Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения: На материале гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все виды коммуникации связаны с использованием языковых средств, развитием речевых способностей. Связная речь — важнейший показатель эффективной коммуникации между людьми, ибо она усиливает степень понимания и осмысления речи. Обучение устной и письменной речи обеспечивает коммуникативно-речевое развитие учащихся. Развитие речи — это не только обучение умению пользоваться языковыми средствами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические и лингводидактические основы формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. ф
    • 1. 1. Научно-педагогические проблемы формирования коммуникативно-речевых умений учащихся
    • 1. 2. Лингводидактические основы формирования коммуникативно-речевых умений учащихся
    • 1. 3. Особенности формирования коммуникативно-речевых умений учащихся
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование педагогических условий эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин
    • 2. 1. Методика организации экспериментального исследования проблемы
    • 2. 2. Экспериментальное изучение возможностей учебно-воспитательного процесса в формировании коммуникативно-речевых умений учащихся
    • 2. 3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения: На материале гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход к профильному обучению, осуществляемый в процессе модернизации российского образования, направлен на обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметовсоздание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построение индивидуальных образовательных программустановление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихсяболее эффективной подготовке выпускников к освоению программ высшей профессиональной школы.

Развитие современного профильного образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса развития коммуникативной деятельности учащихся школ, в которых профильное образование сложилось в дифференцированную систему (школ с углубленным изучением отдельных предметов и лицеев). Хорошее владение русским языком как средством общения — веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования творческой, социально зрелой, мобильной личности XXI века.

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривается гибкая система профильного образования, включающая базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные курсы. Предполагается, что набор базовых общеобразовательных курсов обеспечивает минимальный уровень общего образования, но различающийся для естественно-математического и гуманитарного профилей. Профильные дисциплины определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Элективные курсы могут выполнять как минимум три задачи: дополнять содержание как базового, так и профильного курса, а также удовлетворять личные познавательные потребности школьника. Содержание предметов определяется в зависимости от его цели в процессе образования, например, цель изучения истории может быть представлена следующим образом: история как элемент общей культуры школьникаистория как средство для овладения другими областями знанийистория — основа специальной подготовки школьника.

Применительно к обучению в вузах гуманитарной ориентации дифференциация рассматривается по двум уровням: 1) с обычной (в рамках Государственного стандарта содержанием дисциплин гуманитарного профиля) и 2) углубленной подготовкой.

Очевидно, что реализация первого уровня подготовки будет достаточной для продолжения обучения в вузе по гуманитарным специальностям. В рамках такой дифференциации в системе школа-вуз для учащихся с пониженным уровнем подготовки по иностранным языкам, истории и другим дисциплинам как в школе, так и в вузе предусматриваются интегрированные' курсы, представленные инвариантным и вариативными компонентами. В соответствии с целью гуманитарного образования на данном уровне общегуманитарные знания как элемент общей культуры, инвариант формируют представления о роли гуманитарных дисциплин в профессионализации личности будущего специалиста, о деятельности человека, глобальных проблемах, связанных с интеграцией и интернационализацией образования. Содержание вариативной части определяется профессиональной направленностью обучения, углубляются знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности индивидуума.

Изучение опыта работы старших классов в школах городов Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Чебоксар показывает, что в них большое внимание отводится технологической организации учебно-воспитательного процесса, особенно в связи с освоением родного, в первую очередь, русского языка. Высокий уровень профессиональной коммуникации в настоящее время крайне необходим для успешной реализации различных видов деятельности специалистов. Уровень же коммуникативной деятельности учащихся не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к конкурентоспособному специалисту современного производства.

Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся относится к педагогической задаче образования, так как именно коммуникация способна сохранить человека во внутренней и внешней гармонии со средой обитания. Эта задача, на наш взгляд, остается всегда актуальной, и решить ее может только образование и методология науки.

В парадигму коммуникативной деятельности, опираясь на современные исследования в области психологии общения, лингводидактики речевой деятельности, а также психолингвистической природы языковой личности, мы включаем понятия коммуникативные способности, коммуникативные качества речи, коммуникативно-речевые умения и навыки, коммуникативная деятельность, речевые умения и навыки, развитие речи и др., подразумевая при этом общую ориентацию исследования на овладение навыками связной речи как основы коммуникативно-речевых умений личности. Связная речь — один из важнейших показателей и общения, и коммуникативно-речевых умений, и речевой деятельности в целом.

В использовании педагогических технологий, ориентированных на развитие коммуникативно-речевых умений учащихся, обнаруживается ряд явных противоречий и недостатков: несоответствие психолого-педагогической подготовки учителей основным идеям профилизации образованиянесоответствие структуры коммуникативной (речевой) подготовки формам ее организации (в виде диалогической или монологической речи) — использование неэффективных приемов и методов преподавания (таких, как традиционное объяснение, опрос, письмо и др.).

Одной из причин возникновения этих недостатков является такая организация учебного процесса, которая не дает возможности сосредоточиться на вопросах развития речи учащихся. В результате учащиеся старших классов не успевают сформировать нужные для общения коммуникативные навыки. Речевая деятельность многих учащихся проходит на крайне низком уровне, страдает от многочисленных ошибок и недочетов. Обнаруживается противоречие между необходимостью повышения качества речи учащихся на уроках переход от овладения отдельными предложениями к овладению связной монологической речью) и несовершенством организационной структуры учебного процесса, недостаточно направленной на формирование связной речи.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью совершенствования коммуникативно-речевых умений учащихся и отсутствием достаточных педагогических условий, приемлемых диагностико-технологических разработок, показывающих эффективное развитие коммуникативно-речевых умений школьников старшего звена общеобразовательной (или профессиональной) школы. Эти противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин?

На основе выделенных противоречий и проблемы нами определена тема исследования: «Педагогические условия эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения (на материале гуманитарных дисциплин)».

Цель исследования — теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Объект исследования — процесс формирования коммуникативно-речевых умений учащихся на уроках русского языка, литературы и истории в старших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения.

Гипотеза исследования. Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения будет эффективным, если:

— определены научно-педагогические основы процесса формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин, установлена сущность и содержание коммуникативно-речевых умений как интегративного качества личности, его структурные компоненты;

— разработаны критерии и уровни формирования коммуникативно-речевых умений учащихся;

— формирование навыков коммуникативно-речевых умений учащихся будет организована с учетом принципов личностно-ориентированого обучения: аутентичности, связанной с критерием культурологической ценности, активизации творческой самостоятельности, функциональности;

— осуществлено диагностико-технологическое обеспечение процесса формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в обучении;

— педагогические условия формирования коммуникативно-речевых умений учащихся при обучении гуманитарным дисциплинам будут применяться в учебном процессе как совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе научного анализа философской, психолого-педагогической, лингводидактической литературы раскрыть сущность коммуникативно-речевых умений учащихся и определить принципы ее организации.

2. Смоделировать процесс формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения дисциплинам гуманитарного профиля.

3. Разработать теоретически и практически обоснованную систему педагогической деятельности по формированию коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения на основе интегративной программы по русскому языку, литературе и истории.

4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Методологическую основу исследования составили положения о взаимосвязи языка и мышления, о системно-функциональном подходе к исследуемым явлениям, концептуальные положения педагогов, лингвистов, психологов и методистов о соотнесенности содержания и способов обучения с речемыслительной деятельностью учащихся.

Теоретическую основу исследования составили:

— исследования в области дидактики (Я.А.Каменский, И. Г. Песталоцци, М. А. Данилов, Ю. К. Бабанский, Д. В. Вилькеев, Б. П. Есипов, А. А. Кирсанов, М. И. Махмктов, О. Д. Мукаева, Т. К. Селевко и др.);

— психологические исследования (В.А.Артемов, Б. В. Беляев, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Е. Н. Нечневицкая и др.);

— теория речевой деятельности (Л.С.Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С. К. Фломкина и др.);

— проблема развития языковой личности (Н.Е.БогуславскаяВ.В.Виноградов, В. Ф. Габдулхаков, Б. А. Головин, Ю. Н. Караулов, В. Г. Костомаров и др.);

— исследования в области теории развития языка и речи, теории общения и двуязычного образования (С.А.Арефьева, А. Ш. Асадуллин, В. Ф. Габдулхаков, Ю. Н. Караулов, Т. А. Ладыженская, Ф. Ф. Харисов, И. М. Харисова, Л. З. Шакирова и др.);

— исследования о методических основах формирования коммуникативно-речевых умений и навыков (П.Е.Басистов, Т. Ф. Долбеева, А. В. Митров и др.);

— педагогические исследования закономерностей формирования у детей русской речи (М.И.Алексеева, А. М. Бородич, Т. А. Ладыженская, В. А. Синицын, Л. П. Федоренко и др.).

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. Основными методами исследования являлись: теоретический (анализ философской, психолого-педагогической, лингводидактической литературы) — системный анализ, моделирование, обобщение, анализ и прогнозирование. В работе также использовались методы педагогического эксперимента, статистической обработки данных, интерпретации и оценки результатов опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования явились гимназии №№ 2, 3, 15, 65, 102, татарско-турецкий лицей г. Казани, школа-гимназия № 46 г. Чебоксары, средние школы №№ 18, 42, 45 г. Набережные Челны (всего 1022 учащихся).

Исследование проводилось в три этапа.

1 этап — поисковый (1998;2000 гг.): изучение философской, психолого-педагогической, лингводидактической литературы по теме исследованияанализ школьных программ и учебниковуточнение понятийно-терминологического аппаратаформулирование цели, задач, гипотезы исследованияразработка материалов и проведение констатирующего экспериментавыявление условий эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения гуманитарным дисциплинам.

2 этап — основной (2000;2003 гг.): расширение теоретической и экспериментальной базы исследованиясоставление коммуникативно-речевых упражненийразработка и апробирование в ходе обучающего эксперимента педагогических условий эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения гуманитарным дисциплинаманализ и сопоставление результатов экспериментальных срезов.

3 этап — завершающий и обобщающий (2003;2005 гг.) — анализ результатов педагогического эксперимента, обработка, обобщение результатов исследования, их оформление, подготовка методических и практических рекомендаций по их реализации в деятельности общеобразовательных школ.

Научная новизна исследования заключается в том, что полученные в диссертационном исследовании результаты в своей совокупности содержат решение научной проблемы формирования коммуникативно-речевых умений учащихся старших классов в процессе изучения гуманитарных дисциплин:

— произведена педагогическая интерпретация понятия «коммуникативно-речевые умения» как интегративного качества личности школьника, определены его составляющие;

— выявлены психолого-педагогические условия, необходимые и достаточные для успешного формирования у учащихся старших классов навыков эффективного формирования коммуникативно-речевых умений;

— разработана и экспериментально апробирована методика формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения гуманитарным дисциплинам на основе разработанной педагогической модели.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— определены факторы, влияющие на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся: дефицит культуры общения, коммуникативной деятельности молодежинедостаточная разработанность педагогических условий развития речевой деятельности, необходимой для эффективного общения в различных сферах социальной жизнипотребность в эффективных технологиях коммуникативно-речевого развития школьников;

— установлена научно-педагогическая сущность понятия «коммуникативно-речевые умения» как интегративного качества личности: определены составляющие коммуникативно-речевых умений, уровни их сформированно-сти и критерии оценки;

— создана модель процесса формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин: определены принципы, задачи, содержание, методы их формирования;

— установлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения: использование дидактических особенностей гуманитарных дисциплин для формирования коммуникативно-речевых умений учащихсядиагностико-технологическое обеспечение процесса формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в ходе обучениянацеленность процесса обучения гуманитарных дисциплин на развитие устной и письменной монологической речи учащихсярегулярное проведение работы над упражнениями, связанными с изучением структуры текста, отработкой навыков построения текстацелесообразный отбор содержания учебного материала на основе реализации принципа интегративности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что организация процесса коммуникативно-речевого развития учащихся старших классов, построенная с учетом разработанных педагогических условий, позволяет повысить качество обучения и коммуникативно-речевой подготовки, не вызывая переутомления учащихся, улучшает психологический фон общения участников познавательного процесса.

Результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах, высших и средних педагогических учебных заведениях, системе повышения квалификации работников образования.

Практический смысл настоящего исследования непосредственно связан с профессиональной деятельностью автора, учителя старших классов общеобразовательной школы.

Предложенная система работы может быть положена в основу учебно-методических комплексов развивающего характера.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижения передового педагогического опыта и результаты научно-педагогических исследований по проблеме, системным подходом к исследованию проблемы, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследования, практическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы, личным опытом работы диссертанта в школе.

Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских, городских и меж" вузовских научно-теоретических и научно-практических симпозиумах, конференциях и семинарах по современным проблемам образования (Набережные Челны, 2001, 2003; Чебоксары, 2002; Казань 2003, 2005 и др.).

Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинара-практикума для студентов Набережночелнинского филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (НФ ТГГПУ), Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Результаты исследования внедрены в практику работы школы-гимназии № 46 г. Чебоксары, гимназии № 65 г. Казани, татарско-турецкого лицея г. Казани, средней школы № 45 г. Набережные Челны.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержательная характеристика понятия «коммуникативно-речевые умения» как интегративного качества личности, включающего коммуникативно-речевые способности, специальные знания о речи, речевое развитие, владение технологией составления и анализа текста.

2. Критерии оценки уровней развития коммуникативно-речевых умений учащихся и составляющих их компонентов.

3. Модель процесса формирования коммуникативно-речевых умений учащихся старших классов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, в которой установлена взаимосвязь всех параметров процесса формирования умений учащихся, включающая объективные факторы, подчеркивающие актуальность проблемы, цель и задачи исследования, принципы и методы его осуществления, полное содержание исследуемого качества, результаты экспериментального изучения коммуникативно-речевых умений учащихся.

4. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения гуманитарным дисциплинам: необходимость использования возможностей гуманитарных дисциплин в формировании коммуникативно-речевых умений учащихсядиагностико-технологическое обеспечение процесса формирования коммуникативно-речевых, умений учащихся в ходе обучениянацеленность процесса изучения гуманитарных дисциплин на развитие устной и письменной монологической речи учащихсярегулярное проведение работы над упражнениями, связанными с изучением структуры текста, отработкой навыков построения текстацелесообразный отбор содержания учебного материала на основе реализации принципа интегративности.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (214 наименований, в том числе 17 — на иностранных языках), приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Основу нашего диссертационного исследования составляет опытно-экспериментальная работа по теме. Нами была разработана методика организации и осуществления научно-педагогического исследования, которая включает его цель и задачи, в ней выделены объект, предмет и этапы экспериментальной работы.

Методика содержит теоретическое обоснование базового понятия темы «коммуникативно-речевые умения» как интегративного компонента качества личности, которое включает следующие составные компоненты: коммуникативно-речевые способности, владение специальными знаниями о языке, речевое развитие, владение технологией составления текста, умение анализировать текст. Также установлены признаки и уровни развития, критерии измерения результатов развития коммуникативно-речевых качеств.

Важной частью экспериментального исследования является разработка модели процесса коммуникативно-речевого развития учащихся в условиях обучения (Таблица 2). В ней объединены в единый процесс все его параметры, участвующие в формировании коммуникативно-речевых умений личности: цель и задачи исследования, принципы и методы экспериментального изучения, проблемные факторы и педагогические условия эффективного формирования качества, конечный результат — повышение уровня коммуникативно-речевого развития учащихся. Разработанная нами и реализованная программа развития коммуникативно-речевых качеств на основе осуществления дидактического, личностно-ориентированного и коммуникативно-направленного подходов обеспечила повышение уровня коммуникативно-речевого развития учащихся, что отражено в таблице 2.

В ходе эксперимента выявлены следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие коммуникативно-речевых умений г учащихся:

— необходимость использования особенностей гуманитарных дисциплин в формировании коммуникативно-речевых умений учащихся;

— диагностико-технологическое обеспечение процесса формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в ходе изучения гуманитарных дисциплин;

— нацеленность процесса изучения гуманитарных дисциплин на развитие устной и письменной монологической речи учащихся;

— регулярное проведение работы над упражнениями, связанными с изучением структуры текста, отработкой навыков построения текста;

— целесообразный отбор содержания учебного материала на основе реализации принципа интегративности.

Заключение

.

Современные проблемы педагогической науки связаны с поисками путей повышения качества и эффективности обучения и воспитания. Одна из них — формирование культуры коммуникативной деятельности учащихся, преодоления тревожной тенденции дефицита культуры общения среди молодежи в социальной и профессиональной сферах. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся тесно связана с развитием культуры отношений, формирования у них коммуникативно-речевых умений, усвоением основ языковой коммуникации.

Языковую коммуникацию можно рассматривать как общественно-историческое явление: языковая коммуникация — это общение, а общение — разнообразие человеческой деятельности. Многие аспекты общения рассматриваются в рамках общей психологии, для которой первостепенную важность имеет изучение роли общения в формировании и развитии различных форм и уровней психического отражения, в становлении индивидуального сознания, психологического склада личности.

Общение как разновидность языковой коммуникации является важнейшей детерминантой всей системы психологического развития личности: в актах общения осуществляется как бы презентация «внутреннего мира» субъекта другому субъекту и вместе с тем сам этот акт предполагает наличие такого «внутреннего мира». Таким образом, общение всегда связано с взаимодействием субъектов друг на друга.

Специфика педагогического общения определяется назначением деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивация учения в учебном процессе, нормативные взаимоотношения с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Таким образом, педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Все виды коммуникации связаны с использованием языковых средств, развитием речевых способностей. Связная речь — важнейший показатель эффективной коммуникации между людьми, ибо она усиливает степень понимания и осмысления речи. Обучение устной и письменной речи обеспечивает коммуникативно-речевое развитие учащихся. Развитие речи — это не только обучение умению пользоваться языковыми средствами в соответствии с преподаваемым содержанием, но и процесс овладения структурой текста в целях наилучшего и более полного использования его языковых ресурсов. Текст — это произведение речетворческого процесса, характеризующееся логикой и законченностью мысли, стилистикой и связностью речи. Развитие связной устной и письменной монологической речи как основы для формирования коммуникативно-речевых умений учащихся составляет цель нашего исследования.

В процессе опытно-экспериментального исследования мы уточнили сущность понятия «коммуникативно-речевые умения» как интегрированного качества, включающего следующие составные компоненты: коммуникативно-речевые способности, владение специальными знаниями о языке, речевое развитие, владение технологией составления текста, умение анализировать текст. Также установлены признаки и уровни развития, критерии измерения результатов развития коммуникативно-речевых качеств.

Важной частью экспериментального исследования является разработка модели процесса формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе обучения (Таблица 2). В ней объединены в единый процесс все его параметры, участвующие в формировании коммуникативно-речевых качеств личности: цель и задачи исследования, принципы и методы экспериментального изучения, проблемные факторы и педагогические условия эффективного формирования умений, конечный результат — повышение уровня коммуникативно-речевого развития учащихся. Разработанная нами и реализованная программа развития коммуникативно-речевых качеств на основе осуществления дидактического, личностно-ориентированного и коммуникативно-направленного подходов обеспечила повышение уровня коммуника-ф тивно-речевого развития учащихся, что отражено в таблице 2.

Экспериментальное изучение педагогических условий, обеспечиваю-^ щих эффективное развитие коммуникативно-речевых умений учащихся, позволило нам их сформулировать следующим образом:

— необходимость использования возможностей гуманитарных дисциплин в формировании коммуникативно-речевых умений учащихся;

— диагностико-технологическое обеспечение процесса формирования коммуникативно-речевых умений учащихся в ходе изучения гуманитарных дисциплин;

— нацеленность процесса изучения гуманитарных дисциплин на разви-* тие устной и письменной монологической речи учащихся;

— регулярное проведение работы над упражнениями, связанными с изучением структуры текста, отработкой навыков построения текста;

— целесообразный отбор содержания учебного материала на основе реализации принципа интегративности.

Следовательно, в процессе выполнения исследовательской работы нам удалось решить поставленные в диссертации задачи научного исследования, определить основные педагогические условия, обеспечивающие эф-ц фективное формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.

Полученные нами результаты опытно-экспериментального исследования педагогических условий формирования коммуникативно-речевых умений составляют базу для продолжения исследований, связанных с проблемами формирования коммуникативной культуры личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Результаты проверки развития письменной монологической речи учащихся восьмых и девятых классов представлены в таблице 7.
  2. Задания, предусмотренные программой курса «Древнерусская культура» в 9 Г классе, направленные на совершенствование устной и письменной монологической речи, развитие творческих способностей учащихся, были расположены по принципу «от простого к сложному».
  3. Критерии оценки: содержание, умение подать материал, оформление.
  4. О. Проектно-созидательная модель обучения /О.Агапова, А. Кривошеев, А. Ушаков //Alma Mater. — 1994. — № 1. — С. 18−22.
  5. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических особенностей /Н.А.Аминов // Вопросы психологии. 1988. -№ 5.-С.71−77.
  6. И.Д. О методах научного познания /И.Д.Андреев. М.: Наука, 1994.-184с.
  7. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 264с.
  8. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. — 1997. № 6. — С.23−38.
  9. С.А. Языковая форма рассуждения /С.А.Арефьева // Структура и семантика: Доклады 9-й международной конференции, МОГПУ. М.: Спорт Академ Пресс, 2004. — С. 51−52.
  10. А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 8. — С.96−107.
  11. П.Р. Технологии и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика.- 1996.-№ 2.-С. 11−14.
  12. Э.М. Контрастивная грамматика: Морфология русского языка и тюркских языков / Э. М. Ахунзянов. Казань, 2002. — 94с.
  13. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М.: Изд-во Московского ун-та. — 2004. — 215с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 215с.
  15. Ю.К. Основные условия оптимального выбора методов обучения / Ю. К. Бабанский // Общедидактические проблемы методов обучения.-М., 1977. С.49−58.
  16. Н.З. Научные основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе / Н. З. Бакеева. М., 1993. -122 с.
  17. Д.Х. Устная монологическая речь / Д. Х. Баранник. Киев, 1991.-98 с.
  18. И.В. Совершенствовать методы обучения / И. В. Бараникова, В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова // Русский язык в нац.школе. 1992. -№ 2.-С. 16−19.
  19. Л.Г. Русский язык. Стилистика /Л.Г.Барлас. М., 2004. — 64с.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества /М.М.Бахтин. М., 2004. -68с.
  21. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам /Б.В.Беляев.-М., 1999.- 171с.
  22. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. М.: Высш. школа, 1990. — 299с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.
  24. М.: Педагогика, 1989. 190с.
  25. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия / В. П. Беспалько // Педагогика. 1993. — № 5.- С.16−25.
  26. Т.Г. Речевые возможности старшеклассников: «чувство коммуникативной целесообразности» / Т. Г. Бирюкова.// Русский язык в школе.2000. № 2.-С.10−18.
  27. И.М. Сфера действия лексических единиц /
  28. И.М.Богуславский. М., 1996. — 68 с.
  29. А.А. Личность и общение /А.А.Бодалев. М., 1995. — 230 с.
  30. Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С.33−44.
  31. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11• 17.
  32. А.А. К теории коммуникативного воздействия / А. А. Брудный //ir Теоретические и методические проблемы социальной психологии. — М., 2002.- 134с.
  33. А.А. Понимание и общение /А.А.Брудный. М., 1999. — 120с.
  34. А.Н.Васильев. М., 1996. — 254с.
  35. Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка /Л.И.Величко. М., 1993. — 362с.
  36. Д.В. Психология обучения и воспитания: Учеб. пособие /Д.В.Вилькеев. Казань: Изд-во КГГТУ, 1994. — 141с.
  37. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика /В.В.Виноградова. М., 1998. — 124с.
  38. В.Г. Говорящий и слушающий. Варианты большого поведения / В. Г. Винокур. М., 2003. — 104с.
  39. Т.Г. Об изучении функциональных стилей современного русского языка / Т. Г. Винокур. М., 2001. — 96с.
  40. В.В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Веселая грамматика. В гостях у слова / В. В. Волина. М.: Новая школа, 1994. — 448с.
  41. В. Языковая личность и национальная идея /В.Воробьев // Нар. Образование. 1998. — № 5. — С.27−30.
  42. .З. Педагогика рефлексии /Б.З.Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Изд-во «Магистр», 1995. — 180с.
  43. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. Проблема общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. — 504 с.
  44. .А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя /Б.А.Вяткин, Т. М. Хрусталев. // Вопросы психологии. 1994. —4. С.73−81.
  45. В.Ф. Научные основы развития русской речи /В.Ф.Габдулхаков. Казань, надзаг.: Министерство образования РФ, 1997. -217с.
  46. В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология1развития речевой деятельности в условиях билингвизма / под ред. доктора пед. наук, проф. Л. З. Шакировой. Казань. 1999. -207с.
  47. В.Ф. Язык, речь, творчество /В.Ф.Габдулхаков // Эксперим. учеб. пособие для 8−9 классов гимназий. Казань, 1996. — 200с.
  48. В.Ф. Развитие связной русской речи учащихся в татарской школе /В.Ф.Габдулхаков. Казань: Татарское кн. изд-во, 1989. — 144 с.
  49. В.Ф. Методика преподавания русского языка в 5−11 классах татарской школы: Курс лекций /В.Ф.Габдулхаков. М., надзаг.: Министерство народного образования РСФСР, 1989. — 170с.
  50. В.Ф. Содержание и система углубленного изучения русского языка / В. Ф. Габдулхаков. Казань, надзаг.: Татарский ИУУ, 1991. -135с.
  51. В.Ф. Путешествия в Страну грамотности /В.Ф.Габдулхаков. Казань, в надзаг.: Татарский ИУУ, 1993. — 55с.
  52. В.Ф. Язык, речь, творчество. 8−9 классы. Эксперим. Курс риторики для гимназий /В.Ф.Габдулхаков. Казань, 1996. — 200с.
  53. В.Ф. Культура и искусство речи / В. Ф. Габдрахманов // Практический курс риторики для 8−9 классов гимназий, лицеев, колледжей. Казань, надзаг.: Международная педагогическая академия, 1998. — 225с.
  54. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 139 с.
  55. Р.Б. Система обучения русской диалогической и монологической речи / Р. Б. Гарифьянова. Казань, 1992. — 116с.
  56. Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М., 1998. — 432с.
  57. .Н. Основы культуры речи /Б.Н.Головин. М., 2002. — 230с.
  58. Э.А. Способности и индивидуальность /Э.А.Голубева. М., 2003.- 122с.
  59. В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. 42-е изд. — М.: Просвещение, 2002.-286с.
  60. Л.Е. Сложный текст /Л.Е.Гринин //Методическое пособие по обучению сочинениям для учащихся 9−11 классов: (в 5 частях) / Ред. Л. Н. Ситникова. Волгоград: Учитель, 1998. — 304с.
  61. В.В. Развивающее общение /В.В.Давыдов. М.: Педагогика, 1989.-288с.
  62. Н.А. О языке и речи /Н.А.Рыбников // Детская речь. М., 1927. — С.46−62.
  63. Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль /Л.Я.Дорфман // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 88−95.
  64. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуника• ции /Т.М.Дридзе. М., 1994. — 202с.
  65. Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педаго-^ гике / Ю.Н.Емельянов//Вопросы психологии. № 1.- 1988. — С. 15−19.
  66. А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя 2-е изд., испр. и доп. /А.П.Ершова, В. М. Букатов. — М., 1998. -232с.
  67. П.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя /П.М.Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.:• 1998.-336 с.
  68. Н.И. Речь как праведник информации /Н.И.Жинкин. М.: Наука, щ 2002.- 159 с.
  69. Н.И. Язык речь — творчество: Избранные труды / Н. И. Жинкин / Сост., научн. ред., примеч. С. И. Гиндина. — М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.
  70. М.З. Сопоставительный синтаксис русского и татарского языков /М.З.Закиев, Ф. С. Сафиуллин. — Казань, 1977.-231 с.
  71. К.З. Слушаем русскую речь /К.З.Закирьянов. Уфа, 1993. -216 с.
  72. Н.А. Формирование и коррекция индивидуального стиля дея-Ф тельности учителя (коммуникативный аспект) /Н.А.Звонарева // Прикладнаяпсихология. 2000. — № 1. — С. 40−52.
  73. П.Ф. Обучающие изложения. 5−9 классы /П.Ф.Ивченко. — М., 2004.- 88с.
  74. С.Н. Стилистика в курсе русского языка VII-VIII кл. /С.Н.Иконников. -М.: Просвещение, 1979, 224 с.
  75. С.Г. Стилистико-синтаксический анализ преподавания русского языка в школе /С.Г.Ильенко. М., 2004.- 122 с.
  76. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.85−93.
  77. Н.А. Тексты в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу /Н.А.Ипполитова. М., 1992. — 206с.
  78. Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению / Н. А. Ипполитова // Русский язык в школе. 1997. — № 1. — С. 14−19.
  79. Р.А. Что должен знать учитель о педагогической технологии? / Р. А. Исламшин, В. Ф. Габдулхаков. Казань, надзаг.: ИПКРО РТ, 1997. -352с.
  80. Р.А. Учитель и его образование /Р.А.Исламшин, В. Ф. Габдулхаков // Актуальные проблемы педагогического образования: поиск, находки, опыт. Казань, в надзаг.: МО РТ, ИПКРО РТ, 1998. — С. 14−17.
  81. О.В. Социокультурные функции образования / О. В. Ионова, В. Я. Нечаев // Социально-политический журнал. 1994. — № 11/12. — С. 164−170.
  82. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В.А.Кан-Калик. М., 1995. -248с.
  83. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя /В.А.Кан-Калик. -М., 1987.- 115 с.
  84. В.И. Развитие речи: теория и практика обучения /В.И.Капи- 'носов, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М., 2001. — 128с.
  85. А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания / А. Е. Кибрик. М., 1992. — 122с.
  86. А.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе /А.А.Кирсанов, Ж. А. Зайцева. Казань, 1995 — 103с.
  87. Н.Д. Формирование профессиональной коммуникативности студентов на неязыковых факультетах педвузов: автореф. канд.дис./Колетвинова Н. Д. Казань, 1999. — 19с.
  88. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии /А.К.Колеченко. СПб, 1992. — 237 с.
  89. Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики /Г.В.Коменский // Вопросы языкознания. 1979. — № 6. — С.36−41.
  90. Коммуникации в культуре. Материалы научно-теоретического семинара. -Петрозаводск, 1996.-342с.
  91. Н.А. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов / Н. А. Константинов. М.: Просвещение, 1982. — 447с.
  92. В.Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей / В. Г. Костомаров. М., 1994. — 213с.
  93. В.Г. Языковой вкус эпохи / В. Г. Костомаров. М., 1994. -147с.
  94. М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. М., 2004. — 169с.
  95. Краткий словарь современных понятий и терминов / под ред. В. А. Макаренко. М., 1993. — 483с.
  96. JI.H. Человек-оркестр: Микроструктура общения /Л.Н.Кроль, Л. А. Михайлова. М., 2005. — 144с.
  97. . Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика /Б.Кроче. М., 1920.-362с.
  98. Н.В. Очерк науки о языке / Н. В. Крушевский. Казань, 1983.-248с.
  99. Т.С. Формирование национально-русского билингвизма. Некоторые теоретические проблемы /Т.С.Кудрявцева // Русский язык в эстонской школе. 1989. — № 6. — С.24−27.
  100. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся /Н.В.Кузьмина // Вопросы психологии. 1984. -№ 1.-С. 20−26.
  101. И.К. Культура человек — философия: к проблеме интеграции и развития /И.К.Кузьмичев // Вопросы философии. — 1982. — № 1. -С.15−18.
  102. Т.А. Живое слово /Т.А.Ладыженская. М., 1988. — 306 с.
  103. Т.А. Особенность ученических изложений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. М., 1965. — 241с.
  104. В.А. Идеалы и реальность гуманизма /В.А.Лекторский // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.22−29.
  105. А.А. Язык, речь, речевая деятельность /А.А.Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214с.
  106. А.А. Речевая деятельность /А.А.Леонтьев// ЛЭС. М., 1990. -332с.
  107. А.А. Деятельность, сознание, личность /А.А.Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. 304с.
  108. И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974. -64с.
  109. М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И.Лисина. М.: Педагогика, 1986.- 143 с.
  110. Л.М. Как сроится текст / Л. М. Лосева. М., 2004. — 68 с.
  111. М.Р.Львов. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  112. М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов / М. Р. Львов. М.: Академия, 2003.272 с.
  113. В.Я. Педагогическое общение, проблемы его оптимизации и диагностики / В. Я. Ляудис // Сборник «Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации». М., 1983. — С.56−61.
  114. И.И. О современной модели урока / И. И. Малкин. Казань, 1969.-84 с.
  115. А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А. К. Маркова, А.Я.Никонова// Вопросы психологии. 1987.-№ 5. -С. 40−48.
  116. М.И. Проблемное обучение. Основы теории /М.И.Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367с.
  117. М.И. Современный урок: Вопросы теории /М.И.Махмутов. -М.: Педагогика, 1981, — 191с.
  118. B.C. Индивидуальный стиль общения /В.С.Мерлин // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 4. — С. 26−36.
  119. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов / под ред. М. Т. Баранова. М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.-368с.
  120. Методика развития речи на уроках русского языка. / под ред. Т. А. Ладыженской. М., 2000. — 124с.
  121. Э.И. Основы педагогических знаний / Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1986.- 198с.
  122. О.И. Грамматика текста /О.И.Москальская. М., 1981. — 216с.
  123. А.В. Коммуникативная культура учителя /А.В.Мудрик // Мир психологии. 1996. — № 3. — С. 42−45.
  124. А.А. Из тонких линий идеала: Книга для учителя / А. А. Мурашов. М.: Просвещение, 1990. — 196с.
  125. А.А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. М.: Педагогическое общество России. — М., 2001. — 480с.
  126. .С. Культура письменной речи / Б. С. Мучкин. М., 1996. -235с.
  127. Г. С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции?/ Г. С. Назаров // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  128. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т. В. Напольнова. М., 1983. — 76 с.
  129. О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) /О.А.Нечаева. Улан-Удэ, 1974. — 57 с.
  130. .Ю. Грамматика говорящего / Б. Ю. Норман. СПб., 1994. — 89 с.
  131. И.Т. Повышение эффективности урока /И.Т.Огородников. -М.: Знание, 1960.-59 с.
  132. И.Т. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / И. Т. Огородников. М.: Просвещение, 1968. — 374с.
  133. С.И. Словарь русского языка/С.И.Ожегов. М., 1984. — 379 с.
  134. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова /С.И.Ожегов, Н. Д. Шведова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  135. О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского Союза: авто-реф. дис. .д-ра пед. наук/ Олейникова О. Н. Казань, 2003. — 512 с.
  136. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей /В.А.Онищук.-М.: Просвещение, 1981.- 191 с.
  137. Основы технологий коммуникативно-развивающего обучения //Сб. статей. Казань, 1996. — 152 с.
  138. З.И. Формирование коммуникативно-речевых умений студентов в условиях аудиторного обучения: автореф. канд. дис. /Павицкая З.И. -Казань, 1999.- 18с.
  139. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности /А.П.Панфилова. Спб., 1999. — 215 с.
  140. .Д. Основы социально-психологической теории /Б. Д.Парыгин. М., 1971. — 324 с.
  141. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др./ под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 525 с.
  142. Педагогика: Учеб. пособия для студентов пед. инс-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  143. Педагогическое мышление и его формирование у студентов / под ред. Д. В. Вилькеева. Казань: КГПУ, 1997. — 160 с.
  144. Педагогическое речеведение: Словарь справочник. — М., 1993. — 472 с.
  145. A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики / А. М. Пешковский. -М. JL, 1930. — 117 с.
  146. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. / под ред. Шабаевой М. Ф. Т. 3. — М.: Просвещение, 1965. — 635 с.
  147. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретически-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  148. Н.А. Умение создавать текст / Н. А. Пленкин // Русский язык в школе. 1981. — № 5. — С.19−23.
  149. И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: «Владос», 1996. -629с.
  150. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.- 142с.
  151. Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломанов. М., 1981. — 243с.
  152. Психология познавательной деятельности: Сб. статей / под ред. А. Н. Леонтьева. -М: Изд. МГУ, 1978. 151с.
  153. Н.М. Функциональная стилистика /Н.М.Разинкина. М., 1989.-97с.
  154. Д.Э. Словарь трудностей русского языка /Д.Э.Розенталь, М. А. Темникова. М., 1987.- 156с.
  155. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1 М., 1993. -634с.
  156. С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. СПб.: ЗАО «Изд-во Питер», 1999. — 720с.
  157. С.Л. Принципы творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики / С.Л.Рубинштейн// Вопросы психологии 1986. — № 4. — С. 106−109.
  158. Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прогматичес-кий аспект. М., Наука, 1993. — 128с.
  159. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М., 1997. — 438с.
  160. В.В. Культура. Деятельность. Общение /В.В.Сильвестров. М.: Росспэн, 2004. — 478с.
  161. В.А. Путь к слову: из записок учителя: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. А. Синицин. М.: АО «Столетие», 2005. — 352с.
  162. О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности /О.Б.Сиротина. М., 1999. — 122 с.
  163. Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? / Л. И. Скворцов // Справочное пособие по произношению, ударению, самоуправлению. М., 1983. — С.115−137.
  164. Л.Л. Теоретические основы культуры речи / Л. Л. Скворцов.1. М., 2000. -128с.
  165. Словарь синонимов русского языка / под ред. Е. П. Евгеньевой. Л., 1970.-71с.
  166. А.В. Проектирование коммуникативно-речевых умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки: автореф. канд. дис. /Соколов А.В. — Казань, 2000.-25с.
  167. Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое) / Г. Я. Солганик. М., 1993. — 93 с.
  168. Стилистика русского языка / под ред. Н. М. Шанского. М., 2000. — 134с.
  169. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Для студентов сред, пед. учеб. завед./ Н. Ф. Талызина. 3-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.-288с.
  170. А.В. Методика русского языка в средней школе /А.В.Текучев. — М., 2000.-98с.
  171. .М. Проблемы индивидуальных различий /Б.М.Теплов. М., 1961.-111с.
  172. Толстой J1.H. Педагогические сочинения /Л.Н.Толстой. М.: Педагогика, 1989.-542с.
  173. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э.Унт. -М.: Педагогика, 1990. 188с.
  174. Формирование коммуникативной компетенции на русском языке у иностранных учащихся. (Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции). Львов: Изд-во «Свет». 1990. — 158 с.
  175. Н.М. Педагогическая импровизация / Н. М. Харькин. М., 1994. -236 с.
  176. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учеб. процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя / Авт. сост. Б. Г. Панов, Л. Б. Яковлева.-М.: Просвещение, 1991.-271с.
  177. JI.A. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов /Л.А.Чешко. М.: Высш.шк., 1990. — 333с.
  178. Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе /Т.И.Чижова. М., 1987. — 143с.
  179. Л.З. О работе над текстом /Л.З.Шакирова, В. Ф. Габдулхаков // Совет Мэктэбе. 1987. — № 12. — С. 17−20.
  180. Л.З. Каким быть содержанию обучения русскому языку в татарской школе / Л. З. Шакирова, Н. А. Андрамонова, В. Ф. Габдулхаков // Русский язык в нац. школе. 1989. — № 4. — С.23−27.
  181. Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / под ред. Н. М. Шанского 3-е изд. перераб. и доп. — Казань: Магариф, 1999.-351с.
  182. Н.М. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста / Н. М. Шанский, Ш. А. Мухамедов. Спб., 1992. — 174 с.
  183. В.Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении / В. Н. Шапошников. М., 1998. — С.223.
  184. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя /Г.И.Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  185. Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии (на материале русского языка) / Т. Е. Янко // Вопросы языкознания. 1999. -№ 4. — С.28−55.
  186. В.Е. Система и содержание профессиональной подготовки учителя в современных западных странах: дис. .канд. пед. наук / Янковский В.Е.-М., 2002.- 151 с.
  187. Minsky M. The Society of Mind. London: Heinemann, 2001.-216 p.
  188. National Comission of Education. Universities in the 21st Century Lecture series at the Royal Society. London: NCE, 1999. — 145 p.
  189. Neave G. On Living in Interesting Times: Higher Education in Europe 19 851 995 // European Journal of Education. 1995. — Vol. 30. — P. 377−393.
  190. Norman, N. Initial Teacher Education in France, Germany and England and Wales: a comparative perspective // A Journal of Comparative Education. —1995. Vol. 25(3). — P. 211−225.
  191. Norris S.P. Synthesis of Research on Critical Thinking // Educational Leadership. 2002. — Vol. 42/8. — P. 44.
  192. Plomp Tj., Brummelhuis A., Rapmund R. Teaching and Learning for the Future. Enschede: University of Twente, 2001. — 84 p. i
  193. Productive Learning An Educational Opportunity for Young People // Productive Education in Europe. — Berlin, 1999. — P. 11−32.
  194. Seel R. Culture and Complexity: New Insights on Organizational Change // Organizations and People. 2000. — Vol. 7(2). — P. 2−9.
  195. E. & Morris S. Teaching Practice: Problems and Perspectives. -London: Routlege, 1992. 300 p.
  196. Sutton C.R. Group Study Methods: Applying the Ideas of M.L.J. Abercrom, bie to the Design of Courses for Teachers // Education for Teaching. 1971. -Vol. 86. — P.5.
  197. Teichler U. Gestufte Studiengunge und Abschlusse in den Geistes und Sozialwissenschaften. Kassel, 1999. — S. 5−13.
  198. Woodhouse D. Auditing Research and the Research/ Teaching Nexus // New Zealand Journal of Educational Research. 2003. — Vol. 33. — P. 39−53. (p42)
Заполнить форму текущей работой