Исследование влияния электромагнитной защищённости информационных каналов широкозонных дифференциальных подсистем на точность мониторинга и управления движением судов
В мире созданы следующие широкозонные дифференциальные подсистемы (ШДПС): Американская WAAS (Wide Area Augmentation System), Европейская EGNOS (.European Geostationary Navigation Overlay Services) и Японская MSAS {Multi-functional Satellite Augmentation System). Система ШДПС, комбинированная с элементами GNSS (Global Navigation Satellite System) и безотказным приемником GNSS, дополняет основные… Читать ещё >
Содержание
- ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
- ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО РЕЖИМА
- 1. 1. Требования к навигационному обеспечению морских судов
- 1. 2. Анализ возможностей обеспечения точностных характеристик в дифференциальном режиме (ДР)
- 1. 3. Сравнение разновидностей дифференциального режима СРНС
- 1. 3. 1. ДР с коррекцией координат
- 1. 3. 2. ДР с использованием псевдоспутников
- 1. 3. 3. ДР с относительными координатами
- 1. 4. Анализ задачи функциональных дополнений и пути реализации диференциального режима
- 1. 4. 1. Широкозонные дифференциальные подсистемы (ШДПС)
- 1. 4. 2. Региональные дифференциальные подсистемы (РДПС)
- 1. 4. 3. Локальные дифференциальные подсистемы (ЛДПС)
- 2. 1. Широкозональный метод интеграции информационных сетей связи и обсервации
- 2. 2. Международные технические требования к ШДПС и оценка их функций
- 2. 3. Анализ принципов построения, функционирования и структурной организации ШДПС
- 2. 3. 1. Анализ принципов построения, функционирования и структурной организации Американской WAAS
- 2. 3. 2. Анализ принципов построения, функционирования и структурной организации Европейской EGNOS
- 2. 3. 3. Анализ принципов построения, функционирования и структурной организации Японской MSAS
- 2. 3. 4. Сравнение ШДПС по эффективности с помощью среднеквадратической погрешности
- 2. 4. Предпосылки использования ШДПС для совершенствования радионавигационного обеспечения
- 3. 1. Анализ источников радиопомех
- 3. 1. 1. Атмосферные помехи
- 3. 1. 2. Промышленные помехи
- 3. 1. 3. Флюктуационные помехи
- 3. 1. 4. Взаимные помехи
- 3. 2. Радиоинтерфейсы космического сегмента
- 3. 2. 1. Тропосферные погрешности."
- 3. 2. 2. Ионосферные погрешности
- 3. 2. 3. Эфемеридные погрешности
- 3. 3. Учёт ослабления радиосигнала в атмосфере
- 3. 4. Радиоинтерфейсы наземного сегмента
- 3. 5. Проблемы улучшения
- 3. 6. Количественные критерии
- 4. 1. Формат навигационных сообщений в спутниковых радионавигационных систем GPS и ГЛОНАСС
- 4. 2. Электромагнитная защищённость информационных каналов ШДПС в условиях воздействия узкополосных сосредоточенных помех
- 4. 2. 1. Воздействие ретранслированных сосредоточенных помех на радиолинии системы ГЛОНАСС
- 4. 2. 2. Оценка зависимости электромагнитной защищённости информационных каналов ШДПС от изменения соотношений дистанций связи и помех
- 4. 3. Оценка влияния электромагнитной защищённости радиолиний ШДПС на время восстановления их нормального функционирования
- 4. 4. О выборе критериев для оценки влияния
- 4. 5. Влияние электромагнитной защищённости информационных каналов
Исследование влияния электромагнитной защищённости информационных каналов широкозонных дифференциальных подсистем на точность мониторинга и управления движением судов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы.
Многолетний анализ аварий судов мирового морского флота вместимостью более 3 тыс.рег.т говорит о том, что преобладают чисто навигационные виды аварийности: посадка на мель и столкновение. По этой причине вопросы навигационной безопасности мореплавания являются важнейшим требованием к эксплуатации судов, а также самыми актуальными.
Главными видами аварийности (в процентах) являются посадка на мель — 35%, столкновение судов — 21%, пожар — 20%, авария двигателя (главного) — 11%, повреждение корпуса (затопление) — 8%, а также другие виды аварий — 5% [10]. В основном, большинство навигационных аварий связано с техническими проблемами, а также с точностью и надежностью определения положения судов.
Как известно, погрешность определения местоположения спутниковой радионавигационной системы (СРНС) GPS/TJIOHACC при использовании сигналов стандартной точности в штатном режиме не превышает, соответственно, 100 м и 45 м. Практически, такая погрешность удовлетворяет требованиям к навигационному обеспечению судов в части точности, доступности и рабочей зоны при плавании в открытом море.
Наиболее рациональным путем устранения указанных недостатков и улучшения основных характеристик систем GPS и ГЛОНАСС, необходимых для расширения их функциональных возможностей, является применение дифференциального режима (ДР) этих систем, что позволяет добиться повышения точности, надежности и эффективности радионавигационного обеспечения в рабочих зонах дифференциальных подсистем (ДПС) спутниковой навигационной системы (СНС).
В настоящее время наиболее перспективным средством обеспечения безопасности мореплавания на морях, в прибрежных водах, в узкостях, а также на внутренних водных путях (ВВП) признаны дифференциальные подсистемы глобальных спутниковых навигационных систем (ГСНС).
В мире созданы следующие широкозонные дифференциальные подсистемы (ШДПС): Американская WAAS (Wide Area Augmentation System), Европейская EGNOS (.European Geostationary Navigation Overlay Services) и Японская MSAS {Multi-functional Satellite Augmentation System). Система ШДПС, комбинированная с элементами GNSS (Global Navigation Satellite System) и безотказным приемником GNSS, дополняет основные орбитальные группировки GPS и/или FJIOHACC, повышая точность, целостность, непрерывность и эксплуатационную готовность навигационного обеспечения в пределах большой зоны действия. С другой стороны, в случае нарушения и сбоев в работе ШДПС, которые могут произойти из-за воздействия помех, а также из-за увеличения энергетических потерь при распространении радиоволн в свободном пространстве, требуемая точность местоопределения судов не обеспечивается. Это приводит к снижению безопасности мореплавания, увеличению риска появления аварийной ситуации.
Очевидно, что точность обсервации судна не только зависит от вероятности безопасного плавания, но и в большой степени связана с качеством сигнала и с информационным каналом в радиолинии ШДПС, его электромагнитной защищённостью. Электромагнитная защищённость информационных каналов (ЭМЗИК) от радиопомех представляет собой одну из важнейших проблем, возникающих как при разработке, так и при использовании радиоэлектронных средств в системах радиосвязи, радионавигации, радиолокации.
Таким образом, выбор в качестве критериев оценки точности обсервации судна не только вероятности безопасного плавания, но и коэффициента электромагнитной защищённости радиолиний дифференциальных поправок совершенно справедлив, т.к. указанные критерии более полно отражают навигационную обстановку.
Цель работы и задачи исследования.
Цель исследования состоит в повышении точности обсервации судна и безопасности мореплавания на основе разработки методов, моделей и алгоритмов, обеспечивающих комплексную оценку качества информационных каналов ШДПС, способствующую улучшению их электромагнитной защищённости за счёт минимизации площади поля поражения сигнала (IIIU1C) и максимизации коэффициента ЭМЗИК (Кэмз).
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Проанализировать принципы построения, функционирования и обшую структуру ШДПС, которые включают в себя Американскую WAAS, Европейскую EGNOS и Японскую MSAS, а также предпосылки использования ШДПС для совершенствования радионавигационного обеспечения.
2. Использовать новые критерии оценки качества сигналов и информационных каналов ШДПС — поле поражения сигнала и коэффициент ЭМЗИК (Кэмз).
3. Выполнить анализ помехозащищённости (ПЗ), электромагнитной совместимости (ЭМС), электромагнитной защищённости информационных каналов ШДПС и разработать имитационную модель ЭМЗИК ШДПС при воздействии сосредоточенных помех.
4. Разработать методику оценки влияния ЭМЗИК ШДПС на время восстановления их нормального функционированния.
5. Разработать методику оценки влияния ЭМЗИК ШДПС на точность обсервации судна.
Объект исследования. В работе исследуется электромагнитная защищённость информационных каналов ШДПС, а также её влияние на точность обсервации судна.
Предмет исследования.
Предмет исследования составляют технологические процессы электромагнитной защиты информационных каналов ШДПС, их взаимосвязь с навигационным обеспечением судов при воздействии помех.
Методы исследования.
Методологической основой исследования являются системология, теория сигналов, теория оценок, теория алгоритмов, принципы системного анализа, теория систем массового обслуживания, теория управления и принятия решений, теория радиосвязи, теория математического и имитационного моделирования, математическая теория надежности.
Основные результаты. В работе получены и выносятся на защиту следующие основные результаты:
1. Анализ принципов построения, функционирования и общей структуры широкозонных дифференциальных подсистем, а также их эффективности и предпосылок использования.
2. Использование новых критериев оценки качества сигналов и информационных каналов ШДПС — поля поражения сигнала и коэффициента ЭМЗИК (Кэш).
3. Имитационная модель ЭМЗИК систем ГЛОНАСС и ИНМАРСАТ в условиях воздействия помех.
4. Методика прогнозирования времени восстановления нормального функционирования радиолиний ШДПС.
5. Методика оценки влияния электромагнитной защищённости информационных каналов ШДПС на точность обсервации судна.
Практическая ценность работы.
Практическая ценность работы состоит в использовании её результатов в совершенствовании радионавигационного обеспечения России, в том числе широкозонных дифференциальных подсистем, а также в учебном процессе кафедры при подготовке специалистов по специальности 180 402.65 «Судовождение на морских путях».
Результаты работы внедрены в учебный процесс Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (СПГУВК) и Вьетнамского морского университета, что подтверждается соответствующими актами.
Апробация работы. Полученные результаты докладывались на:
• межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной 200-летию транспортного образования в России. «Водный транспорт России: история и современность» (г. Санкт-Петербург, СПГУВК, 2009).
• Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию подготовки кадров для водного транспорта России. «Водные пути России: строительство, эксплуатация, управление» (г. Санкт-Петербург, СПГУВК, 2009).
• научных семинарах кафедры.
Публикация результатов работы.
По теме диссертации опубликованы 09 научных статей, дветсз статей опубликованы в издании Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.
Структура и объем диссертации
.
Диссертация состоит из введения, четырёх слав с основными выводами, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём работы составляет 169 страниц, в том числе 136 страниц основного текста, 41 рисунка, 23 таблицы, список используемых источников из 101 наименований и 3 приложения.
Выводы по главе 4.
1. В работе разработанна имитационная модель электромагнитной защищенности информационных каналов, включающей системы ГЛОНАСС и ИНМАРСАТ в условиях воздействия помех. Процесс исследования доказал, что имитационная модель электромагнитной защищенности информационных каналов ШДПС, обеспечивающих дифференциальный режим, повышающий точность местоопределения судов, является наиболее перспективной.
2. Решена задача прогноза времени восстановления радиолинии в системе ШДПС в зависимости от коэффицента ЭМЗИК (Кэмз), а также показал, что для уменьшения времени восстановления радиолинии в системе ШДПС надо увеличивать коэффициент ЭМЗИК (Кэмз), т. е. не только обеспечить электромагнитную совместимость радиолиний, но и повысить точность обсервации судна, а также эффективность безопасности мореплавания.
3. Точность обсервации судна зависит не только от навигационной безопасности мореплавания, но и электромагнитной защищенности линий передачи дифференциальных поправок, выражаемой коэффициентом Кэмз. В диссертации, с одной стороны, рассмотрен целесообразный выбор критериев для оценки взаимосвязи электромагнитной защищенности информационных каналов ШДПС и навигационной безопасности мореплавания, а с дргой стороны, на основании этого выбора критериев разработана методика оценки влияния ЭМЗИК ШДПС на точность обсервации судна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящей диссертационной работе представлено новое решение актуальной научной задачи повышения точности обсервации судна на основе использования новых критериев оценки качества сигналов и информационных каналов в ШДПС и взаимосвязи их с навигационной безопасностью мореплавания, а также разработки имитационной модели электромагнитной защищённости информационных каналов ШДПС в условиях воздействия помех. В результате исследований получены следующие основные результаты:
1. Выполнен анализ условий использования дифференциального режима СРНС GPS/ГЛОНАСС. При этом показаны достоинства и недостатки каждого дифференциального метода, а также пути реализации дифференциального режима в широкозонных, региональных и локальных дифференциальных подсистемах. Проведенный анализ особенностей подсистем ШДПС (WAAS, EGNOS и MSAS) показал, что в основном, принципы построения, функционирования и структурная организация этих подсистем почти одинаковы. Основное различие между видами ШДПС заключается в зоне охвата и действия, а также в обеспечении различных значений среднеквадратической погрешности при местоопределении судна.
2. Обосновано использование новых, конструктивных критериев оценки качества сигналов и информационных каналов в ШДПС — поля поражения сигнала и коэффициента электромагнитной защищённости информационных каналов (Кэмз). При этом показаны методы улучшения электромагнитной защищённости информационных каналов ШДПС.
3. Предложена имитационная модель ЭМЗИК, включающая информационные каналы системы ГЛОНАСС и ИНМАРСАТ в условиях воздействия помех.
4. Разработана методика оценки влияния электромагнитной защищённости информационных каналов ШДПС на время восстановления их нормального функционирования. Иначе говоря, решена задача прогноза времени восстановления радиолинии в системе ШДПС в зависимости от коэффициента электромагнитной защищённости информационных каналов (Кэмз).
5. Разработана методика оценки влияния электромагнитной защищённости информационных каналов ШДПС на точность обсервации судна.
Список литературы
- Шебшаевич B.C., Дмитриев П.П и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы. М.: Радио и связь, 1993. — 406 с.
- Новик Л.И., Морозов И. Д., Соловьев В. И. Спутниковая связь на море. Л.: Судостроение, 1987. — 220 с.
- Соловьев Ю.А. Спутниковая навигация и её приложения. М.: Эко-Трендз, 2003. — 326 с.
- Кодекс безопасности мореплавания ИМО. Резолюция ИМО А.529(13): 1983. «Стандарты точности судовождения».
- Кодекс безопасности мореплавания ИМО. Резолюция ИМО А.815(19): 1995. «Глобальная радионавигационная система».
- Кодекс безопасности мореплавания ИМО. Резолюция ИМО А.915(22): 2001. «Политика мореплавания в отношении будущей ГНСС».
- Родионов А.И., Сазонов А. Е. Автоматизация судовождения. М.: Транспорт, 1992. — 192 с.
- Вишневский Ю.Г., Сикарев A.A. Морская радиосвязь и телекоммуникации. СПб.: СПГУВК, 2008. — 271 с.
- Шебшаевич B.C., Григорьев М.Н и др. Дифференциальный режим сетевой СРНС// Зарубежная радиоэлектроника, 1989, № 1.
- Лушников Е. Эффективность стандарта точности навигации ИМО// журнал «МОРСКОЙ ФЛОТ», № 3, М., 2002.
- Бессонов A.A., Мамаев В .Я. Спутниковые навигационные системы -Учебное пособие. СПб.: 2006. — 35 с.
- Сикарев A.A., Ракитин В. Д., Бродский Е. Л. Перспективы создания ДПС ГЛОНАСС/GPS на ВВП европейской части РФ// журнал «ИНФОРМОСТ», № 4(22), М., 2002.
- Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. М.: Эко-Трендз, 2000. — 268 с.
- Аким Э.Л., Тучин Д. А. Апостериорная оценка точности определения вектора состояния земного наблюдателя по измерениям дальности и скорости системы GPSZ/Российская академия наук. М.: 2001. — С.5−7.
- Виноградов В.И., Харченко И. П. Электромагнитная совместимость судового радиооборудования. Л.: Судостроение, 1987. — 232, с.
- Виноградов В.И., Харченко И. П. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средства. Л.: Судостроение, 1987. — 246 с.
- Прохоренко В.А., Смирнов А. Н. Прогнозирование качества смстем. -М.: Наука и техника, 1976.18. http://www.gpsportal.ru/faql/?cid=l&sid. Что такое дифференциальные подсистемы?
- Каретников A.A., Сикарев A.A. Топология дифференциальных полей и дальность действия ККС высокоточного местоопределения на ВВП. СПб.: СПГУВК, 2008. — 353 с.
- Каретников В.В., Ракитин В. Д., Сикарев A.A. Автоматизация судовождения. СПб.: СПГУВК, 2007. — 265 с.
- Gerard Offermans., Arthur Helwig., Seagull Kim. Eurofix installation &
- Checkout on FERNS Korean transmitter// International Loran Associationth
- Annual Convertion and Technical Synposium. Korea, Sep. 2001.
- Зурабов Ю.Г. Перспективное использование CPHC на морском флоте// журнал «ИНФОРМОСТ «, № 5, М., 2006.
- Комарович В.Ф., Липатников В. А. Многоуровневая защита радиолиний декаметровой связи. СПб.: ВУС, 2003.
- Бородко А. О навигационном обеспечении транспортного комплекса с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS// журнал «МОРСКОЙ ФЛОТ», № 5, М., 2007.
- Вишневский Ю.Г., Сикарев A.A. Поля поражения сигналов и электромагнитная защищённость информационных каналов в АСУДС. СПб.: Судостроение, 2006. — 356 с.
- Поваляев Е., Хуторной С. Дифференциальные системы спутниковой навигации. Обзор современного состояния. (Источник: www. chip-news.ru/archive/chipnews/200 206/2.html).
- Бабуров В.И., Васильева Н. В., Иванцевич Н. В., Панов Э. А. Совметное использование навигационных полей СРНС и сетей псевдостутников. СПб, 2005. — 264 с.
- Вишневский Ю.Г. Поля поражения сигналов CDMA. СПб.: СПГПУ, 2008. — 62 с. 31. http://www.gpsinformation.net/exe/waas.html
- Вишневский Ю.Г. Оценка влияния ЛЭП на радиолинию дифференциальных поправок «ККС-судно». «Морская радиоэлектроника», № 1, СПб, 2008, С.38−40.
- Логвиненко П. Судовая радиотехника и электроника. М.: Пищеевая промышленность, 1979. — 207 с.
- Каретников В.В., Ракитин В. Д., Сикарев A.A. Автоматизация судовождения и связи. СПб.: СПГУВК, 2008. — 320 с.
- Петрович Н.Т., Камнев Е. Ф., Каблукова М. В. Космическая радиосвязь. М.: Сов. радио, 1979.
- Вишневский Ю.Г., Мисник Е. А. Обеспечение ЭМЗИК спутниковых линий связи и обсервации. «Морская радиоэлектроника», № 4, СПб, 2007, С.36−37.
- Международный стандарт ISO.7498 «Базовая модель взаимосвязи открытых систем».38. http://www.kowoma.de/en/gps/waasegnos.htm
- Карамаев О.Г. Проблемы электромагнитной совместимости. М.: Знание, 1988.
- Laurent Gauthier. EGNOS operations and their planed evolutibn. «ESA BULLETIN», № 124, November, 2005. C.57−58.
- Фам Ки Куанг. Проблемы улучшения ЭМЗИК ШДПС в АСУДС. «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов» № 12, Курск, 2008.-С.70−71.
- Вишневский Ю.Г., Сикарев A.A. Электромагнитная защищенность цифровых информационных каналов системы ГЛОНАСС. «Проблемы информационной безопасности «, № 2, СПб, 2008.
- Владимиров В. И и др. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств и систем. М.: Радио и связь, 1985. — 272 с.
- Справочник по радиолокации. М.: Сов. Радио, 1976. — Т. 1: Основы радиолокации: Пер. С англ./ Под ред. Я. С. Ицхоки. — 456 с.
- Шебшаевича B.C. Бортовые устройства спутниковой радионавигации. М.: Транспорт, 1988.46. http://www.kasc.go.jp/MSAS/indexe.html
- Фортушенко А.Д., Аскинази Г.Б и др. Основы технического проектирования систем связи через ИСЗ. М.: Связь, 1970. — 332 с. 48. http://www.usglobalsat.com/t-whatiswaas.aspx
- Долуханов М.Д. Распространение радиоволн. М.: Связь, 1972. — 396с.
- Бусленко Н. Моделирование сложных систем.-М.: Наука, 1978.- 399 с.
- Бутов A.C., Кока Н. Г. Имитационное моделирование работы флота на ЭВМ. М.: Транспорт, 1987. — 111 с.
- Венскаускас К. К и др. Системы и средства радиосвязи морской подвижной службы. Л.: Судостроение, 1986. — 432 с. 53. http://www.faa.gov/about/officeheadquartersoffices/ato/serviceunits
- Харисова В.Н., Пероваю А. И., Болдина В. А. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС. М.: ИПРЖР, 1998. — 395 с.
- Финк Л.М. Сигналы, Помехи, Ошибки -М.: Радио и связь, 1984.-257 с.
- Зюко А. Г и др. Помехоустойчивость и эффективность систем передачи информации. М.: Радио и связь, 1985. — 272 с.
- Грудинская Г. П. Распространение радиоволн. М.: Высшая школа, 1975.-280 с.
- Сосулин Ю.Г. Теоретические основы радиолокации и радионавигации. М.: Радио и связь, 1992. — 304 с.
- Вишневский Ю.Г., Зуев В. Ф., Сикарев A.A. Радиотехника. СПб.: СПГУВК, 2005.-317 с.
- Вишневский Ю.Г., Пащенко И. В. Обеспечение ЭМЗИК спутниковых радиолиний в АСУДС на ВВП. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.5/ Под ред. д.т.н. проф. A.A. Сикарева. — СПб.: СПГУВК, 2004. — С.49−53.
- Колосов М.А., Арманд А. Н., Яковлев И. О. Распространение радиоволн при космической связи. М.: Связь, 1969. — 156 с.
- Вишневский Ю.Г., Пащенко И. В. О влиянии частотно-временных структур сигналов и помех на ПЗ и ЭМС информационных систем связи и местоопределения. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. З/ Под ред. д.т.н. проф. A.A. Сикарева. — СПб.: СПГУВК, 2002. — С.59−61.
- Окунев Ю.Б., Плотников В. Г. Принципы системного подхода к проектированию в технике связи. М.: Связь, 1976. — 184 с.
- Файнберг Е.Л. Распространение радиоволн вдоль земной поверхности.- М.: Наук Физмалит, 1999. 496 с.
- Андрианов В.А., Арманд Н.А и др. Оценка вляния рефракции радиоволн на измерения дальности и скорости ИСЗ. -Томск: Изд. Томского филиала Сибирского отделения АН СССР, 1983. -С.180−185.
- Вишневский Ю.Г. Взаимосвязь ЭМЗИК и достоверности принимаемых сообщений. «Морская радиоэлектроника», № 4, СПб, 2007. С.22−24.
- Вишневский Ю.Г., Фам Ки Куанг. Оценка общей эффективности АСУДС. «Программные продукты и системы», Вып. 2(82), Тверь, 2008. С.59−60.
- Вишневский Ю.Г., Фам Ки Куанг. Оценка взаимосвязи навигационной безопасности мореплавания и ЭМЗИК ШДПС. «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов» № 1, Курск, 2009. С. 124−125.
- Вишневский Ю.Г., Фам Ки Куанг. О выборе критериев для оценки влияния ЭМЗИК ШДПС на навигационную безопасность мореплавания. «Мобильные телекоммуникации», № 1, 2009. * С.34−35.
- Суницкий Е.И. Практическая оценка эффективности использования SBAS // журнал «ГЕОПРОФИ», № 1, 2006. С.22−23.
- Козлов Б.А. Справочник по расчету надежности аппаратуры радиоэлектроники и автоматики. М.: Сов. радио, 1975. — 472 с.
- Дмитриев В.И. Обеспечение безопасности плавания. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. — 374 с.
- Прохоренко Ю.Н. Имитационные системы и модели.-М.:Знание, 1990.
- Курьянов Д.В. MathCad 14. М.: BHV, 2007. — 704 с.
- Шенной Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. -М.: Наука, 1978. 420 с.
- Вишневский Ю.Г., Торяник Н. Н. Об оценке эффективности АСУДС. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 4. СПб.: СПГУВК, 2003.- С.68−75.
- Бусленко Н.М., Галенко Д. М., Соболь И. М. Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). М.: Физматгиз, 1982.
- Михайлов С., Кульнев В. Анализ направлений и состояния разработок функциональных дополнений к спутниковым радионавигационным системам. «Беспроводные технологии», № 4, М., 2006, С.64−71.
- Корсунский JT.H. Распространение радиоволн при радиосвязи с искусственными спутниками Земли. М.: Сов. радио, 1971.
- Philips R. Relative and differential GPS// System implications and innovative applications of satellite navigation, AGARD lecture series 207, NATO, 1996.
- RTCM Recommended standards for differential GNSS service. Radio technical commission for maritime, service.- future version 2.2, Special committee, № Ю4, (RTCM SC-104, version 2.2), July 15 1998. USA.
- Parkinson B.W., Fitzgibbon K.T. Optimal locations of pseudolites for differential GPS//Navigation (USA), № 4, Winter, 1987.
- Beser J. Intergrated GPS/ GLONASS user equipment // AGARD lecture series 207, NATO, 1996.
- Feairheller S. The Russian GLONASS system. US Air Force// Russian study//ION GPS-94, 1994.
- Chiu Y.T. An improved phenomenological model of ionospheric density// J. Atmos. Terr. Phys. 1975. — Vol. 37. — P.1560−1571.
- Henson D.J., Collier E.A. Effects of the ionosphere on GPS relative geodesy// Proc. IEEE position, PLANS'86. USA, Las Vegas, 1986.
- Understanding GPS: Principles and application, Elliotte Kaplan editor. -Artech House Publish Ers. Boston-London, 1996.
- Петрович Н.Т., Камнев Е. Ф., Каблукова М. В. Космическая радиосвязь. М.: Сов. радио, 1979.
- Сборник мореходных таблиц МТ 2000. Адм. — СПб.: 2002. — 576 с.
- Вишневский Ю.Г., Сикарев A.A. Оценка качества линий радиосвязи в системе оперативной связи и передачи данных на основе измерения параметров ППС. Сб. науч. трудов. — Д.: ЛИВТ, 1990. — С.42−52.
- Венскаускас К. К и др. Системы и средства радиосвязи морской подвижной службы. Л.: Судостроение, 1986.
- Сикарев A.A., Лебедев О. Н. Микроэлектронные устройства формирования и обработки сложных сигналов. М.: Радио и связь, 1983.-216 с.
- Сикарев A.A., Фалько И. А. Оптимальный прием дисретных сообщений. М.: Связь, 1978. — 328 с.
- Кринберг И.А., Выборов В. И., Кошелев В. В., Конев В. В., Сутырин H.A. Адаптивная модель ионосферы. М.: Наука, 1986. — 132 с.
- Вишневский Ю.Г., Фам Ки Куанг. О влиянии ЭМЗИК ШДПС на время их восстановления. «Журнал университета водных коммуникаций». Вып. 4. СПб.: СПГУВК, 2009. — С. 154−157.
- Вишневский Ю.Г., Фам Ки Куанг. Оценка точности местоопределения и безопасности плавания судна в дифференциальном режиме работы. «Аспирант и Соискатель» (Спутник +), № 2, М., 2009. С. 92−94.
- Вишневский Ю.Г., Фам Ки Куанг., Мисник Е. А. Анализ воздействия взаимных помех на СРНС ГЛОНАСС. «Вопросы радиоэлектроники» Вып. 1, М., 2010.-С.117−120.