Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория и методология стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе диссертационного исследования, автором былаобоснована целесообразность и необходимость применения концепцииметодов и инструментов контроллинга в системе стратегического управления мегаполисом. Сформулированы функции и задачи, контроллинга мегаполиса, учитывающие его особенности в качестве объекта управления, что позволяет оптимизировать организационную структуру управления мегаполисом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИК СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕГАПОЛИСОМ
    • 1. 1. Анализ тенденций и перспектив развития мегаполисов
      • 1. 2. 0. собенности мегаполиса как объекта стратегического управления в условиях трансформации экономических систем и институтов города
    • 1. 3. Анализ практик и проблем стратегического управления мегаполисами и их территориями в России и за рубежом
  • ГЛАВА 2.
  • АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНЦЕПЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Традиционные концепции стратегического управления развитием мегаполиса
    • 2. 2. Систематизация современных концепций стратегического управления социально- экономическими системами
    • 2. 3. Исследование возможности использования гомеостатических и нейрофизиологических концепций для построения модели стратегического управления мегаполисом
  • ГЛАВА 3.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕГАПОЛИСОМ
    • 3. 1. Общеметодологические подходы к построению системы стратегического управления мегаполисом
    • 3. 2. Принципы и этапы формирования системы ключевых показателей результативности
    • 3. 3. Роль и позиционирование миссии в системе стратегического управления мегаполисом и его территориями
    • 3. 4. Концепция гармонизации как основа сбалансированного развертывания стратегических приоритетов по отраслевым и территориальным единицам мегаполиса
    • 3. 5. Проблемы разработки и внедрения сбалансированной системы показателей в сфере общественного управления
  • ГЛАВА 4.
  • КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ С ГРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕГАПОЛИСОМ
    • 4. 1. Методологические основы построения эффективной системы управления мегаполисом на основе концепции контроллинга
    • 4. 2. Цель, функции и задачи контроллинга мегаполиса
    • 4. 3. Функции, профессиональные и личностные качества контроллера мегаполиса
    • 4. 4. Позиционирование службы контроллинга в организационной структуре управления мегаполисом
    • 4. 5. Предпосылки успешного внедрения контроллинга в систему управления мегаполисом
  • ГЛАВА 5.
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕГПОЛИСОМ
    • 5. 1. Задачи информационной поддержки управленческих процессов
    • 5. 2. Концепция и принципы построения интегрированной информационной системы мегаполиса
    • 5. 3. Информация в системе контроллинга
    • 5. 4. Ситуационные центры как элемент системы интегрированной информационной поддержки процесса стратегического управления мегаполисом

Теория и методология стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

К мегаполисам, согласно различным критериям, относят города с населением более 2−5 млн. человек и плотностью не менее 2000 чел./кв. км. Как показывают прогнозы, опубликованные вразличных международных изданиях (Le Monde diplomatiqueUN-Iiabitat: CitiesEuropaische Kommission: Regionen), темпы роста, числа городов с населением. 5−10 млн.чел. будут особенно значительными, а с 2007 года впервые число городских жителей превысило сельское население планеты. В ближайшей перспективе значительной части населения планеты предстоит жить в мегаполисах.

По оценкам Всемирного форума ООН по проблемам городов, из 2300 крупных и крупнейших городов мира лишь около 1%• имеют хорошоналаженную практику стратегического и оперативного управленияК числу таких городов можно, в полной мере, отнести Барселона, Ванкувер* Вену, Ньюи.

Иорк, Париж, Стокгольм., Лондон (Большой), Шарлотт и, т.д.

Анализируя состояние стратегического: управления в ряде российских городов,. следует признать, что качество стратегических документов, разрабатываемых даже с привлечением внешних консультантовостается далеко не на высоком уровне. Так, например, в, большинстве случаев отсутствует четкое понимание того, что такое стратегическое планирование и что собой представляет стратегический план. Как правило, стратегический план не рассматривается как руководящий^ и направляющий документ в политике администрации. Практически отсутствуют работоспособные системы управления реализацией стратегического плана. Стратегическое планирование, чаще всего, не становится механизмом общественного участия в местном самоуправлении и т. д.

Анализируя существующие системы стратегического управления городами и территориальными образованиями, можно выделить целый ряд общих проблем, присущих как отечественной, так и зарубежной практике. Прежде всего, это:

• Проблемы целеполагания Цели это основа для управления^ однако, руководители городов и их территорий формулируют их достаточно формально и непрофессионально: цели формулируются либо философски, либо, наоборот, слишком детализировано.

• Проблемы информационного обеспечения Предпосылкой для принятия аналитически обоснованных' решений, является полная и, точная информация, которая, однако, не всегда имеется в достаточном объеме и доступном, для интерпретации виде в таких сложных политико-административных системах как мегаполис.

•Проблемы внедрення Процесс внедрения систем управления и результаты их применения на практике зачастую существенно отличаются от первоначального замысла. В значительной' степени это объясняется отсутствием культуры проектно-процессного управления и низким уровнем знаний специалистами городской администрации современных методов и инструментов менеджмента.

•Проблемы дезинтеграции Организационная структура административной системы управления мегаполисом не соответствует логике структуры реализуемых программ, то есть, политика, и экономика города разобщены. Отсутствует совместная работа политических и административных органов управления городом над выработкой как стратегических, так и оперативных целей, планов и бюджетов.

Из зарубежной практики построения целостной системы стратегического управления целесообразно выделить опыт крупного города Шарлотт (штат Северная Каролина, США). Это город известен в мире как один из лучших в области разработки и управления стратегией города на основе внедрения системы сбалансированных показателей (ССП) в государственном секторе экономики.

Немногочисленная положительная практика стратегического управления европейскими и североамериканскими городами, а также, доказавшие свою состоятельность концепции и методы стратегического управления крупным бизнесом, не могут быть прямо скопированы и применены для управления мегаполисами без существенных корректировок. Для того, чтобы разработать эффективную систему управления таким сложным и крупномасштабным объектом как мегаполис, необходимо учитывать его отличительные особенности и специфические проблемы в управлеьии.

Современный мегаполис должен обеспечивать условия перехода экономики городов на инновационный и креативный путь развития, основанный на знаниях, в противном случае город перестанет быть привлекательным для молодых, творчески мыслящих и инициативных людей. Переход к новой парадигме развития города требует в первую очередь радикальной перенастройки системы стратегического управления, ориентированной на миссию и стратегические цели. При выработке стратегий развития мегаполиса необходимо ' учитывать тот факт, что он должен не только эксплуатировать имеющиеся в нем ресурсы для достижения заданных натурально — стоимостных критериев, например, кв.м. жилья на человека или средних доходов горожан, но и стремиться развивать их, создавая инфраструктуру и условия для качественной жизни населения: окружающая среда, безопасность, социальная поддержка, медицинское обслуживание, многоуровневое и непрерывное образование и т. п.

Проведенный в ходе диссертационного исследования анализ научно-методической отечественной и зарубежной литературы по вопросам стратегического управления крупными и крупнейшими городами показывает, что сегодня, не смотря на отдельные примеры успешного управления городами, нет устоявшихся и общепринятых концептуальных подходов и методологии построения целостных систем стратегически ориентированного управления мегаполисами, что существенно затрудняет процесс практической реализации разрабатываемых стратегий.

Степень разработанности проблемы.

Концептуальным и теоретико-методологическим проблемам стратегического менеджмента посвящено довольно большое количество публикаций. Среди зарубежных ученых можно выделить работы Акоффа Р., Ансоффа И., Бира С., Гальвейлера А., Каплана Р., Малика Ф., Манна Р., Минцберга Г., Нортона Д., Прахалада К., Портера М., Пробста Г., Томпсона А., Хэмела Г., Хин-терхубера X.,. Ульриха X., Эндрю К. и др.

В отечественной литературе достаточно полно рассматриваются различные аспекты процесса стратегического менеджмента в работах Агеева А. И., Виханского О. С., Гуркова И. Б., Зуба A.T., Катькало B.C., Клейнера Г. Б., Попова С. А., Тренева H.H. и др.

Вопросам стратегического управления регионами и городами, а также проблемам экономики городов и территорий посвящены работы ряда отечественных и зарубежных ученых, таких как Бауэр X., Бивальд П., Бурак П. И., Ветров Г. Ю., Глазырин М. В., Гранберг А. Г., Дёринг Т., Ильин И. А., Львов Д. С., Макаров В. Л., Росляк Ю. В., Турабов В. И., Яковлев В. А. и др.

Проблемы экономики, управления и контроллинга в публичном секторе получили отражение в работах Боно М., Друкера П., Кюпера X., Стиглица Й., Хорварта П. и др.

В разработку инструментов стратегического управленияв частности, методов программно-целевого планирования, большой вклад внесли работы Гриневецкого В. И., Моисеева H.H., Поспелова Г. С. и др.

В вопросах стратегического управления в целом, и в особенности публичными организациями, к которым в полной мере относится мегаполис, сегодня нет консенсуса. Наоборот, явно просматривается тренд на радикальное расхождение концептуальных подходов. Например, в противовес детерминистскому подходу ряда американских специалистов в области, стратегического управления, — противопоставляется концепция «жизнеспособной организации», опирающаяся на нейрофизиологические и гомеостатические принципы и подходы к стратегическому управлению.

Не смотря на существенный теоретико-методологический задел в облас—ти стратегического управления различного рода организациями, практически отсутствуют фундаментальные работы, в которых целостно была бы представлена методология стратегического управления мегаполисом, адекватная современным условиям и тенденциям. развития экономики страны и городов. В периодической научно-практической литературе эта проблема также не получила достойного отражения. Результаты данного диссертационного исследования, опубликованные в монографиях и статьях автора, направлены на’то, чтобы восполнить этот пробел и вооружить практиков современной методологией и инструментарием стратегического управления крупными городами и их территориями.

Цель и задачи исследования

.

Основной целью диссертационного исследования> является разработка совокупности концептуальных и методологических положений, методов и механизмов построения системы стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами, обеспечивающих реализацию-миссии и стратегических целей города при соблюдении требований пространственно-временной гармонии развития объектов, проектов, сред и процессов, а также формирующих комфортные условия проживания для населения города.

Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы и решены следующие задачи:

1. Исследованы особенности и концепту дльные положения стратегического управления мегаполисом в условиях трансформации его экономических и институциональных систем.

2. Проведен анализ и систематизированы наиболее известные концепции стратегического управления с точки зрения возможности их использования для построения системы стратегического управления мегаполисом.

3. Разработаны концептуальные подходы и методологические положения построения системы стратегического управления^ мегаполисом, учитывающие особенности миссии города и требования к гармонизации четырех экономических систем: объекты, проекты, среда, процессы' при соблюдении требований к их пространственновременной однородности.

4. Предложен и обоснован-концептуальный подход к развертыванию миссии, стратегических приоритетов, планов, программ, целей й индикаторов по уровням иерархии объектов и субъектов управления мегаполисом.

5. Разработаны принципы формирования системы ключевых показателей, применение которых позволяет создать целостную модель измерения эффективности управления мегаполисом.

6. Обоснована целесообразность применения концепции контроллинга в системе стратегического управления мегаполисом, а также сформулированы функции и задачи контроллинга мегаполиса.

7. Сформулированы и обоснованы принципиальные положения по эффективному внедрению контроллинга в систему управления мегаполисом.

8. Исследованы и научно обоснованы рациональные варианты схем позиционирования подразделений контроллинга в организационной структуре управления мегаполисом.

9. Разработаны методические положения и рекомендации по практическому построению систем стратегического управления мегаполисом, учитывающие основополагающие принципы, заложенные в концепции организации, сфокусированной на реализуемые менеджментом мегаполиса стратегии.

10. Сформулированы принципы и разработаны подходы к информационно-аналитическому сопровождению процессов¦> стратегическогоуправления мегаполисом и его территориальными единицами-.

Объект и предмет диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются системы управления крупными городами (мегаполисами) и их территориальными единицами: округами, районами.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются концепциитеории, совокупности методов и механизмов осуществления стратегического управления мегаполисами и его территориальными единицами.

Методы исследования.

Теоретическую базу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам стратегического менеджмента, теории управления некоммерческими публичными организациями, институциональной и региональной экономию!, теории принятия решений, кибернетики, контроллинга, информатизации процессов управления .

Методологической основой послужили общенаучные методы диалектики, принципы и методы индуктивного и дедуктивного научного познания, эмпирического обобщения, системного и элементно-аспектного подхода, а также, базовые положения теории гармонизации, разрабатываемой рядом отечественных ученых.

В ходе исследования широко использовались методы ситуационного и структурно-логического анализа, программно-целевого планирования и управления. Для получения, обработки и анализа информации применялись методы наблюдения, интервью, анкетирования, прикладной статистики, а также компьютерные технологии обработки информации. Анализ предметной области и разработка методологических основ основывались на систематизации информации, полученной автором в ходе разработки концепции развития ЦАО г. Москвы.

Информационную базу исследования составили нормативно-справочные, статистические материалы, публикуемые Федеральной службой государственной статистики РФ" Мосгорстатом, данные периодической печати, монографическая и другая научная литература.

В диссертационной работе широко использовались статистические материалы, представленные Международным" центром социально-экономических исследований (Леонтьевский центр), данные Центра расселения и городского развития Совета по изучению производительных сил (СОПС), отчетность Global Reporting Initiative (GRI) по экологической, социальной и экономической результативности городов, статистические данные ряда Всемирных форумов городов, проводимых в рамках программы ООН по населенным пунктам.

Область исследования соответствует пп.10.6, 10.15, 10.27 специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: менеджмент.

Научная новизна.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретико — методологических положений и разработке подходов и инструментария для решения актуальных проблем стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами в условиях трансформации экономических и институциональных систем города.

На защиту выносятся следующие результаты диссертационного исследования, определившие его научную новизну:

1. Для построения системы стратегического управления мегаполисом, в диссертации предложено и обосновано применение принципа1 гармонизации объектных, процессных, проектных и средовых систем в пространственно-временной системе развития мегаполиса. В отличие от традиционно. используемых принципов программно-целевого метода планирования и управления, это позволит более полно учитывать всевозрастающие требования жителей города по обеспечению комфортного проживания.

2. В отличие от традиционного позиционирования миссии в системе управления коммерческими организациями, автором предложено и обосновано позиционирование миссии в качестве самостоятельно работающей стратегическойперспективы, координирующей и интегрирующей" соподчиненные ей стратегические перспективы: финансы, стейкхолдеры мегаполиса, процессы и потенциалы.

3. Предложенный в диссертации подход к позиционированию миссии позволяет перевести ее из традиционной роли яркого идеологического слогана в цель управления более высокого уровня, что обеспечивает измеримость социально-ориентированной результативности стратегического управления мегаполисом.

4. В качестве базовой концепции для построения системы стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами, автором была выбрана и развита концепция организации, сфокусированной на стратегию. Использование данной концепции, в отличие от традиционного набора методов и инструментов ССП, позволит интегрировать и координировать стратегический и оперативный менеджмент мегаполиса на достижение целевых показателей по сформулированным в диссертации стратегическим перспективам.

5. Основываясь на базовых принципах теории гармонизации, в работе был предложен и обоснован концептуальный подход к развертыванию миссии, стратегических приоритетов, планов, программ, целей и индикаторов по уровням иерархии объектов и субъектов управлениямегаполисом. Данныйподход обеспечивает гармониюпреемственность и сбалансированность какмежду руководством города, округов и районов, гак и всех основных отраслей городского хозяйства.

6. Для< решения проблемы, развертывания стратегии" мегаполиса! в ¿-персональные. цели сотрудников с учетом уровня управления, а также их мотивации, в диссертации былиразработаны принципы формирования системы ключевых показателей-. Отличительными особенностями" предложенных принципов являются: иерархичность, отражающая причинно-следственные связи взаданном отрезке временидинамичность состава показателет относительно смены стратегических приоритетов— сравнимость, с аналогичными показателями других мегаполисовконцентрация-5 вниманиям на всех" важных стейкхолдерах. Применение этих, принципов1 позволяет создать целостную модель измерения эффективности и на ее основе повысить уровень гибкости и адаптивности системы управления мегаполисом.

7. В ходе диссертационного исследования, автором былаобоснована целесообразность и необходимость применения концепцииметодов и инструментов контроллинга в системе стратегического управления мегаполисом. Сформулированы функции и задачи, контроллинга мегаполиса, учитывающие его особенности в качестве объекта управления, что позволяет оптимизировать организационную структуру управления мегаполисом и обеспечивать разделение функций менеджера и контроллера в процессе йыработки и принятии наиболее рациональных управленческих решений:

8. Обосновано выделение в самостоятельные подразделения службы стратегического и оперативного контроллинга, определены их основные роли, а также разработаны схемы позиционирования этих служб в качестве штабных подразделений в организационной структуре управления-мегаполисом. Это позволяет, с одной стороны,.более целенаправленно фокусировать внимание менеджмента на достижение стратегических целей мегаполиса, а с другой, обеспечивать эффективное решение оперативных задач.

9. Сформулированы и обоснованы принципиальные положения по эффективному внедрению контроллинга в систему управления мегаполисом, предполагающие обязательное разделение функций руководства мегаполиса, а также функциональную и территориальную децентрализацию управления. Тем самым, обеспечивается решение проблемы интеграции. процессов принятия социальноэкономических решений и рационального распределения ресурсов.

10. На основе разработанных в диссертации принципов формирования системы ключевых показателей предложены концепция и подход к информационно-аналитическому сопровождению, процессов стратегического управления мегаполисов на базе Ситуационных комнат — центров мониторинга стратегических и оперативных показателей и индикаторов развития мегаполиса в целом, а также его территорий. Это позволяет обеспечивать высокий уровень обоснованности, оперативности и гибкости принимаемых решений.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы, дающая приращение для науки, заключается в следующих научных результатах, полученных автором:

— выдвинута и обоснована идея использования концепции пространственно-временной гармонизации экономических и институциональных систем для балансировки стратегических перспектив в ССП мегаполиса;

— доказана нецелесообразность применения в классическом виде концепции ССП для построения системы стратегического управления мегаполисом;

— выдвинута гипотеза о возможности развития ССП в направлении интеграции с нейрофизиологическими, гомеостатическими и. системно-интеграционными подходами;

— предложена идея и обоснована целесообразность, позиционирования миссии мегаполиса в качестве самостоятельной стратегической перспективы;

— разработаны новые и модифицированы существующие принципы формирования системы ключевых показателей, позволяющие создать целостную модель измерения эффективности управления мегаполисом;

— обоснована возможность и целесообразность применения концепции, контроллинга всистеме стратегического управления мегаполисома также выявлены факторы и* условия" успешного внедрения контроллинга в публичном секторе экономики.

Практическое значение полученных автором результатов заключается в том, что:

— предложенный в работе подход к развертыванию миссии, стратегических приоритетов, плановпрограмм, целей' и индикаторов по уровням иерархии объектов и субъектов управления мегаполисом обеспечивает более высокий уровень координации как между руководством города,'округов и районов, так и всех основных отраслей городского хозяйства, что способствует существенному снижению затрат времени и средств на преодоление функциональных барьеров и позволяет более оперативно и целенаправленно, решать практические проблемы в управлении мегаполисом;

— предложенная в диссертации идея выделения в самостоятельные подразделения службы стратегического и оперативного контроллинга, а также разработанные варианты их позиционирования в организационной структуре, создают основу для формирования регламентов и процедур работы и взаимодействия этих служб;

— обоснование целесообразности практического применения центров мониторинга стратегических и оперативных показателей и индикаторов развития мегаполиса и его территорий позволит территориальным и отраслевым органам управления мегаполиса повысить уровень качества и оперативности принимаемых решений;

— полученные в ходе диссертационного исследования научные и практические результаты могут применяться при построении систем стратегического управления не только крупными городами России, но и крупными городами в постсоветских странах, что объясняется исторической общностью их развития и ментальной идентичностью населения.

Апробация’и внедрение результатов исследования.

Результаты исследований докладывались автором на следующих международных и всероссийских конференциях, симпозиумах, саммитах:

• III Международная и V-я Всероссийская конференции «Теория и практика экологического страхования». — Звенигород, МО: Институт проблем рынка РАН, МПР РФ, Федеральное Собрание РФ, Комитет по экологии Государственной Думы РФ, Мин. промышленности, науки и технологий РФ, 2002 ;

• XVI Международный симпозиум по контроллингу. — Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008;

• Международный саммит 2009 Palladium ЕМЕА «Развитие систем менеджмента в целях максимизации результативности». — Барселона: Palladium Group, 2009.

• 1-я Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационная экономика южного региона России» — Краснодар: Кубанский Государственный Университет, 2009;

• X и XI Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». — Москва, ЦЭМИ РАН, 2009, 2010;

• 1-я Международная научно-практическая конференция «Экономика и менеджмент в условиях кризиса». — Варна: Технический университет г. Варна, 2010;

• Международный симпозиум по контроллингу. — Варна: Ассоциация контроллеров Болгарии, 2010.

Материалы диссертационного исследования докладывались на семинарах и мастер классах в Институте МИРБИС при РЭА им. Плеханова, Международной школе бизнеса Финансовой академии при Правительстве РФ, Высшей школе экономики — ГУ, Высшей школе Государственного администрирования МГУ им. М. В. Ломоносова, Московском университете управления Правительства Москвы, МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Публикации.

Наиболее значимые результаты исследования отражены в 2-х авторских монографиях: «Концептуальные и методологические основы построения системы стратегического управления мегаполисом» и «Контроллинг в системе стратегического и оперативного управления мегаполисом», а также в 28 научных статьях, из которых 10 опубликованы в журналах Перечня ВАК. Общий объем научных публикаций по исследуемой проблематике составляет 36 п.л.

Структура и объем диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Рукопись содержит 252 страницы основного текста, иллюстрированного рисунками и таблицами. Библиографический список включает 156 наименований отечественной и зарубежной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

Выполненные в диссертации исследования, направленные на разработку совокупности концептуальных, теоретических и" методологических положений, методов и механизмов построения системы стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами, позволили получить «следующие научно-практические результаты, выводы и рекомендации:

1. Выявлены и систематизированы наиболее характерные проблемы управления крупными городами (мегаполисами). В результате анализа существующих систем управления крупными городами было установлено, что сегодня нет устоявшихся и общепринятых концептуальных подходов и методологии построенияцелостных систем стратегически ориентированного управления мегаполисами, что существенно* затрудняет процесс практической реализации разрабатываемых стратегий.

2. В качестве базового принципа, определяющего концептуальные и методологические подходы к построению системы стратегического управления мегаполисом, в диссертационном исследовании было предложено и обосновано — применение принципа пространственно-временной, гармонии объектных, процессных, проектных и средовых систем, что способствует формированию комфортных условий жизни для населения города.

3. Проведенный в диссертации анализ сущности, содержания, сильных и слабых сторон, а также результатов практического применения наиболее известных отечественных и зарубежных концепций стратегического управления показал, что в качестве базовой концепции стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами следует выбрать, развиваемую и дополняемую автором, концепцию организации, сфокусированной на стратегию, являющейся квинтэссенцией ССП.

4. В диссертации выдвинут и обоснован тезис о том, что роль и место миссии в системе стратегического управления мегаполисом принципиально отличается от ее роли и места в системе управления организациями. В работе предложено позиционировать миссию в ССП на уровне самостоятельной стратегической перспективы, координирующей и' интегрирующей соподчиненные ей стратегические перспективы: финансы, стейкхолдеры мегаполиса, процессы и потенциалы.

5. Основываясь на принципе гармонизации, в работе был предложен и обоснован концептуальныт подход к развертыванию миссии, стратегических приоритетов, планов, программ, целей и индикаторов, обеспечивающий гармонию, преемственность и сбалансированность по уровням" иерархии объектов и субъектов управления мегаполисом.

6. Для решения проблемы развертывания стратегии мегаполиса в персональные цели сотрудников с учетом уровня-управления, а также их мотивации, в диссертации были разработаны принципы формирования ключевых показателей для оценки эффективности управления, мегаполисом и его территориями.

7. В ходе диссертационного исследования была обоснована целесообразность применения концепции, методов и инструментов контроллинга в системе стратегического управления мегаполисом. Разработаны функции и задачи контроллинга.

8. Обосновано выделение в самостоятельные подразделения службы стратегического и оперативного контроллинга, определены их основные роли, а также разработаны схемы позиционирования этих служб в качестве штабных подразделений в организационной структуре управления мегаполисом.

9. Сформулированы принципы и разработана концепция информационно-аналитического сопровождения процессов стратегического управления и мониторинга целевых показателей и индикаторов с использованием Ситуационных центров — современного инструментария информационно-коммуникационных технологий поддержки процессов принятия управленческих решений.

10. Основные концептуальные и методологические положения, модели и механизмы, разработанные в ходе диссертационного исследования были использованы при разработке Концепции развития ЦАО г. Москвы, создании Ситуационной комнаты Префекта, организации деятельности ряда отраслей Правительства Москвы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Планирование в больших экономических системах: Пер. с англ. — М.: Советское радио, 1972. — 250 с.2*. Анискин Ю. П. Корпоративное управление инновационным развитием.-М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. 411 с.
  2. А.Н., Гапоненко А. Л., Мельников С. Б. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города. -М.: Изд-во «Логос», 2002.-248 с.
  3. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. -М.: Медицина, 1971. 61 с.
  4. И. Стратегический менеджмент. Классическое издание: Пер. с англ. /Под ред. А. Н. Петрова СПб.: Изд-во «Питер», 2009.- 344 с.
  5. B.C. Стратегия развития современного города // Труд и социальные отношения. № 4, 2003. — С.7−12.
  6. С.Л. Гомеостатика как концептуальный и методологический подход к построению системы управления мегаполисом // Контроллинг.- 2009. -№ 4(32). С.3−11.
  7. С.Л. Контроллинг в системе стратегического и оперативного управления мегаполисом. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — 176 с.
  8. С.Л. Методологические основы построения интегрированной системы показателей для управления территориальными органами исполнительной власти// Экономические стратегии. 2009.- № 3(69). -С.134−141.
  9. C.JI. Особенности контроллинга в управлении крупным мегаполисом // Контроллинг, — 2009.- № 3(31). С.3−11.
  10. Байдаков C. J1. Уточнение роли и позиционирование миссии в системе стратегического управлении мегаполисом и его территориями // Контроллинг." 2010. -№ 2 (35). -С.8−11.
  11. С.С. Мегаполис: методы и модели управления процессами комплексной реконструкции сложившейся застройки. — М.: Изд-во «СИНТЕГ», 2004. 112 с.
  12. Бир С. Мозг фирмы. — М.: Радио и связь, 1993 .-416с.
  13. Бир С. Наука управления: Пер. с англ./ Предисл. С. В. Емельянова.- М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 120 с.
  14. С.Н. Контроллинг как инструмент организации экономического пространства на региональном и местном уровне //Контроллинг. -2003. -№ 4(8). С.2−8.
  15. Т.А. Оценка инвестиционного климата города. — М.: Изд-во ГУУ, 2004.-128 с.
  16. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. -М.: Связь, 1968. 147 с.
  17. О.С. Стратегическое управление. — М.: Изд-во «Гардарика», 1998.-360 с.
  18. Н.Ю. Структурная модернизация экономики крупнейших городов России. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000. -255 с.
  19. Внедрение сбалансированной системы показателей. Опыт внедрения компании Horvath&Partners: Пер. с нем. М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2006.-478 с.
  20. Д.М. Организация и управление: социологический анализ буржуазных теорий. -М.: Наука, 1972. 382 с.
  21. А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. -М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2005.- 416 с.
  22. М.В. Муниципальная самоорганизация: Основное звено территориального хозяйствования и самоуправления. М.: Наука, 2003. -240 с.
  23. Е.П. Технология принятия управленческих решений.- М.: Изд-во «Дело и сервис», 2005. 544 с.
  24. Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем /Горский Ю.М., Астафьев В. И., Казначеев В. П. и др. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990. 350 с.
  25. Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1988. — 323 с.
  26. В.А. Информационные технологии для менеджеров. — М.: Финансы и статистика, 2001. 368 с. 31 • Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. — М.: Изд-во ВШЭ-ГУ, 2003.-362 с.
  27. А.Г., Штульберг Б. М., Кичеджи В. Н. Стратегии макрорегионов России. Методологические подходы, приоритеты и пути реализации /Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. — 284 с.
  28. Грейсон Дж., 0. Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер с англ./Предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  29. .М., Костылева Н. Е., Лебедева H.A. Новые организационные технологии для управления и развития городов // Гуманитарные науки. 2000.- № 3. — С.42−48.
  30. А.О. Стратегическое управление университетом: от планак инновационной миссии//Университетское управление: практика и анализ.-2004.-№ 1(30). -С.9−20.
  31. Н.Г. Контроллинг: Учебное пособие. М.: Изд-во «Доброе дело», 2002. — 248 с.
  32. O.A. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием. — М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2008.- 248 с.
  33. У. Новая экономика: Пер. с англ. — М.: Изд-во «Эксмо», 2006.208 с.
  34. Друкер, Питер Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика: Пер. с англ. М.: Изд-во «И.Д.Вильяме», 2008. — 992 с.
  35. .С., Лимонов Л. Э. Организация процесса разработки и реализации стратегического плана Санкт-Петербурга // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 1999.- № 2. — С.9−16.
  36. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. — М.: Изд-во «Аспект пресс», 2004. — 358 с.
  37. А.Б. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях //Контроллинг. 2002. -№ 1(1). — С. 18−22.
  38. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, систе-мы/А.М.Карминский, С. А. Карминскиь. В. П. Нестров, Б.В.Черников-
  39. Под ред. А. М. Карминского.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 486 с.
  40. Информационные системы в экономике /Под. ред. В. В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 272 с.
  41. Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности — гарантия конкурентного преимущества: Пер. с англ. — М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2010. —• 376 с.
  42. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2003. -320с.
  43. A.M. Методология и экономические инструменты контроллинга информационных технологий //Контроллинг. 2008.-№ 2(26). -С. 58−63.
  44. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  45. B.C. Эволюция теории стратегического управления. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. 548 с.
  46. X., Роосталу JI. Контроллинг в городской управе Таллина //Контроллинг. -2008. -№ 4(28). С.34−37.
  47. Г. Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты/Юбщественные науки и современность. -2005. -№ 3, С.3−12.
  48. Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. — 568 с.
  49. Г. Б. Эволюция институциональных систем. — М.: Наука, 2004.240 с.
  50. Г. Б. Экономика должна быть гармоничной //Контроллинг. -2008.-№ 3(27). — С.3−9.58,59,60
Заполнить форму текущей работой