Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов вуза к деятельности с людьми пожилого возраста как фактор профессионального становления социального работника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов, дополняющих друг друга: научный анализ философской, социально-педагогической и психологической литературы, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование) и изучения программно-методической продукции, нормативно-правовых актовизучение и обобщение опыта деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
    • 1. 1. Ретроспективный анализ состояния проблемы социальной защиты пожилых людей в отечественной и зарубежной теории и практике социальной работы
    • 1. 2. Социальная геронтология как гносеологическая основа организации социальной работы с пожилыми людьми
    • 1. 3. Сущностно-содержательная характеристика и специфика профессиональной подготовки социального работника к деятельности с людьми пожилого возраста
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное обоснование эффективности подготовки социальных работников в вузе к профессиональной деятельности с пожилыми людьми
    • 2. 1. Структурно-функциональная модель профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми
    • 2. 2. Критерии, показатели и уровни, методика исследования профессиональной подготовки в вузе к социальной работе с 93 пожилыми людьми
    • 2. 3. Организационно — педагогические условия и основные направления повышения эффективности профессиональной 143 подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми

Подготовка студентов вуза к деятельности с людьми пожилого возраста как фактор профессионального становления социального работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Последнее десятилетие XX века в России ознаменовалось появлением и становлением в профессиональной сфере новой специальности — «Социальная работа». С этого времени обозначился активный ф интерес исследователей к проблематике социальной работы, социального обслуживания населения, личности специалиста — профессионала социальной сферы. В настоящий период развития общества социальная работа как профессиональная деятельность, направленная на оказание конкретной помощи тем, чьи социальные, психологические, моральные и другие ресурсы недостаточны, материальные возможности невелики, физические — ограничены, способы решать свои проблемы — неудовлетворительны, проходит этап своего становления (В.И. Жуков). Эффективность социальной работы во многом определяется качеством профессиональной подготовки специалистов. Важным компонентом социальной работы выступает профессиональная деятельность с людьми пожилого возраста.

Известно, что определяющим критерием высокой культуры и цивилизации общества являются социальные и правовые гарантии социальной защиты пожилых людей, оказываемая им помощь и поддержка. Развитию социального обслуживания пожилых людей придается в России с каждым годом все большее значение, оно рассматривается как необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность государственной системы социального обеспечения. Социальные и экономические изменения в стране, снижение жизненного уровня, правовая незащищенность, неблагоприятная де.

• мографическая ситуация, рост негативных тенденций и т. д. приводят к тому, что большая часть населения России не может оценивать свою жизнь как стабильную. В этих условиях обостряются проблемы социально незащищенных слоев населения и, в первую очередь, пожилых и престарелых людей. Много нерешенных проблем и в системе пенсионного обеспечения. Существуют проблемы социально-психологического порядка, болезненно переживаемые людьми пожилого возраста, наиболее острой из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей.

Вместе с тем актуальность темы данной работы объясняется значительным увеличением численности пожилых людей. Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества. Прогнозные предположения тенденции возрастания удельного веса пожилых людей указывают на необходимость принципиально новых решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп по упрочению их социальной защищенности. Эти проблемы становятся особенно актуальными в современных условиях, когда традиционные формы и методы социальной поддержки оказались недостаточно эффективными, а новая система социальной защиты, соответствующая современной экономике, только создается.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности нашли свое отражение в исследованиях С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Н. Ф. Дементьевой, Т. Е. Демидовой, В. И. Жукова, Е. И. Комарова, Ю. А Кудрявцева, А. И. Ляшенко, В. А. Лукова, П. Д. Павленка,.

A.M. Панова, Л. В. Топчего, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, Н. П. Щукиной,.

B.Н. Ярской и др. Исследованию особенностей пожилого возраста посвятили свои работы В. Д. Альперович, М. А. Володькин, Н. Ф. Дементьева, О. В. Краснова, Е. Ф. Рыбалко, Л. И. Соловьева, Е. И. Холостова и др.

Существует ряд работ, посвященных изучению отечественной системы профессиональной подготовки специалистов социальной работы В. Г. Бочаровой, М. Г. Галагузовой, Н. П. Клушиной, Т. В. Мухаметзяновой, Н. В. Масловой, В. А. Сластенина, Б. Ю. Шапиро, Н. Б. Шмелевой и др.

Анализ литературы, состояния проблемы организации деятельности с людьми пожилого возраста в теории и практике социальной работы, изучение опыта работы социальных служб в данном направлении позволяют констатировать успешное решение многих из поставленных задач. В то же время существует ряд нерешенных проблем и противоречий. Это несоответствие между возросшей актуальностью разработки и внедрения перспективных инновационных технологий работы с пожилыми людьми и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы для этогомежду необходимостью повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза к деятельности с людьми пожилого возраста и отсутствием критериев, показателей и уровней ее эффективности. Выпускники вуза, молодые специалисты — социальные работники, не имея профессионального практического опыта работы с пожилыми клиентами, в сложных современных условиях зачастую испытывают серьезные затруднения.

Данные противоречия обусловили выбор темы исследования «Подготовка студентов вуза к деятельности с людьми пожилого возраста как фактор профессионального становления социального работника», научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические основы и особенности профессиональной подготовки студентов вуза к деятельности с людьми пожилого возраста, а также педагогические условия, повышающие эффективность этого процесса? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс профессионального становления социального работника.

Предмет исследования: подготовка студентов вуза — будущих специалистов социальной работы — к деятельности с людьми пожилого возраста в условиях профессионального образования.

Гипотеза исследования: подготовка студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми будет более эффективной, если на основе ретроспективного анализа состояния проблемы социальной защиты пожилых людей в отечественной и зарубежной теории и практике социальной работы, выявления основных тенденций и направлений социальной геронтологии как гносеологической основы организации социальной работы с пожилыми людьми в современных условиях, будут определены ее сущностно-содержательная характеристика и специфика содержания, построена структурно-функциональная модель, разработаны критерии, показатели, уровни и условия ее успешной реализации в вузе, обеспечено научно-методическое сопровождение.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. На основе ретроспективного анализа состояния проблемы социальной работы с пожилыми людьми в отечественной и зарубежной литературе разработать сущностно-содержательную характеристику процесса профессиональной подготовки будущего социального работника к деятельности с людьми пожилого возраста;

2. Разработать структурно-функциональную модель профессиональной подготовки студентов к социальной работе с пожилыми людьми и обосновать педагогические условия ее успешной реализации в вузе;

3. Выявить специфику содержания профессиональной подготовки в вузе к деятельности с людьми пожилого возраста, разработать и внедрить в образовательный процесс спецкурс «Основы социальной работы с пожилыми людьми», обеспечив его методическое сопровождение;

4. Обосновать критериальную характеристику и методику исследования эффективности профессиональной подготовки в вузе к социальной работе с людьми пожилого возраста;

5. Разработать методические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки в вузе к деятельности с пожилыми людьми.

Методологическую основу исследования составили философские взгляды на природу человека (Гегель, Дидро, Кант), материалистическая теория отражения и социальной обусловленности поведения личноститеория социализации личностибиологические и социальные теории психологической адаптации при старении, основы социальной геронтологии и гериатрии, идеи активного влияния социальной среды на развитие личности. В своей исследовательской деятельности мы также опирались на фундаментальные положения диалектики и теории познания, объективные законы развития педагогического знания и принципы познания: единство логического и исторического, целостности и взаимосвязи педагогических процессовдиалектического единства общего и особенного в педагогических исследованияхвзаимосвязи теории и практики в процессе научного познания.

Исследование велось в контексте теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, J1.H. Анциферова, А. Г. Асмолов, J1.H. Божович, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — теории гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, К. Роджерс, В. В. Сериков, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — теории компетентностного образования (М.Е. Бершад-ский, В.В. Гузе’ев, Л. А. Петровская, Г. К. Селевко, Г. Г. Скоробогатова, A.B. Хуторской) — теории поэтапного усвоения умственных и практических действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — теории управления педагогическими процессами (Ю.К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, A.A. Орлов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т.Н. Шамова) — идеи технологического подхода к проектированию, организации и совершенствованию образовательного процесса (В.П. Беспалько, В. М. Монахов, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Н.Ф. Талызина), его обусловленности социальными и психологическими факторами (М.Р. Гинсбург, Ю. А. Клейберг, В. М. Минияров, Н.С. Моро-ва, Ю. В. Синягин, Н.В. Синягина) — концепции профессионально-личностного развития (Н.Ш. Валеева, A.A. Деркач, Н. И. Калаков, Н. Б. Шмелева и др.

Теоретическую основу исследования составили работы по исследуемой проблеме Вульфова Б. З., Дементьевой Н. Ф., Жукова В. И., Зимней A.A., Козлова.

A.A., Марковой А. К., Никитина В. А., Павленка П. Д., Панова A.M., Сластенина.

B.А., Топчего Л. В., Фирсова М. В., Холостовой Е. И., Шапиро В. Д., Шмелевой Н. Б., Щукиной Н. П. и др.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов, дополняющих друг друга: научный анализ философской, социально-педагогической и психологической литературы, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование) и изучения программно-методической продукции, нормативно-правовых актовизучение и обобщение опыта деятельности учреждений социальной защиты населениядиагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки) — опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа) — обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение) — праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент) — методы статистической обработки данных, кластерный анализ, интернет-поиск. В процессе исследовательской работы использовались общенаучные методы: сравнение, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация и индукция.

Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования выполнена в Ульяновском государственном университете, на кафедрах социальной работы и социологии факультета гуманитарных наук и социальных технологий (студенты 4 курса дневной формы обучения, 2−3 курсов ускоренной и экстернатной формы обучения, 4 курса заочной формы обучения по специальности «Социальная работа», студенты 4 курса дневной формы обучения по специальности «Социология»).

Исследование проводилось с 2001 по 2005 гг. в несколько этапов:

Первый — 2001;2002 гг. Изучение и анализ государственных и муниципальных программ, нормативных актов, относящихся к сфере социальной работы с пожилыми людьми, психолого-педагогической, философской, социологической и медицинской литературы по теме исследования. На этом этапе происходило накопление и осмысление опыта и информации о социальной работе с пожилыми людьми, выявлялись противоречия и нерешенные задачи, определялись подходы, исходные принципы и основные направления исследовательского поиска, формулировалась его общая гипотеза, обосновывалась сущностно-содер-жательная характеристика процесса профессиональной подготовки будущего социального работника к деятельности с людьми пожилого возраста.

Второй — 2002;2003 гг. Формирование общей концепции исследования и его научного аппарата. Разработка программы и содержания спецкурса «Основы социальной работы с пожилыми людьми», обеспечение его методического сопровождения. На этом этапе структурировались научные знания в данном направлении, проводились семинары и практикумы по проблеме исследования, разрабатывалась структурно-функциональная модель профессиональной подготовки студентов к социальной работе с пожилыми людьми, осуществлялась констатирующая часть (первичная диагностика) эксперимента, обосновывался его критериальный аппарат.

Третий — 2003;2004 гг. Опытно-экспериментальное обоснование эффективности профессиональной подготовки студентов к социальной работе с людьми пожилого возраста. Внедрение спецкурса «Основы социальной работы с пожилыми людьми» в рамках дисциплины «Социальная геронтология», структурно-функциональной модели профессиональной подготовки студентов к социальной работе с пожилыми людьми. Диагностика на заключительном этапе эксперимента, анализ и обработка результатов мониторинга и полученных эмпирических данных, выявление педагогических условий эффективности профессиональной подготовки студентов к социальной работе с пожилыми людьми.

Четвертый — 2005 г. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки в вузе к деятельности с людьми пожилого возраста. Оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— выявлены и обозначены основные противоречия между: необходимостью внедрения перспективных инновационных технологий работы с пожилыми людьми и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы для этогомежду узкой специализацией отдельных исследований, фрагментарностью работы с пожилыми людьми и необходимостью комплексного подхода, обобщающего и систематизирующего имеющийся теоретический и практический материалмежду необходимостью повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза к деятельности с людьми пожилого возраста и отсутствием критериев, показателей и уровней ее эффективности;

— конкретизированы научно-практические предпосылки возникновения, развития и современного состояния проблемы социальной защиты пожилых людей как важного компонента деятельности социального работника, уточнены основные функции организации деятельности с пожилыми людьми в профессиональной сфере «Социальная работа» на современном этапе;

— определены роль и место социальной работы с людьми пожилого возраста в структуре профессиональной деятельности социального работника, социальной геронтологии, гериатрии, медицине и психологии;

— дополнено и систематизировано научное знание в области оценивания и отслеживания результативности профессиональной подготовки студентов к социальной работе с пожилыми людьми: определены ее критерии, уровни и показатели, методы диагностики и экспертизы;

— выявлена совокупность условий эффективности профессиональной подготовки в вузе к организации социальной работы с пожилыми людьми;

— разработанные в ходе исследования структурно-функциональная модель подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми и методические рекомендации создают возможности конструктивных предложений по ее совершенствованию в условиях высшего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— содержащаяся в исследовании упорядоченная совокупность понятий, положений, идей и подходов к организации профессиональной подготовки студентов к деятельности с людьми пожилого возраста может быть квалифицирована как решение проблемы структуризации научно-педагогического знания в этом направлении, выявления специфики, основных направлений и условий повышения ее эффективности в вузе;

— дана сущностно-содержательная характеристика процесса профессиональной подготовки будущего социального работника к деятельности с людьми пожилого возраста, выступающего как система педагогической, социально-психологической, информационной и организационной деятельности в единстве ее основных компонентов: целевого, содержательного, деятельного и результативного, предопределенных направленностью на профессиональное развитие обучаемых;

— специфика содержания профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми опосредована как текущими, так и перспективными потребностями общества и отражена в разработанном в ходе исследования спецкурсе «Основы социальной работы с пожилыми людьми», являющемся попыткой научного осмысления социальных проблем пожилых людей, исходя из современной социальной ситуации в России;

— разработана критериальная характеристика процесса подготовки в вузе к социальной работе с пожилыми людьми, включающая следующие критерии: мо-тивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный и критерий сформированности профессионально-личностных качеств, объединенные в исследовании в интегральный критерий — готовность к профессиональной деятельности с пожилыми людьмиопределены показатели и уровни его сформированности: ознакомительно-репродуктивныйпродуктивно-исполнительскийпродуктивно-рефлексивныйпродуктивно-творческий и исследовательский.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

— установлены разнообразные связи и зависимости мотивов и организационных условий эффективной профессиональной подготовки в вузе к деятельности с пожилыми людьми как факторов профессионального становления социального работника;

— разработанная в ходе исследования модель профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми, состоящая из функционального, процессуального, критериального блоков, а также блока профессионально-личностных качеств будущего специалиста по работе с пожилыми людьми, позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, создает возможность охватить в единой системе его компоненты, основные тенденции и направления совершенствования подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности с пожилыми людьми;

— реализация совокупности общих, частных и специфических условий, выявленных в ходе исследования, позволяет организовывать контролируемый и управляемый образовательный процесс в вузе, значительно повысить эффективность профессиональной подготовки студентов к социальной работе с людьми пожилого возраста;

— методические рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов вуза к деятельности с людьми пожилого возраста, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы и используются в учреждениях социальной защиты населения, среднего специального и высшего образования профессиональной сферы «Социальная работа», в институтах повышения квалификации и переподготовки работников социальной сферы;

— результаты исследования позволяют оценить реально существующие проблемы организации деятельности с пожилыми людьми в современных условиях, оказания медицинской, психологической и социальной поддержки и помощи престарелым людям, создают предпосылки для социально-реабилитационной деятельности специалистов сферы «Социальная работа».

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позицийлогикой научного исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиярациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частейкачественным мониторингом результатов на уровне студентов и преподавателейтакими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждениеконтрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике профессиональной подготовки социальных работников опытом, тщательным количественным и качественным анализом.

Основные положения, выносимые на защиту:

— сущностно-содержательная характеристика процесса подготовки студентов специальности «Социальная работа» к деятельности с людьми пожилого воз раста выступает как система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности в единстве ее основных компонентов и предопределена направленностью на профессиональное развитие обучаемых, формирование профессионально-личностных качеств, необходимых для непосредственной социальной работы с людьми пожилого возраста;

— специфика содержания профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми опосредована как текущими, так и перспективными потребностями общества и отражена в разработанном в ходе исследования спецкурсе «Основы социальной работы с пожилыми людьми», являющемся попыткой научного осмысления социальных проблем пожилых людей, исходя из современной социальной ситуации в России, соотношения социальной работы с пожилыми людьми и других научных дисциплин, прежде всего социальной геронтологии, гериатрии, медицины и психологии;

— модель профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, создает возможность охватить в единой системе основные направления и педагогические условия успешной подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности с людьми пожилого возраста;

— критериальная характеристика процесса профессиональной подготовки студентов в вузе к социальной работе с пожилыми людьми включает мотивацион-но-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный критерии, а также критерий сформированности профессионально-личностных качеств, объ единенные в исследовании в интегральный критерий — готовность к профессиональной деятельности с пожилыми людьми, динамика которого определяет ся следующими уровнями его сформированности: ознакомительно-репродуктивным, продуктивно-исполнительским, продуктивно-рефлексивным, продуктивно-творческим и исследовательским;

— опытно-экспериментальное обоснование эффективности профессиональной подготовки студентов к деятельности с людьми пожилого возраста и педагогические условия ее совершенствования в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях и тезисах выступлений автора. Основные итоги исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических семинарах и конференциях различного уровня. Результаты исследования внедрены в практику работы кафедр социальной работы и социологии факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета (студенты 4 курса дневной формы обучения, 2−3 курсов ускоренной и экстернатной форм обучения, 4 курса заочной формы обучения по специальности «Социальная работа, студенты 4 курса дневной формы обучения по специальности «Социология»).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 222 наименование, из них 4 наименования на иностранных языках, приложений. Общий объем диссертации составляет 231 страницу, из них 179 страниц основного текста, 52 страницы приложений. Работа содержит 11 таблиц, 2 схемы, 8 диаграмм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разрабатываемая тема связана со многими проблемами методологии педагогики, теории и практики социальной работы. Это и проблемы, связанные с философским анализом, осмыслением педагогического знания и процессов педагогического познания (закономерности становления, принципы систематизации педагогических знаний, структура и функции педагогических моделей, педагогический опыт как источник развития знаний), и проблемы сравнительной педагогики (изучение, использование, оценка, анализ опыта организации профессиональной подготовки в вузе, критика зарубежных и отечественных теорий социальной работы и концепций профессионального развития личности, построенных на различных идеологических и философских и педагогических основаниях), и проблемы, раскрывающие роль деятельности с пожилыми людьми в профессиональной сфере «Социальная работа», и проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального образования, и проблемы педагогической и профессиональной прогностики.

Данным исследованием затрагиваются и такие фундаментальные проблемы высшего профессионального образования специалистов социальной работы, как: цели и мотивы, содержание, формы и методы деятельности, оценка ее результативности, условия эффективности подготовки студентов к деятельности с людьми пожилого возраста. Кроме гносеологических основ понимания изучаемых педагогических и социальных явлений в работе выделяются также общенаучные принципы организации познавательной деятельности студентов в условиях высшего профессионального образования.

На основе ретроспективного анализа состояния проблемы социальной защиты пожилых людей в отечественной теории и практике социальной работы в исследовании выделены основные этапы и направления социальной помощи и защиты пожилых людей в России. Необходимо отметить, что авторитарный политический строй, административно-бюрократическая система управления, длительное сохранение крепостного права и другие факторы наложили свой отпечаток на характер, масштабы и формы социального призрения пожилых граждан и не могли не оказать тормозящего влияния на его развитие в России. Тем не менее, исторический опыт государственного, общественного и частного призрения пожилых людей содержит множество рациональных моментов, которые при критическом осмыслении и творческом подходе могут служить полезным материалом при строительстве современной системы социальной работы с данной категорией граждан. 4.

Важнейшими целями социальной работы как проявления современной социальной политики государства, являются: повышение степени социальной защищенности граждан «третьего возраста" — смягчение проявлений малообеспе-ченности в сфере граждан старшего поколенияулучшение их социального самочувствияповышение степени подготовленности всех поколений к жизнедеятельности в условиях устойчивого старения населения. Реализация этих целей должна способствовать созданию единого геронтологического пространства для граждан пожилого возраста.

Рассмотрев понятие геронтологии, раскрыв определение старости и основные классификации лиц пожилого возраста, выявив основные проблемы пожилых людей в контексте профессиональной социальной работы, мы охарактеризовали социальную геронтологию как гносеологическую основу организации социальной работы с пожилыми людьми, сделав вывод о значимости социоге-ронтологических знаний для будущих специалистов по социальной работе.

Охарактеризовав содержание и специфику профессиональной подготовки студентов к деятельности с пожилыми людьми, мы рассмотрели ключевые позиции предложенного спецкурса «Основы социальной работы с пожилыми людьми», являющегося попыткой научного осмысления социальных проблем пожилых людей, исходя из современной общественной ситуации в России. Мы отмечаем, что специфической установкой в работе с пожилыми людьми должно являться принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это поможет социальному работнику определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, само поддержке, самозащите, будет служить импульсом для улучшения как физического, так и духовного самочувствия пожилых. Вместе с тем важно помнить, что в жизни человека наступает такой период, когда происходит потеря независимости, возникает растущая зависимость от других. Поэтому социальным работникам необходимо приложить усилия как внешнего, так и внутреннего характера, чтобы поддержать пожилого человека, сохранить его независимость как можно дольше.

Разработанная в ходе исследования модель профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми, состоящая из функционального, процессуального, критериального блоков и блока профессионально-ценностных качеств, позволила комплексно рассмотреть специфику исследуемого процесса, создала возможность охватить в единой системе основные направления и педагогические условия успешной подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности с людьми пожилого возраста.

Готовность к профессиональной деятельности с пожилыми людьми мы рассматриваем как интегральную критериальную характеристику личности будущего социального работника, которая включает в себя совокупность следующих компонентов: мотивационно-ценностный критерий, раскрывающий характер мотивации и активности студентов, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, взаимосвязь интересов с ценностными ориен-тациями, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, вниманиякогнитивный критерий, характеризующий сформированность интеллектуальных умений студентов в процессе усвоения знаний в области теории и технологии социальной работы с пожилыми людьми, в области социальной геронтологии, а также представлений о сущности профессионального общения с пожилым человекомдеятельностный критерий, свидетельствующий о степени развитости профессиональных умений и навыков социального работника при взаимодействии с пожилыми людьмикритерий сформированное&tradeпрофессионально-ценностных качеств, характеризующий наличие у студентов определенного набора личностно-профессиональных качеств, необходимых для непосредственной социальной работы с пожилыми людьмикоммуникативный критерий, свидетельствующий о наличии у будущих социальных работников определенного уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей к профессиональному общению с пожилыми людьми.

Статистические данные, полученные в ходе эксперимента, наглядно демонстрируют эффективность разработанного нами содержания, используемых методов и форм профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми. Условия, разработанные в ходе настоящего исследования, дополняют и конкретизируют уже известные в практике профессионального образования по специальности «Социальная работа» педагогические условия, позволяют организовывать контролируемый и управляемый образовательный процесс в вузе. В целом реализация совокупности общих, частных и специфических условий позволяет значительно повысить эффективность профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми.

Результаты диссертационного исследования, подтвердив положения выдвинутой гипотезы, дают основания для следующих научных и практических выводов:

— актуальность подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми обусловлена наличием выявленных в ходе исследования противоречий: между узкой специализацией отдельных исследований, фрагментарностью работы с пожилым клиентом в области практической деятельности социального работника и необходимостью комплексного подхода, обобщающего и систематизирующего имеющийся теоретический и практический потенциалмежду необходимостью внедрения перспективных инновационных технологий в практику социальной работы с престарелым человеком и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы для этого;

— определены роль и место социальной работы с людьми пожилого возраста как в структуре профессиональной деятельности социального работника, так и в структуре общенаучного знаниясоотношения социальной работы с пожилыми людьми и других научных дисциплин, прежде всего социальной геронтологии, гериатрии, медицины и психологии;

— процесс профессиональной подготовки студентов к организации социальной работы с пожилыми людьми рассмотрен нами как целостное явление и система в единстве ее основных компонентов: мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и результативногопредопределен направленностью на профессиональное развитие обучаемых, формирование личностно-профес-сиональных качеств, необходимых для непосредственной социальной работы с людьми пожилого возраста;

— на основе данной в исследовании сущностно-содержательной характеристики подготовки будущего социального работника к профессиональной деятельности с людьми пожилого возраста, выступающей как система педагогической, социально-психологической, информационной и организационной деятельности, выявлены и определены ее особенности и основные направления в условиях вуза;

— разработанная в ходе исследования модель профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми позволила комплексно рассмотреть исследуемый процесс, создала возможность охватить в единой системе основные направления и педагогические условия успешной подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности с людьми пожилого возраста;

— содержание профессиональной подготовки студентов вуза к социальной работе с пожилыми людьми опосредовано как текущими, так и перспективными потребностями общества и отражено в разработанном в ходе исследования спецкурсе «Основы социальной работы с пожилыми людьми», являющемся попыткой научного осмысления социальных проблем пожилых людей, исходя из современной социальной ситуации в России;

— разработанная критериальная характеристика процесса подготовки в вузе к социальной работе с пожилыми людьми включает в себя следующие критерии: мотивационно-ценностныйкогнитивныйдеятельностныйкоммуникативный и критерий сформированное&tradeпрофессионально-ценностных качеств личности, объединенные в исследовании в интегральный критерий — готовность к профессиональной деятельности с пожилыми людьмиопределены показатели и уровни его сформированности: ознакомительно-репродуктивныйпродуктивно-исполнительскийпродуктивно-рефлексивныйпродуктивно-творческий и исследовательский;

— реализация совокупности общих, частных и специфических условий, выявленных в ходе исследования, позволяет организовывать контролируемый и управляемый образовательный процесс в вузе, значительно повысить эффективность профессиональной подготовки студентов к социальной работе с людьми пожилого возраста.

— методические рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов вуза к деятельности с людьми пожилого возраста, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы и используются в учреждениях социальной защиты населения, среднего специального и высшего образования профессиональной сферы «Социальная работа».

Данная работа без сомнения не исчерпывает всех аспектов профессиональной подготовки студентов к организации деятельности с пожилыми людьми: в дальнейшем углубленном изучении нуждаются проблемы их социальной и психологической реабилитации, разработки технологий и методик, внедрение которых способствовало бы решению не только социально-экономических, правовых вопросов, связанных с психическим состоянием, возникающим у старых людей, но и изучению образа жизни, стиля поведения, отношений людей «третьего возраста» в процессе адаптации к окружающему миру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Д. Очерки психофизиологии старения /М. Д.
  2. . Л., 1965. — 112 с.
  3. М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии /М. Д. Александрова. Л., 1974. — 136 с.
  4. Г. С. К вопросу об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста. Проблемы личности: материальная симпозиция /Г. С. Алексеевич. М., 1970. — 124 с.
  5. В. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: учебное пособие/В. Д. Альперович. -М.: Приор, 1998. -271 с.
  6. В. Д. Социальная геронтология /В. Д. Альперович. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. — 576 с.
  7. В. Д. Старость. Социально-философский анализ /В. Д. Альперович. Ростов-н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998. — 104 с.
  8. В. С. Материальное обеспечение граждан СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности /В. С. Андреев. М.: Юрид. лит-ра, 1963. — 162 с.
  9. В. С. Право социального обеспечения в СССР /В. С. Андреев. М., 1980.- 19 с.
  10. Антология социальной работы: в 5-и т. Т. 1: История социальной помощи в России /сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1994. — 279 с.
  11. Антология социальной работы: в 5-и т. Т. 2: Феноменология социальной патологии /сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1995. — 398с.
  12. Л. И. Новые стадии поздней жизни. Время теплой осени или суровой зимы? /Л. И. Анцыферова //Психологический журнал. 1994. — № 3. -С. 99−105.
  13. В. А. Социальное обеспечение в СССР /В. А. Аралов, А. В. Левшин. -М., 1959.- 168 с.
  14. А. И. Пожилые люди в России: подходы и технологии /А. И. Афанасьева //Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 146.
  15. В. А. Советская система социального обеспечения /В. А. Бабкин. -М., 1971.-39 с.
  16. Л. В. Благотворительность и меценатство в России /Л. В. Бадя. М., 1993.- 122 с. ф 16. Баркер Р. Словарь социальной работы /Р. Баркер- пер. с англ. — М.: Ин-т социал. работы, 1994. 134 с.
  17. Н. В. Педагогика и практическая психология /Н. В. Басова. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-416 с.
  18. А. И. Коллекционеры и меценаты в России /А. И. Боханов. -Нйр://у^^ш.аиё11ог1ит.1^Ьоок5/325/Кегоу11 151го+ргес1с11ар1ег5.111п11.
  19. В. Г. Педагогика социальной работы /В. Г. Бочарова. М.: ЭУЯ Аргус, 1994.-207 с.
  20. . Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции /Б. Д. Бреев //Социс. 1998. — № 2. — С. 61−66.
  21. П. Здоровье и долголетие /П. Брэгг. М.: Грэгори-Пейдж, 1996. -414 с.
  22. В. Ф. Психология переживания /В. Ф. Василюк. — М.: МГУ, 1984. -200 с.
  23. П. В. Благотворительность и милосердие в России /П. В. Власов. — М.: Центрполиграф, 2001.-441 с.
  24. В. П. Биологические и социальные основы психологической адаптации при старении /В. П. Войтенко, А. М. Полюхов //Старение и• адаптация: тезисы докладов Минск- Киев, 1980. — С. 83−84.
  25. М. А. Некоторые аспекты непосредственной социальной работы с пожилыми людьми (на основе зарубежного опыта) /М. А. Володькин //Российский журнал социальной работы. 1998. — № 2 (8). — С. 187−194.
  26. Вопросы геронтологии: сборник статей инс-та геронтологии АМН СССР, Всесоюзного общества геронтологов и гериатров. Киев, 1988. — С. 22- 39
  27. Медицинские и социальные вопросы в геронтологии: сборник статей и тезисов докладов П Международного семинара по вопросам пожилых «Самарские лекции» /под ред. Г. П. Котельникова, О. Г. Яковлева, Н. О. Захаровой. Самарский дом печати, 1997. — 136 с.
  28. . 3. Социальная педагогика и процесс формирования личности /Б. 3. Вульфов //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1993. — С. 59−72.
  29. Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л. С. Выгодский. М.: Педагогика, 1982−1984.
  30. М. Российские Медичи: портреты предпринимателей /М. Гавлин. — М.: Терра, 1996.-319 с.
  31. М. А. Профессиональная подготовка социальных работников /М. А. Галагузова. М., 1994. — 93 с.
  32. Г. А. Земское самоуправление в России /Г. А. Герасименко. -М.: Наука, 1990.-264 с.
  33. В. Государство обязано. Из истории пенсий в мире и в России /В. Герасимов //Ветеран. 1992. — № 33/34. — С. 12−13.
  34. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: пер. с англ. /Дж. Гласс, Дж. Сиенли- под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. -495 с.
  35. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации /Министерство труда и соц. развития РФ- Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения- под общ. ред. Г. Н. Кареловой. М., 2001. — 192 с.
  36. . Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен /Б. Д. Греков. М., 1952.-960 с.
  37. В. С. Социальная работа в российской деревне. Чебоксары, 1998.-445 с.
  38. С. И. Теория и методология социальной работы /С. И. Григорьев, JI. Г. Гусляков, В. А. Ельчанинов. — М., 1994. 156 с.
  39. И. В. Социальная работа с пожилыми людьми как актуальная проблема современности /И. В. Гурьянова //Психолого-педагогические проблемы социальной работы: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Магнитогорск, 2000. — 22−24 с.
  40. А. Н. Измерения в психологии. Общий психологический практикум: учебн. пособ. /А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Хмелевская. М.: Смысл, 1997.-287 с.
  41. М. А. Дидактика. /М. А. Данилов, Б. П. Есипов- под ред. Б. П. Есипова. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1957. — 518 с.
  42. Социальное обслуживание и адаптация пенсионеров в домах интернатах: метод, рекомендации /Н. Ф. Дементьева и др. М.: ЦИЭТИН, 1985. — 36 с.
  43. Н. Ф. Дома интернаты: от призрения к реабилитации /Н. Ф. Дементьева, А. А. Модестов. — Красноярск, 1993. 195 с.
  44. Н. Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых /Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. М., 1995. — 108 с.
  45. Н. Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан /Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. М.: ЦИЭТИН, 1991.-135 с.
  46. Н. Ф. Социально-психологическая адаптация пенсионеров в начальный период пребывания в домах-интернатах: метод, рекомендации /Н. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова. М.: ЦИЭТИН, 1992. — 18 с.
  47. О. И. Методология и методика исследования в социальной работе: в помощь студентам-исследователям /О. И. Донина, О. А. Овсяник, А. Ю. Левагина. — Ульяновск: УлГУ, 2002. — 133 с.
  48. В. И. Социальная помощь в Германии /В. И. Дубинский. М.: Социально-технологический институт, 1998. — 115 с.
  49. Н. Г. Московские меценаты /Н. Г. Думова. М.: Молодая гвардия, 1992.-335 с.
  50. А. А. Здоровье и труд в пожилом возрасте /А. А. Дыскин, А. Л. Решетов. — Л.: Медицина, 1988. — 239 с.
  51. А. Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых: правовой аспект/А. Н. Егоров. М.: МГУ, 1985. — 104 с.
  52. Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России /Н. П. Ерошкин. М., 1983. — 150 с.
  53. О. И. Суицидальное поведение в пожилом возрасте /О. И. Ефимова. Ульяновск, 1995. — 33−69 с.
  54. Социальная норма. Девиантное поведение. Конфликт /О. И. Ефимова и др. под ред.Ю. А. Клейберга [и др.]. — Междунар. акад. психол. наук- УлГУ- Краснодар, академия МВД России. Краснодар, 2003. — 251с.
  55. Т. П. Повышение социальной адаптации лиц старшего возраста к условиям проживания в гериатрических учреждениях /Т. П. Ехнева //Мед. и соц. проблемы старения — вопросы геронтологии. Киев, 1987. — 57 с.
  56. В. П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях: учеб. пособ. /В. П. Захаров. — Л.: ЛГУ, 1985.-64 с.
  57. М. Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров /М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. М., 1988. — 175 с.
  58. Н. В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы: метод, рекомендации /Н. В. Зоткин. Самара: СамГУ, 1996.-35 с.
  59. В. В. Основы правового обеспечения социальной работы: учеб. пособ. /В. В. Иглин и др. Ульяновск: УлГУ, 2002. — 324 с.
  60. Исторический очерк социальной работы в России /под ред. Л. В Бадя. М., 1994.- 117 с.
  61. История рабочего класса России. — М.: Наука, 1972. 319 с.
  62. С. Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации /С. Г. Киселев //Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. Самара, 1996. — 124 с.
  63. В. О. Добрые люди древней Руси /В. О. Ключевский. М., 1990.-210 с.
  64. В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. Кн. 1/В. О. Ключевский. — М.: Мысль, 1993. — 572 с.
  65. А. А. Социальная геронтология: учебно-методические материалы по курсу /А. А. Козлов. М., 1995. — 13 с.
  66. Р. С. Социальная геронтология: учеб. пособие /Р. С. Яцемирская. В пер. — М.: Владос, 1999. — 223 с.
  67. Е. И. Социальная геронтология: учеб. пособие /Е. И. Холостова, В. В. Егоров, А. В. Рубцов. М.: Изд-во Дашков и К, 2004. — 295 с.
  68. А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы /А. А. Козлов. М.: Флинта- МПСИ, 1998. — 224 с.
  69. Т. 3. Самооценка пенсионеров /Т. 3. Козлова //Социс: социологические исследования. — 2003. № 4. — С. 58−63.
  70. Г. Психология развития /Г. Крайг- пер. с англ. Н. Мальгиной и др. -СПб.: Питер, 2000. 988 с.
  71. О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании /О. В. Краснова. — М., 2001. 231 с.
  72. О. В. Проблемы семейной помощи и ухода за пожилыми людьми /О. В. Краснова //Психология зрелости и старения. 2001. — № 2 (14) — С. 541.
  73. О. В. Социальная политика и социальная защита пожилых людей и инвалидов в Великобритании /О. В. Краснова //Психология зрелости и старения. 1999. — № 3 (7/8). — С. 108−133.
  74. О. В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию /О. В. Краснова. М., 2000. С. 102 — 129
  75. О. В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию /О. В. Краснова //Психология зрелости и старения. 2000. — N 4. — С. 5−30.
  76. Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практ. пособ. для аспирантов и соискателей ученой степени /Ф. А. Кузин. Москва: «ОСЬ-89», 1997. — 208 с.
  77. Ч. Основы общей дидактики /Ч. Куписевич- пер. с польского. — М.: Высшая школа, 1986. — 367 с.
  78. Лабиринты одиночества: сборник статей /сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 624 с.
  79. А. Ю. Теория и методика социальной работы: учеб.-метод. пособ. по подготовке к государственному академическому экзамену для студентов формы обучения экстернат по социальной работе /А. Ю. Левагина. -Ульяновск: УлГУ, 2003. 214 с.
  80. Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная помощь населению /Б. Леннеер-Аксельсон, И. Тюлефорс. М., 1998. — 231 с.
  81. И. Я. Дидактические основы методов обучения /И. Я. Лернер. М., 1981.- 186 с.
  82. И. Я. О методах обучения /И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. М.: Советская педагогика, 1973. — 22 с.
  83. Н. А. Геронтология: учеб. пособ. /Н. А. Литвинова- КГУ, каф. физиологии и валеологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — 104 с.
  84. . Т. Педагогика: курс лекций /Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 1999. -523 с.
  85. Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск: ИВЦ «Маркетинг», 1992. -400 с.
  86. А. И. Организация и управление социальной работой в России /А. И. Ляшенко. М., 1995. — 85 с.
  87. С. Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста /С. Г. Максимова //Психология зрелости и старения. 1999. — № 3 (7−8) Осень-зима. — С. 31−41.
  88. С. Г. Старость: социальное отчуждение или социальное принятие? /С. Г. Максимова //Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 2002. — № 4. — С. 179−193.
  89. Э. Социальная защита пожилых: новые тенденции /Э. Манукян //Социальное обеспечение. 2003. — № 8. — С. 14−20.
  90. А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. М., 1996. -308 с.
  91. Медико-социальные основы здоровья: учебная программа базовой подготовки по социальной работе /кол. авт. под рук. А. В. Мартыненко. М.: Ин-т молодежи, ММА им. И. М. Сеченова, 1993. — 116 с.
  92. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. М., 1996. — 91 с.
  93. В. П. История социальной работы в России: учебное пособие /В. П. Мельников, Е. И. Холостова. М.: Издат. торг. корпорац. «Дашков и К», 2005.-344 с.
  94. Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости /Е. Ф. Молевич //Социологические исследования. — 2001. № 4. — С. 61−64.
  95. И. А. Диспансеризация лиц предпенсионного и пенсионного возраста, продолжающих трудовую деятельность: учебное пособие /И. А. Мотынга, Г. Н. Джаводян. М., 1987. — 43 с.
  96. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов /Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1975. — 302 с.
  97. П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России /П. И. Нищеретний. М., 1993. — 12- 116 с.
  98. С. Из истории отечественного меценатства /С. Новикова //Посев. 1992. — № 2. — С. 106−111.
  99. А. В. Забота о престарелых людях в России в прошлом и настоящем: социологический аспект /А. В. Носкова //Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 2003. — № 2. — С. 164 174.
  100. Н. Д. Механизм адаптации /Н. Д. Озернюк. М.: Наука, 1992. -272 с.
  101. Организация социального обеспечения. Пенсионное обеспечение. М., 1993. — Вып. 1 -2- 1997. — Вып. 1.
  102. Основы социальной медицины: учебно-методическое пособие /под ред. А. В. Мартыненко. М.: Социум, 1998. — 89 с.
  103. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999.-368 с.
  104. Основы теории социальной работы: учебное пособие. М.: Ин-т соц. раб., 1997.- 187 с.
  105. В. С. Медико-социальная реабилитация больных, инвалидов и лиц пожилого возраста /В. С. Полунин //Советское здравоохранение. 1991. -№ 9.-С. 27−31.
  106. Н. В. Подготовка к выходу на пенсию как условие адаптации к статусу пенсионера/Н. В. Панина //Социологические исследования. — 1979. -№ 3. С. 35−39.
  107. А. М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в РФ /А. М. Панов //Социальная работа. 1992. — Вып. № 1. — С. 91−102.
  108. Т. С. Экономические основы социальной работы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. М.: ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
  109. Педагогика /под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  110. Педагогика: учебное пособие /под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  111. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. /под ред. И. А. Каирова. М., 1961.
  112. П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы /П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  113. И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений /И. П. Подласый. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  114. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты /под ред. Н. Б. Шмелевой, В. М. Радаева. Ульяновск, 1994. — 122 с.
  115. Пожилые как объект социальной работы //Российская энциклопедия социальной работы /под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1997. -53 — 62 с.
  116. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. — 223 с.
  117. Познай себя и других: популярные тесты. 3-е изд., доп. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. — 400 с.
  118. Российская Федерация. Постановления. О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: постановление № 473 от 15.04.1996 г.
  119. Российская Федерация. Постановления. О предоставление бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными учреждениями и службами: постановление № 739 от 24.06.96 г.
  120. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других /сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 394 с.
  121. В. И. Старение: механизмы и пути преодоления /В. И. Донцов, В. Н. Крутько, А. А. Подколзин. М.: НГЦ, 1997. — 240 с. — (Проблемы геронтологии).
  122. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. М.: ВНИК «ТСС»: Институт социальной работы АРСС., 1996. — 125 с.
  123. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993. — 34 с.
  124. Психология личности и образ жизни: сб. статей /отв. ред. Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1987.-220 с.
  125. Российская энциклопедия социальной работы /под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. — Т. 1. — 364 е., Т. 2. — 405 с.
  126. Рук К. С. Лабиринты одиночества /К. С. Рук, Л. Э. Пепло- общ. ред. и пред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 624 с.
  127. Руководство по геронтологии: в 4 т. М.: ГЭОТАР Медицина, 2002.
  128. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие /Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  129. Д. С. Методология и методика поисковой, исследовательской и экспериментальной работы в образовательных учреждениях /Д. С. Савельев. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999 — 104 с.
  130. Саралиева 3. М. Пожилой человек в центральной России /3. М. Саралиева //Социс: социологические исследования. 1999. — № 12. — С. 54−65.
  131. Е. В. Методы математической обработки в психологии /Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001. — 350 с.
  132. Н. Н. Социальная изоляция пожилых людей /Н. Н. Симонова //Вестник Рос. гуманитарного научного фонда. — 1998. № 4. — С. 69−74.
  133. В. Д. Родная старина /В. Д. Сиповский. Новгород: Нижполиграф, 2005. — 256 с.
  134. Системный подход в социальной работе: методический семинар /сост.-ред. В. В. Колков. -М.: Институт социальной работы, 1997. 183 с.
  135. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений /В. А. Сластенин и др. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  136. Словарь-справочник по социальной работе /под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юрист, 1997.-472 с.
  137. В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях /В. И. Смирнов. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-434 с.
  138. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  139. С. М. Сочинения: История России с древнейших времен: в 18 кн. /С. М. Соловьев. М., 1988.
  140. JT. И. Пожилые как социальная общность /Л. И. Соловьева, М. Б. Кольчугина //Социальный облик современного западного общества. М., 1993.- 132- 148 с.
  141. М. Л. Пожилой человек в семье и обществе /М. Л. Сонин, А. А. • Дыскин. М., 1984. — 130 с.
  142. А. С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях /А. С. Сорвина. М., 1994. — 93 с.
  143. Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН, 1994. 18−63 с.
  144. Е. И. Социальная геронтология: учеб. пособие /Е. И. Холостова, В. В. Егоров, А. В. Рубцов. М.: Дашков и К, 2004. — 295 с.
  145. Социальная работа /под общ. ред. проф. В. И. Курбатова. Ростов-н/Д: Феникс, 1999. — 576 с.
  146. Социальная работа: учебное пособие /под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Социально-технологический институт, 1997. — 234 с.
  147. Социальная работа в России: прошлое и настоящее: сб. статей и материалов /под ред. Л. В. Бадя, В. Н. Гурова, Н. Ф. Шинкоренко. М.- Ставрополь, 1998.-341 с.
  148. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М.: Департамент проблем семьи и женщин МСЗ РФ, 1992. 31 — 39 с.
  149. Социальная работа с пожилыми /под ред. Т. Е. Демидовой. — М.: Институт социальной работы, 1995. 184 с.
  150. Социальная работа с пожилыми: настольная книга специалиста. М., 1995.- 110 с.
  151. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособ. /отв. ред. А. Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002. — 211 с.
  152. Социальная работа: вопросы и ответы /Соц.-технолог. ин-т- Ин-т соц. работы. М., 1997. — 233 с.
  153. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. М., 1992. — 198 с.
  154. Социальное обеспечение в СССР. М.: Прогресс, 1978. — 173 с.
  155. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: сборник нормативных актов /авт. сост. В. В. Иглин, И. С. Шабунина. — Ульяновск: УлГУ, 2002.-291 с.
  156. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М.: Институт социальной работы, 1994. 78 с.
  157. Социальное призрение в законодательных актах Петра I //Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С. 15−19.
  158. Социально-правовая защита граждан пожилого возраста: справочник /авт.-сост. В. В. Иглин, И. С. Шабунина. Ульяновск: УлГУ, 2002. — 259 с.
  159. Социокультурная поддержка граждан старшего поколения //Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001. — С. 23−37.
  160. С. Г. Проблема социализации пожилых и старых людей /С. Г. Спасибенко //Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2. — С. 129−149.
  161. М. И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения /М. И. Станкин. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 368 с.
  162. Старость. Популярный справочник: пер. с пол. /В. И. Бородулин (подгот.). М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1996. — 352 с.
  163. Старшее поколение в современной России: статистика, исследования, общественные организации /авт.-сост. О. Здравомыслова и др. — М.: Совр. экономика и право, 1999. — 40 с.
  164. Е. А. Верность милосердию /Е. А. Степухина. М., 1978. — 46 с.
  165. Принцип активизации в социальной работе /под ред. Ф. Парслоу. М.: Аспект-Пресс, 1997.-223 с.
  166. Л. Д. 100 экзаменационных ответов по педагогике /Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2000. 256 с.
  167. Г. В. Основы математической статистики для психологов /Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. — 429 с.
  168. Теория и методика социальной работы: учеб. пособ. в вопросах и ответах /под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. -233 с.
  169. Теория и методика социальной работы: в 2 т. /под ред. И. Г. Зайнышева. -М., 1994.
  170. Теория и методология социальной работы: учеб. пособ. — М.: Союз, 1994. -31с.
  171. Теория и практика социальной работы: методические материалы /отв. ред. А. М. Панов, Е. И. Холостова. — М.: Институт социальной работы, 1997. 113 с.
  172. Теория социальной работы: учебник /под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юристь, 1999.-334.
  173. История отечества с древнейших времен и до наших дней /под ред. В. А. Тихонова. М.: Бином, 1998. — 480 с.
  174. А. В. Организационное обеспечение координации медицинской и социальной помощи пожилому населению /А. В. Токарь, Н. В. Вержиковская //Медицинские и социальные проблемы старения. Киев: Институт геронтологии АМН СССР, 1987. — С. 3−7.
  175. Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояний и перспективы /Л. В. Топчий. М., 1997. — 128 с.
  176. Российская Федерация. Законы. О государственных пенсиях в Российской Федерации: ФЗ № 340−1 от 20.11.1990 г. //Организация пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение. 1997. — № 1.
  177. Российская Федерация. Законы. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: ФЗ № 122 от 02.08.1995 г. //Бюллетень Министерства труда Российской Федерации. 1995. — № 9.
  178. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: ФЗ № 195 от 10.12.1995 г.: по сост. на 22.08.2004 г.
  179. М. В. Введение в теоретические основы социальной работы: Историко-понятийный аспект /М. В. Фирсов — М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1997. 192 с.
  180. М. В. История социальной работы в России /М. В. Фирсов. М.: Владос, 1999.-247 с.
  181. М. В. Теория социальной работы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений /М. В. Фирсов, Е. Г. Студентова. М.: ВЛАДОС, 2001. — 432 с.
  182. М. 3. Долголетие: проблемы, поиски, перспективы /М. 3. Хайкин. -М., 1982.-80 с.
  183. В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни /В. В. Фролькис. Л.: Наука, 1988. — 239 с.
  184. Е. И. Генезис социальной работы в России /Е. И. Холостова. -М., 1995.-424 с.
  185. Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособ. /Е. И. Холостова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 296 с.
  186. Е. И. Пожилой человек в обществе /Е. И. Холостова //Власть. — 1999.-№ 5.-С. 58−63.
  187. Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника /Е. И. Холостова. М., 1993. — 120 с.
  188. Д. Ф. Медико-социальные аспекты постарения населения /Д. Ф. Чеботарев //Советское здравоохранение. 1977. — № 6. — С. 8−13.
  189. С. И. Социальная работа и социальные программы в США /С. И. Чорбинский. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 150 с.
  190. . Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация /Б. Ю. Шапиро //Социальная работа 1992. — Вып. 5. — С. 89−101.
  191. В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР /В. Д. Шапиро. М.: Наука, 1983.- 129 с.
  192. В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни /В. Д. Шапиро. М.: Мысль, 1980. — 208 с.
  193. Ш. К. Стареющая планета /Ш. К. Шастлан //Курьер ЮНЕСКО. -1992.-март.-С. 36−40.
  194. Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное /Н. Ф. Шахматов. М.: Медицина, 1996. — 303 с.
  195. Т. Д. О личностной характеристике социального работника /Т. Д. Шевеленкова//Социальная работа. 1992. — Вып. 5. — С. 52−5
  196. Н. П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей /Н. П. Щукина. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 412 с.
  197. Н. Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы /Н. Б. Шмелева. Ульяновск: изд-во СВНЦ, 1997. — 240 с.
  198. Н. Б. Становление и развитие социального работника как профессионала /Н. Б. Шмелева. — Ульяновск: Научно-исследовательская авторская бизнес-школа «ОНИ», 1997. — 115 с.
  199. Н. Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития) /Н. Б. Шмелева. Ульяновск, 1999. — 200 с.
  200. Н. Б. Третий возраст и его проблемы. Технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми /Н. Б. Шмелева //Российский журнал социальной работы. № 2. — 1995. — С. 63−68.
  201. Н. П. Концептуальные основы самопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей /Н. П. Щукина //Работник социальной службы. 1994. — № 2 (4). — С. 23−27.
  202. Н. П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей : автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук: на правах рукописи /Н. П. Щукина. Саратов: СГТУ, 2004. — 43 с.
  203. Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей /Н. П. Щукина //Российский журнал социальной работы. 1998. — № 1 (7). — С. 55−62.
  204. Энциклопедия социальной работы: в 3 т.: пер. с англ. Т.1: А-И. В пер. -М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1993. — 480 с.
  205. В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы /В. А. Ядов. Самара, 1995. — 332 с.
  206. В.А. Педагогическая психология /В. А. Якунин. — М., 1998 г.-638 с.
  207. Р. С. Социальная геронтология: учеб. пособ. /Р. С.
  208. , И. Г. Беленькая. М.: Гуманитарно-издательский центр Владос:
  209. Московский государственный социальный университет, 1999. 224 с.
  210. Aldine de Gruyter Social work with the aging. NASW Inc, 1986. — P. 35−50- P.9.18- 25−43.
  211. Greene R. R. Social work with the aged and their families /R. R. Greene. 1986.8−22- 34−51.
  212. Frogatt A. Family work with elderly people Macmillan /А. Frogatt. 1990. — P.1.18- 22−34- 41−66.
  213. Astarita Т. M. Home Helth / Т. M. Astarita, G. E. Materna, С. Savage //Care
  214. Management and Practice. 1998. — vol. 10, № 5. — P. 2.
  215. Bringing the Hospital Home /Edited by J. D. Arras. Baltimore: The Johns
  216. Hopkins University Press, 1995. 229 190
Заполнить форму текущей работой