Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Улучшение эксплуатационных показателей транспортных двигателей путем совершенствования свойств охлаждающих жидкостей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Улучшение теплофизических и физико-химических свойств охлаждающих жидкостей может быть достигнуто применением присадок. К их числу, прежде всего, относятся уже исследованные присадки, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ) и водорастворимые полимеры. В данном направлении сделан ряд исследований, и как отмечалось редакцией журнала «Двигателестроение» вопрос применения присадок… Читать ещё >

Содержание

  • Лист
  • УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. ОХЛАЖДЕНИЕ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ АНИЛИЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС, ТЕПЛОВОЕ И ТЕПЛОНАПРЯЖЁННОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 1. 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ И ИХ
  • KOI1СТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
    • 1. 3. ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ: ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУТАЦИО! II1ЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
      • 1. 3. 1. ВОДА, КАК ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТ
    • 1. 1.3.2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
      • 1. 4. ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В ЖИДКОСТЬ 1ЫХ СИСТЕМАХ ОХЛАЖДЕНИЯ
      • 1. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
  • ВЫВОДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВА11ИЙ
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРИСАДОК НА ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
    • 2. 1. КОРРОЗИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
      • 2. 1. 1. ВИДЫ КОРРОЗИИ, ИМЕЮЩИЕ МЕСТО В ЖИДКОСТ11ЫХ СИСТЕМАХ ОХЛАЖДЕ11ИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЕ11ИЯ
      • 2. 1. 2. ПОТЕ11ЦИОСТАТИЧЕСКИЕ КОРРОЗИО! II1ЫЕ ИССЛЕДОВА! 1ИЯ
      • 2. 1. 3. ГРАВИМЕТРИЧЕСКИЕ КОРРОЗИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ НА
  • НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ НА ПРОЦЕССЫ ТЕПЛООБМЕНА
    • 3. 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТЕПЛООБМЕНА В СИСТЕМЕ ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ
    • 3. 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
    • 3. 3. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ У РАВНЕНИЯ
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 4. МОТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ ПРИСАДКИ
    • 4. 1. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ИСПЫТАНИЯ
    • 4. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МОТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ
    • 4. 3. ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ
  • ВЫ ВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Улучшение эксплуатационных показателей транспортных двигателей путем совершенствования свойств охлаждающих жидкостей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поршневые комбинированные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) являются в настоящее время основным источником энергии, ими вырабатывается более 70% энергии, потребляемой человечеством.

ДВС — массовое изделие машиностроения. Только автомобилей во всем мире ежегодно производится почти 40 млн., а в эксплуатации находится по меньшей мере в десять раз больше. Поэтому сокращение затрат на их эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт может дать существенный экономический эффект.

Развитие современного двигателестроения характеризуется увеличением цилиндровых и агрегатных мощностей, которые, в большинстве случаев, достигаются за счет роста среднего эффективного давления, частоты вращения коленчатого вала и, в ряде случаев, диаметра цилиндра, что вызывает возрастание механических и особенно тепловых нагрузок на детали цилиндро-поршневой группы.

Конкурентоспособность современного двигателя определяется его тремя основными характеристиками: топливной экономичностью, соответствием экологическим нормативам и надежностью. Обеспечение требуемых показателей возможно лишь при условии оптимальной и согласованной работы всех систем двигателя на любом эксплуатационном режиме. Традиционно наибольшее внимание уделялось совершенствованию систем топливоподачи и смазки, тогда как оптимизация конструкции и параметров работы системы охлаждения также может обеспечить повышение топливной экономичности, снижение токсичности отработавших газов и увеличение ресурса двигателя.

В свете вышеизложенного первостепенное значение приобретают исследования, направленные на повышение экономичности и ресурса ДВС, уменьшение токсичности и дымности отработавших газов за счет совершенствования режимов охлаждения.

Энергоемкость на единицу валового продукта в России в четыре раза выше, чем в США и почти в шесть раз выше, чем в Японии (только транспорт Российской Федерации потребляет 115 млн. тонн топлива и 15 млн. тонн смазочных масел в год) [7].

Поршневые ДВС — основные потребители дорогостоящего топлива нефтяного происхождения. Очень важно сокращать расход топлива, даже при работе на холостом ходу и долевых режимах нагрузки.

Как видно из рис. 1 и рис. 2, [21, 22, 24, 96] наибольший расход топлива наблюдается на частичных нагрузках, близких к режиму холостого хода. Минимальные нагрузки (Ne около 0), ge — max.? Максимальные нагрузки (Ne = 100%), ge = nom.

Рис. I Удельный эффективный расход топлива при работе по нагрузочной характеристике.

Минимальные обороты (nmin), ge = шах. Средние обороты (п = 50 — 80% от nmax), ge — min.

Максимальные обороты (nmax), ge = пот.

Рис. 2 Удельный эффективный расход топлива при работе по скоростной характеристике.

В современном двигателестроении задачи уменьшения массогабаритных показателей и повышения экономичности наиболее полно решаются путем последовательного форсирования рабочих процессов на основе исследований по совершенствованию рабочих процессов, конструкций камер сгорания, топливной аппаратуры, механизмов и агрегатов газообмена и воздухоснабжения. Этот путь предполагает участие в длительных исследованиях двигателестроительных предприятий и НИИ. Однако в нынешних экономических условиях такой путь нельзя считать реальным.

Более эффективным является подход к повышению топливной экономичности двигателей за счёт уменьшения тепловых потерь.

Основные мероприятия по снижению расхода топлива и возможная экономия топлива представлены на рис. 3 [58, 96]. u u V.

В этом направлении проводятся определенные работы фирмами «Форд», «Камминс» (США) «Комацу», «Мицубиси», «Ниссан» (Япония), «Клекнер s.

Хумбольд Дойтц", «Фольксваген», «Опель» (ФРГ), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция), производственными объединениями «Автодизель», «ГАЗ» (Россия), институтами НАМИ, НИИТАвтопром, НИИАТМ и др. Результаты исследовании зарубежных авторов показали, что у адиабатных двигателей расчётная величина снижения расхода топлива может составить от 0 до 50%, а повышение эффективного КПД от 1.2 до 23.4% [112, 113, 115, 116, 119, 120]. и Реализация такого подхода не требует изменения основных конструктивных элементов остова и может быть проведена совершенствованием схем.

1 2 3 4 5 6.

1 — замена карбюратора на впрыск бензина: до 35%;

2 — улучшение экономических показателей существующих карбюраторных двигателей: до 23%;

3 — для бензиновых: повышение степени сжатия до 13. .14 и обеднение смеси до, а = 1.2. 1.3: до 15%;

4 — для дизелей: совершенствование систем питания, улучшение процессов наполнения и сгорания: до 10. 14%;

5 — для дизелей: применение послойного смесеобразования: до 6. 13%;

6 — использование микропроцессорного управления системами двигателя: до 10%;

7 — поддержание оптимального теплового состояния: до 10. 12%.

Рис. 3. Возможная экономия топлива, % регулирования теплового состояния путем модернизации двигателей на ремонтных предприятиях машиностроительной отрасли. В вооруженных силах России очень остро стоят вопросы обеспечения долговечности энергетических объектов (до 30−40% времени машины и механизмы простаивают в ремонте или в ожидании его) [7].

Затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобильной, авиационной и дорожно-строительной техники на порядок и даже более превышают затраты на их изготовление (рис. 4).

Затраты на техническое обслуживание техники, % :

1 — изготовление различных видов техники (принято за 100%),.

2 — ремонт и ТО автомобилей,.

3 — ремонт и 'ГО самолетов,.

4 — ремонт и ТО станков,.

5 — ремонт и ТО строительных и дорожных машин.

Рис. 4. Затраты на изготовление, ремонт и техническое обслуживание техники.

Причинами выхода из строя большей части деталей и узлов машин являются различные виды изнашивания, трещины, поломки, коррозия и кавитация и т. д. [7, 35] возникающие в процессе эксплуатации (рис. 5). Значительная доля отказов (до 25%) (рис. 6) приходится на эрозию, кавитацию и коррозию [41, 96]. На рис. 7, 8 показано распределение основных видов отказов двигателей ВАЗ и ЯМЗ (данные заводов-изготовителей). конструктивные.

Ш производственно-технологические.

И эксплутационные ремонтные к неустановленные 5. Распределение отказов, дефектов и повреждений двигателей по причинам их возникновения.

Рис.

1 — износы;

2 — трещины, поломки;

3 — эрозия, кавитация, эрозия;

4 — загрязнения, закоксование;

5 — нарушение г ерметичности, плотности;

6 — старение материалов. 1.

Рис. 6. Распределение первоначальных причин, по которым возникают отказы двигателя.

25 й 20 Я х.

О 15.

1 — КШМ;

2 — МГР;

3 — система питания;

4 — система выпуска;

5 — система смазки;

6 — система охлаждения;

7 — резинотехнические изделия.

1 2 3 4 5 6 7.

Рис. 7. Распределение основных видов отказов двигателей ВАЗ.

35 30.

2 20.

О 15 10.

5 -0 4.

МП.

1 -КШМ;

2 -МГР;

3 — система питания;

4 — система выпуска;

5 — система смазки;

6 — система охлаждения;

7 — резинотехнические изделия.

Рис. 8. Распределение основных видов отказов двигателей ЯМЗ.

В особенно тяжелых условиях (высокая запыленность воздуха, интенсивные и быстроменяющиеся нагрузки) работает транспортная техника: автомобили, тягачи, строительная техника, затраты на ремонт которой в условиях ограниченного финансирования, становятся острой технико-экономической проблемой. Поэтому одной из важнейших проблем в этой области является повышение коррозионностойкости и долговечности ДВС, что увеличивает их эксплуатационные и межремонтные сроки, сокращает время простоя в ремонте и снижает их стоимость, повышает безопасность и надежность работы.

Исследования показывают, что за счёт увеличения коррозионностойкости деталей машин и механизмов можно повысить их производительность и надежность примерно на 20−50%, снизить трудоемкость ремонта на 20−30% [7].

Повышение коррозионностойкости наиболее экономически и технически оправдано на стадии эксплуатации. К числу наиболее предпочтительных относится, например, применение ингибирующих присадок к охлаждающей жидкости.

В настоящее время самым распространенным методом поддержания наилучших тепловых условий при работе дизеля является выбор оптимальных схем охлаждения и настройки системы терморегулирования воды, масла и наддувочного воздуха. Однако принятие только этих ранее рассмотренных мер оказывается недостаточным, поэтому, кроме схем и параметров системы охлаждения, целесообразно оптимизировать свойства охлаждающих жидкостей. Их совершенствование, чаще всего, идет по двум несвязанным друг с другом направлениям, одно из которых преследует цель уменьшения эрозионно-коррозионных разрушений и накипеобразования, а другое, чаще всего реализуемое в автотракторных двигателях, направлено на применение альтернативных воде охлаждающих жидкостей, например, антифризов.

Таким образом, как для научно-исследовательских организаций, так и производителей и потребителей двигателей остается актуальной работа по совершенствованию охлаждающих жидкостей, в которых основным компонентом оставалась бы вода при минимальной концентрации веществ, способных, наряду с уменьшением эрозионно-коррозионных разрушений, обеспечивать оптимизацию теплообмена в зарубашечном пространстве и снижение накипеобразования.

Улучшение теплофизических и физико-химических свойств охлаждающих жидкостей может быть достигнуто применением присадок. К их числу, прежде всего, относятся уже исследованные присадки, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ) и водорастворимые полимеры. В данном направлении сделан ряд исследований [7, 31, 55, 73, 90], и как отмечалось редакцией журнала «Двигателестроение» [36] вопрос применения присадок к охлаждающим жидкостям на основе ПАВ и полимеров является малоисследованным и, по мнению редакции, представляет несомненный интерес.

В настоящее время в качестве охлаждающей жидкости используется вода или специальные жидкости [50]. Вода имеет ряд недостатков, отрицательно влияющих на эксплуатацию ДВС: высокая температура замерзания, низкая температура кипения, высокая коррозионная активность, вспениваемость и др. При эксплуатации ДВС в нашей стране в качестве охлаждающего реагента для автотракторных двигателей чаще всего применяются исключительно специальные жидкости.

Целью диссертационной работы является повышение долговечности и топливной экономичности автотракторных ДВС воздействием на физико-химические и теплофизические свойства охлаждающих жидкостей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-технические задачи:

1. Выполнить анализ проблем и тенденций развития автотракторных ДВС. Выявить влияние свойств охлаждающих жидкостей на технико-экономические показатели работы двигателя.

2. Провести лабораторные исследования эффективности действия полимерных присадок как ингибиторов коррозии деталей систем охлаждения ДВС.

3. Провести лабораторные исследования теплофизических свойств охлаждающих жидкостей, содержащих полимерные присадки.

4. Выполнить уточнение коэффициентов в критерии Нуссельта (N0) в зависимости от состава и массы присадок в охлаждающих жидкостях.

5. Провести стендовые и эксплутационные испытания автотракторных ДВС с разработанными охлаждающими жидкостями.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. Анализ научно-технической и патентной литературы, практики эксплуатации показал, что для производителей и потребителей автотракторных ДВС является актуальным совершенствование свойств охлаждающих жидкостей, так как это направление исследований может дать высокий научно-технический и экономический эффекты при минимальных затратах времени и ресурсов на их достижение.

2. Разработаны стенды, методики для гравиметрических и потенциостатических исследований коррозионных свойств охлаждающих жидкостей, проведены эксперименты, которые показали, что использование присадок (полиакриламида, поливинилового спирта и ПАВ-Синтанола) позволяют снизить на 10. 40% разрушение деталей систем охлаждения ДВС. Испытания разработанных охлаждающих жидкостей не выявили отрицательного воздействия на неметаллические материалы, используемые в системах охлаждения двигателей.

3. Разработаны стенды, методики теплофизических экспериментов, проведены исследования конвективного теплообмена, которые показали, что введение полимерных присадок в охлаждающие жидкости приводит к снижению интенсивность теплоотдачи на 5.20%.

4. Установлен синергетический эффект снижения интенсивности конвективного теплообмена, который проявляется при введении в охлаждающую воду смеси полиакриламида и поливинилового спирта при их суммарной концентрации 0.1% (0.05% ПАА + 0.05% ПВС).

5. Получено критериальное уравнение для расчета числа Ыи, учитывающего влияние полимеров и ПАВ на интенсивность конвективного теплообмена.

6. Установлено, что при введении в охлаждающую воду полимерных присадок происходит снижение токсичности отработавших газов (уменьшение концентрации СО на 5. 18%, СП на 3. 14%).

7. Проведены стендовые моторные испытания охлаждающих жидкостей с присадками на двигателе 44 8.2/7.1, которые подтвердили гипотезу влияния полимеров в составе ОЖ на показатели работы двигателя. Экономия топлива на режиме холостого хода достигает 6%.

8. Проведённые эксплутационные испытания подтвердили работоспособность новых охлаждающих жидкостей при их применении на двигателях типа ЯМЗ — 8424 (пробег 77 т. км) и типа ЗМЗ — 402 (пробег 71 т. км).

Таким образом, цель и задачи диссертационной работы достигнуты — предложен и экспериментально обоснован новый способ повышения долговечности и экономичности автотракторных ДВС, заключающийся во введении минимального числа и массы полимерных присадок в охлаждающие жидкости на основе воды и этиленгликоля.

Дальнейшие исследования по этой проблеме, на наш взгляд, должны быть посвящены разработке методов снижения расхода топлива с помощью полимерных присадок к охлаждающей воде ДВС на режимах близких к номинальному, в том числе, в условиях поверхностного кипения недогретой охлаждающей жидкости.

— 166.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Ильичёв В. И. О спектральном признаке возникновения ультразвуковой кавитации в воде. Акустический журнал, 1963, т. 9, вып. 2, с. 158−161.
  2. А.Т., Иванов И. А. Выбор средств очистки для систем судовой энергетической установки. // Судостроение. 1981. № 5. с. 24−27
  3. Анализ влияния износа деталей ЦПГ на параметры дизеля в зависимости от режима его работы. // Труды ЛИВТа. М.: Высшая школа, 1968. Вып. 107, с. 25−34.
  4. Л.И. Теоретическая электрохимия. М.: Высшая школа, 1975. -560 с.
  5. П.И. Расчет и конструирование охладителей дизелей. Машиностроение, 1981.
  6. П.И., Аладышкин В. Я. Зависимость для расчета механического КПД и составляющих теплового баланса в воду и масло среднеоборотных дизелей. // Двигателестроение. 1986.- N 3.- С. 16−18.
  7. O.K. Основы комплексного совершенствования охлаждения судовых дизелей. Диссертация на соискание учёной степени д.т.н. Санкт-Петербург. 1996. Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций.
  8. A.B. и др. Термодинамика и теплопередача. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Высшая школа», 1975.-488 с.
  9. Е.В. Исследование работы системы охлаждения автомобильных двигателей в условиях крайнего севера. М., 1974, 136 с.
  10. В.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания. — JL: Государственное издательство судостроительной промышленности. 1958. 440 с.
  11. Влияние температуры деталей ЦПГ на показатели работы судовых дизелей на различных эксплутационных режимах. // Производственно-технический сборник МРФ. М.: ЦБНТИ Минречфлота, 1969, № 83, с. 59−63.
  12. А.К. Магнитная фильтрация жидкости в охлаждающей системе дизеля. // Двигателестроение. 1991. — № 8. — С. 27 — 28.
  13. А.К. Фильтрация жидкости в охлаждающей системе дизеля. // Двигателестроение. 1991. — № 8. — С. 27 — 28.
  14. ГОСТ 28 084 84 (CT СЭВ 2130 — 80). Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия. — М.: Издательство стандартов, 1989. — 22 с.
  15. JT.B. Гидродинамическая задача определения конвективного теплообмена в полости гильзы цилиндра ДВС. // Инженерно-физический журнал. 1988. — Т.62, № 3. — С 86−90.
  16. A.A., Копылов A.C., Пильщиков А. П. Водподготовка, процессы и аппараты. М.: Энергоатомиздат, 1990. — 270 с.
  17. И.Б., Егорова А. П., Москвин K.M., Рамс Э. Э., Шишкин В. И. Оптимизация теплового состояния автомобильных двигателей. -Двигателестроение, 1982, № 4, с. 10−12.
  18. А.С.Орлина, М. Г. Круглова М.: Машиностроение, 1983.-372 с.
  19. Диагностирование дизелей / Никитин Е. А., Станиславский J1.B., Улановский Э. А. и др. М.: Машиностроение, 1987, — 224 с.
  20. Дизели. Справочник. / Под общ. ред. В. А. Ваншейдта, H.H. Иванченко, Л. К. Коллерова. Л.: Машиностроение, 1977. — 480 с.
  21. А.Ф., Аливагабов М. М., Крыжановский К. Ф., Алимов С. А. Анализ температурного состояния деталей рабочего цилиндра шлюпочного дизеля. // Двигателестроение. 1988.- № 9. С. 10 — 13.
  22. .П. Исследование вопросов предупреждения образования накипи в системе охлаждения автотракторных двигателей способом электромагнитной водоподготовки. Л., 1969, 205 с.
  23. В.Г., Миханько М. Г., Самойленко П. И. Основы термодинамики и теплотехники. М.: Машиностроение, 1980. — 224 с.
  24. Жидкостное охлаждение автомобильных двигателей. / A.M. Кригер, М. Е. Дискин, А. Л. Новенников, В. И. Пикус. М.: Машиностроение, 1985. — 176 с.
  25. Жук Н. П. Курс теории коррозии и защиты металлов. М.: Металлургия, 1976.-472 с.
  26. В.А. Влияние многофункциональных присадок к охлаждающей жидкости на теплонапряженное состояние цилиндровых втулок // Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз. сб. науч. тр. / МАМИ. — М., 1998.-Вып. XIV.-С. 165−171.
  27. В.А. Повышение ресурса и экономичности судовых дизелей совершенствованием свойств охлаждающей жидкости. Диссертация на соискание учёной степени к.т.н. Санкт-Петербург. 1992. ЛИВТ. 262 с.
  28. H.A. Нестационарное тепловое состояние деталей УПГ двигателей с умеренным отводом теплоты от рабочего тела. // Инженерно-физический журнал. 1986. -Т.60, № 2. — С 67−71.
  29. Исследование влияния износа деталей ЦПГ на показатели работы быстроходного четырёхтактного двигателя. // Труды ЛИВТа. Л.: Транспорт. 1966. Вып. 87, с. 11−15.
  30. Исследование влияния присадок к охлаждающей жидкости дизелей на процессы теплоотдачи / Тузов Л. В., Безюков O.K., Жуков В. А., Ларин В. А. // Двигателестроение. 1996. — № 1. — С.46 -51.
  31. И.П. Отложения на теплоотдающих поверхностях деталей камеры сгорания, как одно из препятствий форсирования ДВС // Двигателестроение. 1981.-№ 12.С. 14−17.
  32. И.П. Температурное состояние охлаждаемых деталей при различных присадках к охлаждающей воде. // Двигателестроение, 1986, № 8, с. 9−11.
  33. И.П. Факторы, определяющие теплоотдачу к охлаждающей жидкости в ДВС // Двигателестроение. 1989.- № 1.- С. 6−8.
  34. Комплексная присадка к системам охлаждения дизелей. // Двигателестроение, 2003, № 4, с. 44−45.
  35. H.H. Отказы и дефекты судовых дизелей. М.: Транспорт, 1985.- 152 с.
  36. В.В. Теплообмен в зарубашечном пространстве двигателей при однофазовом течении охлаждающей жидкости. Двигателестроение, 1982, № 3,с. 15−17.
  37. А.К. Развитие среднеоборотных дизелей. // НИИинформтяжмаш. -М., 1977.-N4−77−32.
  38. А.К., Ларионов В. В., Михайлов Л. И. Теплонапряженность двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие. Л., 1979, 222 с.
  39. П.А. Особенности кавитационных процессов в системах охлаждения при теплопередаче. Двигателестроение, 1984, № 10, с. 15−18.
  40. Г. Е. Образование и предотвращение отложений в системах водяного охлаждения. Л.: Госэнергоиздат, 1955. — 233 с.
  41. С.С. Теплопередача и гидродинамическое сопротивление: Справочное пособие.-М.: Энергоатомиздат, 1990.-367 с.
  42. В.Е., Кузнецов Ю. Н., Маслов В. А. Сравнение теплогидравлической эффективности теплоносителей применительно к высокотемпературным системам охлаждения // Двигателестроение. 1989.-N 4. — С.49−51.
  43. П.А. Интенсификация теплопередачи от поршня к гильзе цилиндра оребрением охлаждаемой поверхности гильзы // -Двигателестроение, 1990, № 9, с. 57−59.
  44. П.А. Модифицированные головки цилиндров форсированных дизелей ЯМЗ. // Автомобильная промышленность, 1997, № 4, с. 21 — 23.
  45. П.А. Результаты расчётно-экспериментальных исследований влияния оребрения охлаждаемой поверхности гильзы цилиндров на температурное состояние гильз и поршней дизелей ЯМЗ // Двигателестроение, 2000, № 1, с. 3−4.
  46. И.Г., Шутилов В. А. О простом способе обнаружения кавитации. Акустический журнал, 1959, т. 5, вып. 3, с. 376−378.
  47. А.Г., Пилипенко В. Н. Особенности влияния шероховатости и снижающих сопротивление добавок на турбулентный теплообмен / Механика турбулентных потоков. М.: Наука, 1980. — С. 318 — 330.
  48. А.Ф. Предупреждение образования накипи в автомобильных двигателях. М.: Транспорт, 1971. — 128 с.
  49. H.H., Петриченко М. Р. Определение интенсивности теплоотдачи в системе жидкостного охлаждения втулки цилиндра. // Двигателестроение. -1982.- № 10. С. 27−29.
  50. К.А. Токсичность автомобильных двигателей. М.: Легион-Автодата, 2000. — 79 с.
  51. Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости. Справочное руководство / Под ред. А. М. Сухотина. Л.: Химия, 1979. — 360 с.
  52. В.К. Изменение физических свойств воды малыми добавками полимеров // Некоторые проблемы тепло- и массопереноса. Минск, 1978. -с. 22−25.
  53. В.К., Герцович В. Л., Пурис Б. И. Некоторые особенности воздействия малых добавок высокополимеров на пристенную турбулентность. / Проблемы тепло- и массообмена 77. Минск, 1977. — с. 79 — 80.
  54. Л.В. Исследование статических и динамических тепловых характеристик системы жидкостного охлаждения автотракторных двигателей. Диссертация на сосискание учёной степени к.т.н. Барнаул. 1965. Алтайский ПТИ им. И. И. Ползунова. 261 с.
  55. А.Л., Елисеев С. В., Богачук В. Н., Ивнев A.A., Зеренбин В. Г. Улучшение теплового состояния поршня путём совершенствования охлаждения гильзы цилиндра. Двигателестроение, 1990, № 5, с. 3−6.
  56. Новенников A. J1., Яманин А. И., Пикус В. И., Ивнев A.A. Физическое моделирование на стенде теплового состояния головок цилиндров при их термоусталостных испытаниях // Двигателестроение, 1989, № 3, с. 3−5.
  57. Новые требования к уровню внешнего шума АТС / Галевко Ю. В., Енукидзе Б. М., Иванова Т. В. // Автомобильная промышленность. — 1997. № 1. — С. 30 -33.
  58. Определение параметров течения жидкости в полостях системы охлаждения ДВС. / Жаров A.B., Павлов A.A. // Автомобильная промышленность. — 2004. -№ 2.-С. 30−31.
  59. В.Б., Бордуков В. В., Живлюк Г. Е., Ягленко В. Т. Тепловой баланс малоразмерного дизеля с частичной теплоизоляцией внутри цилиндровых процессов. // Двигателестроение.-1986.-N8.- С.3−5.
  60. В.А. Экспериментальное исследование процессов теплообмена. -М.: Энергия, 1969.- 392 с.
  61. В.Х., Гринь В. Т. Технология синтетических моющих средств.-М.: Химия, 1984 г. 224 с.
  62. М.Р., Баталова В. А. Температурные и гидравлические режимы работы системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания // Двигателестроение. 1989. — N4. — С.20−23.
  63. P.M. Системы жидкостного охлаждения быстроходных двигателей внутреннего сгорания. Л.: Машиностроение, 1975.-224 с.
  64. В.Н., Михайлу А. Г. Механизм снижения сопротивления, теплоперенос в турбулентных потоках с добавками различной природы // Тепломассообмен 6, т. 6, ч. 2, Минск. — 1980. — С. 89 — 94.
  65. А.П. Защита судовых дизелей от кавитационных разрушений. -Л.: Судостроение, 1983. 120 с.
  66. А.И., Сливин H.A. Лабораторный практикум по высшей математике. Учеб. пособие для втузов. 3-е изд. пераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2000, -416с.
  67. Поверхностно активные вещества. Свойства и применение. JL: «Химия», 1975 -350 с.
  68. И.Л., Ступин А. Б. Турбулентный теплообмен при течении слабых растворов полимеров около твердой стенки // Пристенные турбулентные течения, ч. 2, Новосибирск. 1975. — с. 224−231.
  69. Повышение экономичности судовых дизелей за счёт «утепления» камеры сгорания. // Труды ЛИВТа, 1968, вып. 118, с. 57−60.
  70. Погрешности измерения физических величин. А. Н. Зайдель. — Л.: Наука, 1985.- 112 с.
  71. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и в воде. Изд. 2-е пер. и доп. Л.: «Химия», 1975 -456 с.
  72. Проблемы перевода на высокотемпературное охлаждение серийных судовых дизелей речного флота. // Труды ЛИВТа. Л.: 1963. Вып. 18, с. 18−23.
  73. А.Р., Петриченко М. Р., Иванченко Н. Н. Методы определения и управления потокораспределением в рубашках цилиндров блочных дизелей. // Двигателестроение. 1989.- N 11.- С. 13−15.
  74. В.В. Кавитация. Л.: Судостроение. 1977. 245 с.
  75. Г. Б. Теплопередача в дизелях. М.: Машиностроение, 1977.-216с.
  76. .Н., Павлов Е. П., Концев В. П. Рабочий процесс высокооборотных дизелей малой мощности. Л.: Машиностроение, 1990. -240 с.
  77. М.Г. Экспериментальное исследование ультразвуковой кавитации. В кн.: Мощные ультразвуковые поля. / Под ред. Л. Д. Ровенберга. М.: 1968, с. 167−220.
  78. В.В. Теоретические основы коррозии металлов. Л., «Химия», 1973. 264 с.
  79. Н.П., Новенников А. Л., Афанасьев В. С., Колтин И. П. Теплобалансовые характеристики и температурное состояние дизеля снаддувом при охлаждении водой и антифризом // Двигателестроение, 1981, № 9, с. 9−10.
  80. М.В., Маляров B.C., Гальченко A.B. Измерение термического сопротивления отложений в системах охлаждения ДВС // Двигателестроение. 1988. — № 3.- С. 23 — 24.
  81. Г. П. Опыт применения эмульсионных присадок к охлаждающей воде дизелей. Двигателестроение, 1991, № 4, с. 59.
  82. Г. П., Янчеленко В. А., Головкин П. Г. Защита от кавитационной эрозии и коррозии металлов системы охлаждения дизеля // Двигателестроение. 1990. — № 8.- с. 25 — 27.
  83. Судовая теплоэнергетика: Справочник. М.: Транспорт. 1983. 312 с.
  84. Судовые среднеоборотные дизели. Л.: Судостроение. 1975. 315 с.
  85. С.М. Подготовка и контроль качества воды для судовых энергетических установок. М.: Транспорт, 1978. — 152 с.
  86. Теоретические основы теплотехники. Теплотехнический эксперимент: Справочник / Под общ. ред. чл.-корр. РАН A.B. Клименко и проф. В. М. Зорина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство МЭИ, 2001. — 564 е.: — (Теплоэнергетика и теплотехника- Кн. 2.).
  87. Теория рабочих процессов ДВС: Учеб. пособие / И.Б. Гурвич- Нижегородский политехнический институт. Нижний Новгород, 1992, 145 с.
  88. Теплообмен в двигателях и теплонапряжённость их деталей // Дьяченко Н. Х., Дашков С. Н., Костин А. К. и др. Под ред. С. Н. Дашкова JL, 1969.- 247 с.
  89. Теплопередача в судовых энергетических установках. В. М. Бузник. Издательство «Судостроение», Ленинград 1967, 371 с.
  90. Теплотехника: Учеб. для вузов / В. Н. Луканин, М. Г. Шатров, Г. М. Камфер и др., Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высшая школа, 1999. — 761 с.
  91. Н.Д., Жук Н.П., Титов В. А., Веденеева М. А. Лабораторные работы по коррозии и защите металлов. М.: Металлургия, 1971.- 280 с.
  92. П.Г. Органический синтез в промышленности. М.: Госхимиздат, 1965.— 271 с.
  93. Г. Г., Реви Р. У. Коррозия и борьба с ней. Пер. с англ. / Под ред. А. М. Сухотина. Л.: Химия, 1989. — пер. изд., США, 1985. — 486 с.
  94. Ю.Я., Горбань А. И., Добровольский В. В., Лукин А. И. и другие. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Л.: Судостроение, 1989.- 344с.
  95. Е.М., Перепелица Б. В. Турбулентный теплообмен в слабых растворах высокополимеров // Тепло- и массоперенос. Т. 3, Минск, 1972. -С. 387−393.
  96. Химики автолюбителям: изд. / Б. Б. Бобович, Г. В. Бровак, Б. М. Бунаков и др.-Л.: Химия, 1991.-320 с.
  97. А.П. Расчётная оценка условий возникновения кавитации в полостях системы высокотемпературного охлаждения дизелей. // Двигателестроение. 1983.- № 8.- С.10−12.
  98. М.А., Ажогин Ф. Ф., Ефимов Е. А. Коррозия и защита металлов. -М.: Металлургия, 1981. 216 с.
  99. Экспериментальное исследование пристенных турбулентных течений / Кутателадзе С. С., Миронов Б. П., Пакоряков В. Е. и др.// Новосибирск, Наука, 1975.-С. 60 -76.
  100. Экспериментальное исследование теплообмена в жидкости, содержащие добавки высокополимеров и поверхностно-активных веществ / Безюков O.K., Жуков В. А., Ларин В. А. // Инженерно-физический журнал. 1993. — Т.64, № 1. — С. 34−38.
  101. В.В. Кавитационные повреждения втулок и стенок цилиндровых полостей блоков дизелей. Двигателестроение, 1986, № 7, с. 55−56.
  102. Gordon R.J. On the Explanation and Correlation of Turbulent Drag Reduction in Dilute Macromolecular Solutions. «J. Appl. Pol. Sei.», 1970, vol. 14, № 8, p. 2097−2105.
  103. Harvey D.N. Diesel engine coolant investigations Transaectic of the Institute of Marine Engineers, 1974, Ser, A, v. 86, № 4, p 78−87.
  104. K. Toyama, T, YoshimitsuT. Nishiyarna, T. Shimauchi and T. Nakaqaki, Heat Insulated Turbocompaund Engine. SAE Techn. Pap", № 830 314, 1983.-176 114. Patterson G.K., Zakin J.L., Rodrigues J.M. Drag reduction: Polymer
  105. Solutions, Soap Solutions and Solid Particle Suspensions in Pipe Flow. — Ind. and Eng. Chem., 1969, vol. 61, p. 23−38.
  106. Schnabel W. Keramikteile im Dieselmotor von Ford. «MTZ», 1986, 47. № 12.501 -502.
  107. Sudhakar V. Performance analysis of adiabatic engine. «SAE Techn. Pap. Ser», 1984. № 840 431.
  108. Thorns B.A. Some observations on the flow of linear polymer solutions through straight tubes at large Reynolds number // Proc. 1-st Int. Congr., Rehoel, Amsterdam, 1949, 11.135 11.1 4 1.
  109. Virk P. S. The Thorns phenomen: turbulent pipe flow of dilute polymer solutions // J. Fluid Mech. 1967. Vol. 30. P. 305.
  110. W. Bryzik and R. Karno. «TACOM/Cummins, Adiabatic Engine Proqram». «SAE Techn. Pap», № 830 314, 1983.
  111. Y. Miyairi, T. Matsushisa and. T. Ozava (NGK Jnsuiators, ltd). H. Oikawa and N. Nakashima (Mitsubishi Motors Соф). Selective Heat Jnsulation of Combustion Chamber Walls for a DL Disel Engine with Monolithic Ceramics. «SAE Techn. Pap», № 890 141.
Заполнить форму текущей работой