Современное состояние, использование и развитие психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности
Передовой опыт организации социально-культурной деятельности в том или ином государстве доступен для изучения специалистами других государств. Во многих странах мира организованы научные школы, занимающиеся проблемами сравнительной экономики, сравнительной педагогики, сравнительного досуговедения и т. п. Проведение подобного рода исследований позволяет выявлять как общие, так и специфические… Читать ещё >
Современное состояние, использование и развитие психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ — ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД
2.1 ПРИМЕНЕНИЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД
2.2 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД
2.3 ВНЕДРЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СКД НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами — педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.
Тема курсовой работы — Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.
Актуальность исследования заключается в постоянном поиске новых решений социально-культурных задач. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами — педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.
Социальной значимостью проблемы является ценность знаний теории социально-культурной деятельности, а именно психолого-педагогических основ, используемых в социокультурной сфере. Причиной этого служит желание овладения навыками и умениями как руководителя социокультурного процесса, что без знаний теории социокультурной сферы невозможно.
Целью работы является изучение психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности.
Объектом исследования являются психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности и анализ опыта в работе учреждений культуры.
Предметом исследования является типология и реализация психолого-педагогических основ в процессе социально-культурной детальности и анализ опыта в работе учреждений культуры Задачи исследования:
o Рассмотреть понятие «психолого-педагогические основы» социально-культурной деятельности;
o Изучить типологию психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности;
o Обнаружить сферу реализации психолого-педагогических основ в процессе социально-культурной деятельности;
o Проанализировать опыт реализации психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности в деятельности учреждений культуры.
Методы исследования:
o Поиск материала по данной проблеме;
o Изучение теоретического и практического материала по вопросу психолого-педагогических основ социально-культурной сферы;
o Анализ изученного материала.
Научная новизна исследования заключается в обогащение теории социально — культурной деятельности новыми результатами исследования вопроса психолого-педагогических основ социокультурной сферы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности переноса полученных знаний о психолого-педагогических основах социально-культурной деятельности на практику.
Степень разработанности проблемы осуществовлена в полной мере специалистами социокультурной сферы, так как на этих теоретических основах строится вся система социально-культурной деятельности. С каждым годом выпускается все больше литературы по данному вопросу, включая научные статьи. Изучением данного вопроса занимались: Рябков В. М., Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д., Ширяев С. И., Жарков А. Д. и другие.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которых раскрывается вопрос психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности и анализа их реализации, заключения и списка использованных источников.
1. психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности как проблема научного исследования В первой главе автор рассмотрит понятие «психолого-педагогические основы» социально-культурной деятельности, особенности их применения, затронув разные точки зрения специалистов социально-культурной деятельности, а так же рассмотрит особенности применения в процессе социально-культурной деятельности. Над этими вопросами работали: Ариарский, А. И., Васильева, Т.Г., Ерошенков, И.Н., Киселева, Т.Г., Красильников Ю. Д. и многие другие.
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ — ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ Социально-культурная деятельность представляет собой исторически сложившийся педагогически направленный социально обусловленный процесс взаимодействия людей по созданию, использованию, распространению культурных ценностей. Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности. [8 14с.]
Социально-культурная деятельность — общественное явление, которое характеризуется как совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфических формами, методами, принципами и средствами на основе интересов, проявленных личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время. Она рассматривается как накопленный в обществе опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. [14 16с.]
Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и прежде всего — в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.
В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.
Не менее важна роль психолого-педагогических основ в организации досуга населения. В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т. д. [17 с.121]
Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т. п. Это не означает, что досуг — это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил. [13]
Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.
Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время — это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры — весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т. д. [23 с.183]
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ С точки зрения психологии и педагогики, исходной для человекоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек — главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимозаменяемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек — источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициативу и творчество.
В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.
Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.
Существует широкая система психологических методов — приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики. [16]
В практике социально-культурной деятельности достаточно ощутима роль такого психологического феномена, как внушение. На многосторонность и неоднозначность влияния механизма внушения — восприятия объектом информации без ее осмысления — обращали внимание В. М. Вахтеров, ИП. Павлов, К. И. Платонов и другие отечественные психологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода психологического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе людей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (создания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтированного восторга и т. п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы — от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения её «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его организации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в толпе нездорового ажиотажа, массовых психологических «вывихов» и вспышек агрессивности.
Эффективность каждого из психологических методов зависит от того, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидноститочности измерения получаемого результата, действенности и степени адекватности исследуемой проблеме; надежности — постоянству и устойчивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом, В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента.
Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактеризовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации.
В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников социально-культурных процессов — особое место занимает подсистема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, предполагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, альтернативных форм самоорганизации собственного досуга. С помощью различных видов социально-психологического инструментария мы получаем также возможность отслеживания и диагностики процессов, связанных с непрерывной интеграцией, пересечением, взаимопроникновением различных направлений социально-культурной деятельности в масштабах отдельно взятого социума — города, поселка, производственного, учебно-творческого, досугового коллектива. Автор решил сначала более детально обратиться к социально-психологическим особенностям детей.
Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связанную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутренних соотношений и компонентов, экспериментирование с ними опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребенок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач, которые ставят перед ним партнеры по сотрудничеству, инициативно выдвигает новые цели и проблемы.
Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколенной передачи.
В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициативной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рассматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши. К. И. Чуковский использовал данный термин для обозначения широкого круга особых словесных произведений, в которых смысл как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически укоренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.), они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные в том числе на детей. В восточнои западноевропейской культурной традиции «перевертывание» издревле выступало как мощное средство расширения сознания, развития творческих способностей взрослых и детей.
Педагогическую ценность перевертышей К. И. Чуковский связывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества реализма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании «нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как нечто комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.
Переходя от социально-психологических особенностей детей, автор решил проанализировать особенности взрослых, задействованных в социально-культурной сфере. Для характеристики и классификации профессий, востребованных и задействованных в социально-культурной сфере (в частности, в соответствии с классификатором специальностей и специализаций МГУКИ), применима широко известная в практической психологии и педагогике классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым. Следуя этой классификации, в исключительно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или предмет труда профессионалов и любителей как субъектов индивидуальной или коллективной социально-культурной деятельности.
Как известно, одна из актуальных задач в работе с участниками социально-культурных общностей (студий, учебных курсов, творческих мастерских и т. д.) — определение творческого потенциала и творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информация, полученная с помощью анкетирования и опросов в референтной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности — способности ученика, студента, специалиста-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям. [23,с.204]
Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введенное в психологию П. Торренсом, имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов социально-культурной деятельности. Актуален для них и другой вывод П. Торренса о том, что уровень креативности распространяется не только на чисто организаторскую деятельность специалиста (менеджмент), но самым тесным образом связан с конкретными достижениями в учебном и профессионально-творческом труде.
Успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответствующих умений и навыков. Она определяется также и тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его деловые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его владение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессионально-творческих ситуациях.
Не менее важное, чем психология, место в социально-культурной деятельности занимает педагогика. Так, сопряжённость культурологии и социальной педагогики, а также подход к образованию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-культурной деятельности в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента.
Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определения, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие. Предметом педагогического компонента в любом из перечисленных вариантов всегда было и остается исследование закономерностей обучения и воспитания в условиях специально организованного социально-культурного процесса, выявление эффективности применяемых в этих целях педагогических методов и технологий, установление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.
Большое число социально активных субъектов, постоянно способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педагогический потенциал социально-культурной деятельности. Основное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного социально-культурного объекта (учреждения, объединения, организации, студии и др.), отдельного мероприятия или акции. [6,c.200]
Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация социально-культурной деятельности предполагает необходимость, прежде всего выделения диагностического и формирующего этапов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих полному и эффективному его использованию. [13]
Подводя итог, можно отметить, что психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий социально-культурной деятельности. Пожалуй, трудно найти другую такую сферу психолого-педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал методов и технологий, в их числе — обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т. д. [10]
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД Во второй главе автор рассмотрит современное состояние, использование и развитие психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности на трех уровнях: мировом, российском и региональном, затронув разные точки зрения специалистов социально-культурной деятельности, а так же рассмотрит особенности применения в процессе социально-культурной деятельности.
2.1 ПРИМЕНЕНИЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД За рубежом психолого-педагогический опыт активно используется в таких областях социально-культурной сферы, как социальная работа, культурно-досуговая деятельность, социальное воспитание. И тон здесь задают ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы. Так, в масштабах всей планеты, объявлялись и объявляются Год семьи, Год ребенка, Год и Десятилетие инвалидов, Год людей пожилого возраста, Год и Десятилетие культуры и др. Стало традицией объявление культурных столиц Европы.
Одним из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. является: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» (статья 27).
Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.
Прежде всего, речь идет о скаутском движении.
Возникшее в конце XIX — начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).
Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов человек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части современной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.
Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.
Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях.
Интересен опыт клубных объединений университетов США, проанализированный молодой исследовательницей Ж. Г. Атаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество сверстников, объединение по интересам) создают наиболее благоприятную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению молодого человека в социум — как вузовский, так и макросоциум.
В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.
По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом: академические, религиозные, национально-культурные, политические, средства массовой информации, группы по социальным интересам, объединения социальной направленности, спортивные и рекреационные, клубы искусств и др.
Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.
В процессе волонтерской деятельности осуществляется практическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнерства: университет — американский Красный Крест; университет — образовательные агентства общины, университет — средняя школа; университет — агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет — общины других районов.
В качестве основных направлений волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микрорайонов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.
По мнению Ж. Г. Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтерские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем как самого студенчества, так и общества в целом, Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным воспитанием.
Передовой опыт организации социально-культурной деятельности в том или ином государстве доступен для изучения специалистами других государств. Во многих странах мира организованы научные школы, занимающиеся проблемами сравнительной экономики, сравнительной педагогики, сравнительного досуговедения и т. п. Проведение подобного рода исследований позволяет выявлять как общие, так и специфические тенденции развития тех или иных направлений жизнедеятельности населения в различных странах и регионах. Лучшие технологии передовых стран мира в области социальной работы и социального воспитания внедряются в национальные (в том числе, российскую) социокультурные сферы. Заслуживают внимания как вопросы организации и финансирования этой деятельности на государственном, региональном и местном уровнях, так и вопросы непосредственной работы с различными категориями населения, будь то дети или молодежь, люди «третьего» возраста, инвалиды или представители национальных меньшинств и т. п.
В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей.
По сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности. В то же время досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Речь идет о реальном весе той или иной функции, или их соотношении.
Так, в американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейской модели более сбалансированное соотношение функций и большее внимание уделяется духовному развитию личности. Именно в европейских странах (Швейцарии, Германии и Франции) зародилось и получило развитие такое явление, как социально-культурное аниматорство, суть которого заключается в придании педагогической направленности досуговым мероприятиям. Несомненные достоинства были у советской модели досуга. Ее характеризовали такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекреационно-развлекательных элементов досуга и его излишнюю идеологизацию. Досуговую модель современной России можно рассматривать как переходную. Она многое впитала в себя и от американской, и от европейской моделей, не располагая пока материальными и финансовыми возможностями для их реализации на практике. К сожалению, современная российская модель досуга по ряду позиций уступает бывшей советской. Так, например, фактически сведена на нет образовательно-воспитательная функция, снизилась роль творческо-развивающей функции. А сила любой национально-региональной модели досуга, прежде всего — в наличии баланса между ее функциями и во внимании к национально-историческим особенностям страны или региона. [8]
2.2 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД социальный культурный ценность воспитание Необходимо заметить, что российские ученые — педагоги и психологи, физиологи и дефектологи, социологи и культурологи достаточно быстро реагируют на вызовы времени, осуществляя актуальные исследования.
Так, педагогами изучается специфика обучения (цели, функции, принципы, дидактический цикл, формы и методы) в условиях действия информационной образовательной среды.
Создан проект Федерального государственного стандарта общего образования, подготовлены материалы его методического обеспечения. Разработаны процедуры диагностики учебных достижений обучающихся.
Определена структура стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования.
Проведена необходимая работа по изучению и обобщению отечественного и зарубежного педагогического опыта, что позволило вычленить некоторые тенденции развития содержания образования и начать исследования по его конструированию для стандартов следующего поколения.
Выделены и описаны особенности диагностического инструментария международных сравнительных исследований, которые целесообразно учитывать при создании общероссийской системы оценки качества образования.
Сопоставительный анализ международных документов в сфере образования позволил рассмотреть различные подходы к трактовке основополагающих понятий — образовательная программа, образовательный уровень и др. А изучение стратегий развития среднего образования в разных странах выявило повсеместное доминирование ориентации на социальную справедливость, предполагающую равенство возможностей всех граждан.
Ведется разработка теоретико-методических основ комплексной оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. Создается технология предотвращения возможных негативных психолого-педагогических, медицинских и социальных последствий использования и КТ в образовании.
Разрабатывается методическая система комплексного, многоуровневого и многопрофильного обучения специалистов в области информатизации образования.
Рассматриваются вопросы культурно-речевой адаптации детей мигрантов к новой социокультурной среде, в том числе определяются основные принципы методики их обучения русскому языку.
Раскрываются особенности кризиса воспитания молодежи в современном мире, причины ее социальной и эмоциональной дезадаптации.
Подготовлен проект Государственной программы развития воспитания и социализации детей в РФ.
Осуществляется научно-методическое обеспечение развития системы социально-педагогического сопровождения семьи.
Изучается типология и специфика деятельности как просоциональных, так и асоциальных детских сообществ.
Определяются принципы создания системы экспертизы и прогнозирования процессов социализации.
Исследуются проблемы формирования профессиональных интересов, склонностей, профессионального самоопределения, их соответствия психофизиологическим и личностным качествам молодого человека.
Создаются концептуальные модели, интегрирующие электронные технологии в аудиальное и визуальное художественное образование. Разрабатывается, в частности, модель продуктивной художественной деятельности на основе компьютерных технологий, интенсифицирующая различные этапы создания произведений искусства. В практику внедряется специально разработанная технология музыкального обучения на основе электронного цифрового инструментария, обеспечивающая творческое и общекультурное развитие растущего человека.
В сфере психологических исследований особое место занимают работы по изучению особенностей современного человека, его развития. Выявляются психологические механизмы регуляции поведения закономерности гражданского и профессионального становления. Создаются и внедряются новые психолого-педагогические технологии организации образовательной среды, оценки результатов образовательного процесса, повышения качества и уровня профессиональной подготовки психологов образования.
Разработанная модель психологопедагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения стандартов общего образования позволила определить программное содержание, технологии и методы обучения, обеспечивающие формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы «умения учиться» на начальной, основной и старшей ступенях общего образования, определить критерии и инструментарий оценки их сформированности.
В проводимых психологами исследованиях: раскрываются особенности развития мышления растущих людей средствами информационных технологий, в том числе ведется поиск возможностей преодоления клипового мышления, когда у подростков и юношества снижается способность к анализу, и геймеровского мышления — последствия компьютерных игр, снижающего творческий потенциал; определяются характер, структура, содержание, динамика отношений, в которых функционирует растущий человек; выявляются новые виды и формы деятельности, позволяющие ребенку, подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости, адекватно относясь к оценкам других; ведется поиск решения таких сложных проблем, как сохранение психического и физического здоровья детей, возможноевыбора ими жизненного пути; paзpaбатываются научные основания формирования учебников нового поколения, в том числе так называемых электронных; устанавливаются требования к формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных ребят; обосновываются модели профилактики и коррекции девиантного поведения в подростковом и юношеском возрастах в условиях образовательных учреждений и досуговой деятельности; определяются условия и механизмы обеспечения психологической безопасности человека, прежде всего в экстремальных условиях и переживаниях последствий чрезвычайных ситуаций; исследуются проявления тревожности, агрессивности и фрустрированности в детских возрастах.
Принципиальное значение для понимания закономерностей индивидуального развития растущих людей и для определения новых подходов к их обучению и воспитанию имеет исследование физиологических систем организма детей, морфофункционального созревания мозга и формирования познавательной деятельности на разных этапах возрастного развития. На этой основе физиологами разрабатываются модели и критерии оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
2.3 ВНЕДРЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СКД НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ На взгляд автора, дело в том, что именно педагогика дополнительного образования изначально была и есть личностно ориентированной педагогикой. Именно в ДО реально осуществляется свобода выбора. Поэтому автор решил рассмотреть региональный опыт применения психолого-педагогических основ в СКД, на примере нижнетагильского дворца творчества. Ребенок самостоятельно выбирает область деятельности, не соотносимую ни по содержанию, ни по направлению и характеру с предметными видами учебной деятельности школы. Она постоянно ставит его в позицию самоопределения и принятия решения. В результате ребенок реально видит свое влияние на жизнь вокруг него. Его позиция потребителя трансформируется в позицию активного участника, деятеля, работника. Возможности для формирования у детей опыта выбора, которыми обладает система дополнительного образования, отличаются не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора. Наш Дворец может предложить учащимся различные виды практической творческой деятельности, в рамках которой возможны различные уровни достижении (условно говоря, от олимпийских рекордов до формирования навыков самообслуживания).
Во Дворце более 4000 детей в возрасте от 3 до 18 лет занимается в 320 объединениях по интересам. Занятия ведутся по 56 видам деятельности. В структуре учреждения 8 отделов и центров, раскрывающих все разнообразие форм и видов деятельности в сфере дополнительного образования.
Программы художественно-эстетической направленности составляют во Дворце наибольший процент (39,2%).
Художественная деятельность — одно из основных средств самовыражения ребенка, которая основана на индивидуальном, эмоционально-образном видении, приобщении детей к национальной культуре. В процессе овладения знаниями в данном направлении деятельности у воспитанников формируются художественно-практические компетентности, подразумевающие овладение средствами художественной выразительности различных видов искусства и навыками самостоятельной художественной деятельности.
У воспитанников есть и возможность выбора темпов своей образовательной деятельности (точнее, темпов продвижения в избранном виде деятельности — индивидуальный образовательный маршрут), ее режима (дни, часы занятий) и педагогов.
В образовательный процесс успешно внедряются инновационные педагогические технологии, развивающие модели обучения, обеспечивающие активную творческую позицию детей в сфере искусства и индивидуальный подход к ребенку на всех этапах обучения Образование во Дворце основано на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые мы проводим. С этой точки зрения эта система обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности.
В ДО представляется поле для проявления инициативы детей и их готовности действовать самостоятельно, несмотря на недостаток опыта. Ошибки и неудачи не наказываются оценкой. Они лишь повод для дальнейшего роста. Таким образом, дети лишены карающих моментов за неуспешность (в отличие от школы, где многое приходится делать по необходимости, иногда из-под палки).
Педагогика дополнительного образования никогда не была системой дозированных акций в отношении воспитанника, она изначально является педагогикой сотрудничества. Отсюда — особая позиция взрослого по отношению к ребенку (по результатам социальных исследований, проводимых в городском Дворце детского и юношеского творчества — это одна из основных причин, почему дети идут во Дворец). Педагог дополнительного образования — наставник, партнер, защитник интересов, (который «учит понимать жизнь», «ему можно обо всем рассказать и не бояться», «не вызовет родителей за то, что не выучил урок», и т. п.). Такая роль очень непроста: педагог несет личную ответственность за каждого воспитанника. Надо сработать так, чтобы не разрушить интерес, сохранить высокую мотивацию ребенка к познанию и творчеству.
Все виды детских объединений, независимо от их профиля, дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. Такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, поскольку педагоги в системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению со школьными учителями. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры.
Высокую планку качества художественного образования поднимают квалифицированные педагоги. Из 65 педагогов, занятых непосредственно работой по художественно-эстетическому направлению, 14 имеют высшую и 45- первую квалификационную категорию. 23% педагогического состава трудятся во Дворце более 20 лет, 20% педагогов — выпускники Дворца.
Среди педагогов победители Всероссийских, областных, городских конкурсов профессионального мастерства, областных конкурсов программно-методической продукции, персональные выставки работ педагогов организуются в городских, областных музеях и выставочных залах. Творческий коллектив ГДДЮТ неоднократно отмечен Гран-при и Дипломом I степени областного Фестиваля творчества специалистов системы образования «Грани Таланта».
Высокий уровень педагогического мастерства подтверждают успешные выступления воспитанников на международных, российских и краевых конкурсах, фестивалях исполнительского мастерства, выставках художественного творчества. Детские творческие коллективы ГДДЮТ являются лауреатами, призёрами и дипломантами: За 2006;2009 год воспитанники ГДДЮТ завоевали 725 наград городского, 60 областного, 34 федерального и 14 международного уровней.
Во Дворце царит особый уклад, дух, сознательно развиваемый и поддерживаемый творческими коллективами, когда выстраивается особая образовательная развивающая и развивающаяся среда. Основным средством формирования ценностной системы является воспитание на традициях Дворца и традициях каждого детского коллектива. Все вместе взятое формирует отношение детей и подростков к тем или иным сторонам действительности, создает ситуацию успеха.
Только в дополнительном образовании реализуется золотое правило педагогики: каждый ребенок участвует в создании общественно значимого продукта деятельности. Для этого каждому предоставляется возможность сделать то, что до сих пор он не мог сделать, помочь ребенку создать не игровой, не имитационный, а настоящий продукт, имеющий цену. Это может быть гобелен, картина, композиция из комнатных растений, концертный номер, платье, сшитое своими руками…
Принципы организации и содержание дополнительного образования позволяют существенно расширить познавательные возможности детей. В круг значимых для них проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет определенную социальную мотивацию). Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится собственный опыт интеллектуально-творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности. Познавательные экскурсии в музеи, изобретательская деятельность в кружках технического творчества, защита исследовательских проектов, постановка театральных спектаклей и другие формы дополнительного образования представляют собой такие источники знаний о жизни, о самом себе и специальных областях науки и культуры, которые не могут быть заменены ни уроками, ни другими источниками общеобразовательных знаний.
Смыслообразующей линией образования во Дворце является последовательность: результат — достижение — успех. При этом под «результатом» понимается объективная характеристика участия/неучастия в деятельности. «Достижение» рассматривается как личностно-значимый результат. «Успех» проявляется в актуализации, признании достижения.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что в основе высочайших достижений российской культуры — уникальная система подготовки творческих кадров: музыкантов, артистов, художников, хореографов, режиссеров, дирижеров, скульпторов, дизайнеров, деятелей киноискусства, начинавших путь в профессию в музыкальных и художественных школах, в учреждениях дополнительного образования.
Трудно сосчитать, сколько выпускников было во Дворце за его 70-летнюю историю. Только за последние 15 лет это около 5 тысяч подростков. Многие известные в городе люди в художественном, научно-техническом и социальном творчестве делали первые шаги именно во Дворце: среди выпускников ГДДЮТ лидеры производств, руководители в сфере образования, бизнеса, профессиональные актеры, музыканты, хореографы, ведущие инженеры и медики.
Все они приобрели в коллективах ранний, успешный и полноценный опыт творчества — порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который позволили ему стать «креативным» в любой сфере деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Социально-культурная деятельность» опирается на данные психологии — для представления о мотивации и убеждениях аудитории; антропологии — чтобы понимать влияние физической организации человека и поведение, общение в условиях социализации; истории — для того, чтобы извлекать уроки из опыта организации досуга людей на различных этапах жизни общества.
В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга, родственных по направленности наук, предполагает также мастерство и умение специалистов по эффективному применению их на практике.
Так, психологические условия, и механизмы социально-культурной деятельности определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Роль социальной психологии служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых. Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактеризовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников социально-культурных процессов — особое место занимает подсистема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени.
Можно отметить, что предметом педагогического компонента всегда было и остается исследование закономерностей обучения и воспитания в условиях специально организованного социально-культурного процесса, выявление эффективности применяемых в этих целях педагогических методов и технологий, установление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками. Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. Психолого-педагогический контекст дает возможность проследить взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологических особенностей лиц, занятых в процессе производства и реализации культурных продуктов и услуг.
Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.
Таким образом, психологические и педагогические компоненты в социально-культурной деятельности находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педагогическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. http://pedsovet.org
2. http://slovari.yandex.ru/досуг
3. http://www.twirpx.com
4. Большой толковый словарь (Collins. Том 1 (а-о)). — М.: Вече, АСТ, 1999 г., c.194
5. Борытко Н. М. Методология методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие /Н.М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко.- М.:2008. 320с.
6. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 240 с.
7. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества: учеб. Пособие / А. Л. Гройсман.- М 2003. 187с.
8. Дуликов В. З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие. — М.: МГУКИ, 2003,-18с.
9. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. Пособие для вузов/Л.Б. Ермолаева-Томина — М.: Культура, 2005. — 303 с.
10. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для вузов/рец. М. А. Ариарский, Н. Н. Ярошенко, П. И. Терехов — М.: МГУКИ, 2007 .- 480с.
11. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств/ Л. С. Жаркова , — М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. — 396с. с.14
12. Каменец А. В. Психолого-педагогические основы организации детского творчества: учеб. Пособие — изд. 2-е — М.: Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1999 — 30с.
13. Киселева Т. Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник — МГУКИ 2004 — 539 с.
14. Киселева, Т.Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников — Москва: МГУИ, 2001. — 136с.
15. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. Ред. Академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. — М.: МГУКИ, 1998.
16. Науменко Т. В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию/ Т.В. Науменко// Вопросы психологии.- 2003.-№ 6.-С. 63−71
17. Организация культурно досуговой деятельности: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования/ И. М. Асанова, С. О. Дерябина.- М.: 2011. 192с.
18. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб пособие/ В. И. Петрушин; рец.: А. А. Гройсман, В. Г. Ражников.- 2-е изд.-М.- 2008.-490
19. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов.-2-е изд.- М.: 2008.-490 с.
20. Психология творческой деятельности: учеб. Пособие для вузов / И. П. Колошина. — 2-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 559 с.
21. Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве: межвузовский сб. науч. Тр. — Челябинск, 1989. 171с.
22. Рябков В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX века.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск: Полиграф-мастер, 2007. — Т. 5, ч. I. — 593 с.
23. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учеб. Пособие — изд. 2-е — М.: МГУКИ, 2003. — 296 с.
24. Теньшова О. Н Личностно-деятельностный подход к воспитанию подростков в учреждениях культурно-досугового типа/ О.Н. Теньшова//Весник МГУКИ.- 2006. № 4. с. 118−120
25. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума/Д. И. Фельдштейн //Психологическая наука и образование.-2012.-N 1. — С. 18−32.