Проблемы государственной таможенной политики в сфере национальной безопасности России
См.: Абдурахманов МИ. Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России /Ред. ВЛ. Манилов (общ. ред.) Рос. акад. естеств. наук. Секция геополитики и безопасности. -М.: Друза, 1998. 328 е.- Голубев В. И., Пусько B.C. Национальная безопасность. — М.: ВУ. 1997; Золотарев В. А. Раскрытие парадигмы национальной безопасности России. -М., 1999; Концепция экономической… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Таможенная политика государства: сущность и содержание
- 1. 1. Социально-политические предпосылки выработки государственной таможенной политики
- 1. 2. Сущность современной таможенной политики Российской Федерации
- 1. 3. Субъекты таможенной политики, предметные и нормативные средства ее осуществления
- Глава 2. Роль и место таможенной политики в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
- 2. 1. Основные направления взаимосвязи таможенной политики и системы национальной безопасности России
- 2. 2. Проблемы реализации таможенной политики в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности общества
- 2. 3. Пути повышения эффективности таможенной политики в условиях расширения межгосударственных связей
Проблемы государственной таможенной политики в сфере национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российское государство и общество стоят перед необходимостью решения перспективных и текущих проблем, обусловленных характером геополитических изменений в современном мире и сложными внутренними процессами развития. Поэтому в нынешних условиях политической и социально-экономической обстановки существенное значение имеет научный анализ национальной безопасности в различных сферах деятельности государства и общества.
В новое столетие Россия входит с целым комплексом проблем и задач в сфере развития внешней торговли. В этих условиях приобретает особую актуальность осмысление политических и экономических проблем взаимной торговли между странами в условиях глобализирующегося мира, определение роли и места государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей, поиск баланса между национальными интересами государства внутри страны и на международной арене, выявление потребностей социально-экономического развития и возможностей государства по их удовлетворению.
Несомненно, государство в рыночных условиях играет определяющую роль во внешнеторговой сфере, а интегрированию российской экономики в мировое хозяйство должны способствовать таможенное дело и таможенная политика России. Как свидетельствует мировой опыт, политика, построенная на минимизации роли государства в экономической жизни страны, вряд ли позволит эффективно решить проблемы российской внешней торговли и экономического сотрудничества с другими государствами.
Являясь составной частью внешней политики, таможенная политика служит целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны и остается одним из активных средств обеспечения национальной безопасности.
Для России рубеж тысячелетий характеризуется резким обострением проблем безопасности. С одной стороны, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях, имеются попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации. С другой, — налицо «серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества."1.
Сложность и проблемный характер современной социально-политической и экономической обстановки в России во многом связаны с доступностью внутреннего рынка для иностранных инвесторов и других субъектов экономических отношений, а также с необходимостью поиска сбалансированной роли государства в регулировании внешнеэкономических связей.
Серьезность просчетов, допущенных в первые года существования новой России, повлекла за собой деградацию отечественного производственного потенциала, разрушение отраслей, производящих конечную продукциюконсервацию тяжелой промышленности, ассортиментное обеднение экспорта и импорта товаров, услуг, капиталовусиление финансовой и технологической зависимости России от других стран, иначе говоря — серьезное ослабление экономических основ национальной безопасности страны.
Негативные процессы в экономике породили ряд тяжелейших проблем в политической, правовой и духовной сферах общества.
Поскольку указанные проблемы связаны с состоянием регулирования контактов с другими государствами, задача глубокого исследования таможенной политики, путей ее совершенствования и условий продуктивной.
1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российском Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). реализации в интересах укрепления национальной безопасности выдвигается на передний план.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, обострением всего комплекса проблем обеспечения национальной безопасности, изменением характера угроз, их смещением в экономическую сферу, а в ней — в сферу регулирования внешнеи внутрихозяйственных связей России. Сегодня, как никогда ранее актуальна необходимость выработки новых приоритетов государственной таможенной политики, обеспечивающих повышение национальной мощи страны.
Во-вторых, необходимостью теоретического осмысления значения таможенной политики и стратегии развития таможенной службы в системе обеспечения национальной безопасности России. К сожалению, этот аспект таможенной политики до сих пор не получил должного раскрытия, в том числе в политологических диссертационных исследованиях.
В-третьих, актуальность изучения роли таможенной политики в обеспечении национальной безопасности страны обусловлена намерением России вступить во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и попытками антироссийских сил усугубить ее зависимое положение, сохранить статус «сырьевого придатка» Запада.
Следует учесть, что глобализация, в самом общем смысле этого слова, предполагает общее снижение роли национальных границ и постепенное слияние отдельных национальных рынков в единое мировое рыночное пространство. Наряду с положительными моментами, которые могут сопровождать предстоящее вступление России в ВТО, существует реальная опасность экономической и политической зависимости страны от иностранных государств. Таким образом, вступление России в ВТО представляет собой проблему таможенной политики перспективного характера тесно связанную с задачами обеспечения национальной безопасности России.
В-четвертых, необходимостью совершенствования и активизацией взаимодействия государственной таможенной службы, пограничной службы России, других силовых структур по вопросам обеспечения национальной безопасности на государственной и таможенной границе.
К сожалению, в руководящих документах таможенной, пограничной и других служб не всегда достаточно четко и однозначно определены направления, задачи, формы и механизмы взаимодействия. Недостаточно скоординированы действия таможенников и пограничников по реализации задач пограничной и таможенной политики. Поэтому существует настоятельная потребность в теоретическом обосновании моделей эффективного взаимодействия на государственной и таможенной границе всех субъектов таможенной политики.
В-пятых, недостаточным уровнем теоретического осмысления проблем обеспечения национальной безопасности государства средствами таможенной политики.
Степень научной разработанности. Обращаясь к политологическому анализу проблем таможенной политики во взаимосвязи с обеспечением национальной безопасности государства, необходимо заметить, что комплексное решение этой задачи возможно лишь на базе междисциплинарного исследования с позиций различных гуманитарных дисциплин — философии, политологии, социологии, экономики и других. Автором проанализированы монографии, научные труды и публикации по проблемам национальной безопасности, таможенной политики и таможенного дела, различным аспектам внешнеэкономической деятельности, связанным с перемещением товаров через государственную границу, а также ряд источников по актуальным проблемам организации деятельности государственной таможенной службы. Массив исследованной литературы можно представить по следующим основным направлениям.
К первому направлению относятся исследования отечественных ученых, в которых осмысливаются общефилософские, социально-философские и политические основы национальной безопасности как специфического состояния общества и государства, социального процесса и ее компонентов.1 В них рассматриваются различные аспекты и грани этой сложной проблемы, в частности, дается обоснование одного из ключевых — структурно-функционального подхода к исследованию национальной безопасности государства, раскрываются основы методологии и методики исследований в этой области.
Анализ источников и литературы характеризуемого направления дает основание заключить, что на фоне интересных и плодотворных в политологическом плане идей и положений, развиваемых отечественными и зарубежными авторами, до сих пор недостаточно исследованными остаются такие важные аспекты проблемы национальной безопасности, как выявление и обоснование содержания и специфики взаимного влияния двух неотъемлемых процессов: глобализации и обеспечения суверенитета и национальной безопасности. Не выделяется здесь также и специально не рассматривается значение таможенной политики и таможенной деятельности.
1 См.: Абдурахманов МИ. Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России /Ред. ВЛ. Манилов (общ. ред.) Рос. акад. естеств. наук. Секция геополитики и безопасности. -М.: Друза, 1998. 328 е.- Голубев В. И., Пусько B.C. Национальная безопасность. — М.: ВУ. 1997; Золотарев В. А. Раскрытие парадигмы национальной безопасности России. -М., 1999; Концепция экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). — М., 1994; Концепция национальной безопасности //Российская газета, 10 января 2000 г.- Маслаков В. В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности: концептуальные подходы. Екатеринбург.: Изд-во Урал. гос. с.-х. акад., 1996. 194 е.- Манилов B. J1. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России. Дисс.. докт. полит, наук. -М.:РАГС, 1996; Осипов Г. В. Россия. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. -М., 1997; Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) /Под общей ред. Е. А. Олейникова. — М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“», 1997; Пирумов B.C. Методологические проблемы обеспечения национальной безопасности России. М., 1996. Прохожев A.A. Национальная безопасность проблема теории. -М.: РАГС, 1997; Прохожев A.A., Возженников A.B. Государственное управление и национальная безопасность — М.: РАГС, 1999; Радиков И. В. Военно-политические проблемы обеспечения безопасности Российского государства в переходный период. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1993; Чебан В. В. Безопасность государства, общества, личности. — М.: Изд. центр «АНКИЛ-воин», 1997; Геополитическое положение и военная безопасность России — М.: Фонд «Воин», 1997; Щербаков A.C. Пограничная безопасность России в современных условиях политико-правовой анализ: Дисс.. докт. полит, наук. — М.: РАГС, 1998.
Второе направление составляют труды, в которых анализируется политика как социальный феномен. Это работы отечественных и зарубежных мыслителей, в которых изложены интересные и глубокие идеи, связанные с общими проблемами политики как социального явления, ее соотношениями с другими явлениями, формами ее проявления в сфере социума. Несмотря на то, что проблемы таможенной политики в этих работах не всегда рассматриваются непосредственно, в них содержатся плодотворные идеи и положения, дающие ключ к политологическому осмыслению этих проблем.1.
К третьей группе относятся источники, посвященные анализу истории становления таможенной службы и таможенной политики государств.2.
1 См.: Гаджиев К. С.
Введение
в политическую науку. -М., 1998; Ильин В. В., Панарин Л. С. Философия политики. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994; Общая и прикладная политология. Учебное пособие /Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. — М.: МГСУ, 1997; Панарин A.C. Политология. Учебник МГУ им. Ломоносова. — М.: «Проспект», 2000; Поздняков Э. А. Философия политики. В 2-х т. -М., 1994; Пугачев В. П., Соловьев А. И.
Введение
в политологию. Учебник для вузов. -М.: МГУ, 1997; Радугин A.A. Философия. Курс лекций: Учебное пособие для вузовМ., 1997; Санистебан Л. Основы политической науки. -М., 1995; Серов H.H., Синайский A.C. Международные военно-политические отношения: сущность и основы моделировании. — М.: ГА ВС, 1992; Тураев В. А. Этнополитология. Учебное пособие. — М.: Ладомир, 2001.
2 См.: Блинов Н. М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. -М., 1997; Бутов Я. В. Исторический опыт разработки общего таможенного тарифа России 1891 г. -М.: РТА, 1998; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России (со времени Петра Великого до наших дней). -СПб., 1909; Высоцкий А. Ф. Регионализм в международно-правовом регулировании. -Автореф. дис. докт. эконом. наук — Киев, 1986; Ежуков Е. Л. Становление и развитие пограничной охраны России XVначала XX в. -М., 1991; Кулишер И. М. Очерки по истории таможенной политики. -СПб., 1903; Курц Б. Г. Сочинения Кульбергера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. -Киев, 1915; Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. -М, 1995; Копелева Ю. И. Таможенная война и вопрос о торговом договоре в русско-германских отношениях в 18 801 894 гг. -Горький, 1950; Козинцева Р. И. Очерки внешней торговли и таможенной политики России первой третьи XVIii века. -Л., 1963; Кумыкин П. А. Практика таможенного дела. -М., 1927; Лодыженский К. История русского таможенного тарифаСПб., 1886- Мерзон А. Ц. Таможенные книги XVII века. -М., 1957; Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. -М, 1865- Наговицын А. Г. Валютная политика. — М.: Экзамен, 2000; Попожин И. Справочная книжка для таможенных чиновников. -СПб., 1890- Протопопов A.C., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (16 482 000). -М.: «Аспект-пресс», 2001; Струве П. Б. Торговая политика России. СПб, 1915; Соболев М. Н. Таможенная политика России со второй половины XIX века. -Томск, 1911; Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. -Спб., 1848- Циммерман В. А. О таможнях и промышленности древних народов. -СПб., 1859- Чичерин Б. А. Курс государственной науки. -М., 1898- Чечулин И. Н. Очерк по истории финансов в царствование Екатерины П. Спб., 1827;
Указанные авторы рассматривают общие проблемы, историю возникновения таможенной политики. Приведенные в их трудах факты позволяют судить об изменении ее роли в обеспечении интересов государства, способствуют выявлению тенденций в таможенном деле. Однако целостного представления о таможенной политике они не дают.
Четвертая группа включает научные публикации, отражающие результаты исследования специальных проблем таможенной политики как социального явления, форм ее проявления в сфере социума1. Здесь, прежде всего, заслуживают внимания исследования, в которых осуществлен анализ теории, методологии и практики таможенного дела в условиях перехода экономики России на рыночные отношения. Вместе с тем, в них недостаточно рассматриваются принципиальные политологические проблемы таможенной политики, характер ее многосторонней детерминации в обществе.
Шапошников H.H. Таможенная политика России до и после революции. -M.-J1., 1924; Якобсон В. Л. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи //Древний Восток и мировая культура. — М, 1991.
1 См.: Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998; Аграшенков A.B., Новиков А. Б., Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. -СПб.: СПб филиал РТА, 1998; Агеносов В. В., Ломтев C.B. О таможенной службе и ее модернизации: Отчет о НИР. ГТК. -М.: РТА, 1997; Алехин С. С. «Государство и право: начальный класс». -М:"Юридическая литература", 1996; Бабин Э. П. Основы внешнеэкономической политики. -М: «Экономика», 1997; Блинов Н. М., Городецкий А. Е. Экономическая безопасность и политика реформ: теория, методология и практика таможенного дела /Под ред. Н. М. Блинова. -М.: РИО РТА, 1996; Борисов К. Г. Международное таможенное право. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1997; Гончаров П. К. Проблемы формирования таможенной политики РФ в условиях разделения властей и многопартийности. Отчет о НИР ГТК РФ. -М.: РТА, 1996; Диденко H И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. -СПб.: 1997; Ершов А. Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. -СПб.: СПб филиал РТА, Об-во «Знание», 1999; Жбанов В. А., Бушуев И. А. Внешнеэкономическая стратегия и усиление роли таможенной системы в стабилизации экономики России и ее структурно-технологической перестройке: НИР. ГТК. -М.: РТА, 1998; Лозбенко Л. А. Стратегия ВТО по модернизации таможенной службы мира //В книге: Актуальные проблемы современной таможенной политики России. -М.: РТА, 1996; Основы таможенного дела /Под ред. В. Г. Драганова. -М.: «Экономика», 1998; Павлов К. В. Межрегиональные социально-экономические отношения. -Ижевск: Удмуртский ГУ, 1999; Пресняков В. Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. — М.: РИО РТА, 1997; Проектирование таможенной политики /Н.М. Блинов, В. Н. Иванов, В. Б Кучаренко, А. Г. Пашинский. — М.: Книга и бизнес, 2001.
В пятую группу источников входят труды зарубежных авторов, исследующих этапы становления и развития таможенной политики и таможенной службы в своих странах.1 Изучение зарубежного опыта развития экономических контактов и внешнеторговых связей промышленных развитых стран-членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), членов ГАТТ/ВТО позволяет более эффективно строить и расширять внешнеэкономические связи России со странами Западной Европы и всего развитого мира.
Актуальность, недостаточная разработанность политологических аспектов проблем изучения и формирования государственной таможенной политики во взаимосвязи с вопросами обеспечения национальной безопасности России, их сложность и многоплановость, а также большая практическая значимость в деле реформирования таможенной политики и в целом российского общества обусловили выбор темы, основную цель и задачи исследования.
Объектом исследования является национальная безопасность России как сложное социальное явление, испытывающее системное влияние экономики и политики.
Предмет исследования — проблемы таможенной политики Российской Федерации в сфере национальной безопасности государства и общества.
1 «Business Guide to the Uruguay Roand». International Trade Center Unctad /WTO, Commonwealth Secretariat. 1995. Cohn. Finanzvvissenseh. — Stuttgart, 1889- Der Zoll in Zaulen. -Bonn. 1996—1997; Groom A.J.R. M Light Contemporary International Relation: A Guide to theory. — London-New York, 1994. Knutsen T Histon ol international relation theory. — Manchester, 1992; Lecaillo J. La societc de conflit: les tensions entre Ieconomigue. le social et le politigue. — P., 1979; Rohr Blejer. Custom System in EC Countries. — Berlin, 1998; The Customs Cooperation Council. In brief. — Brussels, 1988; The Finnish Customs today. Scientific-practical Conference. -Helsinki. 1999; Кастро П. Новые тенденции в организации таможенной администрации (Автономия налоговых и таможенных органов: проблемы и опыт). — МВФ, управление по бюджетным вопросам. 1997; Таможенная служба США. Пятилетний план: программа на будущее 1993; Таможня XXI века. Долгосрочная таможенная политика фрахтования. -Директорат таможенной политики ее королевского величества. 1997; Хейес Т. Государство без таможни, что машина без руля. Сорок лет Совету таможенного сотрудничества //Российские вести. 10.02.1992; Уолш Д. Т. Таможенная администрация: стратегия реформМВФ, управление по бюджетным вопросам, 1997.
Цель диссертационного исследования — политологический анализ состояния таможенной политики России как одного из инструментов обеспечения национальной безопасности, выявление и обоснование современных приоритетов, путей повышения ее эффективности в целях реализации национальных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Достижение поставленной цели исследования предопределило необходимость решения следующих научных задач:
1. Осуществить политологический анализ таможенной политики, исследовать состояние и проблемы ее функционирования, определить место в системе национальной безопасности государства.
2. Изучить практику становления и развития современной таможенной политики Российской Федерации во взаимосвязи с результатами реализации потребностей национальной безопасности.
3. Выявить роль и место таможенной политики в обеспечении экономических, политических и других интересов страны.
4. Определить и обосновать приоритетные направления развития таможенной политики современной России в интересах укрепления экономики государства и развития внешнеэкономических связей.
5. Выработать практические рекомендации по формированию таможенной политики Российской Федерации и повышению эффективности деятельности ее субъектов.
Для решения указанных задач существуют объективные возможности, которые обусловлены: наличием научных разработок отечественных ученых по проблемам национальной безопасности и политической деятельности в целом, таможенной политики в частностиопытом реализации государственной таможенной политики в Российской Федерации в различные периоды истории, становления и развития таможенного деланаличием зарубежного опыта и исследований в рамках предметно-объектной областипрактическим опытом современного этапа развития российского государства и государственной таможенной службы.
Методологическую основу исследованиясоставляют общенаучные методы анализа функционирования и развития политики как самостоятельного феномена общественной жизни, а также системы национальной безопасности и ее специфических компонентов, находящихся под влиянием разнообразных угроз и вызовов безопасности государству и обществу, во всем многообразии своих проявлений. Основным в решении научной задачи исследования выступает политологический анализ в единстве методологических принципов, подходов, категорий, идей и положений. В диссертации используются также принципы структурно-функционального, системного, деятельностного, экономического и других подходов.
Эмпирическую базу диссертации составляют: опыт социально-политической трансформации российского обществаанализ современного состояния роли и места таможенной политики в развитии российского государстварезультаты политологических и экономических исследований, проводимых в стране в последние годы по проблемам формирования и реализации таможенной политики.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании и способах решения актуальной научной задачиполитологическом анализе проблем государственной таможенной политики в сфере национальной безопасности, в выявлении путей повышения эффективности государственной таможенной политики в современных условиях межгосударственного сотрудничества, а также в достижении следующих научных результатов:
1) политологическом анализе проблем таможенной политики в Российской Федерации во взаимосвязи с обеспечением национальной безопасности государства;
2) раскрытии характера процессов формирования таможенной политики в условиях современного социально-политического и экономического развития России, расширения масштабов и спектра внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов с позиций структурно-функционального, системного, деятельностного и институционального подходов;
3) определении содержания приоритетов современной таможенной политики государства в условиях реформирования системы государственного управления и выявление перспективных направлений повышения эффективности его внутрии внешнеэкономической деятельности;
4) выделении и обосновании путей совершенствования деятельности органов федеральной таможенной службы по разработке и реализации государственной таможенной политики, а также деятельности ее субъектов в целях формирования эффективных механизмов обеспечения национальной безопасности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторская интерпретация таможенной политики как инструмента обеспечения национальной безопасности и специфического вида государственной деятельности по созданию, организации и обеспечению функционирования системы специализированных органов в сфере перемещения через государственную границу товаров и грузов, основанной на применении политических, правовых, экономических и технических средств и методов воздействия на участников таможенных отношений в целях защиты экономических интересов как внутри страны, так и за рубежом, и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.
2. Характеристика современных проблем государственной таможенной политики, состояния и особенностей деятельности федеральных органов исполнительной власти с точки зрения их влияния на обеспечение национальной безопасности.
3. Результаты политологического анализа и теоретическое обоснование путей повышения эффективности деятельности субъектов государственной таможенной политики по обеспечению безопасного развития общества и государства, реализации национальных интересов России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации теоретические положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы:
— во-первых, в интересах обоснования и практического применения эффективного механизма институционального и функционального воздействия на формирование таможенной политики, отвечающей современным потребностям национальной безопасности российского общества и государства;
— во-вторых, для организации деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Федеральной таможенной службы Российской Федерации и иных субъектов таможенной политики в соответствие с Концепцией национальной безопасности, оптимизации всестороннего взаимодействия правоохранительных структур государствав-третьих, в целях формирования высокой общей, профессиональной и политической культуры всех субъектов формирования и реализации таможенной политики, а также в образовательном процессе в учреждениях высшего профессионального образования и в системе подготовки и переподготовки кадров ФТС России.
Основные идеи и положения диссертации апробированы в выступлениях автора перед преподавательским составом ряда высших образовательных учреждений г. Москвы, профессорско-преподавательским составом общевойсковой Академии Вооруженных сил РФ и других учебных заведений, в ходе проведения методических и учебных занятий, в публикациях объемом — 3 п.л.
Диссертация включает в свою структуру введение, две главы, заключение, приложение, список источников и литературы.
Выводы.
Результаты диссертационного исследования показывают, что угрозы и вызовы экономическим интересам и национальной безопасности Российской Федерации требуют адекватного реагирования со стороны государственных институтов. Это обусловливает необходимость постоянного внимания государства к выработке эффективной таможенной политики, соответствующей потребностям развивающегося российского социума. Для достижения нового качества государственной таможенной политики, которая непосредственно реализуется специализированным институтом государства — Федеральной таможенной службой Российской Федерации и таможенного дела в целом, по мнению автора, необходимо:
1 См.: Таможенное право /Под ред. В. Г. Драганова. — М.: Экономика, 1999. — С.393.
1. Разработать и осуществить комплекс взаимосвязанных и согласованных мероприятий охватывающих, с одной стороны, область законодательного обеспечения национальной безопасности в таможенной сфере, механизмы его реализации и внедрения в деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации, и, с другой стороны, — направленных на совершенствование организационно-деятельностного компонента системы субъектов таможенной политики.
2. Исходя из целей и задач внутренней и внешней политики государства определить приоритеты таможенной политики, предполагающие в качестве базовой теоретико-мировоззренческой установки обеспечение национальной безопасности государства и общества, реализацию национальных интересов России.
3. Достижение целей и задач российского государства во внешнеэкономической деятельности и развитии отечественного производства, расширение и насыщение российского рынка прямо зависит от направленности таможенной политики. Стратегической целью государственной таможенной политики является подъем экономики страны, осуществление независимого, социально ориентированного экономического курса, преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от других государств.
4. Наряду с важнейшими задачами, которые призвана решать государственная таможенная политика, такими как обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с государствами мирасоздание благоприятных условий для международной интеграции российской экономикирасширение рынков сбыта российской продукцииформирование единого экономического пространства с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, в условиях либерализации внешней торговли России, глобализации и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг представляется необходимым: усилить защиту экономических интересов отечественных товаропроизводителей путем адекватных ответов на запретительные барьеры, которые применяются зарубежными торговыми партнерами по отношению к российским товарам;
— создать механизмы, способствующие сокращению экономической зависимости России от иностранных государств в наиболее важных секторах экономики, определяющих национальную безопасность страны.
5. Ключевым условием решения большинства проблем в сфере российской таможенной политики, является совершенствование таможенного законодательства, которое не всегда способствует, а порой и затрудняет не только развитие отечественной экономики, но и сдерживает поток иностранных инвестиций в страну.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
С 90-х годов XX века во многих регионах мира значительно усилилась тенденция к экономической интеграции Новые экономические и в том числе таможенные отношения, складывающиеся в России, стремятся встроиться в международные экономические связи. При этом, интернационализация жизни людей сопровождается интернационализацией экономической преступности и распространением ее типичных закономерностей, тенденций и форм на Россию и другие страны. Более того, преступные группировки активно контролируют важные международные пункты пропуска, внедряют своих сотрудников в правоохранительные органы МВД, ФТС России и другие государственные структуры Характерными чертами криминальной экономики являются производство и сбыт наркотиков, оружия, торговля детьми и женщинами, человеческими органами, экспорт украденных машин, вывоз природных сырьевых ресурсов, контроль международных трубопроводов и т. д. Согласно официальным данным теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5 -10%. то в России — 23% и более.
Указанные тенденции непосредственно влияют на экономическую безопасность страны, другие составляющие национальной безопасности и требуют совершенствования таможенной политики, повышения уровня защищенности личности, общества, государства от различных угроз в условиях нарастающей глобализации и экономической интеграции.
Отсутствие детальной проработки многогранных и многоаспектных вопросов таможенной политики, рассмотрение ее только как «механизма сбора денег в бюджет страны», без учета ее места и роли в системе национальной безопасности привели к тому, что сегодня мы имеем дело с концептуальной слабостью постановки и разрешения основных проблем в сфере таможенного регулирования.
Проведенный в диссертации политологический анализ содержания проблем таможенной политики Российского государства, механизма и ее осуществления, а также результаты авторского поиска путей повышения ее эффективности в условиях современной России позволяют заключить.
1. Таможенную политику необходимо понимать как часть глобальной политической технологии, предполагающей создание оптимальных и безопасных условий для экономического и социального развития российского социума, как части мирового сообщества, не только внутри страны, но и на международной арене. Таможенная политика Российского государства может быть представлена как специфический вид государственной деятельности по созданию, организации и обеспечению функционирования системы специализированных органов (субъектов) в сфере перемещения через государственную границу товаров и грузов путем применения политических, правовых, экономических и технических средств и методов воздействия на участников таможенных отношений в целях защиты экономических интересов как внутри страны, так и за ее пределами, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.
Государство определяет стратегические цели таможенной политики исходя из интересов обеспечения национальной безопасности и реализации национальных интересов, вырабатывает комплекс мероприятий, направленных на ее планомерную реализацию субъектами таможенной политики.
2. Как относительно самостоятельное направление деятельности государства, таможенная политика имеет свои специфические объекты, цели, задачи и направления реализации, а также приоритеты. Среди современных приоритетов таможенной политики государства на первый план выдвигаются такие направления деятельности, которые предоставляют возможности для преодоления проблем в таможенной сфере, связанных с обеспечением национальной безопасности России. Наиболее важными и актуальными среди них, как показывают результаты диссертационного исследования, выступают следующие:
— обеспечение стабильности и устойчивости национальной экономики;
— создание благоприятных условий и законодательное закрепление гарантий для развития предпринимательской активности;
— минимизация влияния факторов, препятствующих законному перемещению товаров и услуг через государственную границу. обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности.
3. При осуществлении государственной политики на любом уровне управления (федеральном, региональном, корпоративном) субъекты политики имеют возможность интегрировать и мобилизовывать все средства и ресурсы для достижения поставленных целей. В то же время, результаты такого рода деятельности во многом зависят от состояния экономики, бюджетного обеспечения, финансовых возможностей государства. Значительный вес в формировании федерального бюджета России имеет фискальная функция таможенной политики. В условиях интеграции в мировую экономику и предстоящего вступления Российской Федерации в ВТО необходима переориентация таможенной политики в пользу развития регулирующей функции, поскольку переход к открытой экономике предполагает отказ от политики крайнего протекционизма. В указанных обстоятельствах на первый план выдвигается задача формирования и осуществления новой модели таможенной политики, основанной на селективном протекционизме.
Вместе с тем, опыт стран, являющихся эталоном современной цивилизованности показывает, что ориентация таможни на правоохранительную деятельность, нацеленную преимущественно на обеспечение полноты поступлений таможенных сборов в бюджет, также обусловливает появление серьезных диспропорций в определении приоритетов и задач, решение которых объективно присуще гармонично развивающейся таможенной службе.
4. Основными путями повышения эффективности таможенной политики, направленными на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе развития государства и общества являются:
— развитие и совершенствование системы таможенных органов как основных субъектов реализации таможенной политики, осуществления таможенной и правоохранительной деятельности на государственной границе и на таможенном пространстве государства в целом;
— осуществление совместной с другими правоохранительными органами борьбы с организованной преступностью на государственной и таможенной границе;
— гармонизация субординационных и координационных связей между субъектами таможенной политики и совершенствование внутренней структуры таможенной службыповышения качества и эффективности таможенного администрирования;
— совершенствование системы отбора, подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов.
5. Решение современных проблем таможенной политики находится в тесной взаимосвязи с решением задач обеспечения национальной безопасности. Исследование содержания взаимодействия субъектов таможенной политики и деятельности в сфере национальной безопасности в рамках предметно-объектной области показало, что эффективным средством преодоления проблем таможенной политики может стать модернизация таможенной службы, осуществляемая в общем контексте реформирования административных институтов государственной власти.
Приоритетными направлениями модернизации государственной таможенной службы России, по нашему мнению, должны быть следующие: совершенствование законодательной и нормативной базы таможенного дела, предполагающей гибкую адаптацию таможенной службы к изменениям в стране и мире, ее системное взаимодействие с другими субъектами таможенной политики, а также укрепление связей с международными организациями по вопросам таможенной деятельности;
— совершенствование системы управления таможенной службой, ее организационно-функциональной, информационно-управленческой сферами, выработка критериев оценки их деятельности, учитывающих государственные приоритеты таможенной политики;
— развитие таможенной службы и ее инфраструктуры с учетом долгосрочных перспектив расширения внешнеэкономической деятельности, сферы таможенного обслуживания и улучшения его качества;
— совершенствование технологии таможенной деятельности, ее режимов и процедур, автоматизации процессов таможенного контроля и оформления;
— совершенствование информационного обеспечения таможенного сопровождения;
— улучшение кадровой работы и профессиональной подготовки работников таможни.
Базовым условием, решения проблем таможенной политики в сфере обеспечения национальной безопасности государства является усиление борьбы с коррупцией в рядах сотрудников и работников Федеральной таможенной службы России.
Принимая во внимание результаты проведенного диссертационного исследования, диссертант счел возможным предложить ряд рекомендаций теоретического и практического характера.
Научно-теоретические рекомендации:
1. На базе анализа, осуществленного в диссертационном исследовании, целесообразно продолжить изучение наиболее актуальных проблем таможенной политики в ряду общих проблем обеспечения национальной безопасности, например:
— выявление роли таможенной политики государства в обеспечении независимости национальной экономики;
— механизмы политической интеграции России в систему современных мирохозяйственных связей;
— исследование опыта зарубежных стран по формированию таможенной политики и ее реализации в условиях участия страны в ВТО;
— изучение влияния таможенной политики на формирование внутреннего рынка России;
— влияние таможенной политики государства на международную кооперацию и специализацию в условиях глобализации;
— методология формирования таможенной стратегии и приоритетов таможенной политики государства в условиях геополитического соперничества;
— исследование таможенной политики как системной политико-экономической технологии и т. д.
К научно-практическим рекомендациям можно отнести следующие:
— осуществить разработку и внедрение новой учебной программы и тематического плана изучения учебной дисциплины «Таможенная политика». Особое внимание, при этом, необходимо уделить изучению социально-политических и политико-экономических основ национальной безопасности, практике взаимодействия институтов государства по ее обеспечению средствами и методами таможенного дела. Предусмотреть включение этой дисциплины в программу курсов переподготовки и повышения квалификации работников таможни;
— рассмотреть вопрос о целесообразности создания специальной комиссии по таможенной политике в Совете Безопасности Российской Федерации, а также в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
— изучить возможности создания при Российской Таможенной Академии научно-исследовательского центра, возложив на него обязанности по анализу проблем национальной безопасности в таможенной сфере, разработке альтернативных вариантов и проектов решения проблем реализации таможенной политикипостроению имитационных моделей, прогнозов и проведению специальных экспериментовкоординации действий структур, связанных с подготовкой, продвижением и исполнением федеральных законов по проблемам таможенной политикиорганизации информационно-пропагандистского обеспечения реализации целевых программ таможенными органами.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. — М., 1993.- 153 с.
- Концепция национальной безопасности: Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 года //Независимое военное обозрение.-№ 1 (174), 14 января 2000 г.
- Концепция экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). М.: Экономическая академия при Минэкономики РФ, 1994. — 117 с.
- Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1993. — 121 с.
- Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» //Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхов ного Совета Российской Федерации.-1993г№ 23.
- Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации». М., 1993. — 115 с.
- Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (13 октября 1995 г. № 157-ФЗ).
- Федеральный закон РФ «О таможенной службе в таможенных органах Российской Федерации» //Российская газета.-1997.-31 июля.
- Федеральный закон РФ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (1998 г.) Сб. законов РФ.-1998г№ 10.
- Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» //Российская газета от 29 июля 1999.
- Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. «О государственном таможенном комитете РСФСР». М., 1991.
- Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1992 г «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 4, ст. 176).
- Постановление Совета Министров Правительства Российской
- Федерации от 24 мая 1993 г. «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 22, ст. 2030).
- Положение о Государственном таможенном комитете Российской Фе дерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 25 октября 1994 г. № 27. Ст. 2855 // Таможенный вестник.~1994г№ 11.
- Федеральная целевая программа развития таможенной службы России на 1996−1997 гг. и на период до 2000 г. М., 1995. — 210 с.
- Федеральная программа развития экспорта. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 123. Отдельный оттиск.
- Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий: региональный аспект //Науч. ред. В. И. Дьяков. -Владивосток.: Дальнаука, 2003. 324 с.
- Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. //Вопросы экономики, 1994, № 12. -С24−43.
- Абдурахманов М.И., Баришполец В. А., Манилов B.JI., Пирумов B.C. Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и определений. М.: Друза, 1998. — 186 с.
- Основы национальной безопасности России / Под ред. B.JI. Манилова. -М.: Друза, 1998.-328 с.
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.:ИВЦ Маркетинг, 1998. — 167 с.
- Аграшенков A.B., Новиков А. Б., Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. СПб.: СПб филиал РТА, 1998.- 156 е.
- Агеносов В. В. Ломтев C.B. О таможенной службе и ее модернизации: Отчет о НИР. ГТК. М.: РТА, 1997. — 154 с.
- Агеев В.В. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- Российской Федерации //Основы таможенного дела. -М., 1995. Вып.5. -57 с.
- Актуальные проблемы современной таможенной политики России. Материалы заседания «круглого стола» 14.12.1995. -М.: РТА, 1996. -169 с.
- Антонов С. Охрана государственной границы и законодательство по борьбе с контрабандой // Контрабанда и борьба с ней. М., 1925. — 157 с.
- Арсентьев М. Экономическая безопасности //Обозреватель. -1998. -№ 5.-С. 40−42.
- Арбатов А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы //Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 4, 5. -С. 21−39.
- Амирян В.А. Военно-политическая обстановка: методология и методика оценки: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М.: ГА ВС, 1992. -36 с.
- Армия и общество. -М.: Прогресс, 1990. 398 с.
- Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. Учебник МГУ им. Ломоносова. -М.: Проспект, 2000. 456 с.
- Андреев С.С. Политика как социальное явление //Социально-политические науки. 1991. — № 4. — С.93−103.
- Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М.: Экономика, 1997.- 178 с
- Барамзин C.B. Управление качеством таможенной деятельности. М.: РТА, 2001.-303 с.
- Баришполец В.А. Приоритетные направления исследований в области геополитики и безопасности. В сб.: Проблемы региональной и глобальной безопасности в конце XX- начале XXI веков. М.: АВИАР, 1993.-298 с.
- Барсегов Ю., Рогинко А. Интересы России на Каспии. // Независимая газета, 27 декабря 1994 г.
- Баталов И. Система национально-государственных интересов России //Президент. Парламент. Правительство. 1998. — № 3. — С. 37−44.
- Баталов Э.Я. Типология политических отношений //Политологические исследования. 1995. — № 2. — С.88−99.
- Бельков O.A. и др. Безопасность России условия и смысл существования власти //Власть. -1998. -№ 5. — С. 46−54.
- Беляев С.А. Расширение НАТО на Восток: второй круг //Открытая политика. -1998. -№ 2. -С. 76−79.
- Беспалько В.Г. Современная таможенная служба и таможенники России (1990−2001 гг.). М.: РТА, 2002. — 243 с.
- Богомилов О. Реформы без экономического развития //Независимая газета, 11 мая 1995 г.
- Бушуев И.А. Исследование проблем законодательства о борьбе с нарушениями таможенных правил и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию. Отчет о НИР /РТА ГТК РФ. -Люберцы, 1998. 154 с.
- Белов Г. А. Политика как общественное явление //Кентавр. -1993. -№ 2. -С.122−132
- Блинов Н.М. и др. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес, 2001.-369 с.
- Блинов Н. М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. -М., 1997. 314 с.
- Борисов К.Г. Международное таможенное право. -М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1997. 259 с.
- Боярский В. На стороже Руси стояти. М.: Граница, 1992. — 198 с.
- Бассети П. Плюрализм в экономике и развитие общества //Мировая экономика и международные отношения. М., 1990. -СЗ1−39.
- Ванин М.В. О мерах по усилению правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации //Таможенный вестник. -1994.-№ 7.-С.З-5.
- Ванин М.В. Интеграция в мировой рынок. Как защитить экономические интересы России. Таможня /информационно-аналитическое обозрение, № 19 (21), 24 октября 2000. — С.4−6.
- Варченко И.Б. Военная политика России в переходный период: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1994. — 21 с.
- Владимиров Ю.И., Павлов A.C. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности РФ. // Безопасность. 1994. — № 3. -С.43−54.
- Волков В.А. Военно-политическая деятельность государства (Философско-политологический анализ): Дис. канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1994.-21 с.
- Валютное регулирование в России: сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля //Под ред. Т. П. Базарова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — 469 с.
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для ВУЗов. //Под ред. Л. Е. Строевского. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.-414 с.
- Венгеров А. Синергетика и политика //Общественные науки и современность. 1993. — № 4. — С. 55−59.
- Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России (со времени Петра Великого до наших дней). СПб., 1909. -259 с.
- Возженников A.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЗАО ЭДАК ПАК, 2000. — 198 с.
- Гаджиев К.С. Политическая философия: формирование и сущность //Вопросы философии. 1995. — № 7. — С.3−26.
- Гамидуллаев С.Н. Обеспечение социально-экономической и экологической безопасности России таможенной службой. -СПб.: СПб филиал РТА, 1997. 17 с.
- Гамидуллаев С.Н. Таможенная политика в развитии национальной экономики. -СПб.: СПб филиал РТА, 1998. 22 с.
- Герасимов A.B. Общественное мнение и военная политика (Политологический анализ). М.: ГА ВС, 1994. — 154 с.
- Гусаков Н. П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Компания Евразийск. регион, 1998. 272 с.
- Голубев В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность. М.: ВУ, 1997. -98 с.
- Гражданское и торговое право капиталистических государств. М.: Междунар. отношения, 1983. — 289 с.
- Гобозов А.И. Введение в философию истории. М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 1993. — 169 с.
- Гончаров П.К. Проблемы формирования таможенной политики РФ в условиях разделения властей и многопартийности. Отчет о НИР. ГТК РФ.-М.:РТА, 1996.- 154 с.
- Горчаков В.В., Свинухов В.Г АТЭС и стратегия таможенного развития. //Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1998. — № 4. -С34−45.
- Диденко H.H. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. -СПб.: 1997. 167 с.
- Дзюбенко П.В. Историческое значение и актуальность учения Д.И.Менделеева о таможенной политике /Материалы менделеевскихчтений, состоявшихся в РТА 18 июля 1998 г./ М.: РТА, 1999. — 212 с.
- Дзюбенко П.В. Таможенная политика России: проблемы теории, методологии и практики /Актуальные проблемы современной таможенной политики России. Материалы заседания «круглого стола» 14.12.1995. М.:РТА, 1996. — 236 с.
- Демидов А.И. Политическая деятельность: философский анализ факторов детерминации. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. -78 с.
- Дырин А.И. Философия и история философии: исторические типы философии. М.: Изд-во МПУ Сигналь, 1998. — 167 с.
- Драганов В.Г. Об организации борьбы с преступностью и правонарушениями //Таможенный вестник. 1994. — № 4−5. -С.7−9.
- Дюмулен И. И. Всемирная Торговая Организация. -М.: РТА, 1997. 54 с.
- Ершов А. Д. Основы управления и организация в таможенном деле. Учебное пособие. СПб.: СПб ИВЭСЭП, СПб филиал РТА, О-во Знание, 1999. — 87 с.
- Ежуков E. JL Становление и развитие пограничной охраны России XV-началаХХв. М, 1991.- 155 с.
- Егоров А.Д. О национальной безопасности и военно-политической стратегии государства //Социологическое исследование. 1994, -№ 3. -С.41−57.
- Жандаров A.M., Петров A.A. Экономическая безопасность России: определения, гипотезы, расчеты. //Безопасность. 1994. — № 3. -С29−41.
- Жуковская В.М., Мучник И. Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1986. 57 с.
- Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). 2-е изд. — М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. — 454 с.
- Ильин В.В., Панарин A.C. Философия политики. М.: Изд-во Моск. Ун та, 1994. -356 с.
- Караганов С. и др. Внешняя политика. Вступая в последний год тысячелетия //Международная жизнь. -1998. -№ 11/12. -С. 3−23.
- Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995. -267 с
- Кисловский Ю.Г. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем. М.: ЮПАПС, 1998. — 246 с
- Крутиков В.Ф. Задачи таможенных органов в свете требований нового законодательства в экономической сфере //Таможенный вестник. -1994. -№ 4−5.-С.5−8.
- Косолапов Р.Н. Явление международных отношений: историческая эволюция объекта анализа //Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 4.-С24−41.
- Ковалев A.A. ГАТТ: современное состояние и перспективы вступления России в ГАТТ/ВТО. Внешнеэкономический бюллетень. — 1997. — № 10. -С.23−41.
- Козинцева Р. И. Очерки внешней торговли и таможенной политики
- России первой третьи XVIII века. Л., 1963. — 298 с.
- Кумыкин П.А. Практика таможенного дела. М., 1927. — 167 с.
- Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб, 1903. -287 с.
- Курц Б.Г. Сочинения Кульбергера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. — 345 с.
- Лозбенко Л.А. Стратегия ВТО по модернизации таможенной службы мира // в книге: Актуальные проблемы современной таможенной политики России.-М.: РТА, 1996. 354 с.
- Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886.- 213 с.
- Ленчук Е. Б. и др. Проблемы технологической безопасности России //Россия и современный мир. -1998. -№ 2. -С. 106−125-
- Лобов О.И. Совет безопасности России и национальные интересы страны /Международная жизнь. 1995. — № 10. -С 17−29.
- Проблемы безопасности и устойчивости социально-политического развития российского общества /Сборник материалов семинара. М.: ИСПИ РАН, 1994. — 78 с.
- Лукович. В. Региональные системы организации пограничного контроля и основные направления ее совершенствования. Дис. .канд. воен.наук. — М.: Академия ФПС РФ, 1999. — 21 с.
- Максимова М. ВТО и интересы России. Экономист, 1998. — № 9-
- Маслаков В.В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности: концептуальные подходы. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. с.-х. акад., 1996. 194 е.-
- Манилов В. Л. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России. Дисс. докт.полит.наук. М: Российская академия государственной службы, 1996.-398 с.
- Манилов В. Л. Угрозы национальной безопасности России
- Военная мысль, 1996. № 1.-СЗ-18.
- Материалы II Всероссийского совещания руководителей таможенных органов, 17 ноября 2000 г. Таможня /информационно-аналитическое обозрение, № 21 (23) 2000. -СЗ-17.
- Митрохин В.И. Концептуальные основы национальной безопасности Росси //Социально-политический журнал. 1995. — № 6. -С15−28.
- Молчановский В. Национальная безопасность. Нация. Национальный интерес. //Независимая газета. 1997. 31 мая.
- Мухамедшин И. Актуальные проблемы правовой защиты научно-технического потенциала России //Хозяйство и право. -1998. -№ 9. -С. 34- 40.
- Международные таможенные отношения. Учебное пособие. -СПб., 2000.-298 с.
- Михайлов Б.В. Советская таможенная политика и законодательство. -М.: ИМО, 1960. 359 с.
- Международное торговое право: расчеты по контрактам. Учебное и практическое пособие //Составитель Т. П. Лазарева. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. — 468 с.
- Михеев Ю.В., Павленко О. М. Таможенный валютный контроль. -М., 1997.- 86 с.
- Мясников О.Г. Субъекты политики //Социально-политический журнал. -1993.-№ 5/6.-С. 26−34-
- Наговицын А.Г. Валютная политика. М.: Экзамен, 2000. — 69 с.
- Назаренко В.М., Назаренко К. С. Транспортное обеспечение внешне экономической деятельности. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 134 с.
- Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. -96 с.
- Николаев А. На переломе. Записки русского генерала. М.:
- Современный писатель, 1998. 187 с.
- Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России: Материалы науч.- практ. конф., 4дек. 1997 г. .
- Рос. ун-т дружбы народов. Экон. фак. гуманит. и соц. наук, 186 с.
- Основы таможенного дела /Под ред. Драганова В. Г. -М.: Экономика, 1998.-298 с.
- Остапенко В.И. Юридический анализ составов преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов //Основы таможенного дела. Учебное пособие. (Вып.5) Правоохранительная деятельность таможенных органов. -М., 1995. 56 с.
- Осипов Г. В. Россия: Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — 124 с.
- Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность). / Под общей ред. Олейникова Е. А. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1997. — 289 с.
- Панарин A.C. Философия политики. М.: Наука, 1994. — 314 с.
- Панарин А. С. Политология. Учебник МГУ им. Ломоносова. М.: Проспект, 2000. — 475 с.
- Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Юрист, 1999. — 134 с.
- Пограничная политика Российской Федерации. М.: Граница, 1998.-286 с.
- Пресняков В.Ю. Проблемы совершенствования таможенного законодательства и таможенной политики Российской Федерации. -М.:РТА, 1998.- 84 с.
- Политическое время и политическое пространство //Социально-политический журнал. 1993. — № 3. — С.27−40-
- Померанц Г. С. Иррациональное в политике //Вопросы философии. 1992. -№ 4. -С. 16−21-
- Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. Монография. М.: РИО РТА, 1997. — 198 с.
- Протопопов A.C., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648−2000). -М.: Аспект-пресс, 2001. 386 с.
- Проблемы сохранения научного и научно-технического потенциала России, обеспечения технологической безопасности страны. Аналитический вестник № 1 (46). М.: Аппарат Совета Федерации, 1997. — 34 с.
- Пирумов B.C. Методологические проблемы обеспечения национальной безопасности России. М., 1996. — 46 с.
- Прохожев А. А. Национальная безопасность: проблема теории. М.: РАГС, 1997.-298 с.
- Прохожев А. А., Возженников А. В. Государственное управление и национальная безопасность. М.: РАГС, 1999. — 314 с.
- Прохожев A.A. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов //Безопасность, 1995, № 9(29). -С. 14−28.
- Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. Учебник. -М.: Интел-Синтез, Дип. Академия МИД РФ, 1998. 164 с.
- Родачин В.М. Значение обновленной государственной идеологии для возрождения России и укрепления национальной безопасности //Реалисты. 1995. -№ 3.-С. 16−19.
- Россия на рубеже веков. Материалы международной конференции (14−15 октября 2000 г.). М., 2000. — 464 с.
- Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М.: Юрид. лит. 1993. — 376 с.
- Сабельников Л.В. Россия на пути к Всемирной торговой организации. //Внешнеэкономический бюллетень. 1998. — № 1. -С. 1526.
- Санистебан Л. Политическое действие //Диалог. 1993. — № 7. -С.30−36.
- Сандронский К.К. Таможенное право. Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та, 1974. — 256 с.
- Соколов Б. И. Типология политико-экономических отношений. -М., 1994.-78 с.
- Соболев М.Н. Таможенная Политика России со второй половины XIX века. Томск, 1911.- 198 с.
- Серов H.H., Синайский A.C. Международные военно-политические отношения: сущность и основы моделирования. М.: ГА ВС, 1992.- 154 с.
- Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. // Вопросы экономики. 1995. — № 1. -С34−41.
- Семененко И. Группы интересов в Европейском союзе: региональный аспект //Мировая экономика и международные отношения. -1998. -№ 4. -С. 26−34-
- Сухов Е.К. Пограничная стража и контрабанда в России в начале XX в. //Вопросы истории. -1991.- № 7,8. -С54−78.
- Таможенно-тарифная политика в научном наследии Д. И. Менделеева и современность. Материалы менделеевских чтений, состоявшихся в РТА 18 июля 1998 года. М.: РТА, 1999. — 178 с.
- Таможенное право России. Учебное пособие. М.: СПАРК, 1995. -287 с.
- Таможенные расследования: Методические указания /Под ред. Г. Н. Чмеля и В. К. Скринника. М.: Изд-во Института повышения квалификации ГУГТКСССР, 1990. — 216 с.
- Тымко А.И. Перспективы охраны новых участков государственной границы Российской Федерации: Дис.. канд. воен. наук. -М., 1994. 21 с.
- Фоминский И. П. Основы внешнеэкономических знаний. М.: МО, 1994.- 124 с.
- Федоров Ю. Экономические «группы интересов» и внешняя политика России //Международная жизнь. -1998. -№ 9. -С. 3−12.
- Филаточев И.В. Концепции открытой экономики: интернационализация и макроэкономическая политика государства. -М.: Инфра-М, 1998. 86 с.
- Фомичев В.И. Международная торговля. М.: Инфра-М, 1998. -181 с.
- Харичкин И. Политическая элита: Измерение безопасностью //Президент. Парламент. Правительство. 1998. — № 2(8). — С. 14−19.
- Циммерман В.А. О таможнях и промышленности древних народов. СПб. 1859. — 296 с.
- Цигичко В.Н. Геостратегические аспекты концепциинациональной безопасности России //Военная мысль. 1996. — № 5. -С.21−29.
- Чечулин И.Н. Очерк по истории финансов в царствование Екатерины II. -Спб., 1827. 185 с.
- Чернышев В.В. Внешнеэкономическая политика России в переходный период (вопросы формирования, направления, реализации): уч. метод, пособие М.: РИО РТА, 1998. — 78с.
- Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. -M.-JI., 1924. 267 с.
- Щипков В.А. Приграничное пространство России: в чем причины конфликтов? //Вестник границы России. 1997. — № 6. -С 17−26.
- Der Zoll in Zaulen. Bonn. 1996−1997-
- Groom A.J.R. M. Light. Contemporary International Relation: A Guide to theory. London-New York, 1994-
- Knutsen T. History of international relation theory. Manchester, 1992
- Rohr Blejer. Custom System in EC Countries. Berlin, 1998-
- The Customs Co-operation Council. In brief. Brussels, 1988-
- The Finnish Customs today. Scientific-practical Conference. -Helsinki, 1999-
- Официальный журнал Европейского экономического Сообщества. -Люксембург.: Издательство ЕЭС от 3.03, 29.09. 1985- 23.12,30.06.1988- 1.06.1989-
- Lecaillo J. La societe de conflit: les tensions entre leconomigue, le social et le politigue.-P., 1979.
- Таможня XXI века. Долгосрочная таможенная политика фрахтования. -Директорат таможенной политики ее королевского величества, 1997.
- Хейес Т. Государство без таможни, что машина без руля. Сорок лет Совету таможенного сотрудничества //Российские вести. 10.02.1992.
- Уолш Д.Т. Таможенная администрация: стратегия реформ. -МВФ, управление по бюджетным вопросам, 1997. 54 с.