Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыка в структуре социального пространства: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, были предметом обсуждения на методологических семинарах по социологии, заседаниях кафедры менеджмента туристического бизнеса СГТУ, кафедры музыкально-инструментальной подготовки Педагогического института СГУ, кафедры теории, истории и педагогики искусства Педагогического института СГУ, на Всероссийских… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • Музыка как социально-пространственный феномен культуры
    • 1. 1. Социальное пространство: поле культуры
    • 1. 2. Репрезентация музыки в социальном пространстве
  • ГЛАВА II.
  • Аксиологическое поле музыкальных предпочтений
    • 2. 1. Социокультурные проекции жизненного стиля
    • 2. 2. Социально-пространственные основания жизненных и музыкальных предпочтений

Музыка в структуре социального пространства: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Развиваясь в контексте коммуникации и как средство коммуникации, музыка представляется одним из способов социального бытия, поскольку через нее человек выражает свое отношение к миру прекрасного, общественной жизни, к другим людям и к самому себе. Одна из основных ее функций сегодня состоит в создании звукового фона жизни.

В настоящее время существует развитая музыкальная индустрия, которая по обороту сравнима с крупными отраслями промышленности. Она обеспечивает музыкальный рынок продукцией самых различных музыкальных стилей и направлений. Другими словами, сегодня появляется огромное число всевозможных «музык», удовлетворяющих самым разным потребительским запросам. В свою очередь, музыкальное потребление позволяет получать информацию о различиях потребителей, поскольку музыка выступает в качестве социального ресурса, который акцентирует и маркирует социально-пространственные различия. Поэтому социологически музыка понимается не только как отдельный социальный институт или как форма социального дискурса, (влияние которого на общественную жизнь трудно переоценить), но также как значимый социальный инструмент, используемый при описании новых жизненных форм, возникающих в результате множественных структурных дифференциаций современного социального пространства. Вместе с тем социологическая рефлексия музыки осуществляется сегодня крайне фрагментарно, а ее социально-пространственный аспект практически не затрагивается.

Сложность постнеклассического этапа развития культуры и общества артикулирует проблемы структурирования социального пространства. Видение социального пространства как пространства многомерного позволяет выделять в нем множество полей, в том числе и поле культуры. Социологический анализ культуры характеризуется разнообразием подходов, при этом обнаруживается единство мнений в понимании культуры как духовного мира. Вместе с тем культура рассматривается не как некая субстанция, но скорее как измерение явлений, связанное с размещенными и воплощенными различиями. Такая трактовка культуры позволяет мыслить ее как эвристическое средство, которое можно использовать для того, чтобы говорить о различиях. Жизненные стили человека репрезентируют различия.

Музыка как часть культуры и как «различительный знак» позволяет дифференцировать жизненные стили. Вместе с тем музыка обладает и интегративны-ми свойствами, поскольку на рынке музыкальной продукции представлены образцы так называемой «гибридной» музыки, то есть классической музыки, переведенной на язык современных музыкальных стилей, которые сегодня потребляются представителями некогда далеких социальных позиций. Кроме того, музыка являет собой игровое поле, в границах которого демонстрируются и приобретаются различные жизненные стили.

Стремление к стилизации жизни особенно заметно в период юности. К тому же для реализации потребности в поколенческой самоидентификации молодёжь всегда так или иначе подключается к разнообразным формам повседневной музыки. Именно музыка занимает ведущую позицию в структуре досуга молодежи. Нетрудно заметить, что и музыкальная индустрия в большей степени ориентирована на молодежь как наиболее восприимчивую ко всему новому часть общества, которая оказывается главным потребителем рынка музыкальной продукции. Очень часто нынешние предпочтения молодежи становятся завтра явлением массовым, общепринятым. Уже одно это обстоятельство позволяет говорить о том, что изучение музыкальных предпочтений молодежи имеет прогностическое значение. Изучение запросов молодежи в сфере музыкального потребления позволит наметить всесторонне взвешенную «музыкальную политику» не только на рынке музыкальной продукции, но также в сферах образования и культуры.

Диссертационная работа направлена на исследование музыки в структуре социального пространства через музыкальные предпочтения молодежи как способа реализации и выработки адаптивных и успешных жизненных стилей в рамках структурированного социального пространства и культурного поля. В данном случае музыка выступает как основа конструирования жизненного стиля, способ его маркировки, формирования желаемых социальных позиций, выражение жизненных предпочтений и ценностей.

Степень научной разработанности проблемы характеризуется тем, что различные социологические школы и направления разрабатывают свои аналитические модели социального пространства. Классические подходы М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Хайдеггера обнаруживают понимание социального пространства как пространства позиций. Примером натуралистского объяснения социального пространства является концепция П.Сорокина. Для П. Бурдье социология, прежде всего, является «социальной топологией», поэтому им описывается многомерная модель социального пространства, позволяющая выделять в нем различные поля. Вместе с тем теоретический анализ П. Бурдье сводится к представлению социального пространства в виде множества социальных позиций. Концепция Т. Парсонса позволяет выходить за рамки структурно-функционального анализа социального пространства в срез феноменологических представлений этого феномена. Социально-пространственная концепция Э. Гидденса эклектична: в ней прослеживаются как структуралистское объяснение социального пространства, так и феноменологические идеи. В работах И. Гоффмана, основанных на феноменологической методологии, обозначены ситуации соприсутствия, которые происходят в процессе повседневных интеракций. Тема пространства и времени обсуждается в философских трудах П. А. Флоренского. Темпоральный аспект социального пространства анализируется в работах Г. Габричевского, О. Н. Ежова, Н. О. Лосского, А. Шюца, В. Н. Ярской. В отечественной социологии социальное пространство также анализируется в работах Ю. Л. Качанова, Е. А. Коростылевой, И. В. Мостовой, М. В. Раца, А. Ф. Филиппова. Идея пространственности затронута в культурологических работах Г. Померанца. Саратовская социологическая школа представлена такими именами, как В. Г. Виноградский, Л. С. Яковлев, В. В. Печенкин, Т. И. Черняева, которые также аналитически разрабатывают проблематику социального пространства. Однако соотношение пространства социального и культурных практик в отечественной социологической науке практически не представлено.

В социологическом знании существует множество подходов к феномену культуры. В теоретических концепциях Б. Малиновского, Г. Спенсера,.

A.Р.Редклифф-Брауна культура рассматривается с позиций социальной антро.

V пологии. К. Марксом осуществляется структурно-функциональный анализ куль туры. К. Леви-Стросом разрабатывается текстовый подход к культуре. Аксиоло-^ гический подход к культуре представлен в работах Т. Парсонса и П.Сорокина. В трудах Х. Ортеги-и-Гассета она рассматривается в рамках деятельностного подхода. Игровой подход к культуре обозначен в работах Й.Хейзинги. Ю. М. Лотман и И. С. Туров разрабатывают коммуникативные теории культуры. Аккумулирует содержательную квинтэссенцию различных подходов и задает максимально широкую рамку обсуждения проблем культуры диалоговый подход, основополагающим принципом которого является принцип открытости культуры, позволяющий осуществлять диалог различных содержаний и смыслов. В русле диалогового подхода к феномену культуры разворачивается концепция репрезентативной культуры, которая отражена в работах Л. Г. Ионина, Л. Н. Когана, Ф. Тенбрука, В. Т. Шапко. Проблемы элитарной и массовой культуры обсуждаются в работах Г.-Г.Гадамера, Э. А. Орловой, Х. Ортеги-и-Гассета, Й. Хейзинги, Т.Элиота. А. Аппадураи мыслит культуру как инструмент, используемый для описания различий.

Музыку как часть культуры отличает чрезвычайное многообразие социальных функций, начиная от ее роли социального символа до задействованно-^ сти в самых конкретных практических ситуациях. Музыка в культурологическом аспекте представлена в работах М. Г. Арановского, Л. А. Закса, М. С. Кагана,.

B.В.Медушевского. Социологическое определение музыки дается в трудах М. Вебера, Т. Адорно, Э. Дофляйна, О. Сакмарова, А. Н. Сохора, Т. В. Чередниченко. В публикациях В. Г. Николаева рассматриваются некоторые аспекты музыкального потребления. В исследованиях представителей саратовской социально-антропологической школы Л. О. Горюновой, О. Б. Красновой и И. В. Сергеевой разрабатываются различные аспекты социологии музыки.

Понятие «жизненный стиль» широко распространено в социологической науке. А. М. Демидов и Б. Реймер рассматривают историю этого понятия. В теоретических работах Э. Шпрангера представлена идея жизненных форм, которая предваряет появление концепций жизненного стиля. Концепции жизненного стиля отражены в классических трудах Т. Веблена, М. Вебера, Г. Зиммеля, Г. Тарда. К.А.Абульханова-Славская, А. Адлер, Е. Л. Омельченко, А. Шюц рассматривают феномен жизненного стиля в корреляции с жизненным планом или жизненной стратегией. У. Бек, Г. Дебор, Л. Г. Ионин, Г.-П.Мюллер обращают внимание на существующую тенденцию к приумножению жизненных стилей и, вместе с тем, указывают на все большую их индивидуализацию. У. С. Блуменфельд, П. Бурдье, Ф.Дж.Д'Эт, В. И. Ильин, Е. Л. Омельченко, Б. С. Тёрнер акцентируют связи жизненного стиля человека со статусной позицией. Для актуализации жизненного стиля и проблематики выбора диссертант обращается к работам представителей разных научных дисциплин — Л. С. Выготского, Э. Гидденса, И. С. Кона, В. П. Медведева, В. Франкла, А.Хеллер. В трудах Г. Зиммеля, П. С. Гуревича, Ж. Ферреоля, Э. Фромма, Е.Р.Ярской-Смирновой находит свое отражение связь жизненного стиля и проблемы идентификации. Корреляция жизненных и музыкальных стилей обозначена в работах Г. Дебора, Л. Г. Ионина, Е.Назайкинского.

Вместе с тем внимательный анализ литературы показал, что за гранью работ, посвященных проблематике социального пространства, остается анализ возможных способов репрезентации музыки в структуру социального пространства. Поэтому необходимо проведение социологического исследования, направленного на определение статуса музыки в структуре социального пространства, в частности осуществление социально-пространственного анализа музыкальных предпочтений.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили фундаментальные идеи П. Бурдье о конституировании социального пространства. Архитектонический подход к изучению социального пространства, предложенный Т. И. Черняевой, послужил принципиальным ориентиром в теоретической рефлексии музыки как социально-пространственного феномена. Функциональный анализ музыки как социального явления проводился в перспективе концепции Т.Адорно. В диссертационном исследовании использовались проблемные теоретические положения феноменологии и, в частности, версии повседневности А. Хеллер и А.Шюца. На определение контекстуальных границ диссертационного исследования оказала влияние концепция репрезентативной культуры, представленная в работах Л. Г. Ионина, Л. Н. Когана и Ф.Тенбрука. Диссертант также опирался на теоретические разработки В. Г. Николаева, затрагивающие социологические аспекты музыкального потребления. Анализ эмпирических данных проведен в терминах концепций жизненного стиля А. Адлера, У. С. Блуменфельда, П. Бурдье, Т. Веблена, М. Вебера, Ф.Дж.ДЭта, Л. Г. Ионина, Г. Зиммеля, Г. П. Мюллера, Е. Л. Омельченко.

На формирование методологической основы диссертационного исследования, разработку его стратегий оказали влияние труды по общей методологии исследований В. А. Ядова и В. Н. Ярской, работы по качественной методологии исследования Е. Н. Барябиной, С. А. Белановского, Н. В. Веселковой, К. Е. Таратуты, Е.Р.Ярской-Смирновой. При разработке гида интервью диссертант опирался на методологические принципы, раскрытые Е. Е. Кучко.

Эмпирической базой работы будут выступать данные, полученные в результате исследования, проведенного в г. Саратове в 2003 году с помощью метода полуструктурированного интервью с использованием авторских разработок. Исследование включало интервью со студентами первых курсов СГТУ, СГУ и СГСЭУинтервью со студентами-дипломниками СГТУ и СГСЭУинтервью с работающими студентами-заочниками СГУ и СГТУ и интервью с работающей молодежью, занятой в различных сферах деятельности: частные предприниматели, врачи, профессиональные музыканты, работники частных фирм г. Саратова, работники СМИ (общее количество опрошенных — 30 человек). Для достижения триангуляции метода и данных исследование было дополнено и соотнесено с материалами масштабных социологических опросов ВЦИОМ: «Отцы и дети» — молодежь в России", «Россияне и массовая культура" — исследований Нижегородского государственного университета в рамках проекта «Молодежь и религия».

Достоверность и обоснованность результатов данного социологического исследования определяется непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии, надежностью данных авторского исследования.

Объектом исследования выступает музыкальное поле культуры, структурированное потребительскими практиками. Предметом исследования являются социально пространственные характеристики музыки.

Гипотеза исследования. В рамках социального пространства выделяется поле культуры, в котором музыка выступает как средство формирования, развития и индексации жизненного стиля человека. Поскольку эпоха постмодерна, стирая различия между элитарной и массовой музыкой, демонстрирует модифицированные («гибридные») формы музыки — классические образцы, облаченные в звучание новых музыкальных технологий, постольку дистанция, ранее существовавшая между потребительскими аудиториями, постепенно исчезает, происходит сближение некогда далеких социальных позиций.

Целью исследования является социологическая рефлексия музыки в структуре социального пространства. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих теоретических и эмпирических задач:

— определение социально-пространственного феномена в его сущности символов, значений и смыслов;

— рассмотрение основных подходов к культурному полю в структуре современного социального пространства;

— анализ культуры как «пограничной» зоны существования знакового и социального пространств в построении и детерминации различными социальными субъектами своей социокультурной активности;

— определение и анализ социальной сущности музыки;

— рассмотрение репрезентативной культуры как социокультурного механизма, облегчающего свободу выбора как жизненного стиля, так и музыки, которая выступает способом его маркировки;

— выделение «специализированной», «гибридной» и «повседневной» «музык» как наиболее значимых дифференциаций музыкального поля;

— анализ социальной символики как отражения, формирования, развития и маркировки жизненного стиля;

— разработка гида полуструктурированного интервью по исследованию музыкальных и жизненных предпочтений;

— разработка авторской типологии жизненных стилей молодежи;

— исследование музыкальных предпочтений как отражения жизненного стиля и основы для его выбора и формирования.

Результаты диссертационного исследования автор формулирует как положения, выносимые на защиту:

1. Социальное пространство, выступая формой осуществления социальных событий, интегрирует и распределяет социальные смыслы, действия, отношения и позиции. Потребление любого музыкального продукта рекурсивно той позиции, которую занимает в социальном пространстве потребитель. Потребление предстает центральным звеном в цепи: музыка — потребление — социально-пространственная позиция потребителя. Именно через потребительские практики музыка оказывается включенной в структуру социального пространства. Музыка как социально-пространственный феномен репрезентируется в ряде социокультурных измерений: деятельностном, трансформационном, экспрессивном, коммуникативном, символическом, идентификационном, стратифицирующем, инте-гративном, мотивирующем.

2. Музыка как вид репрезентативной культуры находится в состоянии постоянных динамических изменений, ее содержательные и стилевые центры перемещаются, образуя «зоны» популярной, находящейся в обращении музыки, буферной и латентной, включающей периферическую специальную музыку. Такое структурирование отражает активность потребительских практик.

3. По характеристикам субъектов потребления различаются специализированная и обыденная музыка. Благодаря современным техническим средствам доступ к высокопрофессиональному искусству значительно облегчен. Специальная музыка оказывается включенной в «культурный поток» и, попадая на рынок музыкальной продукции, обнаруживает себя в секторе музыки повседневности. Аксиологическая динамика музыкальных предпочтений обусловлена смещением центра из сферы специализированной в сферу обыденную, при котором происходит снижение ценности специальной музыки как символического товара.

4. Буферная зона представляет собой трансграничное пространство «гибридной» музыки, сочетающей в себе различные музыкальные языки, жанры и стили. Появление гибридных музыкальных образцов на рынке повседневной музыкальной продукции свидетельствует о подверженности музыки глобальной тенденции эпохи постмодерна: снятию напряженности между элитарной и массовой культурами и постепенному исчезновению границ между ними.

5. Жизненный стиль как маркер социального статуса напрямую связан с проблематикой выбора в различных жизненных контекстах. Механизмы воздействия музыки на производство жизненных стилей детерминированы инсценированным характером современных музыкальных стилей, поэтому музыка повседневности создает игровое поле, в границах которого могут приобретаться новые жизненные стили. Музыкальные предпочтения, структурируя жизненные стили молодежи, являются критерием для их типологии. В ходе эмпирического исследования выявлены следующие социотипы: «испытатели», «ценители опыта», «любители тусовок», «социально зрелые», «нормативные».

Новизна исследования заключается в первичной проблематизации, обосновании и решении задач социологического исследования музыки в структуре социального пространства:

— предложено рассмотрение социального и аксиологического пространств через диалоговый подход различных содержаний и смыслов;

— дана новая интерпретация социальной сущности музыки: выделены специализированная и повседневная музыки как значимые дифференциации музыкального поля;

— предложено рассмотрение музыкального потребления как способа репрезентации музыки в структуру социального пространства;

— предложена авторская интерпретация понятия «жизненный стиль» в контексте музыкального потребления и выявлены основы формирования структуры жизненного стиля;

— разработан гид полуструктурированного интервью по исследованию музыкальных и жизненных предпочтений;

— разработана авторская типология жизненных стилей молодежи, основанием для которой послужили музыкальные предпочтения;

— получена новая социологическая информация о потребительских практиках в сфере музыкальной индустрии, отражающих жизненные стили.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для таких отраслей социологического и психологического знания, как общая социология и психология, социология и психология управления, социология молодежи, социология общественного мнения, социология труда, экономическая социология, социология и психология образования, социология семьи и брака, тендерная психология и социология, социология религии, социология культуры, социология искусства, социология досуга, социология музыки. Выводы диссертационного исследования применимы для разработки маркетинговых исследований и PR-проектов, для вынесения обоснованных решений в молодежной политике, в сфере образования и культуры. Материалы данной работы могут оказать действенную помощь при подготовке образовательных программ и учебных курсов для студентов, магистрантов и аспирантов социологических и психологических факультетов, факультетов искусств и художественного образования, для студентов эстрадных отделений.

Апробация работы. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, были предметом обсуждения на методологических семинарах по социологии, заседаниях кафедры менеджмента туристического бизнеса СГТУ, кафедры музыкально-инструментальной подготовки Педагогического института СГУ, кафедры теории, истории и педагогики искусства Педагогического института СГУ, на Всероссийских, региональных и межвузовских научных конференциях: Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза (Саратов, 1996, 1997, 1999), Диалог культур: XXI век (Балашов, 1996), Оптимизация методической работы в педвузе и школе в современных условиях (Саратов, 1997), Содержание и конструирование дисциплин в педвузе (Саратов, 1998), Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества (Саратов, 1999), Актуальные вопросы подготовки кадров для туристического бизнеса (Саратов, 2000), Эволюция человека и общества (Саратов, 2001), Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента (Саратов, 2004). Материалы диссертационного исследования были использованы в специальном курсе лекций по социологии музыки, прочитанном автором для студентов 2 курса факультета искусств и художественного образования Педагогического института СГУ, обучающихся по специальности «Искусствоведение».

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 11 научных работ, из них 7 статей общим объемом 2,42 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальное пространство рассматривается как многомерное, как пространство позиций. Необходимость свободной ориентации в пространстве обостряет проблематику выбора. Многомерность социального пространства позволяет выделять в нем различные поля, в том числе и поле культуры. Различные подходы к феномену культуры аккумулируются в рамках диалогового подхода. Диалоговый подход позволяет выделять репрезентативную характеристику культуры с позиций которой мы рассматриваем музыку.

Музыкальный феномен представлен множеством различных музык. Репрезентативная характеристика культуры, предполагает соотнесение её с анализом феноменов народной, демократической культуры, что позволяет отделить «живую», находящуюся в реальном обращении музыку от музыки «невостребованной» в данный период. Были рассмотрены элитарная и массовая культуры, как наиболее значимые дифференциации культурного поля, которые с точки зрения их репрезентативности обозначаются как «специализированная» и «повседневная» культуры. В музыкальном поле культуры выделяются «специальная» музыка и «повседневная» музыки. В качестве всеобъемлющей характеристики повседневной культуры может быть представлен «культурный поток», поскольку в него оказываются включенными как произведения специального искусства, так и произведения искусства повседневного. Для повседневной музыки это означает смешение различных музыкальных языков и появление «гибридной» музыки. Такое положение вещей, на наш взгляд, соответствует основной тенденции постмодерна, когда стираются границы между элитарным и массовым искусством и оппозиционность между ними депроблематизируется. Вся сфера повседневной музыки подвержена воздействию рыночных механизмов, поэтому повседневная музыка является наиболее потребляемым рыночным продуктом, отражая социально-пространственную позицию потребителя. Являясь определенным выражением жизненного стиля, музыка оказывается репрезентированной в социальном пространстве именно через потребительские практики.

Жизненный стиль определяется автором в качестве специфического способа или специфической манеры жизни. Мы также рассматриваем его как необходимое условие жизненной стратегии человека, то есть как ценностный стержень, который направляет человека на цель и определяет пути достижения успеха. Вместе с тем, жизненный стиль определяется нами как форма личностных проявлений — «внешних и внутренних». К числу значимых детерминант жизненного стиля мы относим «культурное наследие». Мы также считаем, что успешный жизненный стиль реализует себя путем «демонстративного потребления».

В современной социологической теории сложились две традиции в понимании стиля жизни. В рамках первой традиции стиль жизни рассматривается как «свободная, социально неприкрепленная форма», отрицающая социальные расслоения, характерными чертами таких стилей является индивидуализация, плюрализация, освобождение от воздействия традиционной социальной среды. В этом контексте жизненный стиль предстает не как статусный маркер, но в большей мере как жест индивидуального воображения. С позиций нашего исследования, мы демонстрируем иную точку зрения, а именно понимание того, что жизненный стиль непосредственным образом сопряжен со статусом человека, то есть статусные позиции в социальном поле реконструируются при помощи жизненного стиля или, наоборот, жизненный стиль является отражением статусной I. иерархии.

Социокультурным основанием жизненного стиля является выбор. Выбор во многом определяет жизненный стиль, поскольку человек предстает перед выбором качества и сущности освоения жизненного стиля: выбор стиля жизни из нескольких, традиционно приписываемых данной статусной позициивыбор идентификационной моделивыбор индексов жизненного стиля. Идентификация является «зоной» непосредственного «взаимодействия» жизненного стиля и потребления. В этой связи мы полагаем, что жизненный стиль корреспондирован в наиболее устоявшиеся социальные практики.

Музыкальная индустрия продуцирует различные жизненно-стилевые модели, такое производство обусловлено инсценированным характером современных музыкальных стилей. Музыка повседневности создает игровое поле, в границах которого могут приобретаться новые жизненные стили.

Жизненные стратегии, нацеленные на успех, являются определяющим фактором для жизненного стиля молодых людей, проявляются в стремлении молодежи к достижению различных жизненных задач, решение которых и формирует совокупность именуемую «жизненный успех». Мы также сделали акцент на исследовании потребительских предпочтений молодых людей, поскольку именно эти предпочтения являются отражением социально-экономического плана статуса. На наш взгляд, формы и средства проведения досуга, парфюмерная продукция, используемая респондентами, места покупки и качество одежды и продуктов питания, каналы информации, используемые респондентами, не только отражают социально-экономический план статуса, но также в значительной мере индексируют жизненные стили молодежи.

Музыкальные предпочтения выступают в качестве значимого индекса жизненного стиля человека. Существует определенная преемственность в музыкальных пристрастиях родителей и детей. Мы полагаем, что такая преемственность обусловлена определенностью музыкальных предпочтений родителей. В ходе ^ исследования мы подтвердили высказанную нами гипотезу о том, что «гибридная» музыка, то есть классическая музыка, переведенная на современный музыкальный язык, является тем музыкальным товаром, который пользуется спросом у представителей различных статусных позиций, что, на наш взгляд, является свидетельством деполяризации статусных групп и объяснением появления все более разнообразных жизненных стилей.

Всепроникающий характер музыки определяет особенности многих общественных явлений и процессов, которые в свою очередь также оказывают воздействие и на саму музыку. Реализация такого понимания требует активизации как теоретического поиска, так и практического, направленного на осознание современной ситуации в развитии музыки как социального института. Аспектами дальнейшего научного осмысления, с нашей точки зрения, могут стать функционирование музыки в обществе, влияние музыки на социокультурные процессы, происходящие в различных статусных группах, а также ее роль в регуляции человеческого поведения. Таковы, на наш взгляд, основные направления дальнейшей социологической рефлексии музыки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. / Пер. с англ. С. А. Ерофеева. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 420 с.
  2. З.М. Человек и история в творчестве А.Хеллер: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1988. — 16 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. — М., 1977. -190 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  5. Т. Избранное: социология музыки. М. — СПб.: Университетская книга, 1999.-397 с.
  6. И.В. Поведение потребителей. М.- 1999. — 260 с.
  7. М.Г. Мышление, звук, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — 189 с.
  8. О.В. Агнесс Хеллер. «Общая этика» // Вопросы философии. -1992.-№ 2.-С. 153−157.
  9. А.Ю. Бурдье жив // Социологическое обозрение. 2002. — Т. 2, № 3. — С. 57−68.
  10. Ашкеров A. Im memoram. Пьер Бурдье // Социологическое обозрение. -2001.-Т. 1, № 2. С. 73−84.
  11. Э. Ценности в современном мире // Американское общество на пороге 21 века: итоги, проблемы, перспективы: Сб. статей по матер, конференции. М., 1996.-С. 108−119.
  12. С., Новиков А., Чернышов А. Особенности развития политико-экономических процессов в российской провинции. Саратов — Москва: Моск. общест. науч. фонд, 1997. — 96с.
  13. Е.Н. Виды интервью в структуре социальной работы // Теория и практика социальной работы / Под общ. ред. В.Н. Ярской- Российский учебный центр. Поволж. фил. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. — С. 118 — 128.
  14. С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.-352 с.
  15. П. Начала. Choses dites / Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1994. -288 с.
  16. П. Социология политики. М.: Sosio-logos, 1993. — 287 с.
  17. П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1995. — С. 16−39.
  18. П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. № ½, 1993.-С. 51−70.
  19. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. № 5, 1994.- С. 45−62.
  20. П. За рационалистический историзм // Социо-Логос постмодернизма. М.: Ин-т экспериментальной социологии, 1997. С. 45−67.
  21. П. Социальное пространство и символическая власть // Начала. Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994.
  22. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 148−152.
  23. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист. 1994. 702 с.
  24. М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные (труды. М.: Прогресс, 1990. — С. 61 — 272.
  25. М. Рациональные и социологические основания музыки // Избранное. Образ общества. М.: Юрист. 1994. — С. 469−550.
  26. М. Основные социологические понятия // М. Вебер. Избранные труды. М.: Прогресс, 1990. — С. 602−643.
  27. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 355 с.
  28. В.Г. Городской образ жизни. Автореф. дис.. канд. филос. наук. 1977.- 18 с.
  29. В.Г. Социальная организация пространства. М.: Наука, 1988.- 192 с.
  30. В.Г. Социальная организация пространства и эволюция поселения. Саратов, 1990. — 189 с.
  31. Н.В. Полу формализованное интервью // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 103−110.
  32. JI.C. Психология искусства // Собрание сочинений. В 2-х т., т. 1. М.: Педагогика. 1987. С. 34−107.
  33. А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. 1994. -№ 3. С. 134−147.
  34. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Наука, 1991. 322 с.
  35. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики.: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  36. Гидденс Э. Последствия модерна. Реф. Н. Л. Поляковой // Современная теоретическая социология: Э.Гидденс. Реф. сб. / Под ред. Ю. А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН. 1995. С.67−94.
  37. Э. Модерн и самоидентичность. Реф. Е. В. Якимовой // Современная теоретическая социология: Э.Гидденс. Реферативный сборник / Под ред. Ю. А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН. 1995. С.94−108.
  38. Э. Современность и самоидентичность // Социальные и гуманитарные науки. РЖ «Социология». Сер. 11. 1994. № 2.
  39. Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Новосиб. Ун-т, 1995. — С. 40−72.
  40. В.Л. Проблемы массовой культуры // Вопросы философии. № 12. 1970.-С. 15−21.
  41. Л.О. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи. Автореф. дис.. канд. соц. наук. Саратов, 2004. 20 с.
  42. JI.Г. «Социология повседневности» А.Шюца // Социологические исследования. № 2, 1988. С. 123−127.
  43. П.С. Философия культуры. М., 1994. 335 с.
  44. П.С. Приключения имиджа. М., 1991. 138с.
  45. Г. Общество спектакля. Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. М.: Логос. 1999. 224 с.
  46. A.M. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе // Социс. 1998. № 4. С. 16−28.
  47. Э. Социология. М., 1995. 202с.
  48. Э. «Ценностные» и «реальные» суждения // Социологические исследования 1991. № 2. С. 106−114.
  49. О.Н. Онтология социального времени. Саратов: Сарат. гос техн. унт, 2000.-480 с.
  50. Л.А. О культурологическом подходе к музыке // Музыка. Культура. Человек. Свердловск. 1988. 345 с.
  51. Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. / Пер. с нем. М.: Юрист, 1997. — 700 с.
  52. Г. Социальная дифференциация. М.: Наука, 1990. 220 с.
  53. Г. Общение. Пример чистой и формальной социологии // Социологические исследования. 1984. № 2.
  54. Г. Конфликт современной культуры // Культурология. XX век. М., 1992.-457 с.
  55. Г. Экскурс по проблеме: Как возможно общество? // Вопросы социологии. 1993. № 5. С. 21−28.
  56. .С. Социальная культурология. ч.1. М., 1994. 255 с.
  57. В.И. Поведение потребителей. Сыктывкар: Сыкт. ун-т, 1998. -191 с.
  58. В.И. Социальное неравенство. М.: ИС РАН 2000. 280 с.
  59. Г. Большинство россиян против Киркорова // Известия. 2004, № 135.
  60. С.Н. Диалог о культуре. JI.: Лениздат, 1987. 211с.
  61. Л.Г. Альфред Шюц и социология повседневности // Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. — С. 180−194.
  62. Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социс. 1995. № 4. С. 3−13.
  63. Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические чтения. Вып. 1. Сборник материалов международного семинара «Современные социологические теории и подходы. Диалог между Россией и Западом». М., 1996. -С. 71−74.
  64. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. 280с.
  65. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.-431 с.
  66. Л.Г. Георг Зиммель — социолог. М., 1981. — 175 с.
  67. Л.Г. Обыденная и профессиональная интерпретация // Структура культуры и человек в современном мире. М.: Инст. философ. 1987. С. 47−61.
  68. Л.Г. Основания социокультурного анализа. — М.: Рос. гос. гума-нит. ун-т, 1995. 151 с.
  69. Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука. 1979. 195 с.
  70. М.С. Историческая динамика музыки в мире искусств // Музыка. Культура. Человек. Свердловск. 1988. 345 с.
  71. М.С. Философия культуры. С-Пб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  72. С.Д. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования. 1986. № 1. С. 105−108.
  73. С.Д. Содержание и интонация молодежной песни // Социологические исследования. 1987. № 1. С. 77−80.
  74. Ю.Л. Практическая топология социальных групп // Socio-logos, Альманах Российско-французского центра социологических исследований ИС РАН, М.: Socio-logos, 1996. С. 49−93.
  75. В. Язык социального статуса. М.: Гнозис. 2002. 352с.
  76. Л.Н. Жизнь в поколениях. Классика и современность. Екатеринбург, 1995. 235 с.
  77. Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. 210 с.
  78. Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. с. 197 с.
  79. Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 с.
  80. Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов // ОНС. 1994. № 3. с. 14−22.
  81. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-355 с.
  82. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1977. 290 с.
  83. .И. Культура. Цивилизация. Россия. М.: Щит-М. 2003. -337 с.
  84. Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997. -230 с.
  85. Е.А. Социология электората // Социология. Под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Тетра Системе. 2000. С. 322−333.
  86. Культура: Теории и проблемы. М., 1995. 215 с.
  87. Е.Е. Методологические основы прикладной социологии // Социология. Под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Тетра Системе, 2000. с. 481.
  88. Леви Строе К. Структурная антропология. М., 1992. — 311 с.
  89. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая ситуация. / Сост. А.П.Поляков- Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995.-400 с.
  90. Ю. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблема переводимости. М., 1987. С. 58−113.
  91. Макс Вебер, прочитанный сегодня. Под ред. С. Шлаковой. Спб.: СПб. унт, 1997.-230 с.
  92. Э.С. Теория культуры и современная наука. Ереван, 1983. -367 с.
  93. В.П. Самосозидание как атрибут человека и личности. Саратов: Сарат. гос. ун-т. 1996. 68 с.
  94. В.В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. № 7. С. 26−34.
  95. В.В. Сущностные силы человека и музыка // Музыка. Культура. Человек. Свердловск. 1988. С. 3−59.
  96. В.В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музыкальная Украина. 1989. С. 18−28.
  97. И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. — М.: Механик, 1997. 206 с.
  98. И.В., Угольницкий Г. А. Социальное пространство: Эвристика математического моделирования // Социс. 1999. № 1. С. 21−27.
  99. Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-287 с.
  100. Е. Стиль как предмет теории музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль. М.: МГК, 1987. С. 175−185.
  101. В.Г. Как включить музыку в социологический горизонт. — Размещено на сайте http: // www. sociolog. net / soc music, doc
  102. E.JI. Стилевые стратегии занятости и их особенности // Социс. 2002 № 11.
  103. Е.Л. Молодежная культура и субкультуры. М.: ИС РАН, 2000.
  104. Г. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории эстетики музыки. Вып. 2. М.: Педагогика. 1983. С. 59−86.
  105. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.- 140с.
  106. Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука. 1987. 192 с.
  107. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.-с. 321−390.
  108. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 220−307.
  109. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму). М., 1994. — 170 с.
  110. Т. Система современных обществ. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1997.-271 с.
  111. Т. Система координат действия и общая теория систем действия // Американская социологическая мысль. М., 1994. 495 с.
  112. Т. Человек в современном мире. — М.: Прогресс, 1985. 428 с.
  113. Г. Роль масштабов времени и пространства в моделировании исторического процесса. Очерки по культурологии // Выход из транса. М.: Юрист, 1995. — 575 с.
  114. Рац М. В. Идея открытого общества в современной России. М.: Магистр, 1997.-40 с.
  115. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. С-Пб.: Питер, 2001.-221 с.
  116. О. Наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. Комментарии к итогам «Рейтинг-листа» за 1997 год // Телескоп. 1998. № 1. С. 35−37.
  117. И.В. Социологический анализ коммуникативных процессов массовой музыкальной культуры. Автореф. дис.. канд. соц. наук. Саратов, 2004. 20 с.
  118. З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога. Д.: Лениздат, 1990. 204 с.
  119. Смирнова Е. Р. Символическая власть классификаций // Философия и социология власти: Тезисы Всероссийской научной конференции. — Саратов: ПАГС, 1996.-С. 46−49.
  120. Е.Р. Социальная феноменология нетипичности // Социокультурные проблемы нетипичности. Саратов: СГТУ. 1997. С. 3−17.
  121. Е.Р., Шапкина Н. В. Человек в контексте культуры. Введение в социокультурную антропологию. Саратов: Сарат.гос. техн. ун-т, 1997. — 79 с.
  122. Г. М. Музыкальная жизнь сельского населения // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 11−16.
  123. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543 с.
  124. П.А. Система социологии. Т.2. М.: Наука, 1992. 251 с.
  125. Современная американская социология. Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994.-296 с.
  126. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. — Новосибирск: Новосиб. Ун-т, 1995. 120 с.
  127. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. В 3-х Т. Л.: «Советский композитор», Т. 1, 1980. 294 е.- Т. 2, 1981. 294 е.- Т. 3,1983.-303 с.
  128. А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975.-201 с.
  129. А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. 200 с.
  130. А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. 47 с.
  131. Социальная работа: Методология, теория, технологии: Учеб. пособие: В 2ч.Ч.2 / И. Н. Иванова, В. Т Кривошеев, Д. В. Петров и др. Саратов: Поволжского межрегионального учеб. центра, 1998. 184 с.
  132. К.Е. Качественная методология в поисках алфавита: симуляция социального // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях. Материалы Летней Школы. Самара. 2000. — 213 с.
  133. И.С. Городской образ жизни: Теоретический аспект // Социологические исследования. 1995. № 1.-С. 131−134.
  134. . Социологический словарь 2-е изд. — С-Пб.: Питер, 2003. -159 с.
  135. А.Ф. Большое пространство: возможности социологического изучения // Социологические чтения. Вып. 1. 1996. — С. 185−200.
  136. А.Ф. О понятии социального пространства // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. Международный симпозиум. Под общ. ред. Т. И. Заславской. — М., 1996. — С. 103- 113.
  137. А.Ф. О понятии «теоретическая социология» // Социологический журнал. 1997, № ½. — С. 5−38.
  138. А.Ф. Обоснование теоретической социологии. Введение в концепцию Г. Зиммеля // Вопросы социологии. 1993. № 3. — С. 24−32.
  139. А.Ф. Теоретические основания социологии пространства. М.: Канон-Пресс-Ц, 2003. 232 с.
  140. А.Ф. Элементарная социология пространства // Социологический журнал. 1995, № 1. С. 45−69.
  141. П.А. Время и пространство // Социологические исследования. 1988.-№ 1.-С. 101−114.
  142. П.А. У водоразделов мысли // Эстетические ценности в системе культуры. М.: Наука, 1986. — С. 56−123.
  143. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  144. Э. Человек для себя. М.: Коллегиум, 1992. 318 с.
  145. В. Реф. книги Appadurai A. Modernity at large- Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: Univ. Of Minnesota Press, 1996 // Социологическое обозрение. Т. 3, № 4. 2003. С. 46−95.
  146. М. Бытие и время. М.: Ad Margenem, 1992. — 452 с.
  147. М. Время и бытие. Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 452 с.
  148. Хейзинга И. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. Пер. Д.В. Силь-вестрова- коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
  149. ЧередниченкоТ.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989.-222 с.
  150. Т.В. Типология советской массовой культуры. Между Брежневым и Пугачевой. М.: Культура, 1994. — 255 с.
  151. Т.И. Архитектоника социального пространства. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. 195 с.
  152. Т.И. Социокультурный контекст социальной политики: перспектива нетипичности // Политическая культура в современной России: региональные, национальные и международные перспективы. — Самара: Информационное агенство США, 1997. С. 30−44.
  153. Т.И., Григориадис Г. А. Социальные механизмы поддержания пространственного порядка в городской среде // Проблемы системного развития менеджмента предприятий в условиях транзитивной экономики. — Саратов: СГТУ, 1998.-С. 101−103.
  154. Т.И. Туризм и окружающая среда: пространство взаимодействия // Перспективы развития туристских ресурсов Саратовской области. / Под ред. С. Р. Ахмерова Саратов: ИППОЛиТ, 1999. — С. 152−162.
  155. В.Н. Феномен актуальной культуры // Социс. 1997, — № 10. — С. 93−104.
  156. Н.А., Качанов Ю. Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социологические исследования. 1998. № 4. -С. 94−98
  157. Шюц А. Структуры повседневного мышления // Социс.1986,№ 1. С. 129 137.
  158. В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. Л., 1979. — 237 с.
  159. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.-595 с.
  160. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. — № 1. — С. 35−52.
  161. Л.С. Инвайронментальные механизмы социализации: структура-ция жизненных пространств / Под ред. В. Н. Ярской. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1997.- 148 с.
  162. В.Н. Постнеклассическое образовательное пространство // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Саратов: СГТУ, 1999. С. 5−15.
  163. В.Н. Время и эволюция культуры: Философские очерки / Под ред. А. Г. Спиркина. Саратов: Сарат гос. ун-т, 1989. — 152 с.
  164. Almqvist and wiksell international. Stockholm. 1994. 185 p.
  165. Bocock R. Consumption. London, 1993. 130 p.
  166. Eliot T.S. Notes toward the definition of culture.l., N.-Y. 1991. 164 p.
  167. Friedman J. Post-modernism // The Social-Science Encyclopedia. N.Y., 1996. -670 p.
  168. Jackman M.R. Jackman R.W. An Interpretation of the Relation Between Objective and Subjective Social Status // American Sociological Review. 2000 № 3. pp. 8−20.
  169. Jackman M.R. Jackman R.W. Class Awareness in the United States. Berk., 1995.-98 p.
  170. Reimer B. Youth and modern life stile // The most common of practice. On mass media use in late modernity. Cambridge. 2001. — pp. 34−51.
  171. Smith M. The Chicago shool: a liberalcritique of capitalism. N.V.A. St. Marvin's Press. 1988. 182 p.
  172. Smith M. Repetition and Difference: Lefebvre, Le Corbusier and Modernity’s (Im)Moral Landscape // Ethics, Place and Environment, 2001, No. 1, pp. 31−44.
Заполнить форму текущей работой