Europ. J Cardiovasc Prev and Re-abilil -2006-№ I -P 51 -55
  144. Beck, A. A randomized trial of group outpatient visits for chronically ill older HMO members the Cooperative Health Care Clinic / A Beck. J Scot!, P Williams // J Am Geriatr Soc. 1997 — Jfe 45 — P. 543−549
  145. Becker, M. N The health belief model and personal health behavior / M N. Becker / Health Education Monographs 1974 -№ 2 -P 236−508.
  146. Berger. B. A Effectiveness of en educational program to leach pharmacists to counsel hypertensive patients and influence treatment adherence / B.A. Berger, A L. Stantion, B. G. Fetkey //J Pharm Mark Manage 1990 — № 5 -P 27−41
  147. Berry, С A review of quality of life evolutions in patients with congestive heart failure / C. Berry, M. Murray it I Phamiacoeconomics. 1999.1. P 247−271
  148. Bond, W.S. Detection methods and strategies for improving medication compliance / W. S. Bond, D A. Hussar// Am J Hosp Pharm 1991 48 -P 1978−1988
  149. Brodie, D. Cardiac rehabilitation in England: a detailed national survey / D Brodie, H Bethell, S Brcen H Europ J Cardiovasc Prcv. and Rcabilit -2006 № I -P. 122−128
  150. Bullinger, M. translating health study questionnaires and evaluating them the Quality of life a project approach International of Quality of life assessment / M Bull inger et al // Clin. Epidemiol 1998.-№ 51 — P 913−923
  151. Burke, L E Adherence to medication, diet, and activity recommendationsfrom assessment to maintenance / L. E. Burke, J. Dunbar-Jacob // J, Cardiovasc Nurs 1995 — № 9 (2). — P 62−79
  152. Cramer, J, A Effect of partial compliance on cardiovascular medication effectiveness / J A Cramer// Heart 2002 — № 88 (2), — P 203−206
  153. Cuspidi, С A short and Long term impact of a structured educational program on the patient’s knowledge of hypertension t C. C’usptdi et al // llal Heart J. — 2000. — № 1 (12). — P 839−843,
  154. Cuspidi, С An improvement of patients' knowledge by a single educational meeting on hypertension / C. Cuspidi, L. Sampien, G. Масса /I J. Hum. Hypert -2001.- Ns IS (1). P. 57−61.
  155. David, J P Birth Weight and Hypertension / J. P David // Hypertension- 2006 № 48 P 357−358
  156. Daviesr A.A. Association Between Birth Weight and Blood Pressure Is Robust Amplifies With Age, and May Be Underestimated / A. A Davies, G. D. Smith, M T May// Hypertension 2006 № 48 -P 431−436,
  157. Deccaehe, A Patient education in Belgium evolution, policy and perspectives И Patient. Ed. Conns. 2001 — № 44 (1). — P. 43−48.
  158. Dubanoski, J. P. Preventive health behavior: a model of adherence prediction / J. P Dubanoski // Dissertation Abstracts International 1988 — № 48, -P 3152
  159. , A. 5 year follow up of preventive approach to patients with essential hypertension / A. Dukal,! Balazovjcc //J Ham Hypertension — 1996- № 10.-P. 131−133,
  160. Dusing, R Compliance with drug therapy-new answers to an old question / R. Dusing. K. Lottermoser, T Mengden // Nephrol Dial. Transplant.-2001 16 (7),-P 1317−1321
  161. European guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice//Eur Heart J -2003 24. -P 1601−1610.
  162. European Society of cardiology guidelines for the management of arterial hypertension // J Hypen. 2003 — № 21 — Р 1011−1053,
  163. Favre, L, Educating the hypertensive patient t L, Favre // Med Wschr -1984. № 114 (29) — P 1023−1033
  164. Fried, S. K, Sugars, hypertriglyceridemia, and cardiovascular disease / S. К Fried et al. // Am J Clinical Nutrition 2003 — № 78 (4). — P 873−880
  165. Fuentes, R. Hypertension in developing economies: a review of population based studies carried out from 1980 to 1998 / R, Fuentes, N. Ilmamiemi, E- Laurikainen «aL // J. Hypertens — 2000. — № IS. — P 521−529
  166. Gil, V Factors involved in the hypertensive patients поп compliance with treatment / V Gil, С Munoz, J, L Martinez et al. // Med Clin (Bare) -1994 -№ 102 (2) — P 50−53.
  167. Girdanor D. A. Changing health behavior t D A Girdano, D. E. Dusek-A. Z — Gorsuch Scansbrick, 1 988 193, Goldman. L. Classification systems for the serial assessment of cardiac functional status / L Goldman // Praet Cardiology 1993 — № 3. — P. 40−57,
  168. Guidelines Subcommittee 2003 European Society of Hypertension European Society of Cardiology guidelines for the management of arterial hypertension // J Hypertens 2003 № 21 -P 1011−1053
  169. Hansfeld, S Assessing ihe validity of the SF-36 General Health Survey / S. Hansfeld, R Roberts, S Foot U Qual Life Res. 1997 — >fe 3 — P 217−224
  170. Hart, R American Stroke Association Guideline Policies / R Hart // Stroke 2006 — № 37 — P 1965
  171. Hill, M, Adherence to antihypertensive therapy / M, Hill, N. Houston // Chapter 2002 — Vol 131 -P. 390−392
  172. Нот, L V Fiber, Lipids, and Coronary Heart Disease, A Statement for Healthcare Professionals from ihe Nutrition Committee, American Heart Association / L V Horn // Circulation. 1997 — № 95 — P. 2701−2704.
  173. Horvathova, H Compliance and the therapeutic effect in patients with arterial hypertension / H Horvathova, К Ktmlicova, I Batazovijcch et al, // Bra-lisl Lek Шу. 2003 — № 104 (4 — 5) — P. 149−154
  174. International Society of Hypertension guidelines for the management of hypertension //J Hypertens. 1999 — Ns 17 -P 151−183
  175. Jacquemei, S Educational methodologies: an analysis of chaos / S Jac-quemct // Diabetologia. 1997 — № 40. — P 2447
  176. John, E Hypertension: Update 20061E. John // Hypertension 2006. -№ 48. — P 343−346
  177. Johnson. B. F. A design for testing interventions to improve adherence within a hypertension clinical trial / B. F Johnson, G. Hamilton, J. Fink, et al. // Control Gin. Trials, 2000 — № I — P. 62−72,
  178. Jonas, B. S. Negative affect as a prospective risk factor for hypertension / В С Jonas, J F Lando // Psychosom Med — 2000 — № 2.- P 188−196
  179. Kaplan. RM Compliance in medical care reconsideration of self-predictions i R. M Kaplan. H.J. Simon // Annals of Behavioral Medicine. — 1990 -to 12.-P 66−71.
  180. Reman, W N. Blood Pressure Exceeding National Guidelines Among Women After Stroke / W N. Keman, С M Viscoli, L. M Brass et al, // Stroke 2000. — № 31 (2). — P. 415−419.
  181. Kissela, В The Value of Quality of Life Research in Stroke / В Kissela // Stroke 2006 — № 37, -P 1958−1959
  182. Kjellgren, КI Hypertensive patients' knowledge of high blood pressure / К. 1 Kjellgren, S. Svensson. J. Ahlner et al. It Scand J Prim Health Care -1997 *fe 15(4) -P 188−192
  183. Klungel, О. H, Control of Blood Pressure and Risk of Stroke Among Pharmacologically Treated Hypertensive Patients /О, H Klungel, R С Kaplan, S R. Heckbert et al. If Stroke. 2000. — № 31(2). — P. 420 — 424.
  184. Kyngas, H. Compliance of patients ivith hypertension and associated factors / H Kyngas, T Lahdepenpcra // J, Adv Nurs. 1999 — № 29 — P. 832−839
  185. Lacroix, A Therapeutic education of patients (New approaches to chronic illness) /А. Lacroix. J. P Assal /I Editions Vigot 2000. — P 23
  186. Leoncim, G. Increased Ambulatory Artcnal Stiffness Index Is Associated With Target Organ Damage m Primary Hypertension / G Leoncini, E Raito, F, Viazzi et al // Hypertension 2006 — № 48 — P. 397−403.
  187. Mailer, C.E. A video approach to interactive patient education. I C.E. Mailer, V J. Twitty, A.A. Sauve Hi Pcriancsth Nurs 1997 — № 12 (2). — P 82−88
  188. Mall ion, J.M. Use of a microprocessor-equipped tablet box in monitoring compliance wtth antihypertensive treatment I J M. Mallion !/ Journal of cardiovascular pharmacology 1992, — Nt 19 (2),-P 4M8
  189. McDonald, H. P Interventions to Enhance Patient Adherence to Medication Prescriptions- Scientific Review / H P. McDonald. A. X. Garg, R. В Hayncs /I JAMA 2002, — № 288 (22), — P 2868−2879
  190. Miller, N.H. The Multilevel Compliance Challenge Recommendations for a Call to Action a Statement for Healthcare Professionals / N.M. Miller // Circulation 1997 — J* 95. — P. 1085−1090.
  191. Montgomery, Е.В. Patient education and health promotion can be effective in PD: a randomized controlled trial / E.B. Montgomery, A Licberman ei al H Am J Med 1994. — № 97. — P. 429−435
  192. Mullen, O.D. Clinical trials of patient education for chrome conditions A comparative metaanalysis of intervention types / Q. D, Mullen, L. W Green, G. S. Persinger // Prev Med 1985 — № 14 — P 753−781
  193. Myers, M G. Ambulatory blood pressure monitoring Guidelines for use in clinical practice / M G Myers H Can J Cardiolol 1996 — № 12. — P 12 711 275.
  194. Nuesch, R Relation between insufficient response to antihypertensive treatment and poor compliance with treatment a prospective case- control study IR Nuesch. 1С Schrocdcr. T Dictcrlc el al // BMJ 2001 — № 323. — P 141 146
  195. O’Brien, E. Ambulatory Blood Pressure Measurement A Trove of Hidden Gems?/E. O’Brien // Hypertension 2006 -№ 48 -P. 364−365
  196. O’Brien, E Dippers and non dippers (letter) / E O’Brien, R Shendan, K. O’Malley // Lancet — 1988 — Vol 2. — P. 397
  197. Ohkubo, T Nocturnal decline in blood pressure, in combination with 24 hour blood pressure, better predicts future death The Ohasama Study I T Ohkubo. Y Imai, L Tsuji el al // Hypertension — 1998 — Vol.16 — P. 35,
  198. Ohkubo, T Reference values for 24 hour ambulatory blood pressure monitoring based on a prognostic criterion The Ohasama Study / T Ohkubo, Y Imat, L Tsuji et at // Hypertension -1998. — Vol.16.- P 260.
  199. Patient Education Opportunities Электронный ресурс. Режим доступа: http: //nationaljewish org/education html.
  200. Sacd. A Factors Associated With Geographic Variations in Stroke Incidence Among Older Populations in Four US Communities / A. El-Saed, L К Kuller, А В Newman et al // Stroke ¦ 2006. № 37. — P 1980−1985
  201. Sclar, D A. Effect of Health Education in Promoting Prescription Refill Compliance Among Patients with Hypertension /DA Sclar, A Chin, T L. Skaer, et al. H Clinical Therap. -1991 № 13 (4) — P 489−495
  202. Sharkness, С. M. The patient’s view of hypertension and compliance / C. M Sharkness, D A Snow // Amcr J ofprev mcd -1992 № 8 — P 141−146
  203. Shaw, E Factors associated with noncompliance of patients taking antihypertensive medications / E. Shaw, J. S Anderson, M. Maloney. S. Jay, D. r l agan // Hosp Pharm 1995 — № 30 (3). — P 201−206
  204. Shcr. G. Partners for Life: a theoretical approach to developing an intervention for cardiac nsk reduction / G Sher, A J Bellg, L Braun ct al. // Health Educ Res 2002 — № 17 (5). — P 597−605
  205. Steven, I D. Control and cardiovascular risk factors of hypertension. An assessment of a sample of patients / I, D, Steven, L. Wing // Aus Fam. Physician 1999 — № 28. — P.45−48,
  206. Strasser, T Hypertension the East European expenencc / T, Strasser It Am. J Hypertens 2003 — № 21. — P 1055−1076
  207. The cITccts of nonpharmacologic interventions on blood pressure of persons with high normal levels, results of the Trials of Hypertension Prevention, Phase I // JAMA 1992 — № 267 — P. 1213−1220
  208. Tolonen, H. Assessing the quality of risk factor survey data: lessons from the WHO MONIKA Project / H. Tolonen, A Dobson, S Kulathinal // Europ J Cardiovasc Prcv and Reabilit 2006 — № I. — P. 104−111
  209. Toscani, M R. Evaluating and creating effective patient education programs / M R. Toscani, R. Patterson // Drag Benefit Trends 1995 — № 7 (9). -P 36−39
  210. Vender* S Measurement of patient compliance and the interpretation of randomized trials / S. Vander // Eur J Clinic Farmacol 1991 -J^a 41 — P.27−35.
  211. Vcrdccchia, P. Different prognostic unpad of 24 hour mean blood pressure and pulse pressure on stroke and coronary artery disease in essential hypertension I P Verdecehia, G Reboldi et al // Circulation — 2001. — № 103 — P2579−2584.
  212. Visscr, A Patient education in Europe united differences / A Visser, A Dcccache, J Bensing // Patient Education Couns 2001 — Nb 44 (1) — P 1−5
  213. Waeber. В. I low to improve adherence with prescribed treatment in hypertensive patients? / B. Waeber, M. Bumier, H. R- Brunner // J Cardiova. sc Pharmacol. 2000. — № 36. — P. 23−26.
  214. Ware, J The equivalence of SF-36 summary health sores estimated using standard and control-specific health in 10 constricts from JOOZA Project / J, Ware, B. Gandek, M Kosmski et at. НУ Clin Epidemiology 1998 — Vol. 11, -P. 1167−1170
  215. Zemike, W Evaluating the effectiveness of two teaching strategies for patients with hypertension / W Zemike, A Henderson H J, Human hypcrtens • 2001 -№ 15(1).-P. 57−61
  216. Zicgtcr, D. K. How much information about adverse effect of medication do patients want from physicians? / D, Ziegler, M Mosier, M. Buenaver // Arch Int Med -2001 161 P 706−713 218
Заполнить форму текущей работой