Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление подготовкой кадров региона с учетом демографической динамики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сделано обоснование, что в условиях депопуляции функция государства состоит в разработке конструктивной политики на рынке труда, одним из основных моментов которой является сфера образования и профессиональной переподготовки кадров. Государство должно брать на себя основную часть финансирования по общеобразовательной и специальной подготовке человеческих ресурсов. Одной из долговременных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ
    • 1. 1. Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в российском обществе
    • 1. 2. Образование как фактор экономического роста и развития человеческого потенциала
    • 1. 3. Опыт индустриально развитых стран в подготовке и переподготовке кадров для рыночной экономики
  • Глава 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: СОЦИАЛЬНО ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 2. 1. Кадровый потенциал государственного управления
    • 2. 2. Социально-демографические характеристики государственных служащих и их отношение к работе
    • 2. 3. Особенности подготовки государственных служащих в зарубежных странах
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА С УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
    • 3. 1. Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства
    • 3. 2. Развитие системы профессионального образования в Республике Коми на среднесрочную перспективу

Управление подготовкой кадров региона с учетом демографической динамики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Республика Коми является одним из опорных регионов Российского Севера, имеет свою, ярко выраженную специфику социально-экономического и демографического развития, особо неблагоприятные условия для жизни населения. Значение республики для экономики страны, а особенно для её Северо-Запада, огромно и постоянно возрастает. Обусловлено это наличием углеводородного сырья, запасов бокситов, лесных массивов. Однако, хорошо известно, что эффективное вовлечение природных ресурсов в хозяйственную деятельность возможно как минимум при двух условиях: наличия передовых технологий и техники, и профессионально подготовленных кадров.

В последние десятилетия ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии становится все более очевидной. По оценкам Всемирного банка, составленным на основе данных по 192 странам мира, в середине 1990;х гг. 64% мирового богатства составлял человеческий капитал, 21% - физический капитал, 15% - природные ресурсы, тогда как за столетие до этого соотношение составляющих было прямо противоположным. Именно от человеческого фактора зависит обеспечение высоких темпов экономического развития ресурсных регионов Севера России, переориентация экспорта с природных ресурсов на продукцию первичной или глубокой переработки.

Количество и качество человеческих ресурсов имеют многоаспектный характер. Однако важнейшую роль играет демографическая составляющая, определяющая устойчивость развития и воспроизводства человеческого потенциала. Высокий уровень смертности и один из самых низких уровней рождаемости сформировали в Республике Коми, как и на всем Российском Севере, глубокий демографический кризис, при котором естественная убыль численности населения усугубляется мощнейшим миграционным оттоком населения.

Ежемесячно не менее 1,5 тыс. предприятий республики заявляют на рынке труда в среднем до 10 тыс. вакансий. Экономика республики уже в ближайшие годы начнет ощущать нехватку человеческих ресурсов — примерно 50 тыс. человек. Испытывая серьезные затруднения в поиске необходимых работников, работодатели практикуют привлечение рабочей силы из других регионов.

Другой проблемой развития человеческих ресурсов является их качество. Низкий уровень здоровья, качество образования, кризис семейно-брачных отношений развиваются на фоне скудного финансирования и замедленного реформирования социальной сферы.

Существующая система образования не соответствует современным потребностям экономики, в результате чего значительная часть выпускников учреждений профессионального образования всех уровней не может трудоустроиться в соответствии с полученной профессией, и вынуждена либо работать не по специальности, либо проходить переобучение, либо пополнять ряды безработных.

Причина ухудшения качества человеческих ресурсов заключается в том, что за годы перестройки большинство учебных заведений республики, слепо следуя рыночным условиям, в угоду сиюминутным выгодам перешли на подготовку специалистов по тем специальностям, где был наибольший спрос со стороны абитуриентов и их родителей, и самые высокие цены за обучение на коммерческой основе. В результате — рынок образования сегодня развивается сам по себе под влиянием коммерческих интересов образовательных учреждений, без особого учета реальных потребностей рынка труда. По многим специальностям КПД трудоустройства составляет всего 12−15%.

Есть еще одна не менее важная причина для беспокойства — это то, что в ближайшие 10 лет число окончивших одиннадцать классов сократится с 10 300 учащихся в 2004 г., до 5700 в 2013 г. То есть существенно сократится воспроизводственная база для образовательных учреждений.

Таким образом, актуальность рассмотрения вопроса о совершенствовании процесса подготовки и переподготовки профессиональных кадров, с учетом демографической составляющей, достижения баланса интересов между потребностями организаций и системой профессионального образования обусловлены теоретическими положениями и современной практикой развития общества.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении особенностей подготовки и переподготовки кадров региона в доперестроечный период и период рыночных реформ, с учетом динамики социально-экономического и демографического развития, а также в оценке влияния уровня образования на качество человеческих ресурсов и экономическое развитие хозяйствующих субъектов.

В соответствии с поставленной целью в работе намечено решение следующих задач:

— раскрыть специфику профессиональной подготовки и переподготовки кадров в российском обществе на разных этапах исторического развития, для разных социально-демографических групп;

— выявить влияние фактора образования на экономический рост и качественное развитие человеческих ресурсов;

— оценить распространенность знаний в профессиональной среде работающих в зависимости от пола, возраста, места жительства;

— обобщить опыт индустриально развитых стран в подготовке и переподготовке профессиональных кадров с учетом демографических показателей образовательной аудитории;

— провести анализ и дать оценку социально-демографическому составу государственных служащих и управленческих кадров организаций народного хозяйства Республики Коми, раскрыть особенности их подготовки;

— предложить программу развития системы профессионального образования на среднесрочную перспективу с учетом демографического и социально-экономического развития Республики Коми.

Объектом исследования выступает система управления подготовкой и переподготовкой кадров Республики Коми в условиях всероссийской депопуляции.

Предмет исследования — демографические параметры и рыночные особенности подготовки и переподготовки кадров для организаций народного хозяйства и учреждений государственной службы, возможности применения зарубежного опыта в российской практике управления.

Теоретико-методологическую основу работы составляют идеи и выводы, разработанные в трудах отечественных ученых — специалистов в области воспроизводства населения и рынка труда, экономики и социологии труда, социологии и экономики образования: Аверина А. Н., Антонова А. И., Бреева Б. Д., Волгина Н. А., Добрынина А. И., Дятлова С. А., Журавлева П. В., Зайончковской Ж. А. Ионцева В.А., Костакова В. Г., Костянина C. JL, Кравченко А. И., Марцинкевич В. И., Одегова Ю. Г., Рыбаковского J1. J1., Склярова В. Ф., Супян В. Б., Тихомирова Н. П., Тощенко Ж. Т., Фаузера В. В., Ядова В. А. и др.

Особый интерес представляют работы по данной проблематике, выполненные по Республике Коми и соседним регионам, авторами которых являются: Ахмеев В. Н., Бандурович Я. Р., Белых С. С., Большаков Н. М., Витязева В. А., Жиделева В. В., Задорожный В. Н., Изъянов А. Т., Лаженцев В. Н., Навазова Т. Г., Новиков Ю. С., Полтавская Г. П., Садовский Н. А., Слад-кова Н.М., Солоухина Т. П., Цхадая Н. Д., Шайморданова Л. П., Шихвердиев А.П.

Эмпирической базой исследования послужили данные текущего учета естественного и миграционного движения населения, качественные характеристики и данные подготовки и переподготовки государственных служащих Федеральной государственной статистики Российской Федерации и Республики Комиматериалы Всероссийских переписей населения, характеризующие динамику, половозрастную, этническую и образовательную структуры населения. Дополнительной информационной базой исследования стали материалы социологической обработки анкет слушателей Президентской программы за 2003;2004 гг. по трем образовательным программам: менеджмент, маркетинг и финансовый менеджмент.

Научная новизна полученных результатов связана с разработкой концепции развития человеческого потенциала через систему профессионального образования, подготовку и переподготовку кадров. Концепция учитывает необходимость повышения качества человеческих ресурсов, изменение демографической динамики, смены миграционного притока на отток наиболее образованного, здорового и экономически активного населения. Выявлены основные подходы к оценке образования, как фактора экономического роста и главной составляющей развития человеческих ресурсовустановлена недооценка отечественным менеджментом вложений в человеческие ресурсы. Обоснованы методические подходы к разработке комплексных целевых программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Предложенный инструментарий позволил разработать и предложить для практической реализации основные направления развития системы профессионального образования с учетом демографического развития, отраслевой специализации и среднесрочной перспективы развития региона. Сделано обоснование необходимости сохранения на данном этапе развития бюджетного финансирования для подготовки и переподготовки профессиональных кадров и повышения роли государственных структур в управлении данным процессом. Предложены практические рекомендации по совершенствованию процесса подготовки и переподготовки профессиональных кадров на основе выявления факторов успеха (не успеха) управления знаниями.

В результате проведенного исследования диссертантом были получены наиболее существенные результаты, которые представляют предмет защиты:

— доказана необходимость учета демографических факторов при разработке концепции развития образования на среднесрочную перспективудано обобщение отечественного и зарубежного опыта относительно существующих концепций подготовки и переподготовки профессиональных кадров для организаций отраслей народного хозяйства, учреждений государственной службы и органов местного самоуправления;

— выявлены недостатки управления человеческим капиталом (знаниями), вызванные отсутствием учета демографического фактора, результативности миграционных процессов, системности в методах и инструментах управленияотмечается, что в наиболее критическом положении находится управление человеческим капиталом лиц предпенсионного и пенсионного возрастов;

— выдвинуто положение, что, образование является интегрированным фактором экономического роста и развития человеческого потенциаласформулирован вывод об управлении знаниями как источнике обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ на всех уровнях управления (организация, регион, государство);

— выявлен характер и особенности использования человеческих ресурсов государственной службы разных социально-демографических группраскрыты формы, оценены возможности и направления совершенствования системы работы с кадрами с учетом половозрастных характеристик;

— доказано, что на формирование человеческого капитала влияют как общие закономерности, так и частные тенденции социально-экономического и демографического развития региона в прошлом и настоящем. При этом установлена зависимость, что темпы реформирования экономики региона во многом зависят от темпов гибкой перестройки системы общей и профессиональной подготовки и переподготовки кадров, от учета тенденций миграции и демографического развития, определяющих количество ресурсов труда;

— сделано обоснование, что в условиях депопуляции функция государства состоит в разработке конструктивной политики на рынке труда, одним из основных моментов которой является сфера образования и профессиональной переподготовки кадров. Государство должно брать на себя основную часть финансирования по общеобразовательной и специальной подготовке человеческих ресурсов. Одной из долговременных и перспективных задач выступает принцип взаимодействия образования и производства, для исключения барьера между формальным образованием и требованиями экономики. Кроме того, показано, что игнорирование и недоучет тенденций демографического развития региона может привести к существенным диспропорциям на рынке труда, в том числе и по причине несбалансированности между спросом на одни специальности и подготовкой других специалистов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные выводы и положения могут быть использованы при разработке корпоративных образовательных программ крупных производственных комплексов. Полученные теоретико-методологические и методические решения найдут применение при разработке программ и инструментария прикладных социально-демографических исследований. Кроме того, материалы диссертации нашли применение при создании и разработке учебных пособий для подготовки спецкурсов и чтения лекций для слушателей президентской и региональной программ, студентов экономического и управленческого профиля.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований кафедры государственного и регионального управления факультета управления Сыктывкарского государственного университета. Основные положения и результаты исследования использованы при составлении отчетов по следующим темам НИР: «Развитие организаций в условиях изменения внешней среды» (1995;2000 гг., № ГР 01.9.70 001) — «Регулирование региональных процессов воспроизводства и занятости населения» (2000;2003 гг., № ГР 01.20. 4 379) — «Социально-экономический и демографический анализ подготовки управленческих кадров для экономики и организаций государственной службы» (2003;2004 гг., № РР/03−04-Э) — «Исследование стратегии и тактики управления социально-экономическими реформами в северных регионах России» (2002;2007 гг., № ГР 01.2.107.828).

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты докладывались на конференциях: «Управление социально-демографическими и этническими процессами на Европейском Севере России» (Сыктывкар, 2000) — «Проблемы теории и практики финансового оздоровления предприятий (организаций) в Республике Коми» (Сыктывкар, 2002) — «Межнациональные отношения как фактор стабильности в многонациональном регионе» (Сыктывкар, 2003) — «Город в Заполярье и окружающая среда» (Воркута, 2003) — «Управление государственной собственностью, корпоративное управление и экономический рост» (Сыктывкар, 2003), «Социальное развитие северных регионов: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 2004) — «Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения (Воркута, 2005), «Культурная и природная палитра северных территорий России» (Сыктывкар, 2005).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За последние десять лет практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как пришло понимание, что уровень образования в стране определяет ее будущее, ее геополитическое положение. Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений идущей в России в конце XX — начале XXI в. реформы образования можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитаниягуманитаризацию и гуманизацию процесса образованиякомпьютеризациюинтернационализацию процесса образования.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что квалифицированные кадры — один из главных источников роста производительности труда. Инвестиции в человеческие ресурсы способны приносить экономические эффекты, сравнимые с инвестициями в новые технологии. В условиях рыночных отношений возрастает роль государственного управления в вопросах прогнозирования и регулирования ситуации в области кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы.

Потребности практики в настоящее время таковы, что на уровне Российской Федерации необходимо принятие Федерального закона и подзаконных актов о развитии персонала в организациях, которые определят обязанность организаций всех форм собственности по развитию персонала, экономические стимулы и порядок проведения данной работы. Одновременно это потребует внесения дополнений и изменений в трудовое и налоговое законодательство России: в трудовое — относительно закрепления обязанности организаций по развитию персонала, в налоговое — относительно нормативов включения соответствующих затрат организаций, в себестоимость продукции, работ, услуг.

Хозяйствующие субъекты должны стать активными участниками процессов в области кадрового обеспечения программ экономического развития территорий. Усилия органов власти на местах по стимулированию инвестиций предпринимателей в профессиональное обучение должны быть подкреплены в законодательном отношении.

Крайне необходимо сегодня внедрение типовой методики мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг с целью приведения профессионально-квалификационной структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями современной экономики.

Для России и её субъектов переход к рыночной экономике обусловливает, наряду с реорганизацией высшей школы, особую актуальность перестройку дополнительного профессионального образования кадров. Необходимы: перспективные планы подготовки и переподготовки работниковформирование на предприятиях специального фонда профессионального обучения персонала, который в своей основной части должен быть независимым от прибылигосударственная поддержка внутрифирменного обучения, а в отдельных случаяхпрямое субсидирование (например, при профессиональной подготовке работников в соответствии с государственными стандартами).

Следует разработать в каждой организации свою (корпоративную) социальную политику, предполагающую целевые затраты на ее реализациюрасширить рамки стимулирования и мотивации труда. Забота о людях порождает нравственно-психологические стимулы к труду, способствуя внутренней мотивации работниковформирует чувство корпоративного патриотизмаукрепляет стабильность трудового коллективаобеспечивает дифференцированный подход к отдельным категориям работников (молодежи, женщинам, семейным, многодетным, пожилым, инвалидам и т. д.). Непрерывное образование и развитие персонала способствуют росту трудового потенциала человеческих ресурсов предприятия, способности работников к активной, творческой деятельности ради улучшения результатов деятельности организации. Благодаря продуманной и экономически подкрепленной социальной политике укрепляется новый характер социально-трудовых отношений между работниками и работодателем на базе социального партнерства.

Более целесообразно проведение активной социальной политики и ее материальное, финансовое обеспечение в обоих направлениях: на уровне государства и на уровне организации. Необходимо возродить и активизировать роль государства, бюджетов органов власти всех уровней для решения первоочередных задач социального развития и удовлетворения жизненно важных потребностей членов общества и, в первую очередь, в области образования.

Однако это не освобождает функции предприятий от осуществления своей социальной политики, а значит — затрат на рабочую силу, кроме заработной платы. Концепции, выдвигаемые на самом высоком уровне власти, о необходимости освобождения предприятий от социальных целей, социальной инфраструктуры означают призыв к движению назад, в доисторическое прошлое.

Социальная политика организации должна быть экономически посильной и выполнимойучитывать сложившийся уровень жизни населения, развитие социальной сферы в стране и регионе, городе, районе и, особенно, потребности и интересы работников. В настоящее время многие предприятия и организации и при сложившемся уровне своей экономики могут существенно увеличить затраты на персоналих долю можно увеличить и в структуре валового внутреннего продукта (национального дохода), и в себестоимости продукции (услуг).

Весьма важна проблема оптимизации структуры затрат организаций на рабочую силу (или вложений в «человеческий капитал»), В качестве исходной позиции надо выбрать следующее положение: затраты на персонал должны ориентироваться на решение и экономических, и социальных целей, обеспечить сбалансированность интересов работодателей, акционеров в получении прибыли и интересов работников в удовлетворении их разнообразных потребностей. Не только оплата труда, но и разнообразные затраты социального характера должны стимулировать высокоэффективный труд, стабильность персонала. Подчеркнем значение субъективного фактора, т. е. отношения самих работников к тем или иным формам затрат на рабочую силу. С учетом этого оптимальная их структура достигается на каждом предприятии самостоятельно на базе социального партнерства, в результате ведения переговоров между работодателем и работниками и закрепляется в коллективном договоре.

Что сделано в Республике Коми. В 2004 г. наметились позитивные изменения в образовательном уровне руководителей (в целом по республике, по сравнению с предшествующим годом, удельный вес руководителей с высшим уровнем образования увеличился на 3,3% и составил 51,5%). Увеличились затраты организаций на профессиональное обучение работников в среднем в 2.3 раза. Увеличилось количество договоров, заключенных предприятиями с образовательными учреждениями на подготовку кадров. Во многом благодаря расширению охвата статистического наблюдения на более качественном уровне удалось в 2004 г. подготовить прогноз потребности организаций в кадрах на среднесрочную перспективу.

Подготовлены методические рекомендации по определению прогнозной потребности организации в квалифицированных кадрах. В ряде муниципальных образований созданы Координационные советы по развитию персонала на производстве.

И, наконец, самое главное. Многолетние исследования, разработанные предложения и проработки по развитию системы профессионального образования нашли свое комплексное отражение в Законе о целевой республиканской программе «Развитие системы профессионального образования в Республике Коми на 2004 — 2008 годы».

Таким образом, проведенный выше анализ позволил составить программу подготовки и переподготовки управленческих кадров исходя из потребностей организаций разной отраслевой принадлежности. Выработать рекомендации периодичности прохождения подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации персоналом организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. — 280 с.
  2. А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // Социологические исследования, 1999. № 3. С. 80−86.
  3. А.И., Медков В. М., Архангельский В. Н. Демографические процессы в России XXI века. -М.: Издательский дом «Грааль», 2002.
  4. А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. М.: Издательский дом «Грааль», 2000.
  5. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие.- М.: ОАО «НПО „Экономика“», 2000.- 302 с. -(Энциклопедия управленческих знаний).
  6. М. Кто должен оплачивать высшее образование? Японский взгляд на проблему //I
  7. Высшее образование сегодня. 2004. — № 1. — С. 42−47.
  8. Я.Р. Организационно-педагогическая система управления маркетинговой деятельностью в профессиональном лицее коммерческого профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 25 с.
  9. Г. Не жалейте денег на людей // Business week. 1996. — № 6.
  10. Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. — Т. 1. — Вып. 1
  11. С.С. Управление развитием дошкольного образования в Республике Коми в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. канд. экон. наук. Сыктывкар, 1998.-21 с.
  12. Д.А. Построение и использование административных информационных систем в управлении экономическими процессами в высшем учебном заведении: Автореф. дис. канд. экон. наук. Сыктывкар, 2005. — 21 с.
  13. Е. Что выявили проверки в органах власти // Государственная служба. 2003. -№ 1. — С. 65−68.
  14. А.В. Две модели интеграции: реформа образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Болонский процесс // Высшее образование сегодня. 2005. — № 1. — С. 46−51.
  15. В. Госслужащие: о себе, о работе, о власти // Государственная служба. 2003 — № 1.-С. 108−116.
  16. Н.М. Подготовка кадров и социально-экономическое развитие северного региона // Человек на Севере: условия и качество жизни Сыктывкар, 1999. — С. 264−265.
  17. С.В., Стукалов И. Е., Фаузер В. В. Оценка нематериальных активов и кадрового потенциала. Сыктывкар: СыктГУ, 2005. — 104 с.
  18. .Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования, 1998. № 2. С. 61−66.
  19. Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. — СПб.: Питер, 2001.
  20. И. Административно-государственное управление: опыт Франции // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1.
  21. В.А. Образование в системе общественных ценностей// Человек на Севере: условия и качество жизни.- Сыктывкар, 1999 С. 260−263.
  22. Н. Рынок труда основные тенденции // Тенденции мирового экономического развития. Приложение к журналу МЭиМО. Обзор за 1990,1991−1992 гг.
  23. Возрастно-половой состав и состояние в браке. М: ИИЦ «Статистика России», 2004. -416 с. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. /Федер. служба гос. статистики- Т. 2).
  24. Е. Б. Левин М.И. Затраты домохозяйств на рынке высшего профессионального образования. Тез. докл. науч.-практич. конф. «Экономика системы образования: результаты первого года мониторинга. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  25. Государственная власть и местное самоуправление. Сыктывкар: Госкомстат РК, 2003. -5 с. — (Информационно-аналитический материал).
  26. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А.- редкол.: Владимирова А. А. и др. М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. — 735 с.
  27. Дж. К., О' Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
  28. Демографический фактор в социально-экономическом развитии региона (на примере Пермской области)/ Под ред. д.э.н., профессора В. А. Ионцева.- М.: ТЕИС, 2004, — 256 с.
  29. Ю.С. Шведская модель в действии: инновационный подход к подготовке кадров и научным исследованиям в вузах// Высшее образование сегодня 2004, — № 5.- С. 34−40.
  30. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования.-СПб.: Наука, 1999. -309 с.
  31. Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. Пер. с англ.- М.: Издательство «Весь мир», 2004 352 с.
  32. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации- М.: ПРООН, 2002.
  33. Дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих в 2001 году: Статистический бюллетень М.: Госкомстат России, 2002.
  34. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих в 2002 году: Статистический бюллетень.- М.: Госкомстат России, 2003.
  35. П. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 272 с.
  36. Европейский Север России (социально-экономическое положение региона). -Сьжтывкар, 2000. 103 с.
  37. В.Д. Методологические аспекты изучения трудового потенциала населения. М.: Экон-информ, 2002. — 101 с.
  38. В.В. Экономика региона: Формирование социально-устойчивой стратегии развития.- Сыктывкар, 1997.
  39. П.В., Одегов Ю. Г., Волгин Н. А. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран/ Учебное пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2002.448 с.
  40. Закон о целевой республиканской программе «Развитие системы профессионального образования в Республике Коми» на 2004−2008 годы.
  41. .А. Образование и квалификация как факторы мобильности и адаптации новоселов. М., 1970.
  42. О.А., Капустин Б. Г. и др. Трансформация университетов: набор студентов и взаимодействие вузов с рынком труда в США и России // Высшее образование сегодня. -2004.-№ 12.-С. 42−45.
  43. А. Социальные механизмы формирования государственной службы // Государственная служба.-2004.-№ 5-С. 81−85.
  44. А.Е. Здоровье населения: понятийные, методологические и информационные аспекты. М., 1996. — 42 с.
  45. А.Е. Социально-демографическая цена психического здоровья населения. Автореф. дисс. докт. эконом, наук. М. — 1998. — 44 с.
  46. А.Т. Перейти в режим развития это ближайшая и необходимая перспектива системы образования // Регион. — 2003. — № 9. — С. 18−19.
  47. Р. Реформа системы государственной службы в Канаде// Государственная служба.- 2003.- № 1.- С. 7−96.
  48. Кадры органов государственной власти России. М.: Госкомстат России, 2002.
  49. В.П., Акулов А. И., Кисельников А. А., Мингазов И. Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века». 2-е изд., переработ, и доп./Под общей редакцией академика В. П. Казначеева. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун.-та, 2002 463 с.
  50. С.В. Становление социального государства России. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 159 с.
  51. Р.И., Албегова И. М., Леонова Т. Г., Емцов Р. Г., Найт П. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации// Общество и экономика. 1993. № 9−10. С. 3 -14.
  52. Р.И. Концепция человеческого капитала // Критика современной буржуазной экономии. М.: Наука, 1977.
  53. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981.
  54. Ю. От базового образования к непрерывному обучению// Человек и труд. — 2004. -№ 3. — С. 70−75.
  55. С. Почему не распался Китай?// Государственная служба 2003.- № 1С. 46−60.
  56. В.Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития-Сыктывкар, 2003 192 с.
  57. В.Н. Республика Коми: развитие производительных сил в условиях реформы хозяйства. Сыктывкар, 1993.
  58. В.Н., Фаузер В. В. Демография и социальное управление // Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению- Москва-Сыктывкар, 2004.- С.33−46.
  59. В.И. Образование в США: экономическое значение и эффективность. М., 1967.
  60. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  61. Миграция населения. Вып. 1: Теория и практика исследования. Приложение кжурналу «Миграция в России» / Под ред. О. Д. Воробьевой, М., 2001. 176 с.
  62. М.Ю. Знания как объект системного управления организаций: Автореф. дис. канд.экон.наук.-Москва, 2005 -26 с.
  63. С.А. Система высшего экономического образования в университете как адекватное отображение модели общественного производства// Проблемы региональной экономики.-2000.-№ 5−7.- С.105−116.
  64. С.А. Университет в экономике региона: тенденции в управлении// Проблемы региональной экономики -2001 .-№ 4−5.-С. 241−252.
  65. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Российская программа экономических иследований. Научный доклад № 99/04, декабрь 1998 года.
  66. Л.И. Перспективы развития оценок национального богатства // Экономический альманах. 2001.-№!.-С. 37−45.
  67. О.Т. Региональные проблемы образовательного процесса в высшей школе// Проблемы региональной экономики 1998.-№ 6−8.-С. 255−256.
  68. Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики. 2000. — № 9. — С. 136−157.
  69. Образование и рынок труда// Высшее образование сегодня 2004 — № 7.- С. 6−9.
  70. Л.М., Оленева Л. Л. Проблемы сохранения и развития науки и образования в России// Проблемы региональной экономики 1999.-№ 1−4- С.352−363.
  71. Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации// Высшее образование согодня 2005 — № 1.- С. 4−11.
  72. Основы современного социального управления: теория и методология: Учебное пособие/ Под ред. В. Н. Иванова М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 271 с. (Энциклопедия управленческих знаний).
  73. О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27 мая 2003 г.-М. 2003.
  74. А.В., Савельева И. М. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России.- М., 2001.
  75. Г. П. Развитие среднего профессионального образования Республики Коми: Автореф. дис. канд.экон.наук -Москва, 2001 -22 с.
  76. Постановление Правительства РФ от12.08.1994 № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»
  77. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1473 «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается»
  78. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
  79. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 224 «О государственном плане подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2003/2004 2006/2007 учебных годах» — Интернет, http://www.government.gov.ru.
  80. Постановление Правительства РФ от 23.05.1995 № 498 «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации»
  81. Постановление Правительства РФ от 31.07.2001 № 568 «О специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования»
  82. Почему вымирают русские. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 288 с.
  83. А.А. ИКПД технология профессионального образования// Проблемы региональной экономики-2002.-№ 4−6-С.48−53.
  84. В.В. Создать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний // Высшее образование сегодня.- 2004 № 11- С. 2−3.
  85. Российский Север: проблемы социального развития: Учебное пособие/ Под общ. ред. Н. А. Волгина, Ю. П. Алексеева.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004.- 896 с.
  86. Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. Под редакцией Г. В. Осипова, В. Н. Кузнецова, В. В. Локосова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. — 564 с.
  87. О.Л. Влияние внешних факторов на демографическое развитие России в XIX в.-М., 1998.-22 с.
  88. Л.Л. Депопуляция угроза выживанию // Почему вымирают русские. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — С. 14−34.
  89. Л.Л., Захарова О. Д. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. -М, 1997. -28 с.
  90. Л.Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001, 160 с.
  91. Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987. — 200 с.
  92. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. М.: РИЦИСЭПН, 2002.368 с.
  93. П. Подготовка госслужащих: зарубежный опыт// Человек и труд. 2004. — № 2. -С. 79−84.
  94. А.А. Экономическая демография: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005 — 256 с.
  95. Я. Что дают инвестиции в высшее образование? Н Высшее образование сегодня. -2004.-№ 4.-С. 48−51.
  96. Н.А. Образование и здоровье учащихся в условиях Севера// Человек на Севере: условия и качество жизни Сыктывкар, 1999 — С. 266−269.
  97. В.А. Модернизация образования и человеческий капитал // Высшее образование сегодня 2004 — № 11- С. 16−20.
  98. Север как объект комплексных региональных исследований / отв. ред. В. Н. Лаженцев. -Сыктывкар, 2005. 512 с. (Научный совет РАН по вопросам регионального развития- Коми научный центр УрО РАН).
  99. Северные регионы России: социально-экономические, демографические и этнические процессы. Сыктывкар, 2000. — 408 с.
  100. В.Я., Жеребцов И. Л., Фаузер В. В., Безносова Н. П. Население Республики Коми: прошлое, настоящее, будущее (о чем рассказывают переписи). Сыктывкар: Госкомстат Республики Коми, 2001. — 201 с.
  101. Н.М. Система управления образовательными проектами в регионе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 23 с.
  102. События: Каким будет образование в США через 10 лет // Высшее образование сегодня. 2004. — № 1.-С.39.
  103. События: Российская наука вымрет?// Высшее образование сегодня 2004.- № 11- С. 27.
  104. Современный капитализм: проблемы рабочей силы / Под ред. С. М. Никитина. М.: Наука, 1985.
  105. Т.П. Экономические аспекты управления развитием муниципальной образовательной системы на основе современных методов диагностики: Автореф. дис. канд.экон.наук Апатиты, 2001.- 20 с.
  106. Состав работников, замещавших государственные и муниципальные должности, по полу, возрасту, стажу работы, уровню образования на 1 января 2002 года: Статистический бюллетень. Том 1- М.: Госкомстат России, 2002.
  107. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: Учебное пособие/ Под общ. Ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004 1048 с.
  108. Социальная политика: Учебник/ Под общ. Ред. Волгина Н. А., М.: Изд-во РАГС, 2 003 548 с.
  109. Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики).- М.: Издательство Центра социального прогнозирования, 2001.-262 с.
  110. Становление общества знаний цель реформирования образования и науки // Высшее образование сегодня.- 2004- № 4.- С.2−13.
  111. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А.П. Егоршина- ООН РАН, НИМБ М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004, — 605 с.
  112. И.Е. Кадровый дефицит угроза экономической безопасности // Регион -2003. —№ 3. — С. 9−10.
  113. И.Е. О кадровой политике Правительства Республики Коми // Развитие социального диалога в сферах образования и труда в Республике Коми.- Сыктывкар, 2000.- С. 4−7.
  114. И.Е. Экономику делаю люди // Регион 2004. — № 10. — С. 44−46.
  115. Е.В. Инвестиции в человеческий капитал// Высшее образование сегодня.-2004.-№ 3.-С. 28−34.
  116. Е.В. Образование и экономический рост// Высшее образование-2004-№ 12.-С. 18−23.
  117. В.Б. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство 1993.-240 с.
  118. В. Профессиональное образование в США: тенденции развития // Человек и труд. 2000. — № 1. — С. 71 -74.
  119. В. Профессиональное образование в США: тенденции развития // Человек и труд. 2000. — № 2. — С. 76−80.
  120. В.Б. Рынок труда в США: состояние и проблемы// Человек и труд.-1999.-№ 7.-С. 54−57.
  121. США. Канада: экономика, политика, культура. 2002. — № 2.
  122. Н.В., Шилова JI.B. Регулирование дистанционного обучения // Высшее образование сегодня.-2005.-№ 1.-С. 41−43.
  123. Ю.А. Организационные и правовые основы обучения государственных служащих: Учеб. пособие. М.: Институт труда Минтруда России, 2001. — 138 с.
  124. .Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. — 398 с.
  125. С. Эксплуатация труда в России// Государственная служба 2004- № 5.-С. 37−40.
  126. Трудовой кодекс Российской Федерации (Официальный текст). М., 2002. -180 С.
  127. Управление персоналом: опыт организаций Республики Коми Сыктывкар, 2005- 130 с.
  128. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. -СПб.: Питер, 2002. 1200 с.
  129. В.В., Климашевская Е. В. Человеческие ресурсы энергетического комплекса республики Коми. Сыктывкар: Коми книжное изддательство, 2004. — 176 с.
  130. В.В., Рожкин Е. Н., Загайнова Г. В. Республика Коми в XX веке: демография, расселение, миграция. Сыктывкар, 2001. — 124 с.
  131. В.В., Сулимов В. А. Республика Коми: демография и образование // Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение. -М.: ИЧ РАН, 2002. С. 132−144.
  132. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» (принят ГД ФС РФ 15.03.2000)
  133. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 07.07.2003) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят ГД ФС РФ 19.07.1996)
  134. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. От 07.07.2003) «О высшем послевузовском профессиональном образовании» (прият ГД ФС РФ 19.07.1996)
  135. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (принят ГД ФС РФ 15.03.2000)
  136. М.Р., Спиридонова Г. В. Проблемы профессионального образования: динамика и основные тенденции // Народонаселение. 2002. — № 3. — С. 60−69.
  137. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы. М.: Институт экономики переходного периода, 2003. — 261 с.
  138. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Эдиториал УР СС, 1999. — 176 с.
  139. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение.- М.: ИЧ РАН, 2002. 265 с.
  140. В. Служение государству и обществу // Государственная служба. 2004. — № 5.-С. 47−55.
  141. Т.В. Дополнительное профессиональное образование и его роль в повышении качества подготовки менеджеров// Вестник университета. 2003. — № 1. — С. 96−100. -(Серия: Развитие образования в области менеджмента).
  142. Численность и оплата труда работников органов государственной власти и местного самоуправления по состоянию на 1 сентября 2003 г. Сыктывкар: Госкомстат РК, 2003. -26 с. — (Информационно-аналитический материал № 45−57−51/43).
  143. Л.П. Совершенствование управления затратами образовательного учреждения в условиях нестабильного финансирования: Автореф. дис. канд. экон. наук.- Екатеринбург, 2000. 19 с.
  144. Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес). М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.-414 с. — (системные проблемы России).
  145. Р.С. Управление человеческими ресурсами // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М, Уорнера. СПб.: Питер, 2002. — С.163−190
  146. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет» 2001. — 596 с.
Заполнить форму текущей работой