Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институциональные аспекты внедрения информационных систем на российских предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. В настоящее время имеется значительное число индивидуальных и колллективных разработок, посвященных роли, сущности, влиянию и специфике использования ИТ на предприятиях. Значительно меньше внимания уделяется теоретическим обобщениям возникающих проблем в области внедрения информационных систем на предприятиях и методам их преодоления. Необходимость такого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль и преимущества внедрения ИТ на предприятиях
    • 1. 1. Роль и динамика развития ИТ в России и мире
    • 1. 2. Основной понятийный аппарат
    • 1. 3. Эволюция стандартов ИС
    • 1. 4. Типы информационных систем
    • 1. 5. Влияние ИТ на организационную структуру предприятия
    • 1. 6. Анализ преимуществ внедрения ИТ на предприятиях
    • 1. 7. Общее описание проблем внедрения ИТ на российских предприятиях
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Структурно-функциональный подход к выявлению проблем внедрения ИС
    • 2. 1. Структурно-функциональная модель организации
    • 2. 2. ИТ и культурная системная функция
    • 2. 3. ИТ и политическая системная функция
    • 2. 4. ИТ и экономическая системная функция
    • 2. 5. ИТ и кадровая системная функция
    • 2. 6. ИТ и экологическая системная функция
  • Выводы по второй главе
    • 3. глава. Подходы к решению проблем на основе анализа практического опыта внедрения ИС в ОАО «Воронежсинтезкаучук» и ОАО «Первоуральский новотрубный завод»
      • 3. 1. Опыт внедрения в ОАО «Воронежсинтезкаучук» интегрированной системы управления на базе ERP-системы R/3 фирмы SAP AG
      • 3. 2. Опыт внедрения в ОАО «Первоуральский новотрубный завод» специализированного отраслевого решения на основе интегрированной системы управления Microsoft Axapta
  • Выводы по третьей главе

Институциональные аспекты внедрения информационных систем на российских предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце прошлого века все более явно стало заявлять о себе бурное развитие информационных технологий, обретение ими качественно новой роли в производственном процессе. Информационные отрасли хозяйства стали развиваться наиболее быстрыми темпами, обеспечивая большую часть создаваемых в экономике развитых стран новых рабочих мест. Информационные технологии (ИТ) создают новый технологический уклад современной техногенной цивилизации, обеспечивая переход от традиционной рыночной системы хозяйствования, основанной на жестком разделении труда, массовом производстве и обмене материальными продуктами, к новой сетевой информационной экономике, в которой традиционная промышленность по показателям занятости и доле в национальном продукте уступает ведущее место сфере услуг, основанной преимущественно на обработку информации и производство знаний, в которой особая роль отводится человеческому капиталу как движущей силе, способной создавать и эффективно использовать информационные ресурсы.

В информационном обществе процветание предприятий любых отраслей зависит не столько от материальных ресурсов, сколько от эффективности их организации и управления, способности быстро реагировать на изменения окружающей среды, наличия развитых средств коммуникации и кооперации с клиентами и партнерами, объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений, а также возможностей их интенсивного использования. Поэтому задача оптимизации управления становится особенно актуальной. Эффективное использование информационных систем (ИС) для управления предприятием приводит к повышению конкурентоспособности предприятия за счет повышения его управляемости и адаптированности к изменениям рыночной конъюнктуры. Подобная автоматизация позволяет повысить эффективность управления предприятием за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией, автоматизации рутинных процессов и трудоемких процедур обработки данных, повышения прозрачности деятельности предприятия, обеспечения надежного учета и контроля необходимых бизнес-показателей, анализа деятельности всех подразделений и др.

Для российских предприятий вопросы внедрения ИТ кажутся еще более актуальными в связи с тем, что большинство промышленных предприятий вышли из сферы государственного управления. ю стали автономными субъектами рыночных отношений и встали перед необходимостью решать основные бизнес-задачи в новых экономических условиях, наверстывать отставание от уровня предприятий развитых стран, соблюдая действующие международные правила и стандарты. Реализацию этих задач обеспечивают современные информационные системы управления, что собственно и объясняет повышенный спрос на ИС различного класса со стороны российских предприятий.

Высокая значимость ИТ в управлении современными предприятиями в сочетании со стремительным ростом интереса предприятий к ИС определили высокую актуальность задач выявления и анализа проблем внедрения ИТ на предприятиях.

Цели и задачи исследования. Представленная работа ставит своей целью выявить и систематизировать проблемы, возникающие в результате внедрения ИТ на российских предприятиях и препятствующие успешной реализации ИТ-проектов, и предложить пути решения выявленных проблем.

Достижение поставленной цели в рамках настоящего исследования обусловило необходимость решения следующих основных задач:

1. Определить тенденции развития ИТ в России и в мире, выявить эволюцию информационных систем и возможные классификации ИС по различным признакам;

2. Оценить преимущества внедрения ИТ на предприятии;

3. Выявить возникающие в процессе внедрения ИТ системные эффекты;

4. Исследовать опыт внедрения информационных систем на российских предприятиях;

5. Выявить и проанализировать возможные риски и барьеры на пути внедрения, а также положительные и отрицательные факторы, влияющие на ход внедрения;

6. Разработать предложения по решению выявленных проблем.

В качестве объекта исследования рассматриваются информационные системы как элемент производственной инфраструктуры предприятия.

Предметом исследования являются институциональные аспекты внедрения информационных систем на предприятии.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время имеется значительное число индивидуальных и колллективных разработок, посвященных роли, сущности, влиянию и специфике использования ИТ на предприятиях. Значительно меньше внимания уделяется теоретическим обобщениям возникающих проблем в области внедрения информационных систем на предприятиях и методам их преодоления. Необходимость такого обобщения также определяет актуальность проведенного исследования. Теоретической и методологической основой исследования являются экономическая теория, системный анализ, работы российских и зарубежных ученых: Аплгейта Л., Гэлбрейта Дж., Давенпорта Т., Друкера П., Иноземцева И. А., Зотова В. В., Кастельса М., Кевина К., Коуза Р., Львова Д. С., Минса Г., Моисеева H.H., Норта Д., Паринова С., Портера М., Преснякова В. Ф., Розенталя В. О., Ромера П., Стрелец И. А., Стюарта Т., Тоффлера Э., Хаммера М., Чампи Дж., Шапиро К., Шнайдера Д.

Информационной базой исследования послужили отечественные и зарубежные статистические данные и нормативно-правовые документы, монографическая и научная литература по теме диссертации, публикации в научных журналах и других периодических изданиях, материалы конференций и форумов по внедрению и использованию ИТ на предприятиях, справочные и аналитические материалы конкретных предприятий.

Научная новизна диссертации состоит в разработке теоретических положений по оценке влияния процесса внедрения информационных систем на реализацию системных функций предприятия.

Новые научные результаты по данной диссертационной работе заключаются в следующем:

1. Разработана классификация информационных систем по пяти различным признакам;

2. Выявлена эволюция стандартов ИС с учетом их функциональности, определены области и границы их использования;

3. Установлены основные предпосылки внедрения ИТ на предприятиях, проанализированы основные преимущества их использования;

4. Установлены возможные взаимодействия процесса внедрения ИС с культурной, политической, экономической, кадровой и экологической системными функциями предприятия в обществе, а также положительные и отрицательные факторы влияния ИТ на межличностные, управленческие и операционные процессы на предприятии;

5. Выявлены институциональные риски и проблемы, возникающие при внедрении ИС;

6. Намечены и сформулированы перспективные пути решения выявленных проблем.

Практическая значимость результатов выполненного исследования состоит в возможности их использования для оценки влияния проекта автоматизации на все системные функции предприятияв целях минимизации рисков при внедрении.

Апробация результатов исследования. Основные тезисы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации излагались автором, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях и методических семинарах, отражены в 5 публикациях общим объемом 1 п.л. Результаты работы используются в проектах построения ИС в инвестиционной компании «Хансбергер Груп» и ОАО «Стройдеталь».

Выводы по третьей главе.

Рассмотренные нами два крупных проекта реализованы на российских предприятиях ОАО «Первоуральский новотрубный завод». В целом, в поставленные цели и выполнены основные задачи.

Несмотря на ряд общих характеристик (внедрение западной ИС, автоматизация производственных функций), данные проекты сильно отличаются друг от друга по первичной целевой направленности, по динамике развертывания информационной системы, по степени интеграции основных участников проектов.

Ключом к пониманию столь явных отличий является, в первую очередь, временные параметры начала реализации проектов. Начало внедрения ЕКР-системы на по внедрению ИС класса ERP «Воронежсинтезкаучук» и ОАО обоих проектах были достигнуты.

ОАО «Воронежсинтезкаучук» совпало с первой волной автоматизации в нашей стране, для которой характерны: ярко выраженная специфика экономики переходного периода, зачаточное состояние ИТ-рынка, практически полное отсутствие законодательства, регулирующего данную сферу, отсутствие опыта внедрений у компаний, руководства и персонала и мн.др. Опыт первопроходцев, впоследствии тщательно проанализированный и осознанный компаниями новой волны, позволил последним избежать большинства ошибок ранних проектов. Опыт ОАО «Первоуральский новотрубный завод» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Здесь мы видим совершенно иной подход к внедрению. Однако и в этом случае проблем при внедрении ИС полностью избежать не удалось, что позволяет сделать вывод о сложности и неоднозначности прогнозирования возможных узких мест проекта и последствий глубоких изменений, вызванных процессом внедрения ИС, во всех подсистемах предприятия (культурной, политической, экономической, кадровой и экологической).

Оба проекта демонстрируют активное воздействие процесса внедрения на реализацию основных системных функций предприятий. Рассмотрение проектов сквозь призму влияния процесса внедрения на системные функции позволило нам достаточно четко выявить проблемы, с которыми столкнулись предприятия во время внедрения, барьеры, возникшие на пути успешного развертывания ИС на этих предприятиях, и в ряде случаев обозначить пути их решения и преодоления (см. таблицу 42).

Заключение

.

Современные корпоративные информационные системы представляют собой весьма эффективный инструмент управления предприятием, т.к. в них совмещены все основные бизнес-функции предприятия: планирование и производство, снабжение и сбыт, управление финансами и бухгалтерия. Корпоративные информационные системы становятся неотъемлемым элементом инфраструктуры, влияющим на формирование облика современных предприятий, на возможности и перспективы их развития.

ИС управления предприятием становятся мощным фактором повышения конкурентоспособности предприятия. Успешное внедрение ИС позволяет предприятию получить множество реальных конкурентных преимуществ: количественных (прямая экономия от снижения доли непроизводительного труда, снижение доли товарных запасов и текущих издержек, сокращение времени исполнения заказов и др.) и качественных (оптимизация производственных операций, гибкость компании, предоставление оперативной и достоверной информации о себестоимости, производственных заданиях и выполняемых заказах клиентов, повышение качества принимаемых решений, повышение инвестиционной привлекательности и др.).

На качество и результат внедрения ИС влияют множество внутренних факторов, таких как организационная структура компании, специфика бизнес-процессов, образ мышления руководства и персонала и т. д., сущность и роль которых может заметно различаться не только на предприятиях разных сфер деятельности, но и на предприятиях одной отрасли, конкурирующих между собой.

Внедрение корпоративной информационной системы означает изменения в концепции и принципах управления предприятием, что практически всегда обуславливает изменение структуры организации, принципов взаимодействия и подчиненности, системы мотивации, т. е. качественные изменения в исполнении системных функций предприятия. Поэтому единой модели схемы развертывания новой информационной системы не существует. В целях минимизации рисков внедрения ИТ при реализации конкретного проекта автоматизации необходимо как можно более полно учитывать особенности системных функций конкретного предприятия, что ярко демонстрируют описанные примеры внедрения на двух крупных российских предприятиях.

Основные научные результаты по данной диссертационной работе заключаются в следующем:

1. Разработана классификация информационных систем по следующим признакам: по масштабу, по степени автоматизации, по характеру и степени структурированности информации, по уровню применения. От типа ИС во многом зависит сам подход к внедрению. Сложные проекты, создающие новые возможности для управления, сталкиваются с более широким кругом проблем внедрения по сравнению с проектами внедрения ИС, замещающих исполнение рутинных операций. Выявлена эволюция стандартов ИС с учетом их функциональности, определены области и границы их использования.

2. Внедрение ИС неизбежно затрагивает все аспекты деятельности предприятия. Установлены возможные взаимодействия процесса внедрения ИС с экономической, культурной, политической, кадровой и экологической функциями предприятия в обществе, а также положительные и отрицательные факторы влияния ИТ на межличностные, управленческие и операционные процессы на предприятии;

3. Предложен методологический подход к систематизации проблем внедрения ИС, в основе которого лежит анализ влияния внедрения на исполнение системных функций предприятия в обществе. В результате применения структурно-функционального подхода выявлены институциональные риски, связанные с влиянием внедрения ИС на исполнение экономической (неопределенность ролей в ИТ-проекте, реорганизация бизнес-процессов, недооценка масштабов проекта, ошибки в методологии внедрения), культурной (проблемы профессионально-языковой сегментации, проблемы этического характера, преодоление авторитарного стиля управления), политической (отсутствие четких целей, стратегии внедрения, нормативно-справочной базы, закрытость предприятия), кадровой (сопротивление нововведениям со стороны персонала, низкая квалификация кадров) и экологической (проблемы информационной безопасности) функций.

4. Опыт внедрения ИС на двух конкретных промышленных предприятиях ярко иллюстрирует многосторонее влияние внедрения ИС на хозяйственную деятельность предприятий. Рассмотрение проектов сквозь призму влияния внедрения на системные функции предприятий позволило достаточно четко выявить проблемы, с которыми столкнулись предприятия во время внедрения, и обозначить пути их решения.

5. Для минимизации рисков при внедрении ИС предлагается до начала проекта оценить и проанализировать исполнение системных функций предприятия. И, в зависимости от специфики их вклада в деятельность предприятия, до начала проекта произвести необходимые коррективы. Даны рекомендации по принятию превентивных мер в целях избежать возникновение проблем при внедрении, связанных с активным воздействием внедрения ИТ на системные функции предприятия.

Определение путей решения выявленных проблем, равно как и глубокий качественный анализ обобщенных характеристик российских предприятий нового поколения, неразрывно связывающих развитие своего бизнеса с внедрением и использованием ИТ, должны стать предметом дополнительных исследований, требующих накопления и анализа соответствующего эмпирического опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агамирзян И. Microsoft Research: Место России на мировом рынке ИТ: потенциал и реальность // Выступление на международном форуме «Software Outsourcing Summit 2001» http://www.soft-outsourcinq.com
  2. Агамирзян И. Microsoft Research: Общие тенденции ИТ-рынка и устранение цифрового неравенства // http://www.soft-outsourcinq.com/enqlish/publications.2002/cnews4.html
  3. Анализ тенденций развития ИКТ и их применение в социально-экономической сфере. //Ж-л «Инфобизнес», 2003.
  4. В. Царское дело // Ж-л «Эксперт», № 25 (285) от 2 июля 2001.
  5. К. Курс выживания интернет-компании / Пер. с англ. М.:Альпина• • г*1. Паблишер, 2001.
  6. С. По сообщениям информационного агентства CIA // Г-та «PC Week», от 12 июня 2001.
  7. А. Защити себя сам. // Г-та «Ведомости», 1 октября 2001.
  8. В. Интернет все-таки стал частью экономики России. // Г-та «PC Week», от 16 января 2001.
  9. Е., Бурмистров Е. Индустриализация в постиндустриальную эпоху//Ж-л «Свободная мысль», № 4, 1998.
  10. Будущее России на мировом рынке информационных технологий, 10 мая 2002, www.pronews.ru.
  11. Э. Мур уходит, но его закон остается. // Г-та «ComputerWorld Россия», от 12 июня 2001.
  12. Д. Стратегии клиент/сервер. Киев: «Диалектика», 1996.
  13. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура: Сб. науч. тр. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990.
  14. А. А. Техника как коммуникационная система // Ж-л «Вопросы философии», № 5, 1997.
  15. М. Аллергия на электронное. // Ж-л «ИТ-Бизнес CRN/RE», от 19 июня 2002.
  16. Г. Мы не просто системный интегратор // Ж-л «Intelligent Enterprise», № 17, 2003.
  17. Ю. Бесплатный интернет // Г-та «Ведомости», от 28 августа 2001.
  18. Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  19. Дж. Экономическая теория и цели общества. М., 1977.
  20. Даешь русский Gartner//Ж-л «Компьютерра», № 42 (517) 4 ноября 2003 года.
  21. Р. Введение в теорию демократии. М., 1992.
  22. Ф.А. Первоуральский новотрубный завод. Большая Российская энциклопедия, 2001.
  23. М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики. //Ж-л «Проблемы теории и практики управления», № 1, 2001.
  24. Л., Шейман И. Неприбыльный сектор в системе хозяйственных отношений в США // Вопросы экономики. 1994, № 4. С.70−80
  25. В. Команда победы //Ж-л «СЮ», № 4, 2002.
  26. В., Штрик А. Страны-то электронные, но по-разному. // Г-та «РС Week», 24 июля 2001.
  27. В. Штрик А. Экономика должна быт электронной, а со временем и мобильной // Г-та «PC Week», 24 апреля 2001.
  28. П. Глава «От капитализма к обществу знания» из книги «Постэкономическое общество». // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под. ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  29. О., Горянский П. Business Performance Management: сущность и перспективы // Г-та «Финансовая газета», № 3(480), 2004.
  30. Г. В., Ефимова Г. М., Мельникова Н.И, Сытник А. А. и др. Информационные технологии в процессе социально-экономического развития общества. Ч. 1,11.: // Под ред. проф. А. А. Сытника.- Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1998.
  31. В. На пути к обществу услуг? Структурные изменения современной Европы. // Ж-л «Проблемы теоретической социологии», Вып.2, С-Пб., 1996.
  32. С. Система бюджетирования: внедряем сами. //Ж-л «Intelligent Enterprise», № 12, 2003.
  33. Зависимая независимость //Ж-л «СЮ», № 5, 2002.
  34. В.В., Пресняков В. Ф. Системные функции экономики в обществе. Сбор. «Экономика и общество». М., ЦЭМИ РАН, 1996.
  35. В.В., Пресняков В. Ф. Фирма как экономическое явление и институт общества. //Ж-л «Экономика и математические методы», т.31, вып.2, 1995.
  36. В.В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Анализ системных функций экономики: институциональный аспект. //Ж-л «Экономика и математические методы», т.34, № 2, 1998.
  37. В.В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Институциональные проблемы функционирования и преобразования российской экономики. //Ж-л «Экономическая наука современной России», № 1, 1999.
  38. В.В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Институциональные проблемы реализации системных функций экономики. //Ж-л «Экономическая наука современной России», № 3, 2001.
  39. В.В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Некоторые институциональные аспекты анализа эволюционных проблем российского рынка. //Ж-л «Экономическая наука современной России», 2000, № 1.
  40. В., Пресняков В., Розенталь В. Проблемы институционального анализа российских предприятий. //Ж-л «Экономическая наука современной России», № 3, 2002.
  41. ИКТ крупным планом // Ж-л «СЮ», № 10 (19), октябрь 2003.
  42. В. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) //Ж-л «Мировая экономика и международные отношения», № 3, 2000.
  43. Институциональная экономика. Учебное пособие / Под руководством академика Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001.
  44. Д., Ларина Е. «Интеллектуальная платформа» для современного банка // Ж-л «Банки и технологии», № 1, 2003.
  45. . В. Внедрение SAP R/3. Руководство для менеджеров и инженеров. М.: Компания АйТи, 2004.
  46. Р. «Работы Ростислава Капелюшникова». http://www.libertarium.ru/libertarium/kapelushworks.
  47. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  48. В. П. Философские проблемы технологии. Томск, 1988.
  49. П. Прозрение. //Ж-л «Эксперт», от 25 декабря 2000.
  50. В. Россия и глобализация // Г-та «Независимая газета», № 154 (2216), от 18 августа 2000 г.
  51. П. Этика капитализма. С-Пб., 1996.
  52. А. Будущее России на ИТ-мировом рынке // Г-та «PC Week/RE», № 19, 28 мая 2002.
  53. Компьютерно-интегрированные производства и CALS технологии в машиностроении. М.: Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности, 1999.
  54. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор. СО РАН. — Новосибирск, 1993.
  55. В. ИТ-давление на конкурентов //Ж-л «Computerworld Россия», 17 февраля 2004.
  56. Костяков С. Axapta проходит испытания стальными трубами. //Ж-л «Intelligent Enterprise», № 12, от 27 июня 2003 года.
  57. Костяков С. CRM-система не «органайзер», а организатор бизнеса. //Ж-л «Intelligent Enterprise», № 15, 29 августа 2002 года.
  58. Р., Гуриев В. и др. Кризис жанра //Ж-л «Компьютерра», от 24 апреля 2001.
  59. Р. Природа фирмы. М.: Дело, 2001.
  60. С. Классификация аналитических информационных систем // Г-та «Финансовая газета», № 20(596), 2003.
  61. А.Е. Отрасль «связь»: итоги, планы, прогнозы // Ж-л «Технологии и средства связи», № 2, 1997.
  62. В. Государство и экономика: меняющееся равновесие //Ж-л «Проблемы теории и практики управления», № 3, 2002.
  63. Е. Вызовы новой эпохи // Ж-л «Компьютерра», от 29 мая 2001.
  64. Левкович-Маслюк Л., Леонов С. и др. Глобализация // Ж-л «Компьютерра», от 8 мая 2001.
  65. Д.С., Гребенников В. Г., Зотов В. В., Пресняков В. Ф. Как лучше распорядиться собственностью? //Ж-л «Вопросы экономики», № 9, 1995.
  66. Д. Человеческий аспект предприятия. // Кравченко А. Социология. М., 1997.
  67. К. Россия как экономический фактор //Ж-л «Проблемы теории и практики управления», № 2, 2001.
  68. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Пер. с нем. М.: Изательский дом «Альпина», 2001.
  69. Материалы «ERP-Forum 2004», II Всероссийского форума предприятий-пользователей ERP-систем, организованного компанией «TopS Business Intergator» и газетой «Ведомости» 19−20 февраля 2004 года.
  70. Материалы первой Всероссийской конференции руководителей информационных служб «СЮ World 2002».
  71. Материалы второй Всероссийской конференции руководителей информационных служб «СЮ World 2003».
  72. Материалы конференции «ИТ Стратегия», организованной журналом «Intelligent Enterprise/Корпоративные системы» и Центром бизнес-мероприятий Business Exchange Издательского дома «СК Пресс», октябрь 2002.
  73. Материалы конференции «ИТ Стратегия», организованной журналом «Intelligent Enterprise/Корпоративные системы» и Центром бизнес-мероприятий Business Exchange Издательского дома «СК Пресс», апрель 2002.
  74. Материалы электронного средства массовой информации iOne.ru издательской группы «Коммерсант», www.ione.ru.
  75. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития. М.: Издательство МГУ, 1999 г.
  76. Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: «Catallaxy», 1991.
  77. Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в 21 веке. М.: «Альпина Паблишер», 2001.
  78. Моделирование сценариев долгосрочного развития. Информатика окружающей среды. РосНИИ ИИ. — № 5, 1998.
  79. Н. Н. Универсум., информация, общество. М.: Устойчивый мир, 2001.
  80. Е. Всегда ориентируемся на перспективу. // Ж-л «СЮ», № 10 (19), 2003.
  81. Е. Дело государственной важности // СЮ / № 8−9 (18), август-сентябрь 2003.
  82. Е. Наш лозунг «Не ИТ для ИТ, а ИТ для бизнеса». // Ж-л «СЮ», № 10, 2003.
  83. Новая постиндустриальная волна. Под ред. Иноземцева В. Л. М.: Academia, 1999.
  84. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  85. Обзор 2002 European Information Technology Observatory, EITO, www.eito.com
  86. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
  87. А. Институциональная экономика. М.: Инфра-М, 2000.
  88. С. Экономика в новом информационном пространстве (киберпространстве). Интернет-технологии для экономики и общества. http://www. ieie. nsc. ru :8101 /parinov/
  89. Парсонс Толкотт // «Современная зарубежная социология. М.: Полит-издат, 1990.
  90. M. Как подготовиться к выбору корпоративной информационной системы. //Ж-л „Финансовый директор“, № 3, 2002.
  91. C.B., Оладов H.A., Исаев Д. В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-сситемы. М.: Апьпина Паблишер, 2002.
  92. А. Параллельная отчетность: разные взгляды на бизнес? // Г-та „PC Week/RE“, № 5, от 17 февраля 2004.
  93. А. Цель определяет средства //Ж-л „Эксперт“, № 6, 12 февраля 2001 г.
  94. В.М. Трансплантация экономических институтов //Ж-л „Экономическая наука современной России“, № 3, 2001.
  95. М. Конкуренция М.: „Вильяме“, 2000.
  96. В.Ф. Институциональный анализ российских предприятий. Тезисы докладов на международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы управления-2001“. М.:ГУУ, 2001.
  97. А.И. Современная социология организаций. М.: Интер-пракс, 1995.
  98. Разрешая парадокс // Ж-л „Эксперт“, № 40, от 23 октября 2000 г.
  99. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  100. Распространяя закон Мура. Экспоненциальные возможности. Copyright Intel Corporation, 2002.
  101. Распутывая хитросплетения электронной экономики //Ж-л „Эксперт“, № 40, 2000.
  102. Ю. Парадокс производительности // Г-та „Известия“, 14 марта 2001.
  103. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
  104. А., Исаев Д. OLAP-система как инструмент современного экономиста II Г-та „Финансовая газета“, № 44(563), 2002.
  105. В.О. Задачи институционального анализа системных функций предприятия. Тезисы докладов на международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы управления -2001“. М.:ГУУ, 2001.
  106. Россия, ты куда? // Ж-л „PC Week/RE“, № 8, 5 марта 2002.
  107. Рюэгг-Штюрм И., Ахтенхаген Л. Сетевые организационно-управленческие формы мода или необходимость? //Ж-л „Проблемы теории и практики управления“, № 6, 2000.
  108. Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  109. Саломеева А. ERP-системы: „за“ и „против“ // Ж-л „Финансовый директор“, № 1, 2002.
  110. Сваровский Ф. OLAP. Раз и готово // Г-та „Ведомости“, от 3 сентября 2001.
  111. Связь и инвестиции в России // Г-та „PC Week / RE“, 15−23 апреля, 2002.
  112. А. Экономические аспекты информационных технологий // Ж-л „Проблемы теории и практики управления“, № 1, 2001.
  113. Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. М.:ИНФРА-М, 1999.
  114. Дж., Эллерман Д. Мосты через пропасть: макро- и микростратегии для России. //Ж-л „Проблемы теории и практики управления“, № 5, 2000.
  115. Стрелец И. А, Новая экономика и информационные технологии. М.: Экзамен, 2003.
  116. Ч. Менеджмент пятого поколения: предприятие как сеть людей. М.: „Диджитал пресс“, 1990.
  117. В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям. Новости искусственного интеллекта. 1996. № 4.
  118. В.Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления. // Ж-л „Автоматизация проектирования“, изд-во „Открытые системы“, № 4, 1998.
  119. О. Проблемы власти на пороге XXI века // Своб. мысль. 1992. № 2.
  120. О. У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ. -М.: Прогресс, 1978.
  121. О. У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ. М.: Прогресс. 1978. //Oliver W. Wight. Production and inventory management? n the computer age. Macmillan of Canada, 1974.
  122. О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, „отношенческая“ контрактация. СПб: Лениздат, 1996.
  123. ФЗ „Об электронной цифровой подписи“. Путеводитель по основным ошибкам. // Ж-л „Компьютерра“, № 3, 22.01.2002.
  124. С. Искусственный разум для конвейера. На автомобильных заводах обновляют ИС. //Ж-л „Компания“, от 16 сентября 2002 года
  125. Философия науки и техники: Учеб. Пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. — М., 1996. Раздел IV. Философия техники.
  126. Философия техники // Вопр. философии. 1993. № 10.
  127. M., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций. Манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во СПГУ, 1997.
  128. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности //Ж-л „Вопросы экономики“, № 8, 2001.
  129. Чарльз Треппер, „Управление проектами ERP ключ к успеху их реализации“ // Ж-л „Планета КИС“, 2000.
  130. А.Е. Проблемы стимулирования развития информационно-коммуникационных технологий: Препринт WP5/2002/05. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  131. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  132. Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2001.
  133. Экономическая теория на пороге ХХ1 века 2"/ Под ред. Ю. Осипова, В. Пуляева, В. Рязанова, Е.Зотовой. -М.:Юристь, 1998.
  134. Элементарно, Ватсон / /Ж-л „Эксперт“, № 40, от 23 октября 2000.
  135. И. Внедрение системы управления предприятием и его уроки. //Ж-л „Директор ИС“, № 7, 2001 г.
  136. APICS dictionary // edit. Сох J. F., etc. American Production and Inventory Control Society, 1992.
  137. Benveniste G. Twenty-first Century Organisation: Analyzing Current Trends, Imagining the Future, San Francisco, CA: Jossey Bass, 1994.
  138. Brilman J. L’entreprise reinventee. Paris: Les Editions d' Organisation, 1996.
  139. Brynjolfsson E., Shinkyu Yang. Information Technology and Productivity: A Review of the Literature, February 1996, MIT Sloan School of Management, Cambridge, Massachusetts. http://ccs.mit.ed u/papers/CCSWP202/
  140. Davenport Т.Н. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology. Boston: Harvard Business School Press, 1993
  141. Davidow W., Malone M. The virtual corporation: structuring and revitalizing the corporation for the 21st century. N.Y.: Harper Nollins, 1992.
  142. Discussions, European Telework Online, http://www.eto.org.uk/discuss/discuss.htm
  143. Drucker P.F. Post-capitalist society. N.Y.: Harper Business, 1993.
  144. Genelot D. Manager dans la complexite. Une nouvelle conception de l’organisation. -Paris: INSEP Editions, 1992.
  145. Hammer M., Champy J. Re-engineering the corporation: a manifesto for business revolution. N.Y.: Harper Collins, 1993.
  146. Hammonds, Keith H. The optimists have it right // Business Week, August 13, 1998.
  147. Heselbein F, Goldsmith M, Beckhard R. The Organisation in the Future. San Francisco, 1997.
  148. IBM Consulting Group. Принцип электронного бизнеса. 2001.
  149. Internet fuels skills shake-up // „CeBIT News“, 2001.
  150. James L. McKenney, Waves of Change: Business Evolution through Information Technology (Cambridge, MA: Harvard Business School Press, January 1995).
  151. Jason Dedrick, Vijay Gurbaxani and Kenneth L. Kramer. Information Technology & Economic Performance: A Critical Review of the Empirical Evidence. 2002.
  152. Keller, Erik L. Enterprise Resource Planning. The changing application model // GartnerGroup, February 5, 1996.
  153. Kelly Kevin New Rules for the New Economy: 10 Radical Strategies for a Connected World.-Viking Pr., 1998.
  154. Kenneth C. Laudon Jane P. Laudon. Essentials of Management information systems: organization and technology. Prentice Hall, New Jersey, 1997.
  155. Le savoir theorique conduit le changement. Rencontre avec Daniel Bell. // „Sciences Humaines“, № 32, 2001.
  156. Lynda M. Applegate, F. Warren McFarlan, James L. McKenny, Corporate information systems: the issues facing seniors executives (4th ed., IRWIN, 1996).
  157. McKenney, James L., Waves of change. Boston: Harvard Business School Press, 1995.
  158. Naisbitt Jh. Global Paradox, 1995- Naisbitt Jh» Naisbitt N., Philips D. High Tech/High Touch: Technology And Our Search For Meaning., 1999.
  159. Norris G., Wright I. SAP: An Executive’s Comprehensive Guide, John Wiley & Sons, Jun1998.
  160. Online B2B: spoils to the victor II «CeBIT News», 2001.
  161. Parfett M. The business process redesign handbook. L.: NCC Blackwell, 1995.
  162. Parsons T., Smelser N. Economy and Society. Glencoe, Free Press, 1956.
  163. Petzinger Thomas The New Pioneers: The Men and Women Who Are Transforming the Workplace and Marketplace. Simon & Schuster, 1999.
  164. Romer P.M. Endogenous technological change // Journal of Political Economy. 1990. V. 98. № 5.
  165. Romer P.M. The origins of Endogenous Growth // Journal of Economic Perspectives. 1994. № 8.
  166. SAP R/3 System. Function in detail. Material Management / Production Planning, SAP. 1994 / Управление материальными потоками. Перевод на русс. яз. 1996 г.
  167. Shapiro Carl, Varian Hal R. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy. Harvard Business School. — 1998
  168. Smarr L. Digital fabric II R&D Magazine, Vol. 41, No. 7, June 1999.
  169. Smith B.L., Barfield C.E. Technology, R&D, and the Economy. Washington, D.C.: The Brookings Institution and American Enterprise Institute, 1996.
  170. Solow R. We’d better watch out. New York Times Book Review (July 12,1987).
  171. Standish Group, «Chaos report», www.pmforum.ora
  172. Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N.Y.-Doubleday / Currency, 1997.
  173. The E-Business Workplace. Discovering the Power of Enterprsie Portals. / John Wiley & Sons, 2001.
  174. The Information and Communication Technology Revolution: Can It Be Good for Both the Economy and the Climate? John A. «Skip» Laitner, 1999.
  175. Towards a Sustainable Information Society. Status Report, European Commission, DG XIII, 1998.
Заполнить форму текущей работой