Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуальные особенности адаптационных реакций школьников в условиях работы с персональным компьютером

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые исследован характер изменений физиолого-биохимических показателей у школьников при работе за компьютером в условиях электромагнитного фона в различных районах г. Самары и Самарской области. Выявлено увеличение концентрации гистамина в ротовой жидкости, возрастание частоты пульса и диастолического давления в этих условиях. Проанализированы особенности изменений физиолого-биохимических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные представления о физиолого-биохимических механизмах действия факторов, влияющих на организм при работе за компьютером (обзор литературы)
    • 1. 1. Биологические эффекты, возникающие в организме человека при работе за компьютером
    • 1. 2. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы
    • 1. 3. Физиологические механизмы адаптации к факторам, действующим на организм при работе с персональным компьютером
  • Глава 2. Объект и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика контингента обследуемых и схема постановки эксперимента
    • 2. 2. Данные электромагнитных полей от технических средств
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Изменения физиологических и биохимических показателей у школьников в условиях работы с персональным компьютером
    • 3. 1. Сравнительный анализ изменений физиолого-биохимических показателей у школьников на уроке с использованием компьютера и в контрольном классе
    • 3. 2. Изменения физиологических и биохимических показателей у школьников в период непрерывной длительной работы за компьютером
  • Глава 4. Зависимость изменений физиолого-биохимических показателей школьников во время работы за компьютером от индивидуальных особенностей организма
    • 4. 1. Изменения физиологических и биохимических показателей школьников с различной степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам в период работы за компьютером
    • 4. 2. Изменения физиологических и биохимических показателей у эмоционально-стабильных и эмоционально-неустойчивых школьников в условиях работы с персональным компьютером
    • 4. 3. Изменения физиологических и биохимических показателей школьников с различными биоритмологическими типами во время работы с персональным компьютером
  • Глава 5. Зависимость изменений физиолого-биохимических показателей школьников в условиях работы за компьютером от расположения школ и действия различных мониторов
  • Глава 6. Обсуждение результатов
  • Выводы

Индивидуальные особенности адаптационных реакций школьников в условиях работы с персональным компьютером (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Использование персональных компьютеров получило широкое распространение в различных областях современной жизни. При этом работа с компьютерным видеодисплейным терминалом сопряжена с воздействием целого комплекса факторов. Во-первых, это биологически активные физические факторы среды — электромагнитные излучения различных частот, электростатические поля, повышенная концентрация аэроионов, шум. Кроме этого существенное влияние на организм оказывает зрительное напряжение, работа в статической позе с напряжением определенных групп мышц (Демирчоглян Г. Г., 1995; Степанова М., 2003). Изучение влияния этих факторов на состояние организма является одним из ведущих разделов физиологии труда. Работа за компьютером вызывает утомление (Кучма В.Р., 2000), развитие которого зависит от интенсивности действующих факторов (Солодков А.С., Сологуб Е. Б., 2005).

Доказано неблагоприятное влияние на организм человека электромагнитных излучений, источником которых является компьютерный видеодисплейный терминал (Григорьев Ю.Г. и соавт., 1999). При этом большинство проводимых исследований посвящены исследованию взаимосвязи между интенсивностью электромагнитных излучений и наблюдаемыми биологическими эффектами. На основании проведенных исследований были установлены санитарные нормы, регламентирующие допустимые уровни электромагнитных излучений компьютерного видеомонитора (СанПиН 2.2.2/2.4.1340 — 03).

Из данных литературы известно, что наиболее чувствительными к излучениям видеодисплейного терминала являются нервная, эндокринная и сердечно-сосудистая системы (Холодов Ю.А., Лебедева Н. Н., 1992; Гичев Ю. П., Гичев Ю. Ю., 1999; Григорьев Ю. Г. и соавт., 1999). Выявлено, что кратковременное воздействие ЭМП видеомонитора компьютера приводит к мобилизации основных регуляторных систем организма, в первую очередь гипоталамо-гипофизарной системы (Григорьев Ю.Г., Лукьянова С. Н., 1996).

Эти данные получены на основании большого статистического материала. Однако в литературе недостаточно проанализированы особенности реакции организма на эти излучения в зависимости от индивидуальных особенностей человека (биоритмологического типа, эмоциональной устойчивости, адаптации к физическим нагрузкам). Эта информация может быть использована для разработки индивидуальных рекомендаций по планированию оптимального режима труда и отдыха.

Особенно важны подобные рекомендации для развивающегося и наиболее чувствительного к различным неблагоприятным факторам окружающей среды организма детей и подростков в связи с тем, что использование компьютера широко внедряется в учебный процесс. Для комплексной и всесторонней оценки состояния детского организма в реальных условиях школьного урока и формулирования соответствующих рекомендаций необходимо разработать простые и доступные тесты, которые можно было бы применить в каждой школе.

Цель исследования. На основе изучения физиологических и биохимических параметров, характеризующих адаптационные процессы, выявить индивидуальные особенности реакций организма школьников при работе с персональным компьютером.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать процесс внимания, изменения частоты пульса и артериального давления, а также содержания 11 -оксикортикостероидов, гис-тамина и серотонина в ротовой жидкости школьников во время работы с компьютерным видеодисплейным терминалом.

2. Исследовать характер изменений физиолого-биохимических показателей у школьников при работе за компьютером в условиях электромагнитного фона.

3. Проанализировать характер зависимости физиолого-биохимических показателей организма школьников при работе за компьютером от степени адаптации сердца к физическим нагрузкам, эмоциональной устойчивости и биоритмологического типа.

Новизна исследования.

Впервые исследован характер изменений физиолого-биохимических показателей у школьников при работе за компьютером в условиях электромагнитного фона в различных районах г. Самары и Самарской области. Выявлено увеличение концентрации гистамина в ротовой жидкости, возрастание частоты пульса и диастолического давления в этих условиях. Проанализированы особенности изменений физиолого-биохимических показателей учащихся в зависимости от степени адаптации сердца к физическим нагрузкам, эмоциональной устойчивости и биоритмологического типа.

Обосновано использование ротовой жидкости как объекта биохимических исследований для изучения реакции организма на излучение компьютерного видеодисплейного терминала.

Разработана методика комплексной оценки состояния человека при работе за компьютером.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты проведенных исследований дополняют существующие представления о реакции организма человека в условиях работы с компьютерным видеодисплейным терминалом в зависимости от эмоциональной устойчивости, биоритмологического типа, степени адаптации сердца к физическим нагрузкам.

Предложенный метод оценки состояния школьников при работе за компьютером позволяет быстро, без использования специального оборудования в реальных условиях школы выявить индивидуальные особенности реакции учащихся на воздействие различных факторов с целью оценки степени неблагоприятного влияния конкретных условий на данном рабочем месте.

Материалы, изложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке рекомендаций для обоснования оптимальных условий труда и отдыха с учетом индивидуальных особенностей реакции организма на электромагнитные излучения. Разработана компьютерная программа, позволяющая произвести такую оценку и выдать соответствующие рекомендации. Полученные результаты представляют интерес для специалистов по физиологии труда, возрастной физиологии, школьной гигиене, могут быть использованы в организационной работе на уроках информатики в школах, гимназиях, лицеях для создания оптимальных условий работы учащихся в компьютерных классах.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту;

1. Реакция организма школьников в условиях работы за компьютером характеризуется изменением частоты пульса, артериального давления, концентрации 11-оксикортикостероидов, гистамина и серотонина в ротовой жидкости, которые отсутствуют на аналогичном уроке без использования компьютера.

2. Изменения физиолого-биохимических показателей организма школьников при работе за компьютером зависят от их исходного состояниястепени адаптации сердца к физическим нагрузкам, эмоциональной устойчивости, биоритмологического типа.

3. Электромагнитный фон окружающей среды оказывает существенное влияние на реакцию организма школьников, наблюдающуюся в условиях работы с компьютерным видеодисплейным терминалом, проявляющуюся в более значительном снижении внимания, увеличении содержания гистамина в ротовой жидкости, возрастании частоты пульса и уменьшении пульсового давления.

Апробация работы. Апробация работы проведена на кафедрах биохимии и физиологии человека и животных Самарского государственного университета. Материалы диссертации доложены на V Всероссийской научно-практической конференции «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 2005) — на итоговых научных конференциях Самарского государственного университета и Самарского военно-медицинского института (Самара, 2004, 2005, 2006), на V съезде по радиационным исследованиям (Москва, 2006).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 научных работ, в их числе 2 патента и компьютерная программа.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания использованных методов, результатов собственных исследований, анализа и обсуждения полученных данных, выводов, списка цитированной литературы и приложения. Работа содержит 86 рисунков и 13 таблиц.

Список литературы

включает 193 источника, в том числе 47 зарубежных.

ВЫВОДЫ.

1. Реакция организма школьников 15−16-летнего возраста в условиях работы с компьютерным видеодисплейным терминалом характеризуется изменениями частоты пульса, артериального давления, содержания в ротовой жидкости 11-оксикортикостероидов, гистамина, серотонина и ионов натрия, величина и направленность которых зависит от исходного состояния учащихся и наличия электромагнитного фона, не выходя при этом за пределы физиологической нормы. Концентрация ионов калия и белковосвязанного йода в слюне существенно не меняется. На уроке без использования компьютера изменений данных показателей у школьников не происходит.

2. В школах, расположенных в районах с повышенным электромагнитным фоном, у обследуемых после 30 минут работы за компьютером наблюдается увеличение содержания гистамина в ротовой жидкости, возрастание частоты пульса, уменьшение систолического и пульсового давления, увеличение диастолического давления.

3. При работе за компьютером во время первого урока реакция школьников с вечерним и утренним биоритмологическим типом различается между собой. У школьников с вечерним биоритмологическим типом ухудшается внимание, снижается пульсовое давление, значительно уменьшается содержание 11-оксикортикостероидов и гистамина в ротовой жидкости. У школьников с утренним биоритмологическим типом улучшается внимание. Изменений других исследованных показателей не происходит.

4. У школьников с низкой степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам наблюдается уменьшение скорости нахождения колец Ландольта, снижение пульсового давления и увеличение в ротовой жидкости содержания гистамина и серотонина, а с высокой — изменения данных показателей отсутствуют.

5. Изменения систолического давления, содержания гистамина и серотонина в ротовой жидкости школьников зависят от эмоциональной устойчивости обследуемых. У эмоционально-стабильных школьников после работы за компьютером снижается систолическое давление и содержание гистамина в ротовой жидкости, в то время как у эмоционально-неустойчивых изменений в этих показателях не происходит. У эмоционально-неустойчивых после работы за компьютером достоверно увеличивается содержание серотонина в ротовой жидкости, а у эмоционально-стабильных — снижается.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В., Усатова Е. П., Маткивский Р. А. Мера адаптированности биосистем организма в оценке экологически вредных воздействий //Гигиена и санитария. 1993. № 10. С.64−67.
  2. А.Х. Особенности гормонального гомеостаза в неблагоприятных производственных и экологических условиях //Гигиена и санитария. 2001. № 2. С.28−29.
  3. Н.А. Социальная физиология: адаптация и здоровье человека //Физиологические проблемы адаптации. Тарту. 1984. С.3−13.
  4. П.К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма //Вестн. АМН СССР. 1962. № 4. С. 16−26.
  5. В.М., Пирузян JI.A. и соавт. Физико-химические основы первичных механизмов биологического действия магнитного поля //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С.6−25
  6. P.M. К проблеме прогнозирования состояния человека в условиях космического полета //Физиологический журнал СССР. 1972. № 6. С.50−55.
  7. В.Ф. Зрение у детей. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 140 с.
  8. И.И., Арсеньева Е. Н., Баканов М. И., Юхтина Н. В. Особенности функционально состояния щитовидной железы и коры надпочечников у детей с бронхиальной астмой //Педиатрия. 1994. № 3. С.6−8.
  9. Э.С. Теоретическая биология. М.: Мир, 1935. 206 с.
  10. Ю.Берлин Ю. В., Бувин Г. М. Некоторые особенности действия импульсов магнитного поля на электропроводные жидкости и биологические системы //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С.39−48.
  11. П.Боенко И. Д., Будко JI.H. Физиологические эффекты действия на организм электромагнитных колебаний звукового и радиочастотного диапазонов //Некоторые вопросы физиологии и биофизики. Воронеж. 1964. С.7−55.
  12. А.Ю. Моноаминэргические системы мозга. М.: Наука, 1976. 193с.
  13. Бузов A. JL, Сподобаев Ю. М., Казанский JI.C., Романов В. А. Электромагнитная экология. М.: Радио и связь, 2004. 100 с.
  14. Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1992. 176 с.
  15. И.Л., Кассиль Г. Н. Гистамин в биохимии и физиологии. М.: Наука, 1981.277 с.
  16. Н.В., Богинич Л. Ф. Влияние магнитных полей на процессы инфекций и иммунитета. Томск. 1973. 115с.
  17. Т.Н., Подковкин В. Г., Чикина Е. Л. Биохимическая оценка коры надпочечников // Вестник СамГУ. 2002. № 4(26). С. 137−144.
  18. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1989. 150 с.
  19. А.А. Изменение активности симпато-адреналовой системы и гипо-физарно-адренокортикальной систем при утомлении //Нейроэндокринные механизмы адаптации. Ставрополь, 1982. С. 12−20.
  20. А.А. Функциональная активность коры надпочечников при физических нагрузках. Автореф. дис. д.б.н. Тарту, 1970. 32 с.
  21. М.П., Михеев В. В. Функциональное состояние сердечнососудистой системы девушек-подростков, обучающихся в техническом училище //Гигиена и санитария. 1980. № 2. С.33−35.
  22. Гак Е.З., Комаров Г. П. Магнитогидродинамические и электрогидродинамические эффекты в механизмах действия магнитного поля на биологические объекты //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С.26−38.
  23. JI.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону. 1990. 223 с.
  24. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Магнитные поля, адаптационные реакции и резистентность организма //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С. 131−148.
  25. Е.А., Селехова Г. Н. Гигиеническое обоснование профилактических мероприятий при работе на видеотерминалах //Гигиена и санитария. 1991. № 4. С.31−34.
  26. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей /Под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. 496 с.
  27. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. 54 с.
  28. Ф. Н., Радомская В. М. Постижение сути. Экология, экопа-тология, натурсил. Самара, 1997. 401 с.
  29. Ю.П., Гичев Ю. Ю. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Новосибирск: СО РАН ГПНТБ, 1999. 91 с.
  30. Гомеостаз /Под ред. П. Д. Горизонтова. М.: Медицина, 1981. 576 с. 31 .Горизонтов П. Д., Протасова Т. Н. Роль АКТГ и кортикостероидов в патологии. М.: Медицина, 1968. 335 с.
  31. Гормоны и сосудистые заболевания //Под ред. P.M. Гринхалга. М.: Медицина, 1984. 343 с.
  32. Гормоны коры надпочечников и центральная нервная система. Л.: Наука, 1970. 143 с.
  33. Ю.В., Перов Ю. Ф. Электромагнитная безопасность в офисе и дома. М.: ИМЕДИС, 1998. 176 с.
  34. Jl.П., Коротько Г. Ф. Тиреоидные гормоны слюны в оценке функционального состояния гипофизарно-тиреоидной системы // Клиническая лабораторная диагностика. 2002. № 7. С.9−11.
  35. Ю.Г., Лукьянова С. Н., Григорьев О. А. и др. К оценке опасности ЭМП, генерируемого видеомонитором (исследования в условиях кратковременной работы оператора на ПК) //Радиационная биология. Радиоэкология. 1996. Т.36. Вып.5. С.738−746.
  36. Ю.Г., Степанов B.C., Григорьев О. А. и др. Электромагнитная безопасность человека. М.: Российский национальный комитет по защите от неионизирующего излучения, 1999. 146 с.
  37. Ф.И. К методике определения скорости переработки информации (с помощью таблиц) //Гигиена и санитария. 1974. № 3. С.68−71.
  38. .И., Тихончук B.C., Антипов В. В. Биологическое действие, нормирование и защита от электромагнитных излучений. М.: Энерго-атомиздат, 1984. 176с.
  39. Л.В., Ильюченок Р. Ю. Моноаминергические системы в регуляции иммунных реакций. Новосибирск: Наука, 1983. 234 с.
  40. Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 1995. 61с.
  41. Л., Карцаги В. Биоритмы. М.: Мир, 1984. 160 с.
  42. Н.В., Глазачев О. С. Электрофизиологические и информационные аспекты развития стресса // Успехи физиол. наук. 2005. т.36. № 4. С.57−74.
  43. В.А., Куинджи Н. Н. Биологические ритмы растущего организма. М.: Медицина, 1989. 224 с.
  44. Н.П. Геофизические факторы и динамика выделения органических веществ корнями растений //Пробл. космической биол. 1973. т.18. С.67−96.
  45. Ю.А. Возрастная физиология. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 444 с.
  46. Ермолаева-Томина Л. Б. Концентрированность внимания и сила нервной системы //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. т.2. С.92−106.
  47. Железы, их гистофизиология и нервная регуляция /Под ред. О. В. Волковой. М. 1971. 150 с.
  48. Ю.Д., Куценко Г. И. Справочник по медицине труда и экологии. М.: Высшая школа, 1995. С.72−79.
  49. А.В., Рылова Н. В. Неинвазивные методы исследований в системе социально-гигиенического мониторинга детского населения //Гигиена и санитария. № 6. 2004. С.56−58.
  50. И.А. Механизмы саморегуляции мозга и переработка зрительной информации. Рига: Зинатне, 1990. 189 с.
  51. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980, 192 с.
  52. В.П., Михайлова Л. П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. Новосибирск: Наука, 1985. 180с.
  53. М.С. Возмущенность геомагнитного поля и сердечный ритм // Солнечные данные. 1968. № 11. С.96−98.
  54. Р.П. Влияние магнитных полей на систему крови и кровообращение //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С. 149−166.
  55. М.Г. Механизмы кортикостероидной регуляции функции организма. Новосибирск, 1978. 200 с.
  56. Компьютер и здоровье. Гигиенические требования. М.: Социальная защита, 1999. 171 с.
  57. Компьютер и система электроснабжения в офисе: современные аспекты безопасной эксплуатации /Под ред. О. А. Григорьева. М.: Изд-во РУДН, 2003. 103 с.
  58. Е.А., Шхинек Э. К. Гормоны и иммунная система. JL: Наука, 1988. 251 с.
  59. Кровь индикатор состояния организма и его систем. М.: МНПИ, 1999. 159с.
  60. Кровь и электромагнитные колебания низкой частоты. Воронеж. 1974. т.89. 115с.
  61. В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами. М.: Медицина, 2000. 160 с.
  62. Д.Ф., Вайс П. Г. Основы эндокринологии. М.: Медицина, 2000. 501 с.
  63. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. МГУ. 1984. 187с.
  64. А.А. Приспособительные реакции организма в условиях профессионального труда //Вест. АМН СССР. 1962. № 4. С.44−50.
  65. В.В. Физиологические основы адаптации. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1982. 86 с.
  66. В.Г., Баскович Г. А., Дадали В. А. Методологические аспекты биохимических исследований адаптационного статуса организма //Гигиена и санитария. 1993. № 10. 1993. С.61−63.
  67. Н.В. Психофизиологические функции организма человека и операторский труд. Киев: Наукова думка, 1991. 216 с.
  68. Р., Греннер Д., Мейс П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2-х томах. Пер. с англ. М.: Мир, 1993.
  69. М.Ю., Ситникова С. В., Сподобаев Ю. М. Численный анализ электромагнитного поля монитора с электронно-лучевой трубкой // Вестник СОНИИР. 2005. № 1(7). С. 44−47.
  70. М.Д. Лекарственные средства. Харьков: Торсинг, 1997. С.273−275.
  71. Ф.З., Малышев И. Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. М.: Наука, 1993. 158 с.
  72. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 256с.
  73. Ф.З., Сухих Г. Т. Механизм индивидуальной адаптации к основным факторам и стрессорным ситуациям окружающей среды //Физиологические проблемы адаптации. Тарту. 1984. С.31−38.
  74. Ю.Г., Хаснулин В. И. Наше здоровье и магнитные бури. М.: Знание, 1991. 191 с.
  75. Н.И., Шушков Г. Д. Исследование биотропности параметров слабого магнитного поля диапазона сверхнизких частот //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С. 199−208.
  76. В., Гринене Э. Адаптация и гормональные суточные ритмы /Адаптация организма при физических воздействиях. Вильнюс. 1969. С.43−46.
  77. Е.В., Попова Н. К. Серотонин и мелатонин в регуляции эндокринной системы. Новосибирск: Наука, 1975. 218 с.
  78. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 334 с.
  79. С.А. Магниточувствительность микроорганизмов /Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С.103−116.
  80. Р.Н., Музалевская Н. И. Некоторые биохимические аспекты действия слабых низкочастотных магнитных полей //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С.49−58.
  81. И.В., Шинкаренко Н. И., Лещенко Г. Н. Принципиальные подходы к оценке иммунной системы при массовых эколого-гигиенических обследованиях населения //Гигиена и санитария. № 10. 1993. С.59−61.
  82. Г. Ф. Дестабилизация неравновесных процессов как основа общего механизма биологического действия магнитных полей //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С.59−80.
  83. Г. Ф. Основные закономерности низкочастотной электромагни-тобиологии. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1990. 188 с.
  84. В.Г., Бондаренко Л. М., Панина М. И. Способ оценки коры надпочечников: Патент на изобретение № 2 190 852 (РФ). М. 2002.
  85. В.Г., Панина М. И., Васильева Т. И. Способ определения концентрации серотонина и гистамина в биологической жидкости. Патент на изобретение № 2 244 307 (РФ). М. 2003.
  86. В.Г., Слободянюк И. Л., Углова М. В. Влияние электромагнитных полей окружающей среды на системы гомеостаза. Самара: Изд-во СамГУ, 2000. 108 с.
  87. С.С., Курцин ИТ. Физиология пищеварения. М.: Высшая школа, 1980. 256 с.
  88. А.С., Гриневич В. В., Смурова Ю. В., Шостак Н. А., Акмаев И. Г. Нейроиммуно-эндокринные взаимодействия в патогенезе хронической сердечной недостаточности //Успехи физиологических наук. 2003. т.34. № 3. С.3−20.
  89. А.С. Электромагнитная сигнализация в живой природе. М.: Советское радио, 1974. 64с.
  90. А.С. Электромагнитные поля и живая природа. М.: Наука, 1968. 288с.
  91. Психофизиология оператора в системах человек-машина. Киев: Наукова думка, 1980. 340с.
  92. А.А. «Совы», «Жаворонки» и другие. О наших внутренних часах и их влиянии на здоровье и характер. Новосибирск: Изд-во Новосиб. унта, 1997. 264 с.
  93. М.Г. Врожденная эффективность стресс-лимитирующих систем как фактор устойчивости к стрессорным повреждениям //Успехи физиологичесих наук. 2003. т.34. № 3. С.55−67.
  94. P.P., Ещенко Н. Д. Тиреоидные гормоны и субклеточные структуры. М.: Медицина, 1975. 296с.
  95. .А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. М.: МНЭПУ, 2001. С.124−129.
  96. В.Б. Основы эндокринологии. М.: Высшая школа, 1994. 383 с.
  97. К.М., Сидорова М. В. Влияние средств вычислительной техники и условий труда на состояние здоровья работающих //Гигиена и санитария. 1991. № 4. С.35−38.
  98. В.И., Осадчук М. А., Кулиджанов А. Ю. Очерки клинической биохимии. Саратов: Изд-во Саратовского мед. университета, 2004. 255 с.
  99. Руководство по физиологии труда /Под ред. З. М. Золиной, Н.Ф. Изме-рова. М.: Медицина, 1983. 528 с.
  100. В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. М. 1992. 20с.
  101. Н.С., Рыженков В. Е. Активность гипофизарно-надпочечниковой системы под влиянием веществ медиаторного типа действия //Проблемы эндокринологии. 1975. т.21. № 4. С.47−51.
  102. М.М., Зайцев В. В., Кленова Н. А., Петров A.M., Подковкин В. Г., Языкова М. Ю. Основы молекулярной эндокринологии. Самара. 2004. 147 с.
  103. В.М. Механизм влияния слабых электромагнитных полей на живой организм //Биофизика. 2001. т.46. вып.З. С.500−5004.
  104. П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 98 с.
  105. П.В. Три фазы в реакциях организма на возрастающий стимул. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 243 с.
  106. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 214 с.
  107. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 160 с.
  108. А.С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
  109. А.Ю., Макаров В. З. Применение геоинформационных технологий при санитарном контроле электромагнитного поля окружающей среды //Гигиена и санитария. 1999. № 5. С.20−23.
  110. Н.Г. Содержание общего йода, его гормональных и негормональных фракций в сыворотке крови, слюне и моче здоровых детей //Педиатрия. 1994. № 3. С. 17−19.
  111. Ю.М., Кубанов В. П. Основы электромагнитной экологии. М.: Радио и связь. 2000. 240 с.
  112. М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Народное образование. 2003. № 2. С.145−151.
  113. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С.468−474.
  114. А.Г. Нетепловое действие микроволн на организм //Военно-мед. журн. 1970. № 9. С. 39.
  115. .И., Ильин А. В. Биологическая опасность и нормирование электромагнитных излучений персональных компьютеров. М.: Русполиграф, 1997. 64 с.
  116. Н., Владимирский Б., Тишкин О. Сверхнизкочастотные сигналы в биологическом мире. Киев, 1992, С. 56.
  117. Т.И. Анализ ошибок при исследовании внимания методом корректурной пробы // Вопросы психологии. 1959. № 5. С. 145−153.
  118. Р.А. Сресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988. 176 с.
  119. В.И. Гистамин. М. 1963. 215с.
  120. А.С. Магнитофоры и магнитофорные устройства //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С.209−212.
  121. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности. JL: Наука, 1988. 126с.
  122. Физиология гормональной рецепции. JL: Наука, 1986. 229 с.
  123. Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. С.209−314.
  124. А.А., Подвигина Т. Т., Филаретова Л. П. Адаптация как функция гипофизарно-адренокортикальной системы. СПб.: Наука, 1994. 131с.
  125. Ю.П. Математические методы в биологии: ЭВМ и программирование. Самара: Изд-во СамГУ, 1997. 265 с.
  126. Фур дуй Ф. И. Современные представления о физиологических механизмах развития стресса // Механизмы развития стресса. Кишинев: Штиинца, 1987. С.8−33.
  127. С.Х. Медиаторные механизмы стресса // Механизмы развития стресса. Кишинев: Штиинца, 1987. С.99−113.
  128. С.Х. Функциональная биохимия адаптации. Кишинев: Штиинца, 1984. 272 с.
  129. Ю.А. Психо-физиологический анализ реакции нервной системы на магнитные поля //Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С. 167−177.
  130. Ю.А. Электрические поля слабые раздражители? // Тез. 2-го межд. Симпоз. «Механизмы действия сверхмалых доз», 23−26 мая 1995. М. 1995. С. 144−145.
  131. Ю.А., Лебедева Н. Н. Реакции нервной системы человека на электромагнитные поля. М.: Наука, 1992. 134с.
  132. П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация. М.: Мир, 1988. 568 с.
  133. О.Н., Абашин В. М., Будянская Э. Н. Пероксидазная активность сыворотки крови у работающих с видеодисплейными терминалами // Авиакосмическая и экологическая медицина. 1992. С. 41−43.
  134. А.Р. Биогенные амины и развитие мозга. М.: Наука, 1992. 264 с.
  135. М.Г. Опыт гигиенической разработки проблемы физических факторов окружающей среды //Гигиена и санитария. 1999. № 4. С.3−9.
  136. . Физиология труда. М.: Медицина, 1973. 493 с.
  137. М.А., Кубли С. Х. и др. Биоэнергетика и регулирующие системы организма при действии магнитных полей /Реакции биологических систем на магнитные поля. М.: Наука, 1978. С.81−102.
  138. Г. Л., Шаров Н. Н. Роль гемато-энцефалического барьера в механизмах регуляции функции гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников. // Тезисы докладов пятого совещания по проблеме «Гистогематиче-ские барьеры». М. 1978. С. 153.
  139. Элекромагнитные поля и население / Под ред. Ю. Г. Григорьева и А. Л. Васина. М.:Изд-во РУДН, 2003. 116 с.
  140. Эмоциональное напряжение оператора и его влияние на эффективность деятельности //Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человека. М.: Наука, 1988. С.174−206.
  141. М.И. Физиологические механизмы действия ЭМП. Л.: Медицина, 1973. 175с.
  142. Adair E., Berglund L. Predicted Thermophysiological responses of humans to MRI Fields // Annals of New York Acad. Of sciences. 1992. V. 649. P. 188−200.
  143. Beisoler E. Vector cardiogram and aortic blood flow of squerel monkeys in a strong superconductive electromagnet. // Biological effects of magnetic fields. 1969. V.2. N.Y., p.241.
  144. Bell G., Marino A., Chesson A. Frequency-specific blocking in the human brain caused by electromagnetic fields // NeuroReport. V.5. № 4. 1994. P. 510−512.
  145. Bell G., Marino A., Chesson A., Struve F. Electrical states in the rabbit brain can be altered by light and electromagnetic fields // Brain Research V.570. 1992. P.307−315.
  146. Birbaumer N., Crodd W., Diedrich O. fMRI reveals amygdale activation to human faces in social phobics // NeuroReport. 1998. V.9. P. 1223−1226.
  147. Bise W. Low power radio-frequency and microwave effects on human electroencephalogram and behavior //Physiol. Chem. And Phys. 1978. V.10. № 5. P.387−398.
  148. Brown S.L., Steinberg R.L., Van Praag H.M. The pathogenesis of depression: reconsideration of neurotransmitter data //Handbook of Depression and Anxiety /Eds J.A. Den Boer, J.A. Ad Sitsen. N.Y.: M. Dekker, 1994. P.317−347.
  149. Buchingham J.C. The influence of corticosteroids on the secretion of corticotropin and its hypothalamic releasing hormon //J.Physiol. 1979.V.286.P.331−342.
  150. Carras J., Pin L., Beriel H. Fatighe, potassium et corticoides. //Med. Educ. Phys. Sport. 1960. 34annee. № 4. P.299−305.
  151. Curzon G. Serotonic mechanisms of depression //Clin. Neuropharmacol. 1988. V.ll.Suppl.2. P. 115−205.
  152. De Carli D.N., Castro-Vasquer A.C. Effect of histamine on the uterine uptake of oestradiaol //J.Endocrinol. 1971. V. 50. № 3. P.541.
  153. Electric and magnetic fields //Cancer Cases Control. 1996. V.7. P.49−54.
  154. Ellison G.D. Behaviour and the balance between norepinephine and serotonin// Acta neurobiol. exp. 1975. V. 35. 5−6. P. 499.
  155. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield. 1967. 2211. P
  156. Eysenck H.J. The structure of human personality. L. 1970. 294 p.
  157. Eysenck H.J., Eysenck S.B. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire (Junior Adatt). L.: Hodder Stoughton. 1975. 356 p.
  158. Frey A., Feld S., Frey B. Neural function and behavior: defining the relationship //Biol. Effects of Nonioniz. Rad./Ed.P.Tyler. Ann.N.Y. Acad. Sci., 1975. P.247.
  159. Frey A.N., Wesler L.S. Tail pressure behaviors modification associated with microwave energy exposure //The Bioelectromagnetics Society. Abst. 2nd Ann. Meeting Sept. 14−18. San Antonio. 1980. P. 67−88.
  160. Gastaunt H. The brain stem and cerebral electrogenesis in relation to consciousness // Brain mechanisms and consciousness. Oxford: Black-well Sci. Publ. 1956. P.249−283.
  161. Hakanson R. Histidine decarboxylase in the bone marrow of the rat // Experientia. 1964. V.20. 4. Р.205.
  162. Hare R. Orienting and defensive responses to visual stimul // Psycho-physiology. 1973. V.10. № 5. P.453.
  163. Heath C.W. Electromagnetic field exposure and cancer: A review of epidemiological evidence //Ca Cancer J.Clin. 1996. Vol.1. № 46. P.29−44
  164. Hecht J. Electromagnetic fields trigger allergy alert // New Sci. 1987. V. 115. № 1570. P.32.
  165. Henshaw D.L., Ross A.N., Fews A.P., Preece A.W. Enhanced deposition of radon daughter nuclei in the vicinity of power frequency electromagnetic fields //Int. J. Radiat. Biol. 1996. V.69. № 1. P.25−38.
  166. Kaune W., Feychting M., Ahlbom A. Temporal characteristics of transmission-line loadings in the Swedish childhood cancer study // Bioelectromag-netics. 1998. V.19. P. 354−365.
  167. Kobayashi A.K., Kirshvink J.L., Nesson M.N. Ferromagnetism and EMFs //Nature. 1995. V.374. N.6518. P.123.
  168. Kolodynsk A., Kolodynska V. Motor and psychological functions of school children living in the area of Skrunda radiolocation station Latvia // Sci Total Environ. 1996. V. l80. P. 87−93.
  169. Kramarenko A.V., Tan U. Effects of high frequency electromagnetic fields on human EEG: a brain mapping study // Intern. J. Neuroscience. V. l 13. 2003. P. 1007−1019.
  170. Krause С. Effect of electromagnetic field emitted by cellular phone on the EEG during a memory task // Cognitive Neuroscience and Neuropsychology. 2000. V. l 1. № 4. P. 761−764.
  171. Lu S.T., Lots W.G., Michaelson S.M. Advances in microwave induced neuroendocrine effects: the concept of stress // Proc. IEEE. 1980. V.68. № 1. P.73−77.
  172. Mason I.W. A re-evaluation of the concept of «поп-specificity» in stress theory // J. Psychiatr. Res. 1971. № 8. P. 323−333.
  173. Michelozzi P., Capon A., Kirchmayer V. Adult and childhood leukemia near a high-power radio station in Rome // Italy. Am. J. Epidemiol. 2002. V. l55. P. 1096−1103.
  174. Repacholi M.N. Introduction to non-ionizing radiations //Non-Ionizing Radiation. Proceedings Third International Non-Ionizing Radiation workshop. Baden. Austria. 1996. P. 3−15.
  175. Rotter J.B. Generalized expectances for internal verms external control of reinforcement // Psychol. Monogr. 1966. V.80. № 1. p. 1−28.
  176. Salford L., Brun A., Eberhardt J. Microwaves emitted by mobile phones damage neurons in the rat brain // Proc. 3 rd Int. EMF seminar in China EMF and biological effects. Guilin, China. Oct. 2003. P. 33−34.
  177. Savitz D., Wachtel H., Barnes F., John E.M., Tvrdik J. Case-control study of childhood cancer and exposure to 60-Hz magnetic fields // American Journal of Epidemiology. 1998. V.128. P. 21−38.
  178. Schaffer C.E., Davidson R.J., Saron C. Frontal and parietal electro-encephalogram asymmetry in depressed and non-depressed subjects // Biol. Psychiatry. 1983. V.18. P. 753−762.
  179. Smith C. High-sensitivity biosevcsors and weak environment stimuli //Internat. Industrial biotechnology. May. 1986. P. 56.
  180. Stevens R. Electric power, pinel function and the risk of breast cancer // FASEB J. 1992. V. 6. P.853−860.
  181. Torda Т., Culman J., Petrikova M., Murgas K. Adrenergic and serotonergic receptors in the rat frontal cortex: effects of stress in rats //Stress, neurochemical and humoral mechanisms. N.Y.: Gordon and Breach, 1989. P.175−188.
  182. Wertheimer N., Leeper E. Electrical wiring configuration and childhood cancer //Amer. J. Epidemiol. 1979. V.109(3). P.273−284.
Заполнить форму текущей работой