Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация основ и принципов эколого-географического образования молодежи и школьников Карачаево-Черкесии средствами геоинформационных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в следующем: ^ впервые разработаны и апробированы 3 модели (теоретическая, практическая и технологическая) формирования эколого-географического образования средствами ГИС, определяющие основу эколого-географической культуры личности в Карачаево-Черкесииуточнены содержание и объем базовых понятий исследования: «эколого-географическая культура… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Структура понятия «эколого-географическая культура»
    • 1. 2. Научно-методические основы и принципы образовательного процесса для устойчивого развития
    • 1. 3. Геоэкологическая изученность территории Карачаево-Черкесии
  • ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 2. 1. Географические информационные системы в геоэкологии
    • 2. 2. Геоэкологическое картирование
    • 2. 3. Использование ГИС-технологий в эколого-географическом образовании
  • ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 3. 1. Современное состояние уровня школьного эколого-географического образования и воспитания
    • 3. 2. Элективные курсы в средней школе
    • 3. 3. Теоретическая модель эколого-географического образования школьников с использованием ГИС-технологий
    • 3. 4. Внедрение элективных курсов с использованием ГИС-технологий в процесс эколого-географического образования и воспитания школьников
      • 3. 4. 1. ГИС в решении проблем устойчивого развития
      • 3. 4. 2. Элективные курсы
  • ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ГИС В ШКОЛЬНОЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • 4. 1. Необходимые условия для реализации принципов и методов эколого-географического образования школьников средствами ГИС
    • 4. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме и их интерпретация
    • 4. 3. Преимущества использования ГИС-технологий в эколого-географическом образовании

Реализация основ и принципов эколого-географического образования молодежи и школьников Карачаево-Черкесии средствами геоинформационных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы глобального геоэкологического кризиса не могут быть решены исключительно техническими средствами — необходима переориентация ценностей, взглядов и поведения как отдельных лиц, так и общества в целом по отношению к окружающей среде. Особенно актуальным становится формирование эколого-географической культуры подрастающего поколения. Определяющим направлением эколого-географического образования и воспитания в целях устойчивого развития является отказ от идеи антропоцентризма и представления о неисчерпаемости природных ресурсов.

Несмотря на определенные достижения в эколого-географическом образовании и воспитании остаются недостаточно разработанными средства и методы формирования эколого-географической культуры. Эколого-географические дисциплины отличаются от многих других научных направлений тем, что они играют активную роль в сохранении сообществ и экосистем в условиях многоукладного рискованного природопользования. В этой ситуации весьма актуальным представляется совершенствование технологий преподавания. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования одним из требований к результатам освоения курсов географии и геоэкологии является владение геоинформационными системами. Наш опыт показал высокую эффективность внедрения ГИС-технологий в различные виды деятельности школьников и молодежи по изучению географического пространства, проведения учебных занятий и развития соответствующего мышления.

В качестве учебного природного полигона выбрана территория.

Карачаево-Черкесии. В пределах Северного Кавказа она выделяется максимальным разнообразием ландшафтных биотических и абиотических компонентов. Здесь представлен и весь спектр антропогенных изменений 3 от естественных (коренных) и рекреационных ландшафтов до селитебных, сельскохозяйственных и промышленных ПТК. Такое разнообразие создает благоприятные условия для внедрения геоэкологических методов оценки территорий, геоэкологического картирования и ГИС-технологий в процесс эколого-географического образования учащихся школ и высших учебных заведений, для выработки у них навыков моделирования экосистем.

Цель исследования: оптимизировать систему эколого-географического образования и воспитания посредством ГИС-технологий и элективных курсов.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Выделить совокупность компонентов, составляющих эколого-географическую культуру личности.

2. Определить уровень сформированности эколого-географических знаний и культуры обучающейся молодежи Карачаево-Черкесии.

3. Разработать программу внедрения эколого-географического образования (содержащую 3 модели: общую теоретическую, практическую и технологическую) на основе развития ключевых учебно-познавательных компетенций, оптимизации элективных курсов, используя механизм ГИС-технологий.

4. Экспериментально установить эффективность внедрения разработанной комплексной модели эколого-географического образования и формирования культуры личности в традиционную систему образования старшеклассников.

Объект исследования: эколого-географическое образование и культура молодежи и школьников Карачаево-Черкесии.

Предмет исследования: ГИС-технологии и элективные курсы в структуре эколого-географического образования и воспитания.

Теоретической и методической основой исследования нами приняты:

— экологические и эколого-географические подходы в образовании и воспитании (В.Т. Богучарсков, Б. С. Гершунский, С. Н. Глазачев С.Д. Дерябо, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Н. С. Касимов, H.H. Моисеев, В. Г. Морачевский, K.M. Петров, В. А. Ясвин и др.);

ГИС-технологии в представлении классиков мировой геоинформатики (Р.Ф. Томлинсон, М. Конечный, К. Райе, П. А. Барроу, М. Ф. Гудчайлд, Ж. Л. Клапп, Д. Ф. Марбл, П.Ж. Коуэн);

— ГИС и их использование при изучении окружающей среды в отечественной литературе (A.M. Берлянт, B.C. Тикунов, A.M. Трофимов, М. В. Панасюк, Е. Г. Капралов, A.B. Кошкарев, И. К. Лурье, Б. Б. Серапинас, H.H. Филатов, В. Г. Линник и др.).

— геоэкологические и ландшафтные исследования территории Северного Кавказа и Карачаево-Черкесии (Ю.П. Андреев, Ю. А. Алексеенко, В. А. Алексеенко, Ю. В. Ефремов, А. Г. Исаченко, А. Г. Крохмаль, П. М. Лурье, В. В. Онищенко, М. Н. Петрушина, П. В. Прокуронов, В. Д Панов Ю. Я. Потапенко, С. А. Хапаев, Ю. П. Хрусталев, A.B. Хорошев, В. А. Шальнев и др.);

— принципы эколого-географического картирования (К.А. Салищев, A.M. Берлянт, А. Г. Исаченко, Б. И. Кочуров, В. П. Максаковский, H.H. Комедчиков, В. И. Стурман, И. Т. Трофимов, В. А. Шальнев и др.);

— целесообразность применения ГИС-технологий в школе как полифункциональных средств (И.В. Пролеткин, O.A. Крейдер, Н. З. Хасаншина, Н. С. Лежнина, Л. М. Ставцева и др.).

Методы и материалы исследования. Геоэкологическая оценка территории и геоинформационный анализ осуществлялись с использованием программ Mapinfo 6.0 Professional, Sinteks ABRIS фирмы «ТРИСОФТ" — использовались программный комплекс для школьников ГИС «Живая география» и графические редакторы Photoshop, Photostudio и др.

Применялись и другие методы исследования: теоретическиеисторико-географический, сравнительно-сопоставительный, прогнозирования, проектирования, моделирования, диагностированияанализ психолого-педагогической и естественнонаучной литературы в аспекте избранной темыконцептуальная разработка проблемыэмпирические — наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, самооценка обучаемых, опрос информаторов, опытная работапедагогический эксперимент по формированию эколого-географических знаний и культуры средствами ГИСматематические методы обработки результатов исследования и представления экспериментальных данных.

Основные материалы исследования: программы элективных курсов, тестовые задания, вопросники и анкеты составленные авторомкосмо-, аэрои фотоснимкитематические карты различного содержанияфондовые и архивные материалы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: ^ впервые разработаны и апробированы 3 модели (теоретическая, практическая и технологическая) формирования эколого-географического образования средствами ГИС, определяющие основу эколого-географической культуры личности в Карачаево-Черкесииуточнены содержание и объем базовых понятий исследования: «эколого-географическая культура», «эколого-географическое образование», «эколого-географическое воспитание" — впервые определены научно-методические принципы применения ГИС-технологий и элективных курсов в эколого-географическом образовании и формировании культуры молодежи и школьников Карачаево-Черкесииприменительно для разработанных элективных курсов адаптированы и апробированы критерии и показатели эффективности уровня эколого-географической образованности и культуры молодежи КЧРвыявлены региональные социально-экономические и социально-экологические особенности, определяющие формирование эколого-географических знаний и культуры с применением механизма ГИС.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: оптимизированы эффективные технологии эколого-географического образования, обогащающие информационное содержание учебного материала в условиях формирования рыночных отношений, менталитета и традиций природопользования населения Карачаево-Черкесии;

— внедрены авторские программы курсов для обучающихся и педагогов «Географические информационные системы в решении экологических проблем устойчивого развития»;

— составлены и апробированы программы элективных курсов экологического содержания: «Геоинформационные системы», «Экологический туризм», «Экологическое картографирование», «Устойчивое развитие», «Особо охраняемые природные территории», «Глобальные экологические проблемы» и «Геоэкология пещер Карачаево-Черкесии» на основе регионального материала, включающие учебно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы, вопросы для итогового контроля знаний, тематику рефератов, круглых столов, сообщений, словари основных терминов и понятий;

— изданы два учебных пособия, рекомендованные Министерством образования РФ для студентов вузов: «Геоинформационные системы и их использование в современной картографии» и «Ресурсы и проблемы устойчивого развития горных территорий», а также учебно-методическое пособие «Экологические курсы с использованием геоинформационных технологий», монография «Формирование экологической культуры старшеклассников средствами геоинформационных систем».

Материалы исследования используются в практической работе учителей средних школ, преподавателей вузов, руководителей кружков в 7 центрах детского творчества, а также в деятельности институтов повышения квалификации работников образования Карачаево-Черкесии.

Защищаемые положения:

1. Принципы охраны окружающей среды и щадящего природопользования горных территорий Карачаево-Черкесии, интегрированные в виде элективных курсов в систему общего образования, эффективно формируют эколого-географическую культуру л личности.

2. Механизм ГИС-технологий, выявляющий корреляцию между биотическими, абиотическими и социоэкономическими элементами ландшафта, существенно расширяет возможности формирования ключевых учебно-познавательных компетенций.

3. Разработанная ГИС-модель структуры эколого-географического образования молодежи и школьников Карачаево-Черкесии совершенствует традиционный организационно-познавательный комплекс и реализует деятельностный подход.

Теоретическая значимость исследования:

— проведен анализ и дана объективная оценка степени эколого-географического образования в условиях антропогенно измененных горных геосистем Карачаево-Черкесии;

— разработаны теоретические модели элективных курсов и система формирования эколого-географической культуры личности;

— обоснован эколого-географический подход в образовании с использованием ГИС-технологий, в основе которого отражены приемы хранения, обработки и демонстрации данных о типах растительности, климате, топографии, геологии, гидрологии, а также о состоянии почв, поселений, распределении трансформированных ландшафтов, использовании природных ресурсов.

Личный вклад. Исследование проведено в 3 этапа: 1) 1997;2007 гг, сбор материала, разработка моделей и программ- 2) 2007;2010 гг.8 экспериментальная часть- 3) 2010;2012 гг.- обработка результатов и анализ.

Автором ежегодно, с 2000 года осуществлялись экспедиции, походы к геологическим, геоморфологическим, рекреационным объектам и памятникам природыпроводилась оценка состояния природной среды, включающая составление комплекта карт (ландшафтной, функциональных типов антропогенной нагрузки и степени антропогенных изменений). Сформированы электронные базы данных геоэкологической информации для десяти районов и ландшафтов КЧР.

Работа со школьниками старших классов и студентами включала выполнение следующих мероприятий:

— анкетирование родителей (240 чел.) и педагогов (144 чел.);

— тестирование учащихся (9−11 кл.) с 2007 по 2010 гг.;

— освоение основ работы в ГИС Maplnfo и Sinteks ABRIS;

— участие в конкурсах (инновационных проектов молодых ученых Карачаево-Черкесии и др.) и научных сессиях студентов;

— проведение университетских студенческих научных конференций с изданием материалов;

— руководство выполнением самостоятельных научных работ студентов и подготовкой публикаций в университетском сборнике «Наука, молодежь, образование» (2004;2012) и др.;

— разработку проектов: «Перспективы вовлечения пещер Карачаево-Черкесии в сферу туризма» (2010), «Организация рекреационного геопарка на территории Карачаево-Черкесии» (2012) и т. д.;

Проведен статистический анализ достоверности результатов 2 полученных в ходе эксперимента X критерием.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались на научных и научно-практических конференциях и семинара, в том числе: заседаниях Карачаево-Черкесского отделения Русского географического общества (2005;2012 гг.), научных конференциях студентов и молодых 9 ученых вузов Южного Федерального округа (Краснодар, 2006, 2007), VI Международной конференции «Инновационные технологии для устойчивого развития горных территорий» (Владикавказ, 2007), 10-ой Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы современности» (Майкоп, 2007), межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экологического туризма в Карачаево-Черкесской республике» (Архыз, 2008), научной конференции «Селиверстовские чтения» (Санкт-Петербург, 2009) — межвузовской научно-практической конференции «Информационные технологии в учебном процессе» (Карачаевск, 2009) — международной науч.-прак. конф. «Экологическое равновесие и устойчивое развитие территорий» (Санкт-Петербург, 2010) — в сб. «Труды Русского географического общества» (Санкт-Петербург, 2010) и многих других региональных и международных форумах.

Внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия автора в разработке и осуществлении экспериментальной работы с учащимися школ № 1, № 3, № 4 г. Карачаевска и п. Кумыш (144 учителя и 240 учащихся 9−11 кл.) и в учебно-воспитательной работе со студентами 35 курсов Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 44 работы, в том числе: 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК- 4 учебных пособия (2 из них рекомендованы Министерством образования РФ для студентов вузов), монография.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, содержащего 183 источника и 3 приложения. Объем диссертации 175 страниц, в основном тексте которой — 13 таблиц и 51 рисунок.

Выводы:

1. Карстовые пещеры — золотой фонд нашей природы.

2. Пещерные ресурсы не восстанавливаются и не восполняются.

3. Решение проблемы их сохранения заключается в организации эффективной системы рационального использования подземного пространства.

4. Самое лучшее средство охраны пещер, этих ценных памятников истории, культуры и природы, по нашему мнению, использование их в рекреационных целях. Наиболее интересные и легкодоступные пещеры на территории КЧР необходимо оборудовать, опираясь на опыт других регионов России и зарубежных стран.

Комментарий. Проект был представлен в виде презентации, состоящий из 42 слайдов в программе Microsoft PowerPoint. В слайдах применялись анимационные изображения, рисунки, фотографии и карты, составленные учащимися в программе Mapinfo Professional. Демонстрировалось 6 картосхем, представляющие состав слагающих пород, период образования и географию распространения пещер КЧР (слайды 31−35):

1. Карстовые процессы на территории Карачаево-Черкесии (рис.

3.24). ркен-Шахар

ЧЕРКЕССК.

УСТЬ-ДЖ В-УТ/ у рджиново.

Краснов ос;

Учкею льбрусский.

Ункулан рлагерьдСев Приют.

Условные обозначения: — территории активного развития карста.

Рис. 3.24. Карстовые процессы на территории Карачаево-Черкесии (слайд № 8).

2. Пещеры, образованные в известняках верхнего девона (рис. 3.25).

3. География распространения пещер, образованных в песчаниках раннеюрского возраста.

4. Пещеры, образованные в известняках позднеюрского возраста.

5. География распространения пещер и гротов в породах мелового периода.

6. Подземелья на территории КЧР, созданные человеком. Кроме того, в слайдах были представлены (рис. 3.26−3.32): структура спелеологии (слайд № 4), район классического карста Югославии Плато Красс (слайд № 5, понятие карст (слайд № 6), геология КЧР (слайд № 7), кремневые орудия среднего палеолита из пещеры Треугольной (КЧР) (слайд № 10), реконструкция пещерного медведя, останки, которого.

I. Пет при хребта Джситу 1. Пешеры Заге.тапа.

3. Питера Ильясови.

4. Иешеры перхипьев р. Кжфар-Лгур

5. Петера Старательская Ь. Пещера Мраморная.

7. Пещера Копимая К. Петера Змеиная.

Выходы девонских отложений (по К).Я. Потапенко, 2004″.

Рис. 3.25 География распространения пещер КЧР, образованных в известняках верхнего девона найдены в пещере Киспан (КЧР) (слайд № 11), рисунки древних людей в пещерах (слайды № 9, 12, 13), стадии развития пещер (слайд № 14), разнообразие отложений пещер (слайды № 17−19), перечень наименований естественных подземных полостей Карачаево-Черкесской республики (слайд № 15), самые глубокие пещеры (шахты) Карачаево-Черкесии (слайд № 16).

Были представлены в сравнении всемирно известное ячеистое выветривание в песчаниках — «Копи царя Соломона» (Израиль) (слайд № 26) и ничем ему не уступающее ячеистое выветривание песчаников долины р. Мары (слайд № 25) — геологический памятник природы КЧР, а.

I щ у Рис. 3.26. Реконструированный М. М. Герасимовым облик ребенка-неандертальца из пещеры Тешик-Таш на фоне натеков. Композиция (слайд № 9).

Рис. 3.27. В маленькой Треугольной пещерке (КЧР) были обнаружены в большом количестве обожженные кости древних животных и орудия первобытного человека, изготовленные из кремня. Находки из Треугольной пещеры относятся к эпохе мустье среднего палеолита. Находка такой древности была пятой по счету, сделанной в пещерах нашей страны (слайд № 10).

Кремнешые орудня ¦¦ среднего палеолите.

Рис. 3.28. Слайд № 13. Петроглифы в гроте рядом с источником Боркулдауук (КЧР) (слайд № 9).

Рис. 3.29. Реконструкция пещерного медведя, останки, которого найдены в пещере Киспан (КЧР).

В 1974 году в пещере Берлога (КЧР) обнаружили череп ископаемого пещерного медведяв настоящее время эта находка экспонируется в Карачаево-Черкесском республиканском музее-заповеднике (слайд № 11).

Рис. 2.30. План-схема пещеры «Южный Слон» (КЧР) (по Михайлову И.В.) Узкий проход — «шкуродер» между залами этой пещеры (слайд № 17) Петера Южный Стон [.

Рис. 2.31. Летучие мыши — на потолке пещеры. Сталактиты пещеры Южный Слон (КЧР) (слайды № 18,19.).

1И—.

Рис. 2.32. Копи царя Соломона (Израиль) и Маринское ячеистое выветриваниегеологический памятник природы КЧР. Сравнение рисунков ячеистого выветривания песчаников не оставляет сомнения в более выраженной контрастности природного рисунка Маринского объекта перед Израильским. Однако последний, благодаря рекламе привлекает нескончаемый поток туристов со всех стран мира, тогда как Мариинские кружева остаются практически безвестными (слайды № 25,26) также Маринские песчаниковые пещеры (слайд № 24) — памятник природы КЧР.

Демонстрировались обитатели пещер (слайды № 27−29), Карабекская пещера — древнейшая горная выработка Карачая (слайд № 36) и другие сохранившиеся горные выработки, которые можно использовать как объекты туризма слайд № 37), возможности использования пещер для лечения больных пещерным воздухом (спелеотерапия) (слайд № 38).

Как видно, из представленных слайдов, учащимися был собран огромный материал, имеющий образовательное и воспитательное значение. Значительная роль в этой работе принадлежала ГИС. Сравнительные показатели уровня сформированности экологической культуры учащихся в экспериментальной группе на констатирующем (2007) и на промежуточном этапе эксперимента (2009) представлены в табл. 3.9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Технические достижения человечества за последние полвека достигли высокого уровня, облегчив его жизнь, сделав его намного комфортнее. Но, к сожалению, активная деятельность по преобразованию окружающей среды породила одну из глобальных проблем человечестваэкологическую катастрофу, угрожающую существованию всего живого на Земле.

Академик Никита Николаевич Моисеев, впервые в мире выполнивший компьютерное моделирование геоэкологических последствий глобального потепления климата, считал: «Новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ».

Необходимое условие предотвращения экологической катастрофыизменение стиля мышления человечества, перейти от потребительского отношения к природе к созидательному. Потому система образования для обеспечения устойчивого развития предполагает переход к модели образования, основанной на целостном подходе к человеку, обществу и природе, единстве современного научного знания, на гуманистических ценностно-мировоззренческих установках. Поэтому сегодня формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к природе, с высокой гуманистической, технологической и эколого-географической культурой одна из главных задач современности. Однако, в реальной жизни, наблюдается «экологическая недостаточность» общего среднего, дополнительного и высшего образования.

В связи с этим основной целью образования для устойчивого развития является формирование у подрастающего поколения ключевых образовательных компетентностей, развитие осознанной мотивации для учебно-исследовательской и социально-значимой деятельности, обучение управлению качеством жизни, осознание объективно существующих.

154 экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним.

Несмотря на определенные достижения в решении проблем эколого-географического образования и воспитания, недостаточно разработаны средства, методы и направления формирования эколого-географической культуры. Следовательно, необходимо разнообразить формы и виды деятельности школьников по изучению природы, удовлетворить их потребности и интересы, и в этих целях активно использовать географические информационные системы.

Наше диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ современной научной литературы и использование ГИС-технологий в эколого-географическом образовании молодежи и школьников Карачаево-Черкесии позволили уточнить содержание и объем понятия «эколого-географическая культура личности». Существенными признаками ее являются сформировавшееся экологическое сознание, географическое мышление, умение оценивать и предвидеть последствия преобразующей деятельности социума на окружающую среду.

2. Традиционные формы образования в Карачаево-Черкесии обеспечивают сравнительно низкий уровень эколого-географических знаний и культуры, что ограничивает восприятие окружающих ландшафтов как комплексных геосистем, не развивает навыков самостоятельного решения задач, связанных с охраной и воспроизводством природных ресурсов. В связи с этим появилась необходимость поиска способов углубления знаний и повышения эколого-географической культуры школьников.

3. Предложенная система эколого-географического образования (объединяющая общую теоретическую, практическую и технологическую подсистемы) представляет новое для Карачаево-Черкесии направление формирования эколого-географической культуры, с использованием ГИС-технологий и элективных курсов геоэкологического содержания.

4. Использование ГИС-технологий, деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками региональной геоэкологической информации в процессе преподавания элективных курсов существенно ускоряет формирование учебно-познавательных компетенций.

5. Вклад элективных курсов в повышение уровня эколого-географической культуры школьников зависит от уровня первичной подготовки — в группах с «высоким» и «средним» уровнем он составил 1618%- количество учащихся с «низким» уровнем уменьшилось на 34,4%- часть школьников (16%) из группы с низкой подготовкой оказалась не готова к восприятию экологической информации с помощью ГИС-технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А., Петрушина М. Н., Хорошев A.B. Горные ландшафты: структура и динамика. Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.- 158 с.
  2. М.М. Биоразнообразие и динамика стуктуры позвоночных животных Северо-Западного Кавказа //Проблемы географии и геоэкологии горных территорий. Карачаевск, 2012. — 15−20.
  3. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. — М.: Мысль, 1983.
  4. В.А. Геохимия ландшафта и окружающая среда. -М.: недра, 1990.- 142с.
  5. В.Н. Геоинформационное моделирование: к новой методологической парадигме в географии // География и природные ресурсы, № 3, 1996. С.5−15.
  6. Ю.П., Алексеенко Ю. А. и др. Перспективы развития минерально-сырьевой базы Северного Кавказа и прогноз техногенного воздействия на окружающую среду региона на 5, 20, 15, 20 лет. ТГФ «Севкавгеология», 1988.
  7. Л.И. Пространственная дифференциация природной и эколого-социальной комфортности Карачаево-Черкесской республики. Автореф. дис. канд. геогр. наук. Ростов-на-Дону, 2003. — 23 с.
  8. М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: автореферат дис. д.п.н. Москва — 2009.
  9. Д.Л. Наука о ландшафте. М., 1975.
  10. А.Ф. Метакартография. Основные проблемы. Тбилиси, 1974.
  11. H.H. Становление советской экономической географии: Избранные труды. — М.: Мысль, 1980.
  12. A.M. Образ пространства: карта и информация.М.: Мысль, 1986.-240 с.
  13. H.JI. Объяснительная записка к ландшафтной карте Кавказа. Тбилиси: ТГУ, 1980. — 54 с.
  14. В.Т. История географии: учебное пособие. -Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. -448 с.
  15. В.Т. Очерки по истории экологического учения (географический аспект). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2005. — 180 с.
  16. В.Т. Размышление о географическом образовании. -Ростов-на-Дону: Терра, 2000. 80 с.
  17. Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания. // Интернет-журнал «Эйдос». -http ://www. eidos .ru/j ournal/2007/0301 -4.htm.
  18. C.B. Экологическое образование школьников при обучении географии: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.-91с.
  19. В.И. Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Просвещение. -1975.
  20. .В. Основы ландшафтной экологии. М.: ГЕОС, 1998.-418 с.
  21. Ф.С. Формирование экологической компетентности у будущих учителей начальных классов в условиях вуза: автореф. дис. на соиск. учён.степ. канд. пед. наук. Москва, 2004. — 22с.
  22. В.Г. Школа и проблема охраны природы Текст. / В. Г. Гачев. -М.: 1981. 85 с.
  23. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов Текст. / Под ред. A.M. Берлянта и A.B. Кошкарёва. М.: ГИС-Ассоциация, 1999. — 156 с.
  24. B.C. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608.
  25. С.Н. Экология, культура, образование. // Материалы к конференции. М.: МГПИ, 1989. — 242с.
  26. Государственный стандарт общего образования. М., 2004.
  27. Н.С. Динамика основных компонентов ландшафта Карачаево-Черкесии в условиях меняющегося климата и хозяйственной деятельности. Автореф. дис. канд. геогр. наук. Ростов-на-Дону, 2010. -22с.
  28. . Образование: скрытое сокровище // Доклад международной комиссии. UNESCO, 1996.
  29. Дерябо С Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
  30. Х.А. Ландшафты Карачаево-Черкесии и их антропогенные преобразования. Автореф. дис. канд. геогр. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 22 с.
  31. Д.С., Зверев ИД., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. М.: Школьная Пресса, 2002.
  32. Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. — 180 с.
  33. Д.С., Суравегина И. Т. Экологическое образование: от изучения экологии к решению экологических проблем. Новомосковск, 2005.
  34. О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник-2-е изд. испр. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003.-336с.
  35. Ю.В. Горные озера Западного Кавказа. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. -112 с.
  36. Загвязинский В.И., .Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  37. В.М. Экологическая культура и социализация подрастающего поколения //Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России. Экологическая культура. № 44. 2008. -С.5−7.
  38. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  39. А.Н., Дзятковская ^.//.Экологическая компетенция -новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. М., 2007. № 3. -С. 3−8.
  40. И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. М., 1985. -№ 6, -С. 30−35.
  41. ИД. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  42. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Электронный ресурс., 2006].
  43. Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 83−88. -246.
  44. Информационные технологии в учебном процессе / Материалы межвузовской научно-практической конференции. Карачаевск: КЧГУ, 2009.-221 с.
  45. А.Г. Введении в экологическую географию. СПбГУ, 2003.- 192.
  46. А.Г. Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991.
  47. А.Г. Экологическая география в связи с проблемой интеграции географических наук //Русское географическое общество: новые идеи и пути. Сб. научных трудов. СПб.: РГО, 1995. — С.3−23.
  48. В.Г. ГИС-технологии как инновационное средство развития географического образования. //Педагогическое образование, 2009, № 3. С.68−76.
  49. A.A., Казиев У. З., Хубиев А. Б., Хохлов А. Н. Птицы населенных пунктов Карачаево-Черкесии. Труды Тебердинского государственного природного биосферного заповедника. Вып. 54.
  50. Кисловодск, 2013.-192 с. (в печати).161
  51. A.A., Хубиев А. Б. Орнитофауна Карачаево-Черкесии и её структура // Модели популяционной динамики и мониторинг биоразнообразия для устойчивого развития горных районов. Матер, междунар. науч.-практ. конф. Карачаевск: КЧГУ, 2011а. — С. 102−117.
  52. Н.С. Образование для устойчивого развития (сущность, задачи и этапы становления) // Вестник МГУ, Серия 5. География, 2006, № 3.
  53. С. С. Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. — 94 с.
  54. С.С. С чего начинается экологическая культура? Электронный ресурс. 26 ноября 2007. iournalist-pro.com].
  55. П.А. Географические информационные системы в формировании экологической культуры личности //Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал. Вып. 1. -Пятигорск, 2010. С. 159−166.
  56. П. А. Геоинформационные системы и их использование в современной картографии: учебное пособие. Карачаевск: КЧГУ, 2004. -228с. (Присвоен гриф МО РФ от 23.06.2003 г).
  57. П.А. Информационные технологии в экологическом воспитании старшеклассников // Тезисы докладов XXXIV научной конференции студентов и молодых учёных вузов Южного Федерального округа (январь-март 2007). Часть III. — Краснодар, 2007. -С. 116−117.
  58. П.А. Региональное географическое и экологическое образование с использованием геоинформационных технологий Электронный ресурс. //Труды РГО. СПб., 2010.
  59. П.А. Формирование экологической культуры старшеклассников средствами геоинформационных систем: монография. -Карачаевск: КЧГУ, 2012. 210с.
  60. П.А. Экологические курсы с использованием геоинформационных технологий: учебно-методическое пособие. -Карачаевск: КЧГУ, 2009. -180с.
  61. П.А. Экологическое образование для устойчивого развития горных территорий /Селиверстовские чтения. Санкт-Петербург, 2009.-523−528 С.
  62. П.Н. Экологические ориентации учащихся и их формирование в условиях интерактивного обучения: автореф. дис.. канд. психол. наук .- СПб., 2002. 20 с.
  63. H.H. Современная картография: итоги и перспективы (по материалам 1 Всероссийской научной конференции по картографии „Картография на рубеже тысячелетия“) // Известия РАН. Серия геогр. 1998, № 2. С. 121−128.
  64. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989 — 416 с. Электронный ресурс. http://jorigami.ru/PPcorner/Classics/Komensky/KomenskyYanAmosVelika yadidaktizbr. htm
  65. Я.А. Великая дидактика- Сочинения в 2-х томах. Т.1. -М., 1982.
  66. Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга (2006) Электронный ресурс. http://www.referent.ru/178/14 657
  67. .И., Антипова A.B., Назаревский Н. В. и др. Районирование территории России по степени экологоческой напряженности // Известия АН. Серия геогр., 1994, № 1. С. 119 — 125.
  68. .И., Жеребцова H.A. Картографирование экологических ситуаций (состояние, методология и перспективы) // География и природные ресурсы, 1995. № 3. С. 18−25.
  69. O.A. Современное состояние и перспективы применения ГИС-технологий в экологическом образовании Электронный ресурс. //Электронный журнал „Системный анализ в науке и образовании“. Университет „Дубна“. Выпуск 2008 № 2.
  70. Крищунас B-P.JI. Географическое образование в средней школе. Концепция перестройки содержания // География и культура. Сборник материалов к IX съезду Географического общества. Л.: Издательство ГО СССР, 1990. -С.25−29.
  71. А.Г., Лурье П. М., Панов В. Д. Климатическое районирование территории Карачаево-Черкесской республики // Эколого-географические проблемы юга России / Сб. Ростов-на-Дону, 1999. — С. 183−190.
  72. В.В. Структурирование компетенций перспективное направление в решении проблем образования // Школьные технологии. -2007.-№ 2.-С. 97−103.
  73. O.E. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов Электронный ресурс., 2009 http://www.college.ru.
  74. А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения. М., 2007.
  75. В.Л. К уроку географии: Геоэкологические тесты, задания, практические работы: 6−10 классы. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2002.-48 с.
  76. .Т. Экология личности // Педагогика. 1993, № 2. — С.19.27.
  77. A.A., Аджиева М. М. Геоэкологическая идентификация территорий: история, принципы, традиционные и высокотехнологичные методы // Вестник Ставропольского государственного университета, № 58. Ставрополь, 2008.
  78. П.М., Крохмалъ А. Г., Панов В. Д., Панова C.B., Тамов М. Ч. Карачаево-Черкесия: климатические условия. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского гос. ун-та, 2000. — 196 с.
  79. П.М., Панов В. Д., Ткаченко Ю. Ю. Река Кубань: гидрография и режим стока. СПб.: Гидрометиздат, 2005. — 498 с.
  80. Л.И. Применение технических средств на уроках географии Электронный ресурс. //Вопросы Интернет образования, 2006. -№ 36. http://vio.uchim.info/Vio36/cdsite/articles/art24.htm
  81. К., Энгельс Ф.: избранные произведения: в 3-х т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1986.103 .Марфенин H.H. Экологическое образование в интересах устойчивого развития //Мат. парламентских слушаний Федерального167
  82. Собрания РФ „Об участии Российской Федерации в реализации стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития“. Москва, 25 мая 2006.
  83. Ю.Н. Эколого-социальная комфортность и её место в системе понятий современной экологии // Эколого-географический вестник юга России, 2000. № 3. — С. 90−94.
  84. Минимум для ещё не пользователей ГИС /Авторизован, перев. с анг. A.B. Шаталин: Eg Parsons The Essential GUIDE TO GIS, Longman Groupe Limited, 1994. // Информационный бюллетень: ГИС ассоциация. -1996.-№ 3(5).-С. 62−64.
  85. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986, — 124с.
  86. H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы (эколого-политологический анализ) // Социально-политический журнал, 1995.-С. 43−56).
  87. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации II Вестник экологического образования в России. 2000. N 1 (15).
  88. Е.Г. Формирование экологической компетентности студентов педагогического вуза интегративно-проектным методом: автореф. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук .- Самара, 2005.- 24с.
  89. ИЗ.Онищенко В. В. Эколого-географический анализ структуры и функционирования лесной растительности Северного склона Западного Кавказа: Дис. д-ра геогр. наук. Ростов-на-Дону, 2006. — 357 с.
  90. ХМ.Орлов В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения Электронный ресурс. // Интернет-журнал „Эйдос“. -http://www.eidos.ru/journal/2003/0416.htm.
  91. Основы геоинформатики. В 2 кн. Кн. 1: Учебное пособие для студ. вузов /Сост. Е. Г. Капралов, A.B. Кошкарёв, B.C. Тикунов и др.- Под ред. B.C. Тикунова. М.: Издательский центр „Академия“, 2004. — 352с.
  92. Основы геоинформатики. В 2 кн. Кн. 2: Учебное пособие для студ. вузов / Сост. Е. Г. Капралов, A.B. Кошкарёв, B.C. Тикунов и др.- Под ред. B.C. Тикунова. М.: Издательский центр „Академия“, 2004. — 480с.
  93. Основы геоэкологии: учебник / Ред. В. Г. Морачевский. СПб.: СПбГУ, 1994.-352 с.
  94. Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева,
  95. И.Т.Суравегиной. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.169
  96. K.M. Геоэкология. Основы природопользования. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994. 216 с.
  97. , И.В. Формирование экологической компетентности будущего учителя физической культуры и безопасности жизнедеятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2006.
  98. М.Н. Ландшафты бассейна реки Баксан // Природопользование Приэльбрусья. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 120−152.
  99. А.П. „Песталоцци“ (Жизнь замечательных людей), 1933.-128 с.
  100. Y11 .Планкет Л., Хеш Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: Экономика, 1984. — 168 с.2%.Плюснин В. Б. О нарушенности естественных ландшафтов Прибайкалья. //География и природные ресурсы. 1994, № 1.
  101. В.М. Карачаево-Черкесская республика // Ключевые орнитологические территории России. М.: Союз охраны птиц России, 2000. Том 1. — С. 356−361, 649−661.
  102. Ю.Я. Ландшафтоведение. Практические занятия. Учебно-методическое пособие. Карачаевск: КЧГУ, 2005. 43 с.
  103. Ю.Я. Ландшафтоведение. Учебное пособие. Карачаевск: КЧГПУ, 1998. 65 с.
  104. Ю.Я. Основы геоэкологии. Учебное пособие. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. 86 с.
  105. Ю.Я., Елистратов O.A. Отчет по теме:
  106. Геоэкологическое обоснование проектирования геологоразведочных170работ и промышленного освоения рудных месторождений на Северном Кавказе». ГПП «Севкавгеология», ГШ Iii «Терра», ТГФ «Севкавгеология», 1993.- 191.
  107. Ю.Я. Ландшафтно-геоэкологические исследования и картирование горных территорий: учебно-методическое пособие. -Карачаевск, 2009. 264 с.
  108. Проблемы географии и геоэкологии горных территорий. -Карачаевск: КЧГУ, 2011. 132 с.
  109. И.В. ГИС и средняя школа Электронный ресурс. http://ogis.sgu.ru/ogis/gisotd/publ8.htm
  110. Результаты общественного экологического мониторинга ВООП за май 2011 года. Электронный ресурс. http://www.runature.ru/node/l 84.
  111. КН. Отношение городских школьников к проблемам окружающей среды // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2000. — № 1. — С. 17−23.
  112. К.А. Картоведение. М., 1982.
  113. К.А. Задачи в картографии и автоматизация // Изв. высш. учебн. заведений. Геод. и аэрофотосъемка, 1967, вып. 4. С. 7−10.
  114. Д.С. Горные геосистемы: современное состояние и пути оптимизации природопользования (На примере северного склона Западного Кавказа): Дис. д-ра геогр. наук. Ростов-на-Дону, 2003. — 306с.
  115. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: издательский центр «Академия», 2000. -280 с.
  116. , В.А. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теоретические и практические. М.: Педагогика. 1984.
  117. В.И. Экологическое картографирование. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 251 с.
  118. И. Т. Сенкевич В.М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. //Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 47−51.
  119. И.Т., Зилинг Д. Г., Харъкина М. А. и др. Эколого-геологические карты. Теоретические основы и методика составления. М.: Высш. шк., 2007. 407 с.
  120. Философский словарь Электронный ресурс. http://slovari.yandex.т/~книги/Философский%20словарь/Культура/
  121. Э. «Иметь» или «быть» (пер. с нем.). -М.:АСТ, 2006.-314с.
  122. Л.M. Формирование эколого-географической культуры учащихся в общеобразовательных школах и гимназиях (VI IX классы): Дис.. канд. пед. наук: Казань, 2005. — 210 с.
  123. С.А. Очерки природы Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. Изд-во, 1981. — 320 с.
  124. Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии Электронный ресурс. // Информационные технологии обучения-2002/Секция II /Подсекция 3 / Н. З. Хасаншина. http://www.bitpro.ru/ito/2002/II.html#3
  125. В. Философия и экология (пер. с нем.). М.: Изд. фирма АО «Ками», 1994. — 188с.
  126. Ю.П., Крохмалъ А. Г. Антропогенные преобразования ландшафтов Карачаево-Черкесии. //Эколого-географический вестник юга России. Ростов-на-Дону, № 3, 2000. — С.66−76.
  127. В.А. Ландшафты Северного Кавказа: эволюция и современность. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. — 265 с.
  128. В.А., Конева В. В., Лагун С. Г. и др. Ландшафты Тебердинского заповедника // Труды Тебердинского государств, природн. биосферного заповедника. Вып. № 48. Кисловодск: Севкав. из-во МИЛ, 2009.- 176 с.
  129. В.Н. Объяснительная записка к карте природных ландшафтов Северного Кавказа масштаба 1: 500 000 СКПГО
  130. Севкавгеология", ЦГСЭ «Севкавгеология», 1991. -65 с.173
  131. В.А. Философия и моделирование. M.-JI., 1966.
  132. Экологическая педагогика научно исследовательская лаборатория экологического образования (НИЛЕО) /Дорошко О.М. и др. 2010http://nileo.grsu.by/index.php?option=comcontent&task =view&id=238&Itemid=1451.
  133. Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2000. — 930 с.
  134. Экологическое образование: концепции и методические подходы / Ответств. ред. Мамедов Н. М. М. — Агентство «Технотрон», 1996. — 136с.169 .Левин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 366 с.
  135. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. -456с.
  136. Burrough P.A. Principles of Geographical Information Systems for Land Resources Assessment. Claderon Press Oxford, 1986, 193p.
  137. HA.Konecny M., K. Rais. Geograficke informacni systemy. Folia Fac. Science National University Purk. Brunensis, XXIV.-«Geographia», Brno, 1985,21, 13, p. 196.
  138. Картографические материалы17 5. Атлас Ставропольского края. M.: ГУКГ, 1968 (М.Н. Черновалов ландшафтная карта КЧР).
  139. Геоботаническая карта КЧР. М-б 1:100 ООО. Львовский госуниверситет (НИЛ геоботанических исследований), 1989 г.
  140. Космоснимки. http: https://maps.google.com/maps.17S. Ландшафтная карта КЧР. М-б 1:200 ООО. / Сост. Шальневым В. А. (Ставропольский госуниверситет) и Джанибековой Х. А. (КЧГУ), 1997.
  141. Почвенная карта КЧР. М-б 1:200 000. Кубанский Государственный проектный институт по землеустройству, 1977 г.
  142. Геоэкологическая карта Северного Кавказа. М-б 1:1 000 000. /Сост. Прокуронов П. В. ЦГСЭ ПГО «Севкавгеология» СевероКавказский геологический фонд. Ессентуки, 1991.
  143. Топографическая карта Карачаево-Черкесии. М-б 1:200 000. Из-во: Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие, 1995.
  144. Геоморфологическая карта. М-б 1:50 000. /Сост. Черных В. И. (Сев.- Кав. геологическое управление), 1993.
Заполнить форму текущей работой