Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Необходимость и роль государственного кредита

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Краткосрочный валовый внешний долг Беларуси составил на 01.04.2012 г. 14 млрд 533 млн, уменьшившись по сравнению с 1 января текущего года на 3,9%.Долгосрочный за январь-март достиг24,2 млн. увеличившись на 1%.На долю органов государственное управления в структуре валового внешнего долга страны приходилось на 1 апреля 12,7 млрд $, что на 2,5% меньше по сравнению с данными на начало года Долг… Читать ещё >

Необходимость и роль государственного кредита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

Кафедра Мировой экономики и финансов КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Деньги, кредит, банки на тему: Необходимость и роль государственного кредита Студент факультета МЭО и М, ____ курс, группа 1027 зс К. В. Дубаневич Руководитель канд.экон.наук, доцент Л. П. Кисель МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ Введение

1. Сущность, формы и значение государственного кредита

1.1 Понятие государственного кредита и история его возникновения

1.2 Формы и функции государственного кредита

1.3 Структура государственного кредита, его значение

2. Внутренние государственные займы и их анализ

3. Анализ и структура валового внешнего долга Республики Беларусь

4. Проблемы государственного долга и пути их решения Заключение Список использованных источников Приложение А

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование экономики любой страны характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема обновления основных фондов и привлечения инноваций из-за рубежа. В настоящее время в Республике Беларусь внутренние источники инвестирования весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны.

Между тем, в мировой практике кредит обслуживает большинство видов внешнеэкономических связей — внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и т. д. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, как правило, одновременно выступают и в качестве должников, и в качестве кредиторов, привлекая и предоставляя необходимые кредиты.

Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.

Международные рейтинговые агентства относят Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов. В этой связи научное осмысление роли и места международного кредитования в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования иностранного кредитования приобретает для экономики Республики Беларусь особую актуальность.

Однако государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемом на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже — за счет средств фондов, формируемых на заемной основе) государство выступает как кредитор, а другая сторона — как заемщик.

В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий (таких как «Государственный долг» Ю. Я. Вавилова, «Деньги, кредит, банки» Кравцовой Г. И., «Теория финансов» Н. Е. Зайца и М. К. Фисенко, «Финансовое право» Горбуновой О. Н. и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, «Динамика государственного и корпоративного долга» А. С Шабалина, «Международные финансовые механизмы привлечения кредитных ресурсов и актуальность их использования в банковской системе Республики Беларусь» Бородко О. В. и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернете.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов государственного кредитования, анализ состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь.

Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом.

Объектом исследования является кредитование и заимствование.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

— исследование понятия и структуры государственного кредитования;

— изучение форм и функций государственного кредита;

— анализ современного состояния внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;

— выявление путей решения для сокращения государственного долга.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, конкретно-исторический, статистический, описательные методы, а также логический подход к исследованию материала. В настоящем исследовании используются экономические и специально-юридические категории.

Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, четырех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и приложений, характеризующие ход проведения исследования.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

1.1 Понятие государственного кредита и история его возникновения С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов — неналоговых платежей.

Государственный кредит — это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже — заимствованных) средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор.

Особенность государственного кредита как финансового явления состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов, как капитала создаст условия для погашения кредита и уплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости.

Более наглядно систему источников государственного кредита можно увидеть на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Система источников государственных финансов Когда речь идет о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования. Государственный кредит, появление и существование которого связано с функционированием политической надстройки общества, формированием в ее распоряжении дополнительных финансовых ресурсов и движением бюджетных средств, выражает собой специфическую часть финансовых отношений.

Государственный кредит определяется характером экономического строя общества. В рабовладельческом обществе и при феодализме Государственный кредит существовал в форме займов, принимавших часто принудительный характер. В них переплетались элементы налога и займа. Полученные таким образом средства шли в основном на покрытие военных и др. чрезвычайных расходов.

Характерные черты государственного кредита:

во-первых, в качестве одного из субъектов кредитных правоотношений обязательно выступает государство, вне зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств (внешней или внутренней);

во-вторых, данный способ привлечения денежных средств осуществляется на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера использования.

Принцип возвратности, срочности и платности подразумевает обязанность заемщика вернуть в точно установленный срок сумму основного долга и выплатить проценты в установленной сумме за пользование кредитом.

Принцип обеспеченности подразумевает наличие у заемщика права защиты своих интересов, недопущения убытков ввиду неплатежеспособности заемщика. При образовании государственного долга выражается, помимо предусмотренных соглашением штрафных санкций, в том, что в качестве объекта залога может выступать государственное имущество. При осуществлении займов из внешних источников, и в частности при получении кредитов от МВФ в качестве залога выступают необходимые части государственного валютного фонда.

Принцип целевого характера использования находит свое выражение в определенном объекте кредитования — покрытие дефицита государственного бюджета. Что же касается международного государственного кредита, иногда именуемого внешним государственным кредитом, то хотелось бы выделить такую характерную черту данной формы заимствования как обязательное наличие в кредитных отношениях, возникающих по данному поводу иностранного субъекта (государства, юридического лица, международной финансовой организации и т. д.).

В соответствии с вышеизложенным представляется целесообразным определить государственный кредит как совокупность общественных отношений, возникающих по поводу предоставления и привлечения денежных средств соответственно из и в государственный бюджет. А в зависимости от сферы размещения государством своих финансовых требований и обязательств, возникающих из кредитных отношений, подразделить государственный кредит на внутригосударственный и внешний.

В качестве обязательного субъекта данных отношений будет выступать государство. Эти отношения будут носить властно-имущественный характер, возникать по поводу мобилизации, распределения и использования государственного бюджета, а их возникновение и прекращение будет сопровождаться нормативным актом. То есть, природа данных отношений, безусловно, финансово-правовая.

Государственный кредит зародился в 16 — 18 вв. вначале в Голландии и Великобритании, а затем и в др. государствах. С возникновением мирового рынка получил развитие международный Государственный кредит, явившийся, как показал К. Маркс, наряду с внутренним Государственный кредит одним из самых сильных рычагов первоначального накопления капитала. При капитализме Государственный кредит выступает главным образом в виде займов, а также краткосрочных казначейских обязательств, использования вкладов населения в сберкассы, помещаемых последними в государственные ценные бумаги (непосредственно или через банк).

Государственный кредит — одна из форм движения ссудного капитала. В отличие от других форм капиталистического кредита, связанных в той или иной степени с процессами производства и реализации товаров, государственный кредит служит средством привлечения денежных ресурсов главным образом на непроизводительные цели: на военные расходы государства, содержание административно-полицейского аппарата, а также на прямое и косвенное субсидирование капиталистов. Поэтому прямыми следствиями развития государственного кредита являются рост государственного долга и раздувание размеров фиктивного капитала (в виде облигаций государственных займов и купонов к ним, краткосрочных казначейских векселей и др. кредитных документов). Государственный кредит способствует обогащению буржуазии. Свободные денежные капиталы, лежащие без употребления у банкиров, находят выгодную сферу приложения в виде государственных займов, которые дают высокие гарантированные доходы. Источником средств для погашения государственных займов и уплаты процентов, как и для всех др. расходов государства при капитализме, служат прямые и косвенные налоги, которые тяжёлым бременем ложатся на широкие массы трудящихся, В период общего кризиса капитализма государственный кредит становится органической частью финансовых систем буржуазного государства, используемых для прямого финансирования капиталистических монополий и обеспечения им наивысших прибылей за счёт трудящихся, мелкой и даже средней буржуазии. Причём для современных капиталистических государств характерно использование государственного кредита для финансирования расходов хронически дефицитных государственных бюджетов, обусловливаемых милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн.

Государственный кредит — одно из проявлений паразитизма капитализма, выражающегося в росте непроизводительного потребления и увеличении числа рантье, живущих на доходы от ценных бумаг. В период общего кризиса капитализма быстро растут внешние долги, используемые империалистическими странами-кредиторами для усиления своего экономического и политического господства в странах-должниках].

В освободившихся от колониальной зависимости странах — Индии, Бирме, АРЕ, Ираке и другие, часть средств, мобилизуемых с помощью государственного кредита направляется на финансирование развития промышленности, транспорта, на укрепление экономической самостоятельности и политической независимости этих стран. Империалистические государства, стремясь навязать этим странам свою волю и восстановить своё былое господство, используют международный государственный кредит. Социалистические страны в целях оказания финансовой помощи развивающимся государствам предоставляют им долгосрочные кредиты, которые выдаются на льготных условиях сроком на 8—12 и более лет, из расчёта 2—2,5% годовых (что, как правило, ниже процентных ставок по кредитам капиталистических стран) и погашаются поставками товаров традиционного экспорта развивающихся стран (без золота и твёрдых валют). Кредитная помощь оказывается этим странам в первую очередь для создания отечественной промышленности, развитие и укрепление национальной экономики и подготовку национальных кадров специалистов. Сумма долгосрочных кредитов стран — членов СЭВ этим государствам к началу 1968 превысила 8 млрд руб., из них СССР — 4,5 млрд руб.

При социализме государственный кредит используется государством как один из методов мобилизации временно свободных денежных средств предприятий и сбережений населения на общегосударственные нужды. Производительный и общественно полезный характер использования этих средств — одно из коренных отличий социалистического государственного кредита от капиталистического.

Способствуя росту общественного производства, государственный кредит выступает как средство увеличения денежных доходов населения. Привлекаемые с помощью государственного кредита средства используются на расширение социалистического производства, что позволяет государству выплачивать держателям облигаций государственных займов определенный доход в виде выигрышей и погашать свою задолженность. Советское государство, строившее социалистическое общество в капиталистическом окружении, в годы первых пятилеток (1929;40), а также в годы Великой Отечественной войны 1941;45 и послевоенного восстановления народного хозяйства использовало Государственный кредит как важный дополнительный источник средств. В условиях, когда накопления социалистического хозяйства обеспечили удовлетворение почти всех потребностей государства в денежных средствах, Советское государство отказалось (в 1957) от использования займов, размещаемых по подписке среди населения, и использовало в качестве ресурсов Государственный кредит как ежегодный прирост вкладов в сберкассы, а также свободно обращающийся государственный 3%-ный внутренний выигрышный заём, выпущенный в 1966 сроком на 20 лет. Опыт организации советского Государственного кредита используется другими социалистическими странами. Важную роль в развитии государственного кредита в этих странах играют их экономическое сотрудничество и помощь СССР, в том числе помощь кредитная, оказываемая как в форме займов, таки путём поставок товаров, оборудования и оказания различных услуг на условиях кредита. Общая сумма кредитов СССР другими социалистическим странам (к 1968) составляла примерно 10 млрд руб.

1.2 Формы и функции государственного кредита государственный кредит долг внешний В соответствии с характером операций (в их современном, развернутом виде) государственные кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов (рисунок 1.2)

Рисунок 1.2 — Формы государственного кредита

Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока — и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

Государственные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Для обоснования неправомерности такой постановки вопроса обратимся к анализу содержания гарантийных операций. Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов. Государство гарантирует не только погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет в полной мере финансовую ответственность в случае неплатежеспособности заемщика.

Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств и внешних заимствований хозяйствующим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. по срокам действия долговые обязательства могут носить:

— краткосрочный характер (до 1 года);

— среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);

— долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РБ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа.

2. по праву эмиссии они делятся на:

— выпускаемые центральным правительством;

— выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

3. по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

— только среди населения;

— только среди юридических лиц;

— как среди юридических лиц, так и среди населения;

4. по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

— процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

— выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышны;

— беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

5. по методам размещения делятся на:

— добровольные;

— размещаемые по подписке;

— принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

6. по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником покрытия бюджетного дефицита.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Кредит также используется в сфере межбюджетных отношений.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление кредита оформляется кредитным договором.

Условиями кредитного договора непременно являются:

— погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;

— обеспеченность кредита;

— размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

В настоящее время масштабы прямого государственного кредитования стали незначительными в связи с развитием деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Государственные кредиты предоставляются в основном развивающимся странам (на льготных условиях). Для беднейших стран, не имеющих возможности привлекать частные инвестиции, они до сих пор остаются важным источником внешнего финансирования.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

1.3 Структура государственного кредита, его значение Государственный кредит — самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредитважная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

По мнению Ю. С Крупнова, государственный кредит — «…одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заёмщика; аккумуляция свободных денежных средств населения и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заём ресурсов); возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях».

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В международных экономических отношениях государство выступает в роли, как заемщика, так и кредитора. В системе государственно-кредитных отношений есть понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

По мнению Н. Е. Зайца, «…государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости ВВП. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд».

Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов:

· кем являются кредитополучатель и кредитор;

· причинами, по которым государство мобилизует средства;

· местом получения кредита;

· формой оформления кредита;

· методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;

· сроками погашения государством своих обязательств;

· степенью риска кредитора и кредитополучателя.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительны финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде.

Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. То в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.

В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства — подписка на государственные займы).

Но оценивая значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизованные с его помощью средства есть взятыми заведомо налогами. Необходимость погашения государственного долга требует поиска дополнительных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не использовать новые займы) только с помощью налогов. К тому же погашение долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от более производительного их использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения.

ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ И ИХ АНАЛИЗ Займы в настоящее время остаются одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны. Государственный заем, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, заем играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Особое значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг.

В современный период, когда у Республики Беларусь сохраняется значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление. Однако названная система не лишена недостатков в финансово-правовом аспекте. Все это придает особую значимость правовой оценке названной проблемы.

Право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь. От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь. Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов. Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь. Объем государственных заимствований не должен превышать объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.

Осуществление заимствований местными бюджетами допускается только в формах бюджетных кредитов из вышестоящих бюджетов и займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг. Предоставление банками кредитов местным исполнительным и распорядительным органам не допускается.

Государственные займы представляют собой форму добровольного привлечения во временное пользование государства денежных средств населения с обязательством возврата их в установленные сроки и уплаты владельцам облигаций займа определённого дохода.

Общая сумма обязательств государства по займам называется государственным долгом.

Государственные займы бывают внутренние и внешние.

Внутренний государственный заем образует суммарные денежные обязательства Правительства перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Виды внутренних государственных займов:

1. Займы Правительства у Национального Банка;

2. Выпуск государственных ценных бумаг;

3. Вклады населения в АСБ «Беларусбанк».

Учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов.

Государственный займ является важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, целями займов являются:

1. пополнение валютных резервов Республики Беларусь;

2. решение острых социальных и экономических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий;

3. реализация инвестиционных проектов и государственных программ;

4. поддержка экономических реформ;

5. импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критических положений в обеспечении ими республики.

Рост внутреннего долга особенно опасен для стран с низким уровнем дохода, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обеспечивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.

Введение

специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это мажет привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению расходов путем секвестирования. Секвистирование — равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета.

Что касается государственного внутреннего долга Республики Беларусь, то он сопоставим по своим размерам с внешним долгом Республики Беларусь. Однако обслуживание внутреннего долга, почти в три раза превышает обслуживание внешнего долга.

Таким образом, можно сделать вывод, что опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т. е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги. Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем: а) снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из

производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга; б) перераспределяется доход от частного сектора к государственному; в) усиливается неравенство в доходах; г) рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны; д) необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов; е) создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде; ж) возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния; з) выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж; и) может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И СТРУКТУРА ВАЛОВОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Валовой внешний долг Республики Беларусь представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и ничем не обусловленных обязательств резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и (или) процентов кредиторам.

Валовой внешний долг Республики Беларусь включает все обязательства перед нерезидентами, классифицированные в соответствии с Руководством по платежному балансу по типу финансового инструмента. В классификации финансовых инструментов выделяются следующие категории:

— долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования;

— ценные бумаги (за исключением акций);

— торговые кредиты;

— кредиты и займы;

— счета и депозиты, другие долговые обязательства.

В состав валового внешнего долга не входят:

— акции и другие формы участия в капитале, поскольку они не предусматривают выплату основного долга;

— производные финансовые инструменты (форвардные контракты и опционы исключаются по той же причине, что и акции и другие формы участия в капитале, поскольку по производным финансовым инструментам не предоставляется сумма основного долга и не начисляются проценты).

Валовой внешний долг формируется с выделением следующих секторов экономики:

1. сектора органов государственного управления,

2. сектора органов денежно-кредитного регулирования, банковского сектора и других секторов.

Сектор органов государственного управления включает все республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы и иные государственные органы, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Сектор органов денежно-кредитного регулирования включает органы, владеющие и управляющие международными резервами государства и, как правило, осуществляющие денежную эмиссию. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк.

Банковский сектор включает банки Республики Беларусь и небанковские кредитно-финансовые организации.

Другие секторы включают физические и юридические лица (их структурные подразделения), не указанные в определениях вышеперечисленных секторов.

В классификации обязательств по финансовым инструментам выделяются следующие категории: долговые ценные бумаги, ссуды, торговые кредиты, другие долговые обязательства. Межфирменные кредиты между единицами, состоящими в отношениях прямого инвестирования, отражаются отдельно. Другие долговые обязательства и межфирменные кредиты непосредственно подразделяются на просроченную задолженность и прочие.

Целью управления валовым внешним долгом является поддержание его на безопасном для страны уровне, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами, формирование положительной кредитной истории страны, обеспечение ее инвестиционной привлекательности.

Основными условиями достижения цели являются:

— сбалансированное экономическое развитие и минимизация диспропорций в экономике за счет соответствия темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса;

— стабилизация внешнеторговой позиции;

— привлечение прямых иностранных инвестиций, наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;

— поддержание жестких бюджетных ограничений, формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов.

Основные задачи Республики Беларусь для достижения цели:

— осуществление системного анализа и контроля за состоянием валового внешнего долга и его составляющих;

— организация эффективного взаимодействия органов государственного управления по системному учету валового внешнего долга;

— формирование и корректировка системы пороговых значений индикаторов экономической безопасности в сфере внешних заимствований;

— внесение предложений о своевременной и скоординированной корректировке макроэкономической политики, направленной на недопущение превышения пороговых показателей;

— создание и совершенствование эффективной системы управления валовым внешним долгом, направленной на оптимизацию стоимости привлечения, сглаживание графика выплат, минимизацию рисков, возникающих при привлечении внешних заимствований.

Принципами управления валовым внешним долгом Республики Беларусь являются:

— гласность;

— комплексный подход к решению задач управления валовым внешним долгом;

— разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач управления валовым внешним долгом;

— оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации источников возникновения рисков.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412−3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Регулирование валового внешнего долга осуществляется Национальным банком при помощи инструментов валютного, монетарного регулирования и механизмов регулирования деятельности банков.

Косвенное регулирование уровня внешнего долга банков осуществляется через инструменты валютного контроля и регулирования ликвидности банков, процентную политику, установление нормативов безопасного функционирования и управление рисками.

Указанные меры Национального банка в совокупности с разработкой (в случае необходимости пересмотром) Основных направлений денежно-кредитной политики позволяют своевременно выявлять и минимизировать риски банков, связанные с внешними заимствованиями;

Министерством финансов посредством осуществления учета и операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, осуществления учета и операций по внешним займам, привлеченным под гарантию Правительства Республики Беларусь, а также посредством согласования внешних займов местными исполнительными и распорядительными органами.

Управление внешним долгом органов государственного управления осуществляется путем разработки (в случае необходимости корректировки) проекта закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год; Министерством экономики посредством создания условий (включая формирование нормативного правового поля), реализации комплекса экономических инструментов, формирующих структуру побудительных мотивов, обеспечивающих поддержание дисциплины заемщиков и оказывающих влияние на стимулы по осуществлению внешних заимствований, позволяющих оптимизировать структуру и размер внешнего долга других секторов экономики.

Регулирование валового внешнего долга должно осуществляться с учетом того, что его рост является следствием недостаточного притока прямых иностранных инвестиций для финансирования складывающегося в Республике Беларусь дефицита счета текущих операций. Таким образом, регулирование внешних заимствований государственными органами должно также предусматривать мероприятия, следствием которых является сокращение отрицательного сальдо внешней торговли, а также приток инвестиций, не связанных с долговыми заимствованиями. В первую очередь к ним относятся меры, направленные на поддержание и развитие экспорта, мероприятия по импортозамещению, а также созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в целях притока прямых иностранных инвестиций.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Проблема внешнего долга стала крайне актуальной после глобального экономического кризиса, преодоление которого во многих странах сопровождалось значительным наращиванием внешнего долга. Последствия этого вылились в сложное экономическое положение многих европейских стран, включая Грецию, Италию, Испанию, Португалию, Великобританию, которые вынуждены урезать государственные расходы в ущерб благосостоянию населения и долгосрочному росту, чтобы не допустить долгового кризиса, грозящего новой волной мировой рецессии. К тому же кризис значительно изменил структуру мировой экономики, лишив ее основ роста, действовавших до кризиса. В таких условиях с учетом выросшей осторожности инвесторов уровень допустимого с точки зрения финансовой устойчивости внешнего долга стран с развивающейся экономикой значительно снизился.

Беларусь долгие годы сохраняла уровень внешней задолженности существенно ниже этого порогового значения. Однако ситуация начала меняться в 2007 г., когда Беларусь обратилась за межправительственным кредитом России. С тех пор валовой внешний долг Беларуси вырос в разы и к концу 2010 г. превысил 50% от ВВП (см. рис. 2.1). На фоне резкого обесценивания белорусского рубля в 2011 г., уровень долга, номинированного в иностранной валюте, вырос до 62.3% от ВВП. Такие высокие темпы роста внешней задолженности делают актуальной проблему ее устойчивости.

Рисунок 2.1. — Динамика валового внешнего долга и дефицита текущего счета.

Ключевым показателем устойчивости валового внешнего долга является его соотношение с ВВП. В Беларуси оно в 2011 г. превысило пороговое значение в 55%, установленное концепцией национальной безопасности. По прогнозу МВФ валовой внешний долг Беларуси к 2016 г. может превысить 85%. Это существенно выше официально установленного предельного уровня валового внешнего долга и общепринятого критического уровня в 60% от ВВП, что свидетельствует о наличии угрозы устойчивости внешнего долга Беларуси в среднесрочной перспективе.

Краткосрочный валовый внешний долг Беларуси составил на 01.04.2012 г. 14 млрд 533 млн, уменьшившись по сравнению с 1 января текущего года на 3,9%.Долгосрочный за январь-март достиг24,2 млн. увеличившись на 1%.На долю органов государственное управления в структуре валового внешнего долга страны приходилось на 1 апреля 12,7 млрд $, что на 2,5% меньше по сравнению с данными на начало года Долг органов денежно-кредитного регулирования за первый квартал уменьшился на 10% до 1,17 млрд $.Внешние долговые обязательства банков за январь-март сократились до 8,2 млрд $, или на 0,3%.Что касается нефинансового сектора экономики, то его долговое обязательство перед нерезидентами за первый квартал увеличился на 0,4%до 15 млрд $.Долговая задолженность белорусских компаний перед прямыми инвесторами за январь-март выросла до 1,66 млрд $, илина 4,5%.Обслуживание валового внешнего долга Беларуси в 1 квартале 2014 года обошлось в 2,6 млрд $, что составляет 16,8% ВВП. При этом платежи по основному долгу составили 2,2млрд, платежи по процентам-404,6 млрд $.Валовый внешний долг Беларуси за первый квартал 2014 года уменьшился на 0,9% и на 1 апреля составил 38млрд 757,6 млн.

Валовый внешний долг Беларуси представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств резидентов страны перед нерезидентами, которые требуют выплаты основного долга или процентов дебиторам в будущий период времени. Валовый внешний долг включает в себя долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики.

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Дефицит государственного бюджета и государственный долг являются одной из проблем многих государств в мире. Однако в Республики Беларусь это проблема на взгляд автора не так остра, так как в последнее время дефицит государственного бюджета незначителен и при разумной фискальной политики и других экономических преобразованиях можно добиться того, чтобы дефицит государственного бюджета сократился еще больше или вовсе отсутствовал, либо доходы превышали расходы (то есть был профицит). Тогда можно будет полностью рассчитаться по долгам, которые брала Республика Беларусь у других стран, либо у своих резидентов.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей.

Традиционный путь — выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.

Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т. е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам — региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

По мнению автора курсовой работы добиться равенства доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь, либо вовсе превосходства доходов над расходами (то есть профицита) можно осуществляя следующие мероприятия:

Произвести реформы в налоговой системе:

В настоящее время в Республики Беларусь имеется сложный механизм взимания налогов, при расчете их один вытекает из второго и легко можно ошибиться, что повлечет крупные штрафные санкции и неблагоприятно скажется на деятельности предприятия или предпринимателей. Необходимо сделать как можно проще процесс изъятия налогов у предприятий или предпринимателей. Это уменьшит долю ошибок при их расчете;

Сократить налог на прибыль и доходы (в размере от 10 до 20%). Это вызовет рост материальной заинтересованности у предприятий или предпринимателей, а также увеличатся собственные источники для развития производства;

Ужесточить меры за неуплату налогов в виде очень больших штрафных санкций, вплоть до уголовной ответственности, как это предусмотрено в ряде развитых стран. При одновременном снижении налогов и ужесточения ответственности за неуплату их предприятиям или предпринимателям не будет смысла скрывать свое доходы и тем самым они будут указывать достоверные данные, что по мнению автора курсовой работы увеличит поступления в государственный бюджет.

А также:

Провести реформу в вооруженных силах Республики Беларусь. По мнению автора курсовой работы, необходимо сократить срок службы с 1 года до 6 месяцев, это достаточно, чтобы получить необходимые военные навыки. Это сокращение срока службы значительно уменьшит расходы на оборону страны, а тем самым и расходы государственного бюджета Республики Беларусь. Можно также в целях безопасности подписать ряд соглашений с Российской Федерацией о размещении ее вооруженных сил на территории Республики Беларусь.

Провести продажу объектов незавершенного строительства.

Прекратить дотацию убыточных и малорентабельных предприятий (в особенности колхозов).

Необходимо развитие сферы платных услуг (медицина, образование и т. д.), это позволит повысить качество оказания эти услуг и значительно повлияет на поступления в государственный бюджет дополнительных средств.

Уменьшить численность государственного аппарата и расходы связанные с ним.

Сократить количество правоохранительных органов, так как существующий штат органов правопорядка (который значительно больше чем в высокоразвитых странах) не сокращает количества преступлений на территории Республики Беларусь.

Осуществить разумную приватизацию объектов государственной собственности.

Поощрять частное предпринимательства, что в последствии даст значительные поступления в государственный бюджет.

Республике Беларусь следует активно развивать отношения с такими международными финансовыми организациями, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.

Сотрудничество со Всемирным банком целесообразно вести по социально значимым проектам. Особую значимость для Республики Беларусь представляют работы по реабилитации зоны, пострадавшей от аварии на ЧАЭС.

Техническая помощь Всемирного банка может быть оказана по таким направлениям, как поддержка и развитие сельских территорий; улучшение экологической ситуации, среды проживания и мест работы населения, пострадавшего от чернобыльской катастрофы; повышение качества радиационного контроля и мониторинга путем обновления лабораторного оборудования; сертификация продукции.

Республика Беларусь заинтересована в расширении сотрудничества с учреждениями группы Всемирного банка (МФК, МАГИ, Консультативной службой по иностранным инвестициям), включая осуществление анализа инвестиционного климата Республики Беларусь с выработкой конкретных рекомендаций по его улучшению.

Большое значение для дальнейшего экономического развития Республики Беларусь имеет взаимодействие с ЕБРР.

Альтернативой распространенному в Республике Беларусь привлечению денежных ресурсов в виде кредитов может стать размещение на внешних рынках облигационных займов предприятий. Пока широко практикуемые всеми странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии) облигационные заимствования на зарубежных финансовых рынках в Республике Беларусь по разным причинам не имели места.

Использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы открыть широкие возможности по привлечению заемных средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.

C учетом данных мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь и фактических данных о валовом внешнем долге должны осуществляться прогнозирование валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики и его анализ на предмет соответствия установленным критериям безопасности.

Таким образом, реализация вышеперечисленных предложений позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать объем валового внешнего долга и его составляющих по мере развития соответствующего инструментария, внутреннего финансового рынка и накопления кредитной истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе было проанализировано понятие и виды государственного кредита, состояние внешнего и внутреннего государственного долга в Республике Беларусь за последние несколько лет, а также внесены предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.

В работе показаны основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга и отражены основные черты этих проблем применительно к белорусским условиям.

Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам — своим и иностранным, правительствам других стран.

Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности в последние десятилетия привели к перераспределению источников доходов, в т. ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой — эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Итак, государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития. Он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

1)наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2)дефицит государственного бюджета;

3)усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны — ВВП, экспорт, импорт, инвестиции в основной капитал, индексы цен и т. д. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.

В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.

Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическом смысле, — покрытие дефицита бюджета. Давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета, чем эмиссия денежных знаков. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.

Развертыванию иностранных кредитных линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных линий будут способствовать:

— Обновление законодательства, регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

— Законодательно закрепленное расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете предприятия-заемщика и т. п.;

— Развитие страховой и гарантийной инфраструктуры в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Кроме государственного страхования, в республике существует коммерческое, которые оказывают международные страховые услуги. Главными проблемами этих компаний являются недостаточность валютно-финансового потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а также неразвитость связей с другими страховыми компаниями;

— Принятие в среднесрочной и долгосрочной перспективе концепции реформы в области кредита и страхования в сфере внешней торговли. Следует, прежде всего, расширить возможности получения предприятиями экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с реализацией проектов иностранных кредитных линий (и не только с ними), а также возможности получения кредитов теми предприятиями, которые для освоения средств иностранных кредитных линий нуждаются в дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных линий не осваиваются в срок по причине отсутствия кредитной поддержки на строительную часть проекта).

— Разработка вариантов пилотных проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со 100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного капитала при создании банка с участием иностранного капитала.

— Создание Инвестиционного банка Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ. Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом институциональном сегменте;

— Продолжение работ по вступлению республики в ВТО (особенно по разделу ГАТС — услуг и информации), что должно способствовать проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том числе рынки услуг информации), снятию обширных демпинговых ограничений, а также укреплению международных позиций республики и повышению интереса и доверия к ней иностранных инвесторов. Подобная работа должна осуществляться на уровне двусторонних правительственных соглашений;

В республике давно назрела необходимость формирования международной информационной системы в области рынка технологий и продуктов (возможно, в рамках международного инвестиционного проекта).

Осуществление этих мероприятий обеспечит дальнейшее повышение роли государственного кредита в развитии национальной экономики.

1. Бородко, О. В. Международные финансовые механизмы привлечения внешних кредитных ресурсов и актуальность их использования в банковской системе Республики Беларусь / О. В. Бородко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь / О. В. Бородко. — 2007. — № 9. — С.44−48.

2. Вавилов Ю. Я. Государственный долг. Учебное пособие для вузов. — Изд. 3-е, перераб. и дополн. — Москва.: Перспектива, 2007; 256 с.

3. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов — 2011 год. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004 — 2010 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Quaterly/ - Дата доступа: 03.05.2014 г.

5. Дубовец, В. Г. Внешнеэкономические связи: учеб.-метод. пособие для вузов / В. Г. Дубовец, И. А. Полякова, Н. А. Чернавина. — Витебск: ВГАВМ, 2004. — 31 с.

6. И. Д. Злобин. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

7. Каджаева, М. Р. Банковские операции [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / М. Р. Каджаева, С. В. Дубровская. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.

8. Кравцова, Г. И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для вузов / Г. И. Кравцова. — Минск: Мисанта, 1997. — 436 с

9. Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки: учебник [Текст]: кол. авторов; под ред. О. И. Лаврушина — 6-е изд., стер. — М. КНОРУС, 2007.-560 с.

10. О бюджете Республики Беларусь на 2012 год: Закон Республики Беларусь от 29 ноября 2009 г. № 73-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2010. — № 189. — С. 20−72.

11. Поляк, Г. Б. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст]: учебник для вузов/под ред. проф. Г. Б. Поляка. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 512 с.

12. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. — Минск: БГЭУ, 2005. — 351 с.

13. Финансовое право: Учебник/Под ред. проф. О. Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 1996. — 400 с.

14. Фисенко, М. К. Финансовая система Республики Беларусь: учебное пособие / М. К. Фисенко. — Минск Современная школа, 2008. — 178 с.

15. Шабалин, А. С. Динамика государственного и корпоративного долга / А. С. Шабалин // Экономист. — 2004. — № 9. — С. 50—58.

ПРИЛОЖЕНИЕ, А Таблица 2.1 — Валовой внешний долг Республики Беларусь за 20 011- 2014 гг., млн. долларов США

Показатели

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

Изменение Показателя за 2013 год.

Изменение Показателя за 4 квартал 2014 г.

Валовой внешний долг Республики Беларусь

28 401,1

34 028,4

37 098,1

39 124,3

5 358,3

2 026,2

Краткосрочный

12 684,9

14 449,8

15,180,6

15 180,8

2 371,9

1 142,8

Долгосрочный

15 716,2

19 578,6

23 060,1

23 943,5

2 986,4

883,4

Органы гос.

управления*

10 057,9

12 351,0

12 894,0

13 006,8

438,2

112,8

Долгосрочный*

10 057,9

12 351,0

12 568,6

12 566,8

— 1,8

— 327,0

Долговые ценные бумаги

1 230,1

2 022,3

1 803,3

1 802,8

— 0,5

— 1,4

Кредиты и займы

8 260,1

9 762,7

10 198,7

10 196,3

2,4

— 328,2

Другие долговые обязательства

567,7

566,0

566,6

567,7

1,1

2,2

Органы денежно-кредитного регулирования

1 855,3

1 529,7

726,1

1 299,5

860,6

573,4

Краткосрочный

1 267,1

1 195,6

552,5

799,2

586,6

246,7

Кредиты и займы

146,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Счета и депозиты

1 120,8

1 195,6

552,5

799,2

— 284,1

106,67

Другие долговые обязательства

0,0

0,0

0,0

0,0

0,00

;

Прочее

0,0

0,0

0,0

0,0

0,00

;

Долгосрочный*

588,2

334,1

173,6

500,3

274,0

326,7

Кредиты и займы

588,2

141,7

6,2

500,3

492,4

494,1

Счета и депозиты

0,0

192,4

167,4

0,0

— 218,4

— 167,4

Банки

5 752,1

6 077,4

7 947,0

8 214,4

2 007,5

267,4

Краткосрочный

2 677,0

2 053,7

3 169,1

3 109,9

466,8

— 59,2

Долговые ценные бумаги

6,1

7,2

3,5

3,5

0,0

0,0

Кредиты и займы

2 246,1

1 772,4

2 473,2

2 740,4

750,9

267,2

Счета и депозиты

212,9

223,7

680,5

348,5

— 284,1

— 332,0

Другие долговые обязательства

211,9

50,4

11,9

17,5

0,0

5,6

Прочее

211,9

50,4

11,9

17,5

0,0

5,6

Долгосрочный

3 075,1

4 023,7

5 214,6

5 577,1

1 173,5

557,3

Долговые ценные бумаги

15,9

78,1

0,0

6,9

6,9

6,9

Кредиты и займы

2 767,1

3 474,2

4 520,8

4 680,8

1 468,3

160,0

Счета и депозиты

292,1

471,4

199,2

381,1

121,8

181,9

Другие секторы

9 910,1

13 064,3

14 063,8

15 009,2

1 634,9

945,4

Краткосрочный

7 915,1

10 194,5

8 849,2

9 237,3

461,4

388,1

Долговые ценные бумаги

0,0

1,4

0,0

1,4

— 0,7

— 3,1

Кредиты и займы

493,5

1 533,4

493,5

1 533,4

399,7

139,9

Торговые кредиты

6 788,6

8 050,9

6 788,6

8 050,9

— 198,7

123,9

Другие долговые обязательства

633,0

608,8

633,0

608,8

97,44

96,18

Просроченная задолженность

633,0

608,8

633,0

608,8

261,1

127,4

Долгосрочный

1 995,0

2 869,8

1 995,0

2 869,8

179,12

143,85

Кредиты и займы

1 995,0

2 869,8

1 995,0

2 869,8

179,12

143,85

Прямые инвестиции: межфирменное кредитование

825,7

1 006,0

825,7

1 006,0

417,1

127,2

Задолженность прямым инвесторам

825,7

1 006,0

825,7

1 006,0

417,1

127,2

Просроченная задолженность

3,2

5,4

3,2

5,4

1,9

— 0,2

Прочее

822,5

1 000,6

822,5

1 000,6

141,83

127,4

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой