Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эволюция социально-политического положения российской диаспоры в странах СНГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не последнее место в ряду причин, порождающих «вынужденное j спокойствие» представителей русскоязычной диаспоры, занимало неприятие большинством из них политического курса тогдашнего российского, г — > руководства и. особенно, безразличия к судьбамсоотечественников в' ближнем зарубежье. Согласно опроса, проведенного среди членов русской общины северных областей Казахстана в 1993;94 гг., 74… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Политика «материнского» государства как фактор стабильности социально-политического положения диаспоры
    • 1. Понятие российской диаспоры и концептуальная сущность диаспоральной политики России
    • 2. Правовая основа российской диаспоральной политики
    • 3. Влияние государственной политики России на социально-политическое положение соотечественников в странах СНГ
  • Глава II. Социальное положение российской диаспоры в контексте перемен в странах СНГ
    • 1. Изменение общих социальных характеристик российской диаспоры в странах СНГ
    • 2. Динамика социальных показателей свободы и самобытного развития российской диаспоры в странах СНГ
    • 3. Положение русского языка в странах СНГ как фактор самобытного развития российской диаспоры
  • Глава III. Место и роль российских соотечественников в политическом пространстве стран СНГ
  • Российская диаспора и процесс формирования наций постсоветских независимых государств
    • 2. Инкорпорированность российской диаспоры в политические процессы стран СНГ
    • 3. Консолидация российской диаспоры в странах СНГ

Эволюция социально-политического положения российской диаспоры в странах СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развал СССР пагубно отразился на состоянии экономического и социально-политического сотрудничества между бывшими союзными республиками, что привело, в свою очередь, к возникновению на постсоветском пространстве разнополярных сил, ориентирующихся на различные мировые центры политического влияния. В непосредственном окружении России появились независимые государства, понимание институциональных черт нового миропорядка которых далеко не всегда совпадает с принципами национальной безопасности и интересами Российской Федерации.

Помимо прямых экономических и политических отношений, Россия располагает важным инструментом влияния на политику стран СНГ, создания постсоветского интеграционного механизма — российской диаспорой в ПНГ1. Российская диаспора является важнейшим фактором, участвующим в процессе суверенизации стран — участниц Содружества, выстраивания нового миропорядка.

В силу известных причин за пределами исторической родины оказались каждый пятый этнический русский (20−25 млн. человек), татары, удмурты, чуваши, мордва, дагестанцы и т. д.

Постсоветское социально-политическое положение российской диаспоры в бывших союзных республиках отличается (от периода существования СССР) новыми чертами, обусловленными внутренней политикой государств ее пребывания. Деструктивное содержание этой политики имеет страновые особенности и разную степень проявления, что, в свою очередь, отражается на социально-политической и миграционной активности российских соотечественников. При этом можно выделить ряд общих тенденций трансформации сферы межэтнических отношений, так или иначе влияющих на внутриполитические процессы в постсоветских государствах: • неинституализированное состояние российской диаспоры;

1 ПНГ — постсоветские независимые государства.

• доминирование этнической идентификации над ее другими видами и утверждение приоритетности истории и культуры коренного населения в.

Ф выстраиваемой государственной идеологии;

• акцент в государственном строительстве на приоритетной роли коренного этноса и непропорциональное представительство этнических меньшинств в органах управления;

• сужение функционального пространства русского языка:

1) форсированное внедрение в обиход языка коренного этноса вне учета социолингвистической ситуации и общественного мнения прочих этнических групп;

2) перевод делопроизводства на государственный язык без дублирования % его на русском языке;

3) уменьшение часов на изучение русского языка и литературы в" ^ школьных программах, ограничивающее возможности выпускников для поступления в российские вузы;

• изменение традиций социально-политической общности: *.

1) переименования административных единиц, населенных пунктов, географических названий, личных имен- ?

2) пересмотр истории единства и многовекового общения с Россией и российским народомф • политизация национальных СМИ, взявших на себя роль защитников интересов коренного этноса;

• использование этнического фактора в политических целях (например, во время выборной компании).

Перечисленные тенденции делают положение соотечественников даже в относительно благополучных странах СНГ неопределенным, а социально-психологическое состояние — дискомфортным.

Социально-политическое положение российской диаспоры стран СНГ, ф определяющее конструктивность ее политической ориентации, одинаково весомо отражается как на внутригосударственной стабильности, так и на формировании благоприятного внешнеполитического климата.

Социальные катаклизмы и межнациональные конфликты, грозящие поставить под вопрос саму государственность обретших суверенитет бывших советских республик, приобрели характер, определяющий судьбу не только региональных, но и глобальных процессов на постсоветском пространстве. К сожалению, опасность социальных взрывов в государствах Содружествареальность, которую не удалось преодолеть и сегодня. Последний примеручастие российской диаспоры в политическом противостоянии на Украине.

Вопреки логике, генерирующей деструктивные явления в социальной сфере (прежде всего, нежелание учитывать интересы и потребности многонационального населения), серьезных потрясений удалось избежать многонациональному, социально и конфессионально неоднородному^ У.

Казахстану. Конфликтных ситуаций во многом удалось предотвратить благодаря верной политике в отношении российской диаспоры и тесному ^ международному сотрудничеству с Россией. Успех национальной политикиJ стал главным фактором продвижения экономических реформ в Казахстане. ' * i.

Вне всякого сомнения, социальная стабильность явилась результатом' верной политической ориентации бессменного лидера страны Н. Назарбаева. Вовремя осознав порочность культивирования главенства титульной нации, политическое руководство Казахстана выдвинуло в качестве главной фигуры общественной стратификации «казахстанца» — патриота, имеющего равные возможности вне зависимости от принадлежности к родовым кланам, властным структурам и национальности.

Спокойствию в стране способствовала взвешенная языковая политика. Русский язык, на котором говорило более 50% населения и являвшийся родным для значительной части казахской интеллигенции, был объявлен наряду с языком коренных жителей официальным, а создание национальных образовательных учреждений. осуществлялось. не за счет, действующих русскоязычных, а путем строительства новых. В государственных структурах сохранялось относительно пропорциональное представительство.

Однако было бы явным преувеличением считать, что согласия в Казахстане удалось достичь исключительно за счет политической воли руководства. Под влиянием общей «опасности» русскоязычного сепаратизма клановые противоречия титульной нации временно отошли на второй план. Консолидации национальной элиты способствовали густо витавшие в политической атмосфере слухи в период согласования делимитации российско-казахстанских границ о передаче части казахстанских территорий России. Межнациональной напряженности удалось избежать и за счет естественного «ниппеля» — миграции русскоязычного населения приграничных областей Казахстана в прилегающие российские территории.

Не последнее место в ряду причин, порождающих «вынужденное j спокойствие» представителей русскоязычной диаспоры, занимало неприятие большинством из них политического курса тогдашнего российского, г — > руководства и. особенно, безразличия к судьбамсоотечественников в' ближнем зарубежье. Согласно опроса, проведенного среди членов русской общины северных областей Казахстана в 1993;94 гг., 74% указали в качестве? главного фактора, обусловившего падение их материального и социального статуса, на политическую позицию Москвы. Причем, безразличное, а порой и негативное отношение к соотечественникам, провоцировалось от самого верхнего эшелона российской власти до низового звена. Многие из тех, кто решался на «разведку» нового места жительства в прилегающих к Казахстану регионах, возвращались разочарованными отношением российских чиновников.

В настоящее время, когда Казахстан выстроил все необходимые атрибуты суверенности, а экономическое положение позволяет проводить независимый внешнеэкономический курс, процессы коренизации социально-политической сферы страны значительно активизировались, что провоцирует дальнейший рост нестабильности большой российской диаспоры в Центральной Азии.

До недавнего времени преобладающей среди соотечественников была точка зрения о том, что российское правительство не озабочено облегчением их положения. Ужесточение российского законодательства о гражданстве с принятием Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (1992 г.), аннулирующего льготное предоставление российского гражданства бывшим гражданам СССР, вызывало тревогу и недоумение. У соотечественников сложилось впечатление их ненужности России, тем более что поддержка, оказываемая им через Программы помощи соотечественникам, не имела широкого охвата и большинством людей не ощущалась.

Нынешний политический курс российского руководства направлен на преодоление прежних недостатков диаспоральной политики. Российская диаспора призвана переместиться в ряд важнейших политических реалий, У одинаково актуальных как для формирования нового постсоветского миропорядка, так и решения внутренних проблем возрождающейся России.

Новая роль российских соотечественников в контексте российской-политики обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, повышением значения диаспоры как социально-политической основы интеграционных процессовво-вторых,: возрастанием ее рейтинга в решении демографических проблем внутри Российской Федерации и, в-третьих, разворотом политики России в сторону реальных нужд человека, гражданина, в том числе и того, кто в силу исторических условий находится за пределами Родины. — V. .

Таким образом, проблема российской диаспоры в странах СНГ — важная и многоплановая тема, определяемая не только академическим, но и практическим интересом.

Настоящей работой автор преследует цель показать изменение социально-политического положения российской диаспоры в странах СНГ.

Проведенное исследование будет способствовать:

— объективной оценке состояния диаспоры народов Российской Федерации в странах исследования;

— созданию теоретико-методологической основы для реализации государственными органами Российской Федерации эффективных способов поддержки соотечественников со стороны России;

— разработке наиболее оптимальных путей консолидации российской диаспоры в странах СНГ;

— выработке оптимальной политики инициирования миграции Ш представителей диаспоры из стран СНГ в РФ в рамках опубликованного.

Президентом страны курса на решение демографической проблемы;

— оптимизации диаспоральной политики в контексте консолидации российской диаспоры как прочной и стабильной социальной базы интеграционных процессов в СНГ.

Кроме того, интерес к обозначенной' проблематике определяется имеющимися современными академическими разночтениями. В связи с не, — менее проблематичной демографической ситуацией в странах СНГ активно культивируется мнение об исчерпании резервов миграции в Россию, ф достижении политического и социального консенсуса, способствующего обретению представителями диаспоры «новой родины». Предлагаемое изучение динамики социально-политического положения диаспоры народов России в государствах СНГ будет способствовать научному разрешению этих и многих неясных академических проблем.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи: —. .

— прояснить политику государств в отношении этнических меньшинств % вообще и в отношении российской диаспоры в частности;

— проанализировать положение русского языка и состояния образования на русском языке- «. ' - •.

— определить основные сферы жизнедеятельности соотечественников, в которых происходят нарушения их прав;

— раскрыть формы и показать динамику участия соотечественников в политической и общественной жизни государств проживания;

— определить содержание и тенденции процесса ассимиляции (адаптации) российских соотечественников в странах проживания «и степень их привязанности к исторической Родине;

— выявить миграционный потенциал соотечественников в государствах проживания в части их добровольного переселения в Российскую Федерацию в ближайшей перспективе, а также разработать прогноз на ближайшие три года. '-'V- • '.

Объектом исследования являются представители диаспоры народов России, граждане РФ, постоянно проживающие в странах СНГ, другие субъекты политических отношений, активно влияющие на межнациональную сферу в постсоветских республиках, на характер и направленность процессов межэтнического взаимодействия и самоидентифицируемые как российские соотечественники.

Предметом мониторинга являются этнополитические, этносоциальные, этнокультурные и этнопсихологические процессы, протекающие в постсоветских республикахполитические, культурные, образовательные и иные стратегии проживающих в них соотечественниковсовокупность факторов, оказывающих воздействие на политическое поведение диаспор народов России.

Над проблемами, связанными с российской диаспорой в странах ближнего зарубежья, последнее десятилетие много и плодотворно трудились отечественные и зарубежные обществоведы. Лишь краткий перечень сочинений, вышедших в других странах, говорит о большом интересе к избранной нами теме исследования. Солидное количество литературы по вопросам соотечественников в странах СНГ вышло и в нашей стране3. Понимание современного положения. россиян в бывших союзных республиках основывается на всесторонней проработке социально-культурной и этнополитической ситуации в союзных республиках бывшего СССР отечественными социологами, этнологами, политологами и философами4.

Значительное число работ посвящены общетеоретическим вопросам, раскрывающим место и роль диаспор в современном глобализирующемся мире, потенциал диаспор как субъекта современного политического процесса5.

Диссертантом проанализированы сочинения ведущих диаспорологов из стран СНГ, таких как Т. Борзикова, В. Дубовицкого, Т. Млечко, С. Исакова, Г. Мендикилова, Д. Мустафаева, Н. Шульги и других., •, — - •.

Наиболее разработаны проблемы, поставленные в настоящем t диссертационном исследовании, в сочинениях Калининой Н. В., Панарина С. А. и Полосковой Т.В.

Н.В. Калинина, с начала 90-х гг. работавшая в посольствах России в Грузии и Киргизии, на основе собранного материала подготовила и защитила в 2002 г. кандидатскую диссертацию «Российская диаспора в странах СНГ», а в 2005 г. опубликовала монографию «Российская диаспоральная политика в.

2 См., например: Chinn J., Kaiser R. Russians as the New Minority. Ethnicity and Nationalism in the Soviet Successor. Boulder (Col.), Westview Press, 1966; Kolstoe P. Russians in the Former Soviet Republics. Bloomington and Indianapolis, Indiana University Press, 1955; Nation-Building and Ethnic Integration in Post-Soviet Societies. An Investigation of Latvia and Kaxakhstan. Ed. by P. Kolstoe. Boulder (Col.), Westview Press, 1999; Pilkington H. Migration, Displacement and Identity in Post-Soviet Russia. L. — N. Y., Roultedge, 1998; и др.

3 См.: Миграция населения в постсоветских государствах. Аннотированная библиография российских изданий 1992;1997 гг. Общ. ред. Г. Витковской. — М., 1998.

4 См., например: Арутюнян Ю. В., Бромлей Ю. В. Социально-культурный облик советских наций. — М., 1986; Губогло М. Н. Развитие этнодемографической ситуации в столицах автономных республик в 1959;1989 гг. // Исследования по прикладной этнологии. — М., 1992; Дробижева Л. М. Русские в новых государствах. Изменение социальных ролей // Россия сегодня: трудные поиски свободы.

5 Болотокова В. Х., Кумыкова A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. — М., 1998; Никитин В. А. К понятию диаспоры. — М., 1997; Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 3. — М., 1997; Новиков Г. И. Теория международных отношений. -Иркутск, 1996; Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. — М., 1998; Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № '/гМиграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. — М., 1996; Полоскова Т. Диаспоры в системе международных связей. — М., 2000; и др. странах СНГ", в которых подробно проанализировала проблему формирования политико-правового пространства функционирования российской диаспоры в странах СНГ, мировой опыт диаспоральной политики, содержание политики России в отношении соотечественников в ПНГ. ¦ - -. .. ¦ ?

Положение русскоязычных «в свете воздействия на них (проявления в них) фактора границы» стало предметом изучения заведующего Отделом стран СНГ Института востоковедения РАН С.А. Панарина6.

В контексте общих аспектов международных отношений проблемы российской диаспоры в странах СНГ рассматривались в работах старшего научного сотрудника Дипломатической академии МИД России Т. В. Полосковой. Автора интересовали, прежде всего, «факторы формирования и развития» и «роль новых диаспор в политических процессах на постсоветском пространстве"7.

Таким образом, краткий обзор литературы по проблеме убеждает в актуальности и научной новизне выбранной темы. Поставленная в настоящей диссертационной работе задача отображения эволюции социально-политического положения российской диаспоры в странах СНГ ранее в формате монографического исследования не ставилась.

Научная обоснованность избранного направления поиска обусловлена еще и тем, что социально-политическое положение российской диаспоры на постсоветском пространстве — сущность не статичная и требующая периодического мониторинга и анализа. .• —.

Кроме того, за время, прошедшее после распада СССР, был проведен ряд исследований положения соотечественников, в частности, такими организациями как фонд «Россияне» (2003;2004 гг.) — Институт этнологии и антропологии РАН (2000;2004 гг.) — Институт социологии РАН. (1995;2003 гг.) — Дипломатическая академия МИД России (2001 г.) — Институт стран СНГ.

6 См., например: Панарин С. А. Русскоязычные у внешних границ России: вызовы и ответы (на примере Казахстана)//Диаспоры. 1999. № 3- и др.

7 См., например: Полоскова Т. В. Современные диаспоры.-М., 1999; и др. «.

2006;2007 гг.). Однако собранный богатый материал социологических исследований по настоящее время не нашел должного отражения в научных статьях и книгах.

Диссертация основана на широком круге источников.

Первую группу источников составляют документы, определяющие международно-правовую основу защиты прав национальных меньшинств и регулирования взаимоотношений государств и диаспор, выработанные ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Советом Европы, принятые в формате двусторонних и многосторонних соглашений8.

Следующая группа источников охватывает указы Президента РФ и Федеральные законы, регламентирующие политику государства в отношении соотечественников за рубежом. Эта группа источников извлечена автором из официальной периодики, специальных сборников и электронных сайтов правительственных организаций9.

8 См., например: Права человека. Сборник международных документов. Организация Объединенных Наций. — Нью-Йорк, 1989; Организация Объединенных Наций. Материалы и документы. — М., 2006; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. -M., 1996; Хельсинский процесс. Сборник документов. — М., 1997; Международный опыт защиты соотечественников за рубежом.-М., 2003; и др. ,.

9 Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 года № 1681 «Об основных направлениях г государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" — Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 «О положении «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 № 1545) — Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2003 года № 1417 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" — Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" — Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266−1 (в ред. федеральных законов от 13. Q1.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2000 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-Ф3, от 18.07.2005 № 92-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П, федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ) — Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528−1 (в ред. федеральных законов от 28.06.1997 № 95-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-Ф3, от 30.06.2003 № 86-ФЗ) — Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» (в ред. федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ) (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.11.20 002 № 15-П, Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ) — Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в ред. федеральных законов от 02.01.2000 № 40-ФЗ, от 04.05.2000 № 57-ФЗ, от 08.08.2001 № 124-ФЗ, от 25.07.2002 № Ц6-ФЗ, от 06.05.2003 № 52-ФЗ, с изм., внесенными федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 19.12.2005 № 163-Ф3) — Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18.07.1998, 24.06.1999, 10.01.2003, 30.06.2003, 29.06.2004, 15.06.2006, 18.07.2006) — Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (в ред. федеральных законов от 10.07.2000 № 92-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ. от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 05.04.2003 № 41-ФЗ, от 07.07.2003 № Ц9-ФЗ, от 31.12.2005, с изм., внесенными.

При написании работы автор воспользовался материалами парламентских слушаний и заседаний Совета, соотечественников при Государственной Думе Российской Федерации10.

Отдельная группа источников объединяет законодательные акты стран СНГ, прямо влияющие на социально-политическое положение российской диаспоры11.

Большой фактический материал почерпнут автором из периодической печати12. постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П, от 24.10,2000 № 13-П, федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ) — Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изменениями от 31.05.2002, 22.08.2004, 29.12.2004, 31.12,2005, 18.07.2006) — Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 31.12.2002 № 198-ФЗ, от 14.02.2005 № 3-Ф3, с изменениями от 27.07.2005) — Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11.11.2003, 02 11 2004, 03,01.2006, 18.07.2006) — Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской | Федерации» (в редакции от 02.11.2004, с изменениями от 30.06.2003, 11.11.2003, 22.08.2004, 02.11.2004,' 18.07.2006) — Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (вступил в силу 15.01.2007) — Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1994 года № 1369 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом» (с изменениями от 16 марта 1997J года) — Положение о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1994 года № 1369- Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе. Утверждена Президентом Российской Федерации 30 августа 2001 годаПостановление Правительства Российской, Федерации от 8 июля 2002 года № 510 «Об утверждении положения о порядке выплаты пенсий гражданам*! выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" — Правила использования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 года № 330- Основные положения. Концепции. государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 18 октября 2002 г.) — Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002;2005 гг., утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 1663-рКонцепция регулирования миграционных процессов в российской Федерации. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-рПоложение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335- Федеральная целевая программа „Русский язык“ (2006;2010 гг.)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря.

2005 года № 833- Распоряжение Президента Российский Федерации от 4 февраля 2006 г. № 41-рп «О межведомственной рабочей группе по разработке Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" — Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента РФ от 22 июня.

2006 г. № 637) — Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006;2008 годы. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 1370-р.

10 Материалы Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ. 1997— 2001 гг. Закон РБ «О языках в Белорусской ССР». — Минск, 1990; Закон Республики Армения «Об иностранных гражданах». — Ереван, 1994; Закон РБ «Об обеспечении прав национальных меньшинств в Республике Белоруссия». -Минск, 1992.

И, наконец, основным источником для решения поставленной исследовательской задачи стали материалы социологических и информационно-аналитических мониторингов, проведенных различными организациями и ведомствами, О некоторых из них мы упомянули выше. При этом основное место в работе занимают результаты мониторинга социально-политического положения российской диаспоры, проведенного Институтом стран СНГ по заданию МИД Российской Федерации в 2006;2007 гг., и текущий архив этого учреждения, на протяжении десяти лет ведущего.

13 изучение российской диаспоры .

Теоретико-методологической основой диссертации являются методы системного анализа, использование которого позволило исследовать общественно-политические явления и феномены в их совокупности и институциональной полноте и диалектического метода, что прямо вытекало из постановки диссертационной проблемы, предполагавшей изучение положения российских соотечественников в странах СНГ не, в’статике, а в процессе эволюции. Результаты диссертационного сочинения изучения—апробированы автором на многих конференциях, «круглых столах» и семинарах, посвященных вопросам российских соотечественников за! рубежом. 7.

Особую благодарность автор выражает руководству, Ученому Совету и сотрудникам Института стран СНГ за содействие в подготовке диссертации.

12 Алкснис В. Червонец на соотечественника // Наша газета. 02.06.2007 г.- Стенограмма выступления Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова на конференции по статусу русского языка за рубежом // Независимая газета. 29.05. 2007 г.- Петров О. Москва и соотечественники // Вечерняя Москва. 28.04.2007 г.- Выступление Н. И. Губенко на заседании Московской Городской Думы // Информационный бюллетень. 17.05.2007 г.- Алексеев К. Жизнь диаспоры Казахстана / Газета. 25.05.2007 г.- Тойганбаев А. Как не стать чужим на своей земле // Аналитика. 14.05.2007 г.- Минаев С. Дом Москвы // Вечерняя Москва. 27.03.2007 г.- Красноглазое H. Разоблачение русской прессы // Вести сегодня. 02.04.2007 г.- Дни славянской письменности на Украине//Русское собрание. 22.05.2007 г.

13 Московское отделение Государственно-общественного фонда «Россияне». Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективыИнститут диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) — По заказу МИД РФ. Российская диаспора на пространстве СНГ. — М., 2007.

Результаты исследования показали, что общественные объединения являются значительным ресурсом для защиты прав и интересов российских соотечественников за рубежом. Так, уверенность в том, что при консолидированных действиях российские соотечественники могут отстаивать свои права, высказали: 88% респондентов в Приднестровье, 58%.

— в Киргизии, 53% - на Украине, 52% - в Армении и Беларуси, 49% - в Казахстане 41% - в Молдове. Однако этот потенциал на практике реализуется незначительно. Только небольшая часть респондентов считает, что власти считаются с русской общественностью: 4% - в Молдове, 6% - на Украине, 7% - в Армении, 9% - в Беларуси, 10% - в Кыргызстане, 11% - в Казахстане, и только в Приднестровье — больше половины — 57%. Несколько больше ответов получено о том, что власти иногда считаются, когда это выгодно (например, во время избирательных кампаний, берут на вооружение лозунги): 42% - в Молдове, 22% - в Кыргызстане, 21% - в Казахстане- 16%.

— в Беларуси, 15% - на Украине, 12% - и Армении. В Приднестровье 22% респондентов также считают влияние незначительным, и лишь в случаях нужных для власти.

В то же время треть и более соотечественников ничего не слышали о деятельности организаций: 59% - в Армении, 46% - в Беларуси, 42%— на Украине, 35% - в Кыргызстане, 29% —в Казахстанеи только в Молдове и Приднестровье их доля 13% и 3%, соответственно.

Деятельность общественных объединений востребована соотечественниками, но. для выхода ее из маргинального состояния необходима серьезная организационная и информационная поддержка, что невозможно без материального обеспечения, в том числе и по российским федеральным и региональным программам поддержки соотечественников. Необходимо вести работу по обучению молодого актива соотечественников, содействовать развитию сети общественных организаций, которые выступают в защиту русского языка, поддерживают сближение своих государств с Россией. Эта работа весьма актуальна и в славянских странах (не только на Украине, но и в Белоруссии, где нет русских организаций, программы которых содержат политическую компоненту).

Одним из источников серьезной болезни общественных движений, которая ведет к разобщенности, а порой и конфликтности внутри них, является состязание амбиций лидеров. На политическом поприще эти отношения осложняются политическими пристрастиями. Так, например, происходит в Молдове, где сильные русские организации разделены V отношением к правящей партии. Полем примирения и совместной работы для них может быть русская культура. Проведение совместных крупных мероприятий, посвященных событиям русской культурной жизни, Сможет стать той площадкой, на которой будут согласовываться интересы и вырабатываться общие программы действий. Посредническую функцию здесь могут играть посольства и консульские учреждения Российской Федерации, которые, как показывают результаты опросов, имеют высокий рейтинг доверия у соотечественников. Однако, не без исключений. Для налаживания работы с соотечественниками за рубежом, необходима.

239 подготовка кадровых специалистов, которая в настоящее время не ведется .

Степень консолидированности российской диаспоры во многом зависит от активной политической позиции ее представителей. Динамику политических амбиций русскоязычного населения характеризует сравнение следующих данных.

Результаты опроса 2003 г. в % от числа опрошенных).

Как Вы полагаете, русскоязычное население в Вашей стране способно сплотиться и совместными усилиями добиться того, чтобы с ним считались?241.

Страна Скорее, да Скорее, нет Трудно сказать.

Украина 24,7 32,5 42,9.

Азербайджан 36,9 37,3 25,8.

Грузия • 15,6 43,9 40,5.

Киргизия 28,3 45,0 26,7.

Таджикистан 31,3 42,7 26,0.

Казахстан 16,2 57,1 26,8.

Средние показатели 25,5 43,0 31,4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-политическое положение российской диаспоры в странах СНГ — характеристика многофакторная и динамично изменяющаяся под действием различных условий как субъективного, так и объективного свойства.

Вектор ее эволюции зависит от общего уровня социально-экономического и политического развития стран Содружества, степени позитивности отношений с Россией, эффективности диаспоральной политики Российской Федерации, консолидированности и политической активности россиян, климата межнациональных отношений в стране проживания наших соотечественников.

В связи с этим социально-политическое положение российских соотечественников и перспективы его развития в ближнем зарубежье имеют страновую специфику. В целом социально-политическое положение российской диаспоры в странах СНГ за последнее время существенно ухудшилось.

Причиной негативной ситуации в этом направлении стала, с одной стороны, государственная политика бывших союзных республик, направленная на форсирование процесса интеграции народов в новые нации, коренизации всех сторон общественной жизнис другой стороны, малая эффективность российской диаспоральной политики.

Вместе с тем, несмотря на общие негативные изменения, сочетание различных факторов, определяющих социально-политический статус россиян в государствах Содружества, обусловливает их страново-особую конфигурацию, в свою очередь, определяющую стратегию общественно-политического поведения представителей российской диаспоры.

С большой условностью в связи с этим страны СНГ можно объединить в группы с поведенческими парадигмами россиян, озвученными в вышеупомянутом выступлении В. Тишкова.

Первая группа стран СНГ, где превалирующей стратегией поведения российских соотечественников является адаптация к постсоветской реальности и комфортная интеграция в социально-политические процессы страны проживания. К таким странам, по нашему мнению, возможно отнести Азербайджан, Белоруссию, Украину.

Благоприятная этнополитическая обстановка в Белоруссии создает условия трансформации российской диаспоры в социальную базу дальнейшей интеграции наших стран, полной социальной адаптации, сохранения социокультурной идентичности наших соотечественников.

Несмотря на значительное ухудшение политической ситуации на Украине, здесь также положение россиян достаточно комфортное, не предполагающее миграционных настроений и серьезной угрозы ассимиляции коренным населением.

Одноконфессиональный состав большинства россиян с титульным населением Азербайджана, родственность культурных традиций в сочетании с позитивной политической обстановкой создают необходимые предпосылки развития российской диаспоры в этой стране.

Пограничное положение во второй группе стран СНГ занимает диаспора народов России в Киргизии. Неблагоприятная ситуация в этой стране в отношении наших соотечественников в первой половине 90-х годов имела последствия, в полной мере ощущаемые и сегодня. Представители российской диаспоры вытеснены из сфер государственного управления и тех «ниш» общественной деятельности, которые они традиционно занимали. Однако коренное изменение в отношениях киргизской политической элиты к русскоязычному населению постепенно изменяет черты функционального социально-политического пространства россиян, делая его более комфортным и пригодным для самобытного развития. Однако доминирующим в настроении российской диаспоры этой страны остается настроение, ориентированное на миграцию в России.

К странам, где эта характеристика умонастроения россиян преобладает, необходимо отнести Казахстан, Молдавию и, с большей долей вероятности, Узбекистан.

Большой разрыв между официально провозглашаемой политикой в отношении национальных меньшинств и, прежде всего, в отношении россиян и реальной практикой выстраивания суверенного государства, реализуемой через коренизацию всех сфер общественной жизни, порождает латентный, но широкомасштабный социальный протест значительной части наших соотечественников.

Причем эта негативная тенденция в настроении россиян имеет возрастающую динамику по мере форсирования процессе складывания единой нации «казахстанцев». Недовольство социально-политическим статусом порождает у трудоспособной части россиян желание переехать на f * постоянное место жительства в Россию. При этом следует отметить, что препятствием «исхода» наших соотечественников из Казахстана является не.

I. конструктивная эволюция их положения, а объективные факторы:'старение российской диаспоры и дезурбанизация ее состава.

Обострение общей политической ситуации в стране и социально-политический конфликт с Приднестровьем инициировали русофобские настроения политической элиты Молдавии, что, безусловно, отразилось на уровне комфортности россиян в этой стране. Осложнение отношений с Россией еще больше усугубило ситуацию, а, главное, отразилось на уровне материального благосостояния населения. В этих условиях доминирующим настроением российской диаспоры стало решение на переезд в Россию.

И хотя мы не располагаем результатами систематических опросов наших соотечественников в Узбекистане, косвенные данные свидетельствуют в пользу аналогичной характеристики жизненной стратегии русскоязычного населения. Причем к такому результату эволюция умонастроения россиян в Узбекистане пришла именно за последние пять лет, с обретением узбекским обществом характеристик «закрытого» социума.

К третьей группе стран проживания русской диаспоры, естественный «исход» или ассимиляция которой предрешена социально-политическими тенденциями, в полной мере проявляющимися в современной реальности, на наш взгляд, следует отнести Армению, Грузию, Таджикистан и Туркмению. Всем этим странам характерны три общие характеристик в контексте интересующей нас проблемы. Во-первых, массовая миграция русскоязычного населения из этих стран, приведшая к минимизации численности российской диаспоры. Во-вторых, практическая ликвидация функционального пространства русского языка. В-третьих, актуализация проблемы «покинутых стариков», резкого старения состава российской диаспоры.

Кроме того, ситуацию в Армении и Грузии усугубляет конфессиональная и социальная замкнутость значительной части русскоязычного населения этих стран, являющейся сектантами.

Условная типология российских диаспор стран СНГ, безусловно, дает ограниченные возможности для конкретно-исторического исследования ее характеристик, однако вполне оправдана для политологического анализа и практического определения акцентов диаспоральной политики Российской Федерации в контексте страновой дифференциации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ¦ Официальные документы
  2. Агентство по государственной службе Республики Казахстан. Исх. № 03−01−01−12/630 от 27.07.2004.
  3. Азербайджан сегодня. Сборник статистических данных. Баку, 2004.3. Аналитика. № 4. 2004.
  4. Ассамблея народов Казахстана. Казахстан сегодня. Астана, 2003.
  5. Беларусь сегодня. Сборник нормативных и законодательных актов. -Минск, 2001.
  6. В помощь российскому соотечественнику за рубежом. (Справочное издание). М., 2007.
  7. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637).
  8. ДГПЧ МИД России. Положение соотечественников в странах СНГ. Бюллетень № 11 Консультативного совета субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИДе России.
  9. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. М., 1996.10. Диаспора. № 2−3. 1999.
  10. Доклад «Русский язык в мире».
  11. Заказ № 4439 от 4 августа 2006 г. Агентство по статистике республики Казахстан. Алматы.
  12. Закон РБ «О языках в Белорусской ССР». Минск, 1990.
  13. Закон РБ «Об обеспечении прав национальных меньшинств в Республике Белоруссия». Минск, 1992.
  14. Закон Республики Армения «Об иностранных гражданах». Ереван, 1994.
  15. Закон Республики Молдова о функционировании языков на территории Республики Молдова. Кишинев, 1989.
  16. История: проблемы объективности и нравственности. Ташкент, 2003.
  17. Казахстан за годы независимости. Информационно-аналитический сборник. Алматы: Агентство по статистике, 2006.
  18. Конституция Грузии. Тбилиси, 1995.
  19. Конституция Республики Узбекистан.-Ташкент, 1992.
  20. Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе. (Утверждена Президентом Российской Федерации 30 августа 2001 года).
  21. Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе. Концепция приграничного сотрудничества в российской Федерации. Концепция миграционной политики Российской Федерации. М., 2001.
  22. Концепция регулирования миграционных процессов в российской Федерации. (Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 25б-р).
  23. Материалы Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ. 1997−2001 гг.
  24. Международный опыт защиты соотечественников за рубежом. М., 2003.
  25. Национальный состав населения / Итоги переписи населения Республики Беларусь 1999 года. Статистический сборник. Минск, 2001.
  26. Национальный состав Республики Казахстан. Т. 4. Ч. 1. Население республики Казахстан по национальности, полу и возрасту / Итоги переписи населения 1999 года в республике Казахстан. Статистический сборник. Алматы, 2000.
  27. Обеспечение прав человека в Содружестве Независимых государств. Вып. 1. Основополагающие документы Содружества, договоры России о дружбе и сотрудничестве с государствами СНГ. М., 1999.
  28. Организация Объединенных Наций. Материалы и документы. М., 2006.
  29. Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002−2005 гг., утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года№ 1663-р. Ь
  30. Положение о. Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1994 года № 1369.
  31. Постановление Правительства Республики Молдова о мерах по обеспечению дальнейшего развития русской национальной культуры в Республике. С. 109. Кишинев, 2001.
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1994 года № 1369 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом» (с изменениями от 16 марта 1997 года).
  33. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 года № 510 «Об утверждении положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».
  34. Права человека. № 2 (4). 2000.
  35. Права человека. Сборник международных документов. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1989.
  36. Правила использования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 года № 330.
  37. Правительственный вестник. Май. 1996. ?
  38. Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006−2008 годы. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 1370-р. ''
  39. Проект Конвенции СНГ о статусе русского языка. «Российская газета». 4 июня. 1998. .
  40. Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы- Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). По заказу МИД РФ. Российская диаспора на пространстве СНГ. М., 2007
  41. Российско-казахстанские консультации по консульским вопросам. -«Дипломатический вестник». № 3. 1999.
  42. Русские в ближнем зарубежье. М., 1994.
  43. Русские: этносоциологические очерки / Отв. ред. Ю. В. Арутюнян. -Щ М., 1992.
  44. Русский проект. Конституция России: новый вариант // Лига защиты национального достояния. М., 1998- и др.
  45. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 16. Ст. 1888.
  46. Соотечественники. «Русский дом». № 6. 2000.
  47. Справочнику «Деловой Казахстан». Астана, 2005. ^ 53. Текущий архив Института стран СНГ. 1996.
  48. Текущий архив Института стран СНГ. 2001 г.
  49. Текущий архив Северо-Казахстанского акимата. Фонд* первого заместителя Акима области. 2005.
  50. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2003-года № 1417 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики».
  51. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 года № ^ 1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской
  52. Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом».
  53. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 «О положении „О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации“ (в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 № 1545).
  54. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 „О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом“.
  55. Федеральная целевая программа „Русский язык“ (2006−2010 гг.)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 833.т
  56. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528−1 (в ред. федеральных законов от 28.06.1997 № 95-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-Ф3, от 30.06.2003 № 86-ФЗ).
  57. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в
  58. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах»: (в ред. федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ) (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.11.20 002 № 15-П, Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ).
  59. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18.07.1998, 24.06.1999, 10.01.2003, 30.06.2003, 29.06.2004, 15.06.2006, 18.07.2006).
  60. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 31.12.2002 № 198-ФЗ, от 14.02.2005 № З-ФЗ, с изменениями от2707.2005).
  61. Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (вступил в силу 15.01.2007).
  62. Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изменениями от 31.05.2002, 22.08.2004, 29.12.2004, 31.12,2005,1807.2006).
  63. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 02.11.2004, с изменениями от 30.06.2003, 11.11.2003, 22.08.2004, 02.11.2004, 18.07.2006).
  64. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11.11.2003, 02 И 2004, 03.01.2006,18.07.2006).
  65. Хельсинский процесс. Сборник документов. М., 1997.
  66. Монографии, справочные документы
  67. К. Жизнь диаспоры Казахстана / Газета. 25.05.2007 г.
  68. О.Б. Этноязыковые процессы в Казахстане. Алматы: Экономика, 2006.
  69. Н. В. Путин и российские соотечественники. -«Независимая газета». 23 февраля. 2000.
  70. Н. Соседи на коммунальной кухне. Как живется русским в странах СНГ. «Независимая газета». 30 сентября. 2001.
  71. Щ' 5. Алексеев А. Русофобия на «законных основаниях». «Правачеловека». № 2 (4). 2000.
  72. В. Червонец на соотечественника // Наша газета. 02.06.2007 г.
  73. Ю.В., Бромлей Ю. В. Социально-культурный облик советских наций. М., 1986.
  74. Ф. Для кого Казахстан Отечество? // Оперативный мониторинг положения российских соотечественников по текущим событиям общественно-политической жизни стран пребывания. (Апрель-июнь 2007 года). — М., 2007.
  75. Д. Кто есть кто в Казахстане: биографическая энциклопедия. Алматы: ИД «Credo», 2002.
  76. А.А. Об этнолингвистической ситуации в Казахстане (к 4-летию принятия Закона «О языках в республике Казахстан») // Аналитическое обозрение. № 4. 2001.
  77. Д. Жестокий романс 20 млн. русских, проживающих за пределами России, страдают от неразделенной любви к Родине. «Метро». 23 марта. 2000.
  78. Т.Н. Проблемы этнических меньшинств в Таджикистане.1. Ф -Душанбе, 2003.
  79. В.Х., Кумыкова A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М., 1998.
  80. Н. Идти по пути сближения. Посол Грузии в РФ Зураб Абашидзе считает, что негативные аспекты в двусторонних взаимоотношениях могут быть преодолены. «Независимая газета». 25 июля. 2000.
  81. Н.И. Губенко на заседании Московской Городской• Думы // Информационный бюллетень. 17.05.2007 г.
  82. М. Путин защищает русских в Астане. 27 сентября. 1999.
  83. А.Б., Бабакумаров Е., Жансугурова Ж., Перуашев А. Межнациональные отношения в Казахстане: этнический аспект кадровой политики. Алматы: ИРК, 1994.
  84. М.Н. Развитие этнодемографической ситуации в столицах автономных республик в 1959—1989 гг.. // Исследования по прикладной этнологии. М., 1992.
  85. С.Н. Россия и постсоветские государства // Диаспора. № 2−3. 1999.
  86. Т.В., Малков В. П. Государственный язык и его правовой статус // Государство и право. № 7. 1999.
  87. JI.M. Русские в новых государствах. Изменение социальных ролей // Россия сегодня: трудные поиски свободы.
  88. В.И. Диаспора как исследовательская проблема // Диаспоры в историческом времени и пространстве. Иркутск, 1994.
  89. С. Будет ли Киев соблюдать Европейскую Хартию? «Права человека». № 2 (4). 2000.
  90. Е. Объединиться для защиты своих прав.
  91. И. Под пятой национальных эгоизмов. СНГ три года спустя. «Сегодня», 30 декабря. 1994.
  92. Интервью Председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д. Рогозина П. Шеремету (канал ОРТ, программа «Время, 6.02.2000 г.)
  93. Н.В. Российская диаспора в странах СНГ. М., 2002. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук.
  94. Н. Разоблачение русской прессы // Вести сегодня. 02.04.2007 г.
  95. Н. Жизнь в постсоветской Киргизии глазами русских // Вестник Евразии. М., 1998. № 1−2.
  96. Н. Русские в Центральной Азии больной вопрос? // Центральная Азия и Кавказ. № 5 (6). 1999.
  97. А. Казахстанский вариант парламентаризма // Независимая газета. 27 декабря. 2000.
  98. А. Граждане СНГ стали иностранцами. «Независимая газета». 17 января. 2001.
  99. В., Драчевский К. По пути взаимодействия и сотрудничества. Евразийское экономическое сообщество: «смена вывески» или новая ступень интеграции? «Независимая газета». 4 ноября. 2000.
  100. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. М., 1996. *
  101. С. Дом Москвы//Вечерняя Москва. 27.03.2007 г.
  102. В. Укрепление связей с соотечественниками за рубежом -важнейшая задача государственной политики России.
  103. В.А. К понятию диаспоры. М., 1997.
  104. Г. И. Теория международных отношений. Иркутск, 1996.
  105. С.А. Русскоязычные у внешних границ России: вызовы и ответы (на примере Казахстана) // Диаспоры. 1999. № 3.
  106. Первый заместитель Министра иностранных дел РФ Э. В. Митрофанова // Российская диаспора в странах СНГ. М., 2004.
  107. Т.В. Современные диаспоры. М., 1999.
  108. А. Братство с загранпаспортами. Цены нового режима на украинско-российской границе никто не подсчитывал. «Независимая газета». 1 сентября. 2000.
  109. О. Москва и соотечественники // Вечерняя Москва. 28.04.2007 г.
  110. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998.
  111. Т. Диаспоры в системе международных связей. М., 2000.
  112. Т. Искушение «диаспоральной» полемикой. Россия обязана помочь соотечественникам научиться выживанию / Независимая газета. 23.02.2000 г.
  113. . Диаспоры катаклизма в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской Германии и постсоветской России) // Диаспоры. № 3. 2000.
  114. К.Р. Роль и место национальных культурных центров в формировании межнациональных отношений // Культура межнациональных отношений в независимом Узбекистане. Ташкент, 1995.
  115. Г. Кыргызско-российские отношения: рыночные условия диктуют политику. «Реформа» (научно-экономический журнал, Киргизия). № 3−4(11−12), 2001.
  116. А.Д., Забелло Я. Ю. Русские в Киргизии // Центральная Азияи культура мира. Бишкек. № 1−2. 2005.
  117. Стенограмма выступления Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова на конференции по статусу русского языка за рубежом // Независимая газета. 29.05. 2007 г.
  118. В. Легко ли быть русским в Крыму? // Права человека. № 2 (4). 2000.
  119. Е. Восточно-Казахстанский прессинг. Руководитель• Усть-Каменогорской организации соотечественников преследуетсяместными властями. 6 июня. 2001.
  120. В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № Vi.
  121. А. Как не стать чужим на своей земле // Аналитика. 14.05.2007 г.
  122. А. Русские подданные Туркменбаши? // Права человека. № 2 (4). 2000.
  123. П. О чем умалчивает статья Каримова. // Независимая газета. 19 февраля. 2000.
  124. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 3. М., 1997.3. Печатные издания f1. Азеррос. № 2. 2004. т2. Аналитика. № 4. 2004.
  125. Ва-банк. 8 сентября. 2003.
  126. Деловая неделя. 8 января. 1999.
  127. Дипломатический вестник. № 11. 2001.
  128. Дипломатический вестник. № 4. 2003.7. Известия. 7 января. 2000.
  129. Казахстанская правда. 24 октября. 2006.
  130. Казахстанская правда. 31 декабря. 1998. Ю. Комсомольская правда. 12 октября. 2001.
  131. Комсомольская правда. 29 июля. 1999.
  132. Молдова. Рубрика «Нега» сообщает. «Независимая газета». 18 апреля. 2000.
  133. Москва и соотечественники. Информационный дайджест. № 8. 2004.
  134. Москва и соотечественники. Информационный дайджест. № 7. 2003.
  135. Народное единство. Ташкент, 2003.
  136. Независимая газета. 12 октября. 2001.
  137. Независимая газета. 16 апреля. 1999.
  138. Независимая газета. 23 ноября. 2000.4
  139. Независимая газета. 26 июля. 2000.
  140. Независимая газета. 29 февраля. 2000.
  141. Правительственный вестник. Май. 1996.
  142. Президентский вестник. 2000.
  143. Российская газета. 16.05.2003 г.
  144. Российская газета. 3 сентября. 2003.
  145. Соотечественники. 22 июля. 2005.26. Этнодиалоги. № 1. 2004.
  146. Этнодиалоги. Альманах. № 1. 2004.
  147. Chinn J., Kaiser R. Russians as the New Minority. Ethnicity and Nationalism in the Soviet Successor. Boulder (Col.), Westview Press, 1966.
  148. Kolstoe P. Russians in the Former Soviet Republics. Bloomington and Indianapolis, Indiana University Press, 1955.
  149. Nation-Building and Ethnic Integration in Post-Soviet Societies. An Investigation of Latvia and Kaxakhstan. Ed. by P. Kolstoe. Boulder (Col.), Westview Press, 1999.
  150. Pilkington H. Migration, Displacement and Identity in Post-Soviet Russia. L.-N. Y., Roultedge, 1998.
Заполнить форму текущей работой