Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Vi-метод исследования процесса функционирования СМО с сетевой структурой на основе имитационного моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. С развитием технического прогресса появилась необходимость в изучении и анализе систем, обладающих сложной структурой и разветвленной функциональностью, что делает актуальным проведение экспериментов с целью анализа эффективности структуры системы, оптимальности ее функционирования и других параметров. Прогрессирующая сложность инициирует развитие такого процесса исследования, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ целей, задач и методов моделирования систем массового обслуживания
    • 1. 1. Основы моделирования систем массового обслуживания
    • 1. 2. Аналитический подход к моделированию. Трудности практического применения аналитического подхода
    • 1. 3. Имитационный подход к моделированию. Проблемы использования имитационных моделей
    • 1. 4. Постановка задачи исследования
    • 1. 5. Основные результаты
  • Глава II. VI — метод моделирования СМО с сетевой структурой
    • 2. 1. Основы концепции Vi — метода
    • 2. 2. Основы формализации модели в рамках Vi-метода
    • 2. 3. Оценка параметров эффективности функционирования моделируемой системы
    • 2. 4. Основные результаты
  • Глава III. Программный комплекс имитационного моделирования систем массового обслуживания «КИМСМО»
    • 3. 1. Организация информационного фонда. Выбор структуры хранения данных
    • 3. 2. Основные концепции графического пакета визуального моделирования
    • 3. 3. Структура системы «КИМСМО». Формализация основных модулей системы
    • 3. 4. Проведение модельного эксперимента
    • 3. 5. Методика обработки статистической информации
    • 3. 6. Встроенные функции комплекса «КИМСМО». Законы распределения
    • 3. 7. Основные результаты

Vi-метод исследования процесса функционирования СМО с сетевой структурой на основе имитационного моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. С развитием технического прогресса появилась необходимость в изучении и анализе систем, обладающих сложной структурой и разветвленной функциональностью, что делает актуальным проведение экспериментов с целью анализа эффективности структуры системы, оптимальности ее функционирования и других параметров. Прогрессирующая сложность инициирует развитие такого процесса исследования, как моделирование, представляющего собой активный, эффективный и эволюционирующий инструмент исследования.

Возрастающие объемы перерабатываемой информации подчеркивают необходимость создания специализированных средств моделирования, основополагающим назначением которых является эргономичность, компактность представления информации и высокая скорость ее обработки при условии повышения надежности, гибкости, адаптивности и простоты модификации. Динамика развития современных вычислительных средств делает актуальной смещение акцентов исследовательской деятельности из области функционально-параметрического синтеза в область исследований, связанную с проблемой наглядности, легкости восприятия и достоверности представления информации для пользователя.

Рост промышленного производства, развитие средств вычислительной техники, современные научные концепции компьютерного моделирования актуализируют использование такого подхода, как имитационное моделирование, которое основывается на применении класса специализированных языков, использующих методы структурного и модульного программирования, проектирования, средства поддержки формального и неформального описания системных требований и спецификаций.

Исследования показывают, что существующие на сегодняшний день языки имитационного моделирования ориентированы на ограниченный круг решаемых задач. Отсюда вытекает проблема создания нового программного средства, удовлетворяющего не только непосредственно требованиям оптимального создания и реализации имитационных моделей для сложных структур из разнородных элементов, но и возможности использования этих программных средств широким кругом пользователей.

При этом актуальность решения данной проблемы определяется:

1. Недостаточной проработанностью обобщения разноаспектных методов обработки и анализа результатов моделирования;

2. Узкой специализацией языков имитационного моделирования, ориентированных на решение определенного класса задач;

3. Сложностью использования существующих программных средств имитационного моделирования не специалистами в области программных разработок;

4. Отсутствием высокоэффективных инструментальных средств поддержки имитационного моделирования, основанных на применении концепций объектно-визуального проектирования, использующих обобщающие концепции инкрементного и событийного подходов и поддерживающих схемы организации приоритетного обслуживания.

Цели и задачи исследования. Целью работы является увеличение эффективности процесса разработки имитационных моделей СМО с сетевой иерархической структурой на основе создания Vi — метода, включающего методику визуального конструирования предметной области на базе графического представления, формально-статистического аппарата анализа и обработки результатов моделирования. Эта цель достигается решением следующих частных задач:

1. Анализ методов, методик, моделей представления СМО и обобщение их в едином подходе визуального представления предметной области;

2. Разработка метода синтеза и анализа структурно-графического представления моделей, основанного на их топологической (структурной) компоновке;

3. Разработка для моделируемых систем критериев функционирования, которые позволяют осуществить качественный и количественный анализ системотехнических решений;

4. Разработка синтаксиса, семантики и прагматики Vi — модели визуального представления СМО;

5. Создание инструментального программного средства поддержки имитационного моделирования на основе визуального конструирования имитационных моделей, обеспечивающего автоматизацию сквозного процесса моделирования сетевых СМО и возможность оценки результатов моделирования.

Методы исследований. В работе использованы методы теории имитационного моделирования, теории множеств, теории логического проектирования, теории графов, системного анализа, теории знаний и баз данных.

Научная новизна.

1. Разработан Vi — метод визуального проектирования имитационных моделей, позволяющий представлять СМО с сетевой структурой, учитывающий особенности предметной области, архитектурной компоновки элементов модели, обеспечивающий эффективное человеко-машинное взаимодействие и основанный на концепциях построения структурных графов;

2. Предложено описание алгоритмов формализации объекта моделирования и среды моделированияпредложена схема объединения инкрементного и событийного подходов организации вычислений и описание моделей функционирования многоканальных сетевых СМО при наличии нескольких источников потоков заявок, с использованием различных дисциплин организации очереди, при возможности проведения одиночного, группового или смешанного обслуживания и организации приоритетного обслуживания, с использованием относительных и абсолютных приоритетов;

3. Разработана методика представления и обработки результатов моделирования, позволяющая манипулировать различными формами представления статистической информации;

4. Создан инструментарий в составе методического, алгоритмического и программного обеспечения, обеспечивающий поддержку процесса моделирования СМО от постановки задачи исследования до анализа полученных статистических результатов моделирования;

Практическая ценность. В результате исследований создан инструментальный программный комплекс имитационного моделирования систем массового обслуживания («КИМСМО»). Данный инструментальный комплекс позволяет исследовать разноаспектные СМО с сетевой структурой, повысить качество проектирования моделей, сократить временные и стоимостные затраты на организацию процесса моделирования и анализ его результатов. С использованием инструментального комплекса были проведены работы по разработке и внедрению ряда имитационных моделей в различных коммерческих и государственных предприятиях. Практическая значимость подтверждается соответствующими актами внедрения.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались автором и обсуждались на международной научно-технической конференции «ТРАСКОМ 97», проходившей в СПГУВК в 1997 г. и «ТРАСКОМ 98», проходившей в СПГУВК в 1998 г.- научно-методической конференции, посвященной 190-летию транспортного образования, проходившей в СПГУВК в 1999 г. и международной конференции по информационным сетям и системам «ICINAS-2000», проходившей в СПГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича в 2000 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ, (из них 6 научных статей и 4 — тезисы к докладам на конференциях).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы. Состоит из 163 страниц, 68 рисунков, 25 таблиц.

4.4. Основные результаты.

1. На базе комплекса «КИМСМО» разработана имитационная модель «Управление грузоперевозками». Анализ результатов моделирования позволяет оценить изменение объемов грузоперевозки в зависимости от количества и состава транспортного флота. Определено минимальное количество судов, позволяющее осуществить максимальной объем перевозки груза за определенный временной интервал.

2. На базе комплекса «КИМСМО» разработана имитационная модель прохождения судами участка водного пути, оборудованного двумя шлюзами «Управление шлюзованием». Проанализированы результаты моделирования функционирования шлюзов при реализации различных механизмов обслуживания: шлюзование группы судов начинается при полном заполнении шлюзашлюзование начинается для группы судов, сформированных на текущий момент.

3. На базе комплекса «КИМСМО» разработана имитационная модель «Функционирование центра занятости населения». Проанализированы результаты моделирования двух схем организации функционирования ЦЗН: с выделением отдельных специалистов отдела трудоустройства для проведения первичного приема безработных и при совмещении специалистами функций проведения повторного и первичного приема.

4. Применение комплекса «КИМСМО» позволило промоделировать функционирование вышеуказанных систем, оценить результаты применения различных схем организации процесса обслуживания и определить оптимальную конфигурацию систем, в соответствии с выбранными критериями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационная работа посвящена имитационному моделированию СМО с сетевой структурой на основе создания визуального метода структурно-графического представления и формального исследования моделей, позволяющего путем манипулирования структурно-графическими спецификациями задавать сложную сетевую иерархическую архитектуру моделируемых объектов.

В процессе исследовательской работы был проведен анализ целей, задач и методов моделирования, рассмотрены основы методологии моделирования СМО, отмечены достоинства и недостатки аналитического и имитационного моделирования, выделены основные методы организации вычислений, проведен обзор и сравнительный анализ различных специализированных языков имитационного моделирования. Рассмотрены вопросы, посвященные разработке теоретических основ концепции Vi — метода моделирования, в том числе, созданию методики формализации моделируемого объекта, моделей анализа правильности формализации объекта, схем организации среды моделирования, анализа и обработки результатов. Проведено описание разработанного инструментального комплекса «КИМСМО», являющегося практической реализацией предложенного Vi — метода моделирования, рассмотрены технические детали реализации основных подсистем, из которых состоит данный инструментальный комплекс, описана поэтапная методика проведения модельного эксперимента с использованием инструментального комплекса «КИМСМО» и методика обработки статистической информации. По предложенной методике проведена формализация ряда задач. Использование инструментального комплекса «КИМСМО» позволило сократить временные затраты на разработку и анализ имитационных моделей примерно на 25−30% для специалистов, имеющих навыки использования специализированных средств имитационного моделирования, и сократить примерно в 2−3 раза временные затраты, связанные с обучением пользователей, ранее не использовавших средств моделирования и не являющихся профессионалами в области программирования.

В процессе диссертационного исследования были получены следующие научно-практические результаты:

1. Разработано высокоэффективное инструментальное средство поддержки имитационного моделирования — Vi — метод — на основе структурно-графического представления имитационных моделей с применением концепций объектно-визуального проектирования.

2. Разработаны методы и критерии формализации исследуемой системы, созданы микромодели четырех типов (Поток, Устройство-Накопитель, Таймер, Узел), позволяющие формализовать структуру имитационной модели.

3. Определены алгоритмы формализации девяти классов объектов (Вход, Сервис, Выход, Старт, Путь, Копия, Слияние, Встреча, Изменить), используемых для проектирования имитационных моделей.

4. Созданы методики организации процесса имитации функционирования системы, обеспечивающие симбиоз событийного и инкрементного подходов к организации вычислений при имитационном моделировании.

5. Разработан многофункциональный инструментарий для обработки результатов моделирования на основе анализа и документирования статистической информации моделируемой системы (таблиц, диаграмм, графиков и т. д.).

6. Создан инструментальный программный комплекс «КИМСМО», поддерживающий реализацию методики визуального проектирования и обеспечивающий автоматизацию сквозного процесса моделирования сетевых СМО и возможность оценки результатов моделирования.

7. На базе комплекса «КИМСМО» разработан ряд имитационных моделей:

• «Управление грузоперевозками»;

• «Управление шлюзованием»;

• «Функционирование центра занятости населения».

8. Применение комплекса «КИМСМО» позволило промоделировать процесс функционирования вышеуказанных объектов, оценить результаты применения различных схем организации процесса обслуживания и определить оптимальные параметры функционирования моделируемых объектов в соответствии с выбранными критериями. Применение и эксплуатация комплекса «КИМСМО» продемонстрировала эффективность предложенного Vi-метода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Спецификация программ: понятийные средства и их организация. Новосибирск: Наука, 1990. — 224 с.
  2. И.Н. Моделирование вычислительных систем. Л.: Машиностроение, 1988. — 223 с.
  3. .А., Голоскоков П. Г. Методы оптимизации и исследования операций наречном транспорте. М.: Транспорт, 1975. — 160 с.
  4. В.А. Управление грузовыми перевозками на водном транспорте / Учеб. пособие. СПб.: СПбГУВК, 1997. — 268 с.
  5. В.А., Бутов А. С., Буянова Л. Н. Технико-технологическое нормирование на водном транспорте / Учебное пособие. СПб.: СПбГУВК, 1997. -142с.
  6. А.А., Костина Н. И., Яровицкий Н. В. Имитационные модели в экономике. Киев: Наукова Думка, 1978. 241 с.
  7. А.С. Исследование операций в транспортных системах: идеи и схемы методов оптимизации планирования. М.: Мир, 1992.
  8. Ш. П., Митиашвили А. А., Легостаев В. А. Экономика внутреннего водного транспорта: Учебник для ВУЗов водного транспорта.- 2-е изд. М.: Транспорт, 1983. -463 с.
  9. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1969. 356 с.
  10. А.С. Имитационное моделирование работы флота и портов. Конспект лекций. Л.: ЛИВТ, 1975.
  11. А.С. Имитационное моделирование работы флота на ЭВМ. М.: Транспорт, 1985. — 110 с.
  12. А.С. Описание алгоритма, моделирующего работу транспортного флота: Тр. ЛИВТ, вып. 134. Л.: Транспорт, 1972. с. 44 55.
  13. А.С. Принципы разработки математической модели работы флота: Тр. ЛИВТ, вып. 130. Л.: Транспорт, 1970. с. 54 63.
  14. А.С., Кока Н. Г. Имитационное моделирование работы флота на ЭВМ. -М.: Транспорт, 1987. 111 с.
  15. А.С., Свиридов С. П. Одномерная оптимизация параметров транспортного процесса в задачах моделирования на ЭВМ: Тр. ЛИВТ, вып. 170. Л.: Транспорт, 1980. с. 38 -42.
  16. В.В. Проектирование структур данных в промышленном производстве., М.: МИФИ, 1985. 112 с.
  17. A.M. Один из подходов к выбору средств проектирования баз данных и приложений. //"СУБД". 1995. — № 3.
  18. Е.С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972. — 551 с.
  19. Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. -М.: Наука, 1980. 209с.
  20. Е.Н. Управление системой обслуживания судов в портах. М.: Транспорт, 1983. — 208 с.
  21. Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1987. — 68 с.
  22. В.М., Стогний А. А., Афанасьев В. Н. Автоматизированные информационные системы. -М.: Знание, 1973. 64 с.
  23. . В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. 2-ое изд. М.: Наука, 1987. — 336 с.
  24. .М. Принципы построения автоматизированных систем управления. Красноярск: ГАЦМиЗ, 1995. — 84 с.
  25. Л.И. и др. Макетирование, проектирование и реализация диалоговых информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1993. — 320 с.
  26. С.П., Селезнева Н. Н. Экономика водного транспорта: Учебник для ВУЗов водного транспорта. М.: Транспорт, 1991. — 276 с.
  27. Дал У., Мюрхауг Б., Нюгорд К. Универсальный язык моделирования. М.: Мир, 1969.- 316 с.
  28. Дж. Экономические методы / Пер. с англ. М.: Статистика, 1980, 315 с.
  29. К. Введение в системы базы данных. М.: Наука, 1990. — 194 с.
  30. Я., Кнут Е. Автоматизированные методы спецификации. М.: Мир, 1989. — 115 с.
  31. В.А., Советов Б Л. Анализ структур автоматизированного управления: Учеб. пособие / Под. ред. Б. Я. Советова. Д.: ЛЭТИ, 1985. — 79 с.
  32. А.А., Власова Е. А. Имитационное моделирование в экономических информационных системах. М.: МЭСИ, 1996. — 108 с.
  33. С.М., Михайлов Г. А. Статистическое моделирование. М.: Наука, 1982. — 276 с.
  34. Имитационное моделирование производственных систем. М.: Машиностроение, 1983. 415 с.
  35. А.П. Организация работы флота и портов. М.: Транспорт, 1966. -528 с.
  36. А.П., Суворов B.C., Щепетов В. К. Управление флотом и портами: Учебник для ВУЗов / Под ред. А. П. Ирхина. М.: Транспорт, 1986. — 392 с.
  37. А.П. Технология и организация перегрузочных работ. М.: Транспорт, 1974. — 382 с.
  38. Г. Н. Методы и средства системного структурного анализа и проектирования. М.: Издательство Московского Университета, 1996. — 59 с.
  39. Д., Штойян Д. Методы теории массового обслуживания. Пер. с нем. / Под ред. Г. П. Климова. М.: Радио и связь, 1981. — 128 с.
  40. Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. М.: Статистика, 1978. — 221с.
  41. JI. Теория массового обслуживания. Пер. с англ. / Под ред. И. И. Грушко. М.: Машиностроение, 1979. — 432 с.
  42. JI. Вычислительные системы с очередями. Пер. с англ. / Под ред. Б. С. Цыбакова / М.: Мир, 1979. 600 с.
  43. Г. П., Мишкой Г. К. Приоритетные системы обслуживания с ориентацией. М.: Изд-во Московского Университета 1979. — 223 с.
  44. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1990. — 544 с.
  45. Н.Е. Основы экономической кибернетики. М. Экономика, 1969. — 255 с.
  46. Н.Е., Майминас Е. З., Смирнов А. Д. Введение в экономическую кибернетику. М.: Экономика, 1975. — 343 с.
  47. Д.Р., Смит Т. К., Уолтер Л. А. Теория очередей. М.: Мир 1966. — 218 с.
  48. А.А., Финкелыптейн Ю. Ю. Дискретное программирование. М.:1. Наука, 1969.-368 с.
  49. Ю.М. Математические основы кибернетики. М.: Энергия, 1972. — 376 с.
  50. А.Е., Шаньгин В. Ф. Организация и обработка структур данных в вычислительных системах. -М.: Высшая школа, 1987. 248 с.
  51. P.M. Технологии баз данных на персональных ЭВМ. М.: Финансы и статистика, 1992. — 224 с.
  52. Ю.Н., Кузубов В. И., Волощенко А. Б. Математическое программирование. М.: «Высшая школа», 1976. — 352 с.
  53. А.Л., Мальц Э. А. Статистическое моделирование систем массового обслуживания. М.: Советское радио, 1978. 248 с.
  54. В.В. Проектирование программных средств. М.: Высшая школа, 1990. — 303 с.
  55. ., Гатег Ж. Использование абстракций и спецификаций при разработке программ: Пер. с англ. С. А. Жигалкина и др. М.: Мир, 1989. — 424 с.
  56. Г. Надежность программного обеспечения: Пер. с англ. Ю.Ю. Га-лимова под ред. В. Ш. Кауфмана. М.: Мир, 1980. 360 с.
  57. .Н. Информационные системы и структуры данных. М.: Статистика, 1980. — 199 с.
  58. А.Г. и др. Модели и методы проектирования информационного обеспечения АСУ. -М.: Статистика, 1978. 221 с.
  59. Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. -М.: Метатехнология, 1993.
  60. Математика и кибернетика в экономике / Словарь-справочник, 2-е изд. М.: Экономика, 1975.
  61. Моделирование хозяйственных процессов. / Под ред. И. В. Котова. Л.: ЛГУ, 1990.
  62. В.И. Организация работы и управления морским транспортом. -М.: Транспорт, 1982. 343 с.
  63. B.C. Экономико-математические методы и модели. М.: Мысль, 1965.-478 с.
  64. Ф.И. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. -367 с.
  65. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа. Томск: Издательство HTJ1, 1997. — 396 с.
  66. В.А., Скалов К. Ю., Усков Н. С. Моделирование транспортных систем. М.: Транспорт, 1972. 208 с.
  67. В.И., Воронина Е. Д. Теоретические основы организации и анализа выборочных данных в эксперименте. Д.: ЛГУ, 1979. — 232 с.
  68. В.М. Имитационное моделирование транспортных систем: Учебное пособие. СПб.: СПбГУВК, 1998. — 186 с.
  69. В.М. Моделирование экономических процессов. Конспект лекций. СПб.: СПбГУВК, 1997. — 173с.
  70. Положение по организации профобучения N 2135 от 24.02.00.
  71. Постановление об утверждении порядка регистрации безработных N 778 от 09.07.99.
  72. Правила технической эксплуатации судоподъемных сооружений / Мин-во мор. флота СССР. М.: Мортехинформреклама, 1990. — 64 с.
  73. В. Модели, базы данных и СУБД в информационных системах. -М.: Вычислительный центр РАН, 1996. 81 с.
  74. Программный комплекс «Автоматизация деятельности территориальных органов по вопросам занятости населения». Руководство пользователя. / Изд. 2-е, перераб. СПб.: Эрви, 2001. — 690 с.
  75. Программный комплекс «Автоматизация деятельности территориальных органов по вопросам занятости населения». СПб.: Эрви 1998. — 523 с.
  76. А.Ю. Введение в системы управления базами данных. Часть 1. Реляционная модель данных: Учебное пособие. Уфа.: Башкирский ун-т, 1999. — 108 с.
  77. С.М. Экономико-математические методы оптимального планирования работы речного транспорта. М.: Транспорт, 1988. — 253 с.
  78. Т. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения. / Пер. с англ. / Под ред. И. Н. Коваленко. М.: Советское радио, 1965 г., 509 с.
  79. В.И. Математические методы оптимального планирования работы флота и портов. М.: Транспорт, 1969. — 168 с.
  80. М., Тхуласираман К. Графы, сети и алгоритмы. М.: Мир, 1984. -454с.
  81. Г. Н., Кока Н. Г. Описание математической модели обслуживания грузовыми теплоходами группы грузопотоков: Тр. ЛИВТ, вып. 134. Л.: Транспорт, 1972. с. 95 102.
  82. .Я. АСУ. Введение в специальность. М.: Высшая школа., 1989. -128 с.
  83. Б. Я. Яковлев С.А. Моделирование систем. Л.: ЛЭТИ, 1991. — 125 с.
  84. O.K. Системы массового обслуживания: Текст лекций. С-Пб.: СПбГУВК, 1993. — 120 с.
  85. М.А., Ляхов К. С. Организация движения флота. М.: Транспорт, 1985.-287 с.
  86. X. Введение в исследование операций: В 2-х книгах. Пер. с англ. / Под ред. В. Я. Алтаева. М.: Мир, 1985. — 496 с.
  87. Туо Дж. Сравнение четырех пакетов имитационного моделирования // Ком-пьютеруик. 1995. — № 35.- с.35−36, 55.
  88. А.И. Системный анализ и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  89. Федеральный Закон о занятости населения в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.04.96 N Зб-ФЗ, от 30.04.99 N 85-ФЗ, от 17.07.99 N 175-ФЗ, с изменениями в соответствии с ФЗ от 07.08.2000 N 122-ФЗ).
  90. В.В. Автоматизация логического моделирования программного обеспечения с применением формального аппарата семантических систем. -СПб.: Энергоатомиздат, С-Пб отделение, 2000. 290 с.
  91. В.В. Автоматизация логического моделирования ПО с применением формального аппарата семиотических систем. СПб.: Энергоатомиздат, 2000. -250 с.
  92. В.В. Методы проектирования программных систем. СПб:1. СПбГУВК, 1996. 70 с.
  93. В.Н. Информационные системы. Л.: Машиностроение, 1988. -127с.
  94. Д., Лоховски Ф. Модели данных. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1985. — 344 с.
  95. Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М.: Мир, 1978.
  96. С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях. Киев: Диалектика, 1993.
  97. Т.Дж. Моделирование на GPSS. Пер. с. англ. / Под ред. М. А. Файнберга / М.: Машиностроение, 1980. 592 с.
  98. Н.И., Кархов А. Н. Математические методы программирования в экономике. М.: Статистика, 1974. 144 с.
  99. А.Г. Моделирование и оптимизация режима работы перевалочного узла: Тр. ЛИВТ, вып. 134. Л.: Транспорт, 1972. с. 62- 75.
  100. В.К. Техническое нормирование работы грузовых судов и прча-лов. М.: Транспорт, 1990. — 213 с.
  101. Экономико-математические модели. / Под ред. акад. Н. Федоренко. М.: Мысль, 1969. — 512 с.
  102. Экономико-математические методы и модели в управлении морским транспортом. / Под ред. Воевудского Е. Н. М.: Транспорт, 1988.
  103. Экономическая кибернетика на водном транспорте / Б. А. Атлас, А. С. Бутов, Н. И. Волков, П. Г. Голоскоков, O.K. Ступин. / Учебник для институтов водного транспорта. М.: Транспорт, 1978. — 280 с.
  104. Boehm B.W. A Spiral Model of Software Development and Enhancement. -ACM SIGSOFT Software Engineering Notes, Aug. 1986.
  105. Jaiswal N.K. Priority queues. Academic Press, 1984. — 280 c.
Заполнить форму текущей работой