Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Выставочный дизайн: информационно-коммуникативная специфика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим особенности проектирования экспозиции и дизайна интерьеров на примере музея выставочного мемориального комплекса «Высота маршала И. С. Конева», в состав которого входит музей «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов». Экспозиция музея направлена на то, чтобы вызывать и воспитывать чувства патриотизма, информировать об исторических событиях периода Великой… Читать ещё >

Выставочный дизайн: информационно-коммуникативная специфика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВЫСТАВОЧНЫЙ ДИЗАЙН: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СПЕЦИФИКА

Северин В.Д.

В статье дано определение понятия выставочного дизайна как интегративного процесса и как средства информации и коммуникации в культуре современного общества. Цель статьи — показать, как вписывается выставочный дизайн в информационно-коммуникативное пространство современного общества. Автор предлагает при создании экспозиции музея использовать различные средства, знаковые системы, коды, художественный язык и т. д. Автор приходит к выводу, что создание экспозиции музея «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов» с использованием современных методов выражения информации, с применением современных технологий и дизайнерских приемов организации экспозиции способствует наиболее глубокому раскрытию концепции экспозиционного решения музея.

Ключевые слова: выставочный дизайн, экспозиция, информация, выставка, коммуникация, музей «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов».

Северин В. Д. Виставковий дизайн: інформаційнокомунікативна специфіка. У статті дано визначення поняття виставкового дизайну як інтегративного процесу і як засобу інформації та комунікації в культурі сучасного суспільства. Мета статті — показати, як вписується виставковий дизайн в інформаційно-комунікативний простір сучасного суспільства. Автор пропонує при створенні експозиції музею використовувати різні засоби, знакові системи, коди, художню мову та ін. Автор доходить висновку, що створення експозиції музею «Харківщина у Великій Вітчизняній війні 1941;1945 років» з використанням сучасних методів вираження інформації, із застосуванням сучасних технологій та дизайнерських прийомів організації експозиції сприяє найбільш глибокому розкриттю концепції експозиційного вирішення музею.

Ключові слова: виставковий дизайн, експозиція, інформація, виставка, комунікація, музей «Харківщина у Великій Вітчизняній війні 1941;1945 років».

Рецензент статьи: Турчин В. В., кандидат искусствоведения, доцент, Харьковская государственная академия дизайна и искусства.

Severin V. Exhibition design: information and communicative specificity. This article concerns the concept of exhibition design as an integrative process and as a means of information and communication in the culture of modern society. The purpose of the article is to show how the exhibition design fit in with information and communicative space of modern society. The author proposes to use various means, sign systems, codes and artistic language in creation of the museum s exposition. The author concludes that the creation of the museum exposition «The Kharkov region in the Great Patriotic war in 1941;1945 years» with the use of modern methods of expressing information, modern technologies and design techniques in organization of exposition, contributes to the deepest disclosure of the concept of the museum’s expositional solution.

Keywords: exhibition design, exposition, information, communication, exhibition, museum «The Kharkov region in the Great Patriotic war in 1941;1945years».

Постановка проблемы. Сегодня мы живем в информационном обществе. Информация настолько прочно заняла в нем главенствующее место, что даже стала фактором создания общества нового типа. Рассматривая дизайн выставок в информационно-коммуникативном пространстве постиндустриального общества, отметим, что коммуникация в нем представляет собой обмен информацией. Информация в современном мире имеет большое значение, эта проблема приобрела актуальность в 1980;е годы в связи с «микроэлектронной революцией» и технологическими изменениями. Сегодня жизненно важными стали Интернет, мультимедийные технологии, вопросы, порожденные информационными и коммуникационными технологиями, поэтому менеджеры, программисты, дизайнеры и все, кто работает в креативных сферах, рассматриваются как проводники в мир информационного общества. Доминирование труда в сфере услуг в таком обществе привело к росту роли информации, ставшей предметом труда общества услуг. По мнению теоретиков информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, Г Шиллер, Ю. Хабермас, Е. Гидденс, Ж. Бодрийяр, З. Бауман), вторая, послевоенная половина XX века, когда произошел так называемый информационный взрыв, считается основой глобальной «информационной» экономики. Актуальность данного исследования вызвана возрастающим интересом к выставочному дизайну в современном постиндустриальном обществе, поскольку он является одним из важных средств информации и коммуникации в его культуре.

Анализ последних исследований и публикаций показывает, что роль искусства как средства коммуникативной связи рассматривали философы, искусствоведы, писатели: Х. Ортега-и-Гассет, И. Кант, К. Ясперс, И. Хейзинга, Л. Толстой, Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, У Боумен. Известные ученые Р. Кликс, В. Литвинов, В. Аронов посвятили свои труды изучению проблемы дизайна в России, обобщению опыта художественного проектирования экспозиционных пространств в СССР и за рубежом, но они были изданы в 70-х — 80-х годах прошлого века и являются устаревшими. В. Шпаков представил ретроспективу всемирных выставок и дал их полную характеристику. Украинские ученые В. Сидоренко, В. Даниленко, А. Бойчук исследовали основы дизайна, дизайн в Украине, Центрально-Восточной Европе в контексте художественно-проектной культуры и общечеловеческих ценностей. Но изучение выставочного дизайна в Украине находится на периферии исследовательского внимания. Таким образом, сегодня назрел вопрос исследования выставочного дизайна в контексте дизайнерской деятельности и непосредственно в информационно-коммуникативном пространстве современной культуры.

Некоторые исследователи утверждают, что на определенном этапе люди начали использовать предметы и окружающую среду в качестве инструментов для удовлетворения инстинктивного импульса открывать, подчеркивать, обожествлять, интерпретировать элементы собственного опыта. Подобную «коммуникационную среду» можно рассматривать как предшественницу типологий человеческого опыта, а также как творческую сферу, получающую все большее признание, — выставочный дизайн [3]. И это не случайно, так как в последнее время влияние выставочного дизайна в мире искусства, дизайна и коммуникации заметно возросло.

Итак, целью данной статьи является выяснение специфики осуществления коммуникации с помощью дизайна как вида художественно-практической деятельности и дизайнерских приемов, которые интенсифицируют идею экспозиции выставки и способствуют ее наилучшей организации. В статье также необходимо решить следующие задачи: определить значение выставочного дизайна в современный период; выяснить роль дизайна современных музейных выставок; на примере музея «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов» раскрыть особенности проектирования экспозиции и дизайна интерьеров.

Связь с научными или практическими задачами. Проведенное исследование и сформулированные на его основе выводы могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения выставочного дизайна в контексте дизайнерской деятельности в информационно-коммуникативном пространстве современной культуры. Проанализированный и обобщенный материал может быть использован при разработке спецкурсов, семинаров и пр., а также при разработке учебных программ.

Изложение основных результатов исследования. Изучая образ жизни людей в разные эпохи, отметим, что в доиндустриальном обществе осуществлялось взаимодействие человека с природой, где использовалась грубая мужская сила; в индустриальную эпоху, «в техническом и рационализированном обществе, где доминирует машина», жизнь становится взаимодействием с преобразованной природой; а в постиндустриальном обществе жизнь основывается «на услугах и является взаимодействием с людьми» [4: 127], где главную роль играет информация. Постиндустриальное общество является высшей формой общества по сравнению со всеми предыдущими. Отношения между людьми являются тем взаимодействием, для которого базовым ресурсом становится информация. Банкиры занимаются урегулированием денежных потоков, учителя передают знания, рекламодатели создают образы и символы; таким образом, работа в сфере услуг неизменно ведет к росту количества информации. Именно информационная работа требует общения с людьми и приносит удовлетворение.

По нашему мнению, выставочный дизайн в современный период приобретает особое значение благодаря своему специфическому языку: нестандартным концептуальным решениям и разработкам, различным конструкциям, современным техническим средствам (форме, цвету, символике, свету, рекламе, мультимедийному сопровождению) и другим средствам выражения сущности выставки, поскольку в выставочном дизайне, как и в литературе, и искусстве, живут и современность, и историческая память человечества. В современном мире, созданном информацией, выставочный дизайн консолидирует, конкретизирует и транслирует информацию. Он визуализирует информацию, манифестирует ее и в демонстративном виде доносит до целевой аудитории. Выставочный дизайн объединяет в себе разные способы трансляции информации, осуществляет влияние на чувственно-эмоциональную сферу — вызывает интерес, пробуждает эмоции, чувства.

Сегодня очевидным является тот факт, что в музейной работе значительно возрастает роль выставок. Они объединяют людей, становятся новым способом коммуникации и завоевывают все большую аудиторию. Следовательно, перед музеями стоят большие задачи. Одной из главных задач музейных выставок является пробуждение активности широкой публики и оказание ей помощи в осознании значения природного и культурного наследия. Во-вторых, выставки представляют собой уникальную возможность популяризации национального и мирового наследия и распространения информации. В-третьих, выставки всегда способствуют расширению взаимопонимания между людьми. В-четвертых, организуя выставку, «художники экспериментируют в области предметно-пространственной среды, создавая новое направление, объединяющее архитектуру, живопись, скульптуру с достижениями техники, психологии и социологии» [3: 7]. Кроме этого, выставка призвана дать посетителям соответствующие знания, научить их ориентироваться среди экспонатов. Основными функциями выставок являются: хранение и передача культурного наследия, создание комфортного коммуникативного пространства, просветительная, воспитательная, компенсаторная и другие функции.

Рассмотрим особенности проектирования экспозиции и дизайна интерьеров на примере музея выставочного мемориального комплекса «Высота маршала И. С. Конева», в состав которого входит музей «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов». Экспозиция музея направлена на то, чтобы вызывать и воспитывать чувства патриотизма, информировать об исторических событиях периода Великой Отечественной войны, увековечивать память о защитниках родной земли. Проект экспозиции и дизайн интерьеров музея был разработан на основе историко-тематического плана, имел особенные художественно-образные черты, что соответствует современным требованиям. Композиционный замысел экспозиции состоялся благодаря хорошо проработанному Ученым советом исторического музея г. Харькова тематико-экспозиционному плану. Главной целью экспозиции музея «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов» стало раскрытие при помощи новейших технологий и новых средств эмоционального воздействия событий периода Великой Отечественной войны. Актуальность создания мемориального комплекса усиливается и сегодня благодаря тому, что он воплощает идею единения славянских народов в борьбе за свободу и независимость своей родины.

Создание музея опиралось на важнейшие принципы методологи — историзма и объективности. Художественно-образное решение экспозиции музея и интерьеров залов подчинялось главному замыслу — решению дизайна всех залов как эмоционально-напряженного документального представления, дающего достоверную информацию об исторических событиях тех лет.

Так как информация актуализируется с помощью различных средств, знаковых систем, кода, языка (сообщений, символов, звукового сопровождения, цветового и светового решения и т. д.), акцентируем внимание на некоторых из тех, которые были использованы в решении экспозиции музея «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов» и способствовали созданию коммуникативной среды и ее эмоционально-чувственных характеристик. Ведь, по мнению исследователей, «эмоциональный мир среды возникает не самопроизвольно, а как следствие ее процессуального содержания, т. е. с самого начала практически подчиняется первооснове проектного замысла — дизайнерской идее» [5: 233]. Так, в экспозиции музея в соответствии с тематико-экспозиционным планом нами была выполнена концепция художественно-экспозиционного проекта, в котором было представлено:

  • * тематическое зонирование по всем 10 залам музея (тематические композиции, информационная хроника, информационно-экскурсионные акценты «Парад Победы», «Освобождение стран Европы» и др.);
  • • оборудование (витрины, подиумы, объемные композиции, тематические композиции, мультимедийные установки, экраны и т. д.);
  • • экскурсионный маршрут движения посетителей;
  • • звуковое сопровождение (воинский марш «Прощание славянки», песни «Синий платочек», «Три танкиста», «Темная ночь» и др.; звуки выстрелов, скрип колес, ржание коней, гул самолетов и др. — в каждом из 10 залов музея свое звуковое сопровождение);
  • • видеоряд и размещение мультимедийного оборудования (например, короткометражный документальный фильм о войне, видеохроника «Танковое сражение на Курской дуге», «БелгородскоХарьковская операция. М. Ватутин, Р. Малиновский, И. Конев»);
  • • светодизайн (различные световые эффекты в каждом зале, движущиеся тени, подсветка экспонатов, подсветка салюта Победы и др.);
  • • цветодизайн (каждый зал имеет свое цветовое решение, усиливающееся теплым красным цветом в сторону последних залов к залу Славы);
  • • символика (письма, фотографии, документы, вещи, предметы, одежда, орудия и оружие времен войны) [1].

Совокупность всех выше перечисленных дизайнерских предложений способствовала раскрытию концепции экспозиционного решения музея, направленной на создание эффективного информационно-коммуникативного пространства.

Характеризуя выставочный дизайн, мы можем говорить о способе коммуникации, который продолжает изменяться и расширяться, хотя в истории выставочного дизайна можно проследить и некоторые основные тенденции. Первая состоит в том, что выставки постоянно стремятся к большей демократизации. Другая тенденция усматривается в колоссальном расширении сферы деятельности дизайнера выставок [5]. Наряду с традиционными средствами выполнения экспозиции выставки дизайнер умело использует современные методы выражения информации: интерпретирующие и дидактические композиции, все формы физической и электронной интерактивности, мультимедийные презентации, графику среды и т. д.

Согласно Я. Лоренцу, сегодня выставочный дизайн определяется как передача информации через среду, окружающую человека [3]. Такой подход делает возможным сотрудничество в качестве дизайнеров архитекторов, работников музеев, промышленных дизайнеров или историков. Сейчас существуют отдельные организации, которые специализируются на создании музейных экспозиций, промышленных ярмарок и выставок. И выставочный дизайн стал процессом, объединяющим все эти различные сферы. В связи с этим, в современных искусствоведческих исследованиях выставочный дизайн определяется как «интегративный процесс, который в разной степени сочетает в себе архитектуру, дизайн интерьеров, графический дизайн окружающей человека среды, печатную графику, электронные и цифровые медиа, свет, звук, интерактивные механизмы и другие отрасли дизайна» [3: 8]. В музейных экспозициях, торговых центрах, на промышленных ярмарках, при создании информационных центров для посетителей выставочный дизайн обеспечивает получение опыта в режиме реального времени, используя пространство, движение и функции памяти для создания многоуровневой коммуникации. Основной целью выставочных дизайнеров является умение донести идею до целевой аудитории в наиболее яркой и четкой форме. Для этого они используют мощный интерпретационный потенциал пространства и «встраивают» в него посетителей, чтобы они восприняли репрезентированную историю.

Благодаря искусству выставочного дизайна происходит эмоциональное воздействие на зрителей, популяризация культурного наследия, которая играет важнейшую роль в воспитании чувств патриотизма, осуществляется просветительная и воспитательная работа. Поскольку «культурное наследие есть выражение исторического опыта и коллективной личности каждого народа» [2: 49], является продуктом исторического опыта и культуры народа, то его показ должен осуществляться таким образом, чтобы раскрыть особенности данной культуры и дать максимум достоверной информации, обеспечивая понимание современного положения и взаимопонимание между народами.

Выводы. Выставочный дизайн выполняет информационно-коммуникативную функцию в жизни общества. Благодаря возможности передавать информацию посредством перевода с вербального языка на язык художественный, он пробуждает в человеке способность воспринимать и оценивать духовные ценности, понимать явления художественной культуры. Выставочный дизайн является интегративным процессом, сочетающим в себе архитектуру, дизайн окружающей среды, промышленный дизайн, графический дизайн, печатную графику, интерактивные механизмы и другие отрасли дизайна. В соединении с коммуникационным дизайном и дизайном среды он обеспечивает наиболее глубокую и полную передачу информации, донося идею выставки до целевой аудитории. При выполнении экспозиции выставки необходимо использовать современные методы выражения информации: интерпретирующие и дидактические композиции, все формы физической и электронной интерактивности, мультимедийные презентации, графику среды и т. д. Пример создания экспозиции музея «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов» подтверждает, что использование современных методов выражения информации, современных технологий и дизайнерских приемов организации экспозиции способствует наиболее полному раскрытию концепции экспозиционного решения музея.

Перспективой дальнейшей работы станет создание синтетического монографического исследования, посвященного изучению выставочного дизайна на территории восточной Украины с учетом глобализационных и национальных аспектов этого вида творческой деятельности.

выставочный дизайн экспозиция музей.

1. Алексеенко А. М. Особенности проектирования экспозиции и дизайна интерьеров музея «Харьковщина в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов» на мемориальном комплексе «Высота маршала И. С. Конева» /.

A. М. Алексеенко, В. Д. Северин // Матер. науч. конф. ХДАДМ. — Х.: ХДАДМ, 2006. — С. 55−57.

2. Даниленко В. Дизайн України у світовому контексті художньо-проектної культури: Монографія /.

B. Даниленко. — Х.: ХДАДМ; Колорит, 2005 — 224 с.

  • 3. Лоренц Я. Дизайн выставок: практическое руководство / Ян Лоренц, Ли Сколник, Крейг Бергер; пер. с англ. П. В. Кодолова. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 256 с.: ил.
  • 4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  • 5. Шпаков В. Н. История всемирных выставок / В. Н. Шпаков. — М.: АСТ: Зебра Е, 2008. — 384 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой