Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация идей А. Г. Неболсина в истории развития профессиональной школы России, вторая половина XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность ее состоит в том, что в теории и практике профессионально-Щ) го образования исследуемого периода не были реализованы научно обоснованные принципы социально-педагогического развития профессиональной школы на основе актуальных идей осознания педагогической взаимосвязи общего и профессионального образования, его непрерывности, взаимовлияния внутренних и внешних факторов, закономерностей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Генезис и динамика развития профессионального образования в России
    • 1. 1. Исторические предпосылки формирования системы профессионального обучения
    • 1. 2. Состояние начального и среднего профессионального образования России во второй половине XIX — начале
    • XX. вв
      • 1. 3. Содержание профессионального образования в учебных заведениях России во второй половине XIX -начале
    • XX. вв
  • ВЫВОДЫ по первой главе

ГЛАВА 2. Роль А. Г. Неболсина — выдающегося деятеля профессионального образования России, педагога, просветителя, гуманиста в формировании фундамента государственной системы профессионального образования

2.1. Педагогико-просветительская и общественная деятельность

А.Г.Неболсина.

2.2. Система взглядов и основные идеи А. Г. Неболсина по созданию и развитию профессионального образования России.

2.3. Осуществление идей А. Г. Неболсина в современных условиях развития профессиональной школы.

ВЫВОДЫ по второй главе.

Реализация идей А. Г. Неболсина в истории развития профессиональной школы России, вторая половина XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Инновационные процессы и реформирование в сфере образования заставляют вновь и вновь возвращаться к историческому опыту для актуализации идей и их переосмысления.

Современная ситуация в Российском образовании выявила чрезвычайную важность изучения и осмысления тех движений, теорий, концепций в истории отечественного образования, жизненная сила которых подтвердилась течением времени. щ Исследование истории профессионального образования в России интересовало многих ученых и педагогов. В прошлом веке изучением и обобщением опыта развития русской профессиональной и технической школы занимались И. А. Анопов, В. П. Вахтеров, М.Ф.Владимирский-Буданов, Ф.П.Кап-терев, И. М. Максин, А. Г. Неболсин, К. Д. Ушинский и др.

Одним из первых дал очерк развития сословно-профессионального образования в России с петровских времен М.Ф. Владимирский-Буданов (Государство и народное образование в России XVIII в.Ч. 1. Система профессио.

4> нального образования (От Петра до Екатерины II).- Ярославль, 1874.).

Начало обобщения исторического опыта развития русской технической школы было положено работами известных деятелей профессионального образования второй половины XIX — начала XX вв. И. А. Анопова (Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. -СПб., 1889.) и И. М. Максина (Очерки развития промышленного образования 4) в России за 1888−1908 гг. — СПб., 1909.), в которых на основе анализа официальных документов они дали обзор развития технического образования того периода.

Одним из самых важных для исторического исследования проблем профессионального и специального образования России второй половины XIX — начала XX вв. является «Историко-статистический очерк общего и специального образования в России» (СПб., 1884), вышедший под редакцией А. Г. Неболсина — выдающегося просветителя, педагога и организатора профессионального образования России. В этой работе впервые был дан подробный анализ состояния российского образования за большой в хронологическом плане период развития.

Помимо этого в дореволюционный период было издано множество исторических обзоров деятельности различных ремесленных и технических училищ, приуроченных, как правило, к их юбилеям. Это не исторические ис-щ следования, а сборники статистических сведений, воспоминаний, данных о времени создания, материальной базе, специальностях, благотворительных взносах и т. п., однако приводимый в них материал представляет интерес и для современного исследователя.

Наиболее глубоко и подробно раскрыты проблемы развития профессионально-технического образования в трудах А. Н. Веселова и Н. Н. Кузьмина, где дана наиболее полная и объективная картина генезиса и динамики профессиональной школы России и СССР на основе большого фактического материала, извлеченного из официальных документов, архивных источников, дореволюционной и советской педагогической, экономической и технической литературы.

В фундаментальных работах «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII векпервая половина XIX века"(Отв.ред. М. Ф Шабаева. — М.: Педагогика, 1973), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века» (Отв.ред. А.И. «! Пискунов — М.: Педагогика, 1976), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX веков» (Отв.ред. Э. Д. Днепров — М.: Педагогика, 1991) было уделено внимание и истории низшего и среднего профессионального образования на различных стадиях его становления и развития.

Специальной работой, посвященной именно вопросам истории профессионального образования в СССР являются «Очерки истории профес сио-нально-технического образования в СССР» (Под ред. С. Я. Батышева. — М.: Педагогика, 1981).

Историографический анализ работ советского периода (1918;1991 гг.) обнаруживает их излишнюю политизацию, стремление рассматривать проблемы истории развития профессионального образования исключительно в контексте борьбы революционных сил против монархического режима. Это зачастую мешает объективной оценке отдельных событий и деятельности просветителей тех лет из-за их принадлежности к правящему классу.

В условиях перестройки и демократического обновления нашего общества интерес исследователей к истории образования России значительно возрос. В 1996 г. вышла в свет монография Б. К. Тебиева «На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX — начала XX вв.», в которой автор сосредоточил внимание на анализе социальных функций системы образования, в том числе и начального и среднего профессионального. В работе дана высокая оценка деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества под руководством А. Г. Неболсина, освещены проблемы развития женского профессионального образования и др.

Вопросы истории профессионально-технического образования в России освещаются и в работах современных ученых — С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, З. И. Васильевой, Б. Ф. Кваши, Ю. С. Кузнецова, Н. Е. Кузнецовой, Е. Г. Осовского, А. И. Пискунова, З. И. Равкина, А. Г. Соколова, М. Ф. Шабаевой, С. Я. Цимринга и многих других.

Из анализа литературных источников видно, что большинство работ сосредоточено на историко-хронологическом исследовании системы профес-синально-технического образования, содержания учебно-воспитательной работы.

Происходящие в нашем обществе процессы реформирования начального и среднего профессионального образования в новых исторических условиях актуализируют проблему изучения развития педагогической мысли и педагогического опыта прошлого.

Для развития современной школы и педагогики представляется весьма ценным историко-педагогическое исследование, позволяющее переосмыслить историю с современных позиций, сформировать основы проникновения ф в будущее, определить этапы продвижения и выработать пути к нему. Теорию профессиональной школы будущего невозможно разрабатывать без опоры на опыт прошлого.

Потребность эффективного решения проблем развития начального и среднего профессионального образования актуализирует необходимость изучения педагогической деятельности и взглядов известных ученых, общественных деятелей и педагогов, оказавших влияние на развитие профессионального образования в России. Одним из них является Александр Григорьевич Неболсин — бессменный Председатель Постоянной комиссии по профессиональному и техническому образованию при Русском Техническом Обществе. Отсутствие в историко-педагогической литературе специальных исследований, дающих аналитическое раскрытие его взглядов, особенностей просветительской и профессиональной деятельности, и определило выбор темы нашего исследования.

Сущность ее состоит в том, что в теории и практике профессионально-Щ) го образования исследуемого периода не были реализованы научно обоснованные принципы социально-педагогического развития профессиональной школы на основе актуальных идей осознания педагогической взаимосвязи общего и профессионального образования, его непрерывности, взаимовлияния внутренних и внешних факторов, закономерностей и принципов обучения, имеющих фундаментальное значение для стратегии развития образовательных систем в современных условиях. Изучение историко-* педагогического наследия А. Г. Неболсина и реализация его идей, взглядов, решений будут способствовать более полноценной подготовке конкурентоспособных рабочих и специалистов и рациональной организации профессионального образования в условиях рыночной экономики.

Профессионально-педагогическая концепция Постоянной комиссии по техническому и профессиональному образованию Русского технического общества, ведущей идеей которой являлось положение об обязательности ф общего образования как условия развития профессионального образования, и профессионально-педагогическая деятельность ее создателя А. Г. Неболсина содержат идеи, теоретические положения и способы их реализации, весьма ценные для современной профессиональной педагогики и профессионального образования. Серьезное изучение и объективная оценка деятельности А. Г. Неболсина становятся наиболее актуальными в настоящее время.

Противоречие между богатым и разносторонним опытом деятельности А. Г. Неболсина по развитию профессионального образования в условиях реформирования общественно-экономических отношений на рубеже XIX-XX столетий и отсутствием систематизированной оценки его вклада в этот процесс и объективной потребностью решения современных задач развития начального и среднего профессионального образования в сходных условиях порождает проблему изучения наследия этого видного педагога и просветителя.

На основании вышеизложенного была определена цель исследования: выявление, оценка, систематизация и обобщение основных идей, принципов, взглядов, способов и средств, реализованных в процессе профессиональной и просветительской деятельности А. Г. Неболсинымопределение основных тенденций их реализации в практике профессиональной школы во второй половине XIX — начале XX вв. и актуальность их в современных условиях.

Объект исследования-. процесс развития профессионально-технического образования в России во второй половине XIXначале XX в.в.

Предмет исследования: профессионально-педагогическая деятельность, взгляды и идеи А. Г. Неболсина.

Гипотеза исследования: реализация ведущих идей, принципов, теоретических положений, конструктивных решений и практическое воплощение их в систему профессионального образования, выдвинутых выдающимся деятелем А. Г. Неболсиным, находят конкретное воплощение и достижении при условии, если: научно-исследовательская информация основывается на объективных закономерностях развития политики, экономики, образования в изучаемый период развития;

— анализ и синтез, полученных научных фактов, основан на конструктивных задачах образования, поставленных перед школой социально-экономическим, техническим, образовательным процессамиведущие идеи развиваются на основе определенной концепции, выдвинутой ходом исторического развития России в исследуемый периодосновные документы, открытые профессиональные училища, общеобразовательные школы и специализированные классы востребованы определенным отечественным периодом развития профессионального образования и имеют жизнеспособность в условиях современной школы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования были обозначены следующие задачи:

1. На основе выявлении социально-экономических тенденций развитии общества на различных этапах исследовать генезис профессионально-технического образования в России.

2. Определить динамику начального и среднего профессионального образования во второй половине XIX — начале XX в.в.

3. Исследовать профессионально-педагогическую и просветительскую деятельность А. Г. Неболсина.

4. Систематизировать идеи и взгляды А. Г. Неболсина о принципах развития профессионального образования России.

5. Выявить реализацию ведущих идей А. Г. Неболсина в практике развития профессиональной школы во второй половине XIX — начале XX в.в.

6. Изучить возможность внедрения положительного опыта прошлого в деятельность современных учебных заведений начального профессионального образования.

Методологическими ориентирами в исследовании служили: т философские положения теории познания, теории развития, теории человеческой деятельности, связи теории с практикойобщенаучные принципы объективности, историзма, единства исторического и логическогоконцепции непрерывности, многоуровневости и многопрофиль-ности образовательных системтенденции гуманизации, интеграции, дифференциации, интенси-Щ фикации, проявляющиеся во всех сферах жизнедеятельности обществасистемный, личностно-деятельностный, социальнопедагогический подходы.

В своем исследовании мы опирались на историко-педагогические теории (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, А. Н. Веселов, Э. Д. Днепров, Н. Н. Кузьмин, А. И. Пискунов, З. И. Равкин, А. Г. Соколов, Б. К. Табиев и др.), на психолого-педагогические теории научных исследований в профессиональной педагогике (А.П.Беляева, Б. С. Гершунский, Н. И. Думченко, А. И. Шильникова и др.), теоретические основы процесса многоуровневой профессиональной подготовки (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, С. Н. Иванов, И. А. Ивлиева, Н. А. Кононец, А. М. Коптяев, В. Г. Пархоменко, П. С. Хейфец, А. Шкляр и др.), теорию управления педагогическими системами (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Н. Е. Кузнецова, А. Г. Соколов, Р. Х. Шакуров и др), закономерности развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования (Р.Г.Бабанский, А. П. Беляева, Н. Ф. Гейжан, Е. Ю. Лабренцева, О. Ф. Федорова, П. С. Хейфец, А. Е. Шильникова и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ историко-философской, культурно-исторической, научно-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исторических фактов, концептуальных идей, взглядовисторико-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источникахобобщение и синтез достижений А. Г. Неболсинаэкстраполяция, систематизация полученных результатов, выводов, их экспертная оценка.

Источниковедческую базу исследования составили:

— государственные законы, постановления Постоянной комиссии по техническому и профессиональному образованию и другие нормативные документы по вопросам профессионального образования исследуемого периода;

— труды А. Г. Неболсина;

— труды отечественных философов, педагогов, историков педагогики;

— периодика и публицистика второй половины XIX — начала XX вв.

— монографии, сборники научных трудов, диссертационные исследования;

— статьи в периодических изданиях современных российских ученых по проблеме исследования;

— учебники по педагогике и теории истории педагогики;

— справочные издания (биографические и педагогические энциклопедии, словари);

— материалы и документы фондов Российского государственного исторического Архива;

— материалы фонда Музея истории профессионально-технического образования Санкт-Петербурга;

— документы Санкт-Петербургского фонда развития профессионально-технического образования им. А. Г. Неболсина.

Хронологические рамки исследования.

Согласно логике диссертационного исследования хронологические рамки определены необходимостью рассмотрения историко-логической обусловленности изучаемой проблемы и возможной экстраполяцией положительного опыта прошлого на деятельность современных учебных заведений начального и среднего профессионального образования. В связи с необходимостью проследить генезис профессионального образования России нижняя временная граница определена с момента возникновения первых учебных заведений с элементами профессиональной подготовки в начале XVIII в. Верхняя граница исследования (начало XX в.) связана с началом преобразования отдельных учебных заведений в систему профессионального образования и определения роли и места А. Г. Неболсина (1842−1917) в этом процессе.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997;1998 гг.) осуществлялись накопление эмпирического материала и разработка программы и методики исследования. На этом этапе происходило ознакомление с источниками по проблемам развития профессионального образования в России, с профессионально-педагогической деятельностью А. Г. Неболсина на основе материалов и документов Российской Национальной библиотеки, архива Русского технического общества и личного архива Неболсиных из фондов Российского государственного исторического архива, Музея истории профессионально-технического образования Санкт-Петербурга.

На втором этапе (1998 — 1999 гг.) — выработана историко-педагогическая концепция, с позиций которой осуществлялся дальнейший ¦ анализ и обобщение собранного и систематизированного фактического материала. Продолжалось изучение историко-педагогической литературы по исследуемой проблеме, уточнялись теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертационного исследования.

На третьем этапе (1999 — 2000 гг.) были завершены: систематизация, интерпретация и обобщение данных, полученных в ходе исследованиясформулированы основные выводы и обобщениялитературно оформлен ^ текст диссертацииразработаны и внедрены научно-методические рекомендации по использованию идей А. Г. Неболсина в практике современных учебных заведений системы начального и среднего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются применением современной методологии системного, личностно-деятельностного и социально-педагогического подходов с использованием философских, исторических, педагогических, психологических, научно-технических, социально-экономических источников, комплексной методикой исследования, адекватной его задачам, и логикой, репрезентативностью источниковедческой базы.

Научная новизна исследования:

— впервые в отечественной профессиональной педагогике осуществлено всестороннее изучение наследия профессионально-педагогической деятельности А.Г. НеболсинаЬ- - выявлены и представлены в виде системы основные идеи и принципы научного подхода А. Г. Неболсина к формированию и развитию системы профессионального образования в России;

— осуществлен анализ и представлены доказательные материалы необходимости обращения к научно-генетической основе профессионального образования, разработанной А. Г. Неболсиным, с целью его будущего эффективного развития на принципах преемственности и непрерывности всеобщего исторического развития;

— обоснована социально-экономическая и научно-педагогическая ценность общепризнанной, государственно-важной выдающейся практической деятельности А. Г. Неболсина, жизнеспособность системы его идей и взглядов на развитие профессионального образования, представляющих особую важность в условиях современного развития России.

— обоснована и научно доказана правомерность и регулятивность основных положений системы взглядов А. Г. Неболсина при их распространении на развитие отечественной профессиональной школы.

— введены в научную практику материалы, расширяющие предметное поле исследований и обогащающие инструментарий проектирования государственных организационно-административных и социально-педагогических стратегий в области развития теории и практики профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем. Обоснована концепция А. Г. Неболсина о принципах развитая профессио-нального образования России во второй половине XIXначале XX вв. Выявлены общие тенденции и особенности развития профессиональной школы в условиях реформ России второй половины XIX — начала XX вв. Раскрыта динамика прогрессирующего развития содержания общего и профессионального образования в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Научно доказана историческая значимость и роль личности А. Г. Неболсина как основоположника отечественной системы профессионального образования. Выявлены и научно доказаны основные идеи современного развития профессионального образования, заложенные А. Г. Неболсиным.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержание диссертационного исследования углубляет и расширяет представления о вкладе выдающегося деятеля А. Г. Неболсина в становление и развитие профессиональной школы России. Материалы диссертации образуют содержательную основу обогащения курсов теории и истории профессионального образования на различных этапах непрерывной профессиональной подготов-ки.Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы являются научной основой для решения практических задач развития современных учебных заведений развивающейся системы многоуровневого непрерывного профессионального образования. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебных пособий, научно-популярных и монографических изданий по истории образования, общей и профессиональной педагогике. Разработанные методические рекомендации по реализации идей А. Г. Неболсина могут быть широко использованы в массовой практике учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования на различных этапа обсуждались на заседаниях лаборатории методологических и теоретических основ профессиональной педагогики Института профессионально-технического образования РАО (1998 — 2000 гг.), на ученом совете Института профессионально-технического образования РАО (1999, 2000 гг.), освещались в выступлениях на методологическом семинаре и педагогической секции Института профессионально-технического образования РАО (1998 — 2000 гг.) — юбилейной межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения» (г. Сыктывкар, 1999 г.) — Второй и Третьей международных научно-практических конференциях «Многоуровневое непрерывное профессиональное образование: методология, теория, опыт» (Санкт-Петербург, 1999 г., Ростов-на-Дону, 2000 г.).

ВЫВОДЫ по 2 главе:

Вклад А. Г. Неболсина в формирование стратегии развития профессиональной школы России состоит в следующем: проработав в Русском техническом обществе в течении 45 лет, из ф них 30 лет в должности Председателя Постоянной комиссии по техническому и профессиональному образованию, А. Г. Неболсин теоретически обосновал и практически реализовал деятельность системы учебных заведений разного типа общего и профессионального образования рабочих (малолетних и взрослых) — как главный редактор журнала «Техническое и коммерческое образование» в продолжении 25 лет, А. Г. Неболсин сыграл значительную роль в пропаганде технический знаний и передового педагогического опыта среди российской общественности;

А.Г.Неболсин явился вдохновителем и организаторов трех съездов деятелей технического образования в Россиив течение 25 лет А. Г. Неболсин исполнял обязанности директора Подвижного музея наглядных пособий при Постоянной комиссии РТОпринимал активное участие в благотворительной деятельности в различных ее формахкак член ученого комитета Министерства народного просвещения А. Г. Неболсин принимал активное участие в решении проблем, связанных с просвещением широких народных масс, в частности в обсуждении проекта о принятии закона о всеобщем обязательном начальном образованиирегулярно бывая за границей, знакомясь с опытом разнообразных учебных заведений и специальной литературой А. Г. Неболсин в своих работах дал анализ общего и профессионального образования за рубежом с целью использования положительного опыта в практике российской профессиональной школыконцепция развития профессионального образования в России, основанная на взглядах и идеях А. Г. Неболсина, оказала значительное влияние на процесс формирования отечественной системы профессионального образованияосуществление идей А. Г. Неболсина в современной профессиональной школе не потеряло своей аюуальности в решении проблем реформирования этой сферы образования в новых экономических и политических реалиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования подтвердили основные положения гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Выявлены социально-экономические тенденции развития российского общества во второй половине XIX — начале XX вв.: интенсивное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расширение товарно-денежных отношений, формирование интегрированного всероссийского рынка и др.

В соответствии с тенденциями происходило эволюционное и экстенсивное развитие системы профессионального образования, начиная с единичных школ Петровской эпохи и кончая созданием многопрофильной сети образовательных учреждений с профессиональным обучением, постепенное совершенствование содержания образования, его дифференциация в соответствии с профессиональным профилем.

2. Определена динамика развития профессионального образования, удовлетворяющего изменяющимся потребностям общества, науки и производства, выраженная в переходе от разнотипных технических школ и училищ к созданию системы профессионально-технического образования, связанной с общей системой российского народного образования. Установлено, что базисом этого развития являлись следующие идеи: совершенствование процесса обучения, осуществление профессиональной направленности обучения в общеобразовательных школах, повышение уровня общей теоретической подготовки в профессиональных школах.

3. Успешности общего и профессионального образования России способствовали просветительные, профессионально-педагогические идеи и научные исследования крупнейших ученых Н. Х. Весселя, В. И. Водовозова, П. В. Каптерева, А. Н. Острогорского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и др. В области развития профессионального образования особые заслуги принадлежат многогранной деятельности А. Г. Неболсина. Изучение и анализ взглядов, идей, творческих решений А. Г. Неболсина, организационно-педагогических условий создания новых видов и школ профессионального образования позволили в нашем исследовании определить ведущие идеи, взгляды, закономерности, принципы и способы решения проблем профессионального образования и систематизировать их в виде концепции А. Г. Неболсина.

4. Установлена универсальность и дифференцированность ведущих идей, закономерностей, принципов, способов и средств решения проблем общего и профессионального образования, что позволило синтезировать теоретические взгляды и положения, выдвинутые и реализованные А. Г. Неболсиным, в единую педагогическую концепцию, охватывающую все основные предметные области образовательной деятельности в исследуемый период.

5. Концептуальные положения А. Г. Неболсина актуальны в современных условиях и могут оказать позитивное влияние на решение проблем начального и среднего профессионального образования. Определен научный подход к реализации идей А. Г. Неболсина в практике лучших профессиональных лицеев Санкт-Петербурга, обоснованный диссертационными исследованиями, руководящей и научно-методической образовательной деятельностью, моделями и проектами директоров и преподавателей учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Г. Неболсин: (К десятилетию со дня смерти) // Известия.- 1927,10 февр.
  2. Е.Н. Обзор деятельности Русского Технического Общества по техническому образованию: Докл. общ. собр. о-ва. СПб., 1872. — 19с.
  3. Е.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика.-1999.-№ 3.-С. 85−91.
  4. В.И. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб., 1889. — 556с.
  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в.в. — М.: Педагогика, 1990.- 608с.
  6. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. — № 2. — С.17 — 20.
  7. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. -175с.
  8. Н.И. Неболсин Александр Григорьевич //Современники: (Альбом биографий).- СПб., 1909. С. 238.
  9. М.Д. И.И. Горбунов-Посадов как деятель общественно- педагогического движения: Автореф. дис. канд. пед. наук / Моск. пед. гос. ун-т. -М., 1998. -16с.
  10. П.Батышев С .Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1976. -670с.12Батышев С.Я., Соколов А. Г., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих / РАО, Ассоц. «Проф. образование». М., 1995. — 240с.
  11. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. — 206с.
  12. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО. СПб.- Радом, 1997.-226с.
  13. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. — 480с.
  14. О.А. Российское образование в 20-е годы XX века (На материале Донского края): Автореф. дис.канд. пед. наук / Таган, гос.пед. инт. Таганрог, 1999. — 19с.
  15. Благотворительная Россия: История государственной, общественной и частной благотворительности в России. СПб., 1901. — 4.1 — 330с.- 4.2. -264с.
  16. Ф.Л. Подготовка рабочих в дореволюционной России // Методика производственного обучения / Под общ. ред. Н. В. Нечаева. М., 1951.-С.7−16.
  17. И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР: Ист.- стат. очерк. -М.: Статистика, 1964. -195с.
  18. В.Г. Нравственное воспитание в практике профессиональных училищ дореволюционной Сибири // Общественно-политическое воспитание учащихся. Иркутск, 1976. — С. 151- 157.
  19. К.А. Развитие дидактических взглядов в теории и практике выдающихся русских математиков первой половины XIX века: Автореф. дис. канд. пед. наук / Брян. гос. пед. ун-т. Брянск, 1998. — 22с.
  20. А. Александр Григорьевич Неболсин // Техн. и коммер. образование. -1917. -№ 2/4,-С.14−16.
  21. Н.Г. Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России: (На примере Казанской губернии): Автореф .дис.канд. пед. наук. Казань, 1988 — 16с.
  22. К., Шапкина А. Предпосылки становления общеобразовательной и профессиональной школы в России в первой половине XIX века/ ВНИИ профтехобразования. JI, 1983. — 30с. — Деп. в ВНИИ профтехобразования.
  23. З.И. Исторические ретроспективы педагогической концепции развития личности в России: (Конец XIX- начало XX века)//Историко-педагогическое измерение в образовании: Сб. материалов науч.- практ. конф./СПбГУПМ. СПб., 1999. — С. 5−11.
  24. В.П. Тяжба между общим и профессиональным образованием // Избр. пед.соч. М., 1987. — С.256−269.
  25. А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и высшего профессионального образования. М.: Профтехиздат, 1961. — 436с.
  26. А.Н. Среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России. М.: Трудрезервиздат, 1959. — 103с.
  27. Вопросы истории профессионально-технического образования: Матер, симпоз., провед. 14−15 апр. 1981 г. в г. Липецке. -М., 1983. 145с.
  28. Г. И. Исторические аспекты развития профессионального образования: сб. науч. тр. ВНИИ профтехобразования.- Л., 1989. С. 17−25.33.2-йсъезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию СП б., 1898. — 404с.
  29. П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 208с.
  30. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1994. -119с.
  31. .С. Образование и будущее: Россия во мгле. Открытое письмо Президенту России Б. Н. Ельцину // Школа. 1995. — № 1. — С.68−69.
  32. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: «ИнтерДиа-лект+», 1997. — 697с.
  33. М. Э. Подвижной музей учебных пособий // Сов. педагогика. 1973. -№ 4.-С. 115−121.
  34. Государственный стандарт профессионального образования Российской федерации. Основные положения. М.: ИПО МО РФ, 1993.40.25-летний юбилей А. Г. Неболсина //Сын отечества. 1897. — 19 мая.
  35. К. К десятилетию со дня смерти А.Г. Неболсина, организатора первых школ рабочих в России // Красная панорама. 1927. — № 8. -с. 14.
  36. Днем и ночью: (К юбилею А.Г. Неболсина) // Русь. 1897. — 19 мая.
  37. P.JI. Проблемы трудовой школы на съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России в конце XIX -начале XX в. // Пути совершенствования воспитания и обучения в школе. -М&bdquo- 1976.-С. 101−108.
  38. А. Ученичество в дореволюционной России // За пром. кадры. -1932.-№ 19−20.-С. 75−76.
  39. Живи и знай: белая книга детства и образования в России / Сост. В. Б. Новичков. -М., 1995.
  40. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М.: Педагогика, 1978.- 160с.48.3айончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия: Политическая реакция 80-х начала 90-х гг. — М.: Мысль, 1970.- 460с.
  41. Заметки Николая II о народном образовании // Былое. -1918. № 2 (30). -С. 60−66.
  42. С.А. Хроника профессионального образования // Pvc. школа. -1908.- № 1. С. 64.
  43. Н. К вопросу о реформе средних технических училищ смешанного типа // Техн. и коммерч. образование.- 1909. № 5. — С.6−10.
  44. С.Н. Дидактические условия производственного обучения по интегрированной группе профессий коммунального хозяйства в профессиональном лицее: Автореф. дис.канд. пед. наук/ Ин-т профтехобразования РАО.-СПБ., 1996, — 23с.
  45. Н.П. Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России: (вторая половина XIX начало XX века): Автореф. дис.канд. пед наук / Ин-т педагогики социал. работы РАО. — М., 1999. -18с.
  46. И. А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки: Дис. д-ра пед. наук/ Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1998.- 436с.
  47. Н.Н. Психолого- педагогическое образование российских учителей гимназий на рубеже XIX XX веков: (90-е годы XIX в. — 10-е годы XX в.): Автореф. дис.канд. пед. наук / Моск. пед. гос. ун-т .- М.: 1999. -17с.
  48. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПИМИО, 1994, — 88с.
  49. Историко-статистический обзор промышленности России. СПб., 1886. -210с.
  50. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / Под ред. А. Г. Неболсина. СПб, 1884. — 259с.
  51. История образования в России: Учеб. пособие: В 5 ч./ Под общ. ред. Т. К. Ахаян. 4.2: Новая педагогика петровского времени. — СПб.: НИ-ИХСПбГУ, 1999.- 156с.
  52. История педагогики и современность / Редкол.: Ш. И. Ганелин (отв. ред.) и др.-Л., 1970,-350с.
  53. История педагогики как учебный предмет: (Междунар.опыт): Учеб. пособие / Под ред. К. И. Салимовой, — М.: Рос. пед. агенство, 1996. -230с.
  54. История рабочих Ленинграда: В 2 т.:(1703−1965) Т.1: (1703- февр. 1917). -Л.: Наука, 1972. — 555с.
  55. Э.М. Профессия, профессиология и профессиональное образование: методологические аспекты. Мн.: РИПО, 1996. — 37с.
  56. П.В. История русской педагогики. СПб., 1915. — 746с.
  57. В.А. Е.Н. Андреев теоретик и организатор профессионально-технического образования рабочих в России / ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л., 1984. — 22с. — Деп. в ВНИИ профтехобразования. 4.06.84, № 43.
  58. А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2. -С. 17−22.
  59. .Ф., Кузнецов Ю. С., Проценко Е. Д. Профессиональная школа. Исторический опыт. Перспективы развития. СПб.: Междунар. фонд проф. образования им. А. Г. Неболсина, 1995. — 230с.
  60. Н.В. Развитие идей свободного воспитания в России: Дисс.канд. пед. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1995. — 192с.
  61. С.А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра I.- М., 1910. 230с.
  62. И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. -439с.
  63. Н.А. Организационно-педагогические основы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях интегративного учебного заведения «Профессиональный лицей региональный учебный центр»:
  64. Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1998.-25с.
  65. A.M. Система организационно-педагогических условий жизнедеятельности профессионального колледжа в условиях непрерывного многоуровневого образования: Автореф. дис.канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 30с.
  66. Т.М. Моделирование содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки в профессиональных учебных заведениях машиностроительного профиля: Дис.. канд. пед. наук/ Ин-т профтехобразования РАО, — СПб., 1993. 151с.
  67. .Г. О деятельности Русского технического общества по образованию рабочих //Сов. педагогика. 1963. — № 3. — С. 131−139.
  68. Н.М. Краткий очерк деятельности постоянной комиссии по техническому образованию: (IX отдел Императорского Русского технического общества). СП б., 1912. — 94с.
  69. Краткий исторический очерк деятельности Русского технического общества с его основания по 1 января 1893 г. СПб., 1893. — 210с.
  70. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ. ред. А.П.Беляевой- Ин-т профтехобразования РАО, Ин-т педагогики Рур. ун-та ФРГ.- СПб.- Бохум, 1994. 124с.
  71. Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. и авт. примеч. Ф. С. Озерская. М.: Просвещение, 1982. -223с.
  72. А.Я. К проблеме принципов обучения // Сов. педагогика. -1981.-№ 8.-С. 100−106.
  73. Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж. Уральск, кн. изд-во, 1971. — 280с.
  74. Кулешова J1.H. Псйхология воспитания: историко-теоретические аспекты. В 2-х частях: 4.1. Становление и разработка проблем воспитания в дореволюционный период. Ставрополь: Изд-во Сев.-Кав. гос. техн. ун-та, 1999. 247с.
  75. В.К. Подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта России в XIX XX вв.: Автореф. дис .канд. пед. наук / Кур. гос. пед. ун-т. — Курск, 1999. — 19с.
  76. Н.А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и учебных обществ. 2-е изд. — СПб., 1875. -228с.
  77. Д.С. Школа на Васильевском: Книга для учителя: О шк. созд. К. И. Маем в Петербурге в 1860 г. М.: Просвещение, 1990. — 157с.
  78. Е.И. Материалы для истории женского образования в России. -СПб., 1890.- 112с.
  79. А.О. О воспитании и образовании / Под ред. A.M. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1976. — 636с.
  80. И.М. Очерк развития промышленного образования в России: 1888−1908 гг. СПб., 1909. — 175с.
  81. В.Л., Панасюк В. П., Степанчук О. А. Педагогическая мысль в России в период 1917 1990 гг. / Воен. ин-т физ. культуры — СПб., 1994.-36с.
  82. Д.И. Заметки о народном просвещении. СПб., 1901.
  83. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1986. — 200с.
  84. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования / Под общей ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1987. — 199с.
  85. С.А. Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX веков :Автореф. дис.канд. пед. .наук / Моск. пед. гос. ун-т.- М., 1999. — 17с.
  86. П. История педагогики. 4.2: Новое время. М.: «Миръ», 1914. -74с.
  87. М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 20с.
  88. М.В. Просветительские и педагогические организации дореволюционной России. М., 1993. — 164с.
  89. М.В. Частные школы дореволюционной Москвы // Педагогика. 1998, — № 1.-е. 86−93.
  90. Многоуровневое профессиональное образование: Сб. ст. и метод, рекомендаций / Коми респ. ин-т развития образования и переподготовки кадров. Сыктывкар, 1999. — 81с.
  91. Неболсин Александр Григорьевич: О нем. // Брокгауз Ф. и Ефрон И. Энциклопедический словарь. СПб., 1897. — Т. 40. — С. 787.
  92. Неболсин Александр Григорьевич: О нем. // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. Т.2. — М — П. — М., 1999. — С. 129−131.
  93. А.Г. Об устройстве периодических выставок и съездов по техническому и профессиональному образованию: Докл. на съезде деятелей по техн. и проф. образованию в России. СПб., 1890. — 22с.
  94. А.Г. Организация курсов для взрослых рабочих: Докл. на торг. пром. съезде 1896 года в Н. Новгороде. — 2-е изд. — СПб, 1897, — 29с.
  95. А.Г. О техническом образовании Германии, — СПб., 1872. -24с.
  96. А.Г. О типе школ для недостигших 17-летнего возраста служащих в торговых и промышленных заведениях // Техн. и коммерч. образование. 1908. -№ 8. — С.25−42.
  97. А.Г. Школьное обучение малолетних рабочих на фабриках и заводах. СПб., 1892. — с.
  98. И.М. «Журнал для воспитания» и его роль в общественно-педагогическом движении 60-х годов XIX века: Дис. канд. пед. наук/ ЛГУ.-Л., 1962.-450с.
  99. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997. — 144с.
  100. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования//Педагогика. 1998. -№ 3.-С.11−17.
  101. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254с.
  102. Образование: идеалы и ценности: Ист.-теорет. аспект / Ред. З. И. Равкин. -М., 1995, — 194с.
  103. Объяснительная записка к смете Политехнического училища им. А. Г. Неболсииа со сведениями по истории училища. РГИА. — ф. 90. — оп -1. — ед. хр. 1022. — л. 1−4.
  104. Ю.Г. Развитие методической науки в Ленинграде в 1930-е начале 1940-х гг.: Автореф. дис. канд. пед. наук / СПб. гос. ун-т пед. мастерства. — СПб., 1999. — 20с.
  105. Основные положения проекта введения всеобщего начального обучения в Российской империи с пометками Неболсина А. Г. РГИА. — ф. 1001. -оп.1. -ед. хр. 186.-л. 1.
  106. О съездах по техническому и коммерческому образованию // Техн. и коммерч. образование. 1912. — № 2. — С. 1−8.
  107. Р.С. Царство Императора Николая П. СПб, 1912, — 560с.
  108. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / Под ред. С. Я. Батышева М.: Педагогика, 1981. — 352с.
  109. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX века / Отв. ред. А. И. Пискунов М: Педагогика, 1976. -600с.
  110. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец Х1Х-начало XX века / Под ред. Э. Д. Днепрова, А. Ф. Егорова, Ф. Г. Поначина, Б. К. Тебиева.- М.: Педагогика, 1991, — 448с.
  111. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: ХУШ век-первая половина XIX века / Отв. ред. М. Ф. Шабаева, — М.: Педагогика, 1973.-608с.
  112. Очерки по истории русской педагогики / Сост. М. И. Демков. М., 1909. — 144с.
  113. Д. Организатор просвещения рабочих // Проф.-техн. образование. 1972.-№ 12.-С.60−61.
  114. В.Г. Интегративно-модульный подход к производственному обучению наладчиков с программным управлением в профессиональном лицее: Дис. .канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1996.-204с.
  115. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. -496с.
  116. Положение детей в Российской Федерации / Под ред. Е. М. Рыбинского. -М&bdquo- 1994.
  117. В.В., Хорошева О. М. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 69−74.
  118. Т.А. Влияние традиций на инновационные процессы в сфере образования в России: (Конец 19 начало 20 веков): Автореф. дис. канд. пед. наук / Новосиб. гос. пед ун-т. — Новосибирск, 1998. — 22с.
  119. Протоколы и стенографические отчеты заседаний Первого Всероссийского съезда фабрикантов и заводчиков. СПб., 1870.- 430с.
  120. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям / РАО, Ассоц. «Проф. образование». М., 1997. -512с.
  121. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях/ Под ред. А.П.Беляевой- Ин-т профтехобразования РАО. СПб, 1995. — 300с.
  122. З.И. Историзм как методологический принцип педагогики //Сов. педагогика. 1985. — № 10. -С. 47−54.
  123. З.И. Методологическая функция историко-педагогических исследований //Сов. педагогика. 1984. — № 12. — С. 50−56.
  124. Резолюция третьего съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. СПб., 1906. — XVI + 115с.
  125. М., Халиуллин И. Технический лицей: проблемы и перспективы //Проф.-техн. образование. 1990. — № 10. — С. 46−49.
  126. Г. А. Гуманистическая направленность теории воспитания Вентцеля К.Н: Автореф. дис.канд. пед. наук /Смол. гос. пед. ин-т М., 1997. — 17с.
  127. С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802 -1902. СПб., 1902. — 720с.
  128. В.В. Сумерки просвещения: Сб. ст. по вопросам образования. -СПб., 1899,-240с.
  129. М.В. Развитие гуманистической направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX начала XX века: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Волгоград, 1999, — 22с.
  130. Е.Ю. Духовно-педагогические основы возрождения семьи и личности в философском наследии В.В. Розанова: Автореф. дис.канд. пед. наук / Липец, гос. пед. ин-т. Липецк, 1999. — 24с.
  131. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы: (1878 -1918 гг.): Сб. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. -303с.
  132. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. СПб., 1895.- Вып. 1−4.
  133. Сборник нормативно-методических документов по профессиональному образованию: (Гос. образоват. стандарт): В 2 ч. / Сост.: В. В. Шапкин, А. А. Евдокимова, Э.Е. Фейгина- Учеб.-метод, центр по образованию СПб. -СПб., 1997.-273с.
  134. И.Н., Новикова Л. И. К.П. Победоносцев: школа и общество // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 81−85.
  135. А.Г., Базеев Ю. С. Профессиональные учебные заведения дореволюционной России: Обзор. СПб., 1998. — 52с.
  136. Т.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX начала XX веков: Автореф дис. д-ра пед. наук / Моск. гос. пед. ун-т. — М., 1999. -36с.
  137. Р.Г. Образование в переходный период: традиции и изменения // Российское образование, традиции и перспективы: Материалы между-нар. науч.-практ. конф.- Н. Новгород, 1997. 120с.
  138. С.Г. Очерки экономической истории России. М., 1960.
  139. .К. На рубеже веков: Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX веков. — М.: Интеллект, 1996. — 255с.
  140. Теория и практика образовательных процессов в профессиональной школе: Сб. науч. тр.- В 2-х ч. ./ Ин. т профтехобразования РАО СПб, 1999,-264с.
  141. Тиц Б. Н. Очерк истории Постоянной Комиссии по техническому образованию с ее основания в 1868 г. до 1 января 1889, — СПб, 1890, — 92с.
  142. Труды высочайше утвержденного съезда главных по машиностроительной промышленности деятелей. СПб, 1875, — Вып. 2, — 272 с.
  143. Р.Ф. Формирование системы женского среднего образования в России: (60-е годы XVIII 60-е годы XIX вв.): Автореф. дис. канд. пед. наук / Рост. гос. пед. ун-т. — Ростов-н/Д., 1997. — 26с.
  144. К.Д. Педагогические материалы Смольного института //Собр. соч. М.- Л., 1948. — Т. 2. — С. 265 — 332.
  145. Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России: (1878−1918 гг.) / Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: Педагогика, 1980. — 144с.
  146. П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневогообразования учащихся профессиональных лицеев: Дис. д-ра пед. наук ввиде науч.докл./ Ин- т профтехобразования РАО. СПб., 1995.- 73с.
  147. П.С. Теория и практика развитой современной профессиональной школы. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1994. — 309с.
  148. Хороший юбилей: 40 лет службы А. Г. Неболсина как члена постоянной комиссии по техническому образованию РТО и 25 лет в должности её председателя. // Рус. ведомости. -1912.-22 мая.
  149. Н.В. Женские гимназии в России // Педагогика. 1998 -№ 4,-С. 80−92.
  150. Цимринг С Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования в России / Музей истории профессионального образования, Фонд им. А. Г. Неболсина. СПб., 1996.- 176с.
  151. А.Г. Неболсина // Новое время. 1897. — 19 мая.
  152. М.Ф. Поборник просвещения народа: (К 120-летию со дня рождения А.Г. Неболсина)// Нар. образование. 1962. -№ 5. — С.104−105.
  153. А.П. История учебных заведений Петербурга в первой половине XIX века: Источниковая база / ЛГПИ им. А. И. Герцена. JI., 1983.-20с, — Деп. в ВНИИ профтехобразования. 23.11.83, № 34.
  154. Шапкина А. П. Система учебных заведений Петербурга в первой половина XIX века / ЛГПИ им. Герцена. Л., 1983. — 34с. -Деп. в ВНИИ профтехобразования 22.11. 83, № 33.
  155. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.
  156. Шкляр А. Х Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки в высшем техническом училище: Дис. д-ра пед. наук: В 2-х кн. / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — Кн. 1 — 349с.- Кн.2.: Прил. — 409с.
  157. Г. К. История средних учебных заведений в России. СПб., 1878.-c.230.
  158. О.Э. Реализация педагогических идей М.К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе: Автореф. дис.канд. пед. наук /Смол. гос. пед. ун-т. М., 1999. — 17с.
  159. А.Г. Неболсина 25 лет службы как члена постоянной комиссии по техническому образованию РТО и 10 лет как председателя этой комиссии. // Петербургский листок. 1897. — 19 мая.
  160. И.И. Между делом: Очерки по вопросам народного образования, экономической и политической жизни. М., 1884. — 120с.
  161. К. Смысл и назначение истории: Сборник: Пер. с нем. -М.: Республика, 1974. 520с.
Заполнить форму текущей работой