Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка оптимальных композиций рабочих тел для энергетических установок на базе химических источников тока с алюминиевым анодом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На таких электродах протекают разнообразные сложные физико-химические, электрохимические и каталитические процессы, скорость, селективность и оптимальная направленность которых во многом определяют энергохимические характеристики электродов и всего электрохимического устройства. Поэтому тщательное и глубокое изучение электродных процессов, особенно на новых каталитически активных материалах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ХИМИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА С АЛЮМИНИЕВЫМ АНОДОМ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
    • 1. 1. Выбор объекта исследований
    • 1. 2. Рабочие процессы в химических источниках тока с алюминиевыми анодами
      • 1. 2. 1. Воздушно-алюминиевые химические источники тока
      • 1. 2. 2. Гидронный химический источник тока
    • 1. 3. Методы улучшения характеристик исследуемых химических источников тока
    • 1. 4. Постановка задачи
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ТЕХНИКА
    • 2. 1. Цели и задачи экспериментального исследования
    • 2. 2. Использованные методы экспериментального исследования
      • 2. 2. 1. Электрохимические методы исследований
      • 2. 2. 2. Физико-химические методы исследования
    • 2. 3. Экспериментальная техника
    • 2. 4. Методика обработки результатов измерений
  • Выводы ко второй главе
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИМИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА С АЛЮМИНИЕВЫМ АНОДОМ
    • 3. 1. Исследование влияния технологии изготовления сплава А1−1п на его энергетические и коррозионные характеристики
    • 3. 2. Исследование электрохимических и коррозионных характеристик новых анодных алюминиевых сплавов в составе воздушно-алюминиевого и гидронного химических источников тока
    • 3. 3. Результаты сравнительных испытаний ингибирующего действия добавок в щелочной электролит воздушно-алюминиевого химического источника тока ряда органических ингибиторов коррозии алюминия
    • 3. 4. Исследование влияния добавок органических флокулянтов на характеристики алюминиевых химических источников тока с солевым электролитом
    • 3. 5. Рекомендации по оптимальным композициям анод — электролит для воздушно-алюминиевого химического источника тока, повышающих его энергохимические и эксплуатационные характеристики
    • 3. 6. Физико-химическая и математическая модель процессов, протекающих в химических источниках тока с алюминиевым анодом
  • Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. ГИДРОННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ТОКА С АЛЮМИНИЕВЫМ АНОДОМ КАК УПРАВЛЯЕМЫЙ ГЕНЕРАТОР ВОДОРОДА
    • 4. 1. Результаты испытаний лабораторного образца гидронного химического источника ток как электрохимически управляемого генератора водорода
    • 4. 2. Исследование электрохимических характеристик различных катодных материалов для гидронного химического источника тока
  • Выводы по четвёртой главе
  • ГЛАВА 5. КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА БАЗЕ КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА И ГИДРОННОГО ХИМИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА ТОКА
    • 5. 1. Структура и схемы работы комбинированной энергетической установки
    • 5. 2. Расчётная оценка эффективности работы гидронного химического источника тока в составе комбинированной энергетической установки с кислородно-водородным топливным элементом
  • Выводы по пятой главе

Разработка оптимальных композиций рабочих тел для энергетических установок на базе химических источников тока с алюминиевым анодом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем энергетики является проблема создания новых высокоэффективных автономных источников энергоснабжения на основе непосредственного преобразования химической энергии в электрическую. Особенно это актуально для таких сфер деятельности человека, как авиация и космонавтика, где порой просто невозможно применять никакие иные источники энергии, а также для питания электроаппаратуры при отсутствии централизованного энергоснабжения.

Перспективно также применение химических источников электрической энергии в электромобилях, так как в настоящее время остро стоят экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды продуктами сгорания углеводородного горючего в двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Одной из лучших электрохимических систем для химических источников тока (ХИТ) является система кислород-алюминий. Так как кислород для неё чаще всего поступает из воздуха, её также называют воздушно-алюминиевой (ВА). ХИТ на основе этой системы по своим удельным энергомассовым характеристикам уступают лишь кислородно-водородным топливным элементам (Ог/Н2 ТЭ) с криогенным хранением компонентов и некоторым типам ХИТ с литиевым анодом.

В литературе описано большое многообразие ХИТ с алюминиевыми анодами. Предлагались системы с водными (кислыми, нейтральными и щелочными) [1−7] и неводными электролитами, с расплавленными и твёрдыми электролитами. В качестве материала катода предлагались различные твёрдые, жидкие и газообразные окислители. Однако наиболее популярной остаётся электрохимическая система алюминий-кислород (или воздух) с водными электролитами.

Кислород по распространению в земной коре, занимает первое место среди всех элементов, а алюминий — первое место среди металлов, являясь одним из наиболее дешёвых, технологичных и безопасных материалов, для производства которого имеется мощная промышленность.

Большая распространенность на Земле и низкая стоимость, как алюминия, так и кислорода, а так же экологическая чистота исходных компонентов и продуктов реакции делают ВА ХИТ перспективным и конкурентоспособным источником тока.

К настоящему времени проведено достаточно много исследований ХИТ с алюминиевым анодом. Выявлены основные закономерности протекающих на электродах рабочих процессов, и, соответственно, основные недостатки и сложности при разработке таких ХИТ, предложены методы улучшения отдельных их характеристик. Однако к ключевым направлениям современных разработок следует отнести повышение энергетических и эксплуатационных характеристик ХИТ, а, следовательно, повышение функциональных характеристик новых электродных материалов при снижении их стоимости и уровня воздействия на окружающую среду, а также расширение областей применения таких ХИТ. Необходимым условием этого является электрохимическая эффективность подобного материала, в частности, характер потенциалообразующей реакции и электрическая ёмкость, а также высокие прочностные характеристики в сочетании с большой удельной поверхностью, что обеспечивает большой ресурс и эффективность работы электродов. Поэтому и в настоящее время остро стоит задача обновления элементной базы, то есть рабочих тел, ХИТ с алюминиевым анодом.

Широкие перспективы на пути снижения нагрузки на окружающую среду открывает применение гибридных энергосистем, включающих в себя буферный накопитель электроэнергии в виде аккумулятора или суперконденсатора, и базовую энергоустановку (топливный элемент, тепловой двигатель, либо систему на основе возобновляемых источников энергии). Одной из основных проблем, стоящих сегодня на пути разработки и особенно внедрения подобных систем, является их дороговизна, связанная, в основном, с двумя факторамиотсутствием массового производства и неоптимальным расходом дорогостоящих материалов, таких как, например, катализаторы. Улучшение удельных характеристик таких систем также является необходимым условием для их внедрения, особенно в транспортных и портативных применениях.

Выходные параметры энергетических установок (ЭУ) на основе ХИТ, ресурс их работы и экономичность существенно зависят от организации в них электродных процессов. В качестве анодов и катодов в электрохимических ЭУ применяют гладкие и пористые материалы с развитой поверхностью, различающиеся химической природой этих материалов, способом изготовления, режимом работы, а также катализаторами электродных процессов.

На таких электродах протекают разнообразные сложные физико-химические, электрохимические и каталитические процессы, скорость, селективность и оптимальная направленность которых во многом определяют энергохимические характеристики электродов и всего электрохимического устройства. Поэтому тщательное и глубокое изучение электродных процессов, особенно на новых каталитически активных материалах, является одним из основных способов решения проблем ХИТ, аккумулирующих устройств и комбинированных электрохимических ЭУ с алюминием и водородом в качестве энергоносителей.

Как показали наши исследования [8], на базе ХИТ с алюминиевым анодом может быть изготовлен гидронный химический источник тока, принципиальное отличие которого от ВА ХИТ состоит в том, что гидронный ХИТ в качестве окислителя использует не кислород, а воду, поэтому 1 на месте газодиффузионного катода для восстановления кислорода располагается электрод из инертного металла, на котором происходит восстановление водорода из воды. Применение гидронного ХИТ поэтому возможно не только как источника электроэнергии, но и как регулируемого источника водорода, например для О2/Н2 ТЭ, что по существу представляет собой расширение его функциональных возможностей.

При создании гидронного ХИТ основной проблемой является разработка катодного узла источника и поиск материала катода с низким перенапряжением выделения водорода.

По теоретическим расчётным оценкам мощность электрохимического генератора на основе О2/Н2 ТЭ и гидронного ХИТ, как источника водорода, может быть повышена в полтора раза по сравнению с генератором только на ТЭ. Это позволит избавиться от системы газобаллонного или криогенного хранения водорода, которые всегда связаны либо с повышенным риском использования, либо со сложностью и высокой стоимостью криогенных установок.

Энергетические установки с ХИТ на основе алюминия, а также гибридные системы вкупе с 02/Н2 ТЭ — это по сути распределённая алюмоводородная энергетика, которая, безусловно, является экологически чистой, безотходной и ресурсосберегающей и потому, в первую очередь, необходима для общества и государства.

В авиации ВА ХИТ целесообразно использовать в качестве аварийных источников электропитания на летательных аппаратах и для энергоснабжения наземного технологического оборудования. Очень перспективно их применение в качестве основных источников энергии малоразмерных дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (МДПЛА) (электролётов). По сравнению с используемыми в настоящее время ЭУ для МДПЛА на основе никель-кадмиевых или литий-полимерных (литий-ионных) аккумуляторных батарей, ЭУ на основе ВА ХИТ имеет следующие особенности и преимущества: большую энергоёмкость и большее время работыэкологическую чистоту при эксплуатации и утилизациименьшую стоимость.

На космических аппаратах ВА ХИТ также могут служить аварийными источниками электропитания, однако, наиболее перспективно их применение в тех случаях, когда начало активной работы аппарата отодвинуто от момента старта на длительный или неопределённый срок. Характерными примерами могут служить спускаемые аппараты для исследования планет, их спутников и астероидов, а также средства автономного перемещения космонавта в открытом космосе («космический мотоцикл»).

Хотя в настоящее время ВА ХИТ с алюминием в качестве анода не нашли ещё широкого применения, такие источники интенсивно разрабатываются.

Настоящая работа как раз и посвящена исследованию новых рабочих тел для ХИТ с алюминиевым анодом и ЭУ на их основе.

Выводы по пятой главе т.

1. Показано, что применение гидронного ХИТ как генератора водорода для Ог/Н2 ЭХГ позволяет не только повысить безопасность водородной системы комбинированной установки, но и увеличить её выходную мощность.

2. Для каждой возможной схемы комбинированной ЭУ «гидронный ХИТ) -02/Н2 ТЭ» определён оптимальный режим работы гидронного источника тока. •".

3. Таким образом, впервые показано, что применение комбинированной Э|У является эффективным и безопасным решением проблемы хранения водорода для автономных ЭУ на основе О2/Н2 ТЭ и является принципиально новы, м источником тока, что подтверждается патентами, полученными в ходе разработок: патенты РФ № 105 528, № 116 257. Использование этой системы перспективно и целесообразно как в космических, так и в наземных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе экспериментальных исследований показано, что в ХИТ с алюминиевым анодом, как альтернатива экспериментальному А1−1п сплаву, может быть использован, промышленно выпускаемый протекторный сплав АП4Н, применение которого позволяет заметно снизить эксплуатационное расходы ХИТ. ,.

2. Для ХИТ небольшой мощности может быть использован в качестве ингибиторов щелочной коррозии алюминия цитрат натрия.

3. Модификация гелеобразной структуры гидроксида алюминия, образующегося в процессе работы ХИТ с алюминиевым анодом с помощью флокулянтов, на основе полиакриламида, вводимых в солевой электролит, значительно улучшает эксплуатационные характеристики ХИТ. Эти результаты позволили оптимизировать конструкцию ВА ХИТ с солевым электролитом.

4. Разработанные физико-химическая и математическая модели позволили уточнить механизм и кинетику процессов, протекающих в ХИТ с алюминиевым анодом, как в щелочных, так и в нейтральных электролитах. Они являются основой проектного расчёта автономных ЭУ различной мощности и назначения, в том числе и авиационно-космического.

5. Доказано, что на базе гидронного ХИТ можно создать управляемый генератор водорода для Ог/Н2 ТЭ с возможностью электрохимического регулирования скорости его получения в широких пределах.

6. Показано, что перспективным путём улучшения энергомассовых и габаритных характеристик гидронного ХИТ является применение никелевых катодов с развитой поверхностью и активированных катализатором №РЧ, которые обладают наилучшими поляризационными характеристиками в составе ХИТ, как со щелочными, так и с солевым электролитами.

7. Исследование различных схем построения комбинированной ЭУ на базе 02/Н2 ТЭ и гидронного ХИТ и расчётная оценка эффективности работы последнего, как источника водорода в составе комбинированной ЭУ, позволило для каждой из возможных схем комбинированной ЭУ определить оптимальный режим работы гидронного ХИТ и рассчитать его параметры, а также показало, что использование гидронного ХИТ в составе комбинированной ЭУ позволяет не только повысить безопасность водородной системы, но и увеличить выходную мощность ЭУ на -30 и 50% при использовании ХИТ с щёлочно-станнатным и солевым электролитами соответственно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. и Q., Bjerrum NJ. // J. Power Sources, 2002, v. 110, p. 1.
  2. H.B. // Электрохимическая энергетика, 2001, т. I, № 1, 2, с. 16.
  3. Rota M, Comninellis Ch. // J. Appl. Electrochem, 1995, v. 2S, p. 114.
  4. R. // Handbook of Batteries / Ed. Linden. NY. McGraw-Hill, 1995, p. 38.
  5. N. V. // New Promising Electrochemical Systems for Rechargeable Batteries / Eds. V.Z.Barsukov, F.Beck. Dordrecht: Kluver Academic Publishers, 1996, p. 171.
  6. Korovin N. V., Kleimenov В. V., Agaphonov N, Gurianov M. // Ext. Abstr. 46th ISE Meeting Xiamen, 1995, p. 1−5-12.
  7. N. V., Kleimenov В. V., Djachkov E. V., Voligova I. V. // Ext. Abstr. Joint Inter. Meeting ES and ISE: Paris, 1997, p. 288.
  8. H.C., Пушкин K.B. Управляемый генератор водорода на базе гидронного химического источника тока // Труды МАИ. 2012. — № 51.
  9. Н.В. Топливные элементы и электрохимические энергоустановки -М.: МЭИ 2005.
  10. Н.В., Фатеев В. Н., Григорьев С. А. Электрохимические технологии в водородной энергетике Ml: МЭИ, 2007.
  11. Алюмоводородная энергетика // под ред. Шейдлина А. Е. М.: ОИВТ РАН, 2007.
  12. Электроэнергетические установки на основе воздушно-алюминиевых электрохимических генераторов. — Рекламные материалы НПК «АльтЭн».
  13. The development of aluminum-air batteries for application in electric vehicles. // Final report. Eltech Systems Corporation Besearch and Development Center. December 1990.
  14. Aluminum semi fuel cell power systems. Alupower Inc.
  15. High energy density 300 w, 12 volt, 12 hour disposable aluminum-air battery. Alupower Inc.
  16. Application of aluminum-air batteries. Alupower Inc.
  17. Труды совещания комиссии Европейского комитета по неядерным видам энергии в рамках программы R&D, Нидерланды, 1986.
  18. Доклады заседания Энерготехнического общества Союза немецких электротехников. Обзор электрохимических аккумулирующих систем. Technical University Graz. Germany, 1987.
  19. Материалы рабочего совещания Комиссии Европейских Сообществ по топливным элементам. Италия, 1987
  20. Труды 23 международной конференции по преобразованию энергии, США, 1988.
  21. U. Knobel. Fuel cell for space use. Final report Dornier System Gmbh, 1986
  22. Fuel cell component development. Regenerative fuel cell. Final report. Dornier System Gmbh, 1987.
  23. Подборка материалов Европейской конференции по источникам энергии для космоса. Испания, 1989.
  24. A new dual reserve power systems for small telephone exchanges. O-Connor J.A. 11-th Telecomun. Energy Conv. Conf. New York, v. 1,1989.
  25. Al/O? high energy / high power cells. 11-th Int. Telecom. Energy Conv. Conf., New York, v.2, 1989.
  26. Mamoni A. Cristallization of aluminum hydroxide in the aluminum-air battery. Lawrence Livermore National Lab., USA, 1988.
  27. The development of aluminum-air battery for electric vehicles. Нота A.S., Rudd E.J. Proc. 24-th Intersoc. Energy Conv. Conf., USA, v.3,1989.
  28. Demonstration of Al-air cell in a road vehicles. Future Transportation Techn. Conf. and Exposition, Canada, 1989.
  29. The development of aluminum-air batteries for electric vehicles. Rudd E.J. SAE Technical paper Serv., 1989.
  30. Bipolar metal/air battery. Photo Gerald Retal. Пат. 4 828 939, США, ELTECH System Corp. '56 567.3аявл. 1.06.87. Опубл. 9.03.89
  31. News from Alupower. Dr. John H. Stannard. Alupower Canada Ltd., 1990
  32. Electric vehicles propulsion and battery technology 1975−1995. Proc. of the 25-th Intersoc. Energy Conv. Eng. Conf., v.6,1990.
  33. Aluminum air battery. Battery hibrid for off road vehicles. Nigel P. Fitzpatric. Alcan Inter. Ltd., Canada, 9-th Int. Sumposium Electric Vehicles, Toronto, 1988
  34. Заявка ФРГ 4 023 951, Remppel Dister, 40 239 519, Заявл. 27.09.90. Опубл. 30.01.92.
  35. Reserve Power Soucers. Alupower Chloride Ltd, 1990.
  36. Future of fuel cell. Wolfner A. Tezmezet Viloga, 1987, v. l 18.
  37. Evaluation of alloy anodes for aluminum-air batteries: corrosion studies. SRJ Int., USA, Corrosion, 1988, v.44.
  38. Development of new alloys for commercial aluminum batteries. Sheik Mideen A., Ganesan M. et al. J. Power Sources, 1989, v.27,33.
  39. Application of aluminum-air batteries. Hamlen R.P., Hunter J.A., O-Callaghan W.B. Alcan R & D Center. Procc. 6-th Bait. Conf. on Application and Advances, 1991.
  40. Modeling calculation of an aluminum-air cells. Chan- Kwong Yn., Shavinell Robert F. Electrochem. Soc., 1991,138.
  41. Aluminum-air reserve battery. O-Callaghan W.B., Fitzpatric N.P. INTELEC-89, 1989, v.2.
  42. Electrode rechargeable power genereture Electro chimigue. Bronoeb Guy, Doniat Deis et al. Заявка Франции 9 007 031, SORAPEC. Заявл. 6.06.90. Опубл. 13.12.91.
  43. Fuel Cell Technology takes to the road. Wyman Vic. Engineer, Grate Britan, 1992.
  44. Aluminum-air: status of technology and applications. Dr. Dougherty T.A., Karpinski A.P. Alupower Inc., 31-th Inter, Energy Conv. Eng. Conf., USA, 1996
  45. Advances in aluminum-battery-air systems. Rao B. Scamans G. Proc. 10-th Inter. Seminar on primary & secondary battery technology, USA, 1993.
  46. Further development of the aluminum-air telecommunications reserve power systems. Scamans G.M., Lapp S.P. INTELEC, 1992.
  47. Aluminum-air reserve power units for use in a 6 kW standby power system. Dougherty T.A., Karpinski A.P., Lapp S.P. et al. INTELEC, USA, 1995
  48. Characterization of different grades of aluminum anodes for aluminum-air batteries. Doche M.L., Novel-Cattin F. et al // J. Power Sources, v.65,1 1−2, 1997
  49. Hybrid electric vehicles in Europe and Japan. Floyd A. Wyczalec. FW Lily Inc. // 31-st Intersociety Energy Conv. Eng. Conf., USA, 1996, v.3
  50. Batteries and fuel cells for stationary and electric vehicles applications. Longrebe A., Takehare Z. et al. Book, 352p., 1993.
  51. Metallized graphite as an improreed cathode material for aluminum-air batteries. // J. Power Sources, 1993, v.45.
  52. Influence of inghibitors and anodic behaviors of different grades of aluminum in alkali media. Rosilda L.G.S., Gonesan W. // J. Power Sources, 1994, v.50.
  53. Metallised graphite as an improved cathode material for aluminum-air batteries. Mukherjee A., Basumallick J.N. // J. Power Sources, 1993, v.45, l2
  54. Heat management in aluminum-air batteries. Sources of heat. Patnaik, Gariest S. // J. Power Sources, 1994, v.50.
  55. Caustic based metal battery with seeded recirculating electrolyte. O-Callaghan W.B. Patent 5 114 802, USA, Alcan Int. Ltd. Заявл. 5.09.90. Опубл. 19.05.92.
  56. C.K., Севрук С. Д. Энергоустановка для малоразмерного «электролёта». Проблемы энергетики транспорта. Всес. научно-практич. конф. Москва, 1988. Секция «Проблемы энергетики воздушного транспорта»: Тр. ЦИАМ. М., 1990.
  57. Sh., Knickle Н. // J. Power Sources. 2002. V. 112. P. 162.
  58. Пат. 2 127 932 Россия, МКИ 6H01M 12/06A / Алехин В. В., Былинский А. П., Гуськова Г. И. Воздушно-алюминиевый элемент, батарея на основе воздушно-алюминиевого элемента и способ эксплуатации батареи. 1999.
  59. Pat. 5,563,004 US. Int. Cl HOIM 010/48- H01M 012/02 / Buzzelli E.S., Thibault W.C. Rechargeable metal-air electrochemical cell with hydrogen recombination and end-of-charge indicator. 1996.
  60. Pat. 5,558,947 US, Int. Cl. H01M 008/06 / Robison G.D. Rechargeable batterysystem and method and metal-air electrochemical cell for use therein. 1996.
  61. W.A. // J. Power Sources. 2004. V.130. P.309.
  62. A.B. Исследование процессов в кислородно-алюминиевых химических источниках тока и системах энергетических установок, рассчитанных на длительную работу: Дисс. канд. техн. наук- 05.14.08. М.: МАИ, 1996.
  63. Клочкова JI. JL, Севрук С. Д., Фармаковская А. А. Autonomous Aluminum -Air Power Source With Alkali Electrolyte. B: Report on Rechargeable Li, NiMH fnd Metal-Air Batteries. Приложение к журналу «Russian Technology Marketplace», 1996.
  64. Н.П., Перчёнок А. В., Севрук С. Д., Фармаковская А. А. Физико -химические свойства калиевых алюминатных растворов.- М.: Деп. в ВИНИТИ, 1996.
  65. А.В., Устюжанинова Г. Н., Фармаковская А. А. Исследование кинетики процесса декомпозиции растворов алюминатов калия.- М.: Деп. в ВИНИТИ, 1996.
  66. Л.Л., Перчёнок А. В., Фармаковская А. А. Структура и области существования растворов алюминатов калия. М.: Деп. в ВИНИТИ, 1996.
  67. Клочкова JI. JL, Кулаков Е. Б., Севрук С. Д., Фармаковская A.A. Коррозия алюминиевого анода в ЭХГ со щелочным электролитом. // В кн.: IV Украинская республиканская конференция по электрохимии. Тезисы докладов. Киев: Hayкова думка, 1984, с. 62.
  68. Е.Г., Севрук С. Д., Черняев П. Ф. Метод определения скорости коррозии алюминия и его сплавов в щелочных средах // В кн.: Процессы в элементах энергетических установок JIA. Тем. сб. научн. тр. ин-та. М.: МАИ, 1985, с. 6−10.
  69. Клочкова JI. JL, Кулаков Е. Б., Севрук С. Д., Фармаковская A.A. Энергетические установки с кислородно-алюминиевыми элементами // В кн.: Электрохимическое преобразование энергии. Межвуз. сб. тр. № 62. М.: МЭИ, 1985, с. 72−79.
  70. Dmitrenko V.E., Kassyura V.P., Klochkova L.L., Sevruk S.D. Processes in air -aluminium cells and Power devices for electric cars // In: International Society of electroche-mistry 37th meting. August, 24−31, 1986. Vilnius: Lithuaian SSR, USSR.
  71. .Е., Клочкова JT.JI., Кулаков Е. Б., Севрук С. Д., Фармаковская A.A. Особенности процессов в кислородно-алюминиевых (02/А1) элементах со щелочным электролитом // В кн.: Химические источники тока. Межвуз. сб. Новочеркасск: НПИ, 1987, с. 86−93.
  72. Farmakovskaja A.A., Sevruk S.D. Autonomous Aluminum Air Power Source With Alkali Electrolyte. // In: Report on Rechargeable Li, Ni-MH and Metal-Air Batteries. M.: TETRA Consult Reports, 1995. p. 161−163.
  73. Л.Л., Кулаков Е. Б., Севрук С. Д., Фармаковская A.A. Состояние и перспективы разработок воздушно (кислородно) алюминиевых источников тока и энергоустановок на их основе // Вестник Московского авиационного института, 1999, т. 6, № 1, с. 37−43.
  74. A.B., Попов В. В., Севрук С. Д., Фармаковская A.A. Исследование ингибиторов щелочной коррозии алюминиевых анодов воздушно-(кислородно)-алюминиевых химических источников тока // Технология металлов, 2000, № 1, с. 2−7.
  75. С.Д., Удальцов В. Г., Фармаковская A.A. Технологическая схема утилизации продуктов реакции воздушно-алюминиевых химических источников тока // Технология металлов, 2001, № 10, с. 39−41.
  76. С.Д., Удальцов В. Г., Фармаковская А.А.Технологическая схема утилизации продуктов реакции воздушно-алюминиевых химических источников тока // Ремонт, восстановление, модернизация, 2002, № 8, с. 4547.
  77. С.Д., Удальцов В. Г., Фармаковская A.A. Экономная эксплуатация энергетических установок на основе воздушно-алюминиевых химических источников тока // Ремонт, восстановление, модернизация, 2003, № 8, с. 4043.
  78. В.М., Севрук С. Д., Удальцов В. Г., Фармаковская A.A. Состояние разработки механически перезаряжаемых воздушно-алюминиевых источников тока большой удельной энергоёмкости // Электрохимическая энергетика. 2006. — т.6, № 3. — с. 156−159.
  79. Л.Л. // Всерос науч.-практ. конф. «Высшие Школы России: конверсия». M., 1996. С.445
  80. H.B. // Фундаментальные проблемы электрохимической энергетики: Материалы IV Междунар. конф, Саратов, 1999. С. 206.
  81. Andrey Z. Zhuk, Alexander Е. Sheindlin, Boris V. Kleymenov, Eugene I. Shkolnikov and Marat Yu. Lopatin // J. Power Sources, Vol 157, Is 2, 3 July 2006, Pages 921−926.
  82. A.E., Жук A.3., Клейменов Б. В., Школьников Е. И., Лопатин М. Ю. // Известия РАН, сер. Энергетика // 2006, № 2, с. 3- 11
  83. Жук А.З., Клейменов Б. В., Школьников Е. И. и др. Алюмоводородная энергетика /Под ред. А. Е. Шейндлина. М.: ОИВТ РАН, 2007.
  84. С.К., Кассюра В. П., Самойлова Л. А. // Фундаментальные проблемы электрохимии, энергетики: Материалы IV Международной конф. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. С. 162
  85. И.В., Коровин Н. В., Клейменов Б. В., Дьячков Е. В. // Фундаментальные проблемы электрохимической энергетики: Материалы IV Междунар. конф. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1999. С. 169.
  86. Н.Д., Модестова В.Н.// труды ИФХ АН СССР, -1955,-вып.4,-с.75.
  87. В.В., Фатеев Ю. Ф., Антропов Л. И. Состояние поверхности алюминия в щелочных растворах. // Украинский химический журнал, 1982, т. 48, № 9. с. 953−956,
  88. A.R., Drazic D.M., Purenovic M.M., Cikovic N. // J. Appl. Electrochem. 1976. V.6. P.527.
  89. D.D., English С. // J. Appl. Electrochem. 1990. V.20. P.405.
  90. A.M. и др. // Защита металлов. 1993. Т.29. С. 907.
  91. D.D., English С. // J. Appl. Electrochemistry. 1990. V.20. P.405.
  92. ChuD., Savinell R.F. // Electrochim. Acta. 1991. V.36. P. 1631.
  93. Н.П., Бибиков И. Н., Вячеславов П. М., Грилих Е. Электролитические сплавы. М.: Машгиз, 1962.
  94. В.А. Лужение и свинцевание. М.: Машиностроение, 1971.
  95. S., Holzer F., Desilvestro J., Haas О. // J. Appl. Electrochem, 1996, v. 26, p. 1217.
  96. Тьюки Дне. Анализ результатов наблюдений, — М.: Мир, 1981.
  97. Л.И., Макушина Е. М., Пинасенко В. Ф. Ингибиторы коррозии металлов Киев: Техника, 1981.
  98. Development of anodes for aluminum/air batteries solution phase inhibition of corrosion // J. of Applied Electrochem., 1990, v. 20, p. 405−417.
  99. С.А., Климов И. Н. О растворении алюминия в щелочах. // Изв. ВУЗов СССР. Химия и химическая технология, 1961, № 1.
  100. С., Пиннер Р. Химическая и электрохимическая обработка алюминия и его сплавов. Л.: Судпромгиз, 1960.
  101. Р.Н. Кинетика электроосаждения металлов из комплексных электролитов. М.: Наука, 1969.
  102. В.И. Современная гальванотехника. М.: Металлургия, 1967.
  103. М., Андерко К. Структуры двойных сплавов. М.: Металлугиздат, 1962.
  104. Л.Л. Клочкова, Е. Б. Кулаков, СД. Севрук, A.A. Фармаковская Кислородно-алюминиевый элемент с щелочным электролитом и улучшенными параметрами и характеристиками // II Всесоюз. конф. по электрохимической энергетике: Тез. докл. М., 1984. с. 22.
  105. В.И. Роль анионов раствора при депассивации алюминия и ингибировании коррозии // Защита металлов. 1984. Т. 20, вып. 3. с. 359−372.
  106. Итоги науки и техники. Т. 8: Коррозия и защита от коррозии. М.: ВИНИТИ, 1981.
  107. Итоги науки и техники. Т. 2: Коррозия и защита от коррозии. М.: ВИНИТИ, 1973.
  108. Н.П., Бибиков И. Н. Электролитические сплавы. М.: Машгиз, 1962.
  109. Клочкова JI. J1. // Всерос науч.-практ. конф. «Высшие Школы России: конверсия». М., 1996. с. 445.
  110. И.В., Коровин Н. В., Клейменов Б. В., Дьячков Е. В. // Фундаментальные проблемы электрохимической энергетики: Материалы IV Междунар. конф. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999, с. 169.
  111. Пат. 2 095 894 Россия. МКИ 6Н01М 12/06 А /Данилов В.П., Клочкова Л. Л., Севрук С. Д. Электролит для металловоздушного химического источника тока 1993.
  112. Л.А., Латышев Л. А., Пономарев-Степной H.H., Севрук Д. Д., Тихонов В. Б. Теория и расчёт энергосиловых установок космических летательных аппаратов: Учебник. М.: изд. МАИ, 2001.
  113. Н.С., Мучник Г. Ф. Электрохимические генераторы. М.: Энергоиздат, 1982.
  114. К.В., Севрук С. Д., Фармаковская A.A. Гибридная энергетическая установка на основе кислород-алюминиевых и кислород-водородных топливных элементов // «Междун. аэрокосмическая.- школа». М.: Аэрокосмическая инициатива, 2009. с. 169−172.
  115. Ю.С. Физико-химические методы анализа,— М.: Химия, 1974.-536 с.
  116. Методы измерения в электрохимии.// Пер. с англ. под ред. Чизмаджева Ю.А.-М.: Мир, 1974, — т. 1 587 е.- т. 2 — 477 с.
  117. Е.Д., Сысоева В. В., Шведова Н. В. Исследование анодного поведения алюминия в растворах щелочей потенциодинамическим методом //Ж.П.Х., 1983, 56, № 7, — 1663. 1666
  118. Коррозия и защита от коррозии.// Библиографический указатель.-М.: ВНТИ центр, 1983, — 241 с.
  119. В.В. Теоретические основы коррозии металлов.- Л.: Химия, 1973, — 265 с.
  120. Новые методы исследования коррозии металлов.// Под ред. Розенфельда И. Л. М.- Наука, 1973.
  121. Н.М., Сендел Е. Б. Количественный анализ. М.: Госхимиздат, 1948.
  122. А.Н. Элементарные оценки ошибок измерений. М.-Л.: Наука 1965.
  123. Е.Ф. Обработка результатов измерений. М.: Изд-во стандартов, 1973.
  124. М.А., Ройтман А. Б. Корреляционно-регрессионный анализ статистических данных в двигателестроении. М.: Машиностроение, 1974.
  125. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. -М.: Наука, 1968.
  126. А.И., Богвар О. С., Буйнов H.H. Металловедение алюминия и его сплавов. Справочник, — М.: Металлургия, 1983.
  127. В.В. Ингибирование растворения алюминия с целью повышения его стойкости в щелочных средах. // Дисс. канд. техн. наук Киев: Политехнический ин-т, 1984 г.
  128. В.В., Фатеев Ю. Ф., Антропов Л. И. Влияние неорганических соединений на ингибирующее действие сорбата при щелочной коррозии алюминия. // Межвузовский сб. Уральский гос. ун-т, вып. 2, Ижевск, 1960. -с. 26−28.
  129. В.В., Фатеев Ю. Ф., Антропов Л. И. Ингибирование коррозии алюминия в щелочах. // Укр. хим. журнал, 1982, т.48, № 4. с. 333−385.
  130. В.П., Дмитренко C.B., Брауде И. М. Воздушно-алюминиевые элементы с водным солевым электролитом. // «Электротехника», 1988, № 8, с. 12−14.
  131. В.П. Гидроокиси металлов. Киев, 1972.
  132. Н.Ф., Эфрос М. Д. Регулирование пористой структуры окисных адсорбентов и катализаторов. Минск, Наука и техника, 1971.
  133. Химия координационных соединений. ред. Дж. Бейлар, М., 1960, с. 379.
  134. Г. Н., Вирская Г. М., Ахмедов К. С. Адсорбция ПАК, ПАА-1, К-4. на синтетических сорбентах силикагеле и алюмогеле. // В сб. Адсорбционные свойства природных и синтетических сорбентов, Ташкентский ФАН, 1969, с. 130−134.
  135. С.Ф., Небера В. П. Синтетические флокулянты в процессах обезвоживания М., 1963, с. 244.
  136. Условия производственного применения полиакрил амида в технике очистки питьевой воды. Инф. письмо Акад. ком. хоз. им. К. Д. Памфилова, № 12(173),
  137. Т.И. О силах контактных взаимодействий твердых частиц в жидкой-среде. // В сб. Успехи коллоидной химии. М., Наука, 1973, с. 117−129.
  138. Ю.А. и др. Макрокинетика процессов в пористых средах (топливные элементы). М., 1971.
  139. В.В. Теоретическая электрохимия. Л., Химия, 1970.
  140. В. Н. Разработка и исследование элементной базы нового поколения для низкотемпературных электролизеров воды. Дисс. канд. техн. наук.-М.: МЭИ, 2009.1962.
Заполнить форму текущей работой