Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности: Социокультурный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. В. Запорожец, Я. З. Неверович (69) обосновали актуальность раскрытия характера влияния смыслов на протекание деятельности и психических процессов. Ими были разработаны представления об эмоциональной коррекции поведения и мотивационно-смысловой ориентировки. П. Я. Гальперин (55) и А. В. Запорожец (69) вводят понятие смысла как вещи в ее непосредственном отношении к индивиду. Е. В. Субботский… Читать ещё >

Содержание

  • Введение 1 Гл. 1. Теоретические подходы к исследованию мотивационносмысловой сферы личности
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к пониманию мотива
      • 1. 1. 1. Мотив как элементарное, автономное психологическое 15 образование или автономный психологический феномен
      • 1. 1. 2. Мотив как сложное интегральное, структурное образование. 25% 1.1.3. Мотив как системное образование
    • 1. 2. Теоретические подходы с исследованию мотивационно- 33 смысловой сферы личности
      • 1. 2. 1. Смысловая детерминация активности личности
      • 1. 2. 2. Соотношение понятий «мотив» и «смысл». Мотивационно- 37 смысловая сфера личности
      • 1. 2. 3. Мотивационно-смысловая интенция личности
    • 1. 3. Социо-культурная обусловленность мотивационно- 49 смысловой сферы личности
      • 1. 3. 1. Социальная детерминация личности
      • 1. 3. 2. Этно-культурное опосредствование личности
      • 1. 3. 3. Социо-культурная обусловленность мотивационно- 62 смысловой сферы личности
  • Гл. 2. Методология и методы кросскультурного 67 психологического исследования мотивационно смысловой сферы личности
    • 2. 1. Обоснование метода кросскультурного 67 психологического исследования мотивационно-смысловой сферы личности
      • 2. 1. 1. Анализ методов кросскультурного психологического исследования мотивационно — смысловой сферы личности. 67 2.1.2. Изучение мотивационно — смысловой сферы личности 72 методом контент анализа
    • 2. 2. Организация и проведение диагностического 76 кросскультурного исследования. Первичная обработка диагностических данных
    • 2. 3. Обоснование и характеристика выборки
  • Гл. 3. Экспериментальное исследование мотивационно- 100 смысловой интенции личности 01СИ) детей 9−10 лет воспитывающихся в различных социокультурных условиях
    • 3. 1. Виды мотивационно-смысловой интенции, их взаимосвязь с 101 временным фактором интенции и социокультурная специфика
    • 3. 2. Содержательный компонент мотивационно-смысловой 109 интенциии личности и его социокультурная специфика
    • 3. 3. Эмоционально-отношенческий и действенный компоненты 113 мотивационно-смысловой интенции и их социокультурная специфика
      • 3. 3. 1. Субъектная направленность мотивационно-смысловой 113 интенции личности

      3.3.2. Предметная направленность мотивационно-смысловой интенции личности. 119 3.3.3. Экзистенциальная направленность мотивационносмысловой интенции личности. 120 3.4. Временной фактор и локус контроля в структуре мотивационно-смысловой интенции личности.

Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности: Социокультурный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время в психологической науке начинает преобладать общая методологическая установка на рассмотрение внутренней реальности человека как многомерной, одновременно включенной в несколько систем отношений. В этой связи на первый план анализа выдвигаются такие категории, как «образ мира» А. П. Стоценко (164), «метаиндивидуальный мир» Л .Я. Дорфмана (61), «экосфера и экониша индивидуального субъекта» Ю. М. Забродина (65) «жизненный мир субъекта» Д. А. Леонтьева (109), «мир человека» А. Г. Асмолова (19).

Одним из наиболее общих и существенных проявлений личности человека является его произвольная активность, обеспечивающая достижение принимаемых человеком целей. Именно целенаправленная произвольная активность реализует все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений, т. е. является основным модусом субъектного бытия человека. В когнитивной психологии активность понимается как процесс выбора из совокупности заданных константных альтернатив. Примером может служить когнитивная модель X. Хекхаузена с разработанными понятиями мотивации достижений и каузальной атрибуции (184, 184).

Проблема активности личности в отечественной психологии подробно анализируется в работах К. А. Абульхановой-Славской (2), Б. Г. Ананьева (9), Г. М. Андреевой (10), JT. И. Анцыферовой (12), А. В. Брушлинского (43), А. Н. Леонтьева (106), С. Л. Рубинштейна (151), Е. В. Шороховой (192).

В этих работах ставится вопрос о внутреннем содержании личности, требующем своей реализации.

Активность личности — это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. Активность — ценностный способ моделирования, структурирования и осуществления личностью деятельности, общения и поведения, при котором она приобретает качество более-менее автономно, болееменее целостно и более — менее успешно функционирующей системы". (2, c. l 1) Именно целенаправленная произвольная активность реализует все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений, т. е. является основным модусом субъектного бытия человека.

Активность представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает и преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позицией личности, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями". (2,с. 11).

Субъективная значимость для человека явлений окружающего мира определяет направления реализации активности личности. По мнению C.JI. Рубинштейна «именно то, что особенно значимо для человека выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень его личности». (150, с.620).

Активность личности вписывает человека в широкий контекст его жизнедеятельности. «Высказанная человеком мысль, совершенный им поступок и прочие действия приобретают свой истинный смысл и сущность не сами по себе, а лишь по отношению к более широкой сфере отраженного и интегрированного в них в смысловой форме объективного содержания» — считает В. Г. Асеев. (15, с. 183).

Активность личности определяется и осознанностью необходимости собственной причастности к реализации намерения. «Действующий субъект осмысляет себя самого как условие достижения его собственных целей и мотивов. В этом случае смысл входит в движение реальной деятельности субъекта». (163, с. 137) Б. Г. Ананьев (9) выделяет ситуации жизнедеятельности, в которых происходит взаимодействие человека с обстоятельствами жизни. Ситуации, в которые включается личность, он рассматривает как ситуации жизнедеятельности, реализующие ее личностную активность. В зависимости от реализации активности в определенной сфере жизнедеятельности можно выделить соответствующую форму личностной активности и анализировать полученный массив суждений с точки зрения представленности той или иной формы активности.

Указывая на внутренний дуализм психологического анализа, Ю. М. Забродин отмечает, что он предполагает изучение поведенческой активности «как наблюдаемой (внешним наблюдателем) реальной составляющей жизни субъекта и — исследование механизма управления поведением как внутренней, ненаблюдаемой (внешним наблюдателем) функции самого субъекта» (65, с.54).

К числу значимых побудителей и регуляторов активности личности относятся мотивы и смыслы. Традиционно область исследования мотивации носит относительно самостоятельный характер и прямо не связана с проблематикой смысла. К ряду подобного рода работ могут быть отнесены монографии В. Г. Асеева (14, 15), Дж. Аткинсона (203), В. К. Вилюнаса (50), Е. П. Ильина (76), В. И. Ковалева (87), А. Н. Леонтьева (104), М.Ш. Магомед-Эминова (115), К. Мадсена (215), А. Маслоу (120), B.C. Мерлина (124), П, В. Симонова (155), Д. Н. Узнадзе (164), А. А. Файзуллаева (172), X. Хекхаузена (183,184), П. М. Якобсона (198).

Круг наиболее актуальных для нашей темы проблем лежит в области соотношения мотивов и смыслов и их интеграции в единую мотивационно-смысловую сферу, задающую область значимого для человека. Данная проблематика разрабатывается в работах таких авторов как: А. Г. Асмолов (20), Е. Н. Баканов (23), Д. Б. Богоявленская (30), Л. И. Божович (33), Б. С. Братусь (38), Ю. М. Забродин (64), Т. В. Корнилова (96), Д. А. Леонтьев (107), В. Н. Мясищев (128), Ж. Нюттен (218), К. Обуховский (134), С. Л. Рубинштейн (149), С. Д. Смирнов (162). Однако на сегодняшний день недостаточно работ, в которых было бы проанализировано структурное строение мотивационно-смысловой сферы, обозначены и описаны ее компоненты и характер связи между.

• ними. Не разработан также понятийный аппарат проведения эмпирических исследований в данной области. Как отмечают Н. И. Непомнящая (131) и Г. М. Цукерман (187), отмечается явный дефицит исследований мотивационно-смысловой сферы личности и ее компонентов, особенно на ранних возрастных этапах ее развития.

Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях.

Мотив рассматривается как потребность А. Г. Ковалевым (90), К. К. Платоновым (141), С. Л. Рубинштейном (150) — как побуждение, влечение.

И. М. Сеченовым (153), X. Хекхаузеном (184), В. И. Ковалевым (88) — как намерение К. Левиным (102), Б. В. Зейгарник (70), Л. И. Божович (32) — личностные диспозиции Дж. Гилфордом (215), Е. Р. Хилгардом (203) ,.

A.M. Мейрович, (124) — интересы, убеждения, стремления А. В. Петровским (143) и т. д. Рядом авторов мотив рассматривается как сложное интегральное психологическое образование: И. А. Васильев (44),.

B.А. Иванников (74), Е. П. Ильин (75), Д. А. Леонтьев (115), А. А. Файзуллаев, (171) и др.

При анализе понятия, структуры, функций мотива значительное внимание уделяется побудительной и направляющей сторонам мотива. 3.

• Фрейд (179), А. Адлер (154), Д. Н. Узнадзе (167) анализируют роль не вполне осознаваемых факторов в мотивации действий, признавая за ними весьма существенную в организации человеческого поведения и деятельности. Следует отметить, что мотив не всегда полностью отражает характер сил, побуждающих человека к действию. Примером могут служить описанные К. Обуховским (133) защитные мотивы, когда содержание цели деятельности оказываются в логическом противоречии с содержанием ее программы.

Однако, по мнению ряда авторов, таких как В. Г. Асеев (17), Ю. М. Забродин (66), Т. В. Корнилова (96), Д. А. Леонтьев (109), В. Н. Мясищев (128), С. Л. Рубинштейн (150), следует более подробно изучать содержательно-смысловую сторону мотива.

В данном исследовании мы не рассматриваем широкий круг проблем относящихся к описанию сущности и природы мотивации. Исследуя природу факторов, детерминирующих активность личности, мы учитываем регулирующую и контролирующую роль сознательных мотивов, которые направлены на определенную цель. Адекватное отражение действительной структуры активности личности должно учитывать понятие смысла в его субъективном аспекте, данные о регулирующем действии сознания.

Глубокое психологическое исследование такого понятия, как смысл, в отечественной психологии начинается с работ Л. С. Выгодского (53), который определяет смысл как «строение сознания — отношение к внешнему миру». А. Н. Леонтьев пишет о том, что «смысл выступает в сознании человека как-то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения» (106, с. 277). Д. А. Леонтьев под смыслом понимает «отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту» (109, с. 114).

А. В. Запорожец, Я. З. Неверович (69) обосновали актуальность раскрытия характера влияния смыслов на протекание деятельности и психических процессов. Ими были разработаны представления об эмоциональной коррекции поведения и мотивационно-смысловой ориентировки. П. Я. Гальперин (55) и А. В. Запорожец (69) вводят понятие смысла как вещи в ее непосредственном отношении к индивиду. Е. В. Субботский дает определение смыслового образования как составляющей сознания, «которая непосредственно связывает человека с действительностью и является дериватом объективных функций этой действительности в жизни и деятельности субъекта». (159, с. 64) Группа авторов, таких как А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Е. В. Субботский (20) полагают, что смысловыми образованиями личности могут являться смыслообразующие мотивы, личностные смыслы и смысловые установки. Е. Е. Насиновская (130) смыслообразующие мотивы относит к «стабильным смысловым образованиям личности», а смысловые установки и личностно-значимые эмоциональные переживания к «динамическим, ситуационным смысловым образованиям».

Б.В. Зейгарник (70) пишет, что смысловые образования осуществляют саморегуляцию «при постановке целей, при осознании своих поступков». А. Г. Асмолов (20) предложил понятие динамической смысловой системы. Е. Ю. Артемьева (22) системы смыслов называет субъективными семантиками.

Таким образом, на сегодняшний день разработаны базовые основания для эмпирических исследований закономерностей связи смысла и мотива. Дальнейшим шагом в разработке подходов к интеграции мотивов и смыслов было введение Б. С. Братусем (38) понятия «смысловая сфера личности» и обозначение двух функции смысловых образований — создания эскиза будущего и нравственной оценки действий.

В этом контексте представляется актуальным и обоснованным введение понятия мотивационно-смысловой интенции и эмпирическое исследование этой интенции, которая нами связывается с мотивационными влияниями, организующими перспективные (будущие) линии поведения и нравственные оценки личности.

Мы полагаем, что мотивационно-смысловая интенция является одним из важнейших структурных компонентов мотивационно-смысловой сферы личности. Особый интенциональный, подготовительный этап в реализации активности личности рядом автором признается как существенный этап формирования зоны активности. Так, В. Г. Асеев (17), Дж. Аткинсон (183), Л. В. Благонодежина, Л. И. Божович (36), И. В. Имедадзе (78), А. Н. Леонтьев (104), Дж. Роттер (183) отмечают данный этап в своих работах.

Однако в полном объеме проблема мотивационно-смысловой интенции личности еще не становится предметом теоретического рассмотрения и эмпирического исследования в психологии личности, хотя о «мотивационной тенденции», «интенциональности», «интенции субъекта» речь идет в работах T.B. Корниловой (97), Р. Мэя (180), Ю. М. Забродина (65). «При определении потенциала движения субъекта для нас очень важно оценить потенциальные возможности субъекта, его интенции и ограничивающие условия среды» — пишет Ю. М. Забродин (65, с.52). Интенция субъекта, по мнению автора, «определяет его ближайшие намерения и перспективы движения в мире».

Рассмотрение мотивационно-смысловой интенции с точки зрения анализа условий ее становления и дальнейшего развития, заставляет нас обратиться к младшему школьному возрасту, в котором происходят значительные изменения в структуре мотивационно-смысловой сферы (Л.И. Божович (31), Е. П. Ильин (76), А. А. Файзуллаев (172)).

Особый аспект нашей работы представляет кросскультурное исследование мотивационно — смысловых процессов у детей воспитывающихся в разных социокультурных условиях. Важнейшие современные психологические теории развития человека обязательно проверяются на кросскультурную валидность. Так, например, Э. Эриксон (195) в подтверждение своей теории формирования идентичности, кроме клинических и историко-биографических данных (биографии Лютера, Ганди, Горького, Джефферсона и др.) опирается на этнографические наблюдения американских индейцев сиу и юрок. Основательной кросскультурной проверке подверглись положения генетической психологии Ж. Пиаже, когнитивно-генетическая теория морального развития Л. Колберга и ряд других общих теорий (180).

В последнее время появляется все больше работ отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих социокультурные условия как необходимые условия зарождения и развития личности (В.С.Агеев (5), Э. Г. Александренков (7), Дж. Брунер (41), А. Ф. Дашдамиров (59), М. И. Дьяченко (62), И. С. Кон (95), М. Коул (98), Г. Лебон (101), М. И. Лисина (110), В. С. Мухина (127), А. В. Петровский (143), Р. Я. Розен (148), К. Флейк-Хобсен (175) и др.)) — Однако объем кросскультурных исследований мотивационно-смысловых образований личности на данный момент явно недостаточней.

Объектом исследования является мотивационно-смысловая сфера личности.

Предмет исследования — строение и свойства мотивационно-смысловой интенции как системного мотивационно-смыслового образования, входящего в структуру мотивационно-смысловой сферы личности.

Целью исследования является разработка эмпирически верифицируемого понятия мотивационно-смысловой интенции и выявление ее социокультурных закономерностей.

Гипотезы исследования:

Мотивационно-смысловая интенция личности представляет собой системное мотивационно-смысловое образование, определяющее область значимого личности и задающее ориентиры ее дальнейшего поведения и развития.

Выявление мотивационно-смысловой интенции личности возможно уже в младшем школьном возрасте (9−10 лет), когда происходят значительные изменения в структуре мотивационно-смысловой сферы.

Мотивационно-смысловая интенция имеет свою социокультурную специфику.

Задачи исследования.

1. Систематизировать основные теоретические подходы к исследованию мотива. Определить роль и место смысла в рамках мотивационных концепций.

2. Проанализировать соотношение мотива и смысла, природу мотивационно-смысловой сферы и формы ее проявления.

3. Сформулировать существенные особенности мотивационно-смысловой интенции как одной из форм проявления мотивационно-смысловой сферы личности.

4. Определить и обосновать методологические принципы и диагностический метод исследования мотивационно-смысловой интенции. Дать описание контент-анализа как метода исследования мотивационно-смысловой интенции личности.

5. Показать социо-культурную специфику мотивационносмысловой интенции личности.

Теоретико-методологической базой являются: диалектика внешнего и внутреннего C. J1. Рубинштейна (151) — культурно-историческая концепция развития Л. С. Выготского (53), (54) — концепции социальной и культурной обусловленности личности И. С. Кона (94), М. Коула (98), А. В. Петровского (143) — фундаментальные представления об активности личности К.А. Абульхановой-Славской (1), (2), (3), Л. И. Анцыферовой (12), Е. В. Шороховой (192) — теоретические положения о мотивационно-смысловой детерминации активности личности А. Г. Асмолова (19), Б. С. Братуся (38), Д. А. Леонтьева (108) — методологический подход к изучению осознаваемых аспектов мотивации Ж. Нюттена (218) — в основу разработки центрального понятия данного исследования — мотивационо-смысловой интенции личности легло понятие «интенция субъекта», введенное Ю. М. Забродиным (65).

Для решения поставленных задач и проверки гипотез был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической литературы, метод незаконченных предложений Ж. Нюттена, метод контент-анализа письменных ответов на незаконченные предложения, статистические методы обработки данных.

Кросскультурное исследование проводилось в 1999;2000гг. в России, США и Канаде. Выборку составили 444 учащихся неспециализированных общеобразовательных школ России (150 человек), США (154 человека), Канады (140 человек).

Научная новизна и теоретическое значение'.

— теоретически обосновано и операционализировано понятие мотивационно-смысловая интенция;

— определены виды, характеристики и компоненты мотивацинно-смысловой интенцииразработаны критерии оценки мотивационно-смысловой интенции, которые могут служить основой для исследования мотивационно-смысловой интенции человека в разные возрастные периодыпоказана возможность выявления видов и структурных компонентов мотивационно-смысловой интенции у детей в 9−10 летполучены эмпирические факты, свидетельствующие о социокультурной специфике мотивационно-смысловой интенции детей в возрастном периоде 9−10 лет.

Практическое значение:

— предложенные в работе сихологические критерии оценки мотивационно-смысловой интенции личности могут быть использованы практическими психологами для выявления влияния различных факторов среды на содержание сознания представителей разных возрастных групп, этносов, культур, субкультурописанные психологические характеристики мотивационно-смысловой интенции могут быть использованы в педагогической и психологической практике при разработке специальных программ, оказывающих влияние на формирование мотивационно-смысловой сферы личности, в развивающей и коррекционной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Осознание личностью области «значимого» и определение своего способа жизни сопровождается и поддерживается, как мотивационными, так и смысловыми процессами, составляющими содержание мотивационно-смысловой сферы личности.

2. Одним из структурных компонентов мотивационно-смысловой сферы личности является мотивационно-смысловая интенция, определяющая область «значимого» личности и задающая ориентиры ее поведения и развития.

3. Мотивационно-смысловая интенция имеет содержательную, эмоционально-отношенческую и действенную составляющие. Сочетание компонентов мотивационно-смысловой интенции позволяет выделить девять ее видов.

4. Социо-культурное влияние на мотивационно-смысловую интенцию обнаруживается по следующим основным параметрам: представленность видов мотивационно-смысловой интенциисоотношение экстернального и интернального локуса контроляпредставленность содержательного, эмоционально-отношенческого и действенного компонентоввременная локализация мотивационносмысловых ориентиров.

Гл. 1. Теоретические подходы к исследованию мотивационно-смысловой сферы личности.

Выводы по 3 главе.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что все выделенные в теоретическом плане виды мотивационно-смысловой интенции личности нашли свое отражение в содержании сознания детей 9−10 лет.

1. Выделенные виды мотивационно-смысловой интенции личности имеют разную степень выраженности в содержании сознания детей 9−10 лет. Наиболее выраженными являются: экзистенциальная мотивационно-смысловая интенция действия интернального локуса и субъектная мотивационно-смысловая интенция действия интернального локуса. Наименее выраженными оказались: предметная мотивационно-смысловая интенция отношения и предметная мотивационно-смысловая интенция действия интернального локуса.

2. Получены значимые социокультурные различия в выраженности видов мотивационно-смысловой интенции личности.

Большинство видов мотивационно-смысловой интенции личности (за исключением предметной мотивационно-смысловой интенции отношения и экзистенциальной мотивационно-смысловой интенции отношения) имеют социокультурную специфику.

3. Все выделенные в теоретическом плане компоненты мотивационно-смысловой интенции личности (содержательный компонент, эмоционально-отношенческий компонент и действенный компонент, временной фактор, локус контроля) нашли свое отражение в содержании сознания детей 9−10 лет, но при этом имеют различную степень выраженности в содержании сознания детей.

4. Все компоненты (содержательный компонент, эмоционально-отношенческий компонент, действенный компонент) и четыре из пяти временных факторов (кроме фактора «профессиональное образование») значимо отличаются у детей в российской, канадской, американской выборках.

5. Обобщенные показатели интернальности и экстернальности имеют социокультурную специфику.

6. Обнаружена взаимосвязь видов мотивационно-смысловой интенции и ее компонентов с таким интегральным показателем, как временной фактор интенции, что свидетельствует о ее системно-структурном характере, ее компонентов и временной перспективы.

Таким образом, приведенные эмпирические данные подтверждают основную гипотезу диссертационной работы: виды мотивационно-смысловой интенции, ее компоненты и временной фактор имеют отчетливо выраженную социо-культурную специфику.

Заключение

.

Проведенное психологическое исследование мотивационно-смысловой сферы личности позволило выделить три основных направления анализа подходов к исследованию мотива в теоретическом плане. В рамках этих подходов мотив рассматривается на трех уровнях:

• как элементарное, автономное психологическое образование или автономный психологический феномен;

• как интегральное структурное психологическое образование;

• как сложное, системное образование.

Мотивационно-смысловая сфера при этом прямо вводится в рамках последнего подхода и рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование в котором смысловая составляющая столь же важна, как и мотивационная. Мотивационно-смысловая интенция организует перспективные линии реализации активности личности. Для выявления особенностей мотивационно-смысловой интенции предложены линии анализа содержательной, эмоциональной и действенной ее составляющих.

Дополнительные параметры анализа — экстернальный и интернальный локус контроля.

Кросскультурные исследования являются традиционным направлением психологического исследования. Значимость этих исследований для решения проблем психологии личности многообразна. Они обеспечивают валидность разрабатываемых в психологии личности теоретических конструктов, позволяя выявить те параметры и качества личности, которые не зависят от социокультурной среды, позволяют выявить механизмы и закономерности и роль культурных феноменов в структуре личности.

Наиболее адекватными методами исследования мотивационно-смысловой сферы личности являются психосемантический анализ, контент-анализ продуктов вербального творчества на заданную тему. Методика Дж. Нюттена может являться хорошим стимульным материалом для проявления мотивационно-смысловых интенций личности.

Все виды мотивационно-смысловой интенции, (за исключением предметной МСИ действия интернального локуса и экзистенциональная МСИ отношения) имеют социокультурную специфику.

Проведенное эмпирическое исследование представленности мотивационно-смысловой интенции в структуре сознания детей показало, что: все компоненты мотивационно-смысловой интенции (содержательно-смысловой компонент, компонент отношения и действенный компонент) имеют различную степень выраженности и различное содержательное наполнение в российской, американской и канадской выборках.

Все временные факторы, кроме слабовыраженного фактора «профессиональная реализация» значимо различаются в трех выборках. Обобщенные показатели интернальности и экстернальности также имеют социокультурную специфику.

Приведенные эмпирические данные позволили подтвердить основную гипотезу диссертационной работы.

Перспективными направлениями дальнейшей работы могут стать:

• исследования межполовой и возрастной динамики МСИ;

• анализ социально-психологических факторов, влияющих на ее структуру, полноту и темпы становления;

• изучение аффективных и поведенческих характеристик.

МСИ.

Перспективным представляется также изучение участия МСИ в механизмах формирования стратегических линий жизненного пути, особенностей планирования и становления профессиональной карьеры с точки зрения понятийного аппарата, представленного в теоретической части диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.-М., Мысль, 1977, -224 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни.- М., Наука, 1987, с. 10−13
  3. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности.- М., Наука, 1973, 288с.
  4. А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, Бахрах-М.- 2000, -335.
  5. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд. МГУ. 1983.- 144 с.
  6. В.М. Опыт теоретической психологии.- С-Пб., 1993,-276 с.
  7. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» II. Этнограф, образование. 1996. № 3. с. 13−26.
  8. Аналитические методы и методики в исследовании международных отношений./ под ред. Тюлина И. Г. -М., 1982, -334с.
  9. .Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т.1. М., 1980, с. 16- 176
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М., Аспект-Пресс, 1998, 376с.
  11. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М., 1975, -308 с.
  12. Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психол. журн. 1981, т.2, № 2, с.8−18.
  13. Е. Ю. Психология субъективной семантики. -М., 1980. -128 с.
  14. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М., Мысль, 1976, -158 с.
  15. В.Г. Проблемы мотивации и личность. В сб.: Теоретические проблемы психологии личности. — М, 1974, Наука, с. 123
  16. В. Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Под ред. Шороховой Е. В., Бобневой М. И.- М., Наука, 1976, с. 172- 192
  17. В. Г. Личностная значимость и вероятность событий // Проблемы психологии личности/ советско-финский симпозиум, «Наука».- М., 1982, с.236- 243.
  18. А.Г. Психология личности.- М., Смысл, 2002, -414 с.
  19. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. Петровский В.А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Л.С.Цветкова. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности//Вопросы психологии. 1979. № 3. с. 35 -45.
  20. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопр. психол. 1982. № 2. С. 14—27.
  21. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. -352 с.
  22. Е.Н. Исследование побудительности цели. Вестник МГУ, Серия 14, «Психология» 1978, № 2, с. 68−74
  23. H.JI. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. канд. дис. М., 1997
  24. Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла// Вопросы психологии. 1973. № 6. с. 22−34.
  25. А. Из книги «Поэзия слова». Пушкин, Тютчев и Баратынский о зрительном восприятии природы // Семиотика. М., 1983. с. 551−557.
  26. В.П. Основы психолингвистической диагностики. -М., 2000, -123с.
  27. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.-М., 1966, -446с.
  28. П.П. Развитие мышления школьника// Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1979. — с. 3−117.
  29. Д.Б. Смысл жизни и творчество// Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни// Материалы III- V симпозиумов, — М, 2001 г., с. 115−120
  30. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968, -484 с.
  31. JI. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по общей психологии под ред. Петровского А. В. М., Просвещение, 1977, с. 448- 465.
  32. JI. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека. В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М., 1978, с. 168−179.
  33. JI. И. Формирование личности в онтогенезе Вопр. психол. 1979. № 2. с. 47—56.
  34. Jl. И., Благонадежина Л. В., Изучение мотивов поведения детей и подростков.- М., Педагогика, 1972, -217 с.
  35. Л. И., Благонадежина Л. В., Ендовицкой Т. В., Опыт экспериметального изучения произвольного поведения, //Воп. психологии. 1976. № 4, с. 12−23.
  36. М. Э. Локализация субъектности у детей младшего школьного возраста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989, № 1. с. 42−46
  37. .С. К изучению смысловой сферы личности, Вестник МГУ, Серия 14, № 2,1981 с.48−56
  38. Ю.В. Очерки теории этноса.- М., 1983, -412 с.
  39. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973, -272 с.
  40. Дж. Психология познания. М.: Прогресс. 1977. 421 с.
  41. А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности// Вопр. Психологии. 1982. № 2. с.28−40.
  42. А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психол. Журнал. 1991.Т. 12. № 6. с.3−10.
  43. И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., 1991, 237с.
  44. Ф. Е. Психология переживания. -М., МГУ, 1984. —200с.
  45. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991, -119с.
  46. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопр. психол. 1987. № 5. с. 31—39.
  47. Е.М., Костомаров В. Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами: На материале русского языка// Вопросы языкознания.-1981.-№ 1, с. 17−23.
  48. В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. -М., МГУ, 1986, 208 с.
  49. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990, -285 с.
  50. В. К. Психология эмоциональных явлений. -М., 1976, -213 с.
  51. Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у младших школьников" //Воп. психологии. 1977, № 1, с. 9−17
  52. JI.C. Мышление и речь. Собр. Соч.: В 6 т., Т.2, -М.: Педагогика, 1982, -502с.
  53. Выготский JL С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1996, -479 с.
  54. П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды. Москва- Воронеж. «МОДЭК», 1998. -480 с.
  55. Г. Д. О национальных картинах мира// Народы Азии и Африки. 1967.- № 1, с. 19−27.
  56. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3(4) С.21−28.
  57. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. / Язык и интеллект. -М., Лабиринт. 1996,-110 с.
  58. А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Сов. Этнография. 1983. № 2. с. 62−74.
  59. В. Психология. -М.: Педагогика, 1991, -142 с.
  60. Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М. Смысл, 1993.456 с.
  61. М. И. Психология народов// Мир психологии. 1997. № 2. с. 13−20.
  62. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей М.: Просвещение, 1982.
  63. В.И. О некоторых национальных особенностях взаимоотношения языка и мышления// Сб. науч. Трудов/ ЯГПИ,-Ярославль, 1976.- вып.146. с. 63- 69.
  64. Ю. М. Очерки теории психической регуляции поведения. М., Магистр, 1997, 203с.
  65. Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека//Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 100—106.
  66. Ю. М. Психическая функция оценивания и регуляция человеческой деятельности // Субъективная оценка в структуре деятельности. Саратов, 1987, с. 3- 14.
  67. Ю. М., Похилько В. И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик. Предисл. к кн.: Франселла Ф., Баннистер Я. Новый метод исследования личности. М., 1987, с. 5−26.
  68. А. В. Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. //Вопр. психологии. 1974. № 6. С. 59−73
  69. В. П. Идеи Л.С. Выготского о единицах анализа психики //Психол. журн. 1981. Т.2.№ 2. с. 118−133.
  70. В. П. Мир сознания и структура сознания// Вопросы психологии. 1991. № 2. с.23−31
  71. П. И. Общая психология. Учебное пособие. Ташкент, 1967,-475с.
  72. В. А. Формирование побуждения к действию//Вопр. психологии. 1985. № 3. с. 113— 122.
  73. В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. с. 106—120.
  74. Е. П. Сущность и структура мотива// Психологический журнал 1995. № 2. с. 107—117.
  75. Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000, -508 с.
  76. И. В. К проблеме побуждения деятельности//Вопр. психологии. 1986. № 5. с. 124−131
  77. И. В. О задачах описания поведения//Психол. журн. 1989. № 5. с. 14−24.
  78. И.В. Проблема структуры установки // Д.Н. Узнадзе- классик советской психологии, Тбилиси, 1986, с. 110−130
  79. И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка// Вопр. психол. 1989. № 2. с. 90−97
  80. М.С. Человеческая деятельность. -М., Политиздат, 1974, -328 с.
  81. В. Е. Воспитателю о сексологии. -М., Педагогика, 1991,-254 с.
  82. Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа //Психологический журнал, 1994, № 3. с. 28−39.
  83. Кара- Мурза С. Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. № 9. с.3−15.
  84. Ю. JI. Проблема ситуативной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений. // Психология самосознания, Хрестоматия по социальной психологии личности, Самара, 2000, с.613- 623)
  85. Д. А. Система факторов действия и развития личности. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1982. -227с.
  86. В. И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988.213с.
  87. В. И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений Психол. журн. 1984. Т.5 № 4. с. 3−13.
  88. В. И. К проблеме мотивов. Психологический журнал 1981, т. 2, № 1. с. 29−44.
  89. В.И., Дружинин В. М. Мотивационная сфера личности и ее динамика // Психологический журнал, 1982. Т.З. № 6. с.35−39.
  90. А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М. Институт молодежи, 1996.-224 с.
  91. Кон И.С. К проблеме национального характера// История и психология. М., 1971. с.122−158
  92. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М: Просвещение, 1982, 207с.
  93. Кон И. С. Этнография детства. Введение. М.: Наука, 1983.с.3−50
  94. Кон И. С. Ребенок и общество. М: Наука, 1988. — 270 с.
  95. Т. В. Диагностика «личностных факторов» принятия решения//Воп психологии. 1994. № 6. с.99- 109.
  96. Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. -М., Институт психологии РАН, -231 с.
  97. М. Культурно-историческая психология: Наука будущего. -М., «Когнито-Центр», Институт психологии РАН., 1997. 432 с.
  98. Краткий словарь по социологии. М., 1988. 561 с.
  99. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопр. психол. 1984. № 5. с. 41−44.
  100. Г. Психология народов и масс. Спб.: «Макет», 1995.361с.
  101. К. Намерение, воля, потребность. — СПб.: Речь, 2000.381 с.
  102. А.А. Знак и деятельность // Вопр. Филос 1975. № 10. с.118−125.
  103. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции.-М., МГУ.1971. 40 с.
  104. А. Н. Проблемы развития психики. -М., МГУ. 1972. 575 с.
  105. А. Н. Деятельность, сознание, личность. -М., Политиздат. 1975. — 304 с.
  106. Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей//Психол. журн. 1992. № 2 Т. 13. с. 107—117.
  107. Д. А и Н.В. Пилипко. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования//Вопр. психологии. 1995. № 1. С.97−110
  108. Д. А. Психология смысла, -М., Смысл, 1999, -486 с.
  109. М.И. Проблема онтогенеза общения. М., Педагогика. 1986. — 144 с.
  110. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444 с.
  111. . Ф. К проблеме деятельности в психологии. // Психол. журн. 1981. Т.2, № 5. С. 3−22
  112. .Ф. Проблемы личности в советской психологической науке// Проблемы психологии личности // Советско-финский симпозиум //-М., 1982. с. 8- 19)
  113. В .Б., Сергеев В. М. Опыт построения индикаторов конфликта и сотрудничества в исследовании международных отношений. В Аналитические методы и методики в исследовании международных отношений./ под ред. Тюлина И. Г. М., 1982 с. 78−84.
  114. Магомед-Эминов М. Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения// Вестник Московского университета. Серия 14, № 1, 1984, стр. 57−59.
  115. М. К. Как я понимаю философию -М., 1990, 368 с.
  116. С. П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотиве учения//Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 130—133.
  117. Э. Культура как способ деятельности // Вопр. философии. 1977. № 11. с. 138−139
  118. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 47—59.
  119. А.Г. Мотивация и личность. — СПб., 1999. -365 с.
  120. А. Психология бытия. -М.: «Рефл-бук», 1977. -304 с.
  121. A.M. Исследование мотивации трудовой деятельности: Психологическое обеспечение трудовой деятельности. — Л.: ЛГУ, 198. -182 с.
  122. Д.Н. Системный анализ информационных и мотивационных компонентов принятия решения // Психол. журн. 1988, Т.9, № 1.С.91- 101.
  123. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь. 1971.- 179с.
  124. JI. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых экономических условиях //Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 28 38.
  125. Мудри к А. В. Социализация и смутное время. -М, 1991. -47 с.
  126. В. С. Этнопсихология: настоящее и будущее.// Психол. журнал. 1994. Т.15, № 3. с.42−49.
  127. В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности// Психология личности: тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.:МГУ, 1982, с. 35- 38
  128. Ш. А. Психология установки: в 2 т. Т.1. Тбилиси: Мецниереба, 1983. 236с.
  129. Е.Е. Метод изучения мотивации личности. -М.: Изд. МГУ, 1988. -80 с.
  130. Н. И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. Москва- Воронеж, «МОДЭК», 2000. -170 с.
  131. . Мотивация//Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. 197. Вып. V. Гл. XV.
  132. К. Психология влечений человека.- М.: Прогресс. 1972.-247 с.
  133. К. Психологическая теория строения и развития личности.// Психология формирования и развития личности. -М. 1981, с. 45−67
  134. А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации//Воп психологии. 1989. № 5. с. 27—34.
  135. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Докт. дис, — М. 1984.
  136. Ю. М. Потребностно-мотицационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М. 1984. 525 с.
  137. В. Н. Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий// Вопр. психологии. 1995. № 1. С 53- 60.
  138. Е. Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации.// Вестник МГУ Серия 14, «Психология» № 4, 1983, с. 23−32.
  139. А. А Смыслогенез и структуры сознания (культурологический подход) // Мир психологии. 1999, № 1. с 144- 158.
  140. К. К. Структура и развитие личности. -М., 1986.137с.
  141. В. Ф. Психосемантика сознания.- М. 1988. -208 с.
  142. А.В. Развитие личности с позиции социальной психологии//Вопр. психол. 1984. № 4. С. 15−29
  143. . Речь и мышление ребенка М., Педагогика-Пресс. 1994. -526с.
  144. . Ф., Социальная психология и история, М., Наука. 1979, -232 с.
  145. А.А., Слово и миф. М.: Правда, 1989.-622 с.
  146. Н.И. Личность как предмет психологического анализа. —Харьков. 1974. 163 с.
  147. Р. Я. О месте социогенных потребностей в структуре личности // Проблемы формирования социогенных потребностей / под ред. Ш. Надирашвили. Тбилиси. 1974. 127 с.
  148. С. Л., Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191с.
  149. С. Л. Основы общей психологии. -С-Пб. Питер. 2000, -705 с.
  150. С. Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973. 424 с.
  151. П. А. Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте: Автореф. Канд. Дис.-М., 1997.
  152. И. М. Избранные произведения. Т.1. — М., Педагогика, 1952. 389 с.
  153. Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А. Адлера. Спб., 1993. 97
  154. П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспект М., 1975.
  155. П.В. Потребностно-информационная организация деятельности мозга. -Журн. Высш. Нерв. Деят., 1979, т.29, вып 3. с. 13−19.
  156. П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981
  157. В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования. М., 1997, с. 177- 185.
  158. Т.Г. Этнопсихология.// уч. Пособие. М.: ИП РАН, 2000.-320 с.
  159. Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся // Вопр. психол. 1984. № 5. С. 45—48.
  160. А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. 1996а. № 4. с. 81−92.
  161. С.Д. психологическая теория деятельности и концепция Н.А. Берштейна.// Вестник МГУ Серия 14, «Психология» № 2, 1978, стр. 14−25
  162. В. В. Уровни и единицы самосознания // Психология самосознания, Хрестоматия по социальной психологии личности, Самара, 2000, с. 123- 155.
  163. А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 3. с. 2637.
  164. В. И. Грани человеческой индивидуальности и современная наука// Психологический журнал т. 10, № 4, 1989. С.50- 56.
  165. Д.Н. Психологические исследования.- М.1966. -451 с.
  166. Д. Н. Теория установки, М.- Воронеж, 1997, -448с
  167. . Лингвистика и логика // Новое в лингвистике.-М., Иностр. Литр.1960, № 1. с. 169−182
  168. Н.В., Сорокин Ю. А. Культурный знак Л.С. Выготского и гипотеза Сипера-Уорфа// Национальная культура и общение. -М&bdquo- 1977. с. 21−28.
  169. Т.Н., Цепцов В. А., Алексеев К. И. Интент-анализ политических текстов //Психологический журнал, 1991, № 4. С. 98−109.
  170. А. А. Принятие мотива личностью/ЯТсихол. хурн. 1985. № 4. С. 87—96.
  171. А. А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, ФАН. 1987. -136 с.
  172. А. А. Мотивационные кризисы личности/ЯТсихол. журн. 1989. № 3. С. 23—31.
  173. Н.Ф., Луганский Н. И. О некоторыхнационально-психологических особенностях населения и личного состава армий императорских государств. М., 1965, с. 23—26.
  174. Флейк Хобсен К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир восходящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. -М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1992.- 511с.
  175. М. М. Нужда и потребность//Уч. зап. Томского унта. 1968. № 70. -64с.
  176. В. Человек в поисках смысла. -М., Прогресс. 1990.367с.
  177. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности М., 1987. 235 с.
  178. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, Ростов-на-Дону, 1990. -69 с.
  179. Фрейджер Р.,.Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты, -СПб., «Нева», 2002, 851 с.
  180. Э. Человеческая ситуация. -М. Смысл. 1994. — 238 с.
  181. Д.Х. Этнография речи// Новое в зарубежной психолингвистике.-Вып.7: Социолингвистика. -М., 1975, с. 45- 49
  182. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. I и II. / Под ред. Б. М. Величковского. -М.'.Педагогика, 1986. Т.1. -408 с.
  183. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. I и II. / Под ред. Б. М. Величковского. -М.гПедагогика, 1986. Т.2. -392 с.
  184. К. Невротическая личность нашего времени. Дайджест., М., 1993. -73с.
  185. В.Ю. Этническое самосознание, -СПб., «Алетея», 2000.-235 с.
  186. Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема//Воп психологии. 2001. № 5. С. 19—34
  187. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 127 с.
  188. П. Н. Современная социальная психология Западной Европы. Проблемы методологии и теории.- М.: Наука, 1985. -176с.
  189. А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. -М., МГУ, 1983. -158 с.
  190. А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике, // Воп. психологии. 1983. № 4. С. 16 -28.
  191. Е. В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности// Психология личности и образ жизни. М. Наука, 1987. с.6−9.
  192. Л.И. Конструирование метафор в контексте психологии способностей // Психологический журнал, 1999, том 20, № 1, с.78−85.
  193. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., Педагогика. 1989. -560 с.
  194. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. -344с.
  195. Юнг К. Аналитическая психология //Хрестоматия «История зарубежной психологии» (30−60-е годы XX в.). М.: МГУ, 1986. С. 142 171.
  196. В. А. Саморегуляция. -М. Прогресс. 1979, 59 с.
  197. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  198. П.М. Мотивация и деятельность. -М. Педагогика. 1969. -259 с.
  199. М.Г. И.М. Сеченов и психология активности. //Вопр. психологии. 1979. № 4. С.91−107.
  200. М.Г. И.М. Сеченов и психология активности. //Вопр. психологии. 1979. № 4. С.91−107.
  201. Arkes Н. R. Garske J. P. Psychological Theories of motivation. Monterey. California, 1982,450 p.
  202. Atkinson J.W. An introduction in motivation. Princenton (N.J.): VanNostrand, 1964.
  203. Betancourt H., Weiner В. Attributions for achievement-related events? Expectancy, and sentiments// J. of Cross-cultural Psychology/ 1982/. Vol. 13. p.362−374
  204. Bruner J.S., Postman L. On the Perception of Incongruity: a Paradium // J. Personality, 1979, v. l8. p. 206- 223
  205. Bruner J.S., The Culture of Education. Cambridge (Mass): Harvard University Press, 1996 189 p.
  206. Dunn W. S., Braban A.M., Krugman D.M., Rein L.N., Advertising. Role in modern marketing. N.Y., 1991. 203 p.
  207. Eckensberger L., Krewer B. Kasper E. Simulation of cultural change by cross-cultural research: Some metamethodological considerations/ New York6 Academic Press, 1984. 104 p.
  208. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y.:Bantam Books, 1995.204p.
  209. Finder C.C. Additivity versus non additivity of intrinsic and extrinsic incentives: Implication for theory and practice // J. Applied Psychol. 1976. V. 61.P.693—700.
  210. Jeorge A. Trends in Content- analysis. In cognitive maps of political elite. N.Y., 1976, p.7−22).
  211. Katz D. Stotland E. A preliminary statement to a theory of attitude structure and change // Psychology: a study of a science. V. 1/ S. Koch (ed.) New York: McGrow Hill, 1959. P. 423- 475.
  212. Kemper Th.D. An introduction to the sociology of emotions // Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. V. 1. Chichester: Wiley, 1991. -313p.
  213. Krewer B. Psyche and culture// Newsletter of Laboratory of Comparative Human Cognition, 1990 V. l2. p. 24−36.
  214. Madsen K.B. Theories of motivation// Wolman B.B.(ed.) Handbook of general psychology. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1973
  215. О., Campbell D. Т. Translation, working through interpreters and the problem of decentering. N. Y.: American museum of National History, 1970. p.398 -422.
  216. Markus H., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 98, 1977, p.224−253.
  217. Nuttin J., Motivation, Planning and Action. A Relational Theory of Behavior Dynamics., Louvain, Hillsdale, New Jersey, 1984.p. 171
  218. Price-Williams D.R. Towards the idea of cultural psychology// J. Cross-cultural psychology, 1980 V. l 1. p.77−88.
  219. Shweder R.A. Previrw: A colloquy of culture theories// Culture Theory- Essays on Mind, Self and Emotion/ (Mass): New York: Cambridge University Press 1994 № 2−37 p.
  220. Schwartz S.H. Individualism-collectivism: Critique and proposed refinements// J. of Cross-cultural psychology, 1990 V.21. p. 139−157.
  221. Stern E. Problems of cultural psychology// Quarterly, Newsletter of Laboratory of Comparative Human Cognition, 1990, V.12. p. 12−24.
  222. Stephan W/ G/ Abalakina- Paap M. Russia and West: Intercultural relations. Cal: Sage, 1996. p. 366−382
  223. Toulmin S. Toward reintegration/ Psychology in Society: In Search of Symbiosis/ R.A.Kasschaund (Eds.)/ New York: Holt, Rinehart and Winston, 1980. 77 p.
  224. Triandis H.C., Bontempo R., Villareal M.J., Asai M., Lucca N. Individualism and collectivism: cross-cultural perspectives on self-ingroup relations.// Journal of Personality and Social Psychology, 54, 1988, p.323−338
  225. Pittman T.S. Emery J. Boggiano A.K. Intrinsic and extrinsic motivational orientations: Reward-induced changes in preference for complexity // J. Pers. Soc. Psychol. 1982. V. 42. P. 789—797.
  226. Pritchard R.D., Campbell KM. Campbell DJ. Effects of extrinsic financial rewards on intrinsic motivation I I J. Applied Psychol. 1977. V. 62. P. 9—15.
  227. Reeve J. Understanding motivation and emotion. Oriando, PL: Harcourt Brace College Publ., 1992.
  228. Rigby C.S. et al. Beyond the intrinsic-extrinsic dichotomy: Self-determination in motivation and learning // Motivation and Emotion. 1992. V. 16. N3.P.165—185.
  229. Ryan P.M. Connell J.P. Perceived locus of causality and intemalizalion: Examining reasons for acting in two domains //J. Pers. Soc. Psychol. 1989. V. 57. P.749—761.
  230. Ross Motivators Journal of Personality and Social Psychology, 54, 1988, p.323−338
  231. Hider L. Psychological Theories of motivation. Monterey. California, 1982, 450 p.
  232. Youbgoung P.T. Motivation and emotions. N.Y., 1961. 354 p
Заполнить форму текущей работой