Условия и факторы развития хозяйства северного экономического района
Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, европейского центрального экономического района, Урала, Северо-Запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует… Читать ещё >
Условия и факторы развития хозяйства северного экономического района (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценка экономико-географического положения
Северный экономический район охватывает обширное пространство европейской части страны площадью 1650,4 тыс. км квадратных, выходящее к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская, Мурманская, Вологодская области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ (приложение № 1). Район находится в процессе активного хозяйственного освоения. Здесь сосредоточены крупные лесные и минерально-сырьевые ресурсы, удобно расположенные по отношению к основным индустриальным центрам европейской части страны. Огромные размеры территории, лежащей по обе стороны Полярного круга, определили разнообразие природных условий.
Для всей территории района характерна высокая влажность воздуха и слабая испаряемость влаги. Этим определяется большое количество болот, озёр, рек.
Северный район обладает густой и разветвленной речной сетью. Например, Архангельская областьрегион располагает избыточными водными ресурсами, здесь насчитывается 70 тыс. больших и малых рек суммарной протяженностью 275 тыс. км. Четыре крупнейшие реки (Северная Двина, Печора, Онега и Мезень) впадают в арктические моря. Широкая и глубокая Северная Двина создает благоприятные условия для навигации и является основным водным путем.
Реки Мурманской области принадлежат бассейну Баренцева и Белого морей, отличаются порожистостью и богаты гидроэнергетическими ресурсами. Часть рек протекают через озера и служат регуляторами водного стока. В пределах Мурманской области — около 105 тыс. озер с площадью водного зеркала более 0,01 кв.км., крупнейшие из них — Имандра, Ловозеро, Умбозеро.
В Карелии более 61 тыс. озер и 26,7 тыс. рек. Самые крупные озера — Ладожское (площадь 17,7 тыс. кв. км) и Онежское (площадь 9,9 тыс. кв. км), являются крупнейшими водоемами Европы. Наиболее крупные реки: Водла (400 км), Выг, Ковда, Кемь, Суна, Шуя. Общая протяженность водной сети составляет почти 83 тыс. км. В Карелии, система больших и малых озёр, соединенных между собой реками, протоками, каналами, благоприятствует развитию лесоразработок, удобной водной транспортировке древесины к пунктам переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы европейской части России, а также на экспорт.
Республика Коми также входит в зону избыточного увлажнения. Значительное преобладание количества выпадающих атмосферных осадков над испарением, особенности рельефа и геологическое строение определили повышенную заболоченность и развитую гидрографическую сеть.
Гидрографическая сеть Республики Коми относится к бассейнам морей: Белого (реки Вычегда, Луза, Мезень), Баренцева (река Печора), Карского (река Кара) и Каспийского (реки Летка, Кобра, Березовка). Площади этих бассейнов занимают соответственно 35,2%; 62,9%; 0,7%; 1,2% территории республики. Озера на территории республики развиты слабо. Наибольшее их число сосредоточено в Большеземельной тундре, в долинах рек и на водоразделах в северных районах, поймах крупных рек. Всего в республике насчитывается около 70 тыс. озер общей площадью 4,3 тыс. кв.км., что составляет 0,5% ее территории. К сравнительно крупным озерам относятся Ямозеро (площадь 31,1 кв. км), Синдорское (28,5 кв. км), Косминское (12,6 кв. км).
Реки северного экономического района соединены системами искусственных каналов: Северо-Двинская система соединяет Белое море с Каспийским, самая северная в мире Беломорско-Балтийская — Белое с Балтийским. Реки, озера и искусственные водохранилища представляют собой дешевые и удобные транспортные пути.
Болота занимают не малую площадь Северного района. Например в Мурманской области они занимают 37% территории. Широко распространены грядово-мочажинные болота, а также кустарничково-сфагновые и бугристые. В Республике Коми болота и заболоченные земли также занимают большую территорию. Средняя заболоченность территории составляет 9,6%. Более 60% составляют болота верхового типа. Среди них крупнейшие в Европе болота Океан (1790 кв. км) и Усинское (1570 кв. км).
По морям бассейна Северного Ледовитого океана, омывающим территорию района, проходят морские транспортные пути внутреннего и международного значения. Большое значение в новых экономических и политических условиях занимает развитие морского транспорта района, а именно главный не замерзающий порт Мурманск.
Климат района весьма разнообразен. Обширные пространства Кольского полуострова, Архангельской области и республики Коми расположены за полярным кругом, в пределах вечной мерзлоты. Климат — субарктический морской, имеющий многие черты континентального. Зима длительная, но не суровая, лето короткое и прохладное. Средние температуры января — от -8 до -13 °С, июля от +8 до +14 °С. Для данных территорий характерно наличие полярного дня и полярной ночи. Вологодскую область отличает умеренно — континентальный климат с продолжительно холодной зимой, относительно коротким теплым летом. Средняя температура января на западе области -11°, на востоке -14°; июля соответственно +16° и +18°. Период с положительными температурами составляет 195−210 дней. Средняя годовая сумма осадков всех видов — 480−500 мм на востоке области и 560−600 мм — на западе, что намного больше величины испаряемости.
Для большей части территории района характерен короткий вегетационный период, не превышающий 70−80 дней, что позволяет выращивать лишь отдельные виды овощей в закрытом грунте. В Вологодской области продолжительность вегетационного периода с температурами выше +5 достигает 120—160 дней и обеспечивает возможность успешно выращивать овощи, лен, пшеницу.
С севера на юг на территории района сменяются четыре почвенно-растительные зоны и подзоны: тундра, лесотундра, хвойная тайга и смешанные леса. Тундра тянется неширокой полосой по берегу Баренцева моря и вдоль Горла Белого моря. Лесная зона делится на две подзоны — лесотундровую и северотаежную. Леса занимают почти 43,2% территории района, запасы древесины оцениваются в 5,0 млрд. м кубических. При широком распространении хвойных пород (ель и сосна) значительные площади занимают мелколиственные березовые леса. На равнинной территории господствуют хвойные леса — еловые и сосновые. Наличие многочисленных возвышенностей определяет четкую вертикальную поясность: до высоты 400—500 м над уровнем моря — горно-лесной пояс; от 450 до 600 м над уровнем моря — пояс березовых криволесий; от 600 до 900 м над уровнем моря — горно-тундровый пояс; свыше 900 м над уровнем моря — пояс арктической пустыни.
Основные типы почвообразования— подзолистые, дерноволуговые и болотные. На побережье Баренцева моря развиты тундровые почвы с оторфованным органогенным горизонтом и пропитанным гумусом недифференцированным минеральным профилем.
В тундре и лесотундре почвенный горизонт развит слабо. Поймы рек богаты травами, составляющими естественную кормовую базу животноводства.
Уникальные природные условия дают большие возможности для развития туризма в северном экономическом районе. В регионе результативно развивается теплоходный, культурно-познавательный, событийный, экологический туризм, экскурсии.
В географии водных путешествий региона, ведущую роль играют Волго-Балтийская и Северо-Двинская водные системы, реки Вологда, Сухона, Юг, Шексна, озера Кубенское, Белое, Ладожское и Рыбинское водохранилище.
Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, европейского центрального экономического района, Урала, Северо-Запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского хозяйства — судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Ближайшие страны дальнего зарубежья — это Норвегия и Финляндия.