Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние трансформации политического режима на внешнюю политику: пример ЮАР 1982-2002 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третью группу источников входят работы ведущих отечественных и зарубежных теоретиков и политологов, занимающихся исследованием данного региона и происходящих в нем перемен. К сожалению, в советской историографии исследуемый период не очень хорошо освещен, существует лишь небольшое количество работ, посвященных данной теме. Среди них необходимо выделить работу Притворова А.В.4 Книга посвящена… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Апартеид как социально-политический феномен
    • 1. 1. Природа апартеида и формы его проявления
    • 1. 2. Влияние апартеида на социально-политическую жизнь общества
    • 1. 3. Экономика страны в годы апартеида
  • ГЛАВА II. Трансформация политического режима ЮАР 1982−2002гг
    • 2. 1. Роль международного сообщества в борьбе с апартеидом и третья волна глобальной демократизации
    • 2. 2. Специфика расистских режимов (от П. В. Бота до Ф. де Клерка)
    • 2. 3. Общие закономерности демократизации и политическая жизнь современной ЮАР
  • ГЛАВА III. Южная Африка в международной политике
    • 3. 1. Период апартеида
    • 3. 2. Современная политика и международные приоритеты
    • 3. 3. Российско-Южноафриканское сотрудничество
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Влияние трансформации политического режима на внешнюю политику: пример ЮАР 1982-2002 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется целым рядом факторов. На рубеже веков человечество вступает в новую фазу развития международных отношений. Она характеризуется расширением и углублением международного экономического, политического и культурного сотрудничества, активизацией процессов интернационализации и глобализации. Мировое сообщество стремится к большей интеграции, большей предсказуемости, совместным эффективным действиям по борьбе с угрозой терроризма и проблемами нищеты, загрязненности окружающей среды и эпидемий мирового масштаба.

В условиях сложившейся многогранности задач и вопросов, стоящих перед мировым сообществом, особое внимание уделяется регионам и странам, переживающим трансформационный процесс, и стоящим на пути экономического и политического распутья. Ни для кого не секрет, что Африканский континент является одним из крупнейших в мире, а ЮАР — одним из крупнейших государств на юге Африки. После периода необходимой для борьбы с апартеидом изоляции Южная Африка вновь признана Организацией Объединенных Наций как полноценный, активный и равный член Содружества Наций. В 1994 г. Южноафриканская Республика берет официальный курс на демократизацию политического режима и установление равных прав для всех граждан страны вне зависимости от расы и национальной принадлежности. Политика расовой сегрегации вместе с доктриной апартеида уходят в прошлое. Вместе с этим Претория пересматривает свою роль в международном сообществе и выбирает курс на мирное сосуществование в контексте сложившихся условий нового мирового порядка.

Хронологические рамки данного диссертационного исследования охватывают период с 1982 по 2002 гг. — время, совпадающее с трансформационными процессами не только на африканском континенте, но и во всем мире. Биполярная система эпохи холодной войны уступила место однополярной с тенденцией превращения в многополярную. Образовались новые экономические и региональные объединения: ЕС, Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), Общий рынок стран южной Америки, АСЕАН, Африканский союз и «новая» Южноафриканская организация развития. Теперь не только вопросы безопасности подверглись фундаментальным изменениям, но и необходимость поддержания и установления мира, а также проблема контроля над вооружениями, — все это должно быть пересмотрено и переопределено. Именно этот двадцатилетний период ознаменовался кардинальными трансформациями во внутриполитическом развитии Южной Африки и ее внешнеполитическом курсе, которые оказали непосредственное влияние на структуру современной системы международных отношений как на юге Африки, так и на всем Африканском континенте. На сегодняшний день Южная Африка является активным сторонником продвижения концепции сотрудничества и единства всех народов африканского континента, а также мирового сообщества в целом.

Цели и задачи исследования.

Настоящее диссертационное исследование ставит целью изучение истории политики расовой сегрегации и ее влияния на внутреннюю и внешнюю политику Южной Африки в рамках борьбы с колониализмом и расизмом на всем Африканском континенте. Отдельное место занимает исследование трансформационных процессов, происходящих в стране с середины 90-ых годов и повлекших полную смену политической доктрины и правящего курса в соответствие с демократическими преобразованиями. Исходя из указанных целей, автор ставил перед собой следующие задачи:

• дать краткую характеристику режиму апартеида и основным направлениям политики правящей Национальной партии;

• проанализировать результаты политики обособленного деления и расовой дискриминации в стране;

• рассмотреть основные подходы к борьбе с доктриной апартеида и ее дальнейшую ликвидацию;

• осветить трансформационные процессы, происходящие в ЮАР на рубеже 1980;90-ых годов;

• оценить эффективность существующих и планируемых шагов на пути к демократизации политического режима в стране;

• рассмотреть различные направления внешней политики Южноафриканского государства, а также аспекты сотрудничества ЮАР с мировым сообществом;

• дать прогноз основных направлений политического курса страны, учитывая современные нужды и потребности мирового сообщества, на ближайшие десятилетия.

Теоретические и методологические основы исследования.

Методологическую основу диссертационной работы составляет системный подход, который предполагает детальный анализ предмета исследования, что дало возможность выявить типы взаимосвязей, определивших, под воздействием изменений режима апартеида, становление нового регионального порядка. В представленном научном исследовании автор опирался на основные положения теории модернизации и демократического транзита, а также хронологический метод, позволивший рассмотреть основные этапы процессов политической трансформации, выделить несколько приоритетных направлений, повлиявших на ход событий начала 1990;ых годовоценить предназначение, достоинства и недостатки существующего режима и внешнеполитического курса страны, а также обозначить пути дальнейшего развития приоритетных направлений политики правительства Южной Африки.

Источниковедческая база.

При работе над диссертацией были использованы следующие источники и литература. В первую группу источников входят официальные документы правительства ЮАР, политических партий и международных организаций. Сюда также относятся резолюции ООН, программы правительства ЮАР, регулярные доклады и заявления глав правительства и министров иностранных дел Южной Африки, итоговые документы представительных международных конференций и форумов1. При анализе современной доктрины внешнеполитического курса ЮАР особую роль сыграли документы Министерства Л иностранных дел Южной Африки .

1 The Constitution of South Africa, 1996 (Act 108 of 1996). Cape Town: Government PrinterWorld Development Report 1999/2000; An RDP Policy Audit. — Pretoria: HSRC Publishers, 1999; White Paper on Reconstruction and DevelopmentWhite Paper on Population DevelopmentWhite Paper: A New Housing Policy and Strategy for South AfricaPresident Nelson Mandela, Opening the Parliament, 6 February, 1998; Green Paper of EnvironmentAnnual Report, Department of Health, 1997; White Paper for the Transformation of the Health System in South AfricaAnnual Report, Department of Welfare, 2000; Draft White Paper for Social Welfare.

2 Department of Foreign Affairs, Republic of South Africa: Annual Report 2000/2001; Department of Foreign Affairs, Republic of South Africa Strategic Plan: 2000;2005; Department of Foreign Affairs: South African Foreign Policy: Discussion Document, 1993; Department of Foreign Affairs: Policy Guidelines by the Minister and Deputy Minister of Foreign Affairs, 1995.

Вторая группа источников представлена статистическими данными и материалами, периодически публикуемыми в официальных отчетах и документахсправочными изданиями3, позволившими оценить реальные социально-экономические и торговые возможности ЮАР, а так же уровень их развития.

В третью группу источников входят работы ведущих отечественных и зарубежных теоретиков и политологов, занимающихся исследованием данного региона и происходящих в нем перемен. К сожалению, в советской историографии исследуемый период не очень хорошо освещен, существует лишь небольшое количество работ, посвященных данной теме. Среди них необходимо выделить работу Притворова А.В.4 Книга посвящена переменам на Юге Африки в конце XX века и на пороге XXI в. Комплексному рассмотрению подвергнуты обстоятельства, при которых приобретался опыт урегулирования затяжных кризисных ситуаций, предлагаются варианты подходов к решению стоящих перед странами региона проблем хозяйственного развития и совершенствования общественного устройства. Интересны исследования Тихомирова В.И.5 и Шубина В. Г., который подходит к всестороннему анализу деятельности Африканского национального конгресса со времен его оппозиционного положения до прихода к власти в 1994 г. и дальнейшую смену курса. Теоретическая база исследования переходного периода опирается на работы С. Хантингтона, А. Пшеворского и А. Мельвиля.6 Среди зарубежных.

3 Южная Африка на пороге третьего тысячелетия. — М., 2002.

4 Притворов А. В. Южная Африка и другие страны Южноафриканского региона в эпоху перемен. -М&bdquo- 2002.

5 Шубин В. Г. Африканский национальный конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы. — М., 1999; Тихомиров В. И. Партия апартеида: Социально-политическая эволюция Национальной, партии ЮАР, М.: Наука, 1987.

6 Пшеворский М. А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и латинской Америке. РОССПЭН, 1999; Мельвиль А. Ю. Демократические теоретиков особо хочется выделить работы профессора.

Калифорнийского университета, проработавшего в университете Кейптауна один год, Р. Хорвица, лидера Демократической партии Т.ЛеонаА.Глена7, посвященные транзитному периоду ЮАР в годы реформ. Интересны исследования в области постапартеидовской экономики С. Гельба и X. Мараиса8.

Четвертая группа включает сообщения российских и зарубежных информационных агентств, в том числе полученные по каналам международной сети Интернет. Особую роль при работе над диссертацией сыграли материалы Правительства и Министерств Южной Африки9, отличающиеся актуальностью и достоверностью информации, исходящей непосредственно из африканских источников.

Научная разработанность темы.

Диссертационное исследование основывается на положениях и выводах, полученных в рамках изучения истории Африки и истории международных отношений, теории международных отношений, экономики и политологии. Библиография проблемы представлена работами российских и зарубежных авторов, которые условно можно подразделить на ряд групп: транзиты. Теоретико-методологические и прикоадные аспекты М., 1999; Huntington S.P. The Third Wave Democratization in the late twentieth Century, Norman, 1991.

7 Horwitz R. Communication and Democratic Reform in South Africa. — USA: Cambridge, University Press, 2001; Leon.T. Hope and Reflections of a Democrat Fear. — Johannesburg: Jonathan Ball Publishers, 1998; Glenn A and Webster E. Challenging Transition Theory: The Labour Movement, Radical Reform and Transition to Democracy in South Africa//Politics and Society, 23, 1995.

8 Gelb S. South Africa’s Economic Crisis: an Overwiew//South Africa’s Economic Crisis. — Cape Town: David Philip, 1991; Marias H. South Africa. Limits to change. The Political Economy of Transition. -London: Zed Books Ltd, 2001.

9 http://www.statssa.gov.zahttp://www.org.zahttp://www.gov.za.

— теоретический подход к доктрине апартеида и расовой дискриминации граждан Южной Африки детально освящен в работах М. Колемана, Д. Вилмота, С. Фридмана, среди советских авторов особо хотелось бы выделить труды Тихомирова В. И. и Городнова В.П.10;

— в области истории международных отношений и Африкиработы Урнова А. Ю., Вышинского М. П., Вейла П., Миллса Г, Неля П. и многих других исследователей" ;

— в области экономики как во времена политики расовой сегрегации и эпохи международных санкций — справочник Пакровского А. С., исследование Гальчинчкого А. С. и дртак и во времена трансформации и современных процессов особенно ценным являются.

10 Coleman, М. A crime against humanity: analyzing the repression of the Apartheid State. — Cape Town.: D. Philip, 1998. Wilmot, J. After the TRC: reflections on truth and reconciliation in South Africa. — Cape Town.: David Philip Publishers, 2000; Friedman, S. The Long journey: South Africa’s quest for a negotiated settlement. — Johannesburg.: Ravan Press, 1993; Партия апартеида: социально-политическая эволюция Националистической партии ЮАР.-М.: Наука, 1987; Городнов В. П. Черные жители «белого» города: Жизнь и борьба африканского гетто. — М.: Наука, 1983; Городнов В. П. Южно-африканский рабочий класс в борьбе против реакции и расизма: (50−60-е годы XX века).-М.: Наука, 1969.

11 Урнов А. Ю. Политика ЮАР в Африке.-М.: Наука, 1982; Вышинский М. П. Юг Африки: документы обвиняют.- М.: Юрид. изд-во, 1983; Vale, P. and Taylor, I. «South Africa’s post-aperttheid foreign policy five years on — from pariah atate to «just another counter» .// The Round Table, no 352, 1999; Vale, P. and Taylor, I. South Africa’s post-apartheid foreign policy five years on: from pariah state to «just another country» // Round-Table, 1999; Vale, P. Points of re-entryprospects for a post-apartheid foreign policy. // South Africa International, 1991; Vale, P. Security and Politics in South Africa: The Regional Dimension. — Boulder.: Lynne Rienner, 2002; Mills, G. «South Africa’s Foreign Policy Priorities: A 1996 Update» // CS1S Africa Notes, no 180, January, 1996; Nel, P. «Civil society and the transnational promotion of human rights» in Through a glass darkly Human Rights Promotion in South Africa’s Foreign Policy, Foundation for Global Dialogue (FGD) Occasional Paper No.6, 1996; Nel, P. «The Foreign Policy Beliefs of South Africans: A First Cut» // journal of Contemporary African Studies, vol.17, no. 1, 1999. работы широкоизвестного в ЮАР политика и журналиста Хейна Мариаса12- особый интерес представляют мемуары, интервью и выступления крупнейших южноафриканских политических деятелейнобелевского лауреата и бывшего президента ЮАР Н. Манделы, нынешнего президента страны и лидера АНК Т. Мбеки, заместителя министра Иностранных дел А. Пхада13.

— хотелось бы особо отметить использование официальных документов и годовых отчетов, выпущенных правительством ЮАР, и рядом государственных министерств;

— в работе использованы статьи и материалы, опубликованные в следующих журналах и сборниках: «Азия и Африка сегодня», «Мировая экономика и международные отношения», «АфРо», «Ученые записки института Африки», «Journal of Contemporary African Studies», «Foreign Affairs», «Politea», «The Journal of Modern African Studies», «South African Journal of Political Studies» и др.

Отдельную благодарность хотелось бы выразить кафедре политических наук и международных процессов ведущего Университета ЮАР UNISA за оказанную помощь в предоставлении необходимых документов и отчетов, статистических данных,.

12 Marais, H. South Africa Limits to Change: The Political Economy of Transitions. — Cape Town.: University of Cape Town Press, 1998.

13 Mandela, N. «South Africa’s future foreign policy» .// Foreign Affairs, vol. 72, no. 5, 1993; Mandela N. Long Walk to Freedom, Boston: Little, Brown, 1994; «Report by The President of ANC, Nelson Mandela, to the 50th National Conference of the National African Congress», 1997 (www.anc.org.za/ancdocs/history/conf/conference50/presaddress.html) — Mbeki. T. Statement by the acting President. Cape Town: Deputy President’s Office, 1994; «The African Renaissance Statement». Speech to SABC, 1998 (www.anc.org.za/ancdocs/history/mbeki/1998/tm.0813html) — Pahad, A. «Interview with Aziz Pahad, conducted by the editors of Global Dialogue». //Global Dialogue, vol. 3, no. 1, 1998. периодических научных сборников и журналов, а также доступа в библиотеку Университета для работы с требуемыми источниками.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором в выступлениях в рамках конференций и круглых столов, проводимых в СПбГУ в 2001;2004 годах: «Аспекты становления внешнеполитического курса ЮАР в рамках нового мирового порядка», «Трансформация режима после отказа от доктрины апартеида», «Перспективы развития современных российско-южноафриканских отношений», также основные положения диссертации отражены в ряде публикаций автора.

Научная новизна диссертации обусловлена следующими положениями:

— проведением детального анализа переходного периода трансформационных процессов в Южной Африке, опирающегося на исследовательские традиции западных ученых с применением небогатого фактического отечественного материала, посвященного данному периоду;

— осуществлением комплексного анализа происходящих в стране перемен, их неотъемлемой связи и значимого влияния на внутриполитический курс и внешнеполитическую доктрину демократической республики Южная Африка;

— применением системного подхода, позволившего структурно проанализировать феномен апартеида, исследовать последующее трансформационное преобразование системы и попытаться определить современное местонахождение ЮАР в мировом сообществе;

— использованием новейшей по данному периоду статистической базы данных и обширного зарубежного теоретико-прикладного материала, часть из которого была лично привезена автором из исследуемой страны.

Основные положения работы, выносимые на защиту.

— процесс транзита к демократии и полного пересмотра доктрины апартеида были бы невозможны без сильного давления со стороны международного сообщества на Преторию и, как следствие, наложенных на ЮАР санкций со стороны ООН, международной изоляции и фактически полного отказа от диалога остальных Африканских стран;

— демократическая трансформация политического режима в Южной Африке создала новый региональный порядок, ставший коллективным усилием всех свободных народов южноафриканского региона;

— значительное расширение и усиление торгово-экономических отношений с Европой после демократических выборов 1994 г. делает ЮАР перспективной страной для многостороннего сотрудничества. В силу исторических связей с Европой Южноафриканская Республика рассматривается как многообещающее государство с динамично развивающимися возможностями;

— отношения с США и Канадой складываются в рамках общей программы по развитию стран Африки с налаживанием крепких торгово-экономических связей. Пока еще рано говорить о США как о сильном стороннике и партнере Южноафриканской Республики, однако взаимовыгодное сотрудничество стремительно растет между этими странами;

— азиатский регион рассматривается ЮАР как своеобразный оплот экономического процветания. Современная демократическая южноафриканская республика с интересом исследует опыт социальной реконструкции и экономического развития азиатских стран, пытаясь применить его в контексте собственной трансформации.

Практическая ценность данной работы состоит в привлечении широкого круга источников и литературы, в том числе не использовавшихся ранее, для рассмотрения различных подходов к вопросу трансформации политического режима в ЮАР и ее влияния на внешнеполитический курс страны за последние пару десятилетий. Предложенные автором положения и точки зрения могут найти широкое применение не только среди преподавателей и журналистов, но и среди специалистов, напрямую имеющих отношение к этому региону: как представителей дипломатических миссий, так и международных организаций и предприятий, имеющих торговые, экономические, культурные и партнерские связи с Южной Африкой. Отдельные положения и главы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по истории международных отношений, современных политических процессов и преобразований, политической истории Африканского континента, культурологи и конфликтологии.

I. Апартеид как социально-политический феномен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Южная Африка сегодня представляет собой наиболее динамично развивающийся регион с богатым запасом природных ресурсов, перспективно развивающейся инфраструктуройэкономикой, открытой для инвестицийдемократически ориентированным курсом и стабильной продуманной внешнеполитической доктриной, что делает страну оправданно перспективным и привлекательным регионом в мировом масштабе.

В данной работе представлено исследование одного из наиболее спорных и интересных периодов истории Южноафриканской республики — периода трансформации от расовой политики сегрегации к демократической республике. Основная цель анализа переходного периода состояла в том, чтобы показать всю трагичность и несостоятельность политики расовой сегрегации и, вместе с тем, необходимость кардинальных изменений существовавшего курса и полного отказа от доктрины апартеида. Хронологические рамки исследования выбраны не случайно. По мнению автора, именно с начала 1980;ых гг. можно говорить о некотором идеологическом пересмотре политического курса страны правительством и становлении предпосылок дальнейшего кардинального пересмотра доктрины апартеида.

Хотя доктрина, выработанная стратегами Национальной партии и принятая за государственный курс в 1948 г., просуществовала в течение фактически четырех десятилетий, все факты указывали на резкий спад экономики страны, и, как следствие, массовое обнищание большинства населения. В сфере гражданского общества практиковалось полное несоблюдение прав человека, что вызвало недовольство международного сообщества и разрыв всяческих отношений с Южной Африкой. Условно, борьбу с режимом апартеида можно разделить на ряд этапов.

Начиная с 1960;х гг. в стране происходит рост сопротивления политике расовой сегрегации, появляются военные организации, ведущие активную борьбу с политикой белого меньшинства. Это период активных забастовок, бойкотов и демонстраций. Ответно реакцией правительства стало ужесточение законодательства и полицейские репрессии, что вызвало серьезные разногласия внутри национально-освободительного движения. Таким образом, несостоятельность и непродуманность тактики борьбы привела к запрещению АНК, ПАК и других подрывных организаций, аресту более 20 тысяч человек и введению чрезвычайного положения. Международный резонанс вызвали события 1960;го г. в Шарпевилле, которые были осуждены ООН, всей мировой общественностью и положили начало кампании по изоляции и бойкоту ЮАР, завершившейся в 1980;х годах экономическими санкциями ООН и Совета Безопасности. Загнанные в подполье политические организации постепенно восстанавливали свои силы, но в условиях полицейского государства этот процесс шел очень медленно. Жестокое подавление восстание в Соуэто в 1976 г. окончательно развеяло миф о стабильности южноафриканского общества. Фактически эти события являются переломными и открывают т.н. новый этап борьбы с апартеидом.

В данном случае, правительство ЮАР прибегло к менее жестким мерам, и пошло навстречу оппозиции. В 1977 г. власти одновременно объявили о реформе системы образования для африканцев, выделив для этого дополнительные ассигнования. Была повышена заработная плата рабочих-африканцев, сняты некоторые ограничения, препятствовавшие развитию мелкого бизнеса. Правительство постепенно начало проводить реформы, чтобы избежать повторения событий 1976 г. и спасти Южную Африку от революции. Во внешней политике был взят курс на развитие экономических и политических связей с соседними странами, Претория начала диалог с Африкой, целью которого явилась усиливающаяся изоляция ЮАР на международной арене. Однако большинство африканских государств отвергло эту инициативу. С конца 1970;х годов политическое лидерство в борьбе против апартеида вновь переходит к АНК, что вызвано прежде всего активизацией деятельности его радикального крыла Копье Нации.

Третий этап условно начинается в первой половине 1980;ых гг. и длится вплоть до первых демократических выборов 1994 года. Спецификой борьбы против апартеида в начале 80-х годов стал мощный подъем африканского рабочего движения. Во всех отраслях промышленности и инфраструктуры создавались «черные» профсоюзы, быстро росло число их членов. Забастовочное движение все сильнее захватывало страну. Стали появляться соглашения о совместных выступлениях между «черными» и «белыми» профсоюзами, а также участие в КОСАТУ некоторых «белых» профсоюзов. На основании этого можно сделать вывод о том, что борьба с апартеидом принимает масштабный и национальный характер. Растущее международное давление на Преторию так же способствует ослаблению существовавшей доктрины. Теперь освободительное движение разделилось на три фронта, наиболее сильный и влиятельный — АНК, и его сторонники КОСАТУ и ОДФ. Правительству П. В. Боты пришлось считаться с этой силой.

Эпоха Ф. де Клерка является поворотным моментом в наступлении первых демократических преобразований и переходом к плавному отказу от доктрины расового деления. В 1990 г. он отменяет чрезвычайное положение в стране, легализует деятельность АНК, ПАК, и других организаций, освобождает из тюрем политических заключенных, включая лидера АНК Н. Р. Манделу, и провозглашает курс на полный демонтаж апартеида. Именно этот процесс в дальнейшем привел к отмене основных расистских законов и началу переговоров между правительством и оппозиционным АНК, к которому присоединились и другие организации черного и белого населения в рамках созданного Конгресса Демократической Южной Африки (КОДЕСА). В сентябре 1993 г. подписывается соглашение о временной конституции и о проведении в апреле 1994 г. первых в ЮАР всеобщих нерасовых выборов.

Эпоха правления Н. Р. Манделы по праву может быть названа эпохой африканской оттепели и возвращения статуса и лица государству. Помимо огромной харизмы и фактического повсеместного признания в стране, Н. Р. Мандела направил все силы правительства на восстановление отношений с мировым сообществом, борьбу с. проявлениями расизма не только в ЮАР, но и во всем мире. Он активно выступал и в бытность президентом, и, продолжает выступать по сей день, за великое будущее для своей страны построенного на соблюдении прав человека и демократических основ во имя создания нерасового свободного государства для всех граждан.

В 1999 г. Н. Р. Мандела передает полномочия своему приемникуТ.М. Мбеки, который на тот момент уже являлся лидером правящей партии — АНК. Первоначально, Т. М. Мбеки обещал принимать активное участие в улучшении жизни граждан и страны в целом, уделяя при этом внимание проблемам преступности, расовых барьеров и бедности. Он также приступил к работе над более детальными вопросами, как развитие рыночных отношений и создание строгого порядка в стране, направленного на поддержку ЮАР и ее избавление от преступности и бедности. Начав свое президентство с позитивных шагов, деятельность Т. М. Мбеки, тем не менее, вызвала широкий резонанс и критику, как со стороны белого, так и чернокожего населения страны. Последние критиковали его за предоставление слишком больших привилегий тем, кто и так ими пользовалсяа первые — за чрезмерно огромную помощь африканцам. Т. М. Мбеки активно пропагандировал разделение богатства, полученного белыми южноафриканцами во время апартеида с чернокожим населением. Подобное поведение президента стало создавать барьер между властью и средними чернокожими жителями Южной Африки. Т. М. Мбеки считают жестким и далеким от реальных проблем человеком, который стал полной противоположностью сердечному и дружелюбному Н. Р. Манделе. Зачастую слишком формальный и недосягаемый, Т. М. Мбеки не вдохновляет и не интересует южноафриканцев. Однако его знание экономики и интенсивная работа дает ему определенную поддержку в глазах граждан. Т. М. Мбеки — квалифицированный технократ, политик и более жесткий человек в правительстве по сравнению с Н. Р. Манделой. Он понимает, насколько важная роль отводится его правлению, принимая особо во внимание недавно печальный опыт апартеида. Т. М. Мбеки несет ответственность за изменение страны к лучшему, и за создание новой процветающей Южной Африки.

В ходе диссертационного исследования автор пришел к следующим выводам:

— сопротивление оппозиции расистскому режиму и сильное международное давление на Преторию, завершившееся введением санкций со стороны ООН, отказ от диалога остальных Африканских стран, сыграли важную роль в трансформации и полном пересмотре доктрины апартеида;

— демократические выборы 1994 года и принятие конституции 1996 года вывели страну на новый уровень как внутриполитических, так и внешнеполитических отношений. Демократическая трансформация политического режима в Южной Африке открыла новую эпоху в политической истории страны и создала новый региональный порядок, ставший коллективным усилием всех свободных народов южноафриканского региона;

— безусловно, печальный опыт политики расовой сегрегации и угнетения накладывает определенную печать на статус современной ЮАР, как в южноафриканском регионе, так и на мировой арене в целом. Однако, следует учитывать то рвение и те успехи, с которыми страна вступила на путь транзита и которых она добилась, руководствуясь новой политической доктриной, основанной на правах человека, демократических ценностях и свободах, что значительно повышает эффективность существующих и планируемых шагов на пути к дальнейшей демократизации политического режима в стране;

— принимая во внимание проблемы и задачи, с которыми сталкивается сегодня Южная Африка, хочется еще раз акцентировать внимание на огромном потенциале и ресурсах, как материальных, так и интеллектуальных, которыми обладает эта страна. Все это не только способствует трансформации к свободному нерасовому обществу, но и также дает возможность формирования новой модели постколониальных взаимоотношений между различными расами и культурами всего мирового пространства;

— основные направления внешнеполитического курса страны рассматриваются с учетом современных нужд и потребностей мирового сообщества. На сегодняшний день можно говорить о крепких торгово-экономических отношениях с Европой и США, делающих ставки на ЮАР как на перспективный регион с динамично развивающимися возможностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.П. Юг Африки: документы обвиняют.- М.: Юрид. изд-во, 1983
  2. С.М. Израиль и ЮАР: Цели и формы сотрудничества//Гасратян С.М.- Ред. А.М.Михайлов- М.: Наука: Гл.ред.вост.лит., 1987
  3. В.П. Черные жители «белого» города: Жизнь и борьба африканского гетто. М.: Наука, 1983
  4. В.П. Южно-африканский рабочий класс в борьбе против реакции и расизма: (50−60-е годы XX века).- М.: Наука, 1969
  5. Даймонд J1. Прошла ли «третья волна демократизации?» //Полис, № 1, 1999
  6. ДемкинаЛ.А. Социальная структура южноафриканского общества. М., 1986
  7. Демократические переходы: варианты путей и неопределенность результатов // Круглый стол// Полис, № 3, 1998
  8. А.К. ОАЕ на пороге XXI века//Автореферат.- РАН Институт Африки, М. 1999
  9. М. В., Мельвиль А. Ю., Федоров Ю. Е. Демократия и демократизация//Полис, № 5, 1996
  10. Кризис на юге Африке. Под ред. А. А. Громыко- М.: Наука.Гл.ред.вост. лит., 1984
  11. П.Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты. Теоретико-методологические и прикладные аспекты М., 1999
  12. Партия апартеида: социально-политическая эволюция Националистической партии ЮАР.-М.: Наука, 1987
  13. Политология. Учебник. Под ред. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИМО, 2004
  14. А.В. Южная Африка и другие страны Южноафриканского региона в эпоху перемен. М., 2002
  15. Россия и Африка: взгляд в будущее. М.: Издательский дом «XXI век — согласие», 2000
  16. С. М. Каюмов. Борьба молодёжи ЮАР против апартеида (80-е годы). Автореферат на соискание уч. степ. канд. истор. наук. М., 1990
  17. Современные африканские лидеры. Политические портреты. -М.: Издательский дом «XXI век Согласие», 2001
  18. В.Г. СССР и Южная Африка: 1987−1991. «Я выступал против политики Горбачева-Шеварднадзе в Южной Африке». М., 2002 г
  19. В.И. Партия апартеида: Социально-политическая эволюция Национальной, партии ЮАР, М.: Наука, 1987
  20. А.Ю. Политика ЮАР в Африке.-М.: Наука 1982
  21. В.Г. Африканский национальный конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы. М., 1999
  22. Г. В. ЮАР: создание нерасового государства: Ученые записки. Вып. 2/Шубин Г. В.- Ред. Л.А.Демкина-М., 1998
  23. Ю. Ф. Попов. Эволюция политики ЮАР на рубеже 90-х годов и проблемы формирования подходов СССР к ЮАР. М., 1991
  24. ЮАР: Что завтра. Сборник материалов. М., 1989
  25. Южная Африка на пороге третьего тысячелетия. М., 2002
  26. Южная Африка на пороге третьего тысячелетия. М., 2002
  27. Adam, Heribert, and Kogila Moodley. The Negotiated Revolution: Society and Politics in Post-Apartheid South Africa. Johannesburg.: Ball, 1993.
  28. Adler, G. and Webster, E. Lessons from South Africa: unions, democracy, and economic liberalization. // Working USA. No. 3, 1999.
  29. Adler, G. challenging transition Theory: The Labor Movement, Radical Reform, and Transition to Democracy in South Africa. // Politics and Society, 1995.
  30. African National Congress. Foreign Policy Perspective in a Democratic South Africa. Johannesburg.: African National Congress, 1994.
  31. African National Congress. The State and Social Transformation -Discussion Document. Johannesburg.: African National Congress, 1996.
  32. An RDP Policy Audit, edited by Patrick Bond and Meshack Khosa, HSRC Publishers, Pretoria, South Africa, 1999
  33. Anderson, C. All shades of truth- reviewing the road to democracy in South Africa. Toronto.: Mackenzie Institute, 1990.
  34. Anglin, D. international Monitoring of the Transition to Democracy in South Africa, 1992−1994. // African-Affairs, 1995.
  35. Annual Report, Department of Health, 1997
  36. Annual Report, Department of Health, 2000
  37. Annual Report, Department of Welfare, 2000
  38. Apartheid under pressure: an address by H.F. Oppenheimer//The South-African Institute of International Affairs. Occasional paper, dec. 1984
  39. Arthur, P. Some thoughts on transition: a comparative view of the peace processes in South Africa and Northern Ireland, //government and Opposition, winter 1995.
  40. Ashfouth, A. The Politics of Official Discourse in Twentieth Century South Africa. Oxford, UK.: Clarendon, 1990.
  41. Asumah, S. Race, Political Power, and Democracy in South Africa: A Neo-Racial, Structural Perspective. // 21st Century Afro Review, Spring, 1996.
  42. Barchiesi, F. South Africa in Transition: Scenarios Facing Organized Labor. // Critical Sociology. 1996.
  43. Barratt J. Transition in South Africa: the global context and the international role. South African Institute of International Affairs, Johannesburg, 1992
  44. Beating apartheid and building the future. South-African Institute of Race Relations: Johannesburg, 1990
  45. Beinart, William. Twentieth-Century South Africa. New York.: Oxford University Press, 1994.
  46. Bischoff, P. democratic South Africa and the Asian paragon: issues of foreign policy orientation. // Africa Spectrum. No 2, 1998.
  47. Bond, P. Elite Transition: From Apartheid to Neoliberalism in South Africa. London.: Pluto Press and Pietermaritzburg, University of Natal Press, 2000.
  48. Bond, P. Elite transition: from Apartheid to Neoliberalism in South Africa. London, Sterling: Pluto Press, 2000.
  49. Bond P. Commanding Heights and Community Control: New Economics for a New South Africa, Johannesburg, 1991
  50. Boyd, J. South Africa in Transition. // African Studies Review, December, 1996.
  51. Bratton, M. and van de Walle, N. Democratic Experiments in Africa: Regime Transitions in Comparative Perspective. — Cambridge.: Cambridge University Press, 1997.
  52. Breytenbach, W. Prospects for Successful Consolidation of Democracy in South Africa: What the Theories Say. // Man and Development, September 1995.
  53. Brotz, H. The politics of South Africa- democracy and racial diversity. Oxford University Press, 1977.
  54. Butler, A. Is South Africa Heading towards Authoritarian Rule? Instability Myths and Expectations Traps in a New Democracy. // Politikon: South African Journal of Political Studies, 2000.
  55. Center for Southern African Studies. Parliament and Foreign Policy: The International and South African Experience. A Conference Report. Bellville.: CSAS Special Report, 1995.
  56. Chan, S. Kaunda and southern Africa: image and reality in foreign policy. Tauris, 1992.
  57. Coleman, M. A crime against humanity: analyzing the repression of the Apartheid State. Cape Town.: D. Philip, 1998.
  58. Curtis, M. The ambiguities of power: British Foreign policy since 1945. //ecologist, 1996.
  59. Curtis, M. The ambiguities of power- British foreign policy since 1945.//Ecologist, 1996.
  60. De Klerk F.W. The International Road ahead for South Africa. South African Institute of International Affairs, Braamfontein, Johannesburg, SA, 1991
  61. Democratic South Africa and The World one year after: towards a new foreign policy. Southern-African Perspectives № 46. University of Western Cape, 1995
  62. De Villiers, B. Foreign relations and the provinces: an international perspective. Pretoria.: HSRC Publishers, 1995.
  63. Defence Review. South African Defence Review. Pretoia: Department of Defence, http://www.mil.za/Articles&Papers/DefenceReview/
  64. Department of Foreign Affairs (DFA). Annual Report 2000/2001. -Pretoria, Department of Foreign Affairs, 2001.
  65. Department of Foreign Affairs (DFA). Strategic Plan 2000−2005. -Pretoria, Department of Foreign Affairs, 2001.
  66. Department of Foreign Affairs. «Background Document Delivered by the Ministry of Foreign Affairs at the Parliamentary Media Briefing Week: South Africa’s New Place in the World», February, 11. 1997.
  67. Department of Foreign Affairs. Policy Guidelines by the Minister and Deputy Minister of Foreign Affairs 1995, published by the DFA. -Pretoria, 1995.
  68. Department of Foreign Affairs. South Africa Foreign Policy Discussion Document, issued by the Department of Foreign Affairs. -Pretoria, 1996.
  69. Department of Foreign Affairs, South African foreign policy, Discussion document, 1995
  70. Department of Foreign Affairs: South African Foreign Policy: Discussion Document, 1993
  71. Desai, A. and Habib, A. COSATU and the Democratic Transition in South Africa: Drifting towards Corporatism? // South Asia Bulletin, 1995.
  72. Dickson, D. American society and the African American foreign policy lobby: constraints and opportunities. // Journal of Black Studies, 1996.
  73. Dongo M. Establishing Democracy in Southern Africa. South African Institute of International Affairs: Braamfontein, 1998
  74. Draft White Paper for Social Welfare
  75. Du-Toit, P. State building and democracy in southern Africa: Botswana, Zimbabwe, and South Africa. Pretoria.: HSRC, 1995.
  76. Elections in Africa (1999), A data handbook. Oxford University
  77. Engel, U. The foreign policy of Zimbabwe. Institute Afr- Kunde, 1994.
  78. Evans, G. South Africa in remission: the foreign policy of an altered state. // The Journal of Modern African studies, June 1996.
  79. Ewins R. «International Moves Against Apartheid» Australian National University, 1995
  80. Fatton, R. The Reagan foreign policy toward South Africa: the ideology of the new cold war. // African Studies Review, March, 1984.
  81. Fields, R. In search of democracy: reconciling majority rule, minority rights, and group rights in South Africa and the United States. // Boston.: College Third World Law Journal, winter 1996.
  82. Friedman, S. and Reitzes, M. Democratic selections? Civil society and development in South Africa’s new democracy. 1995
  83. Friedman, S. The Long journey: South Africa’s quest for a negotiated settlement. — Johannesburg.: Ravan Press, 1993.
  84. Future of South Africa. Institute For Future Research, University of Stellenbosch, SA//Occasional Paper № 10, Jan., 1987
  85. Gelb, S. South Africa’s Economic Crisis. Cape Town.: David Philip, 1991.
  86. Geldenhuys, D. The Diplomacy of Isolation: South African Foreign Policy Making. New York.: St. Martin’s, 1984.
  87. Glenn A and Webster E. Challenging Transition Theory: The Labour Movement, Radical Reform and Transition to Democracy in South Africa//Politics and Society, 23, 1995
  88. Good, K. Realizing Democracy in Botswana, Namibia and South Africa. Pretoria.: Africa Institute, 1997.
  89. Green Paper of Environment
  90. , A. «From pluralism to corporatism: South Africa’s labour relations in transition.» Politikon.//South African Journal of Political Studies, vol. 74, no. 1, 1997.
  91. Habib, A., Pillay, D., and Desai, A. South Africa and the global Order: The structural Conditioning of a Transition to Democracy. // Journal of Contemporary African Studies, 1998.
  92. Haysom, N. Democracy, constitutionalism, and the ANC’s bill of rights for a new South Africa. // Social-Justice, spring/summer, 1991.
  93. Hobbs, H. City hall goes abroad: the foreign policy of local politics. -Sage Pubns, 1994.
  94. Home, G. Race for globe: U.S. Foreign Policy and Racial Interests. -Thousand Oaks, CA.: Sage Publications, Inc, 1996.
  95. Horwitz R. Communication and Democratic Reform in South Africa. USA: Cambridge, University Press, 2001
  96. Howarth, D. and Norval, A. South Africa in transition: new theoretical perspectives. London.: Macmillan, 1998.
  97. Huntington S.P. The Third Wave Democratization in the late twentieth Century, Norman, 1991
  98. Hussein, S. and Liebenberg, I. Consolidation of democracy in Africa: a view from the South. Aldershot.: Ashgate, 2000.
  99. , M. & Caigure, D. «The New South Africa: Renewing civil Society».//Journal of Democracy, vol. 7, no. l, 1996.
  100. Johnson, R. Launching democracy in South Africa: the First open election, April 1994. Yale University Press, 1996.
  101. Jost, K. South Africa’s future: can South Africa make the transition to a non-racial democracy? // CQ-Researcher, January, 1994.
  102. International legitimization and domestic political change: implications for South African Foreign relations//Southern-African Perspectives № 42. University of Western Cape, 1994
  103. Introduction to Politics, Study Guide3, University of South Africa, Pretoria, 1997
  104. B. «Exchange rate policy and industrial restructuring// South African Review № 6, Johannesburg, 1991
  105. Kitchen, H. South Africa: in transition to what? Washington.: PraegerPub, 1988.
  106. Klotz, A. migration after apartheid: decasualising South African foreign policy. // Third World Quarterly. No. 5, 2000.
  107. Klotz, A. Norms in international Relations: The Struggle against Apartheid. Ithaca, NY.: Cornell University Press, 1995.
  108. Koelble, T. Power-Sharing democracy in the New South Africa. // Politics and Society, 1996.
  109. Koelble, T. The global economy and democracy in South Africa. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1998.
  110. Kotze, H. the state, civil society, and democratic transition in South Africa: a survey of elite attitudes. // Journal of Conflict Resolution. March, 1995.
  111. , G. «The «Transformation» of the South African Military».// The Journal of Modern African Studies, vol.34, no.3, 1996.
  112. Lachman, Desmond. Economic policies fir a new south Africa. Washington, D.C.: International Monetary Fund, 1992.
  113. Lawuyi, O. Democracy and resistance in South Africa. // Development, December 1998.
  114. Leon.T. Hope and Reflections of a Democrat Fear. -Johannesburg: Jonathan Ball Publishers, 1998
  115. Le Pere, G. And van Nieuwkerk, A. «The Evolution of South Africa’s foreign policy, 1994−2000.» in Power, Wealth and Global Justice: An International Relations Textbook for Africa edited by Pa. McGowan and P. Nel. Cape Town.: UCT Press, 2002.
  116. Lemarchand, R. Managing transition anarchies: Rwanda, Burundi, and South Africa in comparative perspective. // The Journal of Modern African Studies, December, 1994.
  117. Liebenberg, I. et al. The Long March: The Story of the Struggle for Liberation in South Africa. Pretoria.: HAUM, 1994.
  118. Lijphart, A. The politics of transition in South Africa: report on a faculty seminar. // PS, Political science and Politics, September 1993.
  119. Making Democracy Work. Macroeconomic Research Group (MERG), Center for Development Studies, Oxford: Cape Town, 1993
  120. Maloka, T. and Gordon D. Chieftainship, civil Society, and the Political Transition in South Africa. // Critical Sociology, 1996.
  121. Mandela, Nelson. An Illustrated Autobiography. Boston: Little, Brown and Company, 1996
  122. , N. «South Africa’s future foreign policy».// Foreign Affairs, vol. 72, no. 5, 1993.
  123. Mandela, N. South Africa’s Future Foreign policy. // Foreign Affairs, November/December, 1993.
  124. Marais, H. South Africa Limits to Change: The Political Economy of Transitions. Cape Town.: University of Cape Town Press, 1998.
  125. Marx, A. international intervention in South Africa: the difficult transition to development assistance. // Journal of International Affairs, September, 1992.
  126. Matheba G. The New South Africa in globalizing world: the role of civil society// Politea, South Africa: UNISA, Vol.18 № 3
  127. Mbeki. T. Statement by the acting President. Cape Town: Deputy President’s Office, 1994
  128. Mckinnin, M. Independence and foreign policy: New Zealand in the world sience 1935. Auckland University Press, 1993.
  129. Mills, G. Global developments and prospects in the 21st century: a South-African perspective. South African Institute of International Affairs: Braamfontein, 1998
  130. , G. «South Africa’s Foreign Policy Priorities: A 1996 Update"// CSIS Africa Notes, no 180, January, 1996.
  131. Nel, P. «Civil society and the transnational promotion of human rights» in Through a glass darkly Human Rights Promotion in South Africa’s Foreign Policy, Foundation for Global Dialogue (FGD) Occasional Paper No.6, 1996.
  132. Nel, P. «The Foreign Policy Beliefs of South Africans: A First Cut"// Journal of Contemporary African Studies, vol.17, no. l, 1999.
  133. Newsom, D. The public dimension of foreign policy. Indiana University Press, 1996.
  134. Newsom, D. The public dimension of foreign policy. Indiana University press, 1996.
  135. , L. «Opposition in the new South African Parliament», // Democratization. Vol.8, no. l, 2001.138. nossal, K. Rain dancing: sanctions in Canadian and Australian foreign policy. University Toronto Press, 1994.
  136. Nossal, K. Rain dancing: sanctions in Canadian and Australian foreign policy. University Toronto Press, 1994.
  137. Orkin, M. Building Democracy in the New South Africa: Civil Society, Citizenship, and Political Ideology. Greenwood.: Chpt in ALIENATOIN, ETHNICITY, AND POSTMODERNISM, Geyer, Felix, Westport, CT, 1996.
  138. Orkin, M. the politics and Problematics of Survey Research: Political Attitude Studies during the Transition to Democracy in South Africa. //American Behavioral Scientist, 1998.
  139. Ottaway, D. Chained together: Mandela, de Klerk, and the struggle to remake South Africa. New York.: Times Books, 1993.
  140. Ottaway, M. Liberation movements and transition to democracy: the case of the A.N.C. // The Journal of Modern African Studies, March 1991.
  141. , A. «Interview with Aziz Pahad, conducted by the editors of Global Dialogue». //Global Dialogue, vol. 3, no. 1, 1998.
  142. Pienaar, S. South Africa and International Relations Between the Two Worlds War: The League of Nations Dimension. — Johannesburg.: Witwatersrand University Press, 1987.
  143. Poerzgen, G. Soviet foreign policy with regard to south Africa. //South Africa International, 1991.
  144. Poerzgen, G. Soviet foreign policy with regard to South Africa. // South Africa International, January 1991.
  145. President Nelson Mandela, Opening the Parliament, 6 February, 1998
  146. Ramose, M-B. Sovereignty and constitutional democracy- South African and Zimbabwe. // Thamyris. No.2, Autumn, 1999.
  147. Rantete, J. Facing the challenges of transition: a critical analysis of the African National Congress in the 1990s. University of the Witwatersrand, 1994.
  148. Reaction and Renewal in South Africa. Basingstoke, Macmillan NY: St. Martin's, 1996
  149. Realeaf, J. The division of foreign policy authority between the European Community and the member states: a survey of economic sanctions against South Africa. // Boston College Third World Law Journal, winter, 1992.
  150. Resolution on racism and South Africa. Ottawa 1982, Proceedings of the 21st General Council, Geneva: WARC, 1983
  151. Rogerson, C. Democracy, reconstruction, and changing local and regional economic planning in South Africa. // Regional Development Dialogue, summer, 1994.
  152. Schlemmer, L. A Challenge of Political transition in South Africa: Majority vs Minority Rights. // Suid Afrikaanse Tydskrif vir Sosiologie/ South African Journal of Sociology, 1991.
  153. Schoeman E. South-Africa's foreign relations in transition 1985−1992: a chronology. South African Institute of International Affairs, Johannesburg, 1993
  154. Schraeder, P. intervention in the 1980s: U.S. foreign policy in the Third World. Lynne Rienner, 1989.
  155. Seidman, G. Social-movement Unionism in transition: Labor and Democratization in South Africa. // Research on Democracy and Society, 1996.
  156. Shepard, R. and Goldman, C. P.W. Botha’s foreign policy. // National Interest, spring 1989.
  157. Sibanyoni Ch.: «Class and democracy in South Africa: public opinion». Politea, Vol 18 № 3 1999, UNISA
  158. Simon D. South Africa and Southern Africa: reconfiguring the region, 1998
  159. Sisk, T. the violence-negotiation nexus: South Africa in transition and the politics of uncertainty. // Negotiation Journal. January, 1993.
  160. Slabbert, F. Dilemmas for democracy in South Africa. // South Africa International, July, 1992.
  161. Some problematic questions in developing foreign partnership // Southern-African Perspectives № 27. University of Western Cape, 1994
  162. South Africa and The world: a new vision. South African Institute of International Affairs, Braamfontein, 1992
  163. South Africa in Transition. // Social Justice. Spring/Summer 1991.
  164. South Africa: building a new democracy. // Parliamentarian, 1996.
  165. South Africa: The Challenge of Change. By Maphai V. Harare, Zimbabwe, 1994
  166. South Africa: Transformation for Human Development, 2000. //United Nations Development Programme, Pretoria, 2000
  167. South African Communist Party: Time to Shift the Terrain of Debate//The African Communist, 146, 1997
  168. South African Communist Speak: Documents from the history of the South African Communist Party, 1915−1980.-London: Inkululeko Publishers, 1981
  169. South African Department of Foreign Affairs. «New Partnership for Africa’s Development». Pretoria, 23 October 2001.
  170. South African Institute of International Affairs (SAIIA). Research News, no.2, 2001.
  171. Southall, R. Opposition and democracy in South Africa. -London.: Frank Cass, 2001.
  172. Southall, R. South Africa’s Transkei» The Political Economy of an «Independent» Bantustan. New York.: Monthly Review, 1983.
  173. Southern Africa at the crossroads? By Benjamin L. and Gregory C.//Justified Press, Rivonia, 92
  174. Southern African People’s Solidarity Network. «Peace and Human Rights, Democracy and Development in Southern Africa in the context of Globalisation». Mangoche, Malawi, 29 November 2001.
  175. Starting over: some early questions on a post-apartheid foreign policy//Southern African perspectives № 1, Center for Southern-African Studies, University of Western Cape
  176. , R. «Parliament and Foreign Policy». //South African Yearbook of International Affairs. Johannesburg.: SAIIA, 1996.
  177. Taylor, I. and Williams, P. «South African foreign Policy and the Great Lakes Crisis: African Renaissance Meets Vagabondage Politique?». African Affairs. Vol.100, issue 399, 2001.
  178. Taylor, I. Stuck in Middle GEAR: South Africa’s Post-Apartheid Foreign Relations. Westport, Connecticut.: Praeger, 2001.
  179. The Constitution of South Africa, 1996 (Act 108 of 1996). Cape Town: Government Printer
  180. The European Union South Africa agreement: South Africa, Southern Africa and The European Union, 2000
  181. Thompson, L. History of South Africa. New Haven.: Yale University Press, 1991.
  182. UNISA: Introduction to International Politics (1997), University of South Africa, Pretori
  183. Vale, P. and Taylor, I. «South Africa’s post-aperttheid foreign policy five years on from pariah atate to «just another counter».// The Round Table, no 352, 1999.
  184. Vale, P. and Taylor, I. South Africa’s post-apartheid foreign policy five years on: from pariah state to «just another country» // Round-Table, 1999.
  185. Vale, P. Points of re-entry- prospects for a post-apartheid foreign policy. // South Africa International, 1991.190.. Vale, P. Security and Politics in South Africa: The Regional Dimension. Boulder.: Lynne Rienner, 2002.
  186. Van der Walt, J. Democracy and Rights in South Africa: Beyond a Constitutional culture of Justification. // constellations, September 2000.
  187. Van der Westhuizen, J. «South Africa’s emergence as a middle power». // Third World Quarterly. Vol. 19, no. 3, 1998.
  188. Van Niekerk, Dewald, Jonker, Alan and Van der Waldt, Gerrit. Governance, politics and policy in South Africa. Cape Town.: Oxford University Press, 2001.
  189. Van Nieuwkerk A. Transitional Politics in South Africa: from confrontation to democracy? South African Institute of International Affairs, Johannesburg, 1992
  190. Van Vuuren, Wiehahn N., Rhoodie N. South Africa: The Challenge of Reform. SA, Pretoria, 1988
  191. Van, W. and Radloff, S. Reciprocity and South Africa’s Dyadic foreign policy behavior. // Social Science Quarterly, December, 1993.
  192. Van, W. and Radloff, S. Reciprocity and South Africa’s Dyadic foreign policy behavior.// social Science Quarterly, December 1994.
  193. Van, W. and Radloff, S. symmetry and reciprocity in South Africa’s foreign policy. // The Journal of Conflict Resolution, June, 1993.
  194. Venter, D. South African foreign policy in a time of change: the African dimension. // Journal of Third World Spectrum. Vol.6, no. l, Spring 1999.
  195. Venter, D. South African Foreign policy in a time of change: the African dimension. // Journal of Third World Spectrum. Spring, 1999.
  196. Waldemeir, P. Anatomy of a miracle- the end of apartheid and the birth of the new South Africa. New York.: W.W. Norton & Co, 1997.
  197. Weisfelder, R. Collective foreign policy decision-making within SADCC: do regional objectives alter national policies? // Africa Today, no 1, 1991.
  198. Weisfelder, R. Collective foreign policy decision-making within SADCC: do regional objectives alter national policies? // Africa Today, no. 1, 1991.
  199. Weiss, Т. Sanctions as a foreign policy tool: weighing humanitarian impulses. // Journal of Pease Research, no. 5, 1999.
  200. , S. «The Legacy of a Pariah State: South Africa’s Arms Trade in the 1990s». // Review of African Political economy, no.64, 1995.
  201. , P. «South African foreign policy: getting critical?». // Politikon. Vol. 27, no. l, 2000.
  202. , R. «From Peacekeeping to Peacebuilding» South African Policy and Practice in Peace Missions». // International Peacekeeping. Vol. 7, no. 3, 2000.
  203. Wilmot, J. After the TRC: reflections on truth and reconciliation in South Africa. Cape Town.: David Philip Publishers, 2000.
  204. White Paper: A New Housing Policy and Strategy for South Africa
  205. White Paper for the Transformation of the Health System in South Africa
  206. White Paper on Population Development
  207. White Paper on Reconstruction and Development
  208. World Development Report 1999/2000
Заполнить форму текущей работой