Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психофизиологические характеристики учебной мотивации студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы в психологической научной литературе вопросам мотивации учебной деятельности уделяется особое внимание /1- 25- 31- 45/. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах — это по существу вопрос о качестве учебной деятельности. Преобладание внешних, утилитарных мотивов ведет к тому, что учение приобретает формальный характер, отсутствует творческий подход, самостоятельная постановка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Психологические теории мотивации
    • 1. 2. Мотивация учения в вузе
    • 1. 3. Мотивация и ее психофизиологические основы
    • 1. 4. Индивидуально-типологические особенности и мотивация
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Описание выборки испытуемых
    • 2. 2. Процедура и методы эмпирического исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Сравнительный анализ показателей мотивационной сферы и психофизиологических характеристик у студентов с различным уровнем успеваемости на разных курсах обучения
      • 3. 1. 1. Сравнительный анализ показателей мотивационной сферы и психофизиологических характеристик у первокурсников с различным уровнем успеваемости
      • 3. 1. 2. Сравнительный анализ показателей мотивационной сферы и психофизиологических характеристик у третьекурсников с различным уровнем успеваемости
      • 3. 1. 3. Сравнительный анализ показателей мотивационной сферы и психофизиологических характеристик у пятикурсников с различным уровнем успеваемости
    • 3. 2. Факторный анализ психофизиологических характеристик и показателей мотивационной сферы у студентов с различным уровнем успеваемости на разных курсах обучения
      • 3. 2. 1. Факторный анализ психофизиологических характеристик и показателей мотивационной сферы у первокурсников с различным уровнем успеваемости
      • 3. 2. 2. Факторный анализ психофизиологических характеристик и показателей мотивационной сферы у третьекурсников с различным уровнем успеваемости
      • 3. 2. 3. Факторный анализ психофизиологических характеристик и показателей мотивационной сферы у пятикурсников с различным уровнем успеваемости
    • 3. 3. Множественный регрессионный анализ показателей мотивационной сферы и психофизиологических характеристик у студентов с различным уровнем успеваемости на разных курсах обучения
      • 3. 3. 1. Множественный регрессионный анализ показателей мотивационной сферы и психофизиологических характеристик у первокурсников с различным уровнем успеваемости
      • 3. 3. 2. Множественный регрессионный анализ показателей мотивационной сферы и психофизиологических характеристик у третьекурсников с различным уровнем успеваемости
      • 3. 3. 3. Множественный регрессионный анализ показателей мотивацион-ной сферы и психофизиологических характеристик у пятикурсников с различным уровнем успеваемости
    • 3. 4. Множественный регрессионный анализ показателей характеристик успеваемости и мотивационной сферы у студентов факультета психологии
    • 3. 5. Результаты экспериментального исследования учебной мотивации студентов, их полушарной активности и психической активации

Психофизиологические характеристики учебной мотивации студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Потребность в познании — одна из главных человеческих потребностей, на основе которой происходит освоение индивидом многовекового человеческого опыта. В разные периоды жизни человека изменяются объекты его интереса, формы и способы приобретения знаний, однако потребность в познании как внутренне присущее человеку свойство, с годами не только не притупляется, но и получает свое дальнейшее развитие.

В последние годы в психологической научной литературе вопросам мотивации учебной деятельности уделяется особое внимание /1- 25- 31- 45/. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах — это по существу вопрос о качестве учебной деятельности. Преобладание внешних, утилитарных мотивов ведет к тому, что учение приобретает формальный характер, отсутствует творческий подход, самостоятельная постановка учебных целей. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости учащегося /4- 59- 68- 85- 177/.

Существует много работ, посвященных изучению мотивации учебной деятельности студентов вузов /16- 24- 33- 67- 70- 115- 149 и др./. Но связь психофизиологических факторов мотивации и успешности учебной деятельности изучен недостаточно. В последние годы растёт число работ, посвященных исследованию влияния межполушарной асимметрии на процесс обучения младших школьников /12- 19- 45- 90- 109- 119- 155/. Однако роль межполушарной асимметрии в обучении студентов также изучена недостаточно. Между тем, своевременная диагностика и коррекция мотивации учения с учетом психологических и психофизиологических факторов как основа повышения качества подготовки молодых специалистов является насущной задачей психологов. Проблема состоит в том, чтобы с учетом индивидуальных психологических и психофизиологических характеристик найти такие методы психологопедагогического воздействия, которые не только наилучшим образом мотивировали бы обучение, но и способствовали максимальному развитию и реализации личности обучающегося.

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является построение такого процесса учения, который мог бы быть основой формирования мотивационной сферы учащихся.

В связи с этим возникают противоречия между существующим состоянием мотивации учения у студентов вуза и современными требованиями к их учебной активностимежду потребностями практики в научно-обоснованных рекомендациях по управлению мотивационной сферой студентов и отсутствием достаточных для этого научно-психологических знаний.

Исследование мотивационной сферы студентов-психологов имеет особое значение, так как в процессе обучения этой профессии, в отличие от других, будущие психологи имеют возможность с учётом знаний основ научной психологии, изменять себя, в том числе и свою мотивационную сферу личности.

Цель работы — исследование роли психофизиологических и психологических особенностей у студентов-психологов в формировании успешной учебной мотивации.

Предмет исследования — психофизиологические характеристики, количественные и качественные характеристики мотивационной сферы личности у студентов с различной успеваемостью.

Объект исследования — студенты первого, третьего и пятого курсов факультета психологии РГУ в количестве 180 человек в возрасте от 17 до 21 года.

Основные гипотезы исследования:

1. Обобщённые устойчивые мотивы, энергетические составляющие мотивов, психологические и психофизиологические особенности студентов-психологов отличаются в зависимости от уровня успеваемости и курса обучения.

2. Сочетание различных мотивов, детерминирующих высокую успеваемость студентов, отличается в зависимости от курса обучения.

3. Психофизиологические особенности, оказывающие влияние на моти-вационную сферу личности студентов, специфичны для каждого из мотивов поведения и не зависят от успеваемости и курса обучения.

4. Уровень полушарной активности и уровень общей психической активации связаны с формированием мотивов, детерминирующих успеваемость студентов разных курсов.

Цель и гипотезы исследования определили постановку следующих задач:

Теоретические:

1. Провести аналитический обзор исследований, посвященных проблеме мотивации учебной деятельности и её связи с индивидуально-типологическими особенностями.

Эмпирические:

2. Выявить особенности мотивационной сферы, а также отличительные психофизиологические и психологические характеристики студентов-психологов с различной успеваемостью на разных курсах обучения.

3. Исследовать взаимосвязь психофизиологических и психологических характеристик у студентов с различной успеваемостью на разных курсах обучения.

4. Выявить влияние учебной и личностной мотивации на успеваемость студентов на разных курсах обучения.

5., Выявить степень влияния психофизиологических и психологических характеристик на доминирующие мотивы у студентов с различной успеваемостью на разных курсах обучения.

6. Изучить уровень полушарной активности и уровень общей психической активации как психофизиологических факторов, обуславливающих мотивацию успешного учения.

Теоретическую основу исследования составили, разработанные в отечественной психологии, положения о деятельности, ее механизмах, мотиваци-онных компонентах /70- 71- 77- 105- 116 и др./- о функциональной системе как нейрофизиологической основе механизмов мотивации /7- 15- 72- 122- 130 и др./- о взаимообусловленности внешних и внутренних факторов развития личности и ее мотивационной сферы /5- 91 /- об источниках мотивации /41- 57- 63- 70- 82- 131 и др./- об изменении, развитии и формировании мотиваций /20- 98- 151- 156 и др./, о взаимосвязи межполушарной асимметрии с психическими состояниями /45- 122- 146/, о связи темперамента, мотивации и интеллекта /118/.

Вместе с тем, в исследовании проблем мотивации широко использовались теоретические данные, полученные в зарубежной психологии /164- 189- 193- 194- 197- 179- 180- 181- 144 и др./.

Методами исследования стали метод анализ литературы, тестирование, формирующий эксперимент и метод статистической обработки результатов.

Методический инструментарий был представлен следующими тестами: функциональная межполушарная асимметрия изучалась с помощью модифицированного опросника М. Аннетт /160/, опросника Н. Н. Брагиной и Т. А. Доброхотовой /21/- опросника П. Н. Ермакова, /45/.

Для исследования уровня тревожности использовалась методика С. Тейлрра /66/.

Темперамент изучался при помощи опросника Я. Стреляу /66/ (уровень возбуждения, уровень торможения, подвижность). Также использовался тест ОСТ В. М. Русалова /118/, который позволил выявить следующие параметры: эргичнось, социальную эргичнось, пластичность, социальную пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальную эмоциональность.

Степень экстраверсии — интроверсии определялась при помощи теста К. Юнга /44/.

При исследовании мотивационной сферы личности студентов мы обращали внимание на следующие ее характеристики:

• степень устойчивости и обобщенности мотивов;

• энергетические (динамические) характеристики мотивов, отражающие их силу и устойчивость;

• содержательные характеристики мотивов, отражающие их направленность или индивидуальные личностные особенности;

• связь мотива с проявляемым видом активности.

Руководствуясь этими критериями М.Ш.Магомед-Эминова /76/, все изучаемые нами мотивы были структурированы следующим образом:

Устойчивые обобщенные мотивы, отражающие энергетическую характеристику — стремление к соперничеству, стремление к достижению цели, стремление к социальному престижу.

Устойчивые обобщенные мотивы, отражающие индивидуальные личностные особенности — стремление к достижению успеха, стремление избегать неудачи.

Мотивы, отражающие направленность личности — общая и творческая активность, стремление к повышению социального статуса, стремление к общению, стремление к жизнеобеспечению, к комфорту, стремление быть социально полезным.

Конкретные устойчивые мотивы — мотивы, связанные с обучением в вузе (стремление к приобретению знаний, стремление овладеть профессией, стремление получить диплом).

Энергетические характеристики мотивов определялись при помощи методики, разработанной М. Кубышкиной /62/, которая направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству, стремление к социальному престижу.

Устойчивые обобщённые мотивы, отражающие индивидуальные личностные особенности определялись при помощи следующих методик: для диагностики потребности в достижении использовалась методика Ю. М. Орлова /98/. Мотивация к избеганию неудач изучалась при помощи методики Т. Элерс /66/.

Мотивационная структура личности определялась при помощи методики В. Э. Мильман /83/, которая позволяет выявить некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др.- выявить деловую или общежитейскую направленность личности.

Для изучения мотивации обучения в вузе использовались методика, предложенная Т. И. Ильиной /54/, а также методика, предложенная А. А. Реаном /113/ и В. А. Якуниным /157/.

Для выявления ситуативных психофизиологических предпосылок, облегчающих формирование детерминирующих успеваемость мотивов, со студентами III курса был проведён формирующий эксперимент в форме мотивацион-ного тренинга.

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных методов математической статистики с использованием пакета компьютерных программ «SATISTICA 6.0». Были использованы параметрические методы статистического анализа: оценка различий средних величин по t-критерию Стью-дента, исследование взаимосвязи между исследуемыми переменными при помощи факторного анализа, линейный регрессионный анализ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обобщённые устойчивые мотивы, отражающие индивидуальные личностные особенности, учебные мотивы, мотивы направленности личности, психологические и психофизиологические характеристики студентов-психологов с разной успеваемостью отличаются по характеру, степени выраженности и уровню взаимосвязей. Энергетические составляющие мотивов студентов с разным уровнем успеваемости близки по структуре и степени выраженности.

2. Специфичное для студентов-психологов каждого курса сочетание обобщённых устойчивых мотивов, мотивов, характеризующих направленность личности и учебных мотивов, создаёт предпосылки высокой успеваемости.

3. Каждый из обобщенных устойчивых мотивов, учебных мотивов и мотивов «рабочей» направленности студентов-психологов, обусловлен одинаковым сочетанием устойчивых психофизиологических предпосылок — формально-динамических, нейродинамических и особенностей латеральной организации независимо от уровня успеваемости и курса обучения.

4. Определённые сочетания уровня полушарной активности и уровня пси-хической активации обуславливают формирование стремления к соперничеству, творческой активности, стремления к приобретению знаний, как мотивов, детерминирующих высокую успеваемость.

Научная новизна полученных результатов.

В работе впервые использован комплексный подход, включающий исследование психофизиологических и психологических особенностей, для изучения мотивационной сферы студентов-психологов с различной успеваемостью на разных курсах обучения.

Впервые исследована взаимосвязь и влияние психофизиологических и психологических характеристик на доминирующие мотивы у студентов психологов с различной успеваемостью.

Впервые изучены полушарная активность и общая психическая активация как психофизиологические предпосылки формирования мотивации успешного учения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы расширяют существующие представления о роли психологических и пси) хофизиологических факторов в формировании мотивации учения и его успешности.

Результаты исследований показывают, что индивидуально-типологические особенности обуславливают формирование различной мотивационной структуры личности, что в свою очередь оказывает влияние на успешность учебной деятельности. Полученные сведения необходимо учитывать при организации процесса обучения, а также при психокоррекционной, психодиагностической и профориентационной работе с учащимися.

Полученные результаты могут быть использованы преподавателями и психологами вузов и колледжей, администрацией общеобразовательных учебных заведений при планировании и методической подготовке учебных курсов, анализе успешности прохождения учебного материала, в учебно-воспитательной работе со студентами и учащимися на разных этапах обучения.

Апробация работы. Материалы исследования были представлены на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Ростовского госуниверситета (2000,2003), на «Неделе науки» РГУ (2002,2003), на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Психология притеснения: обидчики и обиженные» (Коломна, 2002), на Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Психология притеснения: обидчики и обиженные» (Коломна, 2003), на международной научно-практической конференции «Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания» (Брянск, 2003).

Полученные в работе результаты используются в преподавании курса «Психофизиология» студентам П курса и спецкурса «Регуляция функциональных состояний», «Видеотренинг творческого мышления» студентам IV курса факультета психологии РГУ, курса «Психологический практикум» студентам ЮРГИ, в практической работе научно-методологического совета и психологической службы РГУ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы, из них 3 статьи. Общий объём 0,9 усл. п. л.

Сгруюура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 207 наименований, из них 50 на английском языке и 9 приложений. Объём основного текста диссертации составляет 163 страницы. Работа иллюстрирована 34 рисунками, 36 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведённого эмпирического исследования выявлены устойчивые и ситуативные психофизиологические предпосылки мотивации учебной деятельности студентов-психологов I, III и V курсов.

Проведённое эмпирическое исследование показало, что студенты с разной успеваемостью имеют различную мотивационную структуру, а одни и те же мотивы в этих структурах, независимо от уровня успеваемости, обусловлены одинаковым набором психофизиологических детерминант, как на ней-родинамическом, так и на психодинамическом уровнях.

Отличительными особенностями студентов с высокой успеваемостью на младших курсах являются низкая тревожность и устойчивость к неудачам, высокая активность и способность к быстрой вербализации мыслей, выраженное стремление к достижению успехов и к достижению целина старших курсах, — третьем и пятом — высокая активность и работоспособность, выраженное стремление к социальному престижу, стремление к соперничеству и стремлением к достижению цели, преобладание стремления к приобретению знаний над стремлением к овладению профессией.

Полученные в исследовании результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Установлено, что отличительные особенности мотивационной сферы студентов-психологов с высокой успеваемостью проявляются (р< 0,05):

• на первом курсе — в выраженном стремлении к достижению успехов, стремлении к приобретению знаний и стремлении овладеть профессией, слабой выраженности мотивации к жизнеобеспечению и мотивации к комфорту;

• на третьем курсе — в выраженном стремлении получить диплом;

• на пятом курсе — в: выраженном стремлении к избеганию неудачи, слабо выраженном стремлении к жизнеобеспечению и стремлении быть соци1 ально полезным.

По психологическим и психофизиологическим характеристикам студенты с высокой успеваемостью отличаются от своих однокурсников (р< 0,05):

• на первом курсе — высоким социальным темпом, слабой выраженностью состояний тревоги и фрустрации;

• на третьем курсе — преобладанием силы нервной системы по торможению над силой по возбуждению, высокой предметной и социальной эргичностью, средним (с тенденцией к низкому) уровнем личностной тревожности;

• на пятом курсе — преобладанием силы нервной системы по торможению над силой по возбуждению, слабой выраженностью предметной пластичности, средним (с тенденцией к низкому) уровнем личностной тревожности.

Выявлено, что в структуре энергетических характеристик мотивов стремление к социальному престижу доминирует над стремлением к соперничеству у всех студентов.

Установлено, что у первокурсников с высокой успеваемостью значимо взаимосвязаны:

• учебный «познавательный» мотив, мотив отражающий «рабочую» направленность личности и психические состоянияt.

• обобщенный устойчивый мотив, отражающий энергетическую характеристику — стремление к соперничеству, с мотивом, отражающим индивидуальные личностные особенности — стремление к достижению успехов.

У третьекурсников и пятикурсников с высокой успеваемостью: обобщенные устойчивые мотивы, отражающие энергетическую характеристику взаимосвязаны с мотивами «рабочей» направленности личности.

У пятикурсников с высокой успеваемостью:

• обобщенный устойчивый мотив, отражающий индивидуальные личностные особенности — стремление к избеганию неудачи взаимосвязаны со свойствами темперамента и свойствами нервной системы.

2. Установлено, что специфичное для студентов-психологов каждого курса сочетание обобщенных устойчивых мотивов, мотивов, характеризующих направленность личности и учебных мотивов, создаёт предпосылки высокой успеваемости:

• для первокурсников предпосылки высокой успеваемости создаёт сочетание стремления к приобретению знаний со стремлениями к соперничеству, к избеганию неудачи и к жизнеобеспечению, а также со слабо выраженными стремлениями к повышению социального статуса и к достижению цели;

• для третьекурсников — сочетание творческой активности, стремления к комфорту, слабо выраженного стремления к общению;

• для пятикурсников — сочетание общей активности со стремлениями к достижению цели, к достижению успеха и к получению диплома.

3. Показано, что психофизиологические предпосылки каждого из мотивов, влияющих на успеваемость, для всех студентов-психологов одинаковы. Обобщённые устойчивые мотивы обусловлены такими психофизиологическими характеристиками, как:

• стремление к соперничеству — выраженной силой нервной системы по возбуждению, предметной эргичностью, доминированием правой руки, а t также слабо выраженными подвижностью нервной системы, экстраверсией, социальной эргичностью, социальным темпом;

• стремление к социальному престижу — слабой выраженностью социальной и предметной эргичности и социальной эмоциональностистремление избегать неудачи — выраженной предметной и социальной эргичностью, социальным темпом, а также слабо выраженной силой нервной системы по возбуждению, экстраверсией;

• стремление к достижению успеха — слабо выраженной социальной эргичностью и слабо выраженным доминированием правого глаза.

Учебные мотивы обусловлены:

• стремлением к приобретению знаний — экстраверсией, социальной эмоциональностью и социальным темпом;

• стремлением овладеть профессией — социальной эмоциональностью и социальным темпом, слабо выраженной экстраверсией.

Мотивы «рабочей» направленности личности могут быть обусловлены следующими психофизиологическими характеристиками:

• общая активность — подвижностью нервной системы, доминированием правой руки, социальной эмоциональностью и социальной эргичностью;

• творческая активность — предметной эргичностью, социальной эмоциональностью, подвижностью нервной системы, слабо выраженным доминированием правого глаза.

• стремление быть социально полезным — социальной эмоциональностью и слабо выраженной экстраверсией.

4. Установлено, что ситуативными факторами, обуславливающими формирование мотивов, влияющих на успеваемость, могут выступать уровень общей психической активации и уровень полушарной активности головного мозга:

• выраженная полушарная активность (по гаплоскопической методике) и выраженное состояние эмоциональной напряженности и психической I активации обуславливают формирование стремления к соперничеству;

• слабо выраженная полушарная активность и невысокая психическая активация обуславливают формирование творческой активности;

• умеренная эмоциональная активация обуславливает формирование стремления к приобретению знаний.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие психологические рекомендации для психологов и педагогов.

Формирование учебной мотивации студентов и управление ею на основе выявленных в работе ситуативных психофизиологических характеристик — уровня полушарной активности и общей психической активности — может служить инструментальной основой методической работы преподавателей вузов, а также самоконтроля и регуляции учебной деятельности самих студентов.

Материалы исследования могут быть включены в лекционные циклы и практические занятия по психофизиологии.

Полученные результаты могут быть использованы в качестве психофизиологической основы повышения учебной мотивации студентов других факультетов вузов, колледжей, учащихся общеобразовательных учебных заведений.

Этот подход позволяет создавать и реализовывать эффективные программы, направленные на повышение уровня учебной мотивации и, как следI ствие, повышение успеваемости студентов.

Для студентов первого курса можно порекомендовать проведение тре-нинговых занятий, направленных на снижение уровня тревожности и фрустрации, а также повышения социального темпа, так как именно эти характеристики способствуют лучшей адаптации к учебной деятельности, что дополнительно усиливает мотивацию к приобретению знаний.

Особое внимание следует обратить на студентов третьего курса, так как именно здесь происходит мотивационный кризис (снижение учебной мотивации). Можно порекомендовать проведение тренинговых занятий, направлен1 ных на снижение уровня тревожности, на повышение устойчивости к эмоциональным переживаниям. Так как на этом курсе происходит выбор специализации, то возможно проведение психодиагностических тестов, направленных на выявление склонности к какой-либо специализации.

Что касается студентов пятого курса, здесь также можно порекомендовать проведение тренингов, направленных на снижение уровня тревожности.

Для праворуких первокурсников-интровертов, инертных и с выраженной силой нервной системы по возбуждению, со слабо выраженным социальным темпом и социальной эргичностью вполне уместно формирование мотивации к соперничеству, что одновременно позволило бы повысить учебную мотивацию и, как следствие, успеваемость.

У студентов-экстравертов с высокой социальной эмоциональностью и социальным темпом достаточно легко формируется учебная мотивация, а творческую активность легче создать у студентов с выраженной подвижностью и доминированием левого глаза.

Для третьекурсников с подвижной нервной системой, высокой предметной эргичностью и социальной эмоциональностью, легче сформировать творческую активность, что также позволит повысить учебную мотивацию.

Для праворуких пятикурсников с подвижной нервной системой, выраженной социальной эмоциональностью и социальной эргичностью, необходимо формировать общую активность, а для пятикурсников со слабовыражен-ной социальной эргичностью — стремление к достижению успеха.

Так как мотивы: стремление к соперничеству, стремление к приобретению знаний и творческая активность — оказывают влияние на повышение уровня успеваемости у всех трёх курсов, может быть рекомендовано проведение разработанного нами тренинга, формирующего эти мотивы.

Организация процесса обучения студентов-психологов с учётом выявленных в работе устойчивых психофизиологических характеристик мотивации учебной деятельности — свойств нервной системы, свойств темперамента, психических состояний, функциональной межполушарной асимметрии мозгапозволит повысить качество высшего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. 1985. № 6. С.38−45
  2. С.Р. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М.: «Педагогика». 1981. С.32−43
  3. В.Н. Стиль действования: импульсивность управляемость //Вопросы психологии. 1981. № 3. С.9−14
  4. Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: изд-во «Питер». 1999. 12с.
  5. .Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. ЛГУ: «Наука». 1974. С. З-35
  6. С.В. О природе побуждений. М.: «Наука». 1953. 10с.
  7. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: «Наука». 1980. 189с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: «Просвещение». 1975. С.35−72
  9. Г. И. Хрусталёва Н.В. Особенности внушаемости детей дошкольного и младшего школьного возраста //Вопросы психологии. 1981. № 3. С.8−16
  10. Л.И. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: изд-во МГУ. 1969. 43с.
  11. B.C. Мотивация поведения и формирование личности. М.: «Наука». 1976. 156с.
  12. Т.А. Психологические и психофизиологические механизмы изучения иностранного языка детьми 6−7 лет в школах с усложнённой программой: Дисс.канд.психол.наук. Ростов-на-Дону. 1998. С.24−76
  13. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы //Психологический журнал. 1996. т. 17. № 1. С.4−18
  14. В.И. Изучение некоторых психофизиологических функций у студентов вузов //Гигиена и санитария. 1981. № 8. 84с.
  15. Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М.: «Медицина». 1966. С.65−79
  16. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов //Психология. 1987. № 2. 31с.
  17. В.И., Ермолаев О.Ю. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. СПб.: изд-во «Питер». 2003. 688с.
  18. С.В. Некоторые особенности поступления в педагогический вуз. /Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. СПб.: изд-во «Питер». 1997. 10с.
  19. В.Ф. Психофизиологические и психологические характеристики детей 6−7 лет с различной степенью готовности к обучению в школе: Дисс.канд.психол.наук. Ростов-на-Дону. 2000. С. 120−122
  20. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: «Педагогика». 1968.41с.
  21. Т.А., Доброхотова Н. Н. Функциональные асимметрии человека. М.: «Медицина». 1981. 288с.
  22. Р.С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте: Автореф. дис.канд. психол. наук. М. 1973. С.4
  23. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: «Наука». 1986. 206с.
  24. В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации //Вопросыпсихологии. 1998. № 3. С. 14−19
  25. Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов. //Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисыдокладов к 4 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. 4.2. М.: изд-во МГУ. 1983. 33с.
  26. М.И. Мышление: процесс, деятельность. Общение. М.: «Просвещение». 1982. 78с.
  27. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: изд-во МГУ. 1956. С.65−78
  28. Л.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. //Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР, 4.1. М.: изд-аво МГУ. 1977. С.56−59
  29. В.К. Мотивация и уровень притязаний личности: Психодиагностические методы. Л.: изд-во ЛГУ. 1976. С.22−30
  30. М.Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы //Вопросы психологии. 1976. № 4 С. 12−16
  31. М.Р. Познавательная мотивация и развитие личности. //Психология личности: теория и эксперимент. М.: изд-во АПН СССР. 1982. С. 12−15
  32. Э.А., Рождественская И. О. О психологических проявлениях свойств нервной системы //Вопросы психологии. 1976. № 5, С.37−44
  33. Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности детей и подростков //Вопросы психологии. 2000. № 6 С.9−17
  34. И.М. Исследование мотивации учения и труда безработных //Ананьевские чтения 98: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: изд-во СПб университета. 1998. С.3−8
  35. В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся//Вопросы психологии. 1987. № 1. С.20−29
  36. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: «Просвещение». 1985. С.21−30
  37. Е.Н. Психологические основы стимулирования деятельности учащихся.//Среднее специальное образование. 1983. № 3 С.13
  38. Н.Н. Психофизиология. М.: «Наука». 1998. 350с.
  39. Н.Н. Психофизиологическая диагностика состояний. М.: изд-во МГУ. 1992. 191с.
  40. М.Д., Владимирова Н. М. Интеллектуальное развитие и успешность обучения: Комплексное исследование проблем обучения. JL: изд-во «Медицина». 1980. С.21
  41. И.А. Эстетическая потребность. М.: изд-во «Наука». 1976. С.21
  42. Т.А., Федорук А. Г., Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии в деятельности человека. /Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси. 1982. С.119−120
  43. А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. JL: изд-во «Наука». 1973. 131с.
  44. Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ //Вопросы психологии. 1985. № 5. С.10−18
  45. П.Н. Иерархическая организация межполушарной асимметрии мозга //Психологическое обеспечение физического и психического здоровья человека. Тезисы докладов к УП съезду общества психологов СССР. М.: изд-во МГУ. 1989. С.27−28
  46. ЕЬенгазиева Б. О. Взаимосвязь психологических и логических характеристик мышления //Мышление: процесс, деятельность, общение. Казань. 1989. 91с.
  47. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека //Вопросы психологии. 1989. № 6. С.33−37
  48. А.Н., Гончаров Н. В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей //Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 17−24
  49. JI.K. Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности: Автореф. дисс .канд. психол. наук М. 1979. С.29−32
  50. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: изд-во «Питер». 2000. С.30−58
  51. Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. 1995. № 2. С. 18−31
  52. Е.П. Способности и склонности: какова природа их связи?. Ярославль. 1986. С.77−80
  53. Е.П. Изучение свойств нервной системы. Ярославль. 1978. С.76
  54. Т.И. Мотивация обучения в вузе: Автореф. Дисс.канд. психол. наук. М. 1997. С. 12−15
  55. И.В. Проблема мотивации поведения //Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 12−24
  56. В.Н., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу //Неврология и психиатрия. 1986. № 5. С.106−109
  57. А.Г. Психология личности. М.: изд-во МГУ. 1969. С.11
  58. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: изд-во «Наука». 1988. С.56−59
  59. Н.С. Мотивация учебной деятельности. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. Д.: изд-во ЛГУ. 1984. С.98−122
  60. Э.А. Роль когнитивных факторов в эмоциональной асимметрии полушарий //Журн. Высшей нерв. деят. 1990. № 4. С.611−619
  61. .С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону:tизд-во РГУ. 1992. 173с.
  62. Кубышкина M. J1. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб. 1997. 10с.
  63. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: изд-во «Педагогика». 1971. С.65−78
  64. Г. А. Межполушарная асимметрия активности коры мозга в динамике процессов высшей нервной деятельности: Автореф. Дисс.докт. биол. наук. Л. 983. 45с.
  65. Г. А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ. 1983. 158с.
  66. Н.А., Немчин Т. А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. М.: изд-во МГУ. 1990. 23с.
  67. М.М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов. //Психологический журнал. 1996. т.17. № 4. С.6
  68. В.Б. Адаптация студентов к обучению в вузе //Гигиена и санитария. 1983. № 7. С.21−23
  69. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: изд-во «Наука. 1971. С.54−56
  70. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск. 1992. С.67−80
  71. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: изд-во МГУ. 1984. С.22−27
  72. А.Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии. М.: изд-во МГУ. 1978. С.23−27
  73. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: изд-во МГУ. 1973. 373с.
  74. А.Р. Мозг и психика. //Хрестоматия по психологии /Под ред.
  75. А.В.Петровского. М.: изд-во «Просвещение». 1987. С.83−1001
  76. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. Дисс.канд. психол. наук. М. 1987. С.7−12
  77. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации. //Общая психодиагностика. М: изд-во «Наука». 1987. 50с.
  78. Е.В. Мотивационно-ролевые особенности личности как фактор успешности деятельности: Автореф. Дисс.канд. психол. наук. JI. 1984. 17с.
  79. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: изд-во «Педагогика». 1983. С.76−79
  80. А.К., Матис Т. А. Формирование мотивации учения. М.: изд-во «Педагогика». 1990. С.34−56
  81. А. Мотивация и личность. М.: изд-во «Смысл». 1998. С.65−78
  82. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. 1982. № 4. С.22−26
  83. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: изд-во «Педагогика». 1986. 256с.
  84. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 5. С.20−28
  85. В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворённость трудом //Психологический журнал. 1985. № 5. С. 17−19
  86. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. 1976. № 6. С.40−52
  87. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования //Вопросы психологии. 1988 г. № 6. С. 12−21
  88. В.А. Профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии): Автореф. дисс.канд. психол. наук. М. 1990. 21с.
  89. Мотивация учения. /Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 1976. С.87−95
  90. Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников иtстудентов. М.: изд-во МГУ. 1980. С.34−50
  91. И.В. Межполушарная асимметрия мозга у детей школьного возраста в условиях развивающего обучения. Дисс.канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 2002. С.54−80
  92. В.Н. Психология отношений. Москва Воронеж: изд-во «РОК» 1995. 66с.
  93. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: изд-во «Просвещение». 1966. С. 19
  94. В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы //Вопросы психологии. 1968. № 4. С.29−42
  95. В.Д. Избранные психологические труды. М.: изд-во «Педагогика». 1990. 408с.
  96. М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующих направленность личности подростка // Вопросы психологии. 1968. № 5. С.40−46
  97. Р. С. Психология Кн. 1. М.: изд-во «Педагогика». 1994. С.42
  98. Р.А. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности студентов //Проблемы развития познавательной активности студентов. Казань: изд-во КГУ. 1980. С.3−45
  99. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Дисс.докт. психол. наук. М. 1984. С.95−120
  100. Основы психофизиологии (учебник) /Под ред. Александрова Ю. Н. М.: изд-во ИНФРА. 1997. 432с.
  101. И.П. Собрание сочинений. Т.З. кн.1. М.: изд-во «Наука». 1951. С.43
  102. И.М., Пенская А. В. Физиологические основы мотива //Психологи ческий журнал. 1978. № 2. С. 10−12I
  103. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации //Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1983. № 4. С.29
  104. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань. 1977. 243с.
  105. И.А. К проблеме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии головного мозга человека //Вопросы психологии 1980. № 2. С.8−12
  106. А.В. О некоторых проблемах социально-психологических исследований //Вопросы психологии. 1970. № 4 С.35−38
  107. А.Н., Мухина Г. В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД /Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: изд-во СПб. университета. 1996. С.71
  108. К.К. Структура и развитие личности. М.: изд-во «Наука». 1986. 41с.
  109. Е.Н. Психофизиологические характеристики лиц с разным профилем межполушарной асимметрии мозга. Дисс. .канд. биол. наук. Ростов-на-Дону. 1996. 116с.
  110. Е.А. Возрастные особенности межполушарной функциональной асимметрии в динамике психомоторной активности. Дисс.канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 1998. 140с.
  111. Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тезисы научной конференции. Новосибирск. 1985. С.25−27
  112. П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей //Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 112−115
  113. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе. Казань. 1981. 44с.
  114. А.А., Андреева Т. В., Киреева Н. Н. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов //Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: изд-во СПб. университета. 1999. С.36
  115. И.А. Формирование мотивации самообразования //Советская педагогика. 1987. № 3. С. 12−16
  116. М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. Казань. 1998. С.23−26
  117. C.JI. Основы общей психологии. М.: изд-во «Педагогика». 1946. С.77
  118. П.А. Психология: Учебник для техникумов физкультуры. М.: изд-во «Спорт». 1967. С.23
  119. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: изд-во «Наука». 1979. 352с.
  120. Т.А. Психофизиологические и психологические характеристики познавательной сферы младших школьников с трудностями обучения. Дисс. канд. психол. наук. г. Ростов-на-Дону 2002. С.43−48
  121. О.Е. Мотивация в основе познавательной деятельности студентов. //Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: изд-во СПб. университета. 1999. С.55
  122. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: изд-во МГУ. 1985. 190с.
  123. П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: изд-во МГУ. 1975. С.57
  124. П.В. Эмоциональный мозг. М.: изд-во «Наука». 1981. С. 12−34
  125. П.В. Мотивированный мозг. М.: изд-во «Наука». 1987. С-65−67
  126. А.А. Роль мотивации в обучении //Вопросы психологии. 1983. № 4. с.9−18
  127. А.П. Исследование некоторых динамических характеристик активности мотивов: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск. 1976. 31с.
  128. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности //Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 18−27
  129. JI.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: изд-во «Логос». 1995.671с.
  130. К.В. Биологические мотивации. М.: изд-во «Педагогика». 1971. С.12−27
  131. К.В. Теоретические аспекты мотивационного возбуждения: Механизмы и принципы целенаправленного поведения. М.: изд-во МГУ. 1972. 56с.
  132. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф. Дисс.докт.психол.наук. Л. 1975. С.12
  133. М.Р. К вопросу о мотивации жизнедеятельности личности: Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас 1971. 67с.
  134. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Акад. пед. наук РСФСР'. 1961. С.21
  135. .М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека. //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: АПН РСФСР. 1963. С.3−46
  136. .М. Избранные труды. М.: изд-во «Педагогика». 1985. Т.2. 360с.
  137. Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси. 1966. С.23−44
  138. Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. М.: изд-во МГУ. 1969. 67с.
  139. Д.Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту: Психология личности. Тексты. М.: изд-во «ЧеРо». 1982. С. ЗЗ
  140. А.А. Собрание сочинений. Т.1. Л.: изд-во ЛГУ. 1950. С.48−55
  141. А.А. Принятие мотива личностью //Психологический журнал. 1985. № 4. С.31−37
  142. А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент. 1987. 43с.
  143. Н.П. Психологические и психофизиологические особенности отчисленных студентов педагогического института: Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л.: изд-во ЛГУ. 1987. С.24−25
  144. X. Мотивация и деятельность. Т.2. М.: изд-во «Наука». 1986. С.76−85
  145. Е.Д. Мозг и активация. М.: изд-во МГУ. 1972. 380с.
  146. Е.Д. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполу-шарного взаимодействия. М.: изд-во МГУ. 1995. С.210−212
  147. Ю.А. Методика диагностики активации, функциональной асимметрии полушарий головного мозга и психоэмоциональных состояний. М.: изд-во «Наука». 1987. С. 12
  148. Г. М. Зависимость успеваемости студентов от индивидуально-типических свойств нервной системы //Физиологический журнал. 1990. Т. 36. № 4. С.89
  149. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль. 1991. 65с.
  150. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: изд-во «Просвещение». 1982. 84с.
  151. Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей: Проблемы формирования духовных потребностей. Новосибирск. 1970. 43с.
  152. Ф.К. Стимулы трудовой деятельности. Л.: изд-во ЛГУ. 1976. 11с.
  153. А. Полн. собр. соч. В 4-х томах. T.l. М. 1900−1910. С.14−16
  154. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: изд-во МГУ. 1962. 64с.
  155. Е.Р. Динамика психологических и психофизиологических характеристик у детей в процессе занятия оригами. Дисс. канд. психол. наук. г. Ростов-на-Дону. 1998. С.98−100
  156. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: изд-во МГУ. 1969. С.76−88
  157. В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов //Вестник ЛГУ. Серия: Экономика, философия, право. 1980. № 11. С.11
  158. Allport G.W. Trait in Motivations' Theory. N.Y. — 1937. — 21p.
  159. Annett M. Left, right hands and brain: The right shift theory. London, — 1985.- 203p.
  160. Annett M., Manning M. Arithmetic and laterally / Neuropsychologia. 1990. V.28.N.I. P. 61−69p.
  161. Annett M. The growth of manual preference and speech. //Brit. J. Psychology. -1970.-V. 61. № 4.- 545−558p.
  162. Annett M., Manning M. The disadvantages of dextrallity for intelligence. //Brit. J. Psychol. 1989. — Vol. 80. — № 2. — 213−220p.
  163. Atkinson J.W. Introduction to Motivation. N.Y. — 1964. — 51p.
  164. Atkinson J. W., Raynor J. O. Motivation and Achivement. Wash D. C. — 1974.- 23p.
  165. Arkes H. R., Garske Y. P. Psychological Theories of Motivation. Monterey -1982. — 65−68p.
  166. Bryden M.P. Laterality: Functional Asymmetry in the Infact Brain. Academic Press — 1982.-315p.
  167. Bruner E. Exploration in Personality. N.Y. — 1960. — 24p.
  168. Buck R. Human Motivation and Emotion. N.Y. — 1976. — 34−5 lp.
  169. Cannon M. Asymmetrical function of the brain. Cambrige: Univ. Press. -1978. -33p.
  170. Caron S. Achivement and avoidant motivation as determinants of epistemic behavior. // Am. J. Psychol. 1963. — V. l08. — № 3. -213−215p.
  171. Cattell R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. N.Y. -1957.-65p.
  172. Dell E. The Concept of Motivation. London — 1967. — 3 lp.
  173. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, Illinois: Thomas- 1967. -88p.
  174. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and Individual Differences. Plenum Press 1985.-3 lp.
  175. Ford M. Motivating humans: goals, emotions and personal agency beliefs. -N.Y. 1992. — 72p.
  176. Freeman G. Physiological Psychology. Toronto, N.Y., London — 1948. -21−25p.
  177. French E.G., Thomas F.N. The relation of achievement motivation to problem -solving effectiveness // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1958. — 56p.
  178. Fress R. Some aspects of eyedness. //Cortex. 1971. — № 8. — 357p.
  179. Freud S. New Introductory Lectures on Psycho-Analysis. N.Y. -1933.-21p.
  180. Hail G. Psychology of Motivation. N.Y. — 1961. — 12p.
  181. Hebb D.O. The Organization of Behavior. N.Y. — 1949. — 76p.
  182. Heider F. The gestalt theory of motivation. Nebraska symposium on motivation. V.8 Lincoln: University of Nebraska Press — 1969. — 73p.
  183. Hoppe F. Erfolg und Miserfolg // Psychol. Vorschunddg. 1930. -14p.
  184. Kelley H.H. Attribution in social interaction. N.Y. — 1971. — 12−13p.
  185. Kenedy W., Willcutt H. Prise and blame as incentives. //Psychological Bulletin- 1964.-22p.
  186. Kimura D. The asymmetry of the human brain. //Sci. Amer. 1973 — V.228 -70−72p.'
  187. Kinsborne M. Asymmetrical function of the brain. Cambrige: Univ. Press. -1978/- 565p.
  188. Lewin K. Grundzuge der topologische Psychologe. Bern — 1969. — 66p.
  189. McDougall W. Outline of psychology. N.Y. — 1923. — 52p.
  190. Mc Clelland D.C. Assessing Human Motivation. N.Y. — 1971. — 41−43p.
  191. Madsen K.B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen, Verl. Psychol. -1959.-66p.
  192. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y. — 1954. — 75p.
  193. Merfe S. Perception of emotional words. //Neuropsychology. 1978. — V. 21. -N.l. — 34−37p.
  194. Morgan E. Motivation. N.Y. — 1975. — 1 l-14p.
  195. Mowrer О. H. Preparatory set (expectance) a determinant in motivation and learning //psychol. Rev/ 1938. — V.45 — № 1 — 65−67p.
  196. Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: Univ. Neb. Press 1953. — V. l- 1955. — V.3- 1959. — V.7- 1960 — V.8 etc.
  197. Nutten Y.R. Motivation, Planning and Action //A Relational Theory of Behavior Dynamics. Hillsdale — 1984 — Ch.5 — 54−56p.
  198. Peters R.S. The Concept of Motivation. London — 1969. — 12−32p.
  199. Richter C. Theories of motivation. Chicago — 1972. — 22p.
  200. Sheldon H.W. Personality. N.Y. — 1942. — Юр.
  201. Smith S. Individual in Society. N.Y. — 1962. — 12−14p.
  202. Stellar B. Human behavior. N.Y. — 1957. — 18p.
  203. Trudewind C. The development of achievement motivation and individual differences': Ecological determinants. In: W.W. Hartup (ed.), Chicago — 1982. — V.6 -67−69p.
  204. Vernon M.D. Human Motivation. Cambrige — 1969. — 55−57p.
  205. Weiner B. Theories of Motivation. Chicago — 1972. — 43p.
  206. Young P.T. Motivation of Behavior. N.Y. — 1948. — 76p.
  207. Young P.T. Motivation and Emotion. N.Y. — 1961. — 12−15p.
Заполнить форму текущей работой