Обоснование методов испытаний на усталость и повышения прочности пружин подвески на примере трелевочных тракторов
На защиту выносятся следующие положения: опенка эксплуатационной нагруженности пружин подвески трелевочных тракторовприменимость метода расчетно-экспериментальной оценки долговечности пружин, базирующегося на гипотезе линейного суммирования поврежденийметоды и средства ускоренных стендовых испытаний пружин ходовых систем тракторовоценка расчетной долговечности конст-рукторско-технологических… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.*
- ГЛАВА. 'I. Обзор исследований сопротивления усталости пружин подвесок мобильных машин и задачи исследования,
- 1. Д. Особенности работы пружин подвесок. б
- 1. *2. Обзор исследований статической и усталостной прочности пружин
- 1. 3. Выводы по обзору я задачи исследования
- 2. Д. Условия эксплуатации трелевочных тракторов' и данные о разрушениях пружин
- 2. *2″ Теязометрические исследования эксплуатационной нагруженности пружин
- 2. 3. " Расчет эксплуатационной долговечности пружин.,
- 3. *1″ Методика стендовых испытаний
- 3. 2. Режим нагружения пружин при стендовых испытаниях
- 3. *3″ Разработка стендового оборудования для испытания пружин*",
- 3. 4. Объекты исследований
- 3. 5. * Результаты стендовых испытаний
- 4. *1. Исследование влияния формы сечения витка на напряжения
- 4. 2. Способ исследования напряжений в витках винтовых пружин
- 5. функционально-стоимостной анализ пружин подвески трактора ТД1−55А
- 5. *1. Подготовительный этап. В
- 5. 2. Информационный этап.13Г
- 5. 3. Аналитический этап
- 5. 4. Творческий этап
- 5. *5. Исследовательский этап
- 5. 6. Рекомендательный этап
- 5. 7. Этап внедрения .*"
Обоснование методов испытаний на усталость и повышения прочности пружин подвески на примере трелевочных тракторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
• Решениями ХХУП съезда КПСС намечено резкое повышение качества продукции мапшностроения и обеспечение её высокой надежностью. Надежность тракторов в значительной мере определяется долговечностью элементов ходовых систем, в том числе пружин подвески. Например, затраты на текущие ремонты каждых 100 трелевочных тракторов ТДТ-55А достигают 110 тыс. руб.в год [3] ., стоимость пружин подвески, поставляемых в запасные части, равна 1215 руб. на 100 тракторов в год [62]. Повышение долговечности пружин подвески до требуемого уровня даст большой экономический эффект, учитывая, что в эксплуатации находится 54,6 тыс. трелевочных тракторов.
Металлографический анализ разрушенных в эксплуатации пружин, показал, что основным является усталостное разрушение. Поэтому л вопросы совершенствования конструкции пружин и технологии их изi*. готовлеяия с целью повышения сопротивления усталости актуальны.
Основная задача диссертации состоит в установлений закономерностей эксплуатационного нагружения пружин подвесок трелевочных тракторов и разработке на этой основе методов их ускоренных испытаний и увеличения долговечности. Методической основой решения такой задачи является комплексная расчетно-экспериментальная система оценки эксплуатационной нагруженности и усталостной долговечности пружин различных вариантов в статистическом аспекте.
Целью работы является обоснование методов испытаний на усталость и повышения прочности пружин подвески тракторов с учетом статистических закономерностей их эксплуатационного нагружения на примере трелевочных тракторов.
Научная новизна диссертации состоит в том, что установлены основные закономерности эксплуатационной нагруженности пружин подвесок трелевочных тракторов класса 3, определены статистические характеристики сопротивления усталости пружин" Установлена возможность применения расчетно-экспериментального метода оценки долговечности пружин, базирующегося да гипотезе линейного суммирования усталостных повреждений. Обоснована форма сечения витков винтовых пружин с более равномерным распределением напряжений, чем в применяемых в настоящее время круглых сечениях. Разработан способ изготовления образцов для исследования касательных напряжений в витках винтовых пружин некруглого сечения.
На защиту выносятся следующие положения: опенка эксплуатационной нагруженности пружин подвески трелевочных тракторовприменимость метода расчетно-экспериментальной оценки долговечности пружин, базирующегося на гипотезе линейного суммирования поврежденийметоды и средства ускоренных стендовых испытаний пружин ходовых систем тракторовоценка расчетной долговечности конст-рукторско-технологических вариантов пружинобоснование формы сечения витков винтовых пружин с более равномерным распределением напряженийспособ изготовления образцов для исследования напряжений в витках винтовых пружнн некруглого сечения.
Тема диссертационной работы выбрана в соответствии с заданиями ГКНТ и с отраслевым планом на 1976;86 гг.(темы 118/169−79, 2Й.60.81−12.0334, 62.20.13.86−50.9480) и приказом МТСЗМ # 36 от 30 января 1976 года.
146 -ВЫВОДЫ.
I. Многочисленные разрушения пружин подвески трелевочных тракторов ТД1−55А выпуска 1977 г. явились следствием их высокой яагруженности и недостаточного сопротивления усталости.80-процентный ресурс пружин составлял 1500 ч.
2. Случайные процессы нагружения пружин подвески трелевочных-^ тракторов являются широкополосными и относятся к классу стационарных эргодических процессов. Коэффициент нерегулярности процессов изменяется от 0,29 до 0,56. Распределения амплитуд касательных напряжений в пружинах. полученные методом полных циклов с учетом средних напряжений циклов, удовлетворительно описываются законом Вейбулла, их коэффициенты вариации находятся в пределах 0,25. 0,50.
3. В расчетах пружин подвесок тракторов на усталость целесообразно использовать метод полных циклов с учетом средних напряжений циклов и линейное суммирование повреждений. Расхождение расчетных величин средней долговечности двух вариантов серийных пружин подвески трактора ТДТ-55А с эксплуатационными величинами составило 7 и 35 $.
4. Показано повышение вреднего ресурса пружин 0 36 по отно-щ шению к эксплуатационному среднему ресурсу серийных (1500 ч) в.
1,9 раза, заневоленныхв 3,5 раза. В 1977 и 1985гг. в серийное производство внедрены эти пружины вместо пружин 0 34. Количество пружин для запчастей уменьшено со 150 до 90 шт. на 100 тракторов в год.
5. В Челябинском филиале НАТИ создан комплекс стендов для ускоренных ресурсных испытаний упругих элементов ходовых систем тракторов. При создании стендов получены восемь авторских свидетельств.
6. В результате стендовых испытаний большой выборки пружин -(90 образцов) получен коэффициент вариации пределов выносливости серийных пружин (0,21) «распределение пределов выносливости соответствует нормальному закону. Определены характеристики сопротивления усталости пружин подвески трактора ТДТ-55А с различными коя-структорско-технологическими мероприятиями» Установлено, что более с высокие пределы выносливости при базе испытаний 5*10° циклов имеют заневоленные пружины 0 36 .Их пределы выносливости выше предела выносливости серийных пружин на 17 $.
7. На основе опыта стендовых испытаний пружин подвесок тракторов Щ-55А, ДТ-75М, ДТ~75С, Т-150 и ТТ-4 разработана и внедрена отраслевая методика стендовых испытаний пружин на усталость при осевом сжатии. Методика широко используется в тракторостроении.
8* С учетом зависимостей Ровера-Вааля и С. Д. Пономарева выведены расчетные соотношения для выбора параметров нового сечения витковустановлено, что у пружин с витками нового сечения максимальные напряжения на внутренней поверхности на 24 $ меньше максимальных напряжений в пружинах с круглым сечением. У других исследованных форм сечений витков (круга с эллипсом, эллиптического и треугольного) яапряжеяия выше, чем в круглых. На пружину с новым сечением получено авторское свидетельство. Разработан лабораторный способ исследования напряжений в винтовых пружинах с помощью образцов, значительно сокращающий затраты и сроки исследований. На способ получено авторское свидетельство.
9. Суммарный экономический эффект в народном хозяйстве от внедрения в отрасли пружин, стендов «методов ускоренных испытаний и способа исследования напряжения составил 2,5 млн руб.
Список литературы
- Авраменко А.С." Ган Э. А., Демидов А. И. и др. Стенд дляиспытания торсионов. А.С. № 657 319 (СССР).
- Авраменко А.С., Ган Э.А., Поликаренков Б. Г. Демидов А.И.и др. Устройство для измерения контактных напряжений. А, С. ЖЕ52 895 (СССР).
- Анисимов Г. М., Кузьмин Ю. Н., Магироэский Н. П. и др"Исследование эксплуатационных режимов трелевочного трактора ТДТ-55. «Тракторы и сельхозмашины**, № II, 1965, с.1^.
- Биргер И.А., Шорр Б. Ф., Иосйлевич Г. Б. Расчет на прочность деталей машин. Машиностроение, М., 1979, с. 159.
- Блинник СИ., Малинин Н, Н., Пономарев Д. и др. Новыеметоды расчета пружин. М, 1946, с.10−17, 26−35.
- Блинник С И. Расчет и экспериментальное исследованиецилиндрических пружин прямоугольного сечения при отношении сторон -^ > 3 специального назначения. Дисс. на соиск.уч.степ» К.Т.Н., Ш Ш им. Баумана, 1939, с.51−54. 7. Борисов Ф. А. Исследование напряженности и оценка долговечности пружин кареток ходовой части гусеничных тракторов класса 3 тс. Автореферат дисс. на соиск.уч.степ.к, т"н., МАШ. Москва, 1973, C. I6-I9.
- Васильев Л.П. Исследование долговечности упругих элементов машин при переменных режимах нагружения.^ Автореферат дисс. на — 1 4 9 соиск.уч.степ.к.т.н., 111Ж, Пермь, 1970, с, 5−16.
- Васильев Л.П., Карпунин В. А. О накоплении усталостныхповреждений в условиях однократной смены напряжений. Прочность и долговечность деталей машин, вып. З, Удмуртия, 1969, с.114−119,
- Вассерман Н. Н, Эйнштейн М. Л. Оценка циклической прочности пружин топливного агрегата."Динамика и прочность механических систем"-^ 145, Пермь/с.175−181.
- ГОСТ 25.101−83. Расчеты и испытания на прочность. Методысхематизации случайных процессов нагружения элементов машин и конструкций и статиотичеокого представления результатов, с.6−18.
- ГОСТ 23 604–79. Надежность в технике. Статистическая оценка нагруженности машин и механизмов. Методы обработки данных о нагруженности, с.16−18,
- ГОСТ 23 605–79. Надежность в технике. Статистическая оценка на1? руженности машин и механизмов. Методы типизации режимов нагружения. C. IO-II,
- ГОСТ 17 510–79. Надежность в технике. Система сбора и обработки информации. Планирование наблюдение. о.20.
- ГОСТ 2860–65. Металлы. Методы испытаний на усталостЬ|G.I3-I4, 27−29.
- Гусев А.С., Светлицкий В.А, Расчет конструкций при случайных вовдейотвиях. Машиностроение^, 1984, с.12−13Д78−181,
- Демидов А. И, Ган Э. А. и др. Стенд для испытания пружин, Информационный лист ЩТИ, Je 555−76, Челябинск, 1976, о.1−3,
- Дмитрйченко С., Кугель Р, В, и др. Методика статистического анализа переменной нагруженности деталей. Труды НАТИ, вып195, ОНТИ, М, 1968, с.3−33. т -151
- Дмитриченко С. Методы оценки и повышения долговечностинесущих систем тракторов и других машин. Автореферат дисс. на соиск. уч.степ. д.т.н., ШТУ, 1970, с.17−19,
- Дмитриченко С., Зешщнский Ю"М. Определение упругостиманжетного герметизатора шарнира гусеницы трактора. Тракторы и сельхозмашины. 1986, № 4, с.31−34.
- Дмитриченко С С, Никонов Б. Б, Седякщ М. Н, ДемидовА.И. и др. Анализ динамической системы для испытаний торсиоаов подвески трактора Т-330 на усталость. Труды НАТИ, вып.241., М, 1975, с.63−69,
- Дмитриченко С, Авршленко, А. С, Седякин М. Ы., ДемидовА. И, и .др. Торойон. А. С, В 545 797 (СССР).
- Дмитриченко С С, Седякин М. Н., Филатов Э. Я., АвраменкоА. С, Демидов А, И. и др. Подвеска транспортного средства. А.С. J^ 604 709 (СССР).
- Дмитриченко С, С, Седякин М. Н, Ру^лявцев А.А.ДемидовА.И, Система повышения долговечности пружин подвесок гусеничных тракторов и результаты испытаний. Тракторы и сельхозмашины,№ 10, 1978, C.9-II.
- Добрынин Ю.А. Некоторые результаты статистического исследования микропрофйля трелевочных волоков."Машины и орудия для механиз<1ации лесозаготовок и лесного хозяйства',' Труды ЛТА № 147, Л., 1972, с.55−59.
- Ефимов В. П, Исследование эксплуатационной надежности иобоснование нормативов долговечности пружин подвесок гусеничных сельскохозяйственных тракторов класса 3. Автореферат дисс, на соиск.уч.степ. к, т.н. Челябинск, ЧЙМЭС1, 1980, с.6−21,
- Кобаяси С, Метод расчета пружин на прочность. Переводс японского, ж,"Кикай оэккэй", т.13, В 6, 1969,0.30−37.
- Когаев В.П. Методы статистической обработки результатовусталостных испытаний. Обзор."Заводская лаборатория" № 5,1957, C.3I-34.
- Когаев В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени. Машиностроение, М., 1977, с.34−41,182−184.
- Коновалов А. А, Бармин Д. П, К расчету заневоленных пружин. «Прочность и долговечность деталей машин? Удмуртия, Ижевск, 1967, с.16−21.
- Левковский Е. Н, Исследование прочности и надежностинекоторых типов стальных винтовых пружин. Автореферат диссна соиск уч.степ.к.т.н., БПИ, Минск, 1970, с.4−17.
- Левковский Е. Н, О долговечности винтовых пружин."Вестник машиностроения,» № 3, 1966, с, 9−14,
- Левковский Е.Н. Некоторые вопросы расчета винтовых.^ цилиндрических пружин на долговечность и надежность при многократно повторной нагрузке. Автомобильная промышленность, № 6, 1965, с.23−25,
- Литвак В. И, Автоматизация усталостных испытаний натурных конструкций. Машиностроение, М., 1972, 382с,
- Малинин Н.Н. Расчет пружин с учетом пластических деформаций. Диссна соиск.уч.степ.к.т.н.,.'. МММИ им, Баумаяа, 1942, # 0.37−52,
- Номенклатура 1407 механических запасных частей к трелевочным тракторам ТДТ-40М и ТДТ-55, М., 1975, с14. — 1 5 4 63, Одияг И. А. Допускаемые напряжения в машиностроении и Ш циклическая прочность металлов. Машгиз, М, 1962, с.144−145,
- О комплексных испытаниях пружин ходовой системы трактораТДТ-55. Отчет. Арх.№ 537. OTS. Петрозаводск, 1973, с. 6,15. 65, Описание изобретения а.с. № 75 018, 1947, 66, Описание изобретения а. с, № 90 720, 1950,
- Описание изобретения а.с. № 457 002, I97I.
- Поликаренков Б, Г., Ган Э. А., Демидов А. И. Универсальныйстенд для испытаний торсионов и прузкин. Тезисы докл. Бсесоюзной ф науч.техн.конф."Методы и средства стендовых испытаний узлов и агрегатов тракторов", Челябинск, 1979, с.185−189,
- Полищук Д.Ф. Статика цилиндрических пружин. «Динамика, прочность и долговечность деталей машин», Ижевск, 1973, с.4−14,
- Пономарев Д. Расчет и конструкция витых пружин. ОНТЙ, 1938, СД17−127, 135−137.
- Пономарев Д, Пружины, их расчет и конструирование, М.," 1954, с.50−54, 76, Прочность и долговечность автомобиля. Под ред, д.т.н. Гольда Б, В. Машиностроение, М*, 1974, с.29−32, # 1^" - 1 5 5
- Расчеты и испытания на прочность. Анализ эксплуатационнойнагруженности в связи с оценкой долговечности при случайном нагруженйи. Методические указания (1-я редакция). ГОНГИ БАТИ, М, 1984, C.42−5I.
- Рыскин Ю. Е, Особенности микропрофиля трелевс^ых волокови их статистические характеристики. Труды Ц Ш Ш Э, Б Ы П, 1 0 8, М, 1970, СД48−156.
- Седякин М.Н., Румянцев А.А, Дмитриченко С, С, ДемидовА.И. и др. Резонансная машина для испытания пружин на усталость. А.С.№ 641 299 (СССР).
- Степнов М.Н. Статистическая обработка результатов механических испытаний. «Машиностроение», М, 1972, с.159−160,169−189,
- Тимошенко С, 11* Теория упругости. Перевод о англД’оотехтеориздат, Л.-М, 1934, с. 390.
- Тимошенко П, Гудьер Дж. Теория упругости. Перевод оаягл. «Наука», М., 1975, с.304−306.
- Тимошенко Я, Сопротивление материалов, т. Х, изд. 2- .Перевод о англ. Гостехиздат, М,-Л, 1933, о.78.
- Уткив-^юбовцов 0. Л, Скуратовский М. П, Кутин Л. Н., Борисов Ф. А. Оценка напряженности пружинных рессор с учетом их изгиба в балансирных каретках, «Тракторы и сельхозмашины», ^ 3, 1975, C. I5-I7. — 1 5 7
- Черепанов А, М, Исследование повреждаемости, усталостнойпрочаости и надежности пружин рессорного подвешиваняя локомотивов. Автореферат диос. на соиск.уч.степ.к.т.н., Р1Ш,|, Ростов-на Дону, 1973, 0,5−19.
- Черепанов A.M. Технологические способы повьшения усталостной прочности пружин. «Вопросы надежн. и прочн.ж.д.пути и подвижн. состава», Свердловск, 1973, с, 4−8.
- Черепанов A.M. Влияние технологии изготовления на усталостную прочность и долговечность винтовых цилиндрических пружин. 'Материалы Л У научн.техн.нонф. Свердловск, 1970, с.71−72.
- Чернышев Н. А, Напряженное состояние и деформащш цилиндрических пружин, свитых из круглого витка. Динамика и прочность пружин, Изд. АН СССР, 1950, c, II7-II8.
- Шапиро Е. А, Исследование и расчет ограниченной уоталоот-.ной прочности винтовых пружин. Дисс. на соиск.уч.степ.к.т.н., У Ш, Свердловск, I96I, с.42−60.
- Шапиро Е. А, Исследование и расчет усталостной прочностивинтовых пружин. Циклическая прочность металлов." Изд. АН СССР, 1962,0.85−86.
- Шапиро Е. А, Напряжения и жесткость винтовых пружян приосевых и поперечных нагружениях. Прочность и долговечность деталей машин, вып. З, Ижевск, 1969, с.138−139,
- Шабров Е.И. Исследование ограниченной долговечности пружин растяжения из пронолоки марки 102Л8Н10Т."Динамика, прочность и долговечность деталей машин, Ижевск, 1975, с, 47−49.
- Шаншн М.Я. Вопросы прочности наклепанных дробью деталейпри нестандартной напряженности. Автореферат дисс. на соиск.уч, степ, д.т.н, AH. CGCP, 1958, с.15−17.
- Эиайкин Д.М., РыскйН Ю. Е, Степанов Ю. Г. и Кузьмин Ю.И.О распространенном шаге неровностей легкодеформируемого лесосечного волока. Тракторы и сельхозмашины, № 3,1977, с.15−17. — I 5 S
- Kurdn A. Dynaimic stress fn helical springs.%:: «Mdchino design» 4^, j/"2?, 1972, р. ш-1зз.
- RovQT A. beanspruchung 2|iindriseherSdiTdiibenfedern mit Rreis (^uer"chnitt. «V. D.L.» 19li, p. 1906. A — ш т