Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы государственной таможенной политики в сфере национальной безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Абдурахманов МИ. Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России /Ред. ВЛ. Манилов (общ. ред.) Рос. акад. естеств. наук. Секция геополитики и безопасности. -М.: Друза, 1998. 328 е.- Голубев В. И., Пусько B.C. Национальная безопасность. — М.: ВУ. 1997; Золотарев В. А. Раскрытие парадигмы национальной безопасности России. -М., 1999; Концепция экономической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Таможенная политика государства: сущность и содержание
    • 1. 1. Социально-политические предпосылки выработки государственной таможенной политики
    • 1. 2. Сущность современной таможенной политики Российской Федерации
    • 1. 3. Субъекты таможенной политики, предметные и нормативные средства ее осуществления
  • Глава 2. Роль и место таможенной политики в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
    • 2. 1. Основные направления взаимосвязи таможенной политики и системы национальной безопасности России
    • 2. 2. Проблемы реализации таможенной политики в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности общества
    • 2. 3. Пути повышения эффективности таможенной политики в условиях расширения межгосударственных связей

Проблемы государственной таможенной политики в сфере национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российское государство и общество стоят перед необходимостью решения перспективных и текущих проблем, обусловленных характером геополитических изменений в современном мире и сложными внутренними процессами развития. Поэтому в нынешних условиях политической и социально-экономической обстановки существенное значение имеет научный анализ национальной безопасности в различных сферах деятельности государства и общества.

В новое столетие Россия входит с целым комплексом проблем и задач в сфере развития внешней торговли. В этих условиях приобретает особую актуальность осмысление политических и экономических проблем взаимной торговли между странами в условиях глобализирующегося мира, определение роли и места государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей, поиск баланса между национальными интересами государства внутри страны и на международной арене, выявление потребностей социально-экономического развития и возможностей государства по их удовлетворению.

Несомненно, государство в рыночных условиях играет определяющую роль во внешнеторговой сфере, а интегрированию российской экономики в мировое хозяйство должны способствовать таможенное дело и таможенная политика России. Как свидетельствует мировой опыт, политика, построенная на минимизации роли государства в экономической жизни страны, вряд ли позволит эффективно решить проблемы российской внешней торговли и экономического сотрудничества с другими государствами.

Являясь составной частью внешней политики, таможенная политика служит целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны и остается одним из активных средств обеспечения национальной безопасности.

Для России рубеж тысячелетий характеризуется резким обострением проблем безопасности. С одной стороны, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях, имеются попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации. С другой, — налицо «серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества."1.

Сложность и проблемный характер современной социально-политической и экономической обстановки в России во многом связаны с доступностью внутреннего рынка для иностранных инвесторов и других субъектов экономических отношений, а также с необходимостью поиска сбалансированной роли государства в регулировании внешнеэкономических связей.

Серьезность просчетов, допущенных в первые года существования новой России, повлекла за собой деградацию отечественного производственного потенциала, разрушение отраслей, производящих конечную продукциюконсервацию тяжелой промышленности, ассортиментное обеднение экспорта и импорта товаров, услуг, капиталовусиление финансовой и технологической зависимости России от других стран, иначе говоря — серьезное ослабление экономических основ национальной безопасности страны.

Негативные процессы в экономике породили ряд тяжелейших проблем в политической, правовой и духовной сферах общества.

Поскольку указанные проблемы связаны с состоянием регулирования контактов с другими государствами, задача глубокого исследования таможенной политики, путей ее совершенствования и условий продуктивной.

1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российском Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). реализации в интересах укрепления национальной безопасности выдвигается на передний план.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, обострением всего комплекса проблем обеспечения национальной безопасности, изменением характера угроз, их смещением в экономическую сферу, а в ней — в сферу регулирования внешнеи внутрихозяйственных связей России. Сегодня, как никогда ранее актуальна необходимость выработки новых приоритетов государственной таможенной политики, обеспечивающих повышение национальной мощи страны.

Во-вторых, необходимостью теоретического осмысления значения таможенной политики и стратегии развития таможенной службы в системе обеспечения национальной безопасности России. К сожалению, этот аспект таможенной политики до сих пор не получил должного раскрытия, в том числе в политологических диссертационных исследованиях.

В-третьих, актуальность изучения роли таможенной политики в обеспечении национальной безопасности страны обусловлена намерением России вступить во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и попытками антироссийских сил усугубить ее зависимое положение, сохранить статус «сырьевого придатка» Запада.

Следует учесть, что глобализация, в самом общем смысле этого слова, предполагает общее снижение роли национальных границ и постепенное слияние отдельных национальных рынков в единое мировое рыночное пространство. Наряду с положительными моментами, которые могут сопровождать предстоящее вступление России в ВТО, существует реальная опасность экономической и политической зависимости страны от иностранных государств. Таким образом, вступление России в ВТО представляет собой проблему таможенной политики перспективного характера тесно связанную с задачами обеспечения национальной безопасности России.

В-четвертых, необходимостью совершенствования и активизацией взаимодействия государственной таможенной службы, пограничной службы России, других силовых структур по вопросам обеспечения национальной безопасности на государственной и таможенной границе.

К сожалению, в руководящих документах таможенной, пограничной и других служб не всегда достаточно четко и однозначно определены направления, задачи, формы и механизмы взаимодействия. Недостаточно скоординированы действия таможенников и пограничников по реализации задач пограничной и таможенной политики. Поэтому существует настоятельная потребность в теоретическом обосновании моделей эффективного взаимодействия на государственной и таможенной границе всех субъектов таможенной политики.

В-пятых, недостаточным уровнем теоретического осмысления проблем обеспечения национальной безопасности государства средствами таможенной политики.

Степень научной разработанности. Обращаясь к политологическому анализу проблем таможенной политики во взаимосвязи с обеспечением национальной безопасности государства, необходимо заметить, что комплексное решение этой задачи возможно лишь на базе междисциплинарного исследования с позиций различных гуманитарных дисциплин — философии, политологии, социологии, экономики и других. Автором проанализированы монографии, научные труды и публикации по проблемам национальной безопасности, таможенной политики и таможенного дела, различным аспектам внешнеэкономической деятельности, связанным с перемещением товаров через государственную границу, а также ряд источников по актуальным проблемам организации деятельности государственной таможенной службы. Массив исследованной литературы можно представить по следующим основным направлениям.

К первому направлению относятся исследования отечественных ученых, в которых осмысливаются общефилософские, социально-философские и политические основы национальной безопасности как специфического состояния общества и государства, социального процесса и ее компонентов.1 В них рассматриваются различные аспекты и грани этой сложной проблемы, в частности, дается обоснование одного из ключевых — структурно-функционального подхода к исследованию национальной безопасности государства, раскрываются основы методологии и методики исследований в этой области.

Анализ источников и литературы характеризуемого направления дает основание заключить, что на фоне интересных и плодотворных в политологическом плане идей и положений, развиваемых отечественными и зарубежными авторами, до сих пор недостаточно исследованными остаются такие важные аспекты проблемы национальной безопасности, как выявление и обоснование содержания и специфики взаимного влияния двух неотъемлемых процессов: глобализации и обеспечения суверенитета и национальной безопасности. Не выделяется здесь также и специально не рассматривается значение таможенной политики и таможенной деятельности.

1 См.: Абдурахманов МИ. Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России /Ред. ВЛ. Манилов (общ. ред.) Рос. акад. естеств. наук. Секция геополитики и безопасности. -М.: Друза, 1998. 328 е.- Голубев В. И., Пусько B.C. Национальная безопасность. — М.: ВУ. 1997; Золотарев В. А. Раскрытие парадигмы национальной безопасности России. -М., 1999; Концепция экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). — М., 1994; Концепция национальной безопасности //Российская газета, 10 января 2000 г.- Маслаков В. В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности: концептуальные подходы. Екатеринбург.: Изд-во Урал. гос. с.-х. акад., 1996. 194 е.- Манилов B. J1. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России. Дисс.. докт. полит, наук. -М.:РАГС, 1996; Осипов Г. В. Россия. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. -М., 1997; Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) /Под общей ред. Е. А. Олейникова. — М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“», 1997; Пирумов B.C. Методологические проблемы обеспечения национальной безопасности России. М., 1996. Прохожев A.A. Национальная безопасность проблема теории. -М.: РАГС, 1997; Прохожев A.A., Возженников A.B. Государственное управление и национальная безопасность — М.: РАГС, 1999; Радиков И. В. Военно-политические проблемы обеспечения безопасности Российского государства в переходный период. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1993; Чебан В. В. Безопасность государства, общества, личности. — М.: Изд. центр «АНКИЛ-воин», 1997; Геополитическое положение и военная безопасность России — М.: Фонд «Воин», 1997; Щербаков A.C. Пограничная безопасность России в современных условиях политико-правовой анализ: Дисс.. докт. полит, наук. — М.: РАГС, 1998.

Второе направление составляют труды, в которых анализируется политика как социальный феномен. Это работы отечественных и зарубежных мыслителей, в которых изложены интересные и глубокие идеи, связанные с общими проблемами политики как социального явления, ее соотношениями с другими явлениями, формами ее проявления в сфере социума. Несмотря на то, что проблемы таможенной политики в этих работах не всегда рассматриваются непосредственно, в них содержатся плодотворные идеи и положения, дающие ключ к политологическому осмыслению этих проблем.1.

К третьей группе относятся источники, посвященные анализу истории становления таможенной службы и таможенной политики государств.2.

1 См.: Гаджиев К. С.

Введение

в политическую науку. -М., 1998; Ильин В. В., Панарин Л. С. Философия политики. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994; Общая и прикладная политология. Учебное пособие /Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. — М.: МГСУ, 1997; Панарин A.C. Политология. Учебник МГУ им. Ломоносова. — М.: «Проспект», 2000; Поздняков Э. А. Философия политики. В 2-х т. -М., 1994; Пугачев В. П., Соловьев А. И.

Введение

в политологию. Учебник для вузов. -М.: МГУ, 1997; Радугин A.A. Философия. Курс лекций: Учебное пособие для вузовМ., 1997; Санистебан Л. Основы политической науки. -М., 1995; Серов H.H., Синайский A.C. Международные военно-политические отношения: сущность и основы моделировании. — М.: ГА ВС, 1992; Тураев В. А. Этнополитология. Учебное пособие. — М.: Ладомир, 2001.

2 См.: Блинов Н. М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. -М., 1997; Бутов Я. В. Исторический опыт разработки общего таможенного тарифа России 1891 г. -М.: РТА, 1998; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России (со времени Петра Великого до наших дней). -СПб., 1909; Высоцкий А. Ф. Регионализм в международно-правовом регулировании. -Автореф. дис. докт. эконом. наук — Киев, 1986; Ежуков Е. Л. Становление и развитие пограничной охраны России XVначала XX в. -М., 1991; Кулишер И. М. Очерки по истории таможенной политики. -СПб., 1903; Курц Б. Г. Сочинения Кульбергера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. -Киев, 1915; Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. -М, 1995; Копелева Ю. И. Таможенная война и вопрос о торговом договоре в русско-германских отношениях в 18 801 894 гг. -Горький, 1950; Козинцева Р. И. Очерки внешней торговли и таможенной политики России первой третьи XVIii века. -Л., 1963; Кумыкин П. А. Практика таможенного дела. -М., 1927; Лодыженский К. История русского таможенного тарифаСПб., 1886- Мерзон А. Ц. Таможенные книги XVII века. -М., 1957; Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. -М, 1865- Наговицын А. Г. Валютная политика. — М.: Экзамен, 2000; Попожин И. Справочная книжка для таможенных чиновников. -СПб., 1890- Протопопов A.C., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (16 482 000). -М.: «Аспект-пресс», 2001; Струве П. Б. Торговая политика России. СПб, 1915; Соболев М. Н. Таможенная политика России со второй половины XIX века. -Томск, 1911; Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. -Спб., 1848- Циммерман В. А. О таможнях и промышленности древних народов. -СПб., 1859- Чичерин Б. А. Курс государственной науки. -М., 1898- Чечулин И. Н. Очерк по истории финансов в царствование Екатерины П. Спб., 1827;

Указанные авторы рассматривают общие проблемы, историю возникновения таможенной политики. Приведенные в их трудах факты позволяют судить об изменении ее роли в обеспечении интересов государства, способствуют выявлению тенденций в таможенном деле. Однако целостного представления о таможенной политике они не дают.

Четвертая группа включает научные публикации, отражающие результаты исследования специальных проблем таможенной политики как социального явления, форм ее проявления в сфере социума1. Здесь, прежде всего, заслуживают внимания исследования, в которых осуществлен анализ теории, методологии и практики таможенного дела в условиях перехода экономики России на рыночные отношения. Вместе с тем, в них недостаточно рассматриваются принципиальные политологические проблемы таможенной политики, характер ее многосторонней детерминации в обществе.

Шапошников H.H. Таможенная политика России до и после революции. -M.-J1., 1924; Якобсон В. Л. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи //Древний Восток и мировая культура. — М, 1991.

1 См.: Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998; Аграшенков A.B., Новиков А. Б., Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. -СПб.: СПб филиал РТА, 1998; Агеносов В. В., Ломтев C.B. О таможенной службе и ее модернизации: Отчет о НИР. ГТК. -М.: РТА, 1997; Алехин С. С. «Государство и право: начальный класс». -М:"Юридическая литература", 1996; Бабин Э. П. Основы внешнеэкономической политики. -М: «Экономика», 1997; Блинов Н. М., Городецкий А. Е. Экономическая безопасность и политика реформ: теория, методология и практика таможенного дела /Под ред. Н. М. Блинова. -М.: РИО РТА, 1996; Борисов К. Г. Международное таможенное право. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1997; Гончаров П. К. Проблемы формирования таможенной политики РФ в условиях разделения властей и многопартийности. Отчет о НИР ГТК РФ. -М.: РТА, 1996; Диденко H И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. -СПб.: 1997; Ершов А. Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. -СПб.: СПб филиал РТА, Об-во «Знание», 1999; Жбанов В. А., Бушуев И. А. Внешнеэкономическая стратегия и усиление роли таможенной системы в стабилизации экономики России и ее структурно-технологической перестройке: НИР. ГТК. -М.: РТА, 1998; Лозбенко Л. А. Стратегия ВТО по модернизации таможенной службы мира //В книге: Актуальные проблемы современной таможенной политики России. -М.: РТА, 1996; Основы таможенного дела /Под ред. В. Г. Драганова. -М.: «Экономика», 1998; Павлов К. В. Межрегиональные социально-экономические отношения. -Ижевск: Удмуртский ГУ, 1999; Пресняков В. Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. — М.: РИО РТА, 1997; Проектирование таможенной политики /Н.М. Блинов, В. Н. Иванов, В. Б Кучаренко, А. Г. Пашинский. — М.: Книга и бизнес, 2001.

В пятую группу источников входят труды зарубежных авторов, исследующих этапы становления и развития таможенной политики и таможенной службы в своих странах.1 Изучение зарубежного опыта развития экономических контактов и внешнеторговых связей промышленных развитых стран-членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), членов ГАТТ/ВТО позволяет более эффективно строить и расширять внешнеэкономические связи России со странами Западной Европы и всего развитого мира.

Актуальность, недостаточная разработанность политологических аспектов проблем изучения и формирования государственной таможенной политики во взаимосвязи с вопросами обеспечения национальной безопасности России, их сложность и многоплановость, а также большая практическая значимость в деле реформирования таможенной политики и в целом российского общества обусловили выбор темы, основную цель и задачи исследования.

Объектом исследования является национальная безопасность России как сложное социальное явление, испытывающее системное влияние экономики и политики.

Предмет исследования — проблемы таможенной политики Российской Федерации в сфере национальной безопасности государства и общества.

1 «Business Guide to the Uruguay Roand». International Trade Center Unctad /WTO, Commonwealth Secretariat. 1995. Cohn. Finanzvvissenseh. — Stuttgart, 1889- Der Zoll in Zaulen. -Bonn. 1996—1997; Groom A.J.R. M Light Contemporary International Relation: A Guide to theory. — London-New York, 1994. Knutsen T Histon ol international relation theory. — Manchester, 1992; Lecaillo J. La societc de conflit: les tensions entre Ieconomigue. le social et le politigue. — P., 1979; Rohr Blejer. Custom System in EC Countries. — Berlin, 1998; The Customs Cooperation Council. In brief. — Brussels, 1988; The Finnish Customs today. Scientific-practical Conference. -Helsinki. 1999; Кастро П. Новые тенденции в организации таможенной администрации (Автономия налоговых и таможенных органов: проблемы и опыт). — МВФ, управление по бюджетным вопросам. 1997; Таможенная служба США. Пятилетний план: программа на будущее 1993; Таможня XXI века. Долгосрочная таможенная политика фрахтования. -Директорат таможенной политики ее королевского величества. 1997; Хейес Т. Государство без таможни, что машина без руля. Сорок лет Совету таможенного сотрудничества //Российские вести. 10.02.1992; Уолш Д. Т. Таможенная администрация: стратегия реформМВФ, управление по бюджетным вопросам, 1997.

Цель диссертационного исследования — политологический анализ состояния таможенной политики России как одного из инструментов обеспечения национальной безопасности, выявление и обоснование современных приоритетов, путей повышения ее эффективности в целях реализации национальных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Достижение поставленной цели исследования предопределило необходимость решения следующих научных задач:

1. Осуществить политологический анализ таможенной политики, исследовать состояние и проблемы ее функционирования, определить место в системе национальной безопасности государства.

2. Изучить практику становления и развития современной таможенной политики Российской Федерации во взаимосвязи с результатами реализации потребностей национальной безопасности.

3. Выявить роль и место таможенной политики в обеспечении экономических, политических и других интересов страны.

4. Определить и обосновать приоритетные направления развития таможенной политики современной России в интересах укрепления экономики государства и развития внешнеэкономических связей.

5. Выработать практические рекомендации по формированию таможенной политики Российской Федерации и повышению эффективности деятельности ее субъектов.

Для решения указанных задач существуют объективные возможности, которые обусловлены: наличием научных разработок отечественных ученых по проблемам национальной безопасности и политической деятельности в целом, таможенной политики в частностиопытом реализации государственной таможенной политики в Российской Федерации в различные периоды истории, становления и развития таможенного деланаличием зарубежного опыта и исследований в рамках предметно-объектной областипрактическим опытом современного этапа развития российского государства и государственной таможенной службы.

Методологическую основу исследованиясоставляют общенаучные методы анализа функционирования и развития политики как самостоятельного феномена общественной жизни, а также системы национальной безопасности и ее специфических компонентов, находящихся под влиянием разнообразных угроз и вызовов безопасности государству и обществу, во всем многообразии своих проявлений. Основным в решении научной задачи исследования выступает политологический анализ в единстве методологических принципов, подходов, категорий, идей и положений. В диссертации используются также принципы структурно-функционального, системного, деятельностного, экономического и других подходов.

Эмпирическую базу диссертации составляют: опыт социально-политической трансформации российского обществаанализ современного состояния роли и места таможенной политики в развитии российского государстварезультаты политологических и экономических исследований, проводимых в стране в последние годы по проблемам формирования и реализации таможенной политики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании и способах решения актуальной научной задачиполитологическом анализе проблем государственной таможенной политики в сфере национальной безопасности, в выявлении путей повышения эффективности государственной таможенной политики в современных условиях межгосударственного сотрудничества, а также в достижении следующих научных результатов:

1) политологическом анализе проблем таможенной политики в Российской Федерации во взаимосвязи с обеспечением национальной безопасности государства;

2) раскрытии характера процессов формирования таможенной политики в условиях современного социально-политического и экономического развития России, расширения масштабов и спектра внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов с позиций структурно-функционального, системного, деятельностного и институционального подходов;

3) определении содержания приоритетов современной таможенной политики государства в условиях реформирования системы государственного управления и выявление перспективных направлений повышения эффективности его внутрии внешнеэкономической деятельности;

4) выделении и обосновании путей совершенствования деятельности органов федеральной таможенной службы по разработке и реализации государственной таможенной политики, а также деятельности ее субъектов в целях формирования эффективных механизмов обеспечения национальной безопасности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторская интерпретация таможенной политики как инструмента обеспечения национальной безопасности и специфического вида государственной деятельности по созданию, организации и обеспечению функционирования системы специализированных органов в сфере перемещения через государственную границу товаров и грузов, основанной на применении политических, правовых, экономических и технических средств и методов воздействия на участников таможенных отношений в целях защиты экономических интересов как внутри страны, так и за рубежом, и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.

2. Характеристика современных проблем государственной таможенной политики, состояния и особенностей деятельности федеральных органов исполнительной власти с точки зрения их влияния на обеспечение национальной безопасности.

3. Результаты политологического анализа и теоретическое обоснование путей повышения эффективности деятельности субъектов государственной таможенной политики по обеспечению безопасного развития общества и государства, реализации национальных интересов России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации теоретические положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы:

— во-первых, в интересах обоснования и практического применения эффективного механизма институционального и функционального воздействия на формирование таможенной политики, отвечающей современным потребностям национальной безопасности российского общества и государства;

— во-вторых, для организации деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Федеральной таможенной службы Российской Федерации и иных субъектов таможенной политики в соответствие с Концепцией национальной безопасности, оптимизации всестороннего взаимодействия правоохранительных структур государствав-третьих, в целях формирования высокой общей, профессиональной и политической культуры всех субъектов формирования и реализации таможенной политики, а также в образовательном процессе в учреждениях высшего профессионального образования и в системе подготовки и переподготовки кадров ФТС России.

Основные идеи и положения диссертации апробированы в выступлениях автора перед преподавательским составом ряда высших образовательных учреждений г. Москвы, профессорско-преподавательским составом общевойсковой Академии Вооруженных сил РФ и других учебных заведений, в ходе проведения методических и учебных занятий, в публикациях объемом — 3 п.л.

Диссертация включает в свою структуру введение, две главы, заключение, приложение, список источников и литературы.

Выводы.

Результаты диссертационного исследования показывают, что угрозы и вызовы экономическим интересам и национальной безопасности Российской Федерации требуют адекватного реагирования со стороны государственных институтов. Это обусловливает необходимость постоянного внимания государства к выработке эффективной таможенной политики, соответствующей потребностям развивающегося российского социума. Для достижения нового качества государственной таможенной политики, которая непосредственно реализуется специализированным институтом государства — Федеральной таможенной службой Российской Федерации и таможенного дела в целом, по мнению автора, необходимо:

1 См.: Таможенное право /Под ред. В. Г. Драганова. — М.: Экономика, 1999. — С.393.

1. Разработать и осуществить комплекс взаимосвязанных и согласованных мероприятий охватывающих, с одной стороны, область законодательного обеспечения национальной безопасности в таможенной сфере, механизмы его реализации и внедрения в деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации, и, с другой стороны, — направленных на совершенствование организационно-деятельностного компонента системы субъектов таможенной политики.

2. Исходя из целей и задач внутренней и внешней политики государства определить приоритеты таможенной политики, предполагающие в качестве базовой теоретико-мировоззренческой установки обеспечение национальной безопасности государства и общества, реализацию национальных интересов России.

3. Достижение целей и задач российского государства во внешнеэкономической деятельности и развитии отечественного производства, расширение и насыщение российского рынка прямо зависит от направленности таможенной политики. Стратегической целью государственной таможенной политики является подъем экономики страны, осуществление независимого, социально ориентированного экономического курса, преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от других государств.

4. Наряду с важнейшими задачами, которые призвана решать государственная таможенная политика, такими как обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с государствами мирасоздание благоприятных условий для международной интеграции российской экономикирасширение рынков сбыта российской продукцииформирование единого экономического пространства с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, в условиях либерализации внешней торговли России, глобализации и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг представляется необходимым: усилить защиту экономических интересов отечественных товаропроизводителей путем адекватных ответов на запретительные барьеры, которые применяются зарубежными торговыми партнерами по отношению к российским товарам;

— создать механизмы, способствующие сокращению экономической зависимости России от иностранных государств в наиболее важных секторах экономики, определяющих национальную безопасность страны.

5. Ключевым условием решения большинства проблем в сфере российской таможенной политики, является совершенствование таможенного законодательства, которое не всегда способствует, а порой и затрудняет не только развитие отечественной экономики, но и сдерживает поток иностранных инвестиций в страну.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С 90-х годов XX века во многих регионах мира значительно усилилась тенденция к экономической интеграции Новые экономические и в том числе таможенные отношения, складывающиеся в России, стремятся встроиться в международные экономические связи. При этом, интернационализация жизни людей сопровождается интернационализацией экономической преступности и распространением ее типичных закономерностей, тенденций и форм на Россию и другие страны. Более того, преступные группировки активно контролируют важные международные пункты пропуска, внедряют своих сотрудников в правоохранительные органы МВД, ФТС России и другие государственные структуры Характерными чертами криминальной экономики являются производство и сбыт наркотиков, оружия, торговля детьми и женщинами, человеческими органами, экспорт украденных машин, вывоз природных сырьевых ресурсов, контроль международных трубопроводов и т. д. Согласно официальным данным теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5 -10%. то в России — 23% и более.

Указанные тенденции непосредственно влияют на экономическую безопасность страны, другие составляющие национальной безопасности и требуют совершенствования таможенной политики, повышения уровня защищенности личности, общества, государства от различных угроз в условиях нарастающей глобализации и экономической интеграции.

Отсутствие детальной проработки многогранных и многоаспектных вопросов таможенной политики, рассмотрение ее только как «механизма сбора денег в бюджет страны», без учета ее места и роли в системе национальной безопасности привели к тому, что сегодня мы имеем дело с концептуальной слабостью постановки и разрешения основных проблем в сфере таможенного регулирования.

Проведенный в диссертации политологический анализ содержания проблем таможенной политики Российского государства, механизма и ее осуществления, а также результаты авторского поиска путей повышения ее эффективности в условиях современной России позволяют заключить.

1. Таможенную политику необходимо понимать как часть глобальной политической технологии, предполагающей создание оптимальных и безопасных условий для экономического и социального развития российского социума, как части мирового сообщества, не только внутри страны, но и на международной арене. Таможенная политика Российского государства может быть представлена как специфический вид государственной деятельности по созданию, организации и обеспечению функционирования системы специализированных органов (субъектов) в сфере перемещения через государственную границу товаров и грузов путем применения политических, правовых, экономических и технических средств и методов воздействия на участников таможенных отношений в целях защиты экономических интересов как внутри страны, так и за ее пределами, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.

Государство определяет стратегические цели таможенной политики исходя из интересов обеспечения национальной безопасности и реализации национальных интересов, вырабатывает комплекс мероприятий, направленных на ее планомерную реализацию субъектами таможенной политики.

2. Как относительно самостоятельное направление деятельности государства, таможенная политика имеет свои специфические объекты, цели, задачи и направления реализации, а также приоритеты. Среди современных приоритетов таможенной политики государства на первый план выдвигаются такие направления деятельности, которые предоставляют возможности для преодоления проблем в таможенной сфере, связанных с обеспечением национальной безопасности России. Наиболее важными и актуальными среди них, как показывают результаты диссертационного исследования, выступают следующие:

— обеспечение стабильности и устойчивости национальной экономики;

— создание благоприятных условий и законодательное закрепление гарантий для развития предпринимательской активности;

— минимизация влияния факторов, препятствующих законному перемещению товаров и услуг через государственную границу. обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности.

3. При осуществлении государственной политики на любом уровне управления (федеральном, региональном, корпоративном) субъекты политики имеют возможность интегрировать и мобилизовывать все средства и ресурсы для достижения поставленных целей. В то же время, результаты такого рода деятельности во многом зависят от состояния экономики, бюджетного обеспечения, финансовых возможностей государства. Значительный вес в формировании федерального бюджета России имеет фискальная функция таможенной политики. В условиях интеграции в мировую экономику и предстоящего вступления Российской Федерации в ВТО необходима переориентация таможенной политики в пользу развития регулирующей функции, поскольку переход к открытой экономике предполагает отказ от политики крайнего протекционизма. В указанных обстоятельствах на первый план выдвигается задача формирования и осуществления новой модели таможенной политики, основанной на селективном протекционизме.

Вместе с тем, опыт стран, являющихся эталоном современной цивилизованности показывает, что ориентация таможни на правоохранительную деятельность, нацеленную преимущественно на обеспечение полноты поступлений таможенных сборов в бюджет, также обусловливает появление серьезных диспропорций в определении приоритетов и задач, решение которых объективно присуще гармонично развивающейся таможенной службе.

4. Основными путями повышения эффективности таможенной политики, направленными на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе развития государства и общества являются:

— развитие и совершенствование системы таможенных органов как основных субъектов реализации таможенной политики, осуществления таможенной и правоохранительной деятельности на государственной границе и на таможенном пространстве государства в целом;

— осуществление совместной с другими правоохранительными органами борьбы с организованной преступностью на государственной и таможенной границе;

— гармонизация субординационных и координационных связей между субъектами таможенной политики и совершенствование внутренней структуры таможенной службыповышения качества и эффективности таможенного администрирования;

— совершенствование системы отбора, подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов.

5. Решение современных проблем таможенной политики находится в тесной взаимосвязи с решением задач обеспечения национальной безопасности. Исследование содержания взаимодействия субъектов таможенной политики и деятельности в сфере национальной безопасности в рамках предметно-объектной области показало, что эффективным средством преодоления проблем таможенной политики может стать модернизация таможенной службы, осуществляемая в общем контексте реформирования административных институтов государственной власти.

Приоритетными направлениями модернизации государственной таможенной службы России, по нашему мнению, должны быть следующие: совершенствование законодательной и нормативной базы таможенного дела, предполагающей гибкую адаптацию таможенной службы к изменениям в стране и мире, ее системное взаимодействие с другими субъектами таможенной политики, а также укрепление связей с международными организациями по вопросам таможенной деятельности;

— совершенствование системы управления таможенной службой, ее организационно-функциональной, информационно-управленческой сферами, выработка критериев оценки их деятельности, учитывающих государственные приоритеты таможенной политики;

— развитие таможенной службы и ее инфраструктуры с учетом долгосрочных перспектив расширения внешнеэкономической деятельности, сферы таможенного обслуживания и улучшения его качества;

— совершенствование технологии таможенной деятельности, ее режимов и процедур, автоматизации процессов таможенного контроля и оформления;

— совершенствование информационного обеспечения таможенного сопровождения;

— улучшение кадровой работы и профессиональной подготовки работников таможни.

Базовым условием, решения проблем таможенной политики в сфере обеспечения национальной безопасности государства является усиление борьбы с коррупцией в рядах сотрудников и работников Федеральной таможенной службы России.

Принимая во внимание результаты проведенного диссертационного исследования, диссертант счел возможным предложить ряд рекомендаций теоретического и практического характера.

Научно-теоретические рекомендации:

1. На базе анализа, осуществленного в диссертационном исследовании, целесообразно продолжить изучение наиболее актуальных проблем таможенной политики в ряду общих проблем обеспечения национальной безопасности, например:

— выявление роли таможенной политики государства в обеспечении независимости национальной экономики;

— механизмы политической интеграции России в систему современных мирохозяйственных связей;

— исследование опыта зарубежных стран по формированию таможенной политики и ее реализации в условиях участия страны в ВТО;

— изучение влияния таможенной политики на формирование внутреннего рынка России;

— влияние таможенной политики государства на международную кооперацию и специализацию в условиях глобализации;

— методология формирования таможенной стратегии и приоритетов таможенной политики государства в условиях геополитического соперничества;

— исследование таможенной политики как системной политико-экономической технологии и т. д.

К научно-практическим рекомендациям можно отнести следующие:

— осуществить разработку и внедрение новой учебной программы и тематического плана изучения учебной дисциплины «Таможенная политика». Особое внимание, при этом, необходимо уделить изучению социально-политических и политико-экономических основ национальной безопасности, практике взаимодействия институтов государства по ее обеспечению средствами и методами таможенного дела. Предусмотреть включение этой дисциплины в программу курсов переподготовки и повышения квалификации работников таможни;

— рассмотреть вопрос о целесообразности создания специальной комиссии по таможенной политике в Совете Безопасности Российской Федерации, а также в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

— изучить возможности создания при Российской Таможенной Академии научно-исследовательского центра, возложив на него обязанности по анализу проблем национальной безопасности в таможенной сфере, разработке альтернативных вариантов и проектов решения проблем реализации таможенной политикипостроению имитационных моделей, прогнозов и проведению специальных экспериментовкоординации действий структур, связанных с подготовкой, продвижением и исполнением федеральных законов по проблемам таможенной политикиорганизации информационно-пропагандистского обеспечения реализации целевых программ таможенными органами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.- 153 с.
  2. Концепция национальной безопасности: Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 года //Независимое военное обозрение.-№ 1 (174), 14 января 2000 г.
  3. Концепция экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). М.: Экономическая академия при Минэкономики РФ, 1994. — 117 с.
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1993. — 121 с.
  5. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» //Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхов ного Совета Российской Федерации.-1993г№ 23.
  6. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации». М., 1993. — 115 с.
  7. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (13 октября 1995 г. № 157-ФЗ).
  8. Федеральный закон РФ «О таможенной службе в таможенных органах Российской Федерации» //Российская газета.-1997.-31 июля.
  9. Федеральный закон РФ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (1998 г.) Сб. законов РФ.-1998г№ 10.
  10. Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» //Российская газета от 29 июля 1999.
  11. Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. «О государственном таможенном комитете РСФСР». М., 1991.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1992 г «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 4, ст. 176).
  13. Постановление Совета Министров Правительства Российской
  14. Федерации от 24 мая 1993 г. «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 22, ст. 2030).
  15. Положение о Государственном таможенном комитете Российской Фе дерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 25 октября 1994 г. № 27. Ст. 2855 // Таможенный вестник.~1994г№ 11.
  16. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России на 1996−1997 гг. и на период до 2000 г. М., 1995. — 210 с.
  17. Федеральная программа развития экспорта. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 123. Отдельный оттиск.
  18. Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий: региональный аспект //Науч. ред. В. И. Дьяков. -Владивосток.: Дальнаука, 2003. 324 с.
  19. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. //Вопросы экономики, 1994, № 12. -С24−43.
  20. М.И., Баришполец В. А., Манилов B.JI., Пирумов B.C. Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и определений. М.: Друза, 1998. — 186 с.
  21. Основы национальной безопасности России / Под ред. B.JI. Манилова. -М.: Друза, 1998.-328 с.
  22. Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.:ИВЦ Маркетинг, 1998. — 167 с.
  23. A.B., Новиков А. Б., Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. СПб.: СПб филиал РТА, 1998.- 156 е.
  24. В. В. Ломтев C.B. О таможенной службе и ее модернизации: Отчет о НИР. ГТК. М.: РТА, 1997. — 154 с.
  25. Агеев В.В. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
  26. Российской Федерации //Основы таможенного дела. -М., 1995. Вып.5. -57 с.
  27. Актуальные проблемы современной таможенной политики России. Материалы заседания «круглого стола» 14.12.1995. -М.: РТА, 1996. -169 с.
  28. С. Охрана государственной границы и законодательство по борьбе с контрабандой // Контрабанда и борьба с ней. М., 1925. — 157 с.
  29. М. Экономическая безопасности //Обозреватель. -1998. -№ 5.-С. 40−42.
  30. А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы //Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 4, 5. -С. 21−39.
  31. В.А. Военно-политическая обстановка: методология и методика оценки: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М.: ГА ВС, 1992. -36 с.
  32. Армия и общество. -М.: Прогресс, 1990. 398 с.
  33. П.В., Панин A.B. Философия. Учебник МГУ им. Ломоносова. -М.: Проспект, 2000. 456 с.
  34. С.С. Политика как социальное явление //Социально-политические науки. 1991. — № 4. — С.93−103.
  35. Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М.: Экономика, 1997.- 178 с
  36. C.B. Управление качеством таможенной деятельности. М.: РТА, 2001.-303 с.
  37. В.А. Приоритетные направления исследований в области геополитики и безопасности. В сб.: Проблемы региональной и глобальной безопасности в конце XX- начале XXI веков. М.: АВИАР, 1993.-298 с.
  38. Ю., Рогинко А. Интересы России на Каспии. // Независимая газета, 27 декабря 1994 г.
  39. И. Система национально-государственных интересов России //Президент. Парламент. Правительство. 1998. — № 3. — С. 37−44.
  40. Э.Я. Типология политических отношений //Политологические исследования. 1995. — № 2. — С.88−99.
  41. O.A. и др. Безопасность России условия и смысл существования власти //Власть. -1998. -№ 5. — С. 46−54.
  42. С.А. Расширение НАТО на Восток: второй круг //Открытая политика. -1998. -№ 2. -С. 76−79.
  43. В.Г. Современная таможенная служба и таможенники России (1990−2001 гг.). М.: РТА, 2002. — 243 с.
  44. О. Реформы без экономического развития //Независимая газета, 11 мая 1995 г.
  45. И.А. Исследование проблем законодательства о борьбе с нарушениями таможенных правил и разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию. Отчет о НИР /РТА ГТК РФ. -Люберцы, 1998. 154 с.
  46. Г. А. Политика как общественное явление //Кентавр. -1993. -№ 2. -С.122−132
  47. Н.М. и др. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес, 2001.-369 с.
  48. Н. М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. -М., 1997. 314 с.
  49. К.Г. Международное таможенное право. -М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1997. 259 с.
  50. В. На стороже Руси стояти. М.: Граница, 1992. — 198 с.
  51. П. Плюрализм в экономике и развитие общества //Мировая экономика и международные отношения. М., 1990. -СЗ1−39.
  52. М.В. О мерах по усилению правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации //Таможенный вестник. -1994.-№ 7.-С.З-5.
  53. М.В. Интеграция в мировой рынок. Как защитить экономические интересы России. Таможня /информационно-аналитическое обозрение, № 19 (21), 24 октября 2000. — С.4−6.
  54. И.Б. Военная политика России в переходный период: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1994. — 21 с.
  55. Ю.И., Павлов A.C. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности РФ. // Безопасность. 1994. — № 3. -С.43−54.
  56. В.А. Военно-политическая деятельность государства (Философско-политологический анализ): Дис. канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1994.-21 с.
  57. Валютное регулирование в России: сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля //Под ред. Т. П. Базарова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — 469 с.
  58. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для ВУЗов. //Под ред. Л. Е. Строевского. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.-414 с.
  59. А. Синергетика и политика //Общественные науки и современность. 1993. — № 4. — С. 55−59.
  60. В. Торговая, таможенная и промышленная политика России (со времени Петра Великого до наших дней). СПб., 1909. -259 с.
  61. A.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЗАО ЭДАК ПАК, 2000. — 198 с.
  62. К.С. Политическая философия: формирование и сущность //Вопросы философии. 1995. — № 7. — С.3−26.
  63. С.Н. Обеспечение социально-экономической и экологической безопасности России таможенной службой. -СПб.: СПб филиал РТА, 1997. 17 с.
  64. С.Н. Таможенная политика в развитии национальной экономики. -СПб.: СПб филиал РТА, 1998. 22 с.
  65. A.B. Общественное мнение и военная политика (Политологический анализ). М.: ГА ВС, 1994. — 154 с.
  66. Н. П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Компания Евразийск. регион, 1998. 272 с.
  67. В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность. М.: ВУ, 1997. -98 с.
  68. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М.: Междунар. отношения, 1983. — 289 с.
  69. А.И. Введение в философию истории. М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 1993. — 169 с.
  70. П.К. Проблемы формирования таможенной политики РФ в условиях разделения властей и многопартийности. Отчет о НИР. ГТК РФ.-М.:РТА, 1996.- 154 с.
  71. В.В., Свинухов В.Г АТЭС и стратегия таможенного развития. //Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1998. — № 4. -С34−45.
  72. H.H. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. -СПб.: 1997. 167 с.
  73. П.В. Историческое значение и актуальность учения Д.И.Менделеева о таможенной политике /Материалы менделеевскихчтений, состоявшихся в РТА 18 июля 1998 г./ М.: РТА, 1999. — 212 с.
  74. П.В. Таможенная политика России: проблемы теории, методологии и практики /Актуальные проблемы современной таможенной политики России. Материалы заседания «круглого стола» 14.12.1995. М.:РТА, 1996. — 236 с.
  75. А.И. Политическая деятельность: философский анализ факторов детерминации. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. -78 с.
  76. А.И. Философия и история философии: исторические типы философии. М.: Изд-во МПУ Сигналь, 1998. — 167 с.
  77. В.Г. Об организации борьбы с преступностью и правонарушениями //Таможенный вестник. 1994. — № 4−5. -С.7−9.
  78. И. И. Всемирная Торговая Организация. -М.: РТА, 1997. 54 с.
  79. А. Д. Основы управления и организация в таможенном деле. Учебное пособие. СПб.: СПб ИВЭСЭП, СПб филиал РТА, О-во Знание, 1999. — 87 с.
  80. Ежуков E. JL Становление и развитие пограничной охраны России XV-началаХХв. М, 1991.- 155 с.
  81. А.Д. О национальной безопасности и военно-политической стратегии государства //Социологическое исследование. 1994, -№ 3. -С.41−57.
  82. A.M., Петров A.A. Экономическая безопасность России: определения, гипотезы, расчеты. //Безопасность. 1994. — № 3. -С29−41.
  83. В.М., Мучник И. Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1986. 57 с.
  84. В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). 2-е изд. — М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. — 454 с.
  85. В.В., Панарин A.C. Философия политики. М.: Изд-во Моск. Ун та, 1994. -356 с.
  86. С. и др. Внешняя политика. Вступая в последний год тысячелетия //Международная жизнь. -1998. -№ 11/12. -С. 3−23.
  87. Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995. -267 с
  88. Ю.Г. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем. М.: ЮПАПС, 1998. — 246 с
  89. В.Ф. Задачи таможенных органов в свете требований нового законодательства в экономической сфере //Таможенный вестник. -1994. -№ 4−5.-С.5−8.
  90. Р.Н. Явление международных отношений: историческая эволюция объекта анализа //Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 4.-С24−41.
  91. A.A. ГАТТ: современное состояние и перспективы вступления России в ГАТТ/ВТО. Внешнеэкономический бюллетень. — 1997. — № 10. -С.23−41.
  92. Козинцева Р. И. Очерки внешней торговли и таможенной политики
  93. России первой третьи XVIII века. Л., 1963. — 298 с.
  94. П.А. Практика таможенного дела. М., 1927. — 167 с.
  95. И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб, 1903. -287 с.
  96. .Г. Сочинения Кульбергера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. — 345 с.
  97. Л.А. Стратегия ВТО по модернизации таможенной службы мира // в книге: Актуальные проблемы современной таможенной политики России.-М.: РТА, 1996. 354 с.
  98. К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886.- 213 с.
  99. Е. Б. и др. Проблемы технологической безопасности России //Россия и современный мир. -1998. -№ 2. -С. 106−125-
  100. О.И. Совет безопасности России и национальные интересы страны /Международная жизнь. 1995. — № 10. -С 17−29.
  101. Проблемы безопасности и устойчивости социально-политического развития российского общества /Сборник материалов семинара. М.: ИСПИ РАН, 1994. — 78 с.
  102. . В. Региональные системы организации пограничного контроля и основные направления ее совершенствования. Дис. .канд. воен.наук. — М.: Академия ФПС РФ, 1999. — 21 с.
  103. М. ВТО и интересы России. Экономист, 1998. — № 9-
  104. В.В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности: концептуальные подходы. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. с.-х. акад., 1996. 194 е.-
  105. В. Л. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России. Дисс. докт.полит.наук. М: Российская академия государственной службы, 1996.-398 с.
  106. Манилов В. Л. Угрозы национальной безопасности России
  107. Военная мысль, 1996. № 1.-СЗ-18.
  108. Материалы II Всероссийского совещания руководителей таможенных органов, 17 ноября 2000 г. Таможня /информационно-аналитическое обозрение, № 21 (23) 2000. -СЗ-17.
  109. В.И. Концептуальные основы национальной безопасности Росси //Социально-политический журнал. 1995. — № 6. -С15−28.
  110. В. Национальная безопасность. Нация. Национальный интерес. //Независимая газета. 1997. 31 мая.
  111. И. Актуальные проблемы правовой защиты научно-технического потенциала России //Хозяйство и право. -1998. -№ 9. -С. 34- 40.
  112. Международные таможенные отношения. Учебное пособие. -СПб., 2000.-298 с.
  113. .В. Советская таможенная политика и законодательство. -М.: ИМО, 1960. 359 с.
  114. Международное торговое право: расчеты по контрактам. Учебное и практическое пособие //Составитель Т. П. Лазарева. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. — 468 с.
  115. Ю.В., Павленко О. М. Таможенный валютный контроль. -М., 1997.- 86 с.
  116. О.Г. Субъекты политики //Социально-политический журнал. -1993.-№ 5/6.-С. 26−34-
  117. А.Г. Валютная политика. М.: Экзамен, 2000. — 69 с.
  118. В.М., Назаренко К. С. Транспортное обеспечение внешне экономической деятельности. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 134 с.
  119. С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. -96 с.
  120. А. На переломе. Записки русского генерала. М.:
  121. Современный писатель, 1998. 187 с.
  122. Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России: Материалы науч.- практ. конф., 4дек. 1997 г. .
  123. Рос. ун-т дружбы народов. Экон. фак. гуманит. и соц. наук, 186 с.
  124. Основы таможенного дела /Под ред. Драганова В. Г. -М.: Экономика, 1998.-298 с.
  125. В.И. Юридический анализ составов преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов //Основы таможенного дела. Учебное пособие. (Вып.5) Правоохранительная деятельность таможенных органов. -М., 1995. 56 с.
  126. Г. В. Россия: Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — 124 с.
  127. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность). / Под общей ред. Олейникова Е. А. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1997. — 289 с.
  128. A.C. Философия политики. М.: Наука, 1994. — 314 с.
  129. Панарин А. С. Политология. Учебник МГУ им. Ломоносова. М.: Проспект, 2000. — 475 с.
  130. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Юрист, 1999. — 134 с.
  131. Пограничная политика Российской Федерации. М.: Граница, 1998.-286 с.
  132. В.Ю. Проблемы совершенствования таможенного законодательства и таможенной политики Российской Федерации. -М.:РТА, 1998.- 84 с.
  133. Политическое время и политическое пространство //Социально-политический журнал. 1993. — № 3. — С.27−40-
  134. Г. С. Иррациональное в политике //Вопросы философии. 1992. -№ 4. -С. 16−21-
  135. В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. Монография. М.: РИО РТА, 1997. — 198 с.
  136. A.C., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648−2000). -М.: Аспект-пресс, 2001. 386 с.
  137. Проблемы сохранения научного и научно-технического потенциала России, обеспечения технологической безопасности страны. Аналитический вестник № 1 (46). М.: Аппарат Совета Федерации, 1997. — 34 с.
  138. B.C. Методологические проблемы обеспечения национальной безопасности России. М., 1996. — 46 с.
  139. А. А. Национальная безопасность: проблема теории. М.: РАГС, 1997.-298 с.
  140. А. А., Возженников А. В. Государственное управление и национальная безопасность. М.: РАГС, 1999. — 314 с.
  141. A.A. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов //Безопасность, 1995, № 9(29). -С. 14−28.
  142. В.Е. Международные экономические отношения. Учебник. -М.: Интел-Синтез, Дип. Академия МИД РФ, 1998. 164 с.
  143. В.М. Значение обновленной государственной идеологии для возрождения России и укрепления национальной безопасности //Реалисты. 1995. -№ 3.-С. 16−19.
  144. Россия на рубеже веков. Материалы международной конференции (14−15 октября 2000 г.). М., 2000. — 464 с.
  145. Ф.М. Правовые системы стран мира. М.: Юрид. лит. 1993. — 376 с.
  146. Л.В. Россия на пути к Всемирной торговой организации. //Внешнеэкономический бюллетень. 1998. — № 1. -С. 1526.
  147. Л. Политическое действие //Диалог. 1993. — № 7. -С.30−36.
  148. К.К. Таможенное право. Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та, 1974. — 256 с.
  149. . И. Типология политико-экономических отношений. -М., 1994.-78 с.
  150. М.Н. Таможенная Политика России со второй половины XIX века. Томск, 1911.- 198 с.
  151. H.H., Синайский A.C. Международные военно-политические отношения: сущность и основы моделирования. М.: ГА ВС, 1992.- 154 с.
  152. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. // Вопросы экономики. 1995. — № 1. -С34−41.
  153. И. Группы интересов в Европейском союзе: региональный аспект //Мировая экономика и международные отношения. -1998. -№ 4. -С. 26−34-
  154. Е.К. Пограничная стража и контрабанда в России в начале XX в. //Вопросы истории. -1991.- № 7,8. -С54−78.
  155. Таможенно-тарифная политика в научном наследии Д. И. Менделеева и современность. Материалы менделеевских чтений, состоявшихся в РТА 18 июля 1998 года. М.: РТА, 1999. — 178 с.
  156. Таможенное право России. Учебное пособие. М.: СПАРК, 1995. -287 с.
  157. Таможенные расследования: Методические указания /Под ред. Г. Н. Чмеля и В. К. Скринника. М.: Изд-во Института повышения квалификации ГУГТКСССР, 1990. — 216 с.
  158. А.И. Перспективы охраны новых участков государственной границы Российской Федерации: Дис.. канд. воен. наук. -М., 1994. 21 с.
  159. И. П. Основы внешнеэкономических знаний. М.: МО, 1994.- 124 с.
  160. Ю. Экономические «группы интересов» и внешняя политика России //Международная жизнь. -1998. -№ 9. -С. 3−12.
  161. И.В. Концепции открытой экономики: интернационализация и макроэкономическая политика государства. -М.: Инфра-М, 1998. 86 с.
  162. В.И. Международная торговля. М.: Инфра-М, 1998. -181 с.
  163. И. Политическая элита: Измерение безопасностью //Президент. Парламент. Правительство. 1998. — № 2(8). — С. 14−19.
  164. В.А. О таможнях и промышленности древних народов. СПб. 1859. — 296 с.
  165. В.Н. Геостратегические аспекты концепциинациональной безопасности России //Военная мысль. 1996. — № 5. -С.21−29.
  166. И.Н. Очерк по истории финансов в царствование Екатерины II. -Спб., 1827. 185 с.
  167. В.В. Внешнеэкономическая политика России в переходный период (вопросы формирования, направления, реализации): уч. метод, пособие М.: РИО РТА, 1998. — 78с.
  168. Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. -M.-JI., 1924. 267 с.
  169. В.А. Приграничное пространство России: в чем причины конфликтов? //Вестник границы России. 1997. — № 6. -С 17−26.
  170. Der Zoll in Zaulen. Bonn. 1996−1997-
  171. Groom A.J.R. M. Light. Contemporary International Relation: A Guide to theory. London-New York, 1994-
  172. Knutsen T. History of international relation theory. Manchester, 1992
  173. Rohr Blejer. Custom System in EC Countries. Berlin, 1998-
  174. The Customs Co-operation Council. In brief. Brussels, 1988-
  175. The Finnish Customs today. Scientific-practical Conference. -Helsinki, 1999-
  176. Официальный журнал Европейского экономического Сообщества. -Люксембург.: Издательство ЕЭС от 3.03, 29.09. 1985- 23.12,30.06.1988- 1.06.1989-
  177. Lecaillo J. La societe de conflit: les tensions entre leconomigue, le social et le politigue.-P., 1979.
  178. Таможня XXI века. Долгосрочная таможенная политика фрахтования. -Директорат таможенной политики ее королевского величества, 1997.
  179. Т. Государство без таможни, что машина без руля. Сорок лет Совету таможенного сотрудничества //Российские вести. 10.02.1992.
  180. Д.Т. Таможенная администрация: стратегия реформ. -МВФ, управление по бюджетным вопросам, 1997. 54 с.
Заполнить форму текущей работой