Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях без отца

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характеристики социально-психологической адаптации у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся без отца, отличаются от соответствующих характеристик детей из полных семей: для девочек характерны более высокие значения соматических, социальных, эмоциональных проблем, а также более низкие показатели морального развитиямальчики демонстрируют более высокие значения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Подходы к пониманию социально-психологической адаптации
    • 1. 2. Характеристики социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Неполная семья как фактор, обусловливающий особенности социально-психологической адаптации ребенка
    • 1. 4. Роль отца в формировании личности ребенка
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Методы статистической обработки данных
  • ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ БЕЗ ОТЦА
    • 3. 1. Сравнительные данные показателей социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях с отцом и без отца
    • 3. 2. Взаимосвязь характеристик социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях с отцом и без отца
    • 3. 3. Совместное влияние переменных «семья» и «внутренняя характеристика социально-психологической адаптации» на внешние показатели адаптации
    • 3. 4. Обсуждение результатов
  • ВЫВОДЫ

Особенности социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях без отца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С каждым поколением растет количество людей, предпочитающих воспитывать ребенка, не вступая в брак, увеличивается число разводов [47]. Определенное количество родителей оказываются в одиночестве в результате семейных кризисов или несчастных случаев — болезни или смерти одного из супругов [47- 67- 106]. Несомненным является тот факт, что семья выступает базовым институтом социализации ребенка и играет решающую роль в формировании личности. В семье закладываются основы понимания ребенком окружающего мира, ребенок усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции, формируются привычные формы отношений к другим людям [23]. Взаимное общение ребенка с обоими родителями определяет его эмоциональное здоровье, формирование социально-психологических характеристик.

Большинство авторов относят неполную семью к группе риска, при этом чаще исследования проводятся в семьях без отца, образовавшихся в результате развода. В данных исследованиях подчеркивается негативный характер влияния отсутствия отца на воспитание ребенка. Исследователи делают вывод о том, что дети, воспитывающиеся в семьях без отца, имеют особенности личностного становления, связанные с трудностями полоролевой идентификации, низкойкоммуникативной культурой, повышенным риском приобщения к асоциальному поведению и т. д. [47- 48- 106- 136- 147- 155- 239].

В настоящее время появляются исследования, которые указывают на то, что фактическое наличие или отсутствие отца не оказывает решающего влияния на психологические особенности ребенка и его личность в целом. Более значимым, по мнению этих авторов, является отношение ребенка к родителювозраст, в котором ребенок потерял родителяпол родителя и самого ребенкапричина отсутствия родителя [34- 67- 158- 171- 172- 173- 204- 213].

Таким образом, основные исследования подчеркивают негативное влияние потери одного родителя на психологическое благополучие ребенка, некоторые из них свидетельствуют о том, что ребенок может пережить расставание без особых психологических потерь. До сих пор исследовательский интерес не сосредотачивался на вопросах комплексного изучения социально-психологической адаптации дошкольников, воспитывающихся без отца. В связи с этим проблема исследования особенностей социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях без отца, относится к числу первостепенных в теории и практике психологии развития личности ребенка в условиях нарушения целостности семейной системы.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях без отца.

Объектом исследования выступает социально-психологическая адаптация ребенка.

Предмет исследования — особенности социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца.

Гипотезы исследования заключаются в следующем.

1. Показатели социально-психологической адаптации отличаются у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях без отца и с отцом: дети в семьях без отца проявляют трудности в эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной сфере и полоролевой идентификации.

2. Особенности социально-психологической адаптации различаются у детей, воспитывающихся без отца, в связи с причиной отсутствия родителя, наличием отчима, а также возрастом, в котором ребенок расстался с отцом.

Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи.

1. Выявить различия внутренних и внешних характеристик социально-психологической адаптации у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях без отца и в полных семьях.

2. Проанализировать и сравнить взаимосвязи характеристик социально-психологической адаптации у детей, воспитывающихся в полных семьях, и взаимосвязи между характеристиками социально-психологической адаптации у детей, воспитывающихся без отца.

3. Выявить особенности социально-психологической адаптации у детей, воспитывающихся без отца, которые связаны не только со структурной неполнотой семьи, но также с факторами: причина отсутствия родителяналичие или отсутствие отчимавозраст, в котором ребенок расстался с отцом.

В соответствии с гипотезой, целью, задачами и предметом исследования, в диссертационной работе использовался следующий комплекс методов.

1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме работы.

2. Методы сбора эмпирической информации: анкетирование (анкета для родителей, опросник Т. Ахенбаха), тестовый («Оцени поведение», «Матрицы Равена», «Изучение произвольного поведения»), проективный — метод (методика «Несуществующее животное», CAT, ЦТО, «Исследования половозрастной идентификации Н. JI. Белопольской»).

3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе статистический анализ эмпирических данных (непараметрический критерий U-Манна-Уитни, критерий независимости хи-квадрат, однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ, частный корреляционный анализ), с использованием программы SPSS 18.0.

Теоретической основой исследования является концепция «линий развития» [142- 185]. В работе используются принципы детерминизма [80- 133], развития [10- 40] и системности [41- 84].

В концепции «линий развития» А. Фрейд развитие описывается серией-предсказуемых, взаимосвязанных и постепенно разворачивающихся линий: аффективное развитие, психосексуальное развитие, объектные отношения (образы «матери», «отца», «я»), когнитивное развитие, моральное развитие (развитие Супер-Эго), способность к саморегуляции (развитие Эго), полоро-левая идентификация. Последовательность шагов внешнего развития отражает формирование глубинных психических структур, развитие личностной независимости и механизмов адаптации [142- 185].

Принцип детерминизма в данной работе реализуется при анализе возможных причин как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени формированию особенностей социально-психологической адаптации. Особенности социально-психологической* адаптации ребенка могут быть детерминированы как внешними факторами (социальное окружение, ситуация развода, потеря родителя), так и внутренними (внутренние импульсы, фантазии, тревоги, возраст, пол). Важно отметить, что интересующий нас феномен — социально-психологическая адаптация — является во многом результатом взаимодействия индивида с окружающей средой. В данном исследовании будут учитываться следующие внешние факторы: причина отсутствия отцавозраст ребенка, в котором он расстался с родителемналичие отчима.

Принцип системности, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, учитывался в работе при изучении социально-психологической адаптации как системного г образования. Данный принцип реализовался при рассмотрении особенностей социально-психологической адаптации дошкольников в связи с факторами, их определяющими, в частности, отсутствием отца, полом ребенка, возрастом ребенка.

Принцип развития, рассматривающий закономерное количественное и качественное структурное изменение психических процессов и явлений во времени, учитывается при учете возраста, в котором ребенок расстался с отцом, а также стандартизации выборки детей по возрасту.

Базой исследования выступили ДОУ №№ 12, 25, 21, 22, 41, 60, 88, «Кудесница» г. Санкт-Петербурга, а также ДОУ №№ 102 и 66 г. Воронежа.

Характеристики выборки. В исследовании приняли участие 198 российских семей, имеющих детей (105 девочек и 93 мальчика), из них 140 семей (70,7%) из г. Санкт-Петербурга и 58 (29,3%) из г. Воронежа. Средний возраст детей 6 лет и 3 месяца (+4,9 месяца). Все дети посещали подготовительные группы дошкольных образовательных учреждений. Семьи имели средний и хороший материальный достатокобразование родителей — среднее, среднее специальное и высшее.

Основная выборка была представлена детьми дошкольного возраста, воспитывающимися без отца, с нормативными вариантами психического и физического развития — 66 детей (34 девочки и 32 мальчика).

Контрольная выборка была представлена детьми дошкольного возраста из полных семей с нормативными вариантами психического и физического развития — 132 ребенка (71 девочка и 61 мальчик). Основная и контрольная выборки не отличались по возрасту детей, материальному положению семей и образованию родителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечены исходными теоретическими позициямиизучением и анализом данных предыдущих исследований по теме диссертационной работы и последующим выделением научной проблемыадекватным подбором выборкииспользованием комплекса методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследованияоптимальными условиями проведения обследования и получения первичных результатовприменением необходимых методов статистической обработки данных.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые было проведено исследование особенностей социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся без отца. При этом учитывался возраст, в котором ребенок расстался с отцом, причина отсутствия отца, наличие отчима. Получены данные о различиях как внешних, так и внутренних характеристик социально-психологической адаптации у детей, воспитывающихся без отца, по сравнению с детьми из полных семей. Выявлена специфика социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца, в связи с полом ребенка.

Теоретическая значимость исследования. Новые данные способствуют лучшему теоретическому осмыслению влияния изменений в семейной системе на развитие, социально-психологическую адаптацию и личность ребенка в целом. Полученные результаты расширяют представление о том, какие задачи развития должны быть решены для успешной социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста. Данные исследования вносят значительный вклад в понимание развития личности ребенка в период старшего дошкольного возраста, обогащают теоретические основы психологии развития, в том числе психоаналитическую концепцию «линий развития».

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут составить основу при организации программ психологической помощи детям, воспитывающимся без отца. Результаты могут быть полезными для планирования индивидуальной и групповой работы с такими детьми, в семейном консультировании, психотерапии, построении образовательных программ для педагогов и психологов. Полученные данные могут также использоваться в подготовке и чтении общих и специальных психологических курсов. I.

ВЫВОДЫ.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Характеристики социально-психологической адаптации у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся без отца, отличаются от соответствующих характеристик детей из полных семей: для девочек характерны более высокие значения соматических, социальных, эмоциональных проблем, а также более низкие показатели морального развитиямальчики демонстрируют более высокие значения тревожности/депрессивности, от-страненности/депрессивности, девиантного поведения. Как у девочек, так и у мальчиков, воспитывающихся без отца, выявлены более высокие значения трудностей с вниманием, агрессивного поведения и общего показателя деза-даптивности.

2. У девочек, воспитывающихся без отца, важным для успешной социально-психологической адаптации является решение задач, связанных с установлением триадных отношений мать-отец-ребенока у мальчиков из неполных семей — процесс полоролевой идентификации.

3. Характеристики социально-психологической адаптации у детей, воспитывающихся без отца, связаны с участием^ в их воспитании мужчины (отчима): для детей, в воспитании которых участвует отчим, характерны более высокие показатели морального развития и способности саморегуляции.

4. Характеристики, социально-психологической адаптации (отклонение мышления, девиантное поведение, тревожность, половая идентификация) у детей, воспитывающихся без отца, связаны с возрастом, в котором ребенок потерял родителя.

5. Особенности социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в неполных семьях, связаны с причиной отсутствия отца: дети, которые потеряли отца в результате развода, по сравнению с детьми, отец которых умер, демонстрируют более высокие значения морального развития, а также более высокие значения социальных проблем, у них чаще встречается негативное к отношение отцу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью диссертационного исследования являлось изучение специфики социально-психологической, адаптацию детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся5 в семьях без отца. Для ее реализации нами были проанализированы основные литературные данные по исследованию адаптации, сформулированы основные характеристики социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста. Обобщены представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе исследования, посвященные особенностям личностного развития детей из неполных семей, а также, роли отца в формировании личности ребенка. Анализ показал, что информация в рамках проблемы исследования, особенностей социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях без отца, весьма разнообразна. При этом данные эмпирических исследований часто противоречат друг другу. Согласно одним представлениям^ отсутствие отца негативно влияет на развитие ребенка. В то время как современные эмпирические исследования свидетельствуют о том, что структурнаянеполнота семьи не является решающим1 фактором, приводящим к негативным последствиям вформировании личностных особенностей ребенка. Недостаточно изученными— областями данной проблемы являются роль, отчима в воспитании ребенка, а также взаимосвязь характеристик, социально-психологической адаптации с причиной отсутствия отца и возрастом ребенка, в котором он расстался с отцом. С целью получения подробной информации? по-данной проблеме было проведено эмпирическое исследование. Статистический анализ показал, что внешние и внутренние характеристики социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся без отца, отличаются от соответствующих характеристик детей из полных семей. Важно отметить, что хотя большинство внешних характеристик детей (соматические, социальные проблемы, тревожность/депрессивность, отстраненность/депрессивность, трудности с вниманием, агрессивное и девиантное поведение), воспитывающихся без отца, имеют более высокие значения, они варьируют в пределах нормы или говорят о наличии признака, но не попадают в «группу риска». Было выявлено, что особенности социально-психологической адаптации у детей, воспитывающихся без отца, связаны с участием в их воспитании мужчины (отчима) — возрастом, в котором ребенок потерял родителяпричиной отсутствия отца. Наличие отчима способствует лучшему усвоению моральных норм и развитию произвольного поведения. Наиболее значимым для ребенка является расставание с отцом в период от рождения до 1,5 лет и от 3-х до 7 лет. В рамках данного исследования можно заключить, что развод — наиболее травмирующая причина для детей дошкольного возраста. Полученные данные расширяют представление о том, какие задачи развития должны быть решены для успешной социально-психологической адаптации мальчиков и девочек, воспитывающихся без отца. Результаты способствуют лучшему теоретическому осмыслению влияния изменений семейной структуры на развитие и социально-психологическую адаптацию ребенка. Материалы исследования могут применяться в профессиональной деятельности психологов-консультантов и психотерапевтов для планирования индивидуальной и групповой' работы с детьми, воспитывающимися без отца. Данные диссертационной работы являются полезными в построении образовательных программ для педагогов и психологов. Специалистам в области психологии развития, семейного консультирования, образования целесообразным будет наблюдать и диагностировать не только внешние признаки социально-психологической адаптации, или так называемые симптомы, которые проявляются в поведении ребенка, но также показатели внутреннего мира: глубинные переживания, желания, репрезентации близких взрослых. Необходимо содействовать созданию условий для разрешения конфликтов на определенных линиях развития. Можно предположить, что работа с девочками будет направлена на проработку отношений мать-отец-ребенок, с мальчиками — полоролевой идентификации.

В качестве перспектив дальнейшего изучения данной темы мы предполагаем лонгитюдное исследование взаимосвязи расставания с родителем с показателями социально-психологической адаптации и эмоционального развития детей. Мы планируем включить в выборку детей, воспитывающихся в неполных отцовских семьях. На наш взгляд, фактором, требующим особого внимания, является изучение отношения взрослого, воспитывающего ребенка, к отсутствующему родителю, а также взаимосвязь этого отношения с показателями социально-эмоционального развития и адаптации детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская К. А. Личностные типы мышления / К. А. Абульханова-Славская // Когнитивная психология. М., 1986. -С. 154−172.
  2. Абулъханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  3. С. Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация» / С. Г. Айрапетян. Ереван, 1984. -134 с.
  4. М. К. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» / М. К. Акимова, Т. Н. Алехина, Ж. В. Таратута // Психологическая диагностика. 2004. — № 4. — С. 47−57.
  5. Н. А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга / Н. А. Аладжалова. -М.: Наука, 1979.-214 с.
  6. Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  7. М. Отеческая война / М. Алексеева // Мир новостей № 46 (724). 2007. — 6 ноября. — С. 6.
  8. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.-228 с.
  9. В. А. Психология здоровья / В. А. Ананьев. СПб.: Речь, 2006. — 384 с.
  10. Т. В. Психология семьи: учеб. пособие / Т. В. Андреева. СПб.: Речь, 2007. — 384 с.
  11. П. К. Внутреннее торможение как проблема физиологии / П. К. Анохин. М.: Медгиз, 1958. — 472 с.
  12. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3— 18.
  13. Т. А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т. А. Арканцева, Е. М. Дубровская // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 15−23.
  14. . Дети и семейные конфликты / Б. Артур, М. Кемме. — М.: Просвещение, 1999. 358 с.
  15. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 92−100.
  16. Л. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство / Л. Беллак, С. Беллак. — СПб.: Иматон, 2002. 30 с.
  17. Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: руководство / Н. Л. Белопольская. -М.: Просвещение, 2002. 24 с.
  18. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988 — 270 с.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-414 с.
  20. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвящение, 1868 — 412 с.
  21. И. В. Особенности самосознания личности детей 10−15 лет из полных и неполных семей: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 /И.В. Борисова. М., 1996. — 16 с.
  22. Боулби Дэ! с. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. М.: Академический проект, 2004. — 232 с.
  23. Дж. Стресс. Теории, исследования, мифы / Дж. Брайт. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 352 с.
  24. Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2002. — 528 с.
  25. Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1998. -352 с.
  26. Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период латентности / Дж. Валлерштейн, Дж. Келли // Лабиринты одиночества. — М.: Прогресс, 1989. С. 361−383.
  27. Н. Н. Информационное разнообразие физиологических процессов и его роль в механизмах адаптации и текущего функционального состояния / Н. Н. Василевский // Физиологический журнал. 1994. — Т. 80. — № 6. — С. 7−15.
  28. Н. Л. Детский психоанализ / Н. Л. Васильева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 256 с.
  29. Н. Л. Психоаналитический подход в системе психологического сопровождения развития детей и подростков: автореф. дис.. д-ра. психол. наук: 19.0013 / Н. Л. Васильева. СПб, 2007. — 45 с.
  30. Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 384 с.
  31. А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 160 с.
  32. Д. В. Маленькие дети и" их матери/ Д. В. Винникотт. — М.: «Класс», 1998.-80 с.
  33. Д. Мужчина и стресс / Д. Виткин. — СПб.: Питер, 1996. —123 с.
  34. Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. В. Виттенберг. СПб., 1997. — 16 с.
  35. Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл- Эксмо, 2005. — 1136 с.
  36. В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
  37. И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. А. Георгиева. -Л., 1985.-22 с.
  38. А. Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование) / А. Б. Георгиевский. Л.: Наука, 1989. -189 с.
  39. С. Ю. Словарь психолога-практика / Головин С. Ю. — Мн.: Харвест, 2001. 976 с.
  40. С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб.: Петрополис, 1998. — 272 с.
  41. И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН. — 2001. — № 11. -С. 108−113.
  42. . Жизнь после потери / Б. Дейте. М.: Изд.: торг. дом Гранд, 1999.-304 с.
  43. Л. Г. Социально-психологические аспекты профессиональной адаптации в стрессогенных условиях деятельности / Л. Г. Дикая, Г. Ю. Крылова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая,
  44. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. -С. 483−506.
  45. М. А. Социально-психологическая профессиональная адаптация / М. А. Дмитриева // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. — С. 115−126.
  46. Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 337 с.
  47. А. Н. Диагностика социально-психологической адапти-рованности личности в условиях деятельности и общения / А. Н. Жмыриков. -М., 1989.-15 с.
  48. В. Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов-психологов заочной формы обучения к практической деятельности: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / В. Ф. Жукова. Сургут, 2007. — 226 с.
  49. Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека / Е. К. Завьялова // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб, 2001. — Вып. 40. — С. 55−60.
  50. А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров. Л.: Медицина, ленинградское отделение, 1988.-246 с.
  51. О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — С. 219−232.
  52. Е .И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. Учеб. пособие студ. высш. учебн. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  53. Р. Ю. Память и адаптация / Р. Ю. Ильюченок. -Новосибирск: Наука, 1979. 192 с.
  54. B. К. Шабенникова^ А. Г. Лидерса. М., 2005. — URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10 299.php (дата обращения: 29.10.2008)1
  55. А. В: Оценка психического здоровья в раннем возрасте / А. В. Колмагорова, Е. Р. Слобюдская, — И: А. Киншт // Бюллетень СО РАМН. 2007. — № 3 (125). — С. 46−52.
  56. Кон И. С. Современное отцовство: мифы и проблемы / И. С. Кон // Семья и школа. 2003. — № 4. — С. 19−22.
  57. К. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения / Е. Ю. Коржова^ // Психологические проблемы? самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбЕУ, 1997. е.75−88-
  58. Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб.: Питер, 2005.-940 с.
  59. В. Н. Подходы к общей теории здоровья /
  60. B. Н. Крутько // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 6. — С. 34−40.
  61. П. С. Адаптация как функция развития личности / П. С. Кузнецов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.-75 с.
  62. Л. В. Проблема описания психических состояний / Л. В. Куликов // Психические состояния: хрестоматия. СПб, 2000.1. C. 11−43.
  63. С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. Белгород, 2002. — 200 с.
  64. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лендред. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
  65. А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
  66. Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  67. М. Н. Пространственная организация процессов головного мозга / М. Н. Ливанов. М.: Наука, 1972. — 182 с.
  68. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 226 с.
  69. Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. СПб.: Речь, 2005. — 144 с.
  70. Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать / 3. Марова // Воспитание детей в неполной семье. М.: Прогресс, 1980. — С. 5−68.
  71. А. Мотивация и личность / Маслоу А. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  72. Матейчик 3. Родители и дети / 3. Матейчик. М.: Просвещение, 1992.-320 с.
  73. В. И. Адаптация человека / В. И. Медведев СПб.: ИМЧ РАН, 2003.-584 с.
  74. В. И. Психофизиологический потенциал мозга как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата / В. И. Медведев, Г. М. Зараковский // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 6. — С. 5−15.
  75. Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие / Н. Н. Мельникова. Челябинск, 2004. -57 с.
  76. Mud М. Культура и мир детства / М. Мид. М., Наука, 1988. —429 с.
  77. И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис.. канд. филос. наук/ И. А. Милославова. JL, 1974, — 24 с.
  78. Р. П. Зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития / Р. П. Мильруд // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 114−120.
  79. М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / М. Митрую М., 1995. — 18 с.
  80. Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2001.-228 с.
  81. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. М.: Академия, 1999.-456 с.
  82. В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М., Воронеж: МПО МОДЭК, 1995. — 356 с.
  83. А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. Ереван, 1988. — 264 с.
  84. Нартова-Бочавер С. К. Дети в карусели развода. Психология благополучного развода в семье с детьми / С.К. Нартова-Бочавер, М. И. Несмеянова, Н. В. Малярова, Е. А. Мухортова. М.: Дрофа, 1996. -164 с.
  85. Е. В. Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. В. Никифорова. М., 1998. 195 с.
  86. Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье / Я. Г. Николаева. М.: ВЛАДОС, 2006. — 159 с.
  87. . Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере республики Калмыкия): автореф. дисс.. канд. соц. наук: 22.00.04 / Б. Б. Нусхаева. М., 2007. — 26 с.
  88. М. В. Особенности самосознания личности детей 6−10 лет из полных и неполных семей: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / М. В. Нухова. М., 1996. — 17 с.
  89. Я. Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции Анны Фрейд / Я. Л. Обухов. M.: РМА ПО, 1997. — 26 с.
  90. О положении семей в Российской Федерации / Под ред. С. В. Дармодехина. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2005. — 28 с.
  91. А. Ю. Психофизиологические и психологические особенности адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группахинтеграции: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.02/А. Ю. Пасторова. -СПб, 2006.-24 с.
  92. К. Е. Советы родителям. Руководство для одиноких родителей / К. Е. Пикхарт. М.: РОСМЭН, 1998. — 56 с.
  93. А. Отцовство как фактор развития личности / А. Портнова, Ю. Борисенко // Развитие личности. 2006. — № 2. — С. 70−81.
  94. С. Т. Психология адаптирующейся личности (Субъектный подход): дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / С. Т. Посохова. СПб., 2001.-393 с.
  95. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. — 688 с.
  96. Практическое руководство по применению опросника Т. Ахенбаха / Под общ. редакцией И. В. Кузнецовой, Т. Н. Трефиловой. Проект «Школа здоровья». — М.: МТО-Холдинг, 2001. — 67 с.
  97. А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, H.H. Толстых. СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  98. Л. Отцы и дети после развода / Л. Прокофьева, М. Ф. Валетас // Демоскоп Weekly. 2001. — № 9−10. — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/009/tema01.php (дата обращения: 30.03.2009).
  99. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Наука, 1990. — 264 с.
  100. Психология социальной работы / Под ред. М. А. Гулиной. СПб.: Питер, 2004. — 352 с.
  101. С. Вашему ребенку 2 года: (Поймите вашего ребенка) / С. Райд. М., 1996.- 137 с.
  102. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 468 с.
  103. А. А. К проблеме социальной адаптации личности / А. А. Реан // Вестник СПбГУ. Сер 6. 1995.- Вып. 3. — № 20. — С. 74−79.
  104. А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан,
  105. A. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479 с.
  106. И. Ю. Социальная адаптация: теоретико-методологические основы / И. Ю. Резванова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — Пятигорск, 2009. — № 2.-С. 437−441.
  107. М. Развод родителей и дети / М. Ричарде // Детство идеальное и настоящее. Сб. работ современных западных ученых / Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. — С. 158−178.
  108. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М., 1994. — 478 с.
  109. С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. СПб, 2007. — 365 с.
  110. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. XI ежегодный доклад / Под ред. Н. М. Римашевской. М.: РИЦ ИСЭПН, 2002.- 181 с.
  111. В. С. Поисковая активность и адаптация /
  112. B. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. -М., 1984. 190 с.
  113. С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
  114. Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: дис.. канд. психол. наук: 13.00.01/Т. В. Середа-Л., 1987.-163 с.
  115. В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых /
  116. B. Л. Ситников. Спб.: Химиздат, 2001. — 287 с.
  117. Е. О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) / Е. О. Смирнова, В. С. Собкин, О. Э. Асадулина, А. А. Новаковская // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 18−28.
  118. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт // Аналитический вестник СФ ФС РФ. 2005. — № 25 (277). — 32 с.
  119. С. И. Основные типы механизмов саморегуляции мозга /
  120. C. И. Сороко, С. С. Бекшаев, Ю. А. Сидоров. Л.: Наука, 1990. — 205 с.
  121. А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  122. С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С. И. Степанова. М.: Наука, 1986. — 240 с.
  123. , Д. Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития / Дэниэл Н. Стерн. — СПб: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. 376 с.
  124. Р. Психоаналитические теории развития / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. М., 2006. — 407 с.
  125. Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. СПб., 2001. — 272 с.
  126. Тесты детской апперцепции (CAT, САТ-Н, CATS). Справочное руководство / Пер. с англ.- общ. ред. А. С. Галанов. М., 1997. — 35 с.
  127. В. Я. Семья и формирование личности /
  128. B. Я. Титаренко. -М.: Мысль, 1987. 352 с.
  129. Т. М. Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие / Т. М. Трапезникова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 81 с.
  130. Л. В. Процесс травмы / Л. В. Трубицына. М.: Смысл иЧеРо, 2005.-218 с.
  131. ФигдорГ. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование) / Г. Фигдор. М.: Наука, 1995. -376 с.
  132. А. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: Сб. раб. / А Фрейд, 3. Фрейд. СПб.: В.-Е. Институт Психоанализа, 1995. -483 с.
  133. Э. Искусство любви: исследование природы любви / Э. Фромм. Минск: ТПЦ Полифакт, 1990. — 80 с.
  134. ХартманнХ. Эго-психология и проблема адаптации / Под общ. ред. М. В. Ромашкевича. М., 2002. — 160 с.
  135. JI. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер СПб.: Питер, 2001.-608 с.
  136. В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 271 с.
  137. Г. Ребенок в зеркале развода / Г. Чернавина // Семейная Психология. 2001. — № 16. — С. 34−41.
  138. Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. М., Екатеринбург, 2006. — 768 с.
  139. Н. Е. Социальная адаптация личности: дис.. канд. со-циол. наук: 22.00.04 / Н. Е. Шустова. Саратов, 1999. — 132 с.
  140. А. М. Цветовой тест отношений / А. М. Эткинд // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Наука, 1987.-С. 221−227.
  141. Янъшин 77. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности / П. В. Яныиин. — СПб.: Питер, 2004. — 336 с.
  142. ЯсюковаЛ.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I). Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб: ИМАТОН, 2007. — 207 с.
  143. Abelin Е. L. Some further observations and comments on the earliest role of the father / E. L. Abelin // Int. Journal Psychoanalytic 1975. — № 56. -P. 293−302.
  144. Abelin E. L. The role of the father in the separation individuation process / E. L. Abelin // In Separation — individuation Essays in honor of Margaret
  145. S. Mahler / ed. J. McDevitt and C. Settlage. New York: Int. Univ. Press, 1971. -P. 229−252.
  146. Achenbach T. M. Manual for the Child Behavior Checklist 4−18 and Profile / T. M. Achenbac. Burlington, VT: University of Vermont Department of Psychiatry, 1991. — 1209 p.
  147. Amato P. R. Children of divorce in the 1990s: An update of the Amato and Keith (1991) meta-analysis / P. R. Amato // Journal of Family Psychology. -2001, 15(3).-pp. 355−370.
  148. Amato P. R. Parental divorce and the well-being of children: A metaanalysis / P. R. Amato, B. Keith // Psychological Bulletin. 1991. — № 110(1). -P. 2616.
  149. Amato P. R. Parental divorce, marital conflict, and offspring well-being during early adulthood / P. R. Amato, L. S. Loomis, A. Booth // Social Forces. 1995. — № 73(3). p. 895−915.
  150. BellakL. The Thematic Apperception Test, The Children’s Apperception Test and The Senior Apperception Technique in Clinical Use / L. Bellak, S. S. Bellak. London: Allyn and Bacon, 1955. — 485 p.
  151. Bergmann M. S. Reflections on the psychological and social function of remembering the Holocaust / M. S. Bergmann // Psychological Inc. 1985. -№ 5.-P. 9−20.
  152. Block J. N. Parental functioning and the home environment in families of divorce / J. H. Block, J. Block, & P. F. Gjerde // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 1988. — № 27. — P. 207−213.
  153. Block J. N. The personality of children prior to divorce / J. H. Block, J. Block, & P. F. Gjerde // Child development. 1986. — № 57. — P. 827−840.
  154. Boss P. Ambiguous loss. Learning to live with unresolved grief / P. Boss. London: Harvard University Press, 1999. — 150 p.
  155. Bramlett M. D. Family Structure And Children’s Physical And Mental Health / M. D. Bramlett and S. J. Blumberg // Health Affairs 2007. — Vol. 26. -№ 2. — P. 549−558.
  156. Britton R. The missing link: parental sexuality in the Oedipus complex / R. Britton // The Oedipus complex today. London: Karnac books, 2000. -156 p.
  157. Burlingham, D. The preoedipal infant-father relationship /
  158. D. Burlingham // Psychoanalytic Study Child. 1973. — № 28. — P. 23−47.
  159. Christ, G. H. Impact of parental terminal cancer on latency-age children / G. H. Christ, K. Siegel, B. Freund, D. Langosch, S. Henderson, D. Sperber et al. // American Journal of Orthopsychiatry. 1993. — № 63(3). — P. 417-^25.
  160. Cummings, E. M. Effects of marital conflict on children: Recent advances and emerging themes in process-oriented research / E. M. Cummings & P. T. Davies // Journal of Child Psychology and-Psychiatry. 2002. — № 43(1). -P. 31−63.
  161. Davids M. Fathers in the internal world: from boy to man to father / M. Davids // The importance of fathers. Brunner-Routledge: Hove, 2002. — P. 67−92.
  162. Davies, P. T. Exploring children’s emotional security as a mediator of the link between marital relations and children adjustment / P. T. Davies
  163. E. M. Cummings // Child development. 1998. — № 69(1). — P. 124−139.
  164. Farrington, D. P. The development of offending and antisocial behavior from childhood: Key findings from the Cambridge Study in delinquent development / D. P. Farrington // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. -№ 360(6).-P. 929−964.
  165. Fincham, F. D. Child development and marital relations /
  166. F.D. Fincham // Child Development. 1998. — № 69(2). — P. 543−574.
  167. Fogelman, E. Terapeutic Groups for Children of Holocaust Survivors / E. Fogelman, B. Savran // International Journal of Group Psychotherapy. 1979. -№ 29(2).-P. 211−235.
  168. Fonagy P. Male perpetrators of violence against women: an attachment theory perspective / P. Fonagy // Journal’Applied’Psychoanalytic studies. -1999.-Vol. 1. № 1. — P. 7−27.
  169. Freud A. Normality and Pathology in Childhood 1965: Assessments of Development / A. Freud // The Writings of Anna Freud. New York: International Universities Press, 1965. — Vol. 6. — 273 p.
  170. Freud, S. An outline of psychoanalysis // Freud S. Standard Edition. -London, 1964. Vol. XXIII, 23. — P. 141−207.
  171. Freud, S. Some psychical consequences of the anatomical distinction between the sexes // Freud S. Standard Edition. London, 1925, 19 — P. 243−258.
  172. Furman, R. A. The Father-child relationship / R. A. Furman I I The Course of Life. Vol. Ill: Adulthood and the Aging Process / Eds. S. I. Greenspan and G.H. Pollack. — Madison, CT: International Universities Press, 1991. — P. 221 234.
  173. Greenacre, P. Certain relationships between fetishism and the faulty development of the body image / P. Greenacre // In Emotional growth. New York: Internayional University. Press, 1971. — Vol. 1. — P. 9−30.
  174. Greenacre, P. Early physical determinants in the development of the sense of identity. In Emotional growth / P. Greenacre. New York: Int. Univ. Press, 1971.-Vol. l.-P. 113−127.
  175. Greenacre, P. Special problems of early female sexual* development / P. Greenacre // Psychoanalytic Study Child. 1950. — № 5. — P. 122−138.
  176. Gunsberg, L. A selected critical review of psychological investigations of the father — infant relationship / L. Gunsberg // In Father and child / Ed. S. H. Cath, A. R. Gurwitt, and J. M. Ross. Boston: Little, Brown, 1982. — P. 6582.
  177. Herzog, E. Children in fatherless families. / J. M. Herzog, C. Sudia // In Review of child development research. Vol. 3 / Ed. B. M. Caldwell and H. N. Ricciuti. Chicago: University of Chicago Press. — 1973. — P. 141−232.
  178. Herzog, J. M. On father hunger: The father’s role in the modulation of aggressive drive and fantasy / J. M. Herzog // In Father and child / Ed. S. W. Cath, A. R. Gurwitt, and J. M. Ross. Boston: Little, Brown, 1982. — P. 163−174.
  179. Herzog, J. M. Sleep disturbance and father hunger in 18 to 28 -month — old boys: The Erikonig syndrome / J. M. Herzog // Psychoanalytic Study Child. — 1980. — № 35. — P. 219−233.
  180. Hetherington, E. M. Coping with marital transitions: A family systems perspective / E. M. Hetherington // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1992. — № 57 (2−3). — P. 1−14.
  181. Hetherington, E. M. Long-term effects of divorce and remarriage on the adjustment of children / E. M. Hetherington, M. Cox & R. Cox // Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1985. — № 24 (5). — P. 518−539.
  182. Hetherington, E. M. Marital transitions: A child’s perspective / E. M. Hetherington, M. Stanley-Hagan, and E. R. Anderson // American psychologist. 1989. — № 44. — P. 303−312.
  183. Kelly, J. B. Children’s adjustment in conflicted marriage and divorce: A decade review of research / J. B. Kelly // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2000. — № 39(8). — P. 963−973.
  184. Klein M. Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant / M. Klein // The Writings of Malanie Klein. London: Hogarth, 1975. -Vol. 3.-P. 61−93.
  185. Kohlberg, L. A. A cognitive — developmental analysis of children’s sex role concepts and attitudes / L. A. Kohlberg I I In The development of sex differences. Stanford: Stanford Univ. Press, 1966. — P. 82−175.
  186. Kohlberg, L. A. The philosophy of moral development, moralstages, and the ideal of Justice / L. A. Kohlberg // Essays on moral development: Vol. 1-San Francisco: Harper and Row, 1981. P. 311−372.
  187. Kramer, S. The developmental context of internalized preoedipal object relations: Clinical applications of Mahler’s theory of symbiosis and separation-individuation / S. Kramer, and S. Akhtar // Psychoanalytic Quarterly. 1988. -№ 57. — P. 547−576.
  188. Lamb M. The development and significance of father-child relationships in two-parent families / M. Lamb, C. Lewis // The role of the father in child development. New Jersey: Wiley, 2004. — P. 272−306.
  189. Lamb M. The role of the father: an introduction / M. Lamb, C. Tamis-Lemonda // The role of the father in child development. New Jersey: Wiley, 2004. — 544 p.
  190. Loewald, H. W. Ego and reality / H. W. Loewald // In Papers on psychoanalysis New Haven: Yale Univ. Press, 1980. — P. 3−20.
  191. Loewald, H. W. Instinct theory, object relations, and psychic structure formation / H. W. Loewald // In Papers on psychoanalysis New Haven: Yale Univ. Press, 1978. — P. 207−218.
  192. Loewald, H. W. On motivation and instinct theory / H. W. Loewald // In Papers on psychoanalysis. New Haven: Yale Univ. Press, 1971. — P. 102−137.
  193. Mahler, M. S. On sadness and grief in infancy and childhood: Loss and restoration of the symbiotic love object / M. S. Mahler // Psychoanalytic Study Child. 1961. -№ 16. — P. 332−351.
  194. Mahler, M. S. On symbiotic child psychosis: Genetic, dynamic, and restitutive aspects / M. S. Mahler, and B. J. Gosliner // Psychoanalytic Study Child. 1955. -№ 10.-P. 195−212.
  195. Mahler, M. S. The psychological birth of the human infant / M. S. Mahler- F. Pine- and A. Bergman. New York: Basic Books, 1975. — 308 p.
  196. McBride B. Paternal identity, maternal gatekeeping, and father in-volvment / B. McBride, G. Brown, K. Bost, N. Shin, B. Vaughn, B. Korth // Family Relations 2005. — Vol. 54. — P. 360−372.
  197. Morawetz A. Brief therapy with single-parent families / A. Morawetz, G. Waiker. New York, 1984. — 373 p.
  198. Parke R. D. Fathers / R.D. Parke. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981.-136 p.
  199. Pedersen, F. A. Father participation in infancy / F. A. Pedersen, and K. S, Robson // American Journal Orthopsychiatry. 1969. — № 39. — P. 66−72.
  200. Piaget J. Biology and Knowledge / J. Piaget. Chicago, 1971, XII.- 384 p.
  201. Philips L. Human adaptation and his failures / L.Philips. -N-Y&London, 1968. 294 p.
  202. Pruett, K. D. Children of the father-mothers / K. D. Pruett // In Frontiers of infant psychiatry / ed. J. D. Call, E. Galenson, and R. L. Tyson. New York: Basic Books, 1984. — Vol. 2. — P. 375−380.
  203. Pruett, K, D. Nurturing father. Journey toward the conpleteman. / K. D. Pruett. — New York: Warner, 1987. — P 272−282.
  204. Pruett, K. D. Oedipal configurations in young father-raised children / K. D. Pruett // Psychoanalytic Study Child. 1985. — № 40. — P. 435−456.
  205. Rangell, L. Aggression, Oedipus, and historical perspective / L. Rangell // International Journal Psychoanalytic. 1972. — № 53. — P. 3−11.
  206. Ricks S. S. Father-infant interactions: A review of empirical research / S. S. Ricks // Family Relations. 1985. — № 34. — P. 505−511.
  207. Rosenthal K. M. Fathers without partners. A study of fathers and the family after marital separation / K. M. Rosenthal, H. F. Keshet. New Jersey, Rowman and Littlefield, Totowa. — 1981. — 189 p.
  208. Ross, J. M. Towards fatherhood / J. M. Ross // International Review Psychoanalytic. 1977. — № 4. — P. 327−347.
  209. Spitz R. A. A genetic field theory of ego formation: Its implications for pathology / R. A. Spitz. New York, 1959. 123 p.
  210. Stadelmann S. Parental Separation and Children’s Behavioral/Emotional Problems: The Impact of Parental Representations and. Family Conflict / S. Stadelmann, S. Perren, M. Groeben, K. von Klitzing // Family Process. -2010.-Vol. 49.-№ l.-P. 92−108.
  211. Stoller, R. J. Sex and gender: On the development of masculinity and femininity / R. J. Stoller. New York: Science House, 1968. — 383 p.
  212. Stoller, R. J. Primary femininity / R. J. Stoller // Amer. Psychoanal. Assn. 1976. — № 24: — P. 59−78.
  213. Tirosh, E. Learning disabilities with and without attention-deficit hyperactivity disorder: Parents and teachers perspectives / E. Tirosh, J. Berger, M. Cohen-Ophir, M. Davidovitch & A. Cohen // Journal of Child Neurology. -1998.-№ 13.-P. 270−276.
  214. Trowell J. Setting the scene / J. Trowell, A. Etchegoyen // The importance of fathers. Brunner-Routledge, Hove, 2002. — 256 p.
  215. Wallerstein, J. S. Children of divorce: Preliminary report of 10-years follow-up older children and adolescents / J. S. Wallerstein // Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1985. — № 24. — P. 545−553.
  216. Walleretein, J. S. Children of divorce: The psychological tasks of the child / J. S. Wallerstein, J. B. Kelly // American Journal of Orthopsychiatry. -1985.-№ 53.-P. 230−243.
  217. Wallerstein, J. S. The effects of parental divorce: The adolescent experience / J. S. Wallerstein, J. B. Kelly // The Child in His Family / Ed. E. J. Anthony&C. Koupernik. New York: Willey, 1974. — pp. 479−505.
  218. Wallerstein, J. S. The long-term effects of divorce on children: A review / J. S. Wallerstein // Journal of the American Academy of Child Psychiatry. -1991.-№ 30.-P. 349−360.
  219. Wolfenstein M. The Emergence of Fun Morality / Martha Wolfenstein // Journal of social issues. 1951. — Vol. 7. — P. 15−25.
  220. Yang J. Fathering and children’s sex role orientation in Korea / J. Yang // Adolescence. 2000. — № 35 (140) — P. 731−745.
  221. Yogman, M. W. Observations on the father-infant relationship / M. W. Yogman, // In Father and child / Eds. S. H. Cath, A. Gurwitt, and J. M. Ross. Boston: Little, Brown, 1982. — P. 101−122.
Заполнить форму текущей работой