Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы дополнительного профессионального образования для малого предпринимательства: На примере города Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам теории управления персоналом, рынка труда и образовательных услуг, теоретических проблем и практических вопросов ДПО в контексте развития отечественного предпринимательства и рыночных отношений: А. Г. Андреева, Ю. К. Балашова, Н. А. Волгина, А. И. Галагана, В. П… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационно-методологические вопросы форми- 9 рования и функционирования системы дополнительного профессионального образования (ДПО) для малого предпринимательства
    • 1. 1. Рынок труда и рынок образовательных услуг — проблема сба- 9 лансированности
    • 1. 2. Состояние системы дополнительного профессионального об- 27 разования для малого предпринимательства в Российской Федерации
    • 1. 3. Зарубежный опыт в сфере дополнительного профессионально- 45 го образования для малого предпринимательства
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Исследование современного состояния ДПО для мало- 70 го предпринимательства на региональном уровне
    • 2. 1. Особенности развития и регионализации дополнительного 70 профессионального образования для малого предпринимательства
    • 2. 2. Анализ потребностей предпринимателей в дополнительном 92 профессиональном образовании
    • 2. 3. Анализ состояния бизнес-инкубационных структур и перепек- 110 тивы их развития
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Методические и практические рекомендации по фор- 128 мированию системы образовательных услуг для малого предпринимательства (на примере бизнес-инкубаторов)
    • 3. 1. Организационные основы формирования студенческих бизнес- 128 инкубаторов на базе вузов
    • 3. 2. Организационно-методические основы образовательной дея- 143 тельности в бизнес-инкубаторах
    • 3. 3. Учебно-методическое обеспечение подготовки предпринима- 157 телей в бизнес-инкубаторах
  • Выводы по 3 главе

Формирование системы дополнительного профессионального образования для малого предпринимательства: На примере города Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие малого бизнеса является одной из важнейших стратегических задач формирования рыночных отношений и социально-экономической стабильности. Однако малый бизнес в современной России испытывает острый недостаток в профессиональных кадрах, обладающих знаниями и умениями организации и функционирования предпринимательских структур. Предпринимательским кадрам на современном этапе развития рыночных отношений не хватает умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.

Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к руководителям предпринимательских структур, организации и содержанию обучения кадров негосударственного сектора экономики.

Специфика деятельности малых предприятий, формирование широкого слоя предпринимателей обуславливают необходимость создания гибкой системы дополнительного профессионального образования (ДПО) для малого предпринимательства, активизации внешнего консультирования, привлечения всех имеющихся интеллектуальных, материальных и организационных ресурсов для управления и расширения сети профильных учебных заведений.

Актуальность развития новых подходов к ДПО предпринимателей связана также с появлением новых технологий, материалов, систем информационного обеспечения, а также с необходимостью формирования нового уровня мышления и готовности к деятельности в непрерывно обновляющемся мире.

Одним из таких подходов является рассмотрение бизнес-инкубационных структур как нового типа образовательной структуры, осуществляющим профессиональное развитие персонала в рамках предпринимательской деятельности.

Бизнес-инкубаторы осуществляют многофункциональное обучение, помогают малым предприятиям выжить в стартовый период, т. е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения. С одной стороны они облегчают начальные стадии формирования и развития новых предприятий. С другой стороны обучают собственников и персонал малых предприятий, тем самым, предоставляя образовательные ресурсы для ускоренного роста компаний, сокращая статистику неудач в бизнесе. Постоянно наблюдая за процессом развития находящихся в них малых предприятий, они обучают, обеспечивая изменения профессиональных качеств персонала этих предприятий на разных этапах жизнедеятельности фирмы. Кроме того, такая система профессионального развития персонала выступает как совокупность обучающих методов, технологий, процедур, обеспечивающих изменение профессионального опыта персонала.

Следует, однако, отметить, что в России бизнес-инкубаторы занимают незначительное место в инфраструктуре поддержки малого предпринимательства. Между тем, стремительное развитие и рост числа бизнес-инкубаторов во многих странах мира доказывает эффективность выбора этого пути в развитии дополнительного профессионального образования для формирования предпринимательских кадров.

Цель диссертационного исследования — анализ современного состояния ДПО, изучение накопленного опыта обучения предпринимателей в Российской Федерации и разработка организационно-методических основ формирования системы ДПО для малого предпринимательства на примере города Москвы.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

• определить степень взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг;

• выявить основные тенденции развития рынка образовательных услуг и формирования образовательного потенциала занятых в предпринимательских структурах;

• оценить состояние ДПО и возможности подготовки предпринимательских кадров как важнейшего условия становления и развития рыночной экономики России;

• изучить зарубежный опыт подготовки предпринимателей;

• разработать организационные основы формирования студенческих бизнес-инкубаторов на базе вузов;

• разработать организационно-методические основы образовательной деятельности в бизнес-инкубаторах;

• разработать учебно-методическое обеспечение подготовки предпринимателей в бизнес-инкубаторах.

Объектом исследования является система ДПО для малого предпринимательства в Российской Федерации в целом и на региональном уровне.

Предметом исследования являются процессы формирования и развития бизнес-инкубационных структур как нового типа образовательной структуры для предпринимательских кадров.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам теории управления персоналом, рынка труда и образовательных услуг, теоретических проблем и практических вопросов ДПО в контексте развития отечественного предпринимательства и рыночных отношений: А. Г. Андреева, Ю. К. Балашова, Н. А. Волгина, А. И. Галагана, В. П. Галенко, В. Ш. Каганова, А .Я. Ки-банова, В. А. Киселевой, JI.A. Колесниковой, А. Н. Колесникова, С. В. Кондратьева, В. Е. Комарова, К. Г. Кязимова, Т. В. Ломоносовой, И. Е. Ломовой, В.А. Ма-крака, В. Ю. Морозова, А. Г. Новицкого, Ю. Г. Одегова, Ф. Т. Прокопова, И. Б. Рутковской, А. Я. Савельева, А. Н. Салова, В. В. Скрябина, Е. А. Сошниковой, А. Ю. Чепуренко и др., а также труды зарубежных ученых и специалистов, П. Друккера, Р. Макконела, Дж. Минцера, Ф. Котлера, Т. Питерса, А. Файоля и др.

В работе использованы законодательные материалы Министерства образования Российской Федерации, статистические материалы Министерства образования Российской Федерации, Госкомстата России, Московского городского комитета государственной статистики, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и др., материалы научно-практических конференций и семинаров, публикации периодической печати.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании малоизученных проблем формирования ДПО для малого предпринимательства в Российской Федерации, а также в разработке методических рекомендаций по эффективной организации бизнес-инкубаторов, как нового типа образовательной структуры системы ДПО.

Основные научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем:

• впервые проанализировано состояние системы ДПО для малого предпринимательства в Российской Федерации и выявлены тенденции ее развития. Доказано, что обучение предпринимателей является важнейшей социальной формой поддержки развития предпринимательства, и как следствие, снижения безработицы и расширения занятости населения в стране;

• исследованы особенности формирования и функционирования системы ДПО для предпринимательства в региональном разрезе, что позволило сформулировать принципы регионального развития ДПО;

• выявлены и сгруппированы потребности предпринимательских кадров в ДПО, позволившие разработать подход по рассмотрению бизнес-инкубаторов как нового типа образовательной структуры системы ДПО;

• определено место бизнес-инкубационных структур в системе ДПО. Разработаны организационно-методические рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в бизнес-инкубаторах.

Практическая значимость исследования. Состоит в разработке подхода по рассмотрению бизнес-инкубаторов как нового типа образовательной структуры системы ДПО, а также в обосновании прикладных предложений, доведенных автором до конкретных методических рекомендаций. Основные результаты могут быть использованы федеральными и региональными органами управления, учреждениями и подразделениями системы ДПО, федеральной государственной службы занятости населения, организациями инфраструктуры поддержки малого бизнеса при формировании системы ДПО для малого предпринимательства, а также разработке программных решений и мероприятий по формированию бизнес-инкубационных структур и комплексного обучения кадров для малого предпринимательства.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебно-методической литературы по управлению персоналом, разработке и преподавании специальных курсов для предпринимателей, консультантов, руководителей и специалистов органов государственного управления, местного самоуправления, государственных, общественных и иных организаций, занимающихся обучением и поддержкой малого предпринимательства и т. д.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены на международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы управления — 2002». Кроме того, результаты исследования были неоднократно использованы автором при разработке аналитических материалов по проблемам ДПО в Российской Федерации, и изложены в отчетах по научно-исследовательской работе Государственной академии инноваций № государственной регистрации: 01.20.301 830- 01.20.301 831- 01.20.301 832- 01.20.301 833- 01.20.301 834- 01.20.301 835- 01.20.301 836 за 2002 год.

Публикации по теме диссертационного исследования. По теме диссертации опубликовано 5 научных статей. Общий объем — 2,28 печатных листа.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (121 наименование), 4 приложений, изложена на 176 страницах основного текста, оформлено 19 таблиц, 13 рисунков.

Выводы по 3-й главе.

Организацией бизнес-инкубаторов на базе вузов решается несколько вопросов: студенческая практика, выявление и развитие предпринимательских способностей у молодежи и трудоустройство после окончания вуза через создание собственной фирмы или найма на уже существующую в рамках бизнес-инкубатора. К этой работе привлекаются преподаватели, ученые и специалисты университетов и институтов.

Бизнес-инкубатор является новым типом образовательной структуры, поскольку в нем реализуется важнейшая функция — предоставление определенного набора образовательных и консультационных услуг, обучение и взаимообучение предпринимателей, создание для них атмосферы взаимопомощи и сотрудничества.

Развитие системы бизнес-инкубирования дает социальный эффект:

1. Создание новых рабочих мест, расширение поля деловой активности, способствование качественному улучшению рабочей силы.

2. Поддержка предпринимателей, стимулирование наиболее способных из них развиваться, а слабых — уходить.

3. Развитие малого предпринимательства ведет в свою очередь к формированию среднего класса, следовательно, к повышению уровня жизни.

4. Внедрение научных разработок, новых технологий.

5. Возникновение новых образовательных форм, оптимально сочетающих теоретическую и практическую подготовку.

Заключение

.

Проведение диссертационного исследования позволяет сделать следующие выводы:

Потребность в специалистах формируется на рынке труда, и во многом именно рынок труда диктует условия системе подготовки кадров. Система образования, в дополнение к своей основной задаче — развитию личности, ее профессиональных и личностных качеств — играет ключевую роль в обеспечении баланса на рынке труда, регулировании профессионально-квалификационной структуры работников.

В качестве одного из направлений смягчения проблемы занятости видится обучение населения основам предпринимательской деятельности в системе ДПО на условиях последующей самозанятости. Выход в сферу предпринимательства большого числа граждан можно рассматривать как один из факторов рынка труда и следует принимать во внимание возможность увеличения числа потенциальных предпринимателей. Малый бизнес не только создает, прямо и косвенно инициирует появление дополнительных рабочих мест, но и расширяет поле деловой активности, вовлекая в трудовую деятельность и граждан, не обладающих высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Более гибкие условия труда (нестандартные режимы рабочего времени) на малых предприятиях делают их привлекательными для работников. Чутко реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся участниками инвестиционного процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий.

Учреждения системы ДПО занимаются профессиональной переподготовкой и повышением квалификации разных категорий граждан, и подготовка начинающих предпринимателей в общем объеме их образовательных услуг занимает далеко не первое место. Учитывая огромную территорию Российской Федерации, а также численность населения и число лиц трудоспособного возраста, становится ясно, что подобных учреждений явно недостаточно. Более того, многим из этих учреждений присущ традиционный подход к обучению как способу передачи знаний, а вся их совокупность пока еще не обрела свойств единой инфраструктуры и отличается значительной фрагментарностью. К этому необходимо добавить проблему поддержания высокого качества обучения, обеспечения своего рода «образовательных стандартов» и квалификации преподавателей.

Важное место в решении проблемы подготовки предпринимателей имеет анализ и обобщение опыта, накопленного не только в российской системе образования, но и за рубежом.

Необходимость в создании гибкой системы переподготовки и повышения квалификации кадров предпринимательских структур, в формировании консультирования, привлечения всех имеющихся интеллектуальных, материальных и организационных ресурсов для управления и расширения сети профильных учебных заведений и организаций обусловлена спецификой деятельности малых предприятий. Для большинства из них экономически невыгоден найм на постоянной основе специалистов узкого профиля, поэтому важное значение приобретает система внешнего консультирования субъектов малого предпринимательства.

Следует отметить, что учебные заведения и предприниматели не координируют свою деятельность в области образования (основной контингент учебных заведений ДПО составляют частные лица), имеют весьма неполное представление о возможностях и потребностях друг друга и далеки от установления прочных постоянных контактов. Вместе с тем, повышение квалификации персонала должно стать одним из приоритетных направлений развития как крупных, так и малых предприятий, а анализ и учет потребностей клиентов — основой для разработки стратегии развития образовательного учреждения. Именно такие изменения могут явиться основой прочных и разнообразных связей реального сектора экономики и образования, что обеспечит сбалансированность спроса и предложения на рынке ДПО.

Подготовка и переподготовка кадров требует активного поиска новых, нетрадиционных форм обучения, быстро реагирующих на требования рынка труда. С этим связано появление частных учебных заведений. Последние испытывают большие затруднения в связи с острой нехваткой учебных помещений, слабой учебной и материальной базой. Государство должно стать гарантом в организации многовариантной системы обучения предпринимателей, которая наряду с развитием и расширением государственных форм обучения предлагала бы создание льготных условий для негосударственных учебно-образовательных структур.

Особое место в системе ДПО предпринимательских кадров должны занять бизнес-инкубационные структуры, как структуры, оптимально сочетающие теоретическую и практическую подготовку и поддерживающие малое предприятие на начальном этапе. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что именно бизнес-инкубаторы при разумной политике государственных органов управления позволяют обеспечивать лидерство в формировании рыночных отношений и в развитии предпринимательской деятельности.

Следует подчеркнуть, что развитие и функционирование бизнес-инкубаторов как составной части ДПО для малого предпринимательства полностью вписывается в систему непрерывного образования. Ее характерной чертой является нацеленность на получение реальных востребованных жизнью знаний и практических навыков.

Дальнейшие исследования, по мнению автора, могут проводиться в следующих направлениях:

• изучение теоретико-методологических основ развития ДПО для малого предпринимательства;

• дальнейшее совершенствование системы ДПО для малого предпринимательства с учетом динамических изменений в структуре и содержании основных потребностей действующих и начинающих предпринимателей;

• научный поиск более эффективных подходов к решению организационно-методических основ образовательной деятельности бизнес-инкубационных структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В., Горбунов В. Л., Каганов В. Ш., Калиничев В. Л., Ломоносова Т. В. Основы построения бизнес-инкубаторов. — М.: Логос, 1999. — 124 с.
  2. А.Г. Влияние рынка труда на профессиональную подготовку специалистов. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 1998. — 106 с.
  3. A.M. Высвобождение и переподготовка рабочей силы в условиях становления рынка труда. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Казань, 1996. — 185 с.
  4. Ю.К. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательской культуры в странах с развитой рыночной экономикой/Пруд за рубежом. 1998. — № 4. — С.81−102
  5. Х.А., Кондратьев С. В. и др. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. 2 изд., перераб. и доп. М: ИПК госслужащих, 2001. — 108 с.
  6. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт/под ред. Э. Маркварта.- М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001. 160 с.
  7. Бизнес-инкубаторы европейских стран/под науч. ред. Е. А. Лурье, пер. с англ. Г. А. Гош и С. Р. Гош. Тверь.: Тверской инноцентр, 2000. — 98 с.
  8. Бизнес-образование в России. Аналитический справочник (второе издание). М.: КОНСЭКО, 1998. — 480 с.
  9. Ю., Кулагина Н. Управление профессиональным составом экономически активного населения в период до 2000 г.//Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4.
  10. Буев В. В, Афанасьева П. И., Пуденко Т. И. Оценка спроса в области обучения менеджменту. М.: ИСАРП, 1996. — 76 с.
  11. Е.М., Чепуренко А. Ю., Обыдённова Т. Б. Стартовые малые предприятия в российских регионах после кризиса 1998 года: занятость, трудовые отношения и взаимодействие с локальными рынками труда. -М.: Московский общественный научный фонд, 2001. 95 с.
  12. В.П. Организация управления предпринимательской деятельностью в системе дополнительного профессионального образования. Дис. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. СПб., 1996. — 316 с.
  13. В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия//Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 6
  14. Е. Подготовка управленческого персонала для работы за рубежом: Опыт японских корпораций//Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С. 106−110
  15. М. Бизнесменами не рождаются//Люди дела Российский аналитический журнал для деловых людей. — 2002. — № 25−26.
  16. Л., Ковалева Н. Подготовка управленческих кадров в сфере инновационного менеджмента//Человек и труд. 2001. — № 5.
  17. С. Повышение квалификации и переподготовка специалистов для малого предпринимательства//Вестник университета, Серия Социология и управление персоналом, № 1(3) М.: ГУУ, 2001. — С.78−81.
  18. С. Развитие бизнес-образования в регионах//Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления 2002», Вып.5. — М.: ГУУ, 2002. — С.237−240.
  19. С. Система дополнительного профессионального образования в Германии//Проблемы управления персоналом в организациях. Тематический сборник научных трудов. Под ред. А .Я. Кибанова. М.: ГУУ, 2002. — С.15−20.
  20. Джерард Ван Шаик. Как подготовить менеджера XXI века//Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1.
  21. Е. Обучение персонала фирм в бизнес-школах: проблемы и реалии. «Круглый стол» журнала «Управление персона-лом"//Управление персоналом. — 2001. — № 5.
  22. Е.В. Система поддержки малого предпринимательства в Москве. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России//Аналитический сборник. М.: АМИР, ИПИ, 2001 г. — С.76−83
  23. П.В. Карташов. С.А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: «Экзамен», 1999. — 512 с.
  24. Занятость и образование: Бюллетень, выпуск № 1 (февраль-март, 2000 г.). М.: ЦСЗУМ МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 242 с.
  25. Т.П. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус/Юбщественные науки и современность. 1995. — № 1
  26. В.А. Система образования и формирование профессионально-квалификационной структуры рынка труда в переходной экономике России. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Кострома., 1999. -138 с.
  27. В. Международные аспекты и правовое регулирование в области профессионального обучения и развития персонала в странах с развитой рыночной экономикой//Управление персоналом. 2000. — № 5. — С.69−74
  28. В.Ш., Мартеллер B.C., Сошникова Е. А. Муниципальное управление: бизнес-инкубаторы. М.: Логос, 2001. — 60 с.
  29. В.Ш., Рыбин М. В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор// Учебно-практическое пособие. М.: Агроконсалт, 1996. -112 с.
  30. В. Куда податься молодому специалисту? (вузы и рынок тру-да)//Управление персоналом. 2000. — № 2. — 14 дек.
  31. Д.А. Технополисы и технопарки в мировом хозяйстве и особенности их развития в России. Дис. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. -М., 2000. -230 с.
  32. В.А. Методологические аспекты управления качеством подготовки специалистов для малого предпринимательства. Дис. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. М.: 1999. — 405 с.
  33. Кнаупе Ханс-Иоахим. Учебный центр на Мюггельзее отмечает десяти-летие//Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2.
  34. JI.A., Колесников А. Н. Маркетинговые стратегии организаций бизнес-образования, работающих в сфере услуг для предпринимательства и малого бизнеса//Информационно-аналитический вестник. 1997 — № 2−3 — С.66−72
  35. В.Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов в народном хозяйстве. Дис. на соиск. уч. степ, докт. экон. наук. М., 1967. — 465 с.
  36. С.В., Валентинов В. В., Бабунов К. А., Баринова М. Ю., Дёшина С. П., и др. Создание системы информационных ресурсов для решения задач трудоустройства выпускников вузов и научно-педагогических работников: Отчет о НИР. М.: ГАИ, 2002. — 131 с.
  37. С.В., Валентинов В. В., Бабунов К. А., Дёшина С. П., Товбина Ю. Б. и др. Разработка информационно-аналитического комплекса баз данных системы послевузовского образования: Отчет о НИР. М.: ГАИ, 2002. 56 с.
  38. А.В. Управление региональной системой подготовки кадров на основе социального партнерства. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. СПб., 2000. — 227 с.
  39. И. Система делового образования в Великобритании//Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 4. — С.120−121.
  40. К.А., Петрова Н. М. Роль профессиональной подготовки в малом и среднем бизнесе в условиях кризиса//Информационно-аналитический вестник. 1997 — № 2−3 — С.55−60
  41. И. Особенности управления трудом на мелких и средних предприятиях Японии//Проблемы теории и практики управления. -2000. № 6.
  42. А., Рыкова Е., Гривина Е., Гринько В. Профессиональное образование и рынок труда: прямая зависимость//Человек и труд. 2000. -№ 8. — С.44.
  43. И.Е. Формирование системы услуг дополнительного профессионального образования в условиях рынка труда. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. СПб., 2001. — 168 с.
  44. Т.В. Организационно-методические основы создания бизнес-инкубаторов для поддержки малых предприятий в регионах. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 1999. — 199 с.
  45. А.Ю. Соотношение спроса и предложения на региональных рынках бизнес-образования России//Бизнес-образование. 2000. — № 2 (9). — С.137−144.
  46. М. Как повысить отдачу от обучения персонала//Управление персоналом. 2000. — № 11.
  47. В. А. Концептуальные основы формирования системы подготовки кадров для малого предпринимательства: Автореф. дис. докт. экон. наук. М., 1998. — 40 с.
  48. Малое предпринимательство города Москвы за 2001 год//Статистический бюллетень № 18. М.: Московский городской комитет государственной статистики. — 2001.
  49. А. Сложности формирования руководителей среднего и малого бизнеса в России//Проблемы теории и практики управления. -1999. № 3.
  50. А. Кто управляет российскими компаниями?//Еженедельник Экономика и жизнь. 2001. — 23 авг.
  51. Материалы социологического опроса «Малый бизнес в России в 2001 году». М- НДП «Альянс Медиа», СС «Кассандра», 2001. — 24 с.
  52. Т. Стратегия всеобщего контроля качества и обучение персонала в японских фирмах/ЛПроблемы теории и практики управления. -2002.-№ 1.
  53. Межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики на 2001 2003 гг., Приложение к постановлению Правительства Москвы № 755 от 26 сентября 2000 г., — 88 с.
  54. Менеджмент по-русски//Коммерсантъ ВЛАСТЬ (Москва), № 032.
  55. В. Предпринимательство: система обучения//Человеческие ресурсы. 2002. — № 3.
  56. В.Ю. Формирование предпринимательских кадров и развитие делового образования в условиях становления рыночной экономики. Дис. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. М., 1996. — 320 с.
  57. Национальное содружество бизнес-инкубаторов//Бюллетень, под ред. В. Ш. Каганова. М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001. — 56 с.
  58. К.Э. Методологические проблемы прогнозирования общественной потребности в специалистах (опыт социологического исследования по материалам отрасли промышленности). Дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. М., 1975. — 197 с.
  59. А. Французский аналог МВА//Обучение за рубежом. 1999. -№ 2 (3). — февраль.
  60. Организация поддержки малого бизнеса//под ред. В. Ш. Каганова. М.: АМИР, 1996. — 128 с.
  61. Основные итоги сплошной переписи малых предприятий Москвы. М.: Московский городской комитет государственной статистики, 2001. — 23 с.
  62. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие//Под рук. и ред. А. Г. Новицкого, В. В. Скрябина. М., Про-Пресс, 2000. — 368 с.
  63. А.И. Подготовка подростков к предпринимательской деятельности//Школа и производство. 1999. — № 3. — С.68−72о
  64. X. И. Значение «человеческого фактора» для малых и средних предприятий//Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2.
  65. Подготовка кадров для малого бизнеса/УОрганизация. Учебные программы. Методическое обеспечение. М.: Агроконсалт, 1997. — 176 с.
  66. Подготовка кадров для рыночной экономики: планы, программы, технологии. М.: Академия менеджмента и рынка, 2000. — 200 с.
  67. Т.Д. Смена приоритетов и качественное образование -требование будущего//Бизнес-образование. 2000. — № 2 (9). — С. 148 153.
  68. Положение «Об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения». Приложение к Постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2000 г. № 3/1
  69. Постановление Госкомстата России от 08 июля 2002 года № 152 «О предоставлении отчета по форме федерального государственного статистического наблюдения за повышением квалификации и профессиональной переподготовки специалистов 1-пк».
  70. Постановление Правительства Москвы от 04.02.2003 г. № 56-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2002 года»
  71. Постановление Правительства РФ «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 07.03.95 № 224
  72. Ф.Т. Основы политики на рынке труда в переходный период. Государственная политика на российском рынке труда. Реалии и пер-спективы//Сборник статей. Под общ. ред. Л. Ю Ельцовой. М.: Экономика, 2001. -С.9−89.
  73. М. Первая Европейская академия предпринимательства в Германии//Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3.
  74. JI.O. Проблемы социального развития персонала в малом и среднем бизнесе//Проблемы управления персоналом в организациях. Тематический сборник научных трудов. Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ГУУ, 2002.-С.113−117.
  75. Россия в цифрах. М.: Госкомстат. — 2002. — 398 с.
  76. Рынок труда и доходы населения//под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие. М.: Филинъ, 1999. — 280 с.
  77. Рынок труда/В.Н. Бобков, Б. Д. Бреев и др.- под ред. B.C. Буланова и Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2000. — 448 с.
  78. А.Я., Зуев В. М., Галаган А. И., Джалалов С. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория, методология, практика) М.: НИИВО, 1999. — 192 с.
  79. А.Н. Совершенствование механизмов формирования и развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (на примере Приморского края). Автореф. дис. канд. экон. наук. Владивосток, 2002. — 23 с.
  80. М.Н. Дополнительное профессиональное образование как условие становления малого предпринимательства. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Казань, 1999. — 191 с.
  81. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М.: ГАИ, 2002.- 520 с.
  82. В.В. Особенности и организационные формы подготовки кадров для малого предпринимательства. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 1996, — 146 с.
  83. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Ве-ликобритании//Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С.15−19
  84. В.П., Загорский В. А., Горшенина М. В. Проблемы региональной политики в области качества дополнительного образования//Тез. докл. Вторая конф. «Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания». М.: МАПДО, 2001. — С.130.
  85. Тезисы докладов 2-й конференции Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания. М.: МАПДО, 2001. — 184 с.
  86. Технопарки и инновационно-технологические центры России//под ред. В. Е. Шукшунова. М.: Ассоциация Технопарк, 2000. — 164 с.
  87. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610.
  88. Ю.А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2001. — 165 с.
  89. Труд и занятость в России: Статистический сборник. М.: Госкомстат, 1999. 545 с.
  90. Управление персоналом. Энциклопедический словарь/под ред. А.Я. Ки-банова. М.: Инфра-М, 1998. — 453 с.
  91. Услуги по организации бизнес-тренингов в России. Аналитический справочник (второе издание). М.: КОНСЭКО, 1998. — 352 с.
  92. Федеральный закон «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ
  93. Е.А. Развитие межотраслевой системы повышения квалификации в рамках государственного вуза//Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2002. — Вып.1. — М.: МАПДО, ИПК госслужбы — С. 20.
  94. В. Главное в профобразовании качество подготовки специалистов//Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2
  95. С.Р. Метод обучения действием в бизнес-образовании//Инновации в российском образовании. Дополнительное профессиональное образование 2001. М.: МГУП, 2001. — С. 105−117.
  96. Ханс Георг Гемюнден, Эльмар Д. Конрад. Поведение предпринимателя при создании нового предприятия как важный фактор успе-ха//Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 3.
  97. И. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии// Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5.
  98. А.А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 1998. — 130 с.
  99. А.Ю., Обыдённова Т. Б. Социально-трудовые отношения в российском малом предпринимательстве и возможности государственной политики. Итоговый отчет по проекту. М.: Московский общественный научный фонд, 1999, — 85 с.
  100. С.Ю. Подготовка и переподготовка кадров в условиях становления рынка труда в России. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. -М., 1995.- 139 с.
  101. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М.: Экономика, 1997. — 352 с.
  102. Ф. Социология образования: прикладные исследования. М.: Academia, 2001. — 463 с.
  103. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т.//под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
  104. И.А. Функциональные компоненты системы управления самостоятельной занятостью граждан на уровне региона//Проблемы управления персоналом в организациях. Тематический сборник научных трудов. Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ГУУ, 2002. — С. 169−173.
  105. С.И., Дёшина С. П. Бизнес-инкубатор как новый тип образовательной структуры//Проблемы управления персоналом в организациях. Тематический сборник научных трудов. Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ГУУ, 2003.-С. 192−197.
  106. Buttler F., Stoob F. Europaischer Wirtschaftsraum wachsender Qualifika-tionsbedarf. In: Schlaffke, W. (Hrsg.): Qualifizierter Nachwuchs fur Europa, Koln, 1992.
  107. Bygrave W.D., Hofer C.W. Theorizing about Entrepreneur-ship//Entrepreneurship Theory and Practice Baylor-University, Waco. -1991. — P.13 — 22.
  108. Cattell R.B. Die empirishe Erforschung der Personlichkeit. -Weinheim/Basel. 1973.
  109. J. Hanns Pichler, Hans Jobst Pleitner, Karl-Heinz Schmidt (Hrsg.). Management in KMU: die Fiihrung von Klein- und Mittelunternehmen. 3. Aufl. — Bern, Stuttgart, Wien. — Haupt. — 2000.
  110. Tessaring M. Das Duale System der Berufsausbildung in Deutsche Attrak-tivitat und Beschaftigungsperspektiven. In: Mittelkmgen aus Arbeitsmarkt-und Berufsforschung, 26 (1993) 2. S. 131−161,136.
  111. Vgl. Zedler R. Kosten und Nutzen der betrieblichen Ausbildung. In: Informationen zur beruflichen Bildung. Register 10, vom 27.10.1993. Koln, 1993.
  112. Обучение предпринимателей за рубежом
  113. СТРАНА УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
  114. США 1. Бизнес-школы при университетах 2. Независимые школы бизнеса 3. Центры подготовки предпринимателей 4. Бизнес-инкубаторы 5. Фонды развития предпринимательства 6. Торговые палаты
  115. Франция 1. Бизнес-школы при университетах 2. Специализированные центры последипломного обучения по бизнесу и менеджменту 3. Бизнес-инкубаторы 4. Торгово-промышленные палаты и отраслевые федерации
  116. Информационно-телекомунникационные технологии 15,70%1. Менеджмент 11,78%
  117. Бухгалтерский учет, анализ и аудит 10,81%
  118. Техника и технологии 7,45%
  119. Педагогика и психология 7,28%
  120. Государственное и муниципальное управление 4,97%1. Правоведение 4,85%
  121. Управление персоналом 3,89%
  122. Всего обучено по приоритетным направлениям: 114 тыс. человек1. Санкт-Петербург
  123. Педагогика и психология 18,60%
  124. Информационно-телекоммуникацио нные технологии 15,58%
  125. Техника и технологии 8,86%1. Менеджмент 7,50%
  126. Государственное и муниципальное управление 6,84%
  127. Бухгалтерский учет, анализ и аудит 6,27%
  128. Новые транспортные технологии 5,33%
  129. Управление персоналом 3,98%
  130. Всего обучено по приоритетным направлениям: 44 тыс. человек1. Владивосток
  131. Техника и технологии 33,20%
  132. Государственное и муниципальное управление 18,82%
  133. Проблемы малого предпринимательства 9,29%1. Менеджмент 7,74%
  134. Бухгалтерский учет, анализ и аудит 5,90%
  135. Информационно-телекоммуникационные технологии 5,52%
  136. Экология и рациональное природопользование 4,23%
  137. Управление персоналом 2,16%
  138. Всего обучено по приоритетным направлениям: 5 тыс. человек1. Екатеринбург
  139. Педагогика и психология 19,78%
  140. Новые транспортные технологии 18,75%
  141. Промышленная безопасность 17,71%
  142. Управление качеством 7,81%
  143. Информационно-телекоммуникационные технологии 5,82%1. Менеджмент 5,72%
  144. Техника и технологии 5,26%
  145. Управление персоналом 2,45%
  146. Всего обучено по приоритетным направлениям: 22 тыс. человек1. Нижний Новгород
  147. Информационно-телекоммуникационные технологии 13,61%
  148. Бухгалтерский учет, анализ и аудит 12,43%
  149. Налоги и налогообложение 11,67%
  150. Государственное и муниципальное управление 8,88%
  151. Управление персоналом 7,85%1. Менеджмент 6,00%
  152. Проблемы малого предпринимательства 5,60%
  153. Управление собственностью 4,45%
  154. Всего обучено по приоритетным направлениям: 9,5 тыс. человек1. Новосибирск
  155. Информационно-телекоммуникационные технологии 16,43%
  156. Экономическая и социальная политика 13,27%
  157. Педагогика и психология 10,98%
  158. Бухгалтерский учет, анализ и аудит 10,43%
  159. Производственные технологии 9,53%
  160. Новые транспортные технологии 9,31%1. Менеджмент 9,01%
  161. Управление персоналом 1,53%
  162. Всего обучено по приоритетным направлениям: 11,5 тыс. человек1. Ростов-на-Дону
  163. Педагогика и психология 39,10%
  164. Техника и технологии 10,60%
  165. Космические и авиационные технологии 9,43%
  166. Бухгалтерский учет, анализ и аудит 8,86%
  167. Информационно-телекомунникационные технологии 8,80%1. Менеджмент 5,00%
  168. Налоги и налогообложение 3,70%
  169. Управление персоналом 2,58%
  170. Всего обучено по приоритетным направлениям: 22,2 тыс. человек
  171. В динамике эти проблемы характеризуются следующей таблицей:
  172. Примечание: Допускалось несколько ответов. В скобках даны усредненные результаты опросов, проведенных в предыдущие годы.
  173. По результатам опроса, проведенного в 2001 году, выяснились следующие перспективы спроса на информацию со стороны предпринимателей (таб.):
  174. Удовлетворенность предпринимателей различными сторонами жизни (По результатам опросов за несколько лет)
  175. Полностью Частично Нет Трудно сказать1. Работой 38% 48% 4% 10%
  176. Уровнем квалификации 21% 49% 11% 19%1. Досугом 4% 27% 40% 29%
  177. Материальным положением 4% 36% 42% 18%
  178. Состоянием здоровья 18% 47% 14% 21%
Заполнить форму текущей работой