Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Распространенность и факторы риска нарушения состояния опорно-двигательного аппарата у школьников — жителей крупного промышленного города (на модели г. Волгограда)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение состояния осанки выявило закономерное увеличение с возрастом количества школьников, имеющих нарушения осанки. Достоверных различий показателя в связи с районом проживания нет. Обнаружено, что количество девочек-девушек, не имеющих нарушений осанки достоверно меньше, по сравнению с мальчиками-юношами в обоих районах. Обращает внимание факт приблизительно равномерного распределения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
  • Глава 2. Организация, объем и методы исследования
    • 2. 1. Организация и объем исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Гигиеническая характеристика условий проживания, обучения и воспитания школьников групп наблюдения 35 ЗЛ. Эколого-гигиеническая характеристика условий проживания школьников
    • 3. 2. Гигиеническая характеристика условий и организации обучения и воспитания школьников групп наблюдения
  • Глава 4. Гигиеническая характеристика основных антропометрических и физиометрических параметров учащихся образовательных учреждений Волгограда
    • 4. 1. Гигиеническая оценка антропометрических показателей учащихся групп наблюдения
    • 4. 2. Гигиеническая оценка основных физиометрических показателей школьников групп наблюдения
    • 4. 3. Гигиеническая оценка основных антропометрических показателей школьников групп наблюдения в зависимости от вида учебных учреждений, расположенных в районах с разным экологическим благополучием
  • Глава 5. Состояние опорно-двигательного аппарата школьников, проживающих в Волгограде
    • 5. 1. Состояние осанки школьников Волгограда
    • 5. 2. Состояние позвоночника по анамнестическим данным и жалобам
    • 5. 3. Оценка состояния стопы школьников Волгограда
  • Глава 6. Обсуждение результатов и заключение
  • Выводы

Распространенность и факторы риска нарушения состояния опорно-двигательного аппарата у школьников — жителей крупного промышленного города (на модели г. Волгограда) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является приоритетной социальной задачей общества и государства. За последние десятилетия показатели здоровья этой популяции населения Российской Федерации значительно ухудшились (А.Д.Царегородцев, 1997; А. А. Баранов, 1998;2002; Ю. А. Ямпольская, 1998 и др.). Об этом свидетельствуют как данные официальной статистики (Г.Г.Онищенко, 1999, 2002), так и результаты научных исследований (Г.Н.Сердюковская, 1995; В. Р. Кучма, 1998;2002).

Накоплено большое количество научной информации о факторах, деформирующих здоровье ребенка, в том числе школьного возраста. К числу приоритетных относятся: экологический фактор (загрязнение окружающей среды и природно-климатические условия), фактор внутришкольной среды, группа социально-гигиенических факторов (Г.И.Сидоренко, 1991;1998; В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин, 2000).

Осуществляемая в Российской Федерации реформа образования привела к возникновению различных видов образовательных учреждений (гимназии, лицеи, частные школы и пр.), отличающихся как по условиям организации учебного процесса, так и по степени учебной нагрузки. Известно, что учебная нагрузка, превышающая физиологически детерминированные нормы, является фактором риска развития ряда школьных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Одним из них являются нарушения состояния опорно-двигательного аппарата. По данным ряда авторов нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата занимают 1−3 места в структуре патологии детей (С.А. Валенго, Т. С. Кокарева, 1997; Э. Гринеле, Д. Линдшене, 1999; Г. Г. Онищенко, 2002). А. А. Потапчук и М. Д. Дидур (2001) отмечают, что количество детей с нарушениями осанки за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет от 60 до 80%., в то время как в 1963 году их количество не превышало 26%. Распространенность плоскостопия составляет сегодня по данным различных авторов от 40 до 90% от числа обследованных школьников, что в 3−6 раз больше, чем в начале 60гг. (15%).

В то же время необходимо отметить, что источники информации о состоянии опорно-двигательного аппарата детей вообще, и школьников в частности, — как правило, специальные исследования травматологов-ортопедов. Гигиенические работы, посвященные исследованию причинно-следственных связей между распространенностью патологии данной системы и потенциальными гигиеническими факторами риска практически отсутствуют. Незначительное количество публикаций носит фрагментарный характер, а результаты не дают целостного представления о состоянии опорно-двигательного аппарата современного школьника, об эпидемиологии заболеваний этой системы. Отсутствуют так же данные о возможной связи условий проживания детей в районах с различной степенью антропотехногенного неблагополучия и заболеваемостью позвоночника, суставов и т. п. Все вышесказанное определило актуальность предполагаемого исследования.

Цель исследования: оценка распространенности нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников, проживающих в крупном промышленном городе (в районах с разной антропогенной нагрузкой), обучающихся в образовательных учреждениях различного вида, и разработка профилактических мероприятий, направленных на улучшение его состояния.

Задачи исследования:

1 .Охарактеризовать экологическую ситуацию в Красноармейском (опытный) и Центральном (контрольный) районах г. Волгограда.

2.Изучить и оценить организацию и условия обучения школьников групп наблюдения в образовательных учреждениях, расположенных в опытном и контрольном районах г. Волгограда.

3.Изучить и оценить основные антропометрические и физиометрические показатели школьников групп наблюдения.

4.Изучить и оценить состояние осанки и позвоночника школьников групп наблюдения.

5.Выявить возможные причинно-зависимые связи между условиями проживания, воспитания и обучения школьников групп наблюдения и состоянием опорно-двигательного аппарата учащихся образовательных учреждений различного вида.

6.Разработать профилактические мероприятия, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата школьников г. Волгограда.

Научная новизна работы: впервые осуществлена комплексная физиолого-гигиеническая оценка состояния опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста в связи с условиями проживания, воспитания и образованияразработаны региональные стандарты антропометрических показателей учащихсявыявлены наиболее значимые факторы, определяющие распространенность нарушений осанки и других отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата школьников.

Практическая значимость работы: разработаны и внедрены в практику работы специалистов Госсанэпиднадзора г. Волгограда, педиатрической службы, специалистов кафедр педиатрического и гигиенического профиля Волгоградской медицинской академии стандарты физического развития школьников г. Волгограда (2001). Разработаны профилактические мероприятия, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата школьников, обучающихся в различных районах г. Волгоградарекомендации оформлены в виде информационно-методического письма, утвержденного председателем Комитета по здравоохранению Волгоградской области, и внедрены в работе четырех образовательных учреждений г. Волгограда.

Апробация работы. Результаты работы докладывались на:

— ежегодных научных сессиях BMA, Волгоград, 1998;2001 гг.;

— ежегодных научных конференциях молодых ученых и специалистов.

BMA, Волгоград, 1999;2002гг;

— пятом конгрессе педиатров России, Москва, 1999.

— пятом национальном конгрессе по профилактической медицине и валеологии, С.-Петербург, 1999;

— научной конференции, посвященной 125-летию А. А. Ухтомского,.

Волгоград, 2001;

— шестой региональной конференции молодых исследователей.

Волгоградской области, Волгоград, 2001;

— всероссийской конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков», Москва, 2002.

Положения, выносимые на защиту:

1. Типичный и наиболее распространенный дефект организации обучения школьников в образовательных учреждениях различного вида, расположенных в районах города с различной антропогенной нагрузкой, является несоответствие гигиеническим требованиям школьной мебели.

2.Выявленные различия антропометрических и физиометрических показателей, частоты нарушений осанки и распространенности жалоб на состояние позвоночника у детей не зависят от степени антропогенной нагрузки в районах проживания.

3. Доказано существование значимых взаимосвязей между распространенностью нарушений опорно-двигательного аппарата школьников и факторами внутришкольной среды.

выводы.

Условия обучения школьников во всех образовательных учреждениях, на базе которых проводились исследования, практических идентичны. Организация обучения школьников в инновационных учебных учреждениях характеризуется большими учебными нагрузками (на 2−7 часов в неделю) и более часто встречающимися вариантами нерационально составленного расписания уроков.

2.Выявлены типичные дефекты оснащения и использования образовательными учреждениями школьной мебели (нарушения правил посадки за партой, несоответствие функциональных размеров парт росту детей, отсутствие маркировки школьных столов и т. п.).

3. Антропометрически и физиометрические показатели школьников, проживающих в районах города с различной антропогенной нагрузкой, не имеют достоверных различий.Распространенность нарушений состояния опорно-двигательного аппарата выше у школьников, обучающихся в инновационных образовательных учреждениях.

5. Наибольший прирост нарушений состояния опорно-двигательного аппарата школьников, а также их прогрессирование имеет место с 11−12 лет, что возможно связано как с возрастанием статических нагрузок, так и с изменениями, характерными для пубертатного периода.

6.Показаны половые различия в распространенности нарушений опорно-двигательного аппарата школьников: у девочекдевушек частота нарушений осанки и плоскостопия выше, по сравнению с мальчиками-юношами.

7.Необходим мониторинг нарушений осанки, позвоночника, плоскостопия школьников и внедрение комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

ГЛАВА 6. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

За последние десятилетия показатели здоровья детей и подростков в России значительно ухудшились. Об этом свидетельствуют как данные официальной статистики (Г.Г.Онищенко, 1999, 2002), так и результаты научных исследований (А.А.Баранов, 1998;2002; Г. Н. Сердюковская, 1995; В. Р. Кучма, 1998;2002, А. Д. Царегородцев, 1997; Ю. А. Ямпольская, 1998 и ДР-).

Накоплено большое количество научной информации о факторах, деформирующих здоровье ребенка, в том числе школьного возраста. К числу приоритетных относятся: экологический фактор, фактор внутришкольной среды, группа социально-гигиенических факторов (Г.И.Сидоренко, 1991;1998; В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин, 2000).

Осуществляемая в Российской Федерации реформа образования привела к возникновению различных видов образовательных учреждений, отличающихся как по условиям организации учебного процесса, так и по степени учебной нагрузки. Известно, что учебная нагрузка, превышающая физиологически детерминированные нормы, является фактором риска развития ряда школьных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Одним из них являются нарушения состояния опорно-двигательного аппарата. По данным ряда авторов нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата занимают 1−3 места в структуре патологии детей (С.А. Валенго, Т. С. Кокарева, 1997; Э. Гринеле, Д. Линдшене, 1999; Г. Г. Онищенко, 2002). А. А. Потапчук и М. Д. Дидур (2001) отмечают, что количество детей с нарушениями осанки за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет от 60 до 80%., в то время как в 1963 году их количество не превышало 26%. Распространенность плоскостопия составляет сегодня по данным различных авторов от 40 до 90% от числа обследованных школьников, что в 3−6 раз больше, чем в начале 60гг. (15%).

Источники информации о состоянии опорно-двигательного аппарата детей и подростков весьма ограничены. Незначительное количество публикаций носит фрагментарный характер, а результаты не дают целостного представления о состоянии опорно-двигательного аппарата современного школьника, об эпидемиологии заболеваний этой системы. Отсутствуют так же данные о возможной связи условий проживания детей в районах с различной степенью антропотехногенного неблагополучия и заболеваемостью позвоночника, суставов и т. п. Все вышесказанное определило актуальность выполненного исследования.

Исследование проводилось в условиях эколого-гигиенической среды крупного промышленного центра (г.Волгоград). Наблюдение продолжалось в течение четырех лет (1998;2001гг.) в Красноармейском (район наблюдения) и Центральном (контрольный) районах города. Единица наблюдения — школьники 1−11 классов общеобразовательных учреждений Волгограда, проживающие в двух районах города: район наблюдения К (1411 человек) и контрольном Ц (1218человек). В целом количество обследуемых школьников составляло более 8% от популяции школьников каждого из районов, что отвечает требованиям, предъявляемым к организации эпидемиологических исследований. Исследования проводились в 4 группах образовательных учреждений: ЦМ — массовая школа Центрального районаЦИ — инновационная школа Центрального районаКМ — массовая школа Красноармейского районаКИ — инновационная школа Красноармейского района.

Была дана оценка эколого-гигиенической ситуации в районах проживания школьников групп наблюдения. Климатические характеристики Центрального и Красноармейского районов города Волгограда существенных отличий не имеют, однако особенности рельефа Красноармейского района и наличие большего числа безветренных дней препятствуют интенсивности процессов самоочищения, что ведет к усилению влияния воздействия антропотехногенных факторов окружающей среды на здоровье населения.

Изучение состояния атмосферного воздуха показало, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Красноармейском районе являются промышленные предприятия и автотранспорт, в Центральном районе — автотранспорт. Осуществленная эколого-гигиеническая оценка состояния окружающей природной среды в двух районах г. Волгограда (Красноармейскомнаблюдаемом и Центральномконтрольном) позволяет охарактеризовать эти районы, соответственно, как район экологического неблагополучия и район относительного экологического благополучия. Население, проживающее в Красноармейском районе подвергается воздействию комплекса антропогенных факторов, представляющих собой факторы экологического риска здоровью, приоритетным из которых являются химические токсичные вещества, содержащиеся в атмосферном воздухе.

Гигиеническая оценка организации и условий обучения детей и подростков групп наблюдения проводилась в соответствии с требованиями СП 2.4.2.782−99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». При анализе полученных данных не выявлено специфических для конкретного учебного заведения особенностей. Показаны типичные несоответствия гигиеническим требованиям, характерные как для учебных заведений Центрального, так и Красноармейского районов (напр., школьные участки не ограждены забором или забор нуждается в реконструкцииплощадь озеленения ниже нормируемых величин, спортивные площадки имеют асфальтовое покрытие, полоса зеленых насаждений отсутствует).

В целом организация обучения изучаемых контингентов учащихся соответствует требованиям СП 2.4.2.782−99- однако в инновационных учебных заведениях имеет место превышение недельной учебной нагрузки от 2 до 7 часов в неделю. Кроме того, в ИЦ и в ИК учебный день зачастую начинался с наиболее трудных уроков в средних и старших классах (математика, иностранный язык, история), тогда как легкие уроки ставились вторыми и третьими — на время максимальной умственной работоспособности.

Исходя из задачи изучения состояния опорно-двигательного аппарата школьников, особо важным является оценка используемой школьной мебели. Правильное оснащение образовательных учреждений мебелью имеет важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов (В.Р.Кучма, 1999).

Выявлены типичные дефекты оснащения и использования школьной мебели:

— функциональные размеры мебели не соответствуют величинам, регламентируемым ГОСТ в классах начальной школы в 23,4−31,5% случаев, в средних классах — в 43,2−48,9% случаев и в старших классах — в 67,8−77,1% случаев. Достоверных различий в распространенности несоответствия функциональных размеров мебели росту учащихся в массовых школах и инновационных не отмечено;

— цветовая маркировка школьных столов имела места только в начальных классах МЦ, ИЦ и ИК;

— школьники, сидящие в I и III рядах, меняются местами 1−2 раза в год в начальных классах в ИЦ и ИК.

Анализ распространенности нарушений посадки школьников за школьной мебелью показал, что существуют общие для всех четырех изучаемых образовательных учреждений тенденции, а именно:

— в начальных классах распространенность этих нарушений минимальна, что свидетельствует о том, что педагоги начальных классов уделяют должное внимание как посадке, так и правильному подбору мебели;

— резкое возрастание нарушений посадки школьников за школьной мебелью имело место в средних классах, которое достоверно возрастало к старшим классам;

— наиболее распространенное нарушение — не соблюдение дистанции спинки, дистанции сиденья и высоты стула;

В целом не выявлено достоверных различий в распространенности нарушений посадки за школьной мебелью у учащихся начальных классов массовых и инновационных образовательных учрежденийв старших классах имели место более значимые различия: у учащихся инновационных школ обоих районов имело место несоответствие основных параметров посадки за школьной мебелью гигиеническим требованиям.

Таким образом, изучение и оценка условий проживания, обучения и воспитания школьников групп наблюдения позволили констатировать, что параметры внутришкольной среды и организация обучения в общеобразовательных учреждениях опытного (К) и контрольного (Ц) районов г. Волгограда были практически идентичны, а выявленные дефекты и нарушения были типичными. В то же время в целом обучение в инновационных учебных заведениях характеризуется большими учебными нагрузкамитак же выше распространенность нарушений посадки обучающихся за школьной мебелью.

Была поставлена задача изучить и оценить основные антропометрические показатели и физическое развитие школьников групп наблюдения, а также состояние опорно-двигательного аппарата школьников групп наблюдения.

Обследование детей проводилось по традиционным методикам. Всего обследовано 2045 школьников.

Анализ антропометрических данных (табл. 4.1.1. и 4.1.2.) позволяет констатировать следующее:

— в целом значения антропометрических показателей (масса тела, рост, окружность грудной клетки) мальчиков и девочек, проживающих в Центральном районе были больше, чем у жителей Красноармейского района;

— достоверные различия были выявлены у мальчиков в возрасте 7, 9, 14, 16 лет по показателям роста и в 11 лет по показателю массы тела;

— достоверные различия были выявлены у девочек в возрасте 11, 16, 17 лет по показателям роста и в 11 лет по показателю массы тела. Анализ физиометрических данных (табл. 4.2.1. и 4.2.2.) позволяет констатировать следующее:

— сравнение полученных величин динамометрии с литературными данными выявило, что у первоклассников Волгограда этот показатель колеблется в диапазоне: у мальчиков от 5,9 до 7,9 кг, у девочек от 5,3 до 6,7 кг, что несколько больше, чем у первоклассников г. Самары /5,88−6,25 кг/ (И.И.Березин, 2002), но значительно ниже возрастной нормы, которая по Г. Н. Сердюковской (1995), равна от 7 до 12,5 кг.;

— в целом физиометрические показатели (спирометрия, динамометрия как правой, так и левой руки) мальчиков — юношей и девочек — девушек, проживающих в Центральном районе были больше, чем у учащихся Красноармейского района;

— достоверные различия были выявлены у мальчиков в возрасте 7, 8,10,11 и 12 лет;

— достоверные различия были выявлены у девочек в возрасте 7,11, 12 и 14 лет.

В связи с имеющимися в литературе данными о влиянии факторов внутришкольной среды на физическое развитие детей и подростков было проведено комплексное изучение и сравнительная оценка основных антропометрических показателей физического развития детей и подростков, обучающихся в инновационных образовательных учреждениях, располагающихся в районах с различной степенью экологического благополучия. В данном исследовании выявлено, что антропометрические показатели мальчиков — юношей, обучающихся в гимназии № 1, расположенной в районе относительного экологического благополучия, оказались более высокими в 9, 10 и 17 лет по сравнению с мальчиками тех же возрастных групп, обучающихся в лицеях №№ 1 и 4 Красноармейского района: 9 лет — 135,82 ± 0,96 и 131,44 ± 0,85, соответственно (Р>95%) — 10 лет — 142,55 ± 1,03 и 139,34 ± 1,21, соответственно (Р>95%) — 17 лет — 180,60 ± 1,68 и 175,88 ± 1,44, соответственно (Р>95%). В других возрастных группах также отмечаются большие величины антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) у мальчиков — юношей, обучающихся в гимназии № 1 Центрального района, по сравнению с мальчикамиюношами, обучающимися в лицеях №№ 1 и 4 Красноармейского районаэкологически неблагополучного, однако различия недостоверны (Р<95%).

Антропометрические показатели девочек — девушек, обучающихся в инновационных учебных заведения также различались. У девочекдевушек, обучающихся в гимназии № 1, расположенной в районе экологического благополучия, определены достоверно большие величины роста в 11 лет, чем у девочек — девушек, обучающихся в лицеях №№ 1 и 4, расположенных в Красноармейском районе 147,00 ± 1,13 и 143,60 ±1,17, соответственно (Р>95%). В других возрастных группах отмечается. преобладание антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) у девочек — девушек, обучающихся в гимназии № 1 Центрального района по сравнению с показателями девочек — девушек, обучающихся в лицеях №№ 1 и 4 Красноармейского района, однако различия недостоверны, (Р<95%).

Величины физиометрических показателей у детей и подростков, обучающихся в инновационных учреждениях Центрального района (спирометрия, динамометрия правой и левой руки) оказались большими в сравнении с аналогичными показателями у детей и подростков, обучающихся в инновационных учреждениях Красноармейского района.

Длина конечностей у школьников, проживающих в Центральном и Красноармейском районах практически идентична как у мальчиков-юношей, так и у девочек-девушек. Различий в связи с видом образовательного учреждения, в котором обучаются школьники, не выявлено.

Изучение состояния осанки выявило закономерное увеличение с возрастом количества школьников, имеющих нарушения осанки. Достоверных различий показателя в связи с районом проживания нет. Обнаружено, что количество девочек-девушек, не имеющих нарушений осанки достоверно меньше, по сравнению с мальчиками-юношами в обоих районах. Обращает внимание факт приблизительно равномерного распределения нарушений осанки как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскостях у детей обоих районов и отсутствия каких-либо тенденций. Достоверно большими были выявленные нарушения осанки у мальчиков-первоклассников (сколиотическая осанка и сколиоз) и у мальчиков-пятиклассников (поясничных отдел позвоночника) Красноармейского района. В то же время нарушения в шейном отделе позвоночника достоверно чаще выявлялись у школьников Центрального района. В группах наблюдения девочек-девушек лишь у пятиклассниц Центрального района достоверно больше было выявлено нарушений осанки в поясничном отделе позвоночника.

Осуществленные изучение и оценка состояния осанки школьников, проживающих в районах Волгограда с различной антропогенной нагрузкой и обучающихся в общеобразовательных учреждениях различного вида (массовая школа и инновационные учебные заведения) позволяет сделать предположение, что фактор «экологическая ситуация в районе проживания» практически не влияет на распространенность нарушений осанки у школьников. Выявлено возрастание нарушений осанки с увеличением возраста ребенка, а также в связи с обучением в инновационных учебных заведениях.

Кроме того, выявлена достоверно большая частота нарушений осанки у девочек-девушек по сравнению с мальчиками-юношами, особенно среди школьниц, обучающихся в инновационных образовательных учреждениях. Данный факт, возможно, связан с тем, что девочки-девушки более усидчивы (по хронометражным данным девочки проводят за подготовкой домашнего задания на 1,8 часа больше, по сравнению с мальчиками), а также с физиолого-анатомическими особенностями женского организма, отличающегося меньшей физической выносливостью.

Тенденции изменения распространенности жалоб у школьников обоих районов наблюдения одинаковы: имеет место их рост в увеличением возраста ребенка. Показано также большее количество жалоб у школьников, обучающихся в инновационных учебных заведениях обоих районов. Данный факт, вероятно, также объясняется большими нагрузками в том числе на опорно-двигательный аппарат у детей, обучающихся в гимназии, с необходимостью большее время проводить в вынужденной рабочей позе (за партой, рабочим столом).

Состояние стоп у детей и подростков играет немаловажную роль при определении степени развития опорно-двигательного аппарата и физического развития. В работе выявлено, что количество первоклассников имеющих плоскостопие составило 24,61−26,15% среди мальчиков и 23,74−24,51% среди девочек, к пятому классу количество учеников имеющих данную патологию увеличилось среди мальчиков до 29,11−30,48% и среди девочек до 30,54−30−98%, а к девятому классу эта цифра составила 44,22−44,87% среди юношей и 43,09−44,45 среди девушек. С увеличением «школьного стажа» процент школьников, имеющих плоскостопие, нарастал достоверно во всех группах наблюдения. При этом отмечалось снижение детей с 1-ой степенью плоскостопия и увеличение со И-ой и Ш-ей степенью плоскостопия. Показано, что распространенность плоскостопия среди мальчиков-юношей и девочек-девушек примерно одинаковая, тогда как по данным И. И. Березина (2002) в Самаре у мальчиков случаев плоской и уплощенной стопы на 12% больше. В то же время В. И. Ветков с соавторами (2002) отмечают, что в Омске у девочек плоскостопие и сколиоз встречаются значительно чаще.

Серьезную тревогу вызывает тот факт, что очень часто у детей наблюдается сочетание нарушений осанки, в том числе сколиоза, осанки и плоскостопия. Наличие синдрома плоскостопия и сколиоза свидетельствуют о неблагополучном состоянии соединительно-тканного каркаса ребенка и является одним из признаков дисплазии соединительной ткани (В.И.Ветков с соавт., 2002), которая представляет собой фон для развития ассоциированных с ней заболеваний у детей и подростков.

Осуществленный сравнительный анализ результатов изучения состояния опорно-двигательного аппарата школьников, обучающихся в образовательных учреждениях различного вида (массовая школа и инновационные образовательные учреждения), позволил констатировать более выраженные негативные тенденции среди учащихся инновационных учреждений. Большинство различий было недостоверным. Наиболее резкое ухудшение изучаемых показателей отмечено в 5-м классе (скачок в 12−13 лет), что подтверждает известные данные о наибольшей уязвимости ребенка в преи пубертатном периоде. Выявлен факт более выраженной негативной динамики показателей опорно-двигательного аппарата у школьниц.

Вышеизложенный материал диссертационной работы явился составляющей частью базы данных для разработки стандартов физического развития школьников г. Волгограда. На основании полученных данных было разработано информационно-методическое письмо, регламентирующее мероприятия по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся в образовательных учреждениях г. Волгограда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Экологические факторы и аллергия у детей. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1989. — 22с.
  2. H.A., Кузьменко Л. Г. Антропогенное загрязнение среды и состояние здоровья детей в некоторых регионах России// Экопатология детского возраста/ Под ред. Ярыгина В. Н., Пивоварова Ю. П. Сб. лекций и статей M., 1995. — С. 118−127.
  3. H.A., Радыш И. В., Куцов Г. М. и др. Физиологические особенности женского организма./ М. 1996. — 98 с.
  4. C.B. Экология детства и проблемы сохранения здоровья ребенка в современных условиях. // Экология детского возраста: Сб. лекций и статей. М., 1995. С.32−37.
  5. C.B. Современное состояние экологии детства и возможность устойчивого развития российского общества. //Экологические и гигиенические проблемы педиатрии. Материалы 3 конгресса педиатров России. М., 1998. С.4−6.
  6. C.B., Пивоваров Ю. П. Экология человека. // Москва., 2001. -640 с.
  7. М.В. Репродуктивное здоровье популяции женщин Волгоградско-Волжского региона. Автореф. д.м.н., С-Петербург, 2000 г.
  8. Л.Т., Сердюковская Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях.//Гигиена и санитария. 1995. № 6. — С.22.
  9. Ю.Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков. // Физиология человека. 1995. — Т 21, № 5. -С.68−74.
  10. П.Антропова М. В. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников. // Физиология человека. 1997. — Т.23, № 1. — С.98−102.
  11. A.A. Создание здоровой окружающей среды основа достижения здоровья для всех. — В кн.: Экология и здоровье ребенка. -М., 1995.-С.5−7.
  12. A.A. Состояние здоровья детей в современных социально-экономических и экологических условиях. // Экологические проблемы педиатрии. М., 1997. С.5−15.
  13. A.A. Экология в педиатрической науке и практике. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. НЖ, 1998. С.5−26.
  14. О.М. О качестве медицинского обслуживания школьников г.Ростова-на-Дону //Соц.-гиг. мониторинг здоровья населения. Мат научн.-практ. конф. Рязань, 2001. — С. 115−116.
  15. А.К. Питание населения России в 1989—1993 гг.. //ж. Вопросы питания. 1994. -№ 3. — С.4−8.
  16. E.H., Чибураев В. И. Окружающая среда и здоровье. В кн.: Мат. Первой международной конференции «Мониторинг окружающей среды, оценка и возмещение экономического ущерба, наносимого здоровью населения ее загрязнением». — Пермь, 1994. — С.3−5.
  17. Л.Ф. Особенности гормонального и иммунного статуса у детей школьного возраста при разном уровне состояния здоровья // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления. Мат. конф. М., 1999. — С.113.
  18. Е.А., Афонина Л. И. Высокорослость и ее коррекция у девочек. //Ж. Акушерство и гинекология. 1999. № 6. С.23−26.
  19. Е.А., Долженко И. С. Нарушения репродуктивного здоровья у подростков из районов экологического неблагополучия. // Экологические и гигиенические проблемы педиатрии. Мат. 3 конгресса педиатров России. М., 1998. С.11−12.
  20. В.М., Сетко Н. П., Перепелкин C.B. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья жителей в районе размещения объектов газоперерабатывающей промышленности// Мат.
  21. YII Всерос. Съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001. -С.26−27.
  22. Г. В. Изменение функционального состояния организма учащихся при 4-х летнем дифференцированном обучении. // Здравоохранение РФ. 1994. — № 3. — С.36−39.
  23. Е.Л. Комплексная гигиеническая оценка окружающей среды и управление факторами канцерогенного риска// Автореф. к.м.н., Оренбург, 1998.- С. 22.
  24. К.А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М.: «Медицина», 1979. — 160с.
  25. В.В. Комплексная гигиеническая оценка факторов риска отдаленных последствий антропогенного воздействия// Автореф. диссертации д.м.н. Оренбург. — 2000. — 42 с.
  26. A.B. Физическое развитие и вегетативный статус детей, проживающих в районах с различной степенью загрязнения атмосферного воздуха.// Матер. 5 конгресса педиатров России. Здоровый ребенок. М., 1999. — С.93−94.
  27. Т.П. с соавт. Принципы медико-экологического мониторинга здоровья детей. // Экологические и гигиенические проблемы педиатрии. Мат. 3 конгресса педиатров России. М., 1998. С.12−14.
  28. Ю.Е., Фокеева В. В. Экология и здоровье детей (экотоксикологическое направление). К концепции Республиканской научно-практической программы. // Ж. Материнство и детство. 1992. -№ 12. С.30−35.
  29. Ю.И. Экологически детерминированная патология детского возраста// Российский вестник перинатологии и педиатрии. -1996. -№ 2.-С.5−12.
  30. Ю.Е., Фокеева В. В. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология. М., 1996. 57с.
  31. Ю.Е. Экологически детерминированные нарушения состояния здоровья детей. // Экологические и гигиенические проблемы педиатрии. Мат. 3 конгресса педиатров России. М., 1998. С.13−14.
  32. С.Г. Эпидемиология и факторы формирования врожденных пороков развития пищеварительной и мочевыделительной системы у детей сельского района Волгоградской области// Автореф. к.м.н. Волгоград. — 2000. — 23с.
  33. Г. А. Медико-психологический анализ нарушений социально-психологической адаптации учащихся школ различноготипа. // Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. М., 1994. — С.94−107.
  34. Г. А. Метод экспресс-диагностики состояния нервно-психического здоровья учащихся. // Мат. VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Сб. трудов. М., 1996. — T. II -С.165−167.
  35. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды г. Волгограда в 1999 году// Волгоград. 1999. — 340с.
  36. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Волгоградской области в 2000 году// Волгоград, 2000. 345 с.
  37. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологическом благополучии по Волгоградской области за 2000 г./Волгоград.
  38. Е.Б., Новохатская Э. А., Рубцова Н. Б. // Медицина труда и пром. Экология. 1996. — № 9. — С.23−27.
  39. В.Ф., Ключников С. О. Экология и изучение состояния детей на современном этапе.// Матер. Всерос. Конгресса Экология и здоровье детей основа устойчивого развития общества. — С.Петербург., 1997. -С.34−36.
  40. В.Н. Гигиеническая оценка физических факторов селитебной территории промышленного города и состояние здоровья населения// Автореф. к.м.н., Оренбург. 1999. — 25 с.
  41. A.A. Состояние здоровья детей в районах с различной экологической ситуацией. // Экологические и гигиенические проблемы педиатрии. Мат. 3 конгресса педиатров России. М., 1998. С.21−22.
  42. А.Г., Степанова М. И., Рапопорт И.К и др. Здоровье школьников и реформирование школьного образования// Российский педиатрический журнал, 1999 № 5 — С. 14−18.
  43. Л.А., Гореленкова H.A., Виноградова Д. А. Показатели неспецифической сопротивляемости организма в оценке состояния здоровья детей, проживающих в условиях различной техногенной нагрузки. // Гигиена и санитария. 1995. — № 1. — С.22−25.
  44. Л.М., Сулейманов P.A., Галиев М. А. Гигиеническая характеристика состояния окружающей среды и здоровья населения на территориях с развитой нефтехимимей// Ж. Гигиена и санитария, 1996. -№ 1. -С.37−39.
  45. Г. В. Гигиеническая характеристика и оценка санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений.- автореф.. канд. мед. наук.//Ростов-на-Дону. 1999. -22с.
  46. А. Л. Клинико-эпидемиологическая характеристика врожденных пороков челюстно-лицнвой области на территори Волгограда и Волгоградской области// Автореф. канд. мед. наук. -Волгоград 2000. — 17 с.
  47. .А., Ножкина Н. В., Казанцев B.C., Кузьмин C.B. К методологии изучения зависимости здоровья населения от комплекса гигиенических и других факторов// Ж. Гигиена и санитария 1995. -№ 2 — с.30−32.
  48. A.A., Кувакин В. И. Экология здоровья. Учебное особие. -С.-Петурбург, 1997. -168 с.
  49. Н.В., Кузнецова М. Н., Гуркин Ю. А. Гинекология детей и подростков. Л.: Медицина. 1998. 295 с.
  50. Л.В. и соавт. Значение донозологической диагностики и профилактики вегетативной дисфункции в повышении уровня здоровья детей.// Матер. 5 конгресса педиатров России. М., 1999. — С. 190.
  51. Е.К., Сергеева Н. Л., Кавызина Л. И. Эколого-гигиенические проблемы алюминиевых заводов// Гигиена и санитария. 1993. — № 8. -С.7−10.
  52. H.A. и соавт. Дифференцированный выбор адаптогенов при различных формах вегетативного дисбаланса у детей.// Мат. 5 конгресса педиатров России. М., 1999. — С.206.
  53. Л.М., Писаревич М. Н. Проблемы донозологической ждиагностики, А Мат. Всесоюзной конференции. Л., 1989. — с.252−254.
  54. Н.М., Степанова М. И. Гигиеническая оценка некоторых педагогических технологий и режимов обучения школьников. // Материалы конф. «Гигиена детей и подростков на пороге III тысячелетия». М. — 1999. — С.12−13.
  55. .А. Особенности выявления причин экологически обусловленных заболеваний у детей.// Ж. Гигиена и санитария. 2001. -№ 5 — с.45−49.
  56. E.H., Варфоломеева M.B. Использование психодиагностических методов для оценки и прогнозирования здоровья населения// Ж. Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — 69с.
  57. E.H. Методологические основы оценки состояния здоровья населения при воздействии факторов окружающей среды: Автореф. дис. .д-ра мед наук. М., 1995.
  58. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий// Москва. 2001. — 374с.
  59. Н.И. Воздух промышленного города и заболеваемость детей// Экологическая безопасность городов. Мат. Научно-практич. конф. — С.-Петерб., 2002. — С.59.
  60. Н.И., Герусова Г. П., Вдовин C.B. и др. Репродуктивное здоровье у девушек-подростков в социально-гигиеническом мониторинге.// Гигиена и санитария. 2001. — № 5. -С.74−75.
  61. Т.Ю., Квартовкина Л. К. Эпидемиологические проблемы и факторы риска хронических обструктивных болезней легких у жителейпромышленного города// Мат. 3-ей респ. Конф. «Человек и окружающая среда». Рязань, 1999 г. — С.96.
  62. Т.Ю. Распространенность и течение хронических обструктивных болезней легких у населения крупного промышленного города// Автореф. к.м.н. Волгоград. — 2000. — 23 с.
  63. Л.С. Гигиенические, экологические и социальные аспекты формирования стоматологического здоровья 15−17 летних школьников-жителей различных районов города Волгограда. Дис. канд. наук.// Волгоград. 2002. — 180 с.
  64. З.Д. Гигиеническая характеристика и оценка химического фактора в промышленно-развитом городе (на примере г. Новочеркасска). Дис. Канд.наук.// Ростов-на-Дону. 2000. — 158с.
  65. С.Н. Гигиеническая оценка окружающей среды и состояние здоровья населения для выявления зон экологического неблагополучия на примере г.Новочеркасска// Автореф. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону 1998. — 22 с.
  66. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге (рук. для врачей) Под ред. А. А. Баранов и В.Р.Кучмы// м. 1999. — 227 с.
  67. Методические рекомендации «Изучение показателей здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды», М., 19 985. -27с.
  68. Методические рекомендации «Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды», М., 1996.
  69. Методические указания «Оценка и обоснование приоритетных направлений снижения территориальных затратных рисков в системе санитарно-гигиенического мониторинга и обеспечение социально-гигиенического благополучия населения», М., 1995. 12с.
  70. Методические указания «определение величин нагрузок вредными веществами при комплексном поступлении их в организм в условиях экологического неблагоплучия», М., 1995. 7с.
  71. М.В. Физиолого-гигиеническое обоснование валеологической модели инновационного учебного заведения- дис.. канд. мед. наук.// Волгоград. 2000. — 160с.
  72. О.В. Методический подход к расчету факторов окружающей среды на состояние здоровья населенияА Мат. 3-ей республиканской конференции «Человек и окружающая среда». -Рязань, 2000. С. 93.
  73. П.П., Зайцев В. И., Иванов С. В., Зубицкий Б. Д. Эколого-гигиенические проблемы городов с развитой химической промышленностью. Новосибирск, 1997. — 190 с.
  74. Н.С. Изменения иммунной системы детского населения Новомосковсска в условиях воздействия вредных факторов окружающей среды. // гигиена и санитария. 1994. — № 5. — С. 13−16.
  75. С.Е. Оценка влияния выбросов крупного химического комбината на уровень обращаемости населения по поводу аллергических заболеваний органов дыхания// Мат. 3-ей республиканской конференции «Человек и окружающая среда». -Рязань, 1999. -С.73−75.
  76. С.Е., Крючков Т. П. Опыт адаптации санитарно-экологического мониторинга к условиям работы районного центра санэпиднадзора// Ж. Гиг. и сан. 1994. — № 2. — С. 13−15.
  77. P.C., Генрих K.P. О мерах по совершенствованию медицинской помощи подросткам.// Ж. Гигиена и санитария. 1999. -№ 1. — С.71−72.
  78. Ю2.Рахманин Ю. А., Михайлова Р. И., Ктрьянова Л. Ф., Рыжова И. Н., ЮЗ. Ревич Б. А. Проблемы оценки состояния здоровья городского населения России при воздействии загрязненного атмосферного воздуха. М. — 2000. — с.69−85.
  79. . А. Об особенностях эколого-эпидемиологического изучения специфических экологически обусловленных изменений состояния здоровья человека.// Ж. Гигиена и санитария. 2001.-№ 5. -С.49−53.
  80. .А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. М., 2001. Юб. Римарчук Г. В., Шеер С. А., Маянская И. В. Экология и здоровье ребенка: Сб. под ред. А. А. Баранова. — М., 1995. — С. 100−107.
  81. Е.Г., Дмитриев Д. А. Загрязнение окружающей среды и состояние иммунной системы у детей. //Гигиена и санитария. 1999. -№ 2. — С.24−26.
  82. Е.Г., Дмитриев Д. А. Загрязнение окружающей среды и состояние иммунной системы у детей. // Гигиена и санитария. 1999. -№ 2. — С.24−26.
  83. Ю9.Сабирова З. Ф. Загрязнение окружающей среды в центрах нефтепереработки и нефтехимии как фактор риска здоровья. Автореф. д.м.н. Москва. — 2000 — С. 44.
  84. СП 2.4.2.782−99 «Гигиенические требования к условиям обучения в различных видах современных общеобразовательных школах».
  85. З.Сидоренко Г. И., Кутепов E.H. Проблемы изучения и оценки состояния здоровья населения// Ж. Гиг. И сан. -1994. № 8. — С.33−36.
  86. Г. И., Захарченко М. П., Маймулов В. Г., Кутепов E.H. Проблемы гигиенической диагностики на современном этапе.// Москва 1995.-195 с.
  87. Г. И., Кутепов E.H. Роль социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения // Ж. Гиги. И сан. -1997. № 1. -С.3−6.
  88. Стандарты для оценки физического развития детей и подростков 717 лет) г. Волгограда// Волгоград. 2000. — 78 с.
  89. В.Д. Эколого-гигиенические проблемы формирования здоровья детей крупных промышленных городов// Мат. 3-го Всероссийского конгресса «Экология и здоровье детей основа устойчивого развития общества». — С.-Петерб. — 1997. — С. 104.
  90. А.Г. Научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового населения. // Экологические проблемы педиатрии. М., 1997. С.22−32.
  91. Сухарева JIM., Куинджи H.H. Особенности формирования репродуктивного потенциала у современных школьниц.// Российский педиатрический журнал, 1998. № 1. — С.14−18.
  92. JI.B., Жаркин А. Ф. Факторы риска для формирования репродуктивной системы у девочек.// Гигиена, экология и репродуктивное здоровье подростков. Тез. Докл. Межд. Научн-практич. конференции, С.-Петербург, 2001. С. 11−13.
  93. А.Г. исследование состояния заболеваемости населения в городах с предприятиями металлургии в Челябинской области. // Гигиена и санитария. 1994. — № 3. — С.6−9.
  94. В.Ф. Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия сельских школ республики Калмыкия (на примере целинного района) — дисс. .канд. мед. наук.// Ростов-на-Дону. 2002. — 192с.
  95. А.Н., Эглите М. Э., Иванова И. А. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье и иммунологическую реактивность. // Гигиена и санитария. 1990. — № 8. — С.11−15.
  96. Устьянгцев C. J1., Куликов В. Г. Снижение двигательной активности школьников под влиянием техногенного загрязнения атмосферного воздуха. // Гигиена и санитария. 1999. — № 2. — С.26−28.
  97. И.П. Гигиеническая оценка здоровья детей первых двух лет жизни в крупном промышленном городе// Автореф. к.м.н., Омск. -1999.-20 с.
  98. P.M., Пинегин Б. В., Истамов Х. И. Экологическая иммунология. М., 1995. — С25−21.
  99. А.Д. О некоторых неотложных мерах по охране здоровья детей и подростков.А Матер. Всеросс. Конгресса. Экология и изучение состояния здоровья детей на современном этапе. С.Петерб., 1997.-С.9−10.
  100. Н.Ю. Оценка влияния комплекса социально-гигиенических и медико-биологических факторов на состояние здоровья дошкольников г.Москвы. Автореф. дис. .канд. мед.наук. -М., 2000.-24с.
  101. М.Г., Звяницковский Я. И. Окружающая среда и здоровье населения. Киев, 1988. — 152.
  102. И.В., Гильмиярова Ф. Н., Гергель Н. И. и др. Зависимость заболеваемости населения от специфических промышленных выбросов. // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С.5−9.
  103. Л.А. Эпидемиологические подходы к выявлению экологически зависимой патологии. // Экологические проблемы педиатрии. М., 1997. С.32−41.
  104. Л.А. Окружающая среда и здоровье детей. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. М., 1998. С.101−161.
  105. А.П., Киселев A.B., Алейник С. Н. Медико-экологическая оценка загрязнения почвы г.Кронштадта// Мат. 3-го Всерос. Конгресса «Экология и здоровье детей основа устойчивого развития общества» — С.-Петербург, 1997. -С.138.
  106. Е.И. и соавт. Факторы риска ухудшения здоровья девушек-подростков при профессиональном обучении. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. М., 1998. С.289−300.
  107. Т.JI. Физиолого-гигиеническая оценка влияния обучения в гимназии на организм 13−15 летних подростков, учащихся 8−9 классов.- дисс. .канд. мед. наук.//Волгоград. 1998. — 150с.
  108. ., Ван дер Тен Бош. Физиология полового развития/ Пер. с англ. М.: Педагогика. 1974. — 210 с.
  109. Babasaheb Sonawane// Abstracts/ Public Health Conseqence of Environm. Pollution: Priorities and Sollutions, 1997, Lviv, p. 19−20.
  110. Bjbjvnicova Т., Dibtseva A et. Al.// Sc. Total Environ. 1993. — Vol. 139−140.-P.357−364.
  111. Boddington M., J. Risk management considerations. Chemosphere. -1989, Vol. 18, N1.-6, P.57−67.
  112. Brooks S.M., Gochfeld M., Herzteins S. Environmental medicine. Mosby Co. St. Louise A. Oth. 1995. 780 p.
  113. Environmental patology. Ed. N.K. Mottet. New-York, Oxford, 1985.
  114. Environmental Protection Agency (1996) Proposed Guidelines for Carcinogen Risk Assesment. Federal Register 61 (79): 17 960−18 011.
  115. Dunne M.P., Burnett P., Lawton I. Et all.|| Med. J. Aust. 1990. -Vol.152. -№ll.-P.592−597.
  116. Gavat V., Topader E. The confirmation of a correlation between atmosperic mporbidity// Rev. Med. Chir. Soc. Med. Nat. Lasi 1990. — vol. 94. — N3−4. Pp.533−541.
  117. Gianni-Passeri A., Milidi L., Zamboni C. The surveillance of reproductive health in the work environment// Epidemiol. Prev., Italy. -1996. Vol. 20. p.86−90.
  118. I.C. (1961) A historical review of atmospheriic pollution. In. Air pollution, Geneva, World Health Organization (monograph series, N46), pp. 159−220.
  119. Hattis D., Burmaster D.E. Assesment of variability and umertainty distributions for practical risk analyses// Risk Anal. 1994. -14, № 5/ -C.713−730.
  120. Heimann H. Effects of air pollution on human htalth. In Air pollution, Geneva, World Health Organization (Monograph Series, N 46)/ 1992/ -pp/159−220.
  121. Holland W.W. Effects of air pollution on children// Pediatrics. 1984. -v.53. — N5. Part 2. — p.839−841.
  122. Howarth S.M. The crisis of ecology: A phenomenological perspective // Environ. Values. 1995. -Nl. — P. 17−30.
  123. Kave L., Sescin E.P. Air pollution and human mortality// StaubReinhalt Luft. 1979. Bd.39. -Nil.- P.414−416.
  124. Latishevskaja N.I. Pollution of the residentiae districts of great industrial city the factor of risk of the illnessneuroses//Theses of scientific reports at the International scientific and practical conference. Tel-Aviv, Israel, 1997, p.42−43.
  125. Levy B.S., Kellstrom T., Forget G. Ongoing research in ocupational health and environmental epidemiology in developing countries.// Arch. Environm. Health. 1992. — v.47. — N3 — p.231−235.
  126. Levy P., Yeht M., Neohouse M. Relationship between acute respiratory illness and air pollution levels in an indastrial city// Amer. Rev. Respirat. Disease 1977. — v. l 16. — N2. — p.167−173.
  127. Lutynski R. The role of lead as an environmental pollutant in theperiod of growing ecological consciousness// Prsegl. Lek., Poland, 1996, N53 (4), 371,4.
  128. Lyons T.I., Kenworthy I.R., Newman P.W. Urban structure and air pollution// Atmospheric environment. 1990. — N1. — p.43−48.
  129. Marini-Bettolo G.B. Chemical reactions in the atmosphere and their impact on human health and animal life// Pontif. Acad. Scr. Var. 1985. -N56. — P.607−721.
  130. Medonalds C., Duncan H. Enrickment factors as an indication of air pollution sourse// Anal. Proc. 1980. — v.17. -N9. — p.359−361.
  131. Mishriky A.M., El-Koushy M.A. Pattern of respiratory disease morbidity and mortality in an indastrial city in comparison to other urban and rural areas// 25th Int. Symp. «Remote Sens. And Glob.Environm. Change» Fnn Arbor (Mich). — 1993. — 36 p.
  132. Ono M., Murakami M., Nitta H. Epidemiological studies of air pollution and health effects in areas near roadways heavy traffic in Tokio// Nippon. Koshu. Ei-sei/ Lasshi. 1990/ - vol.37 — 5. — pp.321−332.
  133. Perschagen G.// Am. J. Epidemiol. 1985. — V.122. — P.684−694.
  134. Prieto F. Lung disease and the environment// New Sc. 1996. — v.69. -N990. — P.504−506.
  135. Ridel F.// Allergologie. -1988/ Bd. II. — № 8. — P.319−320.
  136. The world program of action: A new paradigm for population policy/ Sen Gita //Environment. (USA). 1995/ - 37, N1. — p. 10−11.
  137. Teter J.F. Probactyna w zespole policystycznych jeynikom// Gin. Pol., 1983, — T.54.#2. P.69−75.
Заполнить форму текущей работой