Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи: исследовать основные теоретические подходы и концепции, лежащие в основе осуществления эколого-экономической политики государствапроанализировать международный опыт применения экономических, в т. ч. налоговых, инструментов регулирования экологической деятельности и выявить значимые тенденции развития государственной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы и международный опыт экономического регулирования экологической деятельности предприятий
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы экологической политики государства
    • 1. 2. Международный опыт применения экономических инструментов в сфере природопользования и охраны окружающей среды
  • ГЛАВА 2. Анализ механизма налогового регулирования экологической деятельности и воздействия промышленности на экологию Свердловской области
    • 2. 1. Анализ применяемого в России механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий
    • 2. 2. Оценка экологического состояния Свердловской области и воздействия, оказываемого на окружающую среду, предприятиями черной металлургии
  • ГЛАВА 3. Разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий
    • 3. 1. Основные направления совершенствования механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий
    • 3. 2. Предложения по совершенствованию механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий

Совершенствование механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сложившаяся в настоящее время экологическая ситуация в России может оцениваться как критическая: более 20% территории РФ находится в зонах экологического кризиса и эта зона продолжает расширяться. В результате разрушается способность природной среды Ф поддерживать экологическое равновесие в мире, что подрывает саму биологическую основу существования человечества. Основным источником возникающих экологических проблем является деятельность различных отраслей экономики, и особенно, промышленности. Однако, человечество не только не может снизить объемы промышленного производства, но и вынуждено их постоянно наращивать. Это обусловлено как ростом населения в мире, так и повышением уровня жизни людей. В результате возникает противоречие между экологическими и экономическими основами жизни общества. Разрешение этого Ш противоречия было предложено в рамках концепции устойчивого развития, в соответствии с которой необходимо таким образом удовлетворять потребности ныне живущих поколений, чтобы это не подрывало возможности удовлетворения потребностей будущих поколений. Концепция устойчивого Щ развития стала одной из центральных идей, обсуждаемых на конференции в Рио.

1992 г.), нашла отражение в ее документах: Повестке дня на XXI век и Декларации Рио.

С целью реализации концепции устойчивого развития необходимо формирование эколого-экономической политики государства и конкретных инструментов государственного регулирования эколого-экономического развития страны. Исследованию эколого-экономической политики и отдельных эколого-экономических инструментов посвящены труды: Абалкиной И., Аткинсона Э. Б., Бобылева С. Н., Бьюкенена Дж., Гусева A.A., Игнатьевой М. Н., Коуза Р. Х., Маркандия А., Мочаловой JI.A., Новоселова A. JI, Пахомовой Н. В., Рихтера К. К., Романовой O.A., Самуэльсона П., Сафронова Е. В., Сахаева В. Г., Стиглица Дж., Струмилина С. Г., Хачатурова Т. С., Ходжаева А. Ш, Хотеллинга fe X., Чепурных Н. В., Щербицкого Б. В., Эрроу К., Яндыганова ЯЛ и др.

Одним из наиболее важных инструментов государственного ^ регулирования эколого-экономического развития в условиях рыночной экономики является налоговый механизм, что обуславливается следующими причинами. Во-первых, налоговые инструменты, позволяя предприятиям самостоятельно выбирать стратегию экологической деятельности, повышают ^ гибкость системы экологического регулирования и снижают затраты, необходимые для достижения экологических целей. Во-вторых, экологические налоги позволяют скорректировать так называемые «провалы рынка» в результате чего цены создают правильные сигналы для поведения рыночных агентов. В-третьих, налоговые инструменты обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования. Вопросы налогового регулирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды рассматриваются в работах: Арутюмова К., Бабиной Ю., щ Вольфа Г., Выварца А. Д., Герасимовича В. Н., Голова И. М., Голуба A.A.,.

Дистергефт Л.В., Ефимова A.B., Львова Д. С., Морокова В. В., Папенова К. В., Петракова Н. Я., Пигу А., Разовского Ю., Салиной А. И., Сандмо А., Санстада А., Силаева А., Струковой Е. Б, Хильченко Н. В., Шмидта В. В., Щукина, А и др. Ф Однако при всей глубине разработки вышеперечисленных вопросов, не все их аспекты в настоящее время достаточно полно изучены. Необходимость дальнейшего углубленного исследования обусловлена изменяющейся экологической ситуацией в РФ, спецификой развивающейся российской экономики и потребностью комплексного решения экологических и экономических задач развития страны. В этих условиях реализация в России концепции устойчивого развития требует совершенствования механизма налогового регулирования экологической деятельности, что и явилось <<Ь основанием для выбора темы исследования.

Настоящее исследование выполнялось по планам научно-исследовательских работ ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет — УПИ» (госбюджетные темы № 2822 «Анализ щ тенденций развития и проблемы совершенствования налоговой системы.

Российской Федерации" и № 2823 «Совершенствование хозяйственного механизма рационального использования и охраны природных ресурсов»).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методологических основ и практических рекомендаций по совершенствованию механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий, направленное на повышение эффективности их функционирования.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи: исследовать основные теоретические подходы и концепции, лежащие в основе осуществления эколого-экономической политики государствапроанализировать международный опыт применения экономических, в т. ч. налоговых, инструментов регулирования экологической деятельности и выявить значимые тенденции развития государственной эколого-экономической политикиизучить действующий в России механизм налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятийвыявить влияние деятельности уральских предприятий черной металлургии на состояние окружающей природной средыразработать основные направления совершенствования механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятийсформулировать научно-методические основы и алгоритм расчета налога на потребление топливных ресурсовразработать методику определения величины инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль и предложить методические рекомендации по расчету оценочного показателя эффективности инвестиционных вложений для предоставления льготы.

Объект исследования — предприятия черной металлургии Свердловской области.

Предмет исследования — эколого-экономические отношения, возникающие в процессе природопользования и охраны окружающей среды на промышленных предприятиях.

Методологическая база и методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области экономического механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды в целом, и налогового регулирования эколого-экономической деятельности, в частности. Также использовались законодательные акты, инструктивно-методические документы всех уровней управления. Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, позволяющего исследовать интегрированную эколого-экономическую систему, методов структурно-логического, экономического и статистического анализа и др.

Информационную основу исследования составили статистические данные Государственного комитета по охране окружающей природной среды по Свердловской области, Свердловского областного комитета государственной статистики, специализированные отчеты Комитета по экологической политике Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Основные научные и практические результаты, полученные лично автором:

• исследованы теоретические подходы к государственному регулированию эколого-экономической деятельности и оценены возможности их практического применения;

• проанализирован международный опыт применения экономических инструментов регулирования экологической деятельности и определены значимые тенденции развития государственной экологической политики;

• систематизированы и исследованы основные элементы механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий, определены их достоинства и недостатки;

• проведен анализ состояния черной металлургии и оценено воздействие технологических процессов отрасли на загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов по Свердловской области;

• разработаны основные направления совершенствования инструментов налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий;

• предложены методика расчета налога на потребление топливных ресурсов и методика определения величины инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль;

• разработаны методические рекомендации по расчету оценочного показателя эффективности инвестиционных вложений для предоставления льготы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• сформулированные научно-методические предложения по совершенствованию механизма налогового регулирования экологической деятельности основываются на формировании системы налоговых инструментов и признании приоритета государственного регулирования этой деятельности, что позволяет повысить эффективность функционирования названного механизма (п. 12.15 Пасп. Спец.);

• предложенные научно-методические подходы и разработанная на их основе методика расчета налога на потребление топливных ресурсов, базирующаяся на принципе дифференциации ставки налога в зависимости от соотношения фактического и нормативного объемов использования топливных ресурсов, обеспечивают учет в цене на эти ресурсы экологических издержек и стимулируют рациональное использование топливных ресурсов (п. 12.19 п/с);

• разработанные альтернативные подходы к формированию базового норматива ставки налога на потребление топливных ресурсов, в основу которых положены принципы: интернализации экстерналий, расчета стоимости замещения природного ресурса, создания фондов финансирования природоохранных мероприятий, достижения целевых результатов по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, обеспечивают объективность и достоверность величины этого норматива (п. 12.2 п/с);

• предложенная методика определения величины инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль, предполагающая дифференциацию размеров этой льготы в зависимости от экологических результатов инвестиций и приоритетных направлений развития территории, позволяет осуществлять целенаправленное стимулирование природоохранной инвестиционной деятельности предприятий (п. 12.20 п/с).

Практическая значимость результатов исследования. Использование содержащихся в диссертации методологических подходов, методических рекомендаций и практических предложений обеспечивает повышение эффективности функционирования механизма налогового регулирования экологической деятельности, что способствует реализации концепции устойчивого развития в РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы доложены и получили одобрение на международной экономической конференции «ЧеловекОбществоОкружающая среда» (г.Екатеринбург, 2001 г.), на международной научно-практической конференции «ПредприятиеОкружающая средаКультура» (г. Екатеринбург, 2001 г.), на научно-практическом семинаре на международной выставке «УРАЛЭКОЛОГИЯ-2002» (г. Екатеринбург, 2002 г.), на Всероссийском симпозиуме по миниэкономике (г. Екатеринбург, 2002 г).

Публикации. Результаты проведенного исследования отражены в 16 печатных трудах общим объемом 2,56 п. л. (в т. ч. авторские — 2,22 п.л.).

Заключение

.

Проведенные в диссертационной работе исследования позволили сделать ряд выводов и практических рекомендаций:

1. В настоящее время все в большей степени нарастает противоречие между экологическими и экономическими основами жизни общества: разрушением способности природной среды поддерживать экологическое равновесие и создавать биологическую основу существования людей и необходимостью наращивать объемы промышленного производства в связи с ростом населения и повышением уровня жизни. Разрешение этого противоречия возможно в рамках концепции устойчивого развития, предполагающей таким образом удовлетворять потребности ныне живущих поколений, чтобы это не подрывало возможности удовлетворения потребностей будущих поколений.

2. Возможность и эффективность реализации концепции устойчивого развития во многом зависит от совершенства государственного механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды, в том числе и механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий.

3. Анализ международного опыта осуществления государственной экологической политики показывает, что происходит движение от преобладания административных методов экополитики к внедрению и все большему распространению эколого-экономических методов и далее к осуществлению все более тесной интеграции социально-экономической и экологической политики, усилению роли международных и макроэкономических факторов экологического регулирования.

4. Действующий в РФ механизм налогового регулирования экологической деятельности предприятий не совершенен, в результате чего загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов возрастают, а большая часть природной ренты присваивается природоэксплуатирующими предприятиями. Основными недостатками существующего механизма налогового регулирования экологической деятельности являются: нерациональная структура налогообложения по факторам производства (более 80% налогового бремени приходится на налогообложение труда и капитала, 2−5% - на налогообложение использования природных ресурсов и ассимиляционного потенциала) — несовершенство нормативно-законодательного и организационного обеспечения данного механизманедостаточное информационное и методологическое обеспечениенеэффективный порядок взимания, распределения и использования экологических налогов и платежей.

5. Состояние окружающей среды Свердловской области является крайне неблагополучным. Высок уровень загрязнения во всех природных средах: атмосферного воздуха, водных объектов, земельных ресурсов. Увеличивается объем образования промышленных и бытовых отходов и снижается объем их использования. Нерешенными остаются проблемы с питьевым снабжением населения, обустройством свалок отходов и т. д.

6. Деятельность предприятий черной металлургии оказывает значительное негативное влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов Свердловской области. Предприятия доминируют по объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросу загрязненных сточных вод и образованию отходов (в т.ч. токсичных) — они способствуют отчуждению, нарушению и загрязнению значительного количества земельимеют высокий уровень ресурсоемкости и, особенно топливоемкости производства, что порождает ряд серьезных экологических проблем и приводит к преждевременному исчерпанию топливных ресурсов.

7. Основные причины, обуславливающие значительный вклад предприятий черной металлургии в ухудшение экологической ситуации области, можно подразделить на технические (использование устаревших технологий, несовершенного и физически изношенного оборудования, применение малоэффективных схем очистки, отсутствие комплексной переработки металлургического сырья, недостаточное оснащение средствами.

140 контроля и управления, нарушения технологической дисциплины) и экономические (отсутствие у предприятий стимулов к экономному и рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей средынедостаточный уровень и низкая эффективность экологической инвестиций). Обе эти группы причин вызваны неэффективностью действующего механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий.

8. Сформулированные предложения по совершенствованию механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий охватывают следующие основные направления совершенствования: формирование эколого-ориентированной налоговой системысовершенствование системы платы за природные ресурсысовершенствование системы платы за загрязнение окружающей средысовершенствование системы экологических налоговых льготформирование системы экологических продуктовых налогов.

9. Представленные рекомендации по введению налога на потребление топливных ресурсов и разработанная методика его расчета позволят создать действенные стимулы рационального и эффективного использование топлива на промышленных предприятиях.

10. Предлагаемые альтернативные подходы к формированию базового норматива ставки налога, в основу которых положены принципы: интернализации экстерналий, расчета стоимости замещения природного ресурса, создания фондов финансирования природоохранных мероприятий, достижения целевых результатов по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, обеспечивают достоверность и объективность величины этого норматива.

11. Разработанная методика определения величины инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль, предполагающая дифференциацию размеров льготы в зависимости от экологических результатов инвестиций и приоритетных направлений развития территории, позволяет осуществлять целенаправленное стимулирование природоохранной инвестиционной деятельности предприятий.

12. Предлагаемые общие направления совершенствования механизма налогового регулирования экологической деятельности промышленных предприятий, а также конкретные предложения по его совершенствованию позволят повысить эффективность деятельности данного механизма. Это приведет к снижению негативного экологического воздействия как со стороны предприятий черной металлургии, так и промышленности в целом, а также будет способствовать осуществлению их деятельности в рамках концепции устойчивого развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Экономический опыт охраны окружающей среды в США // Экономические науки. 1988. № 4.
  2. А. Экологическая политика в переходный период: проблемы и решения // Вопросы экономики. 1995. № 2. с. 150−159.
  3. Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития. М.: Изд-во Российской экономической академии, 1994. 312с.
  4. Л.И., Шкребела Е. В. Совершенствование налогообложения прибыли предприятий. М.: ИЭПП, 2000. 203с.
  5. А. Минерально-сырьевая база страны // Экономист. 2000. № 2. с. 13−22.
  6. К., Левина Э, Назарова 3., Шмидт В. основные направления реформирования системы налогообложения в недропользовании // Налоги. 2000. № 1. с. 45−55.
  7. Э. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. M.: Аспект Пресс, 1995. 832с.
  8. Ю. Рентный доход при использовании природных ресурсов //Экономист. 2001.№ 6.с. 12−19.
  9. В.Ф., Седов В. В. Концепции взаимодействия экономики и природы. М.: Мысль, 1984.206с.
  10. Ю.Барулин C.B., Макрушин A.B. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики //Финансы. 2002. № 2. с.39−43.
  11. И.Беленький В. Методика определения цены земли и планирования устойчивого землепользования // Вопросы экономики. 2000. № 7.с. 85−95
  12. B.C., Островская A.B., Евпланов А. И., Павлюк Е. Ю., Ясников Г. П. Термодинамика, энергетическая эффективность и экология. Екатеринбург: Полиграфист, 1999.204 с.
  13. Е. Экологический мониторинг природной среды // Экономист. 2002. № 7. с.81−87.
  14. М.Блауг M. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. 687с.
  15. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. М.: ТЕИС, 1997. 272с.
  16. О. А., Порунов А. Н. Налог на добычу полезных ископаемых // Экология и промышленность. 2002. № 6.с. 36−38.
  17. В.Н. Концепция перехода к устойчивому развитию и региональная энергетическая политика // Энергия: экономика, техника, экология. 2000. № 3. с. 21−24
  18. Е. Регулирование отношений собственности между российской Федерацией и ее субъектами // Вопросы экономики. 1997. № I.e. 97−112.
  19. Дж. Исчисление общественного согласия. М., 1997. 485с.
  20. А.П., Волконский В. А., Кузовкин А. И., Павлов Н. В., Петраков Н. Я., Соловьев Ю. П., Ясин Е. Г. Методы учета ренты в ценах и плановых расчетах // Экономика и мат. методы. 1986.№. 5.
  21. Валдайские дискуссии о финансовых механизмах сохранения живой природы России // Экономика и математические методы. 2002. № 3. с. 134−137.
  22. С., Нестеров JI. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики. 2002. № 3.с.51−65.
  23. ВИ. Размышление натуралиста. Кн.1.: Пространство и время в живой и неживой природе. М.: Наука, 1975. 174с.
  24. В., Кузовкин А. Цены на энергоресурсы в России и зарубежных странах // Экономист. 2000. № 1 I.e. 11−23.
  25. В.Г., Кудрин В. А. Якушев A.M. Общая металлургия. М.: Металлургия, 1998. 768с.
  26. А. Д., Федоренко О. В., Карелов C.B. Экономика природопользования. М.: ЦНИИцветмет экономики и информации, 1994. 264с.
  27. А. Д., Дистергефт JI.B. Отчет о НИР «Формирование и апробация методики оценки экономической эффективности осуществления водохозяйственных и водоохранных мероприятий». Екатеринбург, 2001. 97с.
  28. А. Д., Дистергефт J1.B. Научно-методические подходы к преодолению «тирании дисконтирования» // «Человек- общество-окружающая среда»: Сборник научных трудов. Часть 3. Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. 261с.
  29. Э.В., Бобылев С. Н., Новоселов A.JI., Чепурных Н. В. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 1998. 455с.
  30. С., Ивановский С. Экономико-правовой аспект реформирования собственности на природные ресурсы // Вопросы экономики. 1995. № 9.с. 107−113.
  31. М. Экологические аспекты налогового законодательства // Экос-информ. 2000. № 5. с. 3−6.
  32. В.Н., Голуб A.A. Методология экономической оценки природных ресурсов. М.: Наука, 1988. 140с.
  33. Н., Лазуренко С., Новицкий И. Земельно-имущественные отношения в городе // Вопросы экономики. 2000. № 8.с. 98−111.
  34. И.М., Мороков В. В., Хильченко Н. В., Базанова Л. Ю. Экологические факторы в налогово- бюджетной политике. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 1994. 85с.
  35. A.A., Гофман К. Г. Экономические механизмы управления глобальными процессами // Экономика и Математические Методы. 1992. № 5−6.
  36. A.A., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием. М.: Наука, 1993. 135с.
  37. A.A., Струкова Е. Б. Природоохранная деятельность в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995. № 2. с. 139−150.
  38. A.A., Маркандия А., Струкова Е. Б. Проблемы изъятия рентных доходов // Вопросы экономики. 1998. № 6. с. 145−159.
  39. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998.319с.
  40. И.В. Налоги в рыночной экономике. М.: АНКИЛ, 1992, 95с.
  41. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1995 г. Екатеринбург: УРЦ «Аэрокосмоэкология», 1996.218 с.
  42. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1996 г. Екатеринбург: УРЦ «Аэрокосмоэкология», 1997.
  43. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1997 г. Екатеринбург: УРЦ «Аэрокосмоэкология», 1998. 269 с.
  44. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1998 г. Екатеринбург: УРЦ «Аэрокосмоэкология», 1999. 271 с.
  45. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1999 г. Екатеринбург: УРЦ «Аэрокосмоэкология», 2000. 255 с.
  46. К.Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России // Экономика и математические методы. 1994. т.30, вып.4. с. 22−35.
  47. Н. Б. Налоговый механизм стимулирования инвестиций в России и роль амортизационной политики в нем//Финансы. 2001. № 5.с.36−39.
  48. Е., Голуб А., Мухин А., Ксенофонтов М., Узяков М. Экологические последствия субсидирования энергетического сектора России // Вопросы экономики. 1998. № б.с. 133−148.
  49. A.A. Экономика природопользования: от прошлого- к настоящему и будущему // Экономика и математические методы. 1995. т.31, вып.4.с. 40−51.
  50. A.A., Гусева И. Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развития // Экономика и математические методы. 1996. № 2.с. 67−77.
  51. Декларация международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. Рио- де- Жанейро: Изд-во ООН, 1992. 5с.
  52. А., Потравный И. Экологические затраты: проблемы сопоставления и анализа // Вопросы экономики. 1998. № б.с.122−133.
  53. А. Регулируемый рыночный оборот земли и частная собственность на землю // Вопросы экономики. 2001. № 8.с. 80−92.
  54. A.B. Об оптимизации ресурсных платежей в нефтяной отрасли И Финансы. 2000. № 12. с.43−47.
  55. В.И., Шешуков О. Ю., Смирнов JT.A. Природоохранные мероприятия в металлургии. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 106с.
  56. Закон Российской Федерации «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.1995. № 167-ФЗ
  57. Закон Российской Федерации «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998. № 71-ФЗ
  58. Закон Российской Федерации «Земельный кодекс РСФСР» от 25.04.1991.№ 1103−1
  59. Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991. № 1738−1
  60. Закон Российской Федерации «Земельный Кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001. № 136-Ф3бб.Закон Российской Федерации «Основы лесного законодательства РФ» от 09.03.1993. № 4613−167.3акон Российской Федерации «Лесной кодекс РФ» от 29.01.1997. № 22-ФЗ
  61. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992. № 2395−169.3акон Российской Федерации «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 30.12.1995. № 224-ФЗ.
  62. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФот 08.08.2001. № 126-ФЗ
  63. Закон Российской Федерации «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ
  64. С. Рента и государство // Вопросы экономики. 2000. № 8. с. 84−97.
  65. М.Н., Литвинова A.A., Хильченко Н. В. Концепция учета экологического фактора при прогнозировании социально- экономического развития региона. Препринт: Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1994. 22с.
  66. Инструкцией МНС РФ «По применению закона РФ «О плате за землю» от 21.02.2000. № 56
  67. A.C. Основы сжигания газового топлива. Справ, пособие. Л.: Недра, 1987. 335с.
  68. В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. 2002. № 9.с. 38−43.
  69. Е. Об основных положениях налогообложения в нефтяной отрасли // Налоги. 2000. № 2.с. 65−72.
  70. В.П. Сырьевая составляющая устойчивого развития мирового сообщества // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2002.№ 2.с. 23−40.
  71. Е., Беляев В. Совершенствование механизма освоения недр // Экономист. 2000. №, Ю.с.87−92.
  72. Е. Выгодно ли потреблять дешевую энергию // Энергия: экономика, техника, экология. 2001. № 1с. 18−25.
  73. О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Известия РАН. Сер. Географическая. 19 992. № 6. с. 47−54
  74. М., Белов Ю. Реализация права собственности государства на недра через изъятие природной ренты // Вопросы экономики. 2000. № 8. с.70−83.
  75. Комментарии земельного законодательства РФ // Законодательство и экономика. 2001. № 4.
  76. Концепция государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (проект). М.: 1997. 50с.
  77. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ № 440 от 01.04.1996. 21с.
  78. А.А. Экономический механизм экологически устойчивого развития нефтедобычи // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 1999. № 5.с. 67−74.
  79. А., Дурбажева А. Об экологической функции налогообложения // Налоги. 2000. № 1.с. 64−67.
  80. Р. X. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД 1993. 192 с.
  81. И. Платежи за природные ресурсы // Экономист. 2000. № 9.с. 84−95.
  82. В.А., Севастьянова А. Е., Шмет В. В. Методический подход к обоснованию стратегии устойчивого социально- экономического развития сырьевых территорий / Регион: экономика и социология. 1997. № 2. с.20−39.
  83. А. Потенциал энергосбережения И Экономист. 2000. № 5.с. 23−27.
  84. Г. Л. Эколого- экономическая эффективность использования топливно-энергетических ресурсов РФ // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2000. № 6. с. 107−118.
  85. М.Я., Чепурных Н. В., Юрина Н. П. Региональное природопользование на пути к гармонии. М.: Мысль, 1986. 262с.
  86. В.Г., Щелоков Я. М., Розин С. Е., Дружинина О. Г., Пареньков А. Е. Энергетический анализ. Методика и базовое информационное обеспечение. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 100с.
  87. Д. С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002 г. 512с.
  88. Д., Гребенников В., Устюжанина Е. Концепция национального имущества // Вопросы экономики. 2001. № 7.с. 139−156.
  89. К.Б., Ронкин Г. С. Окружающая среды, рынок и регион. М.: Наука, 1993. 159с.
  90. М.Н. Природные ресурсы и эффективность капитальных вложений. М.: Наука, 1974. 280с.
  91. Г. Энергосбережение: механизмы и методы управления И Экономист. 2000. № 8. с.66−75.
  92. Т.Р. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск: 1993.183с.
  93. К. Капитал. T. I- T. II- T.III. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1978. 454с.
  94. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс. Универс, 1993. 350с.
  95. Д.Х., Медоуз Д. А., Рендерс И. За пределами роста. М.: Изд. Группа «Прогресс», Пангея, 1994. 375с.
  96. O.A. Налоги и субсидии в экономическом механизме охраны окружающей среды // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 1999. № 5.с. 82−97.
  97. Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов. Утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минстроем РФ. М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 1996. 23с.
  98. Дж. С. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1980. 495с.
  99. М., Саркисян Р., Спектор А. Необходимость и факторы перехода к ресурсоэкономному развитию // Российский Экономический Журнал. 1997. № 11−12. с. 43−53.
  100. Л. А. Экологически чистое производство: подходы, оценки, рекомендации. Екатеринбург: ФЦПРП, 2000. 394с.
  101. И.В., Фоминых Н. В. Экологические проблемы Свердловской области: возможности экономического регулирования // Международная научно-практическая конференция «Предприятие-Окружающая среда- Культура»: Тезисы докладов. Екатеринбург. 2001. с. 6263.
  102. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Проспект, 2000.288с.
  103. Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию/под ред. Евтеева С. А., Перелета P.A. М.: Прогресс, 1989. 371с.
  104. П.М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок. М.: «Юнити», 1997. 409с.
  105. B.B. Об экологически ориентированном хозяйственном механизме // Экономика и математические методы. 1997. № 1.с. 158−160.
  106. Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития // Экос-информ. 1994. № 2.с. 5−10.
  107. Особенности земельного законодательства в российских регионах // Вопросы экономики. 2000. № 7.с. 76−85.
  108. Л. Налоговый механизм регулирования инвестиций // Налоги. 1997. № 1.с. 55−60.
  109. К.В., Мелехин Е. С. Совершенствование экономического механизма недропользования в современных условиях // Вестник Московского Университета. 2002. № 1.с. 36−56
  110. В.П., Игнатьева М. Н., Ивлев В. А. и др. Концепция механизма природопользования при переходе к рыночным отношениям // Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 1994. 47с.
  111. Н.В. Экологическая политика 90-х годов новые факторы и тенденции // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1998. № 3.
  112. Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб.: Издательство С.- Петербургского ун-та, 1999. 488с.
  113. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985.512с.
  114. С., Кадохов В. Совершенствование экономических механизмов природопользования // Экономист. 2002. № 4.с.57−65.
  115. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» от 28.08.1992. № 632
  116. Постановление Правительства РФ «О плате за объекты животного мира и ее предельных размерах» от 29.09.1997. № 1251
  117. Постановление СМ РСФСР «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» от 09.01.1991. № 13
  118. Постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15.02.1997. № 319
  119. Постановление Правительства РФ «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ» от 27.12.2000. № 1010
  120. Природопользование. Учебник. Под ред. проф. Э. А. Арустамова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2000. 284с.
  121. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Под редакцией: М. Алексеева, С. Синельникова. М.: Институт экономики переходного периода, 2000. 520с.
  122. Проблемы развития горно- металлургического комплекса России //Металлург. 2001. № 6.с. 4−13.
  123. Проблемы экономической оценки и использования национального богатства страны // Экономист. 2001. № 12.с. 11−21.
  124. Программа действий. Повестка дня на XXI век // Документы и материалы конференции в Рио-де -Жанейро. Публикации центра «За наше общее будущее» сост. М. Китинг. Женева: 1993. 78с.
  125. Т.Г. Природопользование. М.: Финстатинформ, 1997.144с.
  126. ., Ишмаев И. Управление недропользованием// Экономист. 2001.№ 3. с. 27−33.
  127. Ю. В. Горная рента (экономика и законодательство). М.: Экономика, 2000.221с.
  128. А.Э. О методах управления охраной окружающей среды в других странах//Экологическое оздоровление экономики. М.: Наука, 1994.
  129. Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов // Под ред. Егоричева А. П., Лисиенко В. Г., Розина С. Е., Щелокова Я. М. М.: Металлургия, 1990.149с.
  130. Региональный план действий по охране окружающей среды для Свердловской области. Екатеринбург, 1998 г.
  131. Региональные проблемы лицензирования природопользования // Экономика и математические методы. 1998. № 1. с. 158−165.
  132. Рентоспособность и налогообложение земли // Экономист. 1997. № 5.с. 57−61.
  133. Д. Начала политической экономии и налогообложения. Соч. Т. IМ.: Госполитиздат, 1955 г. 360с.
  134. С.Б., Новичков С. Б. Экологическое законодательство // Экология и Промышленность. 2002. № 10.с. 152−156.
  135. O.A., Ратнер Н. М. Региональные проблемы повышения эффективности металлургического производства. М.: Наука, 1981. 158с.
  136. О., Филатова М. О стратегии социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 1997. № 7.
  137. А. Система платежей за пользование природными ресурсами в 2002—2003 годах // Налоги. 2002. № 2. с.7−19.
  138. А.И. Налог на добычу полезных ископаемых как новый методический подход к налогообложению природных ресурсов // Финансы. 2002. № I.e. 43−45.
  139. Е.В. Экономика природопользования. Екатеринбург: УрГУ, 2001.76с.
  140. В.Г., Щербицкий Б. В. Экономика природопользования и охрана окружающей среды. Киев: «Вища школа», 1987. 263с.
  141. А. Система платного недропользования // Экономист. 2000. № 3.с. 82−87.
  142. В. Минерально-сырьевой комплекс в структуре экономики России //Вопросы экономики. 1998. № 4.с. 144−155.
  143. И. С. Формирование экологической политики и механизма ее реализации в условиях старопромышленных регионов / Диссертация канд. экон. наук 11.00.11. Свердловск: 1999. 207с.
  144. C.B. Финансовые источники природоохранной деятельности // Вестник Московского Университета. Сер.6. Экономика. 1999. № 3. с.96−123.
  145. С.Б. Гозоочистные аппараты и установки в металлургическом производстве. М.: Металлургия, 1990. 400с.
  146. Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: Издательство Московского университета, 1997. 718с.
  147. В.Е., Игнатьева М. Н., Пахальчак Г. Ю. Некоторые вопросы ресурсосбережения в Свердловской области // Уральское горное обозрение. 1997, № 10−11, с.272−277.
  148. С.Г. О цене «даровых благ» природы // Вопросы экономики. 1967. № 8
  149. А., Козаков Е., Беляев В. Социально- экономический механизм рационального недропользования: федеральный и региональный уровни // Российский Экономический Журнал. 1999. № 11−12.С. 45−55.
  150. В. Стратегия природопользования // Экономист. 2002. № 3.с. 40−52.
  151. Я. Пересмотр международного порядка. М.: Прогресс, 1980.416с.
  152. Г. Д. Комплексное природопользование в регионе, экономические и правовые проблемы//Инженерная экология. 1996.№ 3.с.6−22.
  153. А. Н. Подходы к совершенствованию системы налогообложения нефтяного сектора с учетом интересов сырьевых территорий // Регион: экономики и социология. 1999. № 2. с. 107−124.
  154. Н.В. Налоговая система в сфере природопользования: анализ и возможности совершенствования // Актуальные проблемы совершенствования налоговой системы России. Сборник научных статей. Екатеринбург.2001. с. 69−74.
  155. Н.В. Экологизация налоговой системы: исследование возможностей // Первая отчетная конференция молодых ученых ГОУ УГТУ-УПИ: Тезисы докладов. Екатеринбург. 2001. с. 111−112.
  156. Н.В. Построение модели прогнозирования уровня загрязнения окружающей среды в Свердловской области // Человек-Общество- Окружающая среда: Труды Международной экономической конференции. Екатеринбург. 2001. с. 82−84.
  157. Н.В. Европейский опыт экологического реформирования налоговой системы // Вторая отчетная конференция молодых ученых ГОУ УГТУ-УПИ: Тезисы докладов. Екатеринбург. 2002. с.373−379.
  158. Н.В. Налоговые инструменты решения экологических проблем Урала // Международная выставка «Уралэкология-2002»: Тезисы докладов научно-практического семинара. Екатеринбург. 2002. с. 15.
  159. H.B. Инструменты экологического реформирования налоговой системы РФ // Экономика, Экология и Общество России в 21-м столетии: Труды IV Международной научно- практической конференции. Санкт-Петербург. 2002. с. 193−195.
  160. Н.В. Некоторые аспекты разработки экологически ориентированной стратегии предприятия // Труды Всероссийского симпозиума по миниэкономике. Екатеринбург. 2002. с. 134−136.
  161. Т.С. Экономика природопользования. М.: Наука, 1987.255с.
  162. Д.С. Анализ уровня природоохранных затрат в различных отраслях промышленности России/Вопросы статистики. 1999. № 10. с. 38−55.
  163. Н.В., Новоселов A.JI. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании. М.: Наука, 1997.
  164. Черная металлургия: отраслевой обзор // Эксперт-Урал. 2001. № 13.с. 9−17.
  165. A.B., Мелехин Е. С., Артамонов О. В. Практика и проблемы использования и воспроизводства минерально- сырьевой базы страны // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2001. № 4. с. 83−93.
  166. A.B., Сидорин И. Л. Платежи за природные ресурсы // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2002. № 1. с. 81−104.
  167. Э.Э., Малышенко С. П., Кулешов Г. Г. Введение в водородную энергетику. М.: Энергоатомиздат, 1984. 264с.
  168. А. Экономика и охрана природы в СНГ // Охрана дикой природы. 2000. № 1−3. с. 15−27.
  169. Экономика природопользования/Под ред. Бобылева С. Н., Козельцева М. Л. М.: Изд-во МГУ, 1991. 271с.
  170. Эффективность капитальных вложений. Сборник утвержденных методик. М.: Экономика, 1983. 128с.
  171. Экономика природопользования // Е. В. Сафронов, J1.B. Струкова, Е. В. Курилова, П. Кух. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 1997.89с.
  172. ЭХО. Экология, хозяйство, окружающая среда. Вып.1/ Сост. А. И. Козырев, A.M. Костин. М.: Прогресс, 1990. 360с.
  173. Е. Проблемы налогового регулирования природопользования // Налоги. 2002. № 2.с.67−80.
  174. Ю.С., Черноусов П. И., Неделин С. В. Ресурсно-экологическая оценка различных способов производства стали // Металлург. 2001.№ 5.с.31−43.
  175. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Аспект-Пресс, 1996. 319с.
  176. Я. Я. Экономика природопользования: Учебник Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1997. 774с.
  177. Я. Я. Экология. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2001.256с.
  178. Andersen M.S. Assessing the Effectiveness of Denmark’s Waste Tax //Environment. 1998. May.
  179. Arrow K. Social choice and individual values. New York, 1963.
  180. Bohm P., Russel C. Comparative analysis of alternative policy instruments // Kneese A., Sweeney J. Hand-book of natural resources and energy economics. New York, 1985.
  181. Dodds S. H. Practical Issues in the design of Environmental Taxes in Australia//Australian National Conference «Grounding the Paradigm». 1999, 5−7 July, Griffith -University, Brisbane
  182. Economic instruments for pollution control and natural resources management in OECD countries: a Survey. OECD, Paris, 1999a.
  183. Environmental Taxes and Green Tax Reform. OECD, Paris, 1997a.
  184. Environmental Taxes in Sweden. Swedish Environmental Protection Agency, Stockholm, 1997.
  185. Evaluating Economic Instruments for Environmental Policy. OECD, Paris, 1997.
  186. Harrison D. Tradable Permits for Air Pollution Control: the US Experience in OECD // Domestic Tradable Permits for Environmental Management. OECD, Paris, 1999d.
  187. Hotelling H. The Economics of Exhaustible Resources // Journal of Politician Economy. 193I.V. 39.№ 2.
  188. Implementing Domestic Tradable Permits for Environmental Protection. OECD, Paris, 1999b.
  189. Jeanrenaud, C. Obstacles to the Implementation of Tradable Permits: the Case of Switzerland // Domestic Tradable Permits for Environmental Management. OECD, Paris. 1999c.
  190. Lipsey R. G. and Lancaster K. The General Theory of Second Best // Review of Economic Studies. 1956. № 7. p. 11−32
  191. Meadows D. others. The limits to growth. A Report for the Club of Rome’s project on the predicament of man kind. New York, 1972.
  192. Mesarovic M., Pestel E. Mankind at the turning point. The Second Report to the Club of Rome. Toronto, 1974.
  193. On the general principles of environment protection. Stockholm, 1994.
  194. Ramsey F. P. A contribution to the theory of taxation // Economic Journal. 1927. № 1. p. 47−61
  195. Rosen H.S. Public Finance. Irwin/McGraw-Hill, 1998.450p.
  196. Samuelson P. The pure theory of public expenditure // Review of Economics and Statistics. 1954. № 36. p. 387−389
  197. Sandmo A. Optimal taxation in the presence of externalities // Swedish Journal of Economics. 1975. p. 86−98
  198. Sanstad A. H., Wolf G. H. Tax shifting and the likelihood of double dividends: Theoretical and computational issues. San Francisco: Redefining Progress, 2000. p.27
  199. Towards Sustainable Fisheries: Economic Aspects of the Management of Living Marine Resources. OECD, Paris, 1997c
Заполнить форму текущей работой