Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей
Психологические исследования (Личко А.Е., 1982; Клейберг Ю. А., 1998; Арсеньев A.C., 1999; Беличев С. А., 1999; Кон И. С., 1999; Захаров А. И., 2000; Исаев Д. Н., 2000; Каган В. Е., 2000; Матейчек 3., 2000; Реан A.A., 2000; Ковалев А. Г., 2002; Конвей Дж., 2004) в области развития ребенка показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы. Они могут, как… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Клинико-психологические особенности семьи как среды развития ребенка
- 1. 1. Актуальные клинико-психологические проблемы современной семьи
- 1. 2. Развод и проблемы одинокого материнства
- 1. 3. Особенности развития детей в разведенной семье
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Характеристика групп испытуемых
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Описание психологических диагностических методик
- 2. 2. 2. Описание статистических методов
- 3. 1. Основные проблемы одиноких матерей после развода
- 3. 2. Состояние здоровья одиноких разведенных матерей
- 3. 3. Личностные и эмоционально-поведенческие особенности подростков из разведенных семей
- 3. 4. Когнитивные особенности подростков из разведенных семей
- 3. 5. Изучение взаимосвязи некоторых эмоционально-поведенческих и личностных особенностей подростков из разных типов семей
- 3. 6. Факторная структура особенностей подростков из разведенных и полных семей
Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Психологические исследования (Личко А.Е., 1982; Клейберг Ю. А., 1998; Арсеньев A.C., 1999; Беличев С. А., 1999; Кон И. С., 1999; Захаров А. И., 2000; Исаев Д. Н., 2000; Каган В. Е., 2000; Матейчек 3., 2000; Реан A.A., 2000; Ковалев А. Г., 2002; Конвей Дж., 2004) в области развития ребенка показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы. Они могут, как способствовать, так и препятствовать оптимальному развитию его личности. По мнению психологов, процесс формирования личности начинается с момента рождения ребенка, причем ведущая роль в нем принадлежит воспитанию. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать позитивный взгляд на мир и на самого себя. При этом эти же факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к нарушениям в развитии ребенка: недоверие к окружающему миру, тревога, низкая самооценка и т. д.
Наиболее актуальным и интересным для исследователей (Гурьева В.А., Гиндикин В .Я., Семке В. Я., 2000; Райе Ф., 2000; Андреева Т. В., 2004; Дебесс М., 2004; Дмитриева Т. Б., 2005; Эйдемиллер Э. Г. 2005 и др.) является развитие детей в подростковом возрасте. Как известно, подростковый возраст наиболее чувствителен к различного рода нарушениям отношений в семье (Захаров А.И., 1988; Кондратьев М. Ю., 1997; Исаев Д. Н., 2000; Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е., 2004; Реан A.A., 2004; Эйдемиллер Э. Г., 2005). Переход к взрослой жизни, осложненный нарушениями в семейной системе, происходит тяжело, способствуя обострению акцентуаций, психопатий, невротических и психосоматических расстройств у подростков.
В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Большинство авторов (Алешина Ю., 1999; Голод С. И., 1999; Оганян К. И., 1999; Бондарская.
Г. А., 2001; Бойко В. В., 2002; Калабихина И. Е., 2002; Дементьева И. Ф., 2004; Сафарова Г. Л., 2004; Чистякова Н. Е., 2006), изучающих современные преобразования в сфере брака, семьи, рождаемости, склоняются к тому, что происходит кардинальное изменение общественного сознания в отношении представлений о браке, разводе, семейной жизни, рождении и воспитании детей. Семья оказывается средой, где растущий человек часто попадает в трудные жизненные ситуации. Одной из таких наиболее распространенных трудных жизненных ситуаций в жизни семьи и ребенка является развод родителей. По данным Федеральной службы государственной статистики (2007), в современной России практически треть зарегистрированных браков распадается, в 60−80% распавшихся браков проживают дети.
Исследования (Захаров А.И., 2000; Фигдор Г., 2000; Исаев Д. Н., 2004; Целуйко В. М., 2004; Amato P.R., 2000) свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на личность ребенка. Факт развода и особенности жизнедеятельности неполной разведенной семьи, возглавляемой одинокой матерью, могут провоцировать различные отклонения в поведении, эмоциональном состоянии, соматическом здоровье детей. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли развитие в неполной разведенной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.
Влияние развода на жизнедеятельность членов семьи чаще всего анализируется специалистами различных направлений (демографы, социологи, практикующие психологи, медики) как социально-психологический феномен, а также как фактор хронической психогенной травматизации ребенка. В настоящее время в научной литературе существует множество противоречий, требующих научного разрешения (влияние развода на психическое развитие ребенка, социальную адаптацию подростка и т. д.). Сегодня все чаще поднимается вопрос о реальной жизненной стойкости ребенка, воспринимающего ситуацию развода как трудность, с которой он может совладать, мобилизируя свои внутренние и внешние ресурсы (Зеленчукова C.B., 2000; Гурко Т. А., 2002; Алмазов Б. Н., 2004 и др.). При этом необходимо уточнить, что большинство отечественных работ, посвященных изучению неполных семей, написаны на основе материалов исследований периода 90-ых годов в России и касаются в основном социальных и психологических аспектов жизнедеятельности данного вида семьи.
В данной работе дается теоретический анализ ведущих психологических, социальных и медицинских исследований, касающихся особенностей реагирования детей на такое кризисное событие в их жизни, как развод родителей. В нашей работе проблема влияния развода на развитие детей подросткового возраста рассматривается с позиции клинической психологии, которая позволяют увидеть в новом аспекте проблемы подростков в разведенной семье.
На основании выявленных противоречий формулируется проблема данного диссертационного исследования: каковы клинико-психологические особенности подростков, воспитывающихся в разведенных семьях.
Целью нашего исследования является изучение клинико-психологических особенностей подростков 14−15 лет, воспитывающихся одинокой матерью после развода, состоявшегося 7−10 лет назад и клинико-психологических особенностей одиноких разведенных матерей.
В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи:
1. Исследовать некоторые клинико-психологические особенности подростков, воспитывающихся в разведенной семье (личностные, когнитивные, эмоционально-поведенческие).
2. Сравнить и установить различия клинико-психологических особенностей подростков из разведенных и полных семей.
3. Выявить и сравнить тендерные особенности подростков из разведенных и полных семей.
4. Исследовать клинико-психологические особенности одиноких разведенных матерей, расторгнувших брак более 7−10 лет назад.
5. Сравнить клинико-психологические особенности одиноких разведенных матерей и матерей, состоящих в браке.
6. Разработать принципы организации клинико-психологической помощи матерям и подросткам из разведенных семей с учетом выявленных особенностей подростков и одиноких разведенных матерей ерей.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, воспитывающиеся в разведенных семьях, имеют особенности в личностном, когнитивном и эмоционально-поведенческом статусе.
2. Существуют различия между подростками из разведенных и полных, условно благополучных семей по выраженности личностных, когнитивных, эмоционально-поведенческих особенностей.
3. Особенности межличностных отношений между одинокой матерью и ребенком определяют особенности подростков в разведенной семье.
4. Клинико-психологическое и психосоматическое состояние одинокой разведенной матери снижает ее адаптивные и воспитательные возможности.
Объектом исследования данной работы выбраны подростки 14−15 лет из разведенных семей, воспитывающиеся одинокой матерью в течение 7−10 лет после развода родителей и их матери, а предметом исследования — клинико-психологические особенности (личностные, когнитивные, эмоционально-поведенческие) подростков и их матерей из разведенных семей, влияние данных семей на развитие подростков.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
— Впервые эмпирически выявлены некоторые клинико-психологические особенности (эмоционально-поведенческие, личностные) у подростков 14−15 лет (учащихся 9-х классов общеобразовательных школ) из разведенных семей и у их матерей.
— Проведено сравнение особенностей 14−15-летних подростков из неполных разведенных и полных семей.
— Обнаружена связь между восприятием подростками стиля родительского воспитания (одинокой матери) и особенностями психо-эмоционального состояния подростков 14−15 лет из разведенных семей.
— Предложены принципы организации психологической помощи подросткам и их матерям с учетом наличия выявленных у них клинико-психологических особенностей.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сравнительный аспект изучения клинико-психологических особенностей подростков позволяет выявить общее и специфичное в эмоционально-поведенческом и личностном статусе подростков, проживающих в различных типах семей. Выявленные качественные особенности подростка после развода родителей (сроком 7−10 лет) позволяют расширить, клинико-психологические представления об особенностях подростков разведенных родителей, а также одиноких разведенных матерей.
Практическая значимость данного исследования в следующем:
— Данная работа является вкладом в понимании специфики развития подростков в неполной разведенной семье, возглавляемой одинокой матерью.
— Полученные данные о клинико-психологических особенностях подростков и одиноких матерей, их взаимоотношений позволят более дифференцированно оказывать клинико-психологическую помощь разведенной семье с учетом выявленных особенностей подростков и их матерей.
— В практике индивидуального консультирования целесообразно учитывать тендерные клинико-психологические особенности подростков из разведенных семей как возможного психологического механизма формирования у подростков неблагоприятных особенностей в поведении и сфере взаимоотношений.
— Результаты исследования представляют интерес для клинико-психологической, педагогической, психотерапевтической практики и социальной работы, могут быть широко использованы при создании спецкурсов и специализированных практикумов для студентов клинико-психологических, социально-ориентированных и психолого-педагогических специальностей.
Методологической основой исследования являются: социально-когнитивная теория и идея о самоэффективности личности (Бандура А.), отечественный междисциплинарный подход к теории психологического совладания со стрессом и трудными жизненными ситуациями: личностно-ценностный подход (Анцыферова Л.И.), клинико-психологический подход (Исаев Д.Н., Алешина Ю. Е., Кулаков С.А.), теоретические основы, социальной психологии семьи (Гозман Л.Я., Дружинин В. Н., Захаров А. И., Регуш Л. А., Мясищев В.Н.), системно-семейный подход (Эйдемиллер Э. Г., Варга А.Я.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов. В исследовании широко использовались: теоретический анализ клинико-психологической и психолого-социальной литературы по проблеме исследованияэмпирические и психодиагностические методыкачественный и количественный анализ результатов с применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных.
Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был сформирован методический комплекс, включающий методики:
— для подростков: Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (юношеский вариант) — Школьный тест умственного развитияОпросник агрессивности Басса-ДаркиТест рисуночной фрустрации С. РозенцвейгаТест школьной тревожности ФилипсаШкала безнадежности БекаОпросник «Подростки о родителях" — Опросник «Карта интересов». Диагностические методики, применяемые в нашем исследовании, направлены на выявление личностных, когнитивных, эмоционально-поведенческих особенностей подростков из разведенных и полных семей;
— для одиноких разведенных матерей: Шкала стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге- «Шкала Общего Состояния Здоровья»;
Общий тест здоровья Дж. Озавы". Диагностические методики направлены на выявление психо-эмоционального и психосоматического статуса одиноких разведенных матерей.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета SPSS 13,0. Для обработки эмпирических данных использовались современные методы математической статистики: сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента, корреляционный и факторный анализы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности воспитания одинокой матерью ребенка в неполной разведенной семье являются хроническим психотравмирующим фактором, приводящим к нарушениям в эмоционально-поведенческой и личностной сферах развития подростка.
2. Клинико-психологическое состояние и трудности в адаптации одинокой разведенной матери могут выступать в качестве предпосылок формирования клинико-психологических особенностей у ее детей подросткового возраста.
3. Содержание и проявления клинико-психологических особенностей (личностных, эмоционально-поведенческих) у подростков из разведенных семей имеют количественную и качественную специфику, которая отличает этих подростков от сверстников из условно благополучных семей.
4. Мальчики-подростки из разведенных семей отличаются низким уровнем стрессоустойчивости, склонностью к самообвинению, проявлениями скрытой внутренней агрессии, высоким уровнем тревожности, чувством безнадежности по отношению к будущему. Они испытывают значительные трудности в межличностных отношениях с социальным окружением. В структуре личностных особенностей мальчиков-подростков из разведенных семей выделяются параметры, связанные с неуверенностью в себе, зависимостью от окружения, потребностью в поддержке и меньшей самостоятельностью.
5. Девочки-подростки из разведенных семей характеризуются преобладанием активных видов агрессии, состоянием постоянного возбуждения, внутреннего напряжения, а также неблагоприятными эмоциональными переживаниями в ситуациях учебной деятельности. Они уделяют чрезмерное внимание удовлетворению ситуативно возникающих потребностей и не склонны прибегать к помощи окружающих при попытках разрешить сложные ситуации.
ВЫВОДЫ.
Проведенное нами теоретическое и, эмпирическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Большинство проблем у одиноких-матерей после распада семьи условно можно разделить на три вида: социальные, психологические и соматические. Среди психологических проблем у матерей после развода обнаружены: преобладание негативного эмоционального фона (страх будущего, чувство одиночества, обиды, вины). В соматической сфере отмечаются проблемы в функционировании нервной и опорно-двигательной систем организма. Социальные проблемы: неблагополучное материальное положение семьи, высокая профессиональная занятость и т. д. Данные проблемы затрудняют адаптацию матерей после распада семьи, и это, в свою очередь, отрицательно сказывается на воспитательном потенциале одинокой матери.
2. Характер отношений между одинокой матерью и ее детьми-подростками сказывается на формировании неблагоприятных личностных и эмоционально-поведенческих особенностей подростков. Значимыми параметрами отношений в диаде «мать-сын», негативно отражающимися на развитии эмоциональной сферы мальчиков-подростков, является дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям, а у девочек-подростков — амбивалентность воспитания, проявляющаяся в снижении внимания одинокой матери к воспитательному процессу дочерей.
3. Дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям в разведенной семье провоцирует у них развитие в большей степени чувства вины. Амбивалентность воспитания, проявляющаяся в нетребовательности и снижении внимания одинокой матери к дочерям вызывает чувство обиды, вины, замкнутость.
4. Особенность жизнедеятельности и развития в разведенной семье оказывается хроническим психотравмирующим фактором, приводящим к нарушениям в эмоционально-поведенческой и личностной сферах развития подростка. Выявленные особенности подростков в данных сферах могут создавать риск для возникновения расстройства адаптации, невротических нарушений поведения, низкой фрустрационной толерантности.
5. Период времени после развода родителей негативно' связан с субъективным восприятием подростками собственного ближайшего и отдаленного будущего. Чем на более ранний-возраст приходился развод, тем негативнее оценивают собственное ближайшее и отдаленное будущее, как мальчики, так и девочки из разведенных семей.
6. Исследование особенностей реагирования подростков на фрустрирующие ситуации продемонстрировало существенные различия в, поведении мальчиков и девочек. У мальчиков-подростков и из разведенных семей на фоне сниженного уровня стрессоустойчивости проявляется стремление к осторожности, предупреждению развития негативных ситуаций, а также повышенный уровень враждебности в поведении, снижающий внешнюю активность при неожиданном столкновении с неприятными ситуациями, склонность к самообвинению, длительному глубокому внутреннему переживанию неприятных ситуаций. У девочек-подростков склонность к самообвинению повышает ориентацию на самостоятельный поиск рациональных решений возникших проблем. Девочки-подростки в ситуациях фрустрации уделяют чрезмерное внимание удовлетворению ситуативно возникающих потребностей, не склонны прибегать к помощи окружающих в попытках разрешить сложные ситуации.
7. Существуют различия в эмоциональной сфере у подростков из разведенных семей. Мальчики демонстрируют склонность к проявлению скрытой внутренней агрессии, высокий уровень тревожности, особенно в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации* собственных возможностей. Девочки характеризуются преобладанием активных видовагрессии, состоянием постоянного возбуждения, эмоциональной неустойчивости, с преобладанием пониженного настроения. Отличительной характеристикой девочек является негативноевнутреннее напряжение, — эмоциональные переживания в ситуациях учебной деятельности: тревога" и, страх при оценке их способностейвозможностей, проверке знаний и т. д.
8. В структуре личностных особенностей мальчиков-подростков из разведенных семей выделяются параметры, связанные с неуверенностью в себе, апатичностью, пессимистичностьюбольшей зависимостью от оценок имнения окружения, потребностью в поддержке и меньшей самостоятельностью. Девочки-подростки испытывают психическую напряженность, в своем поведении ориентируются' на, групповое мнение, нуждаются в, поддержке окружающих, испытывают затруднения-в выборе собственнойлинииповедения.
9. Наблюдаются1 тендерные особенности у подростков из разведенных семей: мальчики-подростки имеют затруднения, как в социальной адаптации, так и в личностном развитии, воспитание подростка одинокой матерью приводит к отклонениям от тендерных стереотипов. Они более тревожны, апатичны, не склонны к проявлению активных видов агрессии, робки и беспокойны. У девочек-подростков из разведенных семей отмечаетсядоминирование в структуре личностных черт, связанных с проблемами негативного внутреннего напряжения: раздражительность, агрессивность, тревожность, фрустрированность.
Ю.Выявленные клинико-психологические особенности провоцируют у подростков осознание собственной социальной неуспешности (страх взаимодействия с социальным окружением), что должно учитываться при организации клинико-психологического сопровождения подростков из разведенных семей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В работе выполнен анализ отечественных и зарубежных литературных данных, касающихся проблемы последствий развода для жизнедеятельности членов распавшейся, семьи с акцентом на изучение клинико-психологических особенностей реагирования подростков 14−15 лет и их матерей.
Автором синтезированы теоретические и эмпирические данные демографического, социологического, психологического, клинического, педагогического, социального направлений в подходе к этой проблеме.
Автором впервые на российском материале исследованы и проанализированы особенности разведенных матерей и их детей-подростков 14−15 лет, воспитывающихся одинокой матерью в разведенной семье (сроком 710 лет). Для выявления' специфики этих групп проведено их сравнение с группой матерей и подростков 14−15 лет из полных семей.
Выполнена исследовательская работа с целью изучения клинико-психологических особенностей подростков, воспитывающихся в разведенной семье и их матерей.
Разработан и опробован комплекс диагностических методик, подобранных в зависимости от изучаемойсферы развитияподростка и их матерей. Сформированныйкомплекс диагностических методик направлен на использование в клинико-психологической, психолого-педагогической и социальной сферах с целью экспертизы клинико-психологических особенностей подростков из разведенных семей и одиноких разведенных матерей.
Получены и представлены результаты исследования когнитивных, эмоционально-поведенческих, личностных особенностей подростков из разведенных семей. Проведен сравнительный анализ особенностей развития подростков из разведенных и полных семей. Данные результаты позволяют уточнить представление о происходящих качественных и количественных изменениях в психическом, социальном, когнитивном развитии детей. Исследование клинико-психологических особенностей подростков и их матерей из разведенных семей проведено в различных общеобразовательных средних школах Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Проведенная работа в рамках диссертационного исследования подтверждает выдвинутые ранее гипотезы. Подростки, воспитывающиеся в разведенных семьях, имеют особенности в личностном и эмоционально-поведенческом статусе и они отличаются от подростков из полных семей. Предположение о существующих особенностях в когнитивной сфере у подростков из разведенных семей не подтвердилось, что позволяет отмечать положительные перспективы профилактической и психокоррекционной работы с этими подростками. У мальчиков-подростков, воспитывающихся в разведенной семье одинокой матерью, больше выявлены тендерные особенности и клинико-психологические проблемы, чем у девочек-подростков. Полученные данные проведенного исследования являются высокозначимыми по целому ряду параметров, что позволяет наметить вероятные зоны риска нарушений развития у подростков из разведенной семьи. Зонами риска являются особенности эмоциональной сферы подростков и личностного самоопределения. Особенности межличностных отношений между одинокой матерью и ребенком определяют особенности подростков в разведенной семье. Дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям в разведенной семье провоцирует у них развитие в большей степени чувства вины. Амбивалентность воспитания, проявляющаяся в нетребовательности и сниженном внимании одинокой матери к дочерям вызывает чувство обиды, вины, замкнутость у девочек-подростков. Клинико-психологическое и психосоматическое состояние одинокой разведенной матери снижает ее адаптивные и воспитательные возможности. Среди психологических проблем у матерей после развода обнаружены преобладание негативного эмоционального фона, страх будущего, чувство одиночества, обиды, вины. В соматической сфере отмечаются проблемы в функционировании нервной и опорно-двигательной систем организма.
Полученные в диссертационной работе результаты эмпирического исследования относительно особенностей подростков из разведенных семей, а также трудностей у одиноких матерей после развода представляют практический интерес при организации клинико-психологического сопровождения, психотерапии, консультирования членов разведенной семьи с целью повышения уровня адаптивности у подростков и матерей. Наши результаты позволяют повысить уровень эффективности проводимой комплексной клинико-психологической работы с подростками и разведенными матерями с детьми.
В дальнейшем, является перспективным продолжить исследование клинико-психологических особенностей подростков из разведенных семей и прояснить влияние психо-эмоционального и психосоматического состояния одинокой разведенной матери на особенности подростков.
Список литературы
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -208с.
- Архангельский В.Н. Взаимоотношения в современной российской семье /В.Н. Архангельский //Народонаселение. Ежеквартальный научный журнал. М.: Изд-во ИСЭПН, 2002. — № 2. — С.50−52.
- Березин C.B., Лисецкий К. С. Наркомания глазами семейного психолога. СПб.: Речь, 2005. — 240с.
- Березин C.B., Лисецкий К. С., Серебрякова М. Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001.-50с.
- Бестужева-Лада С. И. Анатомия развода /С.И. Бестужева-Лада //Смена. Лит.-худож. и науч.-попул. журнал. М.: ООО «Издательский дом журнала „Смена“», 2002. -№ 7. — С. 18−20.
- Бойко В.В. Социально-защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России /В.В. Бойко, K.M. Оганян, О. И. Копытенкова. -СПб.: Сударыня, 1999. 157с.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. — С.45.
- И. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. — СПб.: ФАРМиндекс, 2000. С. 64, G.85.
- Вассерман Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. — С.89.
- Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора /Д. Видра //Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 1998. — № 12. — С.84−89.
- Видра Д. О: Помощь разведенным родителям и их детям. М.: Академия, 2000. — 224с.
- Волкова А.Н., Гарскова Г. Г., Кучукова Н. Ю. Здоровая семья /в кн.: Диагностика здоровья. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2007. — 950с.
- Вроно Е.В. Внутрисемейное насилие и детские суициды /Е.В. Вроно //Семейная психология и семейная терапия. Ежеквартальный научно-практический журнал. М.: ООО «Исследовательская группа „Социальные науки“», 1998. — № 4. — С.23−25.
- Вроно Е.В. Несчастливые дети трудные родители. — М.: Семья и школа, 1997.-97с.
- Гаврилицына O.A. Чувство вины у работающей женщины /O.A. Гаврилицына //Вопросы психологии. Научный журнал Российской академии образования. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1998. — № 4. — С. 5659.
- Гарднер P.A. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002. -С.221.
- Геращенко JI. J1. Семья в круговороте развода, или как избежать конфликтов. М.: Мир. Книги, 2004. — 132с.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998'. — 264с.
- Горбатков А1.А. Шкала надежды и безнадежности для"1 подростков: некоторые аспекты валидности /A.A. Горбатков //Психологическая наука и образование. Ежеквартальный научно-практический журнал. — М.: Изд-во МГППУ, 2002. № 3. — С.89−103.
- Гурко) Т. А. Программа социальной" работы с неполными семьями. М.: Класс, 1992. — С.И.
- Дармодехин C.B. Семья и Государство: Монография. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. — 327с.
- Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. /И.Ф. Дементьева, //Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. М.: Наука, 2001.- № 11 — С. 108−112.
- Дементьева И.Ф. Развод и дети. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — С.48.
- Демографический ежегодник России 2007: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2007. 551с.
- Диагностика здоровья. Психологический практикум /Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. — 950с.
- Еникеева Д. Несчастливый брак. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — 119с.
- Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» /Под ред. Н. М. Римашевской. М.: ИСЭПН, 2001. — 320с.
- Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи России /Д.В: Зайцев //Дефектология. Научно-методический журнал. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2001. — № 6. — С.13−16.
- Закирова В.М. Развод и насилие в семье — феномены семейного не благополучия /В.М1 Закирова //Социологические исследования. Ежемесячный, научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. -М.: Наука, 2002. № 12. -С.131−133.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 20 001 -С.65.
- Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Эксмо-пресс, 2000.' - 445 с.
- Исаев Д. Н1 Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. — 384с.
- Исаев Д: Н. Психосоматические расстройства у детей: Рук-во для врачей.- СПб.: Питер, 2000. С. 67, С. 87.
- Кингма Д.Р. Как пережить расставание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 223с.
- Кент М. Стратегия развода: О чем вам не расскажет ваш адвокат /М. Кент- пер. с англ. А. Н. Степановой. — СПб.: Лениздат, 1993. С. 89.
- Клиническая психология: Учебник /Под ред. Б. Д. Карвасарского СПб.: Питер, 2004. — 960с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). -М.: Медицина, 1979. 608с.
- Конвей Дж. Взрослые дети разводов. Красноярск: Поликом, 2002. — 264 с.
- Коренева E.H. Если в семье конфликт. Ярославль: Академия Холдинг, 2001. — 193с.
- Крюкова Т.Л., Сапоровская Е. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности wсовладение с ними. СПб.: Речь, 2005. — 239с.
- Левин А.И., Левина Л. В. Современная семья и ее эволюция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Курск- М.: Cores, 2001. -186с.
- Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб.: Питер, 1997. — 127с.
- Логушко Т.В. Как пережить развод. СПб.: Питер, 2002. — 192с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 147с:
- Мейснер Т. Вундеркинды: реализовнные и- нереализованные способности /Пер. с нем. Г. Рыбаковой. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. -368с.
- Михеева А.Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права проблемы. Теоретические материалы к курсу «Социология семьи». /А.Р. Михеева- М-во образования РФ, 1 Новосиб. гос. ун-т. Экон. фак. Каф. общ. социологии. Новосибирск: НГУ, 2002. — 27с.
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб.: Речь, 2006. — 144с.
- Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова M. TL, Малярова Н. В. Чей я мамин или папин.- - М.: МЦНМО, 1995. — 165с.
- Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М. И., Малярова^ Н.В., Мухортова Е. А. Ребенок в карусели развода. М.: ТОО «ТП», 1998. — С.77.
- Население России сегодня /Под ред. И. Е. Калабихиной. М.: ТЕИС, 1999.-291с.
- Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. — 416с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. -СПб.: Речь, 20 041 392с.
- Олифирович H.H., Зинкевич-Куземкина Т.А., Вилента Т. Ф. Психология семейных кризисов СПб.: Речь, 2006. — 260с.
- Орлов Ю.М. Выживание при разводе М.: Слайдинг, 2002. — С.32, С. 68.64- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых —1. СПб.: Питер, 1998. С. 96.
- Первова И. Л. Диагностика и. лечение детской и подростковой депрессии /И.Л. Первова //Вопросы психологии. Научный журнал Российской академии образования. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1999. — № 3. — С.107−109.
- Подросток на перекрестке эпох (проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков) /Под ред. C.B. Кривцовой. — М.: Генезис, 1997.- 135с.
- Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. — С.332, С. 577.
- Прокофьева JI.M. Отцы и их дети после развода /JI.M. Прокофьева, М.-Ф. Валетас //Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук. — М.: Наука, 2002. № 6. — С. 111−115.
- Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие /Под ред. B.C. Торохтий. М: Сфера, 2005. — 224с.
- Психиатрия детского и подросткового возраста: Рук-во для врачей /Под ред. К. Гиллберга, JI. Хеллгрена- русс. ред. П.И. Сидорова- пер. со швед. Ю. А. Маковеевой М: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 544с.
- Психическое здоровье детей и подростков. /Под ред. И. В. Дубровина. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 258с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие /И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина.- Психол. ин-т РАО. М.: Академия, 1999. — 124с.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003 — 767с.
- Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития /Сост.: В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. -379с.
- Психотерапия женщин /Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. М.: Питер, 2003. -208с.
- Пухова Т.И. Развитие: представлений о семейных отношениях у детей /Т.И. Пухова //Вопросы, психологии. Научный журнал Российской- академии образования. М.: Изд-во Акад. пед: наук, 1996. — № 2. — С. 1416. • -¦¦•¦' :
- Райгородский Д.Я. Психология семьи.- Самара: Бахрах-М, 20 021 — 299с.
- Руденкова Е.А. Психокоррекционная работа с детьми /ПЛ. Руденкова //Начальная школа плюс До? и После. Ежемесячный- науч.-метод, и психол--пед.- журнал- — Mi: М-во:.образованиям РФ и, др.1, 1998 № 5. -С.87−89. '
- Савинов Л.И., Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие /Под ред. проф. Л! И. Савикова. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К0, 2004. —1. G.21. .
- Сапогова Е.Е. Психосексуальная идентификациям дошкольном возрасте /Е.Е. Сапогова //Журнал практического психолога. Научно-практический журнал. -М.: Фолиум, 1996. № 5. — С.3−9.
- Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999. — 281с.
- Свон-Джексон Э. Меж двух огней: О психол. помощи подросткам при разводе- родителей: по страниц- кн. /Э. Свон-Джексон- подгот.
- H.Михайлова //Семья и школа. Ежемес. журнал /Акад. пед. наук РСФСР. М.- Л.: изд-во Акад. педагогических наук РСФСР, 2000. -№ 7/8. — С. 12−14.
- Семейный кодекс Российской: Федерации- С постатейным приложением нормативных актов и документов- /сост. Л. М. Пчелинцева, C.B. Пчелинцев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА, 2001. 169с.
- Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. Коллективная монография. /Ред. T.JI. Крюкова, М. В. Сапоровская. — Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2003. 180с.
- Системная семейная психотерапия /Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002. — 368с.
- Скиннер Р., Клииз Д: Семья и как в ней уцелеть М.: Независимая фирма «Класс», 1995. — 272с.
- Смирнова Е.О., Собкин Е. С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников в неполных семьях //Вопросы психологии Научный журнал Российской академии образования. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1999. № 6 — С. 18−24.
- Социальная энциклопедия /Ред. кол.: А. П. Горкин, Г. Н. Корелова, Е. Д. Катульский и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. — 331с.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 198с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под общ. ред. С. Ю. Циркина. — СПб: Питер, 2001 354с.
- Сысенко В.А. Роль матери в формировании личности ребенка /В.А. Сысенко //Народонаселение. Ежеквартальный научный журнал. М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. — № 2. — С.21−24.
- Тартаковская И: Социология семьи и пола. Самара: Международный ин-т «Открытое общество», Самарский филиал, 1997. — 254с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 1987. — 352с.
- Федотова Ю.В. Проблема, понимания кризиса семьи /Ю.В.Федотова //Социологические исследования. Ежемесячный научный- и общественно-политический журнал Российской Академии наук. М.: Наука, 2003.- № 11. — С.129−137.
- Фигдор Г. Дети* разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). М.: Наука, 1995. — С.37.
- Фигдор" Г. Между иллюзией «развода» и* ответственностью за вину /Г. Фигдор //Психологический журнал. Журнал Российской академии наук.- М.: Наука- 1998. т.19. — № 5. — С.88−91.
- Ю1.Цветкова H.A. Теория и технология психосоциальной работы с женщинами: Учебное пособие. Псков: ПГПИ, 2005. — 159с.
- Ю2.Целуйко ВМ: Психология неблагополучной семьи М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-272с.
- Черников A.B. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2001. — 208с.
- Шаграева O.A. Детская психология: Теоретический и практический курс. Учебное пособие М.: Владос, 200 Г. — 367с.
- Шнейдер Л.Б. Психология, семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. — 301с.
- Штернберг Р.Дж. Интеллект, приносящий успех /Пер. с англ. С. И. Ананина. Мн.: Попурри, 2000. — 368с.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. -СПб.: Речь, 2005. С. И, С. 15.
- Эйдемиллер^ Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2002. С. 20, С. 45.
- Amato P.R. The consequences of divorce for adults and’children.//Journal of Marriage and the Family, 2000. Vol. 62. № 4. P. 1269−1287. USA
- Amato P.R., Booth A. A Prospective study of divorce and parent-child relationships. //Journal of Marriage and the Family, 1996. Vol. 58. № 2. P.627−638: USA
- Amato P.R. Children of divorce in the 1990s: An update1 of the Amato and Keith (1991) Meta-Analysis //Journal of Family Psychology, 2001. Vol. 15. P. l 12−135. USA
- Amato P.R., Sobolewski J. M: The effects of divorce on fathers and children: Nonresidential fathers and stepfathers. /In: M.E. Lamb (Ed.). The Role of the Father in Child Development (4th Ed.), 2004. P. 900−921. Hoboken: Wiley
- Amato P. R, Rivera F. Paternal involvement and children’s behavior problems. //Journal of Marriage and the Family, 1999. Vol. 61. P. 375−384. USA
- Amato P.R., Keith B. Parental' divorce and the well-being of children: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 1991. Vol. 110(1). P. 26−46. USA
- Amato P. R, Sobolewski J.M. The effects of divorce and marital discord on adult children’s psychological well-being. //American Sociological Review, 2001. Vol. 66(6). P.1 800−821. USA
- Amato P.R. Children’s adjustment to divorce: Theories, hypotheses and empirical’support. //Journal of Marriage and the Family, 1997. Vol! 55. № 1. P. 111−116. USA
- Arditti J.A. Differences between fathers with joint custody and noncustodial fathers. //American Journal of Orthopsychiatry, 1992*. Vol. 62(2). P. 186−195. USA
- Arditti J.A. Rethinking relationships between^ divorced mothers and their children: Capitalizing on family strengths //Family Relations, 1999- Vol. 48. № 2: P.109−120. USA
- Arendellh T. After divorce: Investigations into father absence. Gender and society, 1992. Vol. 6(4). Pi 562−586. USA
- Aseltine Jr., Robert H. Pathways linking parental divorce with adolescent depression.* //Journal of Health and Social Behavior, 1996. Vol. 37. № 2. P.89−96. USA
- Baydar N. Effects on parental separation and re-entry into union on the emotional well-being of children:. //Journal-of Marriage and the Family, 1988. Vol. 50. P. 967−981. USA
- Bolgar R., Zweig-Frank H., Paris J. Childhood antecedents of interpersonal problems in young adult children of divorce. //Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1995. Vol-. 34(2). P. 143−150. USA
- Booth A. Causes and consequences of divorce. Reflections on recent research. /In R.A. Thompson, P.R. Amato (Eds.). The Postdivorce Family. Children, Parenting, and Society, 1999. 237 p.
- Booth C., Clarke-Stewart K.A., McCartney K., Owen M.T., Vandell D.L. Effects of parental separation' and divorce on very young children. //Journal of Family Psychology, 2000. Vol. 14. P. 304−326. USA
- Carothers Si, Borkowski, J., Whitman, T. Children of adolescent1: mothers: — Exposure to negative life events and! the role of social supports on their socioemotional adjustment //Journal of Youth and Adolescence, 2006. Vol. 35. № 5. P. 822−832. USA
- Doherty W. J, Needle R-I1. Psychological adjustment and substance use among adolescent and after a parental divorce. //Child Development, 1991. Vol. 62. P. 328−337. USA
- Ehrenberg M., Pringle J., Bush J., Stewart L., Roche D. Adolescents in divorcing families perceptions of what helps and hinders //Journal of Divorce and Remarriage, 2006. Vol. 45(3−4). P. 69−91. USA
- Emery R.E., Coiro M.J. Some costs of coping: Stress and distress: among children from divorced families. /In D. Cicchetti, S. Toth (Eds.), Developmental perspectives on trauma: Theory, research, and intervention 1997. P. 435−462. USA
- Emery R.E. Postdivorce family life for children: an ovei*view of research and some implications for policy. /In: The Postdivorce Family. Edited by Ross A. 1999. 203 p.
- Emery R.E., Coiro M.J. Divorce: consequences for children. //Pediatrics in Review, 1995. Vol. 16. P. 306−310. USA
- Forehand R., Armistead L., David C. Is adolescent adjustment following parental divorce a function, of pre-divorce adjustment //Journal of Abnormal Child Psychology, 1997. Vol. 25. P. 157−164. USA
- Furstenberg F.F., Kiernan K.E. Delayed parental divorce: How much do children- benefit? //Journal of Marriage and Family, 2001. Vol: 63. P. 181 204. USA
- Gardner R. A. Denial of the parental alienation syndrome //American Journal ofFamily Therapy, 2002. Vol. 30(3). P. 328−337. USA
- Gardner R.A. Differentiating between PAS and bona fide abuse/neglect. //American Journal of Family Therapy, 1999: Vol. 27(3). P. 233−256. USA
- Gindes M. The psychological effects of relocation for children of divorce. //Journal of the American Academy of Matrimonial Lawyers, 1998. Vol. 15. P. 183−209. USA
- Gottman J.M., Levenson R.W. A two-factor model for predicting when a couple will divorce: exploratory analyses using 14-year longitudinal data. //Family Process, 2002. Vol. 41(1). P. 178−201. USA
- Herring M. Depression* and attachment in families: a child-focused perspective. //Family Process, 2002. Vol. 41(3). P. 195−212. USA
- Hetherington E. M: An overview of the Virginia longitudinal study of divorce and remarriage with a focus on early adolescence: //Journal of Family Psychology, 1993. Vol. 7(1). P. 39−56. USA
- Hetherington E.M. Coping with’divorce, single parenting, and remarriage. A risk and resiliency perspective. 1999i 212 p. London: Lawrence Erlbaum.
- Hetherington E. Mi, Stanley-Hagan M. The effects of divorce on fathers and their children /In" M.E. Lamb The role of the father in child development. 1997.-211 p. New York
- Hines A.M. Divorce-related*transitions, adolescent development, and the role of the parent-child relationship: A review of the literature. //Journal of Marriage and the Family, 1997. Vol. 59(2). P. 375−388. USA
- Houseknecht S., Sastry J. Family «decline» and child well-being: A comparative Assessment. //Journal of Marriage and the Family, 1996. Vol. 58. P. 726−739. USA
- HutchinsonR.L., Spangler-Hirsch S.L. Children of divorce and single-parent lifestyles: Facilitating well-being. /In C.A. Everett, Children of divorce: Developmental and clinical issues, 1989. P. 5−24. New York
- Kelly J.B. Children’s adjustment in conflicted marriage and divorce: A decade review of research. //Journal' of the American academy of Child and adolescent Psychiatry, 2000. Vol. 39(8). P. 378−397. USA
- Kelly J.B., Emery R.E. Children’s adjustment following divorce: Risk and resiliency perspectives. //Family Relations, 2003. Vol.52. P. 352−362. USA
- Kurtz L. The relation between parental coping" strategies and children’s adaptive processes in divorced and intact families. //Journal of Divorce and* Remarriage, 1995. Vol: 24(¾). P. 89−110i USA
- Laumann-Billings E., Emery R.E. Distress among young adults from divorced families. //Journal of Family Psychology, 2000. Vol. 14. P. 671−687. USA
- Lawton L.E., Bures R. Parental divorce and the «Switching» of religious identity. //Journalfor the Scientific Study of Religion, 2001. Vol. 40. P. 99 111. USA
- Luecken L.J., Fabricius W.V. Physical health vulnerability in adult children from divorced and intact families //Journal of Psychosomatic Research- 2003. Vol. 55(3). P. 221−228. USA
- Martin-Lebrun E., Poussin G., Barumandzadeh T., Bost M. Psychological consequences- of parental separation on children //Archives de Pediatric, 1997. Vol. 4(9). P. 886−892. USA
- Morrison D.R., Cherlin A.J. The divorce process and young children’s well-being: A prospective analysis. //Journal of Marriage and the Family 1997. Vol. 57(3). P. 800−812. USA
- Morrison D.R., Coiro M. J: Parental conflict and marital disruption: Do children benefit when high conflict marriages are dissolved? //Journal of Marriage and the Family, 1999. Vol. 61(3). P.626−637. USA
- Needle R.H., Sue S.S., Doherty W. J1. Divorce, remarriage and adolescent substance abuse: A prospective longitudinal study. //Journal of Marriage and the Family, 1990. Vol. 52. P. 157−169. USA
- RiggiO’H:R. Parental marital conflict and divorce, parent-child relationships, social support, and relationship anxiety in young adulthood? //Personal Relationships, 2004. Vol-.T 1(1> P. 99−1,14. USA
- Sandler I.N., Tein J.Y., Mehta P.' et al. Coping efficacy and psychological problems of children-of divorce. //Child Development, 2000. Vol: 71(4). P. 1099−1118. USA.
- Sever I., Guttmann J., Lazar A. Postive consequences of parental’divorce amongTsraeli young adults: A long-term effect model //Marriage and Family Review, 2007. Vol. 42(2). P. 7−28. USA
- Shapiro A., Lambert J.D. Longitudinal effects on the quality of the father-child relationship andf the father’s psychological well-being' //Journal of Marriage and, the Family, 1999: Vol. 61'. P.387−408. USA
- Simons R.L., Conger R.D., Lorenz F.O., Gordon L.C., Lin K. Explaining the higher incidence of adjustment problems of children of divorce compared with those in two-parent families. //Journal of Marriage and the Family, 2000. Vol. 6L P.1020−1034. USA
- Sun Y. Family environment and adolescents' well-being before and after parents' marital disruption: a longitudinal analysis. //Journal of Marriage and the Family, 2001. Vol. 3(2). P:397−407. USA
- Taanila A., Laitinen E., Moilanen I. Effects of family interaction on the child’s behavior in single-parent or reconstructed-families. //Family Process, 2002. Vol. 41(4> P.7−10. USA
- Tucker J.S., Friedman H.S., Schwartz J.E. et al. Parental divorce: effects on individual behavior and longevity. //Journal of Personality and Social Psychology, 1997. Vol. 73(2). P. 381−391. USA154 ¦
- Umberson D. Relationships between adult children and their parents: Psychological consequences for both generations //Journal of Marriage- and the Family, 1992. Vol.54. P- 664−685. USA
- Waite L.J., Lillard LA. Children and marital disruption. //The American Journal of Sociology, 2001. Vol. 96(4). P. 930−953- USA
- Wallerstein J.S., Lewis J. The long-term impact of divorce on children: A first report from a 25-year study. //Family and Conciliation Courts Review, 1998. Vol.36. P. 368−383. USA
- Winstok Z., Sherer M., Enosh G. The effect, of divorce on personal and familial images: the adolescent’s perspective //Journal of Child Custody, 2004. Vol. 1(3). P. 19−35. USA
- Wood J.J., Repetti R.L., Roesch S.C. Divorce and children’s adjustment problems at home and school: The role of depressive /Withdrawn Parenting //Child Psychiatry and Human Development, 2004- Vol.35. P. 276−298. USA
- Zill N., Morrison D., Coiro M.J. Long-term effects of parental divorce on parent-child relationships^ adjustment, and achievement in young adulthood. //Journal of Family Psychology, 1993- Vol. 7(1). Pi 356−366. USAдг1. Анкета 1 (для подростков)
- Ответьте, пожалуйста, на представленные в Анкете вопросы. Ответов может быть несколько.1. Фамилия2. Имя3. Возраст4. Пол
- Семейное положение твоих родителей:1. Женаты2. Живут раздельно3. В разводе1.3 года3.7 лет7.10 летболее 10 лет4. Другое
- Состав семьи на данный момент:1. Мама2. Отец3. Бабушка или дедушка
- Другие родственники (брат, сестра)
- Мама и отчим (папа и мачеха)
- Твоя успеваемость в школе (как ты учишься):1. Я учусь скорее на тройки
- Я учусь скорее на четверки3. Я учусь скорее на пятерки
- Как ты оцениваешь свое здоровье:1. Я здоров2. Я часто болею3. другое
- Каковы твои планы после окончания школы:
- Учиться в училище, колледже2. Учиться в ВУЗе3. Работать4. Другое
- Определился ли ты с выбором профессии:1. Да2. Нет3. Сомневаюсь в выборебЪ
- Анкета 2 (для одиноких матерей)1
- Ваш возраст на момент развода?
- Ваш возраст на данный момент
- Ваш супружеский стаж на момент развода?
- Количество детей на момент развода (если есть)
- Социальный статус Вашей семьи а) нищета б) бедность в) социальный минимумг) выше социального минимума
- Какое у Вас образование? а) высшее, незаконченное высшее- б) средне-специальное в) среднее
- Кто на Ваш взгляд был инициатором развода? а) я б) муж в) я и муж г) другие
- Являлся ли развод для Вас стрессовой ситуацией? а) да б) нет
- Какие чувства переживали после развода?
- Что Вас больше всего беспокоило после развода?11. Что принес Вам развод?1. Положительное1. Отрицательное
- Кто или что помогли Вам пережить развод? а) родственники б) родители в) сослуживцы, друзья г) дети д) хобби, работа е) другое
- Как изменилась Ваша трудовая деятельность после развода? а) не работала б) работала как до развода в) вынуждена была сменить место работыг) приходилось работать на нескольких работах д) устроилась на работу
- Какие проблемы были у Вас с детьми после развода (если есть дети)?
- Помогает ли бывший муж заботиться о детях после развода (если есть дети)? а) да б) нет в) частично