Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансформация вьетнамской экономики в 1986-2010 гг.: проблемы и пути их решения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во Вьетнаме работы, содержащие необходимые диссертанту оценки и сведения, появились в истекшем десятилетии. В экономической науке здесь вполне закономерно произошли позитивные изменения. Под влиянием обновления заметно поднялось качество экономических трудов, которые ранее не содержали обобщений и анализа, не использовали современную методологию. Сформировалось молодое поколение ученых, которое… Читать ещё >

Содержание

  • Список часто употребляемых сокращений

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ ОТСТАЛЫХ СТРАН.

1.1. Версии теории модернизации.

1.2. Типология политики и движущие силы индустриализации.

1.3. Общие условия и методы оценки экономического роста.

1.4. Финансовые механизмы подъема экономики.

1.5. Роль государства в ускорении экономического развития.

1.6. Восточноазиатская модель как образец для Вьетнама.

1.7. Китайский опыт реформ и его влияние на СРВ.

1.8. Теоретическое обоснование нового курса КПВ.

ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ, ХОД И СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРВ.

2.1. Новая экономическая политика: генезис и реализация.

2.1.1. Исходные условия и этапы реформ.

2.1.2. Основное содержание изменений.

2.1.3. Предпосылки и стимулы роста.

2.2. Стратегия и тактика экономического развития.

2.2.1. Определение пути развития.

2.2.2. Двухсекторная экономическая модель.

2.2.3. Выбор форм индустриализации.

2.2.4. Стратегия экономического роста.

2.3. Макроэкономическое регулирование.

2.3.1. Изменение взглядов на роль государства.

2.3.2. Методы и результаты государственного регулирования.

2.3.3. Нерешенные задачи и проблемы развития.

2.4. Качественные и структурные сдвиги в экономике.

2.4.1. Динамика экономического роста.

2.4.2. Движущие силы и составляющие роста.

2.4.3.Экстенсивное развитие и конкурентоспособность экономики

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.

3.1. Изменение отраслевой структуры.

3.1.1. Промышленность.

3.1.2. Сельское хозяйство и смежные отрасли.

3.1.3. Сфера услуг.

3.2. Реформирование отношений собственности.

3.2.1. Реорганизация государственного сектора экономики.

Процесс акционирования и реструктуризации.

Создание и проблемы развития госкорпораций.

3.2.2. Развитие негосударственных укладов.

Коллективные формы хозяйства.

Частные формы хозяйства.

Активизация легального бизнеса.

Проблемы дальнейшего развития.

ГЛАВА 4. ПЕРЕСТРОЙКА ФИНАНСОВО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ.

4.1. Бюджетно-налоговая политика.

4.1.1. Бюджетный дефицит: причины, последствия, контрмеры.

4.1.2. Структура государственного бюджета.

4.1.3. Налоговая реформа.

4.2. Денежно-кредитная система.

4.2.2. Выработка и активизация монетарной политики.

4.2.3. Развитие кредитной деятельности.

4.2.4. Реформа ценообразования.

4.2.5. Проблема инфляции.

4.2.6. Реорганизация банковского сектора.

4.2.7. Фондовый рынок.

4.3. Валютная и инвестиционная политика.

4.3.1. Поддержание обменного курса и валютных резервов.

4.3.2. Динамика государственного долга.

4.3.3. Движение инвестиционных и финансовых потоков.

ГЛАВА 5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.

5.1. Внешняя торговля.

5.1.1. Реформирование системы.

5.1.2. Динамика и структура торговли, факторы роста.

5.1.3. Расширение и диверсификация экспорта.

5.1.4. Импортная зависимость.

5.2. Внешние источники экономического развития.

5.2.1. Международная помощь и кредиты.

5.2.2. Иностранные инвестиции.

5.2.3. Платежный баланс.

Трансформация вьетнамской экономики в 1986-2010 гг.: проблемы и пути их решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Внимание ученых и практиков обращено сегодня на положение в тех странах, которые показывают примеры успешного экономического роста в условиях глобализации и имеют шансы занять влиятельные позиции в мировом хозяйстве в XXI веке. Среди них оказался и Вьетнам. Ушедший в политическую «тень» после победы в войне с США в 1975 г., он вновь стал заметным игроком на международной арене. Всего за четверть века из группы наиболее отсталых стран планеты он переместился в группу среднеразвитых. Изучение этого феномена позволяет понять, как удалось добиться таких результатов за относительно короткий исторический срок.

Вьетнамский опыт привлекает внимание, поскольку высокая динамика развития достигнута в процессе достаточно нестандартного преобразования прежнего общественного строя. Это определяет вклад страны в теорию и практику подъема и модернизации экономики в рамках рыночной системы, позволяет проследить общие черты и национальные особенности данного процесса. Опробованные СРВ методы преодоления отсталости могут быть применены другими странами, значит, их анализ и обобщение актуальны.

Преодоление нынешнего глобального финансового кризиса невозможно без серьезной трансформации мировой капиталистической системы, поиска новых путей общественного прогресса. Очевидна необходимость смены экономических концепций, проведения успешных реформ на стыке разных общественных формаций, как сделала СРВ.

Ускорение роста и становление рыночного хозяйства является ключевой частью политики обновления («дой мой») во Вьетнаме и будет во многом определять ход социально-экономического развития страны на ближайшие десятилетия. Но именно этот опыт наименее изучен российскими учеными.

Диссертационное исследование актуально еще и потому, что Россия активизирует сегодня свою политику на восточноазиатском направлении в целом и в Юго-Восточной Азии в частности. При этом СРВ является ключевым стратегическим партнером РФ с учетом участия в региональной организации АСЕАН. Необходимо лучше знать его, чтобы эффективнее строить взаимодействие для реализации национальных интересов в регионе.

Определение цели и задач исследования.

Объектом диссертационного исследования является экономика СРВ, её составные части, внутренние и внешние связи, закономерности, особенности развития, основные параметры, отражающие уровень, динамику последнего.

Предметом исследования выступает экономическая политика Вьетнама, проблемы, которые стоят перед страной и пути их решения, т. е. механизмы и методы подъема хозяйства, формирования рыночной системы, а в целомпроцесс трансформации вьетнамской экономики.

Основная цель диссертации состоит в комплексной оценке состояния, тенденций и перспектив развития экономики СРВ, включая динамику и результаты рыночных реформ. Это позволяет проследить происшедшие за четверть века изменения, определить потенциал страны и её место в мире.

Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:

— обобщить представления современной науки о путях трансформации и подъема экономики отсталых стран и оценить приемлемость известных концепций и опыта предшественников Вьетнама, найти истоки его модели;

— проанализировать официальные установки экономической политики вьетнамских властей и их практическую реализацию;

— обосновать наличие в СРВ институциональных и инфраструктурных предпосылок современного экономического роста, показать их действие, в том числе участие государства в макроэкономическом управлении;

— определить характер и этапы экономического роста во Вьетнаме, выяснить, исчерпаны ли использовавшиеся для этого ресурсы и методы, какова зрелость и роль рыночной экономики в многоукладном хозяйстве;

— провести сравнение по типовым показателям с другими странами, ре-шаюшими (Ъешавшими4) сходные задачи развития:

ЧХ /.

— выяснить, насколько успешно Вьетнам справляется с экономическими проблемами и заслуживает отнесения к разряду быстро растущих рынков;

— показать направления, формы и глубину интеграции СРВ в мировую экономику, а с ней сложные и многообразные последствия глобализации и интенсификации транснациональных потоков;

— установить социальную мотивацию и составляющие экономической политике, влияние последней на жизнь населения при переходе к рынку;

— проверить гипотезу о формировании во Вьетнаме капитализма и возможностях егоразвития в недрах административно-командной системы.

Научная новизна и границы проведенного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые в российской науке всесторонне и системно представлена трансформация вьетнамской экономики, обобщены основные теоретические и практические аспекты, проанализированы проблемы, направления и итоги хозяйственного подъема СРВ в постсоветский период (за 25 лет), глубже исследованы последние 10 лет. Конкретно новизна состоит в следующем:

— выстроена авторская концепция трансформации экономики Вьетнама, показаны основные этапы, методы (градуализм, прагматизм, ассимметричная либерализация, диверсификация хозяйственной структуры, внешних связей), движущие силы (инвестиции в индустриализацию и расширение экспорта), факторы развития (сравнительные преимущества, НТП и заемный капитал);

— исходя из анализа стратегии экономического развития Вьетнама, её целей, инструментов и результатов, выявлены характерные особенности вьетнамской модели, в т. ч. позитивные отличия от других переходных стран;

— предложено объяснение причин и факторов долгосрочного экономического роста СРВ, прослежены изменения в ключевых отраслях, секторах и хозяйственных укладах, установлены ведущие тенденции этого процесса, причем проекция известных признаков и векторов преодоления отсталости применена к данной стране в комплексном виде впервые;

— установлены динамика и важнейшие количественные показатели трансформации вьетнамской экономики (часть из них рассчитана автором), проведено сравнение с другими развивающимися странами, на этой основе дано новое определение её размеров и места в мировом хозяйствесделан вывод об успешном ходе «догоняющего развития» и перспективе достижения Вьетнамом за 10−20 лет нынешнего уровня передовых стран ЮВА;

— проведен фундаментальный анализ политики макроэкономического управления, участия государства в создании условий для развития народного хозяйства, показана замена прямых методов регулирования косвенныминаряду с общим позитивным итогом этой политики выявлены негативные последствия и противоречия чрезмерного вмешательства в экономику;

— впервые в российской науке дана подробная характеристика разных форм собственности, их эволюции в СРВ, отмечена тенденция изменения соотношения хозяйственных укладов и, как следствие, социальной база власти;

— установлены проявления и результаты открытости экономики СРВ, уточнена степень экономической безопасности в условиях глобализации;

— проанализирован внешнеэкономический курс СРВ, показаны основные направления и формы, вклад в экономику торгового и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами за весь период реформ;

— предложено новое определение характера экономической системы Вьетнама как смешанной (конвергентной), сочетающей элементы плана и рынка, определено, что эта двойственность — при изменении пропорций между ними — может сохраняться достаточно долго;

— обоснована возможность использования вьетнамского опыта подъема и преобразования экономики другими отсталыми и переходными странами (в т.ч. Кубой и КНДР) как варианта развития по «третьему пути».

Границы исследования определяются его географией (экономика, связи Вьетнама с мировым хозяйством, прежде всего с регионом Восточной Азии), хронологическими рамками (охватывают весь период реформ обновления с 1986 по 2010 гг.), предметными факторами (анализ процесса экономической трансформации). Это не только современный, но и очень важный для анализа период, характеризующийся глубокой трансформацией Вьетнама на фоне бурных изменений во всем мире. Конечно, многие характерные для него процессы не завершены, отличаются сложностью, закрытостью и новизной. Такое состояние процессов в экономике Вьетнама наложило свой отпечаток на выводы и прогнозы исследования, потребовало специальных методов.

Вполне очевидно, что изучение и углубленное понимание данного периода невозможно в отрыве от более широкого контекста новейшей истории Вьетнама (начиная с завоевания независимости в 1945 г.). Наряду с другими отечественными исследователями диссертант посвятил этой теме предыдущие работы, в которых дал анализ процессов в обеих частях страны (Север-Юг) до и после государственного воссоединения в 1975 г. 1.

Понятийный аппарат исследования.

Уточним основные понятия, трактовку объекта нашего исследования.

Мы используем, но различаем тесно связанные между собой понятия экономический рост и экономическое развитие. Первое учитывает только достижения в производстве общественного продукта, а второе отражает важные изменения в экономической и общественно-политической сферах, природной среде и т. п., т. е. является более комплексным и значимым.

Осознавая, что для таких стран, как Вьетнам, очень важны пропорции между экономической и социальной сферами развития, экологией, автор старался проследить общие взаимосвязи. Чисто экономический подход к анализу процессов, идущих во вьетнамском обществе, не позволяет в полной мере оценить их важные последствия и/или причины. Поэтому нами учтено большое влияние культурно-исторических, географических и иных детерминант.

Проанализированы в основном экономические и отчасти социальные аспекты развития ввиду невозможности представить в рамках данного исследования все необходимые элементы. Это было сделано диссертантом в моно.

1 См. библиографию. графии «Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986;2006)», обобщившей изменения в политической и социально-экономической сферах за первые 20 лет обновления. В итоге стало возможно обоснованно судить о социально-политических факторах и воздействии на реформы в экономике.

При изучении состояния вьетнамской экономики и оценке перспектив её развития были выделены три компонента: 1) экономические изменения в динамике и с учетом их влияния на общественную систему- 2) факторы, определяющие устойчивость развития страны- 3) качественные параметры развития. В частности, выяснялось, насколько приспособлена для перестройки экономики государственной политика и унаследованная система управления.

Процесс реформ и подъема экономики объединены в диссертационном исследовании емким понятием «трансформация».1 Мы сознательно трактуем его шире, чем обычно делается при изучении столь необходимого отсталым странам явления модернизации. Модернизация подразумевает приближение к современности, освоение современных достижений, достижение более высокого уровня и качества развития. В этом содержание трансформации и модернизации вьетнамской экономики совпадают. Но есть и существенное различие. К задачам первой следует отнести быстрый подъем экономики и преобразование отсталой хозяйственной структуры, механизмов управления, устойчивое повышение уровня жизни населения. Вторая в своем конкретном смысле означает развитие главным образом на основе несырьевых отраслей, обеспечение конкурентоспособности на международной арене посредством вывода страны на передовые рубежи научно-технического прогресса, в т. ч. путем создания собственных инновационных продуктов.2 Эти задачи более характерны для этапа, который только недавно начался и во многом выходит за пределы нашего исследования.

1 В словаре русских синонимов приведены следующие значения этого термина, которые отражают реальную суть процессов, происходящих в экономике СРВ: преобразование, превращение, видоизменение, ревизия, переворот, перемена, ломка, перерождение, перестройка, пересмотр, преображение, перерастание, претворение, переход.

2 См. Ларин А. Г. Китайская модернизация: некоторые подсказки для России // Проблемы.

ТТ"-1Л1 1 л СО.

ДаЛЬНб! о оисхика. ¿-и I I. *+. JO.

Показательно, что руководство СРВ, приступая к преобразованиям экономики и общества в 1986 г., назвало свою политику «обновлением» (по-вьетнамски «дой мой»), и лишь в середине 1990;х годов ввело в оборот термин «модернизация». Таким образом, трансформация и модернизация вьетнамской экономики составляют две части единого процесса, из которых вторая начинает реализовываться по мере завершения первой.

Понятие «модель» мы используем, чтобы коротко и емко определить, суммировать характерные черты экономического развития страны. Это не означает попытки найти «образец» для других стран, исключительное и неповторимое явление. Отметим, что во вьетнамском политэкономическом лексиконе и в научной литературе данный термин пока мало распространен, возможно, чтобы не противопоставлять фактически сложившуюся практику трансформации официальной установке на движение к социализму.

Определение местной модели позволило выявить преломление общих закономерностей современного развития стран Юга (мировой периферии) в своеобразных условиях Вьетнама. Их сочетание объективно становится следствием одновременно и внешних воздействий, и влияния эндогенных факторов. На разных отрезках развития пропорции этих элементов могут различаться. Например, очевидно усиление своеобразия развития в странах Юга в период мирового кризиса, прежде всего, в силу различной степени включенности в мирохозяйственные связи.

Теоретическая основа исследования, специализированные работы.

Проблемы экономического роста и модернизации, в т. ч. отсталых и периферийных государств Востока освещены и глубоко проанализированы в трудах российских экономистов, историков и востоковедов. Серьезный научный фундамент в этом отношении заложен исследованиями институтов РАН, таких как Институт Дальнего Востока, Институт экономики, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт востоковедения, а также Московского, Санкт-Петербургского и других госуниверситетов.

Диссертант опирался на фундаментальные исследования и специальные работы по развивающимся странам таких известных ученых России, как И. О. Абрамова, Е. Ф. Авдокушин, А. В. Акимов, В. Д. Андрианов, А. И. Бельчук, В. В. Бойцов, Д. М. Болотин, С. А. Былиняк, Л. С. Васильев, А. Г. Володин, А. И. Динкевич, В. Г. Гельбрас, В. Л. Иноземцев, В. А. Красилыциков, В. С. Лисин, О. В. Маляров, В. А. Мельянцев, В. В. Михеев, Д. В. Мосяков, Ю. М. Осипов, Н. Г. Растянников, Л. И. Рейснер, М. А. Потапов, Д. Е. Сорокин, А. И. Салицкий, H.A.Симония, С. С. Суслина, М. Л. Титаренко, Л. А. Фридман, Г. К. Широков, Ю. В. Шишков, А. Я. Эльянов, В. А. Яшкин и ряда других.

При изучении избранной темы использовано обобщение российскими исследователями практики рыночных реформ в бывших социалистических странах и республиках СССР (в работах А. И. Бельчука и Л. А. Фридмана, Г. А.Кубышиной), сравнение путей и результатов развития передовых и периферийных/полупериферийных стран, характеристика восточноазиатской модели экономического роста (в работах В.А.Мельянцева).

Большую помощь оказало сопоставление опыта Китая, Вьетнама и России, выполненное в 2009;2010 гг. группой ученых РАН и ВАОН при участии диссертанта и расширившее научное представление об обществах переходного типа. Значительная часть этого труда посвящена экономическим аспектам, в т. ч. отраслевой и финансовой политике, вопросам интеграции в мировую экономику и приватизации, обобщению практики реформ.1.

Особое внимание уделено изучению опыта Китая ввиду опережающего проведения им рыночных преобразований по сравнению с СРВ. Это изучение наиболее широко ведется научной школой ИДВ РАН, в частности, такими экономистами, как Я. М. Бергер, Л. Д. Бони, В. В. Карлусов, Л. А. Кондрашова, А. В. Островский, В. Я. Портяков, Э. П. Пивоварова. Выявив очевидное сходство условий и реформ в обеих странах, мы сверили выводы этих работ с теми, что выявляет исследование практики Вьетнама.

1 Итоги исследования представлены в коллективной монографии «Сравнительный анализ общих черт и особенностей переходного периода в России, Китае и Вьетнаме» (2012 г.).

Представление об основных теориях и концепциях экономического роста дали работы основателей и видных представителей зарубежных школ политэкономии: А. Смита, К. Маркса, Дж.М.Кейнса, Й. Вайса, Дж. Голдстейна, Д. Доллара, Дж. Де Лонга, Н. Калдора, С. Кузнеца, Р. Лукаса, А. Мэддисона, К. Оно, М. Портера, П. Ромера, У. Ростоу, П. Самуэльсона, Р. Солоу, Ф. Хайека, Р. Харрода, Дж. Стиглица, Й.Шумпетера.

Проблемы преодоления отсталости и ускорения развития азиатских стран подробно проработаны в зарубежной экономической литературе. Для диссертации оказались полезны исследования таких ученых, как И. Адельман, Ф. Бергстен, У. Бомоль, Р. Вейд, Й. Дош, П. Дрисдейл, С. Икеа, К. Кларк, К. Кодзима, С. Лалл, Ч. Моррисон, Г. Мюрдаль, Л. Рейнольдс, Р. Скалапино, А. Уинтерс, А. Харт, К. Чой, А.Чоудури.

Экономическая политика и процесс рыночных реформ в СРВ активно изучаются в США, Англии, Австралии, Японии, Сингапуре, КНР1, Таиланде. Ведущие позиции занимают, определяя тенденции, ученые развитых стран. Наибольший вклад внесли Р. Амер, Д. Аптер, М. Бересфорд, С. Де Вилдер, М. Гейнсборо, Дж. Гринфилд, Д. Депайс, Б. Керквлиет, А. Кокко, П. Нолан, Д. Марр, Д. Пинкус, М. Сидел, К. Тейер, Ф. Тейлор, С. Тоннессон, А.Фьорд. Автор принял во внимание оценки и использовал данные этих специалистов. Обращение к собранным ими материалам, особенно за 1990;е-начало 2000;х гг., вызвано неполнотой вьетнамской статистики, недостатком серьезных исследований в СРВ, проявлением в них идеологических стереотипов и т. п.

Труды этих авторов по экономике СРВ выполнены, как правило, по заказу ведущих финансовых институтов и международных организаций, ввиду чего имеют узкий профиль исследования, а часто и конъюнктурный характер. Комплексное представление о ее трансформации не дано даже в работах, претендующих на обобщение практики вьетнамских реформ." К тому же тру.

1 Среди ученых КНР наиболее известны Ю Сяндун, Нун Лифу, Дэн Инвэнь, Лян Чжимин.

2 К разряду таких работ можно отнести, например, книгу Ари Кокко (Viet Nam 20 nam Doi mai. Кокко A. ed. Ha-noi, 2009). Аналогичный характер носит 4-х томный сборник материалов международной конференции, организованной ВАОН под эгидой ПРООН, с учады западных коллег по экономике Вьетнама, даже лучшие, недостаточно известны в России и ограниченно используются.

Поэтому мы опирались преимущественно на западные публикации 2000;X гг., особенно конца истекшего десятилетия, еще не введенные в научный оборот в России. Проведению углубленного анализа во многом помогли обследования, оценки экспертов международных организаций, изучавших экономику Вьетнама на месте с применением современных методик.

Во Вьетнаме работы, содержащие необходимые диссертанту оценки и сведения, появились в истекшем десятилетии. В экономической науке здесь вполне закономерно произошли позитивные изменения. Под влиянием обновления заметно поднялось качество экономических трудов, которые ранее не содержали обобщений и анализа, не использовали современную методологию. Сформировалось молодое поколение ученых, которое по большей части прошло подготовку в известных западных университетах (Гарвард, Стэнфорд, Беркли и других). На ведущие позиции выдвинулись специалисты среднего возраста, даюшие объективную оценку текущим процессам и при этом пользующиеся доверием партии. Это Нгуен Дык Тхань, Во Чи Тхань, Чан Динь Тхиен, Доан Зюи Тхань, Нгуен Ван Тхыонг, Нгуен Мань Хунг, Ле Данг Зоань. Серьезный вклад в изучение экономики СРВ ранее внесли Во Дай Лыок, Чан Фыонг, Данг Дык Дам, Данг Фонг, Нгуен Ван Тинь, Фам Су-ан Нам, Ван Тхай, Чан Хоанг Ким, Лыонг Ван Хай, Нгуен Суан Тханг и другие. Вьетнамские специалисты выполнили ряд докторских работ в России. В частности, Данг Тхи Хиеу Ла, Чан Суан Выонг, Буй Куанг Хунг, Нгуен Ван Бинь провели исследования первого десятилетия хозяйственных преобразований в СРВ и дальнейших планов развития.1 стием наиболее почитаемых в СРВ западных ученых и экспертов. См. Tong ket 20 nam doi mai о Viet Nam. Ky yeu Hoi thao ban tron cap cao. Ha-noi: Chucmg trinh phat trien Lien hiep quoc, Vien khoa hoc xa hoi Viet Nam. 2005;2006.

1 См., например, Буй Куанг Хунг. Международный экономический кризис и его влияние на народное хозяйство Вьетнама. Дисс. докт. экон. наук. М. 1999; Чан Суан Выонг. Основные проблемы и перспективы развития вьетнамской рыночной экономики до 2010 г. Дисс. докт. экон. наук. М., 1999.

На этой основе возникли ведущие экономические центры и школы Вьетнама. Отметим среди них бывший мозговой центр ЦК КПВ — Институт управления экономикой (СИЕМ), перешедший в ведение правительства СРВ, экономический факультет Ханойского университета (Вьетнамская программа экономических исследований — ВЕПР), Институт экономики, Институт мировой экономики и политики в составе Вьетнамской академии общественных наук и ряд других. Диссертант использовал данные и выводы обзоров, аналитических публикаций указанных центров за последние 10 лет.

В России изучение проблем развития СРВ после длительного спада оживилось в начале текущего столетия и вышло на более высокий уровень. Российские востоковеды пока более глубоко описали политическую историю Вьетнама, особенно новейшую, затронули основные аспекты обновления в политической сфере.1 Основу же изучения вьетнамской экономики заложили Л. А. Аносова и М. Е. Тригубенко, их работы послужили ориентиром для автора. В частности, проблемы перехода к рыночной экономике в общем виде и по отдельным аспектам и периодам исследованы М. Е. Тригубенко и учеными Института экономики мировой соцсистемы АН СССР (сегодня отделение Института экономики РАН) — Р. Е. Богатовой, Н. А. Макаровым. Экономические процессы в СРВ до начала 1990;х гг. изучал также Е. П. Глазунов. Кандидатские диссертации по периоду 1990;середины 2000;х годов защитили И. Ю. Анищенко, М. Ю. Голиков, П. Е. Кочкин, А. В. Парменов. Значительная часть их работ посвящена внешнеэкономическим связям СРВ.

Таким образом, настоящее диссертационное исследование продолжает и развивает работы предшественников, посвященные изучению проблематики подъема и модернизации экономики отсталых государств Востока, перевода на рыночные рельсы хозяйства бывших социалистических стран, в т. ч. СРВ.

1 Это сделано в работах А. С. Воронина, Е. В. Кобелева, В. Н. Колотова, Г. М. Локшина, Г. Ф. Мурашевой, О. В. Новаковой, А. А. Соколова, П. Ю. Цветова и ряда других авторов.

2 См. Аносова Л. А. Вьетнам на пороге XXI века. М., 1993; Тригубенко М. Е. Экономическая модель Вьетнама // Социально-экономические модели в современном мире. М.: Экономика, 2004; Макроэкономика Вьетнама /'/' Азия 2005. М.: Экономика, 2006.

Если классифицировать подходы к анализу вьетнамских реформ в мировой науке, то можно назвать три основные из них. Представители первого считают политику обновления в целом успешной благодаря сохранению ведущей роли КПВ и государства в управлении и производстве. Они уверены в возможности укрепления социалистического строя за счет рыночных механизмов. Эта группа объединяет многих исследователей СРВ, КНР и РФ. Но и появились работы, в которых авторы объективно анализируют проблемы развития Вьетнама, критикуют ошибки в макроэкономическом управлении.

Второй подход типичен для специалистов из капиталистических стран, признающих рыночные реформы во Вьетнаме недостаточно радикальными и последовательными. Они указывают на отставание политической демократизации от либерализации экономики, считают причиной монополию КПВ на власть и влияние коммунистической идеологии. Исходя из этого, они по-прежнему относят Вьетнам к разряду социалистических стран и рекомендуют ему рецепты либеральных реформ по образцу стран Восточной Европы и бывшего СССР, т. е. в духе «цветных революций».

Для третьего подхода, пока нового, характерно признание глубоких и необратимых изменений в СРВ под влиянием рыночных преобразований. Его сторонники считают, что в этой стране, как и в Китае, началась системная трансформация, ведущая к восстановлению капитализма, а со временем и смене политического строя. Часть аналитиков констатирует возникновение во Вьетнаме смешанной системы, сочетающей элементы социализма советского образца и современного капитализма восточноазиатского типа. Из этого признания возникает вопрос, нашла КПВ таким образом «третий путь» развития, или практика подтверждает классическую теорию эволюции.

Следовательно, для научной литературы по современному Вьетнаму характерны и различные оценки эффективности выбранных им методов развития. Это либо апологетика, чаще всего присутствующая в работах местных специалистов, либо жесткая критика и фиксация преобладающих минусов и изъянов вьетнамских реформ, более характерная для западных, шире — зарубежных исследований (особенно представителей эмигрантской общины). Сбалансированный и объективный анализ встречается гораздо реже.

Методологическая основа исследования.

В основе диссертационного исследования лежит страноведческий анализ экономики СРВ и ее внешнеэкономических связей. Значительная часть оценок и выводов является результатом сбора и обработки данных статистико-экономического характера, собственных расчетов автора, в т. ч. корреляционных зависимостей, макроэкономических индикаторов и т. п.

Диссертант опирался на широко применяемый комплексный метод исследования, позволяющий оценить положение экономики в целом и в отдельных сегментах. Данный метод базируется на постулатах кейнсианской, неоклассической школ экономики, которые все шире берутся на вооружение вьетнамской наукой для разработки экономической политики правительства.1 Поэтому анализ поднятых нами проблем в рамках соответствующих теорий оказался более продуктивным. Была учтена органическая слабость метода, а именно недостаток оснований на микроуровне, т. е. неполный учет действий субъектов экономики, реально влияющих на её функционирование. Знания диссертанта о состоянии дел в низовом, среднем звеньях экономики (фирмы, предприятия, муниципалитета и т. п.) позволили компенсировать недостаток.

Применение данной методологии к изучению избранной темы вызвано тем, что современная макроэкономика есть продукт объединения двух школ, и её обычно понимают в образном виде как две руки экономики — невидимую и видимую. Кроме того, опора на кейнсианство при разработке стратегии развития рыночной экономики в СРВ имеет идеологическое обоснование. Влиятельные политики страны, воспитанные ещё при плановой системе, ис.

1 Как считает один из ведущих экономистов страны Нгуен Дык Тхань, формирующие её эксперты — выпускники западных университетов, получили большуя часть экономических представлений именно из таких теорий. См.: Nguyen Due Thanh. Ly thuyet vT mo ke tir Keynes va nhung ham у cho tarn nhin chinh sach a Viet Nam. Ha Noi: VEPR, 2010. Tr. 8, 16.

2 Усилиями в основном Дж. Хикса и П. Самуэльсона в форме «неоклассического синтеза» быди объединены концепции неоклассической микроэкономики и кейнсианской макроэкономики. См.: Hicks J.R. The Crisis in Keynesian Economics. Cambridge Univ. Press, 1975; Samuelson P.A. Economics: An introductory Analysis. Harvard, 1948. кали в экономическом учении Дж.М.Кейнса знакомые и приемлемые для себя положения. Они почти отождествляли Дж.М.Кейнса с социалистами, противостоящими М. Фридману — защитнику капитализма.

В диссертации примены другие распространенные методы исследования — структурный, сравнительный, типологический и системный. Это позволило наряду с количественной оценкой дать качественный анализ эффективности и устойчивости экономики. Понять механизмы её трансформации помог институциональный анализ. Изучение проблем и уровня развития экономики Вьетнама велось в сравнении с другими странами. Системный подход был применен для установления различий между административно-командной и рыночной экономикой и их совместимости.

В частности, с помощью структурного анализа оценено качество роста СРВ по изменению удельного веса отдельных его факторов, рассчитан вклад в прирост ВВП секторов общественного производства, хозяйственных укладов, географических районов. Аналогичным образом характеризовался рынок факторов производства (труда, капитала, недвижимости и т. п.), структура экспорта и импорта, другие виды хозяйственной деятельности.

Среди параметров качества особое внимание уделено эффективности и устойчивости. Отметим в этой связи, что методологически нам близка позиция П. Кругмана, который подчеркивал исключительное значение производительности для развития экономики.

Компаративный характер данного исследования во многом определен задачей сравнить развитие Вьетнама за 25 лет реформ как с объективными критериями экономической теории, так и с достижениями, методами других государств, прошедших аналогичный этап развития или проходящих его. Сравнение проведено по ряду направлений: со странами переходного типа (социалистическими до начала 1990;х), с развивающимся («третьим») миром, со странами региона, к которому принадлежит Вьетнам, — Восточной Азии, близкими к нему по социокультурному типу и ходу общественной эволюции.

Иначе говоря, сравнение проведено не только со своим собственным прежним уровнем, но и шире — «по вертикали», а также «по горизонтали» с другими странами, что, позволяет более объективно оценить достигнутое, выявить проблемы развития, пути и методы их преодоления. Например, сравнение достижений СРВ с современным уровнем развития ближайших соседей помогло определить их взаимные интересы и совместимость.

Системный подход проявился в форме отказа от подробного изложения документов и фактов, описания предыстории и хронологии событий, т. е. детализации, для получения общей картины, классификации установленных величин и явлений. Акцент был сделан на получении общей картины.

Диссертант в основном воздержался от применения эконометрических методов и моделирования. При этом были учтены объективные трудности использования такого, в целом желательного, инструментария. Во-первых, точную оценку современных экономических процессов и механизмов во Вьетнаме осложняет несовершенство системы национальных счетов, которые учитывают рост по затратам и слабо улавливают динамику качества и производительности. Во-вторых, общий уровень развития экономической науки, как признают известные ученые (В.Полтерович, Дж. Стиглиц, Д. Родрик и другие), сравнительно невысок. По их оценке, математические модели способны в лучшем случае выявить эффекты первого порядка. Еще одним препятствием для моделирования является наличие многих неизмеряемых или плохо измеряемых величин, роль которых может быть недоучтена.

Информационная база исследования.

Исследование проведено с использованием материалов Всемирного банка, Азиатского банка развития, Международного валютного фонда, ВТО, ЮНКТАД, ПРООН, других международных и региональных организаций, данных официальной вьетнамской статистики, которые рассматривались как базовые, сверялись с ними и дополнялись статистикой этих организаций, признаваемой более точной и часто заполняющей важные пробелы.

Наиболее широко использованы ежегодные публикации Главного статистического управления (ГСУ) СРВ, позволившие уточнить и в ряде случаев пересчитать данные вьетнамских и зарубежных исследователей. Обратим внимание, что публикации ГСУ с каждым годом становятся более полными и репрезентативными, основанными на современной методологии.

Многие показатели вьетнамской экономики взяты из рейтингов и классификаций известных консалтинговых, маркетинговых агентств, хотя учтен зачастую заказной и пропагандистский характер таких материалов.

Главным источником исследования стали партийно-государственные документы Вьетнама. К ним относятся решения съездов КПВ, программы и планы социально-экономического развития Вьетнама, основные законы и правовые акты, постановления правительства. Вместе с тем, официальные оценки и понятия использованы ограниченно ввиду различий в применяемой методологии, специфики их формулировки для внутренних целей, которая часто затрудняет понимание реально происходящих в стране процессов.

Широко использовались материалы периодической печати, интернета.

Возможность верификации данных и гипотез, изучения текущих изменений в экономике Вьетнама в режиме реального времени дало тесное общение с представителями вьетнамской диаспоры в России, регулярные поездки в изучаемую страну. За годы научной и практической работы в СРВ диссертантом накоплен большой объем неопубликованных данных.

Научно-практическая значимость исследования.

Данное исследование расширяет теоретические знания о путях, методах преодоления отсталости, модернизации развивающихся и переходных стран, пополняет методологический аппарат изучения этих процессов. Создавая комплексное представление о современной экономике и внешних связях, тенденциях и перспектива его развития, оно позволяет государственным органам обоснованно определять интересы России в ЮВА, выстраивать политику на вьетнамском направлении, повышать эффективность и роль двусторонних отношений. Предприятиям и компаниям приведенные данные полезны для понимания происходящих здесь процессов.

Опыт построения и быстрого роста рыночной экономики во Вьетнаме, ее интеграции в мировое хозяйство представляет интерес непосредственно «для внутреннего потребления». Оценки и выводы диссертанта могут быть использованы при выработке стратегии модернизации, совершенствовании рыночного хозяйства, усиления социального вектора реформ в РФ.

Результаты данного исследования могут быть включены в обобщающие труды по проблемам модернизации и экономического роста, экономике НИС, мировой экономике, широко использоваться в информационных целях.

Диссертация содержит обширный материал для лекционных курсов по экономике государаств Юго-Восточной Азии и АТР, другим дисциплинам, освещающим положение в СРВ и разных районах мира.

Апробация работы.

Положения диссертационного исследования нашли применение в учебном процессе при чтении курсов «Экономика Вьетнама», «Практика внешнеэкономической деятельности», «Модели развития стран Азии и Африки», «Природно-ресурсный потенциал развивающихся стран» в МГУ им. М. В. Ломоносова (Институт стран Азии и Африки), в других вузах РФ.

Основные научно-практические результаты исследования экономики Вьетнама представлены на международных конференциях «Современный Вьетнам: транснациональная идентичность» (Санкт-Петербург, 2002), «Международная интеграция Вьетнама и проблемы государственного суверенитета» (Париж, 2004), «Вьетнамо-российские отношения в новом глобальном контексте» (Вашингтон, 2005), «Комплексные международные исследования: контрастные подходы и концепции» (Стамбул, 2005), «Новая политэкономия: макротенденции и микроэксперименты» (Копенгаген, 2007), «Что нас объединяет и что разъединяет: международный порядок, ценности, справедливость» (Любляна, 2008), «Интеграция и развитие» (Ханой, 2008), «Развивающиеся экономики после мирового кризиса: новые вызовы, роли, модели».

Хайкоу, 2009), «Внутренние и внешние границы научной мысли» (Санкт-Петербург, 2010), «Южно-Китайское море: сотрудничество, региональная безопасность и развитие» (Хошимин, 2010), «Современный Вьетнам» и «АСЕАН-Россия: основы и перспективы сотрудничества» (Сингапур, 2004 и 2011). В России диссертант выступал с докладами по изучаемой теме на ежегодных конференциях в Институте востоковедения («Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития») и Институте Дальнего Востока РАН («Актуальные проблемы вьетнамоведения»), ИСАА МГУ («Ломоносовские чтения», «Современные проблемы развития стран ЮВА и АТР») и на Восточном факультете СПбГУ («Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы" — «Источники и историография стран Азии и Африки»),.

Одной из форм апробации послужили устные выступления автора и статьи по теме диссертации для российских, вьетнамских и других зарубежных средств массовой информации. Среди них Радио «Голос России» и «Голос Вьетнама», РИАН, БиБиСи, телекомпания «Раша тудей» и другие.

Объем и структура исследования.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, содержащих 19 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. В методологическом отношении избранная структура отражает общий замысел исследования, обеспечивает логику изложения, позволяет представить последовательную характеристику положения во всех сферах хозяйства. Сначала показаны концептуально-методологические основы ускорения экономического роста отсталых стран и их проекция во Вьетнаме, а затем проанализированы практика и результаты трансформации вьетнамской экономики.

Многие выводы исследования, как и мировое значение изучаемого опыта Вьетнама, принципиально зависят от категории, к которой мы отнесем данную страну. Это определение далеко не столь очевидно, как кажется.

Болыииство зарубежных исследователей, включая ученых СРВ, однозначно квалифицируют вьетнамскую экономику как малую. Но крупными принято считать страны с большой территорией (Вьетнам же находится на 62-м месте в мире по этому параметру) и населением (с 87 млн жителей занимает 13-ю позицию, к 2030 г. будет иметь свыше 100 млн, а с учетом обширной общины эмигрантов и сейчас близко стоит к этому рубежу), богатыми природными ресурсами (которые реально есть1). По размеру ВВП, превысившему 100 млрд долл., СРВ входит в группу первых 50 государств (при расчете по обменному курсу в 2009 г. она классифицирована ВБ 56-й, по ППС 44-й)." Значит, Вьетнам приближается к разряду крупных, как минимум средних, а не малых экономик, конечно, сильно отставая от основных показателей сверхкрупных стран — гигантов типа Китая, Индии, Бразилии, России.

Фактор «крупности» экономически очень важен: он предопределяет возможности для мобилизации значительных накоплений, хозяйственных рывков, формирования относительно автономного воспроизводственного комплекса. Для подобных стран характерен обширный рынок, создающий спрос и влияющий на определение стратегии национального развития. В общем «крупность» означает определенные преимущества, шансы. Однако эти шансы надо еще реализовать, для чего требуется сильное государство, достаточная степень национального единства и прочие факторы. Запасы нефти и газа оцениваются в 50−70 млрд кубометров (3−4 млрд бареллей), бокситов в 6−8 млрд т, урана в 200−300 тыс т. Эксплуатация других ископаемых ведется во Вьетнаме давно. В частности, разведанные запасы угля достигают 20 млрд т, железной руды 1 млрд т, руд цветных металлов 0,2 млн т, апатитов до 2−3 млрд т. См. Аносова Л. А. Вьетнам на пороге XXI века (динамика и модернизация производительных сил). М.: Луч, 1993. 4.1. С.33−38- Vietnam Competitiveness Report 2010. Hanoi, 2010. P.60.

2 World Development Indicators 2009.Wash. The World Bank. 2009. P.45- UNDP Human Development Report 2011. Sustainability and Equity: A Better Future for All. P.129 -http://hdr.undp.org. В то же время среднедушевые показатели остаются низкими — в 20 092 010 гг. в рейтинге ВВП по ППС Вьетнам был 125-м, а ВНП (по обменному ккрсу) — 136-м среди 187 стран. Невелик и его вклад в производство мирового ВВП: в 2010 г. он равнялся примерно 0,2%. В РФ проблематика особого статуса крупных развивающихся стран неплохо разработана — см. Глобализация и крупные полупериферийные страны. М. 2003.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.

3.1. Изменение отраслевой структуры.

Во вьетнамской экономике за годы реформ серьезно изменилось соотношение между секторами общественного производства и услуг. Шло неуклонное сокращение доли традиционных отраслей — сельского, лесного и рыбного хозяйства: она снизилась до 20−21% ВВП, хотя ввиду спада промышленного производства в 2008;2009 гг. оказалась немного выше, чем в 2005;2007 гг. (табл.3.1, рис. 3.1 в прил.). Первичный сектор отличался и медленным изменением внутренней структуры: в производстве сельхозпродукции на земледелие в 2000 г. приходилось 78,2%, а в 2009 г. 71,3%.'.

За период с начала 1990;х гг. вклад промышленности вырос почти вдвое, достигнув вместе со строительством 40−41%, в т. ч. обрабатывающих отраслей — 20−21%. По удельному весу вторичного сектора в ВВП Вьетнам приблизился к Китаю (в 2006 г. 47%) и Таиланду (46%), а среди стран других регионов — к Армении и Чили (47%), Ирану (45%). Однако по развитию обрабатывающей промышленности Вьетнам сильно отставал от уровня КНР (где вклад был равен 41,8%), Таиланда (34,7%). Добавленная стоимость в этой сфере выросла в 2001;2006 гг. на 1,5% (с 19,78 до 21,29%).

Удельный вес сферы услуг почти не изменился, сохраняясь на уровне 38−39%) (максимум отмечен в 1995 г.). Отставание развития сферы услуг от соседних стран аналогично промышленности. В 2005 г. доля этого сектора в ВВП Китая равнялась 40,3%, Таиланда — 46%. При оценке положения третичного сектора учтем изменения в его внутренней структуре за счет роста доли услуг с более высокой нормой прибыли (телекоммуникации, туризм, банковско-финансовая сфера). Тем не менее, эти подразделения, которые играют важную роль в современной экономике, интегрированной в мировое хо.

1 Для сравнения в 2005 г. вклад первичного сектора в ВВП равнялся в КНР 12,5%, Таиланде 9,9%. См.: Statistical Yearbook of Vietnam 2005. P.64, 205, 653- 2010. P.130, 304.

2 В среднем в мировой экономике, по расчетам ВБ, вклад сельского хозяйства в ВПП упал за 1965;2005 гг. с 10 до 4%, промышленности — с 40 до 29%, а сферы услуг вырос с 50 до 68%. См.: IBRD. World Development Report 2007. P, 57- 2008. Р. 340−341. Wash., 2007, 2008. зяйство, занимают слабые позиции в СРВ. Относительная архаичность структуры третичного сектора объясняет его недостаточную роль в экономике.1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование трансформации экономики Вьетнама за 25 лет (1986;2010) показало, что в ходе нее получены впечатляющие результаты по решению самых насущных проблем — преодолению крайней бедности, ускорению развития и модернизации хозяйства. Стартовав с позиции одной из самых отсталых стран мира, он достиг высоких темпов экономического роста и по относительным показателям приблизился к идущим впереди государствам, исключая Китай. СРВ сумела встроиться в мировое хозяйство и принять участие в процессе глобализации. Это позволило устранить другой коренной недостаток — оторванность от передовых стран и достижений цивилизации, источников капитала и ноу-хау, возникшую за предыдущие 40 лет.

Вьетнам показал лучшую экономическую динамику, чем в свое время самые успешные НИС, вчетверо увеличив размер ВВП с начала 1990;х по 2010 гг. (в неизменных внутренних ценах). Даже при критической оценке этих данных темпы роста СРВ составили не ниже 5−6% ежегодно, что наряду с падением демографической активности принесло быстрое увеличение подушевого дохода (по обменному курсу минимум в 6 раз). Хотя страна подтянула средний уровень своего дохода и индекс развития человеческого потенциала к ушедшим вперед государствам, но находится на позициях, которые азиатские НИС занимали 20−40 лет назад. Тем не менее, экономика Вьетнама уверенно приближается к разряду относительно крупных.

Прогресс оказался всесторонним: выросло производство продукции, удалось наладить товарооборот внутри хозяйственного пространства и продвижение на зарубежные рынки, стабилизировать цены, перевести производственную и финансовую системы на рыночные рельсы, укрепить и перестроить инфраструктуру, улучшить техническое оснащение, управление экономикой, сохранить завоевания в области науки и культуры. Достигнуты стремительные по историческим понятиям сдвиги в структуре производства и объемах накопления. Были восстановлены и стали бурно развиваться частная и смешанные виды собственности, рыночные институты. Товарно-денежные отношения и капиталистический способ производства проникли во все районы страны, прежде всего в выгодно расположенные центры и города.

Успех во многом определялся выработкой и применением подходов и методов, учитывающих национальную специфику, заделы и сравнительные преимущества. Власти СРВ отталкиваются от практики, поощряют, изучают, поддерживают инициативы снизу, двигаются в экономической политике от решения простых задач к сложным. Гибкий, градуалистский подход к реформам учитывает реальность и всю сложность действующих факторов.

Среди естественных (статических) преимуществ во Вьетнаме действуют широкие масштабы внутреннего рынка и высокий потребительский спрос, большой отряд относительно дешевой, дисциплинированной рабочей силы, богатство природных ресурсов, финансовая помощь эмигрантской общины, бизнес активность и связи китайской общины (хуацяо) и ряд других.

Унаследованные от административно-командного строя проблемы и противоречия, носившие системный характер, решались путем перевода экономики на рыночные рельсы и её последовательной либерализации. Руководство страны выбрало умеренные темпы реформ, понимая, что она не готова к полной, быстрой либерализации после десятилетий протекционизма и централизованного планирования и её проведение чревато социальными кризисами и провалами в экономике. Либерализация проводилась поэтапно или «ассиметрично» в разных частях экономической системы: сначала на товарных рынках и с явным отставанием на рынках факторов производства. Частичные изменения, охватывая отдельные сегменты хозяйства, оказались результативными и не вызвали отторжения другими его блоками. Новые элементы по мере утверждения постепенно копировались, воспроизводились и при достижении критических масштабов меняли традиционный уклад на более эффективный. В конечном итоге это придало реформам комплексный характер, сделало процесс трансформации экономики более управляемым.

Реформы начались с восстановления жизнеспособного слоя мелких и средних предпринимателей, который превратился в фундамент рыночных отношений, их широкую экономическую и социально-политическую основу. В целом частная форма собственности приблизилась по статусу и масштабам к общественной, что многократно оживило хозяйственную активность.

Позиции госсектора сократились, перестали быть монопольными, но были сохранены и укреплены в ключевых секторах экономики, особенно в промышленности и инфраструктуре. Также был обеспечен контроль над природными богатствами и важнейшими активами. Это заметно упрочило экономическую и социальную стабильность, предотвратило господство иностранного капитала, помогая сохранению национального суверенитета.

Политика обновления включила и активную структурную перестройку хозяйства, обеспечившую, как и в других развивающихся странах, заметное ускорение темпов и изменение направлений экономического роста. Этот процесс связан с активной индустриализацией и развитием сферы услуг (внутренней и внешней торговли, образования, здравоохранения, транспорта и связи, управления и других). Они привели к соответствующим сдвигам в структуре занятости населения, основного капитала, валового продукта, совокупного спроса. В стране возникли передовые обрабатывающие отрасли и производство высокотехнологичных товаров. Вьетнамская экономика уже превратилась из аграрной в индустриально-агарарную и есть предпосылки, чтобы в последующие 10 лет она стала по мировым меркам индустриально развитой. Новым направлением развития является специализация в морском хозяйстве, нацеленная на эксплуатацию прибрежной морской территории.

Продуктивными оказались реформы в самом аграрном секторе, который обеспечивает средства существования для половины населения, валютные поступления от экспорта, сырье для промышленности, предъявляет платежеспособный спрос на её продукцию и поставляет рабочую силу для остальных отраслей народного хозяйства. Увеличение продуктивности в сельском хозяйстве во многом способствовало становлению современного типа экономического роста. Начало коренных преобразований с деревни, а не с города составило одно из основных отличий и преимуществ политики реформ в СРВ по сравнению с другими соцстранами (не считая Китая).

Интеграция в мировое хозяйство принесла активизацию торговых и инвестиционных связей, а вместе с ними и участия страны в международном разделении труда. В частности, достигнут исключительный по важности эффект масштаба производства, позволивший Вьетнаму кратно расширить внешний спрос и рынок сбыта своей продукции, обеспечить условия для её стабильного производства. Этот процесс ускорился с начала XXI в. по мере развертывания экономического сотрудничества в рамках АСЕАН, к которому подключился Китай, и переноса в СРВ производств ведущими ТНК.

Благодаря подключению к процессам в глобальной и региональной экономике Вьетнам сумел за относительно короткие исторические сроки пройти простейшие фазы хозяйственной модернизации. По мере увеличения открытости хозяйства он смог успешнее реализовать свои сравнительные преимущества, чтобы экономить силы и время для создания производств и услуг, участия в глобальных производственно-распределительных сетях.

Вьетнам также существенно укрепил позиции в мировой экономике. Он занял второе место в мире по экспорту риса и кофе, вошел в группу лидеров по экспорту ряда других товаров. Страна перестала зависеть от иностранной помощи в формировании бюджета и оплате импорта, смогла развиваться на собственной основе. За счет внутренних механизмов и резервов роста, гибкой макроэкономической политики, но и еще неполного включения в мировую и региональную систему хозяйства СРВ удалось смягчить удары регионального кризиса 1997;1998 гг. и глобального 2008;2009 гг.

Возвращая страну в мировое хозяйство, руководство СРВ исходило из того, что уровень и масштабы внешнеэкономической открытости должны определяться качеством и зрелостью внутренних социально-экономических структур и институтов. Взятая им на вооружение внешнеориентированная модель развития достаточно уязвима перед лицом глобальных потрясений и кризисов, негативно воздействующих на товарные и финансовые потоки.

Улучшение жизни населения — одна из главных целей политики реформ — была достигнута благодаря росту экономики и социальной ориентации её развития. Граждане получили доступ к основным товарам и услугам. Хотя изменения были неравномерными в различных районах и социальных слоях, уровень благосостояния групп с низкими доходами заметно поднялся. Страна смогла преодолеть нехватку продовольствия, товаров первой необходимости и резко сократить долю населения, живущего за чертой крайней нищеты. Повысились показатели образования и охраны здоровья, усовершенствована система социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки безработных, внедрены международные санитарно-гигиенические стандарты. В результате существенно поднялась ожидаемая продолжительность жизни.

Это позволило при проведении глубокой трансформации экономики в СРВ сохранить социально-политическую стабильность. Более того, в отличие от других социалистических стран, рыночные реформы уже на начальном этапе помогли стабилизировать общество, добиться поддержки политики реформ, обеспечить легитимность правящей компартии. Это — важнейшая особенность процесса общественных преобразований во Вьетнаме, которая заслуживает дополнительного изучения и повторения другими странами.

Во Вьетнаме частично удалось перестроить прежний — неэффективный механизм управления экономикой, послуживший одной из главных причин её системного кризиса в 1980;е годы. Руководство страны нашло сочетание макроэкономического госрегулирования и рыночных рычагов, отражающее особенность процесса трансформации. Известные из теории методы такого регулирования было расширены и дополнены. Так государство смогло дозировать реформы, корректировать стихийный ход событий, поддерживать социально уязвимые слои населения и отсталые районы. Примененная в СРВ стратегия развития помогла снизить болезненность переходного периода при проведении структурных сдвигов, изменении отношений собственности.

Однако, переформатируя изжившую себя административно-командную систему и пытаясь использовать отдельные её преимущества и инструменты, компартия, управленческие кадры не могут преодолеть привычки прошлого. Экономический рост подстегивался субъективными установками и мерами государственного стимулирования. Постоянное и чрезмерное регулирование экономики сверху создало представление о его естественном характере. При этом было упущено из вида, что помогая достичь краткосрочных целей, такое вмешательство вызывает неожиданные, нежелательные долгосрочные последствия. Их осознание на исходе 2000;х гг. привело к решению менять методы макроэкономического управления, ограничив администрирование.

В отличие от дореформенного периода к власти пришли экономически активные, прагматичные, прорыночные элиты, осуществляющие политику стратегической открытости. В этом деле Вьетнам наследовал азиатским НИС, создав тем самым одно из главных условий успеха экономических реформ. Эффект принесли государственное и межгосударственное (в рамках АФТА, КАФТА, АТЭС) регулирование экономики, углубление процесса интернационализации и интеграции, распространение новых технологий.

Таким образом, динамика и итоги экономического развития во многом определены социально-институциональными характеристиками. Государство в СРВ, имея не очень большие управленческий аппарат и расходы, проявило достаточную компетентность и оперативность, энергично участвовало в формировании общей стратегии развития, выработке правил игры, контроле над их соблюдением, создании иных необходимых условий. Это позволяет охарактеризовать вьетнамскую модель рыночной трансформации как более выраженную, чем в России, государствах ЦВЕ и даже Китае, социально-иституциональную, сделав один из главных выводов данного исследования.

Данные результаты выглядят контрастно на фоне трудного хода реформ в других переходных и периферийных странах. Лидеры Вьетнама не стали применять рецепты экономического «транзита» и развития неолиберальной школы, которые в местных условиях оказались неполными, а в ряде случаев трудновыполнимыми или неадекватными. Была выбрана альтернативная стратегия модернизации, ранее опробованная восточноазиатскими странами.

СРВ применила, как ранее азиатские НИС, высокоскоростную модель развития, опирающуюся на мобилизацию внутренних ресурсов, активное привлечение капитала, технологий, профессионального опыта передовых государств. Это подтвердило прямую связь между степенью экономической открытости и динамикой роста, продемонстрировало действие известных закономерностей преодоления отсталости в ранее зависимых странах.

Таким образом, трансформация экономики СРВ высокорезультативна: она совершила огромный рывок вперед и за 25 лет достигла нижнего уровня среднеразвитых государств, выдвинулась в разряд наиболее перспективных в XXI веке рынков. Постепенное превращение страны в одного из заметных игроков в ЮВА и Восточной Азии повышает её стратегическое значение как партнера России и требует скорейшей активизации нашего сотрудничества.

Экономика Вьетнама в основном завершила в первой декаде XXI века переход на рыночные рельсы. Возврат к прежней централизованно-плановой системе стал при нормальных условиях невозможным. Эволюционным путем произошел и закреплен исторический по масштабам и глубине поворот. В то же время рыночная экономика еще не имеет характера развитой, не достигла окраинных районов страны, сосуществует с архаичными хозяйственными укладами. При ускоренном развитии современных сегментов сохраняется огромный немодернизированный сектор, причем его объективно нельзя ликвидировать или сокращать, так как в этом случае неразрешимой будет проблема занятости. Рыночные институты действуют в стране недостаточно стабильно и повсеместно, имеют различную степень зрелости. Массовое сознание только подстраивается под новые отношения, а правовые нормы утверждаются. Поэтому задачи переходного периода до конца не решены.

Преодолев основные противоречия прежней экономической системы, СРВ столкнулась с проблемами, которые неизбежны при реформировании и развитии любого экономического организма, тем более при сосуществовании в нем разнородных элементов. Сказалось и изменение внешних условий: например, Вьетнам ограничен в использовании методов подъема экономики, которые были ранее доступны азиатским НИС. Если последние могли решать насущные задачи постепенно или частично, то ему приходится многое делать по-новому и сразу. В такой обстановке ошибки и спешка — обычное явление.

СРВ свойственна, подобно другим молодым развивающимся странам, диспропорциональность хозяйственного развития, очаговый характер передовых форм производства, разнотемповость в изменениях отраслевой структуры ВВП, занятости. Согласованность в динамике макропоказателей должна возрасти по мере завершения индустриализации, «сервисизации» экономики. Большую долю негатива наряду с плюсами принес переход к рыночному хозяйству и капиталистическому способу произодства, которые обусловили цикличность её функционирования, зависимость от мировой конъюнктуры. Эту зависимость и диспропорции в развитии усилило вступление в ВТО.

Во многом диспропорции являются следствием амбициозного курса на обеспечение максимально быстрого роста экономики, ставки на создание многоотраслевой тяжелой промышленности в ходе индустриализации. Увлечение темпами и масштабами капитального строительства сдерживало хозяйственную модернизацию, развитие сферы услуг. К новым перекосам и издержкам неизбежно привела предопределенная политическими причинами осторожность в либерализации экономики. Её ассиметричное осуществление — сначала на товарных и лишь затем на факторных рынках (труда, капитала, недвижимости) — вызвало занижение цен последних, исказив потребности в инвестициях, породив спекуляции, появление и прорыв «пузырей». Таким образом, отказ от «шоковой терапии» и единовременных реформ, дав в целом позитивный эффект, привел к усилению структурных диспропорций.

Макроэкономические диспропорции проявляются в росте бюджетного и внешнеторгового дефицита, дефицита текущего счета, а в последнее время и платежного баланса. Очевидно, что их усиление вызвано не только текущим мировым экономическим кризисом, но и контрмерами по стимулированию спроса и хозяйственной активности. Они, приостановив спад производства, усилили инфляцию, истощили бюджетные и валютные резервы, увеличили задолженность бизнеса и госпредприятий, а в конечном итоге осложнили развитие экономики. Это делает приведение в порядок макроэкономических балансов одной из наиболее актуальных задач Вьетнама.

Ряд серьезных перекосов и долговременных негативных последствий обусловлен самим типом, исходным уровнем хозяйственного развития СРВ. На протяжении 25 лет реформ оно происходило в основном в экстенсивных формах. Преобладали вложения в физический, а не человеческий капитал, экспорт сырья и продукции тропического земледелия, водного и лесного хозяйства, простейших изделий производственной кооперации в рамках ТНК превалировал над конкуренцией в выпуске высокотехнологичных товаров. В основном реализовывались капиталои трудоемкие проекты, тогда как слабо применялись и поощрялись передовые знания. Такой характер роста ограничивал международную конкурентоспособность страны.

В условиях ускоренной индустриализации и аутсорсинга устаревших, зачастую вредных производств из развитого мира Вьетнам несет немалые экологические потери. Ресурсозатратное развитие негативно влияет на состояние окружающей среды и невозобновляемых природных ресурсов, причем этот эффект многократно усиливается аналогичным типом развития соседней КНР. Переход к рыночной экономике в условиях глобализации и исторического отставания отдельных территорий страны также сопряжен с социальными жертвами — даже при попытках властей смягчить негативные последствия «прогресса». В СРВ сохраняются и даже растут имущественное неравенство и поляризация населения, разрыв между городом и деревней, передовыми и отсталыми (в т.ч. населенными малыми этносами) районами.

Следовательно, если ставить во главу угла качество развития, Вьетнаму еще предстоит достичь важнейших его критериев, прежде всего, обеспечить устойчивость экономического роста. Достижению этой цели послужило бы снижение зависимости от внешних рынков, расширение внутреннего спроса, в первую очередь за счет развития инраструктуры и сферы услуг, повышение эффективности капиталовложений. Необходимо остановить экологическую деградацию, не совместимую с устойчивым развитием. Требуется сократить относительную бедность и усиление социальной дифференциации.

Невысокая эффективность и несбалансированность экономики СРВ, её перегрев, усилившиеся в истекшей декаде, свидетельствуют об исчерпании части ресурсов и потенциала экстенсивного развития. Возникла объективная потребность в осуществлении интенсивного развития, опирающегося на достижения информационно-технологической революции. Вьетнамские лидеры заявили о выработке новой модели экономического роста, в этом направлении сделаны первые шаги и создаются первичные предпосылки.

Тем самым начат переход от в большей мере мобилизационной модели развития к инновационной, обеспечению господства интеллектуальных компонентов производительных сил над индустриальными, которые пока только формируются. Меняя акценты развития, СРВ намерена преодолеть зависимость от повышения капиталоемкости производства для обеспечения дальнейшего экономического развития. Она отвергает теории обязательной опоры на природные ресурсы, приоритета внешнего финансирования роста и управления, неготовности стран Востока к этапу инновационного развития.

В определении современной вьетнамской экономики как переходной, несмотря на констатацию её успехов, по сути, нет противоречия. Подобно другим странам этого типа, Вьетнам по мере движения по избранному пути достигает разных степеней социально-экономической зрелости. Руководство страны понимает, что вызревание передовых общественных отношений и совершенствование рыночной системы представляет долгосрочный процесс. Но его продолжение требует завершения структурных реформ. Последний по времени и самый сильный с 1930;х годов глобальный экономический кризис протестировал вьетнамскую модель на прочность, и, хотя не поколебал её, убедил в необходимости, более того, наступлении выгодного момента для дальнейшей перестройки и формирования нового технологического уклада.

Сделанное диссертантом исследование позволяет выдвинуть умеренно оптимистичный прогноз долгосрочного развития экономики СРВ. С учетом текущих тенденций не стоит ожидать продолжения столь быстрого подъема, социальной справедливости, резких сдвигов в государственном управлении, повышения эффективности внутренних капиталовложений, помощи доноров, инвесторов. Скорее всего, рост вьетнамской экономики в целом замедлится, а неравенство усилится. Но общее макроэкономическое положение страны не ухудшится: она способна преодолеть возникшие препятствия, новые вызовы. Тем самым мы отвергаем более пессимистичные сценарии, рассматриваемые западными аналитиками. С учетом мировой практики развитие рыночного хозяйства, особенно в смешанных формах, и при нерешенных проблемах может протекать вполне успешно, социальное неравенство не обязательно тормозит экономический рост, так как регулирование экономики позволяет поддерживать баланс интересов и пропорции в обществе.

В целом реформы в СРВ, приведя к глубокой трансформации социально-экономической устоев, подтвердили возможность эволюции закрытого полунатурального, планового хозяйства в высокотоварное, интегрированное в мировой рынок. В силу такого перехода возникло соединение элементов капиталистической и социалистической форм собственности, производства и управления, образовалась гибридная, смешанная система. Характерно, что механизмы двух систем не смешиваются и не проникают друг в друга, а существуют параллельно, притом первые постепенно вытесняют вторые, ведя к укреплению рыночных сил и начал. Эту нестандартную практику диссертант предлагает рассматривать как вариант «третьего пути» развития, востребованный в ходе текущего системного кризиса мировой экономики и широкого осознания необходимости её коренной перестройки.

Частнокапиталистические отношения развиваются в СРВ традиционным путем — медленно, «снизу», в то же время «сверху» формируются основы государственного капитализма. Эти тенеденции, по нашей оценке, отдаляют перспективы построения здесь социализма, обозначенные в официальной концепции развития страны, что требует учета во внешней политике России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. КПВ: Стратегия социально-экономического развития страны до 2000 года. Ханой, 1991.
  2. КПВ: Стратегия социально-экономического развития страны до 2010 года. Ханой, 2001.
  3. КПВ: Стратегия социально-экономического развития страны в 2011—2020 гг. // Материалы XI съезда Коммунистической партии Вьетнама. М.: ИДВ, 2011. 192 с.
  4. КПВ: Материалы VIII съезда. Ханой, 1996.
  5. КПВ: Материалы IX съезда. Ханой, 2001.
  6. КПВ: Материалы X съезда (на вьетн. яз.): Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu X. Bao cao cua BCH Trung urong ve phucmg huang, nhiem vu phat trien kinh te-xa hoi 5 nam 2006−2010. Ha Noi: NXB Chinh tri Quoc gia, 2006.
  7. КПВ: Материалы XI съезда (на вьетн. яз.): Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu- XI. Ha Noi: NXB Chinh tri Quoc gia, 2011. 338 p.
  8. Hoi dong Ly luan Trung uong. Doi mai va Phat trien: mot so van de ly luan va thuc tien a Viet Nam. Ha Noi: NXB Chinh tri Quoc gia, 2006. 214 p.
  9. General Statistic Office (GSO). Statistical Yearbook of Vietnam (Tong eue thong ke Viet Nam. Nien Giam Thong Ke) 1984. Ha Noi: NXB Thong ke, 1985.
  10. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 1994. Hanoi: NXB Thong ke, 1996. 436 p.
  11. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 1999. Hanoi: NXB Thong ke, 2000. 438 p.
  12. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 2001. Hanoi: NXB Thong ke, 2002. 598 p.
  13. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 2003. Hanoi: NXB Thong ke, 2004. 698 p.
  14. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 2004. Hanoi: NXB Thong ke, 2005. 778 p.
  15. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 2005. Hanoi: NXB Thong ke, 2006. 738 p.
  16. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 2007. Hanoi: NXB Thong ke, 2008. 830 p.
  17. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 2008. Hanoi: NXB Thong ke, 2009. 819 p.
  18. GSO. Statistical Yearbook of Vietnam 2009. Hanoi: NXB Thong ke, 2010. 832 p.
  19. GSO. Statistical Handbook of Vietnam 2009. Hanoi: NXB Thong ke, 2010. 224 p.
  20. GSO. Statistical Handbook of Vietnam 2010. Hanoi: NXB Thong ke, 2011. 879 p.
  21. GSO. Infrastructure of Vietnam in 10 years of renovation (1985−1995). Hanoi, Statistical Publ. House, 1996. 284 p.
  22. GSO. Population and Housing Census Vietnam 1999: Completed Census Reтт---:. nruA innn ото ~auna. iiaiiui. i ne vjuji i uuiibutab, ?.uuu. p.
  23. GSO. Thirc trang doanh nghiep qua kk qua dieu tra nam 2002, 2003, 2004 va 2005. Ha Noi: NXB Thong кё, 2005. 673 tr.
  24. GSO. Vietnam Household Living Standards Survey 1997−1998. Hanoi, 1999.
  25. GSO. Vietnam Household Living Standards Survey 2002−2003. Hanoi, 2003.
  26. Tong cuc th6ng ke Viet Nam. So lieu th6ng ke CHXHCN Viet Nam 19 861 991. Ha Noi: NXB Thong кё, 1992. 160 c.
  27. Tong cuc thong ke Viet Nam. Dong thai va thirc trang kinh te-xa hoi Viet Nam 10 nam d6i moi (1986−1995). Ha Noi, 1996. 480 c.
  28. Tong cuc thong ke Viet Nam. Tong dieu tra dan so va nha a Viet Nam 1999. Ha Noij 2001.
  29. Tong cuc thong ke Viet Nam. Tinh hinh kinh te-xa hoi nam 2002. Ha Noi, 12.2002. 58 p.
  30. Tong cuc thong ke Viet Nam. Tom tat ket qua dieu tra nong nghiep, nong thon va thuy san 2001. Ha Noi, 2003.
  31. Tong cuc thong ke Viet Nam. Kinh te-xa hoi Viet Nam: 3 nam 2001−2003. Ha Noi, 2004.
  32. Tong cuc thong ke Viet Nam. Ket qua diSu tra тис song ho gia dinh nam 2002. Ha Noi, 2004.
  33. Tong cuc thong кё Viet Nam. Tinh hinh kinh 1ё-ха hoi nam 2004. Ha Noi, 2005.
  34. Tong cuc thong кё Viet Nam. Tinh hinh kinh 1ё-ха hoi thang 6 va 6 thang dau nam 2006. Ha Noi, 2006. 46 p.
  35. General Statistic Office of Vietnam 23.04.2007 www.gso.gov.vn/defaulten.aspx?tabid=491.
  36. General Statistic Office of Vietnam 12.04.2007 www.gso.gov.vn/defaulten.aspx?tabid=472.
  37. Tong cuc thong кё Viet Nam. Tinh hinh kinh te- xa hoi nam 2010 -31.12.2010 http://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=403&idmid=2&ItemID=10 835.
  38. ASEAN Secretariat. Statistics of Foreign Direct Investment in ASEAN: Sixth Edition, 2004. Jakarta, 2005 и за последующие годы — с сайта Секретариата АСЕАН — http://www.aseansec.org/17 215.htm.
  39. Asian Development Bank. Country Economic Review 2000 Socialist Republic of Vietnam. Hanoi, November 2000.
  40. Asian Development Bank. Technical Assistance to SRV for Preparing a Housing Finance Project. Manila, 2002.
  41. Asian Development Bank. Viet Nam 2007−2010. Country strategy and Program. Manila, 2006. 294 p.42
Заполнить форму текущей работой