Стимулирование экспорта зерна в России в условиях ее членства в ВТО
Выявлены тенденции развития мировой продовольственной ситуации, а именно: растущая политическая и социальная нестабильность в мире, приводящая к кардинально новому распределению ролей на глобальном зерновом рынке и открывающей ряд уникальных перспектив для российского экспорта зерновых, продолжающийся финансово-экономический кризис в развитых странах-экспортерах зерна, увеличение мирового спроса… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Состояние и тенденции развития мирового рынка зерна
- 1. 1. Анализ основных показателей международной зерновой торговли
- 1. 2. Оценка политики стран — ведущих экспортеров зерновой продукции
- 1. 3. Деятельность международных организаций, связанных с вопросами международной торговли зерном
- ГЛАВА 2. Организация экспорта зерна в России
- 2. 1. Особенности развития российского экспорта зерна в современных условиях
- 2. 2. Органы государственного регулирования экспорта зерна в России
- ГЛАВА 3. Основные направления стимулирования экспорта российского зерна
- 3. 1. Совершенствование системы организации экспорта зерна
- 3. 2. Возможности привлечения иностранных инвестиций в сферу зернового экспорта России
- 3. 3. Инструменты государственной поддержки экспорта зерна с учетом норм и правил ВТО
Стимулирование экспорта зерна в России в условиях ее членства в ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Острейшей глобальной проблемой современности является наличие на планете около 1 миллиарда голодающих и недоедающих людей, каждые 5 секунд от голода умирает один ребенок. Россия, на которую приходится 9% мировой пашни, 52% черноземных почв и 20% запасов пресной воды, может и должна внести свой существенный вклад в решение этой общемировой проблемы.
Руководители России, прежде всего президент страны В. В. Путин, неоднократно ставили задачу после вступления в ВТО обеспечить более качественное включение России в мирохозяйственные связи и международную специализацию, и кооперацию, в том числе и в сфере сельскохозяйственного производства. Для этого имеются все объективные природные предпосылки. Необходимо запустить соответствующие экономические механизмы, как на макро, так и на микроуровне.
Россия исторически является крупной зерновой державой. Производство зерна традиционно является основой агропромышленного комплекса России и наиболее важной отраслью сельского хозяйства. На долю зерна приходится более трети стоимости валовой и свыше половины товарной продукции растениеводства, а также почти одна третья часть всех кормов для животноводства.
Зерно и продукты его переработки составляют значительную часть сырья предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Тем самым продукция зернового комплекса во многом формирует отраслевые пропорции не только в агропромышленном производстве, но и во всей экономике страны.
За последние 20 лет зерновая отрасль претерпела существенные изменения. Еще в начале 90-х годов XX века Россия была одним из крупнейших в мире импортеров зерна. В последние годы страна входит в пятерку ведущих поставщиков зерновой продукции, а в 2011/12 сельскохозяйственном году (с июля по июнь) вышла на третье место в мире (после США и Австралии) по экспорту пшеницы.
Дальнейшее наращивание экспорта зерна, несомненно, является стратегической задачей по позиционированию страны в международной экономике.
Российский сельскохозяйственный потенциал позволяет уже в ближайшем будущем не только вывести страну на продовольственное само обеспечение, но и превратить ее в ведущего экспортера продовольствия в мире. При этом увеличить экспорт пшеницы вдвое представляется возможным уже в краткосрочной перспективе.
Увеличение производства зерна в расчете на его экспорт имеет весьма важное экономическое и политическое значение. Рост поставок на внешний рынок ведет к оздоровлению экономической и социальной ситуации в АПК и в смежных с ним отраслях. Увеличение производства сельхозпродукции, в том числе зерна, позволяет создавать новые рабочие места, повышать покупательскую способность внутри страны, расширять налогооблагаемую базу. Более полная реализация экспортного потенциала позволит России играть значительную роль в общемировом производстве и экспорте зерна.
Однако перспективы развития поставок на внешний рынок российского зерна будут зависеть не только от эффективности усилий государства и бизнеса по увеличению объемов внутреннего производства зерна, но и от эффективности государственной политики в области содействия его экспорту. Особую актуальность эти вопросы приобретают после вступления России в ВТО, а также ввиду необходимости координации политики в указанной области в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
При этом очень важным является изучение и творческое использование опыта зарубежных стран, успешно продвигающих свою продукцию на внешний рынок. Различные механизмы поддержки экспорта зерна, применяемые странами — ведущими поставщиками зерна с учетом норм и правил ВТО, вполне могут быть адаптированы к российским условиям, что позволит в перспективе значительно повысить конкурентоспособность российского зерна на внешних рынках.
Вступление России в ВТО не только создало новые предпосылки для более органичного и эффективного включения страны в мировое хозяйство, для и наращивания и диверсификации зернового экспорта, но и породило ряд новых проблем в этой сфере. С января 2013 г. российские аграрии вынуждены покупать по мировым ценам минеральные удобрения и средства защиты растений. Упразднена и сезонная льгота на продажу сельхозпроизводителям горючесмазочных материалов, существовавшая в России долгие годы. В соответствии с требованиями ВТО отменены субсидии по кредитам на проведение сезонных работ.
Вместо этого в растениеводстве впервые вводится погектарное субсидирование. Предполагается, что эта мера, в сочетании с субсидированием кредитов, поддержкой производства элитных семян и мерами «зеленой корзины» позволит обеспечить достаточную поддержку отечественным производителям зерна. Между тем угроза ухудшения конкурентных позиций России на мировом рынке зерна выглядит вполне очевидной. Поэтому необходимо принятие российским правительством не противоречащих нормам и правилам ВТО дополнительных адекватных мер.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обуславливается возможностью и необходимостью усиления роли России как одного из ведущих экспортеров зерна, так и необходимостью совершенствования государственной политики в области продвижения зерновой продукции на внешний рынок с учетом условий ВТО.
Степень разработанности темы исследования. До вступления России в ВТО отечественными авторами были проведены различные исследования возможностей развития экспорта российского зерна. Однако при этом, как правило, затрагивались лишь отдельные частные вопросы поставок российского зерна на мировой рынок.
В то же время проблемы развития экспорта зерновых из России и усиления роли страны на мировом рынке зерна после ее вступления в ВТО в декабре 2012 года пока не получили достаточно широкого комплексного освещения. Опыт стран — основных экспортеров зерна и взаимоотношений между ними не рассматривался с точки зрения его использования Россией как участницей ВТО. Также до настоящего времени не разработаны конкретные рекомендации по комплексному совершенствованию всей системы организации экспорта зерновых и механизмов его поддержки в России с учетом норм и правил ВТО.
Цель диссертационного исследования — разработка научно-обоснованных рекомендаций по стимулированию экспорта российского зерна, в условиях участия России в ВТО, в т. ч. с учетом зарубежного опыта.
В соответствии с целью исследования в диссертационной работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
— проанализировать уникальные товарные особенности зерна как предмета международной торговли, которые должны быть учтены государственными органами при разработке и реализации политики конкретных мер по стимулированию зернового экспорта;
— выявить ключевые тенденции развития мирового рынка зерна на современном этапе, роль и место основных субъектов рынка — стран экспортеров и импортеров зерновой продукции. Результаты этого исследования будут служить более точному определению новых перспективных рынков сбыта и, соответственно, предложению необходимых проектов по совершенствованию инфраструктуры экспорта зерна из РФ;
— рассмотреть политику стран — ведущих экспортеров зерновой продукции с точки зрения возможностей творческого использования их опыта по стимулированию отечественного экспорта зерновых в области государственной поддержки, экспортного законодательства и развития инфраструктуры;
— изучить деятельность международных организаций, связанных с вопросами международной зерновой торговли, для использования их возможностей в интересах укрепления роли России, как члена ВТО на мировом рынке зерна;
— рассмотреть динамику, структуру и проблемы развития российского экспорта зерновой продукции с целью разработки комплексных мер государственной его поддержки;
— проанализировать используемые в настоящее время в России инструменты государственного регулирования экспорта зерна и выявить возможности их дальнейшего совершенствования с учетом новых реалий;
— оценить достигнутые результаты институциональных преобразований в системе организации поставок российского зерна на внешний рынок;
— изучить возможности увеличения привлечения иностранных инвестиций в инфраструктуру и транспортировку российского зерна на зарубежные рынки;
— определить наиболее перспективные для России механизмы поддержки экспорта продукции зернового комплекса с учетом норм и правил ВТО;
— разработать конкретные, научно обоснованные предложения по совершенствованию государственной политики в области экспорта зерна в условиях членства России в ВТО.
Объект исследования — система стимулирования экспорта российского зерна в условиях членства нашей страны в ВТО.
Предмет исследования — экономические отношения, складывающиеся на международном рынке зерна в условиях обострения мировой продовольственной проблемы, обуславливающей необходимость государственного стимулирования экспорта зерновых в условиях участия России в ВТО.
Теоретическая и методологическая основа данного диссертационного исследования — труды российских и зарубежных авторов, посвященные изучению вопросов развития мирохозяйственных связей и мирового рынка зерна как одной из его составляющих, а также формирования государственной политики в области регулирования экспорта агропродовольственной продукции: исследования, подготовленные специалистами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Российского зернового союза, Объединенной зерновой компании, Национального союза экспортеров продовольствия, труды, публикации и выступления Алтухова А. И., Булатова Д. С., Бутковского В. А., Данкверта С. А., Злочевского А. Л., Ивашуры C.B., Лупашко-Стальского И.П., Крылатых Э. Н., Петриченко В. В., Рылько Д. Н., Сизова А. Е., Ушачева И.Г.
Исследование основано на применении системного, программно-целевого подхода, специальных методов, динамического и историко-логического анализа, индукции и дедукции.
Информационная и источниковедческая база исследования. В процессе написания диссертационной работы автором широко использовались разнообразные международные издания, официальные материалы правительственных органов, справочно-статистические материалы, сборники и обзоры Министерства экономического развития, Министерства сельского хозяйства, Федеральной таможенной службы. Международной промышленной академии, а также отраслевых союзов сферы АПК. Важное значение для подготовки исследования имели данные международных организаций, таких, как Всемирная торговая организация (ВТО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), других международных организаций, связанных с вопросами торговли сельскохозяйственной продукцией, а также министерств сельского хозяйства зарубежных стран.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором на основе комплексного анализа развития мирового и российского экспорта зерна предложен и обоснован комплекс мер по совершенствованию стимулирования экспорта зерна в России и усилению ее роли на мировом зерновом рынке с учетом недавнего вступления страны в ВТО.
Научные результаты исследования, полученные лично автором в процессе работы и выносимые на защиту, свидетельствующие о приращение научных знаний в исследуемой области, и обладающие научной новизной, заключаются в следующем:
— дана авторская оценка особенностей зерна как уникального стратегического товара в международной торговле (особые требования к хранению и транспортировкеуникальность потребительских характеристикнизкая степень замещаемостисочетание экономической, социальной и политической значимости), которые должны учитываться компетентными государственными органами, ранее ориентированными на экспорт энергоносителей и промышленной продукции, при осуществлении мер по стимулированию экспорта зерна.
— выявлены тенденции развития мировой продовольственной ситуации, а именно: растущая политическая и социальная нестабильность в мире, приводящая к кардинально новому распределению ролей на глобальном зерновом рынке и открывающей ряд уникальных перспектив для российского экспорта зерновых, продолжающийся финансово-экономический кризис в развитых странах-экспортерах зерна, увеличение мирового спроса на зерно, обусловленное высокими темпами роста населения его потребляющего, неравномерным ростом доходов на душу населения в миреувеличение потребления зерна в развивающихся странах, испытывающих существенно растущий дефицит продовольственных ресурсов, востребованность продукции стран — основных экспортеров зерновых и возможность усиления доли государств, относительно недавно вышедших на мировой рынок в качестве поставщиков;
— выявлена тенденция к усилению координации экономической политики стран — основных экспортеров зерна и другой сельскохозяйственной продукции, прежде всего в рамках ВТО. Обоснована целесообразность проведения скоординированной политики России, Украины и Казахстана, в частности, в области совместного строительства и использования объектов зерновой экспортной инфраструктуры, а также политики в области перевозок зерна, например российских железных дорог и дальневосточных портов для поставок в страны Юго-Восточной Азии как российского, так и казахстанского зерна.
— оценены потенциальные возможности использования наиболее крупных международных организаций, связанных с вопросами международной торговли зерном (ВТО, ФАО, Всемирная продовольственная программа, Международный совет по зерну), для наращивания экспорта российского зерна, в частности, через более объективное и быстрое разрешение в пользу РФ спорных вопросов со странами — импортерами российского зерна на основе правил ВТОпривлечение специалистов ФАО для проведения экспертизы проектов российских законодательных актов в сфере производства и внешней торговли зерном, привлечение России к оказанию чрезвычайной продовольственной помощи ООН на безвозмездной основе;
— определены новые перспективные рынки сбыта российской зерновой продукции: в Центральной и Юго-Восточной Азии (Япония, Бангладеш, Индонезия, Таиланд), на Среднем и Ближнем Востоке (Катар, ОАЭ, Бахрейн), Северной Африки (Джибути, Мавритания, Марокко). Все эти страны до последнего времени не закупали в значимых объемах российское зерно, но все они обладают большой или быстрорастущей плотностью населения, платежеспособностью и возрастающей потребностью в импорте продовольствия, прежде всего, зерна.
— установлено, что действующие в России механизмы финансовой поддержки экспорта, призванные содействовать продвижению за рубеж машиностроительной и другой промышленной продукции, не учитывают специфику международной торговли зерном, что ставит экспортеров российского зерна в неравное положение не только по сравнению с их зарубежными конкурентами, но также и с экспортерами отечественной промышленной продукции. Представляется необходимым разработать систему льготного налогообложения предприятий-экспортеров, а также систему льготных кредитов и предоставление соответствующих госгарантий, предоставляемых на развитие экспортного производства.
— показаны новые возможности совершенствования существующей в настоящее время системы организации российского экспорта агропродоволь-ственной продукции, в том числе зерна, в частности обоснована целесообразность придания Министерству сельского хозяйства России новых регулирующих функций в области развития экспорта продукции АПК, путем создании в посольствах и торговых представительствах России в зарубежных странах должностей сельскохозяйственных торговых представителей, активного привлечения к деятельности по развитию экспорта зерна объединений производителей и экспортеров агропродовольственной продукции и наделением их рекомендательными функциями;
— предложено создать в структуре Минсельхоза специализированное агентство Агропродэкспорт в целях более эффективного продвижения зерна на внешний рынок, определены его основные задачи и направления деятельности;
— обоснована необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций, прежде всего в форме СП, в том числе с участием стран — импортеров зерна и компаний — лидеров международной торговли зерном, а также в производство зерна на территории России, в сферу его хранения и транспортировки за рубеж;
— предложено увеличить использование дальневосточного порта Ванино и строительство нового (порт Зарубино) зернового терминала для вывоза не только российского (всего 4% от общего российского экспорта зерна), но и казахстанского зерна в страны Азии;
— предложено возродить ошибочно упраздненную в 2009 году систему государственного контроля за качеством экспортируемого зерна и продуктов его переработки.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования подтверждены авторскими ссылками на первоисточники. Положения, выводы и рекомендации диссертации не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможностях использования его результатов:
1) федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти в процессе разработки и реализации политики в области стимулировании поставок за рубеж зерновой продукции.
2) при разработке научно обоснованных рекомендаций по использованию различных механизмов стимулирования поставок зерновых за рубеж.
3) в учебном процессе в бакалавриате и магистратуре при преподавании учебных дисциплин «Международный менеджмент», «Управление внешнеэкономической деятельностью в России» «Международные экономические отношения» в Государственном университете управления.
Тема диссертационного исследования соответствует следующим пунктам паспорта специальности Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ 08.00.14 — «Мировая экономика»:
17. Мировой рынок товаров и услуг: тенденции развития, отраслевая и фирменная структура. Организация и техника международной торговли.
28. Пути и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов.
29. Участие России в международном разделении труда. Формирование и перспективы развития экспортного потенциала и импортных потребностей российской экономики. Возможности улучшения международной производственной специализации России.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ на кафедре «Мировая экономика и управление внешнеэкономической деятельностью» Государственного университета управления. Основные ее выводы и рекомендации вошли в отчет кафедры по научно-исследовательской работе за 2012 г.
Основные положения диссертации были опубликованы автором в пяти статьях общим объемом 3 печатных листов (в том числе три публикации в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий ВАК РФ) и доложены в 2012 году на Международной научно-практической конференции «Проблемы управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации» .
Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры управления внешнеэкономической деятельностью Государственного университета управления, а также нашли отражение в резолюции международной конференции «Роль и место России в мировой продовольственной системе» (апрель 2012 г.) и рекомендациях Международной конференции «Россия в ВТО: воздействие на АПК» (июнь 2012 г.),.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Основной текст работы изложен на 142 страницах. Библиографический список включает 141 источник. В диссертации приведено 10 таблиц и три рисунка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования автором были получены следующие выводы, на основе которых были разработаны рекомендации по стимулированию экспорта российского зерна в современных условиях.
1. Анализ динамики, объемов и структуры мирового рынка зерна, его особенностей, роли основных ее участников, тенденций развития свидетельствует о возрастающей роли России в международной торговле агропродовольственной продукцией, а также о том, что увеличение поставок российского зерна будет иметь особое значение для развития мирового рынка.
Весьма перспективным представляется также продвижение на внешний рынок продукции зернопереработки, в первую очередь муки, прежде всего на таких направлениях, как страны СНГ, Ближнего и Среднего Востока, Северной и Восточной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии. Однако структурные изменения в экспорте продукции российского зернового комплекса возможны только при оказании приоритетной поддержки экспорту товаров с высокой степенью переработки.
2. Анализ роли стран — ведущих поставщиков на мировом рынке зерна показывает, что она обусловлена не только уровнем развития их сельского хозяйства и благоприятными погодно-климатическими условиями. В немалой степени положение на мировом рынке зерна зависит от политики руководителей стран — ведущих экспортеров этой продукции, прежде всего от уровней и эффективности государственной поддержки производства и экспорта зерновой продукции, соответствующей нормам и правилам ВТО.
В последние годы наблюдается тенденция к усилению координации политики стран — основных экспортеров зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Это проявляется прежде всего в сближении их позиций на переговорах в рамках ВТО. С учетом возросшей роли на мировом рынке зерна поставок со стороны стран Причерноморья особое значение приобретает координация политики России, Украины и Казахстана, в частности, в области совместного строительства и использования объектов экспортной инфраструктуры, а также политики в области перевозок зерна.
3. Возрастает роль международных организаций, связанных с вопросами внешней торговли зерновой продукцией. В настоящее время их основными задачами являются сбор и анализ информации о состоянии рынков зерна, составление прогнозов, выработка рекомендаций по стабилизации ситуации на различных рынках, оказание продовольственной помощи, а также разработка общих норм и правил внешней торговли зерновыми.
Рассмотрение деятельности наиболее крупных международных организаций, связанных с вопросами поставок зерна — Всемирной торговой организации (ВТО), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Всемирной продовольственной программы (ВПП) и Международного совета по зерну (МЗС) — свидетельствует о том, что участие России в этих организациях может создать благоприятные перспективы для развития ее экспорта зерновой продукции.
В частности, членство России в ВТО создает дополнительные возможности для проникновения продукции российского зернового комплекса на внешние рынки, в т. ч. и новые, на основе учета норм и правил, принятых в международной торговле зерновой продукцией. Разрешение возникающих противоречий между Россией и другими странами в сфере зерновой торговли на основе правил ВТО облегчает доступ российской зерновой продукции на рынки других стран.
Участие России в ФАО позволяет использовать возможности этой организации в целях развития производства зерна в стране на основе современного опыта, привлекать к реализации различных проектов иностранные государственные и частные инвестиции, а также средства международных финансовых организаций (МВФ, МБРР и др.). Это также дает возможность международных организаций для предварительной экспертизы крупных решений в области внутренней и внешней аграрной политики, в том числе политики в области развития производства и экспорта зерновой продукции.
4. Анализ особенностей развития и современного состояния внешней торговли России зерновой продукции, рассмотрение экспортной инфраструктуры, изучение структуры и географии экспорта показывают, что потенциал зернового хозяйства страны достаточен для того, чтобы не только практически полностью обеспечивать внутренние потребности, но и активно развивать поставки на внешний рынок.
Возможности развития зернового производства определяются естественными сравнительными преимуществами России: наличием крупнейших в мире ресурсов пахотных земель, запасов водных ресурсов, промышленности по производству минеральных удобрений и территориальной близостью России к многим странам — импортерам зерновой продукции.
Анализ структуры и географии поставок российского зерна свидетельствует о том, что наиболее перспективной с точки зрения экспорта культурой продолжает оставаться пшеница — у России есть потенциальная возможность в краткосрочной перспективе вдвое увеличить свою долю в мировом экспорте этой культуры. При активной государственной политике по продвижению на внешний рынок ржи и гречихи объемы и география экспорта этих культур может быть значительно расширена. В то же время, на наш взгляд, российские производители риса в условиях членства России в ВТО могут столкнуться с усиленной конкуренцией со стороны других стран не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Наиболее перспективными рынками сбыта российской зерновой продукции могут стать страны, предъявляющие растущий спрос на зерно (страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки).
Благоприятные перспективы для продвижения на внешний рынок имеет также продукция зернопереработки, прежде всего мука. В качестве наиболее перспективных рынков сбыта российской муки можно рассматривать страны СНГ, Ближнего и Среднего Востока, Северной и Восточной Африки, Юго-Восточной Азии.
Однако в настоящее время развитие российского зернового экспорта тормозится рядом факторов, к которым в первую очередь относятся следующие: недостаточное развитие современной экспортной инфраструктуры, несовершенство системы организации экспорта зерна, развал государственной системы контроля над качеством экспортируемого зерна, отсутствие действенных механизмов стимулирования поставок, а также государственных структур, заинтересованных в приоритетном развитии экспорта агропродовольственной продукции.
5. Основными показателями недостаточного уровня развития экспортной инфраструктуры являются следующие: дефицит элеваторных мощностей (при условии роста производства зерна до 120 млн. тонн от может достичь 30 млн. тонн), низкий уровень организации внутренней зерновой логистики (отнесение зерна к продуктам не первой, а второй тарифной группы, возникновение в урожайные годы дефицита вагонов-зерновозов), нехватка портовых перевалочных мощностей (с учетом потребности России в обеспечении перевалки на экспорт до 40 млн. тонн зерна дефицит портовых перевалочных мощностей может достичь 20 млн. тонн зерна в год).
6. Рассмотрение сложившейся к настоящему времени в России системы правительственных учреждений, ведающих вопросами внешней торговли зерновой продукцией, возложенных на них задач и исполняемых ими функций, свидетельствует о наличии существенных резервов по ее совершенствованию. При формировании и реализации государственной политики в области экспорта зерна недостаточно используются возможности союзов и ассоциаций сферы АПК, сам официальный статус которых до настоящего времени не определен.
Особую актуальность эти вопросы приобретают в свете недавнего вступления России в ВТО, а также ввиду необходимости координации политики в области экспорта зерна в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
7. Несмотря на проведенные серьезные институциональные преобразования, нацеленные на повышение конкурентоспособности российской продукции, в том числе зерна, в системе организации экспорта сохраняются существенные недостатки, наличие которых препятствует наращиванию поставок российского зерна и продуктов его переработки и, соответственно, усилению роли России на мировом рынке зерна. Существующая в настоящее время система организации экспорта агропродовольственной продукции в России нуждается в весьма серьезных изменениях с тем, чтобы в более полной мере использовать те преимущества, которые дает нашей стране членство в ВТО.
В настоящее время очевидна необходимость преобразований в системе организации поставок зерна, прежде всего в таких важных областях, как организация контроля за качеством экспортируемой продукции, организация государственной поддержки экспорта, развитие международного сотрудничества, прежде всего с Казахстаном и Украиной, в области торговли зерном.
8. Отсутствие в настоящее время правовых норм в области государственного контроля за качеством и безопасностью зерна ведет к тому, что государство лишается объективной информации о качестве и ассортименте экспортируемого зерна. В результате упразднения сертификации зерна и продуктов его переработки государственными органами при внешнеторговых операциях повышается вероятность экспорта зерна, не соответствующего по характеристикам требованиям стран-импортеров. Это может стать причиной наложения запретов на поставки зерна из России и нанести ущерб репутации нашей страны как одного из главных поставщиков зерна на мировой рынок.
9. К настоящему времени в России разработана разветвленная система мер государственной поддержки экспорта, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. Наиболее активно отечественные экспортеры пользуются организационной и информационной поддержкой государства. В частности, через возможности российских торгпредств и торговых отделов посольств осуществляется поиск партнеров из числа зарубежных компаний-импортеров.
Между тем существующие в России механизмы государственной финансовой поддержки рассчитаны на экспортеров промышленной продукции (прежде всего машин, оборудования, транспортных средств) нацелены на повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта. Вопрос о стимулировании экспорта возобновляемых ресурсов, к которым относится прежде всего зерно и продукты его переработки, до последнего времени вообще не рассматривался.
В результате многие предприятия и организации зернового комплекса не в состоянии успешно развивать производство продукции в расчете на экспорт, эффективно демонстрировать свою продукцию зарубежным партнерам, пользоваться государственной финансовой поддержкой в вопросах продвижения на внешний рынок.
Анализ существующих в России механизмов стимулирования экспорта показывает, что, хотя зерно и является основной статьей поставок за рубеж продукции российского АПК, развитие его экспорта не считается приоритетным. Система мер поддержки экспорта российского зерна и продуктов его переработки, соответствующая нормам и правилам ВТО, до настоящего времени не разработана. В настоящее время ни одно из ведомств, связанных с вопросами экспорта, не занимается предметно стимулированием поставок зерна и другой агропродовольственной продукции.
В то же время интересам России отвечало бы использование преимуществ полноценного членства в ВТО при проведении конкретных действий в сфере торговли зерновой продукцией. Это позволило бы эффективно развивать производство зерна в расчете на экспорт и значительно расширять поставки этой продукции в различные страны и регионы мира.
Основные направления стимулирования экспорта зерна необходимо отразить в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20 132 020, а продуктов переработки зерна — в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
Вопросам поддержки экспорта продукции переработки зерна (муки) целесообразно уделить внимание при реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».
Совершенствование экспортной зерновой инфраструктуры, на наш взгляд следует осуществлять по следующим направлениям:
I 1. В ближайшее время необходимо активизировать работу по совершенщ ствованию законодательной базы экспорта зерна, сосредоточив ее на следующих направлениях:
I — подготовка раздела «Поддержка экспорта зерновых» для включения в.
Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Россий-| ской Федерации на период до 2020 года, (с указанием целевых индикаторов, я объема бюджетных ассигнований и ожидаемых результатов);
— включение раздела «Укрепление экспортного потенциала зернового Щ комплекса» в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» — I — включение в Доктрину продовольственной безопасности Российской.
Федерации вопросов стимулирования производства зерна с учетом интересов его экспортеров как одного из основных направлений государственной эконо-Ш мической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности РФ.
2. Необходимо усилить работу по расширению и модернизации экс-I портно-ориентированных транспортных каналов сбыта зерна:
— модернизация действующего Новороссийского зернового терминала путем увеличение мощностей по перевалке до 5 млн. тонн в год;
— строительство в районе Новороссийска нового глубоководного портового терминала с объемом мощностей по хранению до 150 тыс. тонн и объе.
I мом мощностей по перевалке до 5 млн. тонн в год;
— модернизация портового терминала на Азовском море (в г. Азов) путем наращивания его мощностей по перевалке зерна до 2,5 млн. тонн в год;
— строительство нового зернового терминала на Дальнем Востоке (порт Зарубино (объем мощностей по хранению до 100 тыс. тонн, объем мощностей.
I по перевалке до 4 млн. тонн в год)), призванного увеличить зерновой экспорт из Сибири и Алтая, а в перспективе из Казахстана в страны Тихоокеанского регио-I на.
3. Узким местом развития российского экспорта являются внутренние железнодорожные перевозки. Необходимо:
I 1) Маршрутизация перевозок, т. е. внедрение современных технологий отправки грузов маршрутными поездами вместо традиционной транспортной системы повагонных перевозок, прежде всего на основных транспортных маршрутах по направлениям: Во л га-Дон, Дальневосточный коридор, Балтийское море, Азовское море, Черное море, позволит добиться снижения затрат на транспортировку грузов за счет консолидации и оптимизации грузовых потоков.
Использование маршрутизации позволит внедрить систему сквозной диспетчеризации перевозок зерновых грузов от линейного элеватора до борта судна, что обеспечит дополнительную оптимизацию транспортной цепочки за счет синхронизации движения грузов.
2) Для устранения дефицита вагонов-зерновозов возможно, наряду со стимулированием отечественных предприятий-производителей, расширение закупок вагонов-зерновозов в Белоруссии (в частности, на Могилевском вагоностроительном заводе), а также продукции украинских вагоностроительных заводов (Крюковского и Стахановского). Другим оперативным вариантом решения этой проблемы может стать лизинг вагонов-зерновозов в зарубежных странах.
4. Объем инвестиций, требуемый для создания современной экспортной инфраструктуры (порядка 100 млрд. рублей) должен быть обеспечен как собственным капиталом Объединенной зерновой компании, так и за счет кредитов банков с государственным участием: Внешэкономбанка, Сбербанка России, Россельхозбанка.
Кроме того, к реализации указанных мероприятий вполне возможно привлечь в качестве инвесторов транснациональные зерноторговые компании, такие как «Луис Дрейфус», «Каргилл», «Бунге», которые заинтересованы в расширении операций с экспортом российского зерна и которые уже имеют опыт в совершенствовании экспортной инфраструктуры в различных странах — поставщиках зерна.
Все соответствующие инфраструктурные инвестиционные проекты необходимо направить на экспертизу ФАО, тем более, что для России, как страны-участника экспертиза бесплатна.
По нашему мнению, оправдала бы себя практика более активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в производство, хранение, транспортировку экспортируемого зерна, в т. ч. за счет капиталов из стран-импортеров. В свое время широко обсуждался план Украины и прежнего Правительства Ливии о долгосрочной аренде этой североафриканской страной пахотных земель в ряде областёй на юге Украины, в обмен на льготные поставки сырой нефти и газа.
В настоящее время доля накопленных ПИИ в сельском хозяйстве России составляет всего 0,7% от их общей суммы, что, разумеется, ничтожно мало. На наш взгляд, при разработке стратегии государственного стимулирования ПИИ в эту сферу бизнеса компетентным органам России стоит уделить большее внимание, внедряя в числе прочего и форму СП исключительно в производство и транспортировку российского зерна, что, несомненно, положительно скажется как на повышение зернового экспортного потенциала России, так и на его реализации.
5. Представляется необходимым воссоздание ошибочно упраздненной в 2009 году эффективной системы государственного контроля и надзора за качеством в сфере оборота зерна и продуктов его переработки, что беспечит получение более достоверной информации о зерновых ресурсах страны и их качестве, а так же и возможностях их экспорта путем сертификации качества зерна и декларирования его оборота. Выдачу сертификатов необходимо поручить действующим испытательным лабораториям, подведомственными Россельхознад-зору. Это обеспечит подтверждение государственными органами характеристик зерна, реализуемого на внешнем рынке.
Функции государственного контроля и надзора в сфере оборота зерна и продуктов его переработки целесообразно возложить на Россельхознадзор, а функции по нормативно-правовому регулированию в этой сфере — на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
6. Целесообразно сосредоточить практическую работу по поиску новых рынков сбыта агропродовольственной продукции, в том числе продукции зернового комплекса, в одном профильном ведомстве — Министерстве сельского хозяйства России, которое должно тесно взаимодействовать с Министерством экономического развития и Министерством промышленности и торговли.
Перспективным представляется создание в российских торгпредствах, расположенных в странах — крупных импортерах продукции российского АПК должностей сельскохозяйственных торговых представителей. Они могли бы вести постоянную работу по изучению потенциальных рынков сбыта российской продукции и осуществлять непосредственный поиск партнеров для российских поставщиков, оказывать им всестороннюю поддержку.
7. Крайне актуальна координация государственной поддержки зернового экспорта в рамках Таможенного союза. Необходимо создать единую систему прогнозирования и управления запасами зерна. Особенно важна координация политики стран ТС в области международных перевозок зерна. Перспективным представляется совместное долевое строительство и использование объектов экспортной инфраструктуры, например элеваторов и портовых терминалов.
В частности, при строительстве зернового терминала на Дальнем Востоке целесообразно использовать заинтересованность Казахстана в отгрузках казахстанского зерна через вновь создаваемый терминал. Это также позволит снять возражения Казахстана как члена Таможенного союза против применения Россией льготных транспортных тарифов при железнодорожных перевозках зерна на расстояния свыше 1,5 тысяч километров.
8. Необходимо разработать систему льготного налогообложения предприятий-экспортеров, а также систему льготных кредитов, предоставляемых на развитие экспортного производства. Подобные механизмы поддержки принципиально отличались бы от возмещения части ставок по экспортным кредитам. Предприятия стали бы получать поддержку до, а не после осуществления экспортных поставок. Это позволит производителям реально оценивать свои финансовые возможности и, соответственно, более реально строить дальнейшие экспортные планы.
Следует усилить государственную поддержку страховых компаний, имеющих опыт в сфере агрострахования, что позволит им предоставлять предприятиям — экспортерам продукции зернового комплекса страховые услуги на льготных условиях, это повысит конкурентоспособность российских зерновых на внешних рынках.
9. В условиях членства России в ВТО необходимо более активно использовать те меры поддержки, которые не прямо, а косвенно — хотя и весьма эффективно — могут влиять на развитие экспорта зерновых:
— исследование потенциальных рынков сбыта российских продовольственных товаров и возможностей проникновения на них;
— организация выставок экспортеров российского продовольствия, в том числе на территории России, а также деловых миссий поставщиков отечественной продукции в зарубежные страны;
— развитие конгрессной деятельности;
— поддержка специализированных изданий, ориентированных на продвижение отечественного продовольствия на внешний рынок;
— выявление и стимулирование лучших экспортеров продовольствия путем проведения соответствующего конкурса;
— подготовка специалистов по развитию внешнеэкономических связей, в т. ч. по экспорту продукции АПК, которые разбирались бы в правилах и нормах ВТО.
10. В интересах комплексного и эффективного использования вышеперечисленных мер поддержки экспорта зерна и другой продукции АПК при Министерстве сельского хозяйства России необходимо создать Агентство по развитию экспорта агропродовольственной продукции (АГРОПРОДЭКСПОРТ).
Агентство должно оказывать финансовую и организационную поддержку российским участникам внешнеэкономической деятельности по наращиванию и диверсификации экспорта продукции АПК, в том числе зерна, по указанным выше направлениям, что содействовало бы эффективному продвижению российского зерна на рынки зарубежных стран в соответствии с нормами и правилами ВТО. Это позволило бы российским экспортерам уравнять конкурентные позиции в борьбе за рынки сбыта с другими странами — членами ВТО, которые достаточно давно и успешно используют эти методы поддержки.
Список литературы
- Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». // Парламентская газета N232, 16.12.2003 г.
- Федеральный закон № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства». // Российская газета N 4265, 11.01.2006 г.
- Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». // Российская газета N 5100, 3.02.2010 г.
- Указ Президента РФ от 20 марта 2009 г. N 290 «Об открытом акционерном обществе „Объединенная зерновая компания“.
- Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 865 „Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2012 № 717 „О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013−2020 годы“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11. 2011 г. N 964 „О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2010 г. N 599 „О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации“.
- Постановление Правительства РФ от 5.06.2008 г. N 437 „О Министерстве экономического развития Российской Федерации“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 „О Федеральной таможенной службе“.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329 „О Министерстве финансов Российской Федерации“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г.
- N 331 „Положение о Федеральной антимонопольной службе“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06. 2004 г. N 327 „Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору“.
- Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 г. N 901"0б утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р. «О плане мероприятий («дорожной карты» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 № 559-р. «О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».
- Распоряжение Правительства РФ № 165-р от 9 февраля 2012 г.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 845-р от 28.06.2007 г. «О при соединении Российской Федерации к конвенции о торговле зерном 1995 года».
- Распоряжение Правительства РФ 1493-р от 14.10.03. «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации».
- Заседание Президиума Правительства Российской Федерации 25 июня 2012 г. Стенограмма.
- Приказ Минпромторга России от 25 июля 2011 г. N 1001 «Об утверждении перечня промышленной продукции с высокой степенью переработки» // Российская газета № 5550, 201 1.
- Приказ Минэкономразвития России от 12 декабря 2008 года «О Совете по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России».